Энциклопедия пожаробезопасности

Теория «мировой системы» И. Валлерстайна. Теория мировой системы и. валлерштайна Американский философ э валлерстайн разработал теорию

ВАЛЛЕРСТАЙН, ИММАНУИЛ (Wallerstein, Immanuel) (р. 1930) – американский мыслитель, основоположник мир-системного анализа, один из лидеров современного леворадикального обществоведения.

Родился в Нью-Йорке 28 сентября 1930. Изучал социологию в Колумбийском университете в Нью-Йорке (степень бакалавра – 1951, магистерская степень – 1954, докторская степень – 1959). Работал в Колумбийском университете (1958–1971), Университете Мак-Гила (1971–1976), Бингемтонском (1976–1999) и Йельском (с 2000) университетах. С 1976 руководит организованным им Центром Фернана Броделя по изучению экономик, исторических систем и цивилизаций (при Бингемтонском университете), сотрудники которого активно занимаются развитием и пропагандой мир-системного подхода. В 1994–1998 был президентом Международной социологической ассоциации.

Начав научную карьеру как социолог-африканист, Валлерстайн с 1960-х стал заниматься общей теорией социально-экономического развития. Разработанная им мир-системная теория опирается на предложенные французским историком Фернаном Броделем принципы комплексного исторического анализа. Она синтезирует социологический, исторический и экономический подходы к общественной эволюции.

Валлерстайн отличается огромной научной продуктивностью: им опубликовано более 20 книг и свыше 300 статей.

Главный труд И.Валлерстайна – многотомник Современная мир-система : в первом томе (1974) рассматривается генезис европейской мир-экономики в 16 в., во втором (1980) – ее развитие в период меркантилизма, в третьем томе (1989) он довел ее историю до 1840-х. В других своих работах Валлерстайн анализирует эволюцию капиталистической мир-экономики в 19–20 вв. и даже делает прогнозы на 21 век.

Главным понятием разработанной Валлерстайном концепции является мир-экономика – система международных связей, основанная на торговле. Помимо мир-экономик разные страны могут объединяться в мир-империи, основанные не на экономическом, а на политическом единстве. История рассматривается им как развитие различных региональных мир-систем (мир-экономик и мир-империй), которые долгое время конкурировали друг с другом, пока европейская (капиталистическая) мир-экономика не стала абсолютно доминирующей. Тем самым Валлерстайн оспаривает традиционные формационный и цивилизационный подходы к истории, предлагая новую, третью парадигму общественного развития.

Традиционно считалось, что капитализм как общественная система первоначально зародился в отдельных наиболее развитых странах, и лишь затем стало складываться капиталистическое мировое хозяйство. Согласно же концепции Валлерстайна, напротив, капитализм изначально развивался как целостная система мировых связей, отдельными элементами которой были национальные экономики.

Капитализм родился, по Валлерстайну, в 16 в., когда в силу случайного стечения обстоятельств в Западной Европе мир-империи уступили место мир-экономике, основанной на торговле. Капиталистическая мир-экономика породила колониальную экспансию западноевропейских стран, к 19 в. она подавила все другие мир-экономики и мир-империи, оставшись единственной современной мир-системой.

Согласно теории Валлерстайна, все страны капиталистической мир-экономики живут в одном ритме, диктуемом «длинными волнами» Кондратьева .

Для капиталистической мир-экономики характерно «осевое разделение труда» – деление на ядро (центр) и периферию. Страны европейской цивилизации, образующие ядро мирового хозяйства, играют роль ведущей силы мирохозяйственного развития. Внеевропейские страны (за некоторыми исключениями) образуют периферию, т.е. являются экономически и политически зависимыми. Отсталость стран периферии объясняется, по Валлерстайну, целенаправленной политикой стран ядра – они навязывают подчиненным странам такую экономическую специализацию, которая сохраняет лидерство развитых стран. Хотя развитые страны пропагандируют идеологию «свободной торговли», Валлерстайн считает капитализм глубоко антирыночной системой, поскольку страны ядра монополизируют свое привилегированное положение и силой защищают его. Впрочем, в 20 в. грань между между ядром и периферией стала отчасти стираться из-за активных попыток ранее отсталых стран (например, Японии) ворваться в круг активных участников мирового хозяйства.

Помимо антагонистических взаимоотношений между ядром и периферией другим стержнем эволюции капиталистической мир-экономики является борьба между странами ядра. Роль гегемона в мировой торговле последовательно играли Голландия (17 в.), Великобритания (19 в.) и США (20 в.); промежутки между периодами гегемонии были заполнены экономическим и политическим противоборством сильнейших в экономическом отношении держав (англо-французские войны 18 в., Первая и Вторая мировые войны в 20 в.). По мнению Валлерстайна, в современную эпоху Америка теряет статус абсолютного лидера: «США пока сильнейшая держава в мире, – пишет он – но это увядающая держава».

Возлагая основную вину за отсталость «третьего мира» на развитые страны Запада, Валерстайн продолжает традиции марксистской теории империализма. Предложенный им подход к объяснению истории завоевал огромную популярность среди леворадикальных экономистов развитых и развивающихся стран. Особенно им импонирует ярко выраженный антиамериканизм идей Валлерстайна.

Хотя многие обществоведы не соглашаются с Валлерстайном, мир-системная теория оказала огромное влияние на рост интереса к истории как единому глобальному процессу и способствовала рождению исторической глобалистики.

Труды: The Modern World-System . Vol. I – III. Academic Press, 1974–1989; The Capitalist World-Economy . Cambridge University Press, 1979; Глобализация или переходная эпоха ? Взгляд на долгосрочное развитие мир-системы . – Русский исторический журнал. 1998. Т.1. № 4; Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества . – В кн.: Социология на пороге XXI века: основные направления исследования. М., РУСАКИ, 1999; Миро-системный анализ. Социология и история . – Время мира: Альманах современных исследований по теоретической истории, геополитике, макросоциологии, анализу мировых систем и цивилизаций. Вып. 2: Историческая макросоциология в ХХ веке. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000 (http://www.tuad.nsk.ru/~history/Author/Engl/W/WallersteinI/waller.htm); Анализ мировых систем и ситуация в современном мире . Под общ. ред. Б.Ю.Кагарлицкого. СПб, Издательство «Университетская книга», 2001.

Левые радикалы показали, что многие внутренние факторы развивающихся стран являются отражением факторов внешних. Слабо развитость становится порождением зависимости, так же как, в свою очередь, зависимость вытекает из слабо развитости. В 1978 г. выходит монография Франка «Накопление в мире, 22 . В ней - попытка проанализировать исторические корни сложившегося в современном мире неравенства. Главная идея - отсталость периферийных обществ обу­словлена их включенностью в мировое капиталистическое хозяй­ство в качестве зависимых и подчиненных партнеров. Мировой рынок становится той средой, в которой возник и вырос мировой дуализм. Периферийный капитализм, будучи зависимым от мет­рополии, оказывается зараженным комплексом неполноценности и теряет способность к самостоятельному развитию. Происходит не только зависимое развитие, но и «развитие слаборазвитости», которое является следствием экспорта иностранного капитала в колониальные и зависимые страны. Идея об усилении асимметричной взаимозависимости получила оригинальную трактовку в концепции мирэкономики Иммануила Валлерстайна. Основная вина за отсталость государств третьего эшелона развития капитализма лежит на странах «золотого милли­арда». Эти высокоразвитые страны первого эшелона так руководят системой капиталистического мирового хозяйства, что отсталые страны просто обречены, оставаться отсталыми: их сырьевые ре­сурсы покупают по заниженным ценам, а продают им продукты высоких технологий - по завышенным; их не допускают к передо­вым технологиям. Возникает и группа стран, которая занимает промежуточное положение (полупериферия). Они являются периферийными по отношению к центру, но при этом являются «центром» по отноше­нию к еще более слабым странам (периферии)

Строго говоря, по этому вопросу существует два противополож­ных мнения. Представители классического либерализма, развивая модель сравнительных преимуществ, доказывают выгоды ориен­тированной вовне политики. Их взгляды чрезвычайно популярны и в ряде новых индустриальных стран (Тайвань, Южная Корея, Бразилия и др.). В противоположность им левые радикалы довольно критически оценивают возможности такого развития.

32. Основные экономические концепции развивающихся стран: "периферийной экономики"; "зависимого развития"; "опоры на собственные силы"; нового международного экономического порядка.

ТЕОРИЯ ПЕРИФЕРИЙНОЙ ЭКОНОМИКИ Пребиш

В основе Т."п.э." лежит критика сложившейся системы международного разделения труда, которое определяет специфическое место развивающихся стран в мировом хозяйстве. При этом используется модель "центр – периферия", где делается упор на структурных взаимосвязях "центр" (ведущих держав), имеющего монополию на технологию и производящего средства производства, и "периферии" (экономически отсталых стран мира), осуществляющей добычу сырья и производство продовольствия. Импульсы "центра", расходящиеся к "периферии", ведут к деформации развития экономики "периферии", делают ее крайне уязвимой к внешним воздействиям и колебаниям конъюнктуры. Экономика "периферии" принимает двойственный характер: основной признак и показатель слаборазвитости. Внешняя торговля не может быть в этих условиях главным двигателем экономического развития для "периферии". Мировой рынок не способен обеспечить такое перераспределение дохода, чтобы "центр" и "периферия" одновременно пользовались преимуществами роста производительности труда. Преодоление экономической отсталости, согласно Т."п.э.", возможно только на основе кардинальной перестройки международного разделения труда и глубоких структурных реформ мировой капиталистической экономики.


Теория зависимости или теория зависимого развития - теория в основании которой лежит утверждение о том, что экономическая отсталость и политическая нестабильность слаборазвитых, развивающихся стран является результатом их интеграции в мировую экономику и систематического давления развитых держав. Центральное положение теории зависимости - что неразвитые государства «периферии» беднеют в результате того, что их ресурсы и капитал утекают в богатые страны «центра».

Неразвитые страны обеспечивают природными ресурсами, дешёвой рабочей силой и рынками сбыта страны развитые, без чего последние не могли бы поддерживать столь высокий уровень жизни своих жителей. Развитые страны воспроизводят структуры зависимости в остальном мире различными способами. Это влияние многогранно, оно включает в себя экономическое воздействие (финансы, патенты на технологии и т. п.), прямое политическое вмешательство (в СМИ, образование, культуру и т.д.), вопросы найма и подготовки рабочей силы и т. п. Развитые страны при помощи монополизации рынков, экономических санкций и военной силы активно противостоят попыткам неразвитых освободиться от зависимости.

Для ученых и практиков Азии и Африки не было нужды доказывать существование зависимости их стран от центра. они занимались главным образом вопросом о том, какими способами избавиться от этой зависимости, какую политику нужно проводить, чтобы обеспечить прогресс своих стран, что сказалось и в названиях вырабатываемых ими концепций. Одной из них была концепция альтернативного развития, которую разрабатывали индиец Р. Котхари, бангладешец А. Рахман, индонезиец Соеджатмоко, ланкиец П. Вигнараджа, египтянин И.С. Абдулла и многие другие другие исследователи, в том числе и из Латинской Америки (Э. Отейсу). Другой была концепция опоры на собственные силы, которая была четко сформулирована на III конференции неприсоединившихся государств в Лусаке (1970). Между двумя названными концепциями нет принципиальной разницы. Поэтому многие из тех, что примыкали к первой, затем участвовали в разработке второй. Наконец, можно упомянуть концепцию нового международного экономического порядка, которая в общих чертах была сформулирована на IV конференции глав государств и правительств неприсоединившихся стран в Алжире (1973).

Если в 1960 г. соотношение между ними по валовому национальному продукту на
душу населения было 26:1, то сейчас оно составляет 40:1.
Причин усиления указанной тенденции немало. Одна из них связана с
демографической ситуацией в странах третьего мира.
В 1987 г. на Земле был зарегистрирован пятимиллиардный житель. Сегодня
население Земли превысило 6 млрд человек. Наиболее быстрыми темпами оно
увеличивается в менее социально-экономически развитых странах Азии, Африки и
Латинской Америки, что резко обостряет в них проблемы жилья, образования,
медицинского обслуживания и в первую очередь продовольствия. По данным ООН,
ежегодно от голода в мире умирает около 50 млн человек. Подавляющее
большинство их приходится на долю развивающихся стран.
Неужели голод, нищета, болезни и страдания будут постоянными спутниками
жизни значительной части населения нашей планеты?
Многие ученые считают, что человечество обладает необходимыми
интеллектуальными возможностями и материальными ресурсами для преодоления
социально-экономического отставания стран третьего мира. Прежде всего, как
показывает мировой опыт последних десятилетий, поддается разумному
регулированию рост населения и общая демографическая ситуация на основе
постепенного изменения ценностных установок и поведенческих стереотипов в
области семейно-брачных отношений. Но главное не в этом. Сокращение гонки
вооружений, уменьшение военных расходов дадут возможность высвободить
значительные средства, которые можно направить на развитие этих стран. По
имеющимся расчетам, одной десятой отчислений от военных расходов достаточно,
чтобы обеспечить необходимые капиталовложения в модернизацию экономики
развивающихся стран и существенно изменить их уровень жизни.
Таким образом, мы вновь убеждаемся во взаимосвязи глобальных проблем и
необходимости комплексного подхода к их решению на основе международного
сотрудничества.
Основные понятия
Глобализация мира. Экономическая глобализация. Международная торговля.
Глобальные проблемы. Экологический кризис.

5. Боголюбов, 11 кл.. ч. 2.

    129

    130

Термины
Стандарт потребления. Всемирная торговая организация. Международный
валютный фонд. Всемирный банк.

    2 3

Что такое процесс глобализации?
Каковы проявления глобализации в экономической сфере? Что ей
способствует?
В чем выражается противоречивость процесса глобализации?
Каковы основные глобальные проблемы современности? Чем вызвано их
появление?

    6 7 8

Чем вызван экологический кризис?
Каковы основные принципы миропорядка, которые могут предотвратить
угрозу новой мировой войны?
В чем заключается проблема "Север -- Юг"?
Как проявляется взаимосвязь глобальных проблем?

    ЗАДАНИЯ

1 Можно ли согласиться с утверждением: сейчас мы становимся членами
одного общества, находящегося на грани гибели? Свою позицию аргументируйте.
2 В середине 90-х годов центральные офисы 90 из 200 ведущих
транснациональных корпораций находились в США, на их долю приходилась
половина всех продаж. Прокомментируйте эти данные.
3 Американский философ Э. Валлерстайн разработал теорию мировой
системы. Эта система, которая начала формироваться еще в XVI в., включает
ядро (индустриальные страны Запада), полупериферию (к ним Валлерстайн
отнес государства на юге Европы, такие, как Испания), периферию (страны
Восточной Европы) и внешнюю арену (государства Азии и Африки, вовлеченные в
мировое хозяйство лишь как сырьевые придатки). При этом философ утверждал,
что страны, входящие в ядро, так организуют мировую экономическую систему,
чтобы она прежде всего отвечала их интересам.
Обдумайте положения этой теории. Что вам представляется верным, а с чем
трудно согласиться? Если следовать логике автора, какие страны сегодня
образуют ядро системы; составляют полупериферию и периферию? Сохранилась ли
внешняя арена?
4 В знаменитом трактате "К вечному миру" И. Кант изложил условия
достижения надежного и справедливого мира: при заключении мирного договора
нельзя сохранять возможность новой войны; ни одно самостоятельное
государство не может быть приобретено другими государствами путем
наследования, обмена, купли или дарения; постоянные армии должны со временем
исчезнуть; ни одно государство не должно насильственно вмешиваться в
политическое устройство другого государства. Актуальны ли эти требования
сегодня? Свой ответ обоснуйте.
5 Развивающиеся страны с наименьшим национальным доходом на душу
населения в 1972 г. тратили на военные расходы 17,2%, на образование
-- 12,7%, на здравоохранение-- 4,6%. К 1983 г. доля военных расходов в них
повысилась до 19,5%, а доля расходов на образование сократилась до 4,7%, на
здравоохранение -- до 2,7%. Прокомментируйте эти данные.
6 Английский экономист Т. Мальтус утверждал, что население Земли растет
в геометрической прогрессии, а прирост продовольствия, за счет которого оно
может прокормиться, -- в арифметической прогрессии. Какие выводы следуют из
этого утверждения? Разделяете ли вы их?
7 Существуют две точки зрения на роль глобальных проблем в развитии
человечества. Одни утверждают, что разрешить их не удастся, а появление их
предвещает близкий крах современной цивилизации. Другие считают, что люди
найдут приемлемые средства решения глобальных проблем, а сам совместный
поиск оказывает интегрирую-

    131

щее воздействие на человечество, сближает народы, способствует
становлению единой цивилизации. Какова ваша точка зрения?

    О ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРА ВСЕРЬЕЗ И НЕ ОЧЕНЬ

"Если бы у нас был один Бог, единая валюта и монеты высокой пробы, все
было бы хорошо". Г. АГРИКОЛА (1494--1555), немецкий ученый.
"Кредиторы отличаются лучшей памятью,
чем должники".
Б. ФРАНКЛИН (1706--1790), американский
ученый.
"Денежка без ног, а весь свет обойдет".
Русская пословица.
I2 Научно-технический
прогресс
Какие изменения в нашей жизни вызовет техника XXI в.? Чем грозит
обществу разрушение природной среды? Научно-технический прогресс -- благо
или зло?
Производительность труда, количество и качество производимой продукции,
уровень жизни населения зависят от состояния производительных сил общества.
В современных условиях происходят их качественные изменения под воздействием
научно-технической революции, которая имеет глобальный характер.

    НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Само название происходящего процесса говорит о том, что речь идет не о
постепенных, плавных изменениях, а о "скачке", о быстром переходе от одного
качественного состояния к другому. Иными словами, научно-технический
прогресс, прежде осуществлявшийся сравнительно медленно, в наше время
заметно ускорился. Так, персональные компьютеры появились в конце 70-х гг.,
а в 1989 г. в США их было уже 30 млн. Всего 132
лишь десять лет понадобилось для массового распространения и
использования этой новой "умной машины".
Далее, название рассматриваемой революции показывает, что она
охватывает не только область техники, но и науки. С середины 50-х годов XX
в. техника начинает развиваться под решающим воздействием научных знаний.
Наука становится постоянным источником новых идей, указывающих пути развития
материального производства. Она превращается в непосредственную
производительную силу. Открытия в области атомной и молекулярной структуры
вещества создали предпосылки для производства новых материалов; успехи химии
позволили создать вещества с заданными свойствами; изучение электрических
явлений в твердых телах и газах послужило основой возникновения электроники;
исследование структуры атомного ядра открыло путь к использованию атомной
энергии; благодаря развитию математики были созданы средства автоматизации
производства и управления.
Итак, научно-техническая революция -- это скачок в развитии
производительных сил общества, переход их в качественно новое состояние на
основе коренных сдвигов в системе научных знаний.
На первом этапе развития научно-технической революции (НТР), т. е. в
60--70-е годы XX в., важнейшей ее чертой стала автоматизация
производственных процессов: появилось еще одно звено в машине,
осуществляющее непосредственный контроль за ее работой. Роботы, станки с
программным управлением, гибкие производственные линии характеризуют
качественные сдвиги в технике, в орудиях производства.
С конца 70-х годов XX в. в развитии НТР появились качественно новые
черты, связанные с успехами микроэлектроники. Этот новый этап получил
название компьютерной (микропроцессорной или информационной) революции.
Первый микропроцессор, созданный в США в 1971 г., имел размер спичечного
коробка, а по вычислительной мощности был равен одной из первых ЭВМ,
весивших десятки тонн. Через три десятилетия микрокомпьютер умещался в
футляре с четверть спичечного коробка, но был в 40 раз мощнее первых
ламповых компьютеров, в 17 тыс. раз легче, в 2,8 тыс. раз менее энергоемок,
в 10 тыс. раз дешевле их.
В автоматизированной системе машин появившееся теперь (наряду с
двигателем, передаточным механизмом и рабочей машиной) основанное на ЭВМ
управляющее и контролирующее устройство освобождает человека от контакта не
только с рабочими орудиями (инструментами), но и с самой рабочей машиной.

    133

Параметры действия этих систем могут выйти за пределы не только
физических, но и умственных возможностей человека. Например, им свойственна
не только недоступная руке человека скорость движения, но и непосильная для
человеческого мозга скорость переработки информации.
Производство роботов (автоматически управляемых машин), которые могут
передвигаться и выполнять действия, связанные с манипуляцией, началось в
60-х годах. В 1977 г. в США их было 200, в конце века -- уже многие десятки
тысяч. А ведь робот -- это первая в истории машина, которая заменила не
только человеческие руки, но и некоторые функции человеческого интеллекта.
В настоящее время имеется более 200 тыс. вариантов применения
микропроцессоров. Появилась возможность перехода от отдельных "островков
автоматизации" к комплексной автоматизации целых технологических процессов,
базирующихся на группе взаимосвязанных машин, оборудования и приборов.
Наряду с техникой революционные изменения происходят и в технологии, т.
е. в способах воздействия на сырье и материалы. Ученые сделали вывод, что
решающую роль в производстве стали играть информационно-интенсивные
технологии и новое технологическое мышление, ведущие к тому, что происходит
не просто замена прежних машин более современными, а изменение принципов
производства.
Продукция ремесленного производства включала два компонента: затраты на
сырье и ручной труд, т. е. технология характеризовалась материалоемкостью и
трудоемкостью. Промышленная революция внесла два новых компонента:
капиталоемкость и энергоемкость. НТР дополнила их наукоемкостью. Большие
расходы на научные исследования в массовом производстве стремительно
снижаются в расчете на единицу продукции.
Новые технологические процессы осуществляются зачастую на молекулярном,
атомном и субатомном уровнях. Так, метод диффузионной сварки обеспечивает
высококачественные соединения керамики с магнитным сплавом, серебра с
нержавеющей сталью, стали с алюминием и т. д. Оказалось, что можно соединить
более,750 пар металлов, неметаллов и сплавов, которые не удавалось)
соединить другими способами. Свариваемые компоненты связываются на уровне
атомов. В результате стало возможным изготавливать изделия сложной
конфигурации. Диффузная технология |весьма экономична.
Одним из наиболее перспективных направлений является биотехнология --
использование биологических процессов в про-134 I
изводственных целях. По значению она сопоставима с электроникой. С
помощью биотехнологии уже производятся в больших количествах кормовой белок,
различные медикаменты. На базе молекулярной биологии появилась генная
инженерия, которая путем пересадки чужих генов в клетку позволяет выводить
новые виды организмов животных и растений с запланированными качествами.
Разработаны и внедрены в производство мембранная, лазерная, плазменная и
другие технологии, качественно изменяющие производственные процессы.
Наряду с техникой и технологией качественно меняется и предмет труда --
материалы, которые подвергаются обработке в процессе производства. Эти
изменения связаны прежде всего с достижениями физики и химии. Создание новых
конструкционных материалов вызвано потребностями современных технологий,
нуждающихся в магнитных, керамических, оптических материалах, а также
дефицитом минерального сырья. Созданные в наше время пластмассы и
синтетические волокна применяются в автомобильной, судостроительной,
аэрокосмической промышленности, в строительстве и сельском хозяйстве.
(Замена стальных труб упроченными пластмассами позволила нефтяной
промышленности США сэкономить 2 млрд долларов в год за счет ликвидации
потерь от коррозии металла.) Благодаря сверхтонким химическим покрытиям
удалось усовершенствовать различные детали электронных приборов;
предполагается, что эти покрытия будут использоваться в химической и пищевой
промышленности.
НТР радикально меняет положение человека (субъекта труда) в системе
производства: он выводится за пределы непосредственного процесса создания
готового продукта, становится рядом с ним и выступает по отношению к нему в
роли контролера, наладчика, регулировщика. Еще раньше человек передал машине
сначала исполнительную функцию (воздействие с помощью инструмента на предмет
труда), а затем и двигательную, энергетическую. Теперь вместе с сокращением
непосредственного участия человека в производстве происходит расширение
опосредованных видов труда, связанных с выполнением контрольно-управляющих и
логических функций все более высокого уровня, с принятием ответственных
решений.
НТР вызывает глубокие изменения не только в материальном производстве,
но и в других сферах жизни: это резкое возрастание автомобильных перевозок,
увеличение скоростей железнодорожного транспорта и модернизация авиационного
транспорта. Оптическое волокно и световолновая техника, а также достижения
космической техники (спутники) революционизиру-

    135

ют средства связи. Вторжение микроэлектроники вызывает коренные
перемены в кредитно-финансовой сфере, торговле, здравоохранении. Изобретение
фотонабора революционизировало газетное дело: с помощью видеоэкрана,
соединенного с компьютером, подготовленный для публикации материал
отправляется в печатную машину простым нажатием кнопки. Микроэлектроника
активно входит в быт. Видеомагнитофоны и видеокамеры, цифровые
видеопроигрыватели, радиотелефоны и видеокассеты, видеодиски, кабельное
телевидение интенсивно меняют быт людей.
Домашние персональные компьютеры управляют бытовыми приборами, помогают
образованию, применяются при надомных формах труда. В 1980 г. в США было
произведено 371 тыс. персональных компьютеров, а в 1985 г.-- 6,6 млн. Их
выпуск превысил количество производимых кухонных комбайнов и бытовых
кондиционеров. Новая домашняя техника используется как в производственных
целях, так и для образования и досуга.
Начавшийся технологический переворот должен привести в XXI веке к
новой, научно-технологической цивилизации.
Очередной революционный прорыв произошел в конце XX в. в связи с
формированием глобальной сети "Интернет". Информация в недалекой перспективе
станет достоянием большинства жителей планеты. На рубеже XXI в. началась
разработка квантовых компьютеров, мощь которых на фоне нынешних, как мощь
ядерной энергии против огня.
Специалисты прогнозируют наступление нового этапа НТР, который связан с
развитием биотехнологии и достижениями таких наук, как генетика, биология,
биохимия, физиология животных и растений, экология. А в перспективе --
следующий этап, когда произойдут новые открытия в области физиологии
человека, психологии, педагогики, т. е. в познании самого человека.

    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НТР

Научно-техническая революция обусловила переход на преимущественно
интенсивный путь развития производства, когда основным фактором
экономического роста становится уменьшение числа занятых в производстве и
количества используемого сырья и энергии. Благодаря научно-техническому
прогрессу удается сберечь труд и материалы, повышая при этом
производительность труда и качество продукции.

    136

Ослабление зависимости производителя от поставщика энергии и сырья
позволило отказаться от территориальной привязки предприятий, выпускающих
готовую продукцию, к непосредственным источникам сырья.
Резко возросли капиталовложения в отрасли, определяющие
научно-технический прогресс, и наукоемкие производства. Эти отрасли
ориентированы на выпуск новой, технически сложной продукции. Так, в Японии
электронная техника совершенствуется под девизом: производить "легче,
тоньше, короче и меньшего размера".
Существенно ускорились темпы замены производимой продукции,
оборудования, технологии. Значительно возросла ценность научных
исследований.
Вся сфера экономических отношений стала более сложной и гибкой.
Появились комплексные научно-производственные объединения и другие
интегральные организации, объединяющие науку, производство, образование,
сферу обслуживания. Новая технология укрепила жизнеспособность мелких и
средних предприятий, особенно тех, которые прямо или косвенно связаны с
новыми отраслями производства.
Быстрое развитие характерно и для сферы производственных и бытовых
услуг -- транспорта, связи, энергетики, информационного обслуживания.
Под влиянием НТР меняется облик рабочего класса: во-первых, происходят
изменения в его отраслевой и профессиональной структуре и, во-вторых,
наблюдается общий рост квалификации рабочего класса. В самом деле, в
настоящее время возрастает доля занятых в новейших отраслях, определяющих
научно-технический прогресс (электронной, аэрокосмической,
машиностроительной); появляется множество новых профессий -- операторы,
наладчики автоматических станков и линий и т. д.; сокращаются многие старые
профессии -- горняков, текстильщиков и др.
Одновременно происходит общий рост квалификации рабочего класса. С
рабочими крупных предприятий смыкаются значительные категории
инженерно-технических кадров. Например, коллектив сталелитейщиков,
обслуживающих один из агрегатов на современном западногерманском
металлургическом предприятии, состоит из 150 человек: 25 из них -- рабочие,
управляющие процессами у пульта; примерно столь же -- наладчики
оборудования; свыше 25 человек -- инженеры, остальные -- техники,
программисты, специалисты по информатике, мастера. Прибыль предприятия
является в данном случае результатом труда всех названных работников.

    137

На автоматизированном предприятии продукт производится "совокупным
рабочим" -- не только теми работниками, которые непосредственно обслуживают
автоматику, но и теми, кто разрабатывал принципы автоматизации, проектировал
машины, изготовил их, а также теми, кто поставил необходимую энергию, сырье
и т. д. Низовая инженерно-техническая интеллигенция, конторские служащие
сближаются с рабочим классом и сегодня являются его частью.
К работникам промышленности примыкают работники непроизводственных
отраслей (торговли, финансов, сферы услуг).
НТР вызывает коренные сдвиги в организации производства и труда, в
системе управления производством. Анализ первичной информации и принятие
решений начинают осуществляться исключительно с помощью ЭВМ.

    НТР И ПРИРОДНАЯ СРЕДА

Рост масштабов хозяйственной деятельности человека, бурное развитие
научно-технической революции усилили отрицательное воздействие человека на
природу, привели к нарушению экологического равновесия на планете,
следствием которого является экологический кризис.
В сфере материального производства возросло потребление природных
ресурсов. За 40 лет после Второй мировой войны было использовано столько
минерального сырья, сколько за всю предыдущую историю человечества. Но
запасы угля, нефти, газа, железа, меди и других важных для людей богатств
природы невозобновимы и, как рассчитали ученые, будут исчерпаны через
несколько десятилетий.
Даже лесные ресурсы, которые, казалось бы, постоянно возобновляются, на
деле быстро убывают. Вырубка леса в мировом масштабе в 18 раз превышает его
прирост. Площадь лесов, дающих Земле кислород, уменьшается с каждым годом.
Деградирует жизненно важный для людей плодородный слой почвы, и это
происходит повсюду на Земле. Как выяснилось, Земля накапливает один
сантиметр чернозема за 300 лет, а погибает один сантиметр почвы за 3 года.
Не меньшую опасность, чем безудержная эксплуатация ресурсов Земли,
представляет собой возросшее за последние десятилетия загрязнение планеты --
и Мирового океана, и атмосферного воздуха. Мировой океан постоянно
загрязняется в основном из-за расширения добычи нефти на морских промыслах.
Огромные нефтяные пятна губительны для жизни океана. В океан

    138

сбрасываются также миллионы тонн фосфора, свинца, радиоактивных
отходов. Только США сбрасывают в океан до 50 млн т отходов. На каждый
квадратный километр океанской воды сейчас приходится 17 т различных отбросов
с суши. А мертвый океан, считают ученые,-- это мертвая планета.
Самой уязвимой частью природы стала пресная вода. Сточные воды,
пестициды, удобрения, дезинфекционные средства, ртуть, мышьяк, свинец, цинк
в огромных количествах попадают в реки и озера. В республиках СНГ ежегодно
сбрасываются в реки, озера, водохранилища и моря неочищенные сточные воды,
содержащие десятки миллионов тонн вредных веществ. Не лучше положение и в
других странах мира. Сильно загрязнены Дунай, Волга, Миссисипи, Великие
американские озера. По заключению специалистов, в некоторых районах Земли
80% всех болезней вызваны недоброкачественной водой, которую вынуждены
потреблять люди.
Известно, что без пищи человек может жить пять недель, без воды -- пять
дней, без воздуха -- пять минут. Между тем загрязнение атмосферного воздуха
давно превзошло допустимые пределы. Запыленность, содержание углекислоты в
атмосфере ряда крупных городов возросли в десятки раз по сравнению с началом
XX в. 115 млн легковых автомобилей в США поглощают кислорода в 2 раза
больше, чем создается его на территории этой страны всеми естественными
источниками. Общий выброс вредных веществ в атмосферу (промышленностью,
энергетикой, транспортом и т. п.) в США составляет около 150 млнт в год, в
СНГ -- более 100 млн т. В 102 городах СНГ с населением более 50 тыс. человек
концентрация вредных для здоровья веществ в воздухе превышает медицинские
нормы в 10 раз, а в некоторых -- еще больше. Кислотные дожди, содержащие
двуокись серы и окись азота, которые появляются в процессе функционирования
тепловых электростанций и заводов ФРГ и Великобритании, выпадают в
Скандинавских странах и несут гибель озерам и лесам. Территория СНГ получает
с кислотными дождями, пришедшими с Запада, в 9 раз больше вредных веществ,
чем их переносится в обратном направлении. Авария на Чернобыльской АЭС
показала экологическую угрозу, создаваемую авариями на атомных
электростанциях, которые существуют в 26 странах мира. Серьезной проблемой
стал бытовой мусор: твердые отбросы, полиэтиленовые пакеты, синтетические
моющие средства и т. п.
Исчезает вокруг городов напоенный ароматом растений чистый воздух, реки
превращаются в сточные канавы. Груды консервных банок, битого стекла и иного
мусора, свалки вдоль до-

    139

рог, захламленные территории, искалеченная природа -- таков итог
длительного господства индустриального мира.
16--18% территории России составляют регионы, где экологический риск
для здоровья в 10--100 раз превышает нормы, установленные для большинства
стран.

    НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА

Каков же выход из создавшегося положения? Прежде чем ответить на этот
вопрос, давайте подумаем: сам ли по себе научно-технический прогресс
вызывает разрушение природной среды, или его негативное воздействие
обусловлено способами использования достижений науки и техники,
общественными порядками? Исторический опыт показал, что разрушительные
воздействия на природу оказывала хозяйственная деятельность, движимая лишь
частным интересом. Опыт показал также, что общество в состоянии ограничить
негативное влияние частных интересов, оно может находить разумные способы
регулирования отношений производства и природы.
Среди части ученых и представителей общественности экологическая угроза

1 Можно ли согласиться с утверждением: сейчас мы становимся членамиодного общества, находящегося на грани гибели? Свою позицию аргументируйте. 2 В середине 90-х годов центральные офисы 90 из 200 ведущихтранснациональных корпораций находились в США, на их долю приходиласьполовина всех продаж. Прокомментируйте эти данные. 3 Американский философ Э. Валлерстайн разработал теорию мировойсистемы. Эта система, которая начала формироваться еще в XVI в., включаетядро (индустриальные страны Запада), полупериферию (к ним Валлерстайн отнес государства на юге Европы, такие, как Испания), периферию (страныВосточной Европы) и внешнюю арену (государства Азии и Африки, вовлеченные вмировое хозяйство лишь как сырьевые придатки). При этом философ утверждал,что страны, входящие в ядро, так организуют мировую экономическую систему,чтобы она прежде всего отвечала их интересам. Обдумайте положения этой теории. Что вам представляется верным, а с чемтрудно согласиться? Если следовать логике автора, какие страны сегодняобразуют ядро системы; составляют полупериферию и периферию? Сохранилась ливнешняя арена? 4 В знаменитом трактате "К вечному миру" И. Кант изложил условиядостижения надежного и справедливого мира: при заключении мирного договоранельзя сохранять возможность новой войны; ни одно самостоятельноегосударство не может быть приобретено другими государствами путемнаследования, обмена, купли или дарения; постоянные армии должны со временемисчезнуть; ни одно государство не должно насильственно вмешиваться вполитическое устройство другого государства. Актуальны ли эти требованиясегодня? Свой ответ обоснуйте. 5 Развивающиеся страны с наименьшим национальным доходом на душунаселения в 1972 г. тратили на военные расходы 17,2%, на образование-- 12,7%, на здравоохранение-- 4,6%. К 1983 г. доля военных расходов в нихповысилась до 19,5%, а доля расходов на образование сократилась до 4,7%, наздравоохранение -- до 2,7%. Прокомментируйте эти данные. 6 Английский экономист Т. Мальтус утверждал, что население Земли растетв геометрической прогрессии, а прирост продовольствия, за счет которого ономожет прокормиться, -- в арифметической прогрессии. Какие выводы следуют изэтого утверждения? Разделяете ли вы их? 7 Существуют две точки зрения на роль глобальных проблем в развитиичеловечества. Одни утверждают, что разрешить их не удастся, а появление ихпредвещает близкий крах современной цивилизации. Другие считают, что людинайдут приемлемые средства решения глобальных проблем, а сам совместныйпоиск оказывает интегрирую- щее воздействие на человечество, сближает народы, способствуетстановлению единой цивилизации. Какова ваша точка зрения?

Подробное решение параграф § 3 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития?

Многообразие путей и форм общественного развития объясняется тем, что с развитием общества появляются новые пути и формы общественного развития. Первобытная эпоха сменилась государством. На смену феодальной раздробленности во многих странах пришли централизованные монархии. В ряде стран произошли буржуазные революции. Все колониальные империи рухнули, и на их месте возникли десятки независимых государств. Многовариантность путей и форм общественного развития не беспредельна. Она включена в рамки определённых тенденций исторического развития.

2. Что такое процесс глобализации?

Глобализация - процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции (процесс объединения частей в целое) и унификации (приведение к единообразной системе или форм).

Глобализация представляет собой процесс изменения структуры мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, включения в мировой рынок и тесное переплетение экономик на основе транснационализации и регионализации. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики - геоэкономики и её инфраструктуры, разрушение национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков. Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем. Глобализация сближает государства, заставляет их в большей степени учитывать интересы друг друга, предостерегает от крайних действий в политике и экономике (в противном случае международное сообщество может использовать различного рода санкции: ограничить торговлю, прекратить международную помощь, заморозить предоставление займа и т.п.).

3. Каковы проявления глобализации в экономической сфере? Что ей способствует?

Сотрудничество между национальными хозяйствами разных стран, сближение рынков каждой из отдельных стран с целью образования единого рынка, ликвидация барьера в движении товаров, услуг, капитала, рабочей силы между странами.

4. В чём выражается противоречивость процесса глобализации?

Противоречивость процесса глобализации заключается в невозможности государства регулировать экономику на национальном уровне в отрыве от мировых хозяйственных процессов.

5. Каковы основные глобальные проблемы современности? Чем вызвано их появление?

К основным глобальным проблемам современности относятся:

Сырьевая (вырубка лесов, нехватка воды, исчерпание ресурсов нефти и т.д.) т.к. ресурсы Земли исчерпаемы;

Экологическая (загрязнение воды, воздуха, озоновые дыры);

Проблемы войны (наличие атомного оружия у некоторых стран);

Проблема Север-Юг: богатый Север, бедный Юг;

Болезни (СПИД, ВИЧ, рак, зависимость, грипп);

Терроризм;

Население (в Китае и Индии перенаселение, а в Европе и в России демографический кризис).

6. Какие точки зрения по вопросу о прогрессе высказывались философами в прошлом и в наше время?

Существует множество точек зрения философов по вопросу о прогрессе в прошлои в наше время: древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н.э.) писал о главных стадиях в развитии человечества. Первой стадией был золотой век, когда люди жили легко и беспечно, второй - серебряный век, когда началось падение морали и благочестия. Так, опускаясь всё ниже, люди оказались в железном веке, когда повсюду царили зло, насилие, попиралась справедливость. Подумайте, каким видел Гесиод путь человечества: прогрессивным или регрессивным.

В отличие от Гесиода древнегреческие философы Платон (ок. 427-347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.) рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.

С достижениями науки, техники, культуры, оживлением общественной жизни в эпоху Нового времени связано развитие идеи исторического прогресса. Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул французский философ А. Р. Тюрго (1727 - 1781). Его современник, французский философ-просветитель Ж. А. Кондорсе (1743 - 1794), считал, что история представляет собой картину беспрерывных изменений, прогресса человеческого разума. Он писал: «Наблюдение этой исторической картины показывает в видоизменениях человеческого рода, в беспрерывном его обновлении, в бесконечности веков путь, по которому он следовал, шаги, которые он сделал, стремясь к истине или счастью. Наблюдения над тем, чем человек был, и над тем, чем он стал в настоящее время, помогут нам найти средства обеспечить и ускорить новые успехи, на которые его природа позволяет ему надеяться».

Итак, Кондорсе видит исторический процесс как путь социального прогресса, в центре которого - восходящее развитие человеческого разума. Немецкий философ Г. Гегель (1770 - 1831) считал прогресс не только принципом разума, но и принципом мировых событий. Эту веру в прогресс воспринял и другой немецкий философ - К. Маркс (1818 - 1883), считавший, что человечество идёт ко всё большему овладению природой, развитию производства и самого человека.

XIX и XX века ознаменовались бурными событиями, которые дали новую информацию к размышлению о прогрессе и регрессе в жизни общества. В XX в. появились социологические теории, авторы которых отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, характерного для идей прогресса. Вместо них предлагаются теории циклического круговорота, пессимистические идеи «конца истории», глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф.

Вспомним факты из истории XIX - XX вв.: за революциями нередко следовали контрреволюции, за реформами - контрреформы, за коренными переменами в политическом устройстве - реставрация старых порядков.

7. В чём заключается противоречивый характер прогресса?

Противоречивый характер «прогресса» заключается в том, что в мире все страны, каждая по-своему понимает «прогресс». Меняется мир и меняются мировые ценности, многое из того, что казалось благом, становилось если не злом, то проблемой: сегодня уже вряд ли кто-то будет претендовать на «свою порцию радия». Для некоторых «прогресс» - это наличие экономических благ, для других – достижение политической стабильности.

8. Какие критерии прогресса предлагались мыслителями различных эпох? В чём их плюсы и минусы?

Немецкий философ Ф. В. Шеллинг (1775-1854) писал, что решение вопроса об историческом прогрессе осложнено тем, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества полностью запутались в спорах о критериях прогресса. Одни рассуждают о прогрессе человечества в области морали, другие - о прогрессе науки и техники, который, как писал Шеллинг, с исторической точки зрения является скорее регрессом. Шеллинг предлагал своё решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству.

Вопрос о критериях прогресса занимал многие великие умы Нового времени, но решение так и не было найдено. Недостатком попыток решить эту задачу было то, что во всех случаях в качестве критерия рассматривалась лишь одна линия (или одна сторона, или одна сфера) общественного развития. И разум, и мораль, и наука, и техника, и правовой порядок, и сознание свободы - всё это показатели очень важные, но не универсальные, не охватывающие жизнь человека и общества в целом.

В наше время философы также придерживаются разных взглядов на критерии общественного прогресса. Рассмотрим некоторые из них.

Одна из существующих ныне точек зрения состоит в том, что высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Эта позиция аргументируется тем, что направленность исторического процесса обусловлена ростом и совершенствованием производительных сил общества, включающих средства труда, степень овладения человеком силами природы, возможности их использования в качестве основы жизнедеятельности человека.

Человек здесь рассматривается как главное в производительных силах, поэтому их развитие понимается с этой точки зрения и как развитие богатства человеческой природы.

Однако данная позиция подвергается критике. Как нельзя найти всеобщий критерий прогресса только в общественном сознании (в развитии разума, морали, сознании свободы), так нельзя найти его лишь в сфере материального производства (техники, экономических отношений). История знает примеры стран, где высокий уровень материального производства сочетался с деградацией духовной культуры. Чтобы преодолеть односторонность критериев, необходимо найти понятие, которое характеризовало бы сущность жизни и деятельности человека. В этом качестве философами предлагается понятие «свобода».

Согласно точке зрения этих учёных, критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств - интеллектуальных, творческих, нравственных. Это утверждение подводит нас к рассмотрению ещё одной точки зрения на социальный прогресс.

Человечность, признание человека высшей ценностью выражаются понятием «гуманизм». Из сказанного выше можно сделать вывод об универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.

Теперь, когда мы изложили различные взгляды на критерии исторического прогресса, подумайте, какая точка зрения даёт вам более надёжный способ оценивать изменения, происходящие в обществе.

9. Почему гуманистический критерий прогресса можно считать комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев?

Человечность, признание человека высшей ценностью выражаются понятием «гуманизм», поэтому гуманистический критерий прогресса можно считать комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев. Универсальность заключается в том, что прогрессивным является то, что способствует возвышению гуманизма.

Как мы видели, нельзя ограничиться характеристикой человека лишь как деятельного существа. Он также существо разумное и общественное. Только с учётом этого мы можем говорить о человеческом в человеке, о человечности. Но развитие человеческих качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, его запросы в духовной области, чем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека становятся самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных сил человека, его моральных устоев, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку качеств. Короче говоря, чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.

ЗАДАНИЯ

1. Учёные отмечают, что в высокоразвитых странах на первый план выходят биотехнологии, нанотехнологии, робототехника, новое природопользование, масштабные системы виртуальной реальности. Подумайте, как изменится общество с учётом этих позиций.

Промышленное производство, экономика будут базироваться на открытиях в биотехнологиях, нанотехнологиях, в области новых материалов, информационно-коммуникационных, когнитивных, мембранных, квантовых технологиях, фотонике, микромеханике, робототехнике, генной инженерии, технологиях виртуальной реальности, термоядерной энергетике.

Синтез достижений на этих направлениях может привести к созданию, например, искусственного интеллекта, других новаций, которые смогут обеспечить выход на принципиально новый уровень в системах управления государством, вооруженными силами, экономикой и обществом в целом.

2. Американский философ Э. Валлерстайн разработал теорию мировой системы. Эта система, которая начала формироваться ещё в XVI в., включает ядро (индустриальные страны Запада), полупериферию (к ним Валлерстайн отнёс государства на юге Европы, такие, как Испания), периферию (страны Восточной Европы) и внешнюю арену (государства Азии и Африки, вовлечённые в мировое хозяйство лишь как сырьевые придатки). При этом философ утверждал, что страны, входящие в ядро, так организуют мировую экономическую систему, чтобы она прежде всего отвечала их интересам.

Обдумайте положения этой теории. Что вам представляется верным, а с чем трудно согласиться? Если следовать логике автора, какие страны сегодня образуют ядро системы, составляют полупериферию и периферию? Сохранилась ли внешняя арена?

Теория сформулирована правильно и остаётся актуальной в наши дни, когда страны, которые входят в ядро мировой экономической системы диктуют правила игры для всех остальных стран таким образом, чтобы экономика отвечала их интересам. В современном обществе немного изменился список государств, которые оставляют периферию и полупериферию. Периферию составляют страны Африки. Африка мало вовлечена в мировое хозяйство, с этим можно согласиться. К числу периферийных стран можно отнести Англию, Францию. Ядро системы образуют – Китай, Япония, США.

3. Попытайтесь с позиций универсального критерия прогресса оценить реформы 1860 -1870-х гг. в России.

Реформы 1860 - 1870-х гг. в России, проводимые Александром II были действительно направлены на прогресс. Крестьянская реформа, проводившаяся в рамках, данных реформ положила начало отмене многовекового крепостного права в России. Судебная реформа 1864 г. ввела суд присяжных, гласность, открытость и состязательность судебного процесса. Земская реформа, ввела земские управы и собрания. Военная реформа сократила срок службы. Все данные реформы были направлены на прогресс в экономическом, социальном и политическом планах.

4. Отечественный философ М. Мамардашвили писал: «Конечный смысл мироздания или конечный смысл истории является частью человеческого предназначения. А человеческое предназначение, следующее: исполниться в качестве Человека. Стать Человеком». Каким образом эта мысль философа связана с идеей прогресса?

Чтобы достичь вершины мироздания, а также постигнуть истину, человек должен все время совершенствоваться, искать свое предназначение и смысл своей жизни, что означает стать полноценным человеком, раскрыть в себе невиданные таланты. В погоне за совершенством человек изучает, наблюдает, изобретает. В этом и заключается идея прогресса.

Похожие публикации