Энциклопедия пожаробезопасности

Беседы со святыми старцами. Как защититься от колдовства… Из духовных бесед со старцем Паисием Святогорцем. “Это – твоя борьба до конца жизни”


Чтобы понять яд, которым напоены книг типа «Старца Антония», надо знать необычность устроения православной Церкви. В истории известны два типа организации религиозных общин. Один из них можно назвать харизматическим. Эта модель предполагает, что статус религиозного лидера определяется личными дарованиями человека.

Отзыв о книге «Духовные беседы и наставления старца Антония»

Провокация по имени «Старец Антоний»

Чтобы понять яд, которым напоены книг типа «Старца Антония», надо знать необычность устроения православной Церкви. В истории известны два типа организации религиозных общин.

Один из них можно назать харизматическим. Эта модель предполагает, что статус религиозного лидера определяется личными дарованиями человека, его особыми духовными или магическими способностями (как вариант – в исламе и иудаизме – его личным образовательным цензом). Плюсы такой модели очевидны. Ее недостатком является неустойчивость. Тут и проблема определения доброкачественности духовного опыта лидера, и проблема передачи этого духовного опыта его преемнику.

Вторая модель организации религиозной общины – институциональная. Тут именно место красит человека. Предельно ясно этот принцип выразил Эразм Роттердамский, защищая папский принцип против Лютера: «Бог излил Дух на тех, кому Он даровал должность» . Плюс этой модели также очевиден: устойчивость и стабильность жизни в этой общине. Минус также нетрудно заметить: риск при передаче внешних полномочий потерять искорку духа.

В православии же оба этих принципа совмещаются. Институционально-иерархическое понимание духовенства освобождает прихожанина от необходимости исповедовать и экзаменовать священника, к которому он обратился за совершением таинства или требы. Христианин может не расспрашивать священника о его личной духовной жизни, а просто верить, что он послужит Таинству Литургии независимо от своих личных достоинств или недостатков. Ведь в этом случае священник делится не своим, личным и наработанным, а Божиим.

Но когда речь идет о духовном совете – тут можно искать «харизматика», то есть священника с личным духовным опытом. «Старца». Вот это сочетание священства и монашества, епископата и старчества дает Православию жизненность и устойчивость. И именно на разрыв этого двуединства и направлено острие нынешней «реформации». Главный ее тезис – противопоставление «старчества» епископату (а также приходскому духовенству и богословским школам).

В этой перспективе получившую широкое распространение книжку «Духовные беседы и наставления старца Антония» нельза охарактеризовать иначе как весьма удачный спецпроект по расколу Церкви. Рецепт его прост: конструируется рассказ о некоем благодатном старце. Имя и место его подвига шифруются (мол, не время открывать). Чудеса и подвиги добавляются в необходимом количестве. К ним добавляются нормальные святоотеческие духовные советы. Когда же читатель почувствует родное, святоотеческое в этой книжке и начнет ей доверять, ему будут предложены «новинки». Проверить ничего нельзя: ни издательство, ни автор ни даже год издания не указываются. Остается лишь верить в существование духоносного и образованного старца-исповедника, который учит, что…

Что бензин – это «адское топливо» . Что библиотеки вредны – ибо «каждый человек прочитавший до тебя книжку, оставляет в ней свой отпечаток – либо благодати, либо адского провала» (с. 269). Что «многоэтажки – сатанинское изобретение» (с. 207). Что «создатели электроники бесов сажают туда толпы» (с. 185) (вот, оказывается, что творится на российских оборонных предприятиях!). Что «государство уже является главным врагом спасения» (с. 173) .

«Старец Антоний» представляется как человек с классическим дореволюционным богословским образованием. Он, мол учился в семинарии «за стенами Лавры» еще в царские времена (с. 16). Вот только изготовители этого апокрифа тут промахнулись: семинария в стенах Лавры поселилась лишь в конце 40-х годов ХХ века, до революции в Лавре располагалась только Академия .

В странной семинарии учился «старец». По его словам, «Церковь учит, что антихрист войдет сразу в каждый дом… Сколько споров вызывало утверждение, что антихрист одновременно войдет в каждый дом. И мы в семинарии спорили, еще как спорили! Только с изобретением телевизора все стало понятным» (сс. 62 и 223). И где же это он нашел такое «учение Церкви»? В Писании нет ничего подобного. И у Отцов Церкви такого «пророчества» не было .

И хотя апокриф уверяет, что и с богословским образованием, и с греческим языком у «старца» все было великолепно, тем не менее он демонстрирует абсолютное незнакомство с богословским значением термина «соборный»: «Если бы в отношениях властных начальник-подчиненный было только всевластие одного и глубокое смирение другого, то не было бы необходимости и в Соборности Церкви. Но если бы не Соборность, не осталась бы Церковь и Православной – сколько раз хранителями истины оказывались одиночки, в то время как высшее священноначалие – еретики?!» (с. 83)

С образованием у «старца» плоховато. Оттого и говорит он, что «литвины, чухонцы, поляки – все испытали на себе падение, все прошли страшный путь вероотступничества, но не народ Святой Руси» (с. 257). Да уж вроде страшнее богоборчества и массового отпадения от веры и поругания святынь, чем у нас, ни у кого и не было… Но идеологическая догма тут застилает глаза «старцу». Ну, не любит он, например, городов и фабричный люд («Все это вражеская уловка – собрать людей вместе для совместной работы на заводах, оторвать от Божьего мира. А сами заводы тоже использовать по прямому назначению – уничтожение сотворенного Зиждителем!» – с. 206). Но разве в дофабричную эпоху село было христианским? Большую часть своей истории христианство было религией горожан. И таковой оно снова становится сейчас…

О католичестве у него самые фантастические представления – «Где место человеку, придумавшему, что если папа вынес приговор, не совпадающий с судом Божьим, то последний должен быть изменен в пользу мнения римского епископа. Кажется, так звучит?» (с. 152). Нет, не так. Совсем не так .

Даже об истории ереси жидовствующих у него весьма странное представление: «Все (!) типографии Литвы готовили еретические книги и под видом вещей послов возами завозили в Новгород, Москву» (с. 139). Автор книжки про «старца Антония» поставил восклицательный знак после слова «все». А я бы поставил большой знак вопроса с несколькими восклицательными знаками после слов «типографии Литвы». Дело в том, что в XV веке – веке, когда в Новгороде и появилась ересь жидовствующих (объявилась она в 1471 году), никаких типографий в Литве не было. «В начале 20-х годов XVI века Франциск Скорина приезжает в Вильно и в доме богатого белорусского мещанина Якуба Бабича основывает первую в нашей стране типографию, где издает «Малую подорожную книжицу» и «Апостол»» .

В церковнославянском и греческом языках «старец» силен ровно настолько, чтобы перевернуть смысл богослужебного выражения с ног на голову: «ад всесмехливый начатое дело высмеивания всего Божьего, духовного доведет до конца» (с. 62). Но в аду нет места для смеха. Там место плача. Христианин же может посмеяться над обманувшимся адом. «Ад всесмехливый» значит «ад, достойный всяческого посмеяния». В «Полном церковно-славянском словаре» протоиерея Григория Дьяченко говорится: «Всесмехливый – достойный всякого осмеяния или поругания» . Еще апостол Павел говорил: «Ад, где твое жало. Смерть, где твоя победа». Это некая издевка. Надо заметить, что и в некоторых апокрифах, размышляющих о сошествии Христа во ад звучит эта тема иронической издевки над сатаной.

Познания «старца Антония» в Писании видны из его призыва: «Евангелие следует понимать буквально – сказано бежать в пустыню, вот и беги, не обдумывая святые словеса» (с. 207). Но нет таких слов в Евангелии. «Старец» спутал модную ныне проповедь «Анастасии» и Евангелие . Христос говорит не о бегстве из города в пустыню, а о переходе из одного города в другой город же: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» ().

О пребывании Церкви в пустыне говорит не Евангелие, а Апокалипсис (вот уж книга, при чтении которой буквализм как раз опасен): «И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени» ().

В пустыне, в которую «старец Антоний» призывает уходить сейчас (!) он рекомендует взять «буржуйку, лопаты, топоры, одежду, обувь – все, что поможет продержаться три с половиной года. И лекарства и спички и соль» (сс. 217-218). Однако, Апокалипсис и тут говорит нечто иное: «А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней» (). Если понимать это место буквально, к чему и призывает «старец Антоний», то в пустыне надо ждать ангелов с манной небесной, и тогда в «спичках, соли» и тайных огородах не будет нужды.

Вообще эта проповедь бегства на огороды удивляет. Зачем христианину так заботиться о продолжении своей физической жизни на лишние и страшные три с половиной года? Зачем эта забота о лекарствах, если христианин и так уж точно знает, последние дни истории космоса можно будет просто вычеркивать карандашиком из календаря, ведя отсчет от вполне ясной и последней даты (1260 дней со дня коронации антихриста)? Зачем такая забота о максимально удобном и не-мученическом проведении последних дней?

У американского писателя-фантаста Роберта Шекли есть рассказ «Битва» (подозреваю, в оригинале этот рассказ называется «Аrmageddon»). Итак близится день последней битвы, Армагеддона. К главнокомандующему генералу в бункер входит священник и от имени духовенства просит разрешения принять участие в Битве Господней. А вот дальше, пожалуй, стоит привести большую цитату:

«Верховный главнокомандующий Феттерер нервно забарабанил пальцами по бедру. Он предпочел бы остаться в хороших отношениях с этой братией. Что ни говори, а даже ему, верховному главнокомандующему, не повредит, если в нужный момент за него замолвят доброе слово…

— Поймите мое положение, – тоскливо сказал Феттерер. – Я – генерал, мне предстоит руководить битвой…

— Но это же Последняя Битва, – сказал священнослужитель. – В ней подобает участвовать людям.

— Но они в ней и участвуют, – ответил Феттерер. – Через своих представителей, военных.

Священнослужитель поглядел на него с сомнением. Феттерер продолжал: – Вы же не хотите, чтобы эта битва была проиграна, не так ли? Чтобы победил Сатана?

— Разумеется, нет, – пробормотал священник.

— В таком случае мы не имеем права рисковать, – заявил Феттерер. Все правительства согласились с этим, не правда ли? Да, конечно, было бы очень приятно ввести в Армагеддон массированные силы человечества. Весьма символично. Но могли бы мы в этом случае быть уверенными в победе?

Священник попытался что-то возразить, но Феттерер торопливо продолжал: – Нам же неизвестна сила сатанинских полчищ. Мы обязаны бросить в бой все лучшее, что у нас есть. А это означает – автоматические армии, роботы-перехватчики, роботы-танки, водородные бомбы.

Священнослужитель выглядел очень расстроенным. – Но в этом есть что-то недостойное, – сказал он. – Неужели вы не могли бы включить в свои планы людей? – Многие, – сурово произнес священник, – считают, что было ошибкой поручить Последнюю Битву военным. – Извините, – бодро возразил Феттерер, – это пораженческая болтовня. С вашего разрешения…

Он указал на дверь, и священнослужитель печально вышел.

— Ох, уж эти штатские, – вздохнул Феттерер. – Итак, господа, ваши войска готовы?

— Мы готовы сражаться за Него, – пылко произнес генерал Мак-Фи. – Я могу поручиться за каждого автоматического солдата под моим началом. Их металл сверкает, их реле обновлены, аккумуляторы полностью заряжены. Сэр, они буквально рвутся в бой.

— Превосходно, – подвел итог генерал Феттерер. – Остальные приготовления закончены. Телевизионная передача для населения всего земного шара обеспечена. Никто, ни богатый, ни бедный, не будет лишен зрелища Последней Битвы.

— А после битвы… – начал генерал Онгин и умолк, поглядев на Феттерера.

Тот нахмурился. Ему не было известно, что должно произойти после битвы. Этим, по-видимому, займутся религиозные учреждения.

— Вероятно, будет устроен торжественный парад или еще что-нибудь в этом роде, – ответил он неопределенно.

— Вы имеете в виду, что мы будем представлены… Ему? – спросил генерал Делл.

— Точно не знаю, – ответил Феттерер, – но вероятно. Ведь все-таки… Вы понимаете, что я хочу сказать.

— Но как мы должны будем одеться? – растерянно спросил генерал Мак-Фи. – Какая в таких случаях предписана форма одежды?

— Что носят ангелы? – осведомился Феттерер у Онгина.

— Не знаю, – сказал Онгин.

— Белые одеяния? – предположил генерал Делл.

— Нет, – твердо ответил Феттерер. – Наденем парадную форму, но без орденов.

Генералы кивнули. Это отвечало случаю.

И вот пришел срок.

В великолепном боевом облачении силы Ада двигались по пустыне. Верещали адские флейты, ухали пустотелые барабаны, посылая вперед призрачное воинство. Вздымая слепящие клубы песка, танки-автоматы генерала Мак-Фи ринулись на сатанинского врага. И тут же бомбардировщики-автоматы Делла с визгом пронеслись в вышине, обрушивая бомбы на легионы погибших душ. Феттерер мужественно бросал в бой свою механическую кавалерию. В этот хаос двинулась роботопехота Онгина, и металл сделал все, что способен сделать металл.

Орды адских сил врезались в строй, раздирая в клочья танки и роботов. Автоматические механизмы умирали, мужественно защищая клочок песка. Бомбардировщики Делла падали с небес под ударами падших ангелов, которых вел Мархозий, чьи драконьи крылья закручивали воздух в тайфуны.

Потрепанная шеренга роботов выдерживала натиск гигантских злых духов, которые крушили их, поражая ужасом сердца телезрителей во всем мире, не отводивших зачарованного взгляда от экранов. Роботы дрались как мужчины, как герои, пытаясь оттеснить силы зла.

Астарот выкрикнул приказ, и Бегемот тяжело двинулся в атаку. Велиал во главе клина дьяволов обрушился на заколебавшийся левый фланг генерала Феттерера. Металл визжал, электроны выли в агонии, не выдерживая этого натиска.

В тысяче миль позади фронта генерал Феттерер вытер дрожащей рукой вспотевший лоб, но все так же спокойно и хладнокровно отдавал распоряжения, какие кнопки нажать и какие рукоятки повернуть. И великолепные армии не обманули его ожиданий. Смертельно поврежденные роботы поднимались на ноги и продолжали сражаться. Разбитые, сокрушенные, разнесенные в клочья завывающими дьяволами, роботы все-таки удержали свою позицию. Тут в контратаку был брошен Пятый корпус ветеранов, и вражеский фронт был прорван.

В тысяче миль позади линии огня генералы руководили преследованием.

— Битва выиграна, – прошептал верховный главнокомандующий Феттерер, отрываясь от телевизионного экрана. – Поздравляю, господа.

Генералы устало улыбнулись. Они посмотрели друг на друга и испустили радостный вопль. Армагеддон был выигран, и силы Сатаны побеждены.

Но на их телевизионных экранах что-то происходило.

— Как! Это же… это… – начал генерал Мак-Фи и умолк.

Ибо по полю брани между грудами исковерканного, раздробленного металла шествовала Благодать. Генералы молчали. Благодать коснулась изуродованного робота. И роботы зашевелились по всей дымящейся пустыне. Скрученные, обгорелые, оплавленные куски металла обновлялись. И роботы встали на ноги.

— Мак-Фи, – прошептал верховный главнокомандующий Феттерер. – Нажмите на что-нибудь – пусть они, что ли, на колени опустятся.

Генерал нажал, но дистанционное управление не работало.

А роботы уже воспарили к небесам. Их окружали ангелы господни, и роботы-танки, роботопехота, автоматические бомбардировщики возносились все выше и выше.

— Он берет их заживо в рай! – истерически воскликнул Онгин. – Он берет в рай роботов!

— Произошла ошибка, – сказал Феттерер. – Быстрее! Пошлите офицера связи… Нет, мы поедем сами.

Мгновенно был подан самолет, и они понеслись к полю битвы. Но было уже поздно: Армагеддон кончился, роботы исчезли, и Господь со Своим воинством удалился восвояси».

Этот фантастический рассказ – хорошее противоядие против огороднических фантазмов «старца Антония».

Бегство, проповедуемое этим апокрифом, предполагает разлучение не только с городскими квартирами, но и с привычно-каноничным укладом церковной жизни . Это бегство от епископов.

Любимая мысль «старца Антония» состоит в постоянном напоминании о превосходстве «старцев» над предателями-епископами. «Кто обличал впавшее в арианство, монофизитство и прочие ереси священноначалие? Пустынные монахи-отшельники, старцы по нашему. Поэтому все было сделано, чтобы вытравить старчество из церковной жизни» (с. 134). Ну, а главный борец с ересью Ария кто был? Разве не святой епископ Афанасий Великий? А против Нестория кто восстал? Разве не святитель Кирилл Александрийский? А ересь монофизитов (как раз рожденную монахом Евтихием и ревностно поддерживаемую египетским монашеством) разве не обличал св. римский папа Лев Великий?

Как это и характерно для нынешней реформационной литературы, и книжка про «старца Антония» противопоставляет «простого народа» и предаталей-архиереев. «Высшее священноначалие, власть предержащие уже в ересь впали. Но не испорченный народ поддержал праведников» (с. 139). Вообще-то о народном протесте против движения жидовствующих ничего не известно. Протест начался как раз сверху: с новгородского архиепископа Геннадия – второго человека в иерархии тогдашней Русской Церкви.

И вот подобные ядовитые глупости переходят в этой книжке со страницы на страницу. Тут и комсомольские смакования «дорогих машин и неоскудевающих столов высшего духовенства» (с. 274). И разрезы скальпелем в стиле – «Временное правительство приветствовали все, вплоть до высшего архиерейства. Все, кроме старцев, признанных и нет» (с. 141). И личные мемуары, заставляющие вспомнить одного из сыновей Ноя: «Я ему говорю: простите, владыка, а Страшного суда не боитесь? А он мне: то ли будет, толи нет, а пожить и тут хочется!» (с. 100). И указания на сегодняшние реалии: «Проверку силы ада уже провели, присвоив всем номера. С молчаливого согласия, а то и прямого благословения духовенства вся страна превратилась в лагерь… У каждого храма есть настоятель, над настоятелем – архиерей. Кто только за его спиной стоит?» (сс. 132 и 227).

И все это – ради основного тезиса: «служить вне узаконенной государством церкви» можно (с. 197). Если ты считаешь, что тебя отстранили от служения за твою сверхобычную духовность – то имеешь полное право служить без благословения архиерея.

На упоминание о канонах, устанавливающих епископальную структуру церкви, следует ответ: «Единственный и неизменный принцип – соблюдение себя» (с. 289). «Отец Антоний, как соотнести ваше старчество с иерархией и четким порядком в церкви? – А кто благословлял великого Антония? А тысячи подвижников фивейских и нитрийских?.. Почему великий во святых Паисий остался в Валахии, не захотел он этой твоей иерархии?! А почему? Мню, что отнюдь не из-за архиереев, но потому, что Православие – это свобода духа и любое ограничение его уже протестантство» (сс. 286-287). «Ты хотел понять, чем наполнен этот дряхлый сосуд, как он вообще может без благословения правящего существовать, так ведь?.. С чьего благословения служили литургии на телах полуживых мучеников в римских тюрьмах? А причастие пустынников ангелами? Да что там говорить, примеров кажущегося нарушения принятых обычаев в житиях, и в самом Евангелии – множество!» (с. 288 и 190).

И вообще – ныне «окончание времен, вступают в силу другие законы» (с. 270). А то, что Апокалипсис назначен на завтра, для «старца Антония» вне сомнений: «Зачем выплавляется столько стали? Скажи, сколько килограмм железа вы используете у себя дома? Пускай сто килограмм. Умножь на число жителей, добавь нужды армии, общественных дорог. А куда все остальное девается? Идет же оно на подготовку прихода антихриста, вот куда! Значит, не нужно оно все это производство» (с. 257-258).

Правда, и тут есть противоречие внутри самой книжки. С одной стороны, она настаивает, что все самое страшное уже началось и чемоданы надо готовить уже сейчас. С другой, она претендует на предсказательность и обещает, что «Англии не будет, остров уйдет в море, отягощенный океаном грехов… То же ждет и Японию. Китай захлестнет большую часть России. Желтыми будут все земли за горами и после них. Африканцы заполнят наши города и веси» (сс. 170-171). «Скоро греховодники станут потчевать своих гостей блюдами из детских тел, людоедство будет восприниматься вполне нормальным действом, признаком хорошего тона. Ты доживешь» (с. 160). Ну, казалось бы, раз тебе так хорошо известно будущее, то можно установить и последовательность своих действий: вот сначала исчезнут Англия и Япония, потом придут китайцы, потом реклама будет зазывать в дорогие рестораны на дегустацию человечины, ну а потом и явится антихрист. Значит, в промежутке между предпоследним и последним актами и наступает время для бегства (если уж считать его полезным)…

Так проявляется главная линия апокрифа: тайные молитвенные дома и литургии без ведома местного правящего архиерея преподносятся в этой книге как подвиг, а не как нарушение канонических правил (при этом «старец Антоний» лицемерно на каждой странице врет, что он горой стоит за соблюдение этих правил). Впрочем, и правил-то он не знает, а потому и выдумывает, будто «Апостольские правила» запрещают священнику в мирской одежде заходить в алтарь (с. 285). А ведь во времена написания «Апостольских правил» еще не было никакой особой одежды для духовенства, богослужебные же облачения находились в алтаре и чтобы в них облачиться, в алтарь и нужно было сначала зайти в обычной одежде .

Если есть антиминс с мощами – этого достаточно для литургии без благословения правящего епископа (о том, почему именно русские антиминсы позволяют литургисать без архиерея эта книжка рассказывает на с. 191).

Антиминс – «вместо-престолие». Это по сути верительная грамота от епископа, которой он благословляет совершать Литургию в его отсутствие. Поэтому так важна на антиминсе подпись архиерея. А вот вшивание мощей в антиминс как раз необязательно: не мощи святого дают возможность совершения литургию а единство литургисающего священника с Церковью; единство и которое и выражается в его канонической связи с Епископом.

Поэтому и разворачивает священник антиминс на престоле в тот момент ектеньи, когда возносит моление о епископе . При возгласе же в конце ектении о оглашенных – «Да и тии с нами славят…» – священник целует антиминс. Но не то место, где в него вшиты мощи (русская традиция, которой нет у греков), а то место, где стоит подпись епископа. Тем самым священник берет благословение у своего архипастыря на совершение этой литургии в удалении от кафедрального собора.

Но по мнению лиц, стоящих за изданием книги «Старец Антний» подпись архиерея начинает считаться важнее самого архиерея. И в самом деле – в иркутской епархии в 2001 году три священника засобирались в леса – подальше от «печати антихриста», коей они сочли ИНН. Узнав об их призывах, к ним приехал архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим, чтобы уговорить беглецов продолжить их обычное пастырское служение. Диссиденты, однако, отказались сослужить со своим епископом и даже не подошли к владыке под благословение. По их мнению, архиерей, принявший налоговый номер, становится безблагодатным вероотступником. И тем не менее, уходя в тайгу, эти священники не забыли взять антиминсы, подписанные архиепископом Вадимом (по милости Божией двое из них уже вразумились и, принеся надлежащее покаяние, вернулись к нормальному церковному служению).

Появление практики раскольничьего обращения со святыми антиминсами, и появление «богословского» оправдания такой практики требует цекрвного обсуждения вопроса об антиминсах. Представляется целесообразным при смене правящего архиерея заменять все антиминсы в епархии – ибо приходские священники составляют собор вокруг своего живого и правящего архиерея, а не вокруг прошлого епископа. Храм, однажды освященный епископом, переосвящать новому архиерею уже не надо. Но зачем, вознося имя одного архиерея, целовать подпись совсем другого?

Святые мощи, вшитые в антиминсы, следует конечно, перелагать в новые антиминсы. Прежние же подлежат хранению в кафедральном соборе, как это и предписывает церковная традиция относительно забрызганных, стершихся или порванных антиминсов.

Возможен и иной вариант: не заменяя сам антиминс, дополнять его подписью нового правящего архиерея. При этом антиминс заново освящать не нужно. Но можно определить, что за дни Цветной Триоди (это время наиболее уместно, потому что Пятидесятница есть день рождения христианской Церкви и есть день сообщения апостолам тех благодатных даров, которые и переданы ими епископам), следующими за назначением нового архиерея, в этой епархии все антиминсы должны быть заменены или дополнены росписью нового правящего архиерея.

… В послании Президента В. В. Путина после захвата школы в Беслане сказано, что против нашей страны ведется необъявленная война. Было бы странно, если бы враги России разрушали ее государственную жизнь, убивали ее детей, но при этом оставили бы в покое духовный стержень русской жизни – Православную Церковь. И в самом деле, мы видим, что последние 10 лет одна за другой следуют попытки внести раскол в жизнь Русской Православной Церкви.

И линию желаемого раскола недруги Церкви и России провели чрез противопоставление епископата и монашества, монашества и духовных школ, монашества и приходского духовенства.

Газеты, анонимные листовки и брошюрки (а порой и не анонимные, а порой и имеющеи ложные благословения и ложные подписи) год за годом твердят одно: иерархия утратила духовность и православность; епископы не то тайные католики, не то масоны-экуменисты; священноначалие, если на него не надавить митингами, не может понять, кто по настоящему свят, равно как и не может увидеть настоящей же духовной опасности (в налоговых номерах или в паспортах).

Тотальное недоверие к епископам, помноженное на слух о наступлении антихристовых времен, дают «богословское» оправдание проповеди решительного самочиния и непослушания, а также практике беззастенчивого попирания церковных канонов. В конце концов в сознании людей, охваченных этой пропагандой, делается допустимым нарушение самого главного, что есть в церковных канонах: церковного единства.

Очень многое сложилось вместе: и массовое полузнайство, и наследие позднесоветского диссидентства, и властолюбие некоторых «православных публицистов», и рассчетливая игра наших недругов. Вместе это поставило нашу церковную жизнь на порог серьезной мутации.

Как ее остановить? – Для начала хотя бы перестать воспевать «простецкую веру».

Протодиакон Андрей Кураев

Почему колдовство, порча или сглаз может воздействовать на человека? Пренебрегать ли ими, как неким суеверием, или попытаться понять, в чем суть явления? Как справиться с ложными взглядами на кол­довство, а также как необходимо жить, чтобы быть за­щи­щенным от колдовского воздействия?

На эти акту­альные вопросы дает ответ Старец Паисий Святогорец в своей книге «Духовная борьба», выдержки из которой предлагаем нашим читателям.

В каком случае колдовство имеет силу?

Раз колдовство подействовало, значит, человек дал диаволу права над собой. То есть он дал диаволу какой-то серьезный повод и потом не упорядочил себя с по­мощью покаяния и исповеди. Если человек исповедуется, то порча - даже если ее подгребают под него лопа­той - не причиняет ему вреда. Это происходит потому, что, когда человек исповедуется и имеет чистое сердце, кол­дуны не могут «сработаться» с диаволом, чтобы этому че­ловеку повредить.

Однажды ко мне в каливу пришел человек сред­них лет. Он пришел с наглым и бесцеремонным видом. Уви­дев его еще издалека, я понял, что он нахо­дится под бе­совским воздействием. «Я пришел, чтобы ты мне по­мог, – сказал он мне. – Помолись за меня, потому что я уже долгое время мучаюсь страшны­ми головными боля­ми и врачи ничего не находят». - «В тебе бес, – ответил я ему. – Он вошел в тебя, потому что ты дал диаволу права над собой». - «Да нет, ничего я такого не сде­лал», - стал он уверять меня.

«Ничего «такого» не сде­лал? - говорю. - А о том, как ты обманул ту девушку, что, забыл? Ну так вот, она пошла к колдуну и навела на тебя порчу. Теперь иди, проси у обманутой девушки прощения, потом поисповедуйся. Кроме того, над тобой надо прочитать и заклинательные молитвы, чтобы ты стал здоров. Но если ты не поймешь, не осознаешь своего греха и не покаешься в нем, то даже если все духов­ники со всего мира соберутся и будут молиться за тебя, бес все равно из тебя не выйдет». Когда ко мне прихо­дят люди с таким бесстыдством, я говорю с ними, называя вещи своими именами.

Еще один человек рассказывал мне о том, что его же­на одержима нечистым духом, она устраивает дома страшные скандалы, вскакивает ночью, будит всю семью и переворачивает все вверх дном. «А ты испове­дуешь­ся?» - спросил я его. «Нет», - ответил он мне. «Долж­но быть, - сказал я ему, - вы дали диаволу пра­ва над собой. Такие вещи ни с того ни с сего не проис­ходят». Этот человек начал рассказывать мне о себе, и, наконец, мы нашли причину того, что происходило с его женой.

Он, оказывается, посетил одного ходжу, который «на счастье» дал ему какую-то воду, чтобы тот окропил свой дом. Этот человек не придавал этому бесовскому окроп­лению никакого значения. А потом диавол разгулялся в его доме не на шутку.

Как освободиться от колдовства, порчи и подобных воздействий?

Освободиться от колдовства можно с помощью покаяния и исповеди. Потому что прежде всего должна быть найдена причина, по которой колдовство подейст­вовало на человека. Он должен признать свой грех, покаяться и поисповедоваться. Сколько же людей, изму­ченных наведенной на них порчей, приходят ко мне в каливу и просят: «Помолись за меня, чтобы я освобо­дился от этой муки!» Они просят моей помощи, но при этом не вглядываются в себя, не пытаются понять, с чего началось происходящее с ними зло, - для того, что­бы устранить эту причину.

То есть эти люди должны по­нять, в чем была их вина, и почему колдовство возы­мело над ними силу. Они должны покаяться и поиспове­доваться, для того, чтобы их мучения прекратились.

Как быть, если человек в тяжелом состоянии и сам пойти покаяться не может?

Его близкие могут пригласить в дом священ­ника, чтобы он совершил над несчастным Таинство Елеосвяще­ния или отслужил водосвятный молебен. Человеку, нахо­дящемуся в таком состоянии, надо давать пить святую воду, чтобы зло хоть немножко отступило и в него хоть немного вошел Христос. Одна женщина, ребенок кото­рой находился в cocтoянии, по­ступала таким образом, и от этого ребенок получил по­мощь. Она рассказала мне, что ее сын очень страдал, потому что на него навели порчу.

«Ему надо пойти поисповедоваться», - посоветовал я ей. «Отче, - воскликну­ла она, - да как же он может пойти поисповедоваться в том состоянии?» - «Тогда, - сказал я ей, - попроси своего духовника прийти к вам в дом, чтобы совершить водосвятный молебен, и дай своему сыну выпить этой святой воды. Однако будет ли он ее пить?» - «Будет», - ответила она. «Ну что же, - говорю, - начни с водосвятного молебна, а потом постарайся, чтобы твой ребе­нок поговорил со священником.

Если он поисповедуется, то сможет далеко отбросить от себя диавола». И действительно: эта женщина послушалась меня и ее сын получил пользу. Прошло немного времени, и он смог по­исповедоваться и стал здоров.

Возможно ли помочь самому колдуну или экстрасенсу?

Тут вон говоришь че­ловеку, у которого есть немного страха Божиего, чтобы он был внимателен, потому что, живя так, он идет по ложному пути, - и такой человек, даже имея страх Бо­жий, все равно продолжает дуть в свою дуду. А уж что говорить о колдуне, который сотрудничает с диаволом!

Как можно помочь такому человеку? Ты станешь гово­рить ему духовные вещи, а он все равно будет оставать­ся с диаволом. Колдуну не поможешь ничем. Только в случае, если творишь Иисусову молитву, когда он нахо­дится перед тобой - тогда бес может смешаться и кол­дун будет не в состоянии сделать свое дело.

Один человек был нездоров. И вот колдун - шар­ла­тан такой что поискать - пришел к нему в дом, что­бы «помочь». А больной творил Иисусову молитву. Он был очень простой человек и не знал, что пришед­ший к не­му – колдун. Поэтому Бог и вмешался в происхо­дящее. И посмотрите, что попустил Бог, для того чтобы несчаст­ный понял, с кем он имеет дело! Больной творил Иису­сову молитву, и бесы начали бить колдуна, так что кол­дун сам стал просить помощи у человека, в дом которо­го он пришел, чтобы его «исцелить»!

Колдун кричал: «На помощь!» - кувыркался по полу, падал, закрывался руками от ударов неви­димых врагов. Так что не думайте, что у колдунов сладкая жизнь и бесы всякий раз делают для них все, что только попросишь. Бесам достаточно уже того, что колдуны один раз отреклись от Христа. Вначале колдуны заключают с бесами договор, чтобы те им помогали, и на несколько лет бесы подчиняются их приказаниям. Одна­ко проходит немного времени, и бесы говорят колдунам: «С какой стати мы будем с вами церемониться?» А если колдуны не справляются с заданиями бесов, то знаете, как им потом достается?

Черные силы тьмы бессильны. Сами люди, удаляясь от Бога, делают их сильными, потому что, удаляясь от Бога, люди дают диаволу власть над собой.

Старец Паисий Святогорец. Слова. Т. III. «Духовная борьба». Монастырь Св. Ап. Иоанна Богослова. Суроти, Салоники. Издат. дом. «Святая гора». М. 2003 г. стр. 206-213.

Старец Паисий Святогорец о колдовском воздействии

Современный человек испытывает немало негативных воздействий, живет под непрестанным давлением стресса. И среди многих страхов, которые отягощают души современных людей набирает силу еще один страх, наверное такой же древний как и все человечество. Это страх колдовского воздействия, страх порчи и сглаза.

Время, в которое мы живем, западные социологи называют «постхристианским». Оно характеризуется тем, что народы, когда-то исповедующие христианство, в большинстве своем практически отвергли его. Подавляющее большинство современников живут вполне языческой жизнью. Поэтому боязнь магического воздействия в виде порчи и сглаза проявляется у них как следствие их удаления от Бога, нарушения Его Святых Заповедей и потом как духовное заболевание.

Как православному человеку относиться к этому духовному феномену и как правильно защититься от, несомненно реальной, духовной опасности? Предлагаем нашим дорогим читателям советы Старца Паисия Святогорца, извлеченные из его книги «Духовная борьба».
- Как колдуны вводят людей в заблуждение используя святыню?

- «Колдуны используют в своей ворожбе псалмы Давида, имена святых и тому подобное, но смешивают это с призыванием бесов. То есть подобно тому, как мы, читая Псалтырь, призываем помощь Божию и приемлем Боже­ственную Благодать, они, используя псалмы и святыни по­добным образом, совершают прямо противоположное: ху­лят Бога, отходят от Божественной Благодати, и после это­го бесы делают то, что те попросят. Мне рассказывали об одном парне, который пошел к колдуну, чтобы тот помог ему добиться какой-то цели. Колдун прочитал над ним что-то из Псалтири и паренек добился того, чего хотел. Однако прошло совсем немного времени, и бедолага на­чал угасать, таять как свечка. Что же совершил колдун?

Он взял в ладонь какие-то орешки, семечки и начал чи­тать над парнем пятидесятый псалом. Дойдя до слов «жертва Богу», он сжимал руку и выбрасывал зажатые в ней орехи, семечки, принося таким образом жертву бе­сам, для того чтобы они исполнили его прось­бу. Так с по­мощью Псалтири этот колдун хулил Бога.

Из этого можно понять, какой об­ман кроется за всеми их действиями! Используя священ­ные предметы, они обводят несчастных людей вокруг пальца. Люди видят, что колдуны зажигают свечи, «молят­ся» перед иконами, совершают подобные действия, - и доверяют обманщикам.

Виды колдовских манипуляций, с целью повредить человеку, и сеять вражду между людьми.

Они делают из воска куклу, похожую на человека. Когда к ним приходят и просят, чтобы, например, их враг ослеп, то они втыкают иголку в глаза куклы и при этом произносят имя человека, которого хотят ослепить. Они совершают и другие бесовские действия. И если человек, на которого таким образом наводят порчу, живет греховной жизнью и не исповедуется, то бесовское воздействие поражает его глаза. От боли они словно выходят из орбит! Человек обследуется у врачей, но врачи ничего не находят.

А какое зло делают людям медиумы, экстрасенсы, «яс­новидящие» и подобные им! Мало того, что они выкачива­ют из людей деньги, они еще и разрушают семьи. К при­меру, человек идет к «ясновидящему» и говорит ему о сво­их проблемах. «Гляди, - отвечает ему «ясновидящий», - одна твоя родственница, немного смугловатая, роста чуть выше среднего, навела на тебя порчу». Человек начинает ис­кать, кто из его родни имеет такие характерные признаки.

Не может быть, чтобы никто из его родни хоть немножко не был похож на ту, которую описал ему колдун. «А-а, - говорит человек, найдя «виновницу» своих страданий. -Так это, значит, она навела на меня порчу!» И им овладевает не­нависть к этой женщине. А сама эта бедняжка совсем не знает причины его ненависти. Бывает, что она оказала ему какое-нибудь благодеяние, но он кипит по отношению к ней ненавистью и не хочет даже видеть ее!

Потом он сно­ва идет к колдуну и тот говорит: «Ну что ж, теперь надо с тебя эту порчу снять. Для этого тебе придется заплатить мне кое-какие деньги». - «Ну что же, - говорит запутав­шийся человек, - раз он нашел, кто навел на меня порчу, я должен его вознаградить!» И раскошеливается. Видишь, что творит диавол? Он создает соблазны.

Может ли колдун исцелить больного?

Человека, кото­рого мучает бес, колдун может «исцелить» - посылая этого беса к другому человеку. Ведь колдун и диавол - это друзья-товарищи. Колдун говорит диаволу: «Выйди из этого человека и войди в того». То есть, изгоняя беса из человека, который находится под бесовским воздействи­ем, колдун обычно посылает его в того из его родственников или знакомых, кто дал диаволу права над собой.

Как-то мне рассказали, что одна женщина «исцеляет» больных, используя различные священные [символы и предметы]. Услышав о том, что она делает, я был пора­жен выдумкой, «искусством» диавола. Во время своих сеансов колдунья берет в руки крест и поет различные церковные песнопения. К примеру, она поет «Богородице Дево» и, дойдя до слов «Благословен Плод чрева Тво­его», плюет рядом с крестом, то есть таким образом ху­лит Христа, и поэтому демон ей помогает.

Таким образом она «исцеляет» - например, от душевной по­давленности [депрессии] - некоторых людей, заболевших из-за бесовского воздействия. Врачи не могут вылечить этих людей, а она их «исцеляет», потому что изгоняет из них беса, который давит на их души. А потом посылает этого беса к другому человеку. А многие из больных счи­тают эту колдунью святой! Они советуются с ней, а она потихоньку вредит их душам, губит их.

Необходимо внимание. Надо держаться подальше от колдунов, от колдовства, подобно тому, как человек дер­жится подальше от огня или змей. Не надо смешивать разные вещи. Диавол никогда не может сделать ничего доброго. Он может «исцелить» только те болезни, кото­рые вызывает сам.

Старец Паисий Святогорец. Слова. Т. III. «Духовная борьба». Монастырь Св. Ап. Иоанна Богослова. Суроти, Салоники. Издат. дом. «Святая гора». М. 2003 г. стр. 196-206

Иеромонах Дионисий (Игнат), во святом Крещении Димитрий, родился 22 сентября 1909 г. в Румынии, в селе Ворничень уезда Ботошань, в семье набожных крестьян. Он был самым младшим, восьмым, ребенком, и едва ему исполнился год, как отец его умер, оставив бедную мать с сиротками на руках, мал мала меньше - старшему ребенку, будущему старцу Гимназию, было всего 10 лет. В таких тяжелых условиях, усугублявшихся лихолетьем первой мировой войны, будущий старец Дионисий все же закончил 4 класса начальной школы и проучился 2 года в училище.

В 1923 г., в возрасте 14 лет, он вслед за своим старшим братом Георгием ушел в монастырь - скит Мэгура в Молдове, близ г. Тыргу-Окна. 6 сентября 1926 г. оба брата и еще два монаха из Мэгуры пришли на богомолье на Святую Гору, чтобы здесь всю свою жизнь без остатка посвятить Богу.

На Афоне братья Игнат поступили в келью св. мвч. Георгия, что в скиту Капсала, где монашествовало 18 румын, а настоятелем был старец Герасим (Сперкез). В 1927 г. Димитрий Игнат принял монашеский постриг с именем Дионисий, а в 1931 г. он был рукоположен во иеродиакона.

В 1933 г. умер старец Севастиан, наставник братьев, и они уходят в келью свт. Тихона Задонского, что в Капсале, где в безмолвии подвизался отшельник Гедеон (Келару), опытный исихаст, также родом из Румынии. Братья Игнат становятся его учениками. Вместе с этим благодатным молитвенником иеромонах Дионисий подвизался 46 лет, до самой смерти старца в 1979 г. Его брат, иеромонах Гимназий (Игнат) скончался раньше, в 1965 г.

Здесь, в афонской келье свт. Тихона, будущий старец Дионисий в 1937 г. был рукоположен в иеромонаха. В том же году эта смиренная троица монахов-пустынников возводит с самого основания келью святого вмч. Георгия, относящуюся к монастырю Ватопед и располагающуюся над заливом Колчу, и переселяется в нее. В 1945 г. отец Дионисий принимает послушание духовника, а в 1979 г., со смертью своего старца, становится игуменом кельи «Колчу».

Старец Дионисий был одним из самых почитаемых афонских духовников, одним из последних столпов «старой школы» исихазма. Его называли «патриархом Афона» и приезжали к нему со всего мира люди самых разных национальностей, в том числе английский принц Чарльз.

Старец Дионисий (Игнат) отошел в вечность 11 мая 2004 года в возрасте 95 лет, из которых 81 год он провел в монастыре, в том числе 78 лет - на Святой горе Афон, из них 67 лет - в келье св. Георгия «Колчу», и 57 лет окормлял многочисленных духовных чад со всех уголков мира.

Предлагаем вниманию наших читателей небольшую беседу со старцем, посвященную таинствам Исповеди и Причастия.

– Отец Дионисий, расскажите нам, пожалуйста, немного о радости причащения, о таинстве Святого Причастия. Как нам готовиться к нему, чтобы радоваться тому, что мы соединяемся со Христом в таинстве Святого Причастия?

– Вы видите, видите? Как сильно смирился Бог, чтобы человек – вот этот человек, весь в грехах, человек ничтожный – удостоился Тела и Крови Самого Христа Спасителя! Как я уже говорил, Бог зовет к Себе всех: «Придите ко Мне, все труждающиеся , все грешные».

Поэтому, чтобы душа каждого из нас пребывала в мире, прежде всего нужно ходить к духовнику. У каждого из нас есть духовник, не так ли? Поведаем ему все наши скорби и немощи, какими нас ввело в соблазн естество, какими нас ввел в соблазн сатана и мы пали.

И посмотри, сколько же благости у Бога! Он дал эту благодать священнику-духовнику, и если он простит тебя, то ты прощен, а если не простит, ты останешься непрощеным. Что он связывает на земле, то связано и на небесах, а что он разрешает на земле, то разрешено и на небесах.

Видишь, сколько Божественной благости явил нам Бог! Он мог бы назначить ангела, ведь у Него имеются миллиарды и миллиарды ангелов, не так ли? «Ты, ангел, будешь духовником всех этих людей!» Но никто не осмелился бы сказать перед ангелом: «Я согрешил, я впал в столько грехов!» Человек тогда думал бы: «Ну как же я ему скажу такое? Ну разве это возможно? Да это невозможно!»

Но Бог поставил, благодатью Святого Духа, священника. Когда архиерей возлагает руки на священника, и благословляет его, и читает о нем молитву, сходит благодать Святого Духа, и он получает силу – что он прощает, то прощено на небесах, а что не прощает, то не прощено на небесах. Видите, сколько благости являет Бог!

А теперь ты идешь к священнику. Священник этот тоже человек, даже если он духовник, – он тоже плоть носит, у него свои немощи, у него свои страсти. И вот ты идешь к нему. У него тоже могут быть свои немощи – но это тебя не интересует. Ты знаешь, что он священник, поставленный святой Церковью быть духовником, и имеет власть связывать и разрешать.

– Как нужно готовиться, чтобы принести чистую исповедь? Что нужно делать – больше поститься, молиться, читать?

– Видишь, как написано в Священной Книге: «Приготовьтесь!» , потому что если ты неподготовлен, тогда это никуда не годится. Да испытывает человек себя, то есть пусть готовится, и так да приступает к Божественным Тайнам, ведь Божественные Тайны – это огонь сожигающий, они сжигают все грехи, и немощи, и трудности наши. А если ты приступаешь неподготовленным, они сожгут и тебя, и тогда все кончено! Поэтому нужно приготовление…

Не будем говорить: «Да ну, ничего страшного в том, что я поел, я попил, я поспал и еще кое-что сделал. Пойду причащусь», – как, я слышу, делают паписты, ведь у них литургия совершается поздно. Католики говорят так: «Нам хотелось есть, и мы с утра поели. Поели, выкурили и по сигаретке… Давайте теперь выпьем и кофейку, чтобы взбодриться. Да, но ведь в церкви еще не закончилась литургия! Пойдем-ка причастимся», – и идут, причащаются. Ну разве это приготовление?

– Я не представляю себе, как католики допускают такое. Видишь, они говорят, что еда – это одно, а причащение – это другое, это пища духовная. Как бы там ни было, но если нет приготовления, это погибель.

– После Причастия, обязательно. Молитвы нужно читать с благоговением, с благодарностью к Богу за то, что ты удостоился принять этот столь великий дар .

– Батюшка, расскажите нам немного о приготовлении к святой исповеди.

– Ты, как человек, уже знаешь: «Ой, я сделал то-то, скажу духовнику, и еще то-то и то-то». Чтобы не забыть это, запиши все на бумаге, и когда пойдешь туда, скажи: «Батюшка, вот, я сделал то-то и то-то». А как только он сказал: «Бог да простит тебя!» – все, что было записано в анналах сатаны, стерлось.

С этого момента ты должен более не совершать грехов. Не дай тебе Бог совершать их опять, ну а если совершил, сразу же иди к священнику, ибо Священная Книга говорит: «Сколько б раз ты ни упал, вставай!» . То есть, сколько раз ни случится тебе согрешить, не затягивай с исповедью.

Но не так, чтобы ты грешил в беспечности и говорил себе: «Ну вот, побывал я у священника, исповедался, ну а теперь возьмусь-ка опять за старое, я же потом опять исповедуюсь». Но это не так!

– Это грех против Духа Святого.

– Конечно. Грех против Духа Святого. Поэтому: «Я ходил к батюшкам, исповедался и, с помощью Божией, больше не стану делать этого». Ну а если мы только говорим так, но не делаем, то, сам того не замечая, ты себя губишь мало-помалу. Нет! Прими решение, вот так: «А ну-ка, вставай опять, быстро», – как больной, когда ему становится плохо: «Пойду приму таблетку, а то голова начинает болеть», – так и это.

– Итак, правила нет. Сколько раз почувствуешь, столько раз и надо исповедоваться.

– Так и есть.

– Исповедью нельзя пренебрегать.

– Нет-нет, конечно… И чтобы никто не смел когда-нибудь пойти причащаться не исповедавшись. Многие молитвы, которые читает священник, имеют благодать Святого Духа от Бога, ибо так устроил Благой Отец Небесный, чтобы прощалась вся мелочь, которая у тебя была. Ты говоришь, какие еще грехи у тебя были, все, что ты припомнишь, и так приступаешь к Божественным Тайнам. Ибо Святые Тайны – это огнь сожигающий, они сжигают все грехи, все беззакония и все злые помыслы, но если ты беспечен, существует опасность, что они сожгут и тебя. Поэтому и говорит святой апостол Павел: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Оттого многие из вас немощны и больны» , что приступают к Святым Тайнам без приготовления.

Никто не достоин причащаться Святых Таин, ибо там Бог, Иисус Христос, но насколько это в силах человека и насколько нам позволяют священные каноны Церкви, будем стараться быть близ .

– Батюшка, вот мы, духовники, может, тоже недостойные. И приходят к нам люди, может, более достойные, чем мы. Но мы призваны не отказывать им в приобщении, причащать их, потому что Христос не отказался подать и Иуде его кусок хлеба. Но часто к нам приходят люди с тяжкими грехами. Какой совет вы нам дадите, как нам поступать с причащением в их случае? Ведь послать его к епископу – это все равно что умыть руки, отделаться от него. Может, Христос послал его именно ко мне.

– Это так, вы имеете полное право… Но смотрите, чтобы, как бы там ни было, но мы не отходили от церковных канонов. Каноны, что установили святые отцы на семи святых Вселенских Соборах, они составили по благодати Святого Духа, потому что они были лучше любого из нас, ведь их вдохновляла благодать Святого Духа, научая их, как нам найти путь спасения.

Когда он шел через храм с чёточками, молча – говорят, бесноватые лаять начинали. О своих встречах со старцами - священник Сергий Круглов.

Что такое – быть в Духе Святом

Старцы….
Слово из православного фольклора?
Ну, кому как.
Столько написано про них и против них, столько описаний чудес, совершенных старцами (слово «старец» когда-то, когда православная книга «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» была популярна по всему миру, вошло в иностранные глоссарии как русское слово, не требующее перевода, типа «Gagarin»), и столько предостережений против лжестарчества и младостарчества…


Мы, православные, начитались и того и этого, мало кто из нас, неофитов-прихожан или старофитов-батюшек, не может дать комментария по вопросу о том, кто такие старцы.
И тем не менее, в дни, когда всё ближе Пятидесятница, я, думая о том, что же это такое – быть в Духе Святом, не могу не думать и о тех, кого называют этим кратким словом – «старцы».
Общался ли я сам лично со старцами? Да, было дело.
В самом начале своего воцерковления, когда мне к тому же еще и предложили стать священником, я, пребывая в смятении, поступил так же, как поступали многие христиане в трудные моменты своей жизни – поехал искать старца и его совета… Встречал я старцев и впоследствии.
Ничьих имен я тут не назову, да это и ни к чему. Напишу только о том, что мне увиделось.

“Это – твоя борьба до конца жизни”

Какие они были?
Один – невысокенький, плотненький, седенький, немногословный, щечки румяные как у дед-мороза, когда шел через храм с чёточками, молча – говорят, бесноватые лаять начинали…
Когда мой друг, человек малоцерковный, пришел по моему совету к нему на исповедь, то поразился его простоте и даже попенял: «Беседует с людьми – а у него изо рта пахнет!…», а я объяснял, что так пахнет, потому что он с утра – натощак, постится, это просто запах тленной плоти, такой же, как у нас всех.
Был этот старец прост, житейск, мог с удовольствием и рюмочку выпить, и в житейские перипетии вникал, так как был причастен к управлению монастырем в большом городе… Потом мне рассказали, что он был одним из описанных в известной книге монаха Меркурия «На горах Кавказа» подвижников, скрывавшихся в 60-е годы в Грузии от хрущевских гонений…
Когда я, трепеща сердцем, начал ему лепетать, что вот-де, мне предлагают быть священником, а я недостоин, он тихо и твердо сказал: «Не отказывайся». А у меня же вот такие и такие грехи, вскричал я! “Это – твоя борьба до конца жизни”, – ответил он, и как в воду глядел, что называется…
И благодаря ему я сейчас, на старости лет, лучше чем ранее понимаю смысл слов, приписываемых Богу, в отношении этой борьбы: «В чем застану – в том и сужу». Меня рукополагали в священники у него в храме и на Литургии, на которой предстоятельствовал он, так уж получилось.
С другим, лысоватым и худощавым, недавно пред тем рукоположенным (слышал о нем насмешливые отзывы некоторых попов, де он необразован, воду крестит кадилом, и прочее…), я встретился, когда одной знакомой жизненно понадобился «старец», исповедь у него… Старинный храм на городском кладбище… Он долго с ней беседовал о ее жизни в церковной сторожке, и велел непременно наутро прийти на причастие. И сказал, что будет молиться. И такая уверенная сила светилась сквозь него и в нём… Всё бы ничего – но к вечеру у знакомой начались месячные. Ну как быть, причащаться ведь нельзя?! Молился как мог и я, но и, знаю, тот старец молился… Наутро – у нее ничего не было, и она могла спокойно причаститься. И лишь к вечеру следующего дня – опять началось… Где хочет Бог, там побеждается естества чин, только и мог подумать я тогда.
Еще один – был обычным деревенским приходским батюшкой (он жил неженатым, служил в той деревне, в которой прожил и доцерковную жизнь, был одно время штатным духовником нашего благочиния). Был не особо велеречив, но всегда был, как бы точно сказать – по-настоящему живым, прикладывал свои трудовые руки к земле, к пасеке, к строительству, ко всему, что приносило течение будней. Очень живо интересовался всем происходящим и в мире, и в нашей частной обычной жизни.
Причем не с оттенком «эх, грехи, апостасия, времена последние…», а с юмором, интересом, с каким-то «вкусом», и теплым и откровенным участием. Он был настолько молод и восприимчив сердцем и темпераментом, насколько, думаю, иным молодым батькам и не бывать. Я увидел в нем человека, который, при всей его погруженности в обыденный крестьянский быт и заботы, воспринимает мир и людей из такой Христовой глубины, которая на самом деле – невероятная высота. К нему тянулись те, кто был более утонченным, начитанным, эрудированным…
Когда он умер, в глухую деревню, в которой он служил, проститься с ним съехалось столько народу, сколько эта деревня не видела и за сотню лет своего бытования.

Не старики, но старцы

Есть и другие…

Во всех них я заметил нечто общее.
Прежде всего, они – именно – старцы. Не старики, но старцы. Все они были в возрасте, каждый – со своей биографией. Они прошли через свою многотрудную жизнь, через годы, через искушения, через опыт скорбей, обретений и потерь, и научились понимать и принимать людей и многообразие жизни этих людей.
То есть благодатные дары Духа Святого в них сочетались с общечеловеческой житейской мудростью и опытностью, и одно другого вовсе не исключало, но необходимо дополняло. Именно поэтому простое правило «Начни с себя» и есть первейшее предостережение тем, кто готов заразиться столь известной болезнью «младостарчества»… Недаром есть в православном народе присловье о таковых: «Свят, да не искусен».
И главное – вот что. Рядом с ними бывало хорошо и целебно просто даже молчать. Почему так?
Потому что даже не то, что они могут «прорещи» о недоведомых судьбах твоей жизни, в них главное. А в том, что они – святые, при всей их земной грешной оболочке. Реальные христиане, живущие в Духе Святом, те, для кого Христос и есть пища, питие и воздух каждого дня.В конце концов, мы ведь с вами не язычники, ищущие оракула или гадалки, и в старцах мы ищем тех, кто назван словом «сотаинники», своих по Духу, мы ищем живого ПРИМЕРА: вот же, вот, не только в книгах, но и рядом в жизни, есть те, кто по-настоящему живет во Христе, а значит – и я, и я могу!…
Думаю, что, при всем наплыве мутной пены, при огромном количестве многообразно обличаемых российских обывателей- «полуверов», которые ищут «пророчеств» и «счастья на халяву» у старцев, а завтра – у экстрасенсов или еще где, вот это количество «чающих движения воды», ищущих Христа не в книгах, обрядах и «традициях», а вживе – перевешивает. Потому к ним, то есть к живым сосудам, в которых искрится и дышит Дух, тропа народная не зарастет никогда.

Священники человечий и Божий

И еще одно.
Я начал с упоминания о Пятидесятнице.
Так вот…
Ученики Христа не упивались сами вином Духа – они понесли его людям.
Думая о нашем брате священнике в этой связи, хотел бы обратить внимание на два типа.
Есть еще и третий: администратор-делец-фарисей-сундукей, манипулирующий людьми ради своих властных-денежных и прочих целей, но тут речь совсем не про него…
Итак, два типа.
Один – человечий, другой – Божий (простите за неуклюжую классификацию, это я просто с вами делюсь тем, что сам себе для удобства примитивно придумал).
Человечий – тот, кто способен радоваться с радующимися и плакать с плачущими, кто способен сострадать людям, быть с ними в их аду страдания, уныния, отчаяния.
Другой, Божий – тот, кто настолько в Духе Святом, настолько с Христом, что способен поднять человека из его грязи до уровня Царства, в его Свет и победную радость.
«Старцем» я называю тех, кто способен избежать искусов уныния первого случая и искусов презрения к «тленным» второго случая, кто способен совместить в себе то и другое, кто одну руку, по примеру Христа, протянул к падшим в вонючую яму ада – а вторую устремил в Небо, как лестницу.
Такие люди – есть. И будут, пока Церковь жива. И ты, читающий эти строки, таких встречал, и можешь сам составить их список. Мало того: ты сам можешь стать таким.Можешь.
Грехи? Да ну. Они нисколько не могут этому помешать. Они тают, испаряются, как туман, проходят и выбаливают как болезнь – а впереди у всех нас Жизнь Вечная. Исполненная воздуха и света, движения, творчества и любви.
У любого из нас, только лишь возжелавшего захотеть чего-то большего, чем то, о чем было сказано-спето: «А вы на земле проживете, как черви слепые живут….»
И в этом – главная победа Духа Святого, сошедшего на нас в Пятидесятнице.

Святой отец, - начал я тихим голосом, - сейчас мной очень сильно овладело одно желание. Верую, что оно от Господа. Хочу очиститься. Вижу, как во мне неистовствуют страсти. Чувствую, что сердце - джунгли, где водятся многие дикие звери, а во главе их - диавол, который делает, что ему хочется. Стремлюсь избавиться от этого ужасного состояния, предать свою душу Богу, чтобы Он просветил ее, чтобы она была Его. Достаточно ее обкрадывал диавол-льстец. Теперь же хочу очиститься, но не знаю как. Услышьте, отче: Хочу очиститься. Укажите мне пути. Готов их принять и слепо следовать всему, что Вы мне скажете.

Я начал тихим голосом, а закончил вопия и плача. Словно гром, прозвучали мои последние слова для пустынника. Столь горячими они были. Он немного помолчал. Взглянул на меня с великой любовью; такую любовь могут проявлять только монахи. Он дал мне понять, что не следует унывать по поводу этой тревоги, поскольку она благословенна.

Когда мы переживаем подобные состоянии, - сказал он, - ясно, что Святой Дух есть и действует в нас. Мы начинаем проходить путь познания Бога. Это первый этап. Если совершенное созерцание Нетварного Света - свет, пленяющий душу, то покаяние и чувство своей греховности - огонь, возжигающий ее. Следовательно, покаяние и желание очистить душу от страстей - время посещения благодати. Только когда она сходит на нас, мы можем видеть свое запустение, печалиться о Боге и стремиться соединиться с Ним. Мы никогда не имели бы таких мыслей и желаний, если бы не благодать Божия.

Мудрый руководитель, опытный духовник, поистине благодатный человек! Сведущий врач, он знает, как смягчить боль, умиротворить, дать лекарство не для упокоения нашего самолюбия, но для возможности оперативного вмешательства и исцеления.

Уяснив это, - продолжал он, - следует указать некоторые пути или, лучше, один, простейший. Не ожидай, что я наложу на тебя тяжкие труды. Лишь молитва Иисусова ("Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя") очищает душу, т.е. непрестанный вопль к Богу, Спасителю нашему. В призывании и единении с Иисусом заключается все наше спасение. Возопиим, чтобы Он пришел и исцелил нас. Являясь больными, будем стенать, и Он, как врач, исполненный любви, поспешит на помощь. Мы, подобно впавшему в руки разбойников, восплачем, и Добрый Самарянин придет, очистит наши раны, приведет в гостиницу, то есть к созерцанию Света, Который зажигает все наше существо. Когда Бог в сердце нашем, тогда побеждается диавол и очищается нечистота, им создаваемая. Следовательно, победа над диаволом является победой Христа через нас. Мы сделаем человеческое (воззовем ко Христу), а Он сделает божественное (победит диавола и очистит нас). Следовательно, не следует стремиться самим делать дело Бога, а Богу оставлять дело человека. Нужно хорошо понять, что от нас зависит человеческое (молитва), а от Бога - божественное (спасение). Все, что совершается в Церкви, есть дело богочеловеческое.

Похожие публикации