Энциклопедия пожаробезопасности

Стихотворение заболоцкого о красоте человеческих лиц. Заболоцкий николай - о красоте человеческих лиц

Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц».

Поэта всегда волновал вопрос, что же главнее в человеке: его внешность, обложка, или его душа, внутренний мир. Этой теме посвящено стихотворение «О красоте человеческих лиц», написанное в 1955 году. Уже в названии звучит слово красота. Какую же красоту ценит поэт в людях?

Стихотворение можно разделить на две части. Первая часть - размышление лирического героя о красоте человеческих лиц: «Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом».

В этих строках поэт использует необычные метафоры и сравнения. Портал это главный вход большого здания, его фасад. Обратим внимание на эпитет «пышный» – нарядный, красивый. Не всегда по внешнему виду можно судить о человеке. Ведь за красивым лицом, модной одеждой может скрываться духовное убожество. Не случайно поэт использует антонимы: «великое чудится в малом».

Далее звучит сравнение, противопоставленное первому: «Есть лица подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг». Эпитет создает неприглядную картину, подчёркивает бедность, убожество: «лачуга жалкая». Но здесь мы видим нищету не только внешнюю, но и внутреннюю, духовную пустоту. Одинаковое построение предложений в этом четверостишии (синтаксический параллелизм) и анафора используются для того, чтобы усилить, выделить антитезу.

В следующем четверостишии продолжаются философские размышления автора. Местоимения «иной – другой» символичны, подчёркивают однообразие. Обратим внимание на эпитеты «холодные, мёртвые лица» и метафору-сравнение «закрыты решётками, словно темницы». Такие люди, по мнению автора, замкнуты в себе, никогда не делятся с окружающими своими проблемами: «Другие как башни, в которых давно Никто не живёт и не смотрит в окно».

Брошенный замок опустел. Такое сравнение подчёркивает утрату человеком мечты, надежды. Он не пытается что-то изменить в своей жизни, не стремится к лучшему. Вторая часть противопоставлена первой в эмоциональном плане. Союз «но» подчёркивает антитезу. Яркие эпитеты «весенний день», «ликующие песни», «сияющие ноты» меняют настроение стихотворения, оно становится солнечным, радостным. Несмотря на то, что малая хижина «неказиста, небогата», она излучает свет. Восклицательное предложение подчёркивает такое настроение: «Поистине мир и велик и чудесен!» Для поэта главное - духовная красота человека, его внутренний мир, то, чем он живёт: «Есть лица - подобья ликующих песен, Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот».

В этих строках выражена идея стихотворения. Именно такие люди, простые, открытые, жизнерадостные привлекают поэта. Именно такие лица поэт считает по-настоящему красивыми.

Автор в своем стихотворении перечисляет типы лиц человека с помощью сравнений, олицетворений и метафор. Стихотворение состоит из 16 строк, в нем 7 предложений. Оно говорит о способности автора размышлять философски, его наблюдательности, способности видеть то, чего не замечают окружающие. Всего автором представлено 6 типов лиц человека, 6 характеров людей.

Первый тип лиц рассматривается автором как те, что обещают в себе некое величие. Повествователь сравнивает их с «пышными порталами», видит их загадочными и непонятными, даже великими. Но когда узнаешь таких людей ближе, то видишь, что в нем нет ничего необычного и великого, поэтому автор употребляет слово «чудится». Это говорит об обмане, который заключен в подобных типах лиц.

Второй тип лица сравнивается с «жалкими лачугами». Такие лица выглядят печальными. Люди, обладающие такими лицами, страдают от неисполненных желаний, они недовольны своей жизнью, а потому автор говорит, что в таких «лачугах» варят печень и сычуг. Под глазами таких людей темные круги, кожа их лиц желтая и вялая. Эти люди больны. Вылечить их от болезни тоски и печали очень сложно и все это отражается на лице.

Третий тип лиц принадлежит людям с жестким и суровым характером. Эти люди скрытны, они переживают все в себе, не подпуская никого близко к своему сердцу. Автор называет лица таких людей холодными и мертвыми, а их глаза - окнами, которые закрыты решетками. Души таких людей автор сравнивает с темницами.

Четвертый тип лиц автор называет недоступными, как башни. Люди с такими лицами очень высокомерны, они не видят в окружающих достойных себе, считая себя превосходящими во всем. Такие люди очень тщеславны, но когда кому-то все-таки удается узнать сущность этих людей, становится ясно, - они пусты, в них нет ничего примечательного и дорогого.

Пятый тип лица автор любит и вспоминает с теплом. Ему он посвящает больше строк, чем первым. Он сравнивает это лицо с небогатой, непримечательной хижиной. У таких людей лица могут быть не очень красивыми, на них могут быть морщинки, но их удивительные глаза блестят весенним днем. Их добрый, теплый взгляд заставляет людей чувствовать себя хорошо. Обычно у таких людей богатый внутренний мир и хорошие качества характера. За счет этих достоинств они становятся очень привлекательными.

Шестым типом лиц автор восхищается, но уже не говорит, что встречал таких людей или общался с ними. Подобные люди, - большая редкость. Их лица автор сравнивает с ликующими песнями, солнцем и музыкой, стремящейся к небесам. Эти люди обычно очень чисты и безгрешны, они живут возвышенной жизнью и вдохновляют других задумываться о чем-то возвышенном и прекрасном. Именно таких людей каждому хочется иметь в друзьях, кому-то хочется на них ровняться. Они прекрасны во всех отношениях.

Анализ стихотворения О красоте человеческих лиц по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Зимнее утро Майкова

    Стихотворение поэт написал 1839 году, когда ему было 18 лет. Майков нередко использовал сельские мотивы и пейзажную лирику в своем творчестве. В ранний период он придерживался реалистического направления, что и объясняет его взгляды в поэзии

  • Анализ стихотворения Работа Брюсова

    Брюсов не только сочувствовал революции, но и принял довольно активное участие в новом преобразовании страны после событий 1917 года. Стихотворение Работа относится именно к этому времени и представляет собой своеобразный идеологический призыв

  • Анализ стихотворения Домби и сын Мандельштама

    Произведение представляет собой прекрасный образец превращения поэтом схожих, но разных образов колоритную картину.

  • Анализ стихотворения Звезды закрыли ресницы Брюсова

    Произведение относится к раннему романтическому творчеству поэта, написанное в двадцатилетнем возрасте автора.

Занятия 3-4. Изобретение идей. Тренинг топосов

К 3 занятию выполняются задания по первым 7-ми топосам, к 4 – по следующим 7-ми топосам.

Самое трудное в речи – найти что сказать. Этот вопрос висит дамокловым мечом над многими риторами, не знающими, как найти тему и развернуть тезис, развить содержание речи.

Что же необходимо для того, чтобы решить, о чем нужно говорить? Какие идеи извлечь из памяти? Нахождение темы, формулировка тезиса, доказательство и распространение тезиса – вот основные моменты в действиях ритора как создателя речи.

Основные способы создания речи известны в риторике под именем топосов – «мест» или «хранилищ» (лат. topos – место) идей, доказательств, с которыми должны согласиться слушатели речи. Топосы называются также общими местами , поскольку они содержат общие нравственные и философские положения, которые считаются общепринятыми в данном социуме. Задача ритора – предложить общие места в новой, стилистически привлекательной форме для данной аудитории.

Топосы могут быть также рассмотрены как способы развития замысла и создания содержания речи, своеобразные смысловые модели, знание которых подсказывает, как развернуть предложенный тезис (более подробно см. в учебнике «Риторика. Вводный курс… глава 6. Изобретение идей).

Состав топосов минимализирован в учебных целях. Предлагаемая классификация включает следующие топосы:

1) определение,

2) целое – части,

3) род – вид,

4) свойства – качества – характеристика,

5) сравнение,

6) противоположность (антитеза),

8) причина – следствие,

9) условие,

10) уступление,

13) пример,

14) свидетельство.

Топос определение.

Общая модель: что есть что; кто есть кто . Определение предмета может включать его описание (экспликацию), сделанное в разных формах. Действенность всякого определения зависит от его 1) правильности и истинности, соответствия природе вещи; 2) новизны, креативности определения для данной аудитории (нет ничего скучнее банальных истин); 3) эстетической привлекательности словесной «одежды» данного определения, в одних случая требующей краткости и мобильности, в других распространенности и украшенности.

В тренинге необходимо восходить от общепринятых определений, которые имеются, например, в словарных дефинициях, к оригинальным , метафорическим , содержащим новый взгляд на предмет, рождающий своеобразное осмысление объекта. Ср.:

Представим, что тема предстоящей речи связана с музыкой. Ритор ставит вопрос: что есть музыка ?

Общепринятое определение:

ü Музыка – искусство, в котором переживания, чувства и идеи выражаются ритмически и интонационно организованными звуками [Ожегов 1987: 313].

Метафорические (контекстуальные) определения:

ü Музыка – источник радости мудрых людей… (Сюнь-цзы)

ü Музыка – единственное искусство, проникающее в сердце человека так глубоко, что может изображать переживания этих душ. (Стендаль)

ü Есть минуты, в которые вполне чувствуешь недостаток земного языка, хотел бы высказаться какою-то гармониею, музыкой. Музыка – невещественная дочь вещественных звуков, она одна может перенести трепет одной души в другую, перелить сладостное, безотчетное томление… (А.И.Герцен)

В сущности, и тот, и другой тип определения могут использоваться в создании речи, но если в первом типе предлагается общеизвестое, близкое к научному общепризнанноое мнение, то второй тип суждения претендует на творческое переосмысление предмета речи, имеет явно креативную задачу высказывания нового оригинального взгляда на предмет.

Некоторые тексты целиком строятся на одних определениях. Таковы рассуждения о России писателя Всеволода Иванова в письме Николаю Рериху в 1925 году. Оцените их метафоричность, распространенность, украшенность и решите сами, не слишком ли писатель-ритор увлекся стилистическими красотами:

«Россия не только государство. Она … океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега, не засверкала еще в отточенных и ограненных понятиях, в своем своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. Она вся в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных органических возможностях.

Россия – это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих крыльев Запад и Восток.

Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия – меховая щетина бесконечных лугов, ветреных и цветущих.

Россия – это бесконечные снега, над которыми поют серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными веснами выходят темные фиалки, синие подснежники.

Россия – страна развертывающегося индустриализма, нового, невиданного на земле типа… Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые до времени таятся в ее глухих недрах.

Россия – не единая раса, и в этом ее сила. Россия – это объединение рас, объединение народов, говорящих на ста сорока языках, это – свободная соборность, единство в разности, полихромия, полифония…

Россия – могучий хрустальный водопад, дугою вьющийся из бездны времен в бездну времен, неохваченный доселе морозом узкого опыта, сверкающий на солнце радугами сознания…

Россия грандиозна. Неповторима. Россия – полярна. Россия – мессия новых времен…»

Задание 1. Дайте не менее трех определений следующим понятиям по модели «что есть что?» или по образцу приведенного выше текста:

Понятие (тема) : бодрость

Тезис : Что бы ни случилось, не теряй бодрости (Л.Н.Толстой).

Обоснование тезиса :

Ведь бодрость – это ……………………,

бодрость – это …………………..,

бодрость – это ……………………

Понятие(тема) :

Дерзновение

Смелость

Интеллигентность

Образование

Комментарий: Всякое определение делается через возведение слова к общеродовому понятию (например, дружба – это чувство …; риторика – наука …; Москва – город …), которое затем требует индивидуальной конкретизации. Например:

Дружба – это чувство приязни и симпатии друг к другу,

дружба – забота (требуется сказать какая?) мягкая, ненавязчивая, предполагающая внимательность, тактичность и решительную готовность помочь другу;

наконец, дружба – это состояние души , которая постоянно и с готовностью возвращается в своих мыслях к тому, с кем дружишь.

Задание 2 . Напишите краткое сочинение «Что такое вдохновение?», и произнесите (прочитайте) его перед слушателями. Затем сопоставьте ваш текст с определениями и описаниями некоторых русских писателей и поэтов.

Вдохновение – это строгое рабочее состояние человека.

Вдохновение – как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок и недомолвок.

Вдохновение входит в нас как сияющее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой.

Каждый человек хотя бы несколько раз за свою жизнь пережил состояние вдохновения – душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы.

(К.Г. Паустовский)

А что такое вдохновенье?

Так…Неожиданно, слегка

Сияющее дуновенье

Божественного ветерка.

Над кипарисом в сонном парке

Взмахнет крылами Азраил –

И Тютчев пишет без помарки:

“Оратор римский говорил…”

(Георгий Иванов)

2. Топос целое – части. Топос определения целостного предмета часто переходит в описание частей предмета или явления. Большинство объектов нашего внимания могут быть представлены как целое, а затем рассмотрено по частям. Рассмотрение по частям – традиционный прием построения многих текстов: как научных рассуждений, деловых описаний, так и художественных рассказов.

Напомним, как писал о топосе целое – части Н.Ф.Кошанский:

«Ц е л о е. Все в мире состоит из частей, а части все вместе составляют целое. Если предмет ваш есть часть какого-нибудь целого, то можете начать рассуждением о целом. Например:

Вы хотите говорить о Москве, скажите ж прежде что-нибудь о России. – Хотите описывать беседку, пруд – обратите же взор наш сперва на целый сад.

Ч а с т и. – один из прекрасных и обильнейших источников. Ваш предмет есть целое, разделите его на части – и сколько мыслей!»

Эти законы распространяются на большинство ситуаций современной речевой жизни. Всякое обращение к коллективу предполагает затрагивание деятельности каждого или большинства работающих или учащихся в нем, разных областей деятельности, по которым восстанавливается картина целого. Всякая презентация предприятия (института, завода, компании) использует топос целое – части , поскольку требуется говорить о разных подразделениях, составляющих данной учреждение. Всякая политическая компания обращается к разным слоям населения, точнее его частям: молодежи, пенсионерам, военным, учителям. Всякий учебник иностранного языка использует топ целое – части , когда говорится об описании комнаты, города, частей тела человека. Примеры могут быть продолжены.

Задание 3 . Выберите объект (тему), а затем опишите его вначале как целое, а затем – по частям (разделам). Например:

Наш университет (институт, фирма)

Наш факультет

Моя улица

Дом, в котором я живу

Портрет идеального (не идеального, далеко не идеального) студента

3. Топос род – вид. Данный топос позволяет развивать мысль исходя из видовых характеристик предмета речи. Каждый предмет рассуждения может быть возведен к определенному роду и разделен в свою очередь на виды. Таким образом, замысел речи может состоять в том, чтобы основной предмет рассуждения возвести к родовому понятию, а затем рассматривать его виды. Например, если пишется научное сочинение о поэзии , то вначале поэзия сама определяется как вид литературного творчества (словесного искусства), а затем рассматриваются различные виды поэзии: эпос, лирика, драма (классическое деление); поэзия различных эпох (античная поэзия, поэзия Средневековья или Эпохи Возрождения, поэзия классицизма и т.д.).

В классической риторике отмечается, что всякое определение предмета выстраивается как восходящее к определенному роду , затем показываются его видовые, индивидуальные характеристики. Например:

Риторика есть искусство (или наука)… – это возведение темы к роду.

Затем дается видовая характеристика: Риторика есть искусство (или наука) хорошо говорить.

Задание 4. Вначале потренируйтесь в составлении родов и видов от разных предметов речи:

Виды мебели : Стул стол кресло диван шкаф тумба ковер

Виды стола по форме : четырехугольный, треугольный, круглый и т.д.

Виды стола по материалу : дубовый, березовый, пластмассовый, металлический;

Виды стола по покрытию : лакированный, крашенный, покрытый морилкой, просто деревянный;

Виды стола по функциям : обеденный, столовый, журнальный, гостиный.

Задание 5 . Постройте родо-видовые классификации следующих понятий (можете выбрать самостоятельное понятие):

Футболист

Компьютер

4. Топос свойства – качества - характеристика. Практическое описание свойств или качеств предполагает ответ на вопрос: каков этот объект? В таком случае дается качественная характеристика, обычно осуществляемая качественными прилагательными, точными эпитетами и т.д. Так, говоря о человеке или его речи, мы не можем не называть его качеств, свойств. В классической риторике описываются свойства прекрасного в человеке (по Аристотелю): справедливость, мудрость, бескорыстие, великодушие и т.д.; описания добродетелей и пороков (по М.В.Ломоносову, «жизненных свойств» человека): мудрость – безумие, благочестие – нечестие, воздержание – роскошь [более подробно см.: Часть 1, с. 102-103] Анализируя образ ритора и ораторские нравы, приходится задумываться над тем, каким качествами должен обладать образцовый ритор.

Задание 6 . Лексическая игра «Угадайте Ваш характер»

Эта игра задумывалась как лексическая игра-поздравление к одному из праздников. В ней записаны 130 женских качеств. Предполагается, что если вы назовете три цифры (например, 32, 69 и 112), то таинственным образом обнаружится ваш характер. Как правило, это так и случается, потому что в празднично-поздравительном пожелании существует элемент магического действия, когда пожелание имеет таинственную силу внушения именно тех качеств, которые вам называются. Во всяком случае, так всегда кажется, когда на занятии играют в эту игру.

Итак, играйте и - угадывайте!

Для этого назовите три цифры от 1 до 130:

1. великолепная 2. замечательная 3. чудесная 4. удивительная 5. изумительная 6. ослепительная 7. прелестная 8. бесподобная 9. просто гениальная 10. сногсшибательная 11. очаровательная 12. обаятельная 13. миловидная 14. прекрасная 15. привлекательная 16. добрая 17. нежная 18. сердечная 19. заботливая 20. слегка сентиментальная 21. решительная 22. энергичная 23. необыкновенно милая 24. чуть кокетливая 25. очень способная 26. смышленая 27. сообразительная 28. талантливая 29. ну просто умница 30. изобретательная 31. остроумная 32. веселая 33. добродушная 34. добросердечная 35. доброжелательная 36. ну просто славная 37. хлопотливая 38. чуткая 39. мягкая 40. обходительная 41. покладистая 42. внутренне светлая 43. самостоятельная 44. благовоспитанная 45. добросовестная 46. красноречивая 47. мечтательная 48. общительная 49. спокойная 50. сладкоречивая 51. огневая 52. боевая 53. пламенная 54. пылкая 55. зажигательная 56. бойкая 57. неугасаемая 58. неунывающая 59. неутомимая 60. независимая 61. незаменимая 62. непритязательная 63. необыкновенная 64. очень даже оригинальная 65. загадочная 66. таинственная 67. дерзновенная 68. спокойная 69. выдержанная 70. хладнокровная 71. рассудительная 72. хитроумная 73. проницательная 74. мудрая 75. любознательная 76. кроткая 77. мудрая и скромная 78. благоразумная 79. поразительная 80. работоспособная 81. трудолюбивая 82. целеустремленная 83. удачливая 84. везучая 85. здравомыслящая 86. предусмотрительная 87. понятливая 88. находчивая 89. великодушная 90. душевно щедрая 91. терпеливая 92. задорная 93. ловкая 94. чуть робкая 95. чуть застенчивая 96. немного чувствительная 97. вдохновенная и вдохновляющая 98. безупречная 99. безукоризненная 100. абсолютно идеальная 101. любезная 102. дружелюбная 103. благорасположенная 104. утонченная 105. элегантная 106. любопытная 107. воздушная 108. внимательная 109. отзывчивая 110. любвеобильная 111. мягкосердечная 112. простосердечная 113. бескомпромиссная 114. миролюбивая 115. учтивая 116. тактичная 117. сострадательная 118. старательная 119. жизнедеятельная 120. по-женски беспечная 121. деловая 122. слегка легкомысленная 123. но строгая 124. требовательная 125. незлопамятная 126. снисходительная 127. пытливая 128. все-е понимающая 129. гуманная 130. не женщина, а клад!

Задание 7 . Для формирования богатой литературной речи полезно тренировать себя в подборе синонимов и антонимов. Этот процесс осложняется многозначностью русского слова. Потренируйтесь в написании синонимов и антонимов к приведенным выше прилагательным (кто больше?). Насколько разной получится картина у разных людей?

Например:

Честный

Талантливый

Задание 8. Какими качествами применительно к профессии должны обладать:

· деловой человек (предприниматель),

· политик,

· журналист,

· юрист (адвокат, прокурор),

· преподаватель?

Назвав качества, попробуйте дать им определения и описать их.

5. Топос сравнение. Одним из ярких способов развить мысль о предмете является сопоставление (сравнение) его с другим предметом. Существуют три принципиальные возможности сопоставления (сравнения) и соответственно три топа: 1) уподобление (сходство, сравнение одинаковых свойств); 2) противопоставление ; 3) количество (большее или меньшее). Логико-мыслительная операция сравнения состоит в том, чтобы выделить некоторые сходные черты двух объектов и либо уподобить их, либо противопоставить, либо сказать о большем / меньшем по какому-либо признаку. Творческая задача в операции сравнения состоит в том, чтобы найти сходные, похожие черты объектов.

В сущности можно сравнивать «все со всем». Например, человека можно уподобить большинству предметов внешнего мира и ограничением в данном случае может быть лишь уместная мера фантазии и воображения.

Самый простой способ сопоставления (сравнения) предметов – нахождение сходства одинаковых предметов по какому-то признаку (человека сравнивают с человеком, сегодняшний день – с днем вчерашним и т.д.) – таково, по Н.Ф.Кошанскому, сравнение . Следующий ход мысли – уподобление данного предмета предмету иного рода. Например, с кем или чем можно сравнить человека (вообще или конкретную личность)? С цветком, с животным, с птицей, с машиной, с материалом (он – «вода», «огонь», «железо», «сталь») – потенциально человека можно уподобить чему-угодно… Таково, по Н.Ф.Кошанскому, подобие .

Задание 9. Напишите по несколько сравнений к каждому слову (кто больше)? Начните с традиционных сравнений, а затем «разгоняйтесь мыслию» и начинайте искать сравнения необычные, но уместные и остроумные. Прочитайте и сопоставьте ваши сравнения с тем, что написали ваши коллеги.

Красивый как…

Сильный как …

Трусливый как …

Смелый как …

Пример: красивый (будьте снисходительны, ибо у каждого свой идеал красоты!)

Красив как Аполлон, как дэнди лондонский, как дон Жуан, как павлин, как утреннее солнышко…

Красива как зоренька, как маков цвет, как …

Задание 10 . В риторике часто ищутся неожиданные сравнения. Поищите и вы такие сравнения для описания частей лица.

Глаза – как (словно) яблоки, круги, шары, арбузы, море, небо и т.д.

Голова …

Задание 11. И все-таки поиск сравнений вне текста всегда затруднителен. Это только упражнение для тренировки, подготовка к бою. А «настоящий бой» начинается в конкретном тексте, когда необходимо реально сочинить, создать, изобрести. Впрочем, мы знаем, что тогда часто сравнения приходят как бы сами. Что ж понаблюдаем, какие стихи-сравнения пишутся, например, о глазах. Понаблюдайте, а затем напишите сами.

Итак, выделите и проанализируйте сравнения частей лица в произведениях писателей и поэтов. Например:

Глаза словно неба осеннего свод,

И нет в этом небе огня,

И давит меня это небо и днем –

Вот так она любит меня…

(Б.Окуджава)

…Ее глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач;

Ее глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач…

(Н.А.Заболоцкий. 1953)

О красоте человеческих лиц

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое видится в малом.

Есть лица – подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Другие – как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижинку знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица – подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

(Н.А.Заболоцкий. 1955)

Проанализируйте последнее стихотворение. Обратите внимание на то, как выстроены противопоставления (антитезы – следующий топос), как к завершению стихотворения происходит нарастание смысла с кульминационной концовкой.

6. Топос противоположность (антитеза). Иногда сущность предмета или явления легче показать через противоположное . Например, чтобы сказать, как важно знание, говорят о том, сколь пагубны незнание и невежество; чтобы показать, что такое дружба, говорят, как опасны вражда и ссоры, война и всякое недружелюбие; утверждая идею добра, вспоминают зло («в жизни море зла, а добра – океан»); говоря о надежде, уверяют, что нельзя отчаиваться и т.д.

Схематично идею антитезы можно выразить так: на вопрос что есть А? следует ответ: А – это не Б .

Задание 12. Прокомментируйте пословицы из сборника В.И.Даля. Найдите в них примеры топоса противоположности.

И стар да петух, и молод, да протух.

Глаза как плошки, а не видят ни крошки.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Конь добр, да не езжен; дорог парень, да не учен.

Счастье везет дураку, а умному Бог дает.

Сидя на колесе, гляди под колесо.

Сегодня пан, а завтра пал (пропал).

Сегодня полковник, а завтра покойник.

Сегодня в порфире, а завтра в могиле.

Хочешь есть калачи, не лежи на печи.

Подберите самостоятельно пословицы со значением противоположности и прокомментируйте их.

Задание 13. Найдите примеры топоса противоположности в художественной литературе. На чем построена антитеза в каждом из приведенных примеров?


Похожая информация.


Сочинение

Стихотворение «О красоте человеческих лиц» написано в 1955-м году. Главная тема заявлена уже в названии. Автор с любовью описывает каждое выражение лица, что говорит о его человечности и житейской мудрости. Ведь истинное благодушие может прийти только через тонкое понимание жизни.

В основе стихотворения лежит метафорическое сравнение, что приводит к большой поэтичности и лиричности образов. Написано оно разностопным ямбом, строфы не облегчены пиррихиями, что приводит к достаточно жесткой интонации прочтения, скандированию. Но у такого построения строф есть и ещё одно предназначение — упор делается на каждом слове, поэтому ни одно из них не теряется в общей ткани произведения.

Анафорические повторы («есть лица»; «иные» — «другие») в первой и третьей строке имеют символическое значение. Так, первая и вторая, третья и четвёртая характеристики сливаются в один негативный образ. Рифмовка в строфах попарная. В первых двух строках — мужская рифма («порталам» — «малом»), в третьей и четвёртой -- женская рифма («давно» — «окно»). Это отвечает образной системе стихотворения — в начале стихотворения каждому лицу отводится две строки.

Своим стихотворением Заболоцкий утверждает, что характер человека, его внутренний мир можно прочитать не только по глазам, но и по лицу. И на самом деле, существует мнение, что характер с возрастом отпечатывается на лице. Даже расположение морщинок может сказать о многом.

По композиции стихотворение можно разделить на две части: в первой описываются неприятные лица, а во второй — любимые и близкие. Это приём антитезы. Противопоставление используется автором для ещё более тонкой и чёткой характеристики описываемого.

Итак, вот каков портрет, открывающий галерею образов в первой части стихотворения:

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

В двух строчках поэт нарисовал целую картину! Читателю сразу представляется полное, немного одутловатое лицо, надменный взгляд, презрительно опущенные уголки губ и немного вздёрнутый кверху нос. Такое впечатление создаёт прежде всего аллитерация: «под», «пыш», «пор». Сочетание глухого звука «п» с гласными немедленно создаёт ассоциацию с чем-то мягким и надутым. К тому же сам эпитет — «пышный портал» -- рисует в представлении читателя что-то недосягаемое и величественное.

Следующий образ нарисован с помощью звука «ч» («лачуг», «печень», «сычуг»). Автор не случайно использует слово «подобие», оно как нельзя лучше характеризует обладателя такого лица. Бедность духовная — вот главное их качество:

Есть лица — подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Вторая пара отрицательных персонажей, общим качеством для которой является отчужденность и холодность, охарактеризована так:

Иные холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Другие — как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Чаще всего встречающиеся сочетания звуков в этих строках — «тр» и «ы» (мёртвые, решётками, закрыты, которых…). Это создаёт звук звериного рыка; «ш» (башни) — шипение змеи; «о» -- образ замкнутого круга. К тому же, цветовая ассоциативная гамма этих стихов — серая.

Во второй части стихотворения образы совсем другие. Первое лицо, видимо, представляет образ любимой женщины. Её непременными атрибутами являются домашний очаг, тепло любви. В стихотворении они перефразируются, и появляется «хижинка», «дыханье весеннего дня»:

Но малую хижинку знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Неказистость любимого лица противопоставляется пышности первого образа. Аллитерация с помощью буквы «е» («её», «меня», «весеннего») символизирует нежность.

Есть лица — подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

В этом стихотворении поэт предстаёт как хороший психолог, замечающий малейшие оттенки и краски мира. Для него нет маловажных деталей, всё наполнено смыслом. И, скорее всего, его лицо подобно ликующей песне. Только такой человек может воскликнуть: «Поистине мир и велик и чудесен!»

«О красоте человеческих лиц»

Россия издавна славилась своими поэтами, настоящими мастерами слова. Имена Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Есенина и других не менее талантливых людей известны всему миру. Одним из мастеров слова, живших в двадцатом веке, был поэт Н. А. Заболоцкий. Его творчество многогранно, как жизнь. Необычные образы, волшебная мелодика стиха вот что привлекает нас в его поэзии. Заболоцкий ушел из жизни совсем молодым, в расцвете творческих сил, но оставил потомкам великолепное наследие. Тематика его творчества очень разнообразна.

В стихотворении «О красоте человеческих лиц» II.Л. Заболоцкий выступает мастером психологического портрета. Разные человеческие лица, описанные им в этом произведении, соответствуют различным типам характеров. Сквозь внешний настрой и эмоциональное выражение лица Н.А. Заболоцкий стремится заглянуть в душу человека, увидеть его внутреннюю сущность. Поэт сравнивает лица с домами: одни - пышные порталы, другие - жалкие лачуги. Прием контраста помогает автору рельефней очертить различия между людьми. Одни - возвышенные и целеустремленные, наполненные жизненными планами, другие - убогие и жалкие, а иные вообще выглядят отстраненно: все в себе, закрыты для окружающих.
Среди множества разных лиц-домов Н.А. Заболоцкий находит одну неказистую, небогатую хижину. Но из ее окошка струится «дыханье весеннего дня».
Стихотворение заканчивается оптимистическим финалом: «Есть лица - подобья ликующих песен. Из этих, как солнце сияющих нот Составлена песня небесных высот».

О КРАСОТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЛИЦ

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица - подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие - как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица - подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.

Читает Игорь Кваша

Похожие публикации