Энциклопедия пожаробезопасности

От средневековья к новому времени урок 7. Конспект урока. От Средневековья к Новому времени. План изучения нового материала

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

От Средневековья к Новому времени

Цели и задачи урока. В предметном направлении: формирование у учащихся представление о сущности исторического периода «Раннего нового времени», его важности и необходимости для дальнейшего изучения истории. Подвести учащихся к критическому осмыслению и обобщению уже известного материала. Пробудить интерес к изучению темы «От Средневековья к Новому времени». Сформировать у учащихся умение представлять и обобщать изученную на уроке информацию. В метапредметном направлении: формирование коммуникативных и регулятивных умений, навыков групповой работы, способности выделять главное, существенное в изучаемом материале. Развитие у учащихся умения искать информацию из разных источников, делать выводы, обобщать и систематизировать информацию, формировать их познавательную активность и творческое мышление. В направлении личностного развития: развитие логического и критического мышления, способности внимательно относиться к документации любого рода, развитие навыков делового сотрудничества. Задачи: - развивать интерес к истории, развивать навыки делового общения; - учить узнавать и применять пройденный материал в нестандартной ситуации; - воспитывать внимание, ответственность за качественное выполнение своего задания, формировать навыки самооценки.

Какие периоды (эпохи) в истории выделяют ученые?

1. Древний мир (Конец IV тыс. до н.э. – конец V в. н.э)

Средние века V в. н.э. – XV в.

Новое время (XVI – нач. XX в.) Распространение капиталистических отношений. Промышленные революции, формирование индустриальных обществ. Разнообразные формы правления (монархия, ограниченная монархия, республика). Светская культура.

Новейшее время (Нач. XX в – нач. XXI в.)

Какие основные характеристики средневековья вы могли бы назвать?

Какие основные характеристики средневековья вы могли бы назвать? Примитивная техника и технология. Поступательное развитие Условная собственность на землю (земля – высшая ценность, но пользование ею сопровождается условиями: для рыцарей – военной службой сеньеру, для крестьян – уплата феодальной ренты. Господство натурального хозяйства. Строгая иерархическая структура общества. Неограниченная власть монарха. Теоцентризм – религия пронизывает все сферы жизни общества.\

Какие важнейшие события истории Средневековья вы могли бы назвать?

Какие важнейшие события истории Средневековья вы могли бы назвать? IV - VII вв. Великое переселение народов 486 Возникновение франкского государства 527 - 565 Правления византийского императора Юстиниана I 622 г. Зарождение ислама VII - VIII вв. Арабские завоевания VII - XI вв. Сутки викингов 732 г. Битва под Пуатье, Победа франков над арабами 800 г. Образование Франкской империи 843 г. Верденская соглашение, деление империи Карла Великого 962 г. Основание Священной Римской империи 1054 Разделение христианской церкви (схизма) на католическую и православную 1066 Нормандское завоевание Англии 1077 Встреча императора Генриха IV и папы Григория VII в Каноссе 1096 - 1270 Крестовые походы 1099 Взятие Иерусалим крестоносцами 1147 Первое письменное упоминание о Москве 1204 Взятие Константинополя крестоносцами 1209 - 1229 Альбигойские войны 1215 Великая хартия вольностей 1223 - 1242 Монголо-татарское нашествие на земли Восточной Европы 1265 Возникновение английского парламента 1291 Потеря крестоносцами последних крепостей в Палестине

1302 Возникновение Генеральных штатов во Франции 1309 - 1377 Авиньонскоепленение пап 1337 - 1453 Столетняя война между Англией и Францией 1347 - 1350 Эпидемия чумы в Западной Европе ("черная смерть ") 1378 - 1417 Великая схизма католической церкви 1380 Куликовская битва, начало освобождения Московской Руси от монголо-татарского нашествия 1389 Битва на Косово поле. Разгром турками сербского войска XIV - нач. XVI в. Объединение русских земель вокруг Москвы 1402 Битва у Анкары. Разгром турок Тимуром 1410 Грюнвальдская битва. Разгром Тевтонского ордена 1415 Сожжение Яна Гуса 1419 - 1434 Гуситские войны 1439 Флорентийская уния 1445 Изобретение книгопечатания И.Гутенбергом 1453 Взятие турками Константинополь 1477 Завершение объединение Франции. Поражение бургундцев. Гибель Карла Смелого 1455 - 1485. Война Алой и Белой розы 1479 Образование Испанского королевства 1480 Конец татарского господства в Северо-Восточной Руси 1492 Завершение Реконкисты Какие важнейшие события истории Средневековья вы могли бы назвать?

Когда появляется термин Новое время?

Понятие «новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения в 15 в. как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. 1. Когда появляется термин Новое время?

Назовите исторические границы Нового времени.

Начало периода Нового времени: Английская революция середины XVII века, начавшейся в 1640 году Реформация (1517) О ткрытие испанцами в 1492 году Нового Света Падение Константинополя (1453) Начало Великой Французской революции (1789). Период новой истории закончился: Социалистическая революция в России в 1917 г. Первая мировая война 1914 – 1918 гг. Дискуссия по вопросу о периодизации новой истории продолжается и сегодня.

Какие существуют периоды Нового времени?

Раннее Новое время – XVI – XVIII вв. (7 класс) Позднее Новое время – XIX в. (8 класс) Граница - Наполеоновские войны - от Великой французской революции до Венского конгресса. 3. Какие существуют периоды Нового времени?

Какие изменения в жизни общества происходят в Новое время?

Какие изменения в жизни общества происходят в Новое время? Рост значения централизованного государственного управления Великие географические открытия. Растущий интерес к античному наследию, человеку и изучающим его наукам. Распространение капиталистических отношений. Промышленные революции, формирование индустриальных обществ. Разнообразные формы правления (монархия, ограниченная монархия, республика). Светская культура.

Р азвитие техники на рубеже XV-XVI веков. Одной из самых важных инноваций того времени оказалось книгопечатание. С наступлением Нового времени на смену ремесленному производству Средних веков приходит мануфактурный тип производства. На мануфактурах труд оставался ручным, но в отличие от средневековых мастерских было внедрено разделение труда, за счёт чего значительно выросла производительность труда. На мануфактурах мастера трудились не на себя, а на владельца мануфактуры. Какие изменения в жизни общества происходят в Новое время?

По каким источникам изучают историю Нового времени?

Обширную группу составляют документальные источники. Совершенствование делопроизводства привело к существенному упрощению формы и к унификации документов в западноевропейских странах. Преимущественно на основании этого материала складываются наши представления об экономике и социальных отношениях эпохи. В XVI-первой половине XVII в. были по-прежнему широко распространены традиционные документы, фиксирующие феодальные поземельные отношения: государственные земельные кадастры» сеньориальные описи земель - реитали, записи крестьянских повинностей, общинные уставы. Однако наряду с этим увеличилось число договоров срочной аренды, что свидетельствовало о постепенной замене крестьян-держателей арендаторами. Богатейшая информация относительно самых разных сторон социально-экономической жизни содержится в документах государственных учреждений и ведомств: центральных органов (королевских советов, канцелярий, казначейств, адмиралтейств, судебных и счетных палат) и местной администрации. Во второй половине XVI в. зародилась система записи актов гражданского состояния (рождений, браков, смертей) в регистрационных книгах церковных приходов, а позднее - и светских властей. Они являются важным источником сведений по демографии, генеалогии и социальной истории в целом. Обширен фонд документов церковной администрации на всех ее уровнях - от прихода до римской курии, включающий переписку пап, их буллы, донесения в Рим легатов и нунциев, миссионеров, протоколы заседаний синодов и соборов, собраний кальвинистских общин, церковных судов, инквизиции, индехсы запрещенных книг, послания и программные документы идеологов Реформации и других видных деятелей церкви.

Значение нарративных источников для изучения проблем социально-экономической и отчасти политической истории в эту эпоху несколько снижается из-за обилия и полноты документального материала. В ряду нарративных источников выделяются прежде всего исторические сочинения. В полной мере это относится и к мемуарам. Жанр мемуарной литературы достигает подлинного расцвета именно в XVI - первой половине XVII в., что было следствием развития ренессансной культуры с присущими ей интересом к человеческой личности, ее внутреннему миру и высоким престижем активной гражданской деятельности. Близки к мемуарам по характеру содержащейся в них информации дневники, получившие широкое распространение у представителей самых разных социальных слоев. Широко представлен среди нарративных источников эпистолярный жанр. Широкое распространение книгопечатания привело к расцвету принципиально новой разновидности повествовательных источников - публицистики. В рамках класса нарративных источников особое место занимают трактаты, которые по праву уже можно отнести к разряду научной литературы. Ценными историческими источниками являются также памятники художественной литературы этой эпохи с их ярко проявившимися национальными особенностями, а также народная поэзия, песенное творчество, популярная сатира.

Новое время – период всемирной истории, основным содержанием которого является переход от традиционного к индустриальному обществу.

Домашнее задание Стр. 5 – 8 Сообщения Проблемы периодизации Нового времени. Исторические источники по изучению Нового времени.

Предварительный просмотр:

План конспект урока по истории «От Средневековья к Новому времени» 7 класс

Цели и задачи урока.

  1. В предметном направлении:

формирование у учащихся представление о сущности исторического периода «Раннего нового времени», его важности и необходимости для дальнейшего изучения истории. Подвести учащихся к критическому осмыслению и обобщению уже известного материала. Пробудить интерес к изучению темы «От Средневековья к Новому времени». Сформировать у учащихся умение представлять и обобщать изученную на уроке информацию.

  1. В метапредметном направлении:

формирование коммуникативных и регулятивных умений, навыков групповой работы, способности выделять главное, существенное в изучаемом материале.

Развитие у учащихся умения искать информацию из разных источников, делать выводы, обобщать и систематизировать информацию, формировать их познавательную активность и творческое мышление.

  1. В направлении личностного развития:

развитие логического и критического мышления, способности внимательно относиться к документации любого рода, развитие навыков делового сотрудничества.

Задачи:

Развивать интерес к истории, развивать навыки делового общения;

Учить узнавать и применять пройденный материал в нестандартной ситуации;

Воспитывать внимание, ответственность за качественное выполнение своего задания, формировать навыки самооценки.

Оборудование и материалы к уроку:

  1. Презентация «От Средневековья к Новому времени».
  2. Компьютер, проектор.

Используемая технология – квест-технология, системно-деятельностный подход.

Тип урока – изучение нового материала.

ХОД УРОКА.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Актуализация.

Учитель: давайте вспомним, что мы изучали в прошлом году.

Какие основные характеристики средневековья вы могли бы назвать?

Какие важнейшие события истории Средневековья вы могли бы назвать?

В 7 классе вам предстоит познакомиться с опытом жизни людей в новую эпоху всеобщей истории, которую называют Новое время или Новая история.

Запишите тему урока «От Средневековья к Новому времени».

Отвечают (историю Средневековья, страны…)

Называют.

Преобладающее сельскохозяйственное производство, натуральное хозяйство, сословное неравенство, неограниченная власть монарха.

Отвечают

Слушают

Записывают.

Проблематизация.

А что такое Новое время?

Отвечают (предположительно – не знаем) .

Планирование.

Сформулируйте цель урока.

Сегодня, чтобы достичь цели урока я предлагаю вам поиграть по типу компьютерной игры «бродилки» (квест). Вам предстоит пройти 5 этапов.

Давайте ознакомимся с заданиями на сегодняшний урок.

  1. Когда появляется термин Новое время?
  2. Назовите исторические границы Нового времени.
  3. Какие существуют периоды Нового времени?
  4. Какие изменения в жизни общества происходят в Новое время?
  5. По каким источникам изучают историю Нового времени?

Учитель: как мы узнаем, что достигли цели?

Формулируют (- формирование представление о сущности исторического периода «Раннего нового времени», его важности и необходимости для дальнейшего изучения истории ) .

Слушают

Отвечают .

Изучение нового материала.

Вам предстоит пройти 5 этапов. Чтобы попасть на следующий этап, нужно выполнить задание предыдущего. Как и в компьютерной игре есть помощь – подсказки (в случае необходимости). Если вы правильно выполните все задания, сможете ответить на главный вопрос урока «Что такое Новое время?». Итак, начинаем.

Отвечают (сможем ответить на вопросы плана) .

Слушают.

Прохождение маршрута от загадки к загадке.

Учитель переходит с детьми от одного вопроса к другому.

Отвечают на вопросы каждого этапа.

Озвучивают свои ответы, дополняют друг друга.

Осмысление.

Просит детей ответить на главный вопрос урока: «Что такое Новое время».

Просит нескольких человек озвучить свои ответы.

Записывают ответ в тетради.

Проговаривают свои ответы – несколько человек.

Самооценка.

Просит учащихся оценит себя.

Оценивают себя.

Рефлексия.

Просит учащихся ответить на вопросы:

О чём говорили на уроке

Чему научились на уроке

Где эти умения и знания могут пригодиться

Высказываются.

(- о том, что такое Новое время)

(- сравнивать, анализировать, структурировать информацию)

(- умение заполнять таблицу, сравнивать пригодится на многих предметах

Домашнее задание.

Стр. 5 – 8

Сообщения:

Проблемы периодизации Нового времени.

Исторические источники по изучению Нового времени.

Записывают.


Трудно точно определить границу, отделяющую одну эпоху от другой. Когда Средние века сменились Новым временем? Для многих историков границей является английская буржуазная революция, во время которой была разрушена старая политическая система и открылся свободный путь для развития капитализма.

Закат Средневековья начался с XV века. Не случайно это время называют эпохой великого прорыва. Географические открытия раздвинули границы западной цивилизации, расширили кругозор европейца. Стремительно растущие научные знания ломали привычную картину мира.

В XV в. стали закладываться основы буржуазного производства, появился новый социальный тип, представленный дельцом-предпринимателем. Наступило время бурного роста производства, в котором все активнее использовались технические изобретения. Торговля теперь связывала целые континенты. В религии, литературе и искусстве происходили изменения, разрушавшие средневековую систему ценностей.

Это не означает, что Средневековье отступило перед новыми веяниями: в массовом сознании традиционные представления сохранились гораздо дольше, чем в сознании писателей, философов или художников. Церковь была достаточно сильна, чтобы дать отпор новым идеям. Она боролась с ними, используя вполне средневековое средство – инквизицию, или сама трансформировалась под их влиянием.

Идея свободы человеческой личности продолжала существовать в обществе, разделенном на сословия. Не исчезла до конца феодальная форма зависимости крестьян, а в некоторых странах (в Германии, в Центральной Европе) произошел возврат к крепостничеству. Феодальная система проявляла достаточно большую жизнестойкость. Каждая европейская страна изживала ее по-своему и в своих хронологических рамках. Капитализм долгое время существовал как уклад, охватывая лишь часть производства и в городе, и в деревне.

Тем не менее, с XV в. кардинальные изменения охватили все области цивилизации. Иным стал сам темп ее жизни: патриархальная средневековая медлительность стала отступать в прошлое. Эту эпоху историки называют или этапом перехода к Новому времени, или ранним Новым временем, ибо уже тогда закладывались основы современной западноевропейской цивилизации.

В XVI–XVII вв. привычная средневековая картина мира стала разрушаться и на белорусских землях. Наши земли максимально приблизились к ценностям Нового времени: в городах формируется новая трудовая этика, деньгам придается статус самодостаточной стоимости. Ростовщичеством в XVI в. начинают заниматься не только горожане, но и духовные лица и шляхта. Согласно III Статуту занятие ростовщичеством шляхтичем лишало его шляхетства.

Нищенство начинает трактоваться как явление, допустимое только при потере человеком трудоспособности.

Этот период стал временем как окончательного оформления института шляхетских «золотых вольностей», так и полного усвоения белорусским мещанством правовой концепции «bohum commune». Важнейшей приметой XVI в. является религиозная толерантность и мирное сосуществование православных, протестантов и католиков. Однако нараставшие процессы конфессионализации и контрреформации привели к нарушению конфессионального равновесия и в результате реализации Брестской церковной унии привели к острому религиозному конфликту в белорусском обществе. Во вт. пол. XVII в. была закреплена полная победа контрреформации. Речь Посполитая превратилась в католическую державу через тотальную правовую дискриминацию некатолического населения.

Кардинальные изменения произошли и в этнической самоидентификации белорусской элиты. Именно в XVI – пер. пол. XVII вв. происходит насыщение термина «русин» этническим содержанием, вырабатываются новые критерии самоидентичности, среди которых важнейшими становятся язык и этническое происхождение, а не религиозная принадлежность.

Урок истории в 7 классе «От Средневековья к Новому Времени»

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Цель: дать понятие перехода от Средневековья к Новому Времени

Задачи урока

1. Образовательная: получить начальное представление о периоде истории «Новое Время»

2. Воспитательная: вызвать у учеников интерес к новому периоду истории

3. Развивающая: развитие мышления на основе сравнения исторических периодов (традиционного общества, Средневековья и Нового Времени)

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ:

    Учебник Всеобщей истории. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. – 5-е изд. – М.:, Просвещение, 2017.

    Мультимедиа аппаратура (компьютер, проектор, колонки)

ХОД УРОКА

    Организационный момент:

(Слайд 1) Слово учителя: «Здравствуйте! Сегодня у нас первый урок истории в этом учебном году. Мы начинаем изучать новый период истории – Новое время. В конце урока нам с вами необходимо ответить на вопрос: какое отражение в современной истории нашло Новое время? И прежде чем начать новую тему, нам необходимо вспомнить понятия изученные ранее.

2. Актуализация знаний

(Слайд 2)Что такое традиционное общество? (ответы учеников, если нет конкретного ответа, необходимо напомнить определение). Традиционное общество – общество, регулируемое традицией, общественный уклад характеризуется жёсткой сословной иерархией. Стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои.

(Слайд 3) Какой период времени охватывает Средневековье? Средние века или Средневековье - период истории Европы и Ближнего Востока, следующий после Античности и предшествующий Новому времени.

3.Изучение нового материала

(Слайд 4) В понятии Средневековья мы встречаемся со словами Новое время. Давайте запишем определение. Новое время – период разрушения традиционного общества. На смену натуральному хозяйству приходят рыночные отношения.

(Слайд 5) Рамки Нового времени определяются разными учеными по-разному, как и в разных странах. Но началом Нового времени всегда считается начало эпохи Великих географических открытий.

В ходе дальнейших уроков мы узнаем, что в это время рушится сословный строй, стираются рамки между сословиями.

Давайте вспомним с помощью каких исторических источников ученые смогли собрать для нас информацию о Новом времени? (Ответы детей и сравнение их с изображениями на слайде 6). Ответы:

    сохранившиеся документы (торговые договора, указы правителей и чиновников, сборники законов);

    книги;

    памятники культуры и искусства;

    находки археологических раскопок.

Как вы думаете, какие предметы Нового времени нашли отражение в нашей жизни? Что общего у нас и у людей того периода? (Ответы детей) (Слайды 7-9) Ответы: посуда, мебель, одежда.

(Слайд 10) Многие произведения культуры и искусства дошли до нашего времени и вызывают восхищение. На уроках музыки вы знакомились с произведениями композиторов XVI - XVII вв. Одним из них был Луиджи Росси. Прослушаем отрывок из его произведения «Орфей»

(Слайд 11) До сих пор любители живописи пытаются разгадать тайну улыбки Мона Лизы или Джоконды, написанной Леонардо да Винчи в 1503 году.

В период Нового времени складывается политическая система, как совокупность единого нормативного взаимодействия политических субъектов. Появляется парламент.

На дальнейших уроках истории мы отправимся в путешествие по волнам Нового времени и узнаем много интересного.

4. Закрепление полученных знаний

Теперь вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока: какое отражение в современной истории нашло Новое время?

2. Переходный период от Средневековья к Новому времени (XVI -сер. XVII вв.)

Для данного периода характерна модернизация , которая включала в себя: урбанизацию - небывалый рост городов, которые впервые получили экономическое преобладание над деревней, оттесняя ее на второй план; индустриализацию – постоянно нарастающее использование машин в производстве, начало которой связано с промышленным переворотом в Англии в конце XVIII в.; демократизацию политических структур, когда закладывались предпосылки становления гражданского общества и правового государства; рост знаний о природе и обществе и секуляризацию , т.е. обмирщение сознания и развитие атеизма.

Формируется новая система представлений о предназначении и роли человека. Человек средневековья воспринимал окружавшую его природу и общество как нечто неизменное, существующее согласно божественным законам. Человек переходного периода считал, что общество и природу возможно и даже желательно контролировать, более того изменять. Другим становится отношение к государственной власти, которая лишилась божественного ореола. Не случайно, переходный период - это эпоха революций, сознательных попыток насильственным путем перестроить мир.

Менялся тип личности. Человек стал мобильнее, быстрее приспосабливаться к изменениям, так как он ощущал себя частью крупной общности класса или нации, а не ограничен, как раньше, рамками своего сословия, корпорации, города, деревни.

Произошло значительное ускорение темпов роста населения в Европе. Так, к XVI в. население Европы выросло с 69 млн. до 100 млн. чел., а в XVII в. составляло уже 115 млн. Основную часть населения Европы составляли сельские жители (80-90%). Продолжается дальнейший рост городов. Самым большим городом Европы был Париж (300 тыс. чел.), а также Неаполь (270 тыс. чел.).

Продолжались процессы формирования крупных народностей и этнических групп, чему способствовало образование крупных централизованных государств. Сложились английская и французская нации, становление наций происходило также в Испании, Германии, Италии.

XV в. стал переломной эпохой в отношениях Европы с другими цивилизациями благодаря Великим географическим открытиям . Н а их первом этапе (конец XV-начало XVI вв.) инициатива принадлежала испанцам и португальцам. Они открыли Новый Свет и совершили первое кругосветное плавание. В 1492 г . Христофор Колумб открыл Америку, в 1498 г. Васко да Гама, обогнув Африку, привел корабли в Индию. На втором этапе (сер. XVI-сер. XVII вв.) инициативу перехватили голландцы, англичане и французы. В XVII в. была открыта Австралия, европейцы провели свои корабли вокруг Америки и Азии. После Великих географических открытий расширились представления людей о странах и народах, в Европе стали стремительно развиваться промышленность, торговля, кредитно-финансовые отношения. Изменились и сместились ведущие торговые центры, страны Средиземноморья уступили место Голландии, а позже Англии, которые оказались в центре мировых торговых путей, переместившихся из Средиземноморья в Атлантический океан. Приток драгоценных металлов в Европу вызвал революцию цен, удорожание продуктов питания и сырья для производства. После великих географических открытий в Европе появились маис, картофель, томаты, фасоль, стручковый перец, какао-бобы.

Встреча Европы со всем остальным миром имела драматический характер. В завоеванных испанцами и португальцами заморских владениях, были разрушены самобытные языческие культуры. К середине XVII в. погибли цивилизации майя, ацтеков и инков, уже имевших свою государственность. Возродилась работорговля.

Великие географические открытия стали мощным стимулом новых научных открытий и изобретений, многие из которых были связаны с ремесленным и мануфактурным производством (ремесленное производство к этому времени дробилось уже примерно на 100 отраслей и подотраслей). Наибольшее значение имело горное и литейное дело, кораблестроение, производство тканей. Там наряду с ручными орудиями труда начинают применяться некоторые механизмы и элементы машин – водяное колесо, ветряные мельницы, в горном деле появились помпы, вентиляционное оборудование, в металлургии - доменные печи на каменном угле, в металлообработке - механический молот, токарный и сверлильный станок. На корабельных верфях строились новые типы кораблей. Военный флот пополнился трехпалубными кораблями с мощным вооружением. В Голландии изобрели понтоны и плавучий док. В текстильном производстве распространялись самопрялки, а вертикальный ткацкий станок заменился горизонтальным. Появились новые типы тканей: меланжевые, бумазея. Развилось производство шелка в Италии и Франции, тонкого и грубого сукна в Англии. Технические достижения начали использоваться и в сельском хозяйстве, где уже стали складываться фермерские хозяйства.

Значительный научный прорыв был осуществлен в сфере естествознания. Развитие науки стимулировалось потребностями растущего производства. Нужды сельского хозяйства, ремесла, мореплавания порождали прогресс опытного знания. Появились более совершенные часы, был изобретен микроскоп, телескоп, термометр, ртутный барометр.

Настоящая революция произошла в астрономии. На смену геоцентрической системе мироздания, считающей Землю центром Вселенной, была выдвинута и разработана идея гелиоцентрического строения мира (Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Тихо Браге, Иоганн Кеплер ). Достижения астрономии получили и свое практическое применение. Был создан более точный календарь.

Наступил перелом в развитии математики, физики и механики (Галилей, Торричелли, Декарт и Паскаль ). Немалых успехов достигли химия, биология, физиология, медицина. Значительные успехи были достигнуты в сферах гуманитарного знания. Появилась новая философия, объединявшая в это время естественные и гуманитарные дисциплины. Крупнейшими представителями этих философских воззрений были англичанин Френсис Бэкон и француз Рене Декарт . Появились такие гуманитарные науки, как юриспруденция, историография, археология, нумизматика, основы педагогической науки. Ведущими европейскими университетами Европы становятся Сорбонна (Франция), университеты в Падуе (Италия), Саламанке (Испания), Кембридже и Оксфорде (Англия), Лейденске (Голландии), Упсале (Швеции).

Наиболее распространенной формой правления оставалась монархия. Расстановка сил между властью и обществом изменились. На смену диалогу пришел диктат короля, на смену сословной монархии – абсолютная монархия . Феодальное общество стремилось сохранить существующие порядки, не уступая нарождающейся буржуазии. Появились централизованные государства с большими средствами, сильной армией, чиновничьим аппаратом. Европейский абсолютизм начал складываться еще в XV в., но расцвет его в рамках крупного централизованного национального образования приходится на XVII в .

Подъем производительных сил, уровня материального производства, связанный с успехами городов, развитием ремесел и зарождением мануфактуры, расширением внутренних и международных торговых связей вызвал к жизни потребность в новой идеологии, новом отношении человека к самому себе и окружающему миру, ибо этот обновляющийся мир уже все менее соответствовал традиционной системе представлений, рожденной Средневековьем. Эта революция в духовной жизни Западной Европы получила название эпохи Возрождения, или Ренессанс, (XVI-начало XVII вв.) и стала одной из самых ярких страниц в истории европейской цивилизации.

Эпоха Возрождения стала временем возрождения античного наследия, которое возвращалось не только в образах искусства и литературы, но, прежде всего в самой гуманистической идее возвышения человека, гармонии его духа и тела. Это был отказ от средневекового противопоставления тела и души, осознание ценности земного бытия, попытка создания образа прекрасной гармоничной личности, которой чужда аскетическая мораль христианства. Именно этим духом пронизаны произведения представителей раннего итальянского гуманизма XIV в. (поэта и философа Ф.Петрарки и писателя Д. Боккаччо ). В изобразительном искусстве художники пытались воскресить классические образцы Античности, но отражали эпоху, в которую жили и творили (Рафаэль, Веласкес, Тициан ). Воспевая совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливались воедино, они в то же время зорко вглядывались в окружающую их реальную жизнь.

В архитектуре на смену готике пришел новый стиль ренессансный реализм. Героем литературы Возрождения стал человек с его земными страстями и желаниями. Появилась светская литература самых разнообразных жанров новеллы, хроники, пасторальные, авантюрные, плутовские, рыцарские и сатирические романы, пасквили, лирическая поэзия, публицистика, драматургия. Писатели, как и философы, стремились создать гармонию двух начал телесного и духовного, искать ответ «что есть добро и зло, в чем подлинные ценности человека». Гуманисты эпохи Возрождения провозглашали, что ценность человека определяется, прежде всего, его личными достоинствами, а не положением в обществе. Одним из высших достоинств человека считался разум, накопление знаний, которые помогали человеку сделать выбор между добром и злом.

Изменяющийся европейский мир не мог не пересмотреть и свое отношение к церкви. В XVI в. римско-католическая церковь переживала глубокий кризис, который затронул основы ее учения, культ и институты. Он был вызван появлением сильных централизованных государств, потерей монополии церкви на образование, успехами в развитии науки. Немалую роль сыграло также и поведение самих церковных властей, жадность пап и кардиналов, окружавшая их роскошь, вымогательства, поборы, продажа индульгенций. Кризис церкви усугубляло недовольство ею многих: сословию буржуазии нужна была более дешевая церковь, дворянство стремилось овладеть ее имуществом и землей, народные вожди в антикатолические лозунги вкладывали антифеодальные настроения. В ходе Реформации в XVI в. возникло третье направление христианства - протестантизм , который в свою очередь подразделился на лютеранство , кальвинизм и англиканскую церковь . Протестантизм, более, чем католицизм, отвечал духу нарождающегося Нового времени.

Родиной Реформации была Германия, где возникло лютеранство , христианское вероучение, названное по имени его основателя Мартина Лютера, который утверждал, что божественная благодать доступна каждому без посредничества церкви, что не церковные таинства, а личный выбор человека и личная вера открывают ему путь к благодати.

Значительно дальше Лютера в своем учении пошел Жан Кальвин в Женеве. Основной догмат кальвинизма - учение об абсолютном предопределении. Согласно Кальвину, участь человека в земной и загробной жизни предопределена изначально с момента его сотворения. Проклятие или благодать лежит на человеке можно определить тем, насколько в его земной жизни ему сопутствует успех или неуспех. Поэтому, человек должен постоянно трудиться, ибо труд - это божий дар, а лень - величайший порок. Трудовая этика протестантизма, сочетавшая набожность, самоограничение и бережливость с активным предпринимательством и оправданием богатств, вполне соответствовала нарождающейся рыночной капиталистической системе с ее рационализмом и стремлением к эффективности. Вполне соответствовало новым временам и демократическое устройство церкви, провозглашаемое протестантами, когда основной ячейкой церкви провозглашалась община верующих, которые сами избирали из наиболее влиятельных людей своих старейшин - пресвитеров . Идеи Кальвина пользовались большим успехом у городского населения и быстро распространились в Нидерландах, Англии, Шотландии и на юге Франции. Не случайно под знаком кальвинизма прошли буржуазные революции в Нидерландах и Англии.

Англия, однако, еще до революции пережила свою Реформацию, которая не была столь радикальной, как кальвинизм, но, тем не менее, привела к образованию самостоятельной англиканской церкви, сохранившей, правда, многое от католичества. Это была Реформация сверху, отвечавшая в большей степени интересам правящего слоя, который стремился к укреплению монархии, к независимости от власти пап. Парламент провозгласил Английскую церковь независимой от Рима, а короля главой этой церкви.

Реформация обновила христианскую церковь, сделала ее более соответствующей новому времени, поставила в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира и способную принимать на себя ответственность за собственные деяния. При этом, поощряя индивидуализм, она вводила его в строгие рамки морали, основанной на религиозных ценностях.

Похожие публикации