Энциклопедия пожаробезопасности

Гиперзвуковой истребитель. Гиперзвуковые летательные аппараты. Российская концепция гиперзвука – ракеты и ПАК ДА

Электронщик (инженер электроник) специалист, обеспечивающий правильную техническую эксплуатацию, бесперебойную работу электронного оборудования. Электроник главный герой многосерийного детского телефильма «Приключения Электроника», снятого по… … Википедия

электроник - электр оник, а … Русский орфографический словарь

электроник - специалист IT … Словарь бизнес-сленга

электроник - с. Электрон үзлекләрен куллану белән бәйле. Шуңа нигезләнгән … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге

электроникæ - з.б.п … Орфографический словарь осетинского языка

электроник - электр/он/ик/ … Морфемно-орфографический словарь

Робот Появление Фантастические повести «Электроник мальчик из чемодана», «Рэсси неуловимый друг», телефильм Приключения Электроника Создатель Велтистов, Евгений Серафимович … Википедия

ИНЖЕНЕР-ЭЛЕКТРОНИК (ЭЛЕКТРОНИК) - Должностные обязанности. Обеспечивает правильную техническую эксплуатацию, бесперебойную работу электронного оборудования. Участвует в разработке перспективных и текущих планов и графиков работы, технического обслуживания и ремонта оборудования,… … Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих

- «Ultra Electronics» Год основания 2001 Расположение … Википедия

Инженер электроник, инженера электроника … Орфографический словарь-справочник

Книги

  • , Е. Велтисов. Известная фантастическая повесть о приключениях мальчика-робота по имени Электроник и его друга и…
  • Электроник - мальчик из чемодана , Е. Велтистов. Фантастическая повесть, рассказывающая об удивительных приключениях электронного мальчика по имени…

Эти схемы, которые будут использоваться во всех электронных системах будущих миссий, смогли проработать до 4000 часов при температуре 500 градусов - чем эффективно продемонстрировали, что могут существовать в венерианских условиях в течение длительного времени. Эти испытания проводились в среде GEER, которая имитирует условия на поверхности Венеры, включая как экстремальную температуру, так и высокое давление.

Еще в апреле 2016 года команда GRC провела испытания кольцевого осциллятора из 12 полупроводников в течение 521 часа (21,7 дня). Во время испытаний они поднимали температуру цепей до 460 градусов, атмосферное давление до 9,3 МПа и уровень CO 2 и других следовых газов - до сверхкритических. На протяжении всего этого процесса осциллятор на основе SiC демонстрировал хорошую стабильность и продолжал работать.

Закончилось через 21 день из-за расписания, но могло продолжаться и дальше. Тем не менее и этот результат представил мировой рекорд, намного превосходящий достижения любых других миссий. Похожие тесты показали, что кольцевой осциллятор может пережить тысячи часов при температуре 500 градусов в земных условиях.

Подобная электроника представляет важный сдвиг парадигмы освоения космоса и может позволить состояться миссиям, которые ранее были невозможны. NASA планирует включить электронику на основе SiC в зонд LLISSE. Его прототип в настоящее время разрабатывается для добычи базовых, но очень ценных научных измерений поверхности Венеры.

Другие планы по созданию живучего исследователя Венеры включают AREE, «стимпанковый ровер», который опирается на аналоговые компоненты, а не на сложные электронные системы. В то время как эти концепции направлены на то, чтобы полностью избавить нас от электроники и чтобы миссия на Венере могла продолжаться в течение неограниченного срока, новая электроника на основе SiC позволит более сложным роверам работать в экстремальных условиях.

Да и без Венеры эти технологии могут привести к появлению зондов нового класса, способных исследовать недра газовых гигантов - Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна - у которых температура и давление были слишком неприступными в прошлом. Зонд, обладающий прочной закаленной оболочкой и электронными схемами на основе SiC, мог бы проникать глубоко в недра этих планет и вытаскивать новые данные об их атмосферах и магнитных полях.

Поверхность Меркурия также стала бы доступна для роверов и посадочных модулей, использующих новые технологии, даже в дневное время, когда температура поднимается до 427 градусов. Даже на Земле есть много экстремальных мест, которые можно было бы исследовать при помощи цепей SiC.

Может быть, однажды мы сможем исследовать даже недра звезды?

Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции инженера-электроника, образец 2019 года. На данную должность может быть назначен человек, имеющий высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет. Не забывайте, каждая инструкция инженера-электроника выдается на руки под расписку.

На представлена типовая информация о знаниях, которыми должен обладать инженер-электроник. Об обязанностях, правах и ответственности.

Данный материал входит в огромную библиотеку нашего сайта, которая обновляется ежедневно.

1. Общие положения

1. Инженер-электроник относится к категории специалистов.

2. Инженером-электроником принимается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет.

3. Инженер-электроник принимается на должность и освобождается от должности __________ организации (директором, руководителем) по представлению __________. (должность)

4. Инженер-электроник должен знать:

— постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы по вопросам эксплуатации и ремонта электронного оборудования;

— технико-эксплуатационные характеристики, конструктивные особенности, назначение и режимы работы оборудования, правила его технической эксплуатации;

— технологию автоматической обработки информации;

— формализованные языки программирования;

— виды технических носителей информации;

— действующие системы счислений, шифров и кодов, стандартные программы и команды;

— основы математического обеспечения и программирования;

— методы разработки перспективных и текущих планов (графиков) работы и порядок составления отчетности об их выполнении;

— организацию ремонтного обслуживания;

— передовой отечественный и зарубежный опыт эксплуатации и технического обслуживания электронного оборудования;

— порядок составления заявок на электронное оборудование, запасные части, проведение ремонта и другой технической документации;

— основы экономики, организации труда и организации производства;

— правила и нормы охраны труда.

5. В своей деятельности инженер-электроник руководствуется:

— законодательством Российской Федерации,

— Уставом (положением) организации,

— приказами и распоряжениями ________ организации, (генерального директора, директора, руководителя)

— настоящей должностной инструкцией,

— Правилами внутреннего трудового распорядка организации.

6. Инженер-электроник подчиняется непосредственно: _________. (должность)

7. На время отсутствия инженера-электроника (командировка, отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное __________ (должность) организации в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права, обязанности и несет ответственность за исполнение возложенных на него обязанностей.

2. Должностные обязанности инженера-электроника

Инженер-электроник:

1. Обеспечивает правильную техническую эксплуатацию, бесперебойную работу электронного оборудования.

2. Участвует в разработке перспективных и текущих планов и графиков работы, технического обслуживания и ремонта оборудования, мероприятий по улучшению его эксплуатации и повышению эффективности использования электронной техники.

3. Осуществляет подготовку электронно-вычислительных машин к работе, технический осмотр отдельных устройств и узлов, контролирует параметры и надежность электронных элементов оборудования, проводит тестовые проверки с целью своевременного обнаружения неисправностей, устраняет их.

4. Производит наладку элементов и блоков электронно-вычислительных машин, радиоэлектронной аппаратуры и отдельных устройств и узлов.

5. Организует техническое обслуживание электронной техники, обеспечивает ее работоспособное состояние, рациональное использование, проведение профилактического и текущего ремонта.

6. Принимает меры по своевременному и качественному выполнению ремонтных работ согласно утвержденной документации.

7. Осуществляет контроль за проведением ремонта и испытаний электронного оборудования, за соблюдением инструкций по эксплуатации, техническому уходу за ним.

8. Участвует в проверке технического состояния электронного оборудования, проведении профилактических осмотров и текущего ремонта, приемке его из капитального ремонта, а также в приемке и освоении вновь вводимого в эксплуатацию электронного оборудования.

9. Изучает возможность подключения дополнительных внешних устройств к электронно-вычислительным машинам с целью расширения их технических возможностей, создания вычислительных комплексов.

10. Ведет учет и анализирует показатели использования электронного оборудования, изучает режимы работы и условия его эксплуатации, разрабатывает нормативные материалы по эксплуатации и техническому обслуживанию электронного оборудования.

11. Составляет заявки на электронное оборудование и запасные части к нему, техническую документацию на ремонт, отчеты о работе.

12. Осуществляет контроль за своевременным обеспечением электронной техники запасными частями и материалами, организует хранение радиоэлектронной аппаратуры.

3. Права инженера-электроника

Инженер-электроник имеет право:

1. Вносить на рассмотрение руководства предложения:

— по совершенствованию работы связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями,

— о поощрении подчиненных ему отличившихся работников,

— о привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности работников, нарушивших производственную и трудовую дисциплину.

2. Запрашивать от структурных подразделений и работников организации информацию, необходимую ему для выполнения своих должностных обязанностей.

3. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.

5. Требовать от руководства организации оказания содействия, в том числе обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

6. Иные права, установленные действующим трудовым законодательством.

4. Ответственность инженера-электроника

Инженер-электроник несет ответственность в следующих случаях:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, установленных трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба организации — в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция инженера-электроника - образец 2019 года. Должностные обязанности инженера-электроника, права инженера-электроника, ответственность инженера-электроника.

Близнецы Володя и Юра родились 22 апреля 1966 года. Для советского народа это была одна из самых главных дат в календаре - день рождения Ленина. Но назвали Володю не в его честь, как можно было подумать, а в честь деда. Зато брата, Юрия, назвали в честь Гагарина - отец был секретарем ЦК ВЛКСМ и дружил с первым космонавтом.
Прославились братья в первый же день своей жизни. Когда они родились, отец был на пленуме ЦК. И прямо на заседании объявили: "У Юрия Владимировича Торсуева родились два сына-близнеца". Палату, где лежала их мама, тогда просто завалили цветами…

2

В начале 1979 года Одесская киностудия объявила всесоюзный розыск. Для съемок кинофильма "Приключения Электроника" искали двух мальчиков-близнецов. Они должны были уметь буквально все. Начиная с игры на гитаре и заканчивая вождением мопеда. Искали везде: в самой Одессе, в Киеве, по республикам и областям СССР. И наконец - находка. В московской школе № 23 учились братья Владимир и Юрий Торсуевы, которые и пели, и плясали, и играли на гитаре, и гоняли на мопеде.
Рассказывает второй режиссер картины Юлия Константинова: "Однажды стоял мороз под 40 градусов, кроме братьев Торсуевых, на встречу никто не пришел. Привела их мама. Они что-то прочитали, сыграли на гитаре, спели. И хотя на главные роли мы планировали мальчиков помладше, но утвердили все же 12-летних Торсуевых".

3

Первоначально на пробах Юра стал Электроником, а Володя - Сыроежкиным. Вспоминает Владимир Торсуев: "На домашнем совете мы с Юрой решили: я буду играть Сыроежкина, а он - Электроника. Хотя в душе я скорее себя видел в роли Электроника. Мы очень были с ним похожи по характеру. Но, будучи старше Юрки (на десять минут), я решил уступить ему эту роль".
Ребят перекрасили и начали снимать, но что-то не получалось. И тогда режиссер поменял их местами - Володя стал Электроником, а Юра - Сыроежкиным. После этого съемки пошли как по маслу. До кино мы вообще хулиганами были, оба. Брательника хлебом не корми, дай ему чего-нибудь натворить. Юра даже стоял на учете в милиции.

Самое трудное, по словам Торсуева, было сохранять серьезность после команды «мотор!»: по сценарию мальчик-робот не умеет улыбаться. Иногда моменты были такими смешными, что вся съемочная группа лежала от смеха, а я похохотать не мог, - вздыхает Торсуев.

4

Это был праздник каждый день! Мне кажется, что успех к фильму и пришел оттого, что это первое кино, где дети самостоятельно играли. Играли самих себя. Режиссер не давил и позволял спорить с собой. Я мог ему сказать, например: "Откуда вы можете знать, как разговаривают дети в двенадцать лет? Вам же - пятьдесят! Я это лучше знаю". И он со мной, двенадцатилетним мальчишкой, соглашался. И еще - очень важно то, что взрослые актеры, звезды, общались с нами на равных.
Cъемки продолжались восемь месяцев. Мы жили одни, в чужом городе - фильм снимался в Одессе - в гостинице, работали и получали зарплату. Вначале мы сами не понимали, почему вдруг сделались такими богатыми. Но затем освоились: тратили деньги на мороженое, лимонад, походы в парк и... в школу ездили на такси. Тогда это удовольствие стоило один рубль. А существенного ничего не купили. Школу, кстати, посещали в свободное время, и тому были причины: она была украинская и к тому же английская.
Мы с Юрой о славе не думали, - рассказывает Владимир. - За время работы картина сменила семь директоров и считалась загубленной.

5

2 мая 1980 года показали первую серию телефильма, и Торсуевы мгновенно стали знаменитыми.
- Помню, вышел из дома во двор, и первый же прохожий мужик сказал мне: «О, я только что видел тебя по телевизору!», - смеется Владимир. - И началось. Нас с Юрой узнавали везде. В кустах возле дома дежурили поклонницы с фотоаппаратами. Телефонный номер родителям пришлось менять несколько раз - замучили. В подъезд было нельзя зайти - он был весь разрисован. Писали крайности: «Вова, мы тебя любим!» Или: «Вова и Юра - козлы!» Яйцами тухлыми бросали нам в дверь. Мы тогда жили на «Старте» - кинотеатр такой. А за Комсомольским проспектом начиналась Усачевка. И там считалось: если поймать Электроника и Сыроежкина, да еще и физиономию им набить, то это верх крутости. Подходил парень, показывал фотографию девчонки, спрашивал: «Знаешь такую? Она меня из-за вас бросила». И в драку. Мы могли за себя постоять, но пару раз здорово получили… Помню, как нас фотографировали в "Пионерской правде" среди гор писем. Юру и меня не просто узнавали! В школу нельзя было войти: все учащиеся с первого по четвертый класс на нас тут же повисали гроздьями!
Но, все равно, эйфории и "звездной" болезни у нас не было.
- А тебе взрослому эта слава как-то аукнулась?
- Я только сейчас начал учиться знакомиться. После фильма поклонницы на нас вешались, просто вилы были. А это как раз тот возраст, когда молодые люди постигают азы обаяния, знакомства на улице - да где угодно. Нам же этого было не надо. Потому что мы отбивались все время. Девушки нас узнавали и сами знакомились. Я недавно расстался с женой, и оказалось, что совсем не умею знакомиться. Приходится учиться.
- Тем не менее, ты не единожды состоял в браке.
- Да, официально у меня было три жены. И еще гражданские.
- Валерия Солуян, например?
- Кукушкина?!!
- Прочитал в какой-то газете, что после съемок у тебя был с ней роман,
а в 17 лет она родила тебе дочку Наташу.
- Обалдеть! (смеется). Надо будет позвонить ей, спросить... Романа никакого не было. Когда мы снимались в Одессе, то все москвичи жили в пансионате, в том числе и Лера. Так вот Лера казалась нам тогда достаточно вредной. Наверное, слишком хорошо вошла в роль. А вот Юра пытался ухаживать за Оксаной Алексеевой - девочкой, которая играла Майю.
Но это все было по-детски.
- Ты, кроме брата, с кем-то из ребят видишься?
- С Васей Скромным, который сыграл Гусева, виделись года три назад. Он работал спасателем на пляже в Одессе, был на голову ниже нас. Василий единственный из всех окончил театральную школу. Снялся в двух фильмах, затем актерская карьера у него не сложилась, и он стал сначала телохранителем, а затем - спасателем на воде. Оксана Алексеева окончила Одесский политехнический институт. Не так давно она вышла замуж за американца и уехала в США. Женю Лившица - Рыжикова-Чижикова - Юра встретил в автобусе по пути в Германию. Он музыкант.

6

А потом Торсуевы выросли, и известность прошла.

Только вот московские гаишники, рассматривая мои права, мучились: «Лицо знакомое… Уж не по ориентировке ли проходило?» - смеется Торсуев. - И проверяли тщательнее, чем кого-либо.

7

По окончании школы еще до армии братья поступили в Полиграфический институт, но проучились там недолго. С приговором "за аморальное поведение" они оба были отчислены с первого курса полиграфического института, хотя по словам Владимира Торсуева: "Мы абсолютно ничем от других студентов не отличались. Но мы были постоянно на виду".Получив водительские права, братья устроились на хлебозавод - развозили по магазинам горячие булочки. Именно таких, пропахших свежей сдобой их загребли в армию. Володя Торсуев вспоминает: "Служили вместе с Юркой в Солнечногорске, возили генералов. И друг за друга, когда были "духами", стояли горой"…После армии Володя Торсуев находит в себе задатки политика и поступаетв МГУ на философский факультет, а Юра поступает в институт Азии и Африки и начинает зубрить языки. Однако у братьев из этого ничего путного не выходит. Им надоедает грызть камень науки, и они так и не получают высшего образования. Торсуевы пробуют себя в качестве коммерсантов: торгуют продуктами, открывают собственный ночной клуб "Апропо", Владимиру даже удается поработать в такси, и, наконец, с отъездом брата и распадом совместных предприятий он устраивается служащим в одну из многочисленных московских фирм.
Владимир Торсуев устроился на киностудию "Три Тэ" к Никите Сергеевичу Михалкову. Нет, не актером - он улаживал таможенные вопросы. Но вскоре его вместе с братом вновь пригласили сниматься.
В драме Николая Фомина "Русские братья" (1992) Юрию досталась сугубо положительная роль - он сыграл омоновца. Владимир же воплотил образ его брата-близнеца, беглого уголовника. Актерский состав был замечательным: Панкратов-Черный, Русланова, Глузский... Но фильм оказался весьма посредственным.

8

Владимир Торсуев вспоминает: "По своему замыслу фильм "Русские братья" должен был быть первоклассным боевиком. Там я играл роль уголовника, сбежавшего из мест заключения, брат же играет омоновца, с которым мы встречаемся во время драки. Но когда фильм был смонтирован, мы просто обалдели. Так несуразно он смотрелся.

9

Михалков однажды поинтересовался о ходе съемок: "Ну, как тебе?" Я говорю: "Такая туфта!" "А зачем снимаешься?" - спросил Никита Сергеевич. Понятно зачем - я там за съемочный день зарабатывал столько, сколько мне Михалков в месяц платил".

10

Через два года, в 1994 году, вышел еще один фильм с участием Торсуевых - детективно-фантастическая сказка "Венецианское зеркало". В этой мистической истории братья сыграли молодого композитора и его двойника. И вновь фильм оказался очень слабым…
Вскоре Владимир Торсуев покинул студию Михалкова, о чем впоследствии очень жалел: "Черт меня дернул уйти в бизнес. Сидел бы я сейчас рядом с Никитой Михалковым в одной студии и занимался своим любимым кино. Ведь я отработал администратором в его студии три прекрасных года, - с горечью вспоминает Владимир. - Работа у Михалкова и съемки "Электроника" были лучшими годами моей жизни".

11

12

13
Владимир

Затем Владимир устроился служащим в одну из многочисленных московских фирм. А Юрий на некоторое время исчез… Говорили, что он уехал в Германию, не подает о себе вестей…
Рассказывает Владимир Торсуев: "Эта информация сознательно сливалась в прессу. Мы занимались бизнесом. У Юры были проблемы, ему пришлось уехать. Сейчас он уже в Москве, все в порядке, но брат до сих пор не дает интервью и старается не светиться. Работает начальником отдела продаж одного из дилеров Горьковского автозавода".

14
Юрий

Сам же Владимир проработал восемь лет в Объединенной металлургической компании в таможенно-транспортной группе. Узнав, что в "Норильском никеле" создается управление таможенного оформления, приложил все усилия, чтобы попасть в компанию. В настоящее время он работает в "Норильском никеле". Узнать в солидном чиновнике любимого всеми Электроника практически невозможно

15

«А где же кудри?» - смеется Владимир Торсуев. - Нам с братом в первую очередь этот вопрос задают. Растеряли мы кудри - от наследственности никуда не уйдешь. У нас оба деда лысые. Может быть, еще и на съемках сожгли волосы. Нас ведь каждую неделю красили в блондинов по моде тех лет.
Фильм «Приключения Электроника» у всех россиян вызывает добрые воспоминания:
- Если люди узнают во мне Электроника, - говорит Торсуев, - сразу светлеют, проще идут на контакт. Это и в работе помогает.

Юрий Торсуев женат. В 2002 году у него родился сын Никита. Как говорит Владимир: "Копия я! Он нас не различает, называет обоих папой".

16

Владимир Торсуев был женат трижды.
- В первый раз я женился сразу после окончания школы, за компанию с братом Юрой, - рассказывает Владимир. - Развелся сразу после медового месяца и снова женился после армии. Второй брак тоже оказался не слишком удачным. Так что несколько лет я был в «свободном полете». В 2003 году он женился в четвертый раз. Его избранницей стала 26 летняя Ирина. Володя и Ирина познакомились восемь лет назад. Тогда Ирочке было всего 17 лет! Пока девушка взрослела, Владимир успел жениться и разойтись. Но, по его признанию, он никогда не переставал думать о свой питерской возлюбленной. В один прекрасный день Торсуев был счастлив узнать, что и она ни на минуту не сомневалась, что когда-нибудь их с Владимиром пути пересекутся. До замужества Ирина жила в Питере - закончила Северо-Западную академию государственной службы. Переехала в Сибирь не задумываясь.
- Ты мне здесь нужна, - просто сказал жене Владимир Торсуев. И она приехала…
В Красноярске Ирина работает над необычным проектом.
По словам мужа, ничего подобного в городе не было. Подробностей пока не сообщают

17

Первые месяцы Торсуевы жили в самой дорогой гостинице города «Октябрьская», потом сняли квартиру на одной из центральных улиц. Шикарной однокомнатную квартиру не назовешь, но места хватает и Владимиру, и Ирине, и их любимой таксе. Собственное жилье Торсуевы покупать не торопятся, машины своей тоже пока нет - «Электроник» ездит на служебной. В свободное время Владимир гуляет с женой и собакой, играет в боулинг, читает или гоняет на мотоцикле.

18

В Красноярске это модно - так развлекается даже губернатор Александр Хлопонин. Кстати, «Электронику» мотоцикл прислал все тот же брат Юрий, сыгравший когда-то озорника Сыроежкина. Жена Ирина тоже не прочь попробовать себя в гонках, и Владимир уже пообещал ей купить мотоцикл - чего не сделаешь для любимой жены!

19

В Сибири Торсуев пережил новый виток славы. После нескольких сюжетов в теленовостях о том, что в Красноярск переехал «Электроник», Владимира стали узнавать на улицах. Люди здоровались, просили автографы, а наиболее смелые удивленно интересовались у лысеющей экс-звезды: «А где же ваши кудри?» Коллег в администрации края Торсуев тоже поразил - говорили, что энергии у «столичной штучки», как у его киношного героя. Когда же Владимир занял сразу три должности, по Красноярску пошел слушок, что неугомонного «московского гостя» одновременно видели в двух местах сразу. Это дало повод к пересудам: «Не иначе братец-близнец Юра приезжает и помогает!»

20

Сейчас телевидение готовит передачу
"Герои фильма "Приключения Электроника". Двадцать лет спустя".


21

Фильмография:
1. "Приключения Электроника" (1979)
2. "Незнайка с нашего двора" (1986-1987)
3. "Русские братья" (1991)
4. "Венецианское зеркало" (1994)

Использованные материалы:

www.peoples.ru/art/cinema/actor/vladimir_and_yury_torsuevy/
www.eg.ru/Publication
www.mielofon.ru
elik.by.ru

Поделитесь с друзьями:

Гиперзвуковая скорость это полёт со скоростью от ЧЕТЫРЁХ скоростей звука и более. Среди авиационных специалистов чаще всего используется название не «скорость звука», а «Мах». Это название произошло от фамилии австрийского учёного физика Эрнста Маха (Ernst Mach), который исследовал аэродинамические процессы, сопровождающие сверхзвуковое движение тел. Таким образом, 1Мах – это ОДНА скорость звука. Соответственно гиперзвуковая скорость – это ЧЕТЫРЕ Маха и более. В 1987-м году 7-го декабря в Вашингтоне главы государств СССР и США, Михаил Горбачёв и Рональд Рейган подписали договор о ликвидации ядерных ракет средней дальности «Пионер» и «Першинг-2». В результате этого события произошла остановка разработки советской стратегической крылатой ракеты «Х-90», которая обладала гиперзвуковой скоростью полёта. Создатели ракеты Х-90 получили разрешение провести только ОДИН испытательный полёт. Данное успешное испытание могло привести к грандиозному переоснащению советских ВВС летательными аппаратами с гиперзвуковой скоростью полёта, которые могли бы обеспечить превосходство в СССР воздухе.

В 1943-м году американская авиакомпания « Bell » приступила к созданию самолёта, который должен был преодолеть скорость звука. Пуля, выстреленная из винтовки, летит быстрее скорости звука, поэтому над формой фюзеляжа нового самолёта долго не думали. Его конструкция предполагала большой запас прочности. В некоторых местах обшивка превышала толщину ОДИН сантиметр. Пулька получилась тяжёлая. О самостоятельном взлёте не могло быть и речи. В небо новый самолёт поднимался с помощью бомбардировщика В-29. Американский самолёт, предназначенный для преодоления скорости звука, получил название «Х-1» (смотри статью «Неизвестные самолёты»). Форма фюзеляжа Х-1 могла бы подойти и для гиперзвуковой скорости полёта.

Гражданский лётчик-испытатель Чалмерс Гудлин поставил условие – премия за преодоление скорости звука 150 000 долларов! Тогда зарплата капитана ВВС США составляла 283 доллара в месяц. Молодой капитан в возрасте 24-х лет Чак Йегер, боевой офицер лётчик асс, сбивший 19 фашистских самолётов, 5 из них в одном бою, решил, что это ОН преодолеет скорость звука. Никто не знал, что во время полёта на преодоление скорости звука у него были сломаны два ребра, и плохо шевелилась правая рука. Это произошло в результате падения с лошади во время прогулки с женой накануне. Чак Йегер понимал, что это его крайний полёт перед больницей и промолчал, чтобы полёт НЕ отменили. Преодоление скорости звука станет первым этапом на пути продвижения к гиперзвуковой скорости полёта.

В 1947-м году 14-го октября во вторник с секретной авиабазы поднялся в небо американский стратегический бомбардировщик В-29 с прикреплённым к бомбовому отсеку самолётом. На высоте примерно 7 км от него отделился пилотируемый аппарат в то время необычной формы. Через несколько минут раздался оглушительный хлопок, как при выстреле из нескольких пушек одновременно, но это была НЕ катастрофа. В этот день американский лётчик-испытатель Чарльз Элвуд Йегер, более известный как Чак Йегер (Chuck Yeager) или Чак Игер, впервые в истории человечества преодолел СКОРОСТЬ ЗВУКА на ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ самолёте Х-1. Сверхзвуковой самолёт Х-1 обладал максимальной скоростью полёта – 1 556 км/ч и это с прямым крылом, практический потолок Х-1 – 13 115 метров, максимальная тяга двигателя – 2 500 кгс. Приземлялся Х-1 сам, в планирующем режиме. Позже на этой же авиабазе, более известной как «Зона-51», расположенной на дне высохшего солёного озера Грум (Groom), на юге штата Невада проводились испытания аппаратов с гиперзвуковой скоростью полёта.

После принятия в США доктрины ядерной войны количество стратегических бомбардировщиков в США увеличилось в четыре раза. Защищать бомбардировщики должны были тысячи реактивных истребителей F -80 и F -82. Через один год после Чака Йегера скорость звука преодолел и советский лётчик-испытатель Иван Евграфович Фёдоров на истребителе «Ла-176».

Первая советская КРЫЛАТАЯ ракета «Буря» на стартовой площадке во время старта

Стреловидность крыла Ла-176 составляла 45 градусов, максимальная тяга двигателя — 2 700 кгс, практический потолок – 15 000 м, максимальная скорость — 1 105 км/ч. В тот момент пределом для пилотируемой авиации казались 2-3 скорости звука. Но на секретном полигоне СССР уже тогда проходила испытания техника, обладающая гиперзвуковой скоростью полёта. Это была ракета «Р-1» с максимальной скоростью полёта 1 465 м/с и дальностью полёта 270 км. И спытания Р-1 проводились на полигоне «Капустин яр» в Астраханской области. Будущим летательным аппаратам, двигающимся с гиперзвуковой скоростью, требовались не только новые двигатели и новые материалы, но и новое топливо. Секретным топливом для баллистической ракеты Р-1 служил этиловый спирт высшей категории очистки.

Первая советская КРЫЛАТАЯ ракета «Буря» в полёте

БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ ракета Р-1 разрабатывалась под руководством Сергея Павловича Королёва. Справедливости ради скажем, что в разработке Р-1 также принимали активное участие часть немецких ракетных специалистов, которые переехали в СССР после Второй Мировой войны. Ракета Р-1 стала отправной точкой в разработке МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНЫХ баллистических ракет, которые обладали гиперзвуковой скоростью и должны были быть абсолютно НЕУЯЗВИМЫМИ средствами доставки ядерного оружия. Первый Искусственный Спутник Земли и первый полёт человека в космос получились уже вследствие появления межконтинентальных баллистических ракет.

Американский космический корабль многоразового использования «Спэйс-Шатл» во время движения на стартовый комплекс

Первый успешный пуск советской баллистической ракеты Р-1 был осуществлён 10-го октября 1948-го года. Для достижения военного равновесия с США требовались ракеты с дальностью полёта НЕ сотни, а тысячи километров. Испытания ракет Королёва шли успешно, и каждая последующая модель приобретала всё большую гиперзвуковую скорость полёта и всё большую дальность полёта. На повестку дня вышел вопрос о замене ракетного топлива. Этиловый спирт в качестве топлива перестал подходить из-за своей недостаточной скорости горения и из-за своей недостаточной теплоёмкости, то есть количества энергии. Дело в том, что для того чтобы летать на гиперзвуковых скоростях в качестве топлива подходит только ВОДОРОД. Ни на каком другом химическом элементе так быстро летать нельзя! Водород обладает большой скоростью горения и большой теплоёмкостью, то есть высокой температурой горения, имея при этом минимально возможный объём водородного топлива. Соответственно при применении ВОДОРОДА получается максимальная тяга двигателя. Кроме всего этого ВОДОРОДНОЕ топливо является АБСОЛЮТНО ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫМ топливом!!! С.П.Королёв считал, что именно это топливо позволит решить проблему передвижения в околоземном пространстве на гиперзвуковых скоростях полёта.

Американский космический корабль многоразового использования «Спэйс-Шатл» во время работы на орбите

Однако существовал ещё один вариант решения космических скоростей. Его предложили известные академики Михаил Кузьмич Янгель и Владимир Николаевич Челомей. Это была жидкость с аммиачным запахом и в отличие от водорода была простой и очень недорогой в производстве. Но когда Королёв узнал, что это такое, он пришёл в УЖАС! Это прекрасное ракетное топливо называлось ГЕПТИЛ. Он оказался в ШЕСТЬ РАЗ ЯДОВИТЕЕ СИНИЛЬНОЙ КИСЛОТЫ и по степени опасности соответствовал БОЕВЫМ отравляющим веществам «ЗАРИН» и «ФОСГЕН»! Однако правительство СССР решило, что ракетное оружие важнее возможных последствий и что оно должно быть создано любой ценой. Впоследствии на топливе гептиле летали ракеты Янгеля и Челомея.

В 1954-м году советская разведка получила секретное сообщение от резидента в США, благодаря которому и в СССР начались работы по созданию авиации с гиперзвуковой скоростью полёта. В США этот проект получил название «Наваху». Через два месяца после секретного сообщения вышло постановление советского правительства о начале создания стратегической КРЫЛАТОЙ ракеты. В СССР разработку такой ракеты поручили КБ С.А.Лавочкина (смотри статью «Семён Алексеевич Лавочкин»). Проект получил название «Буря». Всего через ТРИ года «Буря» начала проходить испытания на полигоне «Капустин яр»!!! Компоновка «Бури» соответствовала современному американскому многоразовому космическому кораблю «Спэйс Шатл». На момент испытаний «Бури» стало известно, что американский проект «Наваху» ЗАКРЫЛИ. Это произошло, скорее всего, из-за того, что американские конструкторы в тот момент не смогли создать необходимые двигатели.

«Буря» была рассчитана не на гиперзвуковую скорость полёта, а на чуть меньшую скорость, на ТРИ с ПОЛОВИНОЙ скорости звука. Это было обусловлено тем, что на тот момент ещё не создали материалы, которые выдерживали бы НАГРЕВ ОБШИВКИ соответствующий гиперзвуковой скорости. Также и бортовые приборы должны были сохранять работоспособность при большой температуре нагрева. При создании «Бури» ещё только начали разрабатывать материалы выдерживающие данные температурные условия нагрева.

На момент ТРЁХ удачных пусков крылатой ракеты «Бури», обладающей ДО гиперзвуковой скоростью, ракеты Королёва, «Р-7», уже вывели на околоземную орбиту первый искусственный спутник Земли и первое живое существо – дворняжку по кличке «Лайка». В это время руководитель СССР Н.С.Хрущёв в интервью для Западной прессы во всеуслышанье заявил, что на ракету Р-7 можно установить ЯДЕРНЫЙ заряд и поразить ЛЮБУЮ ЦЕЛЬ на территории США. С этого момента ОСНОВОЙ ракетно-космической обороны СССР стали межконтинентальные баллистические ракеты. Крылатая ракета «Буря» делалась для выполнения этой же самой задачи, но тогдашнее правительство СССР посчитало, что тащить обе эти программы, одновременно, будет слишком накладно и «Бурю» ЗАКРЫЛИ???

В конце 1950-х и все 1960-е года и в США и в СССР проводились эксперименты по созданию перспективной авиационной техники, обладающей гиперзвуковой скоростью полёта. Но в плотных слоях атмосферы летательные аппараты слишком перегревались, а в некоторых местах даже плавились, поэтому достижение гиперзвуковой скорости в АТМОСФЕРЕ вновь и вновь откладывалось на неизвестное время. В США существует программа создания экспериментальных самолётов под названием «Х», с помощью которых исследуется полёт на гиперзвуковых скоростях. Американские военные возлагали большие надежды на экспериментальный самолёт «Х-31», но 15-го ноября 1967-го года через 10 секунд полёта на гиперзвуковой скорости Х-31 взорвался. После этого программа экспериментальных самолётов «Х» была приостановлена, но только на некоторое время. Так в середине 1970-х годов на американском экспериментальном самолёте «Х-15» на высоте около 100 км была достигнута гиперзвуковая скорость полёта, равная 11-ти скоростям звука (3,7 км/сек)!!!

В середине 1960-х годов и США и СССР независимо друг от друга и одновременно приступили к созданию уже серийных самолётов летающих с крейсерской скоростью ТРИ Маха! Полёт с ТРЕМЯ скоростями звука в АТМОСФЕРЕ очень сложная задача! В результате КБ Келли Джонсона на фирме «Локхид» и КБ А.И.Микояна на МиГе (смотри статью «Артём Иванович Микоян») создали два шедевра авиационной техники. Американцы — стратегический разведчик « SR -71″ Blackbird (смотри статью « SR -71»). Русские лучший в мире истребитель-перехватчик «МиГ-25» (смотри статью «МиГ-25»). Снаружи SR-71 имеет чёрный цвет НЕ из-за чёрной краски, а из-за ФЕРРИТОВОГО покрытия, которое очень эффективно отводит тепло. Позже SR -71 был доведён до гиперзвуковой скорости полёта 4 800 км/ч. МиГ-25 успешно использовался во время войны Израиля с Египтом в качестве высотного разведчика. Весь полёт на МиГ-25 над Израилем занимал ДВЕ МИНУТЫ!!! Израильские ПВО утверждают, что МиГ-25 обладает ТРЕМЯ С ПОЛОВИНОЙ скоростями звука (4 410 км/ч или 1 225 м/с)!

Превосходство в воздухе может обеспечить и воздушно-космическая авиация. В результате работ по данной тематике появились космические корабли МНОГОРАЗОВОГО использования американский «Спейс-Шатл» и советский «Буран» (смотри статью «Буран космический корабль»). При посадке на землю космические корабли многоразового использования входят в атмосферу с Первой Космической скоростью, 7,9 км/сек это в 23,9 раза больше скорости звука. Для защиты от перегрева при входе в атмосферу, многоразовые космические корабли снаружи покрывают специальной КЕРАМИЧЕСКОЙ плиткой. Понятно, что даже при НЕ очень большом нарушении этого керамического покрытия на гиперзвуковой скорости произойдёт катастрофа.

После бесплодных поисков универсальных средств защиты от перегрева борьба за первенство в воздухе переместилась на другую — сверхнизкую высоту. КРЫЛАТЫЕ ракеты перешли на высоту полёта около 50-ти метров, на, ДО гиперзвуковые скорости полёта, около 850 км/ч с технологией ОГИБАНИЯ РЕЛЬЕФА местности. Американская крылатая ракета получила название «Томагавк» (Tomahawk), а советский аналог «Х-55». Обнаружение крылатой ракеты радаром затруднено потому, что сама ракета благодаря новейшей системе самонаведения имеет небольшие размеры и соответственно малую отражающую площадь. Также поражение крылатой ракеты затруднено по причине активного, непредсказуемого маневрирования во время полёта. Создание советской крылатой ракеты Х-55 было поручено КБ «Радуга», руководителем которого являлся Игорь Сергеевич Селезнёв.

Однако расчёты показали, что почти полную неуязвимость крылатой ракеты может обеспечить только гиперзвуковая скорость полёта в пять-шесть раз больше скорости звука (5-6 Махов), что соответствует, скорости примерно два км/сек. На первых же испытаниях новой техники конструкторы опять столкнулись с той же проблемой температурного перегрева. При достижении заданной гиперзвуковой скорости полёта поверхность ракеты нагревалась почти до 1 000 градусов Цельсия и первыми выходили из строя антенны управления. Тогда Игорь Селезнёв отправился в Ленинград на предприятие «Ленинец», где изготавливали бортовую радиоэлектронику. Специалисты дали НЕ утешительное заключение. Сделать управляемую ракету, летящую на гиперзвуковой скорости в плотных слоях атмосферы невозможно.

Но один из сотрудников НИИ, а именно предложил оригинальную идею. Почему бы керосин, находящийся на борту крылатой ракеты в качестве топлива не использовать ещё и в качестве ОХЛАДИТЕЛЯ головки самонаведения. Были проведены эксперименты по созданию системы охлаждения с помощью бортового топлива, керосина. В ходе работ Фрайнштадт пришёл к выводу, что керосин НЕ обладает достаточным количеством энергии для полёта на гиперзвуковой скорости и что необходимым топливом для гиперзвуковой скорости является ВОДОРОД. Но Фрайнштадт предложил получать водород из керосина прямо на борту ракеты. Концепция такого двигателя получила название «Аякс».

Советский космический корабль многоразового использования «Буран» Хорошо видно теплоизоляционное покрытие корабля состоящее из специальных КЕРАМИЧЕСКИХ плиток

В то время эта идея показалась слишком фантастичной. В результате на вооружение была принята крылатая ракета с дозвуковой скоростью полёта Х-55. Но даже такая ракета стала выдающимся научно-техническим достижением. Краткие технические характеристики крылатой ракеты Х-55: длина — 5,88 м; диаметр корпуса — 0,514 м; размах крыльев — 3,1 м; стартовый вес — 1195 кг; дальность полёта — 2 500 км; скорость полёта — 770 км/ч (214 м/с); высота полёта от 40 до 110 м; масса боевой части — 410 кг; мощность боевой части — 200 кт; точность попадания до 100 м. В 1983-м году после принятия на вооружение крылатой ракеты Х-55 в Министерстве Обороны был поставлен вопрос о свёртывании работ по созданию двигателя обеспечивающего гиперзвуковую скорость полёта. Но именно в этом году тема гиперзвуковых летательных аппаратов стала всё чаще мелькать в донесениях советской разведки.

Советский космический корабль многоразового использования «Буран» на орбите

В рамках программы «Звёздные войны» американское правительство начало финансирование разработки аппаратов одинаково успешно летающих и в атмосфере и в космосе. Принципиально новым воздушно-космическим оружием должны были стать аппараты с гиперзвуковой скоростью полёта. После успешного создания Х-55, Игорь Селезнёв, не дожидаясь создания действующей модели аппарата «Аякс», приступил к разработке крылатой ракеты, летающей с гиперзвуковой скоростью. Такой ракетой стала крылатая ракета «Х-90», которая должна была летать на традиционном керосине со скоростью более 5-ти Махов. КБ Селезнёва удалось решить проблему температурного перегрева. Предполагалось, что Х-90 будет стартовать из СТРАТОСФЕРЫ. Благодаря этому температура нагрева корпуса ракеты сводилась к минимуму. Однако была и ещё одна причина принятия такой высоты пуска ракеты. Дело в том, что к этому моменту времени более, менее научились сбивать баллистические ракеты, научились сбивать самолёты и научились сбивать крылатые ракеты, летящие на сверхмалых высотах с дозвуковой скоростью полёта. Остался нетронутым только один слой стратосферы – это слой между атмосферой и космосом. Возникла идея «прошмыгнуть» незамеченным именно в области стратосферы, используя гиперзвуковую скорость.

Американская крылатая ракета «Томагавк» Запуск с корабельной установки

Однако после первого успешного пуска Х-90 все работы по этой ракете были прекращены??? Это произошло благодаря распоряжению нового руководителя СССР, М.С.Горбачёва. В это время в Ленинграде, Владимир Фрайнштадт организовал группу учёных энтузиастов для создания гиперзвукового двигателя «Аякс». Эта группа Фрайнштадта не просто создавала агрегат по переработке керосина в водород, но и училась управлять возникающей во время полёта на гиперзвуковой скорости, разрушительной ПЛАЗМОЙ вокруг аппарата. Это намечало технологический прорыв всей пилотируемой авиации! Группа Фрайнштадта приступила к подготовке первого полёта гиперзвуковой модели. Однако в 1992-м году проект «Аякс» ЗАКРЫЛИ из-за прекращения финансирования??? В 1980-х годах, в СССР разработки летательных аппаратов летающих с гиперзвуковыми скоростями находились на передовых позициях в мире!!! Этот задел был потерян уже только в 1990-х годах.

Американская крылатая ракета «Томагавк» непосредственно перед попаданием в цель

ЭФФЕКТИВНОСТЬ и ОПАСНОСТЬ боевых летательных аппаратов летающих с гиперзвуковыми скоростями была ОЧЕВИДНА уже тогда, в 1980-х годах. В 1998-м году в начале августа в непосредственной близости от американских посольств в Кении и Танзании прогремели мощные взрывы. Эти взрывы устроила мировая террористическая организация «Алькаида», руководителем которой являлся, Усама Бен Ладен. В этом же году 20-го августа американские корабли, находившиеся в Аравийском море, произвели боевой пуск восьми крылатых ракет «Томагавк». Через два часа ракеты попали в территорию лагеря террористов, расположенную в Афганистане. Далее в секретном донесении президенту США, Б. Клинтону агенты сообщили, что главная цель ракетного удара по базе «Алькаиды» в Афганистане НЕ достигнута. Через полчаса после СТАРТА ракет Бен Ладен о летящих на него ракетах был ПРЕДУПРЕЖДЁН по спутниковой связи и покинул базу примерно за один час до взрывов. Из этого результата американцы сделали вывод такой, что данную боевую задачу могли бы выполнить ракеты только с гиперзвуковой скоростью полёта.

Через несколько дней управление перспективных разработок Министерства Обороны США подписало долгосрочный договор с фирмой «Боинг». Авиационная фирма получила много миллиардный заказ на создание универсальной крылатой ракеты обладающей гиперзвуковой скоростью полёта, ШЕСТЬ Махов. Заказ стал масштабным проектом, который позволит США создать перспективные системы вооружения и авиации. В дальнейшем гиперзвуковые аппараты в процессе своего развития могут превратиться в аппараты МЕЖСРЕДНЫЕ, которые смогут многократно переходить из атмосферы в космос и обратно, при этом активно маневрируя. Такие аппараты благодаря своей нестандартной и непредсказуемой траектории полёта могут представлять очень большую опасность.

В июле 2001-го года в США был осуществлён запуск экспериментального самолёта «Х-43А». Он должен был достичь гиперзвуковой скорости полёта, СЕМЬ Махов. Но аппарат потерпел крушение. Вообще создание техники с гиперзвуковой скоростью полёта по ТРУДНОСТИ сравнимо с созданием атомного оружия. Новейшие американские гиперзвуковые крылатые ракеты предположительно будут летать на высотах стратосферы. В последнее время гонка по созданию гиперзвукового аппарата началась снова. Двигатель новой гиперзвуковой ракеты может стать плазменным, то есть температура горючей смеси, используемая в двигателе, станет равной горячей ПЛАЗМЕ. Предсказать время появления аппаратов с гиперзвуковой скоростью полёта в России, из-за недостаточного финансирования пока невозможно.

Предположительно в 2060-х годах в мире начнётся массовый переход пассажирской авиации, летающей на расстояния свыше 7 000 км, на гиперзвуковые скорости полёта при высотах полёта от 40 до 60 км. В 2003-м году американцы профинансировали свои исследования для своих будущих разработок пассажирских самолётов с гиперзвуковой скоростью полёта на советском сверхзвуковом пассажирском самолёте «Ту-144» (смотри статьи «Ту-144» и «Алексей Андреевич Туполев»). В своё время Ту-144 был изготовлен в количестве 19-ти штук. В 2003-м году один из трёх оставшихся в наличии Ту-144 отремонтировали и превратили в летающую лабораторию в РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКОЙ программе по отработке систем самолётов нового поколения. Американцы были в восторге от советского Ту-144!!!

Первые идеи ракетопланов – гиперзвуковых самолётов, летящих со скоростью 10-15 Махов, появились ещё в 1930-е годы. Однако тогда даже самые дальновидные конструкторы мало представляли, с какими трудностями придётся столкнуться идее, ДОЛЕТЕТЬ ДО ЛЮБОЙ ТОЧКИ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ ЗА ПОЛТОРА ЧАСА!!! На гиперзвуковых скоростях полёта в атмосфере кромки крыльев, воздухозаборников и других частей самолёта нагреваются до температуры плавления алюминиевых сплавов. Поэтому создание будущей гиперзвуковой авиации, целиком и полностью связано с химией, металлургией и разработкой новых материалов.

Обычные реактивные двигатели на скорости ТРИ Маха становятся уже НЕ эффективными (смотри статью «Новинки авиации»). При дальнейшем увеличении скорости необходимо предоставить возможность самому НАБЕГАЮЩЕМУ ПОТОКУ воздуха выполнять, роль компрессора, сжимающего воздух. Для этого достаточно, ВХОДНУЮ ЧАСТЬ двигателя сделать СУЖАЮЩЕЙСЯ. При гиперзвуковой скорости полёта степень сжатия набегающего потока воздуха такова, что его температура становится 1 500 градусов. Двигатель превращается в так называемый ПРЯМОТОЧНЫЙ двигатель, вообще без вращающихся частей. Но при этом он действительно работает!

В своё время советский учёный Владимир Георгиевич Фрайнштадт занимался проблемами охлаждения керосином, летящих из космоса ядерных боеголовок. Теперь конструкторы всего мира, благодаря его исследованиям, используют эффект скачкообразного повышения энергии сгорания перегретого керосина за счёт использования, выделяющегося при таких высоких температурах ВОДОРОДА. Этот эффект даёт очень большую мощность двигателю, который обеспечивает гиперзвуковую скорость полёта. В 2004-м году американцы дважды устанавливали рекорды скорости беспилотных ракетопланов. Х-43А отцеплялся от реактивного бомбардировщика «В-52» на высоте 12 000 метров. Ракета «Пегас» разгоняла его до скорости ТРИ Маха, а затем Х-43А запускал свой двигатель. Максимальная скорость полёта Х-43А составляла 11 265 км/ч (3 130 м/с), что соответствует 9,5 скоростям звука. Полёт на максимальной скорости занимал 10 секунд на высоте 35 000 метров. На скорости 9,5 Махов полёт из Москвы в Нью-Йорк занял бы чуть меньше 43-х минут!!! Американские учёные продолжают двигать авиационную науку!!!

Похожие публикации