Энциклопедия пожаробезопасности

Второе положение крана машиниста 394. Положения КМ394. VA положение «Служебное торможение в длинно-составных грузовых поездах медленным темпом»

Ручку крана машиниста №394 переводим из 2го - поездного положения в 5е-служебное торможение понижаем давление в тормозной магистрали на 0,7-0,8ат и переводим в 4е положение – перекрыша с питанием; при этом воздухораспределитель сработает на торможение и воздух из запасного резервуара воздухораспределителя поступит через отверстие 0,8мм в полость между верхним и сдвоенным поршнями, одновременно заполняя резервуар 0,3л.; сдвоенный поршень опустится вниз, переместит вниз двух седельчатый клапан и откроет доступ воздуха из ГР к ТЦ и одновременно под сдвоенный поршень, когда давление выравнится под действием пружины двухседельчатый клапан со сдвоенным поршнем поднимутся вверх.

Отпуск тормозов: ручку крана машиниста переводим из 4го положения во 2е отпуск тормозов (поездное), при этом давление в тормозной магистрали повышается, воздухораспределитель сработает на отпуск тормозов, т.е. воздух из полости между верхним и сдвоенным поршнями выйдет в атмосферу через воздухораспределитель, из-за давления воздуха под сдвоенным поршнем из тормозных цилиндров он поднимается вверх и открывается выход воздуха из ТЦ

Отпуск тормозов локомотива при торможении краном машиниста №394 : ручку крана №254 нажимают на буфер и воздух из полости между верхним и сдвоенным поршнями выйдет в атмосферу через буферный клапан, из-за давления воздуха под сдвоенным поршнем из тормозных цилиндров он поднимается вверх и открывается выход воздуха из ТЦ в атмосферу через полый шток сдвоенного поршня и радиальных отверстий между дисками, происходит отпуск тормозов.

Регулировка крана №254: ослабляют регулировочный винт и винт крепления ручки, вращением стакана устанавливают давление в ТЦ 1-1,3ат. ручку крана устанавливают в 3е положения и закрепляют винтом, затем переводят в 6е тормозное положение и регулировочным винтом устанавливают давление 3,8-4ат. затем перевести ручку во 2е положение и убедиться в отпуске тормозов локомотива. При переводе ручки из 2го положения на 20 градусов в сторону торможения - тормоза не должны срабатывать.

Кран машиниста №394 (КМ)

Назначение: кран 394 предназначен для управления тормозами поезда путем изменения давления в тормозной магистрали. (автоматический, не прямодействующий)

Конструкция : собран из 5 основных частей: верхней (золотниковой), средней (зеркало золотника), нижней (уравнительной); редуктора (питательный клапан) предназначен для поддержания установленного давления в уравнительном резервуаре во 2м положении; стабилизатора (дросселирующий выпускной клапан) предназначен для ликвидации сверхзарядки.

Верхняя часть : крышка, стержень и ручка, закрепленной на квадрате стержня винтом и гайкой. Стержень в крышке уплотнен манжетой и нижним концом входит в выступ золотника , обеспечивая правильное соединение деталей в определенном положении. Золотник к зеркалу прижат пружиной.

Средняя часть крана является зеркалом для золотника; в которой находится обратный клапан.

Нижняя часть: корпус, уравнительный поршень уплотненный резиновой манжетой и латунным кольцом, клапан пружиной прижат к седлу втулки - называют двухседельчатым или пустотелым, притерт к втулке и хвостовику поршня и работает как впускной (питательный) или выпускной. Фильтр предохраняет от загрязнения возбудительный клапан редуктора

Верхняя, средняя и нижняя части соединены между собой через резиновые прокладки с помощью четырех шпилек и гаек. Положение крышки на средней части фиксируется контрольным штифтом.

С трубами от питательной ПМ и тормозной магистралей ТМ кран машиниста соединяется с помощью накидных гаек.

Редуктор крана состоит из корпуса, верхней части с запрессованной втулкой и корпуса нижней части. В верхней части находится питательный клапан, прижимаемый к седлу пружиной, которая другим концом упирается в заглушку. На металлическую диафрагму (мембрану) диаметром 78 мм снизу через опорную шайбу действует пружина, упирающаяся через центрирующую шайбу в винт. Редуктор служит для поддержания определенного давления в уравнительном резервуаре при поездном положении.

Стабилизатор крана состоит из корпуса с запрессованной втулкой, гайки, крышки и клапана, прижимаемого к седлу пружиной. В корпус запрессован ниппель с дроссельным отверстием диаметром 0,45 мм. Снизу на мембрану диаметром 55 мм через упорную шайбу действует пружина, регулируемая винтом с контргайкой. Стабилизатор служит для ликвидации сверхзарядки магистрали при поездном положении.

КМ имеет семь режимов работы с соответствующими положениями ручки: 1- зарядка и отпуск; 2- поездное (отпуск, ликвидация сверх зарядки); 3- перекрыша без питания; 4 - перекрыша с питанием; 5а - служебное торможение медленным темпом; 5 - служебное торможение; 6 - экстренное торможение.


Верхняя часть : 15,18-крышка, 19-стержнь, 20-ручка, 21-гайка, 17-манжета,

16-золотник с выступом,22-пружина;

13-Средняя часть (зеркало золотника), 14,12-резиновые прокладки, 23-контрольный штифт; (обратный клапан - не указан)

Стабилизатор крана


Проверки крана машиниста №394 согласно инструкции ИЭ-26-01-08 КГОК.

1.7. Кран машиниста усл.№ 394 и 395 при поездном положении ручки должен быть отрегулирован на поддержание давления в тормозной магистрали на всех локомотивах рудовозного района 6 кгс/см², на локомотивах обращающихся с вагонами ОАО РЖД - 5,2 - 5,3 кгс/см².

1.8. Проверить настройку стабилизатора крана машиниста усл.№ 394 и № 395, которая производится следующим образом:

Завысить давление в уравнительном резервуаре более 6,5 кгс/см²;

Падение давления в магистрали должно происходить с 6,5 кгс/см² до 6,3 кгс/см² за 80-100сек. При более быстром падении давления необходимо ослабить пружину стабилизатора, а при медленном - затянуть ее винтом.

1.9. После установления зарядного давления в тормозной магистрали проверить кран машиниста усл.№ 394 и № 395 на:

Чувствительность уравнительного поршня путем перемещения ручки крана машиниста в положение служебного торможения до снижения давления в уравнительном резервуаре на 0,3 кгс/см² с последующей постановкой ручки крана в IV положение. Уравнительный поршень при этом должен подняться, выпустить из тормозной магистрали соответствующий объем воздуха, опуститься и прекратить выпуск воздуха в атмосферу;

Сжатый воздух из питательной магистрали проходит в камеру над золотником и по двум широким каналам в тормозную магистраль. Первый путь — по выемке золотника 6, второй — по открытому впускному клапану 16. Впускной клапан открыт хвостовиком уравнительного поршня 11, на который оказывает давление воздух камеры над уравнительным поршнем У1.

Действие крана при первом положении ручки

В камеру У1 воздух проходит из главных резервуаров двумя путями: первым — по каналу в золотнике, вторым — через золотник 6, фильтр 21 и открытый питательный клапан 25 редуктора зарядного давления. По каналу диаметром 1,6 мм из камеры над уравнительным поршнем заряжается уравнительный резервуар. Канал питания
уравнительного резервуара заужен для того, чтобы рукоятку кран можно было выдерживать в первом положении более продолжительное время, сообщая в то же время питательную магистраль двумя широкими путями с тормозной магистралью.
В первом положении ручки крана по манометру уравнительного резервуара можно выбирать величину давления, которое установится в тормозной магистрали после перевода ручки крана во второе положение.

Второе положение — Поездное

Автоматическая ликвидация сверхзарядного давления. Уравнительный резервуар УР и камера над уравнительным поршнем У1, сообщается золотником с камерой У2, над металлической диафрагмой 28 редуктора и камерой над возбудительным клапаном 35 стабилизатора. Усилием пружины 39 диафрагма 36 прогибается вверх и открывает возбудительный клапан 35. Воздух уравнительного резервуара проходит в камеру У3 над диафрагмой 36 и по калиброванному отверстию диаметром 0,45 мм выходит в атмосферу. Давление воздуха в камере У3 поддерживается постоянным соответственно усилию пружины 39. Так как истечение воздуха из уравнительного объема в атмосферу происходит все время при постоянном давлении в камере У3, то стабилизатор обеспечивает постоянный темп ликвидации сверхзарядного давления из уравнительного объема. Уравнительный поршень 11, находящийся под давлением воздуха УР и тормозной магистрали, поднимается вверх и открывает выпускной клапан, по которому воздух из ТМ уходит атмосферу. Темп ликвидации сверхзарядного давления из тормозной магистрали не зависит от наличия и величины утечки из нее. Уравнительный резервуар УР и камера над уравнительным поршнем У1, сообщается золотником с камерой У2, над металлической диафрагмой 28 редуктора и камерой над возбудительным клапаном 35 стабилизатора. Усилием пружины 39 диафрагма 36 прогибается вверх и открывает возбудительный клапан 35. Воздух уравнительного резервуара проходит в камеру У3 над диафрагмой 36 и по калиброванному отверстию диаметром 0,45 мм выходит в атмосферу. Давление воздуха в камере У3 поддерживается постоянным соответственно усилию пружины 39. Так как истечение воздуха из уравнительного объема в атмосферу происходит все время при постоянном давлении в камере У3, то стабилизатор обеспечивает постоянный темп ликвидации сверхзарядного давления из уравнительного объема. Уравнительный поршень 11, находящийся под давлением воздуха УР и тормозной магистрали, поднимается вверх и открывает выпускной клапан, по которому воздух из ТМ уходит атмосферу. Темп ликвидации сверхзарядного давления из тормозной магистрали не зависит от наличия и величины утечки из нее.

Действие крана при поездном положении ручки.

Автоматическое поддержание зарядного давления в тормозной магистрали. Когда давление в уравнительном резервуаре и камере У1, над уравнительным поршнем понизится до зарядного, то несмотря на продолжающееся истечение воздуха в атмосферу через отверстие диаметром 0,45 мм, редуктор будет поддерживать в уравнительном объеме нормальное зарядное давление, величина которого установлена пружиной 31.
Снижение давления воздуха в УР ниже зарядного вызовет снижение давления в камере У2, над металлической диафрагмой 28 редуктора. Усилием пружины 31 диафрагма 28 прогибается вверх и поднимает питательный клапан 25. Воздух из главного резервуара через вертикальный канал в золотнике 6. фильтр 21 и открытый питательный клапан 25 поступает в камеру У1 над уравнительным поршнем 11. Из камеры У1, по калиброванному отверстию диаметром 1,6 мм воздух проходит в УР и камеру У2.
Когда давление воздуха и пружины 31 на диафрагму 28 выравнивается, она займет горизонтальное положение и питательный клапан 15 будет прижат к седлу пружиной.
Если в результате утечек упадет давление в тормозной магистрали, то уравнительный поршень под давлением воздуха уравнительного объема опускается вниз, отжимает от седла впускной клапан 16 и воздух из ГР будет проходить в ТМ.

Когда давление в ТМ достигнет зарядного уровня (станет равно давлению в камере У1), пружина поднимет уравнительный поршень и закроет впускной клапан. Питание утечек ТМ прекратится.
Отпуск вторым положением ручки крана. Во втором положении ручки крана машиниста золотник сообщает камеру У2 редуктора с уравнительным резервуаром. Если поставить ручку крана во второе положение после торможения, то в камере У2 установится давление ниже зарядного, т.е. тормозное. На металлическую диафрагму 28 снизу будет давить пружина 31 с усилием, соответствующим зарядному давлению, поэтому диафрагма 28 прогнется вверх и откроет питательный клапан 25. Воздух из ГР по вертикальному каналу золотника, через фильтр 21, открытый клапан 15 широким каналом поступает в камеру над уравнительным поршнем У1, а уходит из нее по узкому каналу диаметром 1,6 мм в ЗР и камеру У2. В камере У1 создается повышенное давление. Этим давлением уравнительный поршень сдвинется вниз и своим хвостовиком полностью откроет впускной клапан 16, который пропустит в тормозную магистраль воздух давлением, равным давлению над уравнительным поршнем. Давление в УР и камере У2 постепенно увеличивается, поэтому диафрагма выпрямляется, а питательный клапан 25 прижимается к седлу.
С момента, когда давление в камере У1 над уравнительным поршнем выравнивается с давлением в УР, т.е. становится зарядным, воздух из ГР будет проходить в ТМ по впускному клапану только зарядным давлением.

Третье положение — Перекрыша без питания

Золотник сообщает камеру над уравнительным поршнем с тормозной магистралью через обратный клапан 22. Давление в тормозной магистрали понижается быстрее, чем в уравнительном резервуаре, поэтому воздух уравнительного объема поднимает обратный клапан и перетекает в ТМ Давление воздуха на уравнительный поршень 11 сверху и снизу выравнивается, впускной и выпускной клапаны остаются закрытыми.

Действие крана при перекрыше без питания утечек из тормозной магистрали.

Четвертое положение — Перекрыша с питанием

Действие крана при перекрыше с питанием утечек из тормозной магистрали.

Уравнительный резервуар, тормозная магистраль и главный резервуар разобщены между собой золотником. В уравнительном резервуаре из-за его высокой плотности поддерживается практически постоянное давление. При понижении давления в тормозной магистрали, вследствие утечек, уравнительный поршень 11 опускается вниз давлением камеры У1, и открывает впускной клапан 16. Воздух ГР проходит в ТМ и восстанавливает в ней давление до уровня давления в уравнительном резервуаре. После этого впускной клапан закрывается своей пружиной и питание утечек прекращается.

Пятое положение — Служебное торможение (V и VА положения ручки)

Действие крана при служебном торможении.

Золотник сообщает уравнительный резервуар с атмосферой по каналу диаметром 2,3 мм. Давление в камере над уравнительным поршнем У1 падает темпом 0,2 кгс/см2 — 0,25 кгс/см2 за секунду. Уравнительный поршень поднимается вверх давлением тормозной магистрали, и хвостовик поршня (выпускной клапан) отходит от своего седла во впускном клапане 16. Воздух из тормозной магистрали по осевому каналу клапана 16 выходит в атмосферу.
Положение VА предусмотрено для замедленной разрядки уравнительного резервуара по каналу в золотнике диаметром 0,75 мм при торможении длинносоставных поездов. Кран машиниста действует так же, как при V положении ручки, но темп разрядки составляет 0,5 кгс/см2 за 15 — 20 секунд.

Шестое положение — Экстренное

Широкой выемкой золотника тормозная магистраль, уравнительный резервуар и камера У1 над уравнительным поршнем сообщаются с атмосферой. По сравнению с объемом тормозной магистрали объем камеры У1, над уравнительным поршнем меньше, поэтому камера У1 разряжается в атмосферу быстрее. Из-за возникшего перепада давлений уравнительный поршень поднимается вверх и открывает выпускной клапан. Тормозная магистраль разряжается в атмосферу двумя путями: по широкой выемке в золотнике и по осевому каналу впускного клапана 16.

Действие крана при экстренном торможении

I - положение: зарядка и отпуск.

II- положение: поездное,
поддержание нормального зарядного
давления.

III - положение: перекрыша без
питания тормозной магистрали.

IV - положение: перекрыша с
питанием тормозной магистрали.

Vа - положение: используется в
тяжеловесных, свыше 6000т. и
длинносоставных свыше 350 осей
(идет медленная разрядка тормозной
магистрали для надежного

срабатывания тормозов в хвостовой части поезда).

V - положение: служебное.

VI - положение: экстренное.

Обозначение манометров в кабине машиниста:

1- манометр главных резервуаров,

2- манометр уравнительного резервуара,

3- манометр тормозной магистрали,

4- манометр тормозного цилиндра.

1. Плотность тормозной и питательной сети проверять при (2-м) поездном положении ручек крана № 254 и крана машиниста, в положении комбинированного крана – двойная тяга и неработающих компрессорах. Снижение давления, наблюдаемое по манометрам, должно быть: в тормозной магистрали (наблюдаемое по манометру тормозной магистрали) с нормального зарядного давления на величинуне более чем на 0,2 кгс/см 2 в течение 1 минуты или0,5 кгс/см 2 в течение 2,5мин; в питательной сети (по манометру главных резервуаров) с 8,0кгс/см 2 на величинуне более чем на 0,2 кгс/см 2 в течение 2,5мин или не более 0,5 кгс/см 2 в течение 6,5 мин.

2. Плотность уравнительного резервуара у кранов машиниста № 328, 394, 395: зарядить тормозную сеть локомотива до нормального зарядного давления, ручку крана машиниста перевести в 4-е положение. Плотность считается достаточной, если падение давления в уравнительном резервуаре (по манометру уравнительного резервуара) не превышает 0,1 кгс/см 2 в течение 3 минут. Завышение давления в уравнительном резервуаре при этом не допустимо.

3. Темп ликвидации сверхзарядного давления. После отпуска тормоза при кране машиниста со стабилизатором ручку крана перевести в 1-е положение, выдержать ее в этом положении до давления в уравнительном резервуаре6,5 - 6,8кгс/см 2 с последующим переводом в поездное положение. Снижение давления в уравнительном резервуаре (по манометру уравнительного резервуара)с 6,0 до 5,8кгс/см 2 должно происходитьза 80 -120 сек., на локомотиве, оборудованном сигнализатором разрыва тормозной магистрали с датчиком №418, сигнализатор в процессе перехода с завышенного давления на нормальное срабатывать не должен.

4. Проходимость воздуха через блокировочное устройство № 367 и через кран машиниста. Проверка производится при начальном давлении в главных резервуарах не менее 8 кгс/см 2 и выключенных компрессорах в диапазоне снижения давления с 6 до 5 кгс/см 2 . Проходимость блокировки считается нормальной, если при нахождении ручки крана машиниста в 1-м положении и открытом концевом кране магистрали со стороны проверяемого прибора снижение давления происходит за время у локомотива серии ВЛ-80 не более 22сек. , ВЛ-85не более 26сек., ВЛ-10 (№1-18) не более 24 сек., ВЛ-10(с №19) не более 18 сек., 2ТЭ-10 не более 26 сек., 2ТЭ-10у не более 30 сек., ЭП-2к не более 12 сек., ЭП-1 не более 13 сек., 2ЭС-4к не более 25 сек.,



Проходимость крана машиниста считается нормальной, если при нахождении ручки крана во 2-м положении и открытом концевом кране снижение давления в главных резервуарах (по манометру главных резервуаров) с 6 до 5 кгс/см 2 происходит за у ВЛ-80не более 36 сек. у ВЛ-85не более 42 сек. ВЛ-10 (№1-18) не более 40 сек., ВЛ-10(с №19) не более 30 сек., 2ТЭ-10 не более 43 сек., 2ТЭ-10у не более 50 сек., ЭП-2к не более 20 сек., ЭП-1 не более 21 сек., 2ЭС-4к не более 42 сек.,

5. Время наполнения главных резервуаров локомотива (по манометру главных резервуаров) с 7,0 до 8,0 кгс/см 2 у локомотива серии ВЛ-80не более 45 сек. у ВЛ-85не более 40 сек. ВЛ-10 (№1-18) не более 45 сек., ВЛ-10(с №19) не более 30 сек., 2ТЭ-10 не более 50 сек., 2ТЭ-10у не более 63 сек., ЭП-2к не более 35 сек., ЭП-1 не более 25 сек., 2ЭС-4к не более 40 сек.,

6. Пределы давления в главных резервуарах при автоматическом возобновлении работы компрессоров (наблюдаем по манометру главных резервуаров): верхний предел9,0 кгс/см +/ - 0,2 кгс/с2 ; нижний придел 7,5кгс/см 2 + - °" 2 кгс/см2

7. Завышение давления в уравнительном резервуаре не допускается но после снижения давления в нем на 1,5 кгс/см 2 5-м положением ручки крана машиниста и переводом её в положение перекрыши допускается завышение давления в тормозной магистрали (по манометру тормозной магистрали) не более чем на 0,3 в течение 40 сек. (тормоза в поезде при этом не должны отпускать).



8. Плотность тормозной сети поезда проверяется после полной зарядки тормозной сети поезда до установленного давления при выключенных компрессорах по достижении в главных резервуарах локомотива предельного давления и последующего снижения этого давления на0,4 - 0,5 кгс/см 2 , замерить время дальнейшего его снижения на0,5 кгс/см 2 в главных резервуарах при поездном положении ручки крана машиниста, это время должно быть (по манометру главного резервуара) не менее:

Серия локомотива Время в секундах при длине состава в осях
До 101- 151- 201- 251- 301- 351- 401- 451-
ВЛ-80, ВЛ-10(№1-18)
ВЛ-85
ВЛ-10(с№19)
ВЛ-11
2ЭС-4к
2ТЭ-10у
2ТЭ-10

В зимнее время обращать особое внимание на состояние выпускных кранов главных резервуаров и сборников локомотива, которые могут быть приоткрыты локомотивной бригадой для избежание снижения объёма главных резервуаров путём замерзания конденсата, что может привести к срабатыванию автотормозов в пути следования.

Прибор, предназначенный для управления всеми тормозами поезда, установленный в кабине машиниста. Кран машиниста расположен на пути движения воздуха из главного резервуара в тормозную магистраль. Кран машиниста выполняет следующие функции: зарядку тормозов; ступенчатое и полное служебное торможение; экстренное торможение; ступенчатый и полный отпуск тормоза. На отечественном подвижном составе применяются краны машиниста двух систем: для пассажирских и грузовых локомотивов. См. рис.

Краны машиниста предназначены для дистанционного управления тормозами поезда и локомотива путем поддержания постоянного давления в тормозной магистрали при поездном положении, понижении давления в ней для торможения и повышения для отпуска и подзарядки. На тяговом подвижном составе применяют краны машиниста:
непрямодействующие с неавтоматическими перекрышами без питания тормозной магистрали в положении перекрытии (№ 334, 334Э);
прямодействующие с автоматическими перекрышами и питанием тормозной магистрали (№ 183, 184, 284 и 326);
универсальные с двумя неавтоматическими перекрышами — с питанием и без питания тормозной магистрали (№ 222, 222М, 394 и 395 нескольких модификаций).
По конструкции краны машиниста делятся на золотниково-поршневые (№ 334, 222; 394, 395 всех модификаций), клапанно-поршневые (№ 326) и клапанно-диафрагменные (№ 183, 284).

Т а б л и ц а 1. Краны машиниста


Номер крана

Год
выпуска

Где применяется

Конструктивные особенности

334 с золотниковым питательным клапаном № 350

На пассажирских паровозах

Отверстие диаметром 1,5 мм в зеркале золотника, уравнительный резервуар 8,2 л

а с 1959 г. с редуктором.Ν» 348

На вагонах метрополитена

Отверстие диаметром 2,2 мм в зеркале золотника, уравнительный резервуар 10 л

На электро — и дизель-поездах

Отверстие диаметром 1,8 мм в зеркале золотника, уравнительный резервуар 12 л, контроллер ЕК-8АР

1928 —
1953

На грузовых локомотивах

Клапанно-диафрагменная конструкция с семью фиксированными позициями сектора

Кран № 183 с устройством сигнализации обрыва (свисток, манометр)

Кран № 184 с ускорителем отпуска (промежуточная часть с резервуаром 20 л) и 10 фиксированными позициями сектора

На пассажирских и грузовых локомотивах

Конструкция золотниково-поршневая с резервуаром времени объемом 20 л, уравнительным резервуаром объемом 10 л и редуктором двойного действия

Кран № 222 с редуктором одностороннего действия № 394, 070, стабилизатором № 397 или 394.090 и уравнительным резервуаром объемом 20 л

Кран № 222 без резервуара времени, с уравнительным резервуаром объемом 8,2 л и контроллером для управления ЭПТ

Кран № 394 с контроллером и положением V3 без разрядки уравнительного резервуара

На грузовых локомотивах

Кран № 394 с дополнительным положением VA — разрядкой уравнительного резервуара с 5 до 4,5 кгс/см2 за 20 — 25 с

Кран № 394-2 с устройством аварийного режима — контроллером с одним микропереключателем для подачи песка и выключения тяговых двигателей в VI положении

Номер крана

Год
выпуска

Где применяется

Конструктивные особенности

На пассажирских локомотивах, оборудованных ЭПТ

Кран № 394-2 е контроллером и положением VA с медленной разрядкой уравнительного резервуара при управлении ЭПТ

Кран № 395 с подачей песка и выключением тяговых двигателей при VI положении — контроллер с тремя микропереключателями

На электро — и дизель-поездах

Кран № 395 с контроллером № 395-510 (два микропереключателя) и измененной электрической схемой для управления ЭПТ (вместо крана № 334Э)

Примечание Испытывается кран машиниста N° 035. у которого вместо средней части N° 394.220 с золотником № 394 230 и крышки № 394 210 применена промежуточная часть — клапанного типа с резиновым уплотнением клапанов. Корпус № 394-010, редуктор № 394-070 и стабилизатор используются от кранов № 394 и 395. Положения ручки крана машиниста № 035 аналогичны с краном 394.

Таблица 2 Сравнительная характеристика кранов машиниста

Краны машиниста

Элементы характеристики крана

№ 222, 222М, 394-2

№ 328, 395, 395-3, 395-4, 395-5

Положение ручки крана

Зарядка и отпуск (I), поездное (II). перекрыта (III). служебное торможение (IV), экстренное торможение (V)

Зарядка и отпуск (I). поездное (II), перекрыта (IV) с питанием и без питания (III), служебное торможение V, с медленной разрядкой магистрали (VA), экстренное торможение (VI). Элек — тропневм атическое торможение без разрядки (VA) или с медленной разрядкой, экстренное торможение с выключением тяги и подачей песка (VI)

Зарядка и отпуск (I), служебное торможение и отпуск
(семь позиций)

Таблица 3. Время разрядки уравнительного резервуара кранов машиниста № 334 и 334Э с разными калиброванными отверстиями


Диаметр отверстия, мм

Объем уравнительного резервуара, л

Время разрядки уравнительного резервуара, с

с 5 до 4,5 кгс/смг

с 5 до 4 кгс/см2

с 5 до 3,5 кгс/см


Рис. 1. Кран машиниста № 334Э:
1 — корпус крана; 2 — золотник; 3 — фиксатор положения ручки; 4 — пружина фиксатора; 5 — ручка; 6 — крышка; 7 — стержень ручки крана; 8 — манжета стержня; 9 — крышка камеры уравнительного поршня; 10 — уравнительный поршень; 11 — кольцо уравнительного поршня; 12 — седло направляющее клапана поршня; 13 — прокладка редуктора; I, 2А, II, III, IV, V — фиксированные положения ручки крана


Рис 2. Кран машиниста № 334Э с контроллером ЕК-8АР:
1 — корпус контроллера; 2 — медные сегменты; 3 — изоляционный рычаг; 4 — винт для крепления крышки; 5 — крышка; 6 — поводок; 7 — ручка крана; 8 — контактные пружинящие пальцы (три)

Таблица 4. Спецификация основных деталей кранов машиниста № 334-1, 334Э, редуктора № 348 и золотникового питательного клапана № 350


Обозначение по рисунку

Наименование детали

Материал

Кран машиниста № 334-1 (рис. 74) и 334Э (рис. 75)
Корпус крана

Чугун СЧ 18-36

Золотник

Бр.ОЦС 5-5-5

Кулачок ручки (фиксатор)
Пружина кулачка

Проволока II-1,2

Ручка крана

Латунь ЛК80-Зл

Крышка камеры золотника

334-1713В 334-1706

Чугун КЧЗО-6 Чугун СЧ 18-36

Стержень ручки

Чугун СЧ 18-36

Манжета стержня

Крышка камеры поршня

Чугун СЧ 18-36

Бр. ОЦС 5-5-5

Кольцо поршня

Латунь ЛК63-2

Седло клапана поршня

Латунь ЛК59-1

Прокладка редуктора

Редуктор М 348 (рис. 76)
Клапан в сборе

Проволока П-2

Чугун СЧ 18-36

Чугун СЧ18-36

Чугун СЧ 18-36

Фильтр в сборе

Латунь ЛС 59-1

Мембрана

Лента 12Х18Н9-Н-0.2·

0,15
Чугун СЧ 18-36

Регулирующий стакан

Проволока 11-6

Золотниковый питательный клапан № 350 (рис. 77)
Корпус

Чугун СЧ 15-32

Бр.ОЦС 6-6-3

Проволока 11-1,4

Крышка большая

Чугун СЧ15-32

Золотник

Латунь ЛС59-1

Клапан возбудительный

Латунь ЛС59-1

Пружина возбудительного клапана

Проволока 11-1,2

Обозначение по рисунку

Наименование детали

Номер детали по рабочим чертежам

Материал

Мембрана

Лента I2X18H9-0,2 — 0,15

Крышка диафрагмы

Чугун СЧ15-32

Проволока Н-5,0

Регулировочный винт

Чугун СЧ 15-32

Контргайка (колпачок)

Чугун СЧ 15-32

Втулка поршня

Латунь ЛК-70-1,5

Втулка золотника

Латунь ЛК80-3

Примечания 1. Кран машиниста № 3343-1 с контроллером ЕК-8АР см. рис. 75. 2. Контроллер ЕК-8АР см рис. 78.


Рис. 5 Редуктор № 348:
1 — клапан в сборе, 2, 12 — — пружины; 3 — корпус, 4 — — манжета, 5 — поршень, 6 — крышка; 7 — фильтр в сборе. 8 — клапан возбудительный. 9 — мембрана; 10 — гайка; 11 — регулирующий стакан


Рис. 77. Золотниковый питательный клапан № 350


Рис. 6. Контроллер ЕК-8АР:
1 — изоляционный рычаг; 2 — колодка; 3 — ручка крана машиниста; 4 — корпус контроллера; 5 — сегменты медные, укрепленные на корпусе; 6 три пружинящих пальца, укрепленных на колодке 2; 7 — крышка контроллера; 8 — гайка; 9 — стойка корпуса

Таблица 5. Положение ручки крана машиниста № 334Э при управлении пневматическим и электропневматическим тормозами


Положение ручки крана (см. рис. 75)

Пневматические тормоза

Электропневматические
тормоза

I — отпуск и зарядка

Прямое сообщение питательной магистрали с тормозной. Контакты контроллера разомкнуты. Тормозной и перекрыши провода обесточены

2А поездное

Давление в тормозной магистрали устанавливается и поддерживается 5,0 — 5,2 кгс/см2

То же, (см. табл. 133)

2 — поездное

Замкнуты провода № 15 и 14 (39, 40, 49). Провод перекрыши под напряжением, тормозной обесточен

III — перекрыта

Питательная магистраль разобщена от тормозной магистрали

Питательная магистраль разобщена от тормозной. Замкнуты провода № 15 и 14 (39, 40, 49). Провод перекрыши под напряжением, тормозной обесточен

IV — служебное торможение

Давление в тормозной магистрали понижается темпом служебной разрядки 1,0 кгс/см2 за 3 — 4 с (труба диаметром 3/8", отверстие диаметром 8 мм)

Давление в тормозной магистрали не понижается. Замкнуты провода № 15, 14 (39. 40. 49) и № 13 (37,38, 47). Ток поступает в провода перекрыши и тормозной

V — экстренное торможение

Тормозная магистраль сообщается с атмосферным отверстием сечением 4,5 см2 в корпусе (труба диаметром 3/4") темпом 1,2 кгс/см2 в 1 с

Тормозная магистраль сообщается с атмосферным отверстием сечением 4,5 см2 темпом 1,2 кгс/см2 в 1 с (труба диаметром 3U"). Замкнуты провода № 15, 14 (39, 40, 49) и № 13 (37, 38, 47). Ток поступает в провода перекрыши и тормозной

Таблица 6. Основные размеры кранов машиниста № 334 и 334Э


Таблица 7. Время зарядки уравнительного резервуара объемом 8,2 л при II положении ручки краиа машиниста № 334-1


Таблица 8. Основные размеры золотникового питательного клапана № 350

Таблица 9. Данные для определения зазора между поршнем и втулкой золотникового питательного клапана № 350


Зазор по диаметру, мм

Время падения давления с 5,0 до 3,0 кгс/см2 из резервуара объемом 10 л, с

Чувствительность клапана при данном зазоре, кгс/см2

Поршень не перемещается

Таблица 10. Основные размеры редуктора № 348


Примечание. Схема положения золотника и зеркала крана машиниста № 334 (334Э) приведена на рис. 79.


Рис. 7. Схема крана машиниста № 334 и 334Э:
Рис. 8. Схема крана машиниста № 334 и 334Э:
а — I положение (отпуск и зарядка); б — II положение (поездное); в — IV положение (служебное торможение); 1, 2,4, 5, 6,7 — каналы в золотнике; М — магистраль; Гр — — главный резервуар; УР — уравнительный резервуар; ЗК — золотниковая камера; Ат — атмосфера


Рис. 9. Кран машиниста № 394:
1 — корпус; 2 — редуктор; 3 — зеркало (средняя часть), 4 — крышка, 5 — ручка, 6 — стабилизатор


Рис. 10. Кран машиниста № 394-2

Таблица 11. Спецификация основных деталей кранов машиниста № 222 и 394 всех индексов (сокращенно в/и)


1 Обозначение ПО РИСУНКУ

Наименование

№ детали крана

Материал

Кран машиниста (рис. 81 и 82)
Контргайка (колпачок)

Чугун СЧ18-36

Чугун КЧ30-6

Стержень

Чугун КЧЗО-6

Манжета стержня

Шайба фасонная

Лист П-8г-08

Золотник в сборе

Латунь ЛС59-1

Чугун СЧ18-36

Прокладка

Средняя часть

Чугун СЧ 18-36

Прокладка

Латунь ЛС59-1

Кольцо поршневое

Чугун ЧС18-36

Седло клапана

Латунь ЛС59-1

Проволока II-2

Пружина золотника

Проволока II-1

Фильтр в сборе

Клапан в сборе

Редуктор (рис. 83) Заглушка

Проволока 11-1

Латунь ЛС59-1

Корпус редуктора (верхний)

Чугун ЧС18-36

Седло клапана

Латунь ЛС59-1

Мембрана

Лента 12Х18Н9-Н-0.2-

Опорная шайба

0.15
Латунь ЛС59-1

Корпус редуктора (нижний)

Чугун СЧ 18-36

Проволока 11-6

Упорка регулирующая

Стабилизатор (рис. 84) Корпус

Проволока П-1


Рис. 11. Кран машиниста № 222 (222М)

1 Обозначение ι по рисунку

№ детали крана

Наименование

Материал

Латунь ЛС59-1

Мембрана

Лента 12Х18Н9-Н-0,2 — 0,15

Упорная шайба

Чугун СЧ18-36

Проволока 2-1,2

Примечание. Схема каналов золотника и зеркала кранов машиниста № 394 и 395 при 1 и II положениях ручки крана приведена на рис. 85, а крана машиниста № 222М на рис 86. Каналы золотника обозначены цифрами, а зеркала — буквами.
Окончание табл. 39



Рис 12. Стабилизатор крана машиниста № 394 (395)

Рис. 13 Редуктор крана машиниста № 394 (395)
Таблица 12 Спецификация сборочных узлов кранов машиниста № 222, 328, 394 и 395 в/и


Примечание Ручка крана 5 из ковкого чугуна №222-50, из пластмассы АГ4 № 222-50-1

Таблица 14 Основные детали контроллеров кранов машиниста № 395-3, 395-4, 395-5 и 328

Номер детали крана машиниста

Наименование детали (рис 88)

Панель 6 контроллера в сборе
Крышка 8 контроллера

Штуцер кулачка

Кулачок 11 контроллера

Стержень 12

Гайка 7 стержня

Переключатель 13

Толкатель

Микропереключатель 14

Штепсельный разъем 10

Пружина 15 толкателя (лента 0,5χ6)

Примечание Кабель РПШ4Х1.5 дет 395-405


Рис 13 Схема крана машиниста № 394 (395)
а — I положение (зарядка и отпуск), б — II положение (поездное см. табл 44)


Puс. 15 Схема крана машиниста № 222М:
а — I положение (зарядка и отпуск): б — 2 положение (поездное, см. табл. 44)
Таблица 15. Положение ручки крана машиниста № 395
при управлении пневматическими и электропневматическими тормозами

Управление тормозами

Положение ручки крана (рис 89. б)

пневматическими

электропневматическими

1 отпускное

Прямое сообщение питательной магистрали с тормозной

Прямое сообщение питательной магистрали с тормозной и подачей напряжения постоянного тока к реле срывного клапана

2 — поездное

Автоматическое поддержание в тормозной магистрали заданного давления. Автоматическая ликвидация сверхзарядки

Автоматическое поддержание в тормозной магистрали заданного давления с подачей напряжения постоянного тока к катушке срывного клапана. Автоматическая ликвидация сверхзарядки


Рис. 87. Кран машиниста № 395:
а — внешний вид с контроллером; б — разрез по контроллеру; в — вид на панель контроллера сверху; I — корпус; 2 — редуктор, 3 — зеркало золотника (средняя часть); 4 — крышка с кронштейном для крепления контроллера; 5 — ручка крана; 6 — панель в сборе; 7 — гайка стержня; 8 — крышка; 9 — штуцер для крепления кабеля, 10 — штепсельный разъем № 371; 11 — кулачок контроллера; 12 — стержень; 13 — переключатель. 14 — микропереключатель; 15 — пружина толкателя
Продолжение табл. 42


Положение ручки крана (рис. 89, б)

Управление тормозами

пневматическими

электропневматическими

III — перекрыта без питания

Перекрыта без питания тормозной магистрали (уравнительный резервуар сообщен с тормозной магистралью)

Перекрыта без питания тормозной магистрали и с подачей напряжения постоянного тока к катушке вентиля пере — крыши

IV — перекрыша с питанием

Перекрыша с питанием тормозной магистрали (до давления, равного в уравнительном резервуаре)

Перекрыша с питанием тормозной магистрали с подачей напряжения постоянного тока к катушке вентиля перекрыши

VA — служебное торможение

Служебное торможение с разрядкой тормозной магистрали медленным темпом (0,5 кгс/см2 за 15 — 20 с)

Электропневматическое торможение с разрядкой тормозной магистрали медленным темпом и с подачей напряжения постоянного тока к катушкам тормозного и вентиля перекрыши

Положение ручки крана (рис 89, б)

Управление тормозами

пневматическими

электропневматическими

V — служебное торможение

Торможение со служебной разрядкой тормозной магистрали с 5 до 4 кгс/см2 за 4 — 6 с

Торможение со служебной разрядкой тормозной магистрали и с подачей напряжения постоянного тока к реле тормозного и вентиля перекрыши

VI — экстренное торможение

Разрядка тормозной магистрали в атмосферу с 5 до 1 кгс/см2 за время около 2,5 с

Торможение с экстренной разрядкой тормозной магистрали и с подачей напряжения постоянного тока к катушкам тормозного и вентиля перекрыши

Примечание. Положение контактов микропереключателей кранов машиниста № 395 изображено на рис. 90.


Рис. 88. Панели кранов машиниста: а — № 395-3, б — № 395-4; в — № 395-5

Таблица 43. Контроллеры кранов машиниста № 395 и 328 (см. рис. 88 и 90)


Номер
крана

Чертеж панели контроллера в сборе

Номер
микропере
ключателя

Количество
микропере
ключателей

Номер
переключа
теля

Чертеж
разъема

Примечание. С 1979 г. на всех толкателях микропереключателей применяется фасонная плоская пружина дет. 395-321 из ленты У8А-ТШ-С-Н-05Х6 длиной 45,5 мм.

Таблица 44. Отверстия, каналы и выемки в зеркале и золотнике кранов машиниста № 222М, 394 и 395 в/и


Рис. 90. Электрические схемы контроллеров и положения микропереключателей кранов
а — № 395, б — № 395 4, в — № 395-5; г — № 395-3


Рис. 89 Золотник и зеркало золотника крана машиниста № 394 (395):
а — золотник снизу при нахождении ручки крана в поездном положении: б — зеркало золотника и градации положения ручки крана

Обозначение по рис 89, 91

Назначение

Выемка и отверстие диаметром 2,5 мм, соединяющие уравнительный резервуар с атмосферой при V положении ручки крана № 222М

Отверстие диаметром 1,5 мм в кране машиниста № 222М для сообщения уравнительного резервуара с атмосферой при переводе ручки крана из V в VI положение

Отверстие диаметром 2,8 мм в кране машиниста № 222М, сообщающее уравнительный резервуар с атмосферой при V положении ручки крана

Выемка и отверстие диаметром 2,3 мм, соединяющие уравнительный резервуар с атмосферой при V положении

Отверстие диаметром 4 мм для сообщения полости над уравнительным поршнем через обратный клапан с тормозной магистралью при III положении

Выемка и отверстие диаметром 2,5 мм для зарядки резервуара времени (заделаны) в кране машиниста № 222М

Отверстие диаметром 3 мм, сообщающее уравнительный резервуар с атмосферой при V положении

Выемка для сообщения полости над уравнительным поршнем с атмосферой при VI положении

Отверстие диаметром 0,7 мм, соединяющее резервуар времени с атмосферой (заделано) в кране № 222М

Канал, сообщающий питательную с тормозной магистралью» при I положении и тормозную магистраль с атмосферой при VI положении

Выемка, соединяющая питательную магистраль с возбудительным клапаном редуктора при I положении

Выемка для сообщения питательной магистрали с возбудительным клапаном редуктора при II положении

Выемка, соединяющая полость над уравнительным поршнем со стабилизатором при I и II положениях

Выемка для смазки

Отверстия диаметром 1 мм дли смазки

Отверстие диаметром 0,75 мм для медленной разрядки уравнительного резервуара при VA положении

Отверстие диаметром 16 мм, постоянно сообщенное с тормозной магистралью

Канал, сообщающий тормозную магистраль с атмосферой при экстренном торможении

Отверстие диаметром 5 мм, соединяющее полость над уравнительным поршнем с атмосферой при экстренном торможении


Рис. 91. Золотник и зеркало золотника крана машиниста № 222М:
о — золотник (вид условно сверху в поездном положении ручки крана); б — зеркало золотника и градации положения ручки крана
Окончание табл. 44

Обозначение по рис. 89, 91

Назначение

Канал с дугообразной выемкой, постоянно сообщен с питательной магистралью

Отверстие диаметром 1,6 мм для зарядки уравнительного резервуара

Выемка и отверстие диаметром 5 мм из полости над уравнительным поршнем

Отверстие диаметром 3 мм и выемка из уравнительного резервуара

Отверстие диаметром 3 мм из полости над мембраной редуктора

Выемка и отверстие диаметром 3 мм к возбудительному клапану редуктора

Отверстие диаметром 3 мм к обратному клапану из полости над уравнительным поршнем

Отверстие диаметром 3 мм из полости над уравнительным
поршнем

Отверстие диаметром 3 мм к стабилизатору

Отверстие диаметром 0,45 мм в корпусе стабилизатора

Смазочные канавки

Выемка в отверстие диаметром 3 мм к стабилизатору в кране № 222М

Отверстие диаметром 2 мм из полости над уравнительным поршнем крапа № 222М

Примечания 1. Отверстия и выемки в золотнике обозначены цифрами, а в зеркале — буквами.
2. Позиции 3, 4, 5, 6, 10, 11, 14, УР, РВ, РВа относятся только к крану машиниста № 222М.
Таблица 46 Нормы допусков и износа деталей кранов машиниста № 222, 328, 394, 395в/и, мм


Примечание. Размеры калиброванных отверстий в кранах машиниста (см. табл. 45).


Таблица 45 Калиброванные отверстия в кранах машиниста № 222, 222М, 328, 394 и 395 мм
Таблица 47. Время зарядки и разрядки уравнительного резервуара кранов машиниста № 222, 394, 222М, 328 и 395


Объем уравнительного резервуара л

Диаметр калиброванного отверстия в золотнике, мм

Время разрядки, с, резервуара при ручки крана с

уравнительного положении 5,5 кгс/см2

Время зарядка, с, уравнительного резервуара с 3,5 до 5 кгс/см2 при II положении ручки крана

Таблица 48. Изменение давления в уравнительном резервуаре крана № 394 (395) при IV положении ручки крана после торможения


Снижение давления в тормозной магистрали. кгс/смг

Максимальное завышение давления в уравнительном резервуаре при IV положении, кгс/см 2

Время, с, завышения давления в уравнительном резервуаре на величину, кгс/см2

Таблица 49. Перемещение ручки крана машиниста № 394 (395) из I во II и из II в 3 положение

Примечание. Угол поворота ручки крана из I положения: в 3 — 60°; в IV — 72°;
в VA — 79°; в V — 90° и в VI — 129°.

Таблица 50. Спецификация основных деталей крана машиниста № 326


Обозначение по рис. 92

Наименование детали

Номер детали по рабочим чертежам

Материал

Пружина клапана

Проволока ΙΙ-2

Латунь ЛС59-1

Чугун СЧ18-36

Втулка (седло клапана)

Латунь ЛС59-1

Втулка поршня

Кольцо поршневое

Латунь ЛК63-2

Чугун СЧ 18-36

Нажимная головка

Градационный хомут

183-29В или Г

Проволока 11-6

Чугун СЧ 18-36

Уплотнительное кольцо

Мембрана

Лента 12Х18-Н9-Н-2.0 — 0,15

Нажимная шайба клапана

Латунь ЛС59-1

Седло клапана

Возбудительный клапан

Пружина клапана

Проволока 11-0,8

Колпачок (упорка)

Прокладка

Примечание. Положение ручки крана № 326 изображено на рис. 93


Рис. 92. Кран машиниста № 326


Рис. 93. Положения ручки крана № 326 (принято: 1 кгс/см2 равен 0,1 МПа)


Рис. 94. Основные размеры отверстий в верхней части крана машиниста № 326

Таблица 51. Норма допусков и износа деталей возбудительной части крана машиниста № 326 (рис. 94)


Примечания. 1. Указанные размеры относятся и к кранам машиниста № 183, 184, 284.

  1. Нижняя часть крана № 326 аналогична нижней части кранов машиниста № 222, 394 и 395, но без редуктора и стабилизатора.
  2. Диаметры отверстий в верхней части крана указаны на рис. 94.


Рис. 95. Схема стенда для испытания кранов машиниста № 394:
1 — уравнительный резервуар; 2 — шланг; 3 — кран машиниста; 4 — разобщительный кран; 5 — штепсельный разъем; 6 — сигнальные лампы; 7 — кран с атмосферным отверстием 2 мм; 8 — резервуар объемом 55 л
Таблица 52. Технические условия на испытания кранов машиниста на стенде (рис. 95)

Тема - «Назначение и типы кранов машиниста. Кран машиниста усл. №394 и №395. Кран вспомогательного тормоза локомотива усл. №254»

Назначение и типы кранов машиниста

Краны машиниста предназначены для управления прямодействующими и непрямодействующими тормозами подвижного состава.

На локомотивах применяют краны двух типов:

- временные;

Угловые.

Временные краны имеют градационный сектор, на котором фиксируются рабочие положения ручки. Время выдержки ручки крана в этих положениях определяет получение соответствующего действия (например, величину ступени торможения или отпуска). Краны машиниста этого типа имеют золотник, сообщающий тормозную магистраль (ТМ) с главными резервуарами (ГР) и атмосферой (Ат).

Действие угловых кранов зависит от угла поворота ручки крана из исходного положения.

К конструкции крана машиниста предъявляются следующие тебования:

- для ускорения процесса зарядки и отпуска тормозов должно использоваться давление главных резервуаров;

Кран должен автоматически переходить с любого сверхзарядного давления в тормозной магистрали на зарядный уровень регулируемым темпом;

При поездном положении ручки кран должен поддерживать требуемое заданное давление в тормозной магистрали;

У крана должно быть положение перекрыши; желательно, два положения: с питанием и без питания утечек из тормозной магистрали;

Служебное торможение кран должен обеспечивать определенным темпом с любого уровня зарядного давления, как полное, так и ступенчатое;

Отпуск тормозов должен быть полным и ступенчатым;

При отпуске в поездном положении ручки крана должна быть автоматическая зависимость между значением начального скачка давления в тормозной магистрали и предшествовавшей ступенью торможения;

При экстренном торможении кран должен обеспечивать прямое сообщение тормозной магистрали с атмосферой.

Кран машиниста усл. №394.

Кран машиниста усл. № 394 предназначен для управления пневматическими тормозами. Вместе с электрическим контроллером кран применяется для управления пневматическими и электропневматическими тормозами пассажирских и грузовых поездов. Такому крану присвоен усл. № 395. На сегодняшний день данный тип крана в той или иной его модификации является основным для всех типов тягового подвижного состава.

Устройство крана (рис.5.1). Кран состоит из пяти частей: верхней (золотниковой), средней (зеркала золотника), нижней (уравнительной), редуктора и стабилизатора, которые присоединены сбоку.


Верхняя, средняя и нижняя части связаны между собой четырьмя шпильками, ввернутыми в корпус нижней части с гайками. В местах разъема установлены резиновые прокладки. В крышке 23 размещен золотник 24 , фигурный выступ которого только при определенном положении входит в паз нижнего конца стержня 21 , что исключает ошибки при сборке. На квадратную часть стержня надета ручка 18 с разрезной головкой, закрепленная винтом 20 и гайкой 19 . В ручке находится фиксатор 17 , который пружиной прижимается к сектору крышки 23 с фиксирующими выемками.

Стержень 21 в отверстии крышки уплотнен манжетой 22 . Между стержнем и золотником установлена пружина, которая прижимает золотник к зеркалу 26 , а стержень к верхней крышке. Для смазывания золотника в процессе эксплуатации без разборки крана в крышке 23 выполнено отверстие, закрываемое пробкой (на рисунке не показано).

Рис.5.1.

Средняя часть крана является зеркалом, к которому притирается золотник. На рабочую поверхность зеркала выходит 11 каналов, а в тело запрессовано седло для обратного клапана 16 . В корпусе 15, нижней части расположен уравнительный поршень 13 , уплотненный резиновой манжетой и латунным кольцом 14 . Нижний клапан 11, под действием пружины 10, прижимается к седлу 12 , запрессованному в корпус нижней части. Второй конец пружины через шайбу 9, опирается на гайку 7, с уплотнительной манжетой 8 . В гайке 7, выполнена трубная резьба для вывода трубопровода под пол кабины или постановки шумоглушителя.

На корпусе нижней части крана находятся шпилька с гайкой для закрепления его в кабине машиниста, штуцер с резьбой для присоединения уравнительного резервуара, а также шпильки для прикрепления стабилизатора и питательного клапана (редуктора). Для очистки от загрязнений воздуха, поступающего к питательному клапану, в корпусе 15, размещен сеточный фильтр 27 .

Положение крышки 23, относительно средней части фиксируется штифтом. Чтобы не уменьшались сечения отверстий при затягивании гаек в прокладках установлены ниппели.

Трубопроводы от главного резервуара и тормозной магистрали присоединяются соответственно к отросткам нижней части посредством накидных гаек с уплотнительными прокладками.

Редукционный клапан прикрепляется к этой же части крана посредством двух шпилек. Он состоит из корпуса 29, с запрессованной втулкой, которая служит седлом и направлением для питательного клапана 30 . Сверху на последний действует пружина, опирающаяся на заглушку, ввернутую в корпус. Нижний торец питательного клапана 30, соприкасается с металлической диафрагмой 31 , которая зажата в резьбовом соединении между корпусами 29 и 34 . Снизу на диафрагму через грибок 32, и центрирующую шайбу 33, передается усилие регулировочной пружины.

Второй конец этой пружины через вторую центрирующую шайбу опирается на регулировочный винт, имеющий насечку для вращения его вручную. На привалочном фланце редуктора сделано три канала: средний канал ПК ведет к верху питательного клапана, а правый Д — в полость, расположенную сверху диафрагмы редуктора. Левый канал УК предназначен для перетекания воздуха из-под питательного клапана в уравнительную камеру, расположенную сверху уравнительного поршня 13 .

Стабилизатор состоит из корпуса 5, с запрессованным седлом клапана 6 . Последний прижимается к седлу пружиной, второй конец которой опирается на заглушку. Нижним торцом клапан соприкасается с металлической диафрагмой, зажатой в резьбе между двумя половинами корпуса. Снизу на диафрагму через опорный грибок 3, передается усилие регулировочной пружины, второй конец которой затягивается регулировочным винтом 1 . Этот винт ввертывается в нижнюю часть корпуса стабилизатора и законтривается гайкой 2 . На привалочном фланце стабилизатора сделан один канал, через который воздух входит в полость, расположенную выше клапана.

В полости, между клапаном и диафрагмой, имеется дроссельное отверстие для выпуска воздуха в атмосферу. В кране машиниста усл. №394 на секторе крышки 23, имеются шесть углублений для фиксации положения ручки крана, а в кране усл. №394-000-2 - семь, что соответсвует семи положениям ручки крана. Все остальные детали в обеих кранах машиниста одинаковые, кроме золотника 24 , где для крана усл. №394-000-2 добавляется отверстие диаметром 0,75 мм.

Регулирование крана (рис. 5.1) . Редукционный клапан крана регулируют вращением регулировочного винта 35 . При его завертывании давление увеличивается. Для управления тормозами пассажирских поездов давление устанавливают в пределах 5-5,2 кгс/см2, а грузовых 5,3-5,5 кгс/см2. Стабилизатор регулируют после ослабления контргайки 2 . Постановкой ручки крана в I положение повышают давление в уравнительном резервуаре до 6,56-7 кгс/см2, затем ее переводят во II положение, по секундомеру проверяют время снижения давления от 6,0 до 5,8 кгс/см2, которое должно быть в установленных пределах. Если это время больше нормы, то завертыванием регулировочного винта 1, затягивают пружину стабилизатора, а если меньше 60 сек, то ослабляют нажатие пружины. По окончании регулирования затягивают контргайку стабилизатора.

Основным органом крана машиниста является золотник, который в зависимости от положения ручки крана имеет семь рабочих положений, изображенных на рис. 5.2.

I - зарядка и отпуск для сообщения питательной магистрали с тормозной каналом сечением около 200 мм2;

II - поездное для поддержания в тормозной магистрали зарядного давления, установленного регулировкой редуктора. Сообщение питательной магистрали с тормозной происходит каналами минимальным сечением около 80 мм2;

III - перекрыша без питания тормозной магистрали, применяется при управлении непрямодействующими тормозами;

IV - перекрыша с питанием тормозной магистрали и поддержанием установившегося в магистрали давления;

VA - служебное торможение медленным темпом , применяется для торможения длинносотавных грузовых поездов для замедления наполнения тормозных цилиндров в головной части поезда, и как следствие, для уменьшения реакций в поезде;

V - служебное торможение с разрядкой тормозной магистрали темпом 1 атм. за 4-6 сек;

VI - экстренное торможение для быстрой разрядки тормозной магистрали при аварийной ситуации.

Отверстия и выемки в золотнике (рис. 5.3) обозначены цифрами, а в зеркале золотника - буквами (рис. 5.4) . Назначение каналов, отверстий и выемок приведено в табл. 5.1 .

Рис. 5.4. Зеркало золотника.

Таблица №5.1. Назначение каналов, отверстий и выемок в золотнике и зеркале крана машиниста усл. №394.

Обозначение по рис.85 и рис.86. Назначение
Выемка для сообщения уравнительного резервуара с полостью над мембраной редуктора при II положении.
Отверстие диаметром 5 мм из питательной магистрали для зарядки полости над уравнительным поршнем при I положении.
3, 4 Выемка и отверстие диаметром 2,5 мм для сообщения уравнительного резервуара с атмосферой при V положении.
Отверстие диаметром 1,5 мм для сообщения уравнительного резервуара с атмосферой при переводе ручки из V в VI положение.
Отверстие диаметром 2,8 мм для сообщения уравнительного резервуара с атмосферой при V положении.
7, 8 Выемка и отверстие диаметром 2,3 мм, соединяющие уравнительный резервуар с атмосферой при V положении.
Отверстие диаметром 4 мм для сообщения полости над уравнительным поршнем через обратный клапан с тормозной магистралью при III положении.
Отверстие диаметром 3 мм, сообщающее уравнительный резервуар с атмосферой при V положении.
Выемка для сообщения полости над уравнительным поршнем с атмосферой при VI положении.
Канал, сообщающий питательную магистраль с тормозной при I положении и тормозную магистраль с атмосферой при VI положении.
Выемка, соединяющая питательную магистраль с возбудительным клапаном редуктора при I положении.
Выемка для сообщения питательной магистрали с возбудительным клапаном редуктора при II положении.
Выемка, соединяющая полость над уравнительным поршнем со стабилизатором при I и II положении.
Выемка для смазки.
Отверстие диаметром 1 мм для смазки.
Отверстие диаметром 0,75 мм для медленной разрядки уранительного резервуара (засверловка диаметром 1,5 мм) при VA положении.
М Отверстие диаметром 16 мм, постоянно сообщенное с тормозной магистралью.
Ат1 Канал, сообщающий тормозную магистраль с атмосферой при экстренном торможении.
Ат2 Отверстие диаметром 5 мм, соединяющее полость над уравнительным поршнем с атмосферой при экстренном торможении.
ГР Канал с дугообазной выемкой, постоянно сообщенный с питательной магистралью.
УР1, УР2 Выемка и отверстие диаметром 5 мм из полости над уравнительным поршнем.
УР3, УР4 Отверстие диаметром 3 мм и выемка из уравнительного резервуара.
Р1 Отверстие диаметром 3 мм из полости над диафрагмой редуктора.
Р2, Р3 Выемка и отверстие диаметром 3 мм к возбудительному клапану редуктора.
К Отверстие диаметром 3 мм к обратному клапану из полости над уравнительным поршнем.
РВ1, РВ2 Выемка и отверстие к стабилизатору.
УР5 Отверстие диаметром 3 мм из полости над уравнительным поршнем.
УР6 Отверстие диаметром 2 мм из полости над уравнительным поршнем.
С Отверстие диаметром 3 мм к стабилизатору.
СМ Смазочные канавки.

Действие крана. Рассмотрим действие крана при различных положениях его ручки.

I положение — зарядка и отпуск (рисунок-анимация 5.5). Воздух из питательной магистрали широким каналом поступает в тормозную магистраль и одновременнов полость над уравнительным поршнем, а оттуда через калиброванное отверстие диаметром 1,6 мм — в уравнительный резервуар. В полости над уравнительным поршнем давление повышается быстрее, чем в тормозной магистрали. В результате поршень опускается, отжимает от седла выпускной клапан и открывает второй путь зарядки тормозной магистрали.

Рисунок-анимация 5.5.

II положение — поездное.

При рассмотрении действия крана машиниста во II-м положении ручки можно выделить три варианта:

1 - отпуск вторым положением ручки крана,

2 - ликвидация сверхзарядного давления после зарядки и отпуска I-м положением;

3 - поддержание постоянного зарядного давления.

Отпуск II-м положением ручки крана машиниста. Из питательной магистрали ГР (см. рисунок-анимацию 5.6) через выемки в золотнике и зеркале золотника и открытый клапан редуктора воздух поступает в полость над уравнительным поршнем, а оттуда в уравнительный резервуар. Давление в полости над уравнительным поршнем становится больше давления в полости под уравнительным поршнем (тормозной магистрали). Урвнительный поршень опускается, отжимает выпускной клапан и воздух из питательной магистрали ГР поступает в тормозную магистраль ТМ .

Рисунок-анимация 5. 6.

Особенности толчка высокого давления при отпуске вторым положением ручки крана

При постановке ручки крана машиниста во II-е положение после глубокой разрядки воздух широким каналом (диафрагма редуктора прогнута вверх) поступает в полость над уравнительным поршнем и не успевает перетекать в уравнительный резервуар и полость над диафрагмой редуктора через канал диаметром 1,6 мм. Поэтому в полости над уравнительным поршнем кратковременно создается давление больше зарядного в результате чего уравнительный поршень резко перемещается вниз и пропускает воздух из питательной магистрали в тормозную широким каналом. При повышении давления в уравнительном резервуаре и полости над диафрагмой редуктора проходное сечение через клапан редуктора уменьшается и воздух поступает в тормозную магистраль под зарядным давлением.

Ликвидация сверхзарядного давления после отпуска I-м положением ручки крана (рисунок-анимация 5.7).

Для ликвидации сверхзардного давления постоянным темпом, не вызывающим срабатывания воздухораспределителей на торможение используется стабилизатор крана машиниста. Полость над уравнительным поршнем через отверстие диаметром 0,4-0,45 мм сообщается с атмосферой при постоянном давлении в полости в над диафрагмой (около 3-3,5 атм), установленном пружиной стабилизатора. При этом происходит понижение давления в полости над уравнительным поршнем и уравнительном резервуаре темпом 0,1 кгс/см2 за 90-120 сек.С другой стороны давление в тормозной магистрали и полости над уравнительным поршнем понижается из-за наличия утечек.

Максимально допустимый темп утечек составляет 0,2 кгс/см2 за 60 сек. Если снижение давления в полости над уравнительным поршнем будет происходить интенсивнее чем в полости под уравнительным поршнем, то уравнительный поршень переместится вверх и сообщит тормозную магистраль с атмосферой (сечение канала будет таким чтобы понижать давление в тормозной магистрали темпом 0,1 кгс/см2 за 90-120 сек вместе с утечками).Данный случай показан на рисунке-анимации 5.7 .

Если давление в полости над уравнительным поршнем будет снижаться медленнее чем под уравнительным поршнем (тормозной магистрали), то уравнительный поршень переместится вниз и будет производить подпидку тормозной магистрали из питательной (на рисунке-анимации не показано). Причем сечение канала подпидки будет таким, что давление в тормозной магистрали из-за утечек все равно будет понижаться, но не темпом утечек, а укзанным выше 0,1 кгс/см2 за 90-120 сек.

Рисунок-анимация 5.7.

Поддержание постоянного зарядного давления (рисунок-анимация 5.8). После того как стабилизатор понизит давление на 0,1 кгс/см2 ниже зарядного в полости над уравнительным поршнем, уравнительном резервуаре и полости над диафрагмой редуктора, диафрагма редуктора под действием пружины прогнется вверх и воздух из питательной магистрали через клапан редуктора будет поступать в полость над уравнительным поршнем, уравнительный резервуар и полость над диафрагмой редуктора.

В это же время выпуск воздуха через стабилизатор будет продолжаться. Таким образом поддерживается постоянное зарядное давление в полости над уравнительным поршнем. При наличии утечек в тормозной магистрали давление в полости под уравнительным поршнем станет ниже зарядного, уравнительный поршень переместится вниз и из питательной магистрали воздух будет поступать в тормозную (процесс питания утечек в тормозной магистарали не показан).

III положение — перекрыша без питания тормозной магистрали (рисунок-анимация 5.9).

Полость над уравнительным поршнем и уравнительный резервуар через обратный клапан сообщаются с тормозной магистралью. Происходит выравнивание давлений в уравнительном резервуаре и тормозной магистрали. При наличии утечек в тормозной магистрали воздух из полости над уравнительным поршнем и уравнительного резервуара будет перетекать в тормозную магистраль. Из-за того, что объем уравнительного резервуара значительно меньше объема тормозной магистрали поступления воздуха из уравнительного резервуара будет явно недостаточно, чтобы восполнить утечки из тормозной магистрали.

Полости над и под уравниетльным поршнем оказываются связанными через обратный клапан, и следовательно, давление в них будет одинаково. При этом уравнительный поршень занимает среднее положение, при котором тормозная магистраль разобщена с питательной магистралью и с атмосферой. Рисунок-анимация 5.8.

IV положение — перекрыша, с питанием магистрали (рисунок-анимация 5.10).

Все отверстия и выемки на зеркале перекрыты золотником. При этом при утечках из тормозной магистрали давление в полости над уравнительным поршнем становится больше давления под уравнительным поршнем и поршень перемещается вниз, сообщая питательную магистраль с тормозной каналом достаточным для питания утечек. Плотность уравнительного резервуара допускает темп утечек из него не более 0,1 кгс/см2 за 3 мин, что значительно уменьше темпа утечек из тормозной магистрали. Рисунок-анимация 5.9.

Рисунок-анимация 5.10.

V положение — служебное торможение (рисунок - анимаци 5.11).

Воздух из уравнительного резервуара и полости над уравнительным поршнем через отверстия и каналы в золотнике и зеркале золотника, калиброванное отверстие в золотнике диаметром 2,3 мм выпускается в в атмосферу темпом 1 кгс/см2 за 4-6сек.Так как давление над уравнительным поршнем становится меньше чем под ним, то уравнительный поршень переместится вверх и сообщит тормозную магистраль с атмосферой через выпускной клапан. Положении VА отличается тем, что в нем происходит разрядка уравнительного резервуара через отверстие 0,75 мм (на рисунке-анимации не показано).

Рисунок-анимация 5.11.

Дотормаживание (на рисунке-анимации не показано). Так как объем уравнительного резервуара значительно меньше объема тормозной магистрали, то после перевода ручки крана из положения V в перекрышу, давление в полости над уравнительным поршнем (уравнительном резервуаре) может оказаться больше давления в полости под уравнительным поршнем (тормозной магистрали). В этом случае поршень опущен вниз и процесс разрядки тормозной магистрали продолжается до тех пор,пока давления в полости над и под уравнительным поршнем не выровняются.

VI положение — экстренное торможение (рисунок-анимация 5.12).

Воздух из тормозной магистрали широкими каналами в золотнике и зеркале золотника уходит ватмосферу. Одновременно воздух из полости над уравнительным поршнем и из уранвительного резервуара также выходит в атмосферу. Так как объем уравнительного резервуара и полости над уравнительным поршнем значительно меньше объема тормозной магистрали, то уравнительный поршень перемещается вверх, и открывает второй путь разрядки тормозной магистрали.

Рисунок-анимация 5.12.

Похожие публикации