Энциклопедия пожаробезопасности

Психологические комплексы, психология, самооздоровление организма, определитель болезней. Недостатки Человека! Как избавиться от своих недостатков

Причины психологических комплексов (комплекса неполноценности у женщин и мужчин и распространенного сегодня комплекса жертвы), неуверенности в себе, имеют подсознательные корни. Для того чтобы избавиться от неуверенности, психологических комплексов, а также освободиться от ненужного ментального груза понадобится эффективная психотехника, которая поможет выявить подсознательные причины проблем человека и стать свободным и от причин и от самих проблем, порожденных ими.

Чтобы понять, насколько современное общество поглощено психологическими комплексами, стоит для начала взглянуть на себя со стороны. Мало кто из нас безоговорочно принимает себя таким, каков он есть. При отсутствии внутренней гармонии и наличии спутанных представлений об "идеалах" и "смыслах" - в людях формируются тотальная неуверенность в себе, комплекс неполноценности (по-своему у женщин и мужчин), если им не удается соответствовать этим ценностям, а также комплекс жертвы, не имеющей возможности строить свою жизнь по собственным правилам.

Если присмотреться повнимательнее к тому, как большинство из нас привыкло жить, можно заметить совсем нелицеприятную картину: современный человек имеет много ложных целей, навязанных моделей поведения и ценностей, им легко манипулируют через цели и потребности общества: куда-то бежать, стремиться, достигать, бороться, тянуться к различного рода "идеалам", как правило навязанным кем-то и т.п. Человек социальный практически растворился в этом самом обществе и уже не отделяет себя от него, утрачивая в этом всеобщем порыве возможность быть самим собой и жить по своим правилам , а не "общественным нормам" и догмам. И обязательно втайне мечтает быть "лучше", склонить других к своим правилам игры и также манипулировать до потери пульса. Потому что "такова жизнь"...

В обществе давно превалируют лживые ценности: отовсюду нам говорят о важности неограниченного потребления, различных форм "достигаторства" в борьбе за общественное признание:

  • стандарты моды, красоты, физической привлекательности,
  • мерила достатка, важность атрибутов богатства (недвижимость, техника, драгоценности), - все как можно ярче и вызывающе,
  • стремление обладать властью, положением в обществе,
  • различные цели и достижения, которые принимаются безоговорочно как руководство к действию.

Люди, поглощенные этой суетой, даже не задумываются, откуда зарождаются их психологические комплексы, неврозы, отчего в мире все большее количество мужчин и женщин страдает от комплексов неполноценности, почему внешне благополучного человека раздирают внутренние противоречия.

Чувство соперничества, желание превосходства над другими людьми, стремление к различного рода идеалам на фоне большого числа психологических комплексов, - все это показывает, насколько люди запутались в вопросах того, что считать для себя важным. А также насколько они изнуряют себя бесконечной борьбой, в результате чего многие ощущают постоянную неуверенность в себе, свое бессилие и никчемность соответствовать эталонам общественных идеалов, бессилие, чтобы перевести собственную жизнь на другие рельсы.

Проявляются психологические комплексы у людей:

  • кто стремится во что бы то стало обладать перечисленными атрибутами богатства, статуса, стандартов красоты,
  • кто замкнулся в себе, потерпев неудачу в попытке "достигаторства",
  • кто обладает какими-либо вредными привычками (например, алкоголь), что говорит о желании человека спрятаться от жизни,
  • у кого есть заикание, скованная речь, страх публичных выступлений, которые говорят о большой неуверенности человека в своих силах, страх действовать,
  • а также те, кто окончательно сложил с себя ответственность за свою жизнь и занят бесконечным поиском виновников личных неудач вокруг себя (комплекс жертвы ).

Зарождаются психологические комплексы по многим причинам. Прежде всего от того, что человек не принимает самого себя, каким он есть. Как правило, травмы детства и недостаток любви родителей накладывают на человека этот отпечаток. Это делает человека слабым, беспомощным перед внешним миром.

А также зарождение комплексов связано с тем, что представление людей в корне неверно,

  • во-первых, относительно представлений об истинных целях своего существования и об окружающей реальности,
  • во-вторых, об истинных причинах своих проблем, внутренних противоречий, комплексов, неуверенности в себе.

Вследствие этого люди попадают в замкнутый круг: не имея возможности различать истинные ценности, не принимая себя в своем естественном проявлении, не веря в свои собственные силы, они участвуют во всеобщей гонке за достижением разных идеалов, являющихся, по сути, пустышкой. Навязанные ценности, манипулятивные кнопки, ограничивающие убеждения, лживые идеалы не имеют под собой реальной значимости. Но люди чувствуют, в основном, свою никчемность, бессилие в достижение этих ценностей при страстном желании обладать ими. Эти внутренние противоречия вызывают комплекс неполноценности, питают огромную неуверенность человека в себе, а также комплекс жертвы - беспомощной и не способной изменить ситуацию в лучшую сторону.

Сегодня те методики, которые предлагают различные виды психологических терапий для работы с психикой человека имеют один существенный недостаток - они в большинстве своем работают с сознательной частью человеческого я. А большая часть материала, с которым необходимо работать, чтобы избавить человека от комплекса неполноценности, неуверенности в себе, имеет подсознательные корни .

Из чего ясно, что для того, чтобы человеку избавиться от психологических проблем, найти корни своих внутренних противоречий, нужно проработать ассоциируемый с этими проблемами ментальный материал, скрытый в подсознании. Поэтому надеяться на обретение настоящей свободы со старым ментальным багажом - невозможно. И любая работа с сознательной частью психики может дать не долгосрочный положительный эффект, но источники проблем, как были, так и останутся не проработанными. Сколько стену ни крась - все равно со временем будет проступать на поверхность грибок и осыпаться штукатурка. Поэтому для обретения человеку настоящей свободы от своих комплексов, избавления от неуверенности, лишающего воли комплекса жертвы, нужно обратиться к подсознанию, разрядить находящийся в нем ментальный материал, убрать изнутри все внутренние противоречия, что эту свободу мешают почувствовать, ощутить.

Как раз для такой цели - служит психотехника под названием Турбо-суслик .

Эта техника дает работающие инструменты, которые могут быть полезны тем людям, кому действительно важно стать свободным, жить не придуманными правилами, идеями, установками, манипулированием и другими играми, а осознать о жизни что-то гораздо более глобальное и лежащее за гранью ума и горизонтов "можно"-"нельзя", "хорошо"-"плохо", а также кто хочет узнать, какие тайны хранит его подсознание и как это влияет на его жизнь.

В общем, подходит система всем, кто готов на все ради получения реальной свободы и готов действовать, кто не держится за свои убеждения, лживые идеалы, не хочет жить в постоянной гонке за ними и страдать от невозможности реализоваться . В общем, если вы готовы к глобальным переменам , хотите разобраться во внутренних причинах, вызывающих ваши психологические комплексы, а не жить в погоне за придуманными целями и идеалами.

Информация на этом статье - результат личного опыта его автора, все статьи написаны исходя из собственных результатов пользования системой и не имеют целью убедить кого-нибудь в чем-то.

Данный сайт является личной инициативой его автора и не имеет никакого отношения к автору техники Турбо-Суслик Дмитрию Леушкину.

54 674 0 Здравствуйте! В этой статье мы расскажем про недостатки и достоинства человека. Все мы знаем, что в этом мире нет ничего идеального. У каждого существа на этой Земле есть свои уникальные нестандартные особенности, кто-то может назвать их достоинствами, кто-то — недостатками. Тут многое зависит от того, мешают ли данные черты самому человеку. Если да, то можно ли избавиться от изъянов и как это сделать?

Недостатки человека

Каждый человек на этой Земле обладает своим уникальным набором качеств. Причем практически любое из них можно отнести и к достоинствам, и к недостаткам человека. Возьмем к примеру, отзывчивость и щедрость. В обществе эти качества принято считать хорошими, но стоит посмотреть на них под другим углом и перед нами появляется недостаток.

Отзывчивый человек всегда готов откликнуться и прийти на помощь. Достоинство? Безусловно! Но чрезмерная отзывчивость мешает жить самому человеку, он не может сказать «нет» и часто становится предметом эксплуатации более ушлыми окружающими. Под таким углом этот изъян мешает жить и быть счастливым прежде всего самому обладателю этого качества.

Щедрость — неоспоримое достоинство. Но иногда оно превращается в расточительство, чрезмерно щедрый человек даже может обделять себя и своих близких, раздавая блага «вовне».

Выходит, недостатки — это черты и качества личности, которые мешают жить, быть успешным и счастливым, прежде всего самому обладателю этих качеств. Изъянами могут стать разрушительные эмоции (гнев, раздражительность, перепады настроения, боязливость и т. д.), пороки (чревоугодие, алчность, зависть и т. д.), а также другие человеческие слабости.

Условно все недостатки можно разделить на несколько групп.

Тип недостатков Примеры изъянов К чему могут привести?
Психологические Неусидчивость, тревожность, излишняя общительность или замкнутость, лень, низкая или завышенная самооценка, страхи, жестокость, цинизм, отсутствие самостоятельности, постоянная нужда в контроле и оценке действий, меркантильность, лживость и прочие. Этот тип недостатков может отпугнуть от их обладателя людей, создать проблемы в личной жизни, стать препятствием для карьерного роста, лишить человека сил и загнать в глубокую депрессию.
Физические Рост, вес, цвет глаз, форма лица, тип фигуры, неидеальная кожа, проблемы с волосами или зубами, несоответствие кому-либо стандарту и т. д. Этот тип недостатков очень субъективен. Любое физическое качество при желании можно превратить в изюминку или достоинство. Однако если ничего не делать, физические изъяны провоцируют появление комплексов, неуверенности в себе и непринятию себя как к личности. Это, в свою очередь, может привести к глубоким личностным проблемам, недопониманию во взаимоотношениях с другими людьми и нереализованности.
Женские Излишняя скромность или развязность, разговорчивость, двуличность, потребительство, шопоголизм, алчность, непринятия себя как девушки или излишние самолюбование собой, черствость, неумение демонстрировать собственные эмоции, обидчивость и т. д. Такие недостатки могут привести женщину к болезням, разладу в личной жизни. Кроме этого, неумение обращаться с собственными эмоциями блокирует свободное течение женской энергии и отпугивает мужчин.
Мужские Диктаторство и патриархальный взгляд на жизнь, грубость, отсутствие юмора, низкий интеллект, скупость, жадность, неряшливость, трусливость, отсутствие целеустремленности и т. д. Эти недостатки причиняют мужчинам неудобства в карьере и личной жизни.

Как избавиться от недостатков

Рост и самосовершенствование — это то, что улучшает качество нашей жизни, придает смысл нашему существованию и делает нас самих легче, лучше и счастливее. Поэтому если какое-то качество вам мешает жить, от него нужно избавляться.

  1. Найдите недостаток. Чаще всего изъяны в поиске не нуждаются, люди знают, что тянет их назад и мешает жить. Если вы хотите просто стать лучше, но не знаете с чего начать, обратите внимание на то, что раздражает вас в других людях. Скорее всего, именно это есть в вас, но вы не можете это принять.
  2. Не стоит специально выискивать в себе недостатки, а потом смаковать их, не предпринимая никаких действий и жалуясь на жизнь. Позиция жертвы доставляет некоторым людям удовольствие, но делает их безответственными и не способны управлять собственной жизнью.
  3. Осознайте недостаток, признайтесь себе, что он у вас есть, и постарайтесь его принять. То же касается и близких людей, не стремитесь переделывать недостатки любимого человека. Старайтесь принять его вместе с его изъянами. А если что-то не дает покоя, начинайте работу над собой, а не над воспитанием близкого человека.
  4. Начните отслеживать и контролировать свои мысли. По началу это может показаться сложным, но если вы сможете научиться это делать, рано или поздно недостатки не смогут переступить за черту вашей осознанности. Читать:
  5. Проанализируйте свой изъян. Каков его характер? В чем и почему он вам мешает? К каким последствиям он может привести? Опишите самый ужасный расклад, если этот недостаток навсегда останется с вами. Чем закончится дело? Используйте данную картинку как мотивацию для скорейшего искоренения своего недостатка.
  6. Найдите достоинство, на которое вы замените недостаток. Помните пословицу «Свято место пусто не бывает»? Это высказывание справедливо и в работе над собой. Как только вы уничтожите раздражающий вас изъян, появятся пустоты, которые нужно заполнить чем-то правильным или положительным. Иначе есть риск обзавестись новыми недостатками и плохими привычками или укрепить старые.
  7. Прекратите оправдывать себя и свой недостаток.
  8. Постарайтесь найти источник «бед». Откуда у вас появилось негативное качество? Чаще всего ноги растут из глубокого детства, когда мы неосознанно перенимаем установки и программы поведения своих родителей.
  9. Взращиваем достоинство на месте недостатка.

Недостатки и резюме

Иногда работодатели просят соискателей заполнить графу о своих недостатках. Делается это вовсе не для того, чтобы уличить кандидатов в неидеальности, а просто чтобы проверить адекватность собственной самооценки соискателя. Если вас просят указать в резюмесвои изъяны не стоит пугаться и ставить прочерк в данной графе. Не бывает людей без недостатков.

Какие недостатки можно указать в резюме

Лучше всего заранее приготовить список своих недостатков. В него должны входить качества, которые в обычной жизни можно назвать недостатками, но в конкретной профессии они проявляются как достоинства. Например, формулировка «во всем вижу недостатки «. С одной стороны, изъян, а с другой — незаменимое качество тестировщика программ или аудитора. Вот примеры качеств, которые могут быть достоинством для некоторых профессий:

  • Чрезмерная потребность в общении и любовь к людям;
  • Прямолинейность, неумение сдерживать собственное мнение и говорить за спиной;
  • Постоянные мысли о работе;
  • Трудоголизм;
  • Медлительность;
  • Дотошность;
  • Уделяю большое внимание мелочам;
  • Не могу отказать;
  • Стою на своем, не умею проявляться гибкость и уступчивость в рабочих вопросах;
  • Любовь к формализму;
  • Чрезмерная энергичность и неспособность усидеть на одном месте;
  • Вспыльчивость и эмоциональность.

Можно выделить несколько нейтральных недостатков, которые подходят абсолютно для всех профессий:

  • Различные страхи и боязни (пауков, полетов, высоты, замкнутых пространств и т. д.);
  • Лишний вес или излишняя худоба;
  • Любовь (слабость) к чему-то (сладкое, котята, шопинг и т. д.);
  • Отсутствие или недостаток опыта;
  • Склонность к излишнему анализу своих ошибок и действий.

Какие недостатки отпугнут работодателя

Перечисляя свои недостатки не нужно становиться чересчур откровенным. Многие качества могут отпугнуть работодателя, а вас охарактеризовать как плохого работника. Среди таких качеств:

  • Лень;
  • Чрезмерная любвеобильность и романы с коллегами;
  • Заинтересованность только в деньгах;
  • Отказ от какой-либо ответственности;
  • Рассеянность, любовь к перерывам и социальным сетям;
  • Постоянные опоздания;
  • Нежелание и неумение принимать самостоятельные решения.

Каким бы недостатками вы ни обладали, главное, научиться принимать себя таким, какой вы есть, не переставать совершенствоваться и гармонично компенсироваться недостатки своими достоинствами.

  • Плюсы профессии психолога
  • Минусы профессии психолога

Профессия психолога в современном мире актуальна, престижна и популярна как никогда. Во многих учебных учреждениях, промышленных предприятиях, службах спасения и помощи людям есть специалисты, помогающие мятущимся душам найти выход из проблемных ситуаций. Практически в каждом университете выпускают психологов - спрос порождает предложение.

Что такое психология? С древнегреческого это слово переводится как «наука о душе», ведь психологические проблемы долгое время считались душевными ранами. Да и сейчас в нашем словаре есть такое слово как «душевнобольной», хотя все мы уже знаем, что проблемы таких людей заложены в мозге. Психология изучает мыслительные и эмоциональные процессы, структуру личности, способы связи человека со внешним миром, тонкости общения и отношений, специфику самовосприятия. Психология разделяется на теоретическую и практическую. Первая занимается исследованием нормальных и аномальных состояний психики, вторая - коррекцией проблем.

Получить профессию психолога сегодня несложно. Можно отучиться в университете, если решение помогать людям пришло в юном возрасте. Если это зрелое решение, то можно оставить в качестве базы уже имеющееся высшее образование и пойти на курсы, которых сегодня предлагается огромное количество. Главное - не попасться на удочку мошенника: хорошенько разузнать об учреждении и преподавателях, получить отзывы, поинтересоваться, какие именно знания дают на данных курсах.

Отучиться на психолога и стать им - это не совсем одно и то же. Начнем с того, что не все досконально знают, чем отличаются психологи от психотерапевтов и психиатров.

Психотерапевт и психиатр - это медицинские специальности, которые востребованы в больницах и различных медицинских центрах. Они предполагают наличие медицинского образования, поскольку врачи этой специальности должны знать анатомию человека, назначать препараты, уметь проводить диагностику с помощью различной аппаратуры.

Психология - это гуманитарное направление, которое не требует медицинского образования. Она раскрывает механизмы психических процессов и дает понимание причин их нарушения. Помощь пациентам производится посредством разъяснительных бесед, тренингов, практик.

Куда идти с дипломом психолога? Конечно, каждый мечтает открыть собственный кабинет, чтобы зарабатывать хорошие деньги на консультациях. Но дело в том, что частный психолог - это в первую очередь имя и репутация, новичок не сможет получать прибыть, сняв кабинет и развесив объявления на столбах. Поэтому сначала нужно поработать в государственной структуре. Это:

  • детские сады, школы, училища, вузы;
  • центры реабилитации (подростков, жертв домашнего насилия, заключенных, людей с зависимостями и т.д.);
  • службах спасения (МЧС, служба скорой помощи);
  • военные подразделения;
  • спортивные учреждения.

После получения определенной практики можно замахнуться на должность психолога на частном предприятии - заводе, проектном бюро, IT-компании. Здесь психологи участвуют в подборе персонала, организовывают тренинги, занимаются развитием корпоративной этики, ну и, конечно, проводят личные беседы. Они отвечают за положительный, эффективный и созидательный настрой команды.

Частная практика покоряется тем, кто давно работает в сфере оказания психологической помощи, хорошо себя зарекомендовал и уже имеет небольшой круг частных клиентов. Нередко психологи совмещают работу в госструктуре и частную практику.

Плюсы профессии психолога

1. Помочь людям

Приятно знать, что ты сделал что-то важное. Психологи спасают людей от самоубийств, помогают решить проблемы в семье, дают советы в разрешении конфликтов. Каждая спасенная жизнь, сохраненная семья или человек, не ставший на скользкую дорожку - на счету психолога. И когда ты знаешь, что приносишь людям пользу, то понимаешь, что жизнь прожита не зря.

2. Помочь себе

Многие идут учиться на психолога, чтобы разобраться в себе, понять собственные проблемы. По статистике, четверть психологов сами имеют психологические проблемы. Хорошо это или плохо? Практикующими психологами часто становятся люди, склонные к депрессиям, и в данном случае это даже хорошо. Во-первых, они могут понять пациента как никто другой, потому что сами сталкивались с его бедами. Кроме того, помощь другим считается лучшим лекарством от депрессий. Люди, осознающие свою важность и необходимость, реже страдают от упаднических состояний.

3. Познать человеческую глубину

Мы проникли в земные глубины, нырнули в океан, взлетели в космос, расщепили атом… Но до сих пор не знаем досконально самих себя. Человек - вот самая неизученная область науки. Но даже те знания, которые у нас есть, поражают. Изучив даже самые азы, мы понимаем, насколько интересно и незабываемо это - проникать в глубинные слои человеческих душ, понимать их. И при этом перед специалистом всегда будет поле для новых открытий.

Минусы профессии психолога

1. Эмоциональное выгорание

За время практики психологам приходится сталкиваться с самыми страшными кошмарами человеческой психики. Они всегда будут видеть чужое горе, в их глаза будут заглядывать, ища сочувствия и решения проблем.

Если психолог работает в школе, то через него будут проходить дети, которых бьют родители, подростки-наркоманы и воришки, юные хулиганы - в общем, самые проблемные ученики. Если он работает в центре психологической или физической реабилитации, он каждый день будет видеть десятки искалеченных тел и жизней. Продолжать список можно еще долго, но смысл один - психологу придется увидеть самую больную сторону человеческой сущности. Сможет ли он это выдержать? Это нужно осознать и решить заранее.

2. Жилетка для друга

«О, ты психолог! Посоветуй, что делать, у меня тут такая ситуация…» Каждый знакомый и полузнакомый человек, услышав, что вы учитесь на психолога или работаете им, попросит помощи или совета. Многим приходится вежливо отказывать и советовать записаться на консультацию. Естественно, не всем это нравится - только понимающие люди способны согласиться с тем, что психологу хотя бы иногда хочется отдохнуть от груза чужих проблем. Но найдется немало таких, кто обидится и будет считать вас злым и черствым человеком. Тут уж ничего не поделаешь.


3. Без права на ошибку

Психолог - это не просто работа. Это жизненная роль. Психолог, как и политик, судья или преподаватель, должен сверкать кристально чистой биографией. Он обязан блюсти себя, ведь для людей он что-то вроде мирского священника - они открывают ему свою душу, впускают в самые потаенные уголки своей жизни. Сможет ли работать по специальности семейный психолог, у которого три развода за плечами? Доверится ли пациент психологу с алкогольной зависимостью? «Лекарь, сначала излечи себя сам», - скажут ему. И правда, как можно помогать другим, если не можешь помочь себе?

Какие личностные качества необходимы психологу?

Чтобы стать психологом, нужно в первую очередь быть альтруистом, поскольку в такой профессии никакие деньги не компенсируют эмоциональных трудностей, с которыми сталкивается специалист. Только любовь к людям может стать спасительным маяком, помогающим понять, для чего это все делается. Нужно обладать большой ответственностью, ведь для многих пациентов психолог - это единственная надежда. Нужно быть стрессоустойчивым, поскольку клиенты бывают разные, в том числе и враждебно настроенные. Нужно быть тактичным и деликатным, ведь встречаются обидчивые пациенты. И, что очень важно - общительным. Тот, кто способен общаться долгое время и не испытывать эмоциональной усталости, может стать хорошим психологом. Если же вы устаете от общения, то подумайте еще раз - ваше ли это?

Суть профессии психолога заключается в том, чтобы разобрать по кирпичикам все мотивы и факторы, которые руководят поведением людей. Если провести параллель, то психолог - это механик человеческой души, который понимает, как работает все это сложное и запутанное устройство, и способен починить его в случае неполадок.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Эта статья предназначается для тех, кто работает с группами, коллективами в качестве их формального или неформального лидера. Дружеские компании, сотрудники, работающие вместе не из-под палки, творческие кружки, театральные и иные студии, школьные классы и студенческие группы, «комнаты» в общежитии - вот тот неполный перечень групп, где порой возникают типичные психологические проблемы, которые, однако, психология умеет уже давно и уверенно - решать.

Ведь почему в нашей стране возник довольно неприятный архетип - «коммунальная кухня», который легко заменяется синонимом - «коммунальная свара»? А потому что психологии у нас не было, и вообще - было неинтересно делать так, чтобы в группе жилось и дышалось - легко. Поэтому если Вы не хотите, чтобы то маленькое общество, в котором Вы вращаетесь, стало напоминать советскую коммуналку, и притом обладаете полномочиями формального (а ещё лучше - неформального) лидера, не пренебрегайте теми упражнениями, которые психологи много лет подряд разрабатывали и внедряли в жизнь, для того, чтобы сделать каждого отдельно взятого человека - немного счастливее.

Давайте скажем несколько слов о том, какую пользу описываемое психологическое упражнение приносит группе в целом и какую пользу это упражнение приносит - отдельному индивиду.

Польза для группы

Есть в группах такая типичная проблема: почти все члены группы единодушно считают - обсуждать «неприятные вещи» о ком-то как-то не принято. Но душа ведь прости своё... И тогда, перекисшее и перебродившее месиво начинает выливаться в укромных местах (типа курилки). Так рождаются сплетни. Хуже того - иногда всё содержимое мозга, в котором долго копится «компромат», взрывается как неисправный огнетушитель в открытую. Так возникают «некрасивые сцены».

Какие же «неприятные вещи о ком-то» обсуждать у нас как бы не принято?

Это, как правило,

  • «нежелательное» поведение (опаздывает, стреляет сигареты... и т.д.),
  • «особые» взгляды (ну, к примеру, националистические высказывания, вообще, любая нетерпимость и неприятие),
  • а также «нежелательные» установки (вы всегда должны мне...., потому что я...).

Самое интересное, что человека. обладай он хоть всем перечнем самых ужасных недостатков, никто в группе ОТКРЫТО не критикует. Доколе же будет копиться ядовитая влага в чаше терпения? Чем проверять, лучше выучить упражнение и побыстрее внедрить его в свою группу.

Польза для индивида

Обычно нормальный человек (если только он не страдает паранойей в очень тяжёлой форме) в курсе своих недостатков. А как же! Ведь у каждого из нас есть та 1/3 личности, которая именуется «Сверх-Я» или в терминах иных психологических школ «Фигурой Отца». Эта та самая часть личности, которая говорит «Эх, Вася-Вася...», горестно вздыхает и сурово грозит пальцем. Писатель Пелевин называл это наше Сверх-Я - Голосом Внутреннего Прокурора.

Но вот, что парадоксально: иной раз тот список самопретензий, который мы (с помощью Сверх-Я) выдаём самим себе в часы бессонницы и тот список претензий к нам, который могли бы выдать нам наши знакомые и друзья, НЕ ВСЕГДА СОВПАДАЮТ!

Человек корит себя за одно. А его, условно говоря, ненавидят совсем за другое!

Психологами давно замечен этот парадокс, и для устранения подобных нестыковок и связанных с ними потерь энергии, данное упражнение и разработано.

Прежде чем переходить к непосредственному описанию самого упражнения, хочу отметить ещё один очень важный нюанс.

Когда человек, мучимый своим Сверх-Я, не получает от группы никакой обратной связи (так как у них о «плохом» говорить не принято), он начинает теряться в догадках, беситься от неопределённости, и в конечном итоге делает вот что. Человек делает так ВСЕГДА, поэтому, внимание!

Человек (особенно - новичок) устраивает группепровокацию!

Если наш герой - человек мнительный, склонный к придирчивому самоанализу или просто находится в депрессивном состоянии, а также имеет заниженную какими-то обстоятельствами жизни самооценку - (например, потерял работу и вот только что еле устроился на новую), то всё своё свободное время он тратит на то, что размышляет:

  • Заметили ли его новые знакомые его «жуткий недостаток», его «особенность»?
  • Если заметили, то насколько они этим недовольны. Может быть их то вообще не трогает?
  • НУ и когда же уже, наконец, они открыто ему скажут обо всём?

Как видите. Все мы очень хотим этой самой «обратной связи». Даже готовы из-за неё идти на конфликт. Потому наш «типичный человек» усиливает своё негативное поведение, провоцирует.

Если у Вас когда-либо возникал вопрос: «Почему люди ведут себя столь нагло и вызывающе и как им не стыдно?», то вот Вам ответ, Вы его получили. Люди хотят обратной связи, хотят, чтобы с ними поговорили и ради этого усиливают те особенности своего поведения, которые считают «негативными».

Как я уже писала выше, не всегда мнение о «негативных чертах» совпадает и у человека, и у его сотоварищей. Борясь со своими вымышленными недостатками, некоторые люди вовсе не замечают, что раздражают-то людей совсем-совсем другими вещами в себе... Например, человек, который корит себя за то, что «стреляет» чужие сигареты и канцелярские мелочи, может и не догадываться о том, что на самом деле всех раздражает только лишь его привычка громко разговаривать по телефону...

Ну а теперь, предложите той группе, лидером (формальным или неформальным) которой Вы являетесь,

Упражнение «Мои недостатки».

Инструкция, которую Вы должны дать собравшимся.

«Каждый из нас имеет свои характерные особенности, взгляды, традиции, ценности и установки. Некоторые из них не приветствуются в нашей группе. Вот только мы не знаем, что же у нас тут не приветствуется... Давайте выясним»

Психологическое упражнение выполняется так.

Первый этап упражнения “Мои недостатки»

Один человек выходит из комнаты. Пока он отсутствует, каждый из оставшихся в комнате должен назвать ОДНУ черту, которая его раздражает в человеке, покинувшем комнату.

Ведущий (Вы) фиксирует всё, что говорится о человеке, на бумагу.

В этот момент, вышедший из комнаты участник игры тоже получает задание, а именно, подумать,

  • какую роль играют «его недостатки» в его собственной жизни в целом,
  • в его работе и жизни с этими людьми - конкретно.

Человек и сам будет мыслить в обозначенном русле, он будет заметно нервничать...Но всё же будет лучше, если Ведущий чётко проговорит то, о чём должен будет подумать этот человек - вслух.

Второй этап упражнения “Мои недостатки»

Человек возвращается в комнату. Теперь он должен отгадать ТРИ НЕДОСТАТКА (негативных качества), которые прозвучали в его адрес, пока он отсутствовал в комнате.

Так человек проговаривает (быть может - и впервые) свои опасения, даёт слово Голосу Внутреннего Прокурора. Участники игры или подтверждают его правоту («Угадал!») либо отклоняют («Этого никто о тебе не говорил»)

Так по очереди нужно поработать с каждым членом группы. Группа должна не превышать количества 10 человек.

На упражнение отводится 1,5 часа - не больше, но и не меньше.

Возможные тревоги и опасения

Психологическое упражнение “Мои недостатки» очень «нервное», но в итоге - полезное. Психологи-практики заметили:

  • В ходе выполнения этого психологического упражнения никто не узнаёт ВСЕГО, что о нём говорили.
  • В ходе этого упражнения психологическая нагрузка никогда не бывает чрезмерной.
  • В ходе этого психологического упражнения мы с облегчением узнаём, что нас НЕ НЕНАВИДЯТ.

А самое главное, что это психологическое упражнение учит людей давать друг другу обратную связь. Ведь если не давать друг другу обратной связи, но недовольство чьим-то поведением может действительно вылиться в ненависть.


Консультирование в процессе оказания психологической помощи подразумевает совместное обсуждение врача, клинического психолога, с одной стороны, и пациента или клиента, с другой, возникших у человека проблем, возможных вариантов их преодоления и профилактики, а также информирование индивида о его индивидуально-психологических качествах, специфических типах реагирования, методах саморегуляции. Консультирование направлено на выработку активной позиции человека по отношению к психологическим проблемам, фрустрациям и стрессам с целью обучения способам восстановления или сохранения эмоционального комфорта в критических жизненных ситуациях.

Диагностические процесс в структуре психологического консультирования включает клиническое интервьюирование (см.главу 1) и использование батареи экспериментально-психологических методик для определения особенностей функционирования психических процессов и параметров индивидуальности. Существенным при

Консультировании в практическом отношении является процесс информирования человека об объективных параметрах его психической деятельности и свойствах индивидуальности, а также обучение способам психической саморегуляции.

^ Информирование клиента представляет довольно деликатный и сложный процесс, поскольку предполагает не только беспристрастное преподнесение фактов, но и учет возможных реакций человека на информацию о себе. Существует несколько стратегий информирования, принципиально различающихся степенью использования оценочных категорий, фокусировкой и используемой терминологией.

Учитывая тот факт, что клинический психолог или врач получают в процессе обследования клиента (пациента) достаточно большое количество объективных данных, возможна различная фокусировка при информировании. Можно фиксировать внимание на: а) явных отклонениях функционирования организма и психики; б) всех имеющихся отклонениях; в) отклонениях, которые индивид способен осмыслить и изменить; г) всем спектре проявлений - и нормальных и аномальных; д) нормативных признаках и проявлениях. Известны три подхода при фокусировке внимания и информировании человека: оптимистическая, пессимистическая и нейтральная. Одна и та же информация может быть воспринята как положительная, отрицательная или индифферентная. Классическим примером может служить информирование о количестве жидкости в стакане воды: 1) стакан наполовину полон, 2) наполовину пуст или 3) жидкость в стакане занимает половину объема. Возможен выбор различных объектов фокусировки внимания человека в процессе оказания психологической помощи. Это могут быть отдельные функции или деятельность всего организма наличности («У Вас качественно нарушен процесс мотивационного опосредования деятельности и изменена иерархия ценностей» или «У Вас отмечаются существенные отклонения в поведении, вследствие акцентуаций характера и нарушения волевой регуляции деятельности»).

В процессе информирования отмечается различный подход не только к фокусировке, но и к описанию и оценке выявляемых в процессе интервьюирования и диагностики клинических феноменов. Возможны оиеночный или описательный подходы . В первом случае информирование включает оценочные категории (адекватный-неадекватный, нормальный-патологический, здоровый-больной, дефектный и т.д.). Во втором психолог или врач при информировании стараются избегать оценочных категорий и ориентируется лишь на описание клинических феноменов, предоставляя в случае необходимости многовариантность истолкования полученных фактов.

Существенным в процессе информирования является также используемая клиницистом (психологом или врачом) терминология . Он может применять специфическую научную терминологию и даже жаргон («разноплановость мышления», «использование каузальной атрибуции» и пр.), непонятные обследованному, или, учитывая языковые и иные параметры клиента, делать заключение на обыденном языке.

^ Обучение навыкам саморегуляции в процессе психологического консультирования осуществляется различными способами с ориентацией на приоритетность предоставления клиенту или пациенту максимально возможной информации о способах и методах психологической защиты и компенсации, сано- и патогенетических паттернах мышления и прогнозирования, закономерностях развития, этапах и исходах межличностных и внутриличностных конфликтов. Индивид в процессе консультирования обучается навыкам рефлексивного стиля мышления, здравомыслию и адаптивным формам реагирования исключительно с помощью информирования, поскольку тренинговый способ входит в структуру иного вида психологической помощи - психокоррекции.

В первую очередь, клиент или пациент приобретают знания способов психологической защиты. Сутью их является сохранение баланса между внешними силами, действующими на человека, и внутренними ресурсами. Выделяют следующие варианты психологических защитных механизмов: рационализация, проекция, вытеснение, идентификация, компенсация, гиперкомпенсация, фантазирование, доминирующие идеи (М.Ярош).

Рационализация - стремление к самооправданию, поиск причин и мотивов своих поступков во внешней среде. Обвинение, например, окружающих людей в возникновении болезни или психологической проблемы. Больной при этом старается найти максимально убедительные и правдоподобные доказательства внешней обусловленности его болезненных высказываний и неадекватных поступков, стремясь сознательно или подсознательно уйти от признания тягостного факта развития у него болезни.

Проекция - приписывание другим своих неблагоприятных черт характера. Такой механизм личностной защиты наиболее часто отмечается у пациентов с погра-

Ничной психической патологией (при личностных расстройствах и неврозах). Больной осознанно или неосознанно старается создать у врача впечатление, что его болезненный срыв является следствием отрицательных черт характера близких ему людей.

Вытеснение - проявляется в забывании, игнорировании очевидных фактов неправильного поведения или симптомов болезни, вплоть до полного ее непризнания. Наиболее ярко вытеснение проявляется при истерических расстройствах - пациент часто не помнит наиболее неприятные и тяжелые для него события.

Идентификаиия - достижение внутреннего психического успокоения путем сопоставления, идентификации себя с кем-либо другим (например, со своими детьми - желание, чтобы они достигли в жизни того, чего он не достиг сам).

Компенсаиия основана на стремлении к достижению успеха в какой-то области и, таким образом, к компенсации неудач в другой области, вызванных, например, недостаточными физическими способностями, отсутствием дарований, дефектом речи (например, усиленные занятия музыкой, чтобы чем-то отличаться от кого-то и привлечь к себе внимание).

Гиперкомпенсаиия - стремление к достижению успеха и чувства значимости именно в той области, которая до сих пор была наиболее трудной (физически слабый с помощью интенсивных тренировок старается быть самым сильным в каком-либо виде спорта, робкий и трусливый человек прикрывается напускной развязностью и грубостью, лживый человек стремится убедить других и отчасти даже сам убежден в своей исключительной честности).

Фантазирование проявляется в виде воображения исполнения неосуществимых желаний или успешного разрешения какой-то тягостной ситуации, в идентификации себя с каким-то литературным или былинным героем. Оно способствует снижению тягостного внутрипсихического напряжения, вызванного жизненной неудачей или болезнью.

Доминирующие, или сверхценные, идеи - убеждения с сильным эмоциональным зарядом, которые принимаются за самые важные в жизни и служат мотивацион-ным стимулом к достижению какой-то определенной цели, несмотря на возникающие трудности. При этом собственные неудобства и наносимые окружающим обиды не принимаются в расчет.

По мнению П. Лейстер, основные защитные механизмы личности имеют как преимущества, так и недостатки, о чем важно информировать клиента в процессе психологического консультирования для формирования у него осознанного или неосознанного отношения к психологическим проблемам, связанным с жизненными сложностями или внугриличностным конфликтам (таблица 22).

Усвоение индивидом знаний о механизмах психологической защиты способно сформировать новый взгляд на собственную психику, закономерности и особенности психического реагирования в стрессовых ситуациях; изменить эти представления, если они оказываются неприемлемыми после соответствующего анализа. Таким образом, в процессе консультирования и получения информации о методах психологической защиты сам человек сможет выбрать из предлагаемых вариантов подходящие ему. При консультировании не происходит навязывание клиенту или пациенту единственно верного пути решения межличностных или внутриличностных проблем, а дается многовариантный обзор возможного поведения. В отличие от психокоррекции и психотерапии, выбор способа разрешения проблем или личностной трансформации остается за индивидом.

Психологическое консультирование используется при любых психологических проблемам человека как начальный этап терапии и «реконструкции личности». Нередко его использование сочетается с применением психокоррекции и психотерапии. Специфической мишенью консультирования являются психологические феномены, обусловленные кризисами идентичности и иными мировоззренческими проблемами, а также коммуникационные нарушения. В сфере анализа и оценки мировоззренческих кризисов, экзистенциальных проблем применение психокоррекции или психотерапии считается необоснованным и малоэффективным. Единственной возможностью оказать действенную психологическую помощь человеку в период экзистенциального кризиса, не сопровождающегося выраженными психопатологическими проявлениями, является использование психологического консультирования - совместный (клиента и психо-

479-


^ Таблица 22 Преимущества и недостатки методов психологической защиты

Преимущества

Недостатки

Рационализация

Подыскивается обоснования своих действий, скрывающие истинные мотивы. Она служит сохранению. Самоуважения и самоутверждения против внешней критики

Деловое и конструктивное обсуждение проблемы устраняется, человек сам создает себе препятствие, чтобы с точки зрения других людей выглядеть лучше

Проекция

Можно «не видеть бревна и в собственном глазу» и критиковать его «в глазу другого». Можно бороться с собственными ошибками, ничего не делая с самим собой

Затрудняется самопознание и созревание личности. Невозможно объективное восприятие внешнего мира. Проекция с трудом различима личностью, это лишает ее реалистичности

Вытеснение

Неисполнимые желания и неприемлемые представления вытесняются из сознания ради спокойствия, что приносит моментальное освобождение

Вытеснение требует энергии для его поддержания. Проблема не решается, она остается, и это становится угрозой психическому здоровью

Идентификация

Благодаря интроекции происходит формирование Сверх-Я, перенимаются нормы, приносящие освобождение от конфликтов

Контролер (Сверх-Я) становится внутренним тираном. Человек становится рабом интроециро-ванных норм и поэтому несвободным. Через идентификацию с агрессором и авторитетом дальше распространяется принцип: что мне делают, то делаю другим я.

Сублимация

Энергия напряжения полностью отреагируется в социально полезной деятельности: творчестве, спорте и др.

Упускаются причины напряжения. Сублимированное напряжение не исчезает, поэтому возникает более или менее осознанное состояние фрустрации

^ Образование реакций

Маскировка уже имевшихся чувств, уменьшение напряжения за счет новых видов взаимодействия

Образование реакций приводит ко лжи, которая затягивает и самого человека и окружающих его людей

Преимущества

Недостатки

Бегство

Человек избегает критики и благодаря этому фрустрации

Позиция наблюдателя уменьшает продуктивность и активность человека, в будущем возникают проблемы с саморегуляцией

Оглушение

Благодаря алкоголю или наркотическому веществу устраняются конфликты, фрустрации, страхи, вина, достигается ощущение силы. Это спасение от пугающей действительности

Зависимость от алкоголя и наркотиков. Изменение органических структур, болезнь

Экранированность

Отгораживание от психических нагрузок, депрессивных настроений, страхов, беспокойства происходит в короткий срок. Возникает преходящее чувство покоя, стабильности, расслабления, уравновешенности и как следствие - удовлетворительное временное освобождение

Симптомы исчезают без устранения причин. Это приводит к накоплению отрицательных переживаний

^ Толкование бессилием

«Я ничего не могу сделать - таковы обстоятельства» - таким образом человек избегает решения проблем

Психологические проблемы не устраняются, а распространяются дальше. Появляется опасность манипуляций

^ Разыгрывание ролей

Маска роли приносит безопасность. Потребность в безопасности сильнее, чем блокированная свобода самовыражения индивидуальности

Неспособность найти себя за надетой, запрограммированной маской

^ Окаменение, притупление чувств

Деловая маска, картина полной безэмоциональности и психической невозмутимости. Панцирь на чувствах не позволяет им проявляться вовне и попасть вовнутрь. Человек ориентируется на поведение автомата

Межличностные контакты обедняются, подавленные чувства ложатся грузом на органы и мышцы. Кто не позволяет себе быть эмоциональным, то становится больным телесно и психически

лога) поиск истины, рассмотрение философских вопросов бытия, жизни и смерти с различных позиций и точек зрения, а также эмоциональная поддержка человека. При этом следует учитывать, что выбор способа действия в таких условиях остается за индивидом.

Классическим примером столкновения различных видов психологического воздействия являются суицидальные намерения индивида, обусловленные межличностным или внутриличностным конфликтами. После исключения психопатологических (неосознанных или болезненных) мотивов стремления человека к совершению суицида клинический психолог, как правило, может выбрать три известных пути психологического воздействия на человека: «путь консультирования», «путь психокоррекции» и «психотерапевтический путь». Его выбор будет основываться, в первую очередь, на теоретических предпочтениях и понимании механизмов суицидального поведения, тогда как индивидуально-психологические особенности потенциального суицидента могут вообще не рассматриваться. В силу теоретических (мировоззренческих и профессиональных) воззрений психолог может выбрать либо консультирование с использованием совместного обсуждения экзистенциальных вопросов и переноса ответственности за принятие решения на самого клиента; либо психокоррекцию, в условиях которой станет заниматься тренингом, направленным на поддержание нацеленности насохранение жизни с помощью системы искоренения «неправильного мировоззренческого настроя» на смерть; либо психотерапию, при которой будет рассматривать суицидальные мысли и намерения как патологию, требующую купирования, к примеру, суггестией.

Мишенью для психологического консультирования являются также межличностные конфликты: развод, измена, увольнение, наказание и другие, которые рассматриваются индивидом сквозь призму мировоззренческих и нравственных проблем. Внешние психо-травмирующие события трактуются человеком как безнравственные и вызывают к жизни принципиальные вопросы бытия - справедливости, верности, доверия и др. Следовательно, и в этих случаях наиболее адекватным следует признать применение психологического консультирования и отдать ему предпочтение по сравнению с другими методами психологического воздействия. Сходный процесс происходит и при появлении у человека соматического заболевания. Он также требует не коррекции или терапии, но, в первую очередь, консультирования.

Наиболее известными методиками, которые относятся к способам психологического консультирования, являются рациональная

психотерапия (P.Dubois), логотерапия (V. Frankl), психология самореализации (А.Maslow), позитивная психотерапия (N.Peseschldan), когнитивная терапия (А.Веск), рационалъно-эмотивная психотерапия (A.Ellis) и психотерапия «здравым смыслом» . Несмотря на то, что в названии методик присутствует термин психотерапия, фактически данные методики следует признать консультативными. Это связано, во-первых, с тем, что психологическая помощь оказывается посредством влияния на мировоззрение; во-вторых, потому, что основным методом является метод информирования клиента и в-третьих, из-за «терапевтической мишени», которой в данном случае является мировоззрение и миропонимание человека и вторично психологические проблемы и невротические симптомы. К отечественным методикам, которые также следует причислить к консультативным, в первую очередь, относится т.н. патогенетическая психотерапия, основанная на теории отношений личности В.Н.Мясищева . Основной задачей патогенетической психотерапии является информирование пациента или клиента с целью:

Осознания мотивов своего поведения, особенностей своих отношений, эмоциональных и поведенческих реакций

Осознания неконструктивного характера ряда своих отношений, эмоциональных и поведенческих стереотипов

Осознания связи между различными психогенными факторами и невротическими (психосоматическими) расстройствами

Осознания меры своего участия и ответственности в возникновении конфликтных и психотравмирующих ситуаций

Осознания более глубоких причин своих переживаний и способов реагирования, коренящихся в детстве, а также условия формирования своей системы отношений

Научения понимания и вербализации своих чувств.

Обучения саморегуляции

Патогенетическая психотерапия осуществляется в четыре этапа. На первом происходит преодоление неправильных представлений пациента о его болезни; на втором - осознание психологических причин и механизмов болезни; на третьем - решение конфликта и на четвертом - реконструкция системы отношений личности.

Логотерапия относится к гуманистическому направлению психотерапии в широком понимании термина и ставит своей целью терапию ноогенных неврозов с помощью приобретения утраченного человеком в силу каких-то причин смысла жизни. Механизм развития психологических проблем и невротических симптомов ус-

Матривается в нравственных исканиях человека, конфликте совести и, в целом, в «экзистенциальном кризисе». Задачей логотерапии становится восстановление или приобретение человеком потерянной духовности, свободы и ответственности, исходя из известной позиции А. Эйнштейна, выраженной в следующих словах: «Человек, считающий свою жизнь бессмысленной, не только несчастлив, он вообще едва ли пригоден для жизни». V.Frankl считал, что вернуть утраченный смысл возможно с помощью метода убеждения. Убеждение использует систему логических обоснований уникальности ценностей (смысла) жизни при абсолютной ценности трансцен-денции - сущности существования. Основой логотерапии становится исцеление души с помощью формирования осмысленного стремления к смыслу и даже к конечному смыслу (сверхсмыслу) в противовес стремлению к наслаждению или власти.

В рамках психологии самореализации упор делается на выработку психологической стратегии максимально использовать в жизни собственный личностный потенциал, который включает:

1. Внутреннюю природу человека, его индивидуальную самость в виде основных потребностей, способностей, индивидуально-психологических особенностей.

2. Потенциальные возможности, а не реальные окончательные состояния, реализация которых детерминирована экстрапсихическими факторами (цивилизацией, семьей, окружением, образованием и т.п.).

3. Аутентичность - способность познать истинные собственные потребности и возможности.

4. Способность принимать себя.

5. Потребность в любви.

A.Maslow признавал, что у индивида существуют ценности бытия (Б-ценности) и ценности, формирующиеся по принципу ликвидации дефицита (Д-ценности). К ценностям бытия относятся такие, как: 1) целостность - единство, интеграция, стремление к однородности, взаимосвязанность; 2) совершенство - необходимость, естественность, уместность; 3) завершенность - конечность; 4) справедливость - законность, долженствование; 5) жизненность - спонтанность, саморегуляция; 6) полнота - дифференцированность, сложность; 7) простота - искренность, сущностность; 8) красота - правильность; 9) праведность - правота, желанность; 10) уникальность - неповторимость, индивидуальность, не-сравненность; П) непринужденность - легкость, отсутствие на-

Пряженности изящество; 12) игра - веселье, радость, удовольствие; 13) истинность - честность, реальность; 14) самодостаточность - автономность, независимость, умение быть самим собой без участия других людей.

Позитивная психотерапия исходит из принципа обладания человеком способностей к саморазвитию и гармоничности. Основными целями позитивной психотерапии являются:

Изменение представлений человека о себе, своих актуальных и базисных способностях

Познания традиционных для него, его семьи и культуры механизмов переработки конфликтов

Расширение целей его жизни, выявление резервов и новых возможностей для преодоления конфликтных ситуаций и болезней

Для этих целей используется транскультуральный подход к оценке тех или иных психологических феноменов и болезненных симптомов. Суть его заключается в предоставлении клиенту или пациенту информации об отношении к сходному с имеющимися у него психологическим проявлениям, симптомам, проблемам или болезням в иных культурах. К примеру, при патологической эмоциональной реакции индивида на выявляемую у него аллопецию (облысение) ему приводят пример отношения к облысению в некоторые африканских племенах, где эталоном красоты считается не густая шевелюра, а лысая голоса. Транскультуральные сравнения направлены на выработку у клиента понимания относительности жизненных ценностей. Еще одним способом в позитивной психотерапии является позитивная интерпретация любых проблем и симптомов (например, импотенция трактуется как способность избегать конфликтов в сексуальной сфере, фригидность - как способность телом сказать «нет», анорексия - как способность обходиться минимумом пищи и т.д.).

Особое внимание в позитивной психотерапии уделяется формированию личностной и характерологической гармоничности с помощью предоставления информации о традиционных транскульту-ральных способах переработки конфликтов и формирования ценностей (см. главу 4).

Когнитивная терапия рассматривает механизмы возникновения различных эмоциональных феноменов в связи с имеющимися у пациента отклонениями в оценке реальной действительности в виде «систематических предубеждений». Считается, что эмоциональные

Расстройства возникают из-за «когнитивной уязвимости» - предрасположенности к стрессу в силу использования при анализе внешних событий жестоко заданных иррациональных заблуждений («когнитивных искажений»). Среди них выделяются:

Сверхгенерализация (неоправданное обобщение на основании единичного случая)

Катастрофизация (преувеличение последствий каких-либо событий)

Произвольность умозаключений (бездоказательность и противоречивость при вынесении умозаключений)

Персонализация (склонность интерпретировать события в контексте личных значений)

Дихотомичность мышления (склонность к использованию в мышлении крайностей)

Выборочность абстрагирования (концептуализация ситуации на основе детали, извлеченной из контекста).

Целью когнитивной терапии является исправление ошибочной переработки информации и модификация убеждений в сторону ее рационализации и выработки жизненной стратегии здравого смысла.

Близкой по смыслу к когнитивной терапии считается раиионально-эмотивная терапия , нацеливающаяся на искоренение когнитивных искажений и т.н. «иррациональных установок и мыслей». A.Ellis описал двенадцать основных иррациональных идей, которые в процессе консультирования должны быть исправлены:

1. Для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих.

2. Есть поступки порочные, скверные. И повинных в них следует строго наказывать.

3. Это катастрофа, когда все идет не так, как хотелось бы.

4. Все беды навязаны нам извне - людьми или обстоятельствами.

5. Если что-то пугает или вызывает опасение - постоянно будь начеку.

6. Легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать.

7. Каждый нуждается в чем-то более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе.

8. Нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным и успешным.

9. То, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда будет влиять на нее.

10. На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать все, чтобы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении.

11. Плыть по течению и ничего не предпринимать - вот путь к счастью.

12. Мы не властны над своими эмоциями и не можем не испытывать их.

В соответствии с принципами рационально-эмотивной терапии со стороны клиента или пациента должен произойти «отказ от требований» к действительности и самому себе, основанных на иррациональных идеях (установках), которые делятся на четыре группы: установки долженствования («люди должны быть честными», «супруг должен быть верным»); катастрофические установки («все ужасно и непоправимо»); установка обязательной реализации своих потребностей («я должен быть счастилив»); оценочная установка. Основным способом терапии является сократовский диалог - когнитивный диспут с использованием законов логики.

На логическом переубеждении клиента или пациента основан также метод раииональной психотерапии, направленный на обучение человека правильному мышлению, избегание логических ошибок и заблуждений с целью предотвращения появления невротических симптомов.

Психотерапия «здравым смыслом» включает в себя, наряду с элементами рациональной психотерапии, т.е. переубеждения человека на основании логической аргументации и формирования правильного мышления, основанного на определенности, последовательности и доказательности, становление многовариантного способа осмысления действительности. Ой противопоставляется одновариант-ному (ригидному), являющемуся частью Патологического мыслительного паттерна при т.н. каузальной атрибуции. Базой личностной позиции при психотерапии «здравым смыслом» считается «антици-пационная состоятельность» (В. Д.Менделевич) - способность человека предвосхищать ход событий, строить процесс прогнозирования на многовариантной гибкой основе, используя прошлый жизненный опыт. Считается, что гармоничные характерологические черты и свойства личности, а также неврозоустойчивость способны формироваться лишь в случае использования таких принципов, как: а) отказа от претензий («мне никто ничего не должен»); б) отказа от однозначности (при истолкований происходящих событий - «это может значить все, что угодно»); в) отказа от фатальности (при

Истолковании будущих событий - «все возможно»); г) выработки стратегии «антиципирующего совладания» и «предвосхищающей печали» взамен «предвосхищающей радости».

Похожие публикации