Энциклопедия пожаробезопасности

Как изготовить аналой своими руками. Домашние иконостасы своими руками: фото. Домашний иконостас. Как расположить иконы

Будем делать аналой из дерева своими руками.
Аналой относится к церковной мебели и в
переводе означает подставка для книг. Так он
и используется, на аналой размещают молитвенник,
крест, или икону для общего доступа. Высота
столешницы рассчитывается для
стоящего человека.

Мне приходилось делать аналои разного вида, с полками, тумбой,
поворотные, резные, на одной ножке. Этот вариант собирается на четырех
точеных ножках.
Хотя аналой не складывается, но он достаточно легкий и его можно переносить.
В таком виде аналой можно сделать своими руками и для домашнего использования.

Корпус собирается из четырех деталей в виде короба. Крышка устанавливается
под углом, для удобства использования. Здесь угол наклона крышки 32*, наверно
угол может быть в пределах 28-35*.


Этой работе уже несколько лет, будем делать именно этот вариант.

Передняя и задняя стенки прямоугольные, но снизу выпиливается фигурная кромка
по шаблону. Боковины так же с нижней фигурной кромкой, но торцы расположены
на косую, верхний торец под углом 30-32*.

Перепад высоты составляет 270 мм. , этот расчет сделан для корпуса
размером 450/450 мм. . Похожий вариант может быть и более широким,
как на фото внизу.

Размеры деталей:
Боковины высотой 740 мм. , шириной 410 мм. , толщиной 20 мм. две штуки.
Передняя и задняя стенки высотой 470 мм. , шириной 450 мм. , толщиной 20 мм. .
Здесь фасадные стенки шире боковин на две толщины щита. Но можно сделать
и наоборот, боковины шириной 450 мм. , а фасады шириной 410 мм. .

Сверху устанавливается крышка, расчет на картинках для сплошной наклонной
крышки. Но в этом случае крышка ломаная, сверху идет горизонтальная полочка
шириной 80 мм. , а к ней стыкуется столешница. Для установки полки острые
углы боковин обрезаются под 90*, убираем фрагмент 20/30 мм. .
Под полочку, так же на 20 мм. , укорачиваем переднюю фасадную стенку.

Крышка корпуса здесь собирается в виде рамки на шипах. У меня получилась
рамка 510/510 мм. , из планок шириной 60 мм. и толщиной 20 мм. .
Крышка в виде рамки делается с совершенно определенной целью. По внутренним
кромкам обвязки проходится ручным фрезером четверть, в которую вставляется
фанера покрытая материалом.

После выпиливания деталей, нижняя фигурная кромка фрезеруется, профиль
"калевка". Детали корпуса склеиваются и одновременно притягиваются
саморезами. Конечно шляпки необходимо скрыть, простые пластиковые
заглушки здесь не подойдут.

Скрываю саморезы и еврики двумя способами:
Во время сборки сразу рассверливаю входные отверстия саморезов, диаметром
8 мм. или 10 мм. , на глубину 4-5 мм. . Затем высверливаю деревянные
заглушки по этому диаметру, немного на конус и плотно вклеиваю поверх
шляпок саморезов.


Заглушки на саморезы.

Деревянные заглушки можно сделать коронкой, или самодельными сверлами.
Вид у самодельных коронок конечно не гламурный, но работают уже давно.
Взял две старых перки, вырезал центр и заточил усы. Одно сверло сделал
под диаметр 8 мм. , другое под 10 мм. .


Ребра закрыты деревянным уголком.

В другом случае шляпки закрываются деревянным отделочным уголком,
статья . Уголок из бруска сечением 25/25 мм. .
На циркулярке выпиливаем центр так, чтобы внутренние размеры были 18/18 мм.
или 20/20 мм. . Затем уголок отпиливаем по длине и наклеиваем на ребра
корпуса. Правда с уголками чаще делаются большие резные аналои, где
много накладных деталей.

В следующей статье , сборка корпуса на точеных ножках.

По просьбе моего дорогого друга и коллеги, В. Ковальджи начинаю живописание жемчужины нашего храма, клиросного аналоя.

Клирос не только слышен, но и виден. Он находится рядом с главными святынями - иконами храма. Поэтому желательно как минимум сократить разницу между богатством иконостаса и убогостью колченогой раскладушки, подаренной (за ненадобностью) щедрым старостой каким-то клирошанам.
Я нашего старосту долбал аккуратно по два раза в неделю, пока он не понял, что сделать нужный мне аналой - это единственное средство избавиться от моего занудства. И сделал (года не прошло, чесслово!).
Наш аналой теперь составляет единый ансамбль с иконостасом. Византийский стиль переходит от южных врат к аналою как единое целое. Та же басма, икона Воскресения, все дела:

А это - наш аналой в профиль (снимок из алтаря):

То, что издалека кажется дугой, на самом деле является двумя рабочими плоскостями - для чтения и для пения. Обратите внимание на боковую стенку. Это - полочка для книги в убранном состоянии. В рабочем состоянии она выглядит иначе:

Приподнимается, под неё подсовывается деревянная подпорка, и вышедший из алтаря чтец читает (сбоку) всё, на что его благословили. Как правило - часы.

А это - наше "рабочее место":

Сверху - люкарное окошечко с крестом, через которое я отслеживаю всё, что делается на солее (и даже у жертвенника!). Два направленных светильника, которые крепятся на гибких трубочках, с 60-ваттными лампами.
Верхняя часть аналоя - две рабочие плоскости, для пения и для чтения (более пологая). Порожки сделаны из аллюминевых уголков - просто и прочно.
Нижняя часть аналоя - открытые полки с книгами (практика показала, что вековая пыль на них осесть ну никак не успевает). Верхняя полка - для нот и книг еженедельного употребления. Нижняя - для ежегодного (Минеи, Триодь).

Зазор между верхней полкой библиотеки и нижней рабочей плоскостью - очень удобное пространство для обустройства в нём "бардачка" для ручек, карандашей, ластиков, таблеток от горла и головы, камертонов, запасных лампочек, кастетов и прочей мелочи. Как только эта крышка поднимается, внутри замыкается контакт и загорается маленькая диодная лампочка, чего вполне хватает для освещения "бардачка".
Размер рабочих поверхностей таков, чтобы на них свободно умещались книги формата А4. Вот рабочее расположение книг на аналое:

А вот и я, белый и пушистый, позирую на "капитанском мостике". Это потому, что никаких чертежей-мертежей у меня, конечно, не было. Я просто нашему слесарю (это и есть наш староста) показал ладошкой: это - так, а это - эдак. Он рулеткой возле ладошки пожужжал, и всё сделал, как надо. Так что смотрите на меня и прикидывайте своим слесарям, как по вашим ростам это удобно будет:

Вот, собственно...

Внутреннее убранство каждого православного храма отличается своей уникальностью. В то же время все они объединены едиными правилами устройства для совершения богослужений. Одним из атрибутов церковной мебели является аналой. Он занимает далеко не первостепенное место в духовной жизни верующих. Однако его роль в совершении богослужений заслуживает отдельного внимания.

Краткое определение

Первые упоминания об аналое как о предмете церковной жизни встречаются в Библии, а также в древних богослужебных книгах. Само слово имеет древнегреческое происхождение и переводится как "подставка для книг".

Церковный аналой - это специальный постамент для богослужебных книг, икон или креста. Имеет четырехугольную форму. Средняя высота такого стола составляет 130-150 сантиметров. Отличительной чертой данного церковного атрибута является покатая столешница, которая делается для облегчения процесса прикладывания верующих к святыням и чтения богослужебной литературы.

Виды

Существует несколько видов аналоев, которые используются в ходе литургии. Они могут различаться по размеру, форме и внешнему виду. Несмотря на небольшие отличия, аналои, как правило, взаимозаменяемы.

В центральной части храма устанавливается одна или несколько подставок, которые называются также проскинитариями, что с греческого языка переводится как "поклонение". На них возлагают праздничные или храмовые иконы. Такие предметы часто изготавливают в виде тумб или многогранной колонны. Центральные постаменты отличаются от других видов большими размерами и богатством внешнего вида. Фото церковного аналоя, выполненного в виде проскинитария, представлено ниже.

Во время богослужения часто используются раскладные подставки. В этом случае покатая столешница изготавливается из прочной ткани, а основание - из легких деревянных опор. Такие аналои имеют небольшой вес и в сложенном виде не занимают много места. Их легко перемещать из одной части храма в другую, в зависимости от совершаемых таинств. Поэтому они являются важной составляющей церковного убранства.

Церковный хор для чтения нот и песнопений также пользуется специальной подставкой. Как правило, это небольшая столешница с наклоном, закрепленная на одной опоре. Такие аналои называют клиросными. Как и раскладные, они отличаются легкостью и мобильностью. Кроме хора, их используют священнослужители для удобства чтения богослужебных книг во время совершения литургии. Клиросный аналой может быть также выполнен в виде многогранной пирамиды. Такие подставки используются для удобства пения большим хором.

Использование

Как правило, аналоев в церкви несколько. Самым большим является центральный. Размещается такой постамент перед иконостасом. На нем находится главная икона, которая может меняться в зависимости от праздника или дня памяти святых. Перед центральным аналоем проходят молебны, крещение, венчание, соборование и прочие Во время некоторых обрядов на центральный постамент возлагается Евангелие.

Аналои с иконами особо почитаемых святых встречаются не только в центральной части, но и в других приделах храма. Такие подставки необходимы для совершения таинства исповеди, во время которой на постамент возлагается крест и Евангелие. Такие атрибуты по необходимости устанавливаются в алтаре.

Рядом с церковными аналоями, которые служат подставками для икон, зачастую стоят подсвечники, куда молящиеся ставят свечи к празднику или святым угодникам. Использовать такие подставки можно не только в церкви, но и при совершении личной молитвы мирянами и монахами.

Изготовление аналоя

Изготавливаются аналои чаще всего из дерева самых разнообразных пород. Такие подставки отличаются красиво выполненной резьбой, небольшим весом и доступной ценой. Также в христианских храмах можно встретить аналои из камня или некоторых металлов, например бронзы. Они отличаются большей устойчивостью и долговечностью, однако имеют более высокую стоимость.

При изготовлении важной деталью является устойчивость, а для переносных подставок - наличие легкости и удобства. Опора не редко выполняется в виде шкафчика. Это является важной практичной деталью, особенно в условиях небольших храмов. Таким образом, постамент выполняет несколько функций одновременно: как подставка и дополнительное место хранения некоторых церковных предметов.

Изготовить церковный аналой своими руками может даже начинающий мастер, выбрав несложную модель. Ею может стать клиросный или переносной постамент, выполненный из легких и прочной ткани.

Украшение аналоя

Церковный аналой может быть украшен разнообразно. Декор выполняется в зависимости от модели позолотой, росписью, тиснением и другими видами внешнего оформления. Деревянные модели отличаются красивой резьбой, выполненной в виде цветов или креста. Покрытие лаком добавляет благородства внешнему виду, а также надолго защищает от внешних воздействий. Столешницы постаментов зачастую покрываются бархатной тканью, замшей, сукном разных благородных цветов.

Чаще всего в храмах во время особых праздников или поста церковный аналой покрывается красивой тканью-ризой в цвет облачения священнослужителей, а также украшается живыми цветами.

Значение

Церковный аналой для православного храма имеет большое значение. Удобство в использовании и различные виды позволяют использовать такие подставки для совершения богослужений и различных Многообразие форм аналоя делает его практичным атрибутом, а красиво выполненный внешний вид - дополнительное украшение любого православного храма.

Домашние иконостасы представляют собой своего рода маленькую церковь для верующего православного христианина. В жилище им должно отводиться особое место, где можно спокойно помолиться перед образами.

Домашние иконостасы появились еще в Древней Руси. Для них отводился целый угол, который назывался красным (т.е. красивым). В этом месте расставлялись иконы, зажигались свечи и лампады. Утром и вечером, а также в часы особой духовной нужды домочадцы произносили здесь свои молитвы.

Иконостас тех времен представлял собой многоярусную полку, на которую вешали божник — небольшую занавеску, которой закрывали образы святых и Спасителя по бокам. Иконы прятали под благовесткой — специальным полотном, которое отдергивали только во время молитвы. Такая традиция появилась на Руси неслучайно. Известно, что первый образ Спасителя бы создан Им Самим, по Его воле Божьей: после того, как Иисус окропил лицо водой и отер его убрусом (тканью), на этом полотне остался Его лик. Это полотно он отправил болящему правителю малой Азии — Авгарю, благодаря чему тот исцелился. После этого князь отдал приказ прибить священный плат над воротами города. Спустя 900 лет священный образ перенесли в Константинополь. Теперь каждый год 29 августа православные отмечают праздник обретения образа Спаса Нерукотворного и освящают тканые вручную полотна.

Что еще располагали на полке для образов?

Домашние иконостасы тех времен также предназначались для хранения святой воды и просфор. Домочадцы прятали за божником Евангелие и помянники (особые книги, в которых хранились имена всех умерших и ныне живущих православных этой семьи). Особо умелые рукодельницы создавали голубей (как символ Святого Духа) из подручных материалов и подвешивали их к иконостасу. В красном углу обязательным было наличие лампад и свечей, которые зажигались во время домашней службы.

Подобный малый храм был в каждом православном доме вплоть до революции 1917 года. После пришествия к власти большевиков люди продолжали молиться, но делали это в тайне. Поэтому от богато украшенных домашних иконостасов оставались лишь несколько образов, которые люди тщательно прятали от чужих глаз, опасаясь гонений. Современный красный угол несколько отличается от того, который создавали наши предки, так как многие из традиций его создания просто-напросто забыты.

Создаем свой красный угол

То, каким будет домашний иконостас, зависит только от хозяев дома. Однако не забывайте следовать следующим правилам:

  • Святые образы необходимо устанавливать вдали от техники (телевизора, компьютера и т.д.) — чем дальше от всего мирского, тем лучше.
  • Перед иконами должно быть достаточно места, чтобы молящиеся не чувствовали тесноты. А во время молитвы церковные книги (молитвословы, Евангелие) лучше класть на раскладной аналой (подставку).
  • Не следует расставлять иконы поодиночке на книжных полках, в шкафчиках, при этом заставляя эти образы другими мирскими предметами: сувенирами, картинками и т.д. Это категорически запрещено, так как тем самым мы проявляем неуважение к Богу. Ведь почему-то фотографии любимых и дорогих нам людей, особенно тех, кто покинул этот мир, многие ставят на самое видное место, не загромождая их лишними предметами. Так же следует поступать и с иконами, проявляя любовь и уважение к святым образам.

Отличие икон от предметов живописи

Если у вас дома имеются репродукции картин, отражающие библейские сюжеты, их не стоит устанавливать на иконостас.

Главное отличие между святым образом и живописью — это то, что в первом случае посредством икон мы общаемся с Господом. А так как иконостас — священное место, предназначенное для уединения в молитвах, включение в него репродукций будет просто неуместным.

Иконы нельзя вешать на стену рядом с плакатами знаменитостей — этим мы оскорбляем святые образы, ставя их в один ряд с земными кумирами.

Домашние иконостасы лучше размещать в восточной части дома, так как эта часть света имеет особое значение в православии.

Например, из Ветхого завета известно, что Господь создал рай для людей в восточной части Эдема. А в Евангелии говорится, что как молния исходит от востока до самого запада, так и Господь грядет с Небес. Церковный алтарь также находится в восточной части. Если же на эту сторону выходят окна, домашний иконостас, фото которого вы найдете в данной статье, устанавливают в любом другом подходящем для него месте.

Какую полочку приобрести?

Будете ли вы создавать домашние иконостасы своими руками из дерева или приобретете их в мебельном магазине или же церковной лавке, полностью зависит от вас. Если вы хотите купить полку, сделайте это в специализированных православных магазинах. Там имеется более широкий ассортимент иконостасов, да и продавцы всегда подскажут и помогут с выбором. По материалу выделяют деревянные и фанерные полки для икон. Они могут быть одноярусные и многоярусные, прямые и угловые. Существуют даже цельные иконостасы, в которых уже есть святые образы. Но такие полки в основном делают только на заказ. Чтобы понять, как выглядит такой домашний иконостас, фото представлено в данной статье.

Если вы решили создать настоящий красный угол, выбирайте многоярусные полки. На них будет намного легче воссоздать величественную стену со святыми образами, подобно тем, которые установлены в храмах. Какой будет ваш домашний иконостас — угловой или прямой зависит от того, где он будет размещен (на стене или в углу комнаты).

Какие иконы необходимы?

Прежде всего, в каждом доме должны быть образы Спасителя, Божьей Матери и Николая Чудотворца. Из всех икон Господа Нашего для домашней молитвы наиболее предпочтителен поясной Образ Вседержителя. На такой иконе Иисус Христос держит в левой руке раскрытую книгу, в которой написано «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга». Правой рукой Господь крестит молящегося.

Из образов Божьей Матери русскому народу особенно полюбились иконы типа «Умиление» и «Одигитрия» (Путеводительница). На первом образе Дева Мария держит на своих руках младенца, который нежно обнимает ее за шею и прижимается к щеке. Самой известной иконой данного типа считается Владимирский образ Божьей Матери. Отличительной его особенностью является то, что левая пяточка младенца целиком повернута наружу. На образе Одигитрия Божья Матерь изображена с младенцем, который в правой руке держит сверток, а левой осеняет всех молящихся крестным знамением. Ярким примером данного образа являются Казанская икона, «Скоропослушница», «Споручница Грешных».

Дополнительные образы

Кроме этих основных икон, на иконостас домашний необходимо поставить образы святых, в честь которых названы члены вашей семьи. Также желательно приобрести икону целителя Пантелеймона — врачевателя душевных и телесных болезней. Выбор других образов полностью зависит от потребностей домочадцев. Например, можно приобрести образ Петра и Февронии, которым молятся о семейном благополучии. Перед иконой Сергия Радонежского просят о помощи в учении и благих начинаниях. Незамужние женщины могут помолиться пред образом Ксении Петербуржской, которая по воле Божьей стала помощницей людей в делах замужества.

В последнее время во многих домах одной из центральной икон стал образ блаженной старицы Матроны Московской. Даже после своей земной смерти она помогает во всем тем, кто приходит к ней в Покровский храм или на могилку на Даниловское кладбище, либо же просто обращается к Матроне в домашних молитвах. Уже очень многие люди получили от нее исцеление и помощь. Не зря она говорила: «Приходите ко мне и говорите мне все, как живой». Под этим Матрона подразумевала, что ее земная смерть не означает кончину духовную: ведь она до сих пор пребывает с нами.

Домашний иконостас. Как расположить иконы

Очень важным является правильное размещение образов на отведенном для них пространстве. Над иконостасом располагают Распятие. Его можно приобрести в церковной лавке или самостоятельно изготовить из дерева. На следующем ярусе располагают икону святой Троицы. На нижней полке должны располагаться образы Спасителя, Божьей Матери и Николая Чудотворца. При этом образ Господа должен находиться посредине, одесную (справа)- Дева Мария, а ошую (слева) — Николай Угодник.

Чуть ниже ставят иконы чтимых семьей святых. На последний ярус можно поставить бутылку со святой водой, свечи и Евангелие.

Делаем угол красным

Украсить иконостас домашнийможно живыми цветами, веточками вербы после двунадесятого праздника — Вхождения Господа в Иерусалим. А в день Сошествия Святого Духа полочки с образами обрамляют веточками березы, как символа благодати силы Божьей.

На полочку для икон можно также устанавливать репродукции образов. Предварительно их необходимо освятить и затем добавлять в домашний иконостас. Бисером вышейте для них киот (рамочку), и тогда они будут гармонично смотреться с другими иконами.

Изготавливаем полочку

Если у вас нет возможности приобрести подставку для образов, или все те модели, которые вы встречали, вам не понравились или не подходят (например, малое количество ярусов, ограниченное пространство и др.), то иконостас домашний своими руками, фото которых представлены в статье, можно изготовить самостоятельно. Для стандартного трехъярусного иконостаса вам понадобятся деревянные доски, дрель и шурупы. Для того чтобы его собрать, необходимо создать чертежи домашнего иконостаса.По ним вы сможете легко высчитать размеры деревянных панелей, которые будут зависеть от количества располагаемых на иконостасе икон.

Несложный процесс

Самую элементарную подставку для святых образов можно сделать из фанеры. Предварительно необходимо прикрепить на нее иконы при помощи шурупов в соответствии с небесной иерархией. После этого следует сделать ризу для икон — это специальный оклад, который обрамляет образы. Ее можно создать из вышитой ткани или из бисера и бусин. Это придаст полочке для икон праздничный и торжественный вид. Вот так можно сделать иконостас домашний своими руками. Фото подобных работ в данной статье помогут вам в его оформлении.

Таким образом, создание малой церкви дома — это не столько обязательное условие жизни православного христианина, сколько его душевный порыв и желание. Ведь тот, кто верует и любит Господа, всегда хочет обращаться к нему в молитвах и во время литургии, и на домашней службе. Неважно, будет ли ваш иконостас изготовлен из дорогих материалов и уставлен позолоченными образами, или же вы сами вручную создавали его, собирая святые образы. Главная ценность — это ваша вера и стремление к духовному совершенствованию.

Похожие публикации