Энциклопедия пожаробезопасности

Опк региональный тур. Свято-Тихоновский университет проводит ХI Общероссийскую олимпиаду «Основы православной культуры

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

при поддержке Министерства образования и науки РФ, Российского Союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, Фонда просвещения «МЕТА», Фонда Святителя Василия Великого

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

Олимпиада по Основам православной культуры:

«Русь Святая, храни веру Православную!»

Школьный тур, IV классы, 2015 2016 учебный год

Прочитайте текст и выполните задания. Время на выполнение работы 30 минут.

Афон (или просто Святая гора) – крупнейший в мире центр мужского православного монашества, расположенный в северо-восточной части Греции на одноименном полуострове (части более крупного полуострова под названием Халкидики), омываемом водами Эгейского моря. По преданию, христианство на Афоне проповедовала Сама Пресвятая Богородица, принявшая эту землю в «удел» – место Своего особого попечения. С самого начала истории монашества Афона на полуостров был запрещен вход женщинам.

Нет достоверных сведений о времени появления на Афоне первых монахов. Первым известным афонским подвижником является преподобный Петр (нач. IX в.), ведший отшельнический образ жизни, как и большая часть афонских иноков того времени. К концу Х века на Афоне уже преобладало общежительное монашество. Начало ему положил преподобный Афанасий Афонский. Он устроил обитель, названную потом Великой Лаврой и ставшую главным афонским монастырем.

Многие традиции монашеского делания были принесены на Русскую землю именно с Афона. Основатель Киево-Печерской обители преподобный Антоний принял монашеский постриг в афонском монастыре Эсфигмен. Игумен этой обители получил от Бога откровение, что прп. Антоний соберет на Руси великий сонм монашествующих, поэтому он сказал: «Антоний! Иди обратно в Русскую землю – пусть и там живущие через тебя преуспевают и утверждаются в вере христианской; да будет с тобою благословение Святой горы!» Прп. Антоний вернулся в Киев и поселился в пещере, где вокруг него стали собираться ученики и выросла великая обитель, ставшая «колыбелью русского монашества».

Первое письменное свидетельство о существовании на Святой горе русской обители относится к 1016 году. Этим годом датирован один из документов Великой Лавры, на котором стоят подписи всех игуменов и, в том числе, настоятеля русского монастыря: «Герасим монах, милостию Божией пресвитер и игумен обители Росов, свидетельствуя, собственноручно подписал».

Этот русский монастырь именовался Ксилургу (что значит «Древодел» или «Плотник»). Название, вероятно, связано с тем, что русские монахи строили свои первые храмы из дерева, в отличие от греков, предпочитавших камень. Соборный храм этой обители освящен в честь Успения Богоматери. Он датируется началом XI века; это один из самых древних храмов на Святой горе.

Когда число монахов в Ксилургу возросло, русский монастырь перебрался на новое место: в 1169 году основной русской обителью на Афоне стал монастырь в честь святого Пантелеимона, находящийся высоко в горах. Сейчас этот монастырь известен под названием Нагорный или Старый Русик.

Постоянные набеги на Афон самых разных завоевателей нещадно его разоряли. Часто угрожала монастырям и другая беда – пожары. В одном из сильных пожаров XIII века сгорело все имущество Старого Русика и рукописи, рассказывающие о раннем периоде его истории. Восстановлению обители помог византийский император Андроник II Палеолог, в 1312 году особой грамотой закрепивший права русского монастыря на земельные участки в Фессалониках и на полуострове Халкидики.

В последующие времена русский афонский монастырь то вновь набирал силу, то приходил в запустение. Но даже в тяжелые для России и самого Афона времена Святую гору посещали русские монахи, получавшие здесь бесценные уроки подвижничества. Преподобный Нил Сорский (1433–1508), следуя афонской традиции, основал новый для Руси тип монастыря – скит и составил особый «Устав о жительстве скитском». Принципы святогорского подвижничества проповедовал приехавший в Россию монах афонского Ватопедского монастыря преподобный Максим Грек (1470–1556).

Постепенное возрождение русской Свято-Пантелеимоновой обители на Афоне начиналось в первой половине XIX века. К этому времени монастырь уже находился на новом месте – в прибрежной зоне. Духовное возрождение Русика связано с трудами старца Герасима Афонского, ставшего игуменом в 1832 году и наладившего связи монастыря с Россией. С 1830 года, после того как Россия выиграла войну с Турцией и турецкие войска освободили Афон, русские вновь начали беспрепятственно приезжать на Святую гору и принимать монашество.

В начале XX века в Свято-Пантелеимоновом монастыре и его скитах (Ксилургу, Старом Русике и др.) было около двух тысяч иноков. Были устроены подворья монастыря в Константинополе, Салониках, Одессе и Москве (первая Афонская часовня была устроена в 1873 году при Богоявленском монастыре на Никольской улице). В 1875 году в Абхазии афонцами был образован Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь.

В 2016 году на Афоне пройдут торжества в честь 1000-летия русского присутствия на Святой горе.

По материалам сайта «Русский Афон» http://afonit.info

Работу выполнил __________________________________________ Класс ________________

Задание 1. Напишите определение.

1.1. - название первого монастыря в Киевской Руси.

1.2. - настоятель монастыря.

1.3. - монах, ведущий уединенный образ жизни.

Задание 2. Ответьте на вопросы.

1. Имя основателя первого монастыря в Киевской Руси

2. К какому году относится первое письменное свидетельство о существовании на Святой горе русского монастыря?

3. Имя игумена, при котором началось возрождение русского афонского монастыря в XIX веке

4. Каким веком датируется Успенский русский храм в Ксилургу?

5. В каком году император Византии закрепил право русского афонского монастыря на земельные участки в Фессалониках и на полуострове Халкидики?

6. Имя какого святого носит русский монастырь на Афоне?

Задание 3. Установите соответствия (в таблицу справа внесите соответствующие цифрам буквы)

1. Великая Лавра

2. Афонская часовня на Никольской улице

Б. Абхазия

3. Ватопедский монастырь

В. прп. Афанасий

4. Ново-Афонский монастырь

Г. Москва

5. «Устав о жительстве скитском»

Д. прп. Максим Грек

6. Тысячелетие русского присутствия на Афоне

Е. прп. Нил Сорский


Задание 1

Задание 2

Задание 3

Сумма баллов

ОЛИМПИАДА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
ОЛИМПИАДА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Примерные темы на ближайшие пять лет (2016–2021)

Основная тема каждого учебного года связана с юбилейными датами того календарного года, которым учебный год кончается. Основная тема совпадает (полностью или частично) с темой ближайших Рождественских чтений и утверждается после официального оглашения темы чтений.
Кроме основной темы, задания каждого года связаны с темой локальной, имеющей географический признак. Географически ограниченная тема позволяет ближе познакомиться с историей, лицами, художественными и литературными памятниками избранного региона.
Темы для 2016/2017 года окончательно утверждены 6 мая 2016 г.
Темы для осени 2017 года и далее указаны приблизительно; впоследствии возможно внесение методистами Олимпиады корректив и дополнений.

2016/2017 учебный год
ОСНОВНАЯ ТЕМА:
«Русь уходящая»: русская культура перед лицом гонений
В 2017 году отмечается 100-летие Поместного Собора Русской Церкви, восстановившего Патриаршество. Собор проходил в 1917/1918 годах, что дает особое основание для посвящения учебного года 2017/2018, прежде всего, памяти этого исторического собора, его участников и современников. Часть участников Собора прославлена в лике новомучеников и исповедников. Это люди, воспитанные в Синодальный период; их жизнь, культурные и интеллектуальные ценности и мировоззрение заслуживают изучения.
Юбилеи, связанные с темой:
Крушение Российской Империи (февральский и октябрьский перевороты) – 2017
Восстановление Патриаршества в Русской Церкви – 2017

ЛОКАЛЬНАЯ ТЕМА:
«Русское Присутствие на Святой Земле»
Тема приурочена к юбилеям 2017 года:
200-летие со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина; 1817–1894) – самого известного начальника духовной миссии в Иерусалиме, выдающегося пастыря, ученого-византиниста, начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме, при котором ее деятельность достигла наибольшего расцвета в дореволюционный период.
170-летие основания Русской миссии в Иерусалиме (1847 г.)

2017/2018 учебный год

ОСНОВНАЯ ТЕМА:
«Подвиг последних Романовых»
Тема, прежде всего, связана с главным – трагическим – юбилеем 2018 года: убийством Царской семьи и великих князей, ставших символом православной России, с которой жестоко расправлялась новая власть. Эта страница жизни последних Романовых и связанных с ними людей характеризуется словами «страстотерпчество» и «мученичество». Но, кроме внимания к последнему совершенному ими христианскомуподвигу, тема подразумевает изучение «подвига повседневности» – внимание к тем годам жизни Царской семьи, которые предшествовали гонениям, изучение того духовного багажа и опыта социального служения, с которыми представители царского дома подошли к эпохе гонений.
Юбилей:
в 2018 году 150-летие со дня рождения св. имп. Николая II
2018 год – столетие гибели Царской семьи, кн. Елизаветы Федоровны и других великих князей

ЛОКАЛЬНАЯ ТЕМА:
«Царский Крым»(Крым при Романовых)
Крым был любимым местом пребывания последней Царской семьи. Именно там они хотели провести остаток дней после свержения монархии. Богатая и, как водится, непростая история полуострова была украшена этой глубокой привязанностью царского дома. Тема позволяет нам совершить заочное путешествие в Царский Крым и постараться понять, что именно вызвало царские симпатии и что сам Крым получил в наследие от любивших его царей.

2018/2019 учебный год
ОСНОВНАЯ ТЕМА:
«Умозрение в камне»: каменное церковное зодчество Древней Руси
Тема обращает внимание на историю появления храмов и монастырей в период каменного строительства, их архитектуру, инициаторов и архитекторов, систему росписи, а также воспоминания о храмах, отражение образов и судьбы этих храмов в живописи и литературе.
Юбилеи:
В 2019 году – 540 лет со дня завершения строительства Успенского собора Московского Кремля (1479)
В 2019 году – 1030 лет с начала строительства первого известного каменного храма древней Руси – Десятинной Церкви (989 год)
В 2018 году – 1030 лет Крещения Руси.

ЛОКАЛЬНАЯ ТЕМА:
«Славянский мир в эпоху свв. Кирилла и Мефодия»
даты 2019 года:
1250 лет со дня кончины равноапостольного Кирилла, одного из братьев (869 г.)
800-летие получения Сербской Православной Церковью автокефалии (1219 год)
1100 лет провозглашения автокефалии Болгарской Церкви (919 год)
Тема позволяет вникнуть в миссию святых братьев, лучше понять их подвиг, рассмотреть плоды миссии в славянских странах – прежде всего, в Болгарии и Сербии, в которой их труды способствовали окончательному утверждению христианства. Тема позволяет увидеть культурные связи России с другими славянскими странами и значение миссии для распространения и утверждения христианской веры на русской земле.

2019/2020 учебный год

ОСНОВНАЯ ТЕМА:
«Эпоха святого Александра Невского»
Юбилей:
в 2020 году – 800-летие со дня рождения св. князя Александра Невского
Примерное содержание темы: воинский подвиг (самого князя и вообще), защита веры, святые и несвятые современники князя из князей, мирян и духовенства; княжеская семья; почитание и храмы, связанные с его именем.

ЛОКАЛЬНАЯ ТЕМА (два варианта):
I. «Соловки: прошлое и настоящее»
Юбилей:
в 2020 году – 300-летие преставления прп. Иова Анзерского.
Тема связана с новомучениками и вообще сонмом пострадавших за Христа на архипелаге: прп. Иову было от Божией Матери откровение, что Соловки станут Русской Голгофой. Но история монастыря интересна и до страшного ХХ века.

II. «Православие в Америке»
Американская православная Церковь – это дочерняя Церковь для Русской. Тема года включает в себя такие аспекты: история американской миссии, появление и распространение Православия в Америке, подвиг русских миссионеров и святителей, русские монастыри в Америке и т.д.
Юбилейные даты:
в 2020 году – 50-летие автокефалии Американской Православной Церкви (1970).
В 2019 году – 225 лет со дня появления первых русских миссионеров на Аляске (1794 год), прп. Герман Аляскинский.

2020/2021 учебный год

ОСНОВНАЯ ТЕМА:
«Русская школа в новое время(от Петра Великого до 1917)»
Юбилей:
в 2021 году исполнится 300 лет учреждения Славянской школы при Петре I при Александро-Невском монастыре.
Тема позволяет познакомиться с типами школ и путями получения образования в XVIII–XIX века, продолжительностью, ступенями и качеством образования, уровнем знаний выпускников, системой подготовки учителей. С темой связан общий вопрос об отношениихристиан к получению образования.

ЛОКАЛЬНАЯ ТЕМА:
«Православие в Японии»
Юбилей:
в 2021 году исполняется 160 лет со времени прибытия в Японию в 1869 г. русского миссионера архимандрита Николая (Касаткина).
И вторая дата 2021 года: 120 лет со дня выхода полного перевода Нового Завета на японский язык, подготовленного свт. Николаем (1901 г.).

В соответствии с Положением об Общероссийской олимпиаде школьников «Основы православной культуры» и графиком проведения предметных олимпиад, организуемых Православным Свято-Тихвинским гуманитарным университетом в 2017–2018 уч. г., с 01 сентября по 10 ноября 2017 года проходит школьный этап Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры» (далее – ОПК).

Рекомендуемые сроки муниципального этапа – с 15 ноября по 15 декабря 2017 года (конкретные сроки и места проведения будут утверждены приказом управления образования). Рекомендуемые сроки регионального (заключительного) этапа – 16–18 февраля 2018 года.

Для проведения школьного этапа в образовательной организации назначается организатор – педагог, ответственный за регистрацию школьников на сайте opk.pravolimp.ru , получение заданий и публикацию результатов. Для получения заданий школьного этапа организатору необходимо подать заявку на сайте opk.pravolimp.ru , распечатать бланки заданий за сутки до назначенной даты проведения школьного этапа олимпиады. Проверка выполненных заданий осуществляется не позднее двух дней после даты проведения олимпиады.

В школьном этапе олимпиады «ОПК» принимают участие обучающиеся 4–11 классов. На муниципальный этап олимпиады допускаются только те школьники, которые занесены в рейтинговые таблицы школьного этапа на сайте opk.pravolimp.ru и стали победителями и призерами школьного этапа.

Образовательная организация самостоятельно устанавливает сроки проведения школьного этапа олимпиады в период с 01 сентября по 10 ноября.

Общероссийская олимпиада школьников «ОПК» в 2017–2018 уч. году проводится по следующим темам:

ОСНОВНАЯ ТЕМА:

  • «Научи меня, Боже, любить всем умом Тебя, всем помышленьем…: духовная поэзия К.Р. и графа А.К. Толстого»

Духовная поэзия Великого Князя Константина Константиновича Романова (К.Р.) и графа Алексея Константиновича Толстого не только является жемчужиной отечественной литературы, но и ярким примером мировосприятия в традиции Священного Предания Церкви. Каждый из них был не только талантливым поэтом, но и уникальной личностью, жизненный путь которой и сегодня является образцом служения любимому делу и Отечеству.

  • Юбилей:

12 апреля в Православном Свято-Тихоновском Богословском Университете проходит федеральный тур второй всероссийской Олимпиады школьников по основам православной культуры.

Вот некоторые из вопросов и заданий Олимпиады:

  1. Этот праздник возник в России еще в XVII в., но стал торжественно отмечаться только с ХХ в. Поместный собор 1917-1918 гг. постановил праздновать его ровно через неделю после дня всех святых (т.е. во 2-ое воскресенье по Пятидесятнице). В 1941 г. с этим праздником совпало начало Великой отечественной войны.
  2. В каком году в СССР была введена в эксплуатацию первая ветка метрополитена, а также разрешена новогодняя елка?
  3. Псалтирь, книга, написанная царем и пророком Давидом, начинается словами «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых …». А какими словами она заканчивается?
  4. Эта благочестивая девушка вышла замуж за Византийского императора Феофила, бывшего убежденным иконоборцем. После смерти супруга ей пришлось управлять целой империей, пока не подрос ее сын Михаил. В период ее правления был одержан ряд военных побед, пополнена государственная казна, а главное – собран церковный собор, восстановивший иконопочитание в империи. В память этого события был установлен особый праздник.
  5. Кто эта святая и как называется праздник?
  6. Что общего у слова метаморфоза с названием одного из двунадесятых праздников?
  7. В романе Ф.М.Достоевского Семен Мармеладов при встрече с Родионом Раскольниковым восклицает: “Се человек!” Откуда взята эта фраза и кому она принадлежит?
  8. В скобках укажите православный праздник, в день празднования которого произошли события, относящихся к Великой Отечественной войне (нужно указать только цифру, под которой записан праздник).

9. Перед Вами фрагмент «Слова на 1000-летие Крещения Руси», составленного великим подвижником благочестия ХХ века архимандритом Иоанном (Крестьянкиным). 11 апреля, исполнилось 100 лет со дня его рождения. О каких новопрославленных святых идет речь?

«Ныне, в юбилейный год, даровал Господь России новых ходатаев, исполненных Божией благодати. В разное время они жили и разными дорогами шли по пути Божию в Царство Небесное, но так ярко горели их сердца любовью к Богу, что свет этот не угас во времени, но достиг и нас и нам светит теперь на нашем пути к Богу…

Ныне на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном юбилею 1000-летия Крещения Руси… возгласил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен: «Изволися Духу Святому и нам причислить к лику святых угодников Божиих:

Благоверного великого князя Московского ________________________________(1350-1389), показавшего подвиг праведной и благочестивой жизни… отдавшего душу свою за други своя (Ин. 15,13). Он защищал веру Христову, основывал многие монастыри, строил храмы и благотворительствовал бедным.

Преподобного ___________________________________(1360-1-я пол. Х V в.), постника и аскета, известного иконописца, богослова, совершенно выразившего догмат о Триедином Боге в своей иконе _______________________.

Преподобного _________________________________(1470-1556), местночтимого радонежского святого, чудотворца, монаха-аскета и учителя иноческого жития. Он как духовный учитель углубил святоотеческую традицию.

Митрополита Московского и всея Руси ____________________________(1482-1563), показавшего подвиг добродетельной и постнической жизни, за которую он сподобился дара прозорливости и чудотворения. Его церковная деятельность отмечена борьбой с ересями, а также собиранием духовных сокровищ Русской Церкви.

Схиархимандрита ___________________(__________________________) (1722-1794). Он возродил на Руси школу старчества.

Блаженную _________________________________________________(Х VIII – нач. XIX в.) Подвиги любви к ближним она пронесла через всю свою многострадальную жизнь, получила любовь Божию в даре прозорливости и чудотворения и любовь человеческую, которая не угасает уже второе столетие.

Епископа _________________________(_________________________) (1807-1867), подвижника благочестия, учителя христианской жизни и писателя духовного.

Иеросхимонаха _____________________________________(1812-1891) – старца, пастыря и проповедника, делателя любви к Богу через людей.

Епископа ________________________________________________(1815-1894). Он явил высоту и святость жизни, в плодотворном служении Церкви сохраняя православную чистоту и богопросвещенность»

Будем просить у Господа благословения, а у всех русских святых – молитв на вступление во второе тысячелетие, чтобы их молитвами не оскудела на Руси православная вера во всей чистоте, чтобы не забыли ни мы, ни наши потомки Божиих заповедей и заветов. И еще будем благодарить Господа за ушедшее в вечность тысячелетие.

Боже наш, слава Тебе за все и за вся во веки веков! Аминь».

10. Опишите первую фотографию: что на ней запечатлено, в какой временной интервал она могла быть сделана? Что связывает эти два снимка?

Похожие публикации