Энциклопедия пожаробезопасности

Строим каркасный гараж своими руками. Самостоятельное строительство каркасного гаража. Достоинства и недостатки каркасной постройки

Оптимальный способ строительства гаража «в одни руки» – возведение каркасника. При этом вовсе не обязательно иметь опыт выполнения таких работ или досконально знать технологию. Она проста и интуитивно понятна. Пошаговые инструкции по строительству каркасного гаража из дерева помогут разобраться во всех её нюансах.

По названию каркасного гаража легко догадаться, что лежит в основе его конструкции

Каркасник – строение, полностью возведённое из дерева. Металлические здесь только крепежи и соединительные элементы (перфорированные уголки и пластины) . Название технологии «говорящее», информирующее о том, что основа строения – каркас. После его обшивки выбранным материалом получают полноценное здание с несущими и ненесущими стенами, стропильной системой и перекрытиями.

Различают три технологии возведения построек этого типа:

  1. Канадская. Отличительная особенность – в применении СИП-панелей. Эти изделия состоят из толстого (10-20 см) пенополиуретана, с обеих сторон оклеенного полотнами ОСП (ориентированно-стружечной плиты) толщиной 9-12 мм.
  2. Каркасно-щитовая, подразумевающая сборку крупногабаритных панелей из досок и последующую их установку в проемы каркаса.
  3. Каркасно-рамочная. Наиболее простая в реализации, позволяющая выполнять весь комплекс работ своими руками, без привлечения помощников и грузоподъёмной техники. Далее будет рассмотрен именно этот способ строительства гаража.

Основные элементы каркасного строения

Каркасный гараж из дерева — вид изнутри

Каркасная постройка состоит из следующих элементов:

  • фундамента;
  • нижней обвязки;
  • каркаса стен из вертикальных рядовых и угловых стоек;
  • обшивки;
  • верхнего перекрытия;
  • стропильной системы (отсутствует у строений с плоскими кровлями);
  • крыши.

Используемый в строительстве пиломатериал – брус сечением 100х100 или 150х150 мм и доски сечением 15х50 мм и 25х20 мм. Обшивка – плиты ОСП толщиной 9 мм.

На заметку! Пиломатериал далеко не всегда имеет правильные геометрические параметры. Часто доски и брус в той или иной степени искривлены. Для калибровки материалов рекомендуется использовать рейсмус. Поскольку инструмент достаточно дорогой, его можно взять в аренду и за 1-2 дня выполнить все работы по выравниванию пиломатериала.

Нужен ли брус?

При строительстве каркасного деревянного гаража брус не является незаменимым

Технология позволяет заменить брус пакетом досок, уложенных на ребро и соединённых между собой гвоздями и металлическими шпильками сечением 6-8 мм . По цене цельный брус и сборный примерно одинаковы. Но у второго есть одно неоспоримое преимущество: сборную балку практически не ведёт.

В остальном она уступает брусу. При проектировании учитывают, что для неё допустимы нагрузки на 15% меньше, чем для цельного пиломатериала. Но гараж – лёгкое строение, не предполагающее солидного давления на фундамент и перекрытия. Поэтому в целях экономии и удобства собственноручной переноски пиломатериалов можно безбоязненно использовать балки из пакета досок.

Плюсы и минусы каркасного гаража

Количестве плюсов каркасного деревянного гаража в несколько раз превосходит минусы

Как и любая другая технология строительства зданий, каркасная имеет свои достоинства и недостатки. Причём первых намного больше, чем у всех остальных способов возведения гаража.

Плюсы:

  1. Высокая скорость строительства. При наличии хороших погодных условий каркасник размером 4х6 м можно собственноручно выстроить за 3-4 недели.
  2. Долговечность. Возведённый по всем правилам гараж прослужит не менее 50 лет.
  3. Внутренние и внешние стены не требуют дополнительной отделки в виде оштукатуривания и выравнивания, так как представляют собой ровные и гладкие поверхности.
  4. Возможность устройства облегчённого недорогого фундамента.
  5. Минимальная усадка или её полное отсутствие при условии применения качественно высушенного пиломатериала.
  6. Экологическая чистота.
  7. Более низкая теплопроводность, чем у кирпичных и бетонных построек.
  8. Способность выдерживать значительные и частые перепады температур.
  9. Всесезонное строительство.
  10. Благоприятный для здоровья человека микроклимат внутри помещений.

Минусы:

Из недостатков каркасной технологии прежде всего отмечают гигроскопичность древесины, её подверженность гниению и порче насекомыми-древоточцами. Риски минимизируют обработкой пиломатериалов специальными растворами – антисептиками. Один из наиболее популярных – «Сенеж». Рекомендуется наносить 2-3 слоя раствора.

Второй недостаток каркасников – пожароопасность. Для того чтобы повысить устойчивость древесины к воздействию высоких температур, разработаны специальные средства – огнебиозащитные. То есть они одновременно являются и антисептиками, что позволяет экономить на покупке этих растворов. Наиболее популярны и эффективны:

  • «Сенеж Огнебио»;
  • «Сенеж Огнебио Проф»;
  • NEOMID от «Неохим»;
  • «Пирилакс» от «НПО НОРТ»;
  • «Вудмастер» от «НПП Рогнеда».

К числу недостатков строений каркасного типа относят и сложность крепления навесных элементов (полок, шкафов, зеркал и др) к стенам. Для того чтобы гвоздь или саморез надёжно выдерживали нагрузку, их необходимо вогнать в брус или доску.

В каркасниках значительна площадь поверхностей – полости, заполненные утеплителем (минватой или пенопластом/пенополиуретаном). Поэтому при проектировании строения необходимо заранее предусмотреть наличие балок в тех местах, где будут устанавливать навесные элементы интерьера.

Составление проекта и сметы расходов

Прежде чем приступить к проектированию каркасного гаража, изучают особенности используемых в его строительстве материалов. Длина стандартных досок и бруса – 6 м. Можно заказать изделия других размеров, но за это придется доплатить.

На заметку! Выбрав габариты строения, соответствующие 3 и 6 метрам, упрощают процесс строительства, сокращают его сроки и минимизируют количество отходов.

В целях максимальной экономии средств при проектировании учитывают и геометрические параметры облицовочных и кровельных материалов.

Для гаража 3х6 с высотой стен 3 м потребуются:

  • брус 150х150 мм – 1,6 м 3 ;
  • доски 50х150 мм – 2,1 м 3 ;
  • доски 25х150 мм – 1,9 м 3 ;
  • доски 50х100 мм – 0,7 м 3 (для пола, если он будет деревянным).

Выгодность каркасника и в том, что можно экономить на пиломатериалах для устройства опалубки. Её сооружают из имеющегося, но для его сохранности укрывают щиты плотной полиэтиленовой пленкой. После демонтажа опалубки доски используют по назначению: для возведения каркаса.

Обязательные позиции сметы

Назначение Материалы
Фундамент из монолитной ж/б плиты — гидростеклоизол или рубероид для устройства гидроизоляции;

— песок для отсыпки «подушки» толщиной 20-30 см;

— бетон М-300;

— металлические прутки для армирования.

Каркас стен и перекрытий, стропильная система — брус 150х150 мм;

— доски 50х150 мм;

— доски 50х100 мм.

Обшивка внутренних и внешних стен ОСП-3 (толщина 9 мм)
Обрешетка кровли Доски 25х150 мм
Облицовка кровли Ондулин, профлист, плоский или волнообразный шифер, гибкая черепица, металлочерепица.

Доска 25х150 мм для подшивки карнизных свесов.

Утеплитель стен и перекрытий Базальтовые плиты Rockwool «Лайт Баттс» толщиной 150 мм.
Огнебиозащита древесины «Сенеж Огнебио»
Крепёжные элементы Металлические уголки, саморезы по дереву, гвозди.

В среднем стоимость материалов для строительства гаража 4х6 м с высотой стен 2,7 м составляет 278 тыс. руб. (данные актуальны на начало 2018 г) . Работа специалистов по возведению строения – 180-200 тыс руб.

Для выяснения точного количества материалов, необходимых для строительства каркасного гаража, можно воспользоваться онлайн-калькулятором, выполняющим расчёты в соответствии с СП 31-105-2002.

Для этого необходимо указать параметры строения:

  • длину;
  • ширину;
  • высоту;
  • шаг между балками перекрытий (рекомендовано 400 мм);
  • шаг между рядовыми стойками каркаса (рекомендовано 600 мм);
  • толщина утеплителя (100-200 мм).

Совет! Каркас желательно собирать на гвоздях, так как они эффективно предотвращают смещение материалов в любом направлении. Саморезы лучше работают на отрыв.

Необходимые инструменты

Для строительства потребуются как электроинструменты, так и ручные

При возведении каркасника используют древесину, что определяет выбор инструментов.

Электроинструменты

  1. Циркулярная (дисковая) пила. Наиболее выносливой считают «Хитачи С7MFA–4800».
  2. Шуруповерт с двумя аккумуляторами мощностью не менее 19W. Оптимальный выбор – «AEG BS 12 X-R LMB–3200».
  3. Бензопила. Лучшая из бюджетных – «Echo CS-3500-14». Средняя цена 7100 руб.
  4. Бетоносмеситель ёмкостью не менее 140 л. Необходим для заливки плитного или ленточного фундамента. Для возведения столбчатого будет достаточного ручного замеса бетона.
  5. УШМ (болгарка), 125 мм.
  6. Торцевая пила, необходимая для выполнения распила под определённым углом. Циркулярная не справится с этой задачей. Приобретение торцовой пилы быстро окупается скоростью и точностью выполнения работ.
  7. Пневматический молоток для гвоздей (не обязательно).
  8. Точило для заточки ручного инструмента.

Совет! Те, кто имеет опыт самостоятельного строительства каркасников, не рекомендуют покупать электролобзик. Этот инструмент бесполезен при выполнении большинства работ и вполне заменяем имеющимся ручным и электрическим.

Ручной и измерительный инструмент

  1. Качественные пузырьковые уровни длиной 200 и 60 см.
  2. Рулетка с длиной ленты не менее 8 м.
  3. Меловая малярная шнурка.
  4. Молотки на 500 и 1000 г.
  5. Два топорика, маленький и средний.
  6. Монтировка.
  7. Клещи (средние и большие).
  8. Сапожный нож.
  9. Набор стамесок.
  10. Ножовка по дереву.
  11. Ёмкости и лопаты для выполнения земляных работ и бетонирования.

Выбор фундамента

Все каркасники – легкие постройки и не требуют устройства солидного основания. Для гаража этого типа подойдет любой фундамент:

  • плитный;
  • МЗЛ (мелкозаглубленный ленточный);
  • столбчатый;
  • на винтовых сваях.

Альтернатива традиционным фундаментам

Фундамент Семыкина — бюджетный вариант

Для небольших одноэтажных строений подойдет самый бюджетный вариант – фундамент Семыкина . Он возводится из автомобильных покрышек, которые являются бросовым материалом. Это существенно удешевляет смету. Внутренние полости покрышек на ¾ заполняют песком и гравием, заливают бетоном.

В числе преимуществ основания из автомобильных покрышек:

  • амортизирующие свойства, предотвращающие перекос строения при подвижках грунта в периоды его замерзания-оттаивания;
  • долговечность;
  • дешевизна;
  • высокая скорость возведения.

Критерии выбора фундамента

Оптимальным решением для любого типа строения является плитное основание. Но при его выборе необходимо заранее решить несколько важных вопросов:

  • где будет находиться смотровая яма, и каковы её габариты;
  • где и как будут расположены коммуникации (электропроводка, водопровод, канализация, вентиляция);
  • определить местоположение станков, стеллажей, верстака.

Не всегда удаётся заранее предусмотреть все нюансы обустройства гаража, и в этом случае выбирают ленточный или столбчатый фундаменты. Они предоставляют простор для выбора местоположения всех перечисленных выше элементов строения и его интерьера.

Строительство столбчатого фундамента

Возведение столбчатого фундамента

Столбчатый фундамент представляет собой комплекс заглублённых в землю опор, расположенных по периметру здания. Возможны несколько способов устройства столбов.

  1. Из кирпичей, уложенных на цементно-песчаный раствор.
  2. Посредством заливки бетоном асбестовых труб сечением 200-350 мм;
  3. Из бетонных блоков.
  4. С помощью монтажа опалубки, армирования и заливки бетона.
  5. Из металлических труб с толщиной стенки более 2 мм и заполненных гравием и цементно-песчаным раствором.

Независимо от выбранного способа устройства опор, потребуется сформировать для них углубления в грунте. Ямы можно выкопать лопатой или пробурить мотобуром. Для фундамента под каркасный гараж оптимальное сечение углублений – 20-25 см.

Этапы строительства:

Шаг 1. Выбор места. Важно, чтобы строение находилось на расстоянии не менее 1,5 м от деревьев, любых ограждений и построек.

Шаг 2. Разметка. На этом этапе с помощью лазерного уровня находят угловые точки будущего гаража и отмечают их колышками. Соединяют бечёвкой или полипропиленовым шнуром. Проверяют прямолинейность углов и убеждаются в том, что диагонали прямоугольника равны.

Шаг 3. Подготовка участка. При необходимости выравнивают рельеф выбранного места, срезая возвышенности и убирая грунт за пределы разметки.

Шаг 4. В местах установки столбов натягивают шнурку «от стены к стене». Оптимальное расстояние между опорами (без учета их сечения) – 80-120 см. Чем тоньше столбы, тем меньшую дистанцию между ними выбирают.

Шаг 5. В найденных точках выкапывают или иным образом формируют отверстия в грунте глубиной 100-120 см.

Шаг 6. Из досок сечением 15х150 мм изготавливают опалубку в виде полых коробов требуемого размера.

Шаг 7. На дно каждой ямы насыпают слой песка толщиной 5-10 см и 10-15 см слой щебня. Тщательно утрамбовывают каждый.

Шаг 8. Устанавливают опалубку в ямы, выравнивают по уровню.

Шаг 9. Из прутков арматуры связывают прямоугольные стержни и устанавливают их в опалубку.

Шаг 10. Вручную или в бетоносмесителе готовят цементно-песчаный раствор с наполнителем из гравия.

Шаг 11. Заполняют опалубку бетоном с уплотнением каждого его слоя.

Шаг 12. После застывания столбов разбирают опалубку.

Шаг 13. Проверяют ровность расположения опор по горизонтали. Используют двухметровый пузырьковый уровень. Допустимы отклонения не более 5 мм.

Монтажные работы

Монтаж нижней обвязки каркасного гаража

Следующий этап работ после устройства фундамента – монтаж нижней обвязки из бруса сечением 150х150 мм:

  • на каждый столб укладывают 2-3 листа рубероида;
  • каждую балку запиливают с торцов так, чтобы в угловых точках получилось соединение шип-паз;
  • усиливают стыки металлическими уголками, закреплёнными саморезами;
  • устанавливают промежуточные балки, торцами упирающиеся в столбы на противоположных стенках обвязки;
  • соединяют балки с обвязкой уголками и саморезами.
  • настилают на нижнее перекрытие пол (если не планируют устройство смотровой ямы;
  • возводят каркас стен и стропильные фермы.

Чаще всего после монтажа нижнего перекрытия приступают к установке угловых и промежуточных опор стен каркаса, которые объединяют верхней обвязкой. Шаг между вертикальными стойками – 60-80 см. После чего обшивают внешние стены листами ОСБ. Заполняют проёмы между стойками каркаса пенопластом или плитами минеральной ваты и приступают к обшивке внутренних стен гаража.

Стропильную систему монтируют в соответствии с выбранным типом крыши. Обшивают кровлю листами ОСБ и поверх них устраивают обрешетку для укладки облицовочного материала. Завершающий этап строительства каркасного гаража – отделка внешних стен и крыши. После чего приступают к устройству отмостки и подъездного пути.

Уход за каркасным гаражом из дерева в процессе эксплуатации

Правильная эксплуатация каркасного гаража – залог его долговечности. Поскольку строение деревянное, для него губительна повышенная влажность воздуха . С внешней стороны здание обшивают облицовочными материалами, защищающими стены и крышу от осадков. Внутри помещения необходима качественная вентиляция, естественная или приточно-вытяжная.

Уход за строением состоит из нескольких регулярно повторяемых действий:

  • осмотр фундамента и его своевременный ремонт;
  • осмотр отделочных покрытий стен и кровли, устранение обнаруженных недостатков;
  • поддержание чистоты и сухости внутри помещения;
  • устройство дренажа, отводящего грунтовые и поверхностные воды от фундамента.

Для того чтобы построить каркасный гараж из дерева, необходимо правильно выбрать материалы и тип фундамента, изучить инструкции по выполнению каждого этапа монтажных работ. Собственноручно возведённое строение – гордость владельца. Соблюдение требований технологии гарантирует надёжность и долговечность гаража.

Технология возведения каркасного гаража доведена до простоты, необходимой рядовому владельцу автомобиля, не привыкшему к изыску, но требующему хотя бы минимально комфортных условий для содержания машины.

Выяснить прочность

Безусловно, первое, на что обратит внимание каждый уважающий себя и любящий свою машину автомобилист, – прочность будущего гаража.

Никакие тенты, времянки, навесы и прочие конструкции, отличающиеся хлипкостью, в качестве гаража служить не могут, хоть многие из уникумов и умудряются «впихнуть» туда свое авто на круглогодичное «проживание».

Если средств в обрез, а гараж нужен, то каркасное покрытие сможет спасти вашу машину от природных явлений и переападов температуры.

Предлагаемая технология является одной из самых доступных и выгодных – строительство каркасного гаража своими руками можно произвести, и правда, руками, то есть без привлечения тяжелой техники.

Каркасный «дом для машины» будет достаточно прочным, но, чтобы довести сооружение до идеала, вам необходимо :

  • построить гараж таким образом, чтобы он не зависел от внешней среды;
  • создать настолько простую конструкцию, чтобы она позволяла ремонтировать машину на месте;
  • обеспечить низкий уровень теплоотдачи сооружения;
  • вложить в строительство минимум средств.

Нужна ли яма?

Если с фундаментом для каркасного гаража все предельно ясно: он мало весит и поэтому позволяет взять за основу строения платформу, то с необходимостью устроения смотровой ямы возникает справедливый вопрос: а нужна ли она вообще?

Принимать решение о ее наличии или отсутствии необходимо накануне строительных всех работ. Этот элемент гаража является обязательным только в том случае, если вы самостоятельно занимаетесь ремонтом своего автомобиля.

Если вы решили, что яма нужна, то ее устройство займет какое-то время и сделает реализацию вашего проекта несколько дороже (несущественно).

Яму копают по разметке, укрепляют ее стены кирпичом (способ кладки в один кирпич) и обеспечивают качественным освещением.

По верхнему периметру смотровой ямы обязательно (!) осуществляют монтаж стальной обвязки, которую тщательно цементируют. Это необходимо для того, чтобы избежать обвалов ямы под тяжестью автомобиля.

Следующий этап состоит из обустройства монолитного фундамента . На подготовленный под него участок (на дно) насыпают так называемую подушку – смесь из песка и гравия не более, чем на 10 см, сверху – бетон (3 см). В бетон помещают каркас из арматуры – железные прутья кладут и вдоль и поперек, фиксируя в местах пересечения.

По периметру почти готовой площадки устанавливают опалубку и бетонируют конструкцию.

Когда бетон, фиксирующий фундамент, высохнет, можно, не дожидаясь, пока он хорошенько устоится (не дом ведь), приступать к монтажу каркасной конструкции.

Виды каркасных гаражей

Как и любое другое, строительство каркасного гаража своими руками предполагает самым сложным и ответственным моментом возведение фундамента. Но когда этот этап работ позади, оказывается, что осталось еще множество важных моментов, которые никак нельзя упускать из виду.

Даже от того, на какой тип гаража падет ваш выбор, зависит сохранность вашего автомобиля.

Среди одних каркасных есть несколько видов гаражей, определяющих качество содержания машины. И хоть специалисты утверждают, что держать автомобиль во всех каркасных сооружениях будет примерно одинаково, у вас есть шанс выбрать, проверить, сравнить.

Гараж из металлопрофиля

По оценкам специалистов, такой каркасный гараж обойдется хозяину всего в 30 тысяч рублей.

Оптимальные размеры гаража из профнастила (да и всех остальных типов гаражей) 4,5Х3,5 метра при условии содержания в нем одного автомобиля.

Гараж не должен быть тесным, в нем нужно предусмотреть комфортное размещения машины, хозяина и всех мелких и крупных подручных средств.

Больше всего для стен и крыши такого гаража подойдут двухметровые листы металлопрофиля марки С 10. Толщина такого листа должна составлять не менее 0,5 мм.

Для стандартного гаражного помещения вам потребуется 23 листа, львиная доля которых уйдет на обустройство стен.

Стены обшивайте листами внахлест , соединяя кровельными саморезами. Длину покрытия (крышу) регулируйте таким образом, чтобы основной ее размер (укрывающий) составлял 1,9 метра, а 10 см остались для оборудования свеса, необходимого для стекания дождевой воды.

Время строительства такого гаража по каркасной технологии составляет неделю.

Про металлические каркасные гаражи более подробно рассказано в следующей .

Каркасно-щитовой гараж

Для построения каркасно-щитового гаража вам не понадобится проект. Можно просто взять самые незатейливые конструкции, производимые на любом заводе: в данном случае это стропильные конструкции и стеновые панели.

Этот тип каркасного гаража отличается высокой экономичностью , при его возведении можно уложиться в 25 тысяч рублей, отличной теплосберегаемостью и простотой конструкции.

Кроме того, такие сооружения, скорее, напоминают домик, нежели место содержания автотехники, и удачно дополняют ландшафтный дизайн.

Строительство каркасного гаража своими руками в случае, если вы выбрали каркасно-щитовой тип, происходит по обычной схеме:

  • закладка фундамента;
  • установление каркаса;
  • обшивка «скелета» строения панелями;
  • утепление;
  • сооружение крыши;
  • навеска ворот.

К вашему вниманию видео о том, как построить каркасный гараж своими руками.

Гараж из бруса

Особенностью построения такого типа гаража является возведение деревянного каркаса, ну, и цена. Такой каркасный гараж по стоимости будет гораздо превосходить своих собратьев – металлопрофильный и щитовой гаражи.

Но если вы придерживаетесь принципа: если уж строить, то строить качественно, и вы правы. Дерево в качестве материала имеет целый ряд преимуществ :

  • самое экологически чистое;
  • самое энергосберегающее;
  • самое паропроницаемое;
  • самое легкообрабатываемое;
  • самое уместное в ландшафтной композиции.

На этих фото, вы видите этапы строительства каркасного гаража своими руками.

При построении каркасного гаража из бруса нужно только учитывать некоторые нюансы :

  • при выборе ленточного типа фундамента под каркасный деревянный гараж, вам достаточно углубить его на 60-80 см, а вот сваи или столбы придется у становить поглубже и попрочнее;
  • перед установкой брусового каркаса необходимо разработать проект или хотя бы эскиз (но максимально подробный);
  • стыковку брусьев нужно, по возможности, производить простейшими методами: способ внахлест как раз подойдет.


Сколько стоит дешевый гараж

Вопрос цены остается актуальным при реализации любого проекта, даже такого супер-простого, как строительство каркасного гаража своими руками.

Все давно свыклись с мыслью, что сделанное собственноручно стоит в разы дешевле , поэтому большинство владельцев автомашин и стараются обеспечить свою «ласточку» квартирой «авторской» постройки.

С учетом каркаса, обшивки, работы каркасный гараж обойдется вам от 25 тысяч рублей. Если вы используете дерево в качестве строительного материала – то стоимость будет порядка 35 – 70 тысяч рублей, в зависимости от породы древесины.

Каркасное строительство проще и доступнее фундаментального: из бетонных блоков, плит и кирпича. Деревянные конструкции не только дешевле, но и возводятся значительно быстрее. Все материалы, используемые во время работ, довольно легкого веса, поэтому многие автолюбители ведут строительство без помощников. Так как построить каркасный гараж несложно, времени на его возведение потребуется немного, 2-3 месяца.

Перед началом работ нужно определиться с тем, потребуется ли смотровая яма. Если да, то процесс закладки фундамента существенно усложнится и последовательность действий здесь будет иной.

Необходимо запастись рабочими чертежами, в которых будут указаны все основные размеры постройки, схема расположения балок, стропил, стоек каркаса.

Все расчеты нужно вести с учетом габаритов того пиломатериала, который будет использоваться в строительстве.

Расчет материалов для каркасного гаража

  • расстояние между промежуточными стойками каркаса должно быть таким, чтобы при обшивке избежать хлопот с подгонкой плит ОСБ или другого пиломатериала. Например, если решено обшивать постройку цементно-песчаными плитами длиной 1,22 м, то оптимальным расстоянием между стойками будет 0,625 м. Это позволит укладывать ЦПС целиком, не распиливая, и крепить к рядом стоящим стойкам;
  • совокупная толщина досок, которые будут выполнять роль вертикальных стоек, закладывается в расчет прежде вычисления оптимального расстояния между ними;
  • за “шаг” принимается расстояние от срединной точки каждой стойки. Таким образом, ее толщины будет достаточно, чтобы крепить к ней 2 листа обшивки;
  • при расчете расстояния между промежуточными стойками учитывают ширину утеплителя;
  • для верхней и нижней обвязок потребуется брус 10/10 см или 15/15 см, для стоек – доска 4/10 или 4/15 см. Ширина доски и одного из ребер бруса должна соответствовать толщине утеплителя;
  • в качестве теплоизолятора можно взять пенопласт или минеральную вату (в рулонах или матах).

Вернуться к оглавлению

Фундамент для каркасного гаража

Постройка эта легкая, и мощной основы для нее не потребуется. Но следует заранее продумать, какой будет пол. Он может быть бетонный, деревянный, земляной. Оптимальный вариант – первый. Рассмотрим, как выстроить гараж своими руками на ленточном фундаменте с бетонным полом. Работу начинают с разметки строительной площадки и ее подготовки – выравнивания и снятия верхнего слоя грунта (30 см).

Смотровая яма. Если решено сделать смотровую яму, размечают ее местоположение и выкапывают. Стенки ямы можно обложить кирпичом, но можно и просто сделать “глиняный замок”, то есть нанести на всю площадь грунта слой глины. На этом этапе нужно решить вопрос освещения, определиться с местоположением розетки. Если стены и пол ямы будут кирпичными, то кабель (уложенный в гофру) прокладывают за кирпичами. Наверху необходимо сделать металлическую обвязку. Это предотвратит разрушение стен под тяжестью автомобиля.

Вернуться к оглавлению

Устройство монолитного бетонного пола

После того как смотровая яма для каркасного гаража будет готова, приступают к отсыпке песчано-гравийной подушки по всей заранее выровненной площадке. Если грунтовые воды подходят близко к поверхности почвы, то прежде отсыпки устраивают дренажную систему. Особенно в отводе вод нуждается смотровая яма. Вокруг нее формируется траншея нужной глубины, в нее укладываются обернутые геотекстилем перфорированные трубы (дрены), монтируется трубопровод, выпускной конец которого выводят к ближайшему водоему или устраивают накопительный колодец. Таким образом, строим гараж надежным и долговечным.

  1. Уточняется разметка периметра каркасного гаража.
  2. По разметке выкапывают траншею с небольшим заглублением 20-40 см, ее дно выравнивают, грунт уплотняют.
  3. Далее нужно решить, как будет выстраиваться ленточный фундамент: из строительных блоков или с помощью опалубки.
  4. В любом случае сначала формируют песчано-гравийную подушку: 5-10 см песка (слой проливается водой и утрамбовывается) и 10-15 см гравия или щебня (этот слой тоже утрамбовывается).
  5. Если решено укладывать блоки, то на подушку настилается “постель” из цементно-песчаного раствора (цемент марки М300, М400 – 1 часть и 3 части песка). На раствор устанавливаются блоки, выравниваются по горизонтали.
  6. Если решено заливать ленту, то монтируется опалубка.
  7. Внутрь нее укладывается армирующий материал (сетка из арматуры).
  8. Заливается бетон. Поверхность ленты должна быть выровненной по горизонтали.
  9. Пока бетон набирает крепость, по всей площади пола каркасного гаража производится песчано-гравийная отсыпка (по аналогии с фундаментной лентой), выравнивается и уплотняется с помощью виброплиты.
  10. После чего заливается бетонный пол.

Вернуться к оглавлению

Этапы возведения стен каркасного гаража

  • отсечная гидроизоляция. На бетонные блоки или монолитную ленту настилают рубероид в 2-3 слоя. Боковые стороны фундамента можно обмазать битумом;
  • нижняя обвязка. На рубероид укладывается брус, притягивается анкерами к бетону, соединяется между собой скобами или оцинкованными усиленными уголками;
  • установка угловых стоек каркаса. Углы выставляют строго по вертикали, в качестве материала используются либо брусья, либо сдвоенные доски;
  • установка промежуточных стоек. Через определенное расстояние выставляют доски, укрепляют их укосинами;
  • все элементы каркаса стягиваются между собой металлическими уголками с помощью саморезов по дереву длиной 70-90 мм;
  • монтаж верхней обвязки производится по аналогии с нижней;
  • там, где будут ворота каркасного гаража, стойки должны быть усиленные либо сдвоенные (строенные) либо понадобится обвязочный брус.

Гараж – строение, необходимое каждому автомобилисту, которое обеспечивает сохранность транспортного средства и уберегает машину от негативных воздействий окружающей среды. Многие собственники откладывают возведение такого объекта, предполагая, что его строительство является слишком сложной и дорогостоящей процедурой. Однако сегодня можно построить гараж с минимальными временными и финансовыми затратами, если возвести каркасную конструкцию. В статье узнаем об основных нюансах и особенностях каркасного строительства.

Почему каркасные конструкции так популярны?

В последние годы каркасных объектов стала очень востребованной. При использовании качественных строительных материалов и при правильной организации работ, такой гараж ничем не будет уступать объекту, выстроенному из кирпича, дерева или любых других традиционных материалов.

Широкую популярность технология каркасного строительства приобрела, в первую очередь, благодаря простоте монтажа. Каркасное здание можно возвести самостоятельно, не обращаясь за помощью к профессиональным монтажникам, благодаря чему можно существенно сократить бюджет на сооружение объекта. Кроме того, такое строительство занимает сравнительно немного времени – опытные в этом деле люди могут построить объект всего за несколько дней.

Сокращение расходов на возведение здания обусловлено еще и доступностью современных строительных материалов. А благодаря их малому весу, доставку на место стройки можно выполнить без привлечения специализированной техники.

Каркас для гаража может быть сооружен из разных материалов, но чаще всего используют деревянный брус и металлический профиль.

Сама процедура строительства включает в себя несколько простых этапов:

  1. 1. Подготовка стройплощадки.
  2. 2. Рытье котлована и создание фундамента.
  3. 3. Разметка и сборка каркаса стен.
  4. 4. Устройство кровли.
  5. 5. Утепление и обшивка стен.
  6. 6. Монтаж гаражных ворот.

Чтобы научиться строить каркасные объекты своими руками, необходимо разобраться в каждом из описанных этапов в отдельности.

Начало монтажных работ – подготовка строительной площадки и устройство фундамента

Подготовительные работы считаются наиболее важными при любом строительстве. От качества подготовки места для возведения объекта будет зависеть ровность фундамента и надежность всего нового здания. После выбора подходящего места на участке, необходимо расчистить периметр и тщательно выровнять местность.

Площадка под застройку должна быть больше периметра возводимого объекта на 50–60 см с каждой стороны. После разметки с земли необходимо удалить плодородный слой почвы глубиной от 15 до 20 см. Проще всего вырыть такую яму с помощью специальной техники, хотя при некоторой сноровке и наличии свободного времени можно обойтись лопатой и сделать все самому. Дно выкапанной ямы обязательно нужно утрамбовать вручную или с помощью катка.

Для строительства каркасного гаража подойдет любой тип фундамента, так как постройка не будет отличаться большим весом, а значит, не создаст серьезной нагрузки на подготовленное основание. Однако помимо самого строительного объекта при выборе фундамента нужно учитывать и вес автомобиля, который будет стоять в гараже. Специалисты рекомендуют для каркасных объектов создавать плитный или ленточный фундамент.

После определения типа фундамента необходимо наметить угловые точки периметра под стены. Для начала нужно отметить одну угловую точку, в которой устанавливается разметочная обноска. К обноске привязывают шнуры – по два на каждую сторону при устройстве ленточного фундамента, в этом случае расстояние между шнурами будет задавать ширину планируемой ленты. Шнуры растягивают по сторонам будущего фундамента на всю длину, после чего фиксируют на противоположных обносках.

Крайне важно сделать все углы будущего здания прямыми. С помощью перекладины установленной обноски можно в определенных пределах перемещать точку фиксации на ней шнура. Чтобы убедиться в прямоугольности углов, можно измерить диагонали прямоугольника, они должны быть одинаковыми по длине.

Каркасный гараж можно построить на бюджетном столбчатом основании. Фундамент из опор отличается простотой монтажа, его можно сделать самостоятельно и он прекрасно подходит для последующего настила дощатого пола, который должен быть достаточно прочным и надежным, чтобы выдерживать вес автомобиля. Столбчатый фундамент можно сделать из разных материалов. Обычно для устройства такого основания используют железобетонные конструкции, бетонные блоки, кирпич или комбинируют сразу несколько материалов.

Ленточный фундамент отличается большей сложностью в обустройстве и требует намного больше времени, так как в строительстве придется использовать бетонный раствор, который достаточно долго набирает прочность и застывает. Главным преимуществом ленточного основания под каркасное строение является то, что он дает широкие возможности по созданию смотровой ямы. Пол гаража на ленточном фундаменте можно делать как деревянным, так и бетонным.

Третьим по популярности типом фундамента для строительства каркасных сооружений является плитное основание. Оно считается наиболее сложным и затратным при строительстве, так как требует создания целой системы утрамбованных слоев из разных материалов, поверх которых уже заливается бетон. Достоинством плитного основания является его высокая прочность, надежность и долговечность.

Проектирование и возведение каркаса постройки

После создания фундамента можно переходить к возведению каркаса будущего сооружения. Каркас гаража может быть изготовлен из металлического профиля, деревянного бруса или из обоих этих материалов одновременно. Определившись с используемыми материалами, обязательно нужно подготовить проект. Этот документ позволит правильно выполнить все этапы строительства и возвести действительно качественное, хорошо продуманное здание.

Сами монтажные работы принято разделять на несколько этапов:

  1. 1. Установка нижней обвязки.
  2. 2. Сборка вертикальных конструкций – стен.
  3. 3. Установка верхней обвязки.
  4. 4. Обшивка каркаса.
  5. 5. Монтаж каркаса крыши.

Первым делом на готовое основание настилают гидроизоляционный материал (обычно рубероид). Гидроизоляция необходима для защиты деревянных и металлических элементов будущего здания от негативного воздействия влаги. Рубероид выступает вполне приличной отсечкой, благодаря которой влага не будет распространяться от стенок фундамента и из грунта при обильных осадках.

На следующем этапе на фундамент укладывается деревянный брус выбранного размера, это может быть брус 120×120 мм, 150×150 мм или 120×150 мм. Брус при желании можно заменить доской 50×120 мм или стальной профильной трубой с квадратным сечением 10×10 см. Для закрепления брусовой обвязки в углах используют шпонки или врубку. Металлические элементы обвязки закрепляются на углах сваркой, а деревянные – анкерными винтами или шпильками, вмурованными в основание. При монтаже обвязки на столбчатый фундамент внутри ее рамы на ребро укладываются лаги, которые будут необходимы для закрепления дощатого пола.

После этого можно переходить к сборке каркаса стен. Существует два варианта сборки:

  1. 1. На месте установки. То есть каркасные стены собираются и фиксируются вертикально на месте их постоянного расположения. Метод используется при монтаже деревянных конструкций.
  2. 2. На земле. Металлический каркас стен обычно собирают в горизонтальном положении на земле, после чего его поднимают и прикрепляют к обвязке в вертикальном положении.

В качестве элементов деревянного каркаса используют брус 60×60 мм, доску 30×150 или 30×120 мм. Металлический каркас принято собирать из профильной трубы 60×60 мм. После соединения отдельных элементов между собой и установки подготовленной конструкции вертикально, выполняется верхняя обвязка, необходимая для придания каркасу максимальной прочности. Для обвязки используют брус или трубу, которые по размеру должны соответствовать размеру отдельных элементов каркаса. К примеру, если вертикальные стойки изготовлены из досок шириной в 120 мм, то верхнюю обвязку можно сделать из такой же доски, укладывая ее в два слоя, или из бруса 60×120 мм.

Возведенный каркас необходимо сразу обшить внутри или снаружи облицовочными материалами. В качестве такой обшивки используют листы из ОСБ или фанеры, а также профнастил. Обшивка внутренней или внешней стороны объекта сделает его более прочным и позволит перейти к монтажу кровли.

Крышу гаража можно делать одно- или двухскатной. Двускатные крыши строить дороже и труднее, зато они позволяют обустроить полезное чердачное помещение или подготовить подкрышное пространство для хранения материалов и инструментов, используемых в хозяйстве. выполняется в несколько этапов. Сначала делается стропильная система, после чего скаты обшиваются фанерными листами, поверх которых укладывается кровля.

Устройство пола гаража и монтаж утеплительных материалов

После устройства крыши и обшивки стен с одной стороны можно приступать к монтажу пола в гараже. Если застелить пол до установки крыши, деревянная облицовка может сильно пострадать из-за внезапных осадков. Лучше всего для облицовки использовать не шпунтованную доску, чтобы отделка могла расширяться и сужаться из-за изменения температуры и влажности окружающей среды.

Настил делают с небольшим зазором между отдельными элементами облицовки. Между досками нужно оставлять свободное пространство не менее 3–4 мм, чтобы при температурном расширении отделка не деформировалась. Облицовку обычно укладывают на лаги из деревянных брусков и закрепляют на основании саморезами или гвоздями.

На плитный фундамент дополнительную облицовку можно и не укладывать. Достаточно будет только обработать поверхность специальной укрепляющей грунтовкой глубокого проникновения, которая сможет упрочнить, скрепить верхние слои бетона и обеспечить основанию лучшие гидрофобные характеристики. Бетонный пол сверху можно окрасить или укрыть керамической плиткой, а можно оставить и без отделки вовсе.

Следующим шагом строительства каркасного объекта является его утепление. Теплоизоляцию установить в каркас сооружения очень просто. Выбранный материал просто помещается в пустоты в каркасе с внутренней или внешней стороны (в зависимости от того, с какой стороны первоначально были обшиты стены).

Для утепления можно использовать минвату, пенополистирол, напыляемый пенополиуретан и любые другие теплоизоляционные материалы. Напыляемый пенополиуретан считается предпочтительным для утепления каркасного строения. Он дороже большинства других типов теплоизоляции, требует применения специального оборудования, зато им можно полностью заполнить все пустое пространство в каркасе, в том числе любые полости и щели, благодаря чему постройка будет качественно защищена от мостиков холода.

После монтажа утеплителя можно приступать к обшивке стен со стороны, где еще не установлены облицовочные материалы. Для обшивки можно использовать любые легкие отделки, рекомендуется с обеих сторон здание облицовывать с использованием одного материала. То есть, если изнутри стены уже обиты ОСБ-плитами, то и снаружи лучше обивать каркас этими же плитами.

Финишная облицовка и установка гаражных ворот

Чтобы гараж стал по-настоящему комфортным, привлекательным внутри и снаружи, все поверхности в нем дополнительно облицовываются. Внутри для отделки помещения лучше всего использовать надежные, долговечные и устойчивые к внешним негативным воздействиям материалы. Рекомендуется отказаться от облицовки, которая легко горит и способствует быстрому распространению пламени. В гаражах, где могут храниться пожароопасные вещества, таким отделкам места нет.

Одновременно с финишной облицовкой в гараже устанавливают ворота, которые могут быть распашными, секционными, роллетными или подъемно-поворотными. Для самостоятельной установки лучше всего подходят простые распашные двустворчатые ворота, остальные конструкции требуют при монтаже определенных профессиональных знаний и умений, которых у обычного собственника, скорее всего, нет.

Постройка каркасного здания, хоть и занимает достаточно много времени, но может быть выполнена полностью самостоятельно. Конечно, если вы найдете себе помощников, работы пойдут быстрее и отнимут меньше сил, но при определенной сноровке можно обойтись и без них. Соблюдайте описанную в нашей пошаговой инструкции очередность действий, и вы сможете сделать гараж своей мечты с минимальными вложениями.

Гаражи из дерева для большинства российских регионов является оптимальным решением «жилищной» проблемы для своего автомобиля. Строительный рынок не испытывает дефицита в лесоматериалах, а потому каждый может построить деревянный гараж на свой вкус. Проблема заключается лишь в том, чтобы выбрать подходящую технологию. О том, как построить гараж из дерева своими руками, читайте в этой статье.

Выбор технологии строительства гаражей, в первую очередь, сводится к предполагаемым финансовым затратам. Так, если вы хотите «отделаться малой кровью» и сэкономить не только деньги, но и время, каркасное строительство поможет вам решить проблему. Сегодня эта технология активно используется буквально для всего, начиная от возведения жилых домов и целых поселков, заканчивая приусадебными, торговыми, офисными и другими строениями.

Каркасные конструкции поставляются в готовом, но разобранном виде, и все что вам нужно – лишь собрать их на фундаменте и поставить крышу. Производители гарантируют долгие года эксплуатации даже в неблагоприятных погодных условиях. Деревянные элементы обработаны специальными антисептиками, поэтому таким гаражам не страшны ни грызуны, ни плесень, ни перепады температуры. Дополнительное покрытие защитными составами поможет сделать их даже более огнеупорными, что в случае с деревянными конструкциями будет существенным преимуществом.

Все эти достоинства гарантируют надлежащие условия «хранения» автомобиля, защищая его от непогоды, преждевременной порчи, угона и т.д. И если раньше каркасные деревянные гаражи возводились долго и проблематично, то современные технологии позволяют сделать это буквально за пару дней. По своей прочности легкая конструкция может смело конкурировать с грузными гаражами из пеноблоков или кирпича, а затрат уходит в несколько раз меньше.

Но чтобы каркас стоял прочно и выполнял все предписанные ему обязательства, необходимо обеспечить соответствующие условия – подготовить площадь, сделать надежный фундамент, крышу и т.д. Закладка фундамента отнимает большую часть времени, но это обязательный этап, требующий полной отдачи. Здесь вам может понадобиться строительная техника и помощь 2-3 человек. После этого можно смело собирать каркас, фиксируя элементы болтами и саморезами в одиночку или вдвоем.

Как построить каркасный гараж своими руками

Перед тем как сделать гараж из дерева, следует произвести подготовительные работы – разработать подробный проект, рассчитать, сколько понадобится материалов для фундамента, внешней и внутренней отделки, будет ли внутри отопление и т.д. Делать это нужно сразу, чтобы примерно представлять, во сколько обойдется строительство, и на чем можно сэкономить при необходимости.

Чертежи гаражей из дерева можно посмотреть на сайте производителя каркасных конструкций и соотнести их с предполагаемым местом расположения будущей постройки. Также вы можете разработать свою схему, в соответствии с которой вам подберут каркасную конструкцию. Для хорошего просторного гаража с подъездом и воротами хватит участка площадью 10х10 м.

Ход работы:


Внутреннее обустройство гаража

Когда большая часть работ позади, остается лишь организовать внутреннюю отделку помещения, чтобы машине было уютно и комфортно при любой погоде. Использовать дорогостоящие материалы для гаража не имеет смысла, поскольку рано или поздно они пропитаются запахами дыма, масел и бензина.

Для обустройства потолка используйте дешевую вагонку, на которую постелите бумагу и положите утеплитель. Чердачный пол устелите доской 25 мм и поставьте приставную лестницу. Это помещение можно использовать для хранения запасных частей, красок, масел и т.д.

Отопление гаража – еще один важный момент, который не стоит упускать из виду. Температура в помещении не должна опускаться ниже +16С, иначе могут нарушиться правила хранения жидких средств по уходу за автомобилем, да и проводить кузовные работы гораздо приятнее в тепле и комфорте.

Важно: Для отопления гаража ни в кое случае нельзя использовать электрические спиральные обогреватели. В противном случае крайне вероятен риск возникновения пожара.

Переносные обогреватели тоже не лучший вариант – их низкой теплоотдачи не хватит даже на небольшое помещение. Оптимальным вариантом будет поставить котел и сделать водяное отопление, установить тепловентилятор на 2 кВт или теплопрожектор на 500 Вт (зависит от возможностей энергопотребления).

Гараж из бруса

Деревянные гаражи (фото) могут быть не только каркасными, но возведенными «по старинке» — из бруса. Это один из самых надежных, долговечных и недорогостоящих вариантов конструкций, которые можно сделать без посторонней помощи.

Гараж из бруса обладает прекрасными теплоизоляционными характеристиками и обладает естественной вентиляцией – стены «дышат», запахи не застаиваются. Кроме того, построить такой гараж довольно просто, даже если у вас нет профессиональных навыков.

Преимущества гаражей из бруса по сравнению с другими материалами:

  • экологически чистый природный материал;
  • естественная вентиляция помещения;
  • дерево легко обрабатывать без техники и особых навыков;
  • деревянный гараж гармонично впишется в природный ландшафт загородного дома;
  • долговечность (сроки эксплуатации до 50 лет);
  • экономичность (экономия на отоплении, обслуживании и ремонте).

Особенности технологии

Любое строение, будь то жилой дом или небольшой гараж, требует закладки крепкого основания. Для строений из бруса можно делать монолитный, ленточный или свайный фундамент. Главное – он должен возвышаться над землей не меньше чем на 20 см, иначе дерево при взаимодействии с почвой начнет гнить и рассыпаться. Для 100% защиты от быстрой порчи древесины между первым венцом брусьев и фундаментом следует уложить гидроизоляционный материал.

Стены из профилированного бруса следует укладывать в сруб. Это можно сделать даже в одиночку, если заказать готовый сруб. Стоимость при этом будет не на много выше, зато объемы работ существенно сократятся.

Полы в гараже из бруса можно залить бетонной стяжкой или устелить деревянной доской. Бетонный пол лучше заливать на монолитном фундаменте. Ниже мы рассмотрим пример строительства гаража на столбчатом фундаменте с дощатым полом.

Что же касается крыши гаража, то ее лучше делать элементарной – одно- или двускатной. От формы кровли будет зависеть строительство стропильной системы. В любом случае следует сделать стоки для воды по принципу, описанному в предыдущей главе.

Этапы строительства

Построить гараж из брусьев можно без каких-либо специальных навыков:


Построить гараж из дерева своими руками может любой трудолюбивый хозяин авто даже без профессиональных слесарных навыков. Более того, если у вас есть хобби помимо ухода за автомобилем, например, сборка масштабных моделей самолетов или выжигание по дереву, в гараже можно устроить свою рабочую мастерскую. Для этого достаточно провести дополнительное отопление и освещение. Таким образом, гараж из обычного специализированного помещения превратится в неотъемлемую часть дома, в которой приятно проводить свободное время.

Похожие публикации