Энциклопедия пожаробезопасности

Сигналы тревоги и специальные указатели. Пожарная сигнализация на бозе "болид"

Специальный сигнал, предназначенный для оповещения людей о возникновении пожара.

В нашей статье мы расскажем Вам все, что связано с понятием пожарная тревога.

Для пожарных этот термин означает сигнал для выезда из подразделения к месту возникновения пожара или чрезвычайной ситуации. В пожарных частях установлены специальные звуковые оповещали, которые включаются штатным диспетчером для оповещения пожарных к выезду.

После срабатывания данного сигнала в пожарной части, огнеборцы бросают все свои повседневные дела согласно и осуществляют .

Рассмотрим виды пожарной тревоги

Первый вид тревоги, пожалуй, самый распространенный и безобидный - это учебная тревога, выполняется на учебных занятиях (команду подает руководитель занятия), а так же при проведении проверки старшими должностными лицами гарнизона, в этом случае начальник караула получает вводную от диспетчера и следует к месту проведения учений или занятий.

Второй – это срабатывание дублирующей с охраняемого объекта (ОПС, АПС). Дублеры, как правило, расположены в помещении диспетчера и посылают сигнал на пульт пожарной части одновременно с момента срабатывания пожарных извещателей на охраняемом объекте, на котором они установлены .

Диспетчер включает пожарную тревогу, в этой ситуации начальник караула получает путевой лист у диспетчера с предварительными данными и карточкой пожаротушения на объект (если данный документ разработан) , по прибытию к месту вызова начальник караула находит сработавший приемно контрольный прибор и уточняет место (помещение) где установлен пожарный извещатель, проводит разведку.

Третий не менее распространенный случай – это сообщение по телефонной связи о пожаре или происшествии , диспетчер принимает сообщение от заявителя, уточняет его контактные данные, а также место и характер происшествия, одновременно подает сигнал тревоги, заполняет путевой лист и отправляет дежурный караул согласно .

Действия персонала объекта при срабатывании пожарной сигнализации (тревоги)


При срабатывании пожарной сигнализации на объекте, обслуживающий персонал обязан выполнить все действия согласно внутренней инструкции, данный документ утверждается руководителем организации по согласованию с пожарными инспекторами. Как правило, установлен следующий порядок:

  • определить место срабатывания пожарной сигнализации;
  • продублировать ;
  • осмотреть место и при необходимости воспользоваться ;
  • открыть эвакуационные выходы ;
  • встретить прибывающие пожарные подразделения и доложить обстановку.

По статистике 40% случаев составляет ложное срабатывание пожарной сигнализации. Причиной, как правило, становится неисправность приборов. Попадание пыли в дымовые извещатели, насекомых или перепады электро напряжения. В этом случае пожарные подразделения осматривают помещения, убеждаются в ложном срабатывании сигнализации и передают данную информацию на пункт связи пожарной части. Стоит отметить, что при каждом ложном срабатывании начальник караула готовит документ о предварительной причине срабатывания сигнализации на имя руководителя подразделения, далее документ передается в отдел ГПН инспектору.

Если срабатывание извещателя, а следовательно и приемно-контрольного прибора произошло вследствие пожара, то огнеборцы выполняют действия по эвакуации и ликвидации очага возгорания и спасению людей.

На сегодняшний день законодательство обязывает оборудовать практически все помещения общественного и коммерческого назначения пожарными извещателями.

Проведение учебной пожарной тревоги


Согласно нормам, детские дошкольные учреждения, школы, здания администраций, учреждения здравоохранения и другие объекты с массовым пребыванием людей, оборудуются специальными системами СОУЭ – система оповещения и управления эвакуацией. Эта современная система включает в себя комплекс средств оповещения, а именно звуковое, речевое и световое оповещение, наверное, многим знакома, эта фраза: «Внимание пожарная тревога, срочно всем покинуть помещения»


Как проходит тренировка по эвакуации при пожарной тревоге

102. Сигналы тревоги подаются гудками, свистками локомотивов, моторвагонных поездов, специального самоходного железнодорожного подвижного состава, сиренами, духовыми рожками, воинскими сигнальными трубами, ударами в подвешенные металлические предметы.
Звуки, обозначенные в схеме звуковых сигналов, в случае подачи их ударами воспроизводятся:
длинные — часто следующими один за другим ударами;
короткие — редкими ударами по числу необходимых коротких звуков.

103. Сигнал «Общая тревога» подается группами из одного длинного и трех коротких звуков в следующих случаях:
при обнаружении на железнодорожном пути неисправности, угрожающей безопасности движения;
при остановке поезда в снежном заносе, крушении поезда и в других случаях, когда требуется помощь.
Сигнал подается при необходимости каждым работником железной дороги.

104. Сигнал «Пожарная тревога» подается группами из одного длинного и двух коротких звуков.
Сигнал подается при необходимости каждым работником железнодорожного транспорта.

105. Сигнал «Воздушная тревога» подается протяжным звучанием сирен, а также рядом коротких звуков непрерывно в течение 2 — 3 минут.
На железнодорожных станциях и в других организациях железнодорожного транспорта, расположенных в городах, сигнал воздушной тревоги, поданный в городе сиренами или переданный по радиотрансляционной сети, немедленно повторяется сиренами, а также свистками локомотивов, моторвагонных поездов, специальным самоходным железнодорожным подвижным составом и гудками.
На железнодорожных станциях и в других организациях железнодорожного транспорта, расположенных вне городов, сигнал воздушной тревоги подается этими же средствами по распоряжению уполномоченных работников владельца инфраструктуры, владельца железнодорожных путей необщего пользования.
На перегонах сигнал воздушной тревоги подается свистками локомотивов, моторвагонных поездов, специального самоходного железнодорожного подвижного состава:
в воинских поездах — по распоряжению наблюдателя, выделяемого из личного состава перевозимой воинской части;
в других поездах — машинистом локомотива, ведущего поезд.
При наличии железнодорожной радиотрансляционной сети (в поездах, на железнодорожных станциях и в других организациях железнодорожного транспорта) оповещение о подаче сигнала воздушной тревоги производится также через эту сеть.

106. Сигнал «Радиационная опасность» или «Химическая тревога» подается в течение 2 — 3 минут:
на перегонах — свистками локомотивов, моторвагонных поездов, специального самоходного железнодорожного подвижного состава группами из одного длинного и одного короткого звуков;
на железнодорожных станциях и в других организациях железнодорожного транспорта — частыми ударами в подвешенные металлические предметы.
Сигнал «Радиационная опасность» или «Химическая тревога» на железнодорожных станциях и в других организациях железнодорожного транспорта подается по распоряжению уполномоченных работников владельца инфраструктуры, владельца железнодорожных путей необщего пользования, а на перегонах — машинистом ведущего локомотива, моторвагонного поезда, специального самоходного железнодорожного подвижного состава.
При наличии железнодорожной радиотрансляционной сети оповещение о радиоактивной или химической опасности производится также через эту сеть передачей текста указанных сигналов.

107. Об окончании воздушной тревоги, а также миновании угрозы поражения радиоактивными или отравляющими веществами работники железнодорожного транспорта и пассажиры оповещаются:
1) на железнодорожных станциях и в других организациях железнодорожного транспорта — по указанию уполномоченных работников владельца инфраструктуры, владельца железнодорожных путей необщего пользования через радиотрансляционную сеть и другие средства связи, включая и посыльных;
2) в пассажирских поездах — по указанию начальника (механика-бригадира) пассажирского поезда, передаваемому через работников, обслуживающих поезд, и по поездной радиотрансляционной сети;
3) в людских и воинских поездах — по указанию начальника эшелона средствами связи эшелона при получении извещения от дежурного по железнодорожной станции;
4) в грузопассажирских, почтово-багажных и грузовых поездах — дежурным по железнодорожной станции.

108. Для предупреждения локомотивных бригад и других работников, обслуживающих поезд, о следовании поезда на зараженный участок, а также для предотвращения входа людей на него без индивидуальных средств защиты (противогазов, защитных костюмов и др.) такой участок ограждается специальными указателями «Заражено» (рис. 203).

Указатели «Заражено» на железнодорожных станциях и перегонах устанавливаются на расстоянии не более 50 м от границ зараженного участка. Перегоны, кроме того, с обеих сторон зараженного участка с правой стороны по направлению движения на железнодорожных путях общего пользования на расстоянии 1200 м, а на железнодорожных путях необщего пользования на расстоянии «Т», от первых указателей «Заражено» ограждаются вторыми такими же указателями. Указатели «Заражено» устанавливаются на обочине земляного полотна или в междупутье.
Перед первым по ходу поезда указателем «Заражено» или перед местом, указанным в уведомлении, полученном от дежурного по железнодорожной станции, о наличии зараженного участка (независимо от того, огражден участок указателями или нет), машинист ведущего локомотива, моторвагонного поезда, специального самоходного железнодорожного подвижного состава обязан подать сигнал «Радиационная опасность» или «Химическая тревога» и проследовать зараженный участок с установленной скоростью.
Указатели «Заражено» ночью должны освещаться.

109. Сигнальные огни светофоров, фонарей, стрелочных указателей, поездных, ручных и других сигналов должны обеспечиваться светомаскировочными устройствами.

удары в колокол как сигнал к сбору людей в случае пожара, тревоги

Альтернативные описания

Тревожный колокольный звон

Удары в колокол как сигнал к сбору людей в случае пожара, тревоги

Рассказ Л. Толстого

. "SOS!" с колокольни

. "Тревога" от звонаря

SOS от звонаря

Беспокойные удары в колокол

Бой в колокола

Бой колоколов

Большой медный барабан, возившийся на лошадях и использовавшийся для подачи сигнала общей тревоги в войска

Бухенвальдский...

В Древней Руси можно было увидеть перевозку на четырех лошадях войскового барабана огромных размеров, а как он назывался

Всполох, частый беспорядочный звон в большой колокол, сигнал тревоги при пожаре и т. д

Звон колоколов

Звон на пожар

Звон общественного звучания

Звон опасности

Колокол, который бьет тревогу

Колокольн. тревога

Колокольная "дробь"

Колокольная сирена

Колокольная тревога

Колокольный "SOS!"

Колокольный "атас"

Колокольный "переполох" при пожаре

Колокольный аналог пожарной сирены

Колокольный звон

Колокольный звон частыми ударами, сигнал тревоги

Колокольный звон, волнующий людей больше, чем падение рубля

Колокольный звон, означающий тревогу

Колокольный переполох

Колокольный сигнал о бедствии

М. взбуда, сполох, тревога; бой в барабан, в доску, звон в колокола, грохот в трещотку, для сбора народа, по случаю пожара либо иной общей опасности. Бить набат или в набат. Набатный, сполошный, к набату относящийся. Набатить арх. набачить, бить набат. Набатчик м. набатчица ж. кто набатит

Перезвон на случай тревоги

Пожарная сирена в исполнении колоколов

Предшественник пожарной сирены

Рассказ Л. Н. Толстого

Рассказ русского писателя Л. Андреева

Роман Л. Н. Толстого

Русский ударный музыкальный инструмент, вид литавры

Сигнал тревоги для оповещения о пожаре или другом каком-либо бедствии, подаваемый ударами колокола; перен. Усиленно обращать внимание общества на какую-либо опасность; поднимать тревогу

Сигнал тревоги с колокольни

Со времен Древней Руси - сигнал тревоги для сбора людей, частый беспорядочный звон в большой колокол, оповещавший о бедствии, общей опасности

Спешная работа на судне

Тревога с звонницы

Тревога с колоколов

Тревога с колокольни

Тревожное "избиение" колоколов

Тревожные удары в колокол

Тревожный звон

Тревожный звон колоколов

Тревожный колокольный звон

Тревожный перезвон

Тревожный сигнал

Удары в колокол

Удары в колокола

Устаревшее Большой величины барабан, в который били тревогу в войске

Церковный сигнал тревоги

Тревожные колокола

Колокольный сигнал о пожаре

Всполох, частый беспорядочный звон в большой колокол, сигнал тревоги при пожаре и т. д.

В Древней Руси можно было увидеть перевозку на четырех лошадях войскового барабана огромных размеров, а как он назывался?

. «SOS!» с колокольни

Тревожное «избиение» колоколов

Колокольный «переполох» при пожаре

. «тревога» от звонаря

Колокольный «SOS!»

Колокольный «атас»

Колокольная «дробь»

Колокольный аналог сирены

СИГНАЛЫ ТРЕВОГИ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ УКАЗАТЕЛИ

9.1. Сигналы тревоги подаются гудками, свистками локомотивов (моторвагонных поездов) и специального самоходного подвижного состава, сиренами, духовыми рожками, воинскими сигнальными трубами, ударами в подвешенные металлические предметы.

Звуки, обозначенные в схеме звуковых сигналов, в случае подачи их ударами воспроизводятся:

длинные - часто следующими один за другим ударами;

короткие - редкими ударами по числу необходимых коротких звуков.

9.2. Сигнал «Общая тревога» подается группами из одного длинного и трех коротких звуков

- - -

в следующих случаях:

при обнаружении на пути неисправности, угрожающей безопасности движения;

при остановке поезда в снежном заносе, крушении поезда и в других случаях, когда требуется помощь.

9.3. Сигнал «Пожарная тревога» подается группами из одного длинного и двух коротких звуков.

- - -

Сигнал подается при необходимости каждым работником железной дороги.

9.4. Сигнал «Воздушная тренога» подается протяжным звучанием сирен, а также рядом коротких звуков непрерывно в течение 2-3 минут.

На станциях, заводах и других предприятиях федерального железнодорожного транспорта, расположепных и городах, сигнал воздушной тревоги, поданный в городе сиренами или переданный по радиотрансляционной сети, немедленно повторяется сиренами, а также свистками локомотивов (моторвагонных поездов) и специального самоходного подвижного состава и гудками.

На станциях, заводах и других предприятиях федерального железнодорожного транспорта, расположенных вне городов, сигнал воздушной тревоги подается этими же средствами по распоряжению соответственно начальника станции, завода, предприятия.

На перегонах сигнал воздушной тревоги подается свистками локомотивов (моторвагонных поездов) и специальною самоходного подвижного состава:

в воинских поездах-по распоряжению наблюдателя, выделяемого из личного состава перевозимой части;

и других поездах - машинистом локомотива, ведущего поезд.

При наличии железнодорожной радиотрансляционной сети (в поездах, на станциях, заводах и других предприятиях федерального железнодорожного транспорта) оповещение о подаче сигнала воздушной тревоги производится также через эту сеть.

9.5. Сигнал «Радиационная опасность» или «Химическая тревога» подается в течение 2-3 минут:

на перегонах - свистками локомотивов (моторвагонных поездов) и специального самоходного подвижного состава группами из одного длинного и одного короткого звуков

- - - -

на станциях, заводах и других предприятиях федерального железнодорожного транспорта - частыми ударами в подвешенные металлические предметы.

Сигнал «Радиационная опасность» или «Химическая тревога» на станциях, заводах и других предприятиях федерального железнодорожного транспорта подается по распоряжению соответственно начальника станции, завода, предприятия, а на перегонах - машинистом ведущего локомотива (моторвагонного поезда) и специального самоходного подвижного состава.

При наличии железнодорожной радиотрансляционной сети оповещение о радиоактивной или химической опасности производится также через эту сеть передачей текста указанных сигналов.

9.6. Об окончании воздушной тревоги, а также миновании угрозы поражения радиоактивными или отравляющими веществами работники железных дорог и пассажиры оповещаются:

на станциях, заводах и других предприятиях федерального железнодорожного транспорта - по указанию соответственно начальника станции, завода, предприятия или лица, ими уполномоченного, через радиотрансляционную сеть и другие средства связи, включая и посыльных:

в пассажирских поездах - по указанию начальника (механика-бригадира) пассажирского поезда, передаваемому через работников, обслуживающих поезд, и по поездной радиотрансляционной сети;

в людских и воинских поездах - по указанию начальника эшелона средствами связи эшелона при получении извещения от дежурного по станции;

в грузопассажирских, почтово-багажных и грузовых поездах - дежурным по станции.

9.7. Для предупреждения локомотивных бригад и других работников, обслуживающих поезд, о следовании поезда на зараженный участок, а также для предотвращения входа людей на него без индивидуальных средств защиты (противогазов, защитных костюмов и др.) такой участок ограждается специальными указателями «Заражено» (рис. 9.1).

Указатели «Заражено» на станциях и перегонах устанавливаются на расстоянии не более 50 м от границ зараженною участка. Перегоны, кроме того, с обеих сторон зараженною участка с правой стороны по направлению движения на расстоянии 1200 м от первых указателей «.Заражено» ограждаются вторыми такими же указателями. Указатели «Заражено» устанавливаются на обочине земляною полотна или в междупутье. Перед первым по ходу поезда указателем «Заражено» или перед местом, указанным в уведомлении, полученном от дежурного по станции о наличии зараженного участка (независимо от того, огражден участок указателями или нет), машинист ведущего локомотива обязан подать сигнал «Радиационная опасность» или «Химическая тревога» и проследовать зараженный участок с установленной скоростью.

Указатели «Заражено» ночью должны освещаться.

9.8. Сигнальные огни светофоров, фонарей, стрелочных указателей, поездных, ручных и других сигналов должны обеспечиваться светомаскировочными устройствами.

Пожарная сигнализация является одним из способов обеспечения безопасности жилья при возникновении возгораний и призвана выполнять такие функции как:

  • своевременное оповещение об опасности находящихся в помещении людей;
  • подача сигнала тревоги на пульт диспетчера или пост МЧС;
  • приведение в действие системы тушения пожара, если таковая имеется.

Однако не так редко случается, что сигнализация вдруг срабатывает без видимых на это причин и в таком случае она может привести в действие установленные в помещении системы пожаротушения. Чтобы избежать этого, а также избавиться от действующего на нервы непрерывного воя, необходимо постараться быстро отключить сигнализацию.

Основные причины срабатывания

Для начала нужно постараться определить причину срабатывания сигнализации — возможно, в каком-то помещении всё же возникло задымление или случилось воспламенение. Нужно произвести проветривание комнаты, проверить все возможные точки, в которых может произойти возгорание, а также осмотреть электрическую проводку. После устранения причин пожарная сигнализация должна отключиться самостоятельно.

Причины, по которым пожарная сигнализация приходит в действие в отсутствие возгорания, могут быть весьма разнообразными:

  • скопившаяся на элементах установки пыль;
  • электромагнитные помехи (например, при проведении сварочных работ);
  • низкий заряд батареек в датчиках, в случае чего сигнализация подаёт не постоянный сигнал, а периодически пищит;
  • сильное повышение температуры в помещении или возникшее вследствие него парообразование;
  • недостаточное напряжение электрической сети;
  • застрявшие в датчиках насекомые и пр.

Правила отключения

Если всё же срабатывание сигнализации было необоснованным, в зависимости от её типа стоит выбирать, как отключить пожарную сигнализацию.

Наиболее простым способом отключить сигнализацию, установленную на потолке в квартире, будет вынуть батарейку из датчика. Но не стоит забывать, что лишённая питания сигнализация будет абсолютно бесполезна, и в случае реального пожара есть риск оказаться без защиты. Также можно отсоединить контрольно-приёмный прибор от внешней сети. Однако стоит учесть, что подобные системы имеют источник резервного питания, который тоже придётся отсоединять.

Также отключить пожарную сигнализацию в квартире можно, если помнить, что на лицевой стороне внутриквартирного извещателя присутствует кнопка, отвечающая за контроль его работоспособности. При её нажатии устройство должно перейти в тревожный режим, сброс звукового сигнала произойдёт автоматически, если её отпустить.

Если система противопожарной безопасности оснащена пультом централизованного управления, то произвести отключение сигнализации можно через него. Для этого придётся воспользоваться паролем, который есть у людей, отвечающих за пожарную безопасность здания, либо у представителей обслуживающей данную сигнализацию компании.


Одной из частых причин, по которым может сработать сигнализация, может стать пыль, накопившаяся в датчиках, например, после проведения работ по строительству или ремонту помещения. В такой ситуации необходимо аккуратно разобрать их и тщательно прочистить смоченной в спирте ватной турундой или воспользоваться уже готовой палочкой. После удаления пыли сирена должна замолчать.

Если возникла необходимость отключения сигнализации на время в одном из помещений, тогда нужно заклеить датчик липкой лентой, либо заизолировать плёнкой, закрепив её при помощи резинки. В результате этих действий датчик не среагирует на задымленность или повышенную температуру.

Если определить, почему пищит пожарная сигнализация, не представляется возможным, можно решить вопрос радикально — перекусыванием идущих к датчику проводов, однако в таком случае сигнализация перестанет работать и станет совершенно бесполезным декоративным элементом, а для восстановления её защитных функций потребуется ремонт.

Не стоит забывать, что самостоятельное отключение сигнализации при отсутствии необходимых знаний и навыков может привести систему к поломке или даже в полную негодность, поэтому при возможности лучше обратиться к специалисту. Если такая возможность отсутствует, перед отключением желательно изучить инструкцию к данной установке.

Кнопка пожарной сигнализации

В некоторых системах обеспечения пожарной безопасности обязательны кнопки включения сигнализации, предназначенные для ручного включения сигнала оповещения в случае обнаружения возгорания. Они представляют собой красную либо белую коробочку с помещённым в неё механизмом пуска, сигнал от которой передаётся по проводам или при помощи датчика на пульт охраны.


Конструкция ручного пожарного извещателя включает в себя пусковое приспособление, например кнопку или рычаг, при воздействии на который срабатывают контакты, и происходит подача тревожного сигнала.

Чтобы подать сигнал тревоги, нужно открыть крышку, защищающую кнопку от случайных нажатий, и привести в действие механизм пуска.

После разового воздействия на кнопку сигнал не перестанет подаваться, поскольку цепочка питания переходит в режим самоблокировки.

Отключить сигнал тревоги и вернуть кнопку в режим ожидания можно при помощи специального ключа, который обычно находится у отвечающих за пожарную безопасность сотрудников.

Согласно правилам, кнопка устанавливается на высоту примерно 1,4 метров в легкодоступных местах, на эвакуационных маршрутах, в зонах повышенной безопасности. Устанавливают такие кнопки как внутри, так и снаружи здания. Своевременное нажатие её поможет незамедлительно принять меры по устранению очага возгорания, а также вовремя удалить людей из помещения.

Кнопка пожарной сигнализации для квартир имеют улучшенный дизайн, не отличаясь принципом действия от тех, что устанавливаются в организациях и промышленных зданиях. Она также соединяется с центральным постом управления, на который в случае возгорания вручную будет подан сигнал тревоги. Рекомендована для установки в помещениях постоянного пребывания больных, пожилых или людей с ограниченными возможностями - в случае опасности нажать её гораздо проще и быстрее, чем осуществить звонок.

Похожие публикации