Энциклопедия пожаробезопасности

Согласится ли Путин на возвращение Японии Курильских островов? Ваше сообщение отправлено, спасибо за участие в проекте Часть курильских островов отдают японии

Правообладатель иллюстрации RIA Image caption До Путина и Абэ вопрос подписания мирного договора между Россией и Японией обсуждали все их предшественники - безрезультатно

Российский президент в ходе двухдневного визита в Нагато и Токио договорится с японским премьером Синдзо Абэ об инвестициях. Главный же вопрос - о принадлежности Курильских островов, - как обычно, отложат на неопределенных срок, считают эксперты.

Абэ стал вторым лидером стран "Большой семерки", который принял у себя Путина после российской аннексии Крыма в 2014 году.

Визит должен был состояться еще два года назад, но был отменен из-за санкций в отношении России, поддержанных Японией.

В чем суть спора между Японией и Россией?

Абэ добивается прогресса в многолетнем территориальном споре, в котором Япония претендует на острова Итуруп, Кунашир, Шикотан, а также архипелаг Хабомаи (в России такого названия не существует, архипелаг вместе с Шикотаном объединены под названием Малая Курильская гряда).

Японская элита прекрасно понимает, что Россия два больших острова никогда не вернет, поэтому они готовы взять максимум - два маленьких. Но как объяснить обществу, что они навсегда отказываются от больших островов? Александр Габуев, эксперт Московского Центра Карнеги

По окончании Второй мировой войны, в которой Япония воевала на стороне нацистской Германии, СССР изгнала с островов 17 тысяч японцев; между Москвой и Токио так и не был подписан мирный договор.

Сан-Францисский мирный договор 1951 года между странами антигитлеровской коалиции и Японией установил суверенитет СССР над Южным Сахалином и Курильскими островами, однако Токио и Москва так и не договорились, что понимать под Курилами.

Токио считает Итуруп, Кунашир и Хабомаи своими незаконно оккупированными "северными территориями". Москва считает эти острова частью Курил и неоднократно заявляла, что их нынешний статус пересмотру не подлежит.

В 2016 году Синдзо Абэ дважды прилетал в Россию (в Сочи и Владивосток), они с Путиным также встречались на саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в Лиме.

В начале декабря министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что у Москвы и Токио есть совпадения в позициях по мирному договору. В интервью японским журналистам Владимир Путин назвал отсутствие мирного договора с Японией анахронизмом, который "должен быть устранен".

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption В Японии до сих пор живут переселенцы с "северных территорий", а также их потомки, которые не против вернуться на историческую родину

Он также заявил, что министерствам иностранных дел двух стран нужно решить между собой "чисто технические вопросы", чтобы японцы получили возможность посещать южные Курилы без виз.

Однако Москву смущает, что в случае возвращения южных Курил там могут появиться военные базы США. Такую возможность не исключил глава Совета национальной безопасности Японии Сётаро Яти в беседе с секретарем Совета безопасности России Николаем Патрушевым, писала в среду японская газета "Асахи".

Ждать ли возвращения Курил?

Короткий ответ - нет. "Никаких прорывных договоренностей, да и обычных тоже, по вопросу принадлежности южных Курил ждать не следует", - считает бывший замминистра иностранных дел России Георгий Кунадзе.

"Ожидания японской стороны, как обычно, расходятся с намерениями России, - сказал Кунадзе в интервью Би-би-си. - Президент Путин в последние дни перед отъездом в Японию неоднократно говорил, что для России проблемы принадлежности Курил не существует, что Курилы - это, в сущности, военный трофей по итогам Второй мировой войны, и даже о том, что права России на Курилы закреплены международными договорами".

Последнее, по мнению Кунадзе, - вопрос спорный и зависит от интерпретации этих договоров.

"Путин имеет в виду договоренности, достигнутые в Ялте в феврале 1945 года. Договоренности эти носили политический характер и предполагали соответствующее договорно-правовое оформление. Оно произошло в Сан-Франциско в 1951 году. Советский Союз мирный договор с Японией тогда не подписал. Стало быть, никакого другого закрепления прав России на территории, от которых отказалась Япония по Сан-Францисскому договору, нет", - резюмирует дипломат.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Россияне, как и японцы, не ждут от своих властей уступок по Курилам

"Стороны стараются максимально сдуть шарик взаимных ожиданий публики и показать, что прорыва не произойдет", - комментирует эксперт Московского Центра Карнеги Александр Габуев.

"Красная линия России: Япония признает итоги Второй мировой войны, отказывается от притязаний на южные Курилы. Мы в качестве жеста доброй воли передаем Японии два маленьких острова, а на Кунашире и Итурупе можем сделать безвизовый въезд, свободную зону совместного экономического развития - все, что угодно, - полагает он. - Россия не может отдать два больших острова, поскольку это будет проигрыш, эти острова имеют хозяйственное значение, туда вложено много денег, там большое население, проливы между этими островами используются российскими подлодками, когда они выходят патрулировать Тихий океан".

Япония, по наблюдениям Габуева, в последние годы смягчила свою позицию по спорным территориям.

"Японская элита прекрасно понимает, что Россия два больших острова никогда не вернет, поэтому они готовы взять максимум - два маленьких. Но как объяснить обществу, что они навсегда отказываются от больших островов? Япония ищет варианты, при которых она забирает маленькие и сохраняет претензию на большие. Для России это неприемлемо, мы хотим решить вопрос раз и навсегда. Эти две красные линии пока не настолько близки, чтобы можно было ожидать прорыва", - считает эксперт.

Что еще будет обсуждаться?

Курилы - не единственная тема, которую обсуждают Путин и Абэ. Россия нуждается в иностранных инвестициях в Дальний Восток.

По данным японского издания "Иомиури", из-за санкций сократился товарооборот между двумя странами. Так, импорт из России в Японию сократился на 27,3% - с 2,61 трлн иен (23 млрд долларов) в 2014 году до 1,9 трлн иен (17 млрд долларов) в 2015-м. А экспорт в Россию на 36,4% - с 972 млрд иен (8,8 млрд долларов) в 2014 году до 618 млрд иен (5,6 млрд долларов) в 2015-м.

Правообладатель иллюстрации RIA Image caption В качестве главы российского государства Путин последний раз посещал Японию 11 лет назад

Правительство Японии намерено посредством госкорпорации нефти, газа и металлов JOGMEC приобрести часть газовых месторождений российской компании "Новатэк", а также часть акций "Роснефти".

Ожидается, что в ходе визита будут подписаны десятки коммерческих соглашений, а в рабочем завтраке российского президента и премьера Японии примут участие, в частности, глава Росатома Алексей Лихачев, глава "Газпрома" Алексей Миллер, глава "Роснефти" Игорь Сечин, глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев, предприниматели Олег Дерипаска и Леонид Михельсон.

Пока Россия и Япония только обмениваются любезностями. По тому, воплотится ли в жизнь хотя бы часть экономических меморандумов, станет ясно, могут ли они еще и о чем-то договариваться.

https://www.сайт/2018-11-19/putin_reshil_otdat_kurily_yaponii_v_chem_sut_spora_i_chem_on_zakonchitsya

Бесконечная российско-японская проблема

Путин решил отдать Курилы Японии? В чем суть спора и чем он закончится

Mikhael Klimentyev/ZUMAPRESS.com, GLP

Во время экономического форума в Сингапуре президент РФ Владимир Путин и токийский премьер Синдзо Абэ активизировали переговоры о подписании между Россией и Японией мирного договора и разрешении территориального спора, длящегося с конца Второй мировой войны. Напоминаем, с чего все началось и почему все так воодушевленно обсуждают последнюю встречу глав государств.

Как Южные Курилы оказались у России

В 1941 году страны гитлеровской коалиции объявили войну СССР — все, кроме Японии, которая напала на США, развязав войну на Тихом океане. Спустя два года, в 1943 году, союзные державы (США, Великобритания и Китай) приняли Каирскую декларацию, в которой говорилось, что целью союзников является лишение Японии всех островов в Тихом океане, которые она захватила с начала Первой мировой войны.

В феврале 1945 года на Ялтинской конференции СССР, США и Великобритания достигли договоренности о вступлении Советского Союза в войну с Японией при условии, что после войны Южный Сахалин и Курильские острова попадут под юрисдикцию СССР.

В апреле 1945 года Вячеслав Молотов принял посла Японии Наотакэ Сато и сделал заявление о денонсации советско-японского пакта о нейтралитете.

В Потсдамской декларации от 26 июля 1945 года говорится, что суверенитет Японии ограничится островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми более мелкими островами, на которые укажут союзники — без упоминания островов Курильской гряды.

Russian Look, GLP

8 августа 1945 года, ровно через три месяца после капитуляции Германии, СССР официально объявил войну Японии и на следующий день начал боевые действия против нее. Южные Курилы были заняты советскими войсками в августе-сентябре в ходе десантной операции.

2 февраля 1946 года на этих территориях была образована Южно-Сахалинская область в составе Хабаровского края РСФСР, которая позже вошла в состав новообразованной Сахалинской области.

Наконец, в 1951 году в Сан-Франциско был заключен мирный договор между Японией и союзниками. Согласно нему Япония отказалась от прав на территории, суверенитет над которыми приобрела по Портсмутскому договору еще в 1905 году.

При этом Япония настаивала на том, что острова Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи в состав Курильских островов не входили и Япония от них не отказывалась. Представители СССР предложили внести в договор поправку о признании суверенитета СССР над Южным Сахалином и Курильскими островами, но эти предложения учтены не были. Поэтому СССР, Польша и Чехословакия договор не подписали. Так получилось, что территориальный спор с Японией затянулся на многие десятилетия, из-за этого наши страны до сих пор не могут подписать мирный договор.

Декларация 1956 года

Вместо подписания мирного договора СССР и Япония 19 октября 1956 года приняли Московскую декларацию. Она прекращала состояние войны и восстанавливала дипломатические отношения между двумя странами, а также фиксировала намерение Советского Союза на передачу Японии самых маленьких из четырех островов — Шикотана и гряды Хабомаи (Хабомаи представляет собой несколько маленьких островов). Передача островов должна была произойти после подписания мирного договора. Также документ предполагал вступление в силу конвенции о рыболовстве и соглашение о спасении людей, терпящих бедствие на море.

Страны подтвердили, что в своих отношениях будут руководствоваться принципами Устава ООН, обязались не вмешиваться прямо или косвенно во внутренние дела друг друга. СССР изъявил готовность поддержать просьбу Японии о принятии ее в члены ООН, согласился освободить всех японских граждан, осужденных в СССР, и репатриировать их в Японию.

Одновременно с Декларацией был подписан протокол о развитии торговли и взаимном предоставлении режима наибольшего благоприятствования.

Но в ситуацию вмешались США: американские власти пригрозили, что если Япония откажется от претензий на острова Кунашир и Итуруп, в состав Японии не будет возвращен архипелаг Рюкю с островом Окинава, который в соответствии с подписанным в Сан-Франциско мирным договором находился под управлением США. Нынешние переговоры реанимированы в рамках этой декларации, но об этом чуть позже.

Договор о безопасности с США

19 января 1960 года Япония подписала с США договор о взаимодействии и безопасности. Его суть — юридическое обоснование наличия на территории Японии военных баз США. В этом же году Советский Союз напомнил, что соглашение о военных американских базах направлено против СССР, и отказался рассматривать вопрос о передаче островов Японии.

Это еще больше охладило отношения России и Японии. Вплоть до окончания холодной войны советские власти отказывались возвращаться к этому вопросу, декларируя территорию Южных Курил как неотъемлемую часть своей территории.

Вопрос снова стал обсуждаться вместе с крахом СССР: 18 апреля 1991 года Михаил Горбачев признал наличие территориальной проблемы.

В 1993 году была подписана Токийская декларация о российско-японских отношениях, где говорится о том, что Россия — правопреемник СССР и все соглашения, подписанные между СССР и Японией, будут признаны как Россией, так и Японией. Было также зафиксировано стремление сторон решить вопрос о территориальной принадлежности четырех южных островов Курильской гряды, что в Японии было расценено как успех и, в определённой степени, породило надежды на решение вопроса в пользу Токио.

«Нулевые»

В 2004 году глава МИД Сергей Лавров заявил, что Россия признает декларацию 1956 года и готова вести переговоры на ее основе. Напомним, это декларация, предусматривающая передачу двух маленьких островов Японии — Шикотана и Хабомаи. Президент Владимир Путин поддержал это заявление.

Однако тогда у власти в Японии находился жесткий премьер Дзюнъитиро Коидзуми. Он заявил, что такая постановка вопроса не устраивает Японию.

В следующем году уже сам Путин вновь выразил готовность рассматривать компромиссный вариант по сценарию декларации 1956 года, но японцы вновь ответили отказом.

В 2006 году руководитель японского МИД Таро Асо предложил разделить с Россией южную часть Курил пополам, однако это, судя по всему, не понравилось японскому правительству: МИД заявил, что слова Асо неправильно интерпретировали.

В 2009 году Таро Асо, будучи уже премьер-министром, назвал Южные Курилы незаконно оккупированными территориями и заявил, что ждет от России предложений по решению этой проблемы. Тогда представитель российского МИД Андрей Нестеренко назвал это высказывание «политически некорректным» и даже «незаконным».

В этом же году японские парламентарии приняли поправки в законодательство, где прямо прописали принадлежность спорных островов Японии. В ответ на это депутаты Госдумы РФ заявили, что пока японцы не отменят эти поправки, обсуждать мирный договор бессмысленно. Отмены не последовало.

Осенью этого же года уже новый премьер Японии Юкио Хатояма заявил, что надеется «за полгода-год» добиться прогресса в переговорном процессе.

23 сентября 2009 года на встрече с президентом РФ Дмитрием Медведевым Хатояма сказал о желании решить территориальный спор и заключить мирный договор с Россией, но не особо преуспел в этом.

В 2010 году он выступил перед народом, заявив, что Японию не устраивает возвращение только двух островов и что Хатояма приложит все усилия, чтобы вернуть все четыре острова. Также он отметил, что России очень важно дружить с такой экономически и технологически развитой страной, как Япония.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев неоднократно посещал спорные острова, каждый раз японские власти реагировали на это неодобрением.

Абэ — Путин

Премьер-министр Синдзо Абэ за время своего правления (с 2012 года) встречался с Путиным более 20 раз, но именно этой осенью произошел переломный момент, который вновь заставил активно говорить о возможном разрешении древнего территориального спора. В сентябре Путин предложил японскому премьеру заключить мирный договор без предварительных условий, а уже потом вернуться к обсуждению вопроса об островах. А во время встречи в Сингапуре 14 ноября Абэ неожиданно предложил вернуться к переговорам на базе упомянутой выше декларации 1956 года.

Тут возникает два очевидных условия, которые Москва, вероятнее всего, поставит Токио. Во-первых, получив два малых острова, Япония должна будет навсегда отказаться от территориальных претензий и в многолетнем споре должна быть поставлена точка. Второй важный момент — причина, по которой СССР отказался подписывать договор в прошлом: наличие американских военных баз на территории Японии. Синдзо Абэ уже успел пообещать, что в случае передачи островов никаких американских баз на них не появится, однако здесь у Японии ожидаемо могут возникнуть проблемы с США.

Пресс-служба Кремля

Накануне президент Путин очень размыто ответил на вопрос о возобновившихся переговорах. Он заявил, что в декларации 1956 года отсутствуют важные детали. Там оговорено, что СССР готов передать два острова южной части, но «не сказано, на каких основаниях и под чей суверенитет они попадают». Такое заявление, по мнению экспертов, дает возможность быстро «сдать назад» и вернуться к исходной точке в случае, если переговоры зайдут в тупик.

Генсек японского правительства Есихидэ Суга, комментируя заявление российского главы, поспешил заявить, что Япония «рассчитывает, что в случае передачи ей Хабомаи и Шикотана на эти острова будет распространяться суверенитет Токио. Пока что дополнительной информации о переговорном процессе нет. Ожидается, что какие-то точки соприкосновения будут достигнуты в ходе предстоящих контактов российского и японского лидеров: вскоре они встретятся на саммите G20 в Аргентине, в начале 2019 года Абэ посетит Москву, а летом в этом же году Путин поедет в Японию.

Шикотан и Хабомаи

Пара слов об островах, которые Россия вроде как готова отдать японцам.

Остров Шикотан. Его площадь — 252,8 квадратного километра.

На момент окончания Великой Отечественной войны гражданское население японского уезда Сикотан составляло около 1000 человек. В 1946 году все лица с гражданством Японии были высланы на Хоккайдо. Пика численность населения достигла в конце советского периода, составив 7,5 тыс. человек. Но после развала Союза она начало сокращаться. Сейчас на острове живет около 2,8 тыс. человек.

Alexandr Liskin, Russian Look

На Шикотане имеюся порт, рыбоконсервный завод и электростанция. В 2015 появилась крупная современная больница. На острове работает гидрофизическая обсерватория, развиты рыболовство и добыча морских животных.

Хабомаи представляет собой группу островов, к которой относят острова Полонского, Осколки, Зеленый, Демина, Юрий, Анучина, Тафильева и ряд мелких. Площадь — около 100 квадратных километров.

Острова вытянуты в линию, проливы между ними неглубоки, заполнены рифами и подводными скалами. Гражданского населения на этих островах нет — только российские пограничники.

08:57 — REGNUM У жителей Курильских островов вызывают недоумение и возмущение «советы» некоторых жителей центральной полосы России по поводу сдачи Курил Японии. Советуют возрадоваться и сдаваться. Приводят и аргументы — «вам там лучше будет». Курильчане в ответ советуют сначала сдать немцам Москву — по тем же основаниям, передаёт корреспондент ИА REGNUM .

Оксана Ризнич

Директор Курильского Краеведческого музея, писатель и художник Оксана Ризнич, разместила на своей странице в Фейсбук очень эмоциональное, полное негодования обращение к всевозможным «советчикам».

""Советчики» из Москвы, Твери и даже Киева настоятельно рекомендуют курильчанам возрадоваться, сдать Курилы Японии и жить счастливо. Аргумент один: «там же лучше». Есть и другие мнения тех, кто никогда не был на Курилах и вообще — на Дальнем Востоке. Они также никогда не бывали в Японии. Их довод: «пусть забирают, я все равно никогда не ела крабов».

Страна обсуждает, почему Россия не должна потерять Курилы. Всерьёз. Доводы всякие собирает. Пишут комментарии:

«Пусть отдадут, местным жителям с японцами будет лучше».

«Пусть отдадут, я всё равно никогда не ела камчатского краба».

«Пусть отдадут, потому что нам всё равно ничего не достанется».

Кроме как пожрать и набить собственный карман, у идиотов нет больше никаких устремлений в жизни. Россия не должна потерять Курилы потому, что просто — они есть у России. Всё! И когда я читаю всю эту чушь, мне хочется начать рассуждать так же, как рассуждают идиоты:

«А нужна ли нам Москва? Подумайте сами? Нужна? Зачем? Десять аргументов, пожалуйста, списком. Давайте отдадим? Японцам, китайцам, немцам — и чего во время Второй мировой не отдали? Москвичам точно ведь лучше будет под немцами — порядок будет. Кому еще нужен кусок российской территории? Хабаровчанам будет ведь хорошо с китайцами. Жителям Карелии будет очень хорошо с финнами. Киевляне тоже курильскую тему с энтузиазмом обсуждают. Ну, этим-то уже давно хорошо. Ну, не нужны вам наши Курилы — сидите спокойно в своих городах, ешьте кильку в томате и не лезьте! Ишь, острова они раздают! Землевладельцы чертовы!» — написала Оксана Ризнич.

Корреспонденту ИА REGNUM удалось дозвониться до Оксаны Ризнич, несмотря на то, что не везде на островах хорошо работает сотовая связь.

: «Как там, жители Итурупа? Что говорят про передачу Курил Японии?».

«А вот мы сейчас у них и спросим. Эй, хлопцы, как вы относитесь к передаче Курил Японии?» — окликнула она прохожих.

«Никак не относимся. Это Москве делать нечего, а у нас работа. Как мы можем относиться? Отрицательно, конечно», — ответили прохожие.

«Ну, вот, видишь? Тут народ занятой, рабочий, им глупости обсуждать некогда. Никто не верит в такую возможность. Потому так спокойны. Да и как вообще можно в такое верить? Вот тут на днях бабушка на остановке мне говорит, мол, больницу построили. И тут же спрашивает — неужто прямо с больницей японцам и отдадут? Не отдадут, говорю. Она сразу и успокоилась — говорит, ну и хорошо, а то ишь, «намылились», — смеётся Оксана.

«Я вот одного не пойму: откуда взялись все эти комментаторы? Впечатление, что сидели много лет и только и думали, как бы нашу курильскую жизнь улучшить путем передачи нас японцам. Нет, ну, а?! И ведь большинство-то — ни уха, ни рыла в том, что такое Курилы. А Курилы — это наша земля. Наша. Какие вообще могут быть разговоры о передаче их Японии? Сколько лет та Япония владела Курилами? Несчастные 90 лет? Из них лет 40 от силы она здесь что-то делала. Тут люди живут. Живут! Государственная граница оформлена и признана всеми странами. Ну, кроме Японии. Ну, так и чёрт с ней! Японцы же визы оформляют, когда приезжают сюда? Значит, тоже признают. Да почему мы вообще должны это обсуждать?!» — возмущается она.

Не первый год между Курилами и японским Хоккайдо существуют безвизовые обмены. Жители Курил ездят в Японию, японцы — на Курилы. Люди — обычные люди — общаются между собой. И прекрасно знают цену разговорам разных политиков про то, как «горюет вся японская нация по поводу нерешенного курильского вопроса».

«Да японцы в большинстве своем и не знают, что это такое — вот вся эта проблема! Японские бизнесмены — те да, горюют. Но не по поводу принадлежности Курил, а по поводу того, что их правительство не даёт им зарабатывать деньги! Они бы с радостью вели бизнес на Курилах — на российских Курилах! А господин японский премьер Синдзо Абэ вообще, похоже, решил подменить реальную работу на благо Японии и японцев борьбой за решение проблемы надуманной. Пусть вон идёт Хоккайдо развивает! Это ж из Москвы кажется, что там, на Хоккайдо, рай. А там очень давно — не рай. Там помоек и разваленных зданий едва ли не столько же, сколько на Курилах. Рыбацкий бизнес фактически похоронен, дети рыбаков уезжают из родного дома в Токио, потому, что не видят перспектив на Хоккайдо. Вот куда надо приложить свою энергию мистеру Абэ! А то у меня создаётся впечатление, что мы, курильчане, знаем о проблемах Хоккайдо больше, чем японский премьер. Пусть мистер Абэ идёт и занимается развитием своей страны — у него там работы непочатый край. И японцы, я уверена, оценят это куда больше, чем надуманную проблему «северных территорий». Потому, что эта «проблема» — и не проблема вовсе. Это личные амбиции Абэ — и не более того. И когда мне говорят «японцы настаивают на передаче Курил», мне становится просто смешно. Простые японцы, обычные люди, совсем не того хотят от своей власти. И в этом мы, россияне, очень похожи с японцами — мы ведь тоже, как и они, хотим от своих политиков реальной работы, а не придуманных ими «проблем», — убеждена Оксана Ризнич.

14:32 — REGNUM Отказ пресс-секретаря президента РФ комментировать «нюансы» переговоров тет-а-тет Владимира Путина с премьер-министром Японии Синдзо Абэ лишь усилил подозрения в отношении сговора за спиной народа по поводу судьбы законно принадлежащих нашей стране островов Малой Курильской гряды, да и островов Большой Курильской гряды тоже.

Публикации в российских СМИ о том, что поставивший целью своей политической жизни «возвращение» Курильских островов Абэ якобы готов «закрыть вопрос», удовлетворившись лишь Малой Курильской грядой — островом Шикотан и 18 мелкими островами, именуемыми в Японии Хабомаи, свидетельствуют о недостаточном понимании существующих в Японии настроений по вопросу о так называемых «северных территориях». В действительности Абэ и его окружение предложили Путину лишь начать с Малой Курильской гряды. А затем, отнюдь не прекращая выдвигать необоснованные требования, добиваться включения в состав японского государства и островов Большой Курильской гряды — Кунашира и Итурупа, на которые у Японии нет никаких юридических прав и оснований. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с почти ежедневными заверениями генсека кабинета министров Японии Ё. Суга, который убеждает народ в отсутствии в позиции Абэ каких-либо изменений по поводу требований всех «северных территорий» — Кунашира, Итурупа, Шикотана и Хабомаи, разумеется, с окружающими их богатейшими 200-мильными экономическими зонами.

Что касается попыток для начала заманить Путина в переговоры о «возвращении» якобы только двух островов, то эта коварная идея принадлежит не Абэ, а «консультирующему» его по методам работы с русскими бывшему коллеге по партии ушлому политикану Мунэо Судзуки, в свое время исключенному из Либерально-демократической партии Японии и отбывшему тюремный срок за коррупцию. Он предложил Абэ свой план, который пытался реализовать при обработке Бориса Ельцина, соглашавшегося на определенном этапе не без участия Судзуки «подарить другу Рю (тогдашнему премьер-министру Японии Рютаро Хасимото)» все южнокурильские острова. Кстати, надо отдать должное японским премьерам, которые, используя японские методы «обволакивания» партнера лестью и посулами, быстро добиваются «дружбы» с нужными им российскими политиками и перехода их к сокрытым от общественности сугубо конфиденциальным переговорам.

Но вернемся к личности непонятно почему, но серьезно влияющего на нынешнего премьера Абэ г-на Судзуки. После первого официального визита президента РФ Владимира Путина в Японию в 2000 году местные газеты подчеркивали, что Путин впервые признал действенность Совместной декларации 1956 года, а, значит, предстоит продолжение переговоров по территориальному вопросу. Отмечалось, что

«Путин стал первым из нынешних российских лидеров, признавшим действенность декларации и возможность ее использования в качестве юридической основы для продолжения переговоров двух стран, связанных с их территориальным спором».

Делался вывод о склонности нового президента искать развязки политических противоречий с Японией, что порождало у официального Токио определенный оптимизм.

То, что Путина поняли правильно, фактически подтвердили представители МИД РФ, которые в своих разъяснениях японским журналистам предпочли не подтверждать, но и не отрицать подобное толкование замечаний президента. Сам же Путин на пресс-конференции в Токио ограничился лишь констатацией сложности ситуации.

«Что нужно сделать для окончательного решения проблемы, которая существует между Россией и Японией? — задал он вопрос и сам ответил на него. — Если бы мы это знали на сто процентов, то, наверное, сейчас отвечали бы на другие вопросы».

Следует отметить, что занятая Путиным, а вернее, навязанная дипломатами еще из ельцинского окружения позиция содержала в себе явное противоречие. С одной стороны, в опубликованном по итогам визита совместном заявлении объектами спора вновь назывались все южнокурильские острова, на которые претендует Япония, а с другой — намечалась линия на возвращение к условиям Совместной декларации 1956 года, где речь идет лишь об островах Хабомаи и Шикотан.

Иван Шилов © ИА REGNUM

Уловив настроение Путина искать пути «окончательного разрешения проблемы», японские политики решили помочь в таком поиске. Наибольшую активность в этом направлении развернул занимавший на протяжении ряда лет важные посты в правящей партии и правительстве Мунэо Судзуки. Являясь депутатом парламента от расположенного на севере Хоккайдо избирательного округа, этот политик задался целью «внести личный вклад» в разрешение территориального спора с Россией. Для этого он установил тесные связи с отвечавшими за японо-российские отношения чиновниками МИД Японии, а через них с российскими дипломатами и политиками. Довольно скоро Судзуки удалось «приватизировать» территориальную проблему, добившись полного контроля над ходом ее обсуждения внешнеполитическими ведомствами двух стран.

План Судзуки и его приспешников в японском МИД состоял в том, чтобы втянуть российское правительство в обсуждение конкретных вопросов о «возвращении» для начала островов Хабомаи и Шикотан. Во время бесед с российскими политиками и дипломатами в Токио и Москве основное внимание Судзуки уделял именно островам Малой Курильской гряды, намекая на якобы существовавшую возможность при определенных условиях ограничиться передачей лишь этих территорий. В то же время своим японским коллегам он обещал непременно побуждать российскую сторону не отказываться и от поиска решения вопроса о Кунашире и Итурупе. Однако многое говорит о том, что сам-то Судзуки в своих тайных замыслах был согласен на получение лишь Хабомаи и Шикотана, ибо в этом случае эти острова, а главное — богатые морепродуктами омывающие их воды, скорее всего, административно вошли бы в район его избирательного округа со всеми вытекающими материальными выгодами. О том, что этот политикан при решении государственных вопросов не забывал про свой карман, свидетельствовал разразившийся впоследствии громкий коррупционный скандал, итогом которого стал арест Судзуки и его подельников из числа высокопоставленных дипломатов и тюремные сроки. Однако это было потом.

В период же 2000−2001 гг. политические маневры Судзуки на японо-российском направлении встречали понимание премьер-министра Японии Ёсиро Мори, который, как и все его предшественники на этом посту, желал оставить свое имя в истории, добившись «возвращения исконно японских территорий». Это проявилось в его нескрываемой заинтересованности расширить контакты с президентом Путиным с тем, чтобы убедить последнего в большой выгоде для России разрешения территориального спора и подписания между двумя государствами мирного договора. В связи с тем, что популярность Мори в стране падала, премьер-министр рассчитывал поправить свои дела, организовав как можно скорее очередную встречу с Путиным для внесения «новых» предложений по территориальному вопросу.

Сначала японо-российский саммит в Иркутске был назначен на конец февраля 2001 г., но затем перенесен российской стороной на 25 марта. По всей вероятности, Москве нужно было время для проверки достоверности «информации» о готовности Токио к компромиссу, которую поставлял «друг России» Судзуки. Судя по последовавшим событиям, в Кремле было принято решение с большей определенностью дать японцам понять, что территориальную проблему можно было бы разрешить, вернувшись к условиям 1956 года.

Похоже, в Иркутске, в конфиденциальном порядке, Путин согласился обсуждать вариант передачи Японии Малой Курильской гряды. Если верить тогдашнему премьер-министру Мори, Путин заявил, что в случае переизбрания президентом на второй срок готов вести переговоры по поводу Шикотана и Хабомаи. По утверждению бывшего японского премьера, дословно было сказано следующее:

«Передачу Японии Хабомаи и Шикотана сейчас трудно реализовать. А вот если меня переизберут на второй срок, то я приложу все силы для возвращения Японии этих островов».

Впоследствии МИД РФ отказался подтвердить это высказывание.

Услышав подобное из уст президента, Мори принялся «ковать железо, пока горячо». Он всячески убеждал собеседника согласиться на «возвращение» всех южнокурильских островов, заявляя о готовности Японии получить желаемое не одновременно, а как бы в рассрочку — сначала Хабомаи и Шикотан, а затем, по прошествии некоторого времени, — Кунашир и Итуруп. При этом японская позиция подавалась как якобы проявление нового, более гибкого подхода к решению территориальной проблемы.

Естественно, Путин не мог согласиться с таким «расширительным» толкованием своего согласия на продолжение переговоров о двух островах, о чем и было прямо сказано японскому премьеру. Более того, президент счел необходимым указать на существующие разночтения записанного в Совместной декларации, заявив, что статья 9-я «нуждается в дополнительной работе экспертов для выработки единообразного понимания» ее положений. Суть же «разночтений» состоит в том, что японская сторона почему-то считает, что текст 9-й статьи якобы предполагает передачу Японии островов Хабомаи и Шикотан вне зависимости от подписания мирного договора. Договор же, по японской версии, может быть заключен лишь после разрешения в пользу Японии вопроса о принадлежности и островов Кунашир и Итуруп.

Подобное толкование по меньшей мере странно — ведь в этой статье Совместной декларации со всей определенностью записано:

«При этом Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией».

Отсюда со всей очевидностью вытекает, что по Совместной декларации 1956 г. возможность передачи Японии островов Хабомаи и Шикотан предусмотрена лишь на условии согласия японской стороны с отказом от иных территориальных претензий и подтверждении этого фактом заключения мирного договора. В связи с этим выдвижение претензий на Кунашир и Итуруп является не чем иным, как произвольным шагом японской дипломатии.

Несмотря на то, что в Иркутске президент Путин вежливо отверг предложение японской стороны о начале так называемых «переговоров по двум колеям», а именно по Хабомаи и Шикотану и отдельно по Кунаширу и Итурупу, он, как и год назад, подписал согласованный российскими и японскими дипломатами документ, в котором повторялись и даже расширялись выгодные Японии формулировки ельцинского периода. Тем самым как бы повисало в воздухе предложение президента рассмотреть возможность возвращения к компромиссу 1956 года.

Тем не менее, к немалому удовлетворению японской стороны, в совместное заявление вновь были вписаны выгодные Японии положения, фиксирующие «спорность» всех островов, на которые претендует Токио. В совместном заявлении, скрепленном подписью президента РФ, в частности, было записано, что стороны:

» — Исходя из этого, согласились ускорить дальнейшие переговоры с целью заключения мирного договора путем решения вопроса о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи и таким образом достичь полной нормализации двусторонних отношений на основе Токийской декларации о российско-японских отношениях 1993 года;

— договорились активизировать переговоры с целью достижения взаимоприемлемого решения и в ближайшее возможное время определить конкретное направление движения к заключению мирного договора;

— подтвердили, что будут продолжать сотрудничество, связанное с островами Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, направленное на создание благоприятных условий для скорейшего заключения мирного договора;

— подтвердили важность реализации подписанного 16 января 2001 года в Москве министрами иностранных дел И. С. Ивановым и Ё. Коно Меморандума о новом издании Совместного сборника документов по истории территориального размежевания между Россией и Японией и деятельности по разъяснению общественности важности заключения мирного договора».

Иван Шилов © ИА REGNUM

Текст Иркутского заявления, как и содержание аналогичных двусторонних документов ельцинского периода, хотя и был во многом навязан японской стороной и содержал выгодные ей констатации, не выходил за рамки «меморандума о намерениях». Указание на стремление «заключить мирный договор путем решения вопроса о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи» не означало, что вопрос о принадлежности этих островов априори должен быть решен в пользу Японии. Обратило на себя внимание появление в заявлении, видимо, по инициативе российской стороны, пункта, характеризующего Совместную декларацию 1956 г. как «базовый юридический документ». Это являлось свидетельством намерения российского руководства на определенном этапе вынести условия 1956 г. в центр российско-японских переговоров о заключении мирного договора.

Однако замысел втянуть Москву в конкретные переговоры о передаче островов Хабомаи и Шикотан на условиях согласия с последующим обсуждением вопроса о принадлежности Кунашира и Итурупа осуществить не удалось. Можно сказать, что инспирированная Судзуки и его российскими партнерами комбинация с «реанимацией» условий 1956 г. обернулась как для японской, так и российской стороны фиаско. Кремлю было дано понять, что при любом развитии хода переговоров японское правительство не пойдет на отказ от притязаний на Кунашир и Итуруп. Одна из ведущих газет Японии «Асахи симбун» отмечала после иркутской встречи:

«…Россия все еще утверждает, будто бы согласно Декларации территориальные переговоры завершаются с возвращением Японии лишь двух островов. Но если это так, и Россия не готова идти дальше возврата Японии двух островов, то это чревато не чем иным, как провалом переговоров. В то же время, если предположить, что Япония, требующая четыре острова, согласилась бы сейчас на получение лишь двух островов, то это всё равно приведет в дальнейшем к переговорам о возврате ей двух других оставшихся островов. А поэтому на нынешней встрече руководителей двух стран подобные расхождения в их позициях остались абсолютно не преодоленными».

Подобная ситуация сохраняется и на сегодняшний день. Тем не менее итоги Иркутской встречи внесли новый акцент в российско-японский диалог по проблеме заключения мирного договора, продемонстрировали стремление Москвы искать компромиссные варианты.

Конец закулисной деятельности Судзуки и его состоявшей из японских и российских дипломатов «команды» положил пришедший к власти в апреле 2001 г. новый премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми. Уже в своем первом выступлении в японском парламенте он особо подчеркнул, что будет неуклонно добиваться возвращения Японии всех четырех южнокурильских островов. Это означало, что сделанное российской стороной предложение о возможности передачи двух островов было отвергнуто. Критике был подвергнут и японский план ведения переговоров «по двум колеям», то есть отдельно о передаче островов Хабомаи и Шикотан и о принадлежности Кунашира и Итурупа.

Однако тесные контакты российских дипломатов с Судзуки и его помощниками продолжались до тех пор, пока в Японии вокруг этого дельца от политики не разразился небывалый по масштабам коррупционный скандал, вовлекший в себя как предпринимателей, так и немало чиновников японского МИД. И лишь после этого, поняв, наконец, с кем оно имело дело, российское руководство несколько охладело к закулисным контактам с японскими политиками. Более того, было принято решение продемонстрировать твердую позицию в отношении японских притязаний на дальневосточные земли России. С молчаливого согласия, а может быть, и по инициативе Кремля 18 марта 2002 г. в Государственной думе РФ были проведены открытые слушания «Южные Курилы: проблемы экономики, политики и безопасности». Слушания были организованы совместно Комитетом по безопасности, Комитетом по международным делам и Комитетом по геополитике, в которых преобладали лояльные правительству депутаты.

«Исходя из юридического, исторического и морального обоснования принадлежности южных Курильских островов, а также принимая во внимание их исключительную важность с геополитической, военно-стратегической, морально-политической и экономической точек зрения, участники парламентских слушаний заявляют о том, что так называемый территориальный вопрос нашел свое законное и справедливое решение по итогам Второй мировой войны, закрепленное соответствующими международными соглашениями, и в повестке дня российско-японских отношений стоять не должен».

Дарья Антонова © ИА REGNUM

Участники слушаний выразили свое убеждение в том, что «мирный договор с Японией ценой территориальных уступок России неприемлем». Было предложено, чтобы глава государства ориентировал МИД России на отказ от бесплодных переговоров и на заключение с Японией всеобъемлющего Договора о добрососедстве и сотрудничестве.

Какой-либо публичной реакции президента на это обращение не последовало. Более того, высокопоставленный представитель МИД РФ поспешил заверить японцев, что Москва «будет и дальше продолжать переговоры с Токио по поводу четырех островов». Это позволило министру иностранных дел Японии Ёрико Кавагути высказать мнение о том, что «позиция российского правительства отличается от позиции Думы» и следует «доверять заявлениям правительства России о его готовности обсуждать все вопросы, связанные с переговорами о мирном договоре двух стран».

То, что происходит сейчас, является всего лишь попыткой «реанимации» плана Судзуки, только теперь объектом «активных мероприятий» стал президент РФ Владимир Путин.

Важно понимать, что даже если решивший поставить на кон свою репутацию политика Абэ и согласится на условия сдачи Россией только Хабомаи и Шикотана, ему не позволят это сделать не только оппозиция, но и однопартийцы. Напомним, что на последних выборах председателя партии за другого кандидата, Сигэру Исиба, проголосовала треть участников съезда. А Исиба, как известно, критически отзывается о методах работы Абэ с российским президентом.

Не следует забывать и то, что парламентская Коммунистическая партия Японии выступает в своей программе за «возвращение» всех Курильских островов вплоть до Камчатки. А многочисленные в стране поддерживаемые крупным капиталом правонационалистические организации и вовсе требуют «все Тисима и Карафуто», то есть все Курилы и Южный Сахалин. Именно эти лозунги начертаны на их «украшенных» милитаристскими флагами пропагандистских машинах и содержатся в истошных криках у стен российского посольства и других российских учреждений в Японии.

Иван Шилов © ИА REGNUM

Да и опросы впитавшего со школьной скамьи убеждение в «исконной принадлежности Японии всех северных территорий» населения страны показывают, что за вариант разрешения «территориального вопроса» на основе волюнтаристского «хрущевского компромисса» выступает явное меньшинство. Так что Малая Курильская гряда едва ли устроит японцев, подчеркивающих, что она составляет лишь 7 процентов площади желанных «северных территорий».

К тому же наше население не информируется о том, что в действительности Абэ предлагает не условия 1956 года, а реанимацию «ельцинско-козыревского» плана сдачи Курил в два этапа — «два плюс альфа» — сначала Шикотана и Хабомаи, а затем Кунашира и Итурупа. Есть в Японии и идея вписать в проектируемый мирный договор согласие российской стороны продолжать переговоры о «возвращении» Кунашира и Итурупа. Но тогда это будет не мирный договор, а какой-то другой, ибо мирный договор предусматривает окончательное урегулирование линии прохождения границы.

В заключение с прискорбием отметим, что Курилы останутся российскими не в результате принципиальной позиции российской власти, а вследствие реваншистских настроений японцев, придерживающихся бесперспективного в данном случае принципа «всё или ничего».

Похожие публикации