Энциклопедия пожаробезопасности

Современный стиль в общественных интерьерах. Общественный интерьер Каким должен быть интерьер общественных помещений

Интерьер, его объемно-пространственная и композиционная составляющая играют большое значение в проектировании общественных организаций, в том числе магазинов сувенирной продукции.

Интерьер - это организация внутреннего пространства здания, которое представляет собой зрительно ограниченную, искусственно созданную среду, обеспечивающую нормальные условия жизнедеятельности человека.

Внутреннее пространство выступает средством для осуществления определенного процесса социальной деятельности, то есть является средой действия. Гармонично организованное внутреннее пространство воздействует на психику человека и участвует в его развитии, то есть внутреннее пространство является средой восприятия. Но человек не только существует в пространстве и воспринимает его, он и преобразует его, создавая для себя окружение, в котором выражает свои представления о структуре мира и общества. Отсюда следуют основные функции интерьера - утилитарная и эстетическая.

Внутреннее пространство становится первоосновой архитектуры, то есть тем главным, ради чего строится здание. В то же время интерьер обладает некоторой самостоятельностью по отношению к внешней форме.

Организация самого внутреннего пространства такова, что задает движение человеку. При этом происходит восприятие пространства при входе в здание, при движении внутри его и восприятие пространства в конце движения, у цели. Так, при входе в гостиницу первое помещение - вестибюль - ориентирует посетителя и задает направление основного движения. Для этого служат вертикальные коммуникации - лифты и лестницы.

Расположение лифтов и лестниц должно быть таким, чтобы путь движения к ним от входа был наиболее коротким и прямоточным.

Понятие «закрытое - открытое» описывает взаимоотношения архитектурных пространств и природных. «Закрытое» значит до этого всего физическую изолированность созданного пространства от природного для обеспечения защитных функций и имитации благоприятных погодных условий существования. Степень изолированности зависит от конкретных природно-погодных черт. «Открытое» архитектурное пространство находится конкретно в природных условиях. Чаще всего в нем отсутствует ограждающая поверхность «потолка», а периметр «стен» довольно условен, то есть может иметь значимый спектр характеристик по материалу, высоте и плотности массы.

Эстетическая черта характеристики пространства «закрытое - открытое» связана с проявлением свойств материального ограждения и предметов оборудования. В образно-эмоциональных чувствах отражаются контрастные представления о естественности природы и камерности помещения. Это влияет на выбор масштабности форм, видов материала метода освещения, типа декора и так далее.

Внутреннее пространство - та реальность, ради которой создают здания. Проектировщик организует внутреннее пространство жилого дома в соответствии с определенными потребностями людей с помощью различных материальных структур - несущих опор, наружных стен, перегородок, перекрытий и покрытий. Сочетание конструктивных элементов, ограничивающих и ограждающих пространство, извне воспринимается как объем здания, изнутри - как интерьер жилища. В композиции интерьера выделяют виды пространственной формы - пространство, объем и плоскость, ими архитектор формирует внутреннее жилое пространство.

Объемно-пространственная композиция интерьера - система взаимодействия пространства и ограждающих его форм. Форма объема жилого здания зависит от его внутренних пространств, и наоборот, внутренние пространства дома диктуют его объемную форму. Исходной мерой для определения необходимых пространственных габаритов жилых помещений служит человек. В соответствии с этой общей мерой избираются и размеры помещений, деталей интерьера и оборудования.

Наиболее используемая форма элемента построения архитектурного пространства - параллелепипед. Прямоугольные элементы удобно соединяются в компактные группы, они легко сочетаются с существующими системами конструкций. Человек избрал их в качестве основы формирования жилища уже на самом раннем этапе развития зодчества. Цилиндр не может без потерь пространства сочетаться с другими цилиндрами в горизонтальной плоскости. Сфера не может быть повторена и при развитии композиции в высоту. Пространственные формы, ограниченные криволинейными поверхностями, неприменимы для структур, которые создаются из повторяющихся ячеек. Их применение эффективно в особых случаях, для образования единичных крупных пространств.

Принцип функционального зонирования помещения играет существенную роль для общественных помещений с единым пространством.

При проектировании крупных общественных зданий, общественных и общественно-торговых центров, характеризующихся множеством разнообразных внутренних пространств, целесообразно проводить так называемое функциональное зонирование, то есть разбивку на зоны из однородных групп помещений, исходя из общности их функционального назначения и внутренних взаимосвязей.

Различают два вида функционального зонирования: горизонтальное и вертикальное. В первом случае все внутренние пространства располагаются, как правило, в горизонтальной плоскости и объединяются в основном горизонтальными коммуникациями (коридорами, галереями, пешеходными платформами). Во втором - внутренние пространства располагаются по уровням (ярусам) и связываются между собой, как правило, вертикальными коммуникациями (лестницы, лифты, эскалаторы и др.), которые здесь являются основными.

Функциональное зонирование осуществляется на основе общей идеи архитектурно-планировочной композиции и функционально-технологической организации помещений крупного общественного здания или комплекса. Функциональное зонирование вносит в архитектурно-планировочное решение определенную четкость, способствуя уточнению композиционных и конструктивных схем.

Вертикальное зонирование по сравнению с горизонтальным является в ряде случаев более прогрессивной пространственно-функциональной организацией крупных общественных зданий и комплексов.

В основе планировочного и пространственного решения интерьера квартиры лежит принцип функционального его зонирования. Многофункциональность помещений, вызванная динамикой семьи и изменением потребностей, обусловила необходимость гибкости и вариантности структурных элементов квартиры. В связи с этим появились новые приемы формирования интерьера.

В достижении композиционного единства интерьера утвердились такие средства, как лаконизм, умеренность использования предметов удобства и цветового решения, отсутствие сложных профилей, цельность внутренних пространств различных зон, введение в интерьер элементов живой природы и др. Организация интерьера с раскрытием внутреннего пространства к окружению имеет оздоровительное значение, повышает комфортность квартиры и является средством эмоционально-художественного воздействия.

Важным средством композиции интерьера являются декоративно-художественные свойства материалов, особое значение имеет цвет. Цветом, а также декоративными свойствами материалов может быть усилено значение главного в композиции, отдельных важных композиционных мест, достигаться гармонизация всего интерьера, изменяться зрительное восприятие пространства.

В организации интерьера квартиры наибольшее значение имеет мебель. В связи с изменениями, которые произошли в объемно-планировочном решении квартир, а также в быту, достижение композиционного единства интерьера с использованием отдельных предметов, или так называемой штучной мебели, стало невозможным. Штучная мебель, когда каждый предмет представлял собой композиционно законченное изделие, не позволяла рационально использовать площадь квартиры, так как предметы не могли блокироваться и требовали вокруг себя свободной зоны.

Поиски новой организации интерьера как рационального и композиционно целостного объемно-планировочного пространства потребовали нового подхода к проектированию мебели. Мебель становится функциональной. От отдельных элементов не требуется самостоятельного композиционного значения. Она теряет характер обособленных предметов, зато становится элементом комплексного оборудования квартиры.

Формирование интерьера административно-общественных зданий представляет значительную сложность из-за большого разнообразия их функций. Даже в массовых однотипных зданиях должен быть индивидуальный подход при организации интерьеров.

Формирование интерьера административно-общественных зданий требует последовательного разрешения комплекса требований. Оно начинается с решения задач архитектурной системы, которые заключаются в формировании внутреннего пространства и установлении связей между отдельными его элементами. Внутреннее пространство, его ограждающие поверхности являются составляющими интерьера. Кроме того, в его состав входят значимые частные составляющие: проемы, перегородки, оборудование, мебель и др. Все составляющие должны получить такое решение, чтобы из множества различных качеств создать единство, целостную среду, удовлетворяющую все потребности человека.

Для того, чтобы проект максимально соответствовал Вашим представлениям, удовлетворял Вашим потребностям, мы двигаемся к цели постепенно, в четыре этапа, на каждом из которых мы уточняем и корректируем нашу работу.

  • 1.Концепция

    Для начала необходимо совместно с заказчиком составить подробное техническое задание на проектирование, отражающее количество рабочих мест, количество групп и отделов, и их иерархию, предполагаемое количество посетителей, требование управляющей компании и т.п. Так же необходимо определиться с будущими инженерными системами: вентиляцией и кондиционированием, способом монтажа электрического оборудования. После того, как задание на проектирование составлено мы выполняем подробные обмеры помещений с анализом конструктивных и инженерных особенностей здания. На первой встрече с заказчиком обсуждаются стилистические предпочтения, а так же подбираются референсы и прототипы для уточнения. После этого мы готовим несколько вариантов планировки будущего интерьера. После нескольких итераций, когда заказчик полностью удовлетворен планировкой мы выполняем 3д-визуализация одного или двух ключевых помещений для определения курса, по которому мы будем двигаться дальше.

  • 2.Эскизный проект

    На данном этапе мы прорабатываем каждое помещение. Продумываем архитектурное и цветовое решение, разрабатываем сценарии освещения, подбираем подходящую по стилю мебель. Для каждого помещения изготавливается подробная 3д-модель. По желанию заказчика мы можем даже собрать интерактивную модель всех интерьеров, которая позволяет ходить по всем помещениям, осматривая каждый угол. Работа ведется до тех пор, пока заказчик не останется доволен.

  • 3.Рабочий проект

    После того, как мы определились с визуальной частью и у заказчика сложилось полное визуальное понимание будущего интерьера мы начинаем работу над рабочим проектом. Это набор чертежей, которымс строители будут пользоваться, воплощая все задуманное в жизнь. Работая над рабочим проектом мы делаем расчет освещения, для определения количества необходимых осветительных приборов, расчитываем площади всех отделочных материалов, которые понадобятся при закупке материалов, работаем со смежными организациями, работающими над инжереными системами. Так же изготавливаем чертежи и схемы по всем индивидуальным изделиям.

Индивидуальность человека отражается в интерьере его жилища, а индивидуальность общества – в городской архитектуре и дизайне общественных пространств. Это среда, где мы проводим большую часть жизни, и она должна соответствовать постоянно меняющимся запросам общества. Интерьеры общественных пространств – отражение жизни современного человека.

В отличие от частных интерьеров, общественные интерьеры отличают некоторые особенности. При проектировании квартиры хозяин помещения по возможности создает комфортную именно для него среду. При проектировании общественных мест интерьер помещения несет информацию, какая целевая аудитория будет у заведения. В барах, клубах, бутиках люди находящихся в помещении непродолжительное время. Исходя из этих соображений, формируется интерьер кафе, отеля, шоурума или офиса. Индивидуальность человека отражается в интерьере его жилища, а индивидуальность общества – в городской архитектуре и дизайне общественных пространств.

Источник изображения https://ru.pinterest.com/UrbanTeamStudio/

Общественный интерьер создает некое информационное пространство, которое можно увидеть в сначала в облике помещения, а потом в сознании человека. Это пространство создает эмоциональный и психологический фон, который еще называют атмосферой помещения.

Современные общественные интерьеры смелы, стремительны и необычны, как и их посетители. Лофт, урбан, индастриал, этно и даже футуризм – каких только стилей не встретишь в городских пространствах. Разнообразием направлений и большей смелостью они отличаются от жилых помещений. Городские и индустриальные стили и их элементы наиболее популярны в дизайне общественных помещений. Урбанистические интерьеры имеют ряд преимуществ для дизайна общественных пространств.

Источник изображения https://ru.pinterest.com/UrbanTeamStudio/

Открытое пространство, обилие естественного освещения, трансформируемый интерьер позволяют разместить большое количество людей, оставляя ощущение свободы и легкости. Учитывая историю помещения, можно подчеркнуть ключевые элементы, удачно сочетая их с современной обстановкой. Натуральные фактуры и отсутствие пафоса создают атмосферу естественности и непринужденности. Понимание назначения помещения и внимание к деталям позволяет четко решить функциональные задачи: организовать экспозицию, разместить сотрудников или посетителей.

Источник изображения https://ru.pinterest.com/UrbanTeamStudio/

Выбор в пользу городского стиля большинства общественных пространств обоснован. Все, что окружает современного человека снаружи — архитектура, материалы, цвета — появляется внутри помещения, создавая привычную для человека атмосферу. Каждый человек, находящийся в помещении, чувствует себя в своей тарелке — ведь он находится в привычной городской среде.

Общественный интерьер

Понятие «общественный интерьер» отличается чрезвычайной ёмкостью, поскольку включает в себя обширный диапазон объектов приложения усилий дизайнеров: от интерьеров государственных учреждений (начиная с офисов социальных служб и заканчивая парадными интерьерами Кремля) до интерьеров коммерческой недвижимости (от цветочного магазинчика до апартаментов отеля класса люкс). В этом случае дизайн интерьера - это всё, он сам по себе является товаром, предлагаемым вниманию потенциального постояльца. Нет большего разнообразия стилей и интерьерных концепций, от исторических до экзотических, нежели в гостиничных интерьерах. Удачный дизайн определяет и потребительские качества услуги гостиничного бизнеса - в уютной, психологически комфортной обстановке гость пожелает остаться подольше - « от добра добра не ищут».

Оригинальный дизайн интерьера - успех деятельности кинотеатров, ресторанов и клубов.

Запоминающийся дизайн интерьера - залог успеха деятельности баров и клубов, от английского стиля до стиля техно - вот диапазон деятельности дизайнера в этой сфере бизнеса. А вот в ресторанном бизнесе принято считать, что успех заведения создает кухня, хотя заманить клиента в ресторан помогает скорее оригинальный и благожелательный дизайн витрины и входной группы, нежели запахи кухни. Достаточно высока роль дизайна интерьера в торговле класса люкс, когда бутики соревнуются друг с другом в умении привлечь внимание искушенного клиента ярко выраженным стильным интерьером магазина. Дизайн же магазинов, принадлежащих крупным торговым сетям, особенно международным, унифицирован, роль его в обеспечении продаж невысока, залогом продаж являются доступные цены товара.

Дизайн интерьера офисов

Разнообразны задачи и значимость офисного дизайна в различных сферах коммерческой деятельности. Скажем, успех в банковской сфере предполагает наличие солидного офиса в классическом стиле, что подтверждается повсеместным приобретением крупными банками исторических зданий под офисы. Процесс этот идет на пользу и банкам, поднимая их престиж, и зданиям, получающим достойную реставрацию в дозволенных законодательством пределах и приличное последующее содержание. Дизайнер же - не последняя фигура как в процессе реставрации, так и в отделке интерьеров особняков. Коммерческие фирмы, занимающиеся торгово-посреднической или технологической деятельностью, также стараются оформить офисы с некоторыми изысками, стильно оформленный офис- свидетельство успешности бизнеса. Именно здесь мы встречаем образцы оформления офисных помещений в ультрасовременном стиле хай тек.

Другое дело - офисы государственных учреждений. Гражданам приходится посещать присутственные места госучреждений в независимости от того, нравится им дизайн учреждения или нет. Например, гражданин посетит (а может и не раз) офис государственного пенсионного фонда и проведет в нем немало времени, в независимости от того, радует ли глаз дизайн интерьера, и даже независимо от того, есть ли там где присесть в процессе ожидания или приходится стоять в коридорах часами. Но это не значит, что в таких учреждениях дизайнеру нечего делать. Его задача - создать в офисе обстановку, способствующую мобилизации сотрудников и повышению эффективности их труда за счет перепланировки кабинетной системы в офис открытого типа (общий зал с обособлением рабочих мест прозрачными перегородками) и предложить грамотное колористическое решение оформления помещений, способное создать комфортную психологическую обстановку как для сотрудников, так и для посетителей.

Создание благожелательного комфортного интерьера является общей задачей дизайнеров и при обустройстве помещений государственных социальных служб и, особенно, государственных медицинских учреждений. Понятно, что бюджетный интерьер будет строже и скромнее интерьера частной клиники, или, скажем, салона нетрадиционной медицины, оформленного в этностиле и обставленного антикварной мебелью, но умение обустройства «правильного» с точки зрения психодизайна помещения, интерьер которого способствует позитивному настрою пациентов, в условиях ограниченных бюджетом средств - это свидетельство высокого профессионализма дизайнера.

Отдельная история - оформление кабинетов руководителей государственных учреждений. В этом случае основная задача дизайнера - убедить хозяина кабинета отказаться от излишней показной роскоши и ограничиться интерьером в стиле разумного функционального минимализма.

Дизайн интерьеров учреждений культуры

Особенная задача создания высокохудожественного уникального образа стоит перед дизайнером при оформлении интерьеров публичных учреждений, которые посещаются тысячами людей - кинотеатров, концертных и мемориальных залов, музеев, библиотек и других учреждений культуры с социально значимой гражданской функцией. Такие общественные здания, рассчитанные на одновременное пребывание большого числа людей, обычно имеют зальную планировку с несущими колоннами, пилястрами и арками, что открывает широкое поле для фантазии дизайнера. Используя разнообразные и дорогостоящие отделочные материалы (натуральный камень, ценные породы древесины и т.д.) дизайнер создает , обыгрывающий тектонику сооружения. Примером такого подхода к выбору образной идеи интерьера является оформление Московского Международного Дома Музыки на Краснохолмской набережной (2002 год), в интерьере которого главенствует сама архитектура, её пластика и пропорции. Торжественность таких интерьеров можно подчеркнуть использованием в качестве декора произведений монументальной живописи и скульптуры.

Дизайн интерьера ресторана

Инвесторы и менеджеры, вкладывающие деньги в ресторанную индустрию, понимают, что залогом успеха в этом деле являются два фактора: кухня и удачный дизайн интерьера заведения. Можно даже расставить приоритеты в обратном порядке, ведь чтобы распробовать то, что подают в ресторане, надо в него сначала захотеть зайти, то есть обратить внимание на оформление витрины и входной ресторанной группы, почувствовать интерес к тому, что там внутри и не разочароваться при виде ресторанного зала, а захотеть присесть за выбранный столик и что-либо заказать.

Предназначение интерьера общественных зданий (театра, библиотеки и т.д.) диктует выбор своеобразных архитектурно-художественных, конструктивных и декоративных средств построения интерьерного пространства.

Ведь проект здания, предназначенного для занятий спортом, например, существенно отличается от строения, где проходят театральные представления или совершаются торговые операции. Уникальность порождает трудность проектирования и строительства, обязывает дизайнера искать выразительный образ каждого такого сооружения. С другой стороны, возведение общественных зданий по типовым проектам заставляет разнообразить внутреннюю отделку, использовать детали индивидуального исполнения, присущие региональным особенностям, национальным традициям. В этом случае создать запоминающееся общественное сооружение возможно при условии творческого подхода, поисков оригинальных выразительных средств.

Зная требования, предъявляемые к интерьеру общественных зданий, попробуем разобраться в общих принципах их проектирования. Размеры здания, его тектонический вариант, образную структуру определят параметры залов, помещений, вестибюлей и главного объема, ради которого создается конкретное строение. Соотношение всех внутренних пространств будет максимально подчинено предназначению здания. Скажем, театр должен иметь кассовый зал, вестибюль, гардероб, фойе, зрительный зал и комплекс артистических, вспомогательных помещений, репетиционные залы, сценическую коробку.

Варианты композиционных решений внутри зданий могут быть различными: это построение помещения в глубину, вдоль оси (театры), оно может быть развернуто фронтально (вокзалы), иногда комнаты располагаются по обе стороны коридора (гостиницы). Кроме того, план иногда диктуется особенностями местности, где ведется строительство.

Приемов группировки помещений несколько: однотипные залы размещают в одном этаже, отличающиеся по габаритам от предыдущих - в следующем уровне, мелкие помещения располагаются вокруг главного объема, наконец, рядом с основным комплексом строится отдельное здание, например спортзал школы.

Нередко внутренние пространства разделяются перегородками, экранами, мебелью, лестничными пролетами. Все эти конструктивные элементы обеспечивают функциональное назначение помещений и одновременно художественно оформляют интерьеры.

Названные приемы и принципы организации пространства применимы для всех зданий, включая типовые сооружения. В конкретных типах помещений существует возможность использования и других способов организации пространства.

Оригинальные идеи планировки не являются самоцелью. Они - результат архитектурных поисков, направленных на улучшение типовых решений, или появившихся новейших технологических возможностей: строительные, отделочные материалы позволяют улучшить старые проекты. Важно при этом творчески подходить к использованию имеющегося опыта.

Конкретные черты сооружений мы проследим на примерах.

Группа театров, кинотеатров, киноконцертных залов, объединяется зрелищной функцией, но все эти здания имеют конкретное предназначение, которое диктует принципы организации внутренней среды. Различаются залы также и по вместимости: одни рассчитаны на десятки человек, другие вмещают тысячи зрителей.

Фойе кинотеатра "Санстар" в Розарио, Аргентина

Универсальные киноконцертные залы совмещают в себе возможности показа кино, театральных постановок, проведения торжественных заседаний. Тщательным образом рассчитывается видимость с мест, акустика, общий и специальный свет. Кинопоказ выдвигает дополнительные требования: нужны условия для демонстрации обычных, широкоэкранных и широкоформатных фильмов. На выставочных комплексах появляется необходимость демонстрации сразу нескольких фильмов вплоть до кругового просмотра. Введение стереопоказа, использование лазерной техники, голографии усложняет оснащение, и это ставит перед архитекторами, художниками, дизайнерами трудные задачи при разработке проектов зданий и их интерьеров.

Кроме законов планировки, желательно учесть возрастные особенности. Для каждой из возрастных групп желательно определять размеры мебели, информационные и экспозиционные стенды. Интерьеры должны быть насыщены светом, солнцем, яркими красками, зеленью, цветами, музыкой.

Широко распространенными объектами культуры и образования являются библиотеки. Это не мертвый склад рукописей и книг, а постоянно находящееся в движении средоточие глубоких идей и знаний. Поэтому система хранения имеющихся единиц информации призвана наилучшим образом обеспечить функциональные процессы, оперативный поиск нужных читателю материалов.

Оптимальный режим обеспечивается рациональным объемно-пространственным и техническим решением. Все большее внимание уделяется автоматизации доставки и поиска книг, использованию более компактных средств информации, например микрофильмов. Высокие гигиенические требования включают в себя шумоглушение и воздушный обмен. Оформление интерьеров читальных залов отвечает не только их функциональному предназначению, но отличается строгостью, красотой.

Функциональное предназначение предприятий определяет их оформление. В ресторанах, кафе предусматривается размещение танцевальных площадок, эстрады, музыкальных автоматов, магнитофонов. При планировке учитывается система обслуживания - официантами или самими посетителями. Примеров удачных художественных решений можно привести много. В последнее время часто устраиваются залы в реконструируемых зданиях. Все большее внимание обращается на тематическое оформление: в некоторых случаях используются произведения народного творчества, утварь, мебель из стволов деревьев - все, что создает уют, необычайность обстановки, повышает эстетическую ценность интерьера.

В организации среды предприятий общественного питания особое внимание уделяется искусственному свету. При этом тщательно продумывается декоративный эффект, которого можно достигнуть, используя разнообразие форм, способы изготовления художественного оформления плафонов. При этом важно учесть взаимовлияние света и цвета. Частое использование света в сочетании с оттенками синего, голубого, зеленого цветов с белым подчеркивает чистоту помещений, но одновременно визуально изменяет цвет еды, отчего она может показаться не съедобной.

Гостиницы, хотя и относятся к категории гостевых домов (к жилищу), исполняют функции общественных зданий, в них предусматриваются вестибюли, пункты бытового обслуживания, помещения для торговли, рестораны и кафе.

Современные гостевые комплексы являются украшением города, а отделке их интерьеров придается особенно важное значение. Это и понятно: по жилью приезжий составляет мнение о хозяине. Потому здесь часто можно увидеть произведения народного творчества, работы лучших мастеров.

Схожая функция у домов отдыха и домов творчества. Предусматриваются зоны творческого общения, что важно для жизни профессионала. Этим назначением продиктовано и строительство Домов архитекторов, журналистов, деятелей театра и кино.

Все мы бываем в магазинах, делаем покупки, рассматриваем товары. Для того и существуют книжные, промтоварные, хозяйственные, продовольственные точки торговли. Назначение их диктует набор оборудования, характер планировки, систему обслуживания. Чтобы покупатель смог выбрать товары с минимальной затратой времени, в магазинах делаются прилавки, витрины, на которые раскладываются предметы торговли.

В универсальном обслуживании большая заслуга организаторов внутреннего пространства торговых центров. К прилавкам, витринам дизайнер стремится привлечь внимание покупателей. Остальные элементы пространства делаются скромно, за исключением панно, декоративного убранства, подсветки. Продуманное размещение современного оборудования, витрин, рабочих мест, обслуживающего персонала, способствует культурной организации торговли.

Теперь отправимся на вокзал. Живет он, труженик, напряженно, без передышки. Спешит на рейс путешественник, привычно правит тележкой носильщик, деловито стрекочет почтовый электрокар. Объявляют о посадке. Надо без сутолоки продать билеты, накормить сотни отъезжающих, не понявшему что-то пассажиру дать исчерпывающий ответ, взять на сохранность и ко времени возвратить вещи... Да разве все перечислишь!

Вокзал King"s Cross в Лондоне

Транспортные средства: авиа-, морские и речные лайнеры, междугородные и местные автобусы, железнодорожные составы - образуют мощные русла передвижения людских масс, останавливаясь на транзитных станциях и конечных пунктах. Сложное переплетение технических возможностей в оборудовании вокзалов и запросов пассажиров - все это учитывается при организации внутреннего пространства. Интерьеры должны точно ориентировать пассажиров, поскольку среди них немало таких, кто впервые находится на вокзале. С этой целью пространства максимально освобождаются от всего, что может быть направлено по другому маршруту, проложено на ином уровне, установлено в смежном главному пролете или вообще вынесено за пределы здания. Это касается инженерных коммуникаций, помещений, людских и транспортных потоков.

Для этого используются и художественные средства - четкость объемно-планировочной композиции, зрительная связь с соседними объемами, открытые уровни и антресоли, на которых хорошо просматривается происходящее вокруг. Визуальные коммуникации, кодовые обозначения цветом, выделяют наиболее важные направления, помогают пассажирам ориентироваться.

Что касается вида транспорта, то в решении интерьеров вокзалов эта сторона проектирования не столь существенна. Многоосевая глубинная композиция встречается на крупных железнодорожных вокзалах. Односторонняя ориентация чаще делается для транзитных небольших вокзалов. Островная или двухсторонняя ориентация присуща автобусным станциям. Четкость построения главного зала или залов для ожидания - обязательное правило для всех без исключения объектов.

Морские вокзалы может отличать планировка, постановка относительно берега, но общие принципы у всех схожи. Различна вместимость: она зависит от напряженности линий. Поскольку сооружения являются важной составляющей лица города, то архитекторы стремятся подчеркнуть значительность комплекса, расширить число его функций. Для этого в здание входят экскурсионные бюро, кафе, рестораны городского значения, развитой делается сеть видовых площадок и прогулочных террас.

Речные вокзалы крупных портов, как правило, рассчитаны на большое число пассажиров. Чаще всего эти здания расположены так, что пассажиры имеют возможность видеть водный простор, окружающий портовый пейзаж: краны, лодки, корабли. Художники-маринисты украшают стены декоративными панно, жанровыми полотнами. Интерес даже самого требовательного зрителя привлекут великолепные панно киевского речного вокзала.

Экспозиции и выставочные комплексы устраиваются как в большепролетных специальных строениях, так и в любых приспособленных для этих целей помещениях. Здесь уместно вспомнить некоторые страницы истории ЭКСПО - так называют международные выставки: за все годы накоплен достаточный архитектурный опыт, суть которого проявляется не во внешнем эффекте экспозиции, а в ее внутренней убедительности, эмоционально и выразительно раскрывающей достижения народов.

Первая всемирная выставка состоялась в Гайд-парке Лондона в 1851 году. Девизом ее был призыв: "Пусть все народы работают совместно над великим делом совершенствования человека". В дальнейшем краткая формула смотров становится правилом. Особенностью выставки, ее архитектурным триумфом явился Хрустальный дворец, построенный по проекту вовсе не специалиста, а садовника Джозефа Пэкстона. Здание возведено из стекла и металла размером 564X125 м по типу оранжереи.

Хрустальный дворец Джозефа Пэкстона с фотографии 1851 года

Все здесь было новое, специально изготовленное для показа: машины, изделия ремесленников французские гобелены, тунисские ковры, русская посуда из малахита. Не было недостатка и в развлечениях, которые привлекли в Лондон большое число людей.

Для экспозиции важен продуманный маршрут, умелое раскрытие кульминационных пунктов. Допустимы эффекты театрального плана: свет, колористика, музыка. Именно этими средствами пользуются признанные мастера-оформители.

Выставочные залы предполагают смену экспонируемых изделий. Но и общий вид интерьера играет существенную роль. Щиты имеют строгую форму, характер используемого материала, как правило, не претендует на внешний эффект. Все направлено на просмотр произведений искусства.

Очень ответственно следует подходить к формированию музеев. Всемирно известны Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Екатерининский дворец в Пушкине, Лувр в Париже, Музей Леонардо да Винчи в Милане. Их интерьеры сами по себе представляют удивительные творения зодчих. Здесь демонстрируют шедевры искусства, археологические находки, утварь, образцы техники.

Порой в музеях основным является дизайн малых форм. Например, витрины конструируются так, чтобы лучшим образом показать всевозможные реликвии: украшения, посуду, рыцарские доспехи, монеты. В залах воссоздается атмосфера эпохи. Например, великолепные интерьеры предстали перед взором посетителей Меншиковского дворца в Петербурге после уникальной его реставрации.

Деталь парадного зала Меншиковского дворца на Университетской набережной в Петербурге

Монументальным экспонатом прекрасной архитектуры дворца является Государственный Эрмитаж. Выдающиеся зодчие - Растрелли, Деламот, Фельтен, Кваренги, Росси, Монферран, Стасов, Брюллов, Штакеншнейдер, Ефимов и Кленце посвятили свой талант созданию величественного памятника. После ураганного пожара 1837 г. почти за год титаническим трудом русских умельцев были воссозданы основные интерьеры. В невероятно трудных условиях возглавил работы В. П. Стасов. Зодчий не только организовал восстановительные работы, но и улучшал творения предшественников. Новаторские конструкции, прежде в мире не известные, были разработаны для перекрытий. Парадная лестница, малый и большой аванзалы, Гербовый зал. Портретная галерея 1812 г., Георгиевский и Фельдмаршальский залы, Помпейская галерея - вот далеко не полный перечень блистательных пространств, созданных прославленным зодчим.

Творческой аранжировкой декора наполнены Невская и большая анфилады с великолепным паркетом, лепкой стен, позолотой, расписными плафонами, золотошвейными гербами и камчатными обоями, зеркалами. Восхищает Помпейская галерея, полностью созданная великим В. П. Стасовым.

Военная галерея 1812 г. предстала также в новом блеске. Созданная Росси и воссозданная Стасовым, она явилась шедевром искусства. Свод расписан живописцами Яковом и Василием Додоновыми, скульпторами Александром Теребеневым и Николаем Устиновым выполнено лепное убранство. Многочисленные украшения изготовили лепщики во главе с Тимофеем Дылевым. Галерея, оформленная под влиянием победы России в Отечественной войне 1812г., рассказывала о героизме народа. Послевоенные годы характеризовались блестящим расцветом архитектуры и искусства. Триумфальная арка Росси на Дворцовой площади, Александровская колонна вместе с музейным залом запечатлели подвиг русского воинства.

Во все времена роли музеев придавалось большое значение. Еще в 18 веке Ж. Л. Давид говорил: "Не заблуждайтесь, граждане, музей отнюдь не бесполезное собрание предметов роскоши и развлечения, которые способны лишь удовлетворять любопытство. Он должен сделаться серьезной школой. Учителя пошлют туда своих юных питомцев; отец поведет туда сына. При виде гениальных творений юноша почувствует, как загорят в нем те способности к наукам или искусству, которые вдохнула в него природа".

Посещение музеев - всегда праздник. Их экспонаты обнажают нравственный пласт чувств, хранят память о дорогом прошлом родной земли, ее культуре. Поэтому оформление интерьера музеев - предмет особой заботы архитекторов, дизайнеров.

Похожие публикации