Энциклопедия пожаробезопасности

Как быстро забыть человека. Как намеренно что–то забыть

Воспоминание - это не одномерная мысль или идея. Это сумма впечатлений от конкретных событий вашего прошлого. Вы запоминаете не точку во времени, а множество чувственных деталей.

Например, если вы постараетесь вспомнить приятный день, проведённый на пляже в детстве, в памяти возникнет не только изображение реки. Вы вспомните, каким тёплым был песок, запах ветра и вкус мороженого, купленного в киоске через дорогу.

Любое из этих ощущений может стать триггером. Когда вы купите пломбир, похожий по вкусу на тот самый, из детства, вы вновь перенесётесь в жаркий день на речном пляже.

Таким образом, воспоминания неотделимы от контекста.

2. Как управлять воспоминаниями?

Контекст - самый важный фактор для того, кто хочет научиться управлять своими воспоминаниями. Ведь с его помощью можно закрепить воспоминание. Чем шире и ярче контекст, тем сильнее мы запоминаем событие.

Вернёмся к воспоминанию про жаркий день на пляже. Желательно, чтобы вы детали, обстановку, эмоции и чувства. Тогда будет сформирован контекст.

Если вы помните лёгкое течение речной воды, тёплый песок побережья, раскалённый асфальт дорожки рядом с вашим зонтиком и сливочный вкус пломбира, воспоминание об этом дне останется очень ярким и полным на долгие годы. Чем шире контекст, тем разнообразнее опыт. Именно его мы воскрешаем в памяти, когда вспоминаем о жарком дне, проведённом в детстве.

Итак, если мы знаем, как использовать контекст для создания воспоминания, можем ли мы найти способ стирать себе память?

3. Как можно стереть воспоминания?

Стратегия забывания может быть такова: позволить себе забыть отдельные детали события, чтобы уничтожить воспоминание полностью.

Чтобы проверить это предположение, учёные провели исследование, в котором приняли участие две группы человек. Они должны были выучить слова из двух отдельных списков и одновременно смотреть на фотографии разных пейзажей, чтобы создать контекст воспоминания.

Одной группе велели подойти к заданию очень тщательно: выучить наизусть первый список слов и только после этого переходить ко второму. Испытуемых из второй группы попросили сначала выучить слова, а потом забыть их. Затем волонтёрам нужно было повторить, что они запомнили.

Активность мозга участников эксперимента изучалась с помощью функциональной МРТ. Оказалось, что у испытуемых, которые забывали выученные слова, наблюдался гораздо меньший уровень активности той части мозга, которая отвечает за обработку изображений. Эта группа участников просто позволила словам и изображениям выскользнуть из памяти.

Когда мозг пытается запомнить слова, факты, изображения, он постоянно работает над созданием контекста. Когда мозг пытается что-то забыть, он изначально отвергает контекст и абстрагируется от него. Потому воспоминание создаётся с трудом и существует недолго.

Если вернуться к примеру с пляжем, можно сказать так: чтобы забыть этот день, вам стоило бы специально стараться забыть вкус пломбира и горячий песок под ногами.

4. Можно ли удалить воспоминание полностью?

Работает ли этот метод всегда и на все 100%? Конечно же, нет. Говорить, что учёные открыли волшебный способ забывать, как в фильме «Вечное сияние чистого разума», нельзя. Мы знаем о мозге и слишком мало и не умеем стирать воспоминания.

Забывание очень полезно. Мы можем использовать его для того, чтобы легче пережить травматический опыт или болезненное событие. Забывание необходимо, чтобы очищать мозг от ненужной информации.

В эксперименте участники запоминали и забывали простые вещи: слова и картинки. Реальное воспоминание - это десятки деталей и чувственных впечатлений, поэтому стереть его не так уж и просто. Но это исследование - первый шаг в начале очень интригующего и манящего пути.

Похоже, мы можем понять, как забывать неприятные и ненужные вещи. Что ещё важнее, мы научимся запоминать счастливые дни и моменты на всю жизнь.

Это информация для тех, кто принял решение. Для тех, кто совершенно точно уже знает чего хочет. Для тех, кто уже все пережил и испробовал, и понял, что хочет знать, как быстро забыть человека.
Я предлагаю вам очень мощную практику, основанную на технике перепросмотра , которую описал в своих книгах Карлос Кастанеда.

По своей сути-это магическая техника , но мы будем использовать ее для своих «человеческих» целей. Чтобы вернуть себе себя, перестать снова и снова возвращаться памятью в прошлое , вспоминая одни и те же моменты, изжившие себя отношения . Когда Вы приняли решение: «Все! Хватит!». Но…. Получается не очень.

Поверьте мне, на этот раз все получится! Вы уберете энергетическую привязку к этому человеку, перестанете бесконечно возвращаться к нему мыслями, сможете снова радоваться жизни и со временем станете открыты для новых отношений.

Взаимодействуя с внешним миром, человек вкладывает свою энергию в любую ситуацию, событие, отношения с людьми. И чем больше эмоций было испытано, тем больше его энергии осталось в конкретных ситуациях прошлого. Это значит, что огромная часть нашей личной силы нам не принадлежит. Все глубокие чувства оставляют нашу энергию в мире и людях. Нам же нужно все больше энергии.

– техника, которая позволяет забрать эту энергию, когда-то захваченную повседневной жизнью, и использовать ее для других целей по своему выбору – собрать энергию из прошлого, словно оставленные когда-то ценные вещи.

С помощью перепросмотра мы достаем из прошлого события заложенную в него эмоциональную энергию. Когда перепросмотр завершен – событие становится для вас лишь фактом, слайдом, картинкой, не вызывающим никаких реакций. Мы знаем о том, что событие было и все.

Как быстро забыть человека. Методика перепросмотра

Перепросмотр лучше проводит в закрытом, маленьком помещении. Нужно выбрать тихое уединенное место, где вы сможете сидеть (маги делали перепросмотр в специальных небольших пещерах, так что вы можете выбрать шкаф или большую коробку, или даже душ). Смысл в том, чтобы стены как бы «давили» на Ваш энергетический «кокон»

1. Для начала, вы должны определить человека, с которыми вы хотите поработать . Нужно составить список самых ярких, «заряженных» ситуаций, связанных с ним, с этими отношениями. Уделите этому время, повспоминайте. Это очень важно, вам нужны и положительно и отрицательно «заряженные» моменты. Не «зависайте» в них. Важно их вспомнить, можно записать.

Если вы решите работать «по-крупному», потом можно будет поработать и с другими людьми, оставившими след в Вашей жизни. Но начинать нужно именно с самого эмоционально окрашенного, потому как эти отношения забрали у вас большую часть энергии, и когда вы восполните ее, то сможете сделать более эффективным перепросмотр других людей.
Простое написание списка уже меняет вас и помогает вашему вниманию концентрироваться на том, что сейчас важно.

2. Когда вы напишите список, найдите место, чтобы “стены давили на кокон“. Сядьте поудобнее и начните.

3. Войдите в спокойное медитативное состояние при помощи любой подходящей вам методики.

4. Начните с первой ситуации. Вспомните имя человека или саму ситуацию, сконцентрируйтесь не на самом действии или на чувствах, которые вы тогда испытывали, а начните воссоздавать сцену, визуально представляя как можно более точно все внешние элементы события .

Вспоминайте дальнее окружение, улицу или дом, в котором прошло событие. Затем представьте, как заходите в здание, отметьте каждую деталь: обои, картины на стенах, полы, мебель, всякие мелочи и предметы, которые может восстановить наша память. Это же сделайте с внешним видом человека, его одеждой, встраивая все в свое представление. Вам нужно следить за органами чувств помимо зрения: вспомните, какая музыка играла в тот момент, какие духи были в этот вечер.

5. После того, как вы вспомнили все детали, дайте событию всплыть и свободно развиваться . Управляйте своим дыханием, чтобы полнее погрузиться в воспоминание.

6. Дышите глубоко диафрагмой , и пусть голова медленно движется из стороны в сторону, от одного леча к другому выметающим движением. Дыхание очень значимо , потому что именно оно высвобождает энергию из прошлого.

7. Начинайте с правого плеча . Глаза закрыты. Во время вдоха поворачивайте голову налево, проводя подбородком по груди, и представляйте, что с помощью вдоха возвращаются назад все чувства, вложенные в событие (Я возвращаю себе всю свою энергию (вдыхая)). Над левым плечом , после короткой паузы, начинайте выдох, выбрасывая с ним все ненужные и чужие чувства (Я отдаю тебе всю твою энергию (выдыхая)) . Возвращайте голову к правому плечу.

Выметающее дыхание помогает освобождению оставленной в прошлом энергии, возвращая ее при вдохе. И выбрасывает чуждую нам энергию при выдохе. С каждым вздохом все детали нашего воспоминания проясняются все больше. Используйте выметающее дыхание все время практики вспоминания.

8. Продолжайте поворачивать голову, вдыхая и выдыхая, столько раз, сколько это будет необходимо. Заканчивайте только тогда, когда все детали и чувства пережиты. Вы поймете, что закончили, когда сцена станет «пустой» и свободной от эмоций.

Если во время вспоминания вы ощутите тошноту, сердцебиение, судороги или выступит пот, продолжайте двигать головой, но пока задержите дыхание, пусть признаки уйдут. Это выметающее движение смягчит и распутает подходящие нити энергии и позволит нам преодолеть блоки , чтобы еще глубже погрузиться в воспоминание.
Проработайте так все свои острые ситуации, вспоминая одну за другой. И высвобождая все больше и больше энергии.

Если отношения продолжались долгое время, то, возможно, Вам понадобится не один раз, чтобы проработать все воспоминания. Но в любом случае, если вы все сделали правильно, то уже после первого раза Вы почувствуете себя другим человеком. У Вас улучшится настроение и появится энергия.


Такая работа - лучшая возможность повернуть время вспять. Вы сможете отделить жизненную энергию от опыта. Задача не легкая, однако избавляющая от капкана саморефлексии, лишающей энергии и кидающей назад, на исходную позицию.

Доброго дня, наши дорогие читатели! Мы, Ирина и Игорь, подготовили для вас новую статью. В наш век информационных технологий на человека обрушивается огромный поток различной, не всегда нужной, информации. Прибавьте к этому еще ворох обрывочных эмоциональных воспоминаний, которые не всегда носят положительный характер, и получите в итоге «кашу» в голове.

Чтобы наш мозг работал полноценно и четко, нам, как и компьютерам, периодически необходимо очищать место в своей памяти. Но как научиться забывать ненужное? Поговорим об этом в нашей сегодняшней статье.

Для чего это нужно?

Помните, в студенческие годы механизм забывания работал у каждого на отлично: стоило сдать предмет, как знания по нему улетучивались в тот же момент. По исследованиям ученых, мы забываем примерно около 80% всей информации, которая к нам поступает.

Дело в том, что если бы человек помнил каждую деталь, которая происходила с ним в жизни, то мы бы не доживали и до десяти лет.

Дело не только в негативных эмоциях и опыте, которые бы мы переживали в своей голове вновь и вновь, а также дело в том, что наша память, так же как и у машин, имеет ограниченный объем. Именно поэтому важно уметь очищать пространство для новой информации и впечатлений.

Но от старых эмоций бывает не так-то просто избавиться. В таком случае мы рекомендуем вам воспользоваться одной из нижеприведенных методик, которые, несомненно, дадут свои положительные результаты.

Очищающий огонь

Для этой методики вам понадобится лист бумаги, куда следует выписать в подробностях то, о чем вы хотите забыть. Это может быть сложно, особенно, если это воспоминание связано с каким-то негативным опытом.

Но не переживайте, вы испытаете эти чувства в последний раз. После того, как вы полностью опишите все детали воспоминания, сомните лист и подожгите его. Понаблюдайте за огнем, представьте, что в этом огне сгорают и ваши воспоминания. Огонь обладает мощной очищающей энергией, просто позвольте ему забрать у вас это воспоминание.

Кадры из фильма

Если же огненная процедура вас не устраивает, то предлагаем вам воспользоваться другим методом: превратите воспоминание в кадры из фильма.

Прокрутите в мелочах действие или эмоции у себя в голове, подумайте над тем, какой саундтрек можно наложить на данный момент. После поиграйте с сюжетом, прокрутите его в голове в обратном порядке, поменяйте актеров, например, замените себя на Сильвестра Сталлоне и представьте его в этой же ситуации.

А после представьте себе, что вы вырезаете эти кадры из киноленты ножницами, как лишний материал. В вашем фильме их быть просто не должно.

Чудо-ластик

Этот метод хорош для мелких ненужных воспоминаний: слова надоедливой песенки, образ нахамившей вам соседки, другие бесполезные обрывки диалогов, которые никак не хотят уходить из памяти.

Представьте себе все эти ситуации нарисованными карандашом в школьном альбоме, а после просто пройдитесь по ним ластиком несколько раз и тщательно, можно даже до дыр. Это поможет избавиться от неприятных вам образов в вашей голове.

«Марианская впадина»

Еще одно практическое упражнение для избавления от глубинных негативных воспоминаний носит название «Марианская впадина». Такая впадина на самом деле существует в Тихом океане, и на сегодняшний день считается, что это самое глубокое место в мировом океане. По оценкам ученых глубина в этом месте составляет 10 994 метра.

В чем же заключается упражнение? Вам нужно наглядно представить свое воспоминание: в виде написанного письма, фотографий, видеофильма, сборного коллажа или чего-то еще.

После мысленно упакуйте воспоминание в капсулу и представьте себе, как вы выкидываете эту капсулу за борт корабля в ту самую Марианскую впадину.

Пофантазируйте насчет того, что в капсулу может попасть вода и все размыть, что в ней сделает свой дом кто-то из глубинных морских обитателей или что ее просто засыплет песком. Такая практика поможет вам избавиться даже от самых глубинных воспоминаний.

Записки

Последний способ немного парадоксален, но суть его заключается в том, что вам нужно записать, чтобы забыть что-либо. Есть в этом удивительный факт: записывая что-либо, мы освобождаем себя от обязанности помнить это, ведь мы это записали.

Такой способ подходит для мелких мыслей в виде планируемого списка покупок, номеров телефонов, каких-то планируемых задачах или для чего-то еще не столь важного.

Научиться избавляться от лишнего – это целое искусство, а научить этому сможет книга Доминика Лоро «Искусство жить просто. Как избавиться от лишнего и обогатить свою жизнь» .

А как вы избавляетесь от ненужных воспоминаний? Прибегали ли вы когда-нибудь к вышеописанным методам? Каков был результат? Делитесь с нами своим опытом в комментариях к статье. До скорой встречи!

С уважением, Ирина и Игорь

Для большинства людей актуальной является проблема запоминания, а не забывания. «Многие из нас думают: как найти пути для того, чтобы лучше запомнить? Никто не работает над вопросом: как лучше забыть?» - писал академик А.Р. Лурия. Однако для эффективной работы памяти необходимо уметь не только надежно запоминать, хранить и воспроизводить какую-либо информацию, но и забывать ее в случае необходимости. Рассмотрим наиболее эффективные методы подавления психотравмирующих воспоминаний и удаление из памяти информации, потерявшей свою актуальность.

Римский историк Публий Корнелий Тацит утверждал: «Не во власти человека терять что-то из памяти». По всей видимости, Тацит имел в виду неспособность человека к произвольному забыванию.

Позволим себе не согласиться с древним римлянином. В самом деле, если есть произвольное и непроизвольное запоминание, произвольное и непроизвольное воспроизведение, то почему считается, что забывание может быть только непроизвольным?

В мнемонике существуют методы, предназначенные для целенаправленного забывания . Совокупность таких методов называется летатехникой . Этимология данного термина (также как и термина « мнемотехника ») уходит к греческой мифологии. Лета - река забвения в подземном царстве. Души умерших, отведав воду из Лета, забывали о своей земной жизни. Отсюда происходит выражение - кануть в Лету, что означает быть забытым, бесследно исчезнуть.

В каких случаях необходимо произвольное забывание? Для большинства людей актуальной является проблема запоминания, а не забывания. «Многие из нас думают: как найти пути для того, чтобы лучше запомнить? Никто не работает над вопросом: как лучше забыть?» - писал академик А.Р. Лурия. Однако забывание не является однозначно негативным качеством памяти, поскольку полноценное функционирование мнемонических процессов невозможно без такого процесса.

Летатехнические методы могут быть использованы, по меньшей мере, в двух случаях.

  1. С целью подавления психотравмирующих воспоминаний, особенно тех, которые стали навязчивыми, назойливо повторяющимися.
  2. С целью стирания из памяти информации, которая просто стала ненужной. В частности, при помощи лета-техники можно освобождать мнемонические матрицы от старого, «отработанного» материала для более эффективной «записи» в эту же матрицу новых содержаний.

В первом случае летатехнические методы обретают психотерапевтическую направленность. Рассмотрим наиболее эффективные методы подавления психотравмирующих воспоминаний.


1. Подавление

Чаще всего воспоминание о чем-либо неприятном становится обсессивным (болезненно навязчивым) из-за антиципированной тревоги: человек начинает бояться, что психотравмирующие воспоминания вновь начнут «всплывать» из памяти и чем больше он этого боится, тем навязчивее и ярче они становятся.

Для снятия мнемонических обсессий можно использовать упражнение, которое называе тся «горящее письмо». Упражнение выполняется следующим образом:

Человек, обсессивно травмируемый каким-либо воспоминанием (или группой воспоминаний), подробно описывает на бумаге эти воспоминания; их можно представить в виде мысленных картин, движущегося видеоряда или видеофильма (здесь может пригодиться школьный опыт написания «сочинения по картине»). Этот процесс может быть неприятным, но сам он часто производит психотерапевтический эффект: человек не подавляет воспоминания, включая всевозможные защитные механизмы, а, описывая их, освобождается от этих воспоминаний. Затем листок бумаги с воспоминаниями помещается на огнеупорную основу (к примеру, в пепельницу) и поджигается. В этот момент важно смотреть на огонь, видеть, как сгорают переживания, касающиеся тех или иных событий прошлого, как превращаются в пепел и рассыпаются психотравмирующие воспоминания. Все негативное сгорело в пламени! Пепел выброшен в окно и развеян по ветру!

Конечно, такое упражнение не приведет во всех случаях к обязательному элиминированию (удалению) из памяти негативных воспоминаний так, что их будет невозможно вспомнить. Смысл упражнения заключается в том, что оно позволяет человеку стать хозяином своих воспоминаний . Он может в любой момент перенести их на бумагу и сжечь, а значит, перестает их бояться. Если человек перестает бояться воспоминаний, то они перестают приобретать навязчивую форму и, в конечном итоге вовсе перестают приходить.

Нередко, при хорошо развитом воображении, человек действительно может с помощью «горящего письма» полностью и безвозвратно уничтожить какие-либо нежелательные воспоминания. Огонь магнетически действует на человека, оказывая катарсический, «психоочищающий» эффект. Еще со времен Homo habilis («человека умелого») огонь играл роль первого в человеческой истории психотерапевта: смотря в огонь человек, по сути, проходил психотерапевтический сеанс, освобождаясь от своих тяжелых мыслей и очищаясь от «первобытных стрессов». Если человек способен ярко вообразить, что сгорает не только бумага, но и его воспоминания, то он не сможет их воспроизвести даже при желании. «Я пытаюсь вспомнить, но не могу, вижу только рассыпающийся пепел» - так иногда говорят после выполнения этого упражнения.

Еще одно эффективное упражнение называется « телевизор » . Такое упражнение часто используют в психотерапии. Выполняется оно так:

Человек старается максимально ярко воспроизвести свои негативные переживания, представляя их на экране большого телевизора. Затем он мысленно берет пульт и выключает звук. После этого вновь просматривается исходный «фильм», но уже без звука. Теперь выключается цвет; «фильм» снова просматривается, но в черно-белом режиме. Те же самые манипуляции производятся с контрастом и яркостью. В конце концов, изображение полностью исчезает. Человек хочет просмотреть «фильм» снова, но видит только темный экран. Для усиления эффекта в своем воображении можно вытащить вилку из розетки и выбросить телевизор в окно.

Если травмирующие воспоминания не трагичны, а просто неприятны, то с помощью упражнения «телевизор» можно превратить их в комедию и посмеяться над ними. Там, где есть искренний смех, нет места неврозу. Представьте, что неприятные события, которые когда-то произошли с вами, записаны на видео. В своем воображении можно просмотреть «запись» на большой скорости, пустить ее в обратную сторону, включить замедленный режим, остановить в режиме «стоп-кадр». Попробуйте мысленно наложить на «запись» веселую музыку, ввести в «запись» комичные персонажи. Если вы сможете стать режиссером своих воспоминаний, то вы будете управлять ими, а не они вами.

Данное упражнение также не гарантирует абсолютного забывания, но оно помогает перестать бояться воспоминаний . Устраняя страх перед неприятными воспоминаниями, мы устраняем причину их обсессивных появлений.

2. Удаление

Другая стратегия летатехнических методов направлена на удаление из памяти информации, потерявшей свою актуальность и загромождающей «архив». К примеру, можно освобождать мнемонические матрицы от использованного информационного содержания с тем, чтобы заполнять их новым материалом. Рассмотрим некоторые летатехнические методы, позволяющие это делать.

Один из наиболее простых методов носит название «летатехническая тряпка» .

К примеру, мы заполнили какую-либо мнемоническую матрицу (дорогу, комнату, «алфавит» и т. п.) рядом слов, а точнее - рядом образов, сформированных на основе слов. Стереть эти образы можно обратным по отношению к их созданию способом. Обращаемся к «месту» № 1 матрицы, где находится образ или образная группа. Мысленно берем большую влажную тряпку и стираем этот образ. «Место» № 1 остается, мы продолжаем видеть его во всех подробностях, но оно пустое, свободное и на нем можно размещать новые ассоциативные композиции. Затем мы последовательно, от «места» к «месту» проходим по всей матрице и аналогичным способом стираем все остальные образы. Если какие-либо образы неэтично или нехорошо стирать тряпкой даже мысленно, то тогда как можно ярче представляем, как эти образы исчезают сами собой. Они растворяются как утренний туман, или же просто уходят.

Нужно отметить, что такой метод оказывается неудобным в тех ситуациях, когда мнемонические матрицы достаточно большие. Для последовательного стирания информации с каждого отдельного «места» потребуется слишком много времени и сил. В таки х случаях целесообразно воспользоваться методикой забывания С. В. Шерешевского.

Будучи профессиональным мнемонистом и выступая на эстраде перед публикой с интеллектуальными аттракционами, Соломон Шерешевский был вынужден не только запоминать огромные ряды слов, цифр, бессвязных слогов и т. п., но и стирать все это из памяти перед очередным сеансом. Иногда за один день Шерешевский выступал с несколькими концертами в одном и том же зале, используя одну и ту же матрицу.

Вот как он это делал: «Я боюсь, чтобы не спутались отдельные сеансы. Поэтому я мысленно стираю доску и как бы покрываю ее пленкой, которая совершенно непрозрачна и непроницаема. Эту пленку я как бы отнимаю от доски и слышу ее хруст. Когда кончается сеанс, я мысленно снимаю пленку... Я разговариваю, а в это время мои руки как бы комкают эту пленку». Таким образом, Шерешевский стирал информацию сразу со всего пространства мнемонической матрицы, а не с каждого отдельного ее «места».

В тех случаях, когда такой метод не помогал эффективно забыть информацию, Шерешевский прибегал к парадоксальным на первый взгляд способам летатехники - к записи на бумаге той информации, которая подлежала забыванию : «Для того чтобы запомнить, люди записывают... Мне это было смешно, и я решил по-своему: раз он записал, то ему нет необходимости помнить. Значит, если я запишу, я буду знать, что нет необходимости помнить. .. И я начал применять это в маленьких вещах: в телефонах, в фамилиях, в каких-нибудь поручениях».

Здесь мы находим очень важную мысль: «Если записал, то нет необходимости помнить» . Это одна из причин, по которой большинство людей считают свою память плохой. Стремясь зафиксировать важную для себя информацию, человек как правило не запоминает ее, а записывает. Тем самым, больше записывая, он меньше пользуется своей памятью . Не получая необходимой нагрузки память все меньше и меньше работает, а это прямой путь к ее атрофии. В конечном итоге, человек приходит к выводу, что его память никуда негодна, хотя сам же и загнал себя в этот амнестический тупик.

Доверяйте своей памяти: постарайтесь не пользоваться записными книжками, «нагружайте» память так, чтобы она имела возможность работать, и она никогда вас не подведет. Записывайте что-либо только тогда, когда вам это необходимо забыть!

Процесс освоения мнемонических (равно как и летатехнических) методов протекает в полном соответствии с законами диалектики Гегеля. В какой-то момент количественное накопление навыков произвольного запоминания и произвольного забывания приводит к качественному скачку, к «мнемоническому озарению», позволяющему запоминать и забывать без использования специальных методов, только за счет волевых установок.

Таким образом, для эффективной работы памяти необходимо уметь не только надежно запоминать, хранить и воспроизводить какую-либо информацию, но и забывать ее в случае необходимости, поскольку качество мнемонических процессов обеспечивается взаимосвязью всех четырех функций памяти.


3. Упражнение

Выберите какое-нибудь неприятное воспоминание (для данного упражнения достаточно представить, например, страшный эпизод из фильма ужасов) и мысленно осуществите с ним следующие манипуляции:

Представьте, что Вы видите это событие (или фрагмент фильма) на экране кинотеатра. Измените размер «кадра». Сделайте его формат длинным и узким. Теперь попробуйте максимально увеличить размер. После этого уменьшите изображение до размеров точки.

Верните изображение до исходных размеров. Сделайте его как можно более ярким и цветным. Теперь уменьшите интенсивность цвета до черно-белого. Представьте изображение только в зеленом цвете. Затем - в синем. В оранжевом.

Постарайтесь уменьшить контрастность изображения до полной неразличимости фигур и фона.

Попробуйте «запустить» изображение в обратную сторону. Остановите «кадр». Теперь просмотрите изображение, варьируя скорость просмотра несколько раз от очень высокой до очень медленной.

«Озвучьте» изображение. Сделайте звук максимально громким. Постепенно уменьшайте громкость звука до его полного исчезновения.

Восстанавливаем все исходные параметры изображения: цвет, яркость, контрастность, скорость, звук. Плавно выключаем звук. Останавливаем изображение. Снижаем интенсивность цвета, яркости. Убираем контрастность до полной «размытости». Отключаем изображение. Остается белый экран. Сводим его до размеров белой точки. Точка рассеивается в воздухе как колечко дыма. Воспоминание исчезло...

Для многих людей проблема развития памяти и навыков запоминания и усвоения текстов является более актуальной, чем умение забыть прошлое и избавиться от ненужной информации.

Сегодня можно встретить большое множество рекламных объявлений в газетах, по телевизору и в Интернете, заголовки и анонсы которых пестрят обещаниями улучшить и восстановить память. Любой человек сегодня может самостоятельно и без труда найти массу полезной информации о том, как развить память . Но ведь для эффективной работы нашей памяти необходимо не только умение надежно запоминать, хранить и при надобности воспроизводить нужную информацию. Важно так же умение ее забывать.

В мнемонике (методы и способы, облегчающие запоминание) существуют специальные приемы, предназначенные для преднамеренного забывания. И действительно, почему, если есть непроизвольное и произвольное запоминание, забывание может быть лишь только непроизвольным?

Так вот совокупность методов и приемов умения забыть называется летатехникой. Происхождение этого слова берет свое начало в греческой мифологии. Лета - река забвения находящаяся в подземном царстве Аида. Души прибывшие в царство мертвых, отведав воду из этой реки, получали забвение и уже не помнили о своем земном существовании. Отсюда и пошло выражение - кануть в Лету, означающее бесследное исчезновение и забвение.

В чем же польза летатехники и ее законов забывания? В каких случаях они необходимы?

В первую очередь, отвечая на эти вопросы, следует сказать, что забывание не является определенно негативным качеством человеческой памяти, так как функционирование мнемонических процессов без процессов забывания будет неполноценным. Уместным будет вспомнить слова выдающегося советского психолога Александра Романовича Лурия - «Многие работают над тем как найти пути для того, чтобы лучше запомнить? Но никто даже не думает над вопросом: как лучше забыть

В этой статье мы рассмотрим наиболее действенные способы, которые помогают человеку забыть прошлое, оказывающее на его психику травмирующее воздействие, и узнаем, как забыть информацию потерявшей свою актуальность.

Методы забывания могут быть использованы, по крайней мере, в двух случаях:

  • Для того чтобы подавить неприятные воспоминания, особенно ставшие навязчиво повторяющимися.
  • С целью стирания из памяти ненужной информация, которая просто захламляет наш мозг.

Метод забывания №1 - Подавление

Этот летатехнический прием имеет психотерапевтическую направленность, с его помощью можно забыть травмирующие психику воспоминания.

Часто память о неприятных событиях не дает людям покоя, и они начинают бояться, что эти травмирующие психику воспоминания вновь начнут «всплывать» и чем больше они этого боятся, тем эти страхи становятся навязчивее . Для снятия обсессии (непроизвольно навязчивые мысли) можно использовать упражнение, называемое «горящее письмо »:

  • Воспоминания, которые заставляют вас страдать и испытывать неприятные ощущения, подробно опишите и перенесите их на лист бумаги. Потом возьмите этот лист скомкайте и поместите его в какую-нибудь огнеупорную посуду, подожгите. Смотря как горит бумага, думайте о том, как сгорают ваши переживания, как они рассыпаются и превращаются в пепел. Все негативные воспоминания сгорели! Пепел выбросите в окно и развейте по ветру!

Смысл упражнения «горящее письмо» заключается в том, что оно помогает не просто забыть информацию, а стать хозяином своих воспоминаний. Человек, испытывающий неприятные ощущения от прошлых событий, таким образом, может забыть их. Конечно, этот процесс забывания может быть неприятным, но часто он дает нужный эффект: человек не включает защитные механизмы, не подавляет воспоминания, а наоборот, описывая эти события избавляется от воспоминаний связанных с ними.

Еще с древних времен огонь играл роль первого для человеческой психотерапевта: смотря на пламя человек, по сути, проходил сеанс психотерапии, очищаясь от тяжких мыслей и сбрасывая с плеч тяжесть первобытных стрессов. И если у человека хорошее воображение, и он способен ярко представить, что в огне сгорает не просто бумага, но и травмирующие его психику воспоминания, то он даже при желании не сможет их воспроизвести.

«Телевизор » - еще одно упражнение, часто применяемое психологами и психотерапевтами в своей практике для избавления пациента от тяготящих его воспоминаний:

  • Постарайтесь максимально ярко перенести свои отрицательные переживания на экран большого телевизора. Вспомните все до мельчайших деталей. Затем возьмите пульт, и мысленно отключив звук, просмотрите «немое кино». Дальше, подобным образом, лишите визуализацию четкости, контрастности, и, наконец, яркости. В конце концов, изображение тускнеет и полностью исчезает. Главное – не стоит торопиться! Для придания процессу забывания большего эффекта можно мысленно вытащить шнур из розетки или выкинуть телевизор в окошко. Если негативные воспоминания не столь трагичны (скажем, просто неприятны), то с помощью этого упражнения можно перевести их в жанр комедии. Представьте, эти события записанными на видеокамеру. Мысленно пустите запись в обратную сторону, прокрутите ее на большой скорости, используйте замедленный режим, наложите на картинку забавную музыку, введите в «фильм» комедийного актера и т.д. Если вы научитесь режиссировать свои воспоминаний, то вам будет проще ими управлять. К тому же там, где есть юмор, неврозу нет места.

Может эти упражнения и не помогут полностью избавиться от воспоминаний, но они научат вас их не бояться. А это очень важно, ведь устраняя страх перед негативными воспоминаниями, мы устраняем причину их непроизвольного появления.

Метод забывания №2 - Удаление

Другая техника забывания предназначена для удаления из памяти ненужной информации, утратившей свою актуальность и захламляющей «архив» памяти. Например, можно высвобождать мнемонические матрицы от уже примененного информационного материала для того, чтобы заполнить их новым содержанием.

Самый простой метод забывания называется «летатехническая тряпка ».

  • Например, мы заполнили матрицу памяти рядом образов, созданных на основе слов. Затем мы, сфокусировав внимание на первой ячейке матрицы, берем мокрую тряпку и стираем находящийся в ней образ (образную группу). Первая ячейка остается, мы продолжаем четко ее видеть, но теперь она пуста, место свободно и теперь на нем можно размещать новые ассоциативные композиции. Далее мы последовательно, ячейка за ячейкой проходим по всей матрице и подобным методом стираем все оставшиеся образы.

Следует отметить, что данный метод не совсем удобен, в случае если мнемонические матрицы имеют большие размеры. Ведь потребуется очень много времени и сил для последовательного стирания информации с каждой отдельно взятой ячейки. В подобных случаях уместно применять законы забывания Соломона Вениаминовича Шерешевского российскио-советского журналиста и профессионального мнемониста, который выступая с интеллектуальными номерами перед огромной аудиторией, был вынужден не только запоминать большие последовательности цифр, слов, бессвязных слогов и т. п., но и стирать все это из памяти перед следующим представлением.

  • «Переживая, чтобы отдельные сеансы межу собой не перепутались, я мысленно стираю доску и как бы накрываю ее пленкой, которая совершенно беспросветна и непроницаема. Когда сеанс заканчивается, я мысленно снимаю ее… Я всееще разговариваю с публикой, а в это время руками как бы сминаю эту пленку, слыша как она хрустит. » - делился секретами Шерешевский. Так он, удалял информацию сразу со всего поля мнемонической матрицы, а не с каждого отдельной ее ячейки. В случае же если такой метод не помогал эффективно забыть информацию, Соломон Вениаминович прибегал на первый взгляд к парадоксальным способам забывания: «Для того чтобы запомнить, люди записывают… Мне это показалось смешным, и я решил сделать по-своему: раз они записывают, следовательно, им нет необходимости помнить. Значит, если я запишу, я буду знать, что мне нет надобности это помнить… И я начал применять этот закон забывания в маленьких вещах: в каких-либо поручениях, в фамилиях, в телефонах ».

Стремясь запомнить важную информацию, большинство людей, как правило, записывают ее. А чем чаще мы записываем, то что хотим запомнить, тем меньше пользуемся своей памятью. Это прямой путь к атрофии памяти, ведь не получая достаточной нагрузки она все меньше и меньше работает. В итоге, люди приходят к печальному выводу, что у них плохая память , хотя сам же часто и виноваты в этом.

Постарайтесь не использовать блокноты и записные книжки, доверяйте своей памяти, нагружайте ее так, чтобы она могла полноценно работать (упражнения для развитие памяти ), и тогда она вас перестанет подводить. Отмечайте что-либо на бумаге только в случае если вам это надо забыть!

Процесс освоения навыков забывания (также как и запоминания) протекает в непротиворечии законам диалектики Гегеля. В определенный момент опыт произвольного забывания приводит к качественному скачку, позволяющему забывать ненужную информацию только за счет силы воли без применения специальных методов забывания.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Похожие публикации