Энциклопедия пожаробезопасности

Пожарная сигнализация на бозе "болид". Звуковые сигналы при движении поездов

102. Сигналы тревоги подаются гудками, свистками локомотивов, моторвагонных поездов, специального самоходного железнодорожного подвижного состава, сиренами, духовыми рожками, воинскими сигнальными трубами, ударами в подвешенные металлические предметы.
Звуки, обозначенные в схеме звуковых сигналов, в случае подачи их ударами воспроизводятся:
длинные — часто следующими один за другим ударами;
короткие — редкими ударами по числу необходимых коротких звуков.

103. Сигнал «Общая тревога» подается группами из одного длинного и трех коротких звуков в следующих случаях:
при обнаружении на железнодорожном пути неисправности, угрожающей безопасности движения;
при остановке поезда в снежном заносе, крушении поезда и в других случаях, когда требуется помощь.
Сигнал подается при необходимости каждым работником железной дороги.

104. Сигнал «Пожарная тревога» подается группами из одного длинного и двух коротких звуков.
Сигнал подается при необходимости каждым работником железнодорожного транспорта.

105. Сигнал «Воздушная тревога» подается протяжным звучанием сирен, а также рядом коротких звуков непрерывно в течение 2 — 3 минут.
На железнодорожных станциях и в других организациях железнодорожного транспорта, расположенных в городах, сигнал воздушной тревоги, поданный в городе сиренами или переданный по радиотрансляционной сети, немедленно повторяется сиренами, а также свистками локомотивов, моторвагонных поездов, специальным самоходным железнодорожным подвижным составом и гудками.
На железнодорожных станциях и в других организациях железнодорожного транспорта, расположенных вне городов, сигнал воздушной тревоги подается этими же средствами по распоряжению уполномоченных работников владельца инфраструктуры, владельца железнодорожных путей необщего пользования.
На перегонах сигнал воздушной тревоги подается свистками локомотивов, моторвагонных поездов, специального самоходного железнодорожного подвижного состава:
в воинских поездах — по распоряжению наблюдателя, выделяемого из личного состава перевозимой воинской части;
в других поездах — машинистом локомотива, ведущего поезд.
При наличии железнодорожной радиотрансляционной сети (в поездах, на железнодорожных станциях и в других организациях железнодорожного транспорта) оповещение о подаче сигнала воздушной тревоги производится также через эту сеть.

106. Сигнал «Радиационная опасность» или «Химическая тревога» подается в течение 2 — 3 минут:
на перегонах — свистками локомотивов, моторвагонных поездов, специального самоходного железнодорожного подвижного состава группами из одного длинного и одного короткого звуков;
на железнодорожных станциях и в других организациях железнодорожного транспорта — частыми ударами в подвешенные металлические предметы.
Сигнал «Радиационная опасность» или «Химическая тревога» на железнодорожных станциях и в других организациях железнодорожного транспорта подается по распоряжению уполномоченных работников владельца инфраструктуры, владельца железнодорожных путей необщего пользования, а на перегонах — машинистом ведущего локомотива, моторвагонного поезда, специального самоходного железнодорожного подвижного состава.
При наличии железнодорожной радиотрансляционной сети оповещение о радиоактивной или химической опасности производится также через эту сеть передачей текста указанных сигналов.

107. Об окончании воздушной тревоги, а также миновании угрозы поражения радиоактивными или отравляющими веществами работники железнодорожного транспорта и пассажиры оповещаются:
1) на железнодорожных станциях и в других организациях железнодорожного транспорта — по указанию уполномоченных работников владельца инфраструктуры, владельца железнодорожных путей необщего пользования через радиотрансляционную сеть и другие средства связи, включая и посыльных;
2) в пассажирских поездах — по указанию начальника (механика-бригадира) пассажирского поезда, передаваемому через работников, обслуживающих поезд, и по поездной радиотрансляционной сети;
3) в людских и воинских поездах — по указанию начальника эшелона средствами связи эшелона при получении извещения от дежурного по железнодорожной станции;
4) в грузопассажирских, почтово-багажных и грузовых поездах — дежурным по железнодорожной станции.

108. Для предупреждения локомотивных бригад и других работников, обслуживающих поезд, о следовании поезда на зараженный участок, а также для предотвращения входа людей на него без индивидуальных средств защиты (противогазов, защитных костюмов и др.) такой участок ограждается специальными указателями «Заражено» (рис. 203).

Указатели «Заражено» на железнодорожных станциях и перегонах устанавливаются на расстоянии не более 50 м от границ зараженного участка. Перегоны, кроме того, с обеих сторон зараженного участка с правой стороны по направлению движения на железнодорожных путях общего пользования на расстоянии 1200 м, а на железнодорожных путях необщего пользования на расстоянии «Т», от первых указателей «Заражено» ограждаются вторыми такими же указателями. Указатели «Заражено» устанавливаются на обочине земляного полотна или в междупутье.
Перед первым по ходу поезда указателем «Заражено» или перед местом, указанным в уведомлении, полученном от дежурного по железнодорожной станции, о наличии зараженного участка (независимо от того, огражден участок указателями или нет), машинист ведущего локомотива, моторвагонного поезда, специального самоходного железнодорожного подвижного состава обязан подать сигнал «Радиационная опасность» или «Химическая тревога» и проследовать зараженный участок с установленной скоростью.
Указатели «Заражено» ночью должны освещаться.

109. Сигнальные огни светофоров, фонарей, стрелочных указателей, поездных, ручных и других сигналов должны обеспечиваться светомаскировочными устройствами.

Инструкция по сигнализации на промышленном железнодорожном транспорте устанавливает систему звуковых сигналов для передачи приказов и указаний, относящихся к движению поездов и маневровой работе.

Сигналы служат для обеспечения безопасности движения, а также для четкой организации движения поездов и маневровой работы.

Сочетание звуков различной продолжительности

Звуковые сигналы поездов выражаются числом и сочетанием звуков различной продолжительности:

При маневрах применяются звуковые сигналы:
вперед : одним длинным звуком .
Разрешается локомотиву следовать управлением назад : двумя длинными звуками .
Звуковые сигналы при маневрах подаются ручным свистком или духовым рожком.
Сигналы при маневрах должны повторяться свистками локомотива, подтверждающими принятие их к исполнению.

Звуковые сигналы при движении поездов
Три коротких «Стой
Один длинный - «Отправиться поезду
Три длинных и один короткий - - - «Прибытие поезда на станцию не в полном составе

Следование двойной тягой :
Один короткий Требование к машинисту второго локомотива «уменьшить тягу
Два коротких Требование к машинисту второго локомотива «увеличить тягу
Два длинных и два коротких - - Требование «Опустить токоприемник.

Звуковые сигналы при движении поездов с подталкивающим локомотивом :
Два коротких Требование «начать подталкивание
- повторяет сигнал машинист подталкивающего
Один короткий, один длинный и один короткий - Требование «прекратить подталкивание, но не отставать от поезда
Четыре длинных - - - - Требование «прекратить подталкивание и возвратиться обратно
При следовании поезда двойной тягой с подталкивающим локомотивом машинист второго локомотива повторяет все сигналы вслед за подачей их с подталкивающего локомотива .

Оповестительный сигнал подается как один длинный свисток - в случаях:
приближения поезда к станциям (постам), переносным и ручным сигналам, требующим уменьшения скорости, сигнальным знакам "С", выемкам, кривым участкам пути, тоннелям;
при встрече поездов на перегонах: первый сигнал - при приближении к встречному поезду, второй – при подходе к хвостовой части;
при приближении к находящимся на пути людям и в других случаях, требующих оповещения о приближении поезда.

Сигнал бдительности подается одним коротким и одним длинным свистком локомотива
- и периодически повторяется:
при проследовании проходного светофора с красным огнем, а также с непонятным показанием или погасшим, после стоянки перед ним и при дальнейшем следовании по блок-участку;
при подходе к входному светофору с лунно-белым мигающим огнем пригласительного сигнала и во всех других случаях приема поезда на станцию при запрещающем показании или погасших основных огнях входного светофора;
при приеме поезда по неправильному пути (при отсутствии входного светофора по этому пути). Этот сигнал должен подаваться и при дальнейшем следовании по горловине станции;
при подходе к проходному светофору с красным огнем, имеющему условно-разрещающий сигнал, и дальнейшем следовании по блок-участку.

Сигналы тревоги подаются свистками локомотивов, сиренами, ударами в подвешенные металлические предметы.
Сигнал «Общая тревога подается группами из одного длинного и трех коротких звуков:
- - -
при обнаружении на пути неисправности, угрожающей безопасности движения;
при остановке поезда в снежном заносе, при разрыве поезда, крушении поезда и в других случаях, когда требуется помощь.

Сигнал «Пожарная тревога подается группами из одного длинного и двух коротких звуков:
- - -
Сигнал общей и пожарной тревоги подаются при необходимости каждым работником железнодорожного транспорта .

Значение звуковых сигналов днем и ночью одно и то же.

На каждом предприятии необходимо наличие систем пожарной безопасности, обеспечивающих комплексную защиту от возгораний, а также помогающих быстрому реагированию на пожар. Системы безопасности работают в течение всего дня, и при выявлении задымления либо повышения температуры специальные оповещатели издают специфический звук пожарной сигнализации, который слышен во всем здании, а зачастую и на прилегающей к объекту территории.

При проектировании системы безопасности от возгораний, датчики-сигнализаторы устанавливаются по всему зданию с расчетом на то, что сигнал «Пожарная тревога» можно будет услышать из любого помещения.

Принцип работы звуковых оповещателей

Пожарная сигнализация проектируется таким образом, что может начать работу только в случае автоматического включения сразу двух датчиков извещения. Такой принцип работы необходим для подтверждения возникновения опасности, так как в некоторых ситуациях может произойти сбой извещателя, что приводит к ложной тревоге, в результате которой может быть нарушен режим работы всего предприятия. Для избежания этого и применяется дублирующий датчик, который подтвердит сигнал от основного извещателя. В случае если данные с основного устройства не подтверждаются, система отправляет повторный запрос для корректировки работы устройства.

В зависимости от расположения помещений, в здании могут быть установлены несколько средств пожарной тревоги, которые будут способствовать более качественному извещению всех находящихся людей. Большинство сигнальных датчиков устанавливают под специальными колпаками, чтобы предохранить их от повреждений. Это дает возможность избежать несчастных случаев из-за некачественного оповещения об опасности сотрудников.

Пожарная сирена необходима для оповещения людей в случае пожара. Сирена в своем комплекте имеет следующие детали:

  • Статор;
  • Ротор;
  • Кронштейны и стойки;
  • Двигатель с электрическим приводом;
  • Устройства защиты от внешнего воздействия.
На фото - уличные сигнальные оповещатели

На что следует обратить внимание?

Для хорошей слышимости устройства во всех частях здания, звук аппарата должен составлять около 120 децибел. Более высокий уровень тревоги, издаваемый устройством, может привести к нарушениям слуха, а более низкий звук не будет слышен отчетливо.

Средняя длительность сигнала пожарной сирены составляет около 4 секунд, он постоянно повторяется. Звуковая система должна работать на протяжении всего времени, пока не будут эвакуированы все люди из здания.

Звук тревоги для слабослышащих людей должен сопровождаться световым проблесковым маячком, который позволит им вовремя среагировать на опасность.

В каждом здании желательно применение не только звуковых систем оповещения, но и световых, так как в помещениях со сложной планировкой человек, не являющийся сотрудником, может заблудиться и не найти выхода. Благодаря наличию световых указателей намного проще выйти из помещения, в котором произошел пожар. Специалисты из разных стран не могут прийти к общему решению, какие звуки должно издавать устройство оповещения, но они едины во мнении, что это должен быть резкий пронзительный сигнал.

На видео - учебная тревога:

удары в колокол как сигнал к сбору людей в случае пожара, тревоги

Альтернативные описания

Тревожный колокольный звон

Удары в колокол как сигнал к сбору людей в случае пожара, тревоги

Рассказ Л. Толстого

. "SOS!" с колокольни

. "Тревога" от звонаря

SOS от звонаря

Беспокойные удары в колокол

Бой в колокола

Бой колоколов

Большой медный барабан, возившийся на лошадях и использовавшийся для подачи сигнала общей тревоги в войска

Бухенвальдский...

В Древней Руси можно было увидеть перевозку на четырех лошадях войскового барабана огромных размеров, а как он назывался

Всполох, частый беспорядочный звон в большой колокол, сигнал тревоги при пожаре и т. д

Звон колоколов

Звон на пожар

Звон общественного звучания

Звон опасности

Колокол, который бьет тревогу

Колокольн. тревога

Колокольная "дробь"

Колокольная сирена

Колокольная тревога

Колокольный "SOS!"

Колокольный "атас"

Колокольный "переполох" при пожаре

Колокольный аналог пожарной сирены

Колокольный звон

Колокольный звон частыми ударами, сигнал тревоги

Колокольный звон, волнующий людей больше, чем падение рубля

Колокольный звон, означающий тревогу

Колокольный переполох

Колокольный сигнал о бедствии

М. взбуда, сполох, тревога; бой в барабан, в доску, звон в колокола, грохот в трещотку, для сбора народа, по случаю пожара либо иной общей опасности. Бить набат или в набат. Набатный, сполошный, к набату относящийся. Набатить арх. набачить, бить набат. Набатчик м. набатчица ж. кто набатит

Перезвон на случай тревоги

Пожарная сирена в исполнении колоколов

Предшественник пожарной сирены

Рассказ Л. Н. Толстого

Рассказ русского писателя Л. Андреева

Роман Л. Н. Толстого

Русский ударный музыкальный инструмент, вид литавры

Сигнал тревоги для оповещения о пожаре или другом каком-либо бедствии, подаваемый ударами колокола; перен. Усиленно обращать внимание общества на какую-либо опасность; поднимать тревогу

Сигнал тревоги с колокольни

Со времен Древней Руси - сигнал тревоги для сбора людей, частый беспорядочный звон в большой колокол, оповещавший о бедствии, общей опасности

Спешная работа на судне

Тревога с звонницы

Тревога с колоколов

Тревога с колокольни

Тревожное "избиение" колоколов

Тревожные удары в колокол

Тревожный звон

Тревожный звон колоколов

Тревожный колокольный звон

Тревожный перезвон

Тревожный сигнал

Удары в колокол

Удары в колокола

Устаревшее Большой величины барабан, в который били тревогу в войске

Церковный сигнал тревоги

Тревожные колокола

Колокольный сигнал о пожаре

Всполох, частый беспорядочный звон в большой колокол, сигнал тревоги при пожаре и т. д.

В Древней Руси можно было увидеть перевозку на четырех лошадях войскового барабана огромных размеров, а как он назывался?

. «SOS!» с колокольни

Тревожное «избиение» колоколов

Колокольный «переполох» при пожаре

. «тревога» от звонаря

Колокольный «SOS!»

Колокольный «атас»

Колокольная «дробь»

Колокольный аналог сирены

Средства обнаружения пожара. Действия в случае пожара

Средства обнаружения пожара

Первые устройства автоматической пожарной сигнализации появились в начале 19 века в Германии, Англии и Франции. Под потолком защищаемого помещения натягивали шнуры из горючих нитей с грузом на конце. При пожаре шнур перегорал, груз падал и включал пружинный привод колокола тревоги.


Устройство, предназначенное для подачи сигнала о пожаре, называется пожарным извещателем. Извещатели входят в систему электрической пожарной сигнализации, которая в зависимости от назначения системы выполняет следующие функции: обнаружения пожара, передачу сообщения о месте его возникновения и запуск, установок пожаротушения.


Пожарные извещатели делятся на ручные, кнопочные, автоматические. Ручные пожарные извещатели устанавливаются в легкодоступных местах.


Системы автоматической пожарной сигнализации предназначены для обнаружения пожара и сообщения о месте его возникновения. Некоторые системы пожарной сигнализации, кроме функций сигнализации, обеспечивают автоматический пуск в действие средств пожаротушения.


Каждая система электрической пожарной сигнализации состоит из извещателей, линий связи, приемной станции, источников питания и выносных звуковых сигналов.


В зависимости от того, какой фактор вызывает, срабатывание датчика, автоматические извещатели разделяются на следующие группы:

  1. тепловые, реагирующие на повышение температуры в защищаемом помещении;
  2. дымовые, реагирующие на появление дыма;
  3. световые, реагирующие на оптическое излучение открытого пламени;
  4. комбинированные, реагирующие на несколько факторов пожара.

Кроме того, существует охранно-пожарные извещатели, одновременно реагирующие на контролируемый признак пожара и проникновение нарушителя на охраняемый объект.


Приемные станции пожарной сигнализации предназначены для приема сигналов тревоги от пожарных извещателей и выдачи звуковой и световой сигнализации о поступающих сигналах тревоги. Станции устанавливаются в помещениях охраны, где постоянно находится дежурный, который и сообщает в пожарную охрану о случившемся пожаре.


При оборудовании системами автоматической пожарной сигнализации зданий и помещений учитывают их площадь, степень огнестойкости, ценность имеющихся в них материалов и оборудования, наличие систем автоматического пожаротушения, противопожарного водоснабжения и т.п.


Жилые здания высотой 10 этажей и более оборудуют АСП. Для этих здании чаще всего используют тепловые извещатели, которые устанавливают в прихожей каждой квартиры. Все извещатели одного типа соединяются последовательно в один луч (линию) и выводятся к приемному устройству пожарной сигнализации, которое размещается в электрощитовых помещениях, в шкафах рядом с главными распределительными щитами или в лифтовых холлах.


Кроме пожарной сигнализации для охраны объектов очень часто применяют системы охранно-пожарной сигнализации. Существует несколько типов таких систем.


Автономная система состоит из охранных датчиков и пожарных извещателей, приемно-контрольного прибора и выносной и звуковой и световой сигнализации. Охранные и пожарные извещатели включены в цепь сигнализации приемно-контрольного прибора последовательно, поэтому при срабатывании любого из них возникает сигнал тревоги. Кроме того, приборы звуковой и световой сигнализации выведены за пределы защищаемого помещения, чтобы любой человек мог вызвать милицию или пожарную охрану, Однако автономная система сигнализации сравнительно малоэффективна, так как происходит большая задержка во времени при передаче сигнала в пожарную охрану.


Более эффективна централизованная система охранно-пожарной сигнализации, в которой сигналы от пожарных и охранных извещателей через линейные сооружения АТС поступают на пульты централизованного наблюдения, которые установлены в специальных пунктах вневедомственной охраны милиции, где круглосуточно находится дежурный. Он принимает сигналы, поступающие с объектов, и передает сообщения в пожарную охрану и милицию.


Одна такая система может следить за несколькими сотнями и даже тысячами объектов.

Действия в случае пожара

Признаки начинающегося пожара

Пожар чаще всего начинается с появления незначительного пламени, которому предшествует более или менее продолжительный период нагревания или тления горючих предметов (дерево, ткань, бумага и др.). Наличие запаха перегревшегося вещества и появления легкого, едва заметного, а затем все более сгущающегося и начинающего действовать на глаза, дыма - это первые верные признаки пожара. Запах перегревшегося дерева можно почувствовать, когда у стенок отопительной печи близко поставлены деревянные предметы, сложены дрова для просушки, или из топящейся печи выпали горящие угли на деревянный пол. Такой же запах бывает, когда печь устроена без должной разделки, и вследствие перегрева ее, чрезмерно нагреваются конструкции деревянной стены, пола или перекрытия.


Электрические провода, постепенно нагреваясь при перегрузке, сначала "сигнализируют" об этом характерным запахом резины или пластмасс, а затем изоляция воспламеняется и горит или тлеет, поджигая обои на стене и другие близко расположенные горючие предметы. Запах горящей резины, по которому можно определить загорание электропроводов, чувствуется даже в соседних помещениях. Одновременно с этим может полностью погаснуть электрический свет, или же электролампы начнут гореть вполнакала, что иногда также является признаком назревающей опасности загорания изоляции электрических проводов.


Когда в помещении, где начался пожар, имеется усиленная вентиляция (например, открыто окно, дверь на балкон), находящиеся в соседних помещениях люди иногда узнают о начавшемся пожаре не по дыму или запаху гари, а по потрескиванию горящего дерева, похожему на потрескивание горящих в печи сухих дров.


Одним из признаков пожара в доме является также быстрое нагревание воздуха в комнатах над помещениями, где начался пожар. При этом запах дыма может и не ощущаться.


О горении сажи в трубе иногда узнают по гудящему звуку, похожему на завывание ветра, и по смолистому запаху горящей сажи.


Знание признаков начинающегося пожара помогает своевременно обнаружить и принять меры к его ликвидации.

Похожие публикации