Энциклопедия пожаробезопасности

Пожарные требования к лифтовым холлам. Для транспортирования пожарных подразделений и возможные пути их решения

МИНИСТЕРСТВОВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОРМЫПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ЛИФТЫ ДЛЯТРАНСПОРТИРОВАНИЯ

ПОЖАРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

В ЗДАНИЯХ И СООРУЖЕНИЯХ.

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

НПБ 250-97

МОСКВА1998

Разработаны Главным управлениемГосударственной противопожарной службы (ГУГПС) МВД России, Всероссийскимнаучно-исследовательским институтом противопожарной обороны (ВНИИПО) МВДРоссии, МОС ОТИС.

Внесены и подготовлены к утверждениюнормативно-техническим отделом ГУГПС МВД России.

Утверждены и введены в действиеприказом ГУГПС МВД России от 30.12.1997 г. №82.

Вводятся впервые.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

НОРМЫПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ЛИФТЫДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ

ПОЖАРНЫХПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

ВЗДАНИЯХ И СООРУЖЕНИЯХ.

ОБЩИЕТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Fire fighting lifts

General technical requirements

НПБ 250-97

Дата введения в действие 01.01.1998 г.

1. Область применения

1.1. Настоящие нормы устанавливают общиетехнические требования к пассажирским лифтам, имеющим режим работы “перевозкапожарных подразделений”.

Проектирование, изготовление иприменение таких лифтов следует осуществлять в соответствии с требованияминастоящих норм, а также государственных стандартов, норм и правил, действующихна территории Российской Федерации.

Требования настоящих норм обязательныдля предприятий, организаций, объединений и юридических лиц,независимо от форм собственности ипринадлежности, на всей территории Российской Федерации, а также для граждан.

1.2. Отступления от требований настоящихнорм подлежат согласованию органами Государственной противопожарной службы МВДРоссии в установленном порядке в соответствии с НПБ03-93 .

2. Нормативные ссылки

5. Конструктивное исполнение

5.1. Требования к конструкциям лифтов для пожарных

5.1.1. Конструкции лифтов для пожарных должны соответствовать требованиямнастоящих норм, ПУБЭЛ и ГОСТ28911.

5.1.2. Размещение лифта для пожарных в здании (сооружении) должно бытьпредусмотрено на путях движения пожарных подразделений и должно обеспечиватьдоступ пожарных во все помещения на всех этажах.

5.1.3. В период нормального функционирования лифт для пожарных долженнаходиться в эксплуатации в качестве пассажирского либо служебно-хозяйственноголифта.

Лифты для пожарных могут устанавливаться в самостоятельном лифтовомхолле или в общем, лифтовом холле с другими пассажирскими лифтами иобъединяться с ними системами автоматического группового управления.

5.1.4. В непосредственной близости от лифта для пожарных, как правило,должен предусматриваться выход на эвакуационную лестничную клетку.

5.1.5. Один и тот же лифт для пожарных, как правило, не должен иметь остановокв надземных и подземных частях зданий (сооружений). Допускается, чтобы лифтимел остановки в надземной и 2 уровнях подземной частей здания (сооружения),включая цокольный этаж. При 3 и большем количестве уровней (этажей) подземнойчасти следует применять отдельный лифт для пожарных, имеющий остановки на этихуровнях.

5.1.6. Двери кабин и шахт лифтов для пожарных должны бытьавтоматическими горизонтально-раздвижными центрального или бокового открывания,включая телескопическое исполнение, и должны сохранять работоспособность приизбыточном давлении в шахте, создаваемом приточной противодымной вентиляцией.

5.1.7. Двери шахт лифтов для пожарных должны быть противопожарными спределами огнестойкости не менее 1,0 ч (ЕI 60 по СНиП 21-01 и ГОСТ30247.2). Допускается располагать лифт для пожарных в общей шахте с другимилифтами. В этом случае двери шахт всех лифтов, размещенных в общей шахте (см.приложение, ), должны быть противопожарными с пределами огнестойкости не менее 1,0 ч(ЕI 60 по СНиП21-01 и ГОСТ30247.2).

5.1.8. В крыше кабины лифта для пожарных в соответствии с ГОСТ22011 должен быть предусмотрен люк, отвечающий требованиям ПУБЭЛ .

5.1.9. Ограждающие конструкции (стены, пол, потолок и двери) купекабины лифтов для пожарных следует изготавливать из негорючих материалов илиматериалов группы горючести Г1 по ГОСТ 30244 .

Пожарно-технические характеристики материалов для отделки (облицовки)поверхностей конструкций стен и потолков купе кабин лифтов для пожарных должнысоответствовать следующим:

группа горючести по ГОСТ30244 ................................. Г2

группа воспламеняемости по ГОСТ 30402 ................... В 2

группа дымообразующейспособности

5.1.10. Материал покрытияпола кабины должен обеспечивать минимальный риск скольжения при его увлажненииили при увлажнении подошвы обуви пожарных.

Использование полированного камня (мрамор, гранит и т. п.) и другихподобных материалов в качестве покрытия пола кабины не допускается.

5.1.11. В кабине лифта для пожарных должно быть установлено сигнальноеустройство о перегрузке.

5.2. Требования к строительным конструкциям и оборудованию системпротивопожарной защиты

5.2.1. Лифт для пожарных должен размещаться в выгороженной шахте.Ограждающие конструкции шахт должны иметь предел огнестойкости не менее 2,0 ч(REI 120 по СНиП21-01 и ГОСТ30247.1) В ограждающих конструкциях шахт допускается выполнять проемы иотверстия для установки дверей, оборудования лифта, а также для системвентиляции.

5.2.2. Перед дверьми шахт лифтов для пожарных должны быть предусмотренылифтовые холлы (тамбуры), как показано на - приведенных в приложении, с размерами, указанными в соответствующих СНиП.

При установке лифтов для пожарных в группе с другими пассажирскимилифтами лифтовой холл на основном посадочном этаже допускается не выгораживать.

5.2.3. В случае установки лифта для пожарных в выгороженной шахте собщим лифтовым холлом с другими лифтами (см. приложение, ) ограждающие конструкции шахт этих лифтов должны иметь пределыогнестойкости не менее указанных в соответствующих СНиП, а двери шахт – 0,5 ч(Е 30 по СНиП21-01 , ГОСТ30247.2).

5.2.4. Ограждающие конструкции лифтовых холлов (тамбуров) должны бытьвыполнены из противопожарных перегородок 1-го типас противопожарными дверями 2-го типапо СНиП 2.01.02 (СНиП 21-01)в дымогазонепроницаемом исполнении. Указанные двери должны иметь устройствасамозакрывания и уплотнения в притворах с обеспечением сопротивления дымогазопроницаниюне менее 50000 кг -1 ·м -1 .

5.2.5. Ограждающие конструкции и двери машинных помещений лифтов дляпожарных, вне зависимости от типа привода лифтов, должны быть противопожарнымис пределами огнестойкости не менее 2,0 и 1,0 ч соответственно (REI 120 и EI 60по СНиП21-01 и ГОСТ30247.1 , ГОСТ30247.2).

Сопротивлениедымогазопроницанию дверей машинных помещений должно быть не менее 50000 кг -1 ·м -1 .

Каналы для прокладки гидроприводов должны иметьпределы огнестойкости не менее 1,0 ч (REI 60 по СНиП 21-01 и ГОСТ30247.1 ).

5.2.6. Шахты лифтов для пожарных, а также их лифтовые холлы (тамбуры) вподземных и цокольных этажах зданий (сооружений) должны быть оснащеныавтономными системами приточной противодымной вентиляции для созданияизбыточного давления при пожаре по СНиП 2.04.05. Количествоподаваемого воздуха следует определять расчетом при скорости истечения не менее1,3 м/с через одну открытую дверь лифтового холла или тамбура, для шахты – с учетомодной открытой двери на этаже пожара.

Для подачи воздуха в лифтовые холлы или тамбуры допускается применениесистем, обслуживающих лифтовые шахты, при устройстве в проемах их ограждающихконструкций нормально-закрытых противопожарных клапанов, пределы огнестойкостикоторых не меньше пределов огнестойкости ограждающих конструкций шахт.

5.2.7. В лифтовых холлах или тамбурах лифтов для пожарных должны бытьустановлены пожарные извещатели системы пожарной сигнализации зданий(сооружений).

5.2.8. При оборудовании зданий (сооружений) водяными установкамипожаротушения размещение оросителей перед лифтами для пожарных и в холлах(тамбурах) этих лифтов не требуется.

5.2.9. Проникновение воды, используемой для тушения пожара, в шахты имашинные помещения лифтов для пожарных следует предотвращать посредствомнеобходимых строительных мероприятий.

6. Системы управления, сигнализации, связи иэнергоснабжения

6.1. Система управления лифтом для пожарных должна отвечать требованиямнастоящего раздела, ПУБЭЛ и ГОСТ28911.

6.2. Система управления должна:

объединять групповым управлением лифты для пожарных между собой, атакже с другими пассажирскими лифтами в соответствии с ПУБЭЛ ;

обеспечивать возможность подключения к системе диспетчеризации и (или)центральному пульту управления системы противопожарной защиты (ЦПУ СПЗ).

6.3. Система управления лифтом для пожарных должна обеспечиватьвыполнение режимов:

“пожарная опасность”;

“перевозка пожарных подразделений”.

6.6.3. В режиме “перевозка пожарных подразделений” управление лифтомможет производиться только из кабины, действие вызовов с этажных площадокисключается, должна быть предусмотрена возможность остановки лифта по приказу спанели управления кабины на всех обслуживаемых этажах.

Приказ для движения подается путем нажатия кнопки приказов на панелиуправления с номером нужного этажа. После нажатия этой кнопки двери лифта начнутзакрываться, при этом кнопку приказов нужно держать в нажатом состоянии дополного закрытия дверей. Отпускание кнопки в процессе закрытия приводит кавтоматическому возвращению дверей в открытое положение. Допускается закрытиедверей производить путем нажатия специальной кнопки, предусмотренной дляиспользования только в режиме “перевозка пожарных подразделений”. Причемдействие специальной кнопки “Закрытие дверей” должно быть аналогичнымописанному действию кнопки приказов.

После остановки кабины на нужном этаже двери остаются в закрытомположении. После нажатия на специальную кнопку “Открытие дверей”, используемуютолько в режиме “перевозка пожарных подразделений”, двери лифта начнутоткрываться. При этом специальную кнопку “Открытие дверей” нужно держать внажатом состоянии до полного открытия дверей, отпускание кнопки в процессеоткрытия приводит к автоматическому возвращению дверей в закрытое положение.Для лифтов, которые в соответствии с ПУБЭЛ оснащеныкнопкой “Открытие дверей”, используемой в режиме нормальной эксплуатации,допускается специальную кнопку не устанавливать. При этом алгоритм работыкнопки “Открытие дверей” в этом режиме должен быть таким же, как алгоритмработы специальной кнопки “Открытие дверей”. Допускается автоматическоеоткрытие дверей в режиме “перевозка пожарных подразделений” после остановкикабины на основном посадочном этаже.

Действие специальных кнопок “Открытие дверей” и “Закрытие дверей” вдругих режимах не допускается.

6.7. Гнездо для специального ключа, переводящего работу лифта в режим“перевозка пожарных подразделений”, а также специальные кнопки “Открытиедверей”, “Закрытие дверей” (если они имеются) следует размещать вблизи пультауправления или на самом пульте управления в кабине. Допускается размещатьгнездо для специального ключа, а также специальные кнопки в нише с дверкой.

Вместо запираемой дверки для закрытия ниши можно использовать стеклотолщиной не менее 4 мм, которое разбивают в случае необходимости дляпереключения лифта в режим “перевозка пожарных подразделений”.

Лифты для пожарных, устанавливаемые в общественных зданиях, в которыхосуществляется контроль за входящими в здание лицами, допускается не оборудоватьнишей для размещения специального ключа и специальных кнопок.

6.8. Аппараты и устройства (фотоэлементы, сенсорные кнопки и т. п.), наработу которых оказывают вредное воздействие дым и повышенная температура, вконструкции лифта для пожарных применять не допускается.

6.9. Должно быть предусмотрено световое табло в кабине и на основномпосадочном этаже, показывающее местоположение кабины и направление ее движения.

6.10. В режиме работы лифта “перевозка пожарных подразделений” должнабыть обеспечена переговорная связь между диспетчерским пунктом или ЦПУ СПЗ,если такие имеются, и кабиной лифта, а также с основным посадочным этажом.

6.11. Энергоснабжение лифтов для пожарных производится как дляэлектроприемников I категории согласно пп. 1.2.17 и 1.2.18 ПУЭ . При этом в общественныхзданиях высотой более 50 м от уровня подъезда пожарных машин до низа оконныхпроемов верхнего этажа (не считая верхних технических этажей) энергоснабжениелифтов для пожарных производится как для особой группы электроприемников Iкатегории.

7. Методы контроля

7.1. Конструкции, оборудование и материалы, применяемые в лифтах дляпожарных, подлежат испытаниям на огнестойкость и пожарную опасность.

Перечень конструкций, оборудования и материалов лифтов для пожарных,для которых необходимо проведение испытаний, включает в себя:

противопожарные двери шахт;

противопожарные дымогазонепроницаемые двери лифтовых холлов (тамбуров)и машинных помещений;

воздуховоды приточной противодымной вентиляции;

противопожарные клапаны приточной противодымной вентиляции;

силовые и слаботочные электрокабели систем электропитания и связипожарных лифтов;

материалы кабин.

7.2. Противопожарные двери шахт лифтов для пожарныхподлежат испытаниям на огнестойкостьсогласно требованиям ГОСТ30247.2 .

7.3. Противопожарные дымогазонепроницаемые двери лифтовых холлов(тамбуров) и машинных помещений лифтов для пожарных подлежат испытаниям наогнестойкость согласно требованиям ГОСТ30247.2 и на дымогазопроницаемость согласно требованиям “Методики испытаниядверей и ворот на дымогазопроницаемость” (ВНИИПО МВД России, 1994), действующейдо введения в действие НПБ “Двери и ворота. Метод испытаний надымогазопроницаемость”.

7.4. Воздуховоды приточной противодымной вентиляции подлежат испытаниямна огнестойкость согласно требованиям НПБ 239 .

7.5. Противопожарные клапаны приточной противодымной вентиляцииподлежат испытаниям на огнестойкость согласно требованиям НПБ241 .

При проведении полного и периодического технических освидетельствованийдолжна проверяться работоспособность лифта в режимах “пожарная опасность” и“перевозка пожарных подразделений”.

7.9. Системыприточной противодымной вентиляции лифтов для пожарных подлежатприемо-сдаточным и периодическим испытаниям согласно требованиям НПБ240 .

Рис. 1 .Примеры размещения лифта для пожарных в общей шахте с другими пассажирскимилифтами:

1– лифт для пожарных;2– пассажирские лифты; 3 –противопожарная дверь шахты лифта для пожарныхс пределом огнестойкости EI 60; 4 – противопожарная дверь шахты пассажирскихлифтов с пределом огнестойкости EI 60; 5 – ограждающие конструкции общей шахтыс пределом огнестойкости REI 120; 6 – противопожарные перегородки 1-го типа,ограждающие лифтовый холл (тамбур); 7 – противопожарная дверь 2-го типалифтового холла (тамбура) в дымогазонепроницаемом исполнении

Рис. 2 .Примеры размещения лифта для пожарных в обособленной (выгороженной) шахте собщим лифтовым холлом с другими лифтами:

1 – лифт для пожарных; 2 – пассажирскиелифты; 3 – противопожарная дверь шахты лифта для пожарных с пределомогнестойкости EI 60; 4 – противопожарная дверь шахты пассажирских лифтов спределом огнестойкости E 30; 5 – ограждающие конструкциишахты лифта для пожарных с пределомогнестойкости REI 120; 6 – противопожарные перегородки 1-го типа, ограждающиелифтовый холл; 7 – противопожарная дверь 2-го типа лифтового холла вдымогазонепроницаемом исполнении; 8 – ограждающие конструкции шахтыпассажирских лифтов с пределами огнестойкости, установленными соответствующимиСНиП

Рис. 3 .Примеры размещения лифта для пожарных у наружной стены общественного илипроизводственного здания (сооружения):

1 – лифт для пожарных; 2 –противопожарная дверь шахты лифта для пожарных с пределом огнестойкости EI 60;3 – ограждающие конструкциишахты спределом огнестойкости REI 120; 4 – противопожарные перегородки 1-го типа,ограждающие лифтовый холл (тамбур); 5 – противопожарная дверь 2-го типа лифтовогохолла (тамбура) в дымогазонепроницаемом исполнении


* Допускается использовать материалы с коэффициентом дымообразования до 750 м 2 /кгвключительно.

Лифт с режимом перевозки пожарных подразделений – в качестве такового могут выступать и самые обычные пассажирские или же грузовые лифты, которые добавочно оснащаются специальными системами для осуществления управления, а также средствами огневой защиты и спецсвязи, который, кроме того, должен быть способен обеспечить перемещение пожарных служб на нужные этажи любого здания, где он оборудован, во время пожаров. Согласно части 2 пункта1 статьи 90 Федерального Закона номер 123 для сооружений и зданий, необходимо конструктивно предусмотреть устройства для возможности подъема пожарной службы независимо ни от высоты, ни от этажности сооружений и зданий.

Конструктивные особенности и тех предписания

Лифтовые конструкции для осуществления транспортировки противопожарного расчета относятся к общей системе инженерных коммуникаций внутри построек любых типов. Это один из вариантов противопожарных тех средств, с помощью которых можно обеспечить перемещение служб спасения и противопожарных служб на нужные этажи любых зданий с целью выполнения мероприятий по локализации возгорания и ликвидации пожара, для проведения спасательных мероприятий.

Главные же критерии лифтов, которые предназначаются для сотрудников противопожарных расчетов, обязаны удовлетворять следующим показателям:

  • грузоподъемность лифтов, установленных в зданиях жилого типа, составляет не меньше 630 килограммов;
  • грузовая подъемность лифтов, смонтированных в производственных или в общественных сооружениях, – не меньше 1 тонны;
  • габариты кабины лифтов внутри жилых помещений, зданий определяются СНиПами за номером 2. 08. 01;
  • что касается сооружений производственного, либо общественного типа – то здесь нужно руководствоваться правилами, прописанными в ПУБЭЛ;
  • на крыше лифтовой кабины, согласно НПБ — 250, необходимо обустроить люк для проникновения сотрудника противопожарной службы в полной экипировке.

Что касается габаритов, то они должны рассчитываться исходя из того, что для транспортировки одного человека на носилках потребуется не меньше 2 100 мм х 1 100 мм площади пространства лифта.

Необходимо также учитывать и требования пожарной безопасности к грузовым лифтам и пассажирским. Они, в частности, указывают, что любые лифты, которые перемещаются со скоростью более одного метра в секунду, должны быть оснащены кнопкой для включения специального режима функционирования в пожароопасных условиях. Необходимо обеспечить автоматическое включение данного режима. При этом такие лифты должны обеспечить возврат пассажиров на ближайшую безопасную площадку (обычно это первый этаж) и механически открыть дверь для возможности проведения эвакуации из кабины.

Желательно, чтобы лифты были изготовлены из максимально негорючего материала, а также чтобы материалы, из которых они были изготовлены, не выделяли вредных токсичных веществ в случае соприкосновения с прямым пламенем.

Более подробная техническая спецификация указана в Федеральном Законе «Технический регламент о требованиях по противопожарной безопасности», датированный 22 августа 2008 года за номером 123 — ФЗ (редакция от 03 июня 2016 года).

Требования к пожарной безопасности к лифтам предписывают наличие специального переключателя, которым можно активировать вручную режим транспортировки противопожарных подразделений. Повернув ключ в позицию ON, можно включить соответствующий режим. Поворотом ключа в позицию Bypass лифт возвращается в штатный режим функционирования.

Внутри лифтовых кабин необходимо вывесить инструкции касательно того, как переключать лифты в режим транспортировки противопожарных расчетов, как нужно пользоваться лифтом, в случае возникновения пожара или локального возгорания.

Подробные пожарные требования к лифтам указаны в соответствующих положениях. Это: НПБ 250 — 97 под наименованием «Лифты для транспортировки противопожарных подразделений внутри сооружений и зданий», ГОСТ 28911, нормативы ПУБЭЛ, а также в СНиПе 31 – 01 — 2003 «Жилые и многоквартирные здания». Кроме того, необходимые положения можно извлечь и из Федерального Закона от 10 июня 2012 года № 117 — ФЗ.

ГОСТ для пожарных лифтов

Существуют специально разработанные Государственные Стандарты для грузовых и пассажирских лифтов ГОСТ-Р 52382 «Пассажирские лифты. Лифты для пожарных». В нем реализованы все предписания из специального тех регламента под названием «О безопасности лифтов».

Данные документы регламентируют обустройства и лифтовых кабин новых конструкций, и подвергаемых замене. Приведенные ГОСТы могут приниматься во внимание и во время модернизации лифтов устаревших конструкций.

Если лифты для перевозки пожарных подразделений по ГОСТ стандартам соответствуют, то материальный ущерб и человеческие жертвы в случае возникновения пожара будут минимальными.

Пожарная безопасность \\ 29.03.2012 15:46 \\ \\ Москва

Есть несколько вопросов, которые возникают при проектировании и строительстве объектов, относительно которых нормативные документы не дают однозначных ответов. В частности, о специфике проектирования и применении лифтов для пожарных подразделений.

Нормативная сторона вопроса

В настоящее время на территории Российской Федерации необходимость устройства лифтов, имеющих режим работы «транспортирование пожарных подразделений» (далее лифты для пожарных) для проектируемых, строящихся и реконструируемых объектов (здесь и далее под объектом понимается здание, строение, сооружение или наружная установка) устанавливается ч.15 ст.90 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее ФЗ-123).

Для запроектированных по ранее действовавшим нормам и введенных в действие до 01.05.2009г. объектов такая необходимость определяется п.8.10 СНиП 21−01−97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» и п.1.143* СНиП 2.08.02−89* «Общественные здания и сооружения».

При этом в соответствии с требованиями ч.15 ст.90 ФЗ-123 установлено, что лифты для пожарных должны предусматриваться в каждом пожарном отсеке объектов класса Ф1.1 (здания детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений) высотой более 10м, объектов класса Ф1.3 (многоквартирные жилые дома) высотой более 50м, объектов иных классов функциональной пожарной опасности высотой более 28м, подземных автостоянок, имеющих более двух этажей.

В соответствии с требованиями п.8.10 СНиП 21−01−97* «Пожарная безопасность здания и сооружений» установлено, что лифты для пожарных должны предусматриваться в каждом пожарном отсеке зданий класса Ф1.1 высотой более 5м, зданий всех классов функциональной пожарной опасности высотой более 28м (за исключением зданий класса Ф1.3).

В соответствии с требованиями п.1.143* СНиП 2.08.02−89* «Общественные здания и сооружения» установлено, что лифты для пожарных должны предусматриваться в общественных зданиях высотой 10 этажей и более.

Как видим, в действующих нормативных документах имеются некоторые противоречия в требованиях по обеспечению объектов лифтами для пожарных.

Технические требования к лифтам для пожарных изложены в Техническом регламенте о безопасности лифтов, утвержденном постановлением Правительства РФ от 02.10.2009г. №782 «Об утверждении технического регламента о безопасности лифтов», ГОСТ Р 53296−2009 «Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности» и НПБ 250−97 «Лифты для транспортирования пожарных подразделений в зданиях и сооружениях. Общие технические требования». Причем первые два документа распространяются на проектируемые, строящиеся и реконструируемые объекты, а последний на запроектированные по ранее действовавшим нормам и построенные до ввода в действие первых двух документов.

Есть несколько вопросов, которые время от времени возникают при проектировании и строительстве объектов, относительно которых нормативные документы не дают однозначных ответов.

Первый из них: возможно ли использовать лифты для пожарных в качестве лифтов для спасения маломобильных групп населения?

Дело в том, что в соответствии с требованиями п.3.45 СНиП 35−01−2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (перечень лиц, входящих в состав МГН перечислен в приложении А к СНиП 35−01−2001), если по проекту невозможно обеспечить эвакуацию указанных групп населения за необходимое время (время от момента возникновения пожара до момента воздействия критических значений его опасных факторов на человека), то для их спасения на путях эвакуации следует предусматривать пожаробезопасную зону, из которой они могут эвакуироваться более продолжительное время или находиться в ней до прибытия спасательных подразделений. А в соответствии с требованиями п.3.47 СНиП 35−01−2001 пожаробезопасные зоны следует предусматривать вблизи вертикальных коммуникаций - такой коммуникацией может быть и лифт для пожарных. Кроме этого, в соответствии с требованиями п.6.26 СНиП 31−06−2009 «Общественные здания и сооружения» в зданиях стационаров лечебно-профилактических и социальных учреждений в указанные пожаробезопасные зоны должны выходить двери лифта, соответствующего требованиям к лифтам для пожарных.

Второй вопрос касается проектирования лифтов для пожарных на одноэтажных объектах класса функциональной пожарной опасности Ф 5.1 (производственные здания, сооружения, строения) и Ф 5.2 (складские здания, сооружения, строения) высотой более 28м, а также на наружных установках высотой более 28м, проектируемых в составе производственных предприятий. Не совсем понятно, для чего проектировать лифт для пожарных на одноэтажном объекте, но норма требует!

Да, в таком многообразии противоречащих друг другу нормативных требований относительно рассматриваемого вопроса среднестатистическому специалисту проектной или эксплуатирующей организации запутаться элементарно.

А зачем вообще он нужен, этот лифт для пожарных?

Действительно, для чего предусматриваются лифты для пожарных?

В соответствии с п.4.1 НПБ 250−97 и п.4.1 ГОСТ Р 53296−2009 лифты для пожарных являются составной частью комплекса инженерного оборудования объектов различного назначения, а также одним из видов пожарно-технических средств, обеспечивающих перемещение пожарных подразделений на этажи для выполнения работ по спасению людей, обнаружению и тушению пожара.

Так почему пожарные боятся лифтов для пожарных?

Ну хорошо, предусмотрели лифт для пожарных в проектной документации, построили объект и ввели его в эксплуатацию, а что дальше? Как показывает практика, лифты для пожарных используются самими пожарными при тушении пожаров в зданиях, оборудованных такими лифтами, не более чем в 2% случаев!!! Получается, что дорогостоящее оборудование не востребовано основными потребителями. То есть в нормативных документах приведено неэффективное техническое требование!? Дело совсем в другом.

Есть несколько проблем практического использования лифтов для пожарных самими пожарными, которые не позволяют их эффективно использовать.

Первая из них - психологическая. Действительно, особенно после пожара на Останкинской телебашне, когда при тушении погибли три человека, в том числе высокопоставленный сотрудник Московского МЧС, руководители тушения пожара (далее РТП) опасаются использовать лифты для пожарных. Действительно, ни один здраво- мыслящий РТП, понимая, что он отвечает за жизни подчиненных ему бойцов, никогда не пошлет их подниматься на высоту при помощи лифтов. Чего же он боится? Ведь - в идеале - если лифт для пожарных запроектирован в соответствии с требованиями нормативных документов, то это одно из самых неуязвимых мест в здании в пожарном отношении (лифт расположен в шахте с пределом огнестойкости ограждающих конструкций REI 120, дверные проемы шахт защищены противопожарными дверями с пределом огнестойкости EI 60, в шахту обеспечен подпор наружного воздуха не менее 20 Па, силовые агрегаты лифта обеспечены электроснабжением по первой категории надежности электроснабжения, имеется связь с пожарным постом). Однако основное смысловое ударение в предыдущем предложении РТП ставит на словах «в идеале», а что за лифт перед ним и его бойцами, он не знает, а если не знает, то и не станет использовать! И будет по-своему прав.

Вторая проблема прямо вытекает из первой, это банальное незнание оборудования и правил его применения. Ни в ранее действовавшем Боевом уставе пожарной охраны, ни в ныне действующем Порядке тушения пожаров подразделениями пожарной охраны (введенном в действие приказом МЧС РФ от 31.03.2011г. №156, зарегистрированного в Минюсте РФ 09.06.2011г. №20970) ни слова не сказано об использовании лифтов для пожарных.

И что же - отказаться от лифтов для пожарных?

Нет. Этого делать нельзя! По следующим двум причинам: во-первых, это невозможно, поскольку требование по их установке является нормативным требованием. Во-вторых, использование лифтов для пожарных поможет сэкономить пожарным много сил при подъеме на высоту и доставке пожарно-технического вооружения, которые будут нужны для локализации и ликвидации пожара, а, возможно, и для спасения людей.

Однако для решения этих проблем, как всегда, нужен системный подход. Начать следует с этапа разработки предварительной концепции объекта, когда определяются его основные параметры. Здесь важно определить необходимость устройства лифта для пожарных в принципе (в зависимости от класса функциональной пожарной опасности объекта, его высоты и этажности).

Далее на этапе проектирования объекта следует определиться с количеством лифтов для пожарных, местами их установки, их скоростными и геометрическими параметрами, устройством противодымной защиты лифтовых шахт и холлов. При этом важно увязать и оптимизировать количество и места установки лифтов для пожарных с учетом их последующего использования, в том числе для спасения маломобильных групп населения.

При этом важно, что бы все указанные проектные решения были описаны в разделе проектной документации «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности», который должен быть выполнен в соответствии с требованиями п.26 Положения «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. №87 и обоснованы в соответствии с требованиями ч.6 ст.15 Федеральный закон от 30.12.2009г. №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее ФЗ-384).

В случае вынужденных и обоснованных отступлений от требований по оборудованию объектов лифтами для пожарных, следует провести комплекс обоснований с учетом требований ст.6 ФЗ-123, ч.6 ст.15 ФЗ-384, ч.2 ст.4, ч.1 ст.6, ч.2 ст.7 Федерального закона №184-ФЗ от 27.12.2002г. «О техническом регулировании».

На этапе строительства объекта важно соблюсти положения проектной документации по надежности электроснабжения силовых агрегатов лифтов для пожарных, их других параметров, влияющих на безопасность их использовании при пожаре.

И наконец, на этапе эксплуатации объекта следует организовать взаимодействие эксплуатирующей его организации и территориального подразделения государственной противопожарной службы МЧС России, подразделения которой, в случае возникновения пожара, будут задействованы на его тушении. При этом крайне важно разработать и согласовать с указанным подразделением оперативный план тушения пожаров на объекте, в том числе определить порядок использования лифтов для пожарных.

На этапе эксплуатации следует уделить особое внимание организации работы лифтов для пожарных в соответствии с требованиями Технического регламента о безопасности лифтов, а также работоспособности и безопасности использования систем противодымной вентиляции лифтовых шахт и холлов для обеспечения надежности.

______________________

Разумнов Сергей,

начальник отдела экспертизы и проектирования

ООО «Институт комплексной безопасности»*,

[email protected].

*входит в группу компаний «Иннотех», разрабатывает комплексные решения по обеспечению пожарной безопасности на объектах гражданского и промышленного строительства

Пожарные лифты, предназначенные для перевозок пожарных подразделений, как правило, устанавливаются в зданиях с большим количеством людей, где в случае пожара, необходима быстрая мобилизация, эвакуация пассажиров и доставка пожарных подразделений к месту возгорания. Пожарный лифт должен быть устроен таким образом, чтобы беспрепятственно перевозить бригады из нескольких человек на нужные этажи, а также быть полностью оснащённым необходимым оборудованием.

В первую очередь, грузоподъемность пожарных лифтов по требованиям технического регламента должна быть не менее 630 кг для того, чтобы иметь возможность перевозки большого количества человек. Помимо этого, в силу своей специфичности, пожарные лифты должны быть пригодны для транспортирования спасаемых людей и людей на носилках, а поэтому, должны иметь соответствующие габариты – размеры кабины по регламенту должны быть не менее 1м 10 см х 2 м 10 см, при этом ширина дверного проёма – не меньше 80 см.Отдельное внимание в техническом регламенте уделено крыше кабины лифта. В ней должен быть обязательно оборудован люк, размеры которого не должны быть меньше чем 50 х 70 см, при этом для пожарных лифтов, грузоподъёмность которых 630 кг, допускается уменьшить размеры люка минимум до 40 х 50 см.Также, пожарные лифты должны иметь особые материалы для отделки и облицовки стен, потолков, купе кабины. В первую очередь, они должны быть особо прочными и иметь группу горючести Г2, то есть умеренногорючие, продолжительность самостоятельного горения которых не более 30 секунд, а также, группу воспламеняемости В2, то есть умеренновоспламеняемые, имеющие величину критической плоскости теплового потока не более 35 киловатт на квадратный метр. Кроме того, все материалы в кабине лифта должны принадлежать к группе умеренной токсичности.


Важно отметить, что лифты для перевозки пожарных должны иметь возможность работы в режимах «Пожарная опасность» и «Перевозка пожарных подразделений». Разные режимы необходимы для того, чтобы лифт правильно действовал в обеих этих ситуациях, и мог доставить пассажиров и пострадавших на нижний этаж в любой ситуации, а также оперативно доставить пожарные подразделения к месту возгорания.Необходимо также, чтобы в режиме «Перевозка пожарных подразделений» кабина лифта для была оборудована средствами для подключения к системе двусторонней переговорной связи между диспетчерским пунктом или центральным пультом управления системы противопожарной защиты, а также с основным посадочным этажом. При этом, в целях экономии времени, переговорная связь из кабины лифта должна осуществляться без применения телефонных трубок.

Похожие публикации