Энциклопедия пожаробезопасности

Язык – зеркало культуры человека. Речевая культура – зеркало духовной культуры Речевая культура человека зеркало его души

Семинар-практикум.

Речевая культура человека - зеркало его духовной культуры .

Цель:

    Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевой культуры;

    Расширение знаний о значении соблюдения вопитателями норм литературного языка;

    Повышение компетентности в области культуры речевого общения в целом.

Задачи:

    Расширить представление о речевой культуре воспитателя, как основного инструмента культуры в целом;

    Осветить содержание деятельности педагога, компоненты и требования к его профессиональной речи;

    Раскрыть значение культуры речи воспитателя на формирование речи детей дошкольного возраста;

    Помочь совершенствовать владение нормами литературного языка. Убедить в необходимости регулировать свое речевое поведение в общении с дошкольниками и другими людьми;

    Вызвать чувственный отклик и активное участие воспитатей в обсуждении вопросов по рассматриваемой теме.

Речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.

Говорящему необходимо иметь достаточный запас слов, чтобы выражать свои мысли четко и ясно.. важно постоянно заботиться о расширении этого запаса, стараться использовать богатства родного языка.

Каким должен быть словарный запас одного человека? 7-9 тыс. разных слов, по подсчетам других 11-13 тыс. слов. Например, А. С. Пушкин употребил в своих произведениях и письмах более 211 тыс. слов, причем половину этих слов он употребил только по одному или два раза. Это свидетельствует об исключительном богатстве словаря гениального поэта. А у некоторых людей запас слов бывает чрезвычайно беден. Недаром И. Ильф и Е. Петров в знаменитых «двенадцати стульях» высмеяли Эллочку-«людоедку», которая обходилась всего тридцатью словами.1год -20 слов, 6лет- 5тыс. слов.

За 20 лет грамотность упала на 30%.Люди больше общаются с компьютерами, чем с детьми.

    Примеры из жизненных ситуаций

Язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

Речевая функция не дается с рождения, а может формироваться только в речевой среде (Маугли). Ребенок проходит все этапы развития речи: издает звуки, слоги, слова…

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

Что такое «культура речи»?

Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”. Слайд 2

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз , но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".

Именно поэтому, к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении .

А.И. Максаков, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, уделяли особое внимание созданию развивающей речевой среды в детском саду как фактору развития речи детей".

Без языка невозможны жизнь человека, людей, общества. Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться - учиться упорно и терпеливо. Это поможет вам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мыслей.

Примеры из жизненных ситуаций.

слайд

Речь должна быть : правильной, точной, логичной, чистой, выразительной, богатой, уместной.

Слайд. Характерными чертами языковых норм являются:

    • относительная устойчивость;

      распространённость;

      общеупотребительность;

      общеобязательность;

      соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.

Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных , . Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций - культурную.

Динамичность развития языка и изменчивость норм.

Постоянное развитие языка ведёт к изменению литературных норм. То, что было нормой в прошлом столетии и даже 15-20 лет назад сегодня может стать отклонением от неё. В (1935-1940) слова з акусочная, игрушечный, булочная, будничный, нарочно, порядочно, сливочный, яблочный, яичница произносились со звуками [шн]. По данным Орфоэпического словаря русского языка 1983 года такое произношение в качестве единственной (строго обязательной) нормы сохранилось только в словах нарочно, яичница . В словах булочная, порядочно наряду с традиционным произношением [шн] признано допустимым новое произношение [чн]. В словах будничный, яблочный новое произношение рекомендуется в качестве основного варианта, а старое допускается в качестве возможного варианта. В слове сливочный произношение [шн] признаётся хотя и допустимым, но устаревшим вариантом, а в словах закусочная, игрушечный новое произношение [чн] стало единственно возможным нормативным вариантом.

Крыжовниковое варенье – крыжовенное, грушевое, сливовое… на этом примере видно, что в истории литературного языка возможны:

Слайд.

сохранение старой нормы;

конкуренция двух вариантов, при которой словари рекомендуют традиционный вариант;

конкуренция вариантов, при которой словари рекомендуют новый вариант;

утверждение нового варианта в качестве единственно нормативного.

В истории языка изменяются не только орфоэпические, но и все другие нормы.
Пример.
Абитуриент. Выпускник.

Изменяются и грамматические формы Зало, зала. Георгина, рояля – ж. р. сейчас м. р..

В 19 веке мы ходили на театр, но в концерт. Ездили на Украину, но в Москву. Сейчас в Украину.

Однако ошибка ошибке рознь. Иной раз сделаешь неправильное ударение в слове, а никто и не заметит! Но есть ошибки «страшные»! Пример из книги Чуковского «Живой как жизнь».

Глаголы – ляжь, едь, езжай, ложте - не существуют.

Фильм «Доживём до понедельника»? «Я им говорю, не ложьте! А они все ложат и ложат!» – «Таисия Ивановна! Голубушка! Нет такого глагола в русском языке!»

80 процентов жителей России продолжают употреблять этот глагол неверно?

Про носки надо говорить «носков», а про чулки – «чулок». Но пожалуй, на первом в данном случае непочётном месте стоит неправильное ударение в словах «звонИт», «звонЯт».

Фольга - фОльга

Работа в группе «Исправь ошибки»

Слайд.

Дети одели шубы, шапки и отправились гулять.

Мы с детьми сели в автобус и нас попросили оплатить за проезд.

Я прийду завтра в детский сад.

Мы были на дне рождении у Оли и ели язык.

Он полный невежа в вопросах искусства

Слайд

Дети надели шубы, шапки и отправились гулять.

Мы с детьми сели в автобус и нас попросили оплатить проезд.

Я приду завтра в детский сад.

Мы были на дне рождения у Оли и ели вкусный язык

Ударение – самая сложная для усвоения область русского языка .

Слайд

Русское ударение характеризуется разноместностью и подвижностью.

4 процента слов с неподвижным ударением тоже вызывают трудности. К ним относятся, например, такие слова: грАбли, Ясли, Туфли

бл"aга – бл"aгам, бл"aгами, о бл"aгах…

петля – п"eтлю, п"eтлей, о п"eтле…

догов"oр – догов"oра, о догов"oре…

Кроме того, ударение порой в корне меняет значение слова. Загадку: Слайд.

Мы – для пильщиков подставка,

Мы – для кучера сиденье.

Но попробуйте поставьте

Нам другое ударенье!

Осторожней будьте с нами:

Можем забодать рогами.

Песня «Русский язык»

Слайд.

Работа в группах «Поставь ударение»

Слайд

Звонит

Банты

Баловать

Мышление

Ненормированный

Маркетинг

Обеспечение

Кухонный

Плесневеть

Творог

Долбит

Каталог

Деньгами

Торты.

звонИть

бАнты

баловАть

мылЕние

ненормирОванный

мАркетинг

обеспЕчение

кУхонный

плЕсневеть

твОрОг

долбИт

каталОг

деньгАми

тОрты

БалОванный

Масло масляное

Каждое слово в родном языке – на вес золота! И всё-таки некоторые слова в нашей речи порой становятся лишними!

Слайд

Основные принципы

Продублировать дважды

Свободная вакансия

Реальный факт

Ценный раритет

Панацея от всех болезней

Процесс пошел

Высший предел

Памятный сувенир

Ведущий лидер

Прогрессировать вперед

Хронометраж времени

Биография жизни

Хорошая погода

Вечерняя серенада !

Иностранные слова.

Восприятие чужих слов , а особливо без необходимости, есть не обогащение, а порча языка.

Слайд.

М.Зощенко «Обезьяний язык» Прослушиваем ауди.

Слайд.

Модные слова.

Слайд.

Пример. Роман «Война и мир». (Модное слово – грипп).

Слайд.

Что означают употребляемые нами в запальчивости слова ?

Слайд.

Зараза.

Ты отказала мне два раза,

«Не хочу!» – сказала ты,

Вот такая вот зараза девушка моей мечты!

Девушка его мечты, наверное, обиделась на слово «зараза» 250 лет назад. А зря! Синоним - «прелести» и «очарования».

В доказательство я приведу две стихотворные строчки поэта XVIII века:

С Сореной мне расстаться!

Не зреть её очей! Не зреть её зараз?!

Очевидно, «заразить» означало «сразить наповал» – в данном случае, видимо, красотой!

Идиот – непохожий на других

Из какого фильма этот трек. Аудио прослушать.

Слайд. Мымра.

мымрить – безвылазно сидеть дома». Может быть, «мымра» – это тоже комплимент, означающий, что женщина домовита, хорошая хозяйка? Но нет! «Мымрой» стали называть нелюдимого, скучного, угрюмого человека – чаще всего женщина.

Позор. . В былые времена оно означало «спектакль», и ничего больше. А слово «позорищный» – «к спектаклю относящийся». Позже слово «позор» приобрело более общее значение и стало синонимом слова «зрелище».

слайд

Недостатки в речи воспитателя:

    насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;

    использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;

    частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»);

    копирование речи малышей, «сюсюканье»;

    использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т.д.

    нечёткое артикулирование звуков в процессе речи;

    побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся («что» вместо «што»; «его» вместо «ево»);

    произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;

    неправильное ударение в словах;

    монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;

ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми.

К речи воспитателя предъявляются следующие требования:

    правильно произносить все звуки родного языка;

    чётко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;

    строго придерживаться в речи орфоэпических норм правильно ставить ударения в словах;

    использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы);

    в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;

    связно, в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учётом возраста ребёнка и уровня его речевого развития;

использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.

Итог:

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.
И. С. Тургенев

Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: приблизительно,неточно,неверно.
А.Н. Толстой

Ковалева Ирина Владимировна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ РО " ЗСХТ имени Бабаевского П.А."
Населённый пункт: п.Зимовники Ростовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Речевая культура человека - зеркало его души
Дата публикации: 01.04.2016
Раздел: среднее профессиональное

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЗИМОВНИКОВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ

ИМЕНИ БАБАЕВСКОГО П. А.»

РАЗРАБОТКА УРОКА

(как части педагогического проекта)

на тему:

« Речевая культура человека – зеркало его души»

Разработала:

преподаватель русского языка и литературы И.В.Ковалева

Зимовники, 2016г.

Тема урока: « Речевая культура человека – зеркало его духовной

культуры» (В.Сухомлинский)

Цели урока:
1. Совершенствовать культуру речи; уметь аргументировать свой ответ на высказывания о культуре речи; 2. Использовать знания по орфоэпии; 3. Продемонстрировать навыки правильного словоупотребления; 4. Развивать системное мышление.
Оборудование:
1. Карточки с заданием по орфоэпии, лексике; 2. Рисунки, таблицы для оформления доски; 3. Презентация по теме урока.
ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Преподаватель:
Добрый день ребята. Меня зовут Ирина Владимировна. Сегодня мы с вами постараемся помочь мне в реализации интересного проекта и подтвердить или опровергнуть, выдвинутую молодёжью гипотезу, что успешному человеку, наживающему материальные ценности не обязательно правильно говорить. Для этого разделимся на 2 команды, чтобы за короткое время успеть реализовать наши цели; они выведены на экране. (Совершенствовать культуру речи, уметь выстроить свой ответ, использовать знания по орфоэпии и лексике, учиться развивать системное мышление). На столах у вас
карточки – задания, а в голове, надеюсь, прочные знания!
Итак. Перед нами успешный молодой человек и мы постараемся доказать, что наша тема к нему имеет непосредственное значение.. или нет.
Основная часть
:
1. Работа над эпиграфами урока.
(На экране высказывания о значении слова) - Ребята найдите ключевые слова в этих выражениях. - О чем говорят пословицы? - Найдите и зачитайте слова, относящиеся к сегодняшнему времени.
2.
Проведение имитационной игры. (
Слушателям дается небольшая контрольная диагностическая работа по орфоэпии). Ребята, предлагается принять участие в
ролевой игре «Диктор». (Слайд)
(Первые 6 предложений читает 1 команда. С 7-12 – 2 команда)
Работа по орфоэпии.
1. В бассейн начала поступать вода. 2.Эти сапоги красивее и удобнее. 3.Мусоропровод был вовремя исправлен. 4.Новая программа была принята и утверждена за короткий срок. 5. Договор облегчит товарообмен между обеими странами. 6. Не балуйся! 7.Орган – музыкальный инструмент. 8.Задание первого квартала выполнено. 9.Мы позвоним вам завтра. 10.Принято решение премировать отличившихся. 11.Наша цель близка. 12.Ответы верны. Исходя из возникших затруднений выбираются слова для орфоэпической разминки – скандирования (каждое слово произносится не менее трех раз).
3.Редакторская правка.(слайд)
Пушкинская правка - образец взыскательного отношения к собственному слову.
«Метель»
1). В одну минуту дорогу занесло снегом. 2). В одну минуту занесло дорогу сугробами. 3). В одну минуту занесло дорогу. И окончательный вариант: 4). В одну минуту дорогу занесло. Гениальный поэт показывает нам, как одновременно просто и трудно найти единственно верное решение речевой проблемы.

Отредактируйте предложения и прокомментируйте ответ:

1 группа участников.
(Слайд) 1.Мы были
шокированы (
удивлены, поражены
)
прекрасной игрой актеров. 2.Молчалин
работает (
имеет чин секретаря
)
секретарём Фамусова.
Ответы: 1Б; 2А

группа участников.
1.
Молодой
юноша
; очень
прекрасный. (Прекрасный юноша.) 2 . В э т о м
рассказе

рассказывается
о реальных событиях.(В этом произведенииповествуется о реальных событиях).
Ответы: 1Б;2А

4.(!)
Художественная литература всегда была и остается школой мастерства. Причем писать хорошо и многословно, витиевато -совсем не одно и то же. Помните, как Гомер описывал красоту Елены? «Когда Елена вошла, увидев ее красоту, старцы встали». Простые слова, но каждый чувствует силу красоты, перед которой встали старцы. (слайд) Произведение, воспринятое лишь как «содержание», не доставит наслаждения, не утолит жажды сердца. Чтобы совершенствовать собственную речь, важно научиться оценивать форму.
Напишем небольшое сочинение «по восприятию».
Я читаю стихи В. Солоухина, а вы отметьте поразившие вас детали, художественное своеобразие. Какое настроение рождают эти строки? Чем оно вызвано?
- Здравствуйте! –

Что особого мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?(слайд

Предлагается прочитать написанные мини - сочинения. Все слушали один текст, а какое разнообразие впечатлений и мыслей! И это является отправной точкой для дальнейшей работы учителя. Вместе ищем ответ на вопрос, в чем же заключается сила слова.
5..

Прием сравнения
помогает выбрать правильную речевую тактику. Он одинаково учит как на положительном, так и на отрицательном примере. Перед вами текст поздравления: «Дорогая бабушка, поздравляю тебя с праздником, желаю всего хорошего». А вот так начинаются многие письма Петра I жене Екатерине Алексеевне: «Катеринушка, друг мой сердечнинькой, здравствуй!» Что вам хочется сказать по поводу этих образцов эпистолярного жанра? Попробуйте составить текст поздравления близким вам людям. Легко ли вам было его писать? Довольны ли вы тем, какими получились ваши поздравления? Пока вы пишите 1 участник пусть подойдет к моему столу и выберет карточки для иллюстрации проекта.
Подведем итог урока:
Давайте посмотримкакими качествами мы наделили успешного человека. (Народная мудрость. Богатство языка. Грамотная письменная речь и т. д.)
Чтобы правильно оценивать своё речевое поведение, необходимо

помнить о том, что «зорко одно лишь сердце». Наша речь – важнейшая

часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума.

Мне очень хочется, чтобы сейчас каждый из нас задал себе вопрос:

«Когда и кого я в последний раз утешил, вдохновил, вылечил словом?»

Если ответ неутешительный, еще не поздно исправить ситуацию.

Моделирование
Присутствующим предлагается сконструировать собственную модель правил в режиме презентуемой технологии, как поиск ответа на вопрос: « Чем же обусловлен успех выступления?»
(
Далее идет обсуждение предложенных моделей учебного занятия.)
Рефлексия
1. Эффективными ли, на ваш взгляд, являются использованные приемы при построении вашей речи?

«РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА – ЭТО ЗЕРКАЛО ЕГО ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ »

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 31»,

г. Комсомольск-на-Амуре

В статье раскрывается первостепенное значение языковой культуры в духовно-нравственном развитии и воспитании учащихся. Знакомство с самобытными культурными ценностями народов, населяющих Россию, способствует формированию не только нравственных ценностей, но и развитию языковой культуры учащихся.

Духовно-нравственное развитие, языковая культура.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. «Родной край, его история», – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории, к родному языку. Ещё в XII веке князем Владимиром Мономахом были составлены и названы «Поучениями» первые письменные правила поведения, где в частности говорилось: «Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово...».


«Язык – душа народа. Язык – это живая плоть… чувства, мысли». Эти слова принадлежат великому поэту-просветителю, реформатору казахского языка Абаю. А русский поэт Пётр Андреевич Вяземский так определил роль языка в духовной жизни народа:

Язык есть исповедь народа,

В нём слышится его природа,

Его душа и быт родной…

Язык – неотъемлемая часть общей культуры народа. Речь служит яркой и, как правило, безошибочной характеристикой культурного и духовного уровня каждого. Учащиеся безошибочно подтверждают сказанное о языке пословицами: Язык голову кормит. Без языка и колокол нем. Хромое слово – хромая речь. Кто говорит, тот сеет; кто слушает, тот собирает. Слово пуще стрелы разит.

«Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни… В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нём претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, её воздух…, её поля, горы и долины… Но в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа», - эти слова принадлежат Константину Дмитриевичу Ушинскому. Прочитаем высказывание Эразма Роттердамского, гуманиста эпохи Возрождения, богослова , нидерландского писателя: «Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия». А вот слова великого Льва Толстого: «Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их… Берегись такого слова, которое разъединяет людей». «Как вы думаете, что объединяет все эти высказывания великих людей? К какому неопровержимому выводу приводит нас мудрость, накопленная столетиями лучшими умами человечества?» - задаю такие вопросы своим ученикам. Все ответы сводятся к одному: во все времена язык считался самым главным духовным сокровищем любого народа.

Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове. Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка…

Язык – и стар, и вечно нов!

Словами можно смерть предотвратить,

Словами можно мёртвых оживить…

Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое, живое целое. Работая над пословицами и поговорками, предлагаю 6 классу следующее задание: нарисовать портрет народа, но не красками, а пословицами, т. е. указать, какие качества ценятся народом, какие – порицаются. Знакомя одноклассников с казахскими пословицами: алмазный клинок на войне товарищ, доброе слово и на войне, и на пиру товарищ; доброта идёт от сердца, подлость – от силы; стола бедность искупит души щедрость – учащиеся отмечают доброту, благородство, душевную щедрость казахского народа. Азербайджанские учат быть гостеприимными, трепетно относиться к детям, обладать душевной чистотой: дом без гостя – мельница без воды; желание ребёнка сильнее приказа падишаха; все беды человека от его языка; друг смотрит в лицо, а враг – в ноги. К уважению к старшим призывают ингушские и киргизские пословицы: дом, в котором есть старики - богатый дом; будешь почитать отца и мать – узнаешь почёт и от своего сына. Говорят о важности терпения и доброты татарские: дно терпения – чистое золото; драгоценный камень на земле не валяется; есть душа – есть и надежда. Каждый народ говорит на своём языке, но мудрость едина – к такому выводу приходим в конце беседы.


Активные занятия в 5 классе : «Сердечные слова», «Честные слова», «Дружим с добрыми словами», «Подари дело и слово доброе», «Умеем общаться» - дали возможность поговорить о традиции доброго слова. Учащиеся рассуждали о том, как множество добрых слов, завещанных нам предками, способны врачевать и примирять, утешать и согревать, наставлять и спасать. Ребята с большой гордостью называли слова, которые говорят им их родители, отмечая их значимость - они придают человеку уверенность и успокаивают совесть. Слово в обыденной жизни имеет свои правила. О них очень точно написал в книге «Учебник жизни» наш современник, московский священник отец Артемий Владимиров.

«Правило первое: думай, что говоришь. Иными словами, взвесь в уме то слово, которое находится на кончике твоего языка. Подумай, как следует, а потом лишь говори. И иногда об этом не пожалеешь.

Правило второе: не говори того, чего не думаешь. Не лукавь, не криви душой. Лучше помолчать, чем сказать неправду.

Правило третье: не всё, что думаешь, говори. Это правило советует правильно оценивать собеседника и его душевное расположение. Принесёт ли ему пользу то, что ты намереваешься сказать? Нужно ли ему слышать твоё мнение по этому вопросу? Не выдашь ли ты чужую тайну своим неосторожным словом? Словом, не всё, что думаешь, говори».

При изучении творчества Александра Сергеевича Пушкина в 8 классе учащиеся успешно исследовали духовные источники вдохновения поэта, а также примерами из произведений великого поэта сумели доказать, что Александр Сергеевич владел русским языком как уникальным инструментом. Наследие Гения учит школьников правильной русской речи (как устной, так и письменной), способствует проявлению её яркой выразительности, пополняет словарный запас, делая ученика более уверенным при общении со взрослыми, прививает вкус к хорошей правильной речи, ибо речевая культура человека – это зеркало его духовной жизни.

«Берегите наш язык! Наш прекрасный русский язык!.. Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»- это завещание блестящего знатока русского языка Ивана Сергеевича Тургенева. Писатель как будто предвидел наше время, когда вопрос о сохранении русского языка приобретает столь масштабный характер. Подрастающее поколение уже с трудом воспринимает творения классиков русской литературы , стирает грань между Акуниным и Чеховым, Донцовой и Пушкиным. Вот почему писатели и поэты, публицисты и учёные-лингвисты в своих работах не только призывают к чистоте речи, но и дают практические советы своим читателям. Учащиеся 10 класса делятся своими размышлениями о том, как в статье «Мысли о словах» говорит, что необходимо беречь язык от засорения, помнить, что слова, которыми мы сейчас пользуемся, будут служить многие столетия после нас для выражения ещё неизвестных нам идей и мыслей, для создания новых, не поддающихся нашему предвидению поэтических творений. Особого восхищения заслуживают знаменитые «Письма молодёжи» Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Десятиклассники делятся своими впечатлениями. С глубокой болью говорит о русском языке российский литературовед, отмечая, что люди не следят за чистотой своей речи, засоряют её ненужными словами. А язык, по мнению академика, сплачивает народ, нацию. «…Учиться говорить и писать нужно всё время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает, и если он перестанет обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он овладел им уже в достаточной мере, он станет отступать. За своим языком – устным и письменным – надо следить постоянно». Таким образом, наш язык – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души и ума.

«Однажды некая знатная особа посетила обитель и нашла, что обитательницы её живут весьма бедно, отказывая себе даже в необходимом. Об этом знатный посетитель с сожалением высказался в беседе с настоятельницей и предложил большое пожертвование на улучшение материального быта сестёр. Но настоятельница возразила:

В ваших сокровищах сёстры этой обители, слава Богу, не нуждаются, так как у каждой из них достаточно своих сокровищ.

Где же эти сокровища?

Эти сокровища они хранят у себя в сердце.

Посетитель задумался, а потом спросил:

Какое же наиболее ценное сокровище у сестёр вашей обители?

Настоятельница отвечала, также подумав:

Самое дорогое сокровище у всякого человека – дар слова. Это отпечаток божественности; это признак того, что имеющий этот дар – существо не земное, а небесное.

Но я заметил, что монахини очень мало пользуются этим даром.

Да, - продолжала Елизавета, - потому что это сокровище. Скажите, что сталось бы с вашим богатством, если бы вы начали без разбора и необдуманно разбрасывать его направо и налево? Что сталось бы с вашим дорогим платьем, которое вы начали бы неосторожно и небрежно надевать во всякую работу и во всякую погоду? Так и дар слова. Если мы будем им пользоваться неосторожно и неразумно, то он скоро потеряет своё значение и всякий смысл. Напротив, когда каждая жемчужина вынимается из сокровищницы с должным вниманием и осторожностью и когда эти жемчужины, этот бисер раздаются нуждающимся с надлежащей рассудительностью – тогда это сокровище имеет великое значение и никогда не истощается».

Список литературы:

1. Язык мой –друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988

2. Истоки. Учебное пособие для 4 класса общеобразовательных учебных заведений, издание 2-е,2014.

3. «Письма молодёжи».

4. « И принять вызов… Отлучение от родного слова равносильно отлучению от истории». Литературная газета. – 2007.- №24

Сочинение

Я считаю, что без уважения, без любви к родному слову не может быть ни духовной культуры, ни культуры речи. Она свидетельствует об общем развитии личности, о степени ее приобщения к духовным богатствам родного народа и достояний всего человечества. Я могу с уверенностью сказать, что основой языковой культуры является грамотность, то есть соблюдение общепринятых литературных норм в пользовании лексическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и стилистическими средствами языка.

Кроме того, я убеждена, что речь должна быть не только правильной, но и лексически богатой, синтаксически разнообразной. Чтобы достичь этого, нужно вслушаться в живую речь, пользоваться словарями, вдумчиво читать политическую, художественную, научную литературу, обращая при этом внимание на употребление отдельных слов, на особенно удачные высказывания, на построение предложений. Считаю, что нужно активно развивать свою речь и учиться устно и письменно излагать собственные мысли, исправлять себя, правильно строить и перестраивать сказанное, искать наилучшие и самые нужные варианты высказывания. Я не во всем соглашаюсь с изложением мыслей автора. Ведь языковую неграмотность перевода следует рассматривать не только по отношению к русскому языку, а и к другим языкам. Грустно признавать, что единственной постоянной составляющей поведения миллионов людей в нашей стране можно назвать культуру “общака”. Незаметно тюремный сленг сегодня вошел в язык подростков и студентов, что само по себе не такое и невинное явление. К сожалению, он уже стал общим достоянием в средствах массовой информации, в выступлениях депутатов и высоких чиновников, входит в семьи и дворовые компании, трудовые коллективы и на вечеринки. Это меня беспокоит более всего. А кто же должен позаботиться о настоящем возрождении украинского языка, как не государство?

Я думаю, что ныне только мы можем сохранить те духовные сокровища, которые получили в наследство от предыдущих поколений, и передать их дальше, своим потомкам, не прервать код нации, который определяет ее идентичность и самобытность. И какие бы угрожающие процессы не происходили с нашим языком, не верю, что они – необратимые. Как отмечают языковеды, одним из существенных показателей человеческого благородства является культура речи – понятие не только лингвистическое, а и педагогическое, психологическое, эстетичное и этическое.

Незаурядное значение имеет тон разговора, умение выслушать другого, своевременно и уместно поддержать тему. Вежливость, внимательность – основные требования языкового этикета. От вежливого приветствия, благородного пожатия руки, непринужденного, ненавязчивого разговора выигрыш обоюдный. Злословие, лицемерие, неумение выслушать собеседника, наоборот, лишь вызывает нервозность, портит настроение…

Можно много говорить о магии слова и культуре речи. Но эти понятия, эти странные вещи такие же давние, как и сам народ. Скажем, отдельного разговора заслуживают и родственные обращения. Традиционно на Украине дети называли своих родителей на “вы”, что диктовалось высоким уважением к ближайшим людям. В нашу повседневную жизнь вошло много словесных приветствий, но наши предки были более осмотрительными с ними и в каждом случае использовали далеко не весь арсенал. Утром, в обед или вечером употребляли лишь те, которые отвечали определенному времени. Это же касалось и количества лиц, их возраста, пола, даже социальной принадлежности. Скажем, когда одиночка здоровался с несколькими людьми, непременно употреблял множественную форму: “Здравствуйте!” или “Доброго вам здоровья!”. Есть в нашем языке и короткое, но удивительно теплое слово “благодарю”. Часто ли мы дарим его другим? К сожалению – нет.

Выращенные веками и закрепленные в быту лучшие формы приветствий, обращений для повседневного общения – не обычная человеческая прихоть и, тем паче, не пустое фразерство. Это – наш повседневный этикет, наша культура, взаимоотношения, в конце концов, наше здоровье – физическое и духовное. Это наш образ жизни…

А как же быть нам, молодому поколению, которое входит в самостоятельную жизнь в начале третьего тысячелетия? В хаосе невоспитанности и бескультурья, в том числе языкового. В мире, где господствует невежество, грубость, черствость. И как это не досадно – в мире, где многие мои ровесники вырастают скупыми на ласку и теплое слово, сторонятся богатства родного языка, довольствуясь суржиком, чужими словами, забывая вежливо поздороваться, искренне поблагодарить. Какой выход? Нужно учиться самим и учить других, так как “…без уважения, без любви к родному слову не может быть ни всесторонней человеческой воспитанности, ни духовной культуры” (Василий Сухомлинский).

Похожие публикации