Энциклопедия пожаробезопасности

Материалы к школьному словарю лингвистических терминов. Готовимся к ЕГЭ: Фонетика. Графика. Орфоэпия Сонорный гласный безударный согласный

Фонетика (от греч. phone – “звук”, phonetikos – “звуковой, голосовой”) – звуковой строй языка во всех его проявлениях и функциях.

Язык реализуется, материально воплощается, физически выражается в звучащей речи. Речевой поток делится при помощи пауз, интонации и ударения на речевые единицы. Самой крупной единицей звучащей речи является фраза . Фразы разделяются в речевой цепи паузами и оформляются интонацией, то есть они имеют особый мелодический рисунок (повышение или понижение голосового тона).

Фраза делится на более мелкие фонетические единицы – фонетические слова, или такты. Фонетическое слово – это группа слогов, объединенная ударением (выделением гласного звука одного из слогов более интенсивным или длительным произношением). Иногда несколько отдельных грамматических слов могут объединяться общим ударением в одно фонетическое слово: три го"да, нe для чего и т.п.

Фонетическое слово делится на слоги . Слог состоит из одного звука (гласного) или из сочетания нескольких звуков (гласного и согласных), при этом гласный звук является вершиной слога или, другими словами, выполняет слогообразующую функцию. Произнести слог для говорящих значительно проще, чем отдельный звук, поэтому слог считается минимальной произносительной единицей.

Слог делится на звуки. Основная единица звучащей речи (минимальный сегмент звучащей речи) – это отдельный звук , который обладает определенными артикуляционными и акустическими свойствами. Звуки речи отличаются друг от друга различными фонетическими характеристиками: звуки могут быть звонкими или глухими, долгими или краткими и т.п.

В потоке речи различные звуки сочетаются друг с другом, образуя слоги, морфемы, слова, при этом они приспосабливаются друг к другу, влияют друг на друга, существенно меняя фонетические характеристики своих “соседей”. Кроме того, звуки могут чередоваться друг с другом в составе слова или морфемы, меняя значения слов (например, кит и кот; сух и сушь и т.п.) – правила таких чередований обусловлены звуковой системой современного языка и особенностями исторического развития языка (см. Чередование звуков ).

Ударение и интонация – просодические средства языка, они организуют звучащую речь, выделяют и оформляют фонетические единицы. Например, перенос ударения в русском слове с одного слога на другой может изменить лексическое значение слова (му?ка – мукa, зaмок – зам?к) или грамматическое значение слова (рукu – рyки, насы?пать – насыпaть) . Разное интонационное оформление также может поменять значение всей фразы: “Какой сегодня день!” (интонация восхищения) или “Какой сегодня день?” (вопросительная интонация). Расстановка пауз внутри фразы также может кардинально изменить значение всего высказывания: “Казнить нельзя – помиловать” или “Казнить – нельзя помиловать”.

Фонетическое слово и фраза не бессмысленный набор звучаний, они связаны со смыслом, имеют значение. Своим значением единицы языка отражают мир понятий, то есть представление говорящих об окружающей действительности, а их форма (материальная оболочка) относится к миру произнесений и звучаний. Звуки самостоятельного значения не имеют. Тем не менее нельзя сказать, что эти фонетические единицы являются всего лишь средством материального воплощения языка и никак, даже опосредованно, не связаны со смыслом. Звуки направлены на значение, при помощи звуков происходит изменение значения слов и морфем: дом – том – ком – сом – лом, дом – дым – дум – дам, дом – дол – док, дома – дому и т.п. Такая минимальная смыслоразличительная единица звукового строя языка называется фонемой .

Звучащая речь является исходной, основной формой речевой коммуникации, однако часто в обществе используется еще и графическое изображение звучащей речи. Таким образом, с учением о звуках тесно связаны вопросы письма.

Звуки речи – минимальные незначимые единицы звучащей речи (кратчайшие отрезки звучащей речи), которые образуются движением органов артикуляции и характеризуются акустическими признаками.

Поток звучащей речи членится с помощью просодического оформления на фонетические единицы различной длины. Звук – минимальная, кратчайшая, далее не делимая единица речи. В отличие от других языковых единиц (морфем, слов, предложений) звук сам по себе не имеет значения. Однако из звуков составляются (складываются) морфемы и слова, кроме того, звуки могут различать разные слова.

Звучащая речь производится говорящим и воспринимается слушающим. Звук – артикуляционно-акустическое единство. С точки зрения говорящего, звук представляет собой результат работы органов речи (артикуляционного аппарата), то есть артикуляционный жест. Сложное устройство артикуляционного аппарата человека позволяет образовывать бесконечное множество разнообразных звуков, представленных в различных языках мира. С точки зрения слушающего, звук речи характеризуется физическими параметрами (акустическими) – высотой, силой, длительностью и тембром.

Артикуляционные и акустические характеристики звуков тесно взаимосвязаны. Звуки речи образуются при выдохе воздуха из легких. Струя воздуха в гортани проходит сквозь голосовую щель, образуемую голосовыми связками. Если голосовые связки напряжены и колеблются – образуется голос; при расслабленных голосовых связках голос не образуется. В первом случае источником образования звука является голос, который характеризует гласные звуки, сонорные и звонкие согласные.

Специфические характеристики звуков зависят от размера и формы ротового резонатора (см. Гласные звуки) , от места образования препятствия и способа его преодоления струей воздуха (см. Согласные звуки ).

Гласные звуки – звуки речи, которые характеризуются следующими важнейшими акустическими и артикуляционными признаками: во-первых, они состоят только из тона (голоса), а во-вторых, при их образовании не возникает препятствия на пути воздушной струи.

С точки зрения акустики гласные звуки состоят только из одного тона, а различные соотношения тона и шума характеризуют согласные звуки. Таким образом, если в образовании звука участвует только голос – это гласный, а если шум (только шум или голос и шум) – это согласный.

Итак, при произнесении гласных звуков в результате колебания напряженных голосовых связок в гортани образуется голос, или музыкальный тон. Полученное звучание преобразуется, обогащается дополнительными тонами, образуемыми в надгортанных полостях (глотка, носовая и ротовая полость). Эти резонаторные тоны и придают звуку специфический тембр, особое качество, которое отличает один гласный звук от другого. Поскольку тембр любого звука, его качество зависит от объема и формы резонатора (ср. разный объем и форму резонаторов у музыкальных инструментов: скрипки, виолончели и контрабаса; домры, балалайки, гитары), то и тембр гласных звуков формируется положением языка и губ, которые могут менять размер и форму ротовой полости.

Язык – самый подвижный орган артикуляции, он может смещаться горизонтально и вертикально в ротовой полости, при этом образуются разные гласные.

Различная степень поднятия языка к небу обеспечивает различие гласных звуков по подъему: самое верхнее положение языка формирует гласные верхнего подъема (и, ы, у ), среднее положение – гласные среднего подъема (е, о ), а нижнее – гласные нижнего подъема (а ). Гласные верхнего подъема называются закрытыми (узкими), а гласные нижнего подъема – открытыми (широкими), так как при нижнем положении языка шире раскрывается рот и ниже опускается нижняя челюсть. Если мы произнесем последовательно гласные и, е, а, мы можем почувствовать движение языка по вертикали.

Тело языка может также смещаться горизонтально – придвигаться ближе к зубам или глубоко отодвигаться назад, к корню языка, формируя гласные переднего ряда (и, е ), среднего (а ) и заднего (у, о ). Если мы произнесем последовательно гласные и, ы, у, мы можем заметить передвижение языка по горизонтали.

В образовании гласных также могут участвовать губы. При произнесении огубленных гласных (у, о ) губы несколько округляются и вытягиваются вперед.

При артикуляции гласных струя воздуха не встречает препятствия в ротовой полости, проходит свободно. Чем сильнее, интенсивнее произносим гласный звук, тем шире раскрываем рот. Гласные звуки – ртораскрыватели.

Функциональное отличие гласных от согласных состоит в их роли в словообразовании. Гласный звук образует вершину слога (без гласного звука слога не бывает), а согласный обычно сопутствует гласному.

Гласный ударный – гласный под ударением (в ударной позиции), произносимый без ослабления артикуляции, то есть без редукции. Это значит, что ударный гласный более долгий и интенсивный, произносится с большей силой, то есть более громко и напряженно, чем гласный в безударной позиции. Напряженность и долгота артикуляции способствуют тому, что индивидуальная окраска звука, его тембр становится более определенным, четким. Благодаря этому позиция под ударением является для гласных сильной позицией, то есть тем положением, в котором гласные в наибольшей степени отличаются друг от друга, их нельзя перепутать. Например: сом – сам, лес – лис.

Гласный безударный (редуцированный) – гласный, произносимый при большем или меньшем ослаблении артикуляции. В безударном положении гласные характеризуются меньшей силой, более вялой (менее энергичной) артикуляцией, а также обычно большей краткостью. Эти качества безударных гласных называются редукцией. Гласные, которые произносятся с редукцией, называются редуцированными. Позиция гласного без ударения является слабой, так как в этом положении гласные, произносимые менее интенсивно, обычно теряют индивидуальные различия (по ряду и подъему). При таком произнесении мы иногда перестаем различать значения разных слов. Например: я сама [самa] поймала сома [самa] или я в лесу[л’ису] увидел лису [л’ису].

Согласные звуки – звуки речи, которые характеризуются следующими важнейшими акустическими и артикуляционными признаками: во-первых, они состоят только из шума или из соотношения тона и шума, а во-вторых, при их образовании возникает препятствие на пути воздушной струи.

С точки зрения акустики согласные звуки характеризуются или только шумом, или различными соотношениями тона и шума. По шкале сонорности (звучности) согласные делятся на сонорные (больше тона и меньше шума), звонкие (тон и шум) и глухие (только шум).

С точки зрения артикуляции важнейшим признаком согласных звуков является наличие препятствия на пути воздушной струи. При образовании согласных напряжение локализовано в месте образования преграды, сильная воздушная струя преодолевает преграду, образуя шумы, которые и составляют акустическую характеристику согласного.

Поскольку преграда является главной артикуляционной характеристикой согласных звуков, основные признаки согласных связаны с местом образования преграды и способом ее преодоления.

Согласные отличаются друг от друга местом образования преграды. Место образования (согласного) – место в полости рта, где образуется преграда (смычка) или щель на пути выдыхаемого воздуха при произнесении того или иного звука. Преграда может образовываться в разных местах ротовой полости, при этом один из органов речи, формирующих преграду, активен, а другой – пассивен. Так, например, нижняя губа может образовывать смычку с другой губой – при этом образуются губно-губные звуки (м, б ), а может приближаться к верхним зубам – губно-зубные звуки (ф, в ). Язык – самый активный орган артикуляции, поэтому важно учитывать, какая именно часть языка – передняя, средняя или задняя – работает при произнесении звука. В зависимости от этого звуки бывают переднеязычными (т, н, л ), среднеязычные (й ) и заднеязычные (к, г, х ).

Согласные отличаются друг от друга не только местом образования преграды на пути воздушной струи, но и способом преодоления этой преграды. По способу образования все согласные можно разделить на щелевые и смычные . Щелевые (или фрикативные) согласные образуются путем сближения органов артикуляции, в результате чего образуется щель, сквозь которую с шумом и трением проходит струя воздуха. В зависимости от конфигурации щели (щель может быть круглая или плоская) и места ее образования в ротовой полости образуются свистящие (с и з ) или шипящие (ш и ж ) звуки.

У смычных согласных на пути воздушной струи образуется полная смычка, которая преодолевается струей воздуха. Смычные согласные, в свою очередь, различаются тем, как именно происходит преодоление преграды. При артикуляции взрывных согласных (т, к, п ) происходит резкое размыкание органов артикуляции, “взрыв”. Аффрикаты (звуки сложного образования – ц, ч ) представляют собой смычно-щелевые согласные, так как струя воздуха сначала преодолевает препятствие, как у взрывных, а затем образуется щель, как у щелевых. При артикуляции носовых согласных (м, н ) преграда в ротовой полости не преодолевается, а воздух проходит в носовую полость, при произнесении дрожащих звуков (р ) попеременно образуется и преодолевается смычка кончика языка с небом, образуя вибрацию.

В образовании любого согласного участвует шум, однако соотношение голоса и шума у разных типов согласных неодинаково. В зависимости от этого согласные делятся на сонорные, звонкие и глухие.

Чтобы более интенсивно произнести согласный звук, нужно увеличить напряжение органов артикуляции, образующих препятствие, то есть согласные звуки – ртосмыкатели.

Согласный сонорный (сонант) – согласный звук, в образовании которого преобладает или значительное место занимает голос. Сонорные согласные, как и все согласные звуки, образуются с участием шумов, однако сонорные характеризуются преобладанием музыкального тона над шумами. Эта особенность акустически сближает сонорные согласные с гласными звуками.

Сонорные не только акустически, но и функционально близки к гласным звукам – также как гласные, сонорные выполняют слогообразующую функцию.

При образовании сонорных звуков струя воздуха встречает препятствие, но находит различные пути обхода этого препятствия – проходит через носовую полость (м, н ), или обходит смычку по бокам (л ), или смычка многократно образуется и прерывается (р ), что позволяет воздуху относительно свободно проходить сквозь полости рта или носа. Однако наличие преграды на пути воздушной струи создает дополнительные шумы, которые накладываются на основной тон звука.

Сонорный согласный й по образованию похож на гласный и , однако при образовании согласного звука наблюдается большее сужение на пути воздушной струи, что способствует образованию незначительного шума, и локализация мышечного напряжения в месте образования согласного.

В русском языке сонорными согласными являются звуки м, н, л, р, й . Звуки л и р – плавные, а звуки м и н – носовые. Сонорные согласные не имеют глухой пары.

Согласный звонкий – согласный звук, в образовании которого наряду с шумом участвует голосовой тон. Колеблющиеся голосовые связки создают тон, на который наслаивается шум, образуемый различными преградами в полости рта. Звонкие согласные: г, б, д, з, ж, в. Звонкие согласные имеют глухую пару, то есть, если при произнесении звонкого согласного мы сохраним место и способ артикуляции, но произнесем звук без голоса (без работы голосовых связок), мы получим глухой звук. В русском языке 11 пар согласных по признаку звонкости-глухости: 6 пар твердых согласных г – к, д – т, з – с, б – п, в – ф, ж – ш и 6 пар соответствующих мягких согласных.

Согласный глухой – согласный звук, который образуется без голосового тона, то есть без участия голосовых связок. Струя воздуха на своем пути встречает препятствие, которое преодолевает с шумом. Таким образом, глухие произносятся с большим шумом, то есть с более энергичной воздушной струей, чем звонкие. Глухие согласные: к, п, т, с, ш, ф, х, ц, ч, щ. Некоторые глухие согласные имеют парные звонкие, то есть согласные, произносимые с участием голоса. Например: к – г, п – б и другие (6 пар твердых и 6 пар мягких согласных). Однако среди глухих согласных есть звуки, которые не имеют парного звонкого. Это звуки х, ц, ч, щ .

Согласный мягкий – согласный звук, при образовании которого язык продвигается вперед и средняя часть спинки языка поднимается к твердому небу. Этот артикуляционный жест является дополнительной артикуляцией, которая сопутствует основной – месту и способу образования согласного звука.

Согласные в русском языке образуют 15 пар, противопоставленных по твердости/мягкости: б – б’, в – в’, г – г’, д – д’, з – з’, к – к’, л – л’, м – м’, н – н’, п – п’, р – р’, с – с’, т – т’, ф – ф’, х –х’. Непарными мягкими являются звуки ч, щ, й , а также долгий звук ж’ , который может произноситься в словах дрожжи, вожжи .

Кроме того, мягким непарным согласным является й [j]. Ведь при образовании мягкого согласного язык занимает положение, близкое к тому, в котором он бывает при произнесении и или й . Поэтому у согласного й мягкость является не дополнительной, а основной его артикуляцией.

Согласный твердый – согласный звук, при образовании которого тело языка отодвигается назад, задняя часть спинки языка приподнимается к мягкому небу. Это дополнительная артикуляция – движение, которое сопровождает основную артикуляцию согласного звука – место и способ образования конкретного согласного звука. В русском языке 15 твердых согласных имеют парный мягкий звук (см. Согласный мягкий ) и непарные твердые согласные: ц, ш, ж .

Чередование звуков – взаимозамена звуков в составе одной и той же морфемы.

Чередования обнаруживаются при сопоставлении различных звучаний одной и той же морфемы (корня, суффикса, префикса или окончания) или одного слова. Например, последний согласный звук в слове дуб оглушается, и мы слышим [дуп], а при изменении формы слова тот же корень звучит иначе [дубы]. В данном случае представлено чередование звонкого и глухого согласных (б/п). Или в слове во"ды под ударением мы слышим звук [о], а в безударной позиции в том же корне – звук [а]: [вадa]. Причем оглушение согласных в конце слова, как и редукция гласного звука в безударном положении, происходят всегда, без исключений. Это правило русской орфоэпии. Такие чередования звуков зависят от позиции, в которой встречается звук. Фонетическая позиция – это условия употребления звуков в речи: на конце слова или в середине, перед каким-либо звуком или после него, под ударением или без ударения и т.д.

Чередования звуков, которые в определенном положении осуществляются без исключений (зависят от позиции), называются позиционными чередованиями . Звуки, которые в русском языке представляют собой результат позиционных чередований, объединяются в одну фонему (см. Фонема ).

Чередования звуков, которые происходят не всегда, спорадически, называются непозиционными. Например, друга – дружу, рука – ручной, дух – душа – душевный . Большинство таких чередований возникли в предшествующие периоды развития языка, их можно понять, учитывая исторические изменения звуков языка, то есть это пример исторических чередований .

Иногда чередования звуков в составе морфемы могут изменять грамматическое значение слова: собирать – собрать (звук [и] чередуется с нулем). При этом изменяется значение вида глагола: собирать – глагол несовершенного вида, собрать – глагол совершенного вида. Такие чередования называются грамматическими .

Фонема – минимальная единица языка, способная различать слова и морфемы (звуковые оболочки слов и морфем).

Звучащая речь состоит из огромного количества разнообразных звуков. Эти звуки имеют тончайшие оттенки произношения, однако мы часто этих оттенков не замечаем, а если и слышим их, то не обращаем внимания, потому что такие оттенки звуков не считаются важными, не различают слова и морфемы в языке (не являются смыслоразличительными). Но есть другие различия звуков, которые осознаются говорящими как чрезвычайно важные, они не смешиваются друг с другом, четко противопоставляются в системе языка, позволяют говорящим отличать слова друг от друга (смыслоразличительные).

Как видно, не каждый звук может различать значения слов. Те звуки, которые способны в данном языке выполнять смыслоразличительную функцию, называются фонемами .

Например, звучание слов дом и том отличаются первым согласным звуком: звонкий [д] в слове дом и глухой [т] в слове том. Также слова кон и конь отличаются последним согласным звуком: твердый [н] и мягкий [н’]. В русском языке звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные – разные звуковые единицы, которые способны различать значения слов. Это разные фонемы.

Важно отметить при этом, что произношение звонкого или глухого, твердого или мягкого звука в данном случае не зависит от позиции, в которой употребляется звук (не зависит от окружения или ударения), потому что в словах дом и том одинаковые контексты употребления начальных звуков.

Однако часто различное произношение звуков зависит от позиции, в которой встречается данный звук, то есть от соседних звуков или ударения. В этом случае говорящий объединяет, отождествляет разное звучание в одной языковой единице.

Например, в потоке речи может оглушаться сонорный согласный на конце слова моль (хотя по правилам сонорные не должны оглушаться – они даже не имеют глухой пары). Звонко или глухо мы произнесем сонорный [л’] – неважно, говорящие по-русски объединят два этих звучания в одну единицу. Такое же отождествление звонкого и глухого произойдет в сознании говорящих при произнесении дуб [п] и дуба [б]. Это чередование звуков обусловлено позицией (см. Чередование звуков ).

Позиционно чередующиеся звуки объединяются в сознании говорящих в одну фонему, которая может быть представлена в речи разными звуками. Язык предупреждает: не обращай внимания на то, что слышишь разные звуки, перед тобой одна языковая единица.

Но может быть наоборот. Разные фонемы в определенной позиции могут звучать одинаково. Например звучание [ко"т] будет соответствовать двум словам кот с конечной фонемой <т> и код (с фонемой <д>), потому что в позиции конца слова звонкий согласный оглушается. Услышав звучание [кот], мы не можем узнать, какое слово произнесено. Две фонемы <д> и <т> совпали в едином звуке [т]. Чтобы определить фонему, нужно изменить форму слова: кота – кода . В позиции перед гласным звуком согласные четко противопоставлены по глухости – звонкости. Эта мена звуков происходит независимо от позиции (звуки находятся в одинаковом окружении). Язык предупреждает: не обращай внимания на одинаковое звучание, за ним скрываются разные единицы, способные различать слова, то есть разные фонемы.

Слог – один гласный звук или сочетание гласного с одним или несколькими согласными звуками, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха. Слог является минимальной произносительной единицей – при медленном, растянутом произнесении речевой поток делится на слоги (скандирование).

В слове столько слогов, сколько гласных звуков (в одном слоге не может быть нескольких гласных). Именно гласный является вершиной слога или слогообразующим (слоговым) звуком, все остальные звуки в слоге – неслоговые. Вершина слога – это пик звучности (сонорности), поэтому слоговыми являются гласные как самые звучные, однако иногда вершиной слога могут выступать сонорные согласные (если рядом нет гласного звука). Например, Кре-мль или жи-знь :

Поцелуями в детстве считал
Я счастливую жизнь свою…

(Лермонтов)

Ритмика стиха показывает, что слово жизнь произносится со слоговым сонорным согласным.

Слоги бывают ударные и безударные (см. Ударение ).

Деление слова на слоги производится с учетом особенностей структуры слога в данном языке. В русском языке большинство слогов оканчивается на гласный звук (открытый слог). Однако встречаются и закрытые слоги: ва-гон. Если закрытый слог встречается в середине слова, то слогоделение регулируется особыми правилами: вой-на, лам-па, бу-дка . Фонетический слог не всегда совпадает со слогом для переноса при письме. Например, нельзя переносить или оставлять на строке одну гласную букву, хотя иногда эта гласная буква представляет собой фонетический слог: я-ма или э-ра .

Ударение – выделение одного из слогов в звучащей речи – произнесение одного из слогов (а именно гласного звука в слоге) с большей силой или длительностью. В русском языке ударение силовое (усиление мускульного напряжения и напора воздушной струи) и количественное (длительное произнесение).

Гласный под ударением произносится более интенсивно и длительно, чем гласный в безударном положении. Если вершиной слога является ударный гласный, то и весь слог называется ударным, если вершина слога – безударный гласный, то и слог называется безударным. В потоке речи обычно на один ударный слог приходится несколько безударных слогов. Такое фонетическое выделение одного слога на фоне других безударных слогов формирует фонетическое слово, способствует ритмическому оформлению звучащей речи.

В русском языке ударение разноместное и подвижное. Если ударение может падать на любой слог в слове, то оно разноместное: до"мики, доро"га, молоко" . Если ударение в формах одного слова может перемещаться с основы на окончание, то оно подвижное: но"ги – ногu.

В русском языке перенос ударения с одного слога на другой может менять лексическое или грамматическое значение слов (см. Фонетика ).

Орфоэпия – (от греч. orthos – “прямой, правильный” и epos – “речь”) совокупность, система правил произношения, соответствующих нормам литературного произношения, обеспечивающих единство звукового оформления языка.

Русская орфоэпия включает в себя правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных, сочетаний согласных, особенности произношения заимствованных слов, вопросы правильного ударения в словах.

Некоторые основные правила русского литературного произношения:

1) аканье, то есть произношение звука [а] на месте буквы о в безударных слогах: в[а]дa, с[а]ро"ка;

2) оглушение звонких согласных в конце слова, а также перед глухими согласными: сне[к], ло[т]ка, [ф]торник”

3) согласные ж, ш, ц произносятся всегда твердо, а ч’ и щ’ всегда мягко: [цы]фра, [жы]знь, [шы]на, ово[щ’]ной.

Правила орфоэпии регулируют постановку ударения в русских словах (поскольку ударение в русском языке подвижное и разноместное), например, слово звонить в формах настоящего времени имеет ударение на окончании: звонuшь, звонuт.

С течением времени произношение некоторых слов может существенно меняться, что приводит к изменению правил орфоэпии.

Транскрипция – запись устной речи, которая строится на строгом соответствии между звуками языка и специальными обозначениями этих звуков. При этом транскрипция отражает особенности произношения звуков, позиционные изменения звуков в потоке речи. Фонетическая транскрипция позволяет более или менее точно зафиксировать на письме звучащую речь.

Каждый знак фонетической транскрипции более или менее точно обозначает определенный звук. Например, оглушение звонкого согласного передается его глухим вариантом: столб [столп], гласные в безударной позиции передаются буквой, которая обозначает звук, похожий по звучанию на безударный гласный: собака [сабaка] или лесной [лисно"й]. В зависимости от того, насколько точно мы хотим передать на письме звучащую речь, используется большее или меньшее количество специальных транскрипционных значков. Если мы хотим, например, указать на то, что заударные звуки в русском языке произносятся с большей редукцией, чем первый предударный слог, мы можем использовать дополнительные значки для гласных переднего и заднего ряда: [ь] (ерь) и [ъ] (ер): собака [сабaкъ]. Также специальным значком (точкой) мы можем обозначать продвижение вперед гласных непереднего ряда под воздействием соседних мягких согласных: тянет [т’aн’эт]. В этом примере над значком а стоят две точки, потому что звук [а] находится между мягкими согласными.

Знаки транскрипции заключаются в квадратные скобки. Мягкость согласного звука обозначается специальным значком – апострофом [’], который ставится после мягкого согласного: [б’] – мягкий согласный б .

Образец фонетической транскрипции:

Что ж вы упустили лодку?

[што"ш вы упус’т’uл’и ло"тку].

Фонетический разбор – анализ звучания слова (сочетания слов), а именно: определение звукового состава слова, артикуляционные и акустические характеристики отдельных звуков слова, деление анализируемого слова на слоги, определение места ударения, указание на соотношение звучания слова (звуков) и написания слова (букв).

Фонетический разбор осуществляется по следующей схеме:

1. Сделать фонетическую транскрипцию слова, поставить ударение.

2. В транскрипции проставить знаки слогораздела (дефис или вертикальную черту), определить количество слогов в слове, отметить ударный слог.

3. В столбик выписать буквы сло"ва, рядом – звуки, указав соответствие звуков и букв. Указать количество букв и звуков в слове.

4. Каждому звуку дать фонетическую характеристику: для гласного звука указать ударный звук или безударный; для согласного звука – сонорный, звонкий или глухой звук, твердый или мягкий (с указанием парности).

Образец фонетического разбора:

Яма – 2 слога, первый ударный.

я – – согласный, сонорный, мягкий непарный.

– [а] – гласный ударный.

м – [м] – согласный, сонорный, твердый парный.

а – [а] – гласный безударный.

В этом слове 3 буквы и 4 звука.

Продолжение следует

О.А.ВОЛОШИНА,
г. Москва

Русский язык

ФОНЕТИКА. ГРАФИКА

7.Согласные звуки

Понятие о согласных звуках.

Согласные звуки состоят из шума или из голоса и шума. При их образовании выдыхаемый воздух при прохождении через речевые пути наталкивается на различные преграды. Струя воздуха преодолевает их, в результате чего образуется шум. Всего в русском языке 36 согласных звуков:

[ б ], [ б’ ], [ в ], [ в’ ], [ г ], [ г’ ], [ д ], [ д’ ], [ ж ], [ з ], [ з’ ], [ й’ ], [ к ], [ к’ ], [ л ], [ л’ ], [ м ], [ м’ ], [ н ], [ н’ ], [ п ], [ п’ ], [ р ], [ р’ ], [ с ], [ с’ ], [ т ], [ т’ ], [ ф ], [ ф’ ], [ х ], [ х’ ], [ ц ], [ ч’ ], [ ш ], [ щ’ ].

Твердые и мягкие согласные.

мягкости /твердости .

Большинство твердых и мягких согласных образуют пары:
[ б-б’, в-в’, г-г’, д-д’, з-з’, к-к’, л-л’, м-м’, н-н’, п-п’, р-р’, с-с’, т-т’, ф-ф’, х-х’].

Не имеют парных звуков твердые согласные: [ ж ], [ ш ], [ ц ]
и мягкие согласные: [ ч’], [ щ’], [ й’].

Глухие и звонкие согласные.

Согласные звуки различаются по звонкости /глухости .

Глухие согласные звуки целиком состоят из шума. В этот ряд входят следующие согласные звуки: [ п ], [ п’], [ ф ], [ ф’], [ к ], [ к’], [ т ], [ т’], [ ш ], [ с ], [ с’], [ х ], [ х’ ], [ ц ], [ ч’], [ щ’].

В образовании звонких согласных звуков участвует голос, они состоят из шума и голоса. К ним относятся следующие звуки: [ б ], [ б’], [ в ], [ в’], [ г ], [ г’], [ д ], [ д’], [ ж ], [ з ], [ з’], [ й’], [ л ], [ л’], [ м ], [ м’], [ н ], [ н’], [ р ], [ р’].

Большинство звонких и глухих согласных образуют пары:
[б-п, б’-п’, в-ф, в’-ф’, г-к, г’-к’, д-т, д’-т’, ж-ш, з-с, з’-с’].

Не имеют парных звуков глухие согласные: [ х ], [ х’ ], [ ц ], [ ч’], [ щ’]
и звонкие согласные: [ й’], [ л ], [ л’], [ м ], [ м’], [ н ], [ н’], [ р ], [ р’].

Сонорные звуки.

Сонорными являются звуки [ л ], [ л’], [ м ], [ м’], [ н ], [ н’], [ р ], [ р’]. Они всегда звонкие, не оглушаются ни при каких условиях.

Правописание звонких и глухих согласных в корне.

Для проверки написания парных звонких и глухих согласных в корне слова перед согласными, необходимо изменить слово или подобрать однокоренное ему слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук или один из сонорных л, м, н, р , например: дуб - дуб ы, прос ьба - прос ить, низ кий - низ енький.

Правописание непроизносимых согласных.

Для проверки написания слов с непроизносимыми согласными, необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, в котором эти согласные произносятся отчетливо, например: сол нце - сол нышко, свист нуть - свист еть.

Обозначение мягких согласных на письме.

Мягкость согласных звуков на письме обозначается разными способами:

1) при помощи ь на конце слова, например: кровь , уголь , соль , мать , шесть ;

2) при помощи ь в середине слова после мягкого согласного перед другим (твердым или мягким) согласным, например: нянь ка, кось ба, вось мой, тесь ма, конь ки;

3) при помощи ь всегда обозначается мягкость согласного в середине слова после буквы л , например: мель ком, паль то . Однако, удвоенное сочетание лл пишется без ь : алл ея, паралл ель ;

4) при помощи букв е, ё, ю, я в тех случаях, когда они употребляются после согласной буквы, например: пе л [п’эл], нё с [н’ос], лю к [л’ук], мя л [м’ал].

Исключение:
а) в сочетаниях букв ч, щ с другими согласными буквами ь для обозначения мягкости не пишется, например: мощн ый, хищн ый ;
б) ь не пишется для обозначения мягкости согласных в некоторых словах, о правописании которых необходимо справляться в орфографическом словаре, например: пенс ия, мост ик, гвозд и .

Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0

Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки

§ 52. Фонетическая система русского языка не допускает сочетаний твердых согласных с безударными гласными переднего ряда ([и], [ие], [ь]): эти гласные могут находиться только после мягких согласных.

В русском языке возможны сочетания твердых согласных (кроме заднеязычных) со всеми гласными непереднего ряда ([ы], [у], [ㆄ] и [ъ]). Твердые заднеязычные могут сочетаться в исконно русских словах лишь с гласными [у], [ㆄ], [ъ]. Что же касается сочетаний заднеязычных с [ы], то они возможны в заимствованных собственных и нарицательных именах и в топонимах, а также в образованиях от них. Сочетание [кы] возможно, например, в [кы]зыл, [кы]штымский; [гы] - в Оле[гы]ч (отчество). Сочетание [хы] не зафиксировано. Перед гласным [ыэ] возможны только шипящие и [ц]. Остальные твердые согласные сочетаются с безударным [э] в заимствованных собственных и нарицательных именах, например [тэ] в [тэ]изм, [дэ] в [дэ]нтим, [сэ] в [сэ]нсорный, [зэ] в [зэ] о, [рэ] в [рэ]лейный, [пэ] в [пэ]ру (название страны), [бэ] в [бэ]бе (маленький ребенок), а также в сложных словах с первым компонентом двух­, трех­, четырех­, например дву[хэ]лементный.

§ 53. В русском языке представлены следующие сочетания «твердый согласный + безударный гласный»: [ты]: (в) [ты]лу, [ды]: [ды]мок, [сы]: [сы]нок, [зы]: ко[зы], [цы]: [цы]ркач, [шы]: [шы]ковать (прост.), [жы]: [жы]рок, [ны]: [ны]рок, [ры]: [ры]сак, [лы]: [лы]жня, [пы]: [пы]лать, [бы]: [бы]лой, [фы]: [фы]рчать, [вы]: [вы]ражать, [мы]: кос[мы], [ту]: [ту]шить, [ду]: [ду]ша, [су]: [су]шить, [зу]: [зу]брить, [цу]: [цу]кат, [шу]: [шу]ршать, [жу]: [жу]рчать, [ку]: [ку]да, [гу]: [гу]ба, [ху]: [ху]ла, [ну]: [ну]жда, [ру]: [ру]да, [лу]: [лу]га, [пу]: [пу]рга, [бу]: [бу]тон, [фу]: [фу]раж, [ву]: [ву]лкан, [му]: [му]ка; [тㆄ]: [тㆄ]бун, [дㆄ]: [дㆄ]рога, [сㆄ]: [сㆄ]док, [зㆄ]: в[зㆄ]ймы, [цㆄ]: [цㆄ]ри, [шㆄ(ыэ)]: [шㆄ(ыэ)]ги, [шㆄ(ыэ)]: [шㆄ(ыэ)]ра, [кㆄ]: [кㆄ]за, [гㆄ]: [гㆄ]ра, [хㆄ]: [хㆄ]нжа, [нㆄ]: [нㆄ]сос, [рㆄ]: [рㆄ]дить, [лㆄ]: [лㆄ]за, [пㆄ]: [пㆄ]сти, [бㆄ]: [бㆄ]льной, [фㆄ]: [фㆄ]зан, [вㆄ]: [вㆄ]зить, [мㆄ]: [мㆄ]роз; [шыэ]: [шыэ]стой, [жыэ]: [жыэ]стокий, [цыэ]: (на) [цыэ]пи; [тъ]: [тъ]магавк, [дъ]: [дъ]ровать, [съ]: [съ]довод, [зъ]: [зъ]пасной, [цъ]: [цъ]ловать, [шъ]: [шъ]ровой, [жъ]: [жъ]ровой, [къ]: [къ]валер, [гъ]: [гъ]родской, [хъ]: [хъ]мелеон, [нъ]: [нъ]совой, [ръ]: [ръ]стереть, [лъ]: [лъ]зарет, [пъ]: [пъ]левой, [бъ]: [бъ]левой, [фъ]: [фъ]брикант, [въ]: [въ]довоз, [мъ]: [мъ]локо.

§ 54. Сочетания «твердый согласный + безударный гласный» в их отношении к морфемной структуре словоформ представлены следующим образом.

1. В позиции начала корня представлены все сочетания данного типа: (в) [ты]лу, [ды]шать, [сы]нок, [зы˙]ряне (устар.), [цы]ркач, [шы]карный, [жы]лой, [ны]рок, [ры]вок, [лы]жня, [пы]лать, [бы]лой, [фы]рчать, [вы˙]тьё, [мы˙]тьё, [ту]шить, [ду]шить, [су]гроб, [зу]брить, [цу]кат, [шу]шукаться, [жу]рчать, [ку]ма, [гу]ба, [ху]ла, [ну]жда, [ру]баха, [лу]на, [пу]скать, [бу]мага, [фу]ражка, [ву]лкан, [му]ка, [тㆄ]бак, [дㆄ]ры, [сㆄ]ды, [зㆄ]ря, [цㆄ]ри, [шㆄ(ыэ)]ры, [жㆄ(ыэ)]ра, [кㆄ]за, [гㆄ]реть, [хㆄ]лва, [нㆄ]га, [рㆄ]дить, [лㆄ]мать, [пㆄ]ры, [бㆄ]бры, [фㆄ]кир, [вㆄ]зить, [мㆄ]рить, [цыэ]почка, [шыэ]стой, [жыэ]на, [тъ]бакерка, [дъ]ровой, [съ]довод, [зъ]лотой, [цъ]ремония, [шъ]ровой, [жъ]лтизна, [къ]тера, [гъ]родской, [хъ]ровод, [нъ]ровить, [ръ]котать, [лъ]бовой, [пъ]ровой, [бъ]были, [фъ]брикант, [въ]довоз, [мъ]слянистый.

Следующие сочетания представлены в начале корня в ограниченном числе случаев: [ты]: в формах сущ. тыл (в [ты]лу, [ты]лы), в [ты]ловой, [ты]нок (от тын), [ты]рса (спец.) (смесь песка и опилок), в глаголах с компонентом ­тыкать (за[ты]кать) и в позиции перед мягким согласным ([ты˙]чинка, [ты˙]чковой); [ды] в формах сущ. дым (в [ды]му, [ды]мы), в [ды]мок, [ды]мовой, [ды]- моход, [ды]ра, [ды]шать, [ды]хание, [ды]шловой, [ды]бы (на дыбы); [зы] в [зы]бун, [зы]бучий, в глаголах с компонентом ­зывать (под[зы]вать) и в позиции перед мягким согласным - в устар. [зы˙]ряне; [ны] в [ны]рнуть, [ны]рок, [ны˙]рять, [ны˙]тьё; [лы] в [лы]кодёр (обл.), [лы]соватый, [лы]соголовый, [лы]сун и [лы]суха (оба - зоол.), [лы]тать (прост.) (отлынивать), [лы]жня и в позиции перед мягким согласным - в [лы˙]нять (прост.) (отлынивать), [лы˙]сёна (обл. (лысуха)), [лы˙]сеть; [пы] в [пы]жьян (рыба), [пы]лать, [пы]рнуть (прост.), [пы]тать, [пы]таться, [пы]х- нуть, [пы]хтеть, а также в форме сущ. пыл: (в) [пы]лу, в [пы]жовый, [пы]тливый и в позиции перед мягким согласным ([пы˙]лить, [пы˙]левой, [пы˙]рять (прост.), [пы˙]рей; [фы] в [фы]ркун (разг.), [фы]рчать; [вы] в словах с морфами выс­, выш­, высок­ ([вы]сокий, [вы]сота, [вы]шина, за[вы]шать, [вы]сокогорный, а также в [вы]дрёнок и в позиции перед мягким согласным - в [вы˙]тьё и в малоупотребит. формах мн. ч. сущ. вымя ([вы˙]мена).

2. В середине корня представлены сочетания: [ты]: ла[ты]ши, [ды˙]: ка[ды˙]ки, [лы]: ко[лы]хать, [бы˙]: ко[бы˙]лица, [вы˙]: ко[вы˙]лять, [мы]: ка[мы]ши; [ту]: ра[ту]ша, [зу]: по[зу]мент, [жу]: ко[жу]ха, [ку]: кара[ку]ль, [лу˙]: по[лу˙]чить, [пу]: па[пу]асы; [тㆄ]: ба[тㆄ]льон, [сㆄ]: до[сㆄ]дить, [зㆄ]: ра[зㆄ]риться, [цㆄ]: ка[цㆄ]вейка, [шㆄ]: ли[шㆄ]я, [жㆄ]: у[жㆄ]сать, [кㆄ]: ло[кㆄ]тки, [гㆄ]: о[гㆄ]род, [хㆄ]: хо[хㆄ]тать, [нㆄ]: ка[нㆄ]рейка, [рㆄ]: ка[рㆄ]мель, [лㆄ]: ка[лㆄ]чи, [пㆄ]: ло[пㆄ]тать, [бㆄ]: ла[бㆄ]рант, [фㆄ]: про[фㆄ]нация, [вㆄ]: го[вㆄ]рить, [мㆄ]: ро[мㆄ]нист; [цыэ]: бу[цыэ]фал [шутл. и ирон. о плохой лошади; зоол. хохлатка­буцефал (бабочка)], [шыэ]: по[шыэ]хонский (от топон.); [дъ]: ка[дъ]чный, [съ]: по[съ]х, [къ]: э[къ]номический, [гъ]: бо[гъ]тыри, [нъ]: ки[нъ]варь, [ръ]: па[ръ]л- лелизм, [лъ]: па[лъ]тализация (спец.), [пъ]: моно[пъ]лизировать, [бъ]: а[бъ]немент, [въ]: ка- [въ]лерийский, [мъ]: ко[мъ]ндировка.

3. На стыке префикса и корня представлены сочетания: [ты]: о[ты]граться, [ды]: по[ды]грать, [сы]: [сы]грать, [зы]: ра[зы]грать, [бы]: о[бы]грать, [ту˙]: о[ту˙]чить, [ду˙]: по- [ду˙]чить, [су˙]: [су˙]меть, [зу˙]: ра[зу˙]чить, [бу˙]: о[бу˙]чить, [бㆄ]: су[бㆄ]льпийский спец.), [зㆄ]: ра[зㆄ]раться (прост.). Наличие этих сочетаний в данном положении ограничивается составом префиксов, оканчивающихся на согласные, и корней, начинающихся с гласных.

4. На стыке суффикса ­ец­ (­ц­) и флексии зафиксированы сочетания [цы], [цу], например [цы] в постояль[цы], [цу] в постояль[цу].

5. На стыке корня и суффикса представлены сочетания: [ты]: ка[ты]шек, [ды]: ола[ды]шек, [ны]: кли[ны]шек, [ры]: пупы[ры]шек, [лы]: ко[лы]шек, [бы]: воро[бы]шек, [вы]: обор[вы]ш, [мы]: приё[мы]ш, [ту]: тё[ту]шка, [ду]: ола[ду]шка, [зу]: па[зу]шка, [ку]: ква[ку]шка, [ну]: воро[ну]шка, [ру]: скво[ру]шка, [лу]: ми[лу]шка, [пу]: цы[пу]шка, [бу]: ба[бу]шка, [ву]: соло[ву]шка, [му]: ма[му]шка, [тㆄ]: щи[тㆄ]вой, [дㆄ]: ез[дㆄ]вой, [сㆄ]: голо[сㆄ]вой, [зㆄ]: гро[зㆄ]вой, [кㆄ]: ро[кㆄ]вой, [гㆄ]: бе[гㆄ]вой, [хㆄ]: це[хㆄ]вой, [нㆄ]: вол[нㆄ]вой, [рㆄ]: да[рㆄ]вой, [лㆄ]: ва[лㆄ]вой, [пㆄ]: ти[пㆄ]вой, [бㆄ]: гер[бㆄ]вой, [вㆄ]: пра[вㆄ]вой, [мㆄ]: гро[мㆄ]вой, [цыэ]: коль[цыэ]вой, [шыэ]: ду[шыэ]вой, [жыэ]: бо[жыэ]ство, [тъ]: ке[тъ]вый, [дъ]: со[дъ]вый, [съ]: ри[съ]вый, [зъ]: ба[зъ]вый, [къ]: ма[къ]вый, [гъ]: ман[гъ]вый, [хъ]: горо[хъ]вый, [нъ]: пла[нъ]вый, [ръ]: зуб[ръ]вый, [лъ]: и[лъ]вый, [бъ]: кра[бъ]вый, [въ]: и[въ]вый, [мъ]: зай[мъ]вый.

6. На стыке корня и флексии зафиксированы сочетания: [ты]: ла[ты], [ды]: ро[ды], [сы]: ко[сы], [зы]: ко[зы], [шы]: но[шы], [жы]: ко[жы], [ны]: коп[ны], [ры]: по[ры], [лы]: го[лы], [пы]: кру[пы], [бы]: тру[бы], [фы]: гра[фы], [мы]: приё[мы], [ту]: ро[ту], [ду]: во[ду], [су]: вор[су], [зу]: по[зу], [шу]: но[шу], [жу]: ко[жу], [ку]: ро[ку], [гу]: ро[гу], [ху]: эпо[ху], [ну]: уро[ну], [ру]: го[ру], [лу]: по[лу], [пу]: ла[пу], [бу]: про[бу], [фу]: ар[фу], [ву]: подко[ву], [му]: да[му], [тъ]: ро[тъ] (орфогр. рота), [дъ]: ро[дъ], [съ]: бур[съ], [зъ]: ро[зъ], [цъ]: яй[цъ], [шъ]: ка[шъ], [жъ]: ко[жъ], [къ]: ро[къ], [хъ]: засу[хъ], [нъ]: обочи[нъ], [ръ]: па[ръ], [лъ]: по[лъ], [пъ]: кру[пъ], [бъ]: ры[бъ], [фъ]: шка[фъ], [въ]: коро[въ], [мъ]: ра[мъ].

В данном положении не представлены сочетания твердых согласных с безударным гласным [ㆄ], так как последний в позиции после согласного возможен только в первом предударном слоге, а флексии в русском языке бывают либо ударные, либо заударные.

7. На стыке компонентов в сложных и сложносокращенных словах: [жы˙]: ко[жы˙]мит, [ту˙]: поли[ту˙]чёба, [дㆄ]: са[дㆄ]вод, [тㆄ]: моло[тㆄ]боец, ли[тㆄ]бъеди- нение, [сㆄ]: бо[сㆄ]ногий, [зㆄ]: ко[зㆄ]дой (птица), му[зㆄ]бъединение, [кㆄ]: ру[кㆄ]мойник, [гㆄ]: ло- [гㆄ]пед, [хㆄ]: возду[хㆄ]плаватель, [нㆄ]: од[нㆄ]люб, [рㆄ]: па[рㆄ]воз, [лㆄ]: те[лㆄ]грейка, [пㆄ]: лу[пㆄ]- глазый, [бㆄ]: ло[бㆄ]грейка, [фㆄ]: про[фㆄ]ктив, [вㆄ]: голо[вㆄ]мойка, [мㆄ]: са[мㆄ]вар, [шыэ]: ка[шыэ]вар, [тъ]: ле[тъ]писание, [дъ]: ро[дъ]начальник, [гъ]: кни- [гъ]продавец, [нъ]: ви[нъ]торговец, [ръ]: ста- [ръ]режимный, [лъ]: анг[лъ]саксонец, [бъ]: ра[бъ]- владелец, [въ]: пер[въ]начальный, [мъ]: са[мъ]убий- ство.

8. В качестве префиксов выступают сочетания [вы], [дㆄ], [сㆄ], [зㆄ], [нㆄ], [пㆄ], [вㆄ], [дъ], [съ], [зъ], [нъ], [пъ] (сочетания [дㆄ], [сㆄ], [зㆄ], [нㆄ], [пㆄ], [вㆄ], [дъ], [зъ], [нъ], [пъ] употребляются также в качестве предлогов: [дㆄ]ㆃ дома, [сㆄ]ㆃ мной, [зㆄ]ㆃ мной, [нㆄ]ㆃ мне, [пㆄ]ㆃ саду, [вㆄ]ㆃ мне, [дъ]ㆃ зи- мы, [зъ]ㆃ зимой, [нъ]ㆃ тебе, [пъ]ㆃ тебе, например: [вы]игрывать, [дㆄ]гнать, [сㆄ]гнуть, [зㆄ]гнуть, [нㆄ]гнуть, [пㆄ]гнать, [вㆄ]гнать, [дъ]гонять, [съ]с- кочить, [зъ]скочить, [нъ]скочить, [пъ]гонять. Сочетания [тㆄ], [дㆄ], [рㆄ], [бㆄ], [зㆄ], [тъ], [дъ], [ръ], [бъ], [зъ] входят в состав префиксов: о[тㆄ]гнуть, по[дㆄ]гнуть, [рㆄ]зорванный, о[бㆄ]греть, ра[зㆄ]- греть, о[тъ]греваться, по[дㆄ]греваться, [ръзъ]гре- ваться, о[бъ]греваться.

выбери один вариант ответа и обведи его в кружок (№1-7)
есть два безударных гласных в корне слова
грузовик
ветерок
вечерний
прочитал
2.есть два безударных гласных проверяемых ударением в корне слова

№1 в каких словах ударение падает на второй слог?

а)магазин;
б)киломерт;
в)ворота;
г)начать №2 в каких словах ударение поставлено неверно?
а)сантИметр;
б)звОнит;
в)тОрты;
г)понЯл. № 3 в каком слове произносится звук (б`)?
а)прорубь;
б)болезнь;
в)гриб;
г)голуби. № 4 в каком слове произносится звук (т`)?
а)медведь;
б)увидеться;
в)холод;
г)отъехал. №5 укажи ошибки в фонетической характеристике согласных звуков:
а)(ч)-глухой непарный, мягкий непарный;
б)(ц)-глухой непарный, твердый парный.
в)(й)-звонкий непарный (сонорный), мягкий непарный;
г)(д`)- звонкий парный, мягкий непарный. № 6 укажи слова, в которых нарушены произносительные нормы:
а)а(тэ)лье;
б)му(зэ)й
в)ака(дэ)мия;
г)(ч)тобы:
д)(ш)то;
е) ску(шн)о.

1)в каком слове произносится тверды согласный [т]?

Тина,стекло,терновник,теннис
2) каком слове произносится твердый согласный [с]?
Сервер,сейнер,сериал,Сент-Экзюпери
3)какое лингвистическое явление иллюстрирует слова грецкий-греческий?
Омонимы,паронимы,синонимы,антонимы

помогите решить следующие задания: 1) в каком слове все согласные звуки твердые? музей, шершень, шапка, чашка. 2) какой глагол

относитчя ко второму спряжению?

успеть, сеют, терпит, кушать

3) укажите лишнее слово.

томный, неутомимый, двухтомный, утомительный

4) найдите заимствованое слово:

кофе, коробок, ворот, золото

5) В каком слове количество букв совпадает с количеством звуков

поздно, греешь, окрестный, восемь

6) в каком слове пропущенна буква е?

прим...рить врага, об...жать друга, прим...рить костюм, сл...зать сметану

помогите плиз отблагодарю и перечислю вам больше осков потом)

А 1. В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?

1) позволить

2) косьба

3) безработный

4) метраж.

А2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) кОрысть

2) крАлась

3) пОняла

4) (хороших) нОвостей.

А3. В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить ГУМАНИТАРНЫЙ?

1) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.

2) ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.

3) Между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в ГУМАННОЙ сфере.

4) ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.

А4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) четырьмястами строчками

2) полощущий белье

3) все директора гимназий

4) более выше

А5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения

Поднявшись на смотровую площадку,

1) можно увидеть весь город.

2) открывается чудесный вид на город.

3) город виден как на ладони.

4) охватывает волнение при виде открывшихся просторов.

А6. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Благодаря статьи в газете мы узнали о возобновлении туристского теплоходного маршрута к «Северным островам».

2) Кемь является одним из самых старых городов России, расположенных на Белом море.

3) Все, кто написал рецензию на «отлично», дали глубокий анализ произведения и обосновали свою точку зрения.

4) В рассказе Паустовского «Скрипучие половицы» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора Чайковского.

Прочитайте текст и выполните задания А7-А12.

(1)…(2) Морская мышь на самом деле является весьма симпатичным червем размером в несколько сантиметров. (3) Замечательная особенность этого червя состоит в том, что его тело покрыто своего рода бахромой, состоящей из множества волосков, которые переливаются всеми цветами радуги.(4) Здесь, так же как и в опале, игра цвета определяется дифракцией света на сложной микроструктуре, и, если поместить волоски морской мыши под электронный микроскоп, становится отчетливо видно их ячеистое строение, напоминающее пчелиные соты. (5) Эта структура отличается удивительной упорядоченностью, а линейные размеры ячеек соизмеримы с длинами волн в диапазоне видимого света. (6)… можно с уверенностью утверждать, что в волосках морской мыши имеется двумерная фотонная среда: из потока света, падающего на волосок перпендикулярно, отражается только красная составляющая, если же свет падает наклонно, то волосок отражает (в зависимости от угла) то желтый, то зеленый, то синий цвета, и глазу он предстает поочередно во всех цветах радуги.

А7. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте

1) Интересно, что морская мышь – не единственный носитель фотонных кристаллов в море.

2) В конце XX века ученые обнаружили, что ворсинки их меха являются даже не одномерным, а полноценным двумерным фотонным кристаллом.

3) Большой интерес представляют так называемые морские мыши, обитающие на глубине нескольких километров в пучине южных морей.

4) Если смотреть на волосок морской мыши под прямым углом, то он окажется ярко-красным.

А8. Какое из приведенных ниже слов(сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

1) К счастью

2) Поэтому

3) Потому что

4) Несмотря на это.

А9. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) морская мышь является (предложение 2)

2) тело покрыто бахромой(предложение 3)

3) переливаются (предложение 3)

4) поместить (предложение 4).

А10. Укажите верную характеристику четвертого предложения текста.

1) Сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями.

2) Сложносочиненное

3) Сложное с сочинительной и подчинительной связью между частями

4) Сложноподчиненное.

А11. Укажите верную морфологическую характеристику слова ПОКРЫТО (предложение 3)

1) причастие

2) наречие

3) прилагательное

4) деепричастие.

А12. Укажите слово, которое имеет значение «быстрая смена пятен света, красок».

1) радуга (предложение 3)

2) игра (предложение 4)

3) диапазон (предложение 5)

4) поток (предложение 6).

А13. В каком слове есть суффикс –Д-?

2) посуда

3) причуда

4) кривда.

А14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

По мнению М.Ю. Лермонтова, ярко одаре(1)ая личность в кругу ничтожеств обрече(2)а на непонимание и одиночество, а если ведет себя соответстве(3)о «нормам» этого общества, то и на постепе(4)ое самоуничтожение.

А15. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) Зап…здалый, предст…вление, ст…рожевой.

2) К…лыхаясь, отгор…диться, оп…лчение.

3) Бл…гоухать, пл…вец, распол…жжение.

4) Г…рячий, прип…сенный, пап…ротник.

Согласные звуки русского языка в большинстве случаев противопоставлены друг другу по признаку твердости-мягкости: [б] – [б"], [п] – [п"], [в] – [в"], [ф] – [ф"], [д] – [д"], [т] – [т"], [л] – [л"], [м] – [м"], [н] – [н"], [р] – [р"], [с] – [с"], [г] – [г"], [х] – [х"], [к] – [к"]. Например: [бра́т] – [бра́т"] – брат – брать; [во́с] – [в"о́с] –воз – вёз; [да́л] – [да́л"] – дал – даль; [но́с] – [н"о́с] – нос – нёс [ра́т] – [р"ат] –рад – ряд; [ста́л] – [ста́л"] – стал – сталь.

При образовании мягких согласных к основному звукообразующему движению прибавляется дополнительное движение: средняя часть спинки языка поднимается вверх к твердому небу, как при звуке , вследствие чего согласный приобретает особое звучание, которое условно называется мягкостью.

В ряде учебных пособий указывается, что не имеют пар по признаку «твердости-мягкости» и являются только твердыми: [ж], [ц], только мягкими: [ч"], . Но в лингвистической литературе распространена и другая точка зрения. См. задания № 4, 5, 10, 11 (пункт 1.4).

    1. Задания с комментариями

Задание № 1. Сколько букв О и звуков [о] в данном предложении? Объясните почему?

Звонят во все колокола.

Задание № 2. Определите, какой звук произносится на месте буквы И в следующих словах. Каким фонетическим процессом вызваны такие изменения? Помните, что в древнерусском языке звук [и] выступал после звука [ъ] (отъ игры, другъ Иван), который позднее был утрачен. Оказавшись после твердого согласного, [и] стал произноситься как [ы]: [ат ыгры"], [друк Ыва"н] 1 .

Играть – стал играть, искры – от искры, Виталию – в Италию, известие – без известий, изба – к избе, июнь – в июньский, инженер – об инженере.

Задание № 3. Отгадайте загадку. Сколько раз встречается звук [ш] и какими буквами он обозначается? Сколько раз в этой загадке встречается звук[п] и какими буквами он обозначается?

Бьют парнишку по фуражке, чтоб пожил он в деревяшке.

Задание № 4. Как вы думаете, почему в словах жизнь, живой, лежи, жить, тишина, шина, шипеть и др. после [ж], [ш] пишется И, а произносится [ы].

Обдумывая ответ, учтите, что звуки [ж], [ш] в древнерусском языке до XV столетия были мягкими, а потом отвердели.

Задание № 5. Прочитайте высказывания Л.Л. Касаткина и М.В. Панова и решите, соответствуют ли данные учебника явлениям русского языка на современном этапе?

«Мягкость [ж’] дольше всего сохранялась в сочетании с другим [ж’], т.е. в сочетании [ж’ж’]. Но и в этом сочетании она давно стала утрачиваться, захватив сначала позицию на стыке морфем и позднее проникнув внутрь корня. Произношение [ж’ж’] в современном русском литературном языке – последние остатки былой мягкости звонкого шипящего, которая вытесняется произношением [жж] уже и в корнях» 1 .

«…вытеснение [ж’] еще далеко не окончено и дальнейшая его судьба полностью не решена (могут быть и неожиданности)» 2 .

Задание № 6. Прочитайте слова, запишите их произношение в транскрипции, произнесите и запишите звуки в обратном порядке. Какие слова получились?

Лён, лей, лоб, люк, ток, шёл, шей, куб, лёд.

Задание № 7. Затранскрибируйте текст. Выделите согласные и дайте им полную характеристику по месту и способу образования. Ударные и безударные гласные охарактеризуйте по ряду, подъему и лабиализации. (Для справок можете использовать таблицы № 2 «Характеристика гласных по месту образования» и № 3 «Характеристика согласных по месту и способу образования»).

Образец: [м’и"лыj’]

[м’] – согласный, сонорный, смычно-проходной, носовой, губно-губной, мягкий;

[и] – гласный, ударный, переднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный;

[л] – согласный, сонорный, смычно-проходной, боковой, переднеязычный, зубной, твердый;

[ы] – гласный, безударный, среднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный;

– согласный, сонорный, щелевой, среднеязычный, средненебный, мягкий.

Я не люблю иронии твоей.

Оставь ее отжившим и не жившим.

А нам с тобой, так горячо любившим,

Еще остаток чувства сохранившим, –

Нам рано предаваться ей.

(Н.А. Некрасов)

Задание № 8. Составьте слова по данным характеристикам звуков. Нумерация отражает последовательность звуков в слове.

I. (1) Согласный, шумный, смычный, заднеязычный, задненебный, звонкий, твердый; (2) гласный, заднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный, ударный; (3) согласный, шумный, щелевой, переднеязычный, зубной, глухой, мягкий.

II. (1) Согласный, сонорный, щелевой, среднеязычный, средненебный, мягкий; (2) гласный, заднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный, безударный; (3) согласный, сонорный, смычно-проходной, переднеязычный, боковой, твердый; (4) гласный, среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный, ударный.

III. (1) Согласный, сонорный, смычно-проходной, дрожащий, переднеязычный, небно-зубной, мягкий; (2) гласный, переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный, ударный; (3) согласный, шумный, взрывной, губно-губной, глухой, твердый; (4) гласный… Дальнейшую характеристику сделайте сами.

Задание № 9. Затранскрибируйте слова. Какие фонетические процессы происходят в них?

Образец:

Березка [б’и\э 1 р ˚ 2 ˙о"с 3 ка] –

1) [и\э] – редукция гласного в слабой позиции первого предударного слога после мягкого согласного;

2) аккомодация контактная, регрессивная по признаку лабиализации (огубленности): согласный [р’] приспосабливается к произнесению гласного [о]; параллельно с этим процессом гласный аккомодирует согласному: после мягкого [р’] гласный в начале своей длительности продвигается вперед и вверх – аккомодация контактная, прогрессивная;

3) ассимиляция частичная, контактная, регрессивная по признаку звонкости-глухости: согласный [з] (ср.: бере[з]а) уподобляется следующему за ним звуку [к] по признаку отсутствия голоса (оглушается).

Сердце [с’ 1 ˙э"р 2 цъ 3 ] –

1) аккомодация: гласный приспосабливается к мягкости согласного и продвигается вперед и вверх в начале своей длительности (экскурсии);

2) диереза – выкидка звука [д] в сочетании [рдц] (непроизносимый согласный);

3) [ъ] – редукция гласного в слабой позиции конечного заударного открытого слога.

Юбка, поздно, просьба, сшить, радостный, косьба, легкий, бездна.

Задание № 10. Затранскрибируйте сочетания слов. Там, где необходимо, обозначьте звонкие аллофоны фонем <ц> 1 ,<ч>,<х> как звуки [дз], [д’ж’], [γ].Обратите внимание, что в ряде учебных пособий противопоставление согласных определяется только по признаку звонкость–глухость и твердость–мяг-кость. Некоторые согласные характеризуются как непарные по какому-либо признаку. Как всегда звонкие определяются звуки, обозначаемые на письме буквами Л, М, Н, Р, Й; как всегда глухие – Х, Ц, Ч, Щ; как всегда мягкие – Ч, Щ. Это связано с тем, что данные звуки не могут иметь противоположных признаков в позиции с гласным. Например, в слове ЦАПЛЯ [ца пл’а] звук [ц] характеризуется как согласный твердый непарный, глухой непарный, так как в русском языке нет примеров, в которых в позиции с гласным [ц] имел бы признаки звонкости и мягкости.

Младенец уснул – младенец закричал, колодец в степи – колодец за домом, врач выслушал – мяч зеленый, скрипач уже выступил – скрипач же выступил, подсолнух зацвел – подсолнух созрел.

Задание № 11. Обратите внимание, как вы произносите следующие слова и словосочетания. Затранскрибируйте их. Какие фонетические процессы происходят на месте выделенных букв? Имеют ли пары по мягкости-твердости согласные [ч’] и [ц]?

От ш убы, под ш убой, подш утил, отш умел; мать С ережи, пятьс я (повелительное наклонение глагола пятиться), пять с екунд, под с еном.

При выполнении этого упражнения обратите внимание на таблицу № 3 «Характеристика согласных по месту и способу образования» и сведения из вузовских учебников:

«Согласные звуки образуют пары по твердости–мягкости: [б] – [б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [д’], [з] – [з’] и др. Звук [ч’] мягкий, у него тоже есть твердая пара – звук [ч], который бывает перед [ш]: лу[ч]ше. Звук [ц] твердый, а мягкая его пара – [ц’], который произносится, например, на месте [т’] перед [с’]: пя[ц’]ся – пяться» 1 .

Задание № 12. Затранскрибируйте пары слов и распределите их по группам: исторические чередования, позиционные изменения (живые фонетические чередования). Образец выполнения:

Таблица

Исторические чередования

Позиционные изменения

косить – кошу [ка с" ит" – ка ш у]

корова – коровка [каро в а – каро ф ка]

Помните, что исторические чередования невозможно объяснить с точки зрения современного состояния системы, они обусловлены историческими законами. Например: нет друГа – друЖить – друЗья. Эти чередования исторические. Изменения, которые на современном этапе функционирования языка можно охарактеризовать как процессы ассимиляции, диссимиляции, аккомодации, диерезы и т.п., являются позиционными.

Корова – коровка, косить – кошу, лоб – лба, мост – мостик, подруга – друзья, кружок – кружка, Зоя – с Зоей, носить – ношу, береза – березка, мороз – мороза, жечь – сжечь, рука – ручка, дать – отдать, грозить – грожу, возить – вожу, грибок – грибка, таз – таза.

Задание № 13. В приведенных словах исправьте орфографические ошибки, которые были спровоцированы неправильным произношением.

Скомпроментировать, константировать, подскользнуться, надсмехаться, беспрецендентный, скурпулезный, троллебус, транвай, эскаватор, экскалатор, инциндент, учереждение, подчерк, будующий, палувер, друшлаг.

Задание № 14. В русской лингвистике первые попытки определения законов слогоделения предпринял В.К. Тредиаковский. С тех пор прошло более двух веков. Существует ли в настоящее время единая непротиворечивая теория слогораздела? В качестве справочного материала можете использовать высказывания ведущих лингвистов:

«Теория слога принадлежит к труднейшим проблемам фонетики» (Л.В. Щерба) 1 .

«Определение слога представляет большие трудности, хотя каждый говорящий может произносить по слогам» (А.А. Реформатский) 2 .

«Хотя практически деление речи на слоги не представляет больших затруднений, теоретически вопрос о сущности слога и слогоделении является одним из труднейших вопросов фонетики» (Л.И. Житенева) 3 .

«Уловить на слух количество слогов в слове или в другом коротком отрезке текста практически нетрудно, даже если это слово или текст незнакомого нам языка. Труднее бывает уловить точное место слогораздела, т.е. место границы между двумя соседними слогами. Но еще более трудными оказываются теоретические проблемы, связанные со слогом и слогоделением… природа слога и деление речи на слоги составляет предмет длительного спора между учеными» (Ю.С. Маслов) 1 .

«Какова акустическая природа слогового звука? Где проходит граница между слогами в слове? На эти вопросы пока нет окончательных ответов» (А.М. Камчатнов, Н.А. Николина) 2 .

Похожие публикации