Энциклопедия пожаробезопасности

Технология личностного развития личности2. Методы личного развития

Какова структура нашего мира и человека, в чем заключается процесс личного развития, из каких этапов он состоит, что такое жизнь и в чем ее смысл
17425

Анатомия и физиология личного развития

Узнайте всё о самых важных изменениях, происходящих в Вашем организме при личном развитии…
1663

Осознание

Что такое осознание, как осознать себя и какие будут последствия
3259

Определение характера и темперамента

Что такое характер и из каких особенностей он состоит, что такое темперамент и каких типов он бывает, как определить свой характер и темперамент и какие будут последствия
19150

Определение таланта

Что такое талант, каких типов он бывает, какие есть помощники в его определении, как его определить и какие будут последствия
38719

Определение предназначения

Что такое предназначение, зачем нужно его знать, какие аспекты полноценной жизни он формирует, как его определить и реализовать и какие будут последствия
25096

Достижение гармонии

Что такое гармония, как она связана с ценностями, зачем и как ее достичь
4594

Законы гармонии

Какие есть законы гармонии, какова их цель, как их применять и какие будут последствия.
3164

Баланс. Колесо баланса

Что такое баланс в жизни, в каких аспектах он нужен, зачем его устанавливать, какие будут последствия и как составить колесо баланса
2818

Развитие отношений

Что такое взаимодействие и отношения, какие есть виды отношений и компоненты взаимодействия, как развивать отношения и какие будут последствия
1714

Личная свобода

Описывается, что такое свобода, какие есть признаки свободного человека, что ограничивает личную свободу и как от этого освободиться, какой нужно пройти путь к свободе
3668

Преодоление страха

Что такое страх, каких видов он бывает, как его преодолеть, какую роль в этом играет мужество, и какие будут последствия
5732

Уверенность в себе

Предназначен для понимания что такое уверенность, для чего она нужна, как проявляется и как связана с успехом. Описывается как стать уверенным в себе
20241

Решение проблем

Предназначен для понимания сути проблем и приобретения навыка их решения
19304

Самореализация

Что такое самореализация и самоактуализация, зачем и как реализовывать свое предназначение, как составить план самореализации, свою миссию, и какие будут последствия самореализации
5349

Достижение успеха

Предназначен для понимания сути успеха и приобретения навыка достижения поставленных целей. Отвечает на вопрос "Какой нужно пройти путь к успеху?"
16015

Мотивация и стимулирование

Что такое мотив и мотивация, стимул и стимулирование, какие есть виды мотивов, как организован процесс мотивации, какие есть теории мотивации, как мотивировать себя и какие будут последствия
8620

Принятие решений

Что такое решение, как правильно принимать решения, как они принимаются на клеточном уровне, каков процесс принятия решений, какие есть методы принятия решений и каковы последствия правильных и не правильных решений…
5490

Постановка целей

Как правильно ставить цели, какие нужно выполнить условия, какие методы использовать и какие будут последствия
9149

Планирование целей и дел

Что такое планирование целей и дел, из каких этапов оно состоит, что такое план и каких типов он бывает, какие есть методы планирования, как планировать самореализацию и какие есть результаты планирования
15272

Развитие личных ресурсов

Какие есть основные ресурсы для выполнения дел, решения проблем и достижения целей, как их развивать и восстанавливать, и какие будут последствия
8676

Использование закона притяжения

В чем суть закона притяжения, каковы условия его работы и как приобрести навык его повседневного использования для достижения успеха
6245

Развитие личных качеств

Что такое качество, какие личные качества есть у человека, для чего они используются и как их развивать
9858

Развитие внимания

Развивайте своё блуждающее внимание и научитесь легко управлять им, чтобы стать его единственным хозяином и получить мощного помощника для достижения своего успеха, счастья и свободы
5025

Тренировка самодисциплины

Что такое самодисциплина, как ее тренировать для достижения идеального уровня и какие будут последствия
37829

Генерация полезных идей

Что такое идея, что позволяет их генерировать, где возникают уникальные идеи и как генерировать полезные идеи
15848

Существующие модели личностно-ориентированной педагогики можно условно разделить на три основные группы: социально-педагогическая, предметно-дидактическая, психологическая.

Технология личностно-ориентированного обучения Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения, является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ рассматривается нами как неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни. Это своеобразие определяется совокупностью черт и свойств психики, формирующейся под воздействием разнообразных факторов, обеспечивающих анатомо-физиологическую, психическую организацию любого человека Индивидуальность - обобщенная характеристика особенностей человека, устойчивое проявление которых, их эффективная реализация в игре, учении, труде, спорте определяет индивидуальный стиль деятельности как личностное образование. Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно - и это главное для человека - в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности. В обучении учет индивидуальности означает раскрытие возможности максимального развития каждого ученика, создание социокультурной ситуации развития исходя из признания уникальности и неповторимости психологических особенностей ученика. Но чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс. Технологизация личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса. Кратко сформулируем основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса:

учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;

в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний;

активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;

необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;

необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;

образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц учения, их описание, использование учителем на уроке, в индивидуальной работе (различные формы коррекции, репетиторства) .

Можно сделать вывод, что личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Развитие ученика как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития; учение как субъектная деятельность ученика, обеспечивающая познание (усвоение) должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание; основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями. Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.

27.Технологии эффективного управления процессом обучения. Альтернативные технологии в зарубежной школе.

Зародившись более трех десятилетий назад в США, термин «педагогическая технология» быстро вошел в лексикон всех развитых стран. В зарубежной педагогической литературе понятие «педагогическая технология», или «технология обучения», первоначально соотносилось с идеей технизации учебного процесса, сторонники которой видели в качестве основного способа повышения эффективности учебного процесса широкое использование технических средств обучения. Такая трактовка сохранялась вплоть до 70-х гг. прошлого столетия. В 70-е гг. в педагогике достаточно сформировалась идея полной управляемости учебного процесса, приведшая вскоре к следующей установке в педагогической практике: решение дидактических проблем возможно через управление учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению. Соответственно, во многих международных изданиях появляется новая интерпретация сущности педагогической технологии: педагогическая технология - это «не просто исследования в сфере использования технических средств обучения или компьютеров; это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования" и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов» (Международный ежегодник по технологии образования и обучения, 1978/79. -- Лондон - Нью-Йорк, 1978). Следует отметить, что в настоящее время в зарубежной литературе встречается как первоначальное понимание сущности педагогической технологии (педагогическая технология как максимальное использование в обучении возможностей ТСО), так и понимание педагогической технологии, связанное с идеей управления процессом обучения (т. е. целенаправленное конструирование целей обучения в соответствии с целями проектирования всего хода процесса обучения, проверка и оценка эффективности выбранных форм, методов, средств, оценка текущих результатов, коррекционные мероприятия. Раскрывая сущность педагогической технологии, сопряженной с идеей управления процессом обучения, японский ученый Т. Сакамото писал, что педагогическая технология представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления, который можно иначе назвать «систематизацией образования» или «систематизацией классного обучения».

Системный подход к обучению как сущностная характеристика понятия «педагогическая технология» отражен в определении ЮНЕСКО, согласно которому педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. В отечественной педагогической литературе, как справедливо отмечают многие авторы, в понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют разночтения

Монодидактические технологии применяются очень редко. Обычно учебный процесс строится так, что конструируется некоторая полидидактическая технология, которая объединяет, интегрирует ряд элементов различных монотехнологий на основе какой-либо приоритетной оригинальной авторской идеи. Существенно, что комбинированная дидактическая технология может обладать качествами, превосходящими качества каждой из входящих в нее технологий. Обычно комбинированную технологию называют по той идее (монотехнологии), которая характеризует основную модернизацию, делает наибольший вклад в достижение целей обучения. По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий: а) Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностьюсодержания. б) Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Примеры: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е.И. Пассова, и др. в) Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Примеры: программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В.В. Фирсов, Н.П. Гузик), технологии индивидуализации обучения (А.С. Границкая, И. Унт, В.Д. Шадриков), перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко), компьютерные (информационные) технологии и др. г) Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева, технология «Диалог культур» B.C. Библера и С.Ю. Курганова, система «Экология и диалектика» Л.В. Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича, и др. д) Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка; обучение по Л.Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология М. Монтессори и др. е) Альтернативные: вальдорфская педагогика Р. Штайнера, технология свободного труда С. Френе, технология вероятностного образования А.М. Лобка. ж) Наконец, примерами комплексных политехнологий являются многие из действующих систем авторских школ (из наиболее известных - «Школа самоопределения» А.Н. Тубельского, «Русская школа» И.Ф. Гончарова, «Школа для всех» Е.А. Ямбурга, «Школа-парк» М. Балабана и др

28.Гуманистические воспитательные системы и технологии.

Воспитательная система школы может быть авторитарной или гуманистической. ^ Гуманистическая воспитательная система - воспитательная система, ориентированная на личность воспитанника, на развитие его способностей, на создание условий для его саморазвития, самореализации в атмосфере защищенности и педагогической поддержки. Исследователями выделены признаки гуманистических воспитательных систем: наличие разделяемого и принимаемого как взрослыми, так и детьми целостного образа собственной школы, представление о ее прошлом, настоящем и будущем, ее месте в окружающем мире, ее специфических особенностях; событийный характер в организации жизнедеятельности детей и взрослых, интеграция воспитательных воздействий через включение их в коллективные творческие дела; формирование здорового образа жизни учебного заведения, в котором преобладают порядок, позитивные ценности, мажорный тон, динамизм чередования различных жизненных фаз (событийность и повседневность, праздники и будни); педагогически целесообразная организация внутренней среды учебного заведения - предметно-эстетической, пространственной, духовной, использование воспитательных возможностей внешней (природной, социальной, архитектурной) среды и участие в ее педагогизации; реализация защитной функции школы по отношению к личности каждого школьника и педагога, превращение школы в своеобразную общину, жизнедеятельность которой строится на основе гуманистических ценностей. Воспитательная система школы создается усилиями всех участников педагогического процесса: учителями, учащимися, родителями, учеными, представителями производства, спонсорами и др.

Важным аспектом проблемы воспитательных систем является идея создания единого воспитательного пространства, то есть целенаправленного освоения школой окружающей среды. Это делает школу «открытой» воспитательной системой. Средовой подход в теории воспитательных систем определяется как совокупность теоретических положений и действий со средой, превращающих ее в средство управления процессами формирования и развития личности ребенка (М.Б. Чернова). Каждая воспитательная система находит свойственную ей связь с окружающей социальной и природной средой, расширяя диапазон возможностей воспитательного влияния на личность. Эффективная воспитательная система способна стать центром воспитания в школе и социуме. Процесс становления и функционирования воспитательной системы происходит благодаря целенаправленным управленческим действиям по ее развитию.Управленческая деятельность невозможна без изучения и оценки эффективности воспитательной системы.

29.Управление школой и руководство учебно-воспитательной работой. Направленность развития инновационной деятельности в образовании.

. Внутришкольный контроль представляет вид деятельности руководителей школы совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия системы учебно-воспитательной работы школы общегосударственным требованиям и школьным планам развития. Контроль удобно проводить с помощью диагностических средств.

Для оценки продвижения школы в своем развитии обычно оценивают следующие показатели:

1.Инновационная деятельность школы: обновление содержания образования (знание обновленного базисного и дополнительного компонентов, программы обучения и воспитания); обновление методов и форм работы (рефлексивные методики освоения программ, модульная и циклоблочная система организации УВП; преобладание групповых и индивидуальных форм организации познавательной деятельности над общеклассными); сочетание самоанализа, самоконтроля с самооценкой и оценкой партнера по совместной познавательной деятельности.

2. Способ организации учебно-воспитательного процесса (УВП): самоуправление, сотрудничество учителей, учащихся, родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития; совместное планирование и организация деятельности учителя и ученика как равноправных партнеров; высокий уровень мотивации участников педагогического процесса; комфортная вещно-пространственная и психолого-педагогическая среда для всех участников целостного педагогического процесса; права выбора содержания профиля, форм получения образования учащимися.

3. Эффективность УВП, соответствие конечных результатов запланированным: высокий положительный уровень воспитанности и обученности учащихся (выше 75%) (начитанность т глубокое познание какой-либо области науки, отношение к общественным нормам и закону, отношение к прекрасному, отношение к себе).

Наряду с постоянным внутришкольным контролем (самоконтролем) для обеспечения единого государственного базисного уровня знаний, умений, навыков и уровня воспитанности школьников проводится и государственный контроль деятельности школы. Этот контроль осуществляется органами управления образованием. Объектом их инспектирования (экспертизы) является управленческая деятельность руководителей школы, а не работа учителя. Контроль за качеством работы учителя, качеством знаний учащихся, их воспитанностью проводится и оценивается внутришкольным управлением педагогического процесса.

Педагогический опыт – это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, это высокое мастерство учителя, т.е. такая работа, которая дает наилучший педагогический результат.

Педагогическая инновация – целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения иной педагогической практики. Нововведение, новшество, направленное на преобразование существующих форм и методов образования, создание новых целей и средств их реализации.

Главное отличие инновационного образования от традиционного состоит в создании условий для развития всего потенциала личности, чтобы воспитанник был готов к любому, даже непредвиденному будущему, и способен адаптироваться к новым ситуациям.

Источниками зарождения инновационных процессов в практике образовательного учреждения являются:

1) интуиция педагога;

2) опыт, рождённый в данной школе;

3) педагогический опыт других школ;

4) нормативные документы;

5) мнение потребителя образовательных услуг;

6) потребности педагогического коллектива работать по–новому и др.

Инновации выступают как способ решения проблем, возникающих в нестандартных ситуациях функционирования и развития образовательных процессов.

Виды инноваций:

По технологии образования;

По форме организации учебного процесса;

В педагогической практике выделяют следующие стадии развития инноваций:

    Формирование идеи, разработка путей реализации.

    Апробация – опробование того, что изобрели; подтверждение плюсов и коррекция.

    Распространение новой практики.

    Устаревание новшества.

Сложность оценки инновации : инновационные процессы программируются на будущее, а оцениваются в настоящем, т.е. оценке подвергается то, что не представлено, чего ещё нет.

Инновационный педагогический опыт –нововведения в педагогической деятельности, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

30.Педагогическая профессия и её особенности. Лидеры педагогической профессии.

Своеобразие педагогической профессии. педагогическую профессию из рада других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа "человек-человек" заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира. Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. В профессии педагога ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение. Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.

Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. Гуманистическая функция педагогической профессии. За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции - адаптивная и гуманистическая ("человекообразующая"). Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности, творческой индивидуальности. В труде учителя всегда содержится гуманистическое, общечеловеческое начало. Сознательное его выдвижение на первый план, стремление служить будущему характеризовали прогрессивных педагогов всех времен. Так, известный педагог и деятель в области образования середины XIX в. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег, которого называли учителем немецких учителей, выдвигал общечеловеческую цель воспитания: служение истине, добру, красоте. "В каждом индивидууме, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью: это стремление к благородным общечеловеческим целям" . В реализации этой цели, считал он, особая роль принадлежит учителю, который является живым поучительным примером для ученика. Его личность завоевывает ему уважение, духовную силу и духовное влияние. Ценность школы равняется ценности учителя. История педагогической профессии показывает, что борьба передовых учителей за освобождение ее гуманистической, социальной миссии от давления классового господства, формализма и бюрократизма, консервативного профессионального уклада придает драматизм судьбе педагога. Эта борьба становится все напряженнее по мере усложнения социальной роли педагога в обществе. Сугубо адаптивная направленность деятельности учителя крайне негативно сказывается и на нем самом, так как он постепенно теряет самостоятельность мышления, подчиняет свои способности официальным и неофициальным предписаниям, теряя в конечном счете свою индивидуальность. Чем больше учитель подчиняет свою деятельность формированию личности учащегося, приспособленного к конкретным запросам, тем в меньшей степени он выступает как гуманист и нравственный наставник. И наоборот, даже в условиях антигуманного классового общества стремление передовых педагогов противопоставить миру насилия и лжи человеческую заботу и доброту неизбежно отзывается в сердцах воспитанников. Коллективный характер педагогической деятельности. Если в других профессиях группы "человек-человек" результат, как правило, является продуктом деятельности одного человека - представителя профессии (например, продавца, врача, библиотекаря и т.п.), то в педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи и других источников воздействий в качественное преобразование субъекта деятельности - воспитанника. С осознанием закономерного усиления коллективистических начал в педагогической профессии все шире входит в обиход понятие совокупного субъекта педагогической деятельности. Под совокупным субъектом в широком плане понимается педагогический коллектив школы или другого образовательного учреждения, а в более узком - круг тех педагогов, которые имеют непосредственное отношение к группе учащихся или отдельному ученику. Те или иные черты коллектива проявляются прежде всего в настроении его членов, их работоспособности, психическом и физическом самочувствии. Такое явление получило название психологического климата коллектива. Творческая природа труда учителя. Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности поэтому является важнейшей ее особенностью. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата. Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку учитель на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и способы ее решения. Но опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта лучших школ и учителей. Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все ее стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов. В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, учитель, так же как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: анализом педагогической ситуации; проектированием результата в соответствии с исходными данными; анализом имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценкой полученных данных; формулировкой новых задач. Однако творческий характер педагогической деятельности нельзя свести только к решению педагогических задач, ибо в творческой деятельности в единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностный компоненты личности. Тем не менее решение специально подобранных задач, направленных на развитие каких-либо структурных компонентов творческого мышления (целеполагание, анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов, перебор вариантов, классификация и оценка и т.п.), является главным фактором и важнейшим условием развития творческого потенциала личности учителя. Опыт творческой деятельности не вносит принципиально новых знаний и умений в содержание профессиональной подготовки учителя. Но это не означает, что научить творчеству нельзя. Можно - при обеспечении постоянной интеллектуальной активности будущих учителей и специфической творческой познавательной мотивации, которая выступает регулирующим фактором процессов решения педагогических задач. Это могут быть задачи на перенос знаний и умений в новую ситуацию, на выявление новых проблем в знакомых (типичных) ситуациях, на выделение новых функций, методов и приемов, на комбинирование новых способов деятельности из известных и др. Этому же способствуют и упражнения в анализе педагогических фактов и явлений, выделении их составляющих, выявлении рациональных основ тех или иных решений и рекомендаций. Часто сферу проявления творчества учителя непроизвольно сужают, сводя ее к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Между тем творчество педагога не в меньшей мере проявляется и при решении коммуникативных задач, выступающих своеобразным фоном и основанием педагогической деятельности. В. А. Кан-Калик, выделяя наряду с логико-педагогическим аспектом творческой деятельности учителя и субъективно-эмоциональный, детально конкретизирует коммуникативные умения, особенно проявляющиеся при решении ситуативных задач. К числу таких умений в первую очередь следует отнести умения управлять своим психическим и эмоциональным состоянием, действовать в публичной обстановке (оценить ситуацию общения, привлечь внимание аудитории или отдельных учеников, используя разнообразные приемы, и т.п.) и др. Творческую личность отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность. Е. С. Громов и В. А. Моляко называют семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазию, активность, концентрированность, четкость, чувствительность. Педагогу-творцу присущи также такие качества, как инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, целеустремленность, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память. Каждый учитель продолжает дело своих предшественников, но учитель-творец видит шире и значительно дальше. Каждый учитель так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только учитель-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.

Валентина Калинина
Личностно-ориентированные технологии в развивающей среде (выступление на педсовете)

Реализуется в предметно – пространственной развивающей среде , отвечающей требованиям содержания новой ООП ДО с ФГОС ДО, которая позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя, свои возможности и интересы.

Организуя с детьми образовательную деятельность, я делаю акцент на личностно - ориентированный подход в общении, а, именно, планирую НОД, совместную деятельность воспитателя и детей так, чтобы она была направлена не на выяснение того, что знает ребёнок, а на то, насколько развиты его “сила ума” , наклонности и способности рассуждать, критически мыслить, находить правильное решение, применять знания на практике. Как система отношений сотрудничество многоаспектно, но важнейшее место в нем занимают отношения "педагог - ребёнок". В концепции сотрудничества ребёнок представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим.

Личностно-ориентированная технология - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно -ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики : самоценности личности , уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве .

Ставят в центр всей системы воспитательно-образовательной работы нашего детского сада :

Обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном образовательном учреждении;

Бесконфликтных и безопасных условий ее развития ;

Реализацию имеющихся природных потенциалов.

Цель личностно-ориентированной технологии - «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития , адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа »

Задачи :

Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ;

Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка , реализация её природных потенциалов;

Приоритет личностных отношений ;

Индивидуальный подход к воспитанникам.

Формы организации деятельности личностно-ориентированной технологии :

Игры, занятия, спортивные досуги

Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность

Упражнения, игры, гимнастика, массаж

Тренинги, этюды, образно-ролевые игры

Функции личностно -ориентированного образования :

Гуманитарная, суть состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала;

Культуросозидательная (культурообразующая, направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования ;

Социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождения человека в жизнь общества. Механизмом реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество, как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения .

Позиция педагога в условиях личностно-ориентированной технологии

Оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие

Отношение к ребенку как субъекту собственной образовательной деятельности, как к личности , способной развиваться не по принуждению , а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность

Опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в образовании, содействие их обретению и развитию .

Особенности личностно-ориентированной технологии .

В центре внимания – уникальная целостная личность растущего человека , которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются :

1. Гуманно-личностные технологии , отличающиеся своей гуманистической сущностью, психолого-терапевтической направленностью при оказании помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях, где имеются комнаты психологической разгрузки - это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий. Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты долечивания (после болезни, помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Как правило, в подобных дошкольных учреждениях дети спокойны, уступчивы, не конфликтны

2. Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок» . Педагог и дети создают условия развивающей среды , изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения ) . Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений , индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким подходом обладает образовательная программа «От рождения до школы» . Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок : социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий. Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития . Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей.

В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются :

Постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;

Подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;

Оценка актуального развития дошкольника , коррекция отклонений, направленная на достижение целей;

Заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника . Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви , заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности .

Все участники педагогического процесса создают условия предметно-развивающей среды : изготавливают пособия, игрушки, игровые атрибуты, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы образования и воспитания личность ребенка , обеспечение ему комфортных условий в учреждении, в котором он находится, бесконфликтных и безопасных условий ее развития , реализации имеющихся природных потенциалов. Личность ребенка в данной технологии не только субъект , но и субъект приоритетный : она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо цели.

В результате использования личностно - ориентированных технологий педагоги имеют возможность построения индивидуального образовательного маршрута воспитанников.

Использование различных форм проведения даёт свои положительные результаты : воспитывает толерантное отношение к личности ребенка ; формирует базис личностной культуры с сохранением индивидуальности ребенка; выстраивание между педагогом и ребенком партнерских отношений; повышает уровень мотивации ребёнка к образовательной деятельности

Результат использования технологии - становление ребёнка как личности . Это предполагает решение следующих задач : развитие доверия ребенка к миру, чувства радости. (психологическое здоровье) ; формирование начал личности (базис личностной культуры ) ; развитие индивидуальности ребенка

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ Амир Абдулхуссейн Хашим, Э.П. Комарова

В статье рассматриваются инновационные технологии развития личности, которые ориентированы на достижение профессионально-личностного потенциала

Ключевые слова: инновационные технологии, развитие личности, профессионально личностный потенциал

Анализ заявленной темы обусловливает прежде всего необходимость определения инновационных технологий, а затем ответить на вопрос, какие инновационные образовательные технологии инициируют профессиональное развитие личности (обучающихся).

Базовым (ключевым) является определение технологии как совокупности знаний о способах и средствах проведения каких-либо процессов, а также сами психолого-педагогической литературе, образовательной практике используются различные понятия: образовательные, педагогические, психологические технологии обучения, воспитания и развития, личностно ориентированные и развивающие технологии. Соотношение этих понятий четко не дифференцированно. Наиболее общим, смыслообразущим является понятие «образовательные технология» - совокупность способов, приемов, упражнений, процедур, обеспечивающих продуктивное взаимодействие субъектов образовательно процесса и направленных на достижение планируемого результата. Поскольку речь идет о субъектах деятельности, то в равной мере к ним относятся и обучаемые, и обучающие. Видами деятельности могут выступать обучение и воспитание, а также деятельность по изменению личности, развитию ее структурных составляющих: направленности, образованности, опыта, познавательных способностей, социально и профессионально важных качеств, психофизических свойств.

Инновации в образовании - это новшества, нововведения, обеспечивающие получение нового образовательного эффекта. Критериями

образовательных инноваций выступают следующие показатели:

новизна - наличие нового признака или новая комбинация известных в образовании признаков;

Полезность - наличие положительного образовательного эффекта;

Воспроизводимость - возможность получения положительного результата любым компетентным педагогом.

Основываясь на этих исходных положениях инновационные образовательные технологии можно определить следующим образом: это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, направленных на развитие личности, инструментально обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата в профессионально-педагогических ситуациях,

образующих интеграционное единство форм и

Амир Абдулхуссейн Хашим - ВГТУ, аспирант, e-mail: [email protected]

Комарова Эмилия Павловна - ВГТУ, д-р пед. наук, профессор, e-mail: [email protected]

методов обучения при взаимодействии обучаемых и педагогов в процессе развития индивидуального стиля деятельности.

В данном определении подчеркиваются важные моменты инновационных технологий профессионального образования:

Целевая установка на развитие личности;

Интеграционное единство форм, методов и средств обучения;

Фасилитационное взаимодействие обучаемых и педагогов;

Индивидуальный стиль педагогической деятельности.

Инновационные технологии ориентированы на достижение следующих целей:

Актуализация профессионально-личностного потенциала субъектов образования;

Развитие профессионально мобильной личности;

Построение индивидуальных образовательных маршрутов обучающих;

Формирование проектной культуры;

Обеспечение фасилитационного взаимодействия субъектов профессионального образования.

Чтобы определиться со структурой и составом инновационных технологий профессионального развития следует уточнить, что мы понимаем под профессиональным развитием. Это изменение психики в процессе освоения и выполнения учебно-профессиональной, профессиональной и трудовой деятельности.

В зависимости от преобладающих форм реализации этих видов деятельности можно выделить три модели образования специалистов:

Адаптационная модель - ориентированная на подготовку специалистов выполнять конкретные профессиональные функции. Реализуется на репродуктивном уровне в основном традиционными, устоявшимися когнитивно и деятельностно ориентированными образовательными технологиями;

Модель профессиональной мобильности ориентированной на подготовку «универсальных» специалистов, способных выполнять широкий радиус социально-профессиональных функций. Реализуется на эвристическом уровне, в основном контекстно-компетентностными образовательными технологиями;

Модель личностно-профессионального саморазвития, направленной на развитие ценностно-смысловой активности, которая обусловливает альтернативность и вариативность индивидуальных образовательных маршрутов в развивающемся профессионально-образовательном пространстве. Реализуется на творческом уровне в основном личностно развивающими образовательными технологиями.

Очевидно, что все три модели профессиональной подготовки инициируют профессиональное развитие личности, а реализуется широким спектром образовательных технологий. Все их многообразие можно упорядочить следующим образом:

Технологии систематизации и

визуализированной презентации знании - предполагают определение многообразных связей и отношений между изучаемыми предметами и явлениями, их упорядочивание на основе сходства/различия, наглядное представление структурно-функциональных связей отношений в форме схем, таблиц, рисунков, анимации, знаково-символических моделей. К этой группе технологий относятся ситуационный анализ, работа со схемами, технологическими картами, систематизация литературы, графическое моделирование и др.

Информационные и коммуникационные технологии - обучение, основанное на использовании электронных средств: компьютера, визуальных средств, гипертекстов, гипермедиа. Эти средства опосредуют воздействие педагогов и обучающихся, обеспечивают интерактивный диалог, возможность индивидуализировать процесс обучения, доступ к информационным каналам и сетям. К информационным и коммуникативным технологиям относятся: дистанционное обучение, обучающие программы, мультимедийные технологии и др.

Технологии развивающего обучения

ориентированы - на актуализацию

профессионально-личностного потенциала,

социально-профессионального развития личности, формирование метапрофессиональных

дидактических единиц: обобщенных знаний, умений, компетентностей, компетенций,

обеспечение субъект-субъектного взаимодействия всех участников профессионально-образовательного процесса. К ним относятся развивающая диагностика, тренинги развития и креативности, метод проектов, анализ нестандартных ситуаций и др.

■ Технологии контекстного обучения в максимальной степени моделируют реальную социально-профессиональную деятельность.

Основной единицей содержания контекстного обучения выступает проблемная ситуация в учебно-профессиональной, квазипрофессиональной и реальной профессиональной деятельности. К технологиям контекстного обучения относятся предметные семинары-дискуссии, групповые лабораторно-практические занятия, анализ конкретных производственных ситуаций и др.

Саморегулируемое учение направлено на развитие у обучаемых способностей самостоятельно приобретать компетенции по самоуправлению, организации, рефлексии и самоконтролю. Развитие компетенций обучаемых посредством

Воронежский государственный технический университет

саморегулируемого учения осуществляется на основе анализа профессиональной деятельности. К этой образовательной технологии относятся диалоговые методики, метод case-study, позиционные дискуссии, рефлексивные игры и т.д.

Технологии социально-профессионального

воспитания - совокупность приемов, процедур и способов решения задач нравственно-профессионального становления специалиста в профессиональной школе и на производстве. Технологии воспитания предполагают особую воспитывающую среду, организацию воспитательных взаимодействий субъектов совместной деятельности и общения, установление эмоционально-положительных взаимоотношений. К социально-профессиональным технологиям воспитания относятся методы убеждения, упражнения, поощрений и наказания, принуждения и др.

Формы и методы реализации перечисленных технологии разнообразны: проблемные лекции, лекции-дискуссии, диагностические семинары-тренинги, визуализированные практикумы, практикумы-беседы, интерактивный диалог, программированное обучение, подготовка рефератов, аннотирование литературы,

мультимедийные технологии, дидактическая диагностика, организационно-мыслительные игры, метод направляющих тестов, супервизорская консультация, творческие дипломные или курсовые проекты, анализ ситуаций, тренинги развития и креативности, корпоративный тренинг, разработка рацпредложении, упражнения на тренажерах, ролевые игры, программированный контроль, рефлексивно-инновационный семинар,

критериально-оценочное тестирование и др.

При выборе инновационных технологий профессионального развития личности следует руководствоваться следующими требованиями:

1. Технологии должны способствовать самодеятельности, саморазвитию и самоактуализации обучающих.

2. Технологии должны обеспечивать вовлечение студентов в различные виды проектной, творческой и научно-исследовательской деятельности.

3. Технологии должны обеспечивать групповое взаимодействие участников профессионально-образовательного процесса.

4. Технологии должны обеспечивать формирование универсальных компетенций -являющихся основой профессиональной мобильности специалистов.

5. Технологии должны содействовать открытости подготовки профессиональному будущему обучающих.

Литература

1. Э.Р. Зеер «Психология профессионального образования» Воронеж, 2003. - С 303 - 310.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE PERSONALITY DEVELOPMENT Amir Hashim Abdulhusseyn, E.P. Komarova

The paper discusses the development of innovative technologies of personality development that focus on delivering professional and personal potential

Key words: innovative technology, personal development, professional personal potential

ЕГОРЬЕВСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И ЛОГОПЕДИИ

Технологии личностного развития

Практическое задание

Выполнила:

Студент(ка) 3 года обучения

направления - педагогическое образование

профиль подготовки – школьное образование

Пономарева Ирина Александровна.

2017 г.

«Истинный предмет учения состоит в приготовлении человека быть человеком».

А. А. Пирогов

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса.

Б. Т. Лихачёв

Начальная школа - это целый мир! Для ребенка, пришедшего в школу, начинается новая жизнь, полная чудес, открытий, трудностей и проблем.

Как помочь ребенку освоиться в новом для него мире - начальная школа? Как учителю удержать интерес к учебе? Как сделать так, чтобы школьные годы остались в памяти светлым периодом жизни? Ответ на эти вопросы очевиден - нужно сделать этот дом- начальная школа радостным, уютным и добрым для жителей разных категорий. Как и в любом доме жители начальной школы требуют особого внимания, понимания и заботы и каждый учитель начальной школы, являясь непременно заботливым хозяином учится адресно помогать каждому жителю.

Дети из социально- неблагополучных семей;

Дети, попавшие в ТЖС;

Дети из семей мигрантов;

Дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

Дети с ограниченными возможностями;

Дети из многодетных семей;

Дети с девиантным поведением.

Мои педагогические идеи в работе с различными категориями детей, следующие:

    Создание модели начальной школы адаптивного, смешанного типа (этому служит типовое разнообразие классов и программ, определенное на принципе разумной достаточности и взаимосвязи).

    Обновление содержания образования, введение в массовую общеобразовательную школу элементом гимназического образования (осуществление уровневой и профильной дифференциации, освоение новых педагогических технологий, формирование личности с развитым интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры).

    Формирование и развитие школьной воспитательной системы гуманистического типа, основанной на общечеловеческих и отечественных ценностях.

    Создание и реализация программы педагогического просвещения, развития и профориентации с начальной школы.

В начальной школе создана гуманистическая, демократическая воспитательная система, обеспечивающая целостность всего педагогического процесса. Наличие не только педагогического, но и психологического образования существенно помогает в работе в качестве не только учителя предметника, но в работе классного руководителя. На начальном этапе проводится изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности учащихся и социальной микросреды, условий их жизни. В процессе такого изучения выявляются интересы и потребности детей, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, типология семей, их социокультурный и педагогический портрет. Диагностический инструментарий включает в себя как социологические, так и психологические методики. Следует отметить, что несмотря на разделение техник и методов работы с различными категориями обучающихся, каждый метод при необходимости применим к любому ребенку. Перед учителями начальных классов стоит основная задача - способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности - это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:  исследовательский;  частично-поисковый;  проблемный;  проективный; Формы работы:  классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;  консультирование по возникшей проблеме;  дискуссия;  игры. Очень важно участие детей вочных идистанционных олимпиадах различного уровня:  предметные олимпиады;  интеллектуальные марафоны;  различные конкурсы и викторины;  словесные игры и забавы;  проекты по различной тематике;  ролевые игры;  индивидуальные творческие задания. Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере. При работе с одаренными детьми необходимо уметь:  обогащать учебные программы, т. е. обновлять и расширять содержание образования;  стимулировать познавательные способности учащихся;  работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;  принимать взвешенные психолого-педагогические решения;  анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;  отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел. Успеху этого процесса способствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются.

Следующая, на мой взгляд очень важная категория обучающихся, это дети - инвалиды. Как же строить учителю- универсалу, а учитель начальных классов таковым и является работу с детьми этой категории. Если мы заглянем в конвенцию ООН, то прочтем, что «Ребёнок - инвалид имеет право на особый уход, образование и подготовку с тем, чтобы помочь ему в ведении полноценной и достойной жизни в условиях, обеспечивающих максимальную самостоятельность и социальную интеграцию». И наша главная задача в работе с детьми из этой категории научить маленького человека самостоятельности социальной интеграции. Социальная адаптация больных детей в условиях массовой школы осуществляется индивидуально. Первостепенной является психолого- педагогическая помощь детям Используя технологию сотрудничества в урочной и внеурочной деятельности педагог нацеливается на преодоление у таких детей трудностей в общении. К формам работы можно отнести:  Знакомство с ребенком;  Диагностика;  Реабилитационная работа;  Оказание реальной помощи и поддержки;  Правовая поддержка. Методы работы:  беседа с классным руководителем;  с медицинским работником;  индивидуальная беседа с ребёнком;  анкетирование, тестирование, социометрия;  вовлечение в кружки, секции;  оказание помощи в учебной деятельности (выработка единых педагогических требований);  групповая работа в микросоциуме;  вовлечение детей в общественную жизнь школы, класса, населенного пункта;  (олимпиады, конкурсы, концерты, семинары, конференции,…).  ходатайства в различные организации;  организация каникулярного отдыха, медицинского обследования, санаторно-курортного лечения;  соблюдение прав ребёнка, социально-правовое консультирование.

При работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, а сюда входят дети- сироты, дети, находящиеся под опекой и дети, проживающие в приемных семьях. Школа призвана оказывать помощь ребенку по защите его прав и законных интересов, осуществлять систематический контроль за воспитанием, обучением, состоянием здоровья, материально-бытовым содержанием, оказывать помощь в преодолении трудностей в учебе. Итогом деятельности учителя начальной школы является социально-педагогического сопровождения ребенка, оставшегося без попечения родителей. Данное сопровождение включает в себя:  создание и своевременная корректировка Банка данных учащихся оставшихся без попечения родителей;  патронаж и консультирование родителей по оптимизации воспитательной среды семьи;  беседы с несовершеннолетними и их родителями по повышению уровня правовой грамотности, пропаганде здорового образа жизни, особенностях подросткового возраста;  вовлечение несовершеннолетних и их родителей в социально - значимую деятельность;  содействие включению родителей в учебно - воспитательный процесс и др. Классным руководителем ведутся карты индивидуального профилактического сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей. Классный руководитель регулярно социального педагога о результатах работы с учащимися, о достижениях учащихся данной категории. Как я уже говорила, учитель начальных классов сегодня - это учитель-универсал, воплощающий в свей работе функции и педагога-психолога, и социального педагога, и педагога организатора. Сегодня при миграции из зоны вооруженных конфликтов на территорию российских городов переезжает большое количество семей беженцев и вынужденных переселенцев, дети которых нуждаются в психологической помощи и поддержке. Состояние детей определяется внутренней неуверенностью, растерянностью, депрессией, апатией. Осуществляя работу с детьми из семей мигрантов и вынужденных переселенцев учитель начальных классов задает себе вопрос: «Как организовать учебный процесс?» «Как помочь детям быстро адаптироваться в Российской школе?». Ответ на эти вопросы можно найти в основополагающем принципе гуманистической педагогики, признающей главной ценностью и целью образования личность ребенка, его психологическое благополучие, переживание им чувства защищенности, теплого принятия одноклассниками и безусловного позитивного отношения учителя, независимо от его успеваемости и личностных качеств. Поэтому, принимая ребенка в класс учителю начальных классов, необходимо создать соответствующие условия. В ходе урочной и внеурочной деятельности необходимо строить взаимоотношения с прибывшими детьми на основе диалога и сотрудничества, одобрения даже незначительных успехов в новой для них среде. Педагогическая работа с детьми с девиантным поведением включает в себя различные направления. В первую очередь это профилактическая работа, которая осуществляется в разнообразных формах. Система профилактики девиантного поведения учащихся в образовательном учреждении включает в себя в качестве первоочередных следующие меры:  создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.);  создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы;  создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками;  организацию подготовки специалистов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно-профилактической работой, прежде всего, с детьми и подростками группы риска и их семьями;  создание общественных образовательных программ для усиления осознания и привлечения внимания к проблемам молодежи с отклоняющимся от нормы поведением (телевизионные программы, обучающие программы и т. д.);  организацию детского досуга.  информационно-просветительскую работу. Работа с детьми с девиантным поведением включает в себя также и их социально-педагогическая реабилитацию. Реабилитация может рассматриваться как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона - от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе. Реабилитация может рассматриваться и как результат воздействия на личность, ее отдельные психические и физические функции. В процессе реабилитации компенсаторный механизм используется для преодоления существующего порока, а в процессе адаптации - приспособления к нему. Следовательно, реабилитация - это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками. Следует различать различные виды реабилитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую. Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма ребенка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания. Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу подростка и имеет своей целью преодоление в сознании подростка с девиантным поведением представления о его ненужности и никчемности как личности.

Основная задача педагога – выбрать метод и форму организации работы с детьми, интенсивно внедрять в работу инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

I Технология проектной деятельности

Проектная деятельность - это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому, направлению содержания образования.

Проект позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

II Информационно-коммуникативные технологии

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.

Новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Задачи педагогов: идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ,

сформировать основы информационной культуры его личности,

повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

III Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

IV Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности - сформировать у школьников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

V Технология «Портфолио педагога»

Современное образование нуждается в новом типе педагога (творчески думающим, владеющим современными технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат, у которого должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.

VI Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы школьного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и школьном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов, создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

VII Игровая технология

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

Заключение

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют их успешное обучение в школе.

Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Применение инновационных педагогических технологий способствует:

повышению качества образования;

повышение квалификации воспитателей;

применение педагогического опыта и его систематизация;

использование компьютерных технологий воспитанниками;

сохранение и укрепление здоровья воспитанников;

повышение качества обучения и воспитания.

В «Толковом словаре» В. Даля слово «учитель» определяется как наставник, преподаватель, т. е. подчеркиваются две его основных функции - руководство приобретением и реализацией социального опыта ученикам и передача накопленных человечеством знаний. Эти функции были для учителя основными на всем протяжении истории человечества.

Учитель - организатор учебного процесса в школе. Он - источник знаний для учащихся как во время уроков, дополнительных занятий и консультаций, так и вне рамок учебного процесса. Каждый учитель, выступая с лекциями, беседами перед родителями учащихся и общественностью, является пропагандистом педагогических знаний.

Похожие публикации