Энциклопедия пожаробезопасности

Пояснения по ндс. Электронный формат для дачи пояснений по ндс. Как налогоплательщик представляет пояснения

В ходе камеральной проверки декларации НДС, органы ФНС вправе потребовать у налогоплательщика пояснения относительно данных, отраженных в документе. В стать расскажем о том, как правильно составить пояснение в налоговую по НДС и подать его в ФНС, а также разберем распространенные ошибки и ответим на вопросы по теме.

Когда ФНС может затребовать пояснения по НДС

Условия, при которых ФНС вправе затребовать у плательщика пояснения по НДС-декларации, закреплены в действующих законодательных актах. Также нормативные документы регламентируют порядок, сроки и форму предоставления ответа на требование.

Законодательные акты по теме

Ниже в таблице приведены нормативные документы, которые устанавливают правила направления требований и предоставления ответа на них.

№ п/п Нормативный документ Описание
1 НК (п. 3 ст. 88) Право сотрудников ФНС требовать у плательщика пояснения по НДС закреплено в положениях НК. Согласно документу, налоговики могут направить запрос на пояснения в случае, если в ходе камеральной проверки декларации выявлены расхождения и противоречия.
2 Приказ ФНС №ММВ-7-2/189 от 08.05.15 Документ утверждает форму, в рамках которой налоговики направляют запрос налогоплательщику. Согласно приказу, ФНС направляет запрос в электронной форме по телекоммуникационным сетям связи.
3 Приказ ФНС №ММВ-7-2/149 от 15.04.15 Согласно приказу, ФНС может направить запрос в ходе камеральной проверки сразу по факту обнаружения расхождений/противоречий.
4 ФЗ-130 от 01.05.17 Федеральный закон утверждает требования, касающиеся формы предоставления пояснений. С 01.01.17 ответ на требование должен быть предоставлен только в электронном виде.
5 Письмо ФНС №ЕД-4-15/5752 от 07.04.15 В письме ФНС утверждает электронный формат пояснений по следующим темам:
  • контрольные соотношения;
  • расхождения с контрагентами;
  • сведения, не включенные в книгу продаж.

Основные причины запроса пояснений

Как видим, налоговые органы имеют право на запрос пояснений только в конкретных случаях – при выявлении расхождений, ошибок, неточностей информации, указанной в декларации. На практике налоговики запрашивают пояснения в следующих ситуациях:

  1. Выявлены арифметические ошибки в расчетах сумм налога, указанных в декларации.
    В случае если в декларации неверно указана суммы доходов, расходов, налога к оплате, при чем ошибка допущена в результате арифметических расчетов, то ФНС вправе запросить пояснения в установленном порядке. Читайте также статью: → « ».
  2. Обнаружены несоответствия показателей, отраженных в декларации, с суммами, которые указаны в подтверждающих документах.
    Еще одна распространенная причина запросов – расхождения данных декларации с подтверждающими документами. Часть сведений не включена в книгу продаж/покупок, сумма по операции, указанная в декларации, занижена по сравнению со счетом-фактурой – все эти факты являются основаниями для запроса пояснений.
  3. Выявлены расхождения по факту проведения перекрестной проверки.
    Если расхождения выявлены в результате сравнения деклараций налогоплательщика и контрагентов, а также по факту перекрестной проверки подтверждающих документов, то ФНС вправе потребовать разъяснения в установленном порядке.
  4. Плательщик подал уточненную декларацию, сумма налога в которой уменьшена по сравнению с первоначально поданным документам. Налоговик вправе запросить пояснения с расчетом и документами, на основании которых плательщиком снижена сумма налоговых обязательств.

Помимо пояснений НДС-декларации, налоговики нередко дают запросы относительно уточнения данных, указанных в декларации по налогу на прибыль.

Как и в ситуации с НДС, в случае подачи «уточненки» с суммой налога в сторону уменьшения, ФНС вправе запросить пояснения и документы. Кроме того, органы ФНС запрашивают обоснования в случае подачи «убыточной» декларации. Справедливости ради отметим: если Вы подали «уточненку» с уменьшением налога или предоставили декларацию с убытками, то ФНС запросит у Вас пояснения практически в 100% случаев. Действия ФНС в подобных ситуациях объясняются просто.

Во-первых, убытки, отраженные в декларации, могут быть фиктивными с целью снижения налоговых обязательств. Поэтому фискальная служба имеет все основания запросить документы, подтверждающие доходы и расходы, а также затребовать у плательщика письменное пояснение. Что касается «уточненки», уменьшающей налог, то налоговики в данной ситуации также вправе получить письменные обоснования и документы.

Шаг 1. Прием требования от ФНС

Первый шаг в процедуре составления и отправки пояснения – прием требования от ФНС. Согласно нормативным документам, налоговики направляют требование в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Факт приема требования подтверждается квитанцией, которую налогоплательщик отправляет в ответ на запрос ФНС.

Будьте внимательны: Вы обязаны принять требование и отправить квитанцию не позднее 6-ти рабочих дней с момента ее поступления. То есть если Вы получили запрос 17.07.17 (понедельник), то принять его и отправить ответную квитанцию Вы должны не позже следующего понедельника (24.07.17). В случае просрочки ФНС имеет все основания для того, чтобы заблокировать банковские счета организации и запретить переводы денежных средств в любой форме.

Шаг 2. Уточнение кода ошибки

Согласно действующему законодательству, требование ФНС направляется налогоплательщику с указанием кода выявленной ошибки. Код присваивается в соответствие со следующей классификацией:

  • При выявлении расхождений с контрагентами укажите код ошибки «1». К ошибкам применяется подобная классификация в случаях, если:
  1. контрагент не указал в декларации отраженную Вами запись;
  2. партнер передал «нулевую» декларацию, при этом Вами предоставлены данные о наличии операций с контрагентом;
  3. поставщик/покупатель не предоставил декларацию, поэтому возможность сопоставления данных отсутствует.
  • Расхождения между разделами 2 и 3 декларации классифицируются по коду «2».
  • В случае, если ФНС выявило несоответствие данных, указанных в разделах 10 и 11 декларации, то плательщику будет направлено требование с кодом «3». Как правило, ошибки с кодом «3» связаны с отражением посреднических операций.
  • Если ФНС выявило иную ошибку, не подлежащую вышеуказанной классификации, то требование будет направлено с кодом «4». При этом в скобках будет указан номер строки, в которой обнаружено расхождение.

Шаг 3. Изучение документов и расчетов, связанных с требованием.

После приема требования и отправки квитанции изучите текст требования, после чего перейдите к анализу документов и расчетов, которые привели к ошибкам и расхождениям. В зависимости от текста запроса и указанного кода возможны следующие действия со стороны налогоплательщика:

  1. Если ФНС выявила арифметические ошибки в определении суммы налога, необходимо провести дополнительный пересчет сумм для того, чтобы подтвердить допущенную ошибку.
  2. Допустим, налоговики выявили расхождения с контрагентами. В таком случае первым шагом будет запрос акта сверки, данные которого необходимо сравнить с первичными документами, выданными контрагентом и полученными от него. На основании сверки Вы сможете либо выявить собственные ошибки, либо обнаружить неточности партнера (неправильно выписан счет-фактура, сумма операции в учете не соответствует первичным документам, т.п.).
  3. Одно из наиболее распространенных оснований для запроса – расхождение в данных декларации (сведения книги покупок и книги продаж). Для уточнения причин расхождений Вам потребуется поднять первичную документацию и проверить корректность внесения данных. Причиной расхождений может быть неверно внесенная сумма по документу (сумма по счету не соответствует указанным в декларации данным) либо отсутствие информации по какой-либо операции (данные счета-фактуры не внесены в декларацию).

Шаг 4. Составление ответа на требование.

После того, как причина ошибки выявлена, составьте ответ на требование в произвольной форме, с указанием обязательных реквизитов (данные органа ФНС, наименование и адрес плательщика). В тексте пояснения дайте четкий и краткий ответ, касающийся причин расхождений. Факты, указанные в пояснении, подкрепляйте документами (в тексте целесообразно указывать номера счетов-фактур, актов сверок, т.п.).

Ниже предоставлен примерный образец заполненного пояснения.

Руководителю ИФНС РФ №34
г. Тула Свиридову С.Д.
от ООО «Карнавал»
ИНН 8574123654
КПП 412536874
Юридический адрес:
г. Тула, ул. Садовая, д.4
р/с 741368451284125
в Банке «Столичный»
к/с 854168451284133
БИК 884411856.

Исх. №18-5 от 17.07.17
на вх. №74/5-15 от 12.07.17

ОТВЕТ НА ТРЕБОВАНИЕ
о предоставлении пояснений

В ответ на требование о предоставлении пояснении по декларации НДС за 2 кв. 2017, сообщаем следующее:
расхождение, выявленное в сумме 124.330 руб., обусловлено внереализационным доходом, полученным ООО «Карнавал» во 2 кв. 2017, в том числе:

  • 000 руб. – просроченная кредиторская задолженность с учетом НДС;
  • 330 руб. – проценты по выданным займам.

Сумма внереализационного дохода (124.330 руб.) отражена декларации по налогу на прибыль за 2 кв. 2017 (приложение 1 к листу 02, строка 100). Согласно НК (п. 3 ст. 149, п.1 ст. 146) данная сумма не учитываются при расчете налогооблагаемой базы НДС, поэтому в декларации НДС сумма не отражена.

Генеральный директор ООО «Карнавал» ______________ Серпухов Д.К.

Шаг 5. Передача пояснения в ФНС.

После того, как пояснение составлено, ответ следует передать ФНС. В связи с изменениями в законодательстве, с 01.01.17 ответ на требование передается только в электронном виде по телекоммуникационным сетям связи. То есть если Вы получили запрос после 01.01.17, то ответ на него Вы можете передать только в электронном формате через спецоператора связи. Отправить пояснение необходимо не позже 5-ти дней с момента отправки Вами квитанции о его получении.

Ответственность за непредоставление пояснения

Изменения в законодательстве коснулись не только формата предоставления пояснений расхождений, обнаруженных в ходе камеральной проверки, но и ответственности, предусмотренной за нарушение порядка предоставления ответа. Итак, если Вы нарушили срок подачи ответа (5 дней с момента отправки квитанции), то в данной ситуации предусмотрен штраф в размере 5.000 руб. В случае, если порядок нарушен повторно в течение года, то сумма штрафа возрастает до 20.000 руб.

Штраф будет взыскан как в случае просрочки подачи пояснения, то и в ситуации, когда ответ не предоставлен вообще.

Распространенные ошибки при составлении

Ниже мы рассмотрим наиболее распространенные ошибки, допускаемые при составлении пояснения по декларации НДС.

Ошибка №1. Ответ предоставлен на бумажном носителе.

До вступления в силу законодательных изменений, то есть до 01.01.17, плательщик мог выбрать форму предоставления ответа на требование – электронную или бумажную. После 01.01.17 ФНС принимаются только электронные ответы, пояснения, предоставленные на бумаги, считаются недействительными.

Ошибка №2. Срок предоставления ответа истекает через 5 дней после его отправки ФНС.

Точкой отчета срока предоставления ответа является день принятия требования (день отправки квитанции). То есть с момента отправки ФНС запроса плательщику дается максимум 11 рабочих дней на его принятие, а также на составление и отправку ответа: 6 дней – прием требования плюс 5 дней – отправка пояснения.

Ошибка №3. ФНС направляет запросы в течение 30 дней с момента подачи декларации.

Рубрика “Вопрос – ответ”

Вопрос №1. ООО «Сателлит» получило требование по пояснению ошибок, которые привели к занижению налоговой базы НДС. После сверки документов и перерасчетов, проведенных «Сателлитом», наличие ошибки подтвердилось, то есть фирма действительно занизила сумму налога к оплате. Каким образом «Сателлиту» необходимо откорректировать сумму налога? Как правильно составить ответ на требование?

В данном случае «Сателлиту» необходимо подать уточненную налоговую декларацию с указанием корректной суммы налога к оплате. Пояснение на требование предоставлять не нужно. Срок подачи «уточненки» – 5 дней с момента отправки квитанции о приеме требования.

Вопрос №2. В ходе проверки ФНС выявлены расхождения между данными декларации ООО «Курс» с информацией, указанной контрагентом. 12.07.17 «Курсу» направлено требование. В ходе изучения документов бухгалтером «Курса» выявлено, что счет-фактура, указанная в декларации контрагента, «Курсом» фактически выставлена не была (операция отсутствует). Как бухгалтеру «Курса» правильно составить ответ на требование?

Факт неподтвержденной сделки необходимо отразить в таблице, форма которой утверждена приказом ФНС (ММВ-7-2/189 от 08.05.15). В таблице следует указать сумму операции, которая не подтверждается, данные контрагента (ИНН), дату и номер счета-фактуры.

Что изменилось с 2017 года в порядке представления в налоговую инспекцию пояснений по декларации по НДС? Как теперь сдавать пояснения в ходе камеральной проверки? Обязательно ли теперь передавать пояснения в электронном виде? Ответы на эти и другие вопросы, а также образец пояснений, вы найдете в данной статье.

Когда запросят пояснения

После получения декларации по НДС налоговая инспекция могут выявить с ней (п.3 ст. 88 Налогового кодекса РФ):

В такой ситуации налоговая инспекция вправе запросить пояснения от организации или ИП, представивших декларацию по НДС. В этих целях налоговики направляют требование о предоставлении пояснений (приложение № 1 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189).

Как представить пояснения: пошаговая инструкция 2017 года

Предположим, что в 2017 году вы получили от налоговиков требование о представлении пояснений по декларации по НДС. Допустим, что налоговики обнаружили в декларации какие-либо противоречия. Как действовать? Поясним в инструкции и приведем образец пояснений.

Шаг 1. Передайте квитанцию о приеме требования

В первую направьте налоговикам электронную квитанцию о приеме требования о предоставлении пояснений (п. 14 Приложения к Приказу ФНС России от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149).
Квитанцию передайте в течение шести рабочих дней со дня отправки требования (п. 5.1 ст. 23, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Если квитанцию в указанный срок не передать, то в течение 10 рабочих дней со дня истечения шестидневного срока налоговики будут вправе заблокировать банковские счета, а также переводы электронных денежных средств (п. 6 ст. 6.1, п. 5.1 ст. 23, пп. 2 п. 3, пп. 2 п. 11 ст. 76 НК РФ).

Шаг 2. Разберитесь с выявленными противоречиями

Выясните, по каким из отраженных в декларации операций инспекция обнаружила противоречия (несоответствия). Перечень таких операций должен прилагаться к полученному требованию (Приложение к Письму ФНС России от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395). По каждой записи данного перечня налоговой инспекцией справочно указывается один из четырех кодов возможной ошибки, расшифровка которых приведена в Приложении к Письму ФНС России от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395.

Шаг 3. Перепроверьте декларацию по НДС

Перепроверьте правильность заполнения налоговой декларации по НДС по выявленным несоответствиям. Так, в частности, может потребоваться сверить записи декларации со счетами-фактурами. Причем обращайте внимание на правильно заполнения реквизитов записей, по которым установлены расхождения: даты, номера, суммовые показатели, правильность расчета суммы НДС в зависимости от налоговой ставки и стоимости покупок (продаж).

Шаг 4. Представьте пояснения или уточненную декларацию

После того, как вы перепроверили декларацию по НДС у вас есть два варианта дальнейших действий, а именно:

  • представить в ИФНС уточненную налоговую декларацию с правильными сведениями (если выявлены ошибки и они привели к занижению суммы НДС к уплате);
  • представить в ИФНС пояснения (если выявленные ошибки или противоречия не повлияли на сумму НДС или если ошибок, на ваш взгляд, вообще не было).

Пояснения либо уточненную налоговую декларацию по НДС нужно представить налоговикам в течение пяти рабочих дней с даты получения требования.

С 2017 года пояснения только в электронном виде

С 2017 года пояснения по декларации по НДС можно представлять исключительно в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. При представлении пояснений на бумажном носителе такие пояснения с 2017 года не считаются представленными. То есть, сдавать пояснения «на бумаге» совершенно теряет всякий смысл. Это предусмотрено новым абзацем 4 пункта 3 статьи 88 НК РФ.

Заметим, что до 2017 года ФНС России полагала, что пояснения по декларации по НДС можно представлять в свободной форме на бумажном носителе либо в формализованном виде по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (Приложение к Письму ФНС России от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395). С 2017 года «бумажный» вариант полностью отпадает.

Формат пояснений, который будет предназначен для передачи пояснений в 2017 году утвержден приказом ФНС от 16 декабря 2016 г. № ММВ-7-15/682. (абзац 4 пункта 3 статьи 88 НК РФ). Минюст зарегистрировал приказ 13 января. Он вступил в силу через 10 дней – 24 января 2017 года. В связи с этим, при формировании пояснений по такому формату могут быть некоторые особенности. Однако, в целом, образец пояснений по декларации НДС, которые может потребоваться передавать в ИФНС в 2017 году, может выглядеть так:

Новый штраф с 2017 года

Если в рамках камеральной проверки декларации по НДС налоговики запросили пояснения (п.3 ст. 88 НК РФ), то их нужно представить в течение пяти дней. Однако прежде налоговое законодательство не содержало никакой ответственности за неисполнение требования о представлении пояснений. И некоторые налогоплательщики попросту игнорировали запросы налоговых инспекций.

С 1 января 2017 года ситуация изменится. За непредставление (несвоевременное представление) пояснений введен штраф в размере 5000 рублей, а за повторное нарушение в течение календарного года – 20 000 рублей. Это предусмотрено новой редакцией статьи 129.1 НК РФ, которая введена пунктом 13 статьи 1 Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ.

Налогоплательщики, представляющие налоговую декларацию в электронной форме, с 24 января 2017 г. также должны представлять и пояснения к декларации по НДС только в электронном виде по утвержденному налоговиками формату. Кроме того, налоговиками разработан алгоритм определения объема документов, истребуемых у налогоплательщика при проведении камеральной налоговой проверки декларации по НДС.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. (п.3 ст.88 НК РФ).

Новый формат пояснений к декларации по НДС

Одним из случаев истребования документов в рамках проводимой камеральной проверки (п.8.1 ст.88 НК РФ) является выявление в представленной декларации по НДС несоответствия сведений об операциях, сведениям, которые содержатся в декларации другого налогоплательщика. В том случае, если компания обязана сдавать декларацию по НДС в электронной форме, то и пояснения к декларации также должны представляться в электронной форме по формату, утвержденному Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 г. №ММВ-7-15/682@ (вступил в силу 24 января 2017 г.).

Это означает, что начиная с 24 января 2017 г., «бумажные» пояснения для налогоплательщиков, отчитывающихся электронным способом, считаются непредставленными со всеми вытекающими последствиями (штраф в размере 5 тыс. рублей - п.1 ст.129.1 НК РФ, а при повторном нарушении будет взыскан штраф в размере 20 тыс. рублей - п.2 ст.129.1 НК РФ).

Что представляет собой электронный формат? По сути – это набор технических требований к отправляемому файлу, который должен обеспечить соответствующий оператор электронного документооборота.

Алгоритм определения объема документов, истребуемых при камеральной проверке

В ходе камеральной проверки налоговый орган вправе запросить у налогоплательщика дополнительные сведения или документы, если заявлена сумма НДС к возмещению либо заявлены налоговые льготы.

Зачастую налоговые органы в ходе проведения проверки запрашивают у налогоплательщика большой объем документов.

В случае если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение десяти дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы (п. 3 ст. 93 НК РФ).

А как быть, если налоговыми органами запрашиваются копии документов, исчисляемые тысячами либо миллионами листов?

Отметим, что налоговое законодательство исходит из недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении мероприятий налогового контроля (ст. 35 НК РФ и ст. 103 НК РФ).

И если, осуществляя налоговый контроль, налоговые органы руководствуются неразумными или нецелесообразными целями и мотивами, налоговый контроль в таких случаях может превратиться из необходимого инструмента налоговой политики в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу ст.34, 35 и 55 Конституции РФ недопустимо. Действия налоговых органов не должны нарушать права и свободы других лиц. Такой подход сформулирован в постановлении КС РФ от 16.07.2004 г. №14-П. И ярким свидетельством тому - спор, рассмотренный в постановлении АС Северо-Западного округа от 02.06.2015 г. №А13-5629/2014, когда в рамках проведения выездной налоговой проверки у банка были истребованы копии документов (договоры уступки права требования (цессии) с приложениями, дополнительными соглашениями и пр.; кредитные досье по заемщикам; договоры залога, поручительства, об открытии аккредитива и иные; анализы финансового состояния заемщиков; информация об оценке залогового имущества; регистры бухгалтерского и налогового учета (выписки по счетам), подтверждающие выдачу кредита и уплату кредита, процентов, неустойки по выданным кредитам и пр.).


Налогоплательщик подсчитал, что истребованные документы представляют собой более 6 260 000 листов; такое количество копий может быть изготовлено на 100 печатающих устройствах в течение более двух месяцев; для изготовления такого количества копий потребуются 12 520 пачек бумаги общей стоимостью 1 800 000 руб., а также 1 400 000 руб. для приобретения расходных материалов (картриджи, ролики, фотобарабаны) и соответствующие затраты, связанные с полной или частичной заменой копирующих устройств в связи с их ускоренным износом, оплатой расходов на доставку копий документов из обособленных подразделений банка и с двойной оплатой труда сотрудников, привлекаемых к работе сверхурочно и в выходные дни; вес истребованных копий составит около 30 тонн, для их перевозки потребуется 20 автомобилей марки «Газель».

Тем не менее, налоговая инспекция отказала банку в возможности не представлять документы, подтверждающие правомерность включения в состав расходов сумм резерва на возможные потери по ссудам по кредитным договорам на предоставление заемщикам денежных средств. Досудебное обжалование решения налоговой инспекции не привело к положительным результатам.

Для успешного обжалования решения об отказе в непредставлении документов в судебном порядке банк произвел следующие расчеты: у лиц, проводящих налоговую проверку (четыре человека), отсутствует физическая возможность изучения такого объема документов в сроки, установленные для проведения проверки: четырем сотрудникам налоговой инспекции потребуется около 90 месяцев для изучения истребованного объема документов (при чтении одним сотрудником 100 страниц в час документы могут быть прочитаны в течение 15 650 часов (6 260 000: 4: 100), что соответствует более чем 1 950 дням (по 8 часов)).

Судьи приняли сторону налогоплательщика, обратив внимание на то, что налоговая проверка проводилась на территории банка (п.1 ст. 89 НК РФ). Проводящие проверку лица, ознакомившись с оригиналами, представленных для проверки документов, не могли не знать об объеме документооборота банка.

Также указанные лица не могли не знать о количестве истребованных у банка документов.

Учитывая возможные материальные и временные затраты банка на изготовление копий документов, что не могли не понимать проверяющие, суд считает требования не соответствующим целям и задачам налоговых органов и нарушающим права заявителя (Постановление АС Северо-Западного округа от 02.06.2015 г. №А13-5629/2014).

Одним из самых частых запросов налоговых органов, осуществляемых в ходе камеральной налоговой проверки, являются истребование документов по льготным операциям, которые отражаются в налоговой декларации по НДС в разделе 7 «Операции, не подлежащие налогообложению».

Напомним, что право на запрос документов в рамках камеральной налоговой проверки в части льготных операций, может быть реализовано налоговыми органами в ситуации, когда применяемая льгота предназначена только для определенной категории лиц (п.14 Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 г. №33, Постановления АС Уральского округа от 24.02.2015 г. №А71-6132/2014, от 17.02.2015 г. №А60-21098/2014, от 23.05.2014 г. №А60-32962/2011, решение АС Приморского края от 27.01.2015 г. №А51-30238/2014).

Налоговиками предложен алгоритм определения объема документов, истребуемых у налогоплательщика при проведении камеральной налоговой проверки декларации по НДС (Письмо ФНС РФ от 26.01.2017 г. №ЕД-4-15/1281@).

При проведении камеральных налоговых проверок налоговики должны учитывать совокупность следующих факторов:

  • уровень налогового риска, присвоенного Системой управления рисками АСК «НДС-2»;
  • результат предыдущих камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС по вопросу правомерности применения налогоплательщиками налоговых льгот (Письмо ФНС РФ от 26.01.2017 г. №ЕД-4-15/1281@).

Проверяемый налогоплательщик обязан представить в налоговый орган пояснения об операциях (по каждому коду операций), по которым применены налоговые льготы. Налогоплательщик вправе представить Пояснения в виде реестра подтверждающих документов (далее по тексту - Реестр), а также перечень и формы типовых договоров, применяемых налогоплательщиком при осуществлении операций по соответствующим кодам.

Реестр документов, подтверждающих обоснованность

применения __________________________________

(наименование налогоплательщика)

налоговых льгот в разрезе кодов операций,

к Декларации по налогу на добавленную стоимость

за ___ квартал ____ года

Код операции

в том числе:

Сумма необлагаемых операций в разрезе видов (групп, направлений) необлагаемых операций, отраженных в налоговой декларации, руб.

Наименование контрагента (покупателя)

Документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот

вид (группа, направление) необлагаемой операции

Тип документа (договор и т.д.)

Сумма операции, руб.

На основании информации, содержащейся в представленном налогоплательщиком Реестре, налоговый орган будет истребовать документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот (ст.93 НК РФ).

Объем подлежащих истребованию документов определяется для каждого кода операции в соответствии с алгоритмом, изложенным в Приложении №2 к письму налоговиков. Количество истребуемых документов зависит от присвоенного налогоплательщику уровня налогового риска по данным СУР АСК «НДС-2».

Например, при высоком налоговом риске объем документов, подлежащих истребованию у налогоплательщика, в разрезе кодов операций составляет 40% в обязательном порядке по каждому коду операции.

При этом не менее 50% от объема документов, подлежащих истребованию, должны подтверждать наиболее крупные суммы операций, по которым применены налоговые льготы.

Отметим, что налогоплательщики не обязаны заполнять вышеприведенный Реестр.

Однако в том случае если компания не представит Реестр по рекомендуемой форме, то налоговики не смогут реализовать предложенный в письме ФНС РФ алгоритм. А значит, при непредставлении налогоплательщиком Реестра или при представлении Реестра не по рекомендуемой форме истребование документов будет производиться без использования риск-ориентированного подхода (т.е. в сплошном порядке).

Поэтому компаниям, которые неоднократно уже представляли «льготные» документы при камеральных налоговых проверках и имеющих низкий уровень налогового риска, имеет смысл подготовить рекомендуемый налоговиками Реестр. Ведь в этом случае при проведении камеральной проверки потребуется представлять в налоговую инспекцию меньше документов.

Уточненная декларация по НДС в обязательном порядке подается при выявлении ошибок, приведших к занижению налога или завышению его суммы, начисленной к возмещению. Подача уточненной декларации по НДС в иных случаях является правом налогоплательщика, а не его обязанностью. Расскажем, как сделать и подать уточненку.

Подача в ИФНС уточненной или корректирующей декларации по НДС позволяет налогоплательщику исправить ошибки, допущенные в ранее сданном варианте этого документа. При выявлении занижения начисленной суммы налога сдача уточненной декларации по НДС обязательна (п. 1 ст. 81 НК РФ). Корректировку декларации по НДС, в которой сумма налога была завышена, законодательство делать не обязывает, но налогоплательщик в ней заинтересован сам.

У налоговой инспекции при проведении камеральной проверки, инициированной по причине подачи уточненной декларации по НДС, уменьшающей сумму налога к уплате, есть право затребовать от налогоплательщика пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ). Пояснения (или расчет) должны содержать обоснование изменений, внесенных в уточненную декларацию по НДС, при этом налогоплательщик должен их предоставить в течение 5 дней после получения такого запроса.

Если корректировочная декларация по НДС подается спустя 2 года после завершения отчетного периода с целью внесений исправлений, то в соответствии с п. 8.3 ст. 88 НК РФ налоговая может затребовать у налогоплательщика не только пояснения по уточненной декларации НДС, но и первичные документы и аналитические регистры.

Подача уточненной декларации по НДС, как правило, влечет за собой истребование пояснений (или наоборот сама уточненка служит ответом на требование налоговиков). С 2017 года такие пояснения ИФНС принимает только в электронном виде (п. 3 ст. 88 НК РФ). Поэтому установленный электронный формат такого представления может служить также и образцом для пояснения к уточненной декларации по НДС, составленного в добровольном порядке и поданного по инициативе налогоплательщика одновременно с уточненной декларацией.

О том, к каким последствиям может привести подача пояснений не в электронном виде, читайте в материале «Пояснения по НДС принимают только в электронном виде» .

Как исправить декларацию по НДС? Как сделать корректировочную декларацию по НДС? Если возникает вопрос, как сделать декларацию по НДС, уточняющую значения уже ранее поданной, то ответ прост: надо составить новую декларацию с правильными суммами. Как заполнить уточненную декларацию по НДС? Нужно внести в нее все значения полностью, а не отобразить лишь разницу между ошибочно поданными и правильными. Таким образом, образец уточненной декларации по НДС — это обычная декларация, только содержащая правильные (уточненные в сравнении с ранее сданным документом) цифры.

Что касается налоговых агентов, то в уточненке они отображают сведения лишь по тем налогоплательщикам, по которым были обнаружены ошибки.

Признаком уточненного документа является специальный код (номер корректировки), который в декларации по НДС необходимо указать на титульном листе в отдельном поле. Номер корректировки соответствует порядковому номеру подаваемой уточненки за налоговый период, в котором были обнаружены ошибки.

Еще один момент, отличающий уточненную декларацию по НДС, — указание в ней признака актуальности в разделах 8 и 9. Код актуальности в уточненной декларации по НДС имеет 2 значения (пп. 46.2, 48.2 Порядка заполнения, утвержденного приказом ФНС России от 29.10.14 № ММВ-7-3/558@):

  • 0 — если в исходном варианте декларации разделы 8, 9 не заполнялись или в них вносятся изменения;
  • 1 — если эти разделы не требуют корректировки данных.

Внесение изменений требует заполнения приложений к разделам 8, 9. Особенности оформления этих разделов и приложений к ним описаны в письме ФНС России от 21.03.2016 № СД-4-3/4581@.

О часто встречающихся ошибках в заполнении декларации читайте в статье «Налоговики обобщают ошибки: проверьте свою декларацию по НДС» .

ВАЖНО! Уточненная декларация заполняется на бланке той формы, которая действовала в периоде, за который вносятся изменения (п. 5 ст. 81 НК РФ). Также следует учесть при подаче уточненки, по которой можно будет судить о переплате налога, что налоговая возмещает излишне уплаченную сумму налога (или делает зачет) только в том случае, если еще не прошло три года с даты уплаты «лишнего» налога (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Подать уточненку для получения вычета по НДС можно в пределах 3 лет после того, как товары (работы, услуги, имущественные права) приняты на учет или ввезены на территорию России (п. 1.1 ст.172 НК РФ).

В случае подачи уточнений за тот период, в котором подавалась единая (упрощенная) форма декларации, следует подать обычную (полную) форму декларации, но указать на ней, что это уточненка. Это делается, если указываются подлежащие налогообложению операции, по которым раннее (в отчетном периоде) подавалась информация об их отсутствии. Эту норму разъяснил Минфин России в своем письме от 08.10.2012 № 03-02-07-1-243.

Если налогоплательщик изменил адрес регистрации и перешел на обслуживание в другую ИФНС, то уточненка подается в новую налоговую, но в самом бланке указывается код ОКТМО (ОКАТО) прежней территориальной налоговой службы (письмо УФНС РФ по г. Москве от 30.10.2008 № 20-12/101962).

Порядок подачи уточненки в 2019 году

Как подать уточненную декларацию по НДС? Существуют ли сроки подачи уточненной декларации по НДС? В настоящее время у налогоплательщиков имеется обязанность сдавать налоговые декларации в электронной форме. В соответствии с п. 5 ст. 174 НК РФ декларации, поданные на бумажных носителях вместо обязательного электронного формата, считаются неподанными.

Эти нормы касаются и уточненных деклараций (письмо ФНС России от 20.03.2015 № ГД-4-3/4440@). Поэтому в 2019 году их тоже подают в электронном формате.

А вот конкретных сроков для подачи уточненки нет. При этом лучше сдать ее сразу после самостоятельного выявления ошибки, поскольку обнаружение этой ошибки налоговым органом может привести к штрафу.

Последствия подачи уточненки

Если уточненка подается в период, когда еще не истек срок подачи отчетной декларации, тогда она считается не уточненной, а поданной вовремя (п. 2 ст. 81 НК РФ). Если уточняющая декларация подается после завершения периода, отведенного для подачи отчета, но до окончания момента уплаты налога, тогда налогоплательщик может избежать ответственности, если эту ошибку не обнаружил раньше налоговый орган.

Избежать привлечения к ответственности при подаче уточненки после завершения срока для уплаты налога можно, если:

  • до подачи такой уточняющей декларации были уплачены недоимка по налогу и пени по уточненной декларации по НДС;
  • налоговый орган не обнаружил этой ошибки, если проводилась проверка до подачи уточненки.

Платежное поручение на доплату НДС по уточненной декларации составляют по обычной форме, указывая в нем тот период, за который делается доплата, и вид платежа, соответствующий погашению задолженности (ЗД вместо ТП).

Если подается уточненная декларация в момент проведения камеральной проверки по предыдущей декларации, тогда налоговая должна прекратить начатую проверку (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). Теперь камеральная проверка может быть начата уже по факту подачи уточненки.

О том, может ли иметь последствия нарушение инспекцией срока камеральной проверки, читайте в публикациях:

  • «Как наказать налогового инспектора за нарушение сроков проверки» ;
  • «Инспекция затянула камералку. Есть ли шанс отменить решение?» .

В случае подачи уточненки и уплате недоимки, но неоплате пени, на налогоплательщика налагается штраф (постановление Президиума ВАС РФ от 26.04.2011 № 11185/10).

Налоговая инспекция может назначить повторную выездную проверку при подаче налогоплательщиком уточненной декларации, уменьшающей сумму НДС, после завершения предыдущей выездной проверки и составления акта по ее результатам (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ, письмо Минфина России от 21.12.2009 № 03-02-07/2-209 и постановление Президиума ВАС от 16.03.2010 № 8163/09).

По отношению к налогоплательщикам, контроль за которыми осуществляется в форме налогового мониторинга, при подаче ими уточненной декларации с уменьшением суммы налога к уплате также может быть назначена выездная проверка (подп. 4 п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

О том, как проводится выездная проверка, читайте в материале «Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)» .

Итоги

Налогоплательщик подает уточненную декларацию в случае обнаружения ошибок после окончания налогового периода, которые привели к уменьшению/увеличению суммы налога. Уточненка составляется на бланке той формы, которая действовала в корректируемом периоде, и подается в ИФНС в электронном формате. Если в результате исправления ошибки образовалась недоимка по налогу, то следует ее погасить вместе с уплатой пени до момента подачи уточненной декларации. А если при подаче уточненки образуется переплата по налогу, не исключена вероятность проведения выездной проверки по нему. С 2017 года письмо к уточненной декларации по НДС (пояснения) может подаваться только в электронном виде по установленному формату.

По итогам камеральной проверки налогоплательщик может получить от инспекции требование пояснить какую-либо информацию, указанную в декларации по НДС. С 1 января 2017 года отвечать на такое требование необходимо только в электронном виде. Например, такая возможность есть в сервисе для отправки отчетности

К настоящему моменту ФНС утвердила электронные форматы трех видов требований о представлении пояснений по НДС (письмо ФНС от 07.04.2015 № ЕД-4-15/5752). Это требования по контрольным соотношениям, по расхождениям с контрагентами и требования о не включенных в книгу продаж сведениях.

Давайте рассмотрим, что включает каждое из них и как действовать налогоплательщику, если он получил такое требование.

Тип пояснения Пояснения по контрольным соотношениям Пояснения по расхождениям с контрагентами
Если налоговый орган рассчитает контрольные соотношения в декларации и обнаружит неточности Если в ходе сверки счетов-фактур покупателей и продавцов не найдется контрагент или обнаружатся расхождения в данных (например, в НДС)
Когда придет В течение 1–2 дней после отправки декларации. Теоретически требование может поступить в течение всех трех месяцев проверки, но на практике налоговые органы справляются с задачей за день-два после отправки деклараций Как правило, в течение двух недель после отправки декларации
В каком формате придет pdf pdf + xml
Что содержит - Номер контрольного соотношения (например, 1.27).
- Формулировка нарушения (например, «завышение суммы НДС, подлежащей вычету»).
- Ссылка на норму законодательства (НК РФ ст. 171, 172).
- Контрольное соотношение (ст.190 р.3 + сумма ст. 030 и 040 р.4 + ст. 080 и 090 р.5 + ст.060 р.6 + ст. 090 р.6 + ст. 150 р.6 = ст. 190 р. 8 + [ст. 190 прил. 1 к р.8 – ст. 005 прил. 1 к р. 8] если левая часть равенства > правой).
- Данные, отраженные в декларации (1781114.00
- Список счетов-фактур, по которым найдены расхождения, требующие пояснений.
- Коды ошибок. Например:
1 - запись об операции отсутствует у контрагента;
2 - несоответствие данных об операциях между книгой покупок и книгой продаж. В частности, между данными раздела 8 (сведения из книги покупок) или приложения 1 к разделу 8 (сведения из дополнительных листов книги покупок) и разделом 9 (сведения из книги продаж) или приложением 1 к разделу 9 (сведения из дополнительных листов книги продаж) декларации налогоплательщика;
3 - несоответствие данных об операциях между разделом 10 (сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур) и разделом 11 (сведения из журнала учета полученных счетов-фактур) декларации налогоплательщика;
4 (a, b) - не исключена ошибка в графах a, b (указывается номер граф, в которых допущены ошибки)
- Номер контрольного соотношения, к которому дается пояснение.
- Само пояснение в произвольной форме
Необходимо поднять оригиналы счетов-фактур, упомянутые в требовании. И сверить данные - от итогов сверки зависят дальнейшие действия:
- Данные оказались верными. Подтвердите правильность данных, не помешает приложить скан счета-фактуры или оригинал в электронном формате (хml). Не забудьте включить в опись прилагаемые документы.
- Выявлена ошибка в реквизитах счета-фактуры (дата, номер, ИНН, КПП или др.). Внесите правку в ответе на требование (кроме суммы НДС).
- Ошибка в сумме налога. Придется подать уточненную декларацию, при этом уложившись в отведенный пятидневный срок после отправки квитанции

Требование пояснений по расхождениям имеет несколько важных особенностей. Так, в него могут попасть ошибочные счета-фактуры сразу из нескольких разделов декларации по НДС. В рамках камеральной проверки одной декларации может прийти несколько требований данного вида. Наконец, требование о пояснениях в отношении того или иного счета-фактуры одновременно направляется и покупателю, и продавцу.

Пояснение по сведениям, не включенным в книгу продаж

Порядок реагирования на требования такого рода официально не утвержден, поэтому в эту таблицу мы включили экспертные рекомендации.

Тип пояснения Пояснение по сведениям, не включенным в книгу продаж
В каком случае придет требование Когда покупатель отразит в декларации сделки с продавцом, а продавец в своей книге продаж этого не сделает
Когда придет Теоретически такие требования могут поступать в течение трех месяцев проверки, но более вероятно, что требование поступит в течение двух недель со дня отправки декларации
В каком формате придет pdf
Что содержит Наименование, ИНН и КПП покупателя, который отразил данные сделки, а также номера и даты счетов-фактур
Что указать в электронном ответе Данные должны попасть в разные таблицы ответа на требование в зависимости от условий, приведенных ниже.
- Сделка подтверждается, то есть счет-фактура в декларации есть, но с данными, отличными от данных покупателя. Тогда счет-фактура попадает в таблицу, поясняющую расхождения. В таблице достаточно указать номер, дату и ИНН контрагента, дополнительные сведения указывать не обязательно.
- Сделка не подтверждается, то есть данный счет-фактуру продавец покупателю не выставлял. Счет-фактура включается в таблицу, содержащую данные по неподтвержденным сделкам. В таблице нужно отразить такие сведения:
– номер счета-фактуры;
– дату счета-фактуры;
– ИНН покупателя.
- Счет-фактура, упоминаемый в требовании, у плательщика есть, но он забыл отразить его в книге продаж. В этом случае советуем включить счет-фактуру в дополнительный лист книги продаж и отправить уточненную декларацию. На это дается пять рабочих дней после отправки квитанции о приеме требования

Если вы получили требование…

…то в течение шести рабочих дней вы должны отправить квитанцию о приеме требования, после этого у вас есть пять рабочих дней, чтобы ответить на требование (выходные и государственные праздники не учитываются).

Санкции

За непредставление или несвоевременное представление пояснений предусмотрен штраф в размере 5 000 рублей. Обратите внимание, что ответ на требование, направленный в инспекцию в бумажном виде, считается непредставленным (ст. 88 Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ).

Отчитывайтесь и отвечайте на требования за 1 500 рублей в год!

Сдать отчеты в ФНС и ПФР очень просто. Подготовьте отчет в своей программе, загрузите в сервис который проверит файл на соответствие законодательству, затем подпишите и отправьте. Если вы получили требование о представлении пояснений по НДС от налоговой, заполните пояснение и отправьте его в инспекцию в электронном виде. Все возможности сервиса стоят от 1 500 рублей * в год. Нулевая отчетность - еще дешевле. Сдавайте нулевые отчеты в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат за 500 рублей в год!

Елизавета Булавина, эксперт сервиса Отчет.ру компании СКБ Контур.

* цену для своего региона уточняйте на сайте

Похожие публикации