Энциклопедия пожаробезопасности

Сведения об оценке пожарного риска. Пожарный аудит и особенности его проведения на предприятии

В пожарах постоянно гибнет множество людей. Причиной таких явлений может быть халатность, но часто это связано с чьими-то ошибками. Чтобы предотвратить пожар, необходимо уметь оценивать вероятность, а для этого выполняется анализ. Расчет рисков способен не допустить многих неблагоприятных последствий. С помощью такой процедуры определяются и устраняются ошибки в пожарной безопасности, ведь от этого зависят жизни людей.

Понятие

Пожарный риск – вероятность возникновения ситуации возгорания. Аудит позволяет оценить случаи, особенно когда на предприятии игнорируется государственный контроль безопасности.

Независимая оценка пожарного риска позволяет не допустить ответственности, выписки штрафов. После проведения процедуры будет понятно состояние пожарной безопасности. Аудит позволяет определить уровень финансирования и страхования.

Когда требуется процедура?

Оценивать пожарный риск нужно при:

  • неполном соблюдении пожарной безопасности;
  • необходимости создания защиты от опасных факторов;
  • важности составления декларации;
  • необходимости обоснований требований пожарной безопасности.

В ходе процедуры получится выяснить пути эвакуации, способы использования систем защиты, площадь пожарных отсеков. После аудита можно выбрать подходящие системы пожаротушения. Расчет вероятности возникновения пожара позволяет оптимизировать расходы на безопасность.

Зачем нужна процедура собственнику?

Независимая оценка пожарного риска проводится на различных предприятиях. Ее необходимость для руководства объясняется следующими факторами:

  • выдача полной информации о пожарной безопасности;
  • создание плана устранения нарушений;
  • снятие с контроля в Госпожарнадзоре;
  • получение страховых выплат;
  • экономия средств;
  • профессиональная консультация;
  • спокойное ведение деятельности.

Итак, с получением необходимой информации собственник предприятия планирует все действия, повышает степень безопасности, оптимизирует затраты на эксплуатацию противопожарного оборудования. Если не выполнять независимую оценку, то будут проверки со стороны Госпожарнадзора.

Правила выполнения

Расчет рисков выполняется на основе утвержденной документации МЧС. Правила проведения процедуры должны соблюдаться теми предприятиями, которые осуществляют пожарный аудит и проводят проекты капитального строительства. Анализ должен выполняться в соответствии со всеми прописанными принципами.


Независимая оценка риска позволяет сравнить расчетную величину с необходимым показателем. Но в этом вопросе есть много нюансов. Для подачи декларации пожарной безопасности требуется выполнение расчета риска всех зданий, которые входят в классы функциональной безопасности.

Классы безопасности

Пожарный риск позволяет оценить состояние помещений, а также выбрать подходящие системы защиты. В класс Ф1 входят строения для жизни и временного пребывания людей. Ф2 включает сооружения для культурной и просветительской работы. Ф3 состоит из помещений, в которых оказываются услуги населению.

Научные, образовательные организации входят в класс Ф4. А Ф5 составляют производственные и складские помещения. Для каждого типа строения предусмотрены свои меры безопасности, позволяющие обеспечить сохранность зданий и жизни людей.

Этапы расчета

Существует методика определения пожарного риска, которая используется везде. Сначала необходимо выполнить анализ планировочного решения объекта. Затем можно переходить к изучению методов защиты от возгораний. Потом проводится расчет частоты возникновения пожарных ситуаций. Следующим видом работы считается анализ путей эвакуации и запасных выходов.


После этого определяется период эвакуации, анализируются технологические решения. Затем можно осуществлять оценку пожарных рисков. Завершением служит подготовка советов и выводов. Для выявления риска рассчитывается частота действия негативных факторов возгораний.

Опасные факторы

Пожарный риск предполагает выявление опасных факторов, к которым относят элементы, способные нанести вред людям и имуществу. Это может быть пламя, дым, высокая температура, токсичные вещества горения, пониженное содержание кислорода.

Необходимо учитывать, что существует и вторая волна воздействия негативных факторов. Она представлена в виде радиоактивных веществ, электрического тока, разных токсинов, оборудования, которое может нанести вред здоровью людей, а также повредить имущество.


Интенсивный пожар является причиной взрыва. Когда выявляются риски пожарной безопасности, учитывается давление, температура, фугасные свойства, нарастание давления, взрывная ударная волна.

С помощью расчета рисков есть возможность не допустить бедствия. Это получится сделать с помощью распределения сырьевых ресурсов, создания огнезащиты, оборудования пылевых и водяных заслонов. Не менее важную роль имеют паровая завеса и гидрозатворы.

Во время проведения комплекса мероприятий руководство организации будет осознавать ответственность за безопасность, а также внимательнее выбирать аппараты, агрегаты и оборудование. Другим плюсом расчета считается оптимизация средств, которые выделяются для противопожарной системы. Поэтому оценка считается подходящим инструментом для обеспечения безопасности.

Чем отличается посещение инспектора от аудита?

По сравнению с проверками Госпожарнадзора аудит имеет несколько преимуществ:

  • аудиторы выполняют свою работу качественно, используя принципы индивидуального подхода к каждому клиенту: такая деятельность необходима для того, чтобы не потерять аккредитацию в МЧС России;
  • эксперты-аудиторы осуществляют свою работу в сроки, утвержденные договором;
  • надзорная работа Госпожарнадзора плановая, поэтому проверки могут быть выполнены в любое время, что увеличивает риск нахождения нарушений;
  • аудитор выявляет нарушения, после чего предоставляет рекомендации по их устранению, а также контролирует эту работу;
  • аудитор не может привлечь руководство предприятия к административной ответственности за нарушения, а Госпожарнадзор вправе выписать штраф.

Аудиторская проверка помогает установить состояние предприятия, что уменьшает риск возникновения наказания от контрольных органов. Необходимо лишь выбрать фирму, которая профессионально занимается этой деятельностью.

Пожарное заключение

Когда выявлена величина пожарного риска, создается заключение. Документ предоставляется только в случае допустимого уровня нарушения. Экспертная фирма составляет план мероприятий по устранению недостатков со сроками их проведения. Когда выполнена эта работа, создается заключение с выводами.


В документ вносится следующая информация:

  • реквизиты сторон и договора;
  • описание объекта;
  • сведения об экспертах;
  • результаты работы и выводы.

Заключение составляется в 3 экземплярах. Их подписывают эксперты, руководители, после чего документы скрепляются печатью предприятия. В течение 5 дней заключение отправляется владельцу, второй экземпляр – для процедуры регистрации в ЦНД ГУ МЧС России, а третий – остается на фирме. На этом процедура считается полностью завершенной.

НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА ПОЖАРНОГО РИСКА.
Сергей Добролюбов квалифицированный эксперт (Квалификационное свидетельство № 2523 МЧС РФ), учредитель компании «GRAND ATOM».
АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС. Насколько актуальна сейчас независимая оценка пожарного риска как услуга? Многим ли помогла данная экспертиза? Правда ли, что стоимость услуги практически не подъемна для собственников предприятий и организаций? Что произошло нового в развитие и функционирование института независимой оценки пожарного риска? Все эти вопросы весьма волнуют владельцев и арендаторов различных объектов недвижимости.
На вопросы редакции ответил квалифицированный эксперт, учредитель компании «GRAND ATOM» Сергей Добролюбов.

Сергей, чем занимается ваша компания? Какие услуги вы предоставляете?

«GRAND ATOM» является одной из ведущих специализированных организаций России, предоставляющих услуги в сфере пожарной безопасности и монтажа инженерных систем.
С 2012 года клиентами компании «GRAND ATOM» стало более 1200 юридических и физических лиц. «GRAND ATOM» рассматривает своих клиентов, прежде всего как партнеров. Принцип работы компании остается неизменным с момента ее основания: «Мы помогаем, предприятиям-партнерам становится эффективнее и безопаснее, предлагая только законченные экспертные решения».
Наша компания успешно реализовала специальные проекты не только для крупных российских федеральных организаций, но и для глобальных иностранных корпораций.
Компания располагает всеми необходимыми лицензиями, аккредитациями и свидетельствами. Все используемое в работе измерительное и испытательное оборудование имеет заводские сертификаты.

В городе Москве много компаний воспользовалось именно независимой оценкой пожарного риска? Кто является вашими клиентами?
Данную статистику ведет МЧС РФ, у них можно получить самые точные данные т.к. именно МЧС занимается регистрацией экспертных заключений, но по нашим данным на 2016г. это цифра более 5000 организаций по одной Москве. Примерно так.
Нашими клиентами являются десятки крупнейших организаций РФ. В их число входят: ООО «Газпром газораспределение Самара», ЗАО коммерческий банк «ФИА-БАНК», ОАО «Ростелеком»,ЗАО «Аком», ППСФ ОАО «Волжская ТГК», ЗАО «Феррит», ООО «Агроторг» (Пятерочка). Также это крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе –ЗАО «Автоваз»; это реализующий проект взимания платы с грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн за проезд по федеральным трассам в России - «РТ-Инвест Транспортные Системы».
Мы монтировали все системы противопожарной безопасности Центра технического обеспечения (ЦТО) Технопарка в сфере высоких технологий «Жигулевская долина». Сотни других производственных, муниципальных, торговых, офисных и складских объектов являются нашими клиентами.
Все, кто доверил экспертам нашей компании проведение независимой оценки пожарного риска остались очень довольны. Я сам являюсь квалифицированным экспертом и могу сказать, что всегда стараюсь лично вникать в ситуацию на каждом нашем объекте и контролировать проведение всех работ связанных с проведением пожарного аудита. Ознакомится с рекомендациями наших клиентов и полным перечнем услуг ГК «GRAND ATOM» можно на официальном сайте компании: www.grandatom.ru.

Расскажите, насколько актуальна сейчас независимая оценка пожарного риска как услуга? Многим ли помогла данная экспертиза при прохождении плановых проверок ГПН МЧС РФ?

Актуальность данной экспертизы определил глава МЧС России Владимир Пучков в своем докладе Президенту России: «Доклад министра Президенту Российской Федерации В.В. Путину» от 27.12.2013г. № 42-1523–19
«Внедряются новые формы подтверждения соответствия – декларирование пожарной безопасности и пожарный аудит. Правом декларирования уже воспользовались более полумиллиона юридических лиц. Организован прием деклараций с использованием государственног8о портала, а так же привлечение независимых экспертов для выбора наиболее приемлемого варианта противопожарной защиты с учётом уровня его потенциальной опасности и экономических возможностей. При этом, в их отношении проведение плановых проверок со стороны надзорных органов не осуществляется.
Внесены соответствующие изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие усиление ответственности собственников объектов и устанавливающие уровень штрафов за нарушение требований пожарной безопасности, стимулирующих выполнение противопожарных мероприятий на объектах защиты.»

Но концепция данной административной реформы Российской Федерации была сформирована ещё в 2006 – 2008 годах. Направление развития независимой оценки пожарного риска определено нормативно-правовыми актами Президента, Правительства РФ и МЧС России. Данная законотворческая деятельность сделала государственный пожарный надзор и пожарный аудит абсолютно равноправными формами контроля в области пожарной безопасности. На сегодняшний день в сфере независимой оценки пожарного риска аккредитовано более 600 организаций и аттестовано 2000 экспертов, которыми выдано 23 260 заключений о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
Важно отметить то, что институт независимой оценки пожарного риска закреплен в Административном регламенте МЧС России и напрямую влияет на планирование проверок со стороны надзорных органов. Что закреплено пунктом 31 регламента: «Планирование проверок осуществляется на основе… сведений о проведении независимой оценки пожарного риска на объектах защиты, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией, с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности».
В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2012г. № 123 «Технический регламент о требованиях ПБ» организациям предоставляется возможность выбора формы оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, это может быть как проверка органом ГПН, так и проведение независимой оценки пожарного риска. Законодательством установлено, что в случае проведения независимой оценки с положительным результатом, плановые проверки в отношении этих объектов планируются не ранее, чем через три года… (при условии, что заключение о независимой оценке пожарного риска, поступило в орган ФГПН до начала периода планирования проверок на следующий год). В случает если на объекте защиты независима оценка пожарного риска проводится после утверждения ежегодного плана проверок ГПН, оно также позволяет предпринимателям не бояться штрафов и санкции.
Вот, это важно! В соответствии с «Административным регламентом…» от 28.06.2012г. № 375 при плановой проверки объекта защиты на котором есть Н.О.Р. изучаются исходные данные экспертизы и легко устранимые нарушения организационного характера (Приказы, инструкции, обучение ПТМ ответственного за ПБ и т.п.). Заключение экспертной организации доказывает, что степень риска возникновения пожара на объекте является допустимой, даже при наличии конструктивных нарушений.
Выводом здесь может быть следующее: главным в «Административным регламентом…» от 28.06.2012г. № 375 является не соответствие даты заключения Н.О.Р. ежегодному плану ГПН, а наличие верных исходных данных использованных экспертами в расчёте. Если исходные данные верны и объект защиты устранил организационные нарушения, то можно быть уверенным, что не будет никаких протоколов о наложении штрафа.

С плановыми проверками разобрались, а что касается внеплановых? Что делать если уже есть предписание? Что проверяют? Что даёт собственнику объекта независимая оценка пожарного риска при прохождении внеплановой проверки ГПН МЧС РФ?

Пожарная проверка сама по себе не простой процесс и имеет целый перечень аспектов. Об этом достаточно убедительно высказался генпрокурор России Юрий Чайка:
«В ходе пожарной проверки проверяющие обращают внимание на множество аспектов, характеризующих пожарную безопасность помещений. Существует целый перечень обстоятельств, документов и оборудования, которые будут проверены обязательно».
Поэтому я рекомендую руководителю организации или иному ответственному лицу уполномоченному встречать пожарную проверку иметь при себе на этот период эксперта готового оказывать консультации и помогать.
Да внеплановая проверка и плановая несколько разняться, в том числе и по уровню административной ответственности. Об этом очень подробно говорится в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Нужно его обязательно почитать в частях 19.5 и 20.4.
При подготовке к внеплановой проверке может сложиться ошибочное мнение, что «повестка» внеплановой проверки будет ограничена перечнем нарушений указанных в выданном ранее предписании. А это неверное суждение т.к. инспектор имеет право вносить новые пункты нарушений обнаруженных им по пути его следования. Понятно, что новые нарушения это новые протоколы, новое предписание и что самое неприятное новые штрафы. Чтобы этого не происходило, крупные предприятия берут в свой штат опытных специалистов или привлекают аккредитованную организацию. Только это и может позволить выявить все существующие недостатки.
Если же на объекте защиты перед внеплановой проверкой проводится независимая оценка пожарного риска и должным образом регистрируется заключение, то это, безусловно, даёт дополнительные гарантии для положительного прохождения самой пожарной проверки. То, как это происходит, требует небольшого разъяснения. На мой взгляд, лучшее разъяснение особенностей прохождения объектом защиты внеплановой проверки ГПН МЧС дал Заместитель главного государственного инспектора РФ по пожарному надзору - директор Департамента надзорной деятельности генерал - лейтенант внутренней службы Ю.И. Дешевых от 12 апреля 2013г. исх. 19-3-1–1548: «Во исполнение пункта 4.1 раздела II Протокола заседания координационного совета по вопросам государственного пожарного надзора от 27.03.2013г. № 1 о разъяснении положений Административного регламента МЧС РФ от 28.06.2012 № 375, в части проведения внеплановой проверки объекта защиты, на который в орган ГПН поступило из соответствующей экспертной организации заключение о независимой оценки пожарного риска, Департамент надзорной деятельности сообщает следующее. Если при наличие предписания об устранении нарушений требований ПБ, о проведении мероприятий по обеспечению ПБ на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара (далее -предписание) и в период проведения внеплановой проверки исполнения предписания выполнена независимая оценка пожарного риска (далее Н.О.Р.), аккредитованной в добровольном порядке организацией, или представлен расчёт пожарного риска, должностное лицо органа ГПН осуществляет проверку расчёта пожарного риска и выполнение предписываемых мероприятий, предусмотренных противопожарным режимом.» … «Проверка расчёта оценки пожарного риска, согласно абзацу второму подпункта 1 пункта 43 Административного регламента, осуществляется на предмет соответствия исходных данных, применяемых в расчёте, фактическим данным, полученным в ходе обследования объекта защиты. Кроме того, проверяется выполнение требований, установленных Правилами проведения расчётов по оценке пожарного риска, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 31.03.2009г. № 272 «О порядке проведения расчётов по оценке пожарного риска.».
Другими словами положительное экспертное заключение является обоснованием автоматического исключения из предписания мероприятий не режимного (капитального) характера, что приравнивает внеплановую проверку по предписанию к обычной плановой проверке. В устранение оставшихся организационных нарушений вам с радостью помогут сотрудники экспертной организации, которую вы привлекаете для проведения самой независимой оценки пожарного риска.

Вы являетесь квалифицированным экспертом? Расскажите о последних новостях? Что есть нового в вашей работе?
Президент Российской Федерации В.В. Путин поддержал предложение главы МЧС Сергея Шойгу создать пожарный аудит для борьбы со взяточничеством и коррупцией в сфере пожарного надзора. «В финансовой сфере есть такая понятная вещь, как аудит… Мы предлагаем точно такую же вещь сделать в сфере пожарного надзора, чтобы максимально сократить факты взяточничества, коррупции и мздоимства в сфере надзора», - сказал Шойгу на встрече с президентом России. «Давно пора», - заметил на это Путин.

позиция МЧС по вопросу развития независимой оценки пожарного риска заложена еще первым министром С.К. Шойгу и состоит в том, что институт пожарного аудита заслуживает самого пристального внимания и всесторонней поддержки со стороны властных структур. Одно из главных направлений – делегирование полномочий в области пожарного аудита компетентным организациям и экспертам, которые в этой области аккредитованы. По словам замминистра, МЧС в этом очень заинтересовано.

Сергей, как дорого стоит проведение независимой оценки пожарного риска? Правда ли, что стоимость практически не подъемная для собственников предприятий и организаций?
Премьер-министр РФ Медведев Д.А.
«Надо разобраться с техническим состоянием всех этих объектов». «…там зачастую просто нет элементарных противопожарных средств. 40 процентов учреждений такого рода, во всяком случае, по тем данным, которые мне сегодня представлены, эксплуатируются без автоматической сигнализации и системы оповещения людей при пожаре. Поэтому нам нужно, держать вопросы противопожарной безопасности на постоянном контроле, особенно в общеобразовательных учреждениях, в детских учреждениях, в домах-интернатах, в медицинских и социальных объектах».

Востребованность независимой оценки пожарного риска собственниками объектов защиты на территории центральной России сейчас абсолютна. Хотя при поверхностном взгляде на проблему может показаться, что нанимать пожарного аудитора бессмысленно дорого, поскольку ту же самую работу может выполнить инспектор государственного пожарного надзора на безвозмездной основе. Но здесь важно подчеркнуть, что, не уделяя должного внимания обеспечению пожарной безопасности и дождавшись прихода надзорного органа, юридическому лицу придется заплатить штраф за нарушение требований пожарной безопасности в размере от 150 000 до 600 000 рублей, а в условиях особого противопожарного режима - до 800 000 рублей. И, как следствие, возможна приостановка деятельности на 90 суток. В итоге это чревато не только утраченной выгодой, которая может составлять миллионы рублей, но и вообще потерей бизнеса.
В соответствии с законодательством РФ руководитель малого или среднего бизнеса всегда будет виноват в случае, если не сможет обеспечить должный уровень пожарной безопасности на объекте защиты. А это не возможно сделать без определенных финансовых затрат и необходимых знаний. Можно привести конкретный пример: сейчас на территории Москвы и Московской области средняя стоимость аудита составит примерно от 50 000 до 400 000 рублей, последующие ежемесячные затраты на работы с частичной занятостью специалиста по пожарной безопасности на аутсорсинге примерно от 5000 рублей. Не смотря на то, что данная услуга является достаточно дорогостоящей, но лишь она является надёжной и длительной защитой от более значительных штрафов. Ведь, даже если предприятие будет оштрафовано, никто не снимет с него обязательства устранять все выявленные инспектором ГПН нарушения пожарной безопасности.
На основании ч.5 ст.20.4 КоАП РФ предприятие в течение года не устранившее нарушения за которые уже была наложена административная ответственность, будет оштрафовано повторно. Независимая оценка пожарного риска через формируемый 3-х летний план-график устранения нарушений позволяет планировать необходимые затраты без штрафов и санкций.

Спасибо, Сергей! Что хотели бы пожелать нашим читателям?
Мэр Москвы Сергей Собянин: «Строителей нужно поставить в такие условия, когда не соблюдать нормы пожарной безопасности они не смогут».
Губернатор Самарской области Николай Меркушкин: «Все мы понимаем, сколько беды и страдания пожары приносят людям. Тем более, если пожарные службы, обеспечивающие безопасность людей, срабатывают не вовремя».

В связи с тем, что взаимоотношения и роли всех участников процесса развития института независимой оценки пожарного риска в полной мере не определены, в ближайшее время экспертным сообществом, представителями бизнеса и органами государственной власти будет сформирована общая для всех «дорожная карта». Основной посыл этой «дорожной карты» состоит в том, что предпринимателю следует заранее пригласить к себе на предприятие аудитора по пожарной безопасности для проведения независимой оценки пожарного риска, привести состояние объекта в соответствие с требованиями противопожарной безопасности, не дожидаясь плановых и внеплановых проверок со стороны МЧС и Прокуратуры.
Поэтому хотел бы попросить все заинтересованные стороны не быть равнодушными к происходящим процессам и активно в них участвовать. Спасибо за внимание!
Специально для Медиа-центр www.grandatom.ru

Похожие публикации