Энциклопедия пожаробезопасности

Сатирическое содержание повести собачье сердце. "Собачье сердце". М.А. Булгаков. Вопросы. История с машинисткой, обратное превращение

кадры из ф. "Собачье сердце"

Оригинал взят у kosarex в Собачье сердце Булгакова

Проблема современной критики заключается в том, что её занимаются люди ангажированные, никогда не писавшие в полную силу, неспособные понять и почувствовать писателя, зато готовые шустро делать сложные псевдо философские построения. Для них не существует понятия - походи в моих ботинках. Сколько им не объясняй, что Чехов или Булгаков писали с совсем другим внутренним напряжением, чем пишущий между делом прозаик-товаровед Тюлькин, они этого не поймут и не желают понимать.

Собачье сердце это сатира и юмор. А любой юмор или сатира основаны на гиперболах, сопоставлении несопоставимого и т.д. Существует четыре приема юмора, каждый искажает реальность, поэтому читатель обречен смеяться и не принимать всё за чистую монету. Истина есть, но она немного или много искажена в пользу юмора. Персонажи юмора тоже несколько условны. Лишнее оставляем за кадром. Например, мы не знаем, был ли профессор Преображенский женат, были ли у него дети, приходили ли они к профессору в Колобуховский переулок. Всё это отсечено за ненадобностью вместе с богатой личной жизнью товарища Швондера, возможными вздохами служанки Зины по Борменталю, угрозой схватить воспаление легких у товарища Шарикова, всё-таки лазал по холодным подвалам, пока кошек душил и многое иное. Зато в хорошей сатире и юморе есть нечто, что читатель схватывает без долгих размышлений и часто даже без осознания всех сложностей.

Картина у нас разворачивается достопримечательная. Профессор Преображенский существует за счет операций, призванных помочь матерым партийцам поднять потенцию и побольше трахать женщин, а научные исследования и, возможно, спасение больных от смерти это его хобби. Заработал деньги, можно о науке подумать. Его интересуют проблемы мозга, а покровителей волнуют проблемы их собственных мужских членов. Этот юмор для нас понятен в силу иных литературных произведений. Помните, как у Маяковского - в паровозных топках сжигали нас японцы, но из наших луженых глоток только три слова - да здравствует коммунизм! Гвозди бы делать из этих людей, в мире бы не было гвоздей прочней! Или в Золотом теленке Ильфа и Петрова - о тебе в некрологе не напишут, что ещё один сгорел на работе! В 20-ые годы читателю было всё понятно и без классики. Образы несгибаемых коммунистов, думающих только о социализме и мировой революции, умирающих от истощения прямо на рабочем месте, идущих с маузерами впереди беспартийных солдат прямо на пулеметы белогвардейцев, словно глаза идейного и непреклонного Мечика из Разгрома Фадеева буравили обывателя с каждой страницы газет. Между тем, все понимали, что в тоталитарном, жестоком обществе, где любого могло схватить и уничтожить ЧК, бизнес времен НЭПа не мог существовать и не существовал без партийной крыши.

Потом из нас эти элементарные истины крышевания выбивали страхом и пропагандой, но тогда это было реальностью. На эту реальность накладывалась этакая бесполая суть большевика в пропаганде. Вспомним Как закалялась сталь, Павка Корчагин аж импотентом стал от усердия на руководящим посту. Другое дело, что сам Островский потенцию не потерял, несмотря на жуткую болезнь. Его жена в мемуарах поведала. Зато в Собачьем сердце смех автора поднимается до сатиры. Получается, что коммунистам нужна потенция для принуждения секретарш, машинисток и прочих женщин к сексу с использованием служебного положения. Дельце с точки зрения коммунистической морали и УК СССР паскудное и преступное. Тем более, коммунисты платят мало, то есть попросту морят голодом бедных девушек. Вот тут-то сатира и юмор - над такой сволочью посмеяться не грех.

Основная идея рассказа тоже антикоммунистическая - сколько сволочь не возвышай, всё равно останется сволочью. Тут уж автор бьет коммунистов ниже пояса, прямо по гениталиям. Основная идея коммунистов в возможности всех перековать, всех переделать в сознательных членов общества. Это как дрессировка собаки - положи на нос кусок мяса, а она не съест, потому что не хочет. Только собаки делятся на идейных, радующихся тому, что им не хочется, готовых учить других не жрать мясо ни с носа, ни под носом, и сомнительную контру, которая мясо съесть боиться, но виду не подает, поскольку есть ЧК, есть ВКПб, есть железные люди, которые уже как гвозди. Конечно, читатель невольно читал и посмеивался. Это всё равно, что в наше время сказать - есть сознательные люди, которые хотят и становятся олигархами, а есть несознательные, они не могут и не хотят, только завидуют. Если их перековать, все станут олигархами и страна расцветет.

Профессор решил сделать уникальную операцию и приводит домой бродячего, голодного пса. До этого дается картина мира глазами пса. Юмор он и есть юмор, смешно искать в нем соответствие между работой мозга собаки и рассуждениями пса о жизни на страницах рассказов. Картина мира глазами пса оказывается совсем не такой, как приучают видеть советского человека. Затем пес попадает совсем в иной мир, мир процветания, учености и непонятных занятий. Мир профессора Преображенского это мир буржуазного спеца, которого купила советская власть, поскольку своих-то спецов пока нет. Правда, этот маленький мир почему-то занимается не вопросами строительства коммунизма для всех, а вопросами укрепления эрекции у избранной части строителей коммунизма. В этом мире хорошо едят, красиво думают, соблюдают этикет и культуру. Преображенский и Борменталь не насилуют служанку Зину и не угрожают за несогласие выгнать на улицу. Кухарке позволено остаться кухаркой - грубоватой женщиной, способной прямо сказать всё, что она думает по тому или ином вопросу. Каждый занят своим делом, ничего не канючит, не ворует калоши, не бросает мусор на пол. В каком-то смысле это коммунизм в отдельно взятой квартире. Работай, за это ешь досыта, на столе спиртное, сам решай сколько выпить, спи спокойно, никто не подсидит, не накляузничает, не выгонит без причины. Да, у всех есть деньги, профессор получает за операции, платит остальным, но это не главный вопрос. Детали отсечены, поскольку они мешают видеть главное.

Главное же в том, что при советской власти такой мирок не может жить в безопасности. У Преображенского есть личный враг - управдом Швондер. У него идейная ненависть к профессору и идейное желание подселить к профессору жильцов, чтобы разрушить ему нормальный быт - лишить операционной и возможности зарабатывать, ужать до предела. Швондер это тупая жажда власти, воля вознесенных революций хоть на ступень, но выше остальных граждан. Швондер подчиняет и создает свой мирок. В этом мирке у него свой актив, который ходит и подселяет, подавляет численностью, лишает жертв способности сопротивляться. Ниже актива рядовые граждане, вынужденные петь по вечерам хором под руководством Швондера и зомбировать себя коммунистическими песнями. Есть у Швондера связи вне маленького мира отдельного дома, иначе не было бы потом быстрого возвышения Шарикова по протекции Швондера. Швондер дурак, но он стремится всех подчинить и сломать на своем пути.

Тут мы невольно начинаем понимать, почему профессор Преображенский интересуется проблемами мозга человека, а занимается пересадкой желез шимпанзе. Именно на вопросы эрекции среди высокого коммунистического руководства спрос есть, а вопросы мозга их интересуют куда меньше. Видимо, работой своих мозгов они удовлетворены. Оперции дают Преображенскому не только деньги, но и защиту от домогательств Швондера. А Швондер знает, как пробить защиту. Он повторяет наезды - вдруг покровитель уже не нуждается в услугах, вдруг надоели регулярные просьбы о защите. Именно неустанными наездами маленькие сошки власти всегда преодолевали большинство попыток защиты с помощью высоких связей. Логика проста - раз наверху кишка тонка уволить и раздавить, значит, терпение и труд всех перетрут. (прим. для придирчивых - я знаю, что надо писать все, а не всех, но здесь особы смысл).

Именно ненавистью к Преображенскому вызвана забывчивость Швондера. То он понимает, что Шариков это бывшая собака, то забывает и оказывает покровительство в пику Преображенскому. На этом построен комизм ситуаций. После операции на собаке начинается действие, которое лучше назвать смех сквозь слезы. Профессор воспользовался для операции гипофизом погибшего Клима Чугункина. Это какая-то приблатненная личность, игравшая в трактире на балалайке, заодно делавшая непонятный гешефт и поссорившаяся с себе подобными. За это Чугункина убили ножом. Собака, становясь человеком, превращается в мелкого хама и хулигана. Но у нас есть чудесный Швондер, который в обычных обстоятельствах смотрел бы на Клима Чугункина сверху вниз, мол, трепещи тварь беспартийная и несознательная. Неужели вы думаете, что Швондер мог всерьез воспринимать беспартийного балалаечника?

Помесь собаки с Климом Чугункиным превращается в Полиграфа Полиграфовича Шарикова и начинает под опекой Швондера блестящую карьеру в стиле - мы даже пса и мелкого хулигана научим управлять государством. Хотя с точки зрения простой кухарки мерзавцу Шарикову ничего доверить нельзя. Шариков требует себе прописку, используя служебное положение, соблазняет секретаршу, врет на каждом шагу, приписывает себе некие подвиги на Гражданской войне, терроризирует всех от Зины до профессора, пьет и буянит. Профессор вдруг понимает, что Шариков диктует правила игры, он не может с ним вести себя нормальным образом. Он обязан угрожать, поучать, ждать подвоха и просто бить Шарикова в морду. Перед ним преступник, которого он обязан терпеть, поскольку он, преступник, люб Швондеру. В итоге Преображенский делает обратную операцию, вставляет Шарикову гипофиз собаки, Шариков снова становится собакой и, о чудо, в качестве собаки ведет себя прилично. Далее профессор объясняет Швондеру и прочим комсомольцам и коммунистам, что опыт не удался. Ситуация понятная - сказать правду нельзя, эти не поймут. У них коммунистическая разруха в головах.

Читатель смеется. А по сути Булгаков сказал коммунистам именно то, что они сами о себе отлично знают. Надо представлять, сколько коммунистов и нужных им людей на деле имели отдельные квартиры в те времена, когда народ давился в коммуналках, подвалах и бараках. Я недавно прошелся по Арбату и вспоминал, сколько народа имело отдельные квартиры. Ох, не мало! Принципиальность Швондера это для нас принципиальность, а для тех, кто в теме, мир выглядел иначе. За это Булгакова ненавидят по сей день - слишком много правды, слишком талантлив юмор. За это пытаются использовать, недаром его пассаж о разрухе в головах, а не в сортире стал хрестоматийным. Не посадили Булгакова именно за то, что он написал юмор, а не разоблачительный памфлет. Да и зачем писать памфлеты, когда юмор позволяет сказать больше? Юмор делает забитого человека нормальным человеком, а памфлеты только давят на психику. Некоторые считают, что юмор опасен. Нет, куда опаснее те, кто считает, что они смогут победить юмор, а на следующий день после победы не побегут вымаливать у окружающих очередной анекдот или смешной рассказ, где всё, что они запретили, будет им рассказано. Вёдь хорошо смеется тот, кто смеется над реальными проблемами, а не над химерами, созданными собственным пустобрехством.

…вам нужно молчать и
слушать, что вам говорят. Учиться и стараться стать хоть сколько-нибудь
приемлемым членом …общества.
М. Булгаков. Собачье сердце.

В повести М. Булгакова «Собачье сердце», написанной в 1925 году, воссоздается современная писателю действительность – советская реальность1920-ых годов. К этому времени в России окончательно установилась власть Советов и потекла жизнь по новым законам. Свое отношение к этой жизни и людям, ее устанавливающим, пытались выразить многие русские писатели. Не стал исключением и М. Булгаков. В «Собачьем сердце» он показал свой взгляд на окружающую его действительность, выразил свое отношение ко всему происходящему.
Основным художественным средством в повести является сатира. Писатель выбирает для нее три объекта. Во-первых, Булгаков иронизирует и критикует советскую власть. В произведении она представлена главным образом в лице председателя домкома Швондера, а также его подопечных.
Мы помним, что домком был возмущен тем фактом, что в распоряжении одного профессора Преображенского находится семь комнат. И доводы профессора о том, что он не может жить там, где и работать, а работать там, где и отдыхать, никого не волнуют. Домкомовцы просто не понимают их – слишком велика разница в воспитании и культурном уровне подопечных Швондера и Преображенского.
Члены домкома рисуются Булгаковым сатирически. Швондера он описывает как человека, у которого «на голове возвышалась на четверть аршина копна густейших вьющихся волос». Кроме того, в состав этой делегации входит «персиковый юноша», оказавшейся женщиной – заведующей культотделом дома товарищем Вяземской.
Булгаков иронизирует над тем, что у новой власти нет разделение на мужчин и женщин, а есть лишь «товарищи», борющиеся за построение коммунизма. Эти люди не понимают и не воспринимают элементарных правил этикета простых знаков внимания к женщинам и так далее.
Булгаков описывает беседу профессора с домкомовцами. Мы чувствуем превосходство Преображенского над этими людьми, которых реплики профессора ставят в тупик. Но они справляются со своим смущением, стараются держаться так, как и подобает новым «хозяевам жизни». Особенно старается Швондер, которого очень трудно смутить. Он настаивает на том, что профессора обязательно надо «уплотнить». И только телефонный разговор с «высоким лицом» временно усмирил человека с «густейшей копной» на голове: «Четверо молча вышли из кабинета, молча прошли приемную, переднюю и слышно было, как за ними закрылась тяжело и звучно парадная дверь».
Вторым объектом сатиры в повести становится, несомненно, Шариков – продукт эксперимента Преображенского и воспитания Швондера. Это славный пес, превратившийся в страшное человеческое существо, олицетворяет пролетариат – тот «материал», над которым производят опыты и которым манипулируют швондеры и ему подобные.
Даже в описании внешности героя, в выборе художественных средств проявляется ирония автора: «…человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие, как бы кустами на выкорчеванном поле, а лицо покрывал небритый пух. Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными кисточками раскиданных бровей начиналась густая головная щетка».
Оксюморон «малая вышина»; сравнения «как бы кустами на выкорчеванном поле», «черными кисточками»; эпитеты «небритый пух», «густая головная щетка», метафоры «головная щетка» передают негативное отношение Булгакова к своему герою.
Этот субъект со временем, под воздействием Швондера, превращается в страшное существо, несущее опасность не только для профессора и его домочадцев, но и для всех, кто с ним сталкивается. Вспомним хотя бы машинистку Васнецову, которую Полиграф Полиграфович (в имени обозначена претензия героя на «красивость» и важность, на социальный статус) соблазнял, придумывая себе героическую биографию. А когда его ложь раскрылась, Шариков пытался шантажировать бедную девушку, запугивая ее тем, что он начальник и может уволить Васнецову с работы.
Так герой ведет себя с теми, кто слабее. С теми же, кто сильнее его, Шариков меняет «политику»: он лебезит, подстраивается, старается угодить или приспособиться. Так до некоторых пор герой вел себя в Филлипом Филлиповичем, но влияние Швондера тлетворно подействовало на этого «истинного представителя» пролетариата. Он становился все наглее, в Шарикове росло «классовое возмущение», и в итоге он даже предпринял попытку выселить профессора из его квартиры.
Тогда-то Преображенский и понял, что его творение выходит из-под его контроля: еще немного и Шарикова будет не остановить. Профессор решается на «обратную» операцию, которая, к счастью, прошла успешно: отвратительный Шариков вновь превращается в милого и лукавого пса Шарика.
Но объектом сатиры в «Собачьем сердце» являются не только представители советской власти и пролетариата. Булгаков горько иронизирует и над интеллигентом Преображенским, возомнившим себя Богом, творцом, который решил изменить законы природы и создать новое существо.
Булгаков иронично называет своего героя «жрец», «божество». Он пишет о том, что Шарик воспринимает Филлипа Филлиповича именно так: «Пес встал на задние лапы и сотворил перед Филиппом Филипповичем какой-то намаз».
Но обратим внимание, как ведет себя профессор во время операции и подготовки к ней: «загремело из операционной», «Филипп Филиппович, опершись ладонями на край стола, блестящими, как золотые обода его очков, глазами наблюдал за этой процедурой и говорил взволнованно». Что это? Просто азарт влюбленного в свое дело человека? Но вот Булгаков продолжает: «Зубы Филиппа Филипповича сжались, глазки приобрели остренький, колючий блеск и, взмахнув ножичком, он метко и длинно протянул по животу Шарика рану». Здесь профессор уподобляется какому-то садисту, варвару и даже хищнику: «Филипп Филиппович залез в глубину и в несколько поворотов вырвал из тела Шарика его семенные железы с какими-то обрывками». И вот еще: «Жрец отвалился от раны, ткнул в нее комком марли и скомандовал…»
Нельзя брать на себя слишком много, роль Бога не может выполнять человек, каким бы гениальным он не был, утверждает Булгаков. В обратном случае человечество ждет наказание, и сам творец будет наказан в первую очередь. Так произошло и в финале повести Булгакова.
Но если в произведении профессор смог исправить свою ошибку, то в жизни этого не получилось и не могло получиться. То, что задумывали и осуществляли дворяне-интеллигенты как освободительную революцию, попав в руки пролетариата, приобрело совершенно чудовищные и варварские черты.
В своей повести Булгаков сатирически изображает это, надеясь на улучшение, прозрение, изменение. Но его произведение актуально до сих пор. Разве мало сегодня сильных мира сего, мнящих себя богами, имеющими право распоряжаться жизнями миллионов людей? Разве мало сейчас необразованности, невоспитанности, бескультурья, нагло лезущей во власть? Люди не учатся на ошибках своих предков, не хотят делать выводов из уроков истории. Это печально и страшно. И именно поэтому, я думаю, повесть Булгакова «Собачье сердце» будет актуальна всегда.


Рассмотрим образ Шарикова из повести "Собачье сердце". Булгаков в этом произведении не просто рассказывает о проведенном противоестественном эксперименте. Михаил Афанасьевич описывает новый тип человека, который появился отнюдь не в лаборатории ученого, а в советской действительности послереволюционных лет. Аллегорией этого типа выступает образ Шарикова в повести "Собачье сердце". Сюжетную основу произведения составляют взаимоотношения между крупным ученым и Шариковым, искусственно созданным из собаки человеком.

Оценка жизни псом Шариком

Первая часть этой повести строится во многом на внутреннем монологе бродячего полуголодного пса. Он оценивает уличную жизнь по-своему, дает характеристику характеров, нравов, быта Москвы времен нэпа со множеством чайных, магазинов, трактиров на Мясницкой с приказчиками, ненавидящими собак. Шарик способен ценить ласку и добро, сочувствовать. Он, как это ни странно, хорошо понимает социальное устройство новой страны. Шарик новоявленных хозяев жизни осуждает, а про Преображенского, старого интеллигента из Москвы, знает, что он не будет "пинать ногой" голодного пса.

Осуществление эксперимента Преображенского

В жизни этой собаки происходит счастливая, по ее мнению, случайность - ее забирает к себе в роскошную квартиру профессор. В ней есть все, даже несколько "лишних комнат". Однако пес профессору нужен не для забавы. Он хочет осуществить фантастический эксперимент: собака должна будет после пересадки некоторой части превратиться в человека. Если Фаустом, создающим в пробирке человека, становится Преображенский, то его вторым отцом, давшим Шарику свой гипофиз, является Чугункин Клим Петрович. Булгаков очень коротко дает характеристику этого человека. Его профессия - игра по трактирам на балалайке. Он плохо сложен, Печень в результате употребления алкоголя расширена. Чунугкин умер в пивной от удара ножом в сердце. Существо, появившееся после операции, унаследовало сущность своего второго отца. Шариков агрессивен, чванлив, нагл.

Полиграф Полиграфович Шариков

Михаил Афанасьевич создал яркий образ Шарикова в повести "Собачье сердце". Этот герой лишен представлений о культуре, о том, как следует вести себя с другими людьми. Через некоторое время назревает конфликт между творением и творцом, Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, именующим себя "гомункулус", и Преображенским. Трагедия заключается в том, что "человек", едва выучившийся ходить, находит надежных союзников в своей жизни. Они подводят революционную теоретическую основу под все его поступки. Один из них - Швондер. Шариков узнает от этого героя о том, какие у него, пролетария, имеются привилегии по сравнению с Преображенским, профессором. Кроме того, он начинает понимать, что давший ему вторую жизнь ученый - классовый враг.

Поведение Шарикова

Дополним образ Шарикова в повести Булгакова "Собачье сердце" еще несколькими штрихами. Этот герой четко осознает главное кредо новоявленных хозяев жизни: воруй, грабь, растаскивай созданное другими, а главное - стремись к уравниловке. И пес, некогда благодарный Преображенскому, уже не хочет мириться с тем, что профессор поселился "один в семи комнатах". Шариков приносит бумагу, согласно которой ему следует выделить в квартире площадь в 16 кв. м. Полиграфу чужды мораль, стыд, совесть. Отсутствуют у него все другие кроме злобы, ненависти, подлости. Он распоясывается все больше и больше с каждым днем. Полиграф Полиграфович бесчинствует, ворует, пьет, пристает к женщинам. Таков образ Шарикова в повести "Собачье сердце".

Звездный час Полиграфа Полиграфовича Шарикова

Новая работа становится для Шарикова его звездным часом. Бывшая бездомная собака делает головокружительный прыжок. Она превращается в заведующего подотделом по очистке Москвы от бездомных животных. Неудивителен такой выбор Шариковым профессии: подобные им всегда хотят уничтожить своих же. Однако на достигнутом Полиграф не останавливается. Новые детали дополняют образ Шарикова в повести "Собачье сердце". Краткое описание дальнейших его деяний следующее.

История с машинисткой, обратное превращение

Шариков появляется через некоторое время в квартире Преображенского с молодой девушкой и говорит, что расписывается с ней. Это машинистка из его подотдела. Шариков заявляет, что нужно будет выселить Борменталя. В конце концов выясняется, что он эту девушку обманул, сочинил множество историй о себе. Последнее, что делает Шариков, доносит на Преображенского. Чародею-профессору из интересующей нас повести удается превратить человека обратно в собаку. Хорошо, что Преображенский осознал, что природа насилия над собой не терпит.

Шариковы в реальной жизни

В реальной жизни, увы, шариковы намного более живучи. Наглые, самоуверенные, не сомневающиеся в том, что им все дозволено, эти полуграмотные люмпены довели до глубокого кризиса нашу страну. Это не удивительно: насилие над ходом исторических событий, пренебрежение законами развития общества породить могло лишь Шариковых. Полиграф в повести превратился вновь в собаку. Но в жизни ему удалось пройти длинный и, как казалось ему и внушалось другим, славный путь. Он травил людей в 30-50-е годы, как по роду службы когда-то бездомных животных. Он пронес через всю свою жизнь подозрительность и собачью злость, заменив ими собачью верность, ставшую ненужной. Этот герой, вступив в разумную жизнь, так и остался на уровне инстинктов. И он хотел изменить страну, мир, вселенную для того, чтобы было проще удовлетворить эти звериные инстинкты. Все эти идеи проводит в создавший образ Шарикова в повести "Собачье сердце".

Человек или животное: что отличает шариковых от других людей?

Шариков гордится низким происхождением, своей необразованностью. Вообще, он гордится всем низким, что есть в нем, поскольку лишь это высоко его поднимает над теми, кто выделяется разумом, духом. Подобных Преображенскому людей нужно втоптать в грязь для того, чтобы Шариков мог возвыситься над ними. Шариковы внешне не отличаются ничем от других людей, однако нелюдская их сущность выжидает подходящего момента. Когда он наступает, такие существа превращаются в монстров, ждущих первой возможности для того, чтобы ухватить свою добычу. Таково их истинное лицо. Шариковы готовы предать своих. У них все святое и высокое превращается в свою противоположность, когда они прикасаются к нему. Страшнее всего, что таким людям удалось добиться немалой власти. Придя к ней, нелюдь стремится всех вокруг расчеловечить, чтобы легче стало управлять стадом. Все человеческие чувства у них вытесняет

Шариковы сегодня

Нельзя не обратиться к современности, анализируя образ Шарикова в повести "Собачье сердце". Краткое сочинение по произведению должно содержать в заключительной части несколько слов о сегодняшних шариковых. Дело в том, что после революции в нашей стране созданы были все условия для того, чтобы возникло большое количество подобных людей. Очень способствует этому тоталитарная система. Они проникли во все области общественной жизни, живут они и сейчас среди нас. Шариковы способны существовать, несмотря ни на что. Главная угроза человечеству сегодня - собачье сердце вместе с человеческим разумом. Поэтому написанная в начале прошлого века повесть и в наши дни остается актуальной. Она является предупреждением будущим поколениям. Кажется порой, что Россия за это время стала другой. Но образ мышления, стереотипы, ни за 10, ни за 20 лет не изменятся. Не одно поколение сменится, прежде чем из нашей жизни исчезнут шариковы, а люди станут другими, лишенными звериных инстинктов.

Итак, мы рассмотрели образ Шарикова в повести "Собачье сердце". Краткое содержание произведения поможет вам поближе познакомиться с этим героем. А прочитав оригинал повести, вы откроете для себя некоторые детали этого образа, опущенные нами. Образ Шарикова в повести М.А. Булгакова "Собачье сердце" - большое художественное достижение Михаила Афанасьевича, как и все произведение в целом.

Сатира Булгакова в произведении “Собачье сердце”.

Если сатирическое творчество Маяковского – это высмеи­вание врагов победившей революции, то в это же самое время стали создаваться и сатирические произведения, имевшие иную политическую направленность. В них сатирически изобража­лась сама революция, большевики, советский строй. Такая ли­тература, естественно, могла появляться лишь в среде эмигра­ции (Л. Аверченко, Е. Замятин и др.) или же писалась, что называется «в стол». Из произведений этого последнего ряда наиболее выдающимся была, пожалуй, повесть Булгакова «Собачье сердце». В пришедших к власти «кожаных куртках» Булгаков видел прежде всего людей в высшей степени некуль­турных, хамов, упоенных своей властью и завоеванными «пра­вами». Именно таким оказывается созданный профессором Преображенским из собаки Шариков. Его наглая самоуверен­ность, торжествующе-победный тон, полное отсутствие не только элементарной культуры, но и хоть какой-то порядочно­сти одновременно смешны своей нелепостью и страшны тем, что этот человек с собачьим сердцем представляет собой реаль­ную силу. В этом – одна из особенностей булгаковской сати­ры: она вызывает не только смех, но и ненависть, возмущение, негодование. Но даже не в Шарикове в конце концов дело, дело в том, как ко двору пришелся он в советском мире, как быстро вписался в него: и площадь законную требует, и не угодившую невесту собирается уволить по сокращению штатов, и донос в органы на профессора и его ассистента сочиняет… История Шарикова разворачивается на фоне многих примет советской действительности, которые с точки зрения нормального куль­турного человека выглядят нелепо, а потому комично, хотя в то же время и зловеще. Это и животная, инстинктивная ненависть Швондера к профессору Преображенскому, и женщина, «пере­одетая мужчиной», и журналы в пользу германского пролета­риата по полтиннику штука, и многое другое, кончая совер­шенно невообразимым именем Полиграф, которое принимает Шариков.

Читатель смотрит на действительность глазами профессора Преображенского, отчего эта действительность приобретает черты какого-то зловещего фарса. Советская действительность для Булгакова – своего рода «торжествующая свинья», и на месте в ней себя чувствуют не нормальные люди, а опьяневшие от власти пошляки и недоумки без всяких нравственных прин­ципов. Для усиления комического эффекта Булгаков пользуется приемом противопоставления: на фоне нормы, которую олице­творяют профессор Преображенский и доктор Борменталь, еще более нелепыми, уродливыми выглядят Шариков, Швондер и другие представители пролетариата в булгаковском понимании. Поэтому и нельзя без злорадного смеха читать о визите делега­ции домкома к профессору или о фокусах пьяного Шарикова: за безграничными претензиями этих людей и их безусловной уве­ренностью в собственном превосходстве стоит лишь пустота, мелочность и бескультурье. Той же цели- усилить комиче­ский эффект – служит и введение в произведение фантастиче­ского сюжета, который лишь ярче проявляет сущность режима и подчеркивает нелепость ситуаций, порядков в стране.

Надо заметить, что вообще-то Булгаков был довольно да­леким от политики человеком, но советская действитель­ность постепенно убедила его в том, что, разрушив старые ценности – культуру и цивилизацию прежде всего, – рево­люция не дала ничего взамен, кроме наглого торжества пошляков и хамов. Защититься от этой действительности саркастическим смехом – одна из важнейших функций бул­гаковской сатиры.

Здесь искали:

  • сатира в собачьем сердце
  • Сатира Булгакова
  • сатира булгакова собачье сердце

Повесть М. А. Булгакова "Собачье сердце". Центральной темой повести М. А. Булгакова "Собачье сердце", написанной в 1925 г., становится стремление автора предостеречь общество от страшных последствий вторжения человеческого разума в мир природы. Все попытки усовершенствования мира, все революционные преобразования, особенно если они отдают власть в руки бывших Чугункиных, несут в себе опасность. Представление нового режима большевиков на страницах романа М. А. Булгакова осуществляется в традициях русской сатирической школы. Повесть сочетает в себе жанровые традиции фантастического произведения, элементы антиутопии.

Сатирические традиции в повести М. А. Булгакова "Собачье сердце". В основе сюжета лежит ироническая трансформация библейской темы преображения, которая на страницах повести М. А. Булгакова превращается в историю о научном эксперименте, проведенном профессором Преображенским (фамилия героя становится говорящей) и доктором Борменталем над бездомной собакой Шариком. Ей вживили гипофиз уголовника и бузотера Клима Чугункина в надежде, что данная операция станет шагом к открытию человеческого бессмертия. Однако опыт дал страшные результаты: милый Шарик, получив власть и поддержку домкома Швондера, превращается в наглого и жестокого хама, примитивность мышления которого не поддается воспитанию и обучению. Лишь "уроки" представителя пролетариата Швондера быстро усваиваются Полиграфом Полиграфовичем Шариковым.

Гротеск становится ведущим приемом создания сатирического изображения в повести М. А. Булгакова "Собачье сердце". Все в образе Шарикова, начиная с его имени, "наследственной" фамилии, внешнего вида, манер и заканчивая его умозаключениями ("Да что тут предлагать… А то пишут, пишут… конгресс, немцы какие-то… голова пухнет! Взять все да и поделить…"), - представляет сатирическое обличение бездуховного мира "нового" человека, не имеющего ни воспитания, ни внутренней культуры. Этот персонаж нового времени и не стремится к развитию, его больше заботят вещи сугубо примитивные, материальные. Аппетиты бывшего Шарика растут по мере того, как он осознает себя частью победившего класса: "Вот. Член жилищного товарищества, и жилплощадь мне полагается определенно в квартире номер пять у ответственного съемщика Преображенского в шестнадцать квадратных аршин, - Шариков подумал и добавил слово, которое Борменталь машинально отметил в мозгу, как новое: - Благоволите".

Противопоставление представителей интеллигенции тупой серой массе придает повести черты сатирического памфлета. Любопытна и сама антитеза Шарик - Шариков. Первый не жалует жестоких людей, замирает при звуках арии из "Аиды", второй же демонстрирует безнравственность и невежество. Детали портрета и поведения Шарика-Шарикова углубляют контраст.

Не менее гротесково представлен в повести и председатель домового комитета Швондер. Декларативная, лозунговая речь (с постоянными повторами) этого персонажа демонстрирует скудоумие и крайне малый словарный запас: "Мы - управление дома, - с ненавистью заговорил Швондер, - пришли к вам после общего собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома". Несоответствие реальности с провозглашаемыми лозунгами вносят диссонанс в столь "светлое будущее". Спевки, которые с завидной регулярностью проводятся в доме, мало похожи на песни счастливых людей. Это начало "разрухи в головах", о которой говорит профессор Филипп Филиппович Преображенский: "Все будет как по маслу. Вначале каждый вечер пение, затем в сортирах замерзнут трубы, потом лопнет котел в паровом отоплении, и так далее. Крышка Калабухову!"

Прием раздвоения героя и фантасмагорического превращения Шарикова сближает повесть М. А. Булгакова с традициями немецких романтиков, в произведениях которых соединяются реальность и фантастика. Полученное пространство позволяет представить авторскую идею емко и выразительно, а образы обретают символическое значение. Так, например, в "Собачьем сердце" символично звучат многие детали: фамилия профессора - Преображенский, квартира, в которой происходит эксперимент, находится на Пречистенке (ассоциация с образом Пресвятой Богородицы), потоп в квартире и др.

Сатира позволяет писателю представить "шариковщину" как явление не только социального, но и морального плана, предупреждает о страшных последствиях научных и исторических экспериментах по "улучшению" человека.

Похожие публикации