Энциклопедия пожаробезопасности

Что такое синтаксические единицы в русском языке. Синтаксис как раздел языкознания. синтаксические единицы языка. Сочинение и подчинение

Вопрос №48 Виды синтаксической связи в словосочетании и предложении

В этом вопросе у ученых возникают разногласия. Есть различия во взглядах в грамматиках 54, 70 и 80 в подходе к описанию словосочетания. В традиционном понимании связей акцент делается на механизм связей: примыкание, согласование, управление.

Согласование – вид подчинительной связи, при которой формы рода, числа и падежа зависимого слова предопределяются формами рода, числа и падежа главного слова. Согласование может быть

· полным (по всем трем формам) – синяя птица

· неполным (в числе и падеже) – наша врач

Управление – зависимое слово принимает форму того или иного падежа, диктуемую главным словом. Зависимая форма не меняется при изменении формы главного слова. Управление бывает

· сильное – господствующее слово предопределяет обязательное появление определенных падежных форм – послать письмо

· слабое – распространение главного слова данной формой не предопределено его лексико-грамматическими свойствами – бедный духом

Примыкание – зависимое слово (неизменяемая часть речи или словоформа) изолировано от системы падежей и выражает свою зависимость от главного слова только лексически.

Отношение в традиционном подходе:

§ объектные (управление)

§ определительные (согласование)

§ обстоятельственные (примыкание).

Но по Шведовой (Грамматика 80):

§ объектные

§ определительные

§ восполняющие

Обстоятельственные вошли в определительные:

§ собственно определительные

§ обстоятельственно-определительные

§ объектно-определительные

По Шведовой, произошло расширение примыкания – появилось падежное примыкание (за счет слабого управления): Дети гуляют в парке . (по Шведовой, здесь связь – падежное примыкание). традиционно –

обстоят.-опред. отношения управление

Шведова использует для различения слабого и сильного управления синтаксические отношения – для сильного управления необходимы объектные отношения: написал письмо, распилил дерево. Для слабого управления – объектно-определительные: распилил пилой.

Синтаксические отношения:

1. Объектные.

2. Определительные (в их состав входят обстоятельственные)

Собственно-определительные.

Обстоятельственно-определительные.

Субъектно-определительные.

3. Восполняющие. (Зависимое слово содержательно дополняет главное, образуя минимально информативно достаточное словосочетание) (присутствует при информационно недостаточных словах – «сделаться», «состоять» - эти слова реализуют себя только в сочетании с другими словами)

Конструкции, по форме совпадающие с номинативными предложениями

1. Заголовки, надписи на вывесках, названия. Универмаг .

2. Именительные представления и именительные темы – существительное в именительном падеже, которое предшествует предложению и употребляется в форме размышления, вводит тему, подготавливает восприятие последующего высказывания. Время… Как быстро оно летит.

3. Конструкции, являющиеся сообщением о ком-либо или о чем-либо, названном в предшествующем контексте. Это предложения с главным членом-сказуемым в форме именительного падежа. Ты кто? – Студент .

Билет № 47 Предмет синтаксиса. Основные синтаксические единицы.

Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающей законы организации связной речи, способы соединения слов в речи, т.е. коммуникации.

Существуют разные уровни синтаксиса (Валгина):

§ синтаксис словосочетания – проявляет синтаксические свойства отдельных слов и устанавливает правила их сочетаемости с другими словами

§ синтаксис предложения – определяет языковую сущность, коммуникативно-функциональную значимость языка, изучает единицы коммуникативного плана с точки зрения их строения, грамматических свойств и типов

§ синтаксис сложного целого, синтаксис связной речи – изучает единицы, большие, чем отдельное предложение, единицы, имеющие свои правила и законы построения

Существуют разные подходы к изучению предложения

1. семантический – изучает содержание (что передается)

2. структурный – изучает форму (как передается)

3. коммуникативный – назначение (для чего передается)

Основные единицы синтаксиса :

1. предложение

· простое

· сложное

Понимание синтаксической единицы изменилось в истории синтаксиса:

ü начало 19 века – Востоков: закон соединения слов =>

2. словосочетание

ü с середины 19 века – на первом плане в трудах логической школы грамматика (Буслаев) – интерес к предложению. Оно рассматривалось и определялось как суждение, выраженное словами

ü 40е гг. 19 века – начало 20 века – в трудах формалистов (Фортунатов, Пешковский, Петерсон - синтаксис является учением о словосочетании. Для Петерсона словосочетание – это всякое соединение слов, в том числе и простое предложение любого объёма; сложные предложения – это соединения словосочетаний. Пешковский предлагал вообще отказаться от теории предложения – его он выводит из словосочетания.

ü Для Шахматова словосочетание – часть предложения. Выдвинул тезис о существовании двух синтаксических единиц – словосочетания и предложения.

ü Русский синтаксис в научном освещении: грамматика 1954 г. – теоретическое введение написал Виноградов. Развивая идеи Шахматова предложил 2 самостоятельные синтаксические единицы – словосочетание с номинативной функцией (т.е. той же функцией что и у слова) и предложение с коммуникативной функцией.

ü Н.Ю Шведова (В грамматиках 70 и 80) - продолжает линию последовательного различения словосочетания и предложения.

Вопрос о соотношении словосочетания и предложения. Словосочетанию предшествует слово в определенной форме – словоформа, следовательно:

3. синтаксическая форма слов

Г.А. Золотова «Синтаксический словарь» – минимальная семантико-

Синтаксическая единица русского языка – синтаксема, не равная 1 ед. форм слова.

Я подарил ему книгу. Золотова считает, что это разные единицы, так

Объект – адресат как у них разное значение, то есть

Ему не спится. минимальная синтаксическая единица должна

Субъект нести и определенное семантическое значение. Синтаксема может входить в словосочетание, если она выполняет присловную функцию:

Не буди только память во мне про волнистую рожь при луне.

Непосредственно в предложении: Идет лекция .

4. сложное синтаксическое целое – единица большая, чем предложение (в 30е гг. 20 века). Оно отличается от понятия абзац, т.е. они далеко не всецело совпадают. ССЦ имеет свои формальные показатели единства: притяжательные местоимения, указательные местоимения, вводные слова, синонимические конструкции.

Широкое и узкое понимание словосочетания.

Широкое понимание – словосочетание – соединение двух и более слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.

Узкое понимание – (Виноградов) «словосочетание – сложное именование. Оно несёт ту же функцию, что и слово».

Ученики Виноградова преобразовали это определение: «Словосочетание - объединении двух или нескольких знаменательных слов образуемое на основе подчинительной связи»

Не являются словосочетаниями:

Отношения между подлежащим и сказуемым (предикативные отношения).

Ряд однородных членов (сочинительная связь)

Предложно-падежные формы существительных

Сочетания обособленных второстепенных членов и слов, к которым относятся эти второстепенные члены (причастные и деепричастные обороты)

Полупредикативные словосочетания (объединения слов, только внешне напоминающие словосочетания – «дверь открывается водителем»)

Словосочетания:

1. Именные

Субстантивные – стакан воды .

Адъективные – вредный для здоровья .

С числительным в главной роли – две книги .

С местоимением в главной роли – что-нибудь интересное .

2. Глагольные

3. Адвербиальные

По сочетаемости делятся на:

1. Свободные

2. Несвободные

Несвободные фразеологически

Несвободные синтаксически.

По структуре:

1. Валгина – если словосочетание состоит из значимых двух слов – то оно наз. простым, а если более – то сложным.

2. Академическая гр-ка:

Простые -до 4х слов, сильная связь главного с зависимыми.

Сложные – несколько подчинительных связей от одного главного слова, кроме сильной

Комбинированные – на основе связей от разных главных членов.

Запишите в тетрадях названия синтаксических единиц языка. Приведите свои примеры.
Прочитайте текст. Чем различаются единицы языка по своему
назначению? Какие единицы языка изучаются в синтаксисе?

Слово - основная единица языка; оно служит для наименования
предметов и их признаков, явлений и их отношений.
О человеке, который не умеет связно сказать что-то, точно сформулировать и изложить свои мысли, обычно говорят; «Он и двух
слов связать не может». В действительности же, для того чтобы попросить, приказать, предупредить, поблагодарить и т. п., человек
связывает друг с другом не только слова. В речи соединяются между собой и словосочетания, и отдельные предложения.
Текст и предложение служат для общения людей и непосредственно соотносят сообщаемое с окружающим миром. Но каждое предложение строится из слов, поэтому в синтаксисе изучаются и слова,
только не как лексические единицы или части речи, а как члены
предложения.
Слова в предложении, как вы знаете, употребляются не отдельно, а объединяясь в словосочетания, поэтому в синтаксисе изучаются словосочетания и различные формы связи слов друг с другом.

Понятие о синтаксических единицах, синтаксических отношениях, синтаксических связях (и средствах связи) и о грамматической (синтаксической) семантике.

Синтаксические единицы - это конструкции, в которых их элементы (компоненты) объединены синтаксическими связями и отношениями.

Конструкция - это синтаксически значимое объединение слов, обладающих непосредственной связью.

Например, в предложении "Мои друзья поздравили меня с новой победой" сочетания: мои друзья, друзья поздравили, поздравили меня, новой победой, поздравили с победой являются конструкциями. Конструкцией является и все предложение.

А такие сочетания словоформ, как: меня с победой, меня с новой, друзья с победой и т.д. не являются конструкциями, т.к. связь между словами здесь не непосредственная, а опосредованная, например: поздравили меня с победой (связь словоформ меня с победой осуществляется через слово поздравили).

Иногда конструкциями называются модели (структурные схемы), по которым строятся предложения и словосочетания.

Например, два совершенно различных по содержанию предложения: "Бабушка спит". " Солнце светит" с точки зрения синтаксического моделирования считаются идентичными. Они построены по одной и той же модели: N1 - Vf (существительное в именительном падеже + глагол в личной форме, между которыми устанавливается предикативная связь).

Американский ученый Ч. Филлмор предложил новое понимание конструкций (constructions). Это такие языковые выражения, у которых есть аспект плана выражения или плана содержания, не выводимый из значения или формы их составных частей.

Примерами конструкций, согласно Филлмору, могут служить такие языковые выражения, как обороты не говоря уже (англ. let alone) Он не дал бы мне и десяти центов, не говоря уже о десяти долларах; He would not give me ten cents, let alone ten dollars.

К конструкциям относятся сравнительные, условные конструкции и др. Филлморовская идея конструкций отрицает принцип композиционности, согласно которому значение всякого языкового выражения сводится к сумме значений составляющих его лексических единиц и синтаксических правил, их соединяющих. Конструкции, по мысли Филлмора, не сводятся к составляющим (словоформам) и отношениям между ними. В них есть еще значение самой конструкции, которое может накладывать те или иные ограничения на состав конструкции.

Например, конструкция Вот - Vf - N1 возможна с предикатом идет: Вот идет Иван, но вряд ли уместна с предикатом, например, читать: Вот читает Иван. В английском языке в конструкции Here is John в качестве предикатов возможны не любые глаголы, а лишь некоторые, например: be "быть", sit "сидеть", stand "стоять", lie "лежать" и некоторые другие.

Отметим, что синтаксические модели принадлежат языку только как абстрактные модели, а их конкретное наполнение тем или иным лексическим материалом зависит от речевых условий, является фактом речи, оп­ределяется содержанием высказывания, намерением говорящего. Однако следует отметить, что есть определенные правила заполнения структурных моделей предложения словами определенных семантических разрядов, иными словами, языку принадлежат не только сами схемы, но и правила их лексического заполнения. В речи осуществляется заполнение данной модели конкретными словами в соответствии с потребностями коммуникации.

Синтаксическая функция . Синтаксическая функция - это роль слова или формы слова в синтаксической конструкции. Функция синтаксических единиц определяется как их роль в построении коммуникативной единицы - предложения. Функция выражает отношение синтаксической единицы к коммуникативной единице.

Примерами синтаксических функций являются: функции членов предложения (подлежащее, дополнение, обстоятельство и др.), функции вводных слов, функции определяемого и определяющего в словосочетании и др.

В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной из своих форм (словоформ), которые в совокупности образуют морфологическую парадигму слова. Однако словоформы изучаются и в морфологии, и в синтаксисе, но выглядят по-разному.

Ср.: К утру иней налипнет на сосновых ветвях (Кедрин). В предложении - 7 слов, 5 словоформ, 5 членов предложения. Сильная вечерняя роса должна была лечь на траву (А. Толстой). В предложении - 8 слов, 7 словоформ, 5 членов предложения. Таким образом, словоформы являются строевыми элементами синтаксических единиц (конструкций): словосочетания, простого предложения, сложного предложения, сложного синтаксического целого, которые являются основными синтаксическими единицами.

Вопрос о составе синтаксических единиц (сколько их и какие они) до сих пор однозначно не решен в лингвистике, однако большинством ученых рассматриваются все названные выше синтаксические единицы.

Словосочетание и предложение. Учение о словосочетании развивалось противоречиво и сложно. А.А. Шахматов определяет словосочетание как: "...такое соединение слов, которое образует грамматическое единство, обнаруживаемое зависимостью одних из этих слов от других»

Есть и другие многочисленны трактовки понятия «словосочетание»: 1. Для одних языковедов характерно было понимание словосочетания, опирающееся на этимологическое значение термина. Так Ф.Ф. Фортунатов под словосочетанием понимает любое сочетание полнозначных слов, оформленное грамматическими и смысловыми показателями, независимо от их формы и назначения в речи. "Словосочетанием в речи я называю то целое по значению, которое образуется сочетанием одного полного слова (не частицы) с другим полным словом, будет ли это выражение целого психологического суждения, или выражение его части". Значит, предложение причисляется к одному из разрядов словосочетаний.

2. А.М. Пешковский еще шире понимает словосочетание: "Словосочетание есть два слова или ряд слов, объединенных в речи и в мысли". При таком подходе считается возможным рассматривать как одно словосочетание объединение двух или нескольких предложений.

3. М.Н. Петерсон рассматривает словосочетание как "соединение слов, равное простому предложению", исключив, таким образом, из синтаксиса учение о предложении. В этом случае рассматриваются отношения второ­степенных членов друг к другу и их отношения к главным членам, то есть словосочетания выделяются из предложения. При этом само предложение также причисляется к разряду словосочетаний, но в отличие от других такие словосочетания объявляются законченными.

4. Сложившаяся грамматическая традиция нашла отражение и во взглядах В.П. Сухотина на проблему словосочетания. Под словосочетанием ученый понимает "минимальное грамматическое и смысловое единство в со­ставе предложения, отражающее связи реальной действительности".

Такое определение приводит к следующим выводам: 1) словосочетание вычленяется из предложения; 2) сочетание подлежащего и сказуемого тоже является словосочетанием, которое выполняет функцию сообщения или высказывания о действительности, остальные словосочетания непредикативные; 3) в некоторых случаях словосочетания могут быть равны простому предложению; 4) словосочетания делятся на однородные (с сочинительной связью: учитель и инженер) и неоднородные (с подчинительной связью: учитель инженера)").

Из сказанного выше следует, что словосочетание понимается как такое синтаксическое единство, которое вычленяется из предложения и существует только в предложении.

5. Систематизируя исследования в области словосочетания, В.В. Виноградов предлагает иной взгляд на эту единицу и разграничивает понятие словосочетания и понятие предложения, опираясь на функциональный подход к обеим. В результате оказывается, что предложение является единицей коммуникативной, а словосочетание - единицей номинативной.

В.В. Виноградов пишет: "Словосочетание и предложение - понятия разных семантических рядов и разных стилистических плоскостей. Они соответствуют разным формам мышления. Предложение - вовсе не разновидность словосочетания, так как существуют слова-предложения. Словосочетание не имеет грамматических признаков, которые бы указывали на законченность сообщения. Словосочетание только в составе предложения и через предложение входит в систему средств сообщения, но оно так же, как слово, относится к средствам обозначения и является строительным материалом в процессе языкового общения".

Из такого понимания словосочетания следует, что не всякое объединение полнозначных слов является словосочетанием, а лишь такое, которое представляет собой "продукт семантического распространения слова", т.е. построено по правилам распространения слова. Следовательно, в теорию словосочетания включаются вопросы, связанные с выяснением грамматических отношений между компонентами сложного наименования, каким является словосочетание, и определением значения, которое выражается данным наименованием. Отсюда следует, что взаимоотношения подлежащего и сказуемого, взаимоотношения рядов слов, объединенных сочинительной связью (однородных членов), а также полупредикативные словосочетания, выражающие добавочное сообщение, целиком относятся к теории предложения и к проблемам словосочетания никакого отношения не имеют.

Нельзя не сказать, что существует и другая, полярная точка зрения, которая отражена в суждении о полном отрицании словосочетания как синтаксической единицы, однако дальнейшего развития эта точка зрения не получила.

Из сказанного следует, что проблемы, связанные со словосочетанием (их объем, границы, возможности сочетаемости лексических единиц и т.д.), не решены до конца и продолжают развиваться в современной лингвистике, однако в настоящее время господствующей точкой зрения на словосочетание остается точка зрения В.В. Виноградова.

Итак, мы опираемся на следующее основное определение словосочетания В.В. Виноградова: "... исторически сложившиеся в языке формы грамматического объединения двух или более знаменательных слов, лишенные основных признаков предложения, но создающие расчлененное обозначение единого понятия".

Поскольку синтаксические единицы иерархизированы, следует учитывать сходства и различия между ними:

1. Слово и словосочетание. Признаками, которые объединяют понятия слова и словосочетания, являются:

1) не являются коммуникативными единицами языка, входят в речь только в составе предложения;

2) не имеют предикативных значений, интонации сообщения;

3) выступают как номинативные средства языка, называя предметы, их признаки, действия;

4) имеют парадигму изменения.

Признаки различия проявляются в структуре и в значении: слово - лексическая единица, состоящая из морфем, словосочетание - синтаксическая единица, состоящая из 2-х и более знаменательных слов, объединенных под­чинительной связью.

Слово называет предметы и явления действительности в нерасчлененном виде. Оно может иметь большой набор потенциальных сем, который определяет количество возможных словосочетаний, где потенциальные семы уточняются и раскрываются

Например: писать письмо, писать красиво, писать ручкой, писать на доске,

писать другу; спать на диване, спать крепко, спать два часа и т.п.)

Словосочетания называют предметы и явления действительности в расчлененном виде, то есть имеют конкретное, развернутое наименование, не требующее дальнейшего уточнения. Эта особенность лишает данную единицу возможности иметь потенциальные семы

Например: обеденный стол, письменный стол, диетический стол, паспортный

стол и т. п.

2. Словосочетание и предложение. В соотношении понятий словосочетание и предложение основным признаком, различающим их, является наличие предикативности, модальности, синтаксического времени и интонаци­онной завершенности у предложения и отсутствие названных признаков у словосочетания. Предикативностью называется то, что «делает предложение предложением». Если сочетание словоформ является законченной, отдельной и независимой грамматически и интонационно частью текста, то это словосочетание обозначается как «предикативное».

Для словосочетания как единицы низшего уровня синтаксической системы целесообразно выделить следующие различительные (дифференциальные) признаки словосочетаний и предложений и учитывать их при анализе словосочетания:

1) грамматический - непредикативная единица;

2) функциональный - единица номинативного плана, выражающая единое, но расчлененное понятие о предметах, признаках, действиях;

3) структурный - конструкция, состоящая не менее чем из двух знаменательных слов, связанных подчинительной связью согласования, управле­ния, примыкания;

4) семантический - конструкция, в которой выражаются определенные синтаксические отношения между словами;

5) парадигматический - единица, представленная системой форм, опирающихся на формы главного, стержневого слова.

Классификация словосочетаний:

1. В зависимости от количества составляющих компонентов словосочетания делятся на простые и сложные.

Простые словосочетания состоят из двух полнозначных слов: загородная прогулка, синее небо, любить музыку.

К простым словосочетаниям относятся также те, которые включают аналитические формы слова: буду говорить откровенно, самое синее море; и те, в которых зависимый компонент есть синтаксическое или фразеологическое единство: человек низкого роста (= низкорослый), офицер с загорелым лицом (= загорелый), девушка шестнадцати лет (= шестнадцатилетняя), бежать сломя голову.

К типу простых словосочетаний близки сочетания с фразеологизированными глагольными элементами канцелярского или книжного характера: проявлять интерес к делу, вести борьбу с разгильдяйством. Их можно рассматривать как переходный тип между простыми и сложными сочетаниями.

Сложные словосочетания состоят из трех и более полнозначных слов и представляют собой различные комбинации простых словосочетаний или слова и словосочетания. Возможны некоторые обобщения таких комбинаций.

а). Простое словосочетание и зависимая от него отдельная словоформа:

Например: часто применяемый в клинике, кирпичный дом на окраине, красивое платье в горошек.

Особенность этих СС состоит в том, что зависимые словоформы не связаны в них грамматически, поэтому деление сложного СС на простые является вариативным.

б) Стержневое слово и зависимое от него простое словосочетание.

Например: здание с белыми колоннами, старик с седой бородой, скупая на цвета природа, вкусное на вид яблоко, иметь большое желание, близкая к окончанию работа, дерзкая на язык девочка.

Особенность строения этих словосочетаний состоит в том, что зависимая словоформа в зависимом простом словосочетании связана только с главным словом этого словосочетания и никакого отношения не имеет к стержневому слову всего словосочетания, поэтому допустим только один вариант членения: здание - с белыми колоннами, старик - с седой бородой и т.п.

в). Стержневое слово и две (и больше) зависимые словоформы, не образующие словосочетания (то есть не связанные друг с другом). Это некоторые глагольные словосочетания, в которых глагол способен распространяться двумя существительными.

Например: положить доски в ряд, вовлечь друзей в работу, превратить воду в пар, вбить гвоздь в стену, сшить пальто ребенку.

Подобные словосочетания, в отличие от первых двух групп, не являются продуктом соединения целых словосочетаний. Их образование объясняется лексико-грамматическими свойствами переходных глаголов: они способны распространяться несколькими предложно-падежными формами, то есть обнаруживают двойную синтаксическую связь.

Например: превратить воду и превратить в пар, вбить гвоздь и вбить в стену.

Такие словосочетание возможны и среди некоторых субстантивных: превращение воды в пар, вовлечение друзей в работу.

Наряду с трехсловными словосочетаниями могут образовываться четырех-, пятисловные и т.д. Важно, что они строятся всегда по одному принципу: распространения уже имеющихся слов в словосочетании простом или сложном трехсловном.

Например: готовый бороться - готовый бороться в одиночку; скупая на цвета природа - скупая на цвета северная природа, очень скупая на цвета северная природа.

Несмотря на большой объем таких словосочетаний, они не теряют своего семантико-грамматического единства, так принципы соединения составляющих их компонентов сохраняются: они опираются на принцип построения простых словосочетаний. Такие словосочетания иногда называются комбинированными.

Возможность построения сложных многословных словосочетаний отнюдь не свидетельствует о безграничности их объема. Усложнение простых словосочетаний ограничено рамками некоммуникативных объединений слов.

Следовательно, объем словосочетаний ограничен его грамматической природой, его качественным отличием от предложения.

2. В соответствии с морфолого-синтаксическими особенностями выделяют следующие лексико-грамматические типы словосочетаний: глагольные, именные, наречные.

а). Глагольные словосочетания имеют следующие модели:

Глагол + существительное или местоимение (с предлогом или без предлога): купить хлеба, обратиться к нему;

Глагол + инфинитив или деепричастие: просить приехать, сидеть задумавшись;

Глагол + наречие: поступать правильно, повторять дважды.

б). Именные словосочетания делятся на субстантивные, адъективные, с главным словом числительным и с главным словом местоимением.

Основные модели субстантивных словосочетаний:

Существительное +согласуемое слово: ясный день, мой мир;

Существительное + существительное: город в огнях, отрывок из поэмы;

Существительное + наречие: шаг вперед, лов зимой;

Существительное + инфинитив: готовность помочь, повод поговорить.

в) Основные модели адъективных словосочетаний:

Прилагательное + наречие: по-праздничному нарядный, едва слышный;

Прилагательное + существительное (местоимение): широкий в плечах, равнодушный ко всему;

Прилагательное + инфинитив: способный организовать, готовый со­противляться.

Последние типы словосочетаний с главным словом числительным и

с главным словом местоимением являются синтаксически несвободными и разнообразием моделей не отличаются: двое друзей, два товарища, некто в белом, что-нибудь особенное.

в). Словосочетания наречного типа (с предикативными и непредикативными наречиями) имеют 2 модели:

Наречие + наречие: по-летнему жарко, весьма вкусно;

Наречие + существительное: больно руку, высоко в горы, задолго до праздника.

3. В зависимости от степени спаянности компонентов, которая обусловлена полнотой выражения лексического значения, словосочетания могут быть свободными и несвободными.

Свободные словосочетания состоят из слов, сохраняющих свою самостоятельность в силу достаточной информативности. В предложении каждый компонент свободного словосочетания выполняет самостоятельную роль.

Компоненты свободных словосочетаний могут заменяться, поскольку синтаксические связи в них являются живыми и продуктивными:

Например: поздняя осень, ранняя..., холодная..., дождливая...; поздняя осень, ...

весна, ...любовь.

В то же время свободные словосочетания могут включать компоненты, имеющие ограниченную лексическую сочетаемость:

Например: слушать... и подслушать..., что отражается на количестве вариантов словосочетаний с одним и тем же словом.

Известно, что сочетаемость - одно из фундаментальных понятий языковой системы, поскольку отражает синтагматические свойства языковых единиц. Сочетаемость всегда связана с согласованием сем двух слов, которое позволяет раскрыть (актуализировать), с одной стороны, лексическую сущность данного словоупотребления, а с другой стороны, - синтаксические отношения в словосочетании. Категориальное значение слов предопределяет их синтаксическую сочетаемость вообще, например, существительные сочетаются с прилагательными, прилагательные - с наречием, глаголы - с существительным и т.д., а лексическое значение предопределяет количество возможных синтаксических сочетаний одной конкретной лексемы или группы лексем с одной ведущей семой.

Анализ словосочетаний с точки зрения особенностей сочетаемости в них лексем приводит к интересным выводам и результатам, которые позволяют выделять новые семантические разновидности словосочетаний в рамках известных синтаксических отношений, обнаруживать новые, не выделенные ранее, типы лексических единиц и т.д. Проблема семантической и синтаксической сочетаемости в языковой системе остается весьма интересной и актуальной.

Синтаксически несвободные словосочетания либо включают информативно недостаточные компоненты с лексически ослабленным значением, следствием чего является употребление всего словосочетания как единой лексико-синтаксической единицы, либо являются структурно нечленимыми в данном контексте:

В любом случае все словосочетание выполняет функцию одного члена предложения. В учебной литературе выделяются синтаксически несвободные словосочетания, которые не членятся в контексте на отдельные компоненты:

Сравните: "Два мальчика игралки "Я наблюдал за игрой двух мальчиков". "Мать с сыном отправились в лес" и Мать отправилась с сыном в магазин"; и фразеологически несвободные словосочетания, которые содержат информативно недостаточные компоненты и по значению равны одному слову:

Например: пуститься в рассуждения, иметь возможность, дать слово, спустя рукава и т. п.

Семантика словосочетаний. Словоформы, составляющие словосочетание, находятся в определенных синтаксических отношениях, которые строятся на основе взаимодействия лексических значений этих слов и их форм. Все многообразие этих отношений обобщенно сводится к следующим:

Атрибутивные синтаксические отношения существуют между предметом и признаком в широком смысле, отвечают на вопросы какой, чей, который, имеют место в именных словосочетаниях.

Объектные синтаксические отношения обозначают отношения между действием и предметом, отвечают на вопросы косвенных падежей, возможны в глагольных словосочетаниях и именных с отглагольными сущест­вительными или прилагательными.

Обстоятельственные синтаксические отношения обозначают отношения между действием и признаком, действием и состоянием, признаком и признаком, отвечают на вопросы собственно обстоятельственных наречий, возможны в глагольных и именных (с прилагательным) словосочетаниях. Семантические разновидности обстоятельственных синтаксических отношений аналогичны разрядам собственно обстоятельственных наречий.

Субъектные синтаксические отношения обнаруживаются в конструкциях со страдательным оборотом, в которых творительный падеж имени имеет значение субъекта, например: посаженный отцом, воспитанный няней, опрокинутый ветром и т.п.

Комплетивные синтаксические отношения возникают вследствие потребности некоторых слов иметь дополнительное (обязательное) смысловое уточнение, при этом зависимая словоформа восполняет информативно недостаточный стержневой компонент, например: слыть чудаком, назваться груздем, отличаться выносливостью, сделаться заметным и т.п.

Синтаксические отношения меры раскрывают внутренний количественный признак предметов, действий, состояний в стержневом компоненте, выраженном существительным или глаголом, в семном составе которых обя­зательна сема величины (количественная сема) измеряемого пространства, времени, веса, объема, стоимости (качественные семы) и т.д. Для синтаксических отношений меры обязательным является семантическое согласование качественно-количественных сем стержневого и зависимого компонентов.

Например: интервал в десять секунд, двухминутный интервал, небольшой интервал, два метра, десять часов, несколько тысяч рублей и т.п.

На уровне предложения синтаксические отношения меры проявляются в определении, сказуемом и обстоятельствах меры.

Синтаксические отношения степени являются субъективными и возникают между предметом и признаком в динамичном состоянии, между действием и признаком в динамичном состоянии, являются разновидностью ат­рибутивных (в широком смысле) и обстоятельственных синтаксических отношений

Сравните: невыносимые разочарования, обморочный восторг, огромный кот,

широченный мост, стремительно мчаться, невероятно разволноваться и т.п.

Итак, синтаксические отношения в словосочетании зависят от 1) общих лексико-грамматических свойств сочетающихся частей речи и их категориальных значений, 2) от лексического значения сочетающихся слов, 3) от кон­текста, более широкого, чем словосочетание.

При анализе словосочетания следует помнить, что словосочетание как синтаксическая единица существует в предложении и, характеризуя ее, нельзя не учитывать окружающего контекста, поскольку семантика словосочетания так же, как и слова, обусловлена не только внутренними семантическими отношениями между компонентами (для слова это есть словарное значение), но и внешними отношениями с другими словами в предложении, поэтому значение словосочетания должно специально уточняться.

Схема анализа словосочетания является традиционной:

1. Начальная форма (определяется по начальной форме стержневого компонента).

2. Структурный тип (простое, сложное, комбинированное).

3. Лексико-грамматический тип словосочетания, структурная схема (способ выражения главного и зависимого компонентов).

4. Тип по степени спаянности компонентов (свободное, несвободное; установить причину, по которой словосочетание является несвободным: информативная недостаточность стержневого компонента или структурная обусловленность).

5. Семантика словосочетания (определить синтаксические отношения между компонентами, используя метод вопросов; если вопрос невозможен, проанализировать набор основных сем в обоих компонентах и установить сему согласования; указать внутреннее и контекстное значение словосочетания).

6. Форма словосочетания (определить вид синтаксической связи, степень связи, способы выражения синтаксических отношений: форма компонентов в составе словосочетания, предлоги, порядок слов).

Предложение. В науке нет единого определения предложения, тем не менее, делаются попытки определить предложение в плане:

1) логическом - Ф.И. Буслаев указывал, что «суждение, выраженное словами, есть предложение»;

2) психологическом:- Д. Н. Овсянико-Куликовский давал следующее определение: «Предложение есть такое слово или такое упорядоченное сочетание слов, которое сопряжено с особым движением мысли, известным под именем «предицирования» («сказуемости»);

3) формально-грамматическом - Ф.Ф. Фортунатов рассматривал предложение как один из видов словосочетания. Он писал: «Среди грамма­тических словосочетаний, употребляющихся в полных предложениях в речи, господствующими являются в русском языке те именно словосочетания, ко­торые мы в праве назвать грамматическими предложениями, так как они заключают в себе, как части, грамматическое подлежащее и грамматическое сказуемое».

В качестве рабочего примем следующее определение: предложение - это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью, называющая не единич­ный предмет действительности, а некую ситуацию как связь предмета с действительностью.

По выражению французского синтаксиста Л. Теньера, предложение представляет собой «маленькую драму», которая включает в себя действие (обозначаемую сказуемым ситуацию), действующих лиц (актанты) и обстоятельства (сирконстанты). Помимо того, что каждый актант в каждой ситуации обладает некоторой присущей ему ролью, имеются также и «амплуа» - некие стандартные семантические роли, которые выступают в разных ситуациях. В число таких ролей входят:

Агенс - одушевленный инициатор действия, контролирующий его (мальчик бежит; мальчик ломает стол);

Пациенс - участник, сильнее остальных вовлеченный в ситуацию и претерпевающий в ней наиболее существенные изменения (мальчик падает; отец бьет мальчика);

Бенефактив - участник ситуации, чьи интересы в ней затронуты (даю книгу мальчику; хвалю мальчика);

Экспериенцер - носитель непроизвольного чувства или получатель информации при глаголах восприятия (мальчик видит; мальчику нравится);

Инструмент - неодушевленный объект, при помощи которого осуществляется действие (писать карандашом) и некоторые другие.

Синтаксическая организация предложения характеризуется двумя различными уровнями и предполагает два различных объекта исследования: структурная организация предложения, и его актуальное членение.

Синтаксическая структура предложения - это множество синтаксических связей данного предложения. Структурные схемы, синтаксические модели - это узаконенные в данном языке модели, по которым строятся предложения. Структурная схема - это образец, шаблон.

Центральной грамматической единицей синтаксиса является простое предложение. Это определяется тем, что простое предложение представляет собой элементарную единицу, предназначенную для передачи относительно законченной информации, обладающую такими свойствами, которые делают возможным отнесение сообщаемого в тот или иной временной план. Кроме того, простое предложение - основная единица, участвующая в формирова­нии сложного предложения и текста.

Простое предложение состоит из словосочетаний и словоформ, имеет собственные грамматические характеристики: 1) оно образуется по специальному грамматическому образцу; 2) обладает языковыми значениями, формальными характеристиками, интонационной оформленностью и способностью к изменению. Простое предложение так же, как и ранее изучаемые единицы языковой системы, входит в парадигматические отношения. Па­радигматические отношения - формальные изменения самой конструкции (частные проявления общего категориального значения), выраженные специальными средствами. Частные грамматические значения простого предложения выражаются знаменательными или служебными словами, синтаксическими частицами, порядком слов и интонацией.

Простое предложение входит в синтагматические отношения - члены простого предложения сочетаются друг с другом по определенным правилам.

Особенно сложна формальная и смысловая организация простого предложения. Каждое простое предложение построено по определенному формальному образцу, который называется предикативной основой или структурной схемой. Такие схемы являются абстракциями, отвлекаемыми от неограниченного множества конкретных предложений.

Сравните примеры: Ребенок веселится. Поезд идет. Мальчик читает. Предложения построены по образцу: имя существительное + спрягаемый глагол, выражающему отношения процессуального признака и его носителя в том или ином временном плане.

Работы прибавляется. Воды убывает. - Род.п. сущ. + гл. в ф. 3-го л. ед.ч. Схе­ма выражает отношения процессуального состояния и его носителя.

Зима. Ночь. - Им.п. сущ. - констатирует факт наличия.

Формы слов, организующие предикативную основу, называются компонентами структурной схемы, главными членами, предикативным центром.

Предикативность - отношение содержания предложения к действительности, т.е. является ли отражаемая действительность реальным фактом, находится ли действие в процессе или оно уже завершилось, кто является действующими лицами в предложении.

Так, структурная схема предложения обладает грамматическими свойствами, которые позволяют обозначить, что то, о чем сообщается, либо реально осуществля­ется во времени (настоящем, прошедшем, будущем), то есть имеет реальный временной план, либо мыслится как возможное, должное, желаемое, то есть имеет ирреальный план, или временную неопределенность.

Таким образом, понятие предикативности как абстрактной синтаксической категории складывается из понятий: структурная схема, временной план сообщаемого и реальность/ирреальность сообщаемого, глагольные грамматические категории времени, лица, наклонения, залога, вида и т.д..

Главным средством формирования предикативности является категория наклонения, с помощью которой сообщение предстает в аспекте реальность/ирреальность.

Представление о сущности предикативности (как и сам термин) не является однозначным. Наряду с концепцией В.В. Виноградова и его школы термином "предикативность" обозначают также свойство сказуемого как син­таксического члена двусоставного предложения. Понятие предикативности входит в состав понятий "предикативная связь", "предикативные отношения", которыми обозначают отношения, связывающие подлежащее и сказуемое, а также логического субъекта и предиката; в таком употреблении предикативность осмысляется уже не как категория наивысшей ступени абстракции (присущая модели предложения как таковой, предложению вообще, независимо от его состава), а как понятие, связанное с уровнем членения предложения, то есть с такими предложениями, в которых может быть выделено подлежащее и сказуемое.

Таким образом, важно различать эти понятия предикативности. При квалификации грамматического значения простого предложения термин "предикативность" понимается как синтаксическая категория.

Семантическая структура. Предложение совмещает в одной своей грамматической форме несколько значений разных ступеней абстракции. Во- первых, сам структурный образец простого предложения имеет отвлеченное значение, общее для всех предложений, так называемая предикативность. Значение предикативности, заложенное в образце, переносится в конкретное предложение и модифицируется в парадигме предложения, то есть в разных его синтаксических формах, выражающих значения реальности и ирреальности. Но в конкретных предложениях есть еще одно значение, идущее от компонентов предикативной основы и от их отношений + лексическое значение слов.

Например: Ученик пишет - субъект и его активное действие; Гром гремит - субъект и его наличие, существование; Светает - наличие бессубъектного действия; Много дел, мало радости - субъект и его количественный признак и т.д. Все сказанное имеет отношение к семантике структурной схемы или к семантической структуре предложения.

Таким образом, семантическая структура - это то его языковое значение, которое создается взаимодействием семантики структурной схемы и лексического значения слов.

Категориями семантической структуры является предикативный признак, субъект - носитель предикативного признака и объект; на уровне предложения эти значения уточняются и дифференцируются. Предложения, имеющие разную грамматическую организацию, но близкую семантическую структуру, в некоторых исследованиях рассматриваются как трансформы, то преобразования одного в другое, например:

Наступает вечер - Вечереет; Сын учится - Сын - учащийся.

Синтаксическими единицами принято называть устойчивые единства, обладающие определенной синтаксической структурой, значением и функцией.

Полный список синтаксических единиц приведен в «Грамматике русского литературного языка» (1980). К синтаксическим единицам относятся:

1) слово, словоформа;

2) словосочетание;

3) предикативная единица;

4) простое предложение;

5) сложное предложение;

6) сложное синтаксическое целое;

Кратко охарактеризуем каждую из этих единиц.

Слово – это представитель группы конкретных словоформ, обладающих тождественным лексическим значением.

Словоформа – конкретное употребление слова, конкретная реализация слова в речи. Форма слова – это прежде всего элемент словосочетания. Например, купить книгу, интересная книга. Однако роль и назначение её не ограничиваются этим. Словоформа может выступать в качестве «строительного элемента» не только словосочетания, но и в составе предложения, когда она распространяет само предложение или участвует в построении его основы, например: В лесу сыро; За окнами падает снег; Москва в праздничном убранстве. Из этого следует, что словоформа участвует в построении предложения либо непосредственно, либо через словосочетание.

Существование словоформы как единицы синтаксической подтверждается крайним случаем её функционирования, когда словоформа преобразуется в предложение, т.е. в единицу иного синтаксического уровня. Например: На пароходе, на пути из Палестины в Одессу. Среди палубных пассажиров – множество русских мужиков и баб (Бунин).

Словосочетание – это смысловое и грамматическое объединение двух или нескольких знаменательных слов или форм слов на основе подчинительной связи. Например: светлая аудитория, статья по лексикологии, человек среднего роста, читать вслух . Являясь, наряду со словом элементом построения предложения, словосочетание выступает в качестве одной из основных синтаксических единиц. Некоторые грамматисты (Ф.Ф. Фортунатов, М.Н. Петерсон) определяли синтаксис как учение о словосочетании.

Словосочетание – это синтаксическая единица докоммуникативного (допредложенческого) уровня, которая служит средством номинации.

Словосочетание строится по определенному образцу: существительное + согласуемое прилагательное, глагол + управляемая словоформа и т.д.

Компонентами словосочетания являются: 1) главное слово (или стержневое), т.е. слово грамматически независимое и 2) зависимое слово, которое формально подчиняется требованиям, исходящим от главного слова (письменный стол, ходить на работу, бегать босиком и др.).

Предикативная единица – это синтаксическое построение, в котором формально выражены объективная модальность и синтаксическое время, т.е. предикативность.



Рассмотрим два случая:

приезд отца – нельзя определить время и наклонение

Отец приехал – можно определить время (прош. вр.) и наклонение (изъявит.).

Объективная модальность – это отношение сообщаемого к реальной действительности.

– Отец приехал?

– Отец приехал.

Предикативная единица становится предложением, если приобретает коммуникативную функцию.

Предложение – это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью.

В понятие грамматической организации включается представление об основном признаке предложения как синтаксической единицы – предикативности.

Предикативность – это выражение языковыми средствами отношения содержания высказываемого к действительности (его реальность или нереальность, возможность или невозможность, необходимость или вероятность). Грамматическими средствами выражения предикативности являются категории времени, лица, наклонения и различные типы интонации (интонация сообщения, вопроса, побуждения и др.).

Существенным признаком предложения является модальность , так как, выражая свои мысли, чувства, волеизъявления, говорящий вместе с тем выражает и своё отношение к содержанию высказывания (его желательность или нежелательность, долженствование или условность и т.д.). Средствами выражения модальности являются: 1) категория наклонения (изъявительное, повелительное, сослагательное) и 2) особые лексико-грамматические средства (модальные глаголы, модальные слова и частицы).

Наконец, существенным признаком предложения, который, наряду с предикативностью и модальностью, отграничивает предложение от словосочетания, является интонация . Различаются интонации вопроса, сообщения, побуждения и т.д.

Таким образом, основными признаками предложения являются предикативность (отношение содержания предложения к действительности), модальность (отношение говорящего к высказываемому), интонационная оформленность и относительная смысловая законченность.

Простое предложение является основной центральной синтаксической единицей. Оно имеет в своем составе одну предикативную единицу.

Сложное предложение – предложение, имеющее в своем составе две или несколько предикативных единиц, образующих в смысловом, конструктивном и интонационном отношении единое целое.

Сложное синтаксическое целое, или межфразовое единство , – это сочетание нескольких предложений в тексте, характеризующееся относительной завершенностью темы (микротемы), смысловой и синтаксической спаянностью компонентов.

Текст – организованный на основе языковых связей и отношений отрезок речи, содержательно объединяющий синтаксические единицы в некое целое.

Три аспекта синтаксиса

Синтаксис – «строй, составление». Цель изучения: перепроверить себя, понимать взаимосвязь слов, ощутить, как происходит сцепления слов и предложений на уровне текста. Предметом синтаксиса является связь . Синтаксис изучает способность слов сочетаться. Синтагматические возможности слова. Словосочетание и предложение.

Промокшими туфлями шурша по снегу, я прошел несколько шагов и все поглядывал на темный дом справа.

Структурный аспект – как выражен предикативный центр предложения. Предикативный – главные члены предложения.

Семантический синтаксис – модальность: диктум (непосредственная ситуация) и модус (возможное действие, которое, теоретически, может случиться).

Слово как синтаксическая единица должно рассматриваться с одной стороны как независимое, доминирующее, и слово в позиции зависимости, подчиненности. Дом новый/старый – доминирующее. Дом отдыха, культуры, престарелых, для гостей, на перекрестке – доминирующее. О доме думать, мечтать, скучать, тосковать – «о» - ментальное действие. К дому подъезжать, подходить, подбегать. Путь к дому, тропинка к дому, привязанность к дому. Синтаксис начинается со слова, а не со словосочетание. Синтаксис слова – синтаксис всех потенциальных возможностей использования слова. Координация – связь подлежащего со сказуемым.

Словосочетание – связь двух слов на основе подчинения. Не все ученые выделяют синтаксис как единицу. Простейшее расширение слова. Слово выполняет номинативную функцию, словосочетание тоже, но уже называет что-то. Слово представляет собой номинативную единицу .

Предложение

Простое предложение – центральная единица синтаксиса, именно оно служит основой для сложного предложения и для целого текста, любое предложение может быть развернуто в целый текст. Предложение – то, благодаря чему выражается законченная мысль. Предложение – не номинативная единица. Предложение – предикативная единица . Предикативность – время и модальность. В рамках предложения можно говорить о действии как реальном и ирреальном, времени. В любом предложении нужно найти следы этого времени и этой модальности – глагол (как естественный способ выражения времени и модальности).

Сложное предложение. Связано с простым предложением, нужно искать то, как они связаны и в какие отношения вступают (равноправные или нет).

Сверхразовые действа или сложное синтаксическое целое. Можно обнаружить все виды связей (так считается). Единица связного текста. Единица индивидуального авторского стиля – автор нарабатывает это.

Синтаксис не является чем-то внешним, каким-то строем. Главное – значение и смысл, которые передает определенная синтаксическая конструкция. Смысл заложен в самом слове. Любая языковая единица представляет собой знак. Синтаксические связи – план выражения. Синтаксические конструкции могут быть синонимичны.

Продолжать спор было бесполезно.

Продолжение спора было бесполезно.

Продолжение спора было бесполезным.

2 и 3 – варианты, одна и та же синонимическая конструкция. А 1 по отношению к ним – односоставное предложение, «бесполезно» здесь – слово категории состояния. 1 – синонимическая конструкция.

(1) Ей пробовали рассказать, (2) что (союзное слово) говорил доктор, (3) но (союз) оказалось, (4) что хотя (союз) доктор и говорил очень складно и долго, (5) никак нельзя было передать того (коррелят), (6) что он сказал.

[глагол – вопрос «о чем?» к придаточной изъяснительной части], (что…), [ , (что, (хотя), того), (что).

1 Мама волновалась и сердилась, 2 но отец сказал, 3 что ничего нет страшного, 4 что меня трудно испортить 5 и что он предпочитает, 6 чтобы я дружил с этими обездоленными людьми, а не с сыновьями киевских купцов и чиновников.

Но , (что …), (что…), (что…) и (что…), (чтобы…).

1 Так как разговор, 2 который путешественники вели между собой, был не очень интересен для читателя, 3 то сделаем лучше, 4 если скажем что-нибудь о самом Ноздреве, 5 которому, может быть, доведется сыграть не вовсе последнюю роль в нашей поэме.

(так как, (который), …), [ (вопрос к первой части – «почему?») ], (если… Ноздрев),

[Вспомните], (что писатели, (которых мы называем вечными или просто хорошими), и которые пьянят нас), имеют общий и весьма важный признак: [они куда-то идут и вас зовут туда же], и [вы чувствуете не умом, а всем существом], (что у них есть какая-то цель), (как у тени отца Гамлета), (которая недавно приходила и тревожила воображение).

1 Обломов хотя и прожил жизнь 2 в кругу всезнающей, давно решившей все жизненные вопросы, ни во что не верующей и все холодно и мудро анализирующей молодежи, 3 но в душе его теплилась вера в дружбу, любовь, людскую честь; 4 и сколько ни ошибался он в людях, сколько бы ни ошибся еще, 5 страдало его сердце, 6 но ни разу не пошатнулось основание добра и веры в него.

Я думаю, что безумный темп и стресс американской жизни делает книги Диккенса почти целебными: они восхитительно неторопливы, в них (детерминант) даже зло имеет свою смешную сторону, в них бедность уютна, несчастья преодолимы и каждая маленькая жизнь бесценна.

Синтаксические связи и средства выражения

1. Слово + форма слова = словосочетание. Главное слово может стоять в любой своей форме, а зависимое – только в одной.

2. Словосочетание + форма = сложное словосочетание.

3. Форма + форма. И. п. требует от глагола личной форма, личная форма требует от существительного именительного падежа.

5. Слово + зависящее от него простое предложение. Дом, в котором живет читатель.

6. Форма + простое предложение. Такая конструкция возможна, но не типична. «Мне понравился водопад, и что около него проходил медведь».

7. Простое предложение + сложное предложение. Усложненные структуры. «Когда мы вышли из кинотеатра, было сыро, но дождь уже не шел».

8. Сложное предложение + сложное предложение. В рамках сочинительной связи могут формироваться открытые и закрытые ряды. Значит, будет вопрос: открытая или закрытая структура. И скучно, и грустно, и тоскливо – открытый ряд (можно продолжать до бесконечности). Противительные союзы будут давать закрытый ряд. Наши коллеги согласились с доводами, мы же нашли их неубедительными (закрытый ряд).

Подчинительная связь

Средствами ее выражения будут формы зависимого компонента (окончание + предлог). Подчинительная связь описывается с двух позиций. Предсказуемая и непредсказуемая. Предсказуемая связь предопределяет строго определенную форму зависимого компонента. Большинство глаголов русского языка обладают предсказуемой связью. Рассказывать с увлечением, взахлеб – связь непредсказуемая.

Обязательная и необязательная подчинительная связь. Есть часть слов, которые обладают обязательной связью, вне этого расширения они не способны выделить мысль. «Дом находится.» - «находится» обладает обязательной связью. В обязательной связи главный компонент требует расширение. В необязательной может как требовать, так и не требовать расширение.

Три аспекта синтаксических исследований

Три возможных взгляда на синтаксис.

Возможны начиная только с предложения. Минимальная коммуникативная единица – предложение. 1. Формальный (структурный) аспект, 2. Семантический, 3. Коммуникативный. Аспект – взгляд, с которого мы смотрим на что-то, закрывая глаза на все остальное.

1. Формальный. Как передается мысль – смотреть на форму. Ищем подлежащее и сказуемое. Занимается предложением.

2. Семантический. Содержание – что передается. Ищем субъект и предикат. Занимается пропозициями. Пропозиция – представление о ситуации.

3. Коммуникативный. На значение – для чего именно так передается. Членим предложения на тему и рему. Тема – то, что уже известно, рема – новое, что мы сообщаем об известном. Единица такого синтаксиса – высказывание.

Предложение может иметь параллельное членение – «птица летает». Птица – подлежащее, субъект, тема, все сразу.

Ему весело – субъект и предикат. Но еще тема и рема. Нет подлежащего, только сказуемое. Субъект мысли выражен дательным падежом, а не именительным.

Словосочетание

Образуется в результате расширения слова. В основе лежит подчинение одного знаменательного слова другому. Базовым (стержневым) компонентом является то, которое расширяется. Словосочетание существует только внутри предложения. Компонент – часть номинативной единицы. Словоформа может быть членом предложения, но не будет компонентом словосочетания. Общий второстепенный член – детерминант, относится ко всей грамматической основе. Словосочетание может быть сложным и распространяться очень широко. Известная картина – широко известная картинка – широко известная картина популярного художника + эпохи Возрождения. Грамматическое устройство словосочетания – слово + форма слова. Главное слово может стоять во всех своих формах, а зависимое – только в той, которую предсказывает главное. Отношения односторонней зависимости.

Значение – семантические отношения, которые возникают между единицами. Пять типов грамматических отношений:

1. Определительные. Читающий мальчик, послушный студент.

2. Обстоятельственные. Ехать быстро, сильно устать. + времени, места, причины, цели.

3. Объектные. Зависимый объект всегда обозначает объект, на который направлено действие. Предмет приложения признака. Могут быть двух подтипов. Писать письмо (есть объект). Приложение признака – готовы к (чему?) восприятию, полон (чего?) надежд.

4. Субъектные. Зависимое слово обозначает производителя действия или носителя признака. Приказ ректора, приезд отца. Синева моря – море синее.

5. Восполняющие либо комплетивные. Тот случай, когда зависимый компонент восполняет недостаток информации в главном компоненте. Когда главное слово – числительное или слово со значением количества. Два студента, два друга, два мероприятия, масса вещества, людей; слыть чудаком. Если комплетивные отношения, то управление всегда сильное .

6. Атрибутивные отношения: какой, какие.

За пять лет работы в тылу врага у нее выработалась привычка подмечать такие мелочи, которым в обычное время люди не придают значения.

Он шел окруженный льнущими к нему людьми. Льнущими к нему – сильное управление.

Площадь, вернее сказать пустырь, подлежащий застройке, казалась необитаемой.

Отношения могут пересекаться. Объектные и комплетивные; обстоятельственные, определительные и комплетивные.

Что не является словосочетанием:

1. Подлежащее и сказуемое

2. Сочетания слов на основе сочинительной связи (сочинительного союза)

3. То, что называется осложненной формой простого глагольного сказуемого: пойду поговорю.

4. На основе повтора: месяц за месяцем, стоит медведь медведем.

5. Особые связи возникают когда есть главное слово и прикрепляющийся к нему причастный или деепричастный оборот: глаза полные сочувствия. Эти связи – полупредикативные. Предикат – сказуемое. Полупредикативные могут преобразовываться в полные сказуемые. Глаза были полными сочувствия.

6. Детерминанты не являются словосочетаниями.

7. Двунаправленная связь. Он помнил отца молодым. Непонятно, к чему относится «молодым»: оно может относиться к двум словам.

Раньше я не видел ее растерянной и тем более плачущей. Это и есть детерминанта. Не видел ее – единственное словосочетание в этом предложении.

Пояснительная и присоединительная связь тоже не может быть словосочетанием.

Страдательный залог – газоны истоптаны отдыхающими. Тоже не словосочетание.

Свободные и несвободные словосочетания. Между ними живые синтаксические связи. Иногда связь может быть очень ограниченной – фразеологизмы (фразеологически несвободные словосочетания). Синтаксически несвободные. Их главный признак – нечленимость предложения. Видим человека крепкого телосложения. Зависимый компонент – один член предложения: человека крепкого телосложения.

Каждый главный компонент относится к какой-то части речи. Лексико-грамматические типы словосочетаний:

1. Глагольный. Главное слово – глагол, зависимым может быть существительное (или его форма) или наречие. Принимать гостей, дирижировать оркестром, скрыться за углом, приехать за дипломом, учиться в университете. Предлог чаще всего означает то, что связи немного размываются. Может быть инфинитив: может победить, попросили помочь, поручили проверить. У инфинитива объектная функция. Присели отдохнуть, пришли поговорить.

2. Субстантивные случаи. Главное слово – существительное. Атрибутивные (определительные) отношения: мое призвание, дружеские встречи, семидесятый год. Если зависимым словом будет существительное: показания свидетелей – субъектное отношение. Чувство тоски – определительные отношения. Возмущения произволом – объектные отношения. Зависимым может быть инфинитив: намерение встретиться, обещание приехать. Зависимым также может быть наречие: кофе по-ирландски (определительные). Езда шагом, прогулка верхом.

3. Адъективные случаи. Главное слово – прилагательное. Всем управляет компоратив – сравнительная степень. Довольный результатами, сытый по горло, скупой на похвалы. Зависимым может быть не только существительное, но и наречие: вызывающе грубый. В роли главных компонентов всегда краткое предложение: рад помочь, способен оценить.

4. Адвербиальные случаи. Главное слово – наречие. Наречие + наречие: совершенно невпопад. Когда наречие может управлять существительным: когда наречие будет стоять в сравнительной степени – он сегодня выглядит мрачнее тучи (мрачнее – наречие); относится к проблеме ответственнее других (ответственнее – наречие). Вести машину неуверенно из-за плохой видимости. Располагаться рядом с нами, недалеко от платформы.

5. Местоименные словосочетания. Некто в темных очках, произошло нечто неприятное; кто-то из нас, некто из наших знакомых.

Виды подчинительной связи: есть согласование, управление и примыкание.

Согласование – такая связь, при которой зависимый компонент полностью уподобляется главному в своих общих грамматических категориях. Уподобление в роде, числе и падеже. Кто-то незнакомый, что-то непонятное. Местоименное словосочетание. «Кто-то» диктует форму мужского рода единственного числа. Количественное числительное – дом с тремя окнами, на семи ветрах – все будет согласованием, главным компонентом является существительное, а числительное подчиняется главному. Но если именительный падеж, то управляющим словом будет числительное: семь ветров, два окна, три билета.

Управление – классический случай. Главное слово стоит во всех формах, а зависимый подчиняется ей. Часто зависимым будет существительное. Если связь обязательная или предсказующая, то перед нами будет сильное управление. Это значит, что грамматические и лексические свойства главного слова таковы, что требуют очень определенного расширения. Писать письмо, читать статью. Перейти через дорогу, выйти из леса – сильное управление, предсказующая связь. Слабое управление – второй объект, который есть у глагола: ранить человека в руку/ногу/голову. Это необязательная связь. Для сильного управления свойственны объектные и комплитивные отношения. К слабому относятся субъектные и часть объектных отношений. Возникают оттенки определительных отношений. Именное примыкание – зависимое слово похоже по функциям на наречие: придти под вечер, дым колечками. Слово «освобождение» - главный компонент: освобождение города – сильное управление. Освобождение города армией – слабое управление, субъектная связь. Освобождение города третьего июля – именное примыкание.

Простое предложение

В структурном аспекте предложение абсолютно самодостаточно.

В коммуникативном важна ситуация, в которой предложение функционирует.

Формальный синтаксис – любое предложение является реализацией своей структурной схемы.

Ночь тиха, боец ранен, студенты готовы к зачету – реализация схемы «существительное в первом падеже – вокула – глагол в личной форме – прилагательное». Курить воспрещается, а подумать не мешало бы. Его расстроили, во время еды не разговаривают. Глагол третьего лица (или прошедшего времени) множественного числа.

В академической грамматике изложен именно этот аспект.

Идет дождь; дует ветер. Нечленимое предложение, однокомпонентное. Нечленимый предикат. Дождит, ветрит – то же самое. В значении любого предложения, я в отличие от словосочетания, разграничивают содержание предложения на небольшие части. Диктум и модус. Непосредственная ситуация, которую описывает предложение – диктум. Модус – человеческая перспектива, в которой высказывается все, это оценка выражения чувства, воли, намерения. Вот бы поскорее наступило воскресенье. Диктумная часть – «воскресенье наступает». Модусная часть – человеческая перспектива, признание того, что пока еще не воскресенье, все отнесено на будущее, выраженное здесь желание, чтобы оно наступило как можно быстрее. Само утверждение факта как произошедшего или происходящего – модальная часть высказывания. Принято выделять объективную и субъективную модальность. Объективная модальность выражена всегда, действие описывается как реальное или нереальное. Если реальное, нужна привязка ко времени. Она выражена интонацией, модальными прилагательными и глаголами (я хочу, чтобы наступило воскресенье). Явные способы выражения модальности. Есть и более скрытые, приглушенные.

Предикаты – центры предложений, от его семантики зависит то, каким будет предложение. Актант – участник ситуации. Первый актант – субъект. Покупать – я покупаю что-то у кого-то. Чтобы семантически описать любое предложение, нужно отделить диктум от модуса, затем описывать предикат.

Коммуникативная перспектива.

Членение на тему и рему – актуальное членение предложения. Предложил это Матезиус. Решающую роль играет контекст. В некоторых предложениях представлена только рема, тема будет «нулевой». Любые констатации фактов. В таких предложениях сначала идет глагол, а потом существительное – обратный порядок слов.

Матери понравилась картина. Мать и картина – тема, известное. Что-то новое будет в глаголе – «понравилась».

Членение предложения

Членить нужно по смыслу и форме – это при идеальном раскладе. При членении стараются формальный и семантический критерий. Предикативное ядро. Сказуемое – выразитель предикативности, то, что выражает время и модальность. Согласуется с подлежащим. Две типологии сказуемых: по составу (простые и составные), по морфологическому выражению (глагольными и именными). Не существует простых именных, потому как для выражения предикативности нужен глагол.

Простое глагольное. Может быть любая глагольная форма. Нетипичные формы простого глагольного сказуемого: кто-то как закричит (добавление частицы, выражение неожиданности действия), еду-еду, никак не доеду, смотрит – не насмотрится – простые глагольные сказуемые.

Составное глагольное сказуемое. Представляет собой единство двух форм. Спрягаемый глагол + инфинитив. Семантика инфинитива определяет то, что сообщается. Только субъектный инфинитив включается в сказуемое . Это должен быть модальный глагол: я хочу помочь, я надеюсь помочь. Хотеть и надеяться – модусы.

Составное именное сказуемое. Оно всегда составное. В этом типе сказуемого основное содержание выражено именной частью. Все грамматические вещи, которые должно выразить сказуемое, выражено связкой. Связка + присвязочная часть . Виды связок: 1) отвлеченная (быть), 2) нулевой (не выражена), 3) полузнаменательная (у глагола есть какое-то значение, но сами по себе эти глаголы не могут быть сказуемыми). В знаменательной связке чаще всего будет глагол движения, пребывания состояния, основное значение все равно будет выражено именем.

Односоставные предложения. В случае односоставных предложений нет членения на подлежащее и сказуемое. Есть только главный член односоставного предложения. Считается, что в нем предикативный центр просто не разделен, а сосредоточен в одной форме.

Типология предложения

По целевому назначению (по тому, с какой целью строится предложение: сообщить или получить информацию) выделяются повествовательные и вопросительные предложения. Вопросительные делятся на собственно вопросительные, вопросительно-риторические (в виде вопроса передают информацию), вопросительно-побудительные. Отличные интонации, изменения словопорядка, употребление местоимений и частиц – различия между разными типами предложений.

Побудительные предложения. Иногда их рассматривают как часть повествовательных. Отличия в самом характере информации, она будет рассчитана на ответную реакцию. Членение всех предложений на восклицательные и невосклицательные, дополнительная эмоциональная окраска.

По модальному качеству (отношению говорящего к сообщаемому) предложения делятся на объективно-повествовательные и субъективно-повествовательные. В объективно-повествовательных модальность отдельно не выражена, выражается с помощью глагольной формы. Субъективно-повествовательные делятся на пожелательные и побудительные. В основе такого предложения будет лежать какая-то эмбриальная модальность. Пожелательное: местоимение первого лица и сослагательное наклонение – я почитал бы эту книгу; ты почитай эту книгу; пусть он почитает эту книгу.

Утвердительные и отрицательные. Они могут выражаться с разной степенью категоричности. Общеотрицательные и частноотрицательные. Общеотрицательные – «не» перед глаголом: он не делал этого. Частноотрицательные – «не» стоит в других местах: не он сделал это.

По структуре все предложения делятся на простые и сложные. Простые являются монопредикативными, сложные – полипредикативными.

Простое предложение: членимое или нечленимое. Членимые делятся на односоставные и двусоставные. Рассматриваются как полные или неполные, распространенные или нераспространенные.

Похожие публикации