Энциклопедия пожаробезопасности

Что следует прочитать летом пятикласснику

Круг чтения в 5 классе.

Отечественная литература.

Алексеев С. П. «Богатырские фамилии», «История крепостного мальчика», «Небывалое бывает», «Птица-слава», «Рассказы о Степане Разине», «Рассказы о Суворове и русских солдатах».

Бианки В. В. «Одинец».

Булычёв Кир «Атлантида:Боги и герои»;Из историй об Алисе; «Великий Дух и беглецы».

Велтистов Е. С. Из цикла об Электронике.

Волков А. М. «Волшебник Изумрудного города», «Царьградская пленница».

Головина В. А. «Египет: Боги и герои».

Губарев В. Г. «Королевство кривых зеркал».

Детская энциклопедия для ленивых.

Джаксон Т. Н. (В сост. кн. участвовал Саша Смирнов). «Скандинавия: Боги и герои».

Достян Р. «Кинто».

Древнерусская литература :

-«Гнездо орла»;

-«Повесть о Евпатии Коловрате»;

-«Русская земля».

Зайцева Е. Е., Яхнин Л. Л. «Эльдорадо: Боги и герои».

Карамзин Н. М. «Дремучий лес», «Прекрасная царевна и счастливый карла».

Карпов А. Ю. «Сказания русской летописи».

Катаев В. П. « Сын полка».

Кончаловская Н. П. « Наша древняя столица».

Короленко В. Г. « Дети подземелья».

Котляр Е. С. «Африка: Боги и герои».

Крутогоров Ю. « Крещение Руси».

Крыжановская Е. Сказочная трилогия о принцессе Юте-«Принцесса Юта и суп с каракатицей», «Принцесса Юта и Людоедова бабушка», «Принцесса Юта и дудочка Крысолова».

Крылов И. А. «Лебедь, Рак и Щука», «Свинья под дубом», «Осёл и Соловей», «Петух и жемчужное зерно»(в сопоставлении с басней Эзопа «Петух и Алмаз»), «Волк и Ягнёнок» (в сопоставлении с басней Сумарокова А. П. «Волк и Ягнёнок»)-по выбору учителя и учащихся.

Куликов А. Н. «Америка: Боги и герои».

Лагин Л. И. «Старик Хоттабыч».

Литература 18 века :

Болотов А. Т. «Детская философия» (фрагмент из разговора 14).

Курганов Н. Г. «Письмовник» (фрагменты по выбору).

Новиков Н. И. «Детское чтение для сердца и разума» (фрагменты по выбору).

Машкин Г. «Синее море, белый пароход».

Моисеева К. М. «Караван идёт в Пальмиру».

Некрасов А. К. «Приключения капитана Врунгеля».

Олеша Ю. К. «Три толстяка».

Отечественная лирика ХIХ столетия

Отечественная лирика ХХ столетия (по выбору учителя и учащихся).

Паустовский К. Г. « Заячьи лапы», «Кот-ворюга», «Старый повар».

Первые поэтические произведения для детей (по выбору учителя и учащихся; предпочтителен ознакомительный подход к изучению).

Полоцкий Симеон. «Предисловие», «Честь»;

Савватий. «Сия зримая малая книжица…»(из разных стихотворений).

Петрухин В. Я. «Славяне».

Пименова И. К. «Заря нового времени», «История древнего мира: от начала времён», «История Руси Великой от начала веков», «Россия молодая».

Пименова И. К., Рассоха И. Н. «Кто родился раньше всех», «Тайны древних цивилизаций».

Пименова И. К., Рассоха И. Н., Соломадин И. М., Соломадина Н. А. «Рождение Руси».

Пименова И. К., Соломадин И. М., Соломадина Н. А. «Честь, крест и меч».

«Повесть временных лет» (адаптированные детские издания).

Погодин Р. П. «Книжка про Гришку».

Пришвин М. М. «Остров спасения», «Предательская колбаса», «Этажи леса».

Прокофьева С. Л. «Лоскутик и облако», «Повелитель волшебных ключей», «Ученик волшебника», «Остров капитанов», «Астрель и Хранитель Леса».

Редько-Добровольская Т. И. «Япония: Боги и герои».

Русские народные сказки (по выбору, например: «Белая уточка», «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Сивка-бурка», «Финист-Ясный Сокол», «Три царства-медное, серебряное и золотое»).

Рылеев К. Ф. «Иван Сусанин», «Олег Вещий», «Боян» (по выбору).

Толстой А. К. «Край ты мой, родимый край!...», «Курган», «Илья Муромец».

Царство людей:Одежда, утварь, обычаи, оружие, украшения народов древних и новых времён: Энциклопедия для малышей и всех, всех, всех.

Юдин Г. Н. «Нечаянная радость: Христианские рассказы, сказки, притчи».

Языков Н. М. «Две картины», «Евпатий», «Конь», «Пловец», «Родина», «Услад»((отрывок).

Яковлев Ю. А. «Багульник», «Разбуженный соловьями».

Зарубежная литература.

Андерсен Г. Х. « Снежная королева», «Русалочка», «Огниво».

Барри Д. «Питер Пэн».

Блайтон Э. «Тайна барабанного боя», «Тайна маленького оборвыша»; из циклов о: Тайной Семёрке; Великолепной Пятёрке, Пятерых Тайноискателях.

Де Бомон Л. «Красотка и чудовище».

Гауф В. «Рассказ о калифе-аисте», «Холодное сердце».

Готорн Н. «Снегурочка» («Как дети сотворили чудо»).

Дефо Д. «Робинзон Крузо» (детский вариант).

«Калевала». Финно-угорский эпос.

«Кантелетар»-Собрание карело-финских песен и баллад (рун).

Киплинг Дж. Р. «Маугли».

Корчак Я. «Король Матиуш Первый», «Король Матиуш на необитаемом острове».

Лагерлеф С. « Путешествие Нильса с дикими гусями».

Линдгрен А. « Приключения Кале Блюмквиста-сыщика», «Расмус-бродяга», «Ронья, дочь разбойника».

Льюис К. С. «Хроники Нарнии»: «Племянник чародея», «Лев, колдунья и платяной шкаф», «Конь и его мальчик», «Принц Каспиан», «Странствие к свету», «Серебряное кресло», «Последняя битва».

Мифы Древней Индии.

Мифы и легенды Древнего Египта.

Мифы и легенды Древней Греции.

Онуа Д. «Красавица Золотые кудри».

Перро Ш. « Рике с хохолком», « Ослиная кожа», « Спящая красавица».

Распе Э. « Приключения барона Мюнхгаузена» (детский вариант).

Ролинг Дж. К. « Гарри Поттер и философский камень», «Гарри Поттер и тайная комната», « Гарри Поттер и узник Азкабана».

Санд Ж. «Грибуль».

Сетон-Томпсон Э. « Маленькие дикари».

Сказки народов мира (по выбору).

Твен М. « Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», «Том Сойер-сыщик» и др.

Треверс П. «Мери Поппинс».

Уйда (Раме Л.). Нелло и Патраш.

Харрис Д. « Сказки дядюшки Римуса».

Экхольм Я. « Тута Карлсон, Людвиг четырнадцатый и совсем другие», «Тута Карлсон, первая и единственная».

Эмар Г. «Твёрдая рука».

Эмден Э. «Дом с волшебными окнами».

Янсон Т. «Мумми-тролль и комета», « Шляпа волшебника».

Круг чтения в 6 классе.

Отечественная литература.

Аксаков С. Т. «Детские годы Багрова-внука» (фрагменты).

Алексин А. Г. «Очень страшная история».

Альтов Г. Из «Легенд о звёздных капитанах».

Астафьев В. П. «Капалуха».

Бажов П. П. «Малахитовая шкатулка», « Медной горы Хозяйка».

Блохин Н. «Диковинки красного угла».

Будогоская Л. А. «Повесть о рыжей девочке», «Часовой».

Былины русского народа.

Вознесенская Ю. Н. Трилогия «Юлиана»- «Юлиана, или Игра в киднеппинг», «Юлиана, или Опасные игры» , «Юлиана, или Игра « в дочки-мачехи».

Гайдар А. П. « Военная тайна», «Судьба барабанщика», «Тимур и его команда».

Григорович Д. В. « Гуттаперчевый мальчик».

Дубов Н. И. « Беглец».

Железников В. К. « Чудак из 6-Б».

Иванов А. Б. «Нетленное сокровище».

Иванов С. А. « Его среди нас нет».

Катаев В. П. «Белеет парус одинокий», «Хуторок в степи», «Волны Чёрного моря».

Кассиль Л. А. «Будьте готовы, Ваше высочество!».

Кассиль Л. А., Поляновский М. Л. «Улица младшего сына».

Крапивин В. П. Из цикла о Великом Кристалле; «Всадники со станции Роса».

Куприн А. И. «Белый пудель», «Тапёр».

Лермонтов М. Ю. « Ашик-Кериб».

Немировский А. И. « Мифы Древней Эллады»

Никитин И. С. « Встреча зимы», « Душный воздух, Дым лучины…».

Отечественная лирика ХIХ столетия. (по выбору).

(по выбору).

Пантелеев Л. « Шкидские рассказы».

Пантелеев Л., Белых Г. « Республика Шкид».

Плещеев А. Н. « Старик», « Бабушка и внучек», « В бурю».

Рубинштейн Л. В. « Дедушка русского флота. (Исторические повести)».

Рыбаков А. Н. « Кортик», « Бронзовая птица», « Выстрел».

Семёнова И. И. « Кто ты такой».

Смирнов С. С. « Гаврош Брестской крепости».

Тэффи (Лохвицкая Надежда Александровна). «Неживой зверь», «Гурон».

Чудакова М. О. « Дела и ужасы Жени Осинкиной», «Тайна гибели Анжелики», « Портрет неизвестной в белом».

Чудинова Е. П. « Гардарика».

Зарубежная литература.

Буссенар Л. « Капитан Сорви-голова».

Вайденманн А. « Багажная квитанция № 666».

Диккенс Ч. « Приключения Оливера Твиста».

Д,Эрвильи Э « Приключения доисторического мальчика».

Конан Дойль А. « Затерянный мир».

Кэрролл Л. «Алиса в стране чудес».

Линдгрен А. « Мио, мой Мио», « Мы на острове Сальткрока».

Лондон Дж. « До Адама», « Белый Клык».

Лутс О. « Весна».

Маршалл А. « Я умею прыгать через лужи».

Мало Г. « Ромен Кальбри».

Плутарх « Сравнительные жизнеописания» (Александр. Цезарь. Демосфен. Цицерон).

Райс К. «Розы миссис Черингтон».

Рид М. « Отважная охотница», « Оцеола-вождь семинолов», « Всадник без головы».

Рони старший. « Борьба за огонь», « Пещерный лев», «Вамирэх».

Скотт В. «Айвенго».

Шклярский А. « Томек в стране кенгуру», « Томек на тропе войны», « Приключения Томека на Чёрном континенте», « Таинственное путешествие Томека», « Томек у истоков Амазонки».

Уэллс Г. « Это было в каменном веке».

Ярункова К. « Единственная».

Круг чтения в 7 классе.

Отечественная литература.

Алексин А. Г. « Безумная Евдокия», « Домашнее сочинение», « Звоните и приезжайте» (по выбору).

Бабель И. Э. « История моей голубятни», « Пробуждение» (по выбору).

Баруздин С. А. « Её зовут ёлкой».

Беляев А. Р. « Голова профессора Доуэля», « Человек-амфибия», « Ариэль».

Богомолов В. О. « Иван».

Брагин В. Г. « В Стране Дремучих Трав»: Роман-сказка.

Гайдар А. П. « Голубая чашка», « Горячий камень», « Дальние страны».

Герцен А. И. « Сорока-воровка».

Грин А. С. « Алые паруса», « Бегущая по волнам» (и др. произведения по выбору учащихся).

Ефремов И. А. « На краю Ойкумены».

Кольцов А. В. Стихотворения (по выбору).

Кравцова Н. Ф. « Из-за парты на войну», « От заката до рассвета».

Мурашова Е. В. « Класс коррекции».

(по выбору учителя и учащихся).

Отечественная лирика ХХ столетия (по выбору учителя и учащихся).

Пиляр Ю. Е. « Пять часов до бессмертия», « Всё это было».

Погодин Р. П. « Трень-брень», « Ожидание».

Полевой Н. А. « Избранная историческая проза» /Сост., вступ.и комм. А. С. Курилова/.

Путилов Б. Н. « Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди».

Рыбаков А. Н. « Приключения Кроша», « Каникулы Кроша», « Неизвестный солдат».

Рытхэу Ю. С. « Когда киты уходят».

Тендряков В. Ф. « Весенние перевёртыши».

Толстой А. К. « Князь Серебряный»; баллады.

Толстой А. Н. « Гиперболоид инженера Гарина».

Троепольский Г. Н. « Белый Бим, Чёрное ухо».

Фраерман Р. И. « Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви».

Чарская Л. « Княжна Джаваха», « Лесовичка», « Волшебная сказка».

Ширяева Г. Д. « Гюрги-Дюрги-Дюк», « Человек Иван Чижиков, или Повесть о девочке из легенды».

Энциклопедический словарь юного историка: Всеобщая история/ Сост. Н. С. Елманова, Е. М. Савичева.

Зарубежная литература.

Айтматов Ч. Т. « Белый пароход», « Ранние журавли».

Байяр Ж. Из цикла о Мишеле-детективе».

Берн П. « Лошадь без головы».

Блайтон Э. « Тайна подземного королевства», « Тайна орлиного гнезда».

Бонам Ф. « Тайна красного прилива».

Бонзон П.-Ж. « Тайна похищенного пса», « Тайна морского ежа», « Тайна старинного рояля», « Тайна зелёного осла».

Верн Ж. « Пятнадцатилетний капитан», « Дети капитана Гранта», « Таинственный остров».

Дюма А. « Три мушкетёра».

Киплинг Дж. Р. « Ким».

Клансье Ж. Э. « Детство и юность Катрин Шарон».

Купер Ф. « Зверобой», « Пионеры», « Последний из могикан», « Следопыты» (по выбору).

Ле Гуин У. « Маг (Волшебник) Средиземноморья».

Линдгрен А. « Братья Львиное Сердце».

Лондон Д. « Белое Безмолвие», « В далёком краю», « Зов предков».

Лофтинг Х. « Приключения доктора Дулитла».

Лутс О. « Ученик Вальтер», « На задворках».

Маршалл А. « Это трава», « В сердце моём».

Моуэт Ф. « Тайна могилы викинга», « Собака, которая не хотела быть просто собакой».

Олдридж Дж. « Мой брат Том».

Оливье Ж. « Поход викингов».

Сетон-Томпсон Э. « Ральф в лесах».

Де Сент-Экзюпери А. « Маленький принц».

Толкиен Дж. Р. Р. « Хоббитания».

Уитни Ф. « Тайна чаек».

Хаггард Г. Р. « Дочь Монтесумы».

Круг чтения в 8 классе.

Отечественная литература.

Аверченко А. Т. Рассказы (по выбору учащихся).

Анненский И. Ф. « Старая шарманка», « В вагоне», « Старая усадьба», « Среди миров» и др. произведения из книги стихов « Кипарисовый ларец» (в предпрофильных классах-гуманитарных и филологических).

Ахматова А. А. Книги стихов « Вечер», « Белая стая» (в предпрофильных классах- гуманитарных и филологических).

Бакланов Г. Я. « Навеки девятнадцатилетние».

Бальмонт К. Д. Произведения из книги стихов « Под северным небом» (в предпрофильных классах-гуманитарных и филологических.

Беляев А. Р. « Властелин мира», « Человек, потерявший лицо», « Последний человек из Атлантиды», « Продавец воздуха», « Прыжок в ничто».

Бондарев Ю. В. « Батальоны просят огня».

Быков В. « Обелиск», « Сотников».

Вознесенская Ю. Н. « Путь Кассандры, или путешествие с макаронами», « Приключения Ланселотта».

Гайдар А. П. « Школа», « Дальние страны».

Друнина Ю. В. Лирика (по выбору учителя и учащихся).

Дубов Н. И. « Небо с овчинку», « Мальчик у моря».

Ефремов И. А. « Туманность Андромеды».

Есенин С. А. Лирика (по выбору учителя и учащихся).

Железников В. К. « Чучело».

Каверин В. А. « Два капитана».

Минаев Б. « Детство Лёвы».

Ибрагимбеков М. « За всё хорошее-смерть».

Карамзин Н. М. « Предания веков» (Сказания, легенды, рассказы из « Истории государства Российского»).

Лермонтов М. Ю. « Маскарад».

Лёвшин В. А. « Магистр Рассеянных Наук».

Немировский А. И. « Легенды ранней Италии и Рима»; « Мифы и легенды Древнего Востока».

Орлов С. С. Лирика (по выбору).

Отечественная лирика ХIХ столетия (по выбору учителя и учащихся).

Отечественная лирика ХХ столетия (по выбору учителя и учащихся).

Платонов А. П. « Джан».

Приставкин А. И. « Ночевала тучка золотая», « Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца».

Пушкин А. С. Лирика (по выбору). « Домик в Коломне».

Распутин В. Г. « Живи и помни», « Пожар», « Прощание с Матёрой» (по выбору).

Соломка Н. « Белая лошадь- горе не моё».

« Строка, оборванная пулей» (стихотворения поэтов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны).

Стругацкий А. Н., Стругацкий Б. Н. « Понедельник начинается в субботу», « Страна багровых туч».

Толстой А. Н. « Аэлита».

Толстой Л. Н. « Детство», « Отрочество», « Севастопольские рассказы»(в предпрофильных классах-гуманитарных и филологических).

Цветаева М. И. « Моим стихам, написанным так рано…», « Идёшь, на меня похожий…» и другие произведения по выбору (в предпрофильных классах-гуманитарных и филологических).

Энциклопедия для детей. Т. 1. Всемирная история./Гл.ред и сост.С. Т. Исмаилова/.

Энциклопедия для детей. Т. 5.,ч. 1. История России и её ближайших соседей/Сост. С. Т. Исмаилова/.

Энциклопедия для детей. Т. 5., ч. 2. История России. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ.

Энциклопедия для детей. Т. 5., ч. 3. История России. ХХ век./Сост. С. Т. Исмаилова/.

Ян В. « Чингисхан», « Батый», « К последнему морю»», « Юность полководца» (по выбору).

Зарубежная литература.

Брэдбери Р. « Вино из одуванчиков», « 451* по Фаренгейту».

Голдинг У « Повелитель мух».

Гюго В. « Отверженные», « Человек, который смеётся», « Собор Парижской Богоматери» (по выбору).

Диккенс Ч. « Дэвид Копперфилд» (в предпрофильных классах-гуманитарных и филологических).

Кервуд Дж. « Необыкновенные приключения капитана Плюма», « Пылающий лес».

Кин К. Из серии книг о Нэнси Дру.

Киплинг Дж. Р. « Свет погас», « Отважные мореплаватели», « Лиспет»; рассказы (по выбору учителя и учащихся).

Коллинз У. « Лунный камень».

Конан Дойль А. « Рассказы о Шерлоке Холмсе».

Сабатини Р. « Одиссея капитана Блада».

Смаллиан Р. « Как называется эта книга?».

Твен М. « Янки из Коннектикута при дворе короля Артура».

Тим Том « Научные забавы: интересные опыты, самоделки, развлечения».

Толкиен Д. Р. « Повелитель колец».

Уэллс Г. « Человек-невидимка», « Война миров».

Круг чтения в 9 классе.

Отечественная литература.

Аксёнов В. П. « Московская сага» (в предпрофильных классах-гуманитарных и филологических).

Астафьев В. П. « Царь-рыба».

Баруздин С. А. « Тася», « Повторение пройденного»-в предпрофильных классах (гуманитарных и филологических).

Бондарев Ю. В. « Горячий снег».

Булгаков М. А. « Собачье сердце»; рассказы и фельетоны.

Бунин И. А. Лирика; « Чистый понедельник» и другие рассказы по выбору учащихся. Цикл « Тёмные аллеи»- в предпрофильных классах-(гуманитарных и филологических).

Быков В. В. « Дожить до рассвета», « Знак беды», « Пойти и не вернуться» (по выбору учителя и учащихся).

Васильев Б. П. « Завтра была война».

Волков О. В. « Век надежд и крушений» (в предпрофильных классах-гуманитарных и филологических).

Гоголь Н. В. « Петербургские повести» (в предпрофильных классах-гуманитарных и филологических).

Жигулин А. В. « Чёрные камни»; стихотворения по выбору.

Замятин Е. И. Повести и рассказы (по выбору).

Ильф И., Петров Е. « Двенадцать стульев».

Каверин В. А. « Открытая книга» (в предпрофильных классах-гуманитарных и филологических).

Ключевский В. О. « Исторические портреты.Деятели исторической мысли».

Крапивин В. П. «Амплуа Грина» . «Роман о песчинках Времени:Фантастический роман».

Куприн А. И. « Гранатовый браслет», « Поединок» (в предпрофильных классах).

Лермонтов М. Ю. « Вадим».

Обручев В. А. « Земля Санникова», « Плутония».

Отечественная лирика ХIХ столетия (по выбору).

Отечественная лирика ХХ столетия (по выбору).

Платонов А. П. « Сокровенный человек», « Песчаная учительница», « В прекрасном и яростном мире», « Девушка Роза», « На могилах русских солдат»; рассказы (по выбору); « Ювенильное море» (в предпрофильных классах).

Полонский Г. И. « Доживём до понедельника».

Полонский Я.П. Стихотворения (по выбору).

Поэзия « серебряного века» русской литературы (по выбору учителя и учащихся).

Распутин В. Г. « Последний срок».

Рыбаков А. Н. « Дети Арбата».

Симонова Л. « Круг».

Толстой Л. Н. « Люцерн», « Крейцерова соната», « После бала» (в предпрофильных классах).

Тырданов И. В. « Битва пророков».

Улицкая Л. Рассказы (по выбору); « Казус Кукоцкого» (в предпрофильных классах).

Чехов А. П. Рассказы (по выбору).

Чудинова Е. П. « Ларец», « Лилея».

Шаламов В. Т. « Колымские рассказы» (в предпрофильных классах).

Щербакова Г. « Отчаянная осень», « Вам и не снилось..», « Дверь в чужую жизнь» (и др. произведения по выбору).

Энциклопедия для детей:Дополнительный том.Российские столицы. Москва и Санкт-Петербург./гл.ред. В. А. Володин/.

Зарубежная литература.

Амаду Ж. « Генералы песчаных карьеров».

Байрон Дж. Г. Н. « Гяур», « Еврейские мелодии».

Бальзак О. де « Гобсек», « Евгения Гранде» (в предпрофильных классах).

Бронте Ш. « Джен Эйр».

Бронте Э. « Грозовой перевал».

Диккенс Ч. « Жизнь и приключения Николаса Никльби» (в предпрофильных классах).

Кьюсак Д. « Солнце-это ещё не всё…».

Лондон Д. « Маленькая хозяйка большого дома», « Железная пята»; рассказы (по выбору).

Маккалоу К. « Поющие в терновнике».

Мериме П. « Кармен», « Таманго», « Двойная ошибка».

Митчелл М. « Унесённые ветром».

О, Генри. Новеллы (по выбору).

По Э. Новеллы (по выбору).

Ремарк Э. М. « Триумфальная арка», « Жизнь взаймы» (в предпрофильных классах).

Стендаль Ф. « Красное и чёрное» (в предпрофильных классах-гуманитарных и филологических).

Круг чтения в 10 классе.

Отечественная литература.

Батюшков К. Стихотворения по выбору.

Баратынский Е. Стихотворения по выбору.

Булгаков М. « Дни Турбиных».

Володин А. « Старшая сестра».

Гоголь Н. В. « Невский проспект», « Нос».

Гончаров И. А. « Обыкновенная история», « Фрегат» Паллада».

Достоевский Ф. М. « Неточка Незванова», « Идиот».

Жуковский В. А. « Двенадцать спящих дев».

Замятин Е. « Мы».

Казаков Ю. «Во сне ты горько плакал».

Конецкий В. Произведение по выбору.

Лесков Н. С. « Очарованный странник», « Леди Макбет Мценского уезда».

Лермонтов М. Ю. « Сцена из Фауста», « Горные вершины», « Маскарад», « Демон».

Пушкин А. С. « Деревня», « Домовому», стихотворения, обращённые к Е. К. Воронцовой, « Арап Петра Великого», « Русалка», « Борис Годунов».

Олеша Ю. « Зависть».

Распутин В. « Живи и помни».

Тендряков В. « Расплата».

Толстой Л. Н. « Смерть Ивана Ильича».

Трифонов Ю. « Другая жизнь».

Тургенев И. С. « Фауст», « Дворянское гнездо», « Рудин».

Шварц Е. « Тень».

Шолохов М. « Тихий Дон».

Шукшин В. « Алёша бесконвойный».

Эренбург И. « Люди. Годы. Жизнь.».

Лирические произведения А. Блока, Н. Заболоцкого, Д. Самойлова, Н. Рубцова, А. Фета, В. Высоцкого, А. Галича, А. Т. Твардовского.

Зарубежная литература.

Арро В. « Смотрите, кто пришёл».

Голсуорси Дж. « Сага о Форсайтах».

Лондон Дж. « Мартин Иден».

Кампанелла Т. « Город солнца».

Манн Т. «Лота в Веймаре».

Фолкнер У. « Шум и ярость».

Лирика П. Беранже, Г. Гейне.

Круг чтения в 11 классе.

Отечественная литература.

Акунин Б. Произведение по выбору.

Ахмадуллина Б. Стихотворения по выбору.

Белый А. « На рубеже двух столетий».

Бродский И. Нобелевская лекция.

Булгаков М. « Белая гвардия».

Бунин И. А. « Деревня», « Антоновские яблоки», рассказы из цикла « Тёмные аллеи».

Вампилов А. « Прошлым летом в Чулимске».

Весёлый А. « Россия, кровью умытая».

Войнович В. « Мы лучше всех»

Высоцкий В. Лирика по выбору.

Гельман А. « Премия».

Горький А. М. « Мать», « Дело Артамоновых», « Егор Булычёв и другие», « Фома Гордеев», « Коновалов», « По Руси», « Лев Толстой».

Есенин С. « Русь Советская», « Москва кабацкая», « Чёрный человек», « Пугачёв», «Анна Снегина».

Куприн А. И. « Песнь Песней», « Поединок», « Листригоны», « Гамбринус», « Олеся» и др. рассказы.

Клюев Н. « Рождество избы», « Есть на свете край обширный…», « Мы-ржаные, толоконные…» и др. стихотворения по выбору.

Лавренёв Б. « Сорок первый».

Мандельштам О. « Шум времени».

Мариенгоф А. « Роман без вранья».

Маяковский В. В. « Хорошо», « Баня», « Клоп».

Набоков В. В. « Машенька», « Защита Лужина», « Подвиг», « Приглашение на казнь», « Лолита».

Окуджава Б. « Бедный Авросимов», « Путешествие дилетантов».

Платонов А. П. « Фро», « Река Потудань», « Старый механик», « В прекрасном и яростном мире», « Возвращение», « Котлован».

Пильняк Б. « Голый год».

Приставкин А. « Ночевала тучка золотая».

Серафимович А. « Железный поток».

Солженицын А. И. « Бодался телёнок с дубом», « Как нам обустроить Россию?», «Двести лет вместе».

Твардовский А. « Тёркин на том свете», « Дом у дороги».

Токарева В. Пьеса « Фантазия-экспромт».

Федин К. « Города и годы».

Фурманов Д. « Чапаев».

Цветаева М. « Мой Пушкин», « Федра», « Поэма конца», « Я пришла к поэту в гости…», « Нам свежесть слов и чувства простоту…», « Читатель», « А вы, мои друзья последнего призыва!...», « Все души милых на высоких звёздах…», « Летний сад», « Городу Пушкина».

Чехов А. П. « Случай из практики», « Враги», « В овраге», « Архиерей», « Невеста».

Зарубежная литература.

Аполлинер Г. Стихотворения по выбору.

Брехт Б. « Мамаша Кураж и её дети».

Белль Г. « Глазами клоуна».

Голдинг У. « Повелитель мух».

Камю А. « Посторонний».

Кафка Ф. « Превращение».

Лорка Г. Лирика.

Манн Т. « Доктор Фаустус», « Волшебная гора».

Ницше Ф. « Антихристианин».

Оруэлл Дж. « 1984», « Скотный двор» (по выбору).

Рильке Р. М. « Дуинезские элегии», « Сонеты к Орфею».

Ремарк Э. М. « На западном фронте без перемен», « Триумфальная арка».

Роллан Р. « Очарованная душа».

Фолкнер У. « Поджигатель».

Франс А. « Понтий Пилат».

Хемингуэй Э. « По ком звонит колокол», « Старик и море».

Чапек К. « Поэт».

Шоу Б. « Дом, где разбиваются сердца».

Сафо. Лирика.


Летом у школьников целых 3 месяца каникулы. Те, кто переходят в пятый класс за это время вполне могут прочитать все книги по литературе. Для этого нужно знать список произведений.

Список внеклассного чтения для пятого класса довольно объёмен. Поэтому можно сначала ознакомиться с кратким содержанием произведения, чтобы понять, с каких книг лучше начать чтение.

Много положительных эмоций вызовет у детей книга Евгения Велтистова «Приключения Электроника». Ребятам предстоит познакомиться с их ровесниками – школьниками. В центре события 2 главных героя – Сергей Сыроежкин и, созданный по его подобию учёным, Электроник. Кто из учеников не хотел бы иметь такого помощника, который за минуту выучит уроки и будет приносить одни пятёрки? Сергей тоже сначала был в восторге, но потом понял, что двойник постепенно занимает его место в жизни – друзья Сыроежкина стали восторгаться Электроником, а Сергей остался не у дел. Сможет ли мальчик вернуть доверие и любовь товарищей, исполнится ли мечта Электроника, станет ли он человеком? Об этом пятиклассники прочтут в книге.

Второй пункт списка литературы – это книга Джеймса Крюса «Тим Таллер, или проданный смех». Тим Таллер – мальчик-сирота. Но он никогда не падает духом, всегда весел. А как заразительно смеётся! Этому-то и позавидовал барон Треч. Он предложил ребёнку обменять его смех на умение выигрывать любое пари, и богатеть таким образом. Тим согласился, не задумываясь о последствиях. С тех пор ребёнок не мог смеяться и радоваться, как прежде. Чем закончится эта история, станет тоже ясно в конце произведения.

В этом возрасте пора школьникам знакомится и с творчеством Александра Беляева. Книги для внеклассного чтения пятиклассников – это и его научно-фантастический роман «Человек-Амфибия». В центре сюжета Ихтиандр, который имеет обличие человека, но может жить под водой. Оказывается, раньше он был обычным ребёнком, то однажды лёгкие малыша стали отказывать. Тогда ему помог хирург Сальводор, он пересадил ребёнку жабры акулы. Нелегко пришлось Ихтиандру среди людей, поэтому Сальвадор, который усыновил ребёнка, старательно прячет его от чужих глаз.

Однажды юноша спас прекрасную Гуттиэре. О том, что было дальше, можно узнать, прочитав первоисточник.

Вот такие книги из цикла фэнтези ждут подростков, с ними их познакомит литература — 5 класс. Внеклассное чтение продолжают книги из серии сказочных историй. Вряд ли здесь можно обойтись без знакомого практически всем с детства Ханс Кристиана Андерсена.

Помимо множества интересных сказок, Андерсен написал и «Снежную королеву». Главные герои повествования – Кай и Герда. Герде предстоит преодолеть множество препятствий, что расколдовать Кая и забрать его из дворца Снежной королевы. У смелой девочки всё получится. Если не хочется читать много книг, то можно немного схитрить, посмотрев одноимённый фильм. Однако книга немного отличается от него, а чем, дети смогут узнать, прочитав увлекательную историю.

Не все знаю, что красивую историю про волшебную няню Мэри Поппинс придумала английская писательница Памела Линдон Трэверс, а на русский язык перевёл повесть Борис Заходер. Здесь есть и элементы сказок, и фэнтези. Этот жанр сейчас очень популярен у подростков. Поэтому прочтение книги вызовет множество положительных эмоций. Вместе с няней дети перенесутся в интересный мир, где возможно осуществить свои желания, они научатся видеть волшебное, даже в обычных вещах.

Сказка «Старик Хоттабыч» тоже не может не понравиться. Сюжет её придумал писатель Лазарь Лагин. По мотивам этой книги тоже было снято 2 фильма. Те, кто уже видел их, теперь могут ознакомиться с первоисточником и сравнить его с киноверсиями. Интересно находить дополнения к уже знакомой истории, листая страницы книги. Пионер Волька освободил джина из многовекового заточения. Тот стал его другом. Но это произошло не сразу. У джина Хоттабыча были сильны рабские привычки. Волька помогает ему избавиться от них. Мальчик знакомит старика с чудесами современной техники, и постепенно Хоттабыч становится полноправным членом советского общества.

Книги для внеклассного чтения – это не только фэнтези и сказки, но и реалистичные истории. К ним относится рассказ Виктора Астафьева «Васюткино озеро».

Дети познакомятся со своим ровесником мальчиком Васей. Он был сыном бригадира моряков. Однажды вместе с отцом, мамой, дедом и рыбаками подросток отправился на берег Енисея, в тайгу, в надежде больших уловов. Случилось так, что мальчик заблудился. Но он не растерялся. Ружьё помогло Васютке добывать пропитание – он стрелял уток, глухарей и запекал их на костре. После пяти дней блуждания мальчик нашёл чудесное озеро, где было много белой рыбы и вышел к людям. Рассказ учит тому, чтобы уметь собраться даже в самых сложных ситуациях, не падать духом и, как Васьютка, суметь отыскать свой путь. Автор красиво описывает природу.

Любовью к животным пропитаны рассказы Эрнеста Сетон-Томпсона. Пятиклассникам будет наверняка интересно познавать его рассказы для внеклассного чтения«Домино», «Чинк», «Арно», «Снап». Они тоже входят в список внеклассной литературы.

Продолжает список сказочная повесть Валентина Крапивина «Дети Синего Фламинго». Пятиклассник Женя Ушаков попадает в другой мир – на таинственный остров, где детей могут в одночасье превратить во взрослых. Но это ещё не все. Гигантский спрут пугает жителей острова. Детям, читающим эту захватывающую историю, будет интересно представить себя на месте их ровесника, который побеждает злые силы и возвращается домой победителем.

План урока внеклассного чтения – это и повесть Кира Булычева «Девочка с земли».

Список внеклассной литературы для пятиклассников включает в себя очень интересные книги. Дети узнают много нового, будут сопереживать понравившимся героям. Задача учителя – провести уроки интересно и заинтересовать детей.

Возраст: 12 – 15 лет

Настоящее имя супергероя, скрывающегося под маской Человека-муравья – Скотт Лэнг. У него есть дочка Кэсси, она ходит в старшую школу. Для Скотта нет ничего дороже его ребенка. И тут вдруг возникает угроза именно для нее: из тюрьмы сбежал бывший подельник Скотта. Теперь есть опасность, что он будет охотиться не на самого Человека-муравья, а на его дочку. Сможет ли Скотт защитить ее? Какой ценой?

Очередная книга о герое из вселенной Marvel даже взрослым может показаться интересной. Признайтесь, вы ведь присматриваете за похождениями супергероев?

Отзыв родителей: «Замечательное продолжение истории Человека-муравья и его семьи! Отличное чтиво, которое подойдет и для семейного чтения, и для родителей».

«Дневник слабака. Предпраздничная лихорадка», Джефф Кинни

Фото: предоставлено издательством АСТ

Возраст: 12 – 16 лет

Это уже шестая часть дневников. Эти книги, состоящие из коротких историй о мальчишке-школьнике, зачитывают до дыр дети во всем мире. Еще бы! Ведь у Грега Хэффи опять проблемы. Кто-то напакостил в школе, а под подозрение попал, конечно, Грег. А тут еще снежная буря, из-за которой мальчишка оказывается заперт в собственном доме вместе с родителями и надоедливым младшим братом. Для мальчишки наказаниям ужаснее трудно придумать.

Кстати, формат книги тоже подкупает: разлинованные странички, веселые рисунки. Но, несмотря на кажущуюся легкость, есть, о чем подумать: отношения родителей и детей, братьев и сестер.

Отзыв родителей: «Эта часть очень порадовала: весело и непринужденно. Взрослым серьезным тетенькам и дяденькам эта книга подойдет как нельзя лучше. Иногда можно посмотреть на себя со стороны!»

«Таинственные расследования Салли Локхарт. Рубин во мгле», Филип Пулман

Фото: предоставлено издательством АСТ

Возраст: 10 – 16 лет

Главная героиня книги, 16-летняя Салли Локхарт, - девушка, на которую хотели бы быть похожи многие девчонки. Она необыкновенно красива, умеет скакать на лошади и метко стреляет из револьвера, и даже разбирается в бизнесе получше некоторых взрослых. Правда, литературу совсем не знает. Как и языки, и музыку. Но это все наживное. Салли рано осталась сиротой – ее отец погиб при загадочных обстоятельствах. Теперь опасность грозит и ей тоже. Сумеет ли она спастись, зависит только от нее – сумеет ли Салли разгадать мрачную тайну, нависгшую над ней.

Отзыв родителей: «Для 12-летнего подростка – прекрасная книга. Сюжет, полный интриг, идеальная главная героиня, немного мистики и тайны и много приключений. Дочка читала взахлеб».

«Страна сказок. Авторская одиссея», Крис Колфер

Фото: предоставлено издательством АСТ

Возраст: 6 – 13 лет

Вот это противостояние! С одной стороны – Человек в маске, который собрал армию книжных злодеев, и взял в плен все королевские семьи. Он твердо намерен разделаться со скзаочными правителями и провозгласить себя великим императором всех королевств. С другой – Алекс и Коннер Бейли, которые понимают, что несметное войско Человека в маске им не победить. Ведь на его стороне Злая ведьма Запада, Червонная королева и капитан Крюк. Зато у ребят есть воображение – с его помощью они отправляются в путешествие по произведениям Коннера, чтобы собрать свою армию. На их стороне теперь пираты и киборги, супергерои и мумии.

Отзыв родителей: «Сыну 11 лет. Начал читать книги из этой серии, когда ему было 10, и сразу стал поклонником! Я и сама читала, осталась довольна. Каждую следующую книгу ждем с нетерпением всей семьей. Спасибо автору за то, что мой сын полюбил чтение!»

«Принцесса под прикрытием», Конни Глинн

Фото: предоставлено издательством АСТ

Возраст: 10 – 14 лет

Книга из серии «Хроники Роузвуда». Главная героиня – Лотти Тыквен, обычная девчонка четырнадцати лет. Она всегда мечтала немножко побыть принцессой. А ее ровесница Элли Вулф, - как раз принцесса, и ей страшно хочется побыть обычным подростком. И вот однажды они оказываются соседками по комнате в старинной школе Роузвуд-Холл. Там и начинается их таинственная история. Добро пожаловать в Роузвуд-Холл.

Кстати, автор серии, Конни Гленн, начала писать книги, когда ей было шесть лет. У нее есть свой канал на YouTube, который называется «Лапшинелла» - он посвящен комиксам, видеоиграм, косплею, анимации, и другим увлечениям Конни.

Отзыва родителей пока нет: книга совсем новая, в России она только-только вышла в печать. Кстати, автор ее очень молода, девушке всего 24 года. Так что Конни Глинн наверняка еще помнит, чем заинтересовать юных читателей.

«Одд и Ледяные великаны», Нил Гейман

Фото: предоставлено издательством АСТ

Возраст: 12 - 112 лет

Нил Гейман в лишнем представлении не нуждается. В том, что касается сказок – и для детей, и для взрослых – он настоящий виртуоз. Имя главного героя этой книги, Одд, означает «острие клинка». Оно должно приносить удачу своему владельцу, но у Одда с удачей не слишком хорошо. Сейчас у него есть только топор в память об отце-викинге, да искалеченная нога в память о собственных злоключениях. В его мире зима так и не сменилась весной. Но впереди еще много приключений. Ведь именно Одд должен спасти город северных богов Асгард от ледяных гигантов»

Отзыв родителей: «Такая простая и добрая история, которую полезно почитать перед сном. Глубоко очаровательная и даже трогательная вещь. Главный герой – мальчик и в самом деле необычный. Начинаешь читать и думать, откуда все эти душевные сокровища в ребенке?»

«Нейт всемогущий во всей красе», Линкольн Пирс

Фото: предоставлено издательством АСТ

Возраст: 8 – 13 лет

Эту книгу однозначно рекомендуют всем, кому понравился «Дневник слабака». В первую очередь рекомендует сам автор, Джефф Кинни (см. выше). Нейт – обычный мальчишка, но он твердо знает, что создан для чего-то очень большого и значимого. Но жизнь не всегда идет по плану. И не всегда судьба помнит о том, что ты очень клевый. Проблемы так и липнут к Нейту, но он не сдается, что бы ни случилось. Ведь он же великолепен! По крайней мере, так было сказано в записке в печеньке с предсказанием, и нет поводу печеньке не верить.

Отзыв родителей: «Чем-то напоминает „Денискины рассказы“. Учит выпутываться из любой ситуации, мыслить позитивно, не сдаваться и решать проблемы, которые хоть и маленькие, но все же проблемы. Нейт – очень колоритный герой».

«Драконья сага. Восхождение луны», Туи Т. Сазерленд

Фото: предоставлено издательством АСТ

Возраст: 10 – 14 лет

Шестая книга из серии «Драконья сага». Но и отдельно ее читать можно. Понравится – всегда можно вернуться к первым пяти книгам. Эта часть рассказывает о Луновзоре – она дракон, но почему-то непохожа на своих драконов-соплеменников. Каково ей придется в академии Яшмовой горы, среди учеников из всех драконьих племен? А тут еще пробуждение нового зла, новое пророчество, новые приключения драконят!

Книга очень круто оформлена: тут и карта драконьего мира, и краткая энциклопедия о разных племенах крылатых змеев. И сюжет интересный.

Отзыв родителей: «На первый взгляд – детская сказочка, но все не так просто. Сюжет местами предсказуем, но встречаются загадки, над которыми можно поломать голову. С нетерпением ждем седьмую книгу».

«Доктор Кто. Пиратская планета», Дуглас Адамс, Джеймс Госс

Фото: предоставлено издательством АСТ

Возраст: 12 – 16 лет

Дуглас Адамс – это тот самый автор легендарной книги «Автостопом по галактике». Значит, юмора в «Докторе» будет хоть отбавляй. Тем более, что автор романа, Джеймс Госс, использовал первые наработки Дугласа Адамса, который писал сценарий «Пиратской планеты».

Белый Страж требует, чтобы Доктор и Романа отправились на поиски Ключа Времени, разделенного некогда на шесть частей и разбросанного по всей Вселенной. Так герои попадают на планету Занак, жители которой на вид счастливы и богаты, а вся планета – одно большое экономическое чудо. Что-то тут явно неладно, ведь так не бывает.

Отзыв родителей: «Ура, новая серия классического Доктора Кто! Мы все его фанаты, всей семьей и смотрим, и читаем. Книга не только веселая, но и познавательная – дети теперь заинтересовались основами экономики».

«Архив странных писем», Джеймс Дэшнер

Фото: предоставлено издательством АСТ

Возраст: 10 – 14

Есть мнение, что наша вселенная – не единственная. Есть много альтернативных реальностей. Главный герой книги, 13-летний Тик Хиггинботт, точно знает, что так и есть. Ему пришло странное письмо с Аляски. В письме говорится, что надвигаются какие-то неведомые, но очень страшные события, которые могут уничтожить нашу реальность. Но в силах мальчика все изменить, разгадав 12 загадок. Тик, хоть с виду и ботаник и книжный червь, тут же ввязывается в опасное приключение. Только вот справится ли он? А вы на его месте?

Отзыв родителей: «Всегда стараюсь прочитать книгу сам, прежде чем предложить что-то сыну. Неплохая современная фантастика, которую нужно давать после классики, несомненно. Интригующий сюжет, занятные головоломки. Немного наивная детская история о бдружбе и помощи. Для легкого, спокойного чтения».

15 Instagram-аккаунтов, которые вдохновят на чтение во время каникул

  • Подробнее

В конце учебного года учитель предлагает пятиклассникам список рекомендуемой литературы на лето. Однако далеко не все дети отличаются ответственностью, многие благополучно теряют свои записи и родителям на вопрос о том, что задано на лето, отвечают: «Ничего!» Как должны поступить родители, услышав такой ответ?

Принять его как «истину»? Позвонить одноклассникам и поинтересоваться, нет ли списка у них? Или же самостоятельно подобрать своему ребенку список книг на лето для детей 11 лет или даже чуть старше, если им уже давно перечитаны многие книги, рекомендуемые для пятиклассников. Любой вариант, кроме первого: ни в коем случае нельзя позволять ребенку забрасывать чтение на долгих три месяца.

Мотивация - важная составляющая любого занятия!

Что может быть мотивацией? Есть дети, которые всегда и во всем стремятся к лидерству. Им достаточно следующих установок: «ты будешь больше всех знать», «лучше всех отвечать устный материал на уроке», «у тебя будет самая красивая речь». Стремясь к совершенству, они сами будут много читать - родителям останется лишь обеспечивать их материалом, то есть книгами.

Гораздо сложнее с другими ребятами - с теми, для которых не существует понятия лидерства: они предпочитают личную свободу, слова «лучший», «первый» - для них пустой звук. Придумайте им другие поощрения, можно даже материальные: ребенок должен читать с удовольствием! Так или иначе, летом дети получают больше развлечений, им больше выдается денег на мелкие расходы - если нет другого способа заинтересовать их книгами, придется пускаться на хитрость!

Не обязательно, но желательно. Желательно, потому что, во-первых, рекомендованные книги для 5 класса на лето соответствуют возрасту ребенка; во-вторых, это определенный образовательный минимум. Кроме произведений, предложенных учителем, родители могут выбирать для детей и другие книги, ориентируясь на собственный читательский опыт.

Какие книги для 5 класса на лето будут самыми интересными?

Самыми интересными будут те книги, которые понятны! Если список утерян, обратите внимание на следующие произведения:

Туве Янсон. «Последний в мире дракон».

Предложите детям детективы:

В список книг на лето для 5 класса обязательно должны войти произведения писателей-классиков:

«Сказка ложь, да в ней намек…»

Некоторых родителей может волновать вопрос: оставлять ли сказки? Конечно! Сказки иногда можно перечитывать и самим взрослым - каждая несет зерно мудрости! Не надо их навязывать детям, чтобы не обидеть их - ведь любому ребенку хочется поскорее стать старше и читать литературу для взрослых, но пусть в его комнате все-таки стоят томики с русскими народными сказками, сказками народов мира. Кроме того, список книг на лето для 5 класса можно дополнить следующими произведениями со сказочными сюжетами:

С.Я.Маршак. Пьесы-сказки: «Горя бояться - счастья не видать», «Умные вещи».

Как заставить ребенка читать стихи?

Обычно детей увлекает проза - стихи читать и тем более заучивать наизусть любят далеко не многие дети. Однако если ваш ребенок отказывается открывать томик с лирикой, не понимает всей красоты поэтической речи - это вовсе не значит, что вы должны отказаться от попыток увлечь его поэзией.

Зачем детям нужны стихи? Метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения - все средства художественной выразительности, активно используемые авторами в стихотворных произведениях, обогащают речь ребенка, делая ее яркой, образной, богатой. Чтение стихов вслух помогает улучшить дикцию ребенка, заучивание наизусть - прекрасно тренирует память!

К творчеству каких поэтов могут обратиться маленькие читатели? В книги для 5 класса на летние каникулы могут войти сборники поэзии С.Есенина, А.В.Кольцова, А.Н.Майкова, Н.А.Некрасова, И.С.Никитина, А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева.

Родители обязательно должны проявить заинтересованность: не ждать того, что ребенок будет в одиночестве сидеть и читать стихи, а читать их вместе с ним, акцентировать его внимание на красоте языка, помогать определять тему и основную мысль лирических произведений, находить средства художественной выразительности.

Чтение вслух

Задавая книги на лето для 5 класса своим ученикам, учитель не напоминает им, как в начальной школе, о технике чтения - предполагается, что к средним классам все дети читают быстро и нет смысла засекать секундомером время с целью вычислить, сколько слов они читают в минуту. И все-таки предложите своему ребенку читать каждый день вслух: то, что он читает не по слогам, - это еще не показатель того, что с техникой чтения в 5 классе у него все в порядке. Хорошо ребенок читает тогда, когда он читает не монотонно, а с выражением: делает маленькие паузы на запятые, понижает голос в конце предложения, интонационно выделяет вопросительные и восклицательные предложения, важные моменты, при чтении по ролям старается передать характер героя.

Словарик «новых слов»

Чем больше ребенок читает, тем больше новых слов он узнает. Предложите ему завести специальную тетрадку или блокнотик, расчертить ее на две графы. В одну записывать слово, которое встретил впервые, в другую - его лексическое значение по толковому словарю. Что даст ребенку такая работа? Он лучше запомнит не только значение слова, но и его написание. Кроме того, будет учиться обращаться со словарями. К концу лета «словарик новых слов» может стать его гордостью, если там будет много записей - не зря он читал книги: вот как пополнился его лексический багаж!

Лето для ребенка обязательно пройдет с пользой, если родители будут заинтересованы в этом!

Ольга Крусь (учитель русского языка)
специально для сайта



Похожие публикации