Энциклопедия пожаробезопасности

Корабль в бутылке как называется. Корабли в бутылках. Старинный корабль из книжных историй

Немногие знают что постройка моделей кораблей -- очень древнее искусство. История судомоделизма насчитывает не одну тысячу лет. А как же корабли в бутылках? Считается, что это искусство зародилось в Европе в XVII - XVIII веках. Именно к этому времени относятся модели кораблей в бутылках, хранящиеся в некоторых музеях Европы. В то время в бутылки помещали не только модели кораблей, но и сценки на религиозные, бытовые темы. Сегодня постройка кораблей в бутылках - популярное во всем мире хобби.

Скорее всего, это увлечение появилось в период великих географических открытий знаменитых мореплавателей. Парусные корабли часто попадали в «мертвый штиль», а чтобы как-то бороться с тоской и скукой матросы начали делать небольшие модели парусников и каким-то образом помещать их в пустые бутылки, такого добра на корабле хоть отбавляй. Помимо кораблей, искусные мастера создавали в бутылках религиозные сцены, сцены из жизни, различные механизмы и многое другое. Возможно, этот вид творчества появился даже раньше, чем собственно корабли в бутылках. Впрочем, сам термин "корабли в бутылках" должен включать в себя все, что человеку удается соорудить в бутылке, сквозь узкое горлышко.



Как правило, модели в бутылках подразделяют на три основных типа:

Корабли в бутылках. В бутылку помещена именно модель корабля. Основное внимание, в таких моделях, уделяется возможно более точному воссозданию деталей. Модель внутри бутылки может покоиться на специальной подставке или "плыть" по морской поверхности, искусно сделанной мастером.





Диорамы. Диорамы изображают сцены из жизни (часто морской). Это может быть морской порт с большим городом на берегу и кораблями на рейде, морская баталия, тонущий корабль и многое другое.




Диковинки. К этой группе относится все, что рождает буйная фантазия мастера. Это сцены из библейской жизни, различные мельницы, механизмы, фигурки людей, автомобили, самолеты -- в общем все, что словом корабль никак не назовешь.



Несмотря на бурное развитие техники, постройка кораблей в бутылках остается, как и много лет назад, сугубо ручной работой. Чтобы достичь успеха необходимы огромное терпение и мастерство. И также как много лет назад, модель вызывает удивление у зрителей. Именно поэтому многие люди с увлечением занимаются постройкой кораблей в бутылках, используя современные материалы и не уставая придумывать все новые секреты сборки.


Чаще всего в бутылку помещают парусный корабль. Это связано с тем, что особенность конструкции парусника упрощает его размещение в бутылке. Существует множество способов поместить корабль в бутылку. Так каим же образом модель корабля попадает в бутылку с узким горлышком. Непосвященному человеку могут прийти на ум самые фантастические идеи, начиная с расколотой пополам и вновь склеенной бутылки и кончая бригадой дрессированных муравьев, трудолюбиво собирающих корабль под чутким руководством хозяина. на самом деле все делается честно – сквозь узкое бутылочное горлышко.


Самое удивительное, что существуют довольно много способов поместить модель внутрь бутылки. Причем, каждый мастер вносит в, казалось бы давно известный, традиционный способ столько нового, что он превращается уже в нечто иное - в СЕКРЕТ.

Я расскажу вам про самый распространенный способ среди моделистов. Работа не требует сложных инструментов и навыков. Необходимы только аккуратность и терпение. Начинать работу лучше всего с изготовления корпуса модели. Его вырезают из дерева, окрашивают в нужный цвет, устанавливают мачты, рангоут, такелаж и все необходимые детали. Не пугайтесь, все эти работы нужно делать на рабочем столе, а не внутри бутылки. Необходимо только в процессе работы время от времени проверять, чтобы полностью укомплектованная модель свободно проходила в горлышко бутылки. Теперь займемся мачтами, ведь именно в них заключен секрет. В своем основании, мачты имеют миниатюрный шарнир, позволяющий им легко складываться вдоль корпуса корабля.

Шарнир должен быть как можно меньше заметен. Именно поэтому, основные силы следует направить на поиск способа, позволяющего скрыть шарнир от глаз непосвященных. Можно, например, окрасить мачту, вместе с шарниром, в темный цвет или одеть на мачту небольшой кусочек трубки, который свободно перемещаясь, закроет шарнир после того как мачта займет вертикальное положение. Установив на место мачты, прикрепляют ванты и фордуны. Парусник, со сложенными назад мачтами, легко проходит в горлышко бутылки! Однако, штаги, если их закрепить жестко, помешают мачтам сложиться назад. Чтобы этого избежать, нижние концы штагов не приклеивают окончательно, не обрезают, а оставляют длинными и, пропустив сквозь специально приготовленные отверстия (на бушприте или на палубе модели), выводят из бутылки наружу. Разумеется, штаги должны быть достаточной длины, чтобы потянув за них, можно было устано-вить мачты в вертикальное положение. Эти нити обрезают, предварительно закрепив их капельками клея, уже в самом конце работы.

Нельзя забывать о парусах и прежде чем помещать корабль в бутылку нужно прикрепить паруса, вместе с реями, брасами, шкотами, и остальным бегучим такелажем. Начинающему моделисту, для своей первой работы, лучше выбрать простенькую шхуну, имеющую только косые паруса. Тогда установка парусов и сама сборка корабля в бутылке не вызовет особых трудностей. Сложнее обстоят дела с парусниками, несущими большое количество прямых парусов. После того, как все снасти натянуты и закреплены капельками клея, лишние нити обрезают и удаляют. Модель почти готова,осталось только закрепить корпус корабля внутри бутылки. Многие моделисты любят изображать море, заливая в бутылку подкрашенную эпоксидную смолу, имитировать волны с помощью различных пластических материалов. “Море” позволяет сделать корпус модели только до ватерлинии, что уменьшает его габариты и облегчает проникновение в бутылку. Однако, сооружая точную копию корабля, особенно современного, важно показать также и подводную часть модели. Для этого модель нужно установить на специальную подставку, приклеенную внутри бутылки прямо к стеклу. Простейшей подставкой может быть деревянная дощечка, имеющая небольшие штырьки для точной фиксации корпуса корабля. Вот и всё. Неправда ли, достаточно просто? Основным достоинством традиционного способа является, безусловно, простота - вся модель собирается на рабочем столе, что не требует сложных манипуляций внутри бутылки.

Что самое главное в отдыхе на курорте? Это не только отдых и развлечения, но и сувениры , которые будут напоминать о приятных моментах. Поэтому мы частенько заглядываем в сувенирные лавки, в поисках чего ни будь эдакого.

Корабль в бутылке это один из тех сувениров, который, не смотря на свой возраст существования на рынке, до сих пор вводит туристов в восторг. У многих сразу возникал вопрос, ну как можно засунуть такой большой корабль, в такую маленькую бутылочку .

Секрета нет, все это делается через горлышко бутылки. Здесь главное терпение, и при желании, вы тоже можете построить корабль в бутылке своими руками . И неважно для себя вы сделаете этот сувенир или в качестве подарка для друзей, главное это, то, что вы смогли его сделать своими руками, а следовательно такой подарок будет ценнее.

А если будет хорошо получаться, можно даже организовать дополнительный приработок, а реализовывать свою продукцию через сувенирные лавки.

В теории сборка корабля в бутылке выглядит следующим образом:

Первым делом необходимо прорисовать модель корабля, чтобы она по размеру поместилась в бутылке, при этом соблюдались его пропорции.

А теперь перейдем от теории к практике.

Из подходящего бруска дерева, лобзиком, вырезается корпус будущего корабля. После чего наждачкой шлифуем поверхность и доводим очертания корпуса до оригинала.

Обязательно проверяем, проходит ли корпус корабля в горлышко бутылки. При этом не стоит забывать, что сверху палубы будет еще крепиться мачта и реи, и они тоже должны пройти в горлышко вместе с корпусом корабля.

Мачты и бушприт изготавливаем из палочек для барбекю. Чтобы создать необходимое заужение на бушприте и мачте, зажимаем палочку в дрель и, приложив наждачную бумагу, снимаем лишнее.

В мачте сверлим отверстия диаметром 0,5мм. (тонкое сверло можно изготовить из куска проволоки, расплескав конец и заточив под сверло). Для крепления мачты с корпусом корабля, просовываем проволоку в нижнее отверстие мачты и сгибаем проволоку буквой П.

Здесь есть небольшой нюанс , первая мачта должна ложиться немного в сторону, иначе если первая мачта ляжет на вторую, то этот кораблик вы уже не засунете в бутылку.

Реи корабля можно изготовить из спичек. В основании реи делаем маленькое отверстие, чтобы можно было прикрепить нитями к мачте. Если просверлить отверстие это для вас проблема, можно поступить другим способом. У основания реи делаем бандаж, из нити оставив два конца, а чтобы бандаж не сполз, фиксируем клеем.

Из нитей натягиваем фордуны и штаги

Не забываем узлы ниток фиксировать клеем.

В процессе сборки, периодически необходимо проверять, проходит ли ваш корабль в горлышко бутылки.

Паруса были изготовлены из тонкой ткани – батиста. Клеим паруса непосредственно к мачте.

Корабль готов, теперь приступаем к изготовлению подставки для бутылки и подготовке самой бутылки.

Бутылку необходимо очистить от этикеток и хорошенечко промыть внутри, после чего даем бутылке высохнуть. Из-за жесткой воды, мы получим потеки как внутри, так и с наружи бутылки, но если снаружи потеки можем удалить тряпкой, то потеки внутри бутылки могут все испортить. Для этого наливаем в бутылку немного спирта и ополаскиваем ее. При необходимости можно намотать на конец проволоки немного ветоши, и промыть бутылку спиртом изнутри.

Имитацию воды в бутылке можно создать, используя замазку (оконную). Для этого оконную замазку смешиваем с масляными красками, до получения необходимого цвета.

Чтобы не испачкать бутылку в замазке, в горлышко помещаем кусочек пергаментной бумаги, и только после этого проволокой проталкиваем замазку в бутылку. При помощи проволоки с изогнутым колечком на конце формируем из замазки волны.

Складываем мачты корабля, аккуратно просовываем в бутылку, и устанавливаем на импровизированном море.

После того как расправили паруса, натянув нити проведенные через бушприт, фиксируем их каплей клея.

Не стоит сразу отрезать нити, лучше выждать денек, чтобы клей высох. Обрезать нить можно кусочком лезвия, закрепленным на проволоке, для этого натянуть нити и провести по ним лезвием возле бушприта.

Вот теперь корабль готов, только не стоит сразу закупоривать бутылку, поскольку из-за влаги, которая содержится в замазке, стенки бутылки запотеют. Необходимо выждать недельку пока влага полностью не выйдет из бутылки, а чтобы за это время пыль не попала в бутылку, горлышко можно заткнуть марлевым тампоном.

Ноя 23, 2016 Геннадий

– настоящая наука, которая была постигнута людьми несколько веков назад.

История ремесла

Принято считать, что впервые помещать в бутылки маленькие модели кораблей научились в Европе, примерно в XVII-XVIII столетии. Причем занимались таким ремеслом в основном моряки, которые не знали, чем занять себя в штиль во время дальнего плавания.

Традиционная игра в кости и распитие рома, как оказалось, было не единственной перспективой в таком случае, многих «морских волков» тянуло к прекрасному. Именно благодаря им возник данный вид ремесла и со временем достиг огромной популярности во всем мире.

– извечная и благодатная тема в искусстве, которая всегда находит отклик в сердцах. Кроме кораблей, в бутылки помещали целые композиции: сцены морских баталий, панорамы портов, модели и многое другое.

Главным условием было установить созданную модель в бутылку таким образом, чтобы не повредить и не разбить ее. Стоит отметить, что справиться с такой задачей могли только настоящие мастера, которые с ювелирной точностью создавали свои шедевры.

Способы изготовления кораблей в бутылке

Как и несколько веков тому назад, судомоделизм – это сугубо ручная работа. Для изготовления парусных корабликов в наши дни используются более современные инструменты и материалы, однако технологический процесс практически не изменился. Чтобы создать свой шедевр, придется много часов провести за кропотливой и сложной работой.

Современные мастера, как и их предшественники, знают несколько способов размещения парусника в бутылке. Самый простой из них заключается в создании складного кораблика, который помещается в стеклянную емкость в разобранном виде.

Мачту парусника аккуратно наклоняют и складывают вдоль корпуса, через горлышко устанавливают его в бутылке, затем бережно расправляют мачты с парусами с помощью специальных нитей, предусмотрительно выведенных наружу. Как только корабль принимает должный вид, все нити срезаются.

Есть и другие способы, гораздо более сложные. Мастера, занимающиеся подобным искусством, не ищут легких путей и всячески усложняют себе задачу. Чтобы разместить модели кораблей в бутылках, используются всевозможные хитроумные крепления и механизмы, системы невидимых ниток и магнитиков. Полученный результат неизменно вызывает восторг и удивление окружающих.

Корабли в бутылках и современность

Только избранные способны заниматься подобным ремеслом, посвящая ему время и отдавая силы. в бутылках собирают коллекционеры, их также можно увидеть в экспозициях разных музеев мира.

Многие люди всю свою жизнь увлекаются подобным хобби и даже делают его вполне прибыльной профессией. Одним из известнейших на планете мастеров данной отрасли признан Гарри Энг - обычный школьный учитель, который на протяжении жизни создал примерно 700 уникальных бутылок с самыми разными объектами внутри.

В довольно тесных стеклянных емкостях он ухитрялся разместить обычные садовые ножницы, навесные замки, колоды карт, небольшие книги и многие другие предметы. Его фирменной фишкой были завязанные внутри бутылки крупные , которые никак нельзя было протолкнуть через тонкое и узкое горлышко. В 1996 году этот удивительный мастер умер и унес с собой в могилу большую часть своих секретов.

Что самое главное в отдыхе на курорте? Это не только отдых и развлечения, но и сувениры, которые будут напоминать о приятных моментах. Поэтому мы частенько заглядываем в сувенирные лавки, в поисках чего ни будь эдакого.

Корабль в бутылке это один из тех сувениров, который, не смотря на свой возраст существования на рынке, до сих пор вводит туристов в восторг. У многих сразу возникал вопрос, ну как можно засунуть такой большой корабль, в такую маленькую бутылочку.

Секрета нет, все это делается через горлышко бутылки. Здесь главное терпение, и при желании, вы тоже можете построить корабль в бутылке своими руками. И неважно для себя вы сделаете этот сувенир или в качестве подарка для друзей, главное это, то, что вы смогли его сделать своими руками, а следовательно такой подарок будет ценнее.

А если будет хорошо получаться, можно даже организовать дополнительный приработок, а реализовывать свою продукцию через сувенирные лавки.

В теории сборка корабля в бутылке выглядит следующим образом:

Первым делом необходимо прорисовать модель корабля, чтобы она по размеру поместилась в бутылке, при этом соблюдались его пропорции.

А теперь перейдем от теории к практике.

Из подходящего бруска дерева, лобзиком, вырезается корпус будущего корабля. После чего наждачкой шлифуем поверхность и доводим очертания корпуса до оригинала.

Обязательно проверяем, проходит ли корпус корабля в горлышко бутылки. При этом не стоит забывать, что сверху палубы будет еще крепиться мачта и реи, и они тоже должны пройти в горлышко вместе с корпусом корабля.

Мачты и бушприт изготавливаем из палочек для барбекю. Чтобы создать необходимое заужение на бушприте и мачте, зажимаем палочку в дрель и, приложив наждачную бумагу, снимаем лишнее.

В мачте сверлим отверстия диаметром 0,5мм. (тонкое сверло можно изготовить из куска проволоки, расплескав конец и заточив под сверло). Для крепления мачты с корпусом корабля, просовываем проволоку в нижнее отверстие мачты и сгибаем проволоку буквой П.

Здесь есть небольшой нюанс , первая мачта должна ложиться немного в сторону, иначе если первая мачта ляжет на вторую, то этот кораблик вы уже не засунете в бутылку.

Реи корабля можно изготовить из спичек. В основании реи делаем маленькое отверстие, чтобы можно было прикрепить нитями к мачте. Если просверлить отверстие это для вас проблема, можно поступить другим способом. У основания реи делаем бандаж, из нити оставив два конца, а чтобы бандаж не сполз, фиксируем клеем.

Из нитей натягиваем фордуны и штаги

Не забываем узлы ниток фиксировать клеем.

В процессе сборки, периодически необходимо проверять, проходит ли ваш корабль в горлышко бутылки.

Паруса были изготовлены из тонкой ткани - батиста. Клеим паруса непосредственно к мачте.

Корабль готов, теперь приступаем к изготовлению подставки для бутылки и подготовке самой бутылки.

Бутылку необходимо очистить от этикеток и хорошенечко промыть внутри, после чего даем бутылке высохнуть. Из-за жесткой воды, мы получим потеки как внутри, так и с наружи бутылки, но если снаружи потеки можем удалить тряпкой, то потеки внутри бутылки могут все испортить. Для этого наливаем в бутылку немного спирта и ополаскиваем ее. При необходимости можно намотать на конец проволоки немного ветоши, и промыть бутылку спиртом изнутри.

Имитацию воды в бутылке можно создать, используя замазку (оконную). Для этого оконную замазку смешиваем с масляными красками, до получения необходимого цвета.

Корабль в бутылке — простой секрет.

О том, как поместить корабль в бутылку, существует множество статей и мастер-классов. Говорят, что существует 14 способов «запузыривания» модели в бутылку. Да, да, именно «запузыривания»! Так называют эту технологию, на своем жаргоне, судомоделисты. Не знаю, как насчёт 14 способов, но два из них самые распространенные. О них и будет эта статья.

Внимание! Чтобы поместить корабль в бутылку, вовсе необязательно распиливать её. Если Вы решились на этот шаг, то лучше сразу разбейте бутылку. На самом деле, эта технология очень проста. Естественно, без определённых навыков, будет сложнее. Но не всегда всё сразу может получиться. Особенно нетрудно будет тем, кто хоть как-то пересекался с темой судомоделирования.

В бутылку помещена именно модель корабля. Основное внимание, в таких моделях, уделяется возможно более точному воссозданию деталей. Но это необязательно, тем более для новичков. Модель внутри бутылки может покоиться на специальной подставке или «плыть» по морской поверхности, искусно сделанной мастером.

Итак, первый способ:

Традиционный способ.

Этот способ «запузыривания» считается самым простым и популярным.

ШАГ №1. Корпус модели.

Необходимо изготовить корпус корабля. Процесс изготовления корпуса не такой уж трудный, тем более если в детстве Вы изготавливали лодочки или кораблики из дерева. Для этого нужно взять маленький брусок дерева, желательно из мягких пород дерева. Самое главное примерить размеры кораблика с длиной бутылки и шириной горлышка.

Стругать модельку по чертежу вовсе необязательно, делайте всё в произвольной форме. Но если Вы захотите сделать точную копию, к примеру, «Чёрной Жемчужины», то запаситесь терпением и нервами: это стоит того.

Итак, выстругайте из бруска корпус модели. Не забудьте сделать днище корпуса плоским — для устойчивости в бутылке. Заранее покрастье корпус в нужный Вам цвет.

Примерный план традиционного изготовления.

Надо сказать, это только один из методов традиционного «запузыривания».

Шаг №2. Мачты, паруса и такелаж.

Основной секрет изготовления парусника в бутылке — мачты и такелаж. От этого зависит уникальность модели. В своем основании, мачты имеют миниатюрный шарнир, позволяющий им легко складываться вдоль корпуса корабля. Существует множество различных конструкций шарниров, но прежде, чем выбрать готовый, попробуйте придумать свою конструкцию. Может быть вам удастся изобрести что-нибудь оригинальное: ведь роль шарнира может выполнять тонкая пружинка, гибкая пластиковая трубка и многое другое.

Тут можно придумать много интересного. Не следует забывать лишь об одном: шарнир должен быть как можно меньше заметен. Именно поэтому, основные силы следует направить на поиск способа, позволяющего скрыть шарнир от глаз непосвященных. Можно, например, окрасить мачту, вместе с шарниром, в темный цвет или одеть на мачту небольшой кусочек трубки, который свободно перемещаясь, закроет шарнир после того как мачта займет вертикальное положение.

Паруса изготовляются в основном из ткани или бумаги. Подберите нужный Вам размер парусов и их количество.

Аккуратно прикрепляете паруса к реям. Можете приклеить или прошить.

Ванты можно изготовить вот таким образом.

Их можно заранее приклеить к корпусу и мачте.

Шаг №3. Закрепление корпуса корабля внутри бутылки.

Многие моделисты любят изображать море, заливая в бутылку подкрашенную эпоксидную смолу, имитировать волны с помощью различных пластических материалов. “Море” позволяет сделать корпус модели только до ватерлинии, что уменьшает его габариты и облегчает проникновение в бутылку.

Шаг №4. Запузыривание.

Парусник, со сложенными назад мачтами, легко проходит в горлышко бутылки!

Однако, штаги, если их закрепить жестко, помешают мачтам сложиться назад. Чтобы этого избежать, нижние концы штагов не приклеивают окончательно, не обрезают, а оставляют длинными и, пропустив сквозь специально приготовленные отверстия (на бушприте или на палубе модели), выводят из бутылки наружу. Примерно вот так:

После того, как все снасти натянуты и закреплены капельками клея, лишние нити обрезают и удаляют. Нити у бушприта отрезают специально приготовленным инструментом.

Начинающему моделисту, для своей первой работы, лучше выбрать простенькую шхуну, имеющую только косые паруса. Тогда установка парусов и сама сборка корабля в бутылке не вызовет особых трудностей. Сложнее обстоят дела с парусниками, несущими большое количество прямых парусов. В этом случае, возможно, придется некоторые элементы бегучего такелажа проводить способом, аналогичным способу проводки штагов, то есть пропустив сквозь отверстие в корпусе корабля.

В данной статье описан традиционный метод «запузыривания». В дальнейшем, я опишу другие способы изготовления корабля в бутылке.

Похожие публикации