Энциклопедия пожаробезопасности

Общие сведения о лифтах. Основные параметры погрузчиков и штабелеров

Для выполнения работ по перемещению и складированию грузов в условиях складского помещения или площадки самым распространенными самоходными механизмами являются вилочные погрузчики. Эти устройства позволяют перемещать грузы на значительные расстояния и производить складирование грузов благодаря возможности совершать подъем грузов на определенную высоту.

Видов конструкции погрузчиков большое количество. Рынок этой спецтехники довольно обширный, поэтому всегда есть возможность , который будет максимально соответствовать требуемым условиям работы. Основным же критерием при выборе является грузоподъемность вилочных погрузчиков. По этому параметру вилочные погрузчики подразделяются на 4 класса: малые, средние, выше среднего и тяжелые.

В условиях складского помещения самым распространенным является вилочный погрузчик, грузоподъемность которого составляет 1-4 тонны, то есть погрузчики малого класса.

Положение центра тяжести и номинальная грузоподъемность

При подборе погрузчиков нужно учитывать несколько критериев по грузоподъемности. Первым критерием, по которому производится выбор - положение центра тяжести транспортируемых грузов. Данный критерий - это расстояние от передка вилочного захвата по горизонтали до центра тяжести самого груза. Не произведя расчет положения центра тяжести, правильно подобрать погрузчик будет сложно. Номинальным положение центра тяжести для погрузчиков малого класса является расстояние 500-600 мм. Для примера возьмем погрузчики самых распространенных марок Toyota модель 8FD20 и Linde модель H20D. Оба этих погрузчика относятся к малому классу с грузоподъемностью 2,0 тонны. Так вот, у этих погрузчиков расстояние от центра тяжести груза к стенке вил составляет 500 мм.

Следующим критерием при выборе является номинальная грузоподъемность вилочных погрузчиков. Номинальная грузоподъемность - это установленный заводом-изготовителем вес груза с заданным положением центра тяжести и высота, на которую способен поднять этот груз погрузчик.

Номинальная грузоподъемность для упомянутых погрузчиков со стандартным подъемным механизмом составляет 2,0 тонны. Но высота подъема груза у них несколько отличается. Погрузчик Toyota со стандартным подъемным механизмом способен поднять груз на высоту 3,0 м. У погрузчика Linde показатель подъема номинального груза составляет 3,1 м.

Максимальная грузоподъемность

Кроме понятия «номинальная грузоподъемность вилочных погрузчиков» существует и понятие «максимальная грузоподъемность». Максимальная грузоподъемность - это вес груза с установленным центром тяжести, который погрузчик может поднять максимально высоко. Данный критерий тоже следует учитывать, поскольку вместо стандартного подъемного механизма на погрузчик могут быть установлены мачты с возможностью вылета значительно больше, чем у стандартного подъемного механизма. К примеру, погрузчик Toyota 8FD20 может быть оснащен мачтой с максимальным вылетом в 7,0 м. Такой же максимальной высотой подъема обладает и погрузчик Linde H20D. Но стоит учитывать, что высота подъема влияет на грузоподъемность. Чем выше нужно поднять груз, тем меньше он может поднять вес груза. Погрузчик Linde модель H20D может обеспечить подъем груза на высоту 7,0 м массой около 600 кг. Таким же грузоподъемным показателем на данную высоту обладает и погрузчик от Toyota. Этот критерий указан в рекомендациях заводов-изготовителей, вес груза ограничен, и попытки поднять более массивные грузы может привести к опрокидыванию погрузчика.


На максимальную грузоподъемность напрямую влияет высота подъема, чем она ниже, тем больший вес погрузчик может поднять. С данные вилочные погрузчики могут поднять груз номинального веса в 2,0 тонны максимально на высоту 5 м. Чтобы обеспечить подъем груза на большую высоту, потребуется уменьшать массу груза.

3 Анализ, прогнозы, тенденции 368 Строительные материалы 2717 Строительные технологии 875 Строительные услуги 72
Инженерные коммуникации 34
Оборудование, инструменты, станки 172
Прочее 106
Строительство, реконструкция, ремонт 212
Технические средства безопасности 8
Управление строительством 11
Энергоэффективные и экологические технологии 8


Одна из основных характеристик при выборе погрузчика – это его номинальная грузоподъемность. О том, от чего она зависит, и пойдет речь дальше.

Под номинальной грузоподъемностью понимают наибольший вес груза, который автопогрузчик способен поднять в соответствии с соотношением центра тяжести и груза. Центром тяжести называют ту единственную точку груза, относительно которой машина будет уравновешена во всех направлениях, и высотой подъема. Выбирая грузоподъемность вилочного погрузчика, важно учитывать такие характеристики:

Вес груза,

Габариты груза;

Расположение ЦТ;

Высоту подъема.

Эта взаимосвязь указывается в специальном каталоге, который прилагается к каждой отдельно взятой модели.

Навесное оборудование погрузчика меняет ЦТ

Очень часто на погрузчиках для расширения его функционала используется навесное оборудование. Это могут быть разнообразные захваты, стабилизаторы груза, сталкиватели, ковши и многое другое. В этом случае расчет остаточной грузоподъемности должен проводиться с учетом веса, габаритных размеров и центра тяжести дополнительных аксессуаров.

Еще один фактор, который нельзя упускать из виду, определяясь с грузоподъемностью - спецификация стеллажного оборудования, которое используется на складе, где предполагается эксплуатировать погрузочную технику.

Очень часто покупатели допускают ошибки, если на складах активно используются европоддоны. Ширина таких стеллажей – без настила составляет 1200 мм. Размеры поддонов – 800х1200 и 1000х1200. В таком случае один груз будет иметь два различных центра тяжести в зависимости от того, по длинной или короткой стороне он будет располагаться на вилах погрузчика. Поэтому и остаточная грузоподъемность будет различной.


Текущих тендеров : 114,
Новые тендеры :
08.10.2017
Необходимо поставить и смонтировать ИТП по 100 Квт - 2 шт. Есть проектная документация. Рассматриваем поставку оборудования и монтаж в бартер за...
08.10.2017
Жилой комплекс на 6 домов, необходимо возвести 3 дома: Дом №4 - 108 квартир, продолжить строительство (остаток монолитных работ 370м3) Дом №5 - 108 квартир,...
08.10.2017
Монолитные работы и кладка газобетона Рассмотрим подрядную организацию на выполнение монолитных работ и кладки газобетона в малоэтажном жилом комплексе...
07.10.2017
Необходимо выполнить фасадные работы в новом жилом доме - 1300 м2 (утепление, штукатурка, окраска). Оплата квартирами. В стоимость входят работы и м...
06.10.2017
Обязанности: Оформление исполнительной документации (акты, журналы и т.д.) в соответствии с требованиями ГСН (акты скрытых работ, чертежи, протоколы испытаний,...

Общие сведения о лифтах


К атегория:

Эксплуатация лифтов

Общие сведения о лифтах


1. Что называется лифтом?

Лифт это подъемник прерывного действия, кабина или платформа которого перемещается по неподвижным вертикальным жестким направляющим, установленным в шахте, снабженной на посадочных (загрузочных) площадках запираемыми дверями (ГОСТ 23748-79).

2. Как подразделяют лифты по назначению?

По назначению лифты подразделяют на:
а) пассажирские;
б) грузопассажирские;
в) больничные;
г) грузовые с проводником;
д) грузовые без проводника;
е) грузовые малые.

Пассажирские лифты служат для перевозки людей, перемещения грузов домашнего обихода. Грузопассажирские лифты предназначены для транспортировки грузов и людей. Эти лифты отличаются от пассажирских увеличенными размерами кабин. Больничные лифты служат для транспортировки больных на больничных транспортных средствах с сопровождающим персоналом. Грузовые лифты с проводником предназначены для транспортирования груза и лиц, сопровождающих его. На грузовых лифтах без проводника транспортируют только грузы. Малые грузовые лифты - это грузовые лифты без проводника, грузоподъемностью до 160 кг включительно с площадью пола кабины до 0,9 м2 и с высотой кабины не более 1 м.

3. По каким основным признакам классифицируют лифты?

Лифты классифицируют по следующим основным признакам:
а) виду транспортируемых объектов;
б) типу грузонесущего устройства;
в) типу тягового органа;
г) приводу лифта;
в) приводу дверей;
е) виду шахты;
ж) конструкции дверей шахты или кабины;
з) расположению машинного помещения;
и) типу системы управления.

Для различных транспортируемых объектов лифты могут служить для подъема и спуска людей и грузов.

По грузонесущему устройству лифты подразделяют на лифты с кабиной и лифты с платформой; по типу тягового органа - на канатные, цепные, реечные, винтовые и плунжерные; по типу привода - на электрические и электрогидравлические; по приводу дверей - лифты могут быть оборудованные дверями:
а) открываемыми вручную;
б) полуавтоматическими; в) автоматическими.

Шахты лифтов подразделяют на:
а) глухие, огражденные со всех сторон и на всю высоту сплошными стенами;
б) металлокаркасные, огражденные со всех сторон и на всю высоту металлической сеткой или щитами;
в) комбинрованные, часть которых глухая, а часть ме-таллокаркасная.

По конструкции дверей шахты и кабины лифты подразделяют:
а) лифты с распашными дверями;
б) лифты с горизонтально-раздвижными дверями;
в) лифты с вертикально-раздвижными дверями. По расположению машинного помещения лифты бывают:
а) лифты с машинным помещением, расположенным над шахтой;
б) лифты с машинным помещением, расположенным непосредственно под шахтой;
в) лифты с машинным помещением, расположенным сбоку шахты.

По типу системы управления лифты могут быть:
а) с кнопочным внутренним управлением;
б) с кнопочным наружным управлением;
в) со смешанным управлением;
г) с нормальным (простым) управлением;
д) с собирательным управлением при движении вниз;
е) с парным управлением; ж) с групповым управлением;
з) с групповым управлением при движении вниз;
и) с программным управлением.

4. Какой лифт называется выжимным?

Лифт, у которого кабина приводится в движение силой, действующей снизу.

5. Какой лифт называется тротуарным?

Выжимной лифт, у которого кабина на верхней остановке выходит из шахты.

6. Что собой представляет строительный подъемник?

Строительный подъемник это транспортное устройство прерывного действия, устанавливаемое на время строительства какого-либо сооружения и предназначенное для подъема и спуска строительных материалов и людей (грузовой и грузопассажирский подъемники) с одного уровня на другой в кабине (платформе), перемещающейся по вертикальным направляющим.

7. Что такое номинальная грузоподъемность лифта?

Номинальная грузоподъемность это масса наибольшего груза, на транспортировку которого лифт рассчитан.

В величину номинальной грузоподъемности не входит масса кабины и масса всех устройств, постоянно расположенных в ней (рельсовых путей, монорельсов, талей и т. п.).

8. Как рассчитывают номинальную грузоподъемность лифтов?

Номинальную грузоподъемность лифтов рассчитывают по принципу свободного заполнения исходя из полезной площади пола кабины, по графику (рис. 1), рекомендованному «Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов» (ПУБЭЛ) Госгор-технадзора СССР. При

определении полезной площади пола кабины площадь, занимаемую одной из створок распашных дверей при открывании, в расчет не принимают. Массу человека следует принимать равной 80 кг.

9. Что называется номинальной скоростью лифта?

Номинальной скоростью лифта называется скорость

движения кабины, на которую рассчитан лифт.

10. Что такое рабочая скорость лифта?

Рабочая скорость лифта - фактическая скорость кабины лифта в эксплуатационных условиях. Рабочая скорость кабины отличается от номинальной не более, чем на ±15 %. По скорости лифты подразделяют: на обычные - до 1,6 м/с и скоростные - до 4,0 м/с.

11. Какие основные параметры пассажирских и грузовых лифтов?

Основные параметры обычных пассажирских лифтов должны соответствовать ГОСТ 5746-67. Стандарт распространяется на электрические обычные пассажирские лифты грузоподъемностью 320, 500 и 1000 кг со скоростью движения кабины 0,71, 1,0 и 1,4 м/с, проектируемые, изготовляемые и устанавливаемые во вновь строящихся жилых и общественных зданиях и предназначенные для подъема и спуска пассажиров.

Рис. 1. График для определения грузоподъемности лифта

На электрические скоростные пассажирские лифты грузподъемностью 1000 и 1600 кг со скоростью движения кабины 2,0; 2,8 и 4,0 м/с, предназначаемые для подъема и спуска пассажиров, распространяется ГОСТ 13023-67. ГОСТ 8822-67 распространяется на электрические больничные лифты грузоподъемностью 500 кг, устанавливаемые в зданиях лечебных учреждений и предназначаемые для подъема и спуска больных на койке с сопровождающим персоналом или пассажиров. Скорость движения кабины (номинальная) - 0,5 м/с; высота подъема кабины (наибольшая) -45 м; число остановок кабины, не более - 14; вместимость кабины - 6 чел.

На грузовые электрические лифты общего назначения грузоподъемностью 500, 1000, 2000, 3200 и 5000 кг, устанавливаемые в производственных, складских, торговых и других зданиях и предназначенные для подъема и спуска грузов распространяется ГОСТ 8823-67. В табл. 2 даны основные параметры грузовых лифтов общего назначения (в номинальную грузоподъемность лифта масса кабины не входит)..Допускаемое отклонение расчетной скорости движения кабины от номинальной, указанной в табл.2, не должно превышать ±15%- Грузовые лифты общего назначения грузоподъемностью 500 кг, как правило, устраивают с прямой подвеской кабины и противовеса. Грузовые лифты общего назначения, оборудованные кнопочной внутренней системой управления с проводником, могут быть использованы для подъема и спуска людей в сопровождении проводника и при отсутствии в кабине груза.

На электрические грузовые выжимные лифты грузоподъемностью 500, 1000, 2000 и 3200 кг, устанавливаемые в производственных, складских, торговых и других зданиях и предназначенные для подъема и спуска грузов, распространяется ГОСТ 13415-67. Их основные параметры: скорость движения кабины - 0,5 м/с; высота подъема кабины - 25 м; число остановок кабины не более 8. ГОСТ 9322-67 распространяется на электрические грузовые лифты со встроенным в кабине монорельсом грузоподъемностью 1000, 2000 и 3200 кг, устанавливаемые в производственных и складских зданиях и предназначаемые для подъема и спуска грузов как в подвешенном к монорельсу состоянии, так и располагаемых на полу кабины. Их основные параметры: скорость движения кабины - 0,5 м/с; высота подъема кабины - 45 м; число остановок кабины - не более 12; кабина - непроходная или проходная со встроенным монорельсом; дверь кабины - решетчатая раздвижная ручная; шахта - глухая; двери шахты - распашные двухстворчатые ручные; расположение противовеса - сбоку кабины; расположение машинного помещения - вверху над шахтой; система управления с проводником - кнопочная внутренняя с сигнальным вызовом кабины с любого этажа; система управления без проводника - кнопочная наружная с площадки основного этажа с сигнальным вызовом кабины с любого этажа.

Грузовые лифты с монорельсом, оборудованные кнопочной внутренней системой управления с проводником, допускается использовать для подъема и спуска людей в сопровождении проводника и при отсутствии в кабине груза. Нагрузка на каждый метр встроенного в кабине монорельса принимается сосредоточенной и равной 500 кг. В номинальную грузоподъемность лифта масса кабины и масса монорельса не входят.

Параметры грузовых тротуарных лифтов должны соответствовать ГОСТ 13416-67. Грузоподъемность - 500 кг, скорость движения платформы - 0,18 м/с, высота подъема - 6,5 м. Эти лифты предназначены для подъема и спуска грузов с выходом платформы лифта через специальный люк на уровень пола или тротуара, или выше этого уровня, но не более чем на 1,0 м. В номинальную грузоподъемность лифта масса платформы не входит. Система управления лифтом - кнопочная наружная, с площадки верхней остановки. Створки люка шахты рассчитаны на нагрузку не менее 500 кгс/м2.

Основные параметры и размеры электрических грузовых малых лифтов общего назначения определены ГОСТ 8824-67. Грузоподъемность-100 и 160 кг; скорость движения кабины (номинальная) - 0,5 м/с; высота подъема кабины (наибольшая)-45 м; тип кабины - сквозная или не сквозная; без двери; система управления - кнопочная наружная с одного этажа с сигнальным вызовом с любого этажа. Металлокаркасная шахта может применяться только для лифтов на две остановки.

Грузовые малые магазинные электрические лифты грузоподъемностью 100 кг, должны соответствовать ГОСТ 8825-67. Их устанавливают в зданиях магазинов для подъема грузов (товаров) к прилавкам и спуска их или тары. Основные параметры: грузоподъемность - :100 кг; скорость движения кабины - 0,25 м/с, высота подъема кабины - 5,2 м, число остановок - не более 2; система управления лифтом - кнопочная наружная с двух этажей.

12. Что называется производительностью лифта?

Производительностью лифта называется количество пассажиров или грузов, перевозимых в единцу времени. Производительность грузового лифта зависит от номинальной грузоподъемности, величины перевозимого груза, высоты и номинальной скорости лифта, а также от времени, затрачиваемого на остановках для погрузки и выгрузки. На производительность пассажирского лифта влияют следующие факторы: вместимость кабины, место установки, время использования, условия работы (жилой дом, учреждение, учебное заведение и т. д.), высота и скорость подъема; время заполнения и освобождения кабины, время, затрачиваемое на операции, связанные с пуском разгоном, замедлением и остановкй кабины.

13. Как подразделяют лифты по конструкции привода?

По конструкции привода лифтовые лебедки могут быть с канатоведущим шкивом и барабанного типа. Привод лифта может быть редукторным или безредуктор-ным. Барабаны и канатоведущие шкивы наряду с канатами или цепями являются тяговыми органами лебедок. Редуктор служит для передачи вращения от электродвигателя к тяговому органу и снижает угловую скорость последнего. У безредукторных лебедок барабаны и канатоведущие шкивы находятся на валу тихоходного электродвигателя.

14. Какой недостаток лифтов с барабанной лебедкой?

Основной недостаток лифтов этого типа - большие размеры барабанов, возрастающие по мере увеличения высоты подъема и числа несущих канатов.

15. В чем достоинства лифтов с канатоведущим шкивом?

Лебедка с канатоведущим шкивом позволяет значительно уменьшить мощность приводного электродвигателя и получить экономию электроэнергии при работе лифта по сравнению с барабанной лебедкой. Лифты с канатоведущим шкивом просты по конструкции. Они имеют малые габаритные размеры и вес лебедок. В настоящее время лифты с канатоведущими шкивами почти полностью вытеснили лифты с барабанными лебедками.

16. Как создается тяговое усилие в лебедках с канатоведущим шкивом?

Тяговое усилие лебедок с канатоведущим шкивом создается трением между канатами и стенками ручьев ка-натоведущих шкивов. Сила трения зависит от угла обхвата канатом канатоведущего шкива, формы профиля ручья и величины коэффициента трения между канатом и поверхностью ручья.

17. На каких лифтах применяют лебедки с редукторным приводом, а на каких с безредукторным?

Лебедки с редукторным приводом применяют на лифтах со скоростями не более 1,6 м/с. Безредукторные лебедки используют на лифтах с большими скоростями движения кабины. Безредукторные лебедки отличаются большой массой и сложными системами управления, что удорожает их изготовление и обслуживание. Наиболее распространены редукторные лебедки с червячной передачей, у которых канатоведущий шкив насажен консоль-но на конец тихоходного вала редуктора.

18. Как располагаются лифтовые лебедки относительно шахты?

По расположению лебедки относительно шахты лифты бывают с нижним и верхним расположением привода.

19. В каких случаях привод располагают внизу?

Привод располагают внизу только в том случае, когда машинное помещение невозможно разместить над шахтой.

20. В чем преимущества и недостатки нижнего и верхнего расположения привода?

Верхнее расположение привода упрощает конструкцию лифта, уменьшает число перегибов каната, увеличивая срок его службы. Длина каната уменьшается в 2-3 раза по сравнению с нижним расположением привода. Повышается КПД лифтовой установки. Нижнее расположение привода вызывает повышение нагрузок на шахту, увеличивает длину канатов, делает необходимой установку дополнительных отклоняющих блоков и т. д.

21. В каких шахтах устанавливают лифты?

Лифты устанавливают в глухих (кирпичных, железобетонных) или в металлокаркасных шахтах.

22. Где у лифтов расположены аппараты управления?

Аппараты управления могут быть расположены: при внутреннем управлении - в кабине; при наружном управлении - на посадочных (загрузочных) площадках, обслуживаемых лифтов; при смешанном управлении - в кабине и на посадочных (загрузочных) площадках.

К атегория: - Эксплуатация лифтов

1) ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ погрузчика (штабелера ) – основная характеристика любого грузоподъемного оборудования. В технической документации к оборудованию указывают как правило 2 типа г/п:

- Номинальная грузоподъемность - это максимальная масса груза, на которую рассчитаны все системы погрузчика или штабелера (гидравлика, рама и т.д).

- Остаточная грузоподъемность - это масса груза, которую способен безопасно поднять данный погрузчик, штабелер на высоту максимального вылеты мачты при сохранении своей устойчивости. При увеличении высоты подъема постепенно уменьшается остаточная г/п. Данная информация указывается производителем в виде таблиц или диаграмм на боковой поверхности рамы и в инструкции по эксплуатации.

Важно! . Остаточная г/п уменьшается, в зависимости от того на какую высоту подняты вилы и совпадает ли центр тяжести груза с центром загрузки.

Положение центра загрузки (C) - это расстояние от спинок вил до центра тяжести груза. У большинства производителей складской техники центр загрузки примерно одинаков и находится на расстоянии 500 или 600 мм от спинок вил.

Например, штабелер г/п 1000 кг (центр загрузки С=500 мм) поднимает ящик весом 1000 кг, размером 1000*1000*1000 мм, с центром тяжести ровно посередине, соответственно совпадающим с центром загрузки штабелера 500 мм. При таких условиях сохраняется номинальная г/п 1000 кг до 3 метров, а далее она уменьшается и при высоте 5 метров остаточная г/п будет уже 800 кг.

Если габариты груза нестандартные или он расположен неравномерно, то произойдет смещение центра тяжести и потеря грузоподъемности. А это может привести к нарушению равновесия и к опрокидыванию погрузчика или штабелера.

Навесное оборудование погрузчика так же влияет на центр тяжести всей системы, и соответственно смещает центр загрузки, а это уменьшает остаточную грузоподъемность оборудования.

- Устойчивость погрузчика или штабелера зависит от конструктивных особенностей машины (сдвоенные колеса, дополнительные выдвижные стабилизаторы у штабелеров, более тяжелая АКБ, цельнолитые шины). Чем лучше устойчивость, тем выше остаточная г/п. Так же зависит от наклона и типа покрытия пола.

2) Геометрические параметры. Они зависят от мачты и размеров базы.





Мачта погрузчика (штабелера) - это механизм, по которому двигается каретка с вилами и поднимает груз.

- Высота подъема мачты (соответственно погрузчика, штабелера) – это максимальное расстояние от земли до верхней точки поверхности вил или рабочего оборудования погрузчика.

Габаритная или строительная высота – это высота мачты, при опущенных вилах. Зависит от типа мачты. Они бывают трех видов:

Стандартные двухсекционные без свободного хода.

Двухсекционные со свободным ходом. При подъеме вил от нижней точки, мачта поднимается не сразу. Так называемый «вагонный вариант», предназначенный для работы в пространствах с низкими потолками (кузов автомобиля, ж/д вагон), отсюда и название.

Трехсекционные (триплекс), Имеют три секции для максимальной высоты подъема, при минимальной габаритной высоте. Всегда со свободным ходом

Свободный ход - расстояние от земли до верхней точки поверхности вил, без изменения строительной (габаритной) высоты мачты.

Угол наклона (только для погрузчиков) – это максимальный угол наклона мачты от себя и на себя от вертикального (прямого) положения мачты.

3) Ширина рабочего прохода (обозначение в каталогах и технической документации AST ). Показывает возможность поворота машины в проезде (проходе) на угол 90° для обработки груза (поддона). Этот параметр один из основных показателей маневренности. Он необходим в первую очередь для определения расстояния между стеллажами при проектировании склада. С учетом того, что поддоны имеют разные типоразмеры указывается с паллетами 800*1200 мм вдоль вил или 1000×1200 поперек вил. Обратите особое внимание на этот параметр.



Если говорить простым языком, то AST это условный коридор, где может развернуться погрузчик с грузом. Поэтому расстояние между стеллажами на Вашем складе НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ МЕНЬШЕ ЧЕМ AST погрузчика.

Похожие публикации