Энциклопедия пожаробезопасности

На социальном уровне важнейшими видами деятельности являются. Социальная деятельность и социальное взаимодействие. Термины и понятия

Понятие, сущность и специфика социальной деятельности.

Общество представляет собой такую социокультурную целостность, которая существует, функционирует и развивается через посредство человека, его деятельности и взаимодействия.

Понятие «социальная деятельность» - одно из центральных категорий социологии, раскрывающих сущность социального взаимодействия.

Социальная сущность человека формируется и развивается благодаря человеческой деятельности. В самом общем виде деятельность определяется как специфично человеческая форма активности, содержание которой является целесообразное изменение и преобразование окружающего мира (Философский энциклопедический словарь М. 1983 с. 151).

В чем заключается специфика деятельности? Специфика социальной деятельности заключается в том, что она имеет: во-первых, осознанный, целенаправленный характер. Его деятельность не запрограммирована как у животных, чья деятельность носит инстинктивный характер. Человек не приспосабливается к окружающей среде, а изменяет ее, исходя из собственных целей.

Благодаря целеполаганию в своей жизни, человек имеет собственную историю развития, выраженную в культуре. История - не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека. Человеческая деятельность характеризуется сознательно поставленной целью.

Во-вторых, поскольку человеческая деятельность осознается человеком, то она имеет идеальную форму отражения в сознании человека. После того как цель поставлена, человек анализирует ситуацию, способы и средства достижения этой цели, намечает последовательность своих будущих действий.

В-третьих, человеческая деятельность получила свое завершение в результате, который следует отличать от цели. Идеальный вариант деятельности человека, когда планируемые цели реализуются на практике, т. е. как было задумано. Однако наши идеальные планы и цели - это все же предметы деятельности нашего сознания. Они - идеальны. В жизни, в тех или иных условиях их реализации, они связаны с конкретной физической активностью субъекта (человека), его взаимодействия с объектом или предметом деятельности, выбором средств. Результат деятельности не тождественен нашим целям.

В-четвертых, человек осуществляет свою деятельность через посредство исторически сложившихся типов и форм взаимодействия и отношений с другими людьми. Поэтому его деятельность носит не индивидуализированный, а стандартизированный характер. В какой бы сфере жизнедеятельности общества деятельность не осуществлялась, она всегда будет носить не индивидуальный, а социальный характер. Правда, не всякая деятельность человека имеет социальный характер. Действия человека приобретают характер социального тогда, когда оно ориентировано на других людей, когда предполагает прямое и опосредованное взаимодействие с другими людьми.

В целом социальная деятельность – это совокупность социально-значимых действий, осуществляемых субъектом (общество, группа, личность) в различных средах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы.
Структура и виды социальной деятельности:

Понятие структуры социальной деятельности.

Структура социальной деятельности представляет собой две стороны, взаимосвязанные между собой, которые не существуют друг без друга. Первая сторона – практическая, вторая – духовная, каждая взаимосвязана с другой.

Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность и создание материальных ценностей. Практическая деятельность совершается каждым человеком посредством различных видов деятельности и связана с преобразование природы. Практическая деятельность осуществляется людьми и тогда, когда они преобразуют социальные отношения, общество в целом.

Таким образом, любой человек, проявляя активность, всегда совершает конкретные действия, выражающиеся в определенных видах деятельности

Духовная деятельность связана с духовными ценностями, идеалами, в целом, с изменением сознания людей. Любая практическая деятельность невозможна без соответствующих знаний умений, навыков и опыта.

Духовная деятельность тесно взаимосвязана с познавательной деятельностью, которая существует в различных формах: художественной, научной, религиозной, мировоззренческой и т.д. Основу духовной деятельности составляют культурные ценности. Именно они формируют отношения людей к явлениям окружающего мира, способствуют осознанию добра и зла, справедливого несправедливого, а также способствуют осознанию и других ценностей общественной жизни.

Духовная деятельность включает в себя и прогностическую деятельность: планирование или предвидение возможных изменений действительности

Все эти виды деятельности связаны между собой. Например, проведению реформ (социально-преобразовательная деятельность) должен предшествовать анализ их возможных последствий (прогностическая деятельность).

Исходя из сказанного, можно сделать такие выводы по структуре социальной деятельности, которая включает в себя:
субъект и объект социальной деятельности. Субъект – тот, кто осуществляет социальную деятельность, объект – это то, на что или на кого она направлена;
Осознанную цель. Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена социальная вдеятельность. Прежде чем действовать, человек ставит перед собой цель, поэтому она всегда целерациональна. Цель - это то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленной деятельности. Если основанием деятельности является сознательно сформулированная цель, то основание самой цели лежит вне сферы деятельности, за ее пределами – в сфере человеческого сознания, мотивов, ценностей, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности. Поэтому в структуре социальной деятельности можно выделить общественно обусловленный характер деятельности (ценностный смысл)
Мотивы деятельности. Они всегда обуславливаются потребностями в сохранении, поддержании и воспроизводстве человеческой жизни.
Сам процесс деятельности и ее результат - произведенный продукт, который выступает в виде произведенного сельскохозяйственного продукта или написанной книги, и т.д. Результатом социальной деятельности может быть и преобразование общества.

Таким образом, именно социальная деятельность является исходным условием для развития существенных сил человека, возникновения и существования общества, реальной движущей силой его изменения и развития.

Виды социальной деятельности.

Существуют различные классификации видов деятельности. В зависимости от характера отношения к окружающему миру и взаимодействия социальная деятельность подразделяется на несколько видов. Важнейшими из них являются:
материально-преобразовательная деятельность (ее результатами выступают разнообразные продукты труда: хлеб, одежда, станки, здания, сооружения и т.п.);
познавательная деятельность (ее результаты воплощаются в научных концепциях, теориях, открытиях, в научной картине мира и т.д.);
ценностно - ориентационная (ее результаты выражаются в существующей в обществе системе нравственных, политических и иных ценностей, в понятии совести, чести, ответственности, в исторических традициях, обычаях, идеалах и др.);
коммуникативная, выражающаяся в общении человека с другими людьми, в их взаимоотношениях, в доге культур, мировоззрении, политических движениях и т.п.;
художественная, воплощающаяся в создании и акционировании художественных ценностей - мира художественных образов, стилей, форм и т.д.;
спортивная, реализующаяся в спортивных достижениях, в физическом развитии и совершенствовании внести;
политическая, проводимая в политической сфере общества и связанная с захватом, удержанием, укреплением и осуществлением власти, с защитой политических интересов определенных классов, слоев, общественно-политических движений, стран и их коалиций. По своей операциональной структуре социальная деятельность включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов. Исходным среди них является уровень осознанности - осознанное или неосознанное действие. Вторым компонентом, составляющим ядро деятельности, выступает процесс действия, т.е. система движений, направленных на предмет с целью его присвоения или изменения. Действия, совершаемые человеком, могут быть направлены не только на предметы, но и на окружающих людей. Тогда они становятся актом поведения - поступком (когда они совершаются в соответствии с существующими в обществе нравственными, правовыми и другими нормами) или проступком (если противоречат им).
Кроме того, социальную деятельность можно подразделить на созидательную и разрушительную. Результаты первой – это построенные города, села, заводы, написанные книги, лечение и воспитание детей. Разрушительная деятельность проявляется в уничтожении всего, что создано руками людей: разрушение храмов, жилища, войны, которые разрушают нормальную жизнь человека. Эта деятельность может осуществляться разными людьми, выполняющими многие виды деятельности.
С точки зрения значимости и роли деятельности в социальном развитии весьма существенно разделение ее на репродуктивную и продуктивную, или творческую. Первая из них связана с получением или воспроизведением уже известного результата известными же способами и средствами. Вторая направлена на выработку новых новых целей и соответствующих им новых средств и способов или на достижение известных целей с помощью новых, ранее не применявшихся средств.


Вернуться назад на

Существуют различные классификации видов деятельности. В зависимости от характера отношения к окружающему миру и взаимодействия социальная деятельность подразделяется на несколько видов.

Важнейшими из них являются:

Материально-преобразовательная деятельность (ее результатами выступают разнообразные продукты труда: хлеб, одежда, станки, здания, сооружения и т.п.);
познавательная деятельность (ее результаты воплощаются в научных концепциях, теориях, открытиях, в научной картине мира и т.д.);
ценностно - ориентационная (ее результаты выражаются в существующей в обществе системе нравственных, политических и иных ценностей, в понятии совести, чести, ответственности, в исторических традициях, обычаях, идеалах и др.);
коммуникативная, выражающаяся в общении человека с другими людьми, в их взаимоотношениях, в доге культур, мировоззрении, политических движениях и т.п.;
художественная, воплощающаяся в создании и акционировании художественных ценностей - мира художественных образов, стилей, форм и т.д.;
спортивная, реализующаяся в спортивных достижениях, в физическом развитии и совершенствовании внести;
политическая, проводимая в политической сфере общества и связанная с захватом, удержанием, укреплением и осуществлением власти, с защитой политических интересов определенных классов, слоев, общественно-политических движений, стран и их коалиций. По своей операциональной структуре социальная деятельность включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов. Исходным среди них является уровень осознанности - осознанное или неосознанное действие.

Вторым компонентом, составляющим ядро деятельности, выступает процесс действия, т.е. система движений, направленных на предмет с целью его присвоения или изменения. Действия, совершаемые человеком, могут быть направлены не только на предметы, но и на окружающих людей. Тогда они становятся актом поведения - поступком (когда они совершаются в соответствии с существующими в обществе нравственными, правовыми и другими нормами) или проступком (если противоречат им).

Кроме того, социальную деятельность можно подразделить на созидательную и разрушительную. Результаты первой – это построенные города, села, заводы, написанные книги, лечение и воспитание детей. Разрушительная деятельность проявляется в уничтожении всего, что создано руками людей: разрушение храмов, жилища, войны, которые разрушают нормальную жизнь человека. Эта деятельность может осуществляться разными людьми, выполняющими многие виды деятельности. С точки зрения значимости и роли деятельности в социальном развитии весьма существенно разделение ее на репродуктивную и продуктивную, или творческую. Первая из них связана с получением или воспроизведением уже известного результата известными же способами и средствами. Вторая направлена на выработку новых рей, новых целей и соответствующих им новых средств и способов или на достижение известных целей с помощью новых, ранее не применявшихся средств.

  • 1. Понятие «деятельность» употребляется в социологии в широком смысле. Деятельность как специфически человеческий способ бытия охватывает не только материально-практические, но и мыслительные, духовные операции, поэтому работа мысли является деятельностью в такой же мере, как и работа рук, а процесс познания включен в деятельность в неменьшей мере, чем процесс повседневного повеления.
  • 2. Определение этого социального процесса такое.

Социальная деятельность представляет собой динамичную систему взаимодействия личности, социальной группы или общности с окружающим миром, в процессе которой происходит производство и воспроизводство человека как существа общественного, осуществляется целесообразное изменение и преобразование природного и социального мира, создаются материальные и духовные ценности.

3. Социальная деятельность осуществляет следующие функции:

> воспроизводство человека как общественного существа;

> преобразование природного и социального мира;

> производство материальных и духовных ценностей.

  • 4. Деятельность отдельной личности включает в себя четыре вида отношений: отношение человека к предмету - ко всей совокупности окружающих его вещей, создаваемых, потребляемых и т. п.; его отношение к другому человеку - к людям, их группам, обществу в целом; его отношение к природе; его отношение к самому себе.
  • 5. Структура социальной деятельности включает в себя четыре основных компонента: осознанную цель; средство; сам процесс деятельности; результат деятельности.
  • 6. Деятельность характеризуется тремя специфическими признаками:

> осознанность деятельности (цслсполаганис);

> общественно обусловленный характер деятельности;

> продуктивность деятельности (целедостижение).

7. В зависимости от взаимодействия человека с другими людьми, с окружающей природной социальной средой выделяются несколько основных типов деятельности:

> материально-преобразовательная (ее результатами выступают разнообразные продукты труда: хлеб, одежда, здания, станки и т. д.);

> познавательная (се результаты воплощаются в научных концепциях, теориях, открытиях и т. п.);

> ценностно-ориентационная (ее результаты выражаются в существующей в обществе системе нравственных, юридических и иных ценностей);

> коммуникативная, выражающаяся в общении человека с другими людьми, в диалоге культур, политических движений;

> информационная, воплощающаяся в производстве, накоплении, сохранении, передаче и т. д. информации об окружающем мире и самом человеке;

> художественная, связанная с созданием и функционированием художественных ценностей - художественных образов стилей, форм и т. д.;

> оздоровительная, воплощающаяся в профилактике, лечении болезней, в сохранении и улучшении здоровья людей;

> спортивная, реализующаяся в физическом развитии и совершенствовании людей, в спортивных соревнованиях и достижениях;

> политическая, связанная с захватом, удержанием и укреплением власти, защитой политических интересов определенных классов, слоев, общественно-политических движений, стран и коалиций;

> управленческая, воплощаемая в систематическом воздействии субъекта управления (руководителя или специально созданного органа) на социальный объект (общество, организация, учреждение, группа и др.) с целью сохранения его целостности, нормального функционирования, совершенствования, достижения заданной цели;

> природоохранная, связанная с охраной природы.

  • 8. С точки зрения значимости и роли деятельности в социальном развитии она подразделяется на два типа: репродуктивную и продуктивную (творческую). Первая из них реализуется в получении или воспроизводстве уже известного результата известными же способом и средствами. Вторая направлена на выработку новых идей, новых целей и соответствующих им новых средств и способов или на достижение известных целей с помощью новых, ранее не применявшихся средств.
  • 9. В своем материалистическом понимании исторического процесса К. Маркс исходил из общественного характера деятельности. С его точки зрения, единственной социальной субстанцией, создающей человека и его сущностные силы, а тем самым и общество, является активная человеческая деятельность во всех сферах, прежде всего в производственно- трудовой.
  • 10. Э. Дюркгейм исходил из того, что основу общества составляют социальные факты, но сами эти факты составляют способы мышления, чувствования и деятельности. В структуре социальной деятельности он выделил в качестве первостепенного явления разделение труда. В зависимости от наличия или отсутствия такого разделения им выделены два типа общества: традиционное (архаичное) и современное.
  • 11. Весьма существенный вклад в понимание и истолкование деятельности внес М. Вебер своей теорией «социального действия». Наиболее важным он считал действие осмысленное, характерными признаками которого являются наличие в нем определенного смысла для действующего субъекта; его направленность на достижение ясно осознаваемой цели; средства, применяемые в деятельности, должны быть адекватны осознаваемым целям.
  • 12. Вебер считал, что социальные действия могут быть классифицированы по четырем типам :

> целерационалъные;

> ценностно рациональные;

> традиционные;

> аффективные.

13. В теории социального действия, разработанной Т. Парсонсом, выделяются четыре основных элемента:

> субъект действия - актор;

> ситуационное окружение;

> совокупность сигналов и символов;

> система правил, норм, ценностей, которые ориентируют действия актора, придавая им осмысленность и целенаправленность.

14. Система социального действия, согласно Т. Парсонсу, имеет сложную иерархизированную структуру, состоящую из четырех подсистем: поведенческая подсистема; личностная подсистема; культурная подсистема; социальная подсистема.

Каждая из этих подсистем выполняет в процессе деятельности вполне определенную, специфическую именно для нее, преимущественную функцию. Эти функции должны рассматриваться в такой последовательности: адаптация; целедостижение; воспроизводство образца; интеграция.

  • 15. Социальная деятельность находится в процессе постоянного обогащения и развития. На рубеже XX-XXI столетий, когда человеческая деятельность стала по своим масштабам и последствиям вполне соотносимой с действием самых мощных разрушительных процессов природы, а иногда и превосходить их, очень острой оказалась проблема социальной значимости результатов социальной деятельности. В зависимости от качества таких результатов - несут ли они благо людям или оборачиваются социальным злом для них, - социальное действие и его продукт называют благодеянием или злодеянием.
  • 16. С учетом сказанного, в начале третьего тысячелетия все более важное значение в развитии цивилизации приобретают такие быстро прогрессирующие виды социального действия, как научная, информационная, инженерно-конструкторская, образовательная деятельность, органически соединенная с деятельностью природоохранной и гуманитарной.

Развитие любого общества напрямую зависит от деятельности его членов в любой из сфер – экономической, социальной, культурной, духовной, бытовой, научной, политической, производственной или других. В зависимости от того, к какой отрасли принадлежат люди, они состоят во взаимоотношениях друг с другом, находясь в рамках своего социального пространства.

В результате этого взаимодействия образуется социальная сфера общества. В прошлом каждый ее слой отгораживался от других своими традициями, правилами или правами. Например, попасть в знатные слои общества ранее можно было только по праву рождения.

Социальная система

Каждое общество развивается по системам, свойственным непосредственно ему. Оно состоит не только из социальных субъектов, но и вмещает все формы человеческой жизнедеятельности. Общество – очень сложная организация, включающая в себя многочисленные подсистемы, которые в совокупности представляют сферы социальной деятельности его членов.

Когда между его субъектами налаживаются устойчивые отношения, формируется общественная жизнь, включающая в себя:

  • многочисленные виды человеческой деятельности (религиозную, образовательную, политическую и другие);
  • социальные институты, например, партии, школы, церкви, семьи и т.д.;
  • различного направления связи между людьми, например, в экономической, политической или других сферах;

Современный человек может находиться в разных социальных областях одновременно и соприкасаться с другими людьми какими-либо сторонами жизни.

Например, официант (низкая социальная ступень) в дорогом ресторане связан с представителями знатной элиты, обслуживая их за столом.

Сферы общественной жизни

Видов человеческой деятельности много, но всех их можно условно поделить на 4 основные категории:

  • социальная сфера касается взаимоотношений различных слоев общества;
  • экономическая – имеет отношение к действиям, связанным с материальными благами ;
  • политической сфере присущи движения различных классов в рамках их гражданских прав и предпочтений;
  • духовная складывается из отношений людей к различным видам материальных, интеллектуальных, религиозных и моральных ценностей.

Каждая из этих категорий подразделяется на свои сферы, в каждой из которой происходит человеческая деятельность, ограниченная ее рамками. В современном обществе нет резких границ между разными социальными областями, поэтому один и тот же индивидуум может находиться сразу в нескольких из них.

Например, во времена рабства или крепостного права эти грани существовали, и то, что мог господин, не позволялось смерду. Сегодня человек может работать в разных сферах, придерживаться определенных политических взглядов, выбирать религию и иметь противоречивое мнение о материальных благах.

Экономическая область общественной деятельности

Социально-экономическая сфера занимается производством, обменом, распределением и потреблением различных материальных благ. Человеческая деятельность при этом направлена на претворение в жизнь научно-технических достижений путем межпроизводственных отношений людей, обмена опытом и информацией и перераспределения ценностей.

Эта сфера является пространством, в рамках которого формируется хозяйственная жизнь общества, основанная на взаимодействии всех отраслей как внутренней, так и международной экономики. В этой области реализуются как материальная заинтересованность индивидуума в результатах своего труда, так и его творческие способности под руководством институтов управления.

Без этой сферы невозможно развитие ни одной страны. Как только экономика приходит в упадок, тот час начинают разрушаться другие области общественной жизни.

Политическая сфера

В любом обществе, на какой бы ступени развития оно не находилось, происходят политические противостояния. Они являются результатом того, что различные партии, социальные группы и национальные общности стремятся занять главенствующую ступень на политической лестнице.

Каждый индивидуум в отдельности стремится оказать влияние на процессы, которые происходят в стране. Чтобы это можно было осуществить, они объединяются в партии, соответствующие их гражданской позиции и воплощают свою политическую волю.

Эта сфера общественной жизни играет важную роль в формировании здоровой конкуренции между различными партиями, и тем самым влияет на демократическое развитие стран, где люди открыто высказывают свое мнение.

Область духовной деятельности

Духовная сфера представляет собой отношение людей в обществе к тем ценностям, которые создаются, распространяются и усваиваются всеми его членами. К ним относятся не только материальные объекты (живопись, скульптура, архитектура, литература), но и интеллектуальные (музыка, достижения науки, человеческие знания и моральные нормы).

Духовная сфера сопровождала человека на всем пути развития цивилизаций и проявлялась в искусстве, воспитании, религиях и многом другом.

Человек в структуре общества

Социальная сфера – это область взаимоотношения людей, входящих в различные классовые и национальные группы. Их целостность определяется демографическими (старики, молодежь), профессиональными (врачи, юристы, учителя и т. д.) и другими признаками, чье социальное обеспечение должно соблюдаться с учетом прав всех членов общества.

Основным направлением в этой сфере является создание оптимальных условий жизни для каждого человека, его здоровья, образования, трудовой деятельности и социальной справедливости для всех слоев населения, какое бы классовое разделение ни существовало в стране.

В зависимости от того, насколько удовлетворены потребности каждого индивидуума в отдельности, а также семей, нацменьшинств, религиозных и рабочих коллективов, можно судить о благосостоянии общества в целом.

Основные статьи расходов в социальной сфере

Бюджет любой страны состоит из множества статей, регламентирующих куда направляются и как распределяются деньги налогоплательщиков, но только в высокоразвитых обществах большая часть этих средств идет на социальные программы.

Основные статьи расходов, которые должны быть заложены в бюджете, это:

  • здравоохранение;
  • образование;
  • культура;
  • жилищно-коммунальные объекты;
  • социальные программы по защите прав и обеспечения граждан.

С появлением первых общин, а в дальнейшем государств, образовались примитивные системы по защите и поддержки бедных слоев населения.

Например, в некоторых странах древности было принято отдавать часть урожая или произведенных товаров в общую казну. Эти средства распределялись между бедняками в трудные времена, например, в неурожайные годы или во время войны.

Социальные модели стран мира

В зависимости от того, насколько государство имеет или не имеет влияние на процессы распределения благ во всех слоях общества, оно разделяется на несколько моделей:

  1. Патерналистская система, при которой население полностью зависит от государства и подчиняется его воле. Социальная сфера жизни людей в такой стране может быть крайне низкой (Куба, Россия, Северная Корея и другие), а люди воспринимаются как «винтики» в системе, которые можно наказывать, уничтожать, поощрять. В этой модели общества население полностью перекладывает ответственность за свою жизнь на правительство.
  2. Шведская модель считается одной из самых прогрессивных в мире, так как экономика в ней на 95% строится на частном капитале, но социальная сфера полностью контролируется государством, которое распределяет большую часть бюджета в здравоохранение, образование и социальные программы. В Швеции бесплатные не только школы и высшие учебные учреждения, но и медицина для детей и молодежи до 21 года. Поэтому в этой стране одни из самых высоких налогов в мире (60%) и лучшее качество жизни.
  3. Социально настроенные модели характеризует достаточно большое влияние государства на поддержку и регулирование социальных программ. В таких странах создают особые условия для ведения малого и среднего бизнеса, вводятся налоговые льготы для предпринимателей, так как основным направлением развития подобной модели является поощрение людей брать инициативу по улучшению качества жизни в свои руки. Ярким примером подобных обществ являются Германия, Австрия, Франция, Италия, Испания и Португалия.

Развитие социальной сферы в любой из этих моделей напрямую зависи строя и состояния экономики, которые существуют в стране.

Сфера культуры

В зависимости от того, на какой ступени развития находится социально-культурная сфера страны, можно в целом судить о благосостоянии ее граждан. Именно в этой области находятся все важные для качественной жизнедеятельности людей отрасли:

  • здравоохранение – количество бесплатных больниц и клиник по сравнению с платным медицинским обслуживанием и его качество;
  • культура – посещение объектов с предметами достояния народа должен быть доступно всем слоям населения. Так же важна защита интеллектуальной собственности деятелей культуры и достойная оплата их труда и творчества;
  • образование – доступность и уровень бесплатного школьного и высшего образования для всех слоев населения;
  • спорт и физическое воспитание – это область культуры, главной задачей которой является поддержание здоровья и красоты, увеличение продолжительности жизни населения;
  • социальное обеспечение – это программы, направленные на помощь малоимущим людям или многодетным семьям.

Если во внутренней политике государства, как культурная, так и социальная сфера занимают ведущее место, то его население процветает.

Цель социальной деятельности

Управление социальной сферой осуществляется институтами власти и находящимися в их ведомствах учреждениями. Объекты, производящие контроль по организации и выполнению программ, необходимых для улучшения качества жизни членов общества, делятся на региональные, областные или местные.

Цель социальной деятельности этих учреждений:

  • охрана здоровья и жизни людей;
  • обеспечение их жильем;
  • равные права для всех на образование и работу;
  • обеспечение после выхода человека на пенсию;
  • право на самовыражение и творческое развитие.

Экономика социальной сферы напрямую зависит от того, как осуществляется распределение товаров и услуг различными органами управления. В развитых странах этим занимается государство, прослеживая уровень жизни всех слоев населения.

Назначение социальной деятельности

Социальная сфера по своему целевому назначению заключается:

  • в развитии человеческих ресурсов ;
  • обслуживание населения на бытовом, торговом, жилищном и других уровнях;
  • социальная защита по системе оказания материальной помощи, страхования, обеспечения условий труда и жизни.

Особое внимание и поддержка должна уделяться тем органам власти и организациям, которые занимаются распределением социальных благ в обществе.

Общество представляет собой такую социокультурную целостность, которая существует, функционирует и развивается через посредство человека, его деятельности и взаимодействия.

Понятие «социальная деятельность» - одно из центральных категорий социологии, раскрывающих сущность социального взаимодействия.

Социальная сущность человека формируется и развивается благодаря человеческой деятельности. В самом общем виде деятельность определяется как специфично человеческая форма активности, содержание которой является целесообразное изменение и преобразование окружающего мира.

В чем заключается специфика деятельности? Специфика социальной деятельности заключается в том, что она имеет: во-первых, осознанный, целенаправленный характер. Его деятельность не запрограммирована как у животных, чья деятельность носит инстинктивный характер. Человек не приспосабливается к окружающей среде, а изменяет ее, исходя из собственных целей.

Благодаря целеполаганию в своей жизни, человек имеет собственную историю развития, выраженную в культуре. История - не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека. Человеческая деятельность характеризуется сознательно поставленной целью.

Во-вторых, поскольку человеческая деятельность осознается человеком, то она имеет идеальную форму отражения в сознании человека. После того как цель поставлена, человек анализирует ситуацию, способы и средства достижения этой цели, намечает последовательность своих будущих действий.

В-третьих, человеческая деятельность получила свое завершение в результате, который следует отличать от цели. Идеальный вариант деятельности человека, когда планируемые цели реализуются на практике, т. е. как было задумано. Однако наши идеальные планы и цели - это все же предметы деятельности нашего сознания. Они - идеальны. В жизни, в тех или иных условиях их реализации, они связаны с конкретной физической активностью субъекта (человека), его взаимодействия с объектом или предметом деятельности, выбором средств. Результат деятельности не тождественен нашим целям.

В-четвертых, человек осуществляет свою деятельность через посредство исторически сложившихся типов и форм взаимодействия и отношений с другими людьми. Поэтому его деятельность носит не индивидуализированный, а стандартизированный характер. В какой бы сфере жизнедеятельности общества деятельность не осуществлялась, она всегда будет носить не индивидуальный, а социальный характер. Правда, не всякая деятельность человека имеет социальный характер. Действия человека приобретают характер социального тогда, когда оно ориентировано на других людей, когда предполагает прямое и опосредованное взаимодействие с другими людьми.

В целом социальная деятельность – это совокупность социально-значимых действий, осуществляемых субъектом (общество, группа, личность) в различных средах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы.

Понятие структуры социальной деятельности

Структура социальной деятельности представляет собой две стороны, взаимосвязанные между собой, которые не существуют друг без друга. Первая сторона – практическая, вторая – духовная, каждая взаимосвязана с другой. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность и создание материальных ценностей. Практическая деятельность совершается каждым человеком посредством различных видов деятельности и связана с преобразование природы. Практическая деятельность осуществляется людьми и тогда, когда они преобразуют социальные отношения, общество в целом.

Таким образом, любой человек, проявляя активность, всегда совершает конкретные действия, выражающиеся в определенных видах деятельности.

Духовная деятельность связана с духовными ценностями, идеалами, в целом, с изменением сознания людей. Любая практическая деятельность невозможна без соответствующих знаний умений, навыков и опыта.

Духовная деятельность тесно взаимосвязана с познавательной деятельностью, которая существует в различных формах: художественной, научной, религиозной, мировоззренческой и т.д. Основу духовной деятельности составляют культурные ценности. Именно они формируют отношения людей к явлениям окружающего мира, способствуют осознанию добра и зла, справедливого несправедливого, а также способствуют осознанию и других ценностей общественной жизни.

Духовная деятельность включает в себя и прогностическую деятельность, планирование или предвидение возможных изменений действительности.

Все эти виды деятельности связаны между собой. Например, проведению реформ (социально-преобразовательная деятельность) должен предшествовать анализ их возможных последствий (прогностическая деятельность).

Исходя из сказанного, можно сделать такие выводы по структуре социальной деятельности, которая включает в себя: субъект и объект социальной деятельности. Субъект – тот, кто осуществляет социальную деятельность, объект – это то, на что или на кого она направлена.

Осознанную цель. Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена социальная в деятельность. Прежде чем действовать, человек ставит перед собой цель, поэтому она всегда целерациональна. Цель - это то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленной деятельности. Если основанием деятельности является сознательно сформулированная цель, то основание самой цели лежит вне сферы деятельности, за ее пределами – в сфере человеческого сознания, мотивов, ценностей, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности. Поэтому в структуре социальной деятельности можно выделить общественно обусловленный характер деятельности (ценностный смысл).

Мотивы деятельности. Они всегда обуславливаются потребностями в сохранении, поддержании и воспроизводстве человеческой жизни. Сам процесс деятельности и ее результат - произведенный продукт, который выступает в виде произведенного сельскохозяйственного продукта или написанной книги, и т.д. Результатом социальной деятельности может быть и преобразование общества.

Таким образом, именно социальная деятельность является исходным условием для развития существенных сил человека, возникновения и существования общества, реальной движущей силой его изменения и развития.

Виды социальной деятельности

Существуют различные классификации видов деятельности. В зависимости от характера отношения к окружающему миру и взаимодействия социальная деятельность подразделяется на несколько видов.

Важнейшими из них являются:

Материально-преобразовательная деятельность (ее результатами выступают разнообразные продукты труда: хлеб, одежда, станки, здания, сооружения и т.п.);
- познавательная деятельность (ее результаты воплощаются в научных концепциях, теориях, открытиях, в научной картине мира и т.д.);
- ценностно - ориентационная (ее результаты выражаются в существующей в обществе системе нравственных, политических и иных ценностей, в понятии совести, чести, ответственности, в исторических традициях, обычаях, идеалах и др.);
- коммуникативная, выражающаяся в общении человека с другими людьми, в их взаимоотношениях, в доге культур, мировоззрении, политических движениях и т.п.;
художественная, воплощающаяся в создании и акционировании художественных ценностей - мира художественных образов, стилей, форм и т.д.;
- спортивная, реализующаяся в спортивных достижениях, в физическом развитии и совершенствовании внести;
- политическая, проводимая в политической сфере общества и связанная с захватом, удержанием, укреплением и осуществлением власти, с защитой политических интересов определенных классов, слоев, общественно-политических движений, стран и их коалиций. По своей операциональной структуре социальная деятельность включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов. Исходным среди них является уровень осознанности - осознанное или неосознанное действие. Вторым компонентом, составляющим ядро деятельности, выступает процесс действия, т.е. система движений, направленных на предмет с целью его присвоения или изменения.

Действия, совершаемые человеком, могут быть направлены не только на предметы, но и на окружающих людей. Тогда они становятся актом поведения - поступком (когда они совершаются в соответствии с существующими в обществе нравственными, правовыми и другими нормами) или проступком (если противоречат им).

Кроме того, социальную деятельность можно подразделить на созидательную и разрушительную. Результаты первой – это построенные города, села, заводы, написанные книги, лечение и воспитание детей. Разрушительная деятельность проявляется в уничтожении всего, что создано руками людей: разрушение храмов, жилища, войны, которые разрушают нормальную жизнь человека. Эта деятельность может осуществляться разными людьми, выполняющими многие виды деятельности.

С точки зрения значимости и роли деятельности в социальном развитии весьма существенно разделение ее на репродуктивную и продуктивную, или творческую. Первая из них связана с получением или воспроизведением уже известного результата известными же способами и средствами. Вторая направлена на выработку новых целей и соответствующих им новых средств и способов или на достижение известных целей с помощью новых, ранее не применявшихся средств.

Похожие публикации