Энциклопедия пожаробезопасности

Замысел учения по го образец. Методические рекомендации по организации и проведению учений и тренировок по гражданской обороне и защите от чс в муниципальных образованиях, организациях и учреждениях. Виды учений и тренировок, периодичность проведения

Комплексное учение по теме «Действия учащихся и постоянного состава в случае выброса радиоактивных веществ».

Цель: отработать действия учащихся, невоенизированных формирований и постоянного состава в случае выброса радиоактивных веществ. Развивать слаженные действия в составе классов и школы. Воспитывать уверенность в своих силах по противодействию стихии.

Ход учения

    Вводная часть.

Подача сигнала «Внимание всем!» и речевой информации: «Внимание, граждане, произошла авария с выбросом радиоактивных веществ».

    Основная часть

    Заполнение ПРУ. Учащиеся укрывают органы дыхания подручнымисредствами и со стульями эвакуируются из классов в коридор 1-го этажа и усаживаются у глухой стены согласно указанным местам.

    Получение противогазов и прохождение йодной профилактики. 1 – 4 классы проходят йодную профилактику в 1-ом кабинете «Пункте оказания ПМП». В этом же кабинете оказывается ПМП в случае несчастных случаев (переломы костей, остановка кровотечения,ПМП при потере сознания и др.). Учащиеся 5-9 классов получают противогазы согласно размеров.

    Эвакуация из здания школы и выход в чистую зону.

В вестибюле 1-го этажа формируется колонна в следующей последовательности: ½ часть 9 класса, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и ½ часть 9-го класса.

Выходим из здания школы перпендикулярно ветра или по указателям « В чистую зону ». Передвигаемся по зараженной местности быстро, но не бежим, не поднимаем пыли.

    Проведение частичной санитарной обработки . Прибыв в чистую зону, проводим частичную санитарную обработку в следующей последовательности:

а) Повернувшись к ветру, отряхиваем или обметаем верхнюю одежду;

б) при помощи воды и ватных тампонов проводим обтирание противогаза,

манжетов и воротничка, открытых участков тела, снимаем противогаз, умываем

лицо и полоскаем горло.

    Заключительная часть. Подведение итогов учения.

Размещено 30.10.2012

Артем ИВАНОВ, начальник отдела организационного обеспечения государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Минского городского управления МЧС Республики Беларусь:


Учения - наиболее действенный метод проверки подготовленности гражданских формирований к выполнению своих обязанностей в обстановке, максимально приближенной к реальности.


Документ-помощник:


«Инструкция по подготовке и проведению командно-штабных, тактико-специальных, комплексных учений и объектовых тренировок с органами управления, силами Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны», утвержденная постановлением МЧС Республики Беларусь № 48 от 27.12.2004.


Периодичность проведения:


Комплексные учения в областях, городах и районах, продолжительностью до 3 суток -один раз в пять лет;

Комплексные учения в организациях, имеющих численность работников более 300 человек, и в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек, продолжительностью до 2 суток - один раз в три года;

Командно-штабные учения (КШУ) в республиканских органах государственного управления, продолжительностью до 2 суток, местных исполнительных и распорядительных органах продолжительностью до 8 часов - один раз в два года;

Командно-штабные учения в организациях, имеющих численность работников более 300 человек, продолжительностью до 8 часов - один раз в год;

Штабные тренировки в организациях, имеющих численность работников менее 300 человек, продолжительностью до 8 часов - один раз в год;

Объектовые тренировки - в организациях с количеством работающих менее 300 человек, продолжительностью до восьми часов - один раз в три года;

Тренировки с работниками учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля - один раз в год;


Тактико-специальные учения с членами добровольных и гражданских формирований по предупреждению и ликвидации ЧС, продолжительностью до восьми часов - один раз в год.


Суть командно-штабных учений (штабных тренировок) на объектах состоит в том, что все обучаемые выполняют свои функции на фоне конкретной, непрерывно развивающейся тактической обстановки, которая может сложиться на объекте.


КШУ в организациях могут быть одноуровневыми и двухуровневыми. На одноуровневых обучается одна инстанция (только руководящий состав) - начальник ГО объекта или председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям (если начальник ГО не совмещает оба поста), штаб и службы ГО, члены комиссии по ЧС и ГО, эвакуационная комиссия. На двухуровневых - две инстанции, при этом вторую представляют командиры гражданских формирований, руководители структурных подразделений объекта (начальники цехов, комплексов, производств) и др.


Совет: наиболее целесообразно проводить двухуровневые учения, которые позволяют более полно отрабатывать вопросы принятия решений, постановки задач, приобретать навыки в работе с использованием технических средств связи и документов управления.


КШУ на объектах могут проводиться как в виде самостоятельного учебного мероприятия, так и в порядке привлечения объекта на учения, проводимые вышестоящими инстанциями (учения города, района).


Совет: при определении темы, учебных целей, вопросов и других исходных данных, решении задач подготовки и выработки методики проведения, в основу должны быть положены требования организационно-методических указаний местных исполнительных и распорядительных органов на очередной год.


КШУ должно предшествовать обучение (лекции, семинары, штабные тренировки органов управления, практические занятия с привлекаемыми на учения гражданскими формированиями). Об организации обучения в системе ГСЧС на субъектах хозяйствования подробно рассказано в статье «Безопасность - на новый уровень!» (№ 5/2012).


Руководство учениями. КШУ организуются и проводятся по принципу: начальник обучает своих подчиненных. Основным организатором является начальник ГО объекта или председатель КЧС. На крупных объектах, где на командно-штабные учения привлекается значительное количество руководящего, командно-начальствующего состава, начальник ГО может выступать только в роли руководителя учений, поручая выполнять обязанности начальника ГО главному инженеру или одному из своих заместителей.


Руководитель учения обеспечивает своевременную подготовку: определяет исходные данные для проведения учения и его общий замысел. Исходными данными являются: тема, учебные цели, этапы учения и их учебные вопросы (для каждого из обучаемых звеньев); состав обучаемых руководителей и органов управления, служб ГО, перечень штатных аварийно-спасательных подразделений, привлекаемых гражданских (специальных) формирований; продолжительность, время и места проведения. Одновременно определяется требуемый состав посредников, намечаются мероприятия по подготовке учебных мест, масштабы учебно-материальной базы. После этого осуществляется руководство разработкой основных документов; подготовка заместителей и помощников, посредников и штаба руководства; организация подготовки участников учения.


Совет: при выполнении практических мероприятий руководителю нужно лично проводить отработку наиболее важных эпизодов, связанных с защитой рабочих и служащих, повышением устойчивости функционирования предприятия.


По окончании учения руководитель оценивает действия обучаемых и ставит задачи по устранению выявленных недостатков.


На объектах, расположенных на разрозненных территориях, назначаются заместители (помощники) руководителя, создается штаб руководства и назначаются посредники из числа наиболее подготовленных работников структурных подразделений объектов.


Штаб руководства создается в минимально необходимом составе, обеспечивающем надлежащую организацию и качественное проведение учения.


Совет: на небольших объектах вместо штаба может создаваться группа управления из двух-трех человек.


В целях организации контроля за ходом отработки вводных на учебных местах руководитель назначает посредников. Посредники назначаются при КЧС, службах ГО, эвакуационной комиссии. Они подчиняются руководителю и отвечают за обеспечение своевременного выполнения всеми участниками поставленных задач (для достижения целей).


Подготовительный период учений, как правило, занимает не менее месяца и начинается с разработки основного рабочего документа - календарного плана, в котором определяются содержание мероприятий, сроки и время их проведения, а также исполнители.


В первом разделе плана - мероприятия, связанные с подготовкой исходных данных для планирования и проведения командно-штабного учения, изучением нормативных документов и учебно-методической литературы, проведением рекогносцировки района учения (если это требуется), согласованием в необходимых случаях отдельных вопросов с местными органами власти, управлением (отделом) по ЧС города (района) и соответствующими организациями и службами.


Во втором определяются перечень документов, сроки и лица, ответственные за их разработку, а также сроки доведения документов до участников учения.


В третьем перечисляются мероприятия по подготовке руководства и посредников, включая проведение лекций, семинаров, групповых упражнений, штабных тренировок, инструктажей, решение летучек, вопросы для самостоятельной работы.


В четвертом предусматриваются меры, необходимые для подготовки участников учения: практические занятия или тактико-специальные учения с формированиями, привлекаемыми на учение (если это предусмотрено замыслом), изучение правил техники безопасности, сдача нормативов.


В пятом речь идет о подготовке учебных мест, пункта управления, учебно-материальной базы, средств связи и оповещения, размножении справочных и других документов, схем, планов, выделении необходимого количества транспортных средств, организации питания и других проблемах, возникающих при подготовке и проведении учения. Затем руководитель формулирует тему, определяет цели, этапы и учебные вопросы, сроки учения, состав участников.


Совет: приступать к данному этапу можно только после изучения объектовых Планов по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации ЧС, а также организационно-методических указаний по организации функционирования на текущий год.


Вопросы, подлежащие выполнению участниками подготовки учения, доводятся до них в виде приказа по предприятию. Приказ разрабатывается после утверждения календарного плана.


Разработка учебно-методических документов. Для проведения учений, как правило, разрабатываются: план проведения, организационные указания по подготовке к нему, схема организации руководства учением, перечень и содержание вводных, частные планы заместителей (помощников) и посредников, план материально-технического обеспечения и имитации (если такая проводится).


План проведения учения - документ, в котором излагается ход учения в соответствии с замыслом, устанавливается последовательность отработки учебных вопросов. Порядок проведения описывается поэтапно, в виде развернутой таблицы. На каждом этапе определяются учебные вопросы и отводимое на них время. Обстановка излагается в виде вводных.


Совет: внимательно отнеситесь к определению времени на отработку учебных вопросов. Руководствуйтесь «Планом гражданской обороны» и «Планом предупреждения и ликвидации ЧС». Желательно отрабатывать вопросы «час за час», то есть вести учение в реальном времени. Можно вводить оперативные скачки, работать как в оперативном, так и астрономическом времени. Оперативным временем принято считать условное время, применяемое на учении для выполнения определенных задач, требующих, как правило, длительных затрат. Астрономическое - реальное время, которое отводится для выполнения конкретных мероприятий.


План проведения учения разрабатывает штаб руководства, подписывает руководитель штаба и утверждает руководитель учения не позже, чем за две недели до начала учения.


Приказ (организационные указания) по подготовке к командно-штабному учению доводится до исполнителей заблаговременно, чтобы они имели возможность выполнить все предусмотренные требования (работы). В приказе устанавливаются: сроки проведения; состав руководства и участников учения; задачи по подготовке, включая порядок и сроки оборудования рабочих мест; обеспечение транспортом; ответственные лица за создание натурных участков, если такие предусмотрены планом; силы и средства, выделяемые для этих целей; срок окончания работ; меры по доукомплектованию КЧС, служб, эвакоорганов и других структур; обеспечению средствами защиты, связи, специальной техникой. Приказ (указание) подписывает начальник ГО объекта.


В качестве приложения к приказу (или самостоятельного документа) разрабатывается схема организации руководства учением. На ней графически должны быть представлены руководство и все органы управления, производственные подразделения, привлекаемые службы, гражданские формирования и другие участники учения.


Дополнительно разрабатываются: частные планы помощников (если они назначаются) руководителя и посредников, которые разрабатывают должностные лица, назначенные для выполнения указанных обязанностей, согласовываются со штабом руководства, уточняются и утверждаются после проведения инструкторско-методических занятий; план материально-технического обеспечения - документ, определяющий обеспечение выполнения всех мероприятий, предусмотренных планом проведения учения; план проведения исследований (если они предусмотрены) содержит цели с точным указанием, что именно подлежит исследованию, порядок его проведения, методы и объем исследований. Подписывает его помощник руководителя по исследованию и утверждает руководитель учения.


Методика проведения. Основными приемами, применяемыми в ходе учения, являются: контроль за действиями обучаемых при осуществлении ими мероприятий в соответствии с Планами; изучение стиля работы КЧС, органа управления ГСЧС, служб ГО, эвакоорганов и оказание практической помощи в совершенствовании методов по оценке обстановки, принятию решений и приведению их в жизнь. При этом изучаются разработанные документы, заслушиваются доклады должностных лиц, проверяется реализация принятых решений (отданных распоряжений), умение обеспечить взаимодействие и согласованность в работе различных органов управления и служб.


Если на командно-штабном учении в отдельных местах предусматривается выполнение практических работ, то руководитель лично присутствует на основных из них, а на другие направляет заместителей или посредников.


Наращивание обстановки в ходе учения производится руководителем и посредниками последовательно, в соответствии с планом и учетом принимаемых решений обучаемыми. Данные об обстановке доводятся путем устного объявления или вручения письменных вводных, распоряжений, донесений и устных докладов, информации от старших начальников, соседей и других источников. При этом посредники должны не только сообщать новые данные об обстановке, но и умело наращивать ее в интересах более полной и глубокой проработки учебного вопроса. На учениях с привлечением формирований наращивание обстановки, кроме того, осуществляется путем имитации пожаров, завалов, разрывов трубопроводов и т.п.


После отработки вопросов каждого этапа руководитель коротко подводит предварительные итоги, делает общее заключение по проведенному этапу и дает указания о продолжении учения и порядке отработки последующих вопросов.


Совет: при отработке вопросов укрытия рабочих и служащих руководитель в первую очередь проверяет время и качество приведения защитных сооружений гражданской обороны в готовность к приему людей.


Особое внимание должно уделяться отработке вопросов повышения устойчивости работы объекта, обеспечению выполнения главными специалистами, руководителями цехов, участков и служб объекта комплекса инженерно-технических мероприятий, предусмотренных соответствующими планами. Решая эту задачу, руководитель требует обеспечения надежного управления в условиях продолжающейся производственной деятельности, проверяет наличие групп управления в каждой смене, их состав и знание своих функциональных обязанностей при возникновении ЧС и ведении гражданской обороны.


Затем руководитель в роли начальника ГО объекта ставит задачу на проведение эвакуационных мероприятий. На последнем этапе учения, как правило, решаются вопросы, связанные с организацией и проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ. При этом наблюдают за организацией разведки, требуют всесторонней оценки полученных данных об обстановке, проведения обоснованных расчетов, соответствующих ее характеру и масштабу.


Совет: на всех этапах в центре внимания - работа комиссии по чрезвычайным ситуациям и органа управления по ГСЧС объекта. Руководитель изучает слаженность и эффективность их работы, анализирует надежность системы управления, степень грамотности принимаемых решений, четкость отдаваемых распоряжений и организацию контроля за их выполнением.


Подготовка и проведение разбора учений. В основном разбор проводится сразу же после окончания учения. Поэтому подготовка к нему начинается заблаговременно, продолжается в ходе учения и заканчивается к моменту его завершения.


Цель разбора заключается в том, чтобы всесторонне проанализировать организацию выполнения мероприятий, предусмотренных планирующими документами, вскрыть основные недочеты в обучении, планировании, поставить задачи по их устранению.


Основными данными для разбора являются личные впечатления и наблюдения руководителя, его заместителей, замечания, высказанные при отработке учебных вопросов, а также замечания и оценка действий обучаемых, сделанные посредниками.


В докладе руководителя напоминаются тема и учебные вопросы, состав участников, обстановка, в которой действовали все участники. Затем рассматривается работа руководящего и командно-начальствующего состава, умение быстро и грамотно принимать решения, настойчиво проводить их в жизнь и твердо руководить действиями подчиненных. Дается оценка организации управления, взаимодействия и всестороннего обеспечения действий, полноты отработки учебных вопросов и достижения целей учения. Завершается разбор изложением указаний по устранению выявленных недостатков и постановкой задач по совершенствованию деятельности органов управления объектового звена ГСЧС, служб и формирований ГО.


Совет. Желательно иллюстрировать разбор фото и видеоматериалами, схемами, графиками, таблицами, расчетами и другими документами. До общего разбора могут проводиться частные разборы в службах ГО и формированиях, участвовавших в учениях. Их проводят заместители руководителя и посредники.


Все положительное и новое, направленное на дальнейшее совершенствование объектового звена ГСЧС, доводится до всего руководящего и командно-начальствующего состава.

Обсудить на форуме



Методические рекомендации

по организации и проведению учений и тренировок

по гражданской обороне и защите от ЧС в муниципальных образованиях, организациях и учреждениях.

1. Виды учений и тренировок, периодичность проведения.
Руководящие документы:

Назначение, задачи и периодичность проведения тренировок по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с требованиями руководящих документов:

1. Закона РФ "О гражданской обороне "от 12.02.98 г. № 28-ФЗ (с изменением от 22.08.2004 г.).

2. Закона РФ "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного

характера" от 21.12.94 г. № 68-ФЗ (с изменениями от 28.10.2002 г., от 22.08.2004 г).

3. Постановления Правительства РФ "О подготовке населения в области защиты от

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 4.09.2003 г. № 547.

4. Постановления Правительства РФ "Об утверждении положения об организации

обучения населения в области гражданской обороны" от 2.ll.2000r. № 841.

5. Приказа МЧС РФ "О состоянии обучения населения Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций и мерах по его улучшению" от 22.01.2002 г. №19.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 4.09.2003 г. № 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" совершенствование знаний, умений и навыков населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в ходе проведения:

Командно-штабных учений;

Тактико-специальных учений;

Комплексных учений;

Объектовых тренировок.

Командно-штабные учения проводятся в органах местного самоуправления один раз в три года продолжительностью до 3 суток.
Командно-штабные учения на предприятиях, в учреждениях и организациях проводятся один раз в год продолжительностью до одних суток.
Тактико-специальные учения продолжительностью до восьми часов с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований организаций проводятся один раз в три года, а с формированиями постоянной готовности – один раз в год.
Комплексные учения продолжительностью до двух суток проводятся один раз в три года в муниципальных образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты, а также в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек.
В других организациях один раз в три года проводятся тренировки продолжительностью до восьми часов.

Тренировки с учащимися образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования проводятся - ежегодно.
1. Учения необходимо готовить и проводить по комплексным темам, обеспечивающим отработку отделом (сектором) по ГОЧС, службами, эвакоорганами предусмотренных планами ГОЧС.

2. Подготовка к учениям и тренировкам должны носить плановый и организованный характер.

3. Важным требованием является правильное определение состава участников учений и

сроков их проведения. При решении этих вопросов необходимо в первую очередь

учитывать характер производственной деятельности объекта, а на сельскохозяйственных

объектах и сезонность их работы, установленный график работы предприятий и рабочих смен.

4. Для отработки учебных вопросов на учении должна создаваться сложная и

поучительная обстановка, которая может сложиться на объекте как в условиях мирного

времени, так и во время войны.

5. Наращивание обстановки в ходе учения необходимо осуществлять путем объявления

при вручении вводных.

6. На учении не следует допускать шаблона и упрощений в создании обстановки и

методики отработки учебных вопросов, а также послаблений при ведении гражданскими

организациями ГО (формированиями) практических работ, особенно в условиях Р, Х, Б и

ином заражении. .

7. В ходе учения должна обеспечиваться практическая отработка задач по руководству

проведением мероприятий ГОЧС и совершенствоваться практические навыки в организации

управления.

8. Практические мероприятия, намеченные для осуществления в ходе учений, должны

охватывать основные задачи ГОЧС, решаемые на объекте.

9. При подготовке учения и в ходе его проведения, в центре внимания руководства должны

находиться вопросы повышения готовности органов управления и гражданских организаций

гражданской обороны (формирований).

Это достигается путем:

Развертывания систем связи и оповещения;

Подготовки к работе пунктов (пункта) управления;

Развертывание работ боевого расчета на ПУ;

Создания необходимой обстановки, сбора данных о ней и правильной оценки;

Своевременного принятия грамотных решений и их оформления;

Постановки задач и организации их выполнения;

Разработки документов на проведение соответствующих мероприятий ГОЧС и доведения

их до исполнителей.
2.Требования, предъявляемые к подготовке, организации и проведению учений и тренировок.

ВАРИАНТ 1

Похожие публикации