Энциклопедия пожаробезопасности

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II. Обзор игры Total War: Rome II

Я уже давно ждал Total War: Rome II. Мои самые тёплые воспоминания о серии связаны с оригинальной Rome, несмотря на все последующие игры, и теперь, когда наконец-то вышел сиквел, я с головой погрузился в его мир. Стал ли он любовью со второго взгляда или ознаменовал конец эпохи? Всё не так просто. Подробности ниже.

Чтобы понять место Rome II в иерархии Total War, будет полезно взглянуть на три предыдущих тайтла: оригинальную Rome, Shogun 2 и Empire. Если забыть про странную озвучку, которая лучше подошла бы для сиквела Master of Orion, чем для игры про классическую эпоху, Rome II передаёт суть своего временного периода так же, как и любая другая игра серии. Здесь всё, как и всегда, сосредоточено на истории, а не на достоверном воссоздании мелочей. Директор студии Creative Assembly, Майкл Симпсон (Michael Simpson), так говорил об историческом соответствии: «Мы стремимся к голливудским приёмам… но надеемся, что получается что-то посередине между ними и реальной историей».

Голливудские приёмы видны невооружённым глазом, но это сильная сторона серии. Когда римские генералы ведут солдат в бой, они подстёгивают их ярость, играя на том, что враг отличается от них, их слова беспощадны, как и мечи. Это наглядный пример войск поздней империи, послуживших источником вдохновения и бесконечных аллюзий. Я был немного обескуражен, когда мой старейший генерал, эта поседевшая груда рубцовой ткани в своём доспехе «лорика сквамата», весело приказывал своим воинам забивать кельтов, называя их прямоходящими свиньями, а не людьми. Римская империя обладает ужасающим потенциалом и становится естественной отправной точкой для первой кампании, благодаря центральному расположению и простоте удерживания.

Всё, что я хочу сказать: римляне в Rome II сделаны на ура, и за них удобно начинать игру. Эстетически всё доставляет такое же удовольствие, как и кувшин красочного пунша. В музыке используются мелодии воображаемого прошлого, временами спокойные, с меланхоличной серединой, соответствующие невзгодам военного времени и осознанию того, что даже самая мощная империя рано или поздно падёт.

При взгляде издалека Rome II восхитительна. Её отдельные элементы формируют достойную, красивую и сплочённую структуру. Нам известна формула — Total War объединяет продвинутую тактическую стратегию типа «Риска» с масштабными сражениями в реальном времени. Во многих отношениях, предыдущая игра серии, Shogun 2, была лучшим примером этой формулы. Причиной тому в какой-то степени стал выбор места и времени действия – рациональный подход к более изолированному сеттингу.

Ради возвращения в Японию пришлось отказаться от масштабов Empire, а вместе с ними была отброшена и большая часть бессистемности. В Shogun было использовано меньше элементов, но практически все они были улучшены. Расстелившаяся вдоль и поперёк Empire выглядела хаотично, Shogun 2 вышла более концентрированной, что пошло игре на пользу и помогло оставить место под Fall of the Samurai, превосходное дополнение. К сожалению, некоторые недостатки Empire вернулись в Rome II, и хотя это игра исключительно искусной выделки, всё же такой шаг был не совсем верным. Какая ирония – Rome II настолько велика и обширна, что трещит по швам от своего веса.

Это игра невероятных масштабов, с гораздо более открытым опытом, чем в оригинальной Rome, предлагающая несколько фракций на выбор, даже без волшебных DLC по предзаказу. Начало игры в разных уголках мира подарит вам совершенно иные ощущения. Наиболее очевидная трудность состоит в том, чтобы понять, каким образом дипломатическая и военная мощь ваших соседей и, в свою очередь, их соседей влияет на географию окрестностей вашей отдельно взятой фракции. Рим способен запугивать большинство других фракций, игра за него начинается войной с северными соседями. Эту войну чрезвычайно сложно проиграть, что даёт возможность мгновенно консолидировать территорию.

Экспансия проходит элегантно. Общая военная мощь, слава и мировое влияние фракции определяет, сколько армий, армад и агентов она может выставить на поле боя в любой момент времени. Мощь фракции теперь не столько привязана к количеству владений, сколько сконцентрирована в провинциях, поделённых на регионы. Они слегка похожи на континенты из «Риска», эффект объединения формирует новые стратегические решения. Иногда более разумно отбить один из регионов вражеской провинции и затем отстаивать местное поселение, вместо того, чтобы продвигаться дальше, понимая, что дробление провинции уже ослабило её и сделало менее полезной

Ещё система провинций позволяет принимать более интересные решения в плане строительства. Каждый регион содержит поселение, поддерживающее ряд зданий и областей развития, таких как фермы и тренировочные площадки. Мой Рим был центром выдающегося военного мастерства, я всегда отправлял туда юнитов за войсками и создавал его этакой Крепостью Смерти. Это значит, что ресурсы и продовольствие поступали в провинцию из других мест, так что города на побережье по большей частью занимались обработкой рыбы. Это были весьма неприятные места, где все были несчастными из-за зловония и высокой вероятности поскользнуться на рыбьих кишках во время прогулки.

Централизованное пополнение войск – это довольно удобно, но играя за Ицени, я экспериментировал с разными стратегиями, делая каждое поселение сбалансированным, без упора на специализацию. Это жизнеспособная тактика, при которой любая потеря уже не столь страшна. Играть за Рим было рискованно тем, что любое вторжение грозило волновым эффектом, резко подрывающим благосостояние провинции, оставляя её без продовольствия или рабочих рук. Специализацию городов можно сменить, если снести старые постройки и возвести другие, но это долгая и затратная затея.

Из-за недостатка управления в провинции могут образоваться трущобы. Они занимают ячейку, на которой можно было построить что-нибудь полезное, а за их снос предусмотрено наказание. Вообще, региональное управление – наиболее усовершенствованный элемент со времён Shogun 2. Система эффективно заставляет игрока думать разумно, строить планы наперёд и обеспечивать свою растущую империю с помощью хитрости и твёрдого характера. К тому же всё достаточно понятно, хоть игра и представляет новые особенности, не затрудняя себя их объяснением. Здесь есть обычное обучение, болтающее что-то на заднем плане, когда вы впервые открываете какой-нибудь экран, но иногда я замечал, что понимаю общую суть, но не разбираюсь в тонкостях каждой цифры или иконки. В таких случаях на помощь приходят всплывающие подсказки.

В общем, это лучшая часть игры. Ах да, и ещё зрелище сражений. А вот сама механика боёв разочаровывает. Ещё раз подчеркну: Rome II – великолепная по исполнению игра, и я проведу за ней ещё немало часов. Возможно, она никогда не смогла бы оправдать мои ожидания: идеально подобранный временной период, взгляд на который вышел захватывающим и впечатляющим. Но боевая система, управление армиями и генералами, просто не дотягивает до установленного самой игрой чувства масштабности, времени и места.

Отчасти в этом виноват ИИ. Серию постоянно за него пинали, он редко оказывает достойное сопротивление, и все мои поражения случаются лишь из-за собственных ошибок и глупых атак на защищённые позиции. Главная проблема в том, что компьютерный оппонент скорее реагирует на действия игрока, чем совершает свои собственные. Вскоре его реакции становятся предсказуемыми и даже при всём необычайном обилии типов юнитов, их появление на поле боя редко удивляет вас или застаёт врасплох. Есть и исключения – в первую очередь, слоны, которые получились такими же крутыми, как я и ожидал – но моя тактика со времён Rome осталась неизменной, и это наводит на мысли о неизменном ИИ

Для кораблей лучше подходят смешанные атаки флота и наземных войск, чисто морской бой, хоть и выглядит здорово, но совершенно не нагружает мозг. Только вначале мой флот проигрывал даже относительно слабым врагам, но когда я понял важность бортового маневрирования и разобрался с типами юнитов НА кораблях, всё сразу изменилось в мою пользу. Конечно, разлетающиеся в щепки посудины выглядят завораживающе, но теперь я ставлю морские сражения на автобой.

На подходе ко вражеской гавани недостаток универсальности флота перестаёт быть проблемой. Разносить врага с двух сторон чрезвычайно приятно, впрочем, чтобы занять такую позицию, придётся больше трудиться на стратегической карте, чем в самом бою.

К сожалению, шансы на проведение таких манёвров выпадают редко. Карта хоть и большая, но представляет собой не открытое пространство, а коридоры между лесами и горами. В этом есть очевидный плюс – разработчикам и, конечно же, игрокам таким образом проще контролировать перемещение войск; блокады, засады и отступления в ином случае случались бы гораздо реже. Но мне бы больше понравился менее тесный мир. Все дороги, может, и ведут в Рим, но из него почему-то выходит лишь парочка.

В передвижении армий появилась ловкая инновация. Введение боевых стоек позволяет пехоте увеличивать скорость или устраивать засады-бойни наподобие Тевтобургского леса. Конечно, у каждой стойки есть свои плюсы и минусы, и они потрясающим образом изменяют начало сражения.

К сожалению, развитие генералов и армий в роли персонажей и исторических боевых единиц вышло не таким глубоким, как можно было подумать по первым признакам. Выбор апгрейдов как у юнитов, так и у лидеров сводится, например, к улучшенным мечам или улучшенной броне. Они не стремятся подчёркнуть дух эпохи, что было бы вообще великолепно, и не добавляют никакого реального стратегического разнообразия. Со свитой генералов тоже не всё гладко. Это что-то вроде сопровождающих персонажей, добавляющих бонусы, но через несколько ходов их становится настолько много, что они кажутся балластом, а не ценной наградой.

Сейчас я снова запустил игру и балуюсь с сохранениями. Хочу создать кельтскую империю, готовую к быстрому захвату Рима. На стратегическом уровне компьютерные противники ведут себя эффективно и интересно, создавая маловероятные сценарии и неожиданные альянсы. Мир стал на удивление изменчивым, хоть и время ожидания между ходами увеличилось из-за сложной политической ситуации.

Играя без заметных ошибок (крупный патч, вышедший на выходных, исправил две серьёзных проблемы, которые я встречал, но в сети поговаривали и о других), я быстро понимаю, что влюбляюсь в эту игру. Только уже потом, когда я немного отхожу от неё, я начинаю сомневаться в своих чувствах. Бои выглядят изумительно, достаточно ярко, чтобы удостоиться высшей похвалы, и в их середине и концовке достаточно интересных моментов, чтобы выдержать скучное начало. Но всё же начальные этапы сражений однообразны, и в итоге боям недостаёт содержательности.

Если бы Rome II был гладиатором, он бы выходил на арену под вспышки фейерверков и громыханье труб. В самой красивой броне, что видел свет, он бы выглядел многообещающим, величие было бы уготовано ему самой судьбой. Позже, преодолев множество противников, он всё-таки пал бы, и последний враг поднёс бы к его горлу свой меч. Глядя на это, только самый жестокий правитель опустил бы палец вниз. Все его победы были заслуженными, но нельзя отделаться от мысли, что будь его броня не такой богатой, более лёгкой и гибкой, он бы, возможно, не проиграл никому.

Дата выхода: 2 сентября 2013 Издатель: Sega Разработчик: The Creative Assembly Жанры: Глобальная стратегия / Мультиплеер Платформы: PC В : 103 место Оценка редакции: 70 %

Стоит играть? (на основе оценок читателей)

Как вам игра? + 4 (5 положительных / 1 отрицательный)

Total War: Rome 2 – компьютерная стратегическая игра в историческом сеттинге. Была выпущена в 2013 году компанией Creative Assembly. Является одной из самых ярких представителей серии Total War. Она подразумевалась, как игра, которая свершит революцию в жанре стратегий. И она стала таковой, но лишь спустя 4 года после нескольких десятков дополнений и фиксов. Изначально была сырой, не оптимизированной и плохо воспринятой фанатами. Но постепенно все минусы игры начали исправляться и сейчас фанаты серии действительно с теплотой в душе вспоминают часы, проведённые в Total War: Rome 2. Но что же так привлекает игроков в этой в этом творении?

Историчность

Действие основной кампании происходит в античные времена, когда Рим был маленькой республикой на Апеннинском полуострове. Он и выступает державой, на которой сконцентрирована вся игра. Помимо римлян, на карте есть и греческие полисы на закате их существования, Карфаген, вражда с которым усиливается с каждым годом, варварские племена, готовые в любой момент наброситься на Вечный город, а также государства Востока, вежливо ожидающие удобного момента для нападения. Все культуры обладают своей самобытностью и отличаются друг от друга. Кроме этого, в игре существуют и дополнительные кампании, повествующие о маленьком временном промежутке, например, войне.

Там присутствуют и исторические сводки, а также настоящие личности, существовавшие в те времена. Всё это подкрепляется отличным музыкальным сопровождением, передающим дух тех исторических промежутков.

В Total War: Rome 2 человек играет за одну из фракций. Всего их в игре присутствует около 40 штук. В каждой из них присутствуют уникальные общественные постройки, боевые единицы и бонусы в дипломатии. Игроку придётся приложить все силы, чтобы справиться с полчищами врагов, чтобы не допустить беспорядков внутри своей державы, чтобы установить мировое господство на карте.

Спустя 12 лет одна из самых лучших (и сложных) стратегий в истории выходит на iPad. Лайф выяснил, как играется классика на современных планшетах.

Мобильные стратегии принято ругать за примитивность - жмёшь на одну кнопку, ничем не управляешь, а только поступательно закидываешь реальные деньги, чтобы ускорить строительство очередного офисного центра. Кажется, расклад сил поменялся, пусть и за счёт компьютерной классики 12-летней давности: Rome: Total War, когда-то наверняка укравшая у вас остаток осени 2004 года, вышла на iPad. И это важное событие - независимо от того, брали ли вы когда-то Каир тремястами лучников или нет.

Pax Romana

Это именно тот "Рим", что мы знали. Как пишут в определённых местах, "ничего не вырезано и не перекодировано" - стопроцентный порт, переносящий все функции оригинала. Кто помнит, игра условно делится на две части: в одной надо руководить страной, заключать дипломатические договоры, подавлять бунтующее население и отстраивать города - этакая Civilization, застрявшая в славном периоде нескольких веков до н.э. В другой - воевать на поле боя, иной раз управляя тысячами солдат. Первый режим на iPad сделан практически идеально: ответственным за переезд пришлось перерисовать интерфейс - вышло слегка простовато, но удобно. Чтобы посмотреть, скажем, общественные настроения в недавно взятом у египтян городе, достаточно сделать одно нажатие. Чтобы нанять армию - ещё парочку. Единственное, слегка неудобно водить солдат по карте: порой игра неверно считывает ваши команды. Но на полном серьёзе на это жаловаться - всё равно что брюзжать о налоге на выигранный в лотерею миллион - мелочно и гнусно.

Со сражениями сложнее. Руководить армией в 500-1000 человек было непросто и на компьютере - по очевидным причинам, на сенсоре это делается с ещё большим трудом. Каждый отряд (численность сильно урезана и зависит от версии планшета) можно выбрать, щёлкнув по его иконке. Когда дивизий много - скажем, больше десяти, - вы превращаетесь в Доктора Октавиуса: нажать сюда, отщёлкнуть этот отряд, спасти лучников от нападения слонов, подключить к бою спрятанную в лесу кавалерию.

Темп в игре довольно высокий для стратегии таких масштабов, и за перемещениями попросту не успеваешь - где-то обязательно образуется дыра, которая вам аукнется. В мобильном "Риме" есть возможность выделить солдат рамочкой (здесь это скорее эллипс), но даже такая штука мало спасает: пока вы будете чиркать, варвары убьют генерала и обратят в бегство несколько полков. Так что перед глобальными сражениями либо морально готовьтесь страдать, либо отдайте всё на откуп компьютеру.
Пострадать придётся ещё и по другим причинам. Во-первых, игра пойдёт начиная с первого Air и едва ли впечатлит визуально. Лучше Air 2 или Pro. Во-вторых, даже если у вас iPhone 7 Plus, можете выдохнуть: только планшеты. В-третьих, Rome: Total War стоит почти 750 рублей - на фоне объявленного ценника грядущего Марио, конечно, не так возмутительно, но всё же: речь идёт о хите 12-летней давности.

Впрочем, излишне говорить, что это тот случай, когда любые требования отбиваются самой игрой.

Лупанарии и акведуки

Rome: Total War - один из лучших выпусков серии, если не лучший. Здесь можно провести пару вечеров, ни разу не попадая на поле боя, потому что сперва надо разрулить дипломатические проблемы с галлами (заключим союз, потом нападём), выстроить во всех городах по канализационной системе и храму Венеры (чтобы плебс не ворчал) и решить, что делать с Сенатом - особенной историей, которая есть только в Rome: Total War (и сиквеле). Сенат расквартировался в нынешней столице Италии и поначалу в чужую жизнь особо не лезет - раздаёт задания и хмурит брови, когда мы его игнорируем. Но потом империя разрастётся, правительству станет страшно - и придётся либо принимать варварские условия Рима, либо идти гражданской войной. Но этого можно и избежать, предварительно воткнув в верхушку своих парней - а для этого придётся много хитрить и заключать династические браки.
Попутно не забывайте заглядывать в характеристики лучших полководцев и мониторить их окружение. Это не для галочки: например, гей-любовник прибавит вашему дипломату пару очков к убеждению, а завоёванная в дальних странах куртизанка докинет несколько баллов 16-летнему командиру. Всё в лучших традициях древнего Рима - Гелиогабалу бы игра понравилась.

Ну и кому-нибудь из талантливых вояк (Сципиону?), потому что без хитрости и тактической смекалки на местных полях не победить - разве что имея многократное преимущество. Наука войны: копейщики против конницы, лучники в арьергарде, подкрепления - скрытые за ближайшим лесом. Не говоря уж о том, что ваши (и чужие) солдаты, как ни странно, тоже люди - и они могут запаниковать, увидев несущихся на них слонов. А слоны - увидев несущихся на них свиней. Вот такие тут расклады.

Которые интересно вновь перебрать даже спустя 12 лет - ведь классика не стареет. Пусть игрой непросто управлять во время сражений, графика слегка смущает, а в списке доступных языков нет русского (многим это важно), но это Rome: Total War, и никакие огрехи не должны вас сбить с толку. Вперёд, к мировому господству!

Достоинства:

  • это Rome: Total War - одна их лучших стратегий в серии и вообще в мире;
  • мощный синтез стратегического и боевого режимов;
  • атмосфера древнего Рима: рабы, куртизанки, слоны, диктаторы;
  • неплохое качество портирования.

Недостатки:

  • управление в бою могло быть и получше;
  • чересчур высокие системные требования;
  • нет русского языка - комментаторы в App Store уже подвергли игру обструкции.

"The Creative Assembly... О, The Creative Assembly... Верни мне мои легионы!" – страдал я каждый раз, когда узнавал, что следующая игра в серии Total War не будет посвящена Риму. Но до отчаяния дело никогда не доходило. Уверенность, что продолжение Rome: Total War все же увидит свет в будущем, присутствовала всегда, была непоколебима и грела душу в любых ситуациях. Вопрос был только в том, когда произойдет столь радостное событие. Увы, ждать пришлось долго – все девять лет, но ведь правду говорят, что чем дольше расставание, тем сильнее радость от встречи.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

То, что Total War: Rome II будет хитом, сомнений не было. "Рим" от 2004 года являлся, да и по сей день является одной из лучших, если не лучшей игрой серии, и пусть меня закидают помидорами, если я говорю неправду. Разработчики просто-напросто не имели права на ошибку, ведь ставки были как никогда высоки. Игроки могли бы пережить потенциальный провал Empire или Napoleon – эксперименты не всегда бывают удачными, на то они и эксперименты. Можно было бы принять и заведомо простить "креативщикам" осечку с Shogun 2 , если сия оказия действительно бы случилась – возвращение к истокам частенько оборачивается фиаско, и это прекрасно все понимают.

А вот если бы провалился второй "Рим" , это был бы крах, конец, апокалипсис локального масштаба. Как так – Rome II , на который возлагались огромные надежды, который все ждали почти десять, и вдруг получился ужасным? Прямой наследник "Рима" , ставшего когда-то тем самым "волшебным пенделем", благодаря которому франшиза получила мощный толчок к развитию, и вдруг – говно? Такое разве бывает? К счастью, не бывает, и The Creative Assembly в очередной раз доказала, что она – одна из немногих компаний-разработчиков в мире, которая всегда оправдывает возложенные на нее ожидания.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Да, кое-что "Креативщики" могли сделать и лучше – например, морские сражения до ума довести. Да, некоторые игровые моменты, представленные в Rome II , вызывают недоумение – зачем, спрашивается, вырезали речи генералов? Почему сэкономили на видеовставках на стратегической карте? Кое с какими решениями можно и вовсе спорить до бесконечности – например, с решением "сбрить" стены у большей части городов. А ведь я очень, очень любил осады в Total War , какими бы кривыми они подчас не казались. Но все это частности, погрешности. Когда перед тобой океан пряного меда, то в него хоть всю бочку дёгтя вылей – на вкусовые качества продукта это никак не повлияет.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Кампания, представленная в Total War: Rome II , с нами не церемонится, а сразу берет за шкиряк и окунает в гущу событий, что радует. С первых же ходов городское население начинает проявлять признаки недовольства, доходы по необъяснимым причинам перестают течь в казну, запасы еды исчезают в мгновения ока, войска с какого-то перепуга теряют личный состав на союзной территории. Нам сообщают, что заседающие в верхах власти гос. деятели – коррумпированные сволочи, и народ их ненавидит. На наши земли вторгаются какие-то варвары, не объявив войны. Неподалеку шастают прямые оппоненты, которые пока что не атакуют, но засылают агентов – пакостить, гадить и всячески портить нам жизнь. Какие там быстрые и беспощадные захваты окружающих земель – свои бы сохранить, пока разбираешься в тонкостях игры, совершая ошибку за ошибкой.

Вот решил ты, не подумав, вместо фермы город несколько расширить – ну так получай же мгновенный бунт от изголодавшихся плебсов и черни. Сделал все наоборот – низшие слои населения порадовал, зато на гарнизоне поставил крест на пару-тройку ходов. Проигнорировал военные технологии, занявшись мирным бытом – пожалел об этом в первом же крупном бою. Как все непросто, оказывается. Тут даже войска просто так, с бухты-барахты, в рейд по вражеским землям не отправишь, так как, простите, Империй еще не вырос. Империй – это власть фракции. Чем выше параметр, тем больше войск, флотилий и агентов мы можем нанимать на стратегической карте. В самом начале нам доступны максимум три сухопутные армии, и даже если учесть, что некоторые смежные функции выполняет флот, устроить блицкриг с такими "мощностями" все равно нельзя. Таким образом, наша задача существенно усложнилась, но играть при этом стало гораздо интереснее – когда ты трезво оцениваешь силы, смотреть на стратегическую карту начинаешь совсем иначе.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Возиться с уже подконтрольными нам территориями можно долго, упорно, но скучно все равно не будет. Нужно и проблемы всяческие решать, и города потихоньку отстраивать, и экономику развивать, и специальные указы (эдикты) издавать, и внутриполитическими дрязгами заниматься – пропихивать персонажей на вершину власти, распускать слухи, по-тихому убивать конкурентов, следить, сколько сенаторов или вождей тебя поддерживает, а если надо, то и родниться с конкурирующим Домом через сведебку. Кстати, если вы захотите поиграть за Рим или Карфаген, готовьтесь к мукам выбора – первая фракция разбита на три Дома, вторая – на три Рода. Все, естественно, со своими уникальными особенностями, достоинствами и недостатками.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Конечно, внутреннюю политику не нужно пускать на самотек – это может привести к разного рода неприятностям вплоть до преждевременной гражданской войны. Но и про внешнюю политику забывать не стоит, особенно на первых порах, когда наше государство еще слабенькое – нужно и торговые соглашения заключить, и союзника найти, и с врагами, если они сопят под боком, примириться на время. Собственно, ничего плохого про дипломатию сказать нельзя, все на уровне. Послы реагируют адекватно, глупостей не допускают, на встречные предложения соглашаются, договоренности соблюдают в большинстве случаев. В перечне возможных действий появились новые дипломатические инструменты (создание конфедерации или оборонительного союза, пакт о ненападении и т.д) , а также функция координации военных действий – для этого нужно открыть окно дипломатии и пометить провинцию, на которую союзники должны напасть. И нападают, что самое интересное!

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Технологии в Total War: Rome II разделены на две составляющие: военную и общественную/мирную. Разделы, в свою очередь, разбиты на три подраздела, где и сгруппированы те самые прогрессивные веяния – в виде не слишком ветвистых "деревьев". Подразделы, в зависимости от того, за какую фракцию идет игра, называются по-разному. У варваров, к примеру, нет "Тактики", зато есть вкладка "Порядок в войсках". У римлян имеется подраздел "Философия", а у патлатых кельтов – "Cовет друидов", и эти самые друиды, явно с дуба рухнув, сразу же предлагают изучить прогрессивную и светоносную технологию "Мудрость дуба" +5% к эффекту от потребления мухоморов. Технологии у варваров/эллинов/римлян/народов Востока отличны друг до друга, и разница ощущается даже на уровне фракций, принадлежащих к одной культуре. Наличествуют и схожие технологии, но добираться до них, как правило, нужно разными путями. Так, ицены учатся строить таран буквально за три хода, тогда как римлянам придется потратить на это больше 10 ходов, а заодно перепрыгнуть через два знания. Но дисбаланса нет. Механика изучения технологий работает по принципу "где-то прибудет – откуда-то убудет", так что если на определенном этапе игры мы начинаем отставать от других фракций, то это сугубо наша вина – либо делали упор на что-то одно, либо ленились и вообще ничего не изучали.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Миру мир, но война войной. Сидя на одном месте, победы не добьешься ни в одном из условий победы, так что расширять свои владения все-таки нужно. Да, стало чуточку труднее – ограничение по найму армий действует сурово и непреклонно, так что запрудить всю карту отрядами не получится. С другой стороны, компьютерные противники оказываются ровно в такой же ситуации, так что вы не увидите, как они с минуту передвигают по 10-15 стеков по одному подразделению в каждом – вспомните, какие "добрые, ласковые и нежные" чувства у вас это вызывало раньше. Есть и еще один важный момент – рядовые юниты (как пешие, так и морские) не способны путешествовать сами по себе, а передвигаются исключительно под опекой командира. Это тоже слегка стесняет. Зато перемещать войска по морям стало очень удобно – теперь достаточно указать путь, а дальше армия все сделает самостоятельно: дойдет до берега, сядет в грузовые корабли, которые сама же мгновенно построит, и поплывет себе по выбранному маршруту.

С корабликами в стратегическом плане вообще все хорошо сделали. С их помощью можно подстраховывать прибрежные города при атаках с земли и моря (достаточно лишь разместить флот возле поселения) – в первом случае мы можем высадить боевой десант и помочь гарнизону, во втором – воспрепятствовать десантированию вражеских войск. Боевые корабли позволяется группировать с грузовыми лоханками-самобранками в рамках одной флотилии, и тогда первые, в случае штурма вражеского поселения, могут спокойно гонять вражеские корабли и поддерживать наступление с моря, а вторые – давить крабов и прочую живность, сумасшедшими китами выбрасываясь на пляжи, чтобы с облегчением "разродиться" войсками. Еще флоту можно задавать те или иные режимы – например, "удвоенный темп" позволит кораблям быстрее передвигаться из точки "А" в точку "Б", а режим налета разрешит им грабить приморские города и морские торговые пути. Прим: свои режимы имеются и у сухопутных войск. Так, помимо грабежа окрестных территорий и возможности быстро передвигаться, армии могут устанавливать укрепления и прятаться в засадах.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Я не считал, сколько регионов присутствует на стратегической карте, но и невооруженным взглядом видно, что мир увеличился в размерах в сравнении с Rome – он значительно расширился на восток и юго-восток, а также сам по себе как-то разбух, раздулся, стал большее. Собственно, выражение "раздулся" можно применить и в отношении городов – это уже не условные два-три домика, обнесенные или же не обнесенные стеной, а самые настоящие полисы, занимающие обширную по своей площади территорию. Многие из них поистине огромны и окружены по периметру укреплениями – это столицы провинций. Также присутствуют совершенно незащищенные городки меньших размеров, являющиеся столицами регионов – территориальных единиц, входящих в провинции в количестве от двух до четырех штук.

Благодаря такому административному делению подконтрольными землями стало значительно легче управлять – теперь не нужно переключаться между отдельно взятыми поселениями, чтобы понять, что уже построено, а что еще нет – текущая информация об объектах предоставляется в рамках единого меню. Помимо удобства, тут есть и чисто игровые преимущества. Например, если возвести мастерскую осадных орудий в столице, то баллисты и прочие катапульты будут доступны для найма по всей провинции. Но и минусы тоже есть. Так, если разгорится всенародный гнев, то бушевать он будет не в отдельно взятом регионе, а повсеместно в пределах области.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Если в регионах на пустом месте возникают неприятности, то там, скорее всего, засели вражеские агенты. Всего их три вида: соглядатаи, сановники и воители. Вроде и не так много, но каждый из них производит столько пакостей врагам, что шиноби и гейшам из Shogun 2 и не снилось. Хотя и для относительно мирных дел они могут сгодиться – тот же соглядатай, попав на дружественную территорию, в мгновение ока перевоплотится в контрразведчика и начнет выявлять вражеских лазутчиков. Сановник, в свою очередь, уменьшит административные издержки и позволит сэкономить денежку, а воитель одним своим видом будет мотивировать жителей восхвалять императора/фараона/царя и радоваться жизни вообще. Чем лучше ребята справляются со своими задачами, тем быстрее растут в ранге и тем больше навыков – с нашей, разумеется, помощью – получают в свою копилку. Также в процессе своей деятельности они обзаводятся и дополнительными особенностями, и так называемыми домочадцами (например, женой +4% к усердию) , и предметами, дающими разные бонусы.

Прокачка полководцев и флотоводцев – всяких благородных вельмож или попросту вояк с высоким социальным статусом – осуществляется по схожему принципу. При этом армии и флотилии, которые персонажи водят за собой, тоже поддаются улучшению за счет так называемых традиций. Если говорить просто, это те же бонусы а-ля +5% к лихой кавалерийской атаке или +10% к абордажу, вот только они никуда не исчезают после смерти командующего, а закрепляются за армией. Если выбирать традиции не абы как, а с выдумкой, то можно создавать этакие военизированные бригады, специализирующиеся на осадах, обороне, безудержном наступлении в лоб или же на чем-то еще.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Искусственный интеллект на просторах стратегической карты ведет себя вполне разумно, хотя есть и странности. Так, противники иногда любят оставлять свои города и столицы без присмотра. Играя за Рим, я захватил Карфаген с первых же ходов армией из 7 пеших отрядов, не встретив сопротивления (возня с плебсами из гарнизона не считается) ни на море, ни на земле. К чести ИИ, он сразу стягивает войска к местам прорыва, но это уже постфактум. Также раздражают попытки удрученного компьютерными мозгами врага взять штурмом уже наши укрепления, но расстраивает не сам факт атаки, а то, какими силами располагает враг. Позвольте, но это смешно, как стек с двумя отрядами гопников-варваров старается взять огромный и величественный Рим, причем не раз и не два – пока полностью их не уничтожишь, они не прекратят корчить из себя камикадзе. По счастью, такой идиотизм встречается редко.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Ну, раз уж речь зашла о мордобитии. Как и во всех прошлых играх серии Total War , можем задействовать функцию автобоя, если не желаем участвовать в сражении. При этом нам разрешают выбрать тактику, которой будут следовать войска. Можно дать им указание идти в атаку, приказать отплясывать от обороны или же заставить сражаться в самом что ни на есть обычном режиме. Система заранее предугадывает результат и показывает, каков будет исход боя и сколько примерно людей у нас останется по итогу. Ключевое слово "примерно". Даже если на экране написано, что нас ожидает чуть ли не стопроцентное поражение, это всего лишь прогноз, а прогнозам свойственно не подтверждаться. Хотя испытывать судьбу все равно не стоит – лучше откатиться на шаг назад и вступить на поле боя в личном, так сказать, порядке, дабы своим примером доказать, что безвыходных ситуаций не бывает.

Если бог Марс к нам благосклонен, мы побеждаем в сражении и, разумеется, захватываем пленных. Их можно либо отпустить, либо убить, либо продать в рабство. В последнем случае мы получаем рост экономических показателей, но это палка о двух концах – даже Рим, любовь к рабам которого понятна, не может до бесконечности переваривать поток античных гастарбайтеров.

С захватом городов все более-менее ясно. Мы можем либо оккупировать поселение, либо разрушить, либо разграбить. Но разные культуры слово "грабеж" понимают по-разному. Если приказать сделать это римлянам, те не только все ценности реквизируют, но и в городе на ПМЖ останутся. А вот варвары, получив свое, занимать поселение не станут, а по доброте своей оставят его законному владельцу. Последнему, правда, от этого будет не легче.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Прекрасно, сногсшибательно, красиво, сногсшибательно – какими хорошими словами эту важнейшую часть Total War: Rome II не называй, в любом случае попадаешь в точку. Да, сейчас речь идет уже не о стратегии, а о тактике. Черт возьми, как же долго я ждал этого момента. Как же я хотел нанять пару стеков легионеров, выстроить их всех в боевом порядке, потом медленно, единым фронтом, отправить эту огромную армию на позиции врага. Чтобы печатали шаг, чтоб рожок дудел, чтобы пыль из-под тысяч стоп вздымалась на многометровую высоту. А потом, когда они подойдут на близкое расстояния к противнику и некоторые из них уже будут падать замертво под градом стрел, применить построение "черепаха" и смотреть, как четко и слаженно действует адская машина под названием "римская армия", которая не останавливается, но продолжает идти по трупам варваров, работая по принципу гигантского катка – страшного, безжалостного и беспощадного.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Бравые виртуальные воины еще меньше стали напоминать деревянных солдат Урфина Джуса, хотя куда уж дальше, казалось бы. Движения, мимика, индивидуальные и даже совместные действия на поле боя – все, буквально все вышло на новый уровень качества. За повторяющиеся элементы, будь то внешность, экипировка или вооружение, глазу зацепиться трудно, и всегда, даже если боец походит на своего рядом стоящего "коллегу" как одна капля воды на другую, он хотя бы пятнышком на одежде, царапиной на щите или грязью на ногах, но будет отличаться от оного.

Конечно, когда в одной куче смешиваются тысячи людей, тебе уже как-то все равно, кто как выглядит и какие у них эмоции отображаются на лице, но частенько игра сама подкидывает интересные сцены. Вот варвар мощным броском перекидывает через себя римского пехотинца, наступает ему одной на грудь и тут же вонзает копье в сердце, провернув его несколько раз, а через секунду сам погибает от предательского удара спину. Вот легионер, оказавшись в окружении, крутится из стороны в сторону, скалясь и размахивая высоко поднятым над головой гладиусом. Вот спартанец поднимает щит, принимая в него два метко кинутых дротика, но следующий снаряд все же достигает цели, после чего бородатый герой сначала падает на колени, а вслед за этим медленно заваливается на бок. Красота!

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Но и это еще не все – специально для любителей острых ощущений в игре имеется специальный режим, который приближает камеру на максимально близкое к выбранному отряду расстояние с последующей возможностью крутить ею в разные стороны – для достижения кинематографического эффекта. Для клепания скриншотов и услады глаз – просто замечательный инструмент. Если, конечно, система позволяет выставить более-менее высокий уровень графики. Я не скажу, что Total War: Rome II – это развлечение исключительно для богатеньких Буратино с мощными компьютерами "кому за пятьдесят", но системы среднего и чуть выше уровней все же едва справляются со своей задачей, подчас выдавая нереально малый уровень FPS. И это на весьма божеских (не путать с божественными) настройках.

Конечно, свою роль играет и кривоватая оптимизация, но надеюсь, что в будущем эту проблему исправят, так как в момент той же осады, когда противоборствующие армии традиционно для серии Total War образуют "пингвинячий базар" у ворот, играть становится ну просто невозможно. Или когда триремы и прочие биремы в количестве двадцати и более штук начинают веслами размахивать одновременно – вот тут просто вешайся. Не спасает и опциональное выключение всех "картиночных" наворотов.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

На поле могут находиться до 80 отрядов одновременно, то есть по 2 стека с каждой стороны конфликта и по 20 юнитов в каждом стеке. Во время сражения один из двух стеков появляется на поле боя не сразу, а через несколько секунд – в виде подкрепления. Дополнительные отряды, если таковые имеются, начинают поступать в наше распоряжение после уничтожения или же бегства одного из подразделений. Проще говоря, масштабы остались теми же, что и в Fall of the Samurai .

Многие виды войск располагают специальными способностями. Например, пехотинцы Спарты могут создавать фаланги и даже какие-то подобия построения "каре". Варвары умеют смыкать щиты и подбадривать себя криками, римляне – превращаться в "черепашек", и так далее. Искусственный интеллект не стесняется задействовать в нужный момент скиллы своих отрядов, да и вообще – ведет себя адекватно и благоразумно. Но и глупости иногда совершает, и действия его зачастую предсказуемы донельзя, и в лобовую атакую пойти может – не без этого. Если честно, заявленного разработчиками кардинального улучшения виртуальных мозгов я не заметил – оно вроде и есть, но под категорию "кардинального" явно не подпадает. Глубокие обходы по флангам мы как бы и раньше видели.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Осады в Total War: Rome II бодры и веселы, но общее их число в количественном соотношении уменьшилось, и все из-за нежелания "Креативщиков" опоясывать стенами города, которые не подпадают под статус столицы провинции. Спорное решение, очень спорное, и я уже об этом говорил. По сути, захват "кастрированных" городов – это то же самое сражение в чистом поле, но с возможностью забега в город. И даже в таких "осадах" нужно захватывать ключевые точки, контроль над которыми приводит нас (или нашего врага) к победе. В малых городах "поинт", как правило, один, тогда как в столицах их уже три. И там есть стены. И башни с защитными катапультами да баллистами. И осадные орудия: лестницы на колесиках, "скорпионы" и онагры разных видов, тараны, передвижные щиты – полный набор развлечений для игры в "Царя горы".

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Чтобы победить в столице, нужно либо перебить всех оппонентов, либо захватить большую часть контрольных точек и удержать их в течение некоторого времени, пока численное значение очков победы, которыми располагают защитники, не снизится до нулевой отметки. Подобная система захвата привносит в процесс осады куда больше разнообразия, чем это было раньше – вечеринка" ведь идет не на одном участке, а зачастую на нескольких сразу. Контрольные точки всегда находятся в разных частях города, так что, хочешь ты этого или нет, но войска разделять приходится. А кто знает, какие вражеские силы сконцентрированы возле вон той или вот этой площади? Может, там добрая половина армии собралась, а мы туда отряд рваных плебсов отправили. Это ведь не сразу можно понять, ведь противника мы зачастую просто не видим. Прим: Да, в Rome II есть такая тема – если супостат не находится в поле зрения нашей армии, то до поры до времени он тусуется в режиме "инвизибл". Правда, иногда система работает странно, а бывает, что и просто не работает.

Полноценные осады, если до них все же добираешься, радуют не меньше, чем обычные сражения, хотя хаоса в них, из-за обилия вокруг сотен разных объектов, бывает гораздо больше. Но спасибо разработчикам за то, что они придумали тактическую карту, развернув которую, мы можем окинуть взором всю местность, определить, где находятся вражеские и союзные подразделения, а заодно и раздать указания, причем последнее действо отнимает обычно раза в три меньше времени и сил, как если бы мы пытались проделать эту операцию в обычном режиме. Да и схематичность радует – все просто, доступно и понятно.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Сражения и штурмы поселений в Total War: Rome II – это увлекательно и задорно, спору нет, но с морскими сражениями дела обстоят чуть хуже. Война на море в большей степени напоминает поединки старых и неповоротливых калош, которые совершают неестественные, резкие движения, стукаются, прилипают друг к другу да время от времени обмениваются "таракашками". В чистом виде "блюдо" весьма пресное, но если разбавить его наземными сражениями, то вкус получается уже совершенно иной. Высадка десанта, обстрел города и вражеских войск, сражения с другими кораблями в прибрежной зоне, поддержка союзников – вот это да, гармонично смотрится. Хотя и тут есть минус – корабли соперника в большинстве случаев категорически не хотят вступать в бой с нашими судами, а сразу разворачиваются в сторону берега и высаживают с них войска. Боятся, что ли?

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Исторических сражений пока что маловато – их аж четыре штуки, среди которых есть и приснопамятная зарисовка под названием "Штурм Карфагена". Честно, когда Джеймс Рассел показывал мне рабочий билд Rome II с этой самой миссией, масштаб происходившего тогда впечатлил меня чуть больше. А вот "Битва при Тевтобургском лесу" срежиссированна и выполнена на отличненько. Римлян действительно жалко. Побольше бы таких миссий, да не в рамках DLC, а просто так – нам на радость.

А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II


А Рим и ныне там. Обзор Total War: Rome II

Я бы с большим удовольствием рассказал вам и о сетевом режиме, но моя ревью-версия, к сожалению, его не поддерживает, так что дело за вами! Если судить по отзывам, мультиплеер Rome II очень даже хорош. Однако, каков итог? А каким он может быть, например, на международных соревнованиях по синхронному плаванию? Наши девушки всегда побеждают, мы давно к этому привыкли. Так и с Total War – что не игра, то победа, и к Rome II это относится в полной мере. Впрочем, привычка – дело дурное. Когда-нибудь и тысячелетняя секвойя от старости упадет, и наши синхронистки медали не завоюют, и Солнце потухнет, и нефть закончится – все случится в этом мире, и мы не сможем этому никак помешать, хоть и "привыкли". Но пока этого не произошло, нам следует радоваться тому, что имеем. Rome II , несмотря на малую толику спорных моментов и сугубо субъективных недостатков, держит планку качества на недосягаемом для большинства современных стратегий уровне. Масштабный, красивый, разносторонний и по-хорошему пафосный, он является достойным потомком великолепного и венценосного "Рима" , и не только Rome , но и вся знаменитая серия может им по праву гордиться. Как говорится, два убо "Рима" не падоша, а третьему, надеюсь, быти.

Rome стала для многих одной из самых любимых игр серии Total War. И хотя она вышла уже достаточно давно, у нее до сих пор большое число поклонников, а многие даже и теперь, когда появилось множество других игр о новых эпохах с различными усовершенствованиями и графики, и геймплея, считают ее едва ли не лучшей из всех. Частично и слава всей серии исторических стратегий Creative Assembly связана с ней. Зная о таком отношении к первому Риму, разработчики не могли не вернуться в эту привлекательную для многих эпоху еще раз, в Total War: Rome II, использовав весь накопленный опыт и учтя пожелания игроков.

Увеличились масштабы буквально во всем - сражается большее число войск, на карте больше фракций. Серия Total War вообще всегда была склонна к медитативному настроению, неторопливому принятию решений, долгому, продуманному геймплею. Здесь же думать вам действительно придется много и очень тщательно, да еще и сама карта сильно выросла. Теперь игровой мир заселяет великое множество фракций - 117, каждая из которых представляет собой аутентично изображенную древнюю цивилизацию того времени - нет уже безликих «варваров», на их место пришли конкретные народы и свободные города. Выбрав одну из доступных цивилизаций, вы начинаете долгую и сложную игровую кампанию по доведению своего государства до вершин развития и процветания. Бороться вам нужно будет не только с внешним врагом, но и с внутренними соперниками и недоброжелателями. Хотя Рим един, внутри него есть несколько влиятельных семей, претендующих на власть. Только от вас будет зависеть, как будет развиваться Рим и какая семья окажется во главе.

Фракции отличаются не только внешними атрибутами и местом расположения на карте, но и технологическими, культурными и политическими характеристиками. Некоторыми народами вы сможете поиграть, правда, только приобретя дополнение Greek States Culture Pack, куда входят Эпир, Спарта и Афины - достаточно интересные для изучения фракции. Тем, кто оформлял предзаказ, это дополнение давалось бесплатно.

Многие игроки любят в первую очередь за историческую достоверность, умение передавать сам дух эпохи, показывать ярко и реалистично все наиболее значимые события во всей сложности. Чтобы разобраться в любой из игр этой серии, всегда требуется какое-то время. Такой же приятной сложностью, тщательной проработкой деталей может похвастаться и Rome II. В плане достоверности здесь все даже еще лучше: теперь характеристики семей, их поведение заданы реальными историческими фактами. Так что можно, как и раньше, играя, изучать историю или же наоборот дополнять свои знания чудесным иллюстративным материалом. Вторая важная составляющая - это, конечно, увлекательный, глубокий и непростой геймплей, которые разбивается на несколько привычных этапов. Есть по-прежнему стратегический режим с глобальной картой, любоваться которой вам придется чаще всего (а смотрится она действительно впечатляюще), и проходящие в реальном времени сражения.

Задач для каждого хода найдется множество. Важную роль играет дипломатия, пренебрежение которой может стоить вам победы. Изменение претерпела экономическая система. Каждая провинция теперь состоит из нескольких городов и каждая из них может выполнять разные функции. В одной вы можете развивать сельское хозяйство, обеспечивая таким образом свое государство пищей, другую можете использовать, например, для подготовки новых видов войск, построив там военную академию. Здания, как и раньше, имеют несколько уровней и несколько путей развития. Каждый вариант постройки дает определенные бонусы. Только верно учтя все потребности и грамотно распределив роли между провинциями, вы сможете нормально развиваться и продолжать завоевания. Причем ошибки на ранних стадиях могут губительно отразиться на дальнейших событиях, не сразу удается понять, что где-то вы пошли не тем путем. Роль экономики сильно возросла, загвоздка еще и в том, что теперь число ваших войск напрямую ограничивается количеством производимой пищи, размерами вашего государства. Чтобы покрыть все возрастающие расходы, приходится захватывать новые земли. Ввязываться в войну нужно, лишь просчитав все варианты. Иногда полезнее решить дело миром, найти компромисс и не злить понапрасну опасного соседа. Фракции также не стоят на месте и часто к вам поступают предложения из разных уголков. Требования бывают иногда весьма дерзкими - мелких и самоуверенных царьков возникает на карте много. Дружить нужно тоже с умом: оборонительные и военные союзы требуют обязательного участия в битвах против врага другой фракции, а, задабривая один народ, вы можете тем временем ухудшать отношения с другим - предусмотрены особые штрафы или бонусы за различные действия.

Захватывая новые города с чуждой вам культурой, приходится подчас действовать жестоко, убивая большую часть населения, чтобы избежать последующих бунтов, и насаждать свои собственные законы. Состояние города красиво отражается визуально (и особенно получились крупные города). При захвате, как и в некоторых других частях, есть выбор действий из нескольких вариантов: оккупировать, разграбить, а можно и вообще стереть поселение с лица земли - между прочим, реальный исторический факт (именно так и поступили с Карфагеном, заклятым врагом Рима). Ваши собственные земли не всегда спокойны - приходится опасаться крестьянских восстаний, которые здесь почему-то возникают очень часто, да и различные политические интриги прибавляют проблем. В много случайных событий, вам приходится разрешать даже семейные проблемы и разбираться с преступлениями и желаниями простых людей.

Но не забудем и о чуть ли не самом важном в Total War - собственно о войне, а ведь серия всегда акцентировала внимание на реализме и эффектности сражений. Здесь есть ряд интересных изменений. Все большую роль играет рельеф. И не только на тактической карте, но и на глобальной - теперь ваши отряды могут устраиваться засады даже за какой-нибудь горой и совершать неожиданный удар по врагу. То же самое могут сделать и с вами. Ваша армия теперь, правда, без генерала не передвигается, зато научилась совершать ускоренные марши, разграблять территорию, выстраивать оборонные сооружения и прятаться. Никуда не делись и агенты, да еще и каждый из них теперь развивается, а вы можете выбирать самостоятельно нужные способности. Агенты могут при первом взгляде несколько сбить с толку. Есть три вида: воители, соглядатаи и сановники. Соглядатай наиболее понятный тип - он совершает различные диверсии, шпионит за врагом, совершает убийства. Воитель же обладает большим боевым опытом и авторитетом, умеет тренировать армии. Сановник обладает большим влиянием, он ученый дипломат и ловкий шпион, вносящий сумятицу в ряды противника, переманивающий на вашу сторону людей. При хорошем развитии он может даже подделать приказ, из-за чего, например, отряд врага начнет отступать.

В Rome II перенесены и морские сражения, однако теперь все это выглядит несколько иначе: сухопутные битвы и морские теперь могут быть связаны, а войска с моря способны в разгар сражения доставлять подкрепление или поддерживать с фланга. Битвы вообще проходят иначе, они могут разбиваться на множество этапов. Морская битва, высадка армии на берег, захват сначала городских стен, затем продвижение уже к центру города. Для переброски войск через воду не требуется больше строить суда - транспортные корабли появляются сами, когда вы входите в воду. Но для серьезных морских баталий потребуется мощный и современный флот. При взятии крепостей, как и в Medieval 2, например, потребуется осадная техника, башни, катапульты, онагры, лестницы. Здесь, как и в Shogun 2 позволяют стрелять из орудий от первого лица. А лучше всего наблюдать самые горячие схватки с помощью новой камеры, которая располагается прямо над головами воинов вашего отряда. В битвах нужно учитывать и погодные условия: туман и дождь могут вам помешать, а могут позволить незаметно подобраться к врагу.

Битвы проходят динамично, как и раньше, противник научился новым тактическим трюкам, обманным маневрам. Хотя в целом компьютер действуют логично, временами случаются какие-то просчеты, связанные с новыми возможностями. Порой AI ведет себя совершенно непредсказуемо, из-за таких ошибок бывает невозможно даже выиграть битву. Недоработки искусственного интеллекта - одни из самых неприятных моментов игры.

Благодаря усовершенствованному графическому движку сражения выглядят очень красиво. Впервые в серии каждый отряд имеет свои специфические внешние черты, лица солдат отличаются, воины даже имеют разный рост и по-разному ведут себя в бою. На место индивидуальным стычкам пришли слаженные групповые действия. Большой выбор графических настроек позволяет выбрать качество картинки как для топовых машин, так и для средних компьютеров, однако оптимизация у Rome II пока не очень хороша - лаги возникают даже на мощных машинах. Каждый ход процессору приходится просчитывать намного большее количество параметров. Так как фракций много, вы можете несколько минут наблюдать, как ходит компьютер, прежде чем снова вернетесь в игру. Большое количество различных багов привело к резко негативной реакции некоторых игроков и западных журналов, однако ведь и не одна игра серии еще не обходилась без этого, зато потом Creative Assembly . Играть тем не менее в Rome II можно сразу без особых опасений.

В Total War: Rome II мы получили, возможно, не революционную часть серии, но что-то весьма интересное, сложное и продуманное - добротную историческую стратегию с хорошим сеттингом, продуманным и многосторонним геймплеем. Конечно, можно сказать, что, несмотря на новшества, это все та же Total War с похорошевшей графикой, что кардинально здесь ничего и не поменялось. Но вряд ли кто-то и ждал от этой игры изменений самих основ, а то, что игра принесла интересные инновации и чем-то обогатила серию - бесспорно. Всем поклонникам исторических стратегий играть строго обязательно.

Похожие публикации