Энциклопедия пожаробезопасности

Большая энциклопедия нефти и газа. Повседневная деятельность войск

Cтраница 1


Повседневная деятельность и отдых, существование человека определяются понятием жизнедеятельность.  

Повседневная деятельность руководителя требует глубокого ролевого включения. Это ощущается как радость труда, самореализация. Он идентифицирует себя с ролью, с организацией. Но организация себя с ним отождествить не может. Годами он отказывается от человеческих радостей, отдавая себя делу. Но когда он окажется выжатым лимоном, на его место придет другой человек и будет делать то же самое, что делал он, и даже, быть может, лучше, чем он. Одинокая старость - вот удел не знающего меры учителя, директора школы.  


Повседневная деятельность предприятия не требует реализации сложных финансовых схем, крупных инвестиций и в целом достаточно предсказуема. Долгосрочный же анализ проводится в условиях значительной неопределенности относительно фактических характеристик будущей деятельности, поэтому он невозможен без рассмотрения большого количества рисков, с которыми предприятие может столкнуться в своем развитии. Анализ возможных стратегий в таких условиях достаточно сложен, требует применения статистических методов и не столь детализирован, как оперативный или тактический анализ.  

Повседневную деятельность Фронта направляет его Руководящий комитет.  

Режим повседневной деятельности - функционирование системы в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии и эпифитотий - это планомерное осуществление мер по предупреждению ЧС и повышению готовности органов управления, сил и средств к ликвидации возможных аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий.  

Сортировка простыми вставками.  

В повседневной деятельности, выполняя обработку различных объектов, например документов, мы интуитивно применяем сортировку, которая основывается на том или ином методе. Рассмотрим некоторые из них.  

Режим повседневной деятельности устанавливается при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпифитотий.  

В повседневной деятельности и в науке наблюдения должны приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний субъектов. Чтобы стать основой последующих теоретических и практических действий, эти наблюдения должны информировать нас об объективных свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений.  

В повседневной деятельности организаций может возникать необходимость создания резерва для покрытия предстоящих расходов и платежей. Он создается за счет внутренних ресурсов путем включения в затраты производства или в расходы на продажу в отчетном году.  

В повседневной деятельности руководителя последние имеют чрезвычайно разнообразные проявления, изменяющиеся в зависимости от множества факторов, в подавляющей части не регулируемых. Будучи одним из основных компонентов, формирующих личность руководителя, они оказывают возрастающее воздействие на становление стиля руководства.  

В практической повседневной деятельности мы обычно имеем дело не с отдельными атомами, молекулами, а их крупными объединениями - ассоциата-ми и агрегатами. Характер и степень объединения молекул определяют многие свойства вещества.  

В повседневной деятельности работающих горожан занятия, связанные с повышением образования, занимают очень немного времени. Так, в 1986 г. у мужчин в Пскове в среднем они составляли 6 6 мин.  

Изменения, происходящие в обществе, в структуре занятости населения, в реальном поведении людей, в условиях жизни отдельных социальных групп отражаются в использовании ими времени. Глубокое понимание реального поведения людей и использования ими своего времени требует применения, наряду с объективными показателями (продолжительность, структура, частота и т.д.) показателей и оценок субъективного характера. К ним относятся ценностные ориентации по отношению к тем или иным видам деятельности, удовлетворенность условиями и результатом осуществления разных видов деятельности, распределения и использования на них времени, желание сократить или увеличить время, на те или иные занятия и т.д.

Повседневная деятельность – деятельность, направленная на удовлетворение базовых потребностей и имеющая четко выраженную повторяемость в короткие временны е периоды – является отражением уровня и качества жизни населения. Повседневная деятельность связывает качественную и количественную информацию об одном из элементов повседневности – деятельности. Качественную информацию составляют данные, полученные от респондентов о содержании, функциях, результатах и оценках видов деятельности. Количественную – продолжительность видов деятельности – составляют данные бюджетов времени.

Повседневная деятельность наряду с качеством населения, его благополучием и социальным самочувствием является отражением социально-экономической политики государства. Она обеспечивает относительную стабильность жизни общества в целом. Изменения в повседневной деятельности являются системной компонентой динамики жизни большей части населения российского общества.

Сдвиги в повседневной деятельности населения в сочетании с его оценкой изменений своего положения являются важным выражением социальных перемен. Как отмечал на заре эмпирических исследований П.А.Сорокин, «социальные процессы, в конечном счете, складываются из поступков (или деятельности – В.А.) людей» и «все условия, варьирующие поведение людей, являются тем самым и «факторами» и «детерминаторами» социальных процессов» . «Деятельность является специфически человеческим способом отношения к миру. Это – мотивированная активность, направленная на удовлетворение жизненных потребностей, обеспечение функционирования организма (либо человека, либо социального организма – общества или его составных частей)» .

Конечной задачей изучения деятельности является получение достоверного, надежного, по возможности выражаемого количественно, знания о состоянии и тенденциях деятельности индивида, семьи, социальной группы, населения типов поселений, общества в целом, ее функций, мотивов, предпочтений и результатов.

Повседневная деятельность осуществляется в определенных условиях жизни на уровне семьи, поселения, относительно автономна и опосредованно через эти условия зависит от макроэкономических и политических перемен. Определение содержания деятельности дается по преимуществу: через функции, ценности, значимость вида деятельности.

Термин «повседневная деятельность» появился в ходе лонгитюдного исследования использования времени и условий жизни сельского населения (исследование проводилось ИЭОПП и студентами НГУ в 1986-1987, 1993-1994, 1999, 2004-2005, 2011-2012 гг.) из необходимости связать качественную и количественную информацию об одном из элементов повседневности – деятельности. Качественную информацию составляют данные, полученные от респондентов о содержании, функциях, результатах и оценках видов деятельности. Количественную – продолжительность видов деятельности в расчете на тот или иной период времени, в том числе с учетом характера дня для работающих, – составляют данные бюджетов времени. Понятие повседневной деятельности появилось в непосредственной связке с временем, в котором не должно быть «пустот» при его правильном учете. С другой стороны, не все занятия могут быть отнесены к повседневной деятельности в силу их редкости; например, при выезде из села в отпуск, в гости, при лечении дома или в больнице, служебных поездок, выполнения разовых редких работ (например, участие в выборах в качестве кандидата и т.д.). В нашем исследовании эти периоды и виды деятельности не рассматриваются. Кроме отпуска без выезда, дни которого мы приравниваем к выходным.

Структура повседневной деятельности зависит от относительной настоятельности, неотложности актуальных базовых потребностей. По А.Маслоу первичными базисными потребностями являются: 1) физиологические потребности – в пище, физических движениях, одежде, жилище, отдыхе и т.д.; 2) экзистенциальные потребности – в безопасности своего существования, стабильности условий жизнедеятель­ности и др.; 3) социальные потребности – в привязанности, принадлежности к коллективу, общении, заботе о других и внимании к себе, участии в совместной трудовой деятельности . Если в основном удовлетворены базисные потребности, то становятся актуальными потребности более высокого уровня.

По определению А.Г. Здравомыслова, потребность является «внутренним стимулом всякой жизнедеятельности, одновременно являясь отношением субъекта действия к необходимым условиям своего бытия» . Он отмечает, что при удовлетворении физических потребностей для каждой социальной группы имеются собственные стандарты .

Для нас повседневная деятельность – «прежде всего мотивированная предметная деятельность. Это отнюдь не значит, что мы не видим значения смыслов конкретных действий людей, деятельности, общения, взаимодействия » . Внимание на предметной деятельности акцентируется как в силу ее места в жизни, так и из-за недостаточности ресурсов для полноценного анализа ее смыслов. Эта ситуация, в свою очередь, является следствием резкого ухудшения экономических и социальных условий жизни, сокращения той разнообразной поддержки, которую оказывали работнику, семье в предреформенный период государство, предприятия, профсоюзы, перераспределяя доходы, формируя некоторый социально гарантированный уровень для большинства населения.

Видимо, нельзя ограничивать социальное действие обязательным веберов-ским условием его ориентированности на ответное поведение других людей. Мы имеем сейчас дело с массовой социальной деятельностью, направленной не столько на ответное поведение других, сколько на сохранение собственного существования как первичных социальных субъектов (индивидов и особенно семей), существование как физическое, так и по возможности социальное, то есть обеспечивающее определенный уровень социальных качеств (необхо-димых для взаимодействия в рамках разного рода социальных общностей) и предпосылки для их дальнейшего развития.

Население ведет себя так, как оно воспринимает жизненно важное для себя, с чем оно непосредственно сталкивается. В повседневной деятельности и условиях жизни большей части населения лежит ответ на вопрос о действительной реакции на экономические и политические изменения, происшедшие в стране в последние два десятилетия.

Повседневная деятельность населения является фундаментальной базой существования общества, точнее, одним из элементов этой базы. От нее зависит устойчивость общества, она есть препятствие катастрофического разрешения имеющихся противоречий в обществе. Политика и программы реформ «обречены на провал, если остается без внимания богатейший опыт людей, многократно апробированный здравый смысл» . Изучая повседневную деятельность можно объяснять происшедшие и прогнозировать возможные будущие социальные изменения. Её следует считать «индикатором социальных изменений» .

Повседневная деятельность является, пожалуй, главным элементом повседневности, не считая, конечно, ее субъекта. И в контексте нашего исследования важно показать место повседневной деятельности в этой более общей системе.

Повседневность является предметом изучения целого комплекса научных дисциплин: социологии, психологии, истории, теории культуры, философии.

Выделяем четыре основных теоретических подхода к изучению повседневности.

1. Подход понимающей социологии. Обращение к повседневности характерно для М. Вебера, основоположника понимающей социологии, которая изучает поведение людей, вкладывающих в свои действия определенный смысл. В своих работах, касающихся хозяйственной этики , Вебер описывает, как существующие в обществе нормы регулируют уклад жизни, повседневную деятельность людей. Современный западный капитализм представляет собой своего рода культуру, крепко укоренившуюся в ценностных представлениях и мотивах действий, которые проявляются во всей жизненной практике людей. Капитализм можно изучать как повседневную практику, как методически-рациональное поведение. Соответственно, поведение людей и тот смысл, который вкладывали в свои действия люди, явилось фокусом его внимания.

2. В подходе феноменологической социологии повседневность является одной из главных сфер изучения. Её основатель А.Шюц (1899-1959), решал задачу восстановления связи абстрактных научных категорий с «жизненным миром», миром повседневности. «Жизненный мир» А.Щюц определяет как «область реальности, в которой человек принимает участие с неизбежной и регулярной повторяемостью»[Цит. по: 10, с.83]. Согласно А.Щюцу, для повседневности характерна деятельность, состоящая в выдвижении проектов и их реализации, вносящая тем самым изменения в окружающий мир. А.Шюц прямо квалифицирует ее как трудовую (working) деятельность. Последняя представляет собой действия, то есть «продуманное человеческое поведение, основанное на составленном заранее проекте» . Главное в шюцевском видении социальной реальности – выделение трудовой деятельности как конструирующего момента повседневности. Понимание труда А.Шюцем, в отличие от К.Маркса, «абстрактно, внеисторично» , но важно, что феноменология обратила внимание на повседневную, рутинную сторону жизни, поведения, сознания, хотя и с очень сильным акцентом на последнее.

Не отрицая важности такого подхода, мы основное внимание обращаем на реальность условий, действий, их мотивации и оценок. Для феноменологического же подхода главное в жизненном мире – его непроблематичность из-за исключительной обыденности, автоматичности, повторяемости, с чем не согласуется российская повседневность, да и вообще любая повседневность.

Предложенное П.Бурдье понятие «хабитус» включает скорее ценностно-целевую сторону деятельности и полезно как представление этого элемента социальной системы в сознании . Однако абсолютизация повседневности, ее самостоятельности, автономности, независимости от социальной структуры, социальных систем более высоких уровней делает такой подход недостаточно работоспособным. Этим как бы «закрывается» в значительной мере и сама повседневность как объект исследования, умаляется роль знаний, реалий нового опыта в повседневности.

Представитель этнометодологии Г.Гарфинкель утверждает, что повседневная жизнь людей возможна благодаря компетентному использованию акторами ряда навыков и представлений, зачастую неосознаваемых. Эти практики называются этнометодами – «методами интерпретации, применяемыми участниками взаимодействия с целью понимания актуальных фактов и явлений» . Этнометоды используют, чтобы сделать окружающий мир осмысленным. Таким образом, цель всей повседневной деятельности – создавать и воссоздавать осмысленный мир вокруг себя. Поэтому изучение повседневной жизни важно для этнометодологов в той мере, в какой оно может помочь им проанализировать, как люди организуют свою деятельность и стараются сделать ее значимой и осмысленной для себя и других.

3. Институциональный подход.

При данном подходе институциональные изменения социальной жизни являются основой для выявления основных тенденций изменения ценностных характеристик. Исследователю необходимо делать акцент на «описании ряда наиболее элементарных, устойчивых образцов поведения, ролевых экспектаций, которые в немалой степени определяют основу институциональной структуры российского села» . Институциональный подход позволит «конкретно-каузально объяснить объективное в социальной жизни как порядок вещей и тем самым объяснить культурно-историческую природу, (пред)определенность социальных явлений, коренящуюся в воспроизводимости определенных устоев, норм, ценностей и т. д.» . Авторы отмечают: «институциональные основы повседневности, т. е. наиболее глубинные устойчивые элементы организации социальной жизни перетекают в новые социокультурные формы, придавая процессу институциональных изменений инкрементальный характер (институциональные изменения, для которых типичны перетекания содержания старых институтов в новые)» .

4. Деятельностный подход.

Следующий аспект значений термина «повседневность» связан с направленностью внимания исследователей на «содержательные» аспекты совместной жизни людей, на собственную, частную сферу жизни, сферу будней обычного человека.

При этом фокус познания наводится на человеческую реальность, на повседневную деятельность каждого индивида. Среди ключевых имен можно

назвать К.Маркса. Теория К.Маркса носит материалистический характер, поэтому понятие деятельности в ней находится на одном из главных мест. К.Маркс рассматривает общество как целостную систему через реконструкцию его экономической структуры в контексте деятельностного подхода. Посредством практической деятельности индивид осознает свое положение в социально-экономической классовой структуре. Кроме того, деятельность является способом изменения сложившегося положения вещей, то есть носит инструментальный характер .

Мы придерживались интерпретации категории повседневность, согласно которой она трактуется как повторяемость в рамках определенной цикличности, а повседневное поведение рассматривается как совокупность, последовательный ряд ситуаций. По мнению болгарского социолога Л. Николова , трактовка повседневности включает три важных положения. Во-первых, нельзя сводить понятие повседневность только к недельному циклу повторяемости, то есть повседневное в данном случае понимается как относительно регулярно повторяющееся в жизненном процессе, при этом циклы повторения могут быть и суточными, и недельными. Во-вторых, речь идет о реальной деятельности индивида и о совокупности тех элементов социальной среды, с которыми происходит непосредственное взаимодействие. В-третьих, понятие «повседневное поведение» включает и ценностный аспект.

Исходим из того, что повседневность – это форма существования человека и разного уровня его общностей: от семьи до государства и глобального сообщества. Элементами повседневности можно назвать: а) условия жизни (соответственно тоже разных уровней и структуры), б) деятельность, то есть отдельные действия, виды деятельности или вся их совокупность, в) отношения с другими людьми в рамках той или иной общности и между ними, правила, нормы этих отношений, д) социально-психологическое состояние людей.

В деятельности удовлетворяются потребности как личные, так и групповые разного уровня. Основным ресурсом деятельности является время, оно же используется как главный ее измеритель, позволяющий вести ее количественно-качественный анализ. Особенностью повседневности является неотложность, настоятельность потребностей, необходимость деятельности в короткие отрезки времени, которыми в ходе исторического процесса стали сутки и неделя с некоторыми модификациями в зависимости от исторических, природных и иных особенностей развития и существования. Поскольку первичной социально-демографической ячейкой, общностью является семья, то наиболее полным анализ повседневности может быть при рассмотрении этой общности (ее состава, совокупной деятельности с ее содержательной и субъективной структурой).

Итак, повседневная деятельность – это деятельность, направленная на удовлетворение базовых потребностей и имеющая четко выраженную повторяемость в короткие временны е периоды.


Библиографический список
  1. Сорокин П.А. Влияние профессии на поведение людей и рефлексология профессиональных групп// Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М.: Наука, 1994, с. 333-355
  2. Артемов В.А. Социальное время. Новосибирск, Наука, 1987. 238 с.
  3. Артемов В.А. Тенденции изменения повседневной деятельности населения в 1970-1990е годы./Социальная траектория реформируемой России: исследования Новосибирской экономико-социологической школы. – Новосибирск: Наука, 1999. – Гл. 26. – С. 573-593.
  4. Маслоу А. Мотивация и личность / пер. с англ.. – Спб.: Питер, 2003. 396 с.
  5. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы, ценности. М.: Политиздат, 1986. 187 с.
  6. Артемов В.А. Факторы и последствия изменений повседневной деятельности сельского населения./Россия, которую мы обретаем. Под ред. Т.И.Заславской. Новосибирск, «Наука», 2003, с. 290-308.
  7. Худенко А.В. Повседневность в лабиринте рациональности// Социс, 1993, N4, с. 64-70.
  8. Козлова Н.Н. Социология повседневности: переоценка ценностей// Общественные науки и современность, №2, 1992, с. 47-56.
  9. Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. 808 с.
  10. Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию. / Пер. с нем. яз. под общей редакцией Головина Н. А. и Козловского В. В. СПб.: Алетейя, 1999. 265 с.
  11. Шюц А. Структура повседневного мышления Социс, 1988, №2, с. 131-141.
  12. Григорьев Л.Г. Социология повседневности А.Шюца// Социс N2, 1988, с.123-130.
  13. П. Бурдье. Социология политики. Пер. с фр. / Сост., общ.ред. и предисл. Н.А. Шматко. М.: Socio-Logos, 1993. 336 с.
  14. Вальденфельс Б.. Повседневность как плавильный тигль рациональности.// Социо-Логос. Вып. 1. Общество и сферы смысла. М.: Прогресс. 1991, с. 21-39.
  15. Эфендиев А.Г., Болотина И.А. Современное российское село: на переломе эпох и реформ. Опыт институционального анализа// Мир России, 2002, №4, с. 83-125.
  16. Из неопубликованных рукописей К.Маркса//Большевик, 1939, № 11-12, с. 64- 65. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.46, ч.2., 612 с.
  17. Николов Л. Повседневные ситуации и ценностные ориентации личности// Идеологический процесс и воспитание личности. М., 1980, с. 153-159

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 2/1990, стр. 15-18

ОПЕРАТИВНОЕ ИСКУСТВО

Руководство повседневной деятельностью войск

Полковник в отставке И. Д. П О М Б Р И К,

кандидат военных наук, доцент

В ДАННОЙ статье излагаются некоторые вопросы теории управления повседневной деятельностью войск, раскрываются возможные формы и методы работы командиров и штабов в ходе выполнения задач соединениями и частями в мирное время. Управленческую деятельность командиров и штабов в современных условиях следует рассматривать как важнейшее звено в решении задач оперативной, боевой и политической подготовки.

Актуальность этих проблем подчеркивалась в ряде статей, опубликованных в 1988 году. В них остро поднимались некоторые вопросы управленческой деятельности, которые касались стиля работы командиров при руководстве боевой подготовкой. Реализация накопившихся проблем во многом зависит от знания командными кадрами всех степеней теории управления и освоения передовых методов работы по руководству подчиненными. Следует подчеркнуть, что по управлению повседневной деятельностью войск нет ни аргументированных теоретических разработок, ни соответствующих научных рекомендаций. В уставах, периодической военной печати под управлением понимается целенаправленное воздействие на коллективы людей в целях организации и координации их действий в процессе выполнения определенных функций в боевой обстановке и в мирное время. Последнее представляет собой повседневную деятельность войск, которая слагается из ряда мероприятий, обеспечивающих поддержание боевой готовности в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями, а также жизнь и быт соединений, частей и подразделений.

К основным из них можно отнести: боевую и мобилизационную готовность; оперативную, боевую и политическую подготовку; поддержание уставного порядка и высокой воинской дисциплины; службу войск; политико-воспитательную работу; ведение войскового хозяйства, содержание вооружения и техники в исправном состоянии; совершенствование учебной материальной базы; финансовое и медицинское обеспечение. Каждое из слагаемых включает конкретные задачи, выполняемые I определенной последовательности. Все они требуют непосредственной руководства со стороны командиров и подчиненных им органов управления.

Отсюда сущность управления составляет непрерывная, целенаправленная работа командиров, штабов, политорганов, начальников родов войск и служб по качественному выполнению задач, решаемых соединениями и частями. Практическое значение данного определения обусловливается тремя факторами. Во-первых, в нем просматривается конечная цель управления повседневной деятельностью - поддержание боевой и мобилизационной готовности войск; во-вторых, подчеркивается, что в решении этих вопросов принимает участие большой коллектив должностных лиц органов управления, возглавляемых командиром (начальником); в-третьих, в связи с тем что управленческая деятельность носит коллективный характер, на первый план выдвигается ее организационная сторона. В целях более полного понимания механизма решения задач управления их можно свести в несколько групп: учебно-боевую; политико-воспитательную; административно-хозяйственную; военно-техническую; служебно-распорядительную; контрольно-исполнительную.

Учебно-боевая деятельность командира и штаба осуществляется в ходе руководства мероприятиями, связанными с поддержанием и совершенствованием боевой и мобилизационной готовности, с качественным решением вопросов оперативной, боевой и политической подготовки соединений и частей, их органов управления. Кроме того, она включает подготовку и участие войск в различных учениях, сборах и других мероприятиях, проводимых вышестоящим командованием.

Характер перечисленных задач позволяет сделать вывод о том, что учебно-боевая деятельность как по объему, так и по содержанию является главной. На нее приходится основная доля работы командира и штаба (около 35 проц. затрат общего времени). Следует отметить, что в этом виде служебной деятельности командования чаще всего проявляются инертность и шаблон в решении запланированных мероприятий. Довольно часто не выделяются ключевые задачи повышения боевой и мобилизационной готовности, укрепления воинской дисциплины, развития инициативы, творчества, новаторства и активности. Планы оперативной подготовки обычно перегружены, а иногда и нереальны. В обучении медленно устраняется упрощенчество. Требования к организации и проведению боевой подготовки в ряде случаев остаются низкими.

В ходе политико-воспитательной деятельности осуществляется руководство идейно-воспитательным процессом, в котором участвуют все категории военнослужащих. Именно здесь вырабатывается у личного состава активная жизненная позиция, направленная да качественное решение задач боевой готовности, искоренение негативных явлений в жизни войск, расширение демократизации и гласности. Главное направление этого вида деятельности - укрепление воинской дисциплины, обеспечение правопорядка, ликвидация неуставных отношений, а также повышение морально-психологических качеств личного состава соединений, частей и подразделений.

Административно-хозяйственная деятельность направлена на организацию и несение службы войск, поддержание уставного порядка, руководство ведением войскового хозяйства и обеспечением военнослужащих всеми видами довольствия, создание нормальных бытовых условий, регулярное медицинское обеспечение личного состава, ведение учета, отчетность, аттестование офицерского состава, организацию и ведение делопроизводства.. ,

Военно-техническая деятельность призвана обеспечивать высокое качество освоения личным составом имеющихся образцов вооружения и военной техники и мастерское владение ими, правильное их хранение, эксплуатацию и своевременный ремонт, а также организацию и руководство рационализаторской и изобретательской работой по совершенствованию учебно-материальной базы, улучшению быта воинов.

Служебно-распорядительная деятельность предназначена для обеспечения выполнения намеченных повседневных мероприятий. Она требует от командиров и штабов четкости, твердости, волевой выдержки и определенного такта во взаимоотношениях с личным составом. Отдаваемые подчиненным распоряжения должны быть четкими, не допускать различного рода толкований с тем, чтобы не возникало сомнений в их правомерности. Поэтому, прежде чем отдать то или иное приказание, необходимо проанализировать, смогут ли подчиненные выполнить поставленную задачу в указанном объеме ик установленному сроку. Практика показывает, что если распоряжение отдано своевременно и четко, то будет сделано все возможное для полного и качественного выполнения задачи. Не боязнь быть наказанным за допущенную, ошибку при выполнении того или иного задания, а чувство высочайшей ответственности должно присутствовать во взаимоотношениях между командиром и подчиненными.

Контрольно-исполнительная деятельность занимает особое место в повседневной жизни войск. Ее особенность состоит в том, что она пронизывает все остальные виды управления, так как без контроля за исполнением отданных распоряжений и без практического их выполнения подчиненными невозможно добиться конечных результатов. В осуществлении контрольных функций ведущая роль принадлежит командиру. Это обусловлено принципом единоначалия, предусматривающего личную ответственность за выполнение всех задач, решаемых соединением (частью). Свои обязанности по организации и осуществлению всех видов управленческой деятельности он должен выполнять квалифицированно, опираясь на заместителей, политические и другие органы управления, применяя соответствующие конкретным условиям жизнедеятельности войск формы и методы работы.

В общенаучной, философской трактовке форма управления понимается как одно из возможных проявлений его содержания. Оно может быть выражено по-разному как в статике, т. е. при подготовке какого-либо мероприятия, так и в динамике, в ходе его выполнения. В том и другом случае форма определяет рамки, в пределах которых осуществляются практические мероприятия командира и штаба по выполнению повседневно решаемых задач. Форма работы выражает содержание управленческой деятельности, иглавным образом ееорганизационную, сторону. Она зависит от уровня и состава управленческого звена; необходимости сочетания централизации и децентрализации; распределения, конкретных задач между органами управления и должностными лицами внутри них; уровня подготовленности офицеров и слаженности в работе.

В связи с этим, исходя из опыта войск, можно выделить три основные формы управления повседневной деятельностью: единоличную, коллективную (групповую) и комбинированную. Их применение обусловливается прежде всего характером и содержанием конкретной задачи, выполняемой соединениями и частями.

Содержание и форма управления - две стороны одного явления. Она находятся в неразрывной диалектической связи ивзаимозависимости. Изменения в содержании работы неизбежно приводят кпоиску новых форм. Нарушение этой закономерности - одна из причин имеющихся недостатков в практической деятельности командиров иштабов.) Если проанализировать задачи управления повседневной деятельностью, то нетрудно установить, что некоторые из них могут выполняться как самим командиром (начальником), так идругими должностными лицами. В этом случае командир может единолично принять решение по тому или иному вопросу, за которое он несет персональную ответственность, или поставить задачу своим заместителям, офицеру штаба. Единолично решаемых управленческих задач много, поэтому данная форма применяется часто (служебное совещание, инструктаж и т. д.). Однако следует сказать, что есть вопросы, которые решаются совместно несколькими должностными лицами. Такой коллективной формой деятельности может служить, например, разработка мероприятий боевой готовности, боевой и политической подготовки, организации службы войск, поддержания воинской дисциплины. В то же время бывают задачи, выполнение которых требует сочетания единоличной и коллективной форм деятельности (комбинированная). Как показывает практика войск, она применяется при организации и осуществлении контроля за выполнением приказов, распоряжений, отданных письменно или устно, словом, конкретная форма управленческой деятельности должна соответствовать реальным условиям и возможностям органа управления.

С нею связаны и применяемые методы работы органов управления по руководству отдельными ее видами. Под методом управления принято понимать, как, каким образом следует воздействовать на подчиненных при выполнении той или иной задачи. Это может происходить как непосредственно, так и косвенно. Непосредственное воздействие командира на подчиненного чаще всего будет осуществляться единолично, без привлечения заместителей или других должностных лиц. В этом случае, как показывает практика, можно добиться получения конечного результата в относительно короткие сроки.

Но возможен и другой метод влияния на подчиненного, когда командир ставит ему задачу через заместителей, офицеров штаба. Это пример косвенного воздействия, когда вначале создаются определенные условия для достижения конечной цели, а затем реализуется поставленная командиром задача. Естественно, при таком методе затрачивается много времени, но при большом объеме вопросов, решаемых в ходе повседневной деятельности, он применяется часто. В принципе методы работы разнообразны. Их использование зависит от складывающихся отношений между командиром и подчиненными в процессе выполнения конкретных задач. В соответствии с этим их условно подразделяют на организационно-административные, распорядительные, экономические, морально-психологические, правовые (правового регулирования). Рассмотрим кратко механизм каждого из них.

Организационно-административные методы имеют своей целью обеспечить постоянное воздействие вышестоящих органов на подчиненные звенья управления. В условиях коренной перестройки народного хозяйства они стали тормозом развития, поэтому закономерно, что не только осуждаются, но и отвергаются. К армейской жизни с таких позиций подходить нельзя. Эти методы были и останутся в системе руководства всеми видами повседневной деятельности войск, однако подлежат серьезным изменениям. Прежде всего необходимо избавляться от волюнтаризма, голого администрирования, учитывать конкретные условия жизнедеятельности войск и решаемые ими задачи, расширять демократизацию, гласность. Одним из направлений в перестройке управленческой деятельности, на мой взгляд, является придание командно-административным методам организующего характера, предусматривающего четкое определение, кто, когда и как должен сделать, от кого получить исходные данные, какие соединения и части взять на контроль, кому ив какое время следует доложить о ходе и результатах выполнения задачи. Все это находит отражение в уставах, наставлениях, руководствах, инструкциях и других документах. На практике данные методы проявляются в виде регламентирования, планирования и нормирования служебной деятельности.

Распорядительные методы обеспечивают оперативное воздействие на всю систему управления путем перераспределения сил и средств в ходе решения эпизодических или внезапно возникающих задач. Практика показывает, что чем меньше, детализированы и обоснованы расчетами организационные мероприятия, тем чаще приходится прибегать к распорядительному методу. В данном случае он реализуется в приказах, приказаниях, отдаваемых устно или письменно. Этим корректируются порядок и последовательность задач в ходе выполнения того или иного вида повседневной деятельности. С этой целью командиром могут отдаваться указания о проведении анализа работы подчиненных, чем обеспечиваются обратная связь в системе управления, искоренение выявленных недочетов и исправление положения дел в конкретном виде работы.

Экономические методы занимают одно из ведущих мест и представляют собой взаимосвязанную систему материального воздействия на все стороны жизнедеятельности войск. Имея в своем распоряжении значительные материальные средства, командир и подчиненные ему органы управления в процессе руководства должны соблюдать их экономное использование.

Экономические факторы должны учитываться при организации и проведении мероприятий боевой подготовки, различных учений, а также при решении задач, входящих в сферу хозяйственной деятельности. Решая вопросы использования различных материальных средств, следует соизмерять затраты, исходя из достижения конечной цели - обеспечения высокой постоянной боевой готовности. Их успешное применение возможно при соответствующей военно-экономической подготовке. Однако, как показывает практика, многие командиры такими знаниями в полном объеме не владеют и зачастую используют экономические методы лишь при решении хозяйственных вопросов. А без этого квалифицированно управлять многогранной повседневной деятельностью нельзя.

Морально-психологические методы реализуются во всех рассмотренных ее видах путем разъяснения целей и задач; привлечения должностных лиц органов управления к разработке решения, планирующих и других документов; обсуждения проблем и нахождения путей их реализации; активизации воздействия социалистического соревнования на воспитательный процесс; стимулирования отличившихся военнослужащих; проведения идейно-воспитательных, культурно-массовых и спортивных мероприятий; критики и самокритики; воздействия личным примером.

Правовые методы предусматривают использование в системе управления законов социалистического государства. Их определяющая роль обусловливается прежде всего тем, что право - главный регулятор общественных отношений, который создается и обеспечивается силой государства. Обязательным условием успешной деятельности командиров и начальников всех степеней является строгое соблюдение действующих правовых актов, которые в период перестройки подлежат радикальной переработке в соответствии с новыми подходами к созданию правового государства.

К выбору форм и методов управления повседневной деятельностью войск следует подходить творчески, не допускать шаблона, проявлять инициативу, искать новые, более совершенные способы, соответствующие конкретным условиям жизнедеятельности войск.

Военная мысль.-1883.-№ 9, 10.

Система мероприятий, проводимых подразделениями, частями, соединениями и учреждениями РВСН, направленных на поддержание их постоянной боевой готовности и выполнение поставленных задач. Одна из форм функционирования войск в мирное и военное время, имеющая специфическую структуру и взаимосвязи.

По решаемым задачам и объектам деятельности разделяется на виды, основными из которых являются боевое дежурство, мобилизационная работа, боевая подготовка и оперативная подготовка, эксплуатация ракетного вооружения, служба войск и обеспечение безопасности военной службы, всестороннее обеспечение и хозяйственная деятельность, поддержание правопорядка и воинской дисциплины, управленческая деятельность и другие.

Основными элементами П.д.в. являются мероприятия которые по различным признакам разделяются на: основные и текущие; этапные и подготовительные; командирские, штабные служб и подразделений; типовые и нетиповые; совместимые и несовместимые; ресурсоемкие и малозатратные; комплексные и видовые. Приведенная квалификация отражает взаимосвязи мероприятий в процессе П.д.в. и способствует качественному планированию. Поскольку в РВСН боевое дежурство занимает особое место, другие виды П.д.в. в значительной степени ориентированны на обеспечение его задач. В целом П.д.в. сложный процесс, нуждающийся в эффективном управлении.

Управление П.д.в., процесс деятельности командиров (начальников) и органов управления по планированию, организации, контролю, оказании помощи подчиненным и мотивации их деятельности в поддержании боевой готовности, выполнении поставленных задач.

Управление П.д.в. отличается от боевого управления объектом, целями, условиями и закономерностями, средствами, методами и технологиями. Его методологической основой является теории управления войсками и организационного управления, собственные теоретические положения.

Процесс управления войсками в повседневной деятельности мирного времени – это логическая последовательность действий органов управления по поддержанию боевой и мобилизационной готовности войск. Он имеет сложную структуру, которая включает в себя циклы, функции и технологии управления П.д.в.

Цикл управления П.д.в. - замкнутая логическая последовательность управленческих действий, направленных на выполнение одной или совокупности взаимосвязанных задач, объединенных общей целью и определенным периодом времени. С другой стороны, поскольку целью П.д.в. является поддержание их в определенном состоянии боевой и мобилизационной готовности под воздействием различных факторов, как способствующих, так и деструктивных для достижения цели, то процесс разбивается на определенные циклы, в конце которых анализируются, оцениваются и подводятся итоги развития военной организации.

Такими циклами в управлении П.в.д. являются: учебный год, период обучения, календарный месяц, неделя, период выполнения конкретной задачи или мероприятия.

Каждый названный цикл управления П.д.в. можно разделить на две фазы осуществления функций управления П.д.в.: организационную и мобилизационно-координационную. Это разделение условно, но оно учитывает взаимодействие органов управления с исполнителями, т.е. подчиненными.

На первой фазе цикла управления П.в.д., которая по времени занимает приблизительно 10-20 % всей продолжительности цикла, производиться обработка результатов всех видов контроля, оценка обстановки, принятие решения и планирование его исполнения в предстоящем периоде времени -цикле управления. На этом этапе органы управления работают самостоятельно, по необходимости привлекая подчиненных исполнителей. На второй фазе, занимающей 80-90 % времени цикла и называемой руководством выполнением задач или исполнением, осуществляются следующие функции: доведение задач до подчиненных и их разъяснение, мобилизация подчиненных на выполнение планов и задач; подготовка сил и средств к выполнению конкретных задач; контроль хода выполнения и принятие мер воздействия по необходимости; всемерное стимулирование подчиненных, анализ результатов исполнения и подведения итогов.

Функции управления П.д.в. осуществляются с использованием специфических технологий. Технологии управления - это совокупность управленческих знаний и навыков, методов и средств преобразования информации для достижения поставленных целей управления. Технология структурно состоит из процедур и операций. Под процедурой понимают набор действий (операций), с помощью которых осуществляется управленческая функция или отдельный ее этап. Операция - это однородная, логически неделимая часть процесса управления П.д.в., направленная на достижение конкретного результата и выполняемая одним или немногими исполнителями.

Похожие публикации