Энциклопедия пожаробезопасности

Игры на выявление подростков с лидерской позицией, формирование команды, коллектива основные виды игры для лидерской смены. Материал на тему: Игры на выявление лидеров

Игры на выявление лидера

1. Ехали цыгане

Вожатый предлагает ребятам построить цыганскую повозку, состоящую из телеги, тройки лошадей, стен телеги, крыши, колес, извозчика, пассажиров, жеребенка на привязи. Время на подготовку задания 3 – 5 минут.
Интерпретация:
кучер – на данный момент главный лидер – организатор в отряде
стены и крыша – те, на кого можно положиться, хорошие исполнители.
Колеса, телега, лошади – те, на ком все стремятся “ехать”, и кто способен везти, то есть лидеры меньшего ранга.
Жеребенок – “выпавший ”, но с претензиями на лидерство.
Пассажиры – основная масса.

По окончанию игры необходимо опросить ребят, все ли согласны с таким распределением ролей и на какое место они претендуют.

2. Скульптура

Вожатый предлагает ребятам построить скульптурную экспозицию “Наш отряд в лагере” в течение 5 минут. По тому, кто возьмет на себя роль прораба, судят о лидерах.

3. Числа и буквы

Отряд целиком или, разбившись на микрогруппы, пробует построить, взявшись за руки в круг, различные буквы и цифры.

^ 4. Фигуры с углами

Задание усложняется тем, что необходимо построить фигуры с углами (звезду, квадрат, треугольник) с запретом на разговоры.

5. Скала

Отряд выстраивается на скамейке или на стульях в ряд вплотную друг к другу. Рассчитывается по порядку номеров. Затем ему предлагается по одному человеку поменяться местами. То есть – номер 1 становится последним, аккуратно переходя и держась за ребят. Затем номер 2 и так далее. Передвигать стулья и спрыгивать на пол запрещается. Если кто-то не удерживается, то все начинается сначала. Действует запрет на разговоры для всех, кроме человека, который возьмет на себя роль координатора. Этого человека вожатый выбирает сам или по желанию из потенциальных ребят – лидеров.
Другая разновидность этой игры – координатору предлагается построить отряд по росту, по цвету носков, по размеру ботинок, длине волос и так далее.

6. Зоопарк

Ребята разбиваются на группы по три человека и рассчитываются на первый – третий. Вожатый изображает сторожа в зоопарке, а ребята зверей, но не простых, а жирафов, гадючек и слонов и так далее. То есть таких, у которых необычные головы, шеи и хвосты. Пока сторож спит, звери хулиганят, а когда бодрствует, изображают сон. При этом по команде вожатого различные номера изображают разные части тела. Например:
1. – головы
2.-хвосты
3.-туловище и шея.
Сделай шаг вперед.
Ребята становятся в круг пошире, и им предлагается сделать шаг вперед, но только 15 человек. Затем только 10, 5, 3, 1. Поверьте, что лидеры – организаторы и эмоционалы сразу хорошо выявляются.

7. Киностудия

Этап – разбивка на несколько микрогрупп, каждая из которых придумывает и обыгрывает сюжет на любую тему.
Этап – представление авторов идеи – идейных лидеров.
Этап – представление организаторов в каждой группе.
Этап – новая разбивка по группам в зависимости, какой фильм понравился больше.
Этап – все лидеры выстраиваются на сцене и в течении 30 секунд каждый рекламирует предполагаемую им отрядную деятельность в смене и способы осуществления этой деятельности.
Этап – тот, за кем после этого проголосует большая часть отряда – ваш командир.

8. Проводник

Ребята выстраиваются в колонну по одному в затылок друг другу, положив руки на плечи. Вожатый объясняет правила:
Запрет на разговоры.
У всех, кроме стоящего последним, закрыты глаза.
Последний – машинист поезда.
Хлопок по левому (правому) плечу – поворот влево (вправо).
Хлопок по обоим плечам – вперед.
Хлопок по обоим плечам двойной – назад.
Хлопок по обоим плечам дробью – стоп.
Задача машиниста – провести паровозик несколько поворотов. После чего последний становиться – впереди всех и повторяют. По умению управлять судят о лидерах.

^ 9. Положи руку

Ребятам предлагается положить всем сразу правую ладонь на плечо тому человеку в отряде, который им более всего симпатичен (душа отряда), а левую на плечо тому, кого они бы хотели видеть командиром. Вожатый определяет, кто есть кто подсчетом рук. Как правило, не бывает слишком много лидеров, если проводить эту игру в конце организационного периода.

^ Большая семейная фотография

Ребятам в группах предлагается представить, что все они - большая семья, которой вместе нужно сфотографироваться для семейного альбома. Для игры необходимо выбрать «фотографа» (должен расположить всю семью для фотографирования) и «дедушку» (он тоже может участвовать в расстановке семьи). Более никаких установок детям не дается, они сами должны решить, кому кем быть и где стоять. А вы понаблюдайте за этой занимательной картиной, Роли «фотографа» и «дедушки» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята, но не исключены элементы руководства и других «членов семьи».

После распределения ролей и расстановки «фотограф» считает до трех. На счет «три» все дружно кричат слово «сыр» и хлопают в ладоши.

Эта же игра, проведенная в середине смены, позволит Вам выявить новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах.

Перестройка

Участники встают в круг. Им предлагается, не расцепляя рук, построить квадрат, затем треугольник и т. д.

11 вопросов

Ведущий загадывает имя знаменитого человека. Играющие могут задать 11 наводящих вопросов. На них ведущий может давать ответы только «Да» или «Нет». После этого игроки с трех попыток должны назвать имя.

^ Игра художников

Каждому участнику выдается листочек бумаги, расчерченный на 20 больших клеток. Ведущий заранее составляет список из 20 слов, которые называет одно за другим, после каждого слова считая до трех. Пока он считает, все участники должны успеть зарисовать это слово в одной из клеток. Пусть рисунок будет непонятен для других, лишь бы играющий мог потом по порядку повторить все названные предметы и понятия.

Адаптация

С помощью игры «Молекула» участники делятся на две группы по 4-5 человек.

«Молекула». Ведущий предлагает ребятам встать и разместиться на определенной территории так, как им удобно. После фразы ведущего: «Молекулы - хаос» участники игры начинают двигаться в произвольном направлении, перемешиваясь. Когда звучит фраза: «Молекулы - четыре (молекулы - пять)», игроки должны

быстро объединиться в группы по четыре или пять человек-

Конкурсы могут быть самыми разнообразными (интеллектуальные, спортивные, на решение нестандартных задач, с использованием раздаточного материала)- все зависит от фантазии организаторов. После каждого конкурса состав групп меняется.

По итогам каждого конкурса дети коллективно выбирают, какого цвета жетон кому из участников группы присудить:

Красный - лидер, предлагает основные идеи» организует работу;

Желтый - исполнитель:

Зеленый - соучастник:

Синий - пассивный наблюдатель.

В конце игры (после проведении всех конкурсов) в каждой группе составляется аппликация из полученных жетонов. Данная аппликация дает возможность сделать вывод об общей активности детей, основных позициях, которые они занимают в коллективе.

«Енотовы круги»

Всем ребятам вашего отряда предлагается встать в один круг, взяться за руки.
Задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не отпуская руки, построить треугольник». Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями. Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры.
Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.

«Волшебный мячик»

У вожатого в руке мячик (сделанный из одного листа бумаги формата А4). Называя свое имя, он кидает мячик любому ребенку из круга, ребенок другому. Мячик должен пройти всех ребят. Затем вожатый дает следующие задание: «Теперь мячик должен пройти всех вас в том же порядке за 1 минуту». После того как у них это получилось, вы сокращаете время: 30 секунд, 3 секунды и 1. Знайте, что это возможно. Во-первых, ребята могут двигаться. Во-вторых, мячик должен пройти все руки. В-третьих, его нельзя взять одному ребенку и провести по ручкам остальных.
Вам необходимо добиться того, чтобы ребята собственными, размышлениями и пробами дошли до следующего решения: Соединяя руки всех участников, построили колодец. Варианты могут быть и другие, придумайте.

«Карета»

Все ребята делятся на две команды. И каждой команде на ушко вы даете одинаковое задание – построить карету из людей. Время на подготовку 2 минуты. Очень важно следить за всем процессом, который происходит в командах: кто руководит, кто придумывает, кому все равно, кто строит всех членов команды. За время подготовки можно четко увидеть большую часть детей, выбрать лидеров.

«Фотограф»

Предлагается, чтобы ребята представили, что все они - большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка» он тоже может участвовать в расстановки членов «семьи». Более никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения.
Эта игра, проведённая в середине смены, может открыть вам новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.

«Пчелка»

Чертится круг. Дети становятся по контуру круга. Им предлагается закрыть глаза, жужжать и двигаться в любом направлении. Затем дается команда «Стоп!» и все остаются на своих местах. Те, кто стоит в центре круга или ближе к центру круга являются по своим возможностям лидерами. Те, кто стоит по линии круга, обладают чертами лидера, но по ряду причин могут быть и могут не быть лидерами (не всегда стремятся к этому). Те, кто стоит за кругом, не стремятся быть лидерами. Кто стоит очень далеко от круга, одинокие люди.

Игры на сплочение и выявление лидера.

Задача каждого вожатого сделать из своего отряда коллектив. Лучше узнать друг друга и сплотить отряд помогут вам эти игры.

Сходства и различия.

Вожатый предлагает несколько вопросов для группы, каждый из которых имеет свой номер, например,

Чаще всего я радуюсь, когда…

Я терпеть не могу, когда…

Я ценю в людях больше всего…и т. д., не более семи. За установленное время ребята должны найти других, кто также ответил на вопросы, как и он. Потом необходимо провести беседу-анализ, сколько общего характерно для всей группы.

«Сколько пальцев»?

Все ребята сидят в кругу. Вожатый показывает на пальцах то или иное количество. Сразу же должны встать столько человек, сколько вожатый показал на пальцах. Садятся они только после того, как вожатый опускает руку. В начале вожатый показывает 5-7 пальцев, в конце - 1-2. При этом вожатый блокирует попытки участников игры договорится.

Большая семейная фотография.

Предлагается, что ребята представили, что они все - большая семья и нужно всем сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка». Он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Затем ребята сами должны решить, кому кем быть и где стоять. Вожатый в роли наблюдателя. Роль фотографов и «дедушек» обычно берут на себя стремящиеся к лидерству ребята, но не исключены элементы руководства и других «членов семьи».

После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счет «три!» все дружно и очень громко кричат слово «сыр» и делают одновременно хлопок в ладоши.

Полет на Марс.

Это ещё один вариант выявления лидеров, состоящий из нескольких игр. Для этого ребята делятся на 2-3 равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Вожатый предлагает условия: «Сейчас команды должны будут выполнить несколько заданий, задания будут выполняться после команды «Начали!» Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание» Таким образом, создастся дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.

Итак, первое задание.

Сейчас каждая команда должна сказать хором, какое-нибудь одно слово.

«Начали!»

Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договорится. Именно эти функции берёт на себя человек, стремящийся к лидерству.

Второе задание.

Сейчас все команды летят на космическом корабле на Марс, но для того чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и «заяц».

Обычно функции организатора опять же берет на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль «зайца».

Задание третье.

Мы прилетели на Марс, и нам нужно как-то разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трехместные номера, два двухместных номера и один одноместный. Необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить.

Проведя эту игру, вожатый может увидеть наличие и состав микрогрупп в отряде. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, не выявленным лидерам, либо «отверженным».

Предложенное количество номеров и мест в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если в команде больше или меньше участников, то количество и вместимость номеров составляется таким образом, чтобы были и трёхместные, и двухместные, и один одноместный номер.

Узнай, кого нет.

Все участники закрывают глаза, а в это время Водящий трогает кого-нибудь за плечо. Тот, кого он тронул, бесшумно уходит. По сигналу Водящего все открывают глаза и смотрят, кого нет. Кто первым назовет отсутствующего игрока, тот выигрывает.

Счет до 10.

Все участники сидят в кругу с закрытыми глазами. Задание: посчитать до 10, при этом каждое число называет кто-то один (не договариваясь между собой). Если одновременно назвали одно и то же число несколько человек, то счет начинается заново.

Авангард.

Все участники за ограниченное время (1—2 мин.) должны выложить на земле из веточек, палочек, пуговиц, шишек и других мелких предметов какой-нибудь рисунок. Главное условие - задание выполнять в полной тишине.

Паровозик.

Все участники встают «паровозиком», закрывая глаза игроку, стоящему впереди. Таким образом, открытые глаза остаются у последнего игрока, а свободные руки — у первого. Перед «паровозом» задача: достать определенный предмет, который Водящий помещает в комнате после того, как играющие закрыли глаза. Последний игрок руками поворачивает «паровозик», т. е. руководит им. По цепочке эти движения передаются всему «паровозику», и он начинает двигаться. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок не возьмет в руки спрятанный предмет.

Квадрат...

Все участники с закрытыми глазами стоят в кругу и держатся за руки. Водящий (вожатый) просит: «Ребята! Постройте, пожалуйста треугольник, квадрат, ромб и т.д., не произнеся при этом ни одного звука.»

Тайный друг.

На отдельных листах бумаги вожатый пишет имена и фамилии всех детей отряда (имена и фамилии девочек — в одной коробке, мальчиков — в другой). По жребию мальчики вытягивают девочек, а девочки — мальчиков. Затем в течение установленного времени (1—5 дней) тайно делают этим детям приятные сюрпризы. Главное условие — все должны сохранять тайну. По истечении времени весь отряд собирается в одном месте, где вожатый (возможно, с творческой группой) преподносит сюрприз уже всему отряду (развлекательное шоу, вечер песни у костра и т. д.) По окончании вожатый вместе с детьми выясняет, все ли участники раскрыты, а также анализирует целесообразность, эффективность и необходимость игры «Тайный друг», возможно совместно принимают решение сделать сюрприз соседнему отряду, лагерю и т. д.

Я люблю тебя за то...

Участники становятся или садятся в два круга — внутренний (мальчики) и внешний (девочки), парами навстречу друг другу. Пары берутся за руки (по выбору — за локти, или обнимают другу друга) и говорят шепотом друг другу, какое качество они ценят больше всего в этом человеке. При этом начинают с обязательной фразы: «(имя участника), я люблю тебя за то...» Чем подробнее объяснение, тем лучше выполнено задание. Вожатый обязательно играет с детьми. Через 10—15 секунд внешний круг делает шаг вправо и пары, сменившись, повторяют все сначала. По окончанию игры — анализ ощущений.

Ассоциации.

Выбирают Водящего, который загадывает кого-то одного из участников. Задача остальных игроков: отгадать участника. Для этого необходимо задавать вопросы, на которые Водящий отвечает ассоциативно. Например, если это хлебобулочное изделие, то какое; если это цвет, то какой; если это музыка, то какая; если это стихотворение, то о чем и т. д. Таким образом, появляется набор ассоциаций, по которым дети пробуют отгадать участника. Как только отгадали, Водящим становится игрок, которого загадывали. Можно делать наоборот. Один участник отворачивается, а остальные загадывают. Угадывающий может с вопросом обратиться к любому.

Корабль.

Играющие находятся на скамейках. Водящий (вожатый) начинает: «Вы находитесь на корабле, который начинает тонуть. Ваша задача: спасти как можно больше людей. Итак, под воду уходит правый борт, левый и т. д.». При этом водящий обозначает, сколько места остается, а дети стараются поместиться на предложенной площади. Игра продолжается до тех пор, пока обозначенная вожатым площадь не станет предельно маленькой.

Фигуры.

Играющие становятся в круг. Внутри круга натягивается веревка, за которую все держатся руками. Ведущий объясняет, что необходимо закрыть глаза и, не размыкаясь построить квадрат, равносторонний треугольник, используя только устные переговоры. Сообщается также, что играют на пространственное воображение и внимательность. Во время игры, когда идет перестроение, ведущий наблюдает, кто из ребят выступает в роли организатора перемещений. Из наблюдений можно сделать вывод о сплоченности группы, ее организованности, выявить лидеров.

Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые ее участники начинают играть более активную роль, им отдают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они приобретают доминирующее положение. Таким путем происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т. е. на лидеров и последователей. Выявленный лидер может стать основным связующим звеном в цепи взаимоотношений вожатого с группой. Эта задача также решается в процессе игры.

Веревочка

Для проведения этой игры возьмите веревку и свяжите ее концы так, чтобы было образовано кольцо. (Длина веревки зависит от количества участвующих в игре ребят.) Ребята встают в круг и берутся двумя руками за веревку, которая находится внутри круга. Вожатый описывает задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревку, построить треугольник». Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее построить треугольник по порядковым номерам — и затем руководит действиями.

Практика этой игры показывает, что обычно эти функции берут на себя лидеры.

Игру можно усложнить: предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.

Карабас

Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры:

«Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы — куклы. Я произнесу слово «Ка-ра-бас» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы, не договариваясь, должны будете встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции».

В этом игровом тесте необходимо участие двух ведущих. Задача одного — проводить игру, второго — внимательно наблюдать за поведением ребят.

Чаще всего первыми встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «счастливых». Безынициативной является та группа отряда, которая не встает вообще.

Большая семейная фотография

Эту игру лучше проводить в организационный период для выявления лидера, но можно проводить и в середине смены и использовать как наглядный материал в коллективе.

Вожатый предлагает ребятам представить, что все- они — большая семья, и всем вместе надо сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка»; он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Более никаких установок для детей не дается, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. Роль «фотографа» и «дедушки» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения. Эта игра, проведенная в середине смены, может

открыть новых лидеров и раскрыть систему симпатий и антипатий в группах.

После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трех. На счет «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.

Я — лидер

«Я — лидер» — еще один вариант выявления лидеров, состоящий из нескольких игр. Для этого ребята делятся на 2—3 равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Вожатый предлагает условия: «Сейчас команды будут выполнять задания после слова «Начали!». Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполняет задание. Таким образом, деление ребят на команды создает дух соревнования, который является немаловажным для детей.

Ведущий . Первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. Начали!

(Для выполнения этого задания всем членам команды необходимо договориться. Именно эту функцию берет на себя человек, стремящийся к лидерству.)

Ведущий . Второе задание. Здесь необходимо, чтобы (без предварительной договоренности) быстро встала половина команды. Начали!

(Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры «Карабас»: встают самые активные участники группы, включая лидера.)

Ведущий . Третье задание. Сейчас все команды летят на космическом корабле на Марс, но для того чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят капитан, штурман, пассажиры и «заяц». Итак, начали!

(Обычно функции организатора опять же берет на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль «зайца». Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.)

Ведущий . Задание четвертое. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-нибудь разместиться в марсианской гостинице, а в ней только один трехместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. Начали!

(Проведя эту игру, можно увидеть наличие и состав микрогрупп коллектива. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, невыявленным лидерам, либо «отверженным».)

Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды из 8 участников. Если в команде больше или меньше участников, то необходимо составить количество номеров и комнат самим, но с тем условием, чтобы были трехместные, двухместные и один одноместный номер.)

Эта методика дает довольно-таки полную картину лидерства в коллективе. Закончить ее можно какой-нибудь игрой на сплочение коллектива (см. выше).

Следует отметить, что основными типами лидерства являются эмоциональное и интеллектуальное лидерство. Не последнее место в коллективе занимает лидер-организатор. Решение, кому возглавить отряд, зависит не только от личных симпатий, но и от вида деятельности, направления жизни отряда в данную смену.

Тест «Я — лидер»

Очень интересно и полезно провести среди ребят тест на определение лидерских качеств. Пусть каждый из них сам попробует оценить свои способности повести за собой отряд, стать организатором и вдохновителем жизни в коллективе.

Инструкция к этому тесту будет такова: «Если ты полностью согласен с приведенным утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставь цифру «4», если скорее согласен, чем не согласен, — цифру «3», если трудно сказать — «2», скорее не согласен, чем согласен, — «1», полностью не согласен — «0». Образец карточки ответов расположен ниже.

Вопросы к тесту «Я — лидер»

1. Я не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.

2. Мои действия направлены на достижение понятной мне цели.

3. Я знаю, как преодолевать трудности.

4. Люблю искать и пробовать новое.

5. Я легко могу убедить в чем-то моих товарищей.

6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.

7. Мне нетрудно добиться того, чтобы все ребята хорошо работали.

8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.

9. Я умею распределять свои силы в учебе и труде.

10. Я могу четко ответить на вопрос, что хочу от жизни.

11. Я хорошо планирую свое время и работу.

12. Я легко увлекаюсь новым делом.

13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.

14. Организуя товарищей, я стараюсь заинтересовать их.

15. Ни один человек не является для меня загадкой.

16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.

17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.

18. Для меня важно достижение цели.

19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.

20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.

21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.

22. У меня всегда все получается.

23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.

24. Я умею поднимать настроение в группе своих товарищей.

25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.

26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.

27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.

28. Принимая решение, перебираю различные варианты.

29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.

30. Я умею правильно подобрать людей для организации ка- кого-нибудь дела.

31. В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания.

32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.

33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.

34. Я никогда не поступал так, как другие.

35. Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.

36. Мне нравится новое и интересное.

37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.

38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.

39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.

40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.

41; Никто и никогда не испортит мне настроение.

43. Решая проблемы, использую опыт других.

44. Мне неинтересно заниматься однообразным рутинным делом.

45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.

46. Я умею контролировать работы моих товарищей.

47. Умею находить общий язык с людьми.

48. Мне легко удается сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.

После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать количество очков в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41). Эта сумма определяет развитость лидерских качеств:

А — умение управлять собой;

Б — осознание цели (знаю, чего хочу);

В — умение решать проблемы;

Г — наличие творческого подхода;

Д — влияние на окружающих;

Е — знание правил организаторской работы;

Ж — организаторские способности;

3 — умение работать с группой.

Карточка для ответов теста «Я — лидер»

Если ваша сумма в столбце меньше 10, то количество развито слабо, и надо работать над его совершенствованием; если больше 10, то это количество развито средне или сильно.

Но прежде чем сделать заключение о том, лидер ли подросток, обратите внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, то считается, что он был неискренним в самооценке. Результаты теста можно изобразить в графике.

У каждого лидера есть свой «почерк», своя манера, свой способ в организации коллективных дел. Эти свойственные лидеру приемы воздействия на личность или на группы называют стилем работы.

Выделяют несколько стилей (по А. Н. Лутошкину).

1. Разящие стрелы. Призывающий, настаивающий, жестко требующий. Эффективен в только еще складывающихся коллективах.

2. Возвращающийся бумеранг . Советующий, консультирующий, коллегиальный, требующий. Эффективен в сложившихся коллективах.

3. Снующий челнок . Уговаривающий, просящий, компромиссный. Эффективен в зависимости от ситуации.

4. Плывущий плот . Соглашающийся, уступчивый, не- вмешивающийся. Эффективен только как вспомогательный.

Крестики-нолики

(игра-соревнование на тему «Лидер и его команда». Автор-составитель Е. М. Шпоркина)

Цель : выявить сплоченность коллектива, лидеров; формирование умений принимать коллективные решения взаимодействовать друг с другом.

Участники: две команды по 9 человек, жюри из 9 человек (желательно), ведущий.

Реквизит: игровое поле с названием конкурсов; 9 пар карточек для жюри (на одной карточке знак «X», на другой «О»); реквизит, необходимый для конкурсов; головные или нагрудные знаки для команд.

Игровое поле

Ход игры

Команды тянут жребий (это все карточки со значками «X» и «О»), Команда, вытянувшая «X», называется командой «крестиков» и начинает игру, таесть выбирает конкурс. «Крестики» первыми выполняют задание этого конкурса.

Жюри оценивает выступление команд, для чего каждый член жюри поднимает карточку со знаком той команды, которая, по его мнению, победила. Команда, победившая по большинству голосов членов жюри, ставит свой знак на место только что сыгранного конкурса. Следующий конкурс выбирает проигравшая команда, она же первая выступает в этом конкурсе.

Победителем игры считается та команда, которая первой поставит три своих знака в один ряд. Если командам не удалось поставить подряд три знака, то побеждает та команда, которая поставила на поле больше своих знаков.

Максимальная оценка за каждый конкурс — 10 баллов.

«Сердце»

Командам зачитывается следующая ситуация. «Представьте себе, что вы группа хирургов большой клиники. Все вместе вы должны принять серьезное решение. На данный момент в больнице есть одно сердце-донор и 8 пациентов, нуждающихся в трансплантации. Ваша группа должна определить того, кому будет сделана операция. Насколько вам известно, прогнозы на удачную пересадку у всех больных равны. У вас есть 5 минут, чтобы прийти к групповому решению».

Информация о пациентах:

1. 17-летняя мексиканка; работает официанткой, была вынуждена бросить школу, т. к. является единственной кормилицей в семье.

2. 15-летняя беременная женщина, не замужем, белая, других детей нет.

3. Выпускник школы, президент класса, недавно зачислен в медицинский институт без экзаменов.

4. 24-летняя мать-одиночка с тремя маленькими детьми, вьетнамка по национальности, родственников в этой стране нет.

5. 52-летний религиозный афро-американский лидер, основатель приюта для бездомных и бесплатной столовой, которая кормит около 1000 голодных ежедневно.

6. 40-летний ученый, который близок к открытию вакцины против СПИДа, сам является носителем вируса СПИД.

7. 11 -летняя азиатская девочка, ставшая символом мира.

8. Человек, переведенный из сельской больницы, никаких дополнительных сведений о нем нет.

Примечание жюри: оценивается убедительная аргументация ответов. Независимые наблюдатели дают свою оценку работе команды в зависимости от того, как команда принимала решение: коллективно, или подчиняясь лидеру, либо вообще общее решение не было найдено.

«Игра!!!»

Каждой команде дается 1 минута, чтобы приготовить одну игру с залом. Далее команды предлагают всем поиграть вместе с ними.

Примечание жюри: оценивается новизна игры, умение ведущего четко объяснить правила игры, умение «зажечь зал», эмоциональность.

Скульптура

Материалы: можно использовать все вещи, находящиеся в помещении (или у участников).

Задание: построить модель идеального лидера.

Условия:

1. Группе дается 10 минут на обсуждение, какие качества лидера можно изобразить с помощью предметов.

2. 10 минут дается на создание модели.

3. Работа ведется молча.

4. За нарушение молчания — штраф 1 минута.

5. После выполнения задания один представитель группы рассказывает о построенной модели.

Примечание жюри:

— оценивается оригинальность и творческий период к построению модели;

— поощряется присутствие в рассказе ярких лидерских качеств, таких как компетентность, активность, инициативность, общительность, сообразительность, настойчивость, самообладание, работоспособность, наблюдательность, самостоятельность, организованность.

Веревочка

Командам предлагается связать веревку из собственных вещей, которые имеются у команды, в течение определенного времени (пока звучит музыка).

Примечание жюри: оценивается длина веревки.

Слепой круг

Всем играющим завязывают глаза и вразнобой ставят на сцене. Ведущий просит всех выполнять его команды: «Кругом, шаг вперед, два шага влево, повернуться налево и т. п.» Потом по сигналу ведущего включается музыка, и все играющие должны собраться в свои команды и взяться за руки, то есть вернуться в свои команды.

Построения

Ведущий по хлопку в ладоши предлагает командам быстро построиться:

— по цвету волос (от светлых до темных);

— по алфавиту (от первых букв имен);

— по размеру обуви (от меньшего к большему);

— по цвету глаз (от темных к светлым);

— по цвету носков (по цветам радуги).

Примечание жюри: оценивается скорость и правильность построения (жюри подсчитывает количество ошибок при построении).

Гвоздь сезона

Включается фонограмма популярной танцевальной мелодии и командам предлагается станцевать и показать несколько движений, характерных для этого танца. Лидер показывает движения, а команда повторяет их.

Организаторское лото

Материалы: карточки с названиями этапов коллективного творческого дела.

Задание: разложить карточки в правильной последовательности.

Правильный вариант.

2. Коллективное планирование.

3. Распределение поручений.

4. Выполнение поручений.

5. Смотр готовности.

6. Проведение.

7. Подведение итогов.

Примечание жюри: за правильную последовательность команда получает 7 баллов, за каждый правильно названный этап — по 1 баллу.

В этом конкурсе команды соревнуются и в скорости. Команде, первой выполнившей задание, дополнительно начисляется 3 балла, второй — 2 балла.

За каждую ошибку команда штрафуется на 1 балл.

Пойми меня

Материалы: карточки с названиями различных предметов (картина, ваза, телевизор, радио и другие).

Задание: команда встает в колонну, друг за другом. Первый участник получает информацию на карточке. Он должен передать ее второму участнику, без помощи слов и звуков. Последний озвучивает то слово, которое он понял. Затем говорит предпоследний, и так далее, до первого участника.

Примечание жюри: за каждое правильно угаданное слово команда получает 2 балла. Максимум — 10 баллов.

«Веревочные» курсы

«Веревочные» курсы — это создание специальной среды для тренинга, в которой основную роль играют натянутые над землей веревочные канаты, платформы и другие простейшие устройства. «Веревочные» курсы — это стройная система упражнений, проводимых на открытом воздухе, дающая возможность подросткам познать и расширить свои духовные и физические возможности. Эти курсы построены таким образом, что позволяют вовлечь как активных, так и пассивных по натуре ребят, в результате чего каждый член группы и вся группа в целом помимо собственных ожиданий участвуют в достижении цели.

«Веревочные» курсы помогают, с одной стороны, познать дух коллективизма, основанного на доброжелательности и взаимопомощи между членами коллектива, а с другой стороны, — снимать напряжение, иногда возникающее в группе, и конечно, опять выявить лидеров, тех, кто готов взять на себя координацию действий.

Канаты образуют систему препятствий, прохождение которых не требует физической силы, не требует преодоления страха высоты (3—5 метров), но, несмотря на надежную страховку, требует самообладания. Задача «веревочных» курсов — доказать каждому человеку, что он может значительно больше, чем ему представляется. «Веревочные» курсы не требуют специальной физической подготовки, каждый человек может их пройти.

Другие препятствия" (качающиеся бревна, тележки, скользящие по тросу на блоке, всякого рода «тарзанки» и др.) в силу видимой простоты также служат основой заданий, которые могут быть выполнены только при сотрудничестве всех участников группы.

Конечно, для проведения таких курсов в полном объеме необходима специальная подготовка организатора. Зато эффективность велика.

Вот некоторые упражнения.

1. Паутина . Веревки натягиваются между двумя деревьями на расстоянии 2,5—3 метра. Две параллельные веревки переплетаются как паутина между собой. Всей группе необходимо перебраться на противоположную сторону паутины. Сквозь одну ячейку может пройти только один человек. Обходить паутину нельзя. Если кто-либо заденет веревку, вся группа возвращается на исходную позицию.

После выполнения упражнения ребята садятся в круг на траве и делятся впечатлениями, говорят о том, что произошло.

2. Бревно. Вся группа встает на бревно в определенном порядке. Членам группы необходимо поменяться местами: первый должен стоят на месте последнего члена группы, второй — на месте предпоследнего и т. д. Во время выполнения задания нельзя становиться на землю. В противном случае группа возвращается в исходную позицию. После выполнения упражнения следует проанализировать действия ребят.


ИГРЫ - УПРАЖНЕНИЯ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИДЕРОВ , НА СОТРУДНИЧЕСТВО

«Направление»

Участники группы становятся в шеренгу, повернувшись лицом в одну сторону. По сигналу ведущего участники дол­жны повернуться на 90°. Задача - всем повернуться лицом в одну сторону и постараться сделать это как можно быстрее. Выполнять задание следует молча, не переговариваясь друг с другом.

Ведущий прекращает давать команды, когда все участни­ки группы будут стоять лицом в одну сторону. Упражнение

сплачивает группу, повышает настроение, снижает напряжен­ность, ликвидирует скованность, выявляет лидеров, кроме того, дает опыт участия в совместной деятельности, в ходе которой члены группы должны «договориться», прийти к об­щему решению.

Вопросы: «Что помогло группе справиться с поставлен­ной задачей?», «Что мешало выполнить задачу быстрее?», «Что могло бы помочь?» и т. д. дают возможность выявить момен­ты в поведении, имеющие значение в ситуации, когда выяв­ляется необходимость ориентироваться друг на друга, согла­совывать свои действия с действиями других, вникать в ло­гику, в позицию других.

«Карабас»

Для проведения игры участников располагают по кругу. Ведущий произносит число и участники должны, не догова­риваясь, встать со стульев, причем количество человек долж­но соответствовать названной ведущим цифре. Садятся пос­ле того, когда ведущий сказал: «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания участники выраба­тывают в процессе работы, ориентируясь друг на друга.

В начале лучше называть числа 5-7, в середине - 1-2. Ве­дущий блокирует попытки участников группы обсудить и при­нять какую-либо форму алгоритмизации работы.

Данная игра развивает внимание и быстроту реакции. Об­суждение игры позволяет участникам группы осознать, что для выполнения общей задачи необходимо быстро ориенти­роваться в намерениях, тактике, состоянии других участни­ков, согласовывать свои действия с действиями других. Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встает позже - менее решительны. Есть и те, кто сначала встаёт, а затем садится. Это «совесть» группы. Бе­зынициативной является та группа, которая не встает вооб­ще. При обсуждении можно говорить о проявлении инициа­тивы и проблеме принятия на себя ответственности за то, что происходит в группе.

«Пальцы»

Данное упражнение является вариантом предыдущей игры, но участники не встают, а «выбрасывают» необходимое количество пальцев (считается сумма пальцев всей группы).

Упражнение намного сложнее предыдущего. Оно может проходить по-разному. Иногда требуется до 30 повторений. В любом случае, упражнение даёт богатый материал для обсуж­дения, которое" можно использовать в ходе тренинга, а так­же в социально-психологических практикумах.

«Разговор через стекло»

Упражнение выполняется в парах, либо когда участники сидят в общем кругу, выбрав партнера для переговоров на­против. Задача участников - договориться о чем-либо с по­мощью жестов. При работе в общем кругу от участников по­требуется не только умение общаться с помощью жестов, но и концентрировать внимание только на своем партнере. Ана­лизу по итогам игры подвергаются способы передачи необ­ходимой информации, приемы привлечения внимания со­беседника, а также факторы, мешающие пониманию невер­бального языка.

«Вот он, я»

Каждому участнику дается 3-5 минут на то, чтобы об­ратить на себя внимание группы. Сложность состоит в том, что участники должны выполнять это задание все одновре­менно.

Упражнение проходит оживленно. По истечении установ­ленного времени проводится опрос участников на предмет «кого они заметили за эти 3-5 минут групповой работы». За­тем анализируются методы и приемы, которыми пользовались «замеченные» участники для привлечения к себе внимания.

«Веревка»

Участники становятся в круг, держась обеими руками за

общую веревку, после чего веревку затягивают и завязывают так, чтобы участники стояли плотно друг к другу. Ведущий просит закрыть глаза. Задание участникам - образовать квад­рат. Глаза можно открыть всем вместе только после того, как группа решит, что квадрат получился. Тот, кто открыл глаза раньше, выбывает из игры и может стать наблюдателем, кото­рый поможет группе обсудить упражнение. Далее можно вы­строить круг, равносторонний треугольник, ромб, трапецию, многогранник, звезду и т. д.

Упражнение показывает важность самоорганизации груп­пы, позволяет обнаружить лидеров. Ответы на вопросы «Что было наиболее трудным в решении задачи?», «Какой прием компенсировал отсутствие зрительного контакта?», «Каким образом проявился лидер?» дадут возможность оценить спо­собность группы координировать свои действия.

Как мы говорили ранее, лидеру необходимо активно ра­ботать над собой. Поэтому мы предлагаем блок тестов, кото­рые позволят лучше узнать себя, свои возможности и спо­собности, осознать себя личностью с присущими ей индиви­дуальными особенностями. Понять, над какими чертами ха­рактера необходимо поработать.

Некоторые из тестов ты сможешь использовать в работе со своим коллективом .

ТЕСТЫ

«ВЫ ЛИДЕР ? »

Прочтите вопросы 1-10. Обведите пункты «а», «б» или «в».

1. Вы группой обсуждаете проблему. Как вы будете себя
чувствовать, если чья-то идея окажется лучше, чем ваша?

а) встревожитесь;

б) смутитесь;

в) заинтересуетесь.

2. Вы группой разрабатываете сценарий школьного ве­
чера. Как вы оцениваете свои идеи в сравнении с идеями

а) ваши хуже;

б) ваши лучше;

в) ваши не хуже, но и необязательно лучше.

3. Что происходит, когда вы пытаетесь внушить что-то
важное другим?

а) вас не слушают;

б) вас слушают, но им «слабо понять»;

в) вас обычно слушают и понимают.

4. Вы затратили не какое-то дело много времени. Но вас
никто до сих пор не похвалил, и вообще вы не получили ни­
какой отдачи. Что вы станете делать?

а) будете обескуражены и все забросите;

б) оставите это дело и перейдете к другому;

в) закончите это дело, потому что считаете это нужным.

5. Вам поручили совсем не «лидерское» задание при под­
готовке большого мероприятия. Как вы к этому отнесетесь?

а) нормально, потому что в любом случае в роли лидера
вы чувствуете себя неудобно;

б) не станете участвовать, если вас не назначат главным;

в) вы не против того, чтобы иной раз быть рядовым уча­
стником.

6. Что случается, когда вам не удается то, что вы пытае­
тесь сделать?

а) вы бросаете дело, потому что неудачи доказывают, что
вы ни на что не годитесь;

б) вы бросаете дело, потому что другие вас не понимают;

в) вы извлекаете из неудачи урок, который поможет вам в бу­
дущем.

7. Если вы отвечаете за выполнение группой какого-то
задания, как вы будете вести дело?

а) предоставите большую часть работы другим;

б) все сделаете сами;

в) распределите отдельные поручения между всеми в со­
ответствии с интересами и навыками каждого.

8. Что вы чувствуете при работе с людьми, чья подготовка

отличается от вашей?

а) неловкость;

б) чувство своего превосходства или неполноценности;

в) интерес и уважение к другим подходам и точкам зрения.

9. Честная критика в ваш адрес вызывает у вас...

а) недовольство собой;

в) стремление продвинуть дело.

10. Как вы поступаете, если дела из-за разных помех идут
не так, как вам этого хотелось бы?

а) думаете о своих прошлых промахах и о том, что было
бы, если бы...;

б) обвиняете во всем других;

7 или больше «а» означают, что вам, для того чтобы стать хорошим лидером, надо вырабатывать уверенность в себе.

7 или больше «б» показывают, что вам надо научиться больше доверять другим.

7 или больше «в» говорят о том, что у вас, скорее всего, здравый взгляд на себя и других. Ваше отношение к себе и другим позволяет вам быть хорошим лидером.

Если ваш результат на пригодность к лидерству не такой, как вы рассчитывали, попробуйте выяснить причину.

«ОРГАНИЗОВАННЫЙ ЛИ ВЫ ЧЕЛОВЕК ? »

Организованного человека отличает определенная систе­ма работы, уважение ко времени, четкая организация труда, он умеет управлять и временем и делами. Его принцип рабо­ты, результаты труда показывают, что самоорганизация - ог­ромная сила. Неорганизованный же человек идет на поводу у времени и дел.

Тест поможет тебе не только определить уровень личной организованности, но и поможет сделать первые шаги к по­стижению секретов самоорганизации и выработке организа­ционных навыков и привычек.

После прочтения каждого вопроса выберите только один вариант ответа. Затем по ключу, помещенному в конце теста, найдите количественные оценки выбранных вами вариантов ответов. Далее сложите все баллы и полученную сумму соот­несите с результатами, которые вы найдете после ключа к тесту.

1. Имеются ли у вас главные, основные цели в жизни, к
достижению которых вы стремитесь:

а) у меня есть такие цели;

б) разве надо иметь какие-то цели? Ведь жизнь так измен­
чива...;

в) у меня есть главные цели, и я подчиняю свою жизнь их
достижению;

г) цели у меня есть, но моя деятельность мало способ­
ствует их достижению.

2. Составляете ли вы план работы на неделю, используя
для этого еженедельник?

в) не могу сказать ни «да» ни «нет», т. к. намечаю главные
дела в голове, а план на текущий день в голове или на бумаге;

г) пробовал составлять план, используя для этого ежене­дельник. Попотом понял, что это ничего не дает.

3. Отчитываете ли вы себя за невыполнение намеченного
на неделю, на день?

а) отчитываю в тех случаях, когда причина - лень или не­
поворотливость;

б) отчитываю, несмотря ни на какие субъективные или
объективные причины;

в) сейчас и так все ругают друг друга, зачем же еще отчи­
тывать самого себя;

г) придерживаюсь такого принципа: что удалось сделать
сегодня - хорошо, а что не удалось - выполню потом.

4. Как вы ведете свою записную книжку с номерами те­
лефонов родственников, знакомых, друзей?

а) я хозяин (хозяйка) своей записной книжки. Как хочу, так и веду записи. Если понадобиться чей-то номер телефо-

на, то обязательно найду его;

б) часто меняю записные книжки, т. к. нещадно «эксплу­
атирую» их. При переписке стараюсь все сделать «по науке»,
однако в дальнейшем вновь сбиваюсь на произвольную за­
пись;

в) главное, чтобы был записан номер телефона, ФИО, а
на какой странице, прямо или криво, не имеет особого зна­
чения;

г) использую общепринятую систему: в соответствии с
алфавитом записываю ФИО, номер телефона, если нужно, то
и дополнительные сведения;

5. Вас окружают различные вещи, которыми вы часто
пользуетесь. Каковы ваши принципы расположения вещей:

а) каждая вещь лежит/де придется;

б) придерживаюсь принципа: каждой вещи - свое место;

в) периодически навожу порядок и помещаю вещи и пред­
меты на свои места;

г) считаю, что данный вопрос не имеет никакого отно­
шения к самоорганизации.

6. Можете ли вы по истечении дня сказать где, сколько,
по каким причинам вам пришлось напрасно потерять время:

а) могу сказать о потерянном времени;

б) если бы потерянное время обращалось в деньги, то тог­
да бы я считал (считала) его;

в) всегда хорошо представляю где, сколько и почему было
напрасно потеряно время;

г) не только хорошо представляю, но и изыскиваю при­
емы сокращения этих потерь.

7. Каковы ваши действия, когда на сборе, собрании на­
чинается «переливание из пустого в порожнее»:

а) предлагаю обратить внимание на важный вопрос;

б) любой сбор или собрание представляет собой сочета­
ние как «полного», так и «пустого», приходится смиряться с
этим;

в) погружаюсь в «небытие»;

г) начинаю заниматься тем, что взял (а) с собой в расчете

на «переливание из пустого в порожнее».

8. Предположим, вам предстоит выступить с докладом.
Будете ли вы уделять внимание не только содержанию докла­
да, но и его продолжительности?

а) буду уделять самое серьезное внимание содержанию
доклада. Думаю, что его продолжительность надо определять
лишь приблизительно. Если доклад будет интересным, то все­
гда дадут время, чтобы закончить его;

б) уделю в равной степени внимание содержанию и про­
должительности доклада, а также его вариантам в зависимо­
сти от времени.

9. Стараетесь ли вы использовать буквально каждую ми­
нуту для выполнения задуманного?

а) пытаюсь, но у меня не всегда получается в силу лич­
ных причин;

б) не стремлюсь к этому, т. к. считаю, что не нужно быть
мелочным в отношении времени;

в) зачем стремиться, если время все равно не обгонишь;

г) стараюсь и пытаюсь, несмотря ни на что.

10. Какую систему фиксации поручений, заданий и просьб
вы используете?

а) записываю в своем еженедельнике, что выполнить и в
какие сроки;

б) фиксирую наиболее важные поручения, просьбы в сво­
ем еженедельнике. «Мелочи» пытаюсь запомнить. Если забы­
ваю о «мелочах», то не считаю это недостатком.

в) стараюсь запоминать поручения, задания и просьбы,
т. к. это тренирует память. Однако память часто подводит меня.

г) придерживаюсь принципа «обратной памяти»: пусть по­
мнит о поручениях и заданиях тот, кто их дает.

11. Вовремя ли вы приходите на сбор, встречу с друзьями,
на занятия?

а) прихожу раньше на 5-7 минут;

б) прихожу вовремя, к самому началу занятий, встречи,
сбора;

в) как правило, опаздываю;

г) всегда опаздываю, хотя пытаюсь прийти раньше или
вовремя.

12. Какое значение вы придаете своевременности выпол­
нения заданий, поручений, просьб?

а) своевременность выполнения - это один из показате­
лей умения работать, однако не всегда удается все выполнить
вовремя;

б) лучше немного затянуть выполнение. Это безопаснее;

в) предпочитаю поменьше рассуждать, а выполнять зада­
ния и поручения в срок;

г) если вовремя выполнишь задание, то получишь новое.
Исполнительность всегда наказывается.

13. Предположим, вы пообещали что-то сделать или в чем-
то помочь другому человеку. Но обстоятельства изменились
таким образом, что выполнить обещанное довольно затруд­
нительно. Как вы поступите в данной ситуации?

а) сообщу человеку об изменении обстоятельств и о не­
возможности выполнить обещанное;

б) сообщу человеку об изменении обстоятельств и о зат­
руднениях в выполнении обещанного;

в) буду стараться выполнить обещание. Если выполню -
хорошо, не выполню - не беда, т. к. я довольно редко не сдер­
живаю своих обещаний;

г) ничего не буду сообщать человеку. Выполню обещание
во что бы то ни стало.

Теперь определите баллы по таблице:


Вариант ответа и оценка в баллах

72-78 баллов. Вы организованный человек. Единствен­ное, что можно вам посоветовать - не останавливаться на достигнутом, развивать и дальше способность к самооргани­зации. Пусть вам не кажется, что вы достигли предела.

63-71 балл. Вы считаете организацию неотъемлемой час­тью своей работы. Это дает вам несомненное преимущество перед теми людьми, которые вспоминают об организации в случае крайней необходимости. Но вам следует внимательнее присмотреться к себе, найти резервы для улучшения процесса самоорганизации.

63 балла и меньше. Ваш образ жизни, ваше окружение на­учили вас быть организованным. Но организованность то про­является в ваших действиях, то исчезает. Это признак отсут­ствия четкой системы самоорганизации. Существуют объек­тивные организационные законы и принципы. Постарайтесь

проанализировать свои действия, расход времени, технику работы. И вы узнаете о причинах вашей недостаточной орга­низованности. Чтобы стать организованным человеком, надо преодолеть себя, проявить волю и упорство.

«ДИНАМИЧНЫ ЛИ ВЫ ? »

Есть очень динамичные люди: они постоянно куда-то спешат, делают одновременно несколько дел, сутки кажутся им слишком короткими. Другие - живут не спеша, и в конце дня у них еще остается время, чтобы погулять. Они счастли­вы в своем спокойствии. А вы? Динамичны вы или созерца­тельны? Разобраться в этом вам поможет игра-тест. Ответьте на предлагаемые вопросы словами «да» или «нет».

1. Скучаете ли вы, когда вам нечего делать?

2. Нужно ли вам более получаса, чтобы собраться утром (умыться, одеться)?

3. Часто ли вы переставляете мебель в своей квартире (комнате)?

4. Отказываетесь ли вы от какого-нибудь дела, если не уверены в его успехе?

5. Любите ли проводить свои каникулы (отпуск) тихо и спокойно, не предпринимая новых путешествий?

6. Хотели бы вы совершить путешествие в джунгли?

7. Откладываете ли вы свои важные решения (дела) до утра (по принципу «утро вечера мудренее»)?

8. Легко ли встаете по утрам?

9. Быстро ли вы говорите?

10. Если вам предстоит много работы и вы опасаетесь «за­вала», то начинаете ли вы с самого трудного или неприятного дела?

11. Увлекаетесь ли вы хотя бы тремя из следующих заня­тий: ездой на велосипеде , катанием на коньках, стенографи­рованием, плаваньем, ходьбой на лыжах?

12. Нравятся ли вам спокойные развлечения, например, прогулки, чтение, филателия , рыбная ловля?

13. Любите ли вы экспериментировать?

14. Считаете ли вы, что побеждает тот, кто «делает ход пер­
вым»?

15. Принадлежит ли победа тому, кто дольше продер­жится?

16. Кажутся ли вам книги или фильмы скучными, если действие в них развивается слишком медленно?

17. Начинаете ли вы когда-нибудь дело с мыслью о том, что не сможете довести его до конца?

Запишите себе балл за каждый утвердительный ответ на вопросы 1, 3, 6, 8, 10, 11, 13, 14, 16, 17 и за каждый отрица­тельный ответ на вопросы 2, 4, 5, 7, 9, 12, 15. Подсчитайте все баллы.

Сумма больше 12 баллов - вы слишком динамичны. В своем стремлении «объять необъятное» вы забываете о спо­койном отдыхе.

Сумма баллов между 6 и 12. Вы динамичны в меру. Вы умеете предоставить себе спасительные минуты спокойного отдыха.

Сумма баллов меньше 6. Вам лучше было бы «подзавес­тись». Умейте торопиться, и вы быстрее придете к намечен­ной цели.

«УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ВЛАДЕТЬ СОБОЙ ? »

Все мы разные. Одного не сломит тяжелейшее испыта­ние, а другого положит на лопатки сущий пустяк. К какому типу личности вы себя относите? Выберите свои варианты.

1. Можете ли вы говорить о своих трудностях откро­
венно:

а) нет, мне это не поможет;

б) конечно, если есть доброжелательный собеседник;

в) не всегда, иной раз тяжело переживаю их сам.

2. В какой степени переживаете обиды и неудачи:

а) собственные неудачи переживаю тяжело;

б) это зависит от их причины;

в) стараюсь отнестись к ним философски, потому что
любые неприятности когда-то кончаются.

3. Как вы поступаете, когда чувствуете, что вас что-то глу­
боко обидело:

а) сделаете для себя что-то приятное, чего долго не мог-
ла) себе позволить;

б) пойдете на ужин к хорошим друзьям;

в) будете сидеть дома и злиться.

4. В объятиях счастья вы:

а) не думаете о прежней печали;

б) боитесь, что эти минуты кончатся;

в) не забываете и о теневых сторонах жизни.

5. Когда близкий человек вас обидит, вы:

а) уйдете в себя;

б) потребуете объяснения;

в) расскажите об этом каждому, кто пожелает вас выс­
лушать.

а) не хотел бы попасть в их руки;

б) многим людям могут помочь;

в) они не всемогущи, человек должен сам себе помочь.

7. Людское мнение:

а) вас преследует;

б) несправедливо по отношению к вам;

в) вам благоприятствует;

8. О чем вы думаете после серьезной ссоры с кем-либо из
друзей, когда прошел первый гнев:

а) все-таки дружба была хорошей;

б) о тайной мести;

в) о том, что теперь вы услышали все, что о вас думают.
Оцените свои ответы по таблице и суммируйте результаты.

Варианты ответов


7-15 баллов. Вы легко справляетесь со своими неудачами, умеете дать им правильную оценку. Кроме того, вам неизвес­тна злость на себя. Ваше душевное равновесие достойно удив­ления.

16-26 баллов. Время от времени вы осуждаете себя. Но у вас есть завидный «клапан»: «выкричите» свои проблемы ок­ружающим - и вам легче. Желательно, чтобы вы больше вла­дели собой и не полагались только на этот способ преодоле­ния трудностей.

27-31 балл. Вы еще не научились справляться со своими трудностями, поэтому они так вас угнетают. Замыкаетесь в себе и бессильно злитесь на себя. Непременно соберите свою волю. У вас много хороших качеств, которые вам помогут преодолеть и более тяжелые жизненные испытания.

«УВЕРЕНЫ ЛИ ВЫ В СЕБЕ ? »

Определить, насколько вы уверены в себе, вам поможет этот тест. Отвечайте на вопросы словами «да» или «нет».

1. Могут ли несколько последовавших одна за другой не­удач заставить вас усомниться в своих способностях?

2. Испытываете ли вы чувство страха, оказавшись в плот­ной толпе?

3. Следуете ли вы моде?

4. Часто ли вы смотритесь в зеркало?

5. Сутулитесь ли вы?

6. Считаете ли вы, что люди злословят по вашему адресу?

7. Волнуетесь ли вы, когда вам приходится бывать в уч­реждениях, улаживая какие-либо неприятные вопросы?

8. Возникает ли у вас временами такое ощущение, будто за вами кто-то следит?

9. Легко ли вы решаетесь провести свой отпуск в новом для вас месте?

10. Чувствуете ли вы себя свободно, оказавшись в незна­комой компании?

11. Снятся ли вам кошмарные сны?

12. Предпочитаете ли вы самостоятельно решать свои про-

блемы, не обсуждая их с близкими вам людьми?

13^ Откладываете ли вы деньги на «черный день»?

14. Уверены ли вы в том, что ваши друзья любят вас?

15. Находите ли вы, что каждый день можно узнавать нечто новое для себя?

16. Установив, что купленная вещь вам не подходит, вер­нетесь ли вы в магазин, чтобы сменить ее?

17. Терзаетесь ли вы сомнениями насчет того, удастся ли вам осуществить намеченные цели?

18. Часто ли окружающие обращаются к вам за советом?

За каждое совпадение вашего ответа с результатом запи­шите себе 2 балла: 1 - нет, 2 - нет, 3 - нет, 4 - нет, 5 - нет, 6 - нет, 7 - нет, 8 нет, 9 - нет, 10-да, 11 - нет, 12 - да, 13 - да, 14 - да, 15 - да, 16 - нет, 17 - нет, 18 - да. Теперь суммируйте баллы.

2баллов. Вам никогда не случалось сомневаться в себе или в своих способностях. Окружающие обращают­ся к вам за советами. Кое-кто считает, что вы тщеславны и ведете себя надменно.

16-24 балла. Вы уверены в себе, хотя, бывает, проявляете нерешительность. Этот тест предоставляет вам возможность дать себе более точную самооценку.

6-14 баллов. Можно утверждать, что вы не уверены в себе, вам не удается скрывать это от окружающих. Вы стараетесь не попадать в такое положение, которое вынудило бы вас са­мостоятельно принимать важное решение.

0-4 балла. Такая сумма баллов в этом тесте встречается, к счастью, весьма редко. И если вы искренне ответили на все вопросы, то вам следует побеседовать с психотерапевтом, который поможет вам обрести уверенность в себе.

Похожие публикации