Энциклопедия пожаробезопасности

Крестик без изображения иисуса. Ювелирные изделия в интеренет-магазине «Ангел

Православный нательный крест без распятия имеет довольно древнюю историю, и, наверное, поэтому сегодня можно встретить очень много разновидностей этих предметов. Как все мы знаем из истории, на протяжении времен у разных народов христианского мира существовали самые разные нательные — с распятием и без распятия, с разным количеством концов — трехконечные, выполненные в форме буквы « Т», четырехконечные, восьмиконечные, равносторонние или неравносторонние. Но самым распространенным вариантом в православном мире считается восьмиконечный нательный крест, на котором распятие может быть изображено, а может и нет. Хотя многие священники говорят, что строгих правил насчет ношения нательного креста определенной формы не существует.

Нательные кресты, на которых нет распятия Спасителя, считаются наиболее древними. В самом начале христианской эры изображалась только геометрическая форма креста, которая уже сама по себе являлась символом христианства. По прошествии некоторого времени на кресте начали изображать распятие Христа в сочетании с некоторыми другими символическими элементами. Распятие на нательных и других крестах начали изображать только во втором-третьем веке. А уже в седьмом веке греческий ученый монах Синаит (который в то время являлся игуменом Синайской горы) написал свое полемическое сочинение, которое впоследствии стало знаменитым, и проиллюстрировал его изображением Распятия.

При этом в своем сочинении он первым использовал греческий круцификс, другими словами — восьмиконечный крест. И впоследствии, когда переписчики переписывали его труд, он их просил как можно тщательнее перерисовывать данный крест. И так как преподобный Анастасий Синаит был очень уважаемым человеком, то изображение такого креста становится на Востоке общераспространенным.

Можно сказать, что изображение распятия на нательных крестах начали выполнять относительно недавно. По свидетельствам многих историков и экспертов вплоть до семнадцатого века в ходу был нательный крест без распятия . И по мнению многих священников, нательные крестики, на которых имеется распятие, не соответствуют христианским канонам — так как на них имеется изображение Христа, то они автоматически превращаются в икону, а она, в свою очередь, предназначена для молитвы и непосредственного восприятия. А если носить , скрывая ее от людских глаз, то велика вероятность того, что она будет использоваться не по назначению, то есть как магический оберег или амулет. Ведь крест является священным символом, а распятие — образом. И если священники носят на груди кресты с распятием, то они носят их на виду, поэтому окружающие, видя его, вдохновляются на совершение молитвы. Ну а что касается нательных крестиков, которые мы носим на груди, то считается, что на них не должно быть распятия, поскольку они являются символом.

Но следует заметить, что не стоит смущаться данным обстоятельством и каким-либо образом бороться с этим. Но вот воспринимать смысл этого образа желательно в духе древней Церкви. И в качестве примера, иллюстрирующего отношение к данным, казалось бы, незначительным правилам, можно привести следующий эпизод. Еще в четвертом веке было принято правило Василия Великого, вошедшее в Номоканон, в котором, в частности, говорилось — « Всякий, на ком надета какая-либо икона в качестве ладанки, должен подвергаться отлучению на три года от святого причастия». Как видно, уже в те времена святые отцы Церкви довольно строго следили за отношением к образу, иконе, стояли на страже Православия и всячески ограждали его от проявлений язычества.

Традиция носить нательный крест без распятия или с распятием уходит своими корнями не только в традицию почитания Господнего Креста, но и всем содержанием существования христианина. Ведь еще во время обряда крещения, когда священник возлагает на человека нательный , он напоминает ему о его жизненном пути. То есть Христос сказал — « Кто хочет за мной идти, возьми свой крест и следуй за мной».

И получается так, что каждый, кто живет только для себя, в конечном счете оказывается духовно бесплотным, и наоборот, те, кто прошли сквозь крест, получают жизнь с Богом.

Серебряные крестики от компании «Тверь-Ювелир»:


от 700 руб.

от 950 руб.

от 1 910 руб.

Другие православные изделия:

    Крестики:
    Кольца:
    Иконки:
    Пасхальные яйца (подвески на цепочку):

Уважаемый покупатель ювелирных изделий! Уверены, Вы не случайно заглянули в наш интернет магазин. И поверьте, нам действительно есть, что предложить на любой, даже самый взыскательный вкус. Наш интернет-магазин ювелирных украшений уже достаточно продвинутая площадка в Рунете, имеющая широкий ассортимент ювелирных изделий. С самого первого дня существования, мы понимали всю серьезность своей миссии. Поэтому тщательнейшим образом отбирали православные и светские ювелирные изделия только высокого качества, работая лишь с заслуживающими доверия производителями, в частности c ювелирным заводом Эстет, Православной художественной мастерской Анастасия и Санкт-Петербургскими ювелирными мастерскими Елизавета и Акимов.. В ювелирных мастерских, с которыми мы сотрудничаем, признанные мастера-художники воплощают в жизнь прекрасные, одухотворенные задумки. Под их чуткими пальцами ювелирные православные украшения становятся настоящим произведением искусства!

Ювелирные украшения, которыми мы гордимся

У нас можно приобрести для себя или в подарок близкому человеку ювелирные украшения из серебра и золота. Это венчальные православные кольца, крестильные крестики, образки святых, браслеты, мощевики, цепочки и др. Некоторые модели отличаются особой изысканностью за счет драгоценных камней, лучисто сияющих в «оковах» благородного металла. Есть у нас православные кольца с молитвами, нательные и детские крестики, покрытые модной цветной горячей эмалью. Практичные православные изделия смотрятся ярко и привлекательно.

Церковные ювелирные изделия в Москве

Крестик - показатель принадлежности к христианской вере. Из нашей статьи вы узнаете, можно ли носить чужой крестик и почему его нельзя носить поверх одежды.

Крестик, по мнению священнослужителей, всегда должен быть на верующем человеке. Но бытуют и запреты, связанные с ним. Некоторые из них являются не более чем суевериями, о которых верующему человеку не стоит и думать. К таким относится, к примеру, потемнение крестика . Но это далеко не единственный вопрос, который может возникнуть у верующего человека насчет своего крестика.

Нельзя носить на цепочке

Совершенно никаких запретов на цепочку нет. Здесь, скорее, принципиальнее вопрос удобства и привычки. Если человек хочет носить нательный крест на цепочке, то может это делать, церковью не возбраняются такие действия. Самый важный принцип, которому необходимо следовать в данном случае — чтобы крест не потерялся и не слетел с шеи. И шнурок, и цепочка приемлемы. Суеверные люди, однако, уверяют, что по всем приметам крестик не теряется просто так.

Нельзя носить поверх одежды

Это — абсолютно верное утверждение. Крест является символом веры и защиты. Не нося крестик наружу, человек показывает искренность веры, не делая ее показной. Также все тепло и благословение, которым священник наделяет нательный крест во время освящения, в этом случае передаются только вам.

Нельзя дарить

Дарить крестик можно всегда. Конечно же, прекрасно, если об этом заботятся родители или крестные, в качестве одного из подарков на крестины . Но это не значит, что другой человек не может подарить вам крестик. Есть также такая традиция, когда два человека обмениваются нательными крестами, становясь братьями или сестрами во Христе. Обычно это делают близкие люди.

Нельзя поднимать, если найден

Суеверие, которое не имеет под собой совершенно никаких оснований. Напомним также, что суеверия совершенно не признаются церковью и считаются несовместимыми с христианской верой. Есть люди, которые считают, что, поднимая найденный крест, можно взять на себя проблемы того человека, который его потерял или оставил. Крестик, поскольку он является святыней, необходимо хотя бы принести в храм. Или оставить себе и хранить в красном уголке в доме.

Нельзя носить чужой крестик

Если вам достался крест от родителя или кого-то из знакомых, его можно носить. Никакого запрета здесь церковь не устанавливает. Тем более если у вас крестика нет. Многие люди считают, что вещи наделяются энергетикой своего владельца и она может передаваться новому хозяину. Могут также утверждать, что, отдавая крестик, человек отдает частичку своей Судьбы. Только такие поверья не имеют ничего общего с христианской верой и относятся к оккультному мировоззрению.

Нельзя носить крест с распятьем

Еще одно суеверие, на которое не стоит обращать внимания. Есть люди, которые говорят, что крест с распятьем навлечет на человека тяжелую жизнь. Это вовсе не правда, только домыслы людей. Такой крест символизирует спасение и жертву Христову, ничего плохого в нем нет. Но носить такой его надо правильно: распятие должно быть повернуто не к вам, а наружу.

Нельзя носить не освященный крестик

Крестик лучше всего освятить. Но как такового запрета на ношение не освященного нательного крестика нет. Считается, что нечисть обходит стороной даже две перекрещенные палки. Тем не менее, верующему человеку стоит все-таки освятить свой символ веры.

Крест можно выбрать любой, который вам понравился: золотой, серебряный, медный или деревянный. Материал не очень важен. Важно его освятить и не носить в качестве крестика украшение, купленное в ювелирном магазине. Необходимо понимать, что церковный православный крестик, который символизирует веру в Бога, отличается от красивых, но чисто декоративных крестиков. Они не несут в себе духовной нагрузки и не имеют отношения к вере.

Есть также много примет и поверий, связанных с крестом . Верить в них или нет, зависит только от вас. Всего вам доброго, и не забывайте нажимать на кнопки и

22.07.2016 06:16

Наши сны являются отражением нашего сознания. Они могут нам многое сказать о нашем будущем, прошлом...

  1. Нательный крест, каким он должен быть,:bn: деревянным? золотым? большим или маленьким? С изображением Распятия или нет..? Могут ли на нём быть изображены ещё и какие либо образы святых.., небесных покровителей?... возможно ли совмещать ношение Распятия и например иконы Божией Матери.
    Предлагаю обсудить в этой теме истинное и правильное отношение к этим немало важным вещам, и конечно же прочитать авторитетное мнение наших священнослужителей.

    Идея создания этой темы у меня возникла очень давно,(можно сказать ещё задолго до того как появился этот форум, когда в одной церковной лавке я услышал от одной женщины(она выбирала нательный крестик для ребёнка на крещение) что мол, покажите что-то без Распятия, потому что это для ребёнка, и такая "жуть" -Прости Господи-, ему ник чему, тогда мы с женой были в глубоком недоумении, да продавец дар речи потеряла, на какое то мгновение...) всё хотелось как то обсудить этот вопрос, не конкретного человека, а ТЕМУ, да так вот с пользой для других, быть может немного далеких ещё от этого людей, во избежании подобного рода
    заблуждений, во грех кому либо.

  2. Я долгое время носила нательный крест без Распятия, от бабушки достался и меня часто спрашивали не католичка ли я. Когда озадачилась вопросом можно ли носить такой крестик православной и если нет, то какой можно Батюшка пояснил, что не важно какой крестик ты носишь с Распятием, без него, деревянный, золотой или медный - главное чтобы человек понимал зачем он его носит и еще батюшка сказал, что нельзя носить нательный крестик как украшение.
  3. У меня четырёхконечный равносторонний деревянный крест. Куплен в Псково-Печерском монастыре в 2003 году за 5 рублей. Изготовлен из св. псково-печерского дуба, посаженного самим св. прпмч. Корнилием.
  4. А у нас в храме продаются браслеты с иконками. Представляете: резиночка, а на ней образки размером 1,5х1 см. Там тебе и Иисус Христос, и Пресвятая Богородица, и святитель Николай... А еще продаются -страшно печатать- освежители воздуха в машину с иконами с обеих сторон. Не чересчур ли? То, что люди это покупают, еще полбеды. Страшнее, по-моему, то, что это ПРОДАЮТ. В храме.
  5. Я против таких браслетиков. Что это за сантиметровые иконки, которые довольно быстро выцветают и подлежат утилизации. В истории Церкви уже известны случаи когда иконопочитание пытались превратить в идолопоклонство и фетишизм. Что в какой-то мере и спровоцировало иконоборческую ересь.

    И конечно далеко не все из того что продается в храме можно носить и читать. Настоятель какого-то храма выбирая ассортимент изделий для своей церковной лавки к сожалению, может руководствоваться не Священным Преданием, традицией Церкви,каноничностью или вообще уместностью продажи в храме того или иного изделия, а элементарным спросом, который, как всегда, рождает предложение. Отсюда и всякие недоразумения.

  6. Материал, из которого изготовлен нательный крест - совершенно не принципиален для освящения крестной силой. Золотой, деревянный, серебряный, каменный... главное изображение креста. И, что очень важно, категорически запрещено говорить о религиозных преимуществах, например, золотого крестика над деревянным. Преимущество м.б. только эстетическое или материальное, но на качестве силы креста это не скажется. Мы почитаем не материал, не золото, серебро или дерево, а силу креста, изображение креста.

    Да, и если, например, золотой крестик расплавился, то золото, когда то бывшее крестом уже почитать нельзя. Кому интересно, - ищите об этом в книге преп. Иоанна Дамаскина "Точное изложение православной веры".

    Последнее редактирование модератором: 5 мар 2010

  7. Я предпочитаю деревянный крестик в силу его простоты, лаконичной красоты, соответствия материала Кресту Господню, житийной практичности. К примеру люблю я баньке попариться в наши-то морозы. Градусов на 100-110. А снимать крест нельзя. Металлические кресты вмиг нагреваются, а я ни о чём не парюсь
  8. Да, хочется сказать, что распятый Спаситель на Кресте исторически появляется только с ЧЕТВЕРТОГО века. До 4 века почиталось само знамение креста. В праздник Воздвижения поднимание (воздвижение) креста совершалось без (естественно) распятого на нем Богочеловека. Кстати, мне лично предстоятель Греческой церкви подарил крестик без распятия, только с терновым венцем в знак того, что Спаситель страдал, совершил дело искупления и воскрес... Содержательно.
    С ПЯТОГО века укореняется добрая, благочестивая традиция изображать распятого на Кресте Христа.
    Допустимо изображение Креста и с распятием, и без!
  9. Вернусь к началу темы. Лично я категорически отрицательно отношусь к тому, что священные изображения и другие предметы христианского культа продаются на каждом углу, чуть ли не как семечки. Зачастую можно увидеть печальную картину, когда в газетном киоске иконы находятся на одной полке с сигаретами, средствами контрацепции и языческими сувенирами. Я убеждён, что у Церкви должна быть монополия на производство и продажу священных изображений. Этот огромный спрос в наше время обусловлен поиском магизма в этих предметах: это вот, дескать, икона Божией Матери от пожара, эта от ограбления, эта помогает в родах и т.д. Но если у какой - то из икон действительно произошло определённое чудо, то что, у другой иконы нельзя молиться с такой же просьбой? Или Пресвятая Дева раздвоилась? Вот и спрос. Как на талисманы. Человек привыкает к изобилию и перестаёт благоговеть перед святыней. Сейчас уже можно увидеть в церковных лавках некий синтез православной иконы и фэн-шуй китайского производства. Господи, помилуй! Пресвятая Богородице, прости нас!
  10. Вернусь к началу темы. Лично я категорически отрицательно отношусь к тому, что священные изображения и другие предметы христианского культа продаются на каждом углу, чуть ли не как семечки. Зачастую можно увидеть печальную картину, когда в газетном киоске иконы находятся на одной полке с сигаретами, средствами контрацепции и языческими сувенирами. Я убеждён, что у Церкви должна быть монополия на производство и продажу священных изображений. Этот огромный спрос в наше время обусловлен поиском магизма в этих предметах: это вот, дескать, икона Божией Матери от пожара, эта от ограбления, эта помогает в родах и т.д. Но если у какой - то из икон действительно произошло определённое чудо, то что, у другой иконы нельзя молиться с такой же просьбой? Или Пресвятая Дева раздвоилась? Вот и спрос. Как на талисманы. Человек привыкает к изобилию и перестаёт благоговеть перед святыней. Сейчас уже можно увидеть в церковных лавках некий синтез православной иконы и фэн-шуй китайского производства. Господи, помилуй! Пресвятая Богородице, прости нас!

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    В русле этой дискуссии, хоть и не совсем по изначальной теме хотел бы задать вопрос, который мне давно не дает покоя.

    Я понимаю, что многие чудеса происходили перед разными иконами и по молитвам за нас Богородицы, но так ли нужно нам из-за этого развивать культ почитания многообразия видов икон?
    Не все ведь четко понимают, что Богородица слышит наши молитвы не зависимо, Владимирскому или Казанскому образу мы молимся. От этого непонимания и распространяется магизм.

    И еще один момент я не совсем понимаю.
    Почему мы просим, чтобы Богородица нас "простила"?
    Я могу понять просьбы о заступничистве, о молитве за нас перед Богом.
    Но ведь прощает Господь.......

  11. Вообще то мы молимся "Пресвятая Богородица, спаси нас." Богородица молит Господа о нас и тем спасает. А вот прощение... Она может простить наше отношение к Ней, но не наши грехи.
    Скорее всего, отец Олег, допустил описку. Это мое мнение.
    Чтобы меня не отругали опять, задам вопрос: я прав или ошибаюсь?
  12. Почему тогда не говорить, так как мы обычно обращаемся ко всем угодникам - "Богородице, моли бога о нас"?
    Ведь прощает и спасает только Господь.....
  13. Привет всем! Хочу высказать свое мнение по поводу этой теме.
    Думаю что не имеет большого значения из какого материала изготовлен крест, главное чтобы он был правильным- с изображением распятия и словами Спаси и Сохрани, а главное он всегда должен быть при теле.
    На счет икон- один священник сказал: " Не мы смотрим на иконы, а Бог через иконы смотрит на нас".
    Еще хочу сказать не носите ни каких браслетиков с иконками и т.д. и знаков зодиак.
  14. Здравствуйте. Я тоже слышала много мифов о крестиках и иконках нательных. Например, есть крестики мужские и женские, на крестике обязательно должно быть изображение распятия, колени распятого Господа нашего должны быть направленными только в левую сторону (или правую, не помню, потому что, если коленки смотрят в другую сторону, то это уже католический крестик). Иконку нательную нужно носить на другой цепочке отдельно от крестика.
    Все это глупости. Мне кажется, главное правило - это носить крестик так, чтобы его не было очень заметно, не делать из крестика и иконки бижутерию. Крестиком надо себя не украшать, а носить его смиренно, не забывая, что на самом деле ношение креста для нас значит.
  15. Древнерусские нательные кресты XI-XIII веков
    Цитаты.

    Крест-корсунчик; XIII в. Материал: металл серебро, серпентин; техника: зернь, резьба по камню, скань, тиснение (басма)

    Несмотря на обилие древних крестов, находящегося как в руках археологов, так и в различных коллекциях, связанный с ними пласт исторической науки практически не изучен. В обзорном очерке мы кратно расскажем о видах и типах древнерусских тельных крестов XI-XIII веков.

    Не существует сколько-нибудь полного свода типов домонгольских тельных крестов XI-XIII веков. Более того, не выработаны даже четкие принципы классификации материала. Между тем существует множество публикаций, посвящённых этой теме. Условно их можно разделить на две группы: издания коллекций и статьи, посвящённые археологическим находкам. Образцом дореволюционной публикации тельных крестов, включающей в себя и предметы домонгольского времени, может служить знаменитое двухтомное издание коллекции Б.И. и В.Н. Ханенко, увидевшее свет в Киеве. Ныне, после почти столетнего перерыва, вышел целый ряд каталогов частных коллекций с разделами, посвящёнными крестам XI-XIII века: можно упомянуть «Тысячелетие креста» А.К. Станюковича, «Каталог средневековой мелкой пластики» А.А. Чудновца, публикацию коллекции вологодского собирателя Сурова, описание образцов домонгольской металлопластики одесского музея нумизматики. При всём различии научного качества описания, эти издания объединяет одно – случайность подбора описываемого материала и отсутствие классификационного принципа. Если второе связано с научной неразработанностью темы, то первое свидетельствует лишь об отсутствии серьёзных, репрезентативных собраний, которые могут быть предоставлены их владельцем для публикации. Стоит упомянуть также и работу Нечитайло «Каталог древнерусских нательных крестов X-XIII вв.», в которой автор пытается, хотя и не вполне удачно, систематизировать все известные ему типы домонгольских нательных крестов и крестовидных привесок. Работа эта страдает очевидной неполнотой и крайней субъективностью автора, относящего почему-то к тельным крестам крестовидные накладки и даже пуговицы, и включившего в свой каталог некоторое количество подделок. Можно надеется, что приятным исключением станет подготавливающийся ныне к печати каталог собрания тельных крестов XI-XIII вв. С.Н. Кутасова - обширность собрания предоставляет авторам широкие возможности для построения типологии домонгольских нательных крестов.

    Статьи, посвящённые археологическим находкам, и в то же время не являющимися сводами таких находок, по своей природе не могут сколько-нибудь полного представления о типах крестов. В то же время именно они создают почву для правильной датировки предметов и помогают избежать курьёзных ситуаций, когда предметы XV века, а иногда и XVII-XVIII веков, не всегда даже являющиеся тельными крестами, описываются в каталогах частных коллекций как домонгольские кресты (пример тому – известное вологодское издание).

    И, тем не менее, несмотря на имеющиеся проблемы, мы можем хотя бы в общих чертах охарактеризовать всё обилие известных на данный момент домонгольских крестов, выделив несколько больших групп предметов.

    Древнерусские нательные кресты с изображением Распятия, XI-XIII вв

    К самой малочисленной группе относятся тельные кресты с изображениями. Если на энколпионах и тельных иконках XI-XIII веков спектр изображений достаточно обширен – мы находим изображения Иисуса, Богоматери, архангелов, святых, встречаются иногда многофигурные сцены – то на тельниках мы видим лишь изображение Распятия, иногда, с предстоящими. Пожалуй, единственным исключением является группа двусторонних крестов с изображением святых в медальонах. Существует также небольшая группа крестов - переливок с энколпионов. На данный момент опубликовано несколько десятков различных типов домонгольских крестов с изображением распятия. (Рис.1) За исключением нескольких основных, эти типы представлены достаточно малым количеством известных экземпляров.

    Рис.2 Домонгольские нательные кресты с изображением Распятия и Богоматери, XI-XIII вв
    ............

    Рис.4 Византийские нательные кресты найденные на территории Древней Руси, XI-XIII вв

    Рис.6 Древнерусские нательные крестовключенные подвески 11-13 вв.

    ///////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
    Какой нательный крест является правильным? | STAROVE.RU -


    Пример каноничных нательных крестов разных времён:


    Пример каноничных старообрядческих крестов разных времён

    добавлено: 1 фев 2016
    Крест: виды православных крестов, нательные крестики - отличия православных и католических крестиков
    Крест: какой крест правильный?
    20 МАРТА 2009
    Св. Иоанн Кронштадтский объясняет :
    «”Византийский” четырехконечный крест на самом деле есть крест “русский”, так как, согласно церковному Преданию, святой равноапостольный князь Владимир вывез из Корсуни, где крестился, именно такой крест и первым установил его на берегу Днепра в Киеве. Подобный четырехконечный крест сохранился в Киевском Софийском соборе, высеченный на мраморной доске гробницы князя Ярослава Мудрого, сына святого Владимира».
    Но, защищая четырехконечный крест, св. Иоанн делает вывод, что почитать надо равно и тот и другой, так как принципиальной разницы сама форма креста для верующих не имеет.

    Игумен Лука: «В Православной Церкви от формы креста его святость никак не зависит, при условии, что крест сделан и освящен именно как христианский символ, а не изначально выполнен как знак, например, солнца или часть бытового орнамента или украшения. Чин освящения крестов для того и стал обязательным в Русской Церкви, так же как и икон. Интересно, что, например, в Греции освящение икон и крестов необязательно, потому что христианские традиции в обществе более устойчивы».

    Последнее редактирование: 1 фев 2016

  16. Происхождение и символика нательного креста

    Обычай вместе с Крещением надевать на шею новокрещеного нательный крест появился не сразу. В первые века христианства крест не носили, а носили медальоны с изображением закланного Агнца или Распятия. Но Крест как орудие спасения мира Иисусом Христом был предметом величайшего чествования у христиан с самого начала Церкви. К примеру, церковный мыслитель Тертуллиан (II–III вв.) в своей «Апологии» свидетельствует, что почитание креста существовало с первых времен христианства. Еще до нахождения в IV веке царицей Еленой и императором Константином животворящего Креста, на котором был распят Христос, уже среди первых последователей Христа был распространен обычай всегда иметь при себе образ креста – как в напоминание о страданиях Господа, так и для исповедания своей веры перед другими. По рассказу Понтия, биографа св. Киприана Карфагенского, в III веке некоторые христиане изображали фигуру креста даже у себя на лбу, по этому признаку их узнавали во время гонений и предавали на мучения. Известны также первые христиане, носившие крест на груди. Упоминают его и источники II века.

    Первые документальные свидетельства о ношении нательных крестов относятся к началу 4-го века. Так, акты VII Вселенского Собора свидетельствуют, что святые мученики Орест (†304) и Прокопий (†303), пострадавшие при Диоклетиане, носили на шее крест, выполненный из золота и серебра.

    После ослабления и последующего прекращения гонений на христиан ношение креста стало повсеместным обычаем. В это же время на всех христианских храмах стали устанавливать кресты.

    На Руси же этот обычай переняли именно с крещением славян в 988 году. Начиная с византийских времен на Руси существовало два рода нательных крестов: собственно сами «тельники» (носимые на теле под одеждой) и т.н. «энколпионы» (от греческого слова «нагрудный»), носимые не на теле, а поверх одежды. Про последние скажем два слова: первоначально благочестивые христиане носили с собой (на себе) ковчежец с частицами св. мощей или иными святынями. На этом ковчежце помещался крест. Впоследствии сам ковчежец приобрел форму креста, и такой крест стали носить епископы и императоры. Современный священнический и епископский наперсный крест ведет свою историю именно от энколпионов, то есть ящичков с мощами или иными святынями...

    О форме нательного креста

    Нательный крест - это не талисман и не ювелирное украшение. Как бы красив он ни был, из какого бы драгоценного металла он не был бы сделан, это в первую очередь зримый символ христианской веры.

    Православные нательные кресты имеют очень древнюю традицию и потому бывают весьма разнообразными по своему виду, в зависимости от времени и места изготовления.

    Иконография православного Распятия получила свое окончательное догматическое обоснование в 692 году в 82-м правиле Трульского собора, утвердившего канон иконографического изображения Распятия.

    Главным условием канона становится сочетание исторического реализма с реализмом Божественного Откровения. Фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Она как бы наложена на крест и Господь открывает Свои объятия всем к Нему обращающимся. В этой иконографии художественно решается сложная догматическая задача изображения двух ипостасей Христа - Человеческой и Божественной - показывающая одновременно и смерть, и победу Спасителя.

    Католики, отказавшись от своих ранних взглядов, не поняли и не приняли правил Трульского собора и соответственно символического духовного изображения Иисуса Христа. Так в средние века возникает новый тип Распятия, в котором преобладающими становятся черты натурализма человеческих страданий и муки крестной казни: тяжесть тела провисающего на вытянутых руках, глава, увенчанная терновым венцом, перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем (новшество конца XIII века). Анатомические подробности католического изображения передавая правдивость самой казни, тем не менее скрывают главное - торжество Господа, победившего смерть и открывающего нам жизнь вечную, концентрируют внимание на муках и смерти. Его натурализм обладает лишь внешним эмоциональным воздействием, вводя в соблазн сравнения наших греховных страданий искупительными Страстями Христа.

    Изображения распятого Спасителя, сходные католическими, встречаются и на православных крестах, особенно часто в XVIII-XX вв., впрочем, как и запрещенные Стоглавым собором иконописные изображения Бога Отца Саваофа. Естественным образом православное благочестие требует ношение креста православного, а не католического, нарушающего догматические основы христианской веры. Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах -

Строка поиска: распятие

Найдено записей : 65

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, можно ли носить двухсторонний крестик,на одной стороне Распятие, на другой - св.Николай. И может этот крестик означать что-то плохое? И кому покровительствует св. Николай?

ксения

Ксения, крест никогда не может означать плохого. Такой крест можно носить. Св. Николай покровительствует всем, кто Ему молится.

иеромонах Викторин (Асеев)

Можно ли во время совершения литии (для мирянина) использовать четки как кадило, как символ молитвы, поднимающейся к Богу? Простите за такой глупый вопрос.

Глеб

Глеб, ну каким же образом четки могут стать кадилом? Это – нонсенс. Нельзя, конечно. Да и символика у кадила несколько другая – благоговейное каждение перед святыней, Распятием, у которого обычно совершаются литии.

игумен Никон (Головко)

Отче, здравствуйте, извините, что беспокою, у меня небольшой вопрос. Мне подарили нательный крестик, я недавно повредила свой (прислали из Германии) с распятием (его уже освятили), но на нем нет надписи "спаси и сохрани" Можно мне его носить? Ещё раз извините. Заранее Вам благодарна.

Наталья, если крестик освящал православный священник, то смело носите. В противном случае лучше принести крестик в храм, показать батюшке, и, если крест православный, то освятить его.

иерей Владимир Шлыков

Меня крестили в детстве и я носил обычный крестик из мягкого металла. Наверное, от воздействия внешних факторов и времени, лет через 35 на нем обломилось ушко и носить его стало невозможно. Я в ювелирном магазине купил понравившийся мне новый крестик, православный с распятием. Освятил его в храме и ношу вот уже 10 лет. Исходя из этого у меня 2 вопроса. 1. Первый крестик мне очень дорог, я не хочу его отдавать в храм, но и прятать куда-либо в шкатулочку тоже не хочу, поэтому я прикрепил его возле иконки Спасителя в своей машине, и, получается, что он всегда тоже со мной (тем более, батюшка машину освятил). Можно ли так делать, и не есть ли это поругание? 2. Второй крестик я выбирал среди других на прилавке, купил, освятил, и именно на нём не посмотрел на тыльную сторону. И только спустя годы обнаружил, что на нём не написано "СПАСИ И СОХРАНИ". Обязательно ли его отдавать в ювелирную мастерскую сделать надпись? Они ведь быстро не пишут, а это значит, что на несколько дней придётся надевать другой крестик. А так не хотелось бы. Ответте пожалуйста и Спаси Господи Вас за все Ваши ответы, за Ваш сайт и за всё, что Вы делаете! Дмитрий

Дмитрий

1) То, как Вы сделали, вполне допустимо, ведь мы же вешаем в машине иконы, можно и крест повесить, главное, не забывайте молиться, глядя на него. 2) На нательном кресте не обязательно, чтобы было написано «Спаси и сохрани».

диакон Илья Кокин

Доброго времени суток. Вопрос такой. Мне подарили в храме привезенное распятие с мощами. Жена ругает, что нельзя брать. Как быть?

Дмитрий

Дмитрий, похоже, что Ваша жена - женщина суеверная и, наверное, малоцерковная. Животворящий Крест - это наша жизнь, наша зашита и наша надежда. Тем более - крест с мощами. Очень хорошо, что Вам подарили этот Крест. Храните Распятие дома и молитесь нашему Спасителю.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Можно ли изготовить серебряный крестик и украсить камнями, и позже окрестить в церкви? Благодарю за совет!

Даниил

Даниил, сделать крест на заказ можно. Учтите, что крест должен быть православным, обязательно с распятием. Можно украсить его и драгоценными камнями. Такой крест нужно будет обязательно освятить в церкви, и можно будет с ним крестить.

иеромонах Викторин (Асеев)

Христос посреди нас, батюшка! Можно ли с уличной стороны на входной двери частного дома прикрепить небольшой крест с распятием, или же он должен быть на внутренней стороне двери?

Александр Умелый

Александр, крест обычно вешается внутри дома. Можно, конечно, повесить крест и снаружи, но тогда желательно сделать так, чтобы крест не мочила вода, и пусть он будет совсем небольшой.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день, подскажите, можно ли семилетнему ребенку надевать крест с четырьмя камнями (говорят, это оберег), или церковь против? Спасибо.

Анастасия

Анастасия, крест - это не оберег, ("оберег" - вообще понятие не христианское, языческое, связанное с суевериями), а видимый символ нашей принадлежности к Православию. Крест нужно носить с самого момента крещения. Если крест православный и с распятием, даже если на нем есть украшения в виде камней, его можно носить. Только мне кажется, что семилетнему ребенку это ни к чему, в таком возрасте лучше носить простой крестик без всяких украшений.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка!Хочу заказать мужу на день рождения крестик золотой. Скажите, пожалуйста, можно ли и правильно ли будет,если на крестике не будет распятия,а только надпись "спаси и сохрани"? И можно ли указывать на кресте имя человека кому он будет принадлежать? Заранее Вам спасибо.

Елена

Елена, крест можно сделать на заказ. Крест должен быть строго православный и обязательно с Распятием. На кресте не должно быть никаких лишних надписей, только на обратной стороне "Спаси и Сохрани", и, конечно, никаких имен, кроме Имени Спасителя Иисуса Христа (Ис. Хр.). Крест нужно обязательно освятить в церкви.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Можно ли не носить крестик, если на нательной иконке с небесным покровителем на обороте имеется изображение креста? Или лучше всё-таки носить их вместе (и крестик, и иконку)?

Михаил

Михаил, нательный крестик нужно носить обязательно. Это должен быть не нарисованный, а полноценный православный крест, и обязательно с распятием. А на одной цепочке с крестиком можно носить и иконку.

иеромонах Викторин (Асеев)

Мир Вам, батюшка! Прошу, подскажите, это здоровое любопытство - узнать, почему так или иначе делают в Церкви? Например, почему перед входом в Церковь надо креститься и многие такого рода вопросы, мне разрешение этих вопросов помогает более осознанно подходить к тому, что я узнаю, ведь если кто-то что-то сказал, а я не поняла, для чего и почему так необходимо делать, это и забывается, а также если это делать, не понимая смысла, может перерасти в православной вере не к живой, а к исполнению каких-то законов. Помогите, правильно ли все это, если нет. прошу. подскажите.

Елена

Елена, Ваше желание осмысленно подойти к своему воцерковлению похвально. Осеняя себя крестным знамением, христианин знаменует начало своей молитвы – храмовой и домашней. Это символизирует сораспятие Господу нашему Иисусу Христу, прославление Его Жертвы за нас, благодарность Богу, поклонение Ему.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, батюшка. У меня у ребенка крестик, но на нем нет Иисуса Христа. Не знаю, как так получилось. Он с ним крестился. Как мне быть? Новый купить? И продолжать ли этот носить? Очень стыдно за свою неграмотность.

Таня

Таня, крестик без распятия тоже можно носить, но все же по правилам Крест должен быть с распятием. Если Вас это смущает, то приобретите новый крестик с распятием в церковной лавке, а прежний крестик пусть храниться у вас дома.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, ношу крест всю жизнь, там есть распятие, но нет черепа. Он освященный. Это плохо? Он не настоящий?

Залина

Здравствуйте, Залина! Существуют различные канонические формы крестов. В том, что под распятием не изображен череп, ничего страшного нет. Ваш крестик освящен, это главное. Святитель Димитрий Ростовский еще в XVIII веке писал: «Не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по самому Христу, Пресвятою Кровью Которого обагрился. Проявляя чудодейственную силу, какой-либо Крест не сам собой действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием Пресвятого Имени Его».

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Крест на чётках может быть без распятия? Он самодельный.

Александр

В идеале православный крест должен быть всегда с распятием. Даже в разных мелких предметах с изображением креста должно быть распятие. Бывает часто, что и без Распятия, и хотя особо страшного в этом ничего нет, все-таки это не правильно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Можно ли самостоятельно сделать небольшой деревянный крест (без изображения Спасителя), сантиметров 30 в высоту, и если можно, то когда его лучше освящать? Спасибо, что отвечаете на вопросы!

Дмитрий

Дмитрий, православный крест должен быть обязательно с распятием. Такую работу нужно начинать только с благословения священника. И если Вас благословят, то крест нужно делать с соблюдением правил, т. е. Вы должны в дни, когда делаете крест, поститься, а перед этим причаститься.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Были в церкви, и по незнанию, поставив свечу рядом с Распятием, просили Господа о здравии для живущих, хотя там ставятся свечи за упокой. Скажите, пожалуйста, насколько это серьезная ошибка и что нужно сделать, чтобы ее исправить?

алла

Алла, ничего делать не нужно. У Бога все живы. Бог же знает Ваши намерения, и знает что Вы желаете блага тем, за кого молились, и поэтому успокойтесь, - Ваша молитва принята как о здравии. Вот если бы Вы намеренно молились о упокоении живых – тогда это была бы серьезная ошибка, а так - ничего страшного.

иеромонах Викторин (Асеев)

Похожие публикации