Энциклопедия пожаробезопасности

Сущность и виды налогово бюджетной политики государства. Фискальная политика, ее цели, виды и инструменты. Способы финансирования дефицита госбюджета

Налогово-бюджетная политика - это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию экономики посредством изменений государственных доходов и расходов. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный» (от лат. fiscus - государственная казна и fiscalis - относящийся к казне). Главные цели налогово-бюджетной политики:

Устойчивый рост национального дохода;

Умеренные темпы инфляции;

Полная занятость населения;

Сглаживание циклических колебаний экономики.

Инструменты фискальной политики: различные виды налогов и налоговых ставок, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов.

Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса.

Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов.

Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи.

Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств.

Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги.

Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных задач.

Но по сути дела главная задача налогово-бюджетной политики - сгладить недостатки рыночной стихии путем сознательного воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение на рынке. Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны.

Налогово-бюджетная политика как способ финансового регулирования экономики осуществляется с помощью мощных рычагов - налогообложения и государственных расходов.

В связи с этим проводятся два вида фискальной политики: дискреционная и недискреционная (автоматическая).

Суть дискреционной политики заключается в том, что государственные расходы увеличивают величину совокупных расходов на рынке, тем самым, стимулируя производство ВВП, и таким образом, влияя на занятость населения (рис. 2.1).

Анализируя рис. 2.1 можно сделать вывод, что сокращение государственных расходов приводит к сокращению ВВП и наоборот, увеличение государственных расходов ведет к росту ВВП.

Государственные расходы оказывают на совокупный спрос влияние, аналогичное инвестициям, и, подобно инвестициям, обладают мультипликационным эффектом.

Рис. 2.1. Влияние государственных расходов па производство ВВП

Мультипликатор государственных расходов показывает, приращение ВВП в результате приращения государственных расходов, потраченных на закупку товаров и услуг.

Причем мультипликационный эффект может иметь место как при росте ВВП, так и при его сокращении, когда государственные закупки сокращаются.

Мультипликатор государственных расходов по своей модели полностью совпадает с мультипликатором инвестиций. Поэтому формула мультипликатора государственных расходов такая же, как и у мультипликатора инвестиций:

М гос. расх. = 1/1-ПСП,

где ПСП - предельная склонность к потреблению.

Однако в действительности, в реальной жизни, происходит всё далеко не так просто и легко (рис. 2.2).



Рис. 2.2. Увеличение уровня цен под влиянием роста совокупных расходов

Рост государственных расходов обусловит сдвиг СС (совокупного спроса) вправо, в данном случае - на 1000 млрд. ден. ед. Поскольку при этом произойдёт повышение уровня цен, то равновесный уровень реального национального продукта увеличится не на ту же сумму (напр., он увеличится только на 500 млрд. ден. ед).

Повышение цен воздействует на уровень плановых инвестиций, частично компенсируя процессы, порождённые мультипликационным эффектом, в основе которого лежит увеличение объёма государственных закупок и заказов.

Существуют 4 причины, по которым изменение уровня цен влияет на уровень плановых затрат и инвестиций:

1. Реальное потребление ограничивается падением реальной стоимости денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйственных агентов, при повышении уровня цен.

2. Рост уровня, плановых инвестиций сдерживается установлением более высоких процентных ставок при повышении уровня цен.

3. Статьи государственного бюджета, определенные в национальных единицах, будут соответствовать меньшему количеству реально предлагаемых товаров и услуг при повышении уровня цен.

4. Реальное сальдо экспортно-импортных операций сократится, так как цены на товары на внутреннем рынке вырастут по сравнению с зарубежными аналогами.

Таким образом, поскольку повышение уровня цен приводит к сокращению всех видов плановых инвестиций, уровень реального ВВП возрастает на величину, несколько меньшую той, которая определена произведением мультипликатора затрат на увеличение реального объёма государственных закупок и затрат

Рассмотрим теперь влияние налогов на национальное производство и величину ВВП.

Налоги также оказывают воздействие на совокупный спрос, но это воздействие несколько отличное от воздействия государственных расходов. Как известно, рост налогов вызывает сокращение располагаемого дохода населения, что уменьшает объём потребления, а, следовательно, уменьшает размер совокупного спроса и ВВП. Но располагаемый доход складывается из 2-х составляющих - потребления и сбережения, следовательно, уменьшение дохода вызывает сокращение как потребления, так и сбережения.

Предположим, что государство вводит единовременно выплачиваемый налог в размере 20 млрд. ден. ед., который остаётся неизменным при любом уровне ВВП. При ПСП = 3/4 потребление сократится, как известно, не на 20 млрд. ден. ед., а на 15 млрд. ден. ед. и на 5 млрд. ден. ед. сократятся и личные сбережения населения.

Для определения величины сокращения потребления ДП надо умножить сумму налогового приращения ДТ на ПСП:

ДТ = ДТ * ПСП = 20х3/4= 15.

Аналогично умножение суммы увеличения налога ДТ на предельную склонность к сбережению покажет величину уменьшения сбережения налогоплательщиков ДС / ДС = ДТ - ПСС - ДС = 20x1/4 = 5.

Действие налогов, подобно инвестициям и государственным расходам, обладает мультипликационным эффектом. Однако в отличие от государственных расходов, которые оказывают более сильное воздействие на совокупные расходы, налоги оказывают меньшее воздействие, т.к. государственные расходы - это одна из составляющих совокупных расходов, а налоги - фактор, влияющий на одну из переменных потребления. Значит, налоговый мультипликатор оказывает меньшее воздействие на сокращение совокупного спроса, чем мультипликатор государственных расходов на его увеличение. Компенсационный эффект роста государственных расходов требует большего роста налогов, чем рост государственных расходов.

Поэтому налоговый мультипликатор равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на ПСП (равному, например - 3/4).

В этом случае М гос. расх. = 4, М налогов = М гос. расх. х ПСП. Поэтому Мналог.=ПСППСС

С уменьшением налогов прямая потребления, инвестиций и государственных расходов (C + i + е) поднимается вверх, и равновесный ВВП увеличивается (рис. 2.3).

Введение дополнительных налогов или увеличение ставок уже существующих приводит к уменьшению располагаемого дохода (дохода после уплаты налогов) налогоплательщиков, что отражается на всей сумме совокупных расходов (они уменьшаются).

Иногда государственное регулирование экономики предполагает одновременное изменение налогов и государственных закупок. И здесь выявляется следующая закономерность: при равном увеличении государственных расходов и налогов прирост равновесного ВВП составит величину, равную приросту государственных расходов. В этом случае мультипликатор так называемого сбалансированного бюджета равен 1.

Рис. 2.3. Влияние налогов на объем ВВП

Таким образом, проводя анализ дискреционной фискальной политики, связанной с государственными расходами и налогами государство может прогнозировать налогово-бюджетную политику в разные периоды экономического цикла.

Рассмотрим недискреционную фискальную политику. На практике уровень государственных расходов, налоговых поступлений может измениться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет недискреционную (автоматическую, пассивную) фискальную политику. Встроенная стабильность основана на механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на изменения состояния экономики. Их называют встроенными (автоматическими) стабилизаторами. К ним относят:

1).Изменения налоговых поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов населения и предприятий. В период спада производства доходы начнут уменьшаться, что автоматически сократит налоговые поступления в казну. Следовательно, увеличатся доходы, остающиеся у населения, предприятий. Это позволит в определенной степени замедлить снижение совокупного спроса, что положительно скажется на развитии экономики. Такое же воздействие оказывает и прогрессивность налоговой системы. При уменьшении объема национального производства сокращаются доходы, но одновременно понижаются и налоговые ставки, что сопровождается уменьшением как абсолютной суммы налоговых поступлений в казну, так и их доли в доходах общества. В результате падение совокупного спроса будет более мягким.

2). Систему пособий по безработице и социальные выплаты. Они также оказывают автоматическое антициклическое воздействие. Так, увеличение уровня занятости ведет к росту налогов, за счет которых финансируются пособия по безработице. При спаде производства увеличивается число безработных, что сокращает совокупный спрос. Однако одновременно растут и суммы выплат пособий по безработице. Это поддерживает потребление, замедляет падение спроса и, следовательно, противодействует нарастанию кризиса. В таком же автоматическом режиме функционируют системы индексации доходов, социальных выплат. Существуют и другие формы встроенных стабилизаторов: программы помощи фермерам, сбережения корпораций, личные сбережения и т.д.

Встроенные стабилизаторы смягчают изменения в совокупном спросе и тем самым помогают стабилизировать выпуск ВВП. С ростом ВВП доходы населения и предприятий будут расти, ставки налогов также будут увеличиваться, следовательно, будут сдерживать рост ВВП и наоборот (рис. 2.4).

Слева от точки сбалансированного бюджета пониженные налоги (при прогрессивном налогообложении) будут стимулировать развитие производства, справа от точки сбалансированного бюджета повышенные налоги будут сдерживать рост производства (ВВП).

Благодаря действию встроенных стабилизаторов изменилось развитие экономического цикла: спады производства стали менее глубокими и более короткими. Раньше это было невозможно, так как налоговые ставки были ниже, а пособия по безработице и социальные выплаты незначительны.



Рис. 2.4. Встроенная стабильность

Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.

Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить. Следует отметить, чем выше ставки налогов, чем больше трансфертные платежи, тем более действенна недискреционная политика.

Налогово-бюджетная политика оказывает воздействие не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение.

Одним из действенных факторов увеличения совокупного предложения сторонники концепции «экономики предложения» считают снижение налогов. При этом они опираются на кривую Лаффера (рис. 2.5).

А. Лаффер считал, что, по мере роста ставки налога от 0% до 100%. Налоговые поступления сначала увеличиваются и достигают максимума в точке А, а затем падают, несмотря на рост налоговой ставки. Падение налоговых поступлений, по предположению Лаффера, связано с тем, что более высокие ставки сдерживают экономическую активность, а, следовательно, сокращают налоговую базу, поэтому даже при росте налоговой ставки поступления от налогов падают.



Рис.

где Т - сумма налоговых поступлений, t - ставка налога (в %)

Среди мер налогово-бюджетной политики, ориентированной на предложение, выделяют:

Меры по стимулированию текущего объема производства;

Меры, направленные на долгосрочное повышение темпов роста производства.

К первой группе относят меры по повышению эффективности использования факторов производства, повышению эффективности распределения ресурсов между конкурирующими областями их применения через реформу финансовой системы, сокращение дотаций, снятие торговых ограничений и другие меры, содействующие развитию конкуренции.

Ко второй группе относят стимулирование сбережений и инвестиций, а также механизма перевода первых во вторые; стимулирование притока иностранных инвестиций и другие структурные преобразования.

НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ (ФИСКАЛЬНАЯ) ПОЛИТИКА

Понятие финансов. Финансовая система государства. Бюджетная система страны. Государственный бюджет, его доходы и расходы.

Государственный долг и его последствия. Регулирование государственного долга. Дефицит бюджета и способы его финансирования. Профицит. Дефолт и секвестр.

Налоги. Функции налогов. Принципы и основные элементы налогообложения. Классификация налогов по различным критериям:

· способ изъятия : прямые и косвенные;

· характер начисления на объект обложения : пропорциональные, прогрессивные и регрессивные;

· государственное устройство и бюджетная структура : федеральные, региональные и местные.

Кривая Лаффера. Налогово-бюджетная политика: цели и инструменты. Дискреционная и недискреционная (автоматическая) фискальная политика.

Основные понятия, которые должен знать студент

Финансы – это система отношений по поводу распределения и использования фондов денежных средств.

Государственный бюджет – это финансовый план доходов и расходов государства, принятый в законодательном порядке на определенный период (обычно на год).

Внебюджетные фонды – это денежные средства, имеющие целевое назначение (Пенсионный фонд, фонд государственного медицинского страхования и т.д.).

Дефицит бюджета – это превышение расходов над доходами за год.

Профицит бюджета – это ситуация, обратная дефициту, т.е. превышение доходов над расходами за год.

Государственный долг – это сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за этот период бюджетных профицитов.

Дефолт – отказ государства выплачивать проценты и погашать свои обязательства перед внутренними и внешними инвесторами.

Секвестр - пропорциональное сокращение расходов, за исключением социальных, в случае недобора налогов.

Налогово-бюджетный федерализм – разделение полномочий в области налогообложения и расходов между бюджетами разного уровня.

Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц.

Прямые налоги взимаются непосредственно с владельца объекта налогообложения (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налог на имущество и дарение).

Косвенные налоги – это налоги, взимаемые через надбавку к цене (НДС, акциз, пошлина и т.д.).

Прогрессивные налоги – это налоги, ставка которых увеличивается по мере возрастания стоимости объекта налогообложения.

Пропорциональные налоги – это налоги с единой ставкой на все размеры объекта налогообложения.

Регрессивные налоги – это налоги, ставки которых уменьшаются по мере возрастания стоимости объекта налогообложения. К регрессивным налогам также относятся косвенные налоги, которые в денежном выражении равны для всех плательщиков, но составляют большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода.

Принципы налогообложения : принцип справедливости по вертикали, принцип получаемых благ, принцип платежеспособности.

Фискальная функция налогов заключается в пополнении доходов казны для содержания государства.

Регулирующая функция налогов заключается в способности государства влиять как на структуру национальной экономики, так и на экономическое поведение людей.

Социальная функция налогов связана с перераспределением доходов с целью уменьшения их дифференциации.

Кривая Лаффера показывает зависимость между ставкой налога и доходами государственного бюджета.

t – налоговые ставки; T – доходы государственного бюджета; t1 - оптимальный размер налоговой ставки; T1 - максимальные поступления в государственный бюджет.

Налогово-бюджетная политика – это воздействие государства на уровень деловой активности посредством изменения государственных расходов и системы налогообложения.

Дискреционная налогово-бюджетная политика – это сознательное манипулирование законодательной властью налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности.

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика – это автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от принятия решений правительством. Эта политика является результатом действия встроенных стабилизаторов, т.е. механизмов, которые уменьшают реакцию реального ВВП на изменения совокупного спроса. Главный из них – это пособия по безработице и прогрессивное налогообложение.

Практические задания

Тесты

1. Правительственная политика в области расходов и налогообложения называется…

1) монетарная политика;

2) фискальная политика;

3) кредитно-денежная политика;

4) налогово-бюджетная политика;

5) налогово-кредитная политика.

2. К прямым налогам относится налог:

1) на прибыль предприятия;

2) на добавленную стоимость;

3) на золотые изделия;

4) государственная пошлина.

3. Налог на добавленную стоимость относится к:

1) прогрессивным налогам;

2) регрессивным налогам;

3) пропорциональным налогам.

4. Прогрессивный налог применяется, т.к.:

1) нельзя допустить слишком большого разрыва в доходах, поскольку он может вызвать социальный взрыв в обществе;

2) он значительно увеличивает поступления в государственный бюджет;

3) этим чиновники уравнивают свои фиксированные заработки с растущими предпринимательскими доходами.

5. Пропорциональный налог – это налог, при котором:

1) средняя ставка остается неизменной, независимо от размеров дохода;

2) средняя ставка понижается по мере возрастания дохода;

3) средняя ставка повышается по мере возрастания дохода.

6. Налоги на бензин идут на усовершенствование автострад. Это пример:

1) применения принципа платежеспособности;

2) применения принципа получаемых благ;

3) прогрессивного налога;

4) налога на добавленную стоимость.

7. Если с ростом дохода растет и доля этого дохода, выплачиваемая в виде налога, то такой налог носит название...

1) прогрессивного;

2) регрессивного;

3) прямого;

4) косвенного.

8. «Прогрессивные налоги являются справедливыми, а регрессивные -несправедливыми.» Если придерживаться этого мнения, то акцизы на автомобили и ювелирные изделия...

1) «справедливы», т.к. деньги взимаются с богатых и перераспределяются в пользу бедных;

2) «справедливы», т.к. чем выше акцизы, тем меньше будет миллионеров;

3) «несправедливы», т.к. деньги взимаются с бедных, а достаются богатым;

4) «несправедливы», т.к. деньги отбирают у людей, их заработавших, а расходуют неизвестно на что.

9. Предположим, что в стране с прогрессивным подоходным налогом цены на все без исключения товары и услуги выросли в 2 раза. Как это скажется на реальных располагаемых доходах плательщиков подоходного налога?

1) Реальные располагаемые доходы всех плательщиков подоходного налога уменьшатся.

2) Реальные располагаемые доходы всех плательщиков подоходного налога вырастут.

3) Реальные располагаемые доходы всех плательщиков подоходного налога останутся неизменными.

4) Реальные располагаемые доходы уменьшатся у тех плательщиков, у которых рост цен вызовет повышение маржинальной ставки выплачиваемого налога.

10. Налог на импортируемые в страну товары и услуги носит название:

1) таможенная пошлина;

2) подоходный налог;

3) налог на добавленную стоимость;

4) гербовый сбор.

11. Взаимосвязь между ставкой налогов и величиной налоговых поступлений в государственный бюджет показана на:

1) кривой Лаффера;

2) кривой Филлипса;

3) кривой Оукена.

12. Инструментом фискальной политики в деле стабилизации экономики является:

1) повышение нормы резервов;

2) понижение нормы резервов;

3) операции на открытом рынке;

4) операции на закрытом рынке;

5) увеличение государственных расходов;

6) уменьшение государственных расходов.

13. Ярко выраженная антиинфляционная фискальная политика предполагает:

1) повышение уровня налогообложения и сокращение государственных расходов;

2) сокращение и налоговых поступлений, и государственных расходов;

3) рост налогов и более высокий уровень государственных расходов;

4) снижение налогов и более высокий уровень государственных расходов;

5) постоянство уровня и государственных расходов, и налоговых поступлений.

14. Если правительство предполагает повысить уровень реального ЧНП, оно может:

1) снизить налоги;

2) снизить государственные закупки товаров и услуг;

3) уменьшить трансфертные платежи;

4) снизить уровень бюджетного дефицита;

5) верно 1) и 4).

15. Какая из перечисленных мер НЕ является фискальной?

1) Изменение ставок налогов на прибыль банков.

2) Изменение Центральным банком нормы банковского резерва.

3) Введение налоговых льгот для предприятий, осуществляющих инвестиции в новое производство.

4) Увеличение социальных выплат малоимущим из госбюджета.

16. Какое из приведенных ниже определений лучше всего отражает сущность фискальной политики?

1) Фискальная политика - это любая деятельность государственных органов, результатом которой является изменение предложения денег в стране.

2) Фискальная политика - это действия Центрального банка страны, направленные на регулирование курса национальной валюты.

3) Фискальная политика - это действия Центрального банка страны по изменению предложения денег и доступности кредита, предпринимаемые с целью поддержания стабильности цен, обеспечения полной занятости и целесообразных темпов экономического роста.

4) Фискальная политика - это меры по регулированию государством величины своих расходов и/или доходов, применяемые с целью поддержания стабильности цен, обеспечения полной занятости и целесообразных темпов экономического роста.

17. Увеличение ставок таможенных пошлин на товары, ввозимые «челноками», может привести к тому, что...

1) предложение этих товаров возрастет, цены понизятся. Доходы государства от взимания пошлины обязательно повысятся;

2) предложение этих товаров снизится, цены вырастут. Доходы государства от взимания пошлины обязательно повысятся;

3) предложение этих товаров снизится, цены вырастут. Доходы государства от взимания пошлины могут снизиться;

4) предложение этих товаров снизится, цены вырастут. Доходы государства от взимания пошлины обязательно уменьшатся.

Задачи

При доходах 100, 1000 и 10000 ден. ед. для их получателей вводится единый по величине налог – 10 ден. ед. Определить, какой это налог?

По данным, приведенным в таблице, определить тип системы налогообложения.

Допустим, предприниматель приобрел товар по цене 150 тыс. ден. ед. (за единицу); цена, по которой он реализовал товар – 200 тыс. ден. ед.; количество приобретенного, а затем реализованного товара – 2000 шт.; ставка налога – 40%. Определить, какую сумму НДС должен перечислить предприниматель в госбюджет в виде налога?

Государственные расходы на приобретение товаров и услуг (G ) – 500 у.е.. Налоговая функция имеет вид: , функция трансфертов . Уровень цен равен 1. федеральный долг- 1000 у.е. при ставке процента 0,1. Реальный объем производства – 2000 ед., потенциальный – 2500 ед. Рассчитать фактическое сальдо госбюджета. Какова величина циклического дефицита госбюджета?

Бюджетно-налоговая политика, как уже определено выше, это целенаправленная деятельность государства по использованию государственного бюджета для производства общественных благ, перераспределения доходов и стабилизации экономики в периоды инфляции и безработицы.

Продуманная бюджетно-налоговая политика способствует росту инвестиционных возможностей государства и предпринимательской активности, повышению уровня социальной защищенности граждан, укреплению конкурентоспособности экономики и улучшению международного положения страны.

Современная экономическая наука выделяет несколько видов бюджетно-налоговой политики.

Бюджетно-налоговая политика, осуществляемая в целях сглаживания циклических колебаний экономики, бывает двух видов:

  • экспансионистская (стимулирующая), направленная на стимулирование совокупного спроса и оживление экономического роста путем увеличения государственных расходов и снижения налогов;
  • рестриктивная (сдерживающая), нацеленная на ограничение инфляционного экономического роста при помощи увеличения налогов и снижения государственных расходов.

В зависимости от характера осуществления бюджетно-налоговой политики выделяют:

  • дискреционную (или активную) политику – сознательное манипулирование правительством налогами и государственными расходами с целью воздействия на экономику;
  • автоматическую (пассивную) политику, основанную на использовании "встроенных стабилизаторов", которые начинают действовать при изменении экономической ситуации "автоматически", без специальных решений правительства.

Инструментами бюджетно-налоговой политики государства выступают государственный бюджет, налоги, государственные расходы. Осуществление этой политики предполагает действие мультипликаторов: налогового, государственных расходов, сбалансированного бюджета.

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы государства на соответствующей территории. Консолидированный бюджет РФ включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ.

Государственный внебюджетный фонд – это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета. В России существует три основных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС) и федеральные и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС). В 1991 г. в РФ был создан фонд занятости, который был ликвидирован в 2001 г. Взамен были созданы территориальные органы службы занятости, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных средств.

Доходы бюджетов разных уровней образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

К налоговым доходам в нашей стране относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

К неналоговым доходам относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, например средства, получаемые от сдачи в аренду государственной собственности, часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей и пр.;
  • доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности: штрафы, компенсации, конфискации и пр.
  • доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней.

Безвозмездные перечисления могут поступать в бюджет от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, а также в результате взаимных расчетов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ.

В условиях рыночной экономики главным источником доходов госбюджета являются налоги. В РФ они составляют около 70–80% доходов бюджета.

Под налогом согласно определению Налогового кодекса РФ понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги следует отличать от сборов. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Сущность налогов проявляется в тех функциях, которые они выполняют в экономике. На современном этапе развития хозяйства к основным функциям налогов относят:

  • фискальную – в ней реализуется главное предназначение налогов: аккумулирование в госбюджете средств, необходимых для содержания государства и выполнения им своих функций;
  • распределительную – ее смысл заключается в перераспределении доходов между различными категориями населения: от более состоятельных в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан;
  • регулирующую – она направлена на достижение при помощи налоговых механизмов тех или иных задач макроэкономической политики государства. Налоги могут быть нацелены на стимулирование той или иной деятельности, могут дестимулировать какие-либо экономические процессы, могут использоваться для осуществления воспроизводственных задач, т.е. аккумулировать средства для восстановления используемых ресурсов (отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы);
  • контрольную – через налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами;
  • поощрительную – налоговые механизмы должны быть нацелены на реализацию социальной политики государства, поощрять значимую для общества деятельность граждан, отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан (в нашей стране это предоставление налоговых льгот Героям Советского Союза, Героям России, вычеты из налогооблагаемого дохода физических лиц на содержание детей и иждивенцев, на платное обучением детей и пр.).

Современные принципы организации налогообложения опираются на положения, сформулированные еще А. Смитом. В настоящее время они были расширены и дополнены. Можно выделить следующие основные принципы налоговой политики:

  • обязательность уплаты налогов;
  • справедливость и "посильность" налогов, т.е. учет возможностей налогоплательщиков уплачивать налоги. Налог с дохода должен быть прогрессивным;
  • однократность взимания налогов. Пример применения этого принципа – замена налога с оборота налогом на добавленную стоимость;
  • простота, понятность и удобство системы уплаты налогов для налогоплательщиков и экономичность их взимания для налоговых органов;
  • сочетание в налоговой системе гибкости, динамичности, с одной стороны, и стабильности – с другой.

В связи с многообразием налогов возникает потребность в их классификации, т.е. разделении на виды. Рассмотрим некоторые виды налогов.

По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. Это, к примеру, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций и др. Косвенные налоги взимаются через цену товара – акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж и др. Прямые налоги в мировой практике считаются более справедливыми, так как их трудно перенести на потребителя. Косвенные налоги легко частично или полностью перекладываются на потребителей.

В зависимости от налоговых ставок налоги подразделяют на пропорциональные , прогрессивные и регрессивные , их характеристики были рассмотрены в главе 19.

Расходы госбюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Расходы бюджета в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные.

Капитальные расходы – часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность государства. Они включают расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или создаваемые организации; средства, предоставляемые в виде бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам; средства, выделяемые на проведение капитального ремонта; расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается государственное имущество и пр.

Текущие расходы – часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также государственную поддержку бюджетов других уровней и отдельных отраслей экономики.

Важнейшее значение в бюджетной политике государства имеет постатейное распределение бюджетных средств.

К основным доходам государственного бюджета относятся:

  • налоги на прибыль, доходы;
  • налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ;
  • налоги на товары, ввозимые на территорию РФ;
  • налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
  • государственная пошлина, сборы;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • платежи при пользовании природными ресурсами;
  • доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;
  • доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
  • административные платежи и сборы;
  • штрафы, санкции, возмещение ущерба;
  • прочие налоговые доходы.

Основные статьи расходов государственного бюджета:

В зависимости от соотношения доходов и расходов бюджет может быть сбалансированным, когда расходы равняются доходам. Дефицит бюджета – это превышение расходов над доходами. Профицит – это превышение доходов над расходами бюджета.

Под бюджетно-налоговой (фискальной) политикой понимается система регулирования экономики посредством формирования величины и структуры государственных расходов и налоговых платежей. Ее основными целями как любой стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются: обеспечение устойчивого экономического роста; достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.

Методы бюджетно-налоговой политики различаются в зависимости от того, какая цель признается главной: стабилизация в краткосрочном периоде или достижение макроэкономического равновесия в долгосрочном периоде для создания условий экономического роста.

Долгосрочные и краткосрочные цели. Стимулирующая бюджетно-налоговая полигика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов G, снижение налогов Т или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и оптимизацией структуры государственных расходов.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов G, увеличение налогов Т или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции,1 особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периода, в том числе и в России.

Фискальная экспансия -- правительственная политика в области государственного бюджета и налогообложения, направленная преодоление циклического спада в экономике страны, предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочном периоде позволяет стимулировать совокупный спрос, в долгосрочном - расширить предложение факторов производства и увеличить темпы экономического роста.

Фискальная Рестрикция - Это государственная политика, результатом которой является увеличение разницы между государственными доходами и государственными расходами. Она обычно направлена на ограничение экономического бума, точнее, на борьбу с вызванной этим бумом инфляцией.

Мультипликатор государственных расходов - это показатель, отражающий в какой степени вырастет совокупный доход в ответ на увеличение государственных расходов.

В открытой экономике на величину мультипликатора государственных расходов, так же как и на налоговый мультипликатор, повлияет предельная склонность к импортированию. Чем выше эта величина, тем ниже мультипликационный эффект.

Значение мультипликатора, рассчитанного для открытой экономики, будет меньше, чем для закрытой. Это объясняется тем, что расходы на импорт продукции, также как и сбережения, перестают быть составляющей частью совокупного спроса на внутренний продукт.

Налоговый мультипликатор -- отношение изменения реального национального дохода к вызвавшему его изменению налогов.

Уменьшение налогов в модели «кейнсианского креста» на ДТ увеличит планируемые расходы на С y ДТ. Равновесие переместится из точки А в точку В, а доход увеличится с Y 1 до Y 2 на величину, равную ДY.

ДY = -ДT* (C y /(1-C y)),

m t = ДY/ДT = -C y /(1-C y)

Модель налогового мультипликатора в закрытой экономике при прогрессивной системе налогообложения имеет

m t = -C y /(1-C y (1-t))

где t -- предельная налоговая ставка.

Мультипликатор сбалансированного бюджета -- численный коэффициент, равный единице.

Норвежский экономист Т. Хаавельмо доказал, что при кейнсианской функции потребления даже при сохранении сбалансированного бюджета возникает мультипликационный эффект, при этом мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице, ДУ = ДО = ДТ. Этот вывод получил название теоремы Хаавельмо и объясняется тем, что мультипликатор государственных расходов больше налогового.

Эффект мультипликатора в открытой экономике

В открытой экономике налоговый мультипликатор определяется по формуле:

Cy / (1-C y (1-t)+m")

а бюджетный мультипликатор -- по формуле:

1 / (1-C y (1-t)+m")

где m" -- предельная склонность к импортированию.

Дискреционная фискальная политика - сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса (AD) в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения G или снижения T . В период подъема создается бюджетный излишек.

Государственные расходы оказывают влияние на AD и обладают мультипликативным эффектом

ВНП = k g G,

где k g = 1/1-MPC - мультипликатор государственных расходов.

Действие налогов , подобно G , обладает мультипликативным эффектом

ВНП = - k t T,

где k t = MPC/MPS - мультипликатор налогов.

k g > k t , так как, например, при сокращении Т потребление увеличивается лишь частично (часть располагаемого дохода идет на увеличение сбережений), тогда как каждая единица прироста G оказывает прямое воздействие на величину ВНП.

Недискреционная фискальная политика - предполагает использование автоматических стабилизаторов, которые без частого вмешательства реагируют на изменение макроэкономической ситуации. К основным встроенным стабилизаторам относится изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. При этом ставки налогов действуют достаточно долго, не изменяя свою величину. Поэтому в период подъема налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательной способности населения и сдерживание экономического роста. К встроенным стабилизаторам также относятся - пособия по безработице; соц. выплаты; программы по поддержанию малоимущих слоев населения.

В системе финансовых отношений немаловажную роль, с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней и возможности воздействия на национальную экономику, играют налоги.

Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов. Теоретически наиболее оптимальным является бюджет, который предполагает нулевое сальдо. Однако, если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет.

Бюджетный дефицит - превышение расходов над доходами. Профицит бюджета - превышение доходов над расходами.

Причины возникновения бюджетного дефицита: спад производства, выпуск «пустых» денег, значительные социальные программы, возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических и социальных функций.

Способы покрытия бюджетного дефицита: государственные займы, ужесточение налогообложения, производство денег - сеньораж. В настоящее время сеньораж не означает печатание денег, так как это способствует росту инфляции, но реализуется посредством создания резервов коммерческих банков.

Первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики, которая реализуется, как правило, средствами фискальной политики, т.е. через манипулирование государственными расходами (G) и налогообложением (T) с целью увеличения производства, занятости и снижения инфляции.

Автоматические стабилизаторы (Automatic stabilizers ) - это инструменты автоматической фискальной политики , которые образуют бюджетный дефицит во время спада экономики и увеличивают доходные статьи бюджета во время экономического роста .

К основным автоматическим стабилизаторам относятся такие категории, как пособия по безработице, а также прогрессивный подоходный налог.

Рост реального объема производства приводит к увеличению доходов населения страны, в результате чего существенная доля населения переходит на следующую ступень в шкале налогов и их налоговые выплаты возрастают. В основном эти сдвиги будут сдерживать увеличение совокупного спроса в период экономического роста, а во время спада экономики прогрессивная ставка подоходного налога обеспечит сдерживающий эффект падения совокупного спроса.

По тому же принципу будет действовать система пособий по безработице. В период экономического роста будет происходить сокращение выплат, что затормозит рост совокупного спроса, а во время спада увеличение пособий не даст снизиться совокупному спросу до минимальных размеров.

Различают структурный , циклический и фактический бюджетный дефицит. Структурный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости ресурсов при существующей системе налогообложения:

Циклический дефицит - это разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом:

Во время спада фактический дефицит больше структурного, поскольку к структурному дефициту добавляется циклический, так как при рецессии Y < Y*. В период подъема фактический дефицит меньше структурного на абсолютную величину циклического дефицита, поскольку при буме Y > Y*. Структурный дефицит является следствием стимулирующей дискреционной фискальной политики, а циклический дефицит - это результат автоматической фискальной политики, следствие действия встроенных стабилизаторов.

Выделяют также текущий дефицит бюджета и первичный дефицит . Текущий бюджетный дефицит представляет собой общий дефицит государственного бюджета. Первичный дефицит - это разница между общим (текущим) дефицитом и суммой выплат по обслуживанию государственного долга.

Способы финансирования дефицита государственного бюджета

Дефицит государственного бюджета может быть профинансирован тремя способами: 1) за счет эмиссии денег; 2) за счет займа у населения своей страны (внутренний долг); 3) за счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг).

Первый способ называется эмиссионным или денежным способом , а второй и третий - долговым способом финансирования дефицита государственного бюджета. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из способов.

Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета. Этот способ заключается в том, что государство (Центральный банк) увеличивает денежную массу, т.е. выпускает в обращение дополнительные деньги, с помощью которых покрывает превышение своих расходов над доходами.

Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга . Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга . В этом случае дефицит бюджета финансируется за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда - МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Т.е. это также вид долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования.

При высокой ставке подоходного налога (более 50%) резко снижается деловая активность фирм и населения. Кривая Лаффера (рис. 31.1) отражает зависимость поступлений в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога.

Суть «эффекта Лаффера» в следующем: если экономика находится справа от точки А, то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (r a ) в краткосрочном периоде приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном - к их увеличению, так как возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности (выход из «теневой экономики»).

Объект налога - доход или имущество, с которого начисляется налог.

8.1 Бюджетно-налоговая политика и ее виды

Экономическую основу функционирования современного государства составляют огромные денежные средства, взимаемые с хозяйствующих субъектов в виде налогов и перераспределяемые через государственный бюджет. Политика регулирования доходов и расходов государства, называемая фискальной, оказывает большое воздействие на всю жизнь современного общества. Мероприятия фискальной политики определяются стоящими перед правительством экономическими целями - борьбой с инфляцией, сглаживанием циклических колебаний экономики и др. Государство регулирует совокупный спрос, структуру, распределение и использование национального дохода государственными расходами, трансфертными выплатами и налогообложением.

Инструментом проведения такой политики является государственный бюджет: налоговая политика формирует его доходную часть, а политика государственных расходов - расходную. Формирование и использование бюджетных средств отражает цикличность развития экономики и нацелено на достижение экономической стабильности.

Фискальная политика подразделяется на недискреционную политику (политику автоматических стабилизаторов), регулирующую доходы и расходы независимо от оперативных действий правительства, и дискреционную, подразумевающую осуществление государством фискальной политики принятием мер по регулированию своих доходов и расходов.

Дискреционная фискальная политика бывает двух видов - фискальная экспансия и фискальная рестрикция.

Фискальная политика, направленная на стимулирование хозяйственной жизни увеличением совокупного спроса, государственных расходов и (или) снижения налогов, называется фискальной экспансией, или стимулирующей политикой. Она направлена на сглаживание цикличности экономики и обеспечение экономического роста, но рост государственных расходов и возникновение дефицита госбюджета могут породить инфляцию.

Другой вид фискальной политики, направленной на ограничение экономического бума и применяемый для борьбы с инфляцией, называется фискальной рестрикцией, или ограничительной политикой. Она предполагает снижение государственных расходов и (или) увеличение налогов. Это позволяет снизить вызванную бумом инфляцию за счет падения темпов экономического роста, но вызывает рост безработицы.

При увеличении государственных расходов возникает «эффект вытеснения», заключающийся в инвестиционной конкуренции между государством и частным сектором (домашними хозяйствами и предприятиями), ведущей к перераспределению факторов производства в пользу государства. Увеличение государственных закупок при неизменном предложении денег повышает процентную ставку, что ведет к сокращению частных инвестиций. А это в свою очередь влияет на темпы роста и уровень жизни. Эффективность экономики достигается оптимальным ограничением государственных расходов.

Такая политика может оказаться эффективной, если правительство просчитывает ее влияние на уровень и динамику национального производства. При оценке влияния изменения налогов и государственных расходов на объем национального производства правительство должно учитывать:

1) действие трех мультипликаторов (налогового, государственных расходов и сбалансированного бюджета);

2) эффект Лаффера;

3) кривую Филлипса, согласно которой снижение уровня инфляции обычно сопровождается ростом безработицы.

В модели Дж.М. Кейнса в качестве основного средства макроэкономического регулирования, достижения стабильности экономики и роста занятости выступают государственные расходы. Важную роль играет концепция мультипликатора (множителя). В макроэкономической теории известно несколько типов мультипликаторов: мультипликатор расходов, денежный, налоговый мультипликаторы. Последний множит, усиливает спрос в результате воздействия налогов на равновесный объем чистый внутренний продукт (ЧВП). Изменение налогов (повышение или понижение) непосредственно влияет на потребление. Налоги хотя и обладают мультипликационным эффектом, но их воздействие на равновесный объем производства сказывается опосредованно через потребление. Графически эффект налогового мультипликатора изображен на рис. 8.1.

Рис. 8.1. Налоговый мультипликатор

В кейнсианской модели «доходы - расходы» уменьшение налогов на ДГ увеличивает планируемые расходы на МРС х ДТ. Равновесие переместится из точки А в точку В, а доход увеличится с Y1 до Y2 (на величину, равную ΔY).


Таким образом, налоговый мультипликатор показывает, на сколько рублей увеличится объем национального производства при снижении суммы налогов на один рубль. И наоборот, насколько снизится объем национального производства при росте суммы налогов на один дополнительный рубль.

Дискреционная фискальная политика имеет существенный недостаток. Для принятия и реализации ее мер необходимо время, в течение которого ситуация в экономике может измениться и принятые решения могут оказаться бесполезными или даже вредными.

Другой вид фискальной политики, получивший название недискреционной политики, или политики «автоматических стабилизаторов», означает автоматическое изменение величин государственных расходов, налоговых поступлений и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода.

Автоматический (встроенный) стабилизатор - это экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний экономики, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. Обычно применяется два таких стабилизатора: прогрессивная ставка налогообложения и система государственных трансфертов. Встроенные стабилизаторы «включаются» без непосредственного вмешательства регулирующих органов , в результате чего относительно смягчается проблема продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики.

Так, на стадии перегрева экономики рост доходов при прогрессивной ставке налогообложения автоматически увеличивает налоговое бремя. Вместе с тем государственные расходы на трансферты автоматически снижаются, появляется профицит бюджета. Это тормозит экономику. На стадии спада, напротив, сокращение производства и доходов хозяйствующих субъектов приводит к снижению налогового бремени, увеличению трансфертных платежей, росту дефицита бюджета, что с совокупности оживляет экономику. Действие автоматических стабилизаторов влияет на изменение объема производства, уровня цен и ставок процента . Стабилизаторы при изменении спроса обеспечивают более плавное изменение выпуска продукции.


(Материалы приведены на основании: Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2010. ISBN 978-5-406-00716-7)

Похожие публикации