Энциклопедия пожаробезопасности

Кран башенный 25 75 тонн технический паспорт. Основные характеристики башенных кранов

1. Назначение и устройство крана

Башенные краны (рисунок1) предназначены обслуживать территорию строительных площадок зданий и сооружений, складов, полигонов, погрузка и разгрузка материалов с транспорта — при выполнении строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ. При этом башенным краном производятся рабочие движения: изменение вылета, подъём стрелы, поворот и передвижение крана. Изменение вылета стрелы, в зависимости от её типа, производится либо подъёмом или опусканием стрелы, либо перемещением грузовой тележки вдоль стрелы.

Рисунок 1 -Башенный кран

Подъём грузов осуществляют при помощи грузовой лебёдки, грузового каната и крюковой обоймы. Поворотная часть крана вращается относительно неповоротной при помощи поворотного механизма. Они связаны опорно-поворотным устройством (сокр. ОПУ), которое передаёт вертикальные и опрокидывающие нагрузки от поворотной части на неповоротную — ходовую раму.

Основные механизмы башенных кранов оснащены специальными устройствами безопасности, называемыми ограничителями, которыми оснащены: механизм подъёма груза, поворота крана, передвижения грузовой тележки и подъёма стрелы. Управление этими механизмами крана осуществляется крановщиком из кабины управления, которая, как правило, устанавливается в верхней части конструкции башни .

Описание и конструкция

Для выполнения основных операций, кран оснащается соответствующими механизмами: лебёдками, блоками и полиспастами.

Башня крана общего назначения имеет либо телескопическую конструкцию, либо решётчатую, двух типов: поворотную и неповоротную. При большой высоте она может быть наращиваемой (сверху) и подращиваемой (снизу). В качестве основного грузозахватного органа применяется крюковая подвеска. Такие краны, в основной массе, изготавливаются в передвижном исполнении на рельсовом полотне, а их конструкция позволяет быстро осуществлять их монтаж и демонтаж и дальнейшую транспортировку на другой объект

Любой башенный кран состоит из следующих частей:

Башня.

Рабочая стрела.

Опорная часть.

Опорно-поворотное устройство.

Кабина управления.

КБ-674 — башенный подъёмный кран (рисунок 2), самоходный, на рельсовом ходу, полноповоротный, предназначен для производства строительно-монтажных работ основного оборудования главных корпусов открытых и полуоткрытых компоновок, а также жилых и административных зданий и сооружений с массой монтируемых элементов от 2,5 до 25 т, относится к кранам 6-й размерной группы


Рисунок 2 -КБ 674

Рабочая стрела. В качестве рабочей стрелы башенного крана, может быть применена молотовидная или подвесная стрела (с жёстким расчалом из отдельных тяг, либо на гибкой канатной подвеске). Конструктивно стрела может представлять собой балочную, подъёмную или шарнирно-сочленённую стрелу, выполненную из труб (малого или большого диаметра), гнутого профиля или уголков. Стрелы кранов изготавливаются секционными, что упрощает сборку и транспортировку, а также обеспечивает универсальность исполнений

Башня. Башни кранов: поворотная, подращиваемая, телескопическая, поворотная. Башня крана представляет собой телескопическую (трубчатая конструкция, изготовленная из трубы большого диаметра), либо решётчатую конструкцию, выполненную из уголков или из труб малого диаметра.

По способу поворота, башня крана может быть верхнеповоротной (с неповоротной башней и поворотным оголовком) и нижнеповоротной (с поворотной платформой или с поворотной башней).

По способу сборки, башни кранов могут выполняться неразбираемыми, разбираемыми на земле (телескопические и складывающиеся), подращиваемыми снизу и наращиваемыми сверху

Ходовые тележки передвижных рельсовых кранов подразделяются на приводные и неприводные. Тележки выполняются на стальных ходовых колёсах с ребордами, которые перемещаются по подкрановому рельсовому пути с помощью механизмов передвижения

Применение

Строительные башенные краны общего назначения, применяют в основном, при гражданском, промышленном строительстве. Строительные краны для высотного строительства применяются для возведения многоэтажных гражданских и промышленных зданий большой высоты (до 150 м и более).

Таблица 1- Технические характеристика башенных кранов

Грузоподъёмность, т

5—25 (до 75)

Вылет, м

25-40 (до 80)

Высота подъёма, м

до 90 для передвижных (до 150—220 — для приставных)

Скорости:

подъёма груза, м/мин

10—100

вращения, об/мин

0,2—1,0

передвижения крана, м/мин

10—30

Производство работ и руководство по технике безопасности.

1. Производство работ кранами могут осуществлять владельцы кранов или эксплуатирующие организации, имеющие специальное разрешение (лицензию) технадзора на их эксплуатацию. Владельцы кранов могут выделять их для производства работ по заказам другим организациям и гражданам (предпринимателям), имеющим лицензию на эксплуатацию кранов или разрешение органа технадзора на производство работ кранами. Разрешение на производство работ кранами выдается органом технадзора организациям и гражданам (предпринимателям), имеющим руководителей, специалистов и обслуживающий персонал, обученных и прошедших проверку знания настоящих Правил и других нормативных правовых актов, а также условия для безопасного производства работ. В случаях, когда кран выделяется заказчику, не имеющему лицензии на эксплуатацию кранов или разрешения органа технадзора на производство работ, а также частному лицу, безопасность производства работ с его применением полностью должна обеспечиваться владельцем крана. Владелец крана должен определять порядок выделения и направления кранов заказчикам по заявкам установленной формы или договорам. При этом в указанных документах должны быть распределены обязанности между владельцем и заказчиком по обеспечению безопасности производства работ.

2.Находящиеся в работе краны должны быть снабжены табличками с обозначением регистрационного номера, паспортной грузоподъемности, даты следующего частичного и полного технического освидетельствования.

Надписи для мостовых, консольно-передвижных, козловых и башенных кранов должны быть хорошо видимы с земли или пола цеха. Рекомендуемый размер букв: высота h >80 мм, ширина Ь>35 мм.

3. Краны могут быть допущены к перемещению грузов, масса которых не превышает паспортной грузоподъемности.

4. При эксплуатации мостовых кранов, управляемых из кабины Должна применяться марочная система, при которой управление краном разрешается лишь крановщику, получившему в установленном владельцем порядке ключ- марку, включающий электрическую цепь управления краном.

5.При эксплуатации кранов, управляемых с пола, должен быть
обеспечен свободный проход для рабочего, управляющего краном.

6.Входы на крановые пути, галереи мостовых кранов, находящихся в работе, должны быть закрыты на замок. Допуск персонала, обслуживающего краны, а также других рабочих на крановые пути и проходные галереи действующих мостовых и передвижных консольных кранов для производства ремонтных или каких-либо других работ должен производиться по наряду-допуску, определяющему условия безопасного производства работ.

Порядок выдачи наряда-допуска и инструктажа рабочих определяется владельцем крана. О предстоящей работе должны быть уведомлены записью в вахтенном журнале крановщики всех смен пролета, цеха, где производится работа, а при необходимости — и крановщики смежных пролетов.

  1. Для каждого цеха (пролета), не оборудованного проходными галереями вдоль кранового пути, где работают мостовые краны,
    должны быть разработаны мероприятия по безопасному спуску крановщика из кабины при вынужденной остановке крана не у посадочной площадки. Эти мероприятия должны быть указаны в производственной инструкции для крановщиков.

8.Мостовые краны по решению владельца могут использоваться для производства строительных, малярных и других работ с
имеющихся на кране площадок. Такие работы должны выполняться
по наряду-допуску, определяющему меры безопасности, предупреждающие падение с крана, поражение электрическим током, выход на
крановые пути, столкновение кранов, одновременное перемещение
крана и его тележки. Использование крана для перемещения грузов
при выполнении с его моста указанных работ не допускается.

9.Краны общего назначения, оснащенные грейфером или
магнитом, могут быть допущены к работе только при выполнении
специально разработанных для этих случаев указаний, изложенных
в руководствах по эксплуатации крана и грузозахватного органа.

10.Неисправные грузозахватные приспособления, а также
приспособления, не имеющие бирок (клейм), не должны находиться в местах производства работ. Не допускается нахождение в местах производства работ немаркированной и поврежденной тары.

11. Владельцем крана или эксплуатирующей организацией должны быть разработаны способы правильной строповки, зацепки и складирования грузов, которым должны быть обучены стропальщики. Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ. Владельцем крана или эксплуатирующей организацией также должны быть разработаны пособы обвязки деталей и узлов машин, перемещаемых краном вовремя их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также способов безопасной кантовки грузов, когда такая операция производится с применением крана. Схемы строповки и кантовки грузов и перечень применяемых грузозахватных приспособлений должны быть приведены в технологических регламентах. Перемещение груза, на который не разработаны схемы строповки, должно производиться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами. Руководство речных портов обязано обеспечить производство погрузочно-разгрузочных работ с применением кранов по утвержденной им технологической документации.

12. Организации, эксплуатирующие краны, должны установить порядок обмена сигналами между стропальщиком и крановщиком. Рекомендуемая знаковая сигнализация приведена в приложении 23. При возведении зданий и сооружений высотой более 36м должна применяться двусторонняя радиопереговорная связь. Знаковая сигнализация и система обмена сигналами при радиоперего-й связи должны быть внесены в производственные инструкции для крановщиков и стропальщиков. В тех случаях, когда зона, обслуживаемая краном, полностью не просматривается из кабины крановщика, и при отсутствии между крановщиком и стропальщиком радио или телефонной связи для передачи сигналов крановщику должен быть назначен сигнальщик тела стропальщиков. Такие сигнальщики назначаются лицом, етственным за безопасное производство работ кранами.

13. Место производства работ по перемещению грузов кранами должно быть освещено в соответствии с проектом производства работ.

14. Владелец крана иди эксплуатирующая организация должны:

Разработать и выдать на места ведения работ проекты производства

строительно-монтажных работ кранами, технологические карты складирования грузов, погрузки и разгрузки транспортных средств подвижного состава и другие технологические регламенты ;

Знакомить (под подпись) с проектами и другими технологически регламентами лиц, ответственных за безопасное производство ра бот кранами, крановщиков и стропальщиков;

Обеспечить стропальщиков отличительными знаками (красные повязки на рукавах, хорошо видимые крановщику), средствами индивидуальной защиты (защитная каска установленного образца), испытанными и маркированными съемными грузозахватными приспособлениями и тарой, соответствующими массе и характеру перемещаемых грузов;

Вывесить на месте производства работ список основных перемещаемых краном грузов с указанием их массы. Крановщикам и стропальщикам, обслуживающим стреловые самоходные краны при ведении строительно-монтажных работ, такой список должен быть выдан на руки;

Обеспечить проведение испытаний грузом ограничителя грузоподъемности в сроки, указанные в руководстве по эксплуатации крана и в паспорте ограничителя грузоподъемности;

Определить порядок выделения и направления стреловых самоходных кранов на объекты по заявкам установленной формы и обеспечить его соблюдение;

Установить порядок опломбирования и запирания замком защитных панелей башенных кранов, а также опломбирования ограничителей грузоподъемности стреловых самоходных кранов;

Определить площадки и места складирования грузов, оборудовать их необходимыми технологической оснасткой и приспособлениями и проинструктировать крановщиков и стропальщиков относительно порядка и габаритов складирования;

Обеспечить выполнение проектов производства работ и других технологических регламентов при производстве работ кранами;

Обеспечить исправное состояние башенных кранов, находящихся на строительной площадке в нерабочем состоянии. После получения сообщения от заказчика об окончании работ (до начала демонтажа) отсоединить кран от источника питания и принять меры по предотвращению угона крана ветром.

15. Для безопасного выполнения работ по перемещению грузов кранами их владелец и производитель работ обязаны обеспечить соблюдение следующих требований:

На месте производства работ по перемещению грузов, а также на кране не должно допускаться нахождение лиц, не имеющих прямого отношения к выполняемой работе;

Вход на мостовые краны и спуск с них должны производиться через посадочную площадку или в отдельных случаях через проходную галерею;

При необходимости осмотра, ремонта, регулировки механизмов, электрооборудования крана, осмотра и ремонта металлоконструкций дол жен отключаться рубильник вводного устройства. Это требование должно также выполняться при необходимости выхода на на стил галереи мостового крана;

- на мостовых кранах, у которых рельсы грузовой тележки расположены на уровне настила галереи, перед выходом обслуживающего персонала на галерею тележка должна устанавливаться в непосредственной близости от выхода из кабины на настил. Строительно-монтажные работы должны выполняться по проекту производства работ кранами, в котором должны предусматриваться:

Соответствие устанавливаемых кранов условиям строительно-монтажных работ по грузоподъемности, высоте подъема и вылету (грузовая характеристика крана);

Обеспечение безопасных расстояний от сетей и воздушных линий электропередачи, мест движения городского транспорта и пешеходов, а также безопасных расстояний приближения кранов к строениям и местам складирования строительных деталей и материалов;

Условия установки и работы кранов вблизи откосов котлованов; условия безопасной работы нескольких кранов на одном пути и на параллельных путях;

Перечень применяемых грузозахватных приспособлений и графическое изображение (схема) строповки грузов;

Места и габариты складирования грузов, подъездные пути; мероприятия по безопасному производству работ с учетом конкретных условий на участке, где установлен кран, а также другие меры безопасности, предусмотренные СНиП.

Погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов на базах, складах, площадках должны выполняться по технологическим картам, разработанным с учетом требований ГОСТ 12.3.009-76 "ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности" и утвержденным в установленном порядке: не разрешается опускать груз на автомашину, а также поднимать груз при нахождении людей в кузове или кабине автомашины. В местах постоянной погрузки и разгрузки автомашин и полувагонов Должны быть установлены эстакады или навесные площадки для стропальщиков. Погрузка и разгрузка полувагонов крюковыми кранами должны производиться по технологии, утвержденной производителем работ, в которой должны быть определены места нахождения стропальщиков при перемещении грузов, а также возможность вы хода их на эстакады и навесные площадки. Нахождение людей в Полувагонах при подъеме и опускании грузов краном не допускается; перемещение груза не должно производиться при нахождении под ним людей. Стропальщик может находится возле груза во время его подъема или опускания, если груз поднят на высоту не более 1000 мм от уровня площадки;

Строповка грузов должна производиться в соответствии со cxe мами строповки. Для строповки предназначенного к подъему груза должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона; стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90 градусов;

Перемещение мелкоштучных грузов должно производиться в специально для этого предназначенной таре, при этом должна исключаться возможность выпадения отдельных грузов. Подъем кирпича на поддонах без ограждения разрешается производить при погрузке и разгрузке (на землю) транспортных средств;

Перемещение груза, масса которого неизвестна, должно произ водиться только после определения его фактической массы;

Груз или грузозахватное приспособление при их горизонтальном перемещении должны быть предварительно подняты на 500 мм выше встречающихся на пути предметов;

При перемещении стрелового самоходного крана с грузом положение стрелы и нагрузка на кран должны устанавливаться в соответствии с руководством по эксплуатации крана;

Опускать перемещаемый груз разрешается лишь на предназначенное для этого место, где исключается возможность падения, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза. На место установки груза должны быть предварительно уложены подкладки соответствующей прочности для того, чтобы стропы могли быть легко и без повреждения извлечены из-под груза. Устанавливать груз в местах, для этого не предназначенных, не разрешается. Укладку и разборку груза следует производить равномерно, не нарушая установленных для складирования груза габаритов и не загромождая проходов. Укладка груза в полувагоны, на платформы должна производиться в соответствии с установленными нормами по согласованию с грузополучателем. Погрузка груза в автомашины и другие транспортные средства должна производиться таким образом, чтобы была обеспечена удобная и безопасная строповка его при разгрузке. Погрузка и разгрузка полувагонов, платформ, автомашин и других транспортных средств должны выполняться без нарушения их равновесия;

Не допускается нахождение людей и проведение каких-либо работ в пределах перемещения грузов кранами, оснащенными грейфером или магнитом. Подсобные рабочие, обслуживающие такие краны, могут допускаться к выполнению своих обязанностей только во время перерывов в работе кранов и после того, как грейфер или магнит будут опушены на землю. Места производства работ такими кранами должны быть ограждены и обозначены предупредительными знаками;

Не допускается использование грейфера для подъема людей или выполнение работ, для которых грейфер не предназначен;

По окончании работы или в перерыве груз не должен оставаться в подвешенном состоянии, а выключатель, подающий напряжение на главные троллеи или гибкий кабель, должен быть отключен и заперт на замок. По окончании работы башенного, портального, козлового крана и мостового перегружателя кабина управления должна быть заперта, а кран укреплен всеми имеющимися на нем противоугонными устройствами;

Кантовка грузов кранами должна производиться с использованием специальных приспособлений (кантователей) и в специально отведенных местах. Выполнение такой работы разрешается только по заранее составленной технологии, определяющей последовательность выполнения операции, способ строповки груза и указания по безопасному производству работ;

При работе мостовых кранов, установленных в несколько ярусов, должно выполняться условие проезда кранов верхнего яруса над кранами, расположенными ниже, только без груза с крюком, поднятым в верхнее рабочее положение;

При подъеме груза он должен быть предварительно поднят на высоту не более 200—300 мм для проверки правильности строповки и надежности действия тормоза;

При подъеме груза, установленного вблизи стены, колонны, штабеля, железнодорожного вагона, станка или другого оборудования, не должно допускаться нахождение людей между поднимаемым грузом и указанными частями здания или оборудованием; это требование должно также выполняться при опускании и перемещении груза.

16. При работе крана не допускаются:

Вход в кабину крана во время его движения;

Нахождение людей возле работающего стрелового самоходного крана во избежание зажатия их между поворотной и неповоротной частями крана;

Перемещение груза, находящегося в неустойчивом положении или подвешенного за один рог двурогого крюка;

Перемещение людей или груза с находящимися на нем людьми. Подъем людей кранами мостового типа может производиться в исключительных случаях, предусмотренных руководством по эксплу атации крана, и только в специально спроектированной и изготовленной кабине после разработки мероприятий, обеспечивающих безопасность людей. Такая работа должна производиться по специальной инструкции, согласованной с органами технадзора;

Подъем груза, засыпанного землей или примерзшего к земле, заложенного другими грузами, укрепленного болтами или иным способом, залитого бетоном, а также металла и шлака, застывших в печи или приварившихся после слива;

Подтаскивание груза по земле, полу или рельсам крюком крана при наклонном положении грузовых канатов без применения направляющих блоков, обеспечивающих вертикальное положение грузовых канатов;

Освобождение краном защемленных грузом стропов, канатов или цепей;

Оттягивание груза во время его подъема, перемещения и опускания. Для разворота длинномерных и крупногабаритных грузов во время их перемещения должны применяться крючья или оттяжки соответствующей длины;

Выравнивание перемещаемого груза руками, а также поправка стропов на весу;

Подача груза в оконные проемы, на балконы и лоджии без специальных приемных площадок или специальных приспособлений;

Использование концевых выключателей в качестве рабочих органов для автоматической остановки механизмов, за исключением случая, когда мостовой кран подходит к посадочной площадке, устроенной в торце здания;

Работа при отключенных или неисправных приборах безопасности и тормозах;

Включение механизмов крана при нахождении людей на кране вне его кабины. Исключение допускается для лиц, ведущих осмотр и регулировку механизмов, электрооборудования и приборов безопасности. В этом случае механизмы должны включаться по сигналу лица, производящего осмотр;

Подъем груза непосредственно с места его установки стреловой лебедкой, а также механизмами подъема и телескопирования стрелы;

Посадка в тару, поднятую краном, и нахождение в ней людей;

Нахождение людей под стрелой крана при ее подъеме и опускании без груза.

17. Производство работ стреловыми самоходными кранами на расстоянии менее 30 м от подъемной выдвижной части крана в любом ее положении, а также от груза до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода воздушной ПИНИИ электропередачи, находящейся под напряжением более 42В, должно осуществляться по наряду-допуску, определяющему безопасные условия работы.

Порядок организации производства работ вблизи линии электропередачи, выдачи наряда-допуска и инструктажа рабочих должен устанавливаться приказами владельца крана и производителя работ. Условия безопасности, указываемые в наряде-допуске, должны соответствовать ГОСТ 12.1.013-78 "ССБТ. Строительство. Электробезопасность. Общие требования". Время действия наряда-допуска определяется организацией, выдавшей наряд. Наряд-допуск должен выдаваться крановщику на руки перед началом работы. Крановщику запрещается самовольная установка крана для работы вблизи линии электропередачи, о чем делается запись в путевом листе.

Работа крана вблизи линии электропередачи должна производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, которое также должно указать крановщику место установки крана, обеспечить выполнение предусмотренных нарядом-допуском условий работы и произвести запись в вахтенном журнале крановщика о разрешении работы.

При производстве работы в охранной зоне линии электропередачи или в пределах разрывов, установленных правилами охраны высоковольтных электрических сетей, наряд-допуск может быть выдан только при наличии разрешения организации, эксплуатирующей линию электропередачи.

При работе стреловых самоходных кранов на действующих электростанциях, подстанциях и линиях электропередачи, если работы с применением кранов ведутся персоналом, эксплуатирующим электроустановки, а крановщики находятся в штате энергоорганизации, наряд-допуск на работу вблизи находящихся под напряжением проводов и оборудования выдается в порядке, установленном отраслевыми нормами.

Работа стреловых самоходных кранов под неотключенными контактными проводами городского транспорта может производиться при соблюдении расстояния между стрелой крана и контактными проводами не менее 1000 мм при установке ограничителя (упора), не позволяющего уменьшить указанное расстояние при подъеме стрелы.

Порядок работы кранов вблизи линии электропередачи, выполненной гибким кабелем, определяется владельцем линии .

В эту группу входят унифицированные краны КБ-403А, КБ-403Б, КБ-405.1А, КБ-411, КБ-408, кран модульной системы КБМ-401 и их модификации. Эти краны максимальной грузоподъемностью 8... 10 т предназначены для выполнения строительно-монтажных работ на строительстве жилых, гражданских и промышленных зданий и сооружений высотой до 12...16 этажей, имеют однотипную конструкцию и представляют собой мобильные самоходные полноповоротные машины на рельсовом ходу с поворотной телескопической башней и нижним расположением противовеса.

Техническая характеристика кранов 4-й размерной группы приведена в табл. 2.

Краны модульной системы КБМ-401П имеют базовые унифицированные модули (механизмы, кабину, опорно-поворотное устройство, секции башен и стрел). При этом механизмы, кабина, опорно-поворотное устройство тированы по всему типоразмерному ряду, а металлоконструкции кранов - по всем исполнениям внутри данного типоразмера. Варьируя число модулей секций башен и стрел, можно из одинаковых узлов-модулей получать различныe исполнения крана, отличающиеся грузовыми, скоростными и высотными характеристиками, вылетом и типом стрелы (табл. 1).

Исполнения крана КБМ-401П (рис. 1) можно использовать на складах, полигонах и перегрузочных площадках. Краны рассчитаны на работу в I-VI ветровых районах при температуре окружающего воздуха - 40... + 40 °С.

Рис. 1. Башенный кран модульной системы КБМ-401П (цифры в кружках - номера исполнений): а - исполнения с балочной стрелой; б - исполнения с подъемной стрелой

Краны КБ-405.1А и пять исполнений крана КБМ-401П снабжены подъемной стрелой, краны КБ-403А, КБ-403Б, КБ-408 и 28 исполнений крана КБМ-401П (включая базовую модель) - балочной стрелой с грузовой тележкой.

Таблица 1. Техническая характеристика исполнений башенного крана КБМ-401П Ржевского краностроительного завода
№ исполнений
Параметры
Грузовоймомент,кН - м
Максимальная грузоподъемность, т
Максимальная высота подъема, м
Максимальный вылет, м
Вылет при максимальной грузоподъемности, м
Грузоподъ-емность на максимальном вылете, т
Количество секций башни
Горизонтальная стрела Н 1
Наклонная стрела
(? = 30°) Н 2

Составными частями каждого крана (рис. 2) являются: ходовая кольцевая рама 1 коробчатого сечения, однорядное роликовое опорно-поворотное устройство 16 с внутренним зубчатым зацеплением, поворотная платформа 2, портал 15, башня 14, головка 7, стрела 11, грузовая тележка 9 (у кранов с балочной стрелой), грузовой 6 и стреловой 5 канаты, расчал 8, крюковая подвеска 10, монтажное устройство, унифицированная кабина машиниста 13 и рабочие механизмы, противовес 3, электрооборудование, приборы безопасности и кабельный барабан. Четыре поворотных флюгера соединены с ходовой рамой шарнирно и располагаются по диагоналям с помощью трубчатых подкосов. Каждый флюгер опирается на унифицированную балансирную двухколесную ходовую тележку 17 грузоподъемностью 72 т у КБМ-401 и КБ-408 и 60 т у остальных кранов группы. Все ходовые тележки крана КБМ-401 являются приводными (ведущими). У остальных кранов в комплект тележек входят две ведущие и две ведомые ходовые тележки, причем ведущие тележки располагаются на одном рельсе.

При закруглении пути радиусом внутреннего рельса 7... 10 м, ведущие ходовые тележки располагаются на наружном рельсе, при радиусе внутреннего рельса более 10 м их можно располагать на любом рельсе. Тележки опираются на подкрановые рельсы типа Р50. Колея и база кранов четвертой размерной группы, как правило, равны 6 м. На ходовую раму через опорно-поворотное устройство опирается поворотная платформа, на которой установлены грузовая и стреловая лебедки, механизм поворота, шкафы электрооборудования, плиты противовеса. В передней части поворотной платформы с помощью кронштейнов шарнирно крепится портал башни.

Решетчатые башни кранов состоят из оголовка, верхней секции, промежуточных секций, портала и подвижной обоймы. Башни подращиваются снизу промежуточными секциями по мере возведения здания. Для подращивания промежуточных секций башни служит рычажный механизм выдвижения обоймы (монтажный параллелограмм), смонтированный в передней части платформы. В вертикальном положении башни удерживаются двумя телескопическими подкосами 4. Портал представляет собой две трехгранные фермы, соединенные в двух ярусах коробчатыми балками. На поясах портала смонтированы направляющие ролики, удерживающие башню в вертикальном положении при ее выдвижении. В верхнем ярусе на балках установлены четыре замка, предназначение для посадки на них башни после ее выдвижения. Неподвижные блоки верхнего яруса портала совместно с блоками подвижной обоймы и монтажным канатом образуют монтажный полиспаст выдвижения башни крана. При выдвижении башни один конец монтажного каната крепится в верхней обвязке портала, другой закрепляется на барабане грузовой лебедки, с которого снят грузовой канат. Оголовок башни состоит из металлоконструкции, распорки с канатной оттяжкой и монтажной стойки с оттяжкой для подъема стрелы в рабочее положение. Сверху на оголовке установлено два блока стрелового расчала и блоки грузового мата. Балочные стрелы кранов КБ-403А, КБ-403Б, КБ-408, КБМ-401 - одноподвесные, секционные, выполнены в виде трехгранной фермы, по нижним поясам которой передвигается грузовая тележка. Передвижение грузовой тележки осуществляется тележечной лебедкой 12, установленной в корневой части стрелы, и тележечным канатом. С помощью стреловой лебедки и стрелового полиспаста балочная стрела может быть установлена в горизонтальное или наклонное (под углом 30° к горизонту) положение.

Рис. 2. Краны серии КБ 4-й размерной группы: а – КБ-403Б; б – КБ-401.5А

У всех кранов с балочной стрелой (за исключением крана КБ-403А) имеется возможность передвижения грузовой тележки с грузом по наклонной стреле. При этом благодаря специальной запасовке грузового каната груз при изменении вылета перемещается практически по горизонтали, что облегчает наводку груза, сокращает продолжительность рабочего цикла и способствует повышению производительности крана. Изменение запасовки каната с горизонтальной на наклонную стрелу осуществляется автоматически. На грузовых тележках смонтированы устройства для их автоматического стопорения при обрыве тележечного каната.

Подъемная стрела крана КБ-405.1А решетчатая, трехгранного сечения, выполнена из труб: подъем, и опускание стрелы при изменении вылета осуществляется стреловой лебедкой через стрелоподъемный полиспаст. В корневой секции стрелы снизу подвешена распорка с канатными тягами, которая предохраняет стрелу от запрокидывания при обрыве каната на минимальных вылетах.

Схемы запасовки канатов кранов показаны на рис. 3. Грузовые характеристики кранов приведены на рис. 4.

Рис. 3. Схемы запасовки канатов кранов 4-й размерной группы: а - грузового каната с подъемной стрелой; б - грузового каната кранов с балочной стрелой; в - стрелового каната; г - тележечного каната; д - монтажного каната; 1 - грузовая лебедка; 2 - грузовой канат; 3 - стреловой канат; 4 - стреловая лебедка; 5 - тележечная лебедка; 6 - тележечный канат; 7- грузовая тележка; 8 - блок портала; 9 - монтажный канат; 10 - блок подвижной обоймы

Рис. 4. Грузовые характеристики кранов 4-й размерной группы: а - крана КБ-408.21: l - с горизонтальной стрелой; ll - с наклонной стрелой; б - КБ-405.1А

К унифицированным механизмам кранов (рис. 12) относятся стреловая, грузовая и тележечная лебедки, опорно-поворотное устройство и механизм передвижения.

Краны оборудуются одно - и двухдвигательными грузовыми лебедками (рис. 5, а, б). Основной электродвигатель двухдвигательной лебедки предназначен для подъема (опускания) грузов наибольшей массы, вспомогательный - для подъема (опускания) грузов наименьшей массы, крюковой подвески и обеспечения посадочной скорости.

Исполнения крана КБ-408 оборудуются: двухдвигательными грузовыми лебедками с двигателями переменного тока (основной двигатель с фазным ротором, вспомогательный - с короткозамкнутым), однодвигательными лебедками, оборудованными электродвигателем переменного тока с фазным ротором и тормозной машиной или электродвигателем постоянного тока с тиристорным преобразователем. Применение тиристорного электропривода постоянного тока позволяет расширить диапазон регулирования скоростей при подъеме-опускании груза максимальной массы, значительно увеличить скорость подъема малых по массе грузов и порожнего крюка.

Рис. 5. Кинематические схемы унифицированных механизмов кранов 4-й размерной группы: а, б - грузовой лебедки; в - стреловой лебедки; г - тележечной лебедки; д - механизма поворота; е - механизма передвижения; 1 - двухступенчатый редуктор; 2,8 - тормоза; 3, 4 - электродвигатели; 5 - тележечная лебедка; 6 - цилиндрическая передача; 7- глобоидный редуктор; 9 - трехступенчатый редуктор; 10 - зубчатый венец; 11 - выходная шестерня; 12, 13 - шестерни; 14 - ходовое колесо

Каждое исполнение крана КБМ-401 может иметь три модификации привода грузовой лебедки - с двумя двигателями переменного тока, с двумя двигателями переменного тока и переключаемым редуктором, с двигателем постоянного тока и тиристорным преобразователем.

Стреловые лебедки (рис. 5, в) отличаются от грузовых отсутствием вспомогательного двигателя. Тележечная лебедка (рис. 5, г) состоит из электродвигателя, колодного тормоза, редуктора, включающего цилиндрическую и глобоидную передачи, и нарезного барабана. Отключение привода лебедки в крайних положениях тележки осуществляется конечным выключателем.

Механизм поворота (рис. 5, д) состоит из вертикального трехступенчатого редуктора фланцевого электродвигателя и специального колодочного тормоза. Торможение осуществляется в три этапа: свободное торможение, динамическое торможение, окончательное затормаживание механизма поворота. На кране КБМ-401 и его исполнениях установлены два механизма поворота. Механизм передвижения кранов (рис. 34, е) включает электродвигатель, редуктор (такой же, как у тележечной лебедки), цилиндрические шестерни и ходовые колеса.

Стреловые краны семейства КБ-404.4 предназначены для выполнения строительно-монтажных работ при возведении нулевых циклов зданий в жилищном и гражданском строительстве.

В конструкциях кранов КБ-404.4 широко использованы унифицированные узлы и механизмы серийно выпускаемых башенных кранов.

Составные части кранов: ходовая рама с тележками, опорно-поворотное устройство, поворотная платформа с установленными на ней крановыми механизмами, подъемной стрелой, кабиной машиниста, стойкой с подкосом и балластом. Стрелы кранов секционные, прямоугольного сечения и состоят из корневой, головной и трех промежуточных секций. Краны могут быть собраны в исполнениях, отличающихся длиной стрелы, грузоподъемностью и грузовым моментом. Кран КБ-404.4 снабжен сменной опорной вставкой, выполняющей функции короткой башни, что позволяет использовать его также для строительства малоэтажных зданий. С объекта на объект краны перевозят на подкатной тележке с помощью седельного тягача.

Техническая характеристика стреловых кранов семейства КБ-404.4 представлена в табл. 3.

Таблица 3. Техническая характеристика стреловых кранов для нулевого цикла
Параметры
Индекс машины
КБ-404.4-1
КБ-404.4-2
КБ-404.4-3

Грузоподъемность, т

Вылет крюка, м

Высота подъема крюка, м:

без вставки

со вставкой

Рабочие скорости, м/мин:

подъема груза

плавной посадки груза

передвижения крана

Частота вращения, мин -1

Колея х база, м

Установленная мощность, кВт

без вставки

со вставкой

Изготовитель

ОАО « Карачаровский механический завод» (г. Москва)

Технические характеристики
Таблица 2. Техническая характеристика кранов КБ 4-й размерной группы
Параметры
Индекс машины
КБМ-401ХЛ
КБ-403А
КБ-403Б
КБ-403Б.4
КБ-405.1А
КБ-411-04
КБ-408.21

Максимальный грузовой момент, кН·м

Кратность грузового полиспаста

Грузоподъемность, т:

на максимальном вылете

максимальная

при горизонтальной (наклонной) стреле:

максимальный L 1 2)

при максимальной грузоподъемности:

минимальный L 3 ,

при подъемной стреле:

максимальный L 1

минимальный L 2

Высота подъема крюка, м:

наибольшая при горизонтальной (наклонной) стреле Н 1 (Н 2)

наибольшая при подъемной стреле:

на максимальном вылете Н 1

на минимальном вылете Н 2

Глубина опускания, м

Рабочие скорости, м/мин:

подъема груза максимальной высоты

плавной посадки

передвижения грузовой тележки

передвижения крана

Частота вращения, мин -1

Колея х база, м

Наименьший радиус закругления пути, м

Установленная мощность, кВт

конструктивная

противовеса

Изготовитель

ОАО «Ухтинский механический завод» (республика Коми)

ОАО «Нязепетровский крано-строительный завод» (Челябинская обл., г. Нязепетровск)

ОАО «Ржевский крано-строительный завод»

(г. Ржев, Тверская обл.)

ОАО «Карачаровский механический завод» (г. Москва)

ОАО «Незепетровский крано-строительный завод»

Строительство гражданских и промышленный зданий, возведение жилых многоэтажных домов, погрузочно-разгрузочные работы на складах, площадках и полигонах нельзя представить без применения кранов башенного типа. Они перемещают грузы, элементы конструкций в требуемую точку строительного объекта.

Давайте попробуем разобраться, что собой представляет башенный кран, и узнаем его техническими характеристиками. Статья позволит нам выяснить параметры башенных кранов, их виды и понять где, в какой области их применение будет наиболее эффективным. А также выяснить цену «однорукого помощника».

Скорость работ определяется мощностью и производительностью башенного крана. От его скорости передвижения и веса, который он может поднять, зависят общие темпы строительства и возведения зданий. Башенный кран видео, которого можно посмотреть в ниже – это механизм цикличного типа.

Что входит в понятие цикл работы механизма:

  1. Это захват груза.
  2. Перемещение захваченного объекта.
  3. Выгрузку на планируемом месте.
  4. Обратный пробег.
Башенный кран технические характеристики такого типа, его возможности
1 Высота башенного крана (вылет стрелы) метр 40
2 Возможная высота подъёма стрелы с грузом метр 150
3 Скорость подъёма груза метр/мин 10 — 100
4 Вращение крановой конструкции (её частота) оборотов/мин 0,2 – 1,0
5 Скорость передвижения метр/мин 10 — 30
6 Грузоподъёмность грузового механизма с минимальным вылетом стрелы кг 7500

Башенные краны характеристики, которых мы рассматриваем, бывают нескольких типов:

  1. С поворотной башней.
  2. И неповоротной конструкцией.

Сборный вариант конструкций позволяет в короткие сроки провести монтаж и демонтаж крана. Перевести его в нужное место. Говоря о башенных кранах как разновидности подъёмных механизмов, добавим, что неповоротная башня делится на три вида:

  • телескопический вариант;
  • наращиваемая конструкция;
  • подращиваемая.

Способ передвижения

Для перемещения по строительной площадке устанавливают рельсы. По ним, кран может перемещаться вперёд и назад, поднимая и доставляя конструкции зданий или грузы в нужную точку строительной площадки.

Существует категория кранов, которая опирается на внешнюю сторону строящегося объекта. Это классифицируется как конструкция приставного типа. В ряде случаев используют самоподъёмные механизмы. С увеличением высоты строящегося объекта они поднимаются вверх.

Существуют кроме рассматриваемых кранов механизмы на пневмоколесном ходу. Краны, которые перемещаются на гусеницах и установленные на автомобили.

Устройство башенного крана

В конструкцию входят:

  • опорная часть;
  • кабина управления;
  • опорно-поворотные устройства;
  • башня;
  • стрела;
  • ходовые рамы;
  • устройство для перемещения по кривым;
  • поворотные платформы;
  • лестницы и площадки.

Марки башенных кранов


Сегодня производится и находится на строительных объектах множество кранов разных марок. Фото башенные краны, которые представлены в конце статьи, наиболее востребованы. Речь идёт о серии «КБ». Считается, что эта серия с поворотной кабиной наиболее часто встречается на стройплощадках. Именно на них мы остановимся.

Технические характеристики башенных кранов КБ

КБ-100 используется при строительстве зданий, высота которых составляет 5 – 9 этажей. Передвигается по рельсовому полотну. КБ-100 – это установка с наклонной стрелой и поворотной башней. Высота подъёма от 21 до 33 метров. Скорость подъёма 43 м/сек.

КБ-402 кран на рельсовом ходу и поворотной башней. Может поднимать грузы до 8000 кг. Вылет стрелы составляет 25 метров. Используется при возведении пятиэтажных зданий.

Сколько стоит башенный кран?

Башенный кран, цена которого, зависит от его производительности, грузоподъёмных возможностей, года выпуска и технического состояния можно купить за счёт кредитных средств. Возможна покупка в лизинг или приобретение техники бывшей в употреблении. Разбежка составляет от 13897000,00 до 1287000,00 р. Средняя цена кранов в РФ составляет 670000,00 р. практикуется аренда крана на определённый срок.

Достаточно сказать, что любые краны независимо от грузоподъёмности, скорости передвижения востребованный инструмент, без которого невозможно строительство высотных сооружений. Их использование только ускоряет процесс возведения зданий.

К этой группе относятся такие краны, как КБ-504А и его исполнения и кран КБ-571Б, выпускаемый в передвижном и стационарном исполнениях.

Кран КБ-504А грузоподъемностью 10 т предназначен для механизации строительства крупнопанельных жилых зданий, а также уникальных зданий, культурно-бытового назначения высотой до 75 м. Основные узлы крана КБ-504А (рис. 1, а): ходовая рама 2, опорно-поворотное устройство 3, поворотная платформа 4, башня, стрела 19, расчал 17 стрелы, крюковая подвеска 21, противовес 7, унифицированные механизмы, электрооборудование, унифицированная кабина 13 и подъемник грузоподъемностью 160 кг для машиниста. Ходовая рама состоит из центральной рамы, шарнирно закрепленных и диагонально расположенных флюгеров и четырех жестких тяг. Концы флюгеров опираются на четыре трехколесные тележки 1 грузоподъемностью 90 т. На ходовую раму через роликовое опорно-поворотное устройство опирается поворотная платформа в виде кольцевой балки с П-образной консолью. На поворотной платформе размещены механизм поворота, грузовая 6 и монтажная 5 лебедки и электродвигатель с генератором постоянного тока. В хвостовой части платформы расположены железобетонные плиты противовеса 7. На верхней части поворотной платформы закреплена двуногая стойка, которая служит опорой подкоса башни во время работы крана, а также для крепления к ней нижних обойм полиспаста 9, выдвижения башни при монтаже крана. Башня крана решетчатая, квадратного сечения, выполненная из труб, состоит из оголовка 16 с блоками для расчального 17 и грузового 10 канатов, верхней секции, к которой шарнирно прикреплена распорка 15, пяти промежуточных секций 12 и нижней секции основания 8. Стрела 19 балочного типа имеет трехгранное сечение и может быть установлена в двух положениях - горизонтальном и наклонном под углом 30° к горизонту. Стрела состоит из корневой, промежуточной и головной секций и двух тяг расчала. Используя три дополнительные секции, можно получить три исполнения стрелы: основное с вылетом 40 м и два с вылетом 35 и 45 м.

Грузовые характеристики крана для различных его исполнений приведены на рис. 1, б.

Рис. 1. Башенный кран КБ-504А: а - общий вид; б - грузовые характеристики крана и его исполнений (пунктиром показана характеристика при работе с наклонной стрелой); в - запасовки стрелового, тележечного и грузового канатов при горизонтальной стреле; г - то же, грузового каната при наклонной стреле

Грузовая тележка 20, предназначенная для изменения вылета стрелы, несет двухблочную крюковую подвеску 21 и передвигается по двум нижним поясам стрелы на восьми катках, объединенных попарно в четыре балансира с помощью тележечной лебедки 14 и тележечного каната 18. Тележечная лебедка оборудована датчиками указателя вылета и угла наклона стрелы. Грузовая тележка перемещает груз как по горизонтально расположенной, так и по наклонной под углом 30° к горизонту стреле при сохранении горизонтального перемещения крюка. Грузовой канат закреплен одним концом на барабане большого диаметра грузовой лебедки, а другим у основания корневой секции стрелы (при работе с горизонтально расположенной стрелой) или на грузовой тележке (при работе с наклонной стрелой). Схема запасовок канатов показана на рис. 1, в, г. К унифицированным механизмам крана относятся грузовая, тележечная и монтажная лебедки, опорно-поворотное устройство, механизм поворота, ходовые тележки и кабина машиниста. Кинематические схемы унифицированных механизмов показаны на рис. 2.

Рис. 2. Кинематические схемы крановых механизмов крана КБ-504А: а - грузовой лебедки; б - тележечной лебедки; в - монтажной лебедки; г - лебедки подъемника; д - механизма поворота; е - механизма передвижения; 1 - двухступенчатый редуктор; 2 - барабан; 3 - вентилятор; 4 - воздуховод; 5 - тормоз; 6 - электродвигатель постоянного тока; 7 - электросвязь; 8 - генератор; 9 - машина постоянного тока; 10 - электродвигатель переменного тока; 11 - датчик угла; 12 - конечный выключатель; 13 - датчик указателя вылета; 14 - червячный редуктор; 15 - специальный тормоз; 16 - трехступенчатый цилиндрический редуктор; 17 - выходная шестерня; 18 - зубчатый венец; 19, 23, 24 - зубчатые передачи; 20 - глобоидный редуктор; 21 - ведомое колесо; 22 - ведущие колеса

Кран КБ-504А отличается от ранее выпускавшегося крана КБ-504 более высокими эргономическими показателями, улучшенной конструкцией подъемника для машиниста и расположением кабины, вынесенной для облегчения доступa в нее за пределы башни. Два исполнения крана КБ-504А отличаются длиной стрелы, обеспечивающей вылет 35 и 40 м.

Техническая характеристика двух модификаций крана КБ-504А приведена в табл. 1.

Таблица 1. Техническая характеристика кранов КБ-504А
Параметры
Модификации
КБ-504А.01
КБ-504А.02

Грузовой момент, кН · м

Грузоподъемность, т:

на максимальном вылете

максимальная

Вылет крюка, м:

при горизонтальной стреле

при наклонной стреле

Высота подъема крюка, м:

при горизонтальной стреле

при наклонной стреле

Глубина опускания, м

Рабочая скорость, м/мин:

подъема груза наибольшей массы

опускания груза максимальная

плавной посадки груза

передвижения грузовой тележки

передвижения крана

Частота вращения, мин -1

Задний габарит, м

Колея х база, м

Тип подкранового рельса

Установленная мощность, кВт

конструктивная

противовеса

Изготовитель

ОАО «Карачаровский механический завод» (г. Москва)

На базе крана КБ-504А создан также башенный кран КБ-504А.08 (рис. 3, а) который предназначен для строительства зданий до 25 этажей из сборного железобетона, а также монолитных зданий и сооружений. По сравнению с базовой моделью у крана КБ-504А.08 высота башни увеличена на 11,6 м, а четыре каната заднего расчала диаметром 37 мм заменены на одну жесткую тягу. Нижние верхние пояса стрелы спрямлены, что упрощает технологию сборки стрелы. Спрямленная стрела устанавливается на кран с полностью запасованным канатом передвижения грузовой тележки, что позволяет наращивать башню крана снизу с опущенной стрелой. Способ наращивания крана с опущенной стрелой позволяет разгрузить башню крана при наращивании, а также использовать стрелы длиной до 60 м.

Рис. 3. Башенный кран КБ-504А.08 (а) и кран-погрузчик КБ-504А.09 (б)

На базе крана КБ-504А.08 разработан кран-погрузчик КБ-504А.09 (рис. 3, б), предназначенный для выполнения погрузочно-разгрузочных работ на территориях заводов и комбинатов строительных изделий и конструкций, а также на лесоперевалочных базах. Секция башни крана КБ-504А.09 крепится непосредственно к поворотной платформе. Технические характеристики кранов КБ-504А.08 и КБ-504А.09 приведены в табл. 2, 3.

Таблица 2. Техническая характеристика кранов КБ-504А.09
Параметры
Исполнение
1
2
3
4

Грузовой момент, кН м

Грузоподъемность при максимальном вылете, т:

максимальная

горизонтальная стрела

наклонная стрела (30)

Вылет максимальный, м:

горизонтальная стрела

наклонная стрела

Высота подъема максимальная, м:

горизонтальная стрела

наклонная стрела

Скорость подъема, м/мин:

груза максимальной массы

максимальная

Скорость передвижения, м/мин:

грузовой тележки

Частота вращения, мин -1

Колея х база, м

Задний габарит, м

конструктивная

противовеса

Таблица 3. Техническая характеристика крана КБ-504А.09
Параметры
Исполнение
12
13
14

Высота до шарнира стрелы, м

Грузовой момент, кН м

Грузоподъемность, т:

максимальная

при максимальном вылете

Вылет максимальный при горизонтальной стреле, м

Высота подъема максимальная, м

Скорость подъема груза максимальной массы, м/мин

Скорость передвижения грузовой тележки, м/мин

Частота вращения поворотной части, мин -1

Колея х база, м

Задний габарит, м

конструктивная

противовеса

Рис. 4. Башенный кран КБ-571Б: а - общий вид; б - схема установки крана на фундаменте; в - схема расположения связей (в стационарном режиме); г - грузовая характеристика

(рис. 4) предназначен для механизации строительно-монтажных работ при возведении жилых, гражданских и промышленных зданий и сооружений различной этажности с элементами строительных конструкций массой до 12 т. Кран КБ-571Б с верхним поворотом и вылетом стрелы до 70 м выпускается в передвижном и стационарном исполнениях.

Техническая характеристика башенного крана КБ-571Б:

Грузовой момент, кН · м

Грузоподъемность, т:

максимальная

при максимальном вылете

максимальный

при максимальной грузоподъемности

Скорость, м/мин:

подъема груза

передвижения грузовой тележки

передвижения крана

Частота вращения, мин -1

Колея х база, м

конструктивная

Изготовитель:

ОАО «Ржевский крано-строительный завод»

Похожие публикации