Энциклопедия пожаробезопасности

Торговый сбор: кто и сколько должен платить? Что такое торговый сбор и кто его оплачивает

Понятие торгового сбора вошло сначала в обиход москвичей, а затем и жителей других городов федерального значения РФ с 2015 года. Для регламентирования этого платежа написана глава 33 Налогового Кодекса Российской Федерации, включенная туда на основании Федерального закона от 29 ноября 2014 года № 382 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Рассмотрим, какие особенности имеются у этого платежа, какова его база, кто попадает под категорию плательщиков, куда именно нужно вносить средства, а также как правильно заполнить форму для регистрации.

Как определяет торговый сбор Налоговый Кодекс РФ

Торговый сбор – обязательный местный платеж, введенный с 1 июля 2015 года в Москве, а затем в Санкт-Петербурге и Севастополе, перечисляемый за ведение реализаторской деятельности на различных объектах, среди которых:

  • неперемещаемые торговые объекты без специальных залов (кроме торговли на автозаправочных станциях);
  • «движимые» точки для осуществления продаж (лотки, палатки, торговля с автомобилей, столов, раскладок и т.п.);
  • торговые залы в постоянных торговых помещениях (магазины, лавки, павильоны);
  • склады с отпускаемыми прямо оттуда товарами.

Муниципальные объединения, для которых обязателен торговый сбор, своей властью регламентируют в юридических актах льготные условия для тех, кто должен его оплачивать, а также обозначают категории льготников и процедуру использования особых ставок.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! В упомянутых городах торговый сбор должен уплачиваться неукоснительно, а в других местах РФ его можно ввести только после принятых законодательных новшеств на уровне государства и региона.

Торговый сбор взимается, если хотя бы единожды в квартал вышеупомянутые объекты (перемещаемые или стационарные) были использованы по назначению: период применения, особенности продаваемой продукции и полученный доход или убыток не оказывают влияния на размер торгового сбора. Для ИНФС неважно также, находится ли данный реализаторский объект у предпринимателя на правах собственности или же арендуется.

Деятельность предпринимателя попадет под обязательство этого сбора, если торговля происходит на одном из четырех предусмотренных типов торговых точек или помещений. В таких случаях говорят, что для нее применяется объект осуществления торговли – движимые или недвижимые материальные активы, с помощью которых производят реализацию товаров. Именно эти имущественные активы и составляют объект торгового сбора.

К СВЕДЕНИЮ! Базой для данного платежа являются не средства, вырученные в результате реализации товара, а определенные характеристики примененного для осуществления торговли стационарного или движимого объекта.

Кто платит, а кто не платит торговый сбор

Ст. 411 НК РФ установила в качестве плательщиков торгового сбора индивидуальных предпринимателей и/или юрлиц, чья деятельность, подпадающая под этот платеж, сосредоточена в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.

Освобождены от необходимости уплачивать торговый сбор такие категории предпринимателей (п. 2 ст. 411 НК РФ):

  • выбравшие налоговый режим ЕСХН;
  • осуществляющие деятельность согласно патенту.

ВАЖНО! Освобождение для пользующихся обозначенными налоговыми режимами действительно только в тех видах деятельности, относительно которых актуален тот или иной спецрежим.

Еще одна тонкость – предприниматели, «сидящие» на ЕНВД, не могут применять этот режим налогообложения для вида деятельности, который предусматривает взимание торгового сбора (п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ). Но так как ЕНВД в Москве достаточно давно не используется, этот нюанс напрямую касается ИП и организаций Санкт-Петербурга и Севастополя.

Постановка на учет

Физические лица – индивидуальные предприниматели, а также юрлица, попавшие под требования торгового сбора, должны пройти регистрацию в налоговом органе в качестве плательщиков данного вида налога. Для этого в обязательном порядке придется уведомить ИНФС о своем статусе и особенностях начисления торгового сбора для своего бизнеса. Порядок регистрации и снятия с налогового учета по торговому сбору регламентирован ст. 416 НК РФ.

Крайнее время для регистрации плательщика торгового сбора – 5 дней со дня получения в пользование объекта торговли.

Несвоевременность карается административной ответственностью. В этот же срок нужно письменно уведомлять об изменениях в деятельности, могущих повлиять на факт платежа или размер сбора, если такие изменения происходили.

Если не проинформировать налоговый орган, то торговый сбор нельзя будет вычесть из налога на прибыль, НДФЛ или суммы единого налога при «упрощенке». В случае обличающих результатов инспекции придется оплатить не только сам торговый сбор и штраф за просрочку или работу без осуществления обязательного платежа, но и все предусмотренные налоги на прибыль без всяких вычетов. Штрафом облагаются и выявленные неправдивые сведения о налоговой базе, то есть объекте реализации, повлекшие недоимки по этому сбору.

Специалисты высказывают мнение, что такой подход мотивирует бизнесменов работать с большей прибылью, чтобы не перечислять в налоговую средства себе в убыток, ведь торговый сбор платится безотносительно к денежному итогу торговли.

Куда подавать уведомление

Уведомление должно попасть в налоговую по месту расположения торгового объекта, облагаемого обсуждаемым платежом. Возможные сложности, которые могут быть вызваны этим требованием, и способы их разрешения приводим ниже:

  1. Действующих объектов для торговой деятельности несколько: нужно указать информацию по отдельности о каждом из них.
  2. Несколько далеко расположенных друг от друга торговых точек относятся в юрисдикции разных налоговых: уведомление достаточно подать в то отделение, за которым закреплен первый из перечисленных объектов, не забыв указать информацию об остальных (см. п.1).
  3. Имущество находится в подведомственном торговому сбору регионе, а регистрация предпринимателя относится к другому городу: уведомление надо доставить в инспекцию, отвечающую за район расположения торгового имущества.
  4. Используются только перемещаемые средства торговли: регистрация производится по адресу ИП или юридическому адресу организации.
  5. Регистрация предпринимателя относится к одному из трех мест, поддерживающих платеж торгового сбора, а деятельность он ведет в иных населенных пунктах: торговый сбор платить не нужно, как и регистрироваться по этому поводу в налоговой.

Форма уведомления

Информировать ИНФС нужно не в форме простого заявления, а на специально разработанном бланке, утвержденном письмом Министерства финансов РФ от 10 июня 2015 года № ГД-4-3/10036. В него вносится обязательная информация:

  • данные о новоиспеченном плательщике (форма хозяйствования, название компании или ФИО индивидуального предпринимателя, контакты, реквизиты);
  • вид деятельности бизнесмена, его код по ОКВЭД;
  • название объекта, с которого происходит торговля;
  • его месторасположение (точный адрес);
  • данные о праве осуществлять торговлю (номер разрешения, право собственности на стационарную точку и т.п.);
  • порядок расчета суммы платежа;
  • льгота (если она применима).

СПРАВКА! Форма уведомления для налоговой регистрации, внесения изменений в определенные показатели или снятия с учета одинаковая: надо только поставить отметку в предусмотренном для этого окошке в верхней части рекомендованного бланка.

Фискальные органы, приняв уведомление от предпринимателя, подтверждают это выдачей ему специального свидетельства (п. 3 ст. 416 НК РФ), которое предприниматель получит в течение 5 рабочих дней.

Любой вид уведомления у бизнесменов есть возможность составлять в электронной форме, воспользовавшись сервисом сайта ФНС Российской Федерации, и доставить его в налоговый орган через интернет или непосредственно в бумажном варианте.

Когда оплачивать сбор

Этот платеж назначается поквартально, а значит, относится к квартальным показателям. Заплатить его необходимо до 25 числа следующего за последним днем отчетного квартала месяца. Если конечная дата производства платежа выпадает на выходной, закон разрешает ее передвинуть на следующий день.

Даты, относительно которых ведется исчисление:

  • начало обложения торговым сбором – зафиксированная дата, когда первый раз с начала квартала использовался торговый объект;
  • дата прекращения обязанностей плательщика данного сбора (снятие с налогового учета по этому виду платежей) – день, когда бизнесмен перестает вести деятельность, обозначенную в его налоговом уведомлении.

Как расcчитать сумму сбора

Показатель торгового сбора предпринимателю вменяется исчислить самому для каждого торгового объекта, который был применен в продолжение квартала для торговли хотя бы единожды. Налоговый Кодекс определяет максимально допустимые ставки сбора. Конкретные же условия для уплаты принимают городские власти Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, при этом выходить за лимит, установленный НК РФ, они не правомочны. Максимальный размер ставки, обуславливающий ее лимит, определяется такими величинами, как:

  • трехмесячная стоимость патента на розничную торговлю соответствующим товаром;
  • вид торговой деятельности (есть ограничения по определенным способам ее организации);
  • площадь торговой точки-объекта (если торговое помещение занимает площадь более 50 кв. м, то ставка торгового сбора вычисляется по метражу на каждом отдельно взятом торговом месте).

Вычисляется сумма, предназначенная к уплате, обычным для налоговых платежей способом: законодательная ставка умножается на показатель величины базы.

∑ торгового сбора = С торгового сбора х Х физич.

  • С торгового сбора – ставка, принятая для торгового сбора данным муниципальным законодательством (или максимальная в соответствии с НК РФ);
  • Х физич. – база налогового сбора – физическая характеристика торгового объекта.

Базой для данного налога, как говорилось выше, является физические характеристики движимых или недвижимых имущественных активов, с помощью которых бизнесмен осуществляет торговлю. В качестве профильной физической характеристики выступает площадь торговой точки, зала, магазина, розничного рынка и т.п., поданная в регистрационных документах (подпункт 5 пункта 3 статьи 346.43 НК РФ).

СПРАВКА! Максимальной налоговой ставкой, которая может стать основой для расчета торгового сбора, является сумма в 550 руб. /кв. м., которую умножают на ежегодный коэффициент-дефлятор.

Конкретные ставки торгового сбора

Ставки отличаются по городам и по характеристикам налогооблагаемой базы. Приведем данные для тех городов, где уже действует закон об обязанности торгового сбора.

Властями Москвы установлены предельные ежеквартальные ставки торгового сбора:

  • за объекты без торгового зала, а также нестационарные торговые точки – 92 900 руб.;
  • за торговые залы площадью до 50 кв. м – 68 820 руб.;
  • за каждый квадратный метр зала площадью свыше 50 кв.м, как и за площадь склада, с которого опускаются товары – 1375 руб.;
  • за каждый кв. м розничного рынка – 550 руб. (эта сумма одинакова для всех трех городов).

В Санкт-Петербурге действуют немного меньшие пределы:

  • за стационарные объекты без торгового зала и «движимость» – 41 130 руб.;
  • за маленькие торговые помещения менее 50 кв. м – 38 200 руб.;
  • за метраж больших помещений, как и за площадь склада – 765 руб. /кв. м.

Севастополь отличается самыми низкими лимитами на торговый сбор:

  • за нестационарные и не имеющие залов объекты торговли – 9 290 руб.;
  • за небольшие помещения до 50 кв. м. – 7 740 руб.;
  • за метраж складов и больших помещений для торговли – 155 руб./кв. м.
  • предпринимателям, использующим торговые автоматы;
  • на ярмарках выходного дня или посвященных определенному виду товаров;
  • с отдельных торговых точек на розничных рынках;
  • представителям, которые торгуют «на разнос» внутри автономных, казенных или бюджетных учреждений;
  • федеральной почте.

Пример вычисления максимальной суммы торгового сбора

Стационарное торговое помещение (павильон прохладительных напитков) находится в г. Севастополь, его площадь составляет 90 кв. м, что превышает законодательно отмеченный предел в 50 кв. м. Ставка за каждый квадратный метр торгового зала, большего 50 кв.м, в Севастополе самая низкая и составляет всего 155 руб. Патент на розничную торговлю безалкогольными напитками на трехмесячный срок стоит 27 000 руб. Таким образом, максимальная сумма, уплаченная ежеквартально как торговый сбор, может составить 27 000 / 155 х 90 = 15 677 руб. Если власти Севастополя увеличат или уменьшат стоимость патента на розничную торговлю, то максимальная сумма торгового сбора также изменится.

Чем грозит неуплата налогового сбора

Налоговый Кодекс гарантирует серьезные денежные штрафы для бизнесменов, пренебрегающих перечислением этого платежа, делающих это несвоевременно или не в нужном размере, а также допускающих ошибки в вычислении размеров сбора. На совести осуществляющих торговлю также и своевременное и безошибочное уведомление органов ИНФС о старте применения торгового объекта, его характерных показателях и появляющихся переменах. Ответственность, грозящая плательщикам в случае выявления нарушений, установлена законом в таких суммах:

  • за просрочку в регистрационном учете плательщиков торгового сбора нерадивый предприниматель, все же продолжающий торговлю, заплатит 10% от суммы прибыли за расчетный квартал с налогооблагаемого торгового объекта, но не меньше 40 тыс. руб.;
  • ИП или организация не зарегистрировались вообще – штраф может составить 10 000 руб.;
  • если из-за недостоверных данных, которые предприниматель проставил в уведомлении, сумма уплаты получилась меньше положенной, нарушитель заплатит 20% от полагающейся суммы сбора, а если будет доказана не ошибка, а умысел – то 40%.

ВАЖНО! Начисление штрафов и пеней не отменяет обязательство по взиманию самого сбора – государство в лице налоговых органов не должно недополучить полагающиеся по закону средства.

Торговый сбор в ассоциации с налогообложением

Федеральные законы регламентируют особое соотношение торгового сбора и других фискальных оплат. На размер внесенного торгового сбора могут быть снижены налоги, которыми облагаются доходы (НДФЛ для индивидуальных предпринимателей и налог на прибыль или единый налог для «упрощенцев» – для организаций). Естественно, это допустимо только при своевременной регистрации.

В конце 2014 года в Налоговый кодекс РФ была введена глава 33, определяющая возможность введения на территории городов федерального значения нового вида платежа в бюджет – торгового сбора.

Административный аппарат г. Москвы ответственно подошёл к законодательному нововведению и сразу к сроку, предусмотренному Федеральным законом №382-ФЗ, а именно 1 июля 2015 года, подготовил региональный вариант закона и ввёл на своей территории новый ежеквартальный сбор.

Власти г. Санкт-Петербург и г. Севастополь не стали торопиться и, отложив вопрос о предполагаемом обязательном платеже, никаких решений на начало 2018 года ещё не приняли. Так что сейчас при обсуждении торгового сбора имеется в виду его вариант, действующий на территории г. Москвы и скорректированный в соответствии с местным законом, его определяющим.

Ст. 8 НК РФ, давая определение налогу и сбору, подтверждает, что одним из основных отличий этих понятий является смысл платежа: если налог начисляется безвозмездно, то сбор предусматривает за его уплату юридически значимое ответное действие со стороны органов власти. В частности, торговый сбор уплачивается за право ведения определённых видов коммерческой деятельности на городской территории.

Ещё одной особенностью торгового сбора является то, что его введение, по мнению экспертов, не увеличит налоговое бремя на добросовестных предпринимателей. Дело в том, что законом предусмотрено право налогоплательщика вычесть сумму начисленного торгового сбора:

  • Для организаций – в зависимости от системы налогообложения – из суммы налога на прибыль (в его региональной части) или единого налога по УСН;
  • Для индивидуальных предпринимателей – из суммы единого налога по УСН или НДФЛ.

Особенности применения таких вычетов напрямую в Законе г. Москвы «О торговом сборе» не прописаны, однако за вторую половину 2015 года Федеральной налоговой службой было выпущено большое количество писем, в которых она разъясняет многие спорные моменты особенностей расчёта сбора.

Кто должен платить торговый сбор

Круг лиц, обязанных в качестве плательщика встать на учёт в налоговый орган, определяется ст. 411 и ст. 413 НК РФ и конкретизируется ст. 2 Закона г. Москвы «О торговом сборе». К ним относятся юридические лица (кроме применяющих ) и индивидуальные предприниматели (кроме ведущих деятельность или находящихся на ЕСХН), осуществляющие:

  • процесс организации розничных рынков (сбором облагается вся площадь рынка, а не объекты);
  • торговлю различных масштабов (опт, розница, мелкий опт) с использованием объектов имущества:
  • торговлю через стационарные объекты, имеющие или не имеющие (за исключением автозаправочных станций) торговых залов;
  • торговлю через нестационарные объекты, включая развозную и разносную торговлю в розницу.

Кроме того, в перечне Налогового кодекса в качестве облагаемой сбором деятельности упоминается торговля путём отпуска товара со склада, но в Законе г. Москвы этот пункт при установлении размеров сбора был пропущен, что позволяет предположить, что столичные власти подобный вид деятельности решили торговым сбором не облагать.

Кому не надо платить

1) Необходимость уплаты торгового сбора в г. Москве не распространяется на:

  • организации федеральной почтовой связи;
  • автономные, бюджетные и казенные учреждения;
  • религиозные организации в отношении торговли, осуществляемой в культовых сооружениях и их территориях.

2) Ст. 3 Закона г. Москвы предоставляет перечень видов деятельности, которые местные законодательные органы причислили к категории льготных и освободили от обязанности по начислению сбора, в том числе на продажи:

  • через вендинговые автоматы;
  • на различных ярмарках;
  • на территории розничных рынков (имеются в виду отдельные торговые объекты);
  • разносного характера в бюджетных и казенных учреждениях;
  • на территории имущественного комплекса управляющей организации агропродовольственного кластера;
  • в кинотеатрах, театрах, музеях, планетариях, цирках, если по итогам квартала доля их доходов от продажи билетов в общем объеме поступлений составила не менее половины;
  • через торговую сеть типа «Печать».

3) Кроме того, освобождаются от уплаты торгового сбора налогоплательщики, основным видом деятельности которых является не торговля, а оказание бытовых услуг (прачечные, химчистки, ремонт одежды, обуви, изготовление ключей, парикмахерские, салоны красоты и др.) и к тому же:

  • Не имеющие залов для торговли или с залами площадью не более 100 кв. метров.
  • Оставляющие торговую площадь под выкладку демонстрируемых товаров не более 10% от общей площади.

4) В предыдущем разделе также отмечалось, что все налогоплательщики на ЕСХН, а также ИП на патенте освобождаются от уплаты торгового сбора. К тому же нельзя на вести деятельность, которая попадает под обложение торговым сбором. В этом случае придётся перейти на другой налоговый режим.

5) В случае сомнений насчёт того, является ли текущая деятельность предпринимателя облагаемой торговым сбором, он вправе направить запрос о разъяснении этого факта в профильное ведомство. Исходя из некоторых таких разъяснений, можно привести сформированный список видов деятельности, не упомянутых в законе, но точно не подлежащих обложению сбором:

  • продажа ломбардом предмета залога;
  • продажа продуктов питания организациями общепита (если реализация проходит в них же);
  • продажа сопутствующих товаров при оказании бытовых услуг;
  • продажа билетов в кассах;
  • продажа автомобильных запчастей со склада, взятого в аренду.

6) Особую категорию вопросов вызвала торговая деятельность, выполняемая через интернет. С одной стороны, после сетевого оформления заказа продавец отгружает товары со склада, а эта деятельность Законом г. Москвы «О торговом сборе» не учтена, но с другой стороны – доставку товара курьером и получение им наличных можно расценить как развозную торговлю.

Но если все расчёты сделать безналичными, то снова объект обложения сбором вроде как отсутствует. Мнения налоговиков и чиновников Минфина по поводу того, облагать ли сбором процесс торговли интернет-магазинов, разошлись, а судебной практики по подобному вопросу ещё не сформировалось.

Постановка и снятие с учёта в налоговой

Постановка на учёт / снятие с учёта в качестве налогоплательщика торгового сбора осуществляется:

  • В налоговую по месту нахождения недвижимого объекта торговли.
  • В иных случаях – в налоговую по месту нахождения организации или месту жительства ИП.

В случае, когда торговых объектов несколько, подаётся одно уведомление (с указанием всех «точек») в налоговую, к которой относится торговый объект, указанный в уведомлении первым.

Перечень необходимых действий:

  1. Подать уведомление . Это делается в течение пяти дней с момента начала торговли в письменном или электронном виде (естественно, с использованием электронной подписи в системах отправки электронной отчётности).

    В уведомлении надо отразить все объекты, осуществляющие облагаемые сбором виды деятельности. Если объекты находятся на разных территориях, сведения о них всё равно подаются в одном уведомлении, а налоговый орган выбирается тот, к которому относится верхний в списке объект.

  1. Дождаться постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора, которая производится в течение пяти дней после получения налоговым органом документов. В течение пяти дней с даты постановки на учет плательщику торгового сбора направляется свидетельство о постановке на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора.

Важно! Если уведомление от организации или ИП получено не было, но налоговая получила информацию из Департамента экономической политики и развития г. Москвы о том, что лицо осуществляло облагаемую сбором деятельность, то она имеет право поставить её на учёт на основании полученных сведений.

  1. Зачесть или вернуть суммы излишне уплаченного сбора по правилам, предусмотренным ст.78 НК РФ. Эта возможность сохраняется в течение трёх лет с момента уплаты.
  2. Подать уведомление об изменении объекта (его площади, фактическом наличии, адреса и пр.) в пятидневный срок с момента возникновения таких изменений.
  3. Подать отменяющие сведения, если выяснилось, что торговым сбором деятельность не облагается. Пугающие штрафы для большинства предпринимателей, не сумевших однозначно определить наличие для себя обязанности по постановке на учёт, на практике вызвали поток ошибочных уведомлений.
    После этого ФНС России выпустила специальное письмо от 20 августа 2015 г. N ГД-4-3/14721@, разъясняющее, что для обнуления излишне поданных сведений достаточно в свободной форме в тот же налоговый орган подать заявление с указанием причин и копии ошибочного уведомления.
  4. Удостовериться, что ошибочная постановка на учет обнулена. При получении отменяющего заявления налоговая должна снять лицо с учёта той же датой, которой была произведена постановка, а если система уже успела начислить к уплате суммы сбора, то их сторнировать.
  5. Подать уведомление в тот момент, когда облагаемая деятельность больше не осуществляется, и удостовериться, что налоговые органы сняли плательщика с учёта.

Штраф за неуведомление налоговой

Если в текущем квартале среди видов деятельности возникла или исчезла необходимость в торговле, которая по закону облагается сбором, организация или индивидуальный предприниматель должны сообщить об этой информации в налоговую инспекцию.

Ведение продаж, подпадающих под обложение торговым сбором, без свидетельства плательщика сбора рассматривается соответствующими органами как работу без постановки на учёт в налоговом органе и наказывается в соответствии с п.2 ст. 116 НК РФ штрафом в размере 10% от нелегального дохода, но не менее 40 тыс. руб.

Важно! Если плательщик сбора не получил свидетельство, он не имеет право вычитать сумму торгового сбора из других видов начисленных налогов.

Как рассчитывать

Налоговый кодекс закрепляет ответственность за расчёт суммы сбора за плательщиком. Однако в случае, если плательщики не встали на учёт добровольно, они могут получить принудительные требования об уплате торгового сбора от налоговой.

Чтобы определить, сколько надо уплатить в бюджет за квартал, необходимо умножить ставку, предусмотренную Законом г. Москвы «О торговом сборе» (см. табл. №1) , на количество объектов и их физических характеристик.

С 2018 года ставка торгового сбора проиндексирована на 1,285.

Таблица №1. Ставки торгового сбора для Москвы на 2017 год

Территория функционирования объекта торговли Торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, руб. Развозная и разносная розничная торговля, руб. Торговля через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами, руб. Организация розничных рынков (руб. за 1 кв. м.)
До 50 кв. м. Свыше 50 кв. м. (где х – кол-во кв. м. сверх 50 кв. м.)
На территории ЦАО г. Москвы 81000 40500 60000 (1200 руб. * 50 кв.м.) + (50 руб. * х) 50
На территории внутри МКАД (кроме ЦАО) 40500 40500 30000 (600 руб. * 50 кв.м.) + (50 руб. * х) 50
На территории г. Москвы за МКАД 28350 40500 21000 (420 руб. * 50 кв.м.) + (50 руб. * х) 50

Если в отчётном периоде происходит изменение количества объектов или их площадей, то их надо учитывать:

  • В случае увеличения – в текущем квартале, как будто изменение произошло в самом начале;
  • В случае уменьшения – в следующем квартале.

Уплата

Перечислять торговый сбор в бюджет необходимо ежеквартально не позднее 25 числа месяца, следующего за отчётным кварталом. Таким образом, крайними датами перечисления будут 25 января, 25 апреля, 25 июля и 25 октября. Если срок выпадает на выходной день, то перечисление платежа в следующий рабочий день просрочкой считаться не будет.

Как перечислить торговый сбор? – Оформление платёжного поручения

На официальном сайте ФНС есть ответ на вопрос о том, можно ли направить в бюджет сумму торгового сбора, посчитанного на все имеющиеся объекты, одной платёжкой. Налоговые органы информируют о том, что на каждый объект надо оплатить сбор отдельной суммой, составив столько платёжных поручений, сколько потребуется.

КБК (код бюджетной классификации) , согласно Приказу ФНС России от 20.07.2015 N ММВ-7-1/292@:

  • для уплаты основной суммы - 182 1 05 05010 02 1000 110;
  • для уплаты пени – 182 1 05 05010 02 2100 110;
  • для уплаты штрафа - 182 1 05 05010 02 3000 110.

Платёжное поручение на перечисление торгового сбора оформляется по типовой форме. Вот основные моменты, на которые при заполнении платёжки надо обратить внимание:

  • очерёдность платежа при уплате сбора указывается со значением 5;
  • статус плательщика для организаций – 01, для индивидуальных предпринимателей – 09;
  • код по Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований (ОКТМО), указанный в документах статистики. Налоговики пояснили, что в платёжке на уплату торгового сбора нужно проставить код ОКТМО, относящийся к территории, на которой находится объект торговли, независимо от того, где организация зарегистрирована. По факту, это совпадает с территорией налогового органа, в котором плательщик встал на учёт в отношении торгового сбора.
  • основание платежа – ТП (текущий платёж);
  • налоговый период – КВ.ХХ.YYYY, где КВ – буквенный код квартального периода, ХХ – номер квартала, за который производится платёж, YYYY – год начисления сбора;
  • назначение платежа – «Торговый сбор за XX квартал YYYY г.»

Правильно заполнить поручение на уплату сбора, не ошибившись в КБК, очень важно, иначе перечисленная сумма может затеряться среди невыясненных поступлений в бюджет и найти её будет впоследствии трудно.

Отчётность по торговому сбору

Учитывая, что речь идёт не о налоге, а о сборе, для него не предусмотрена никакая специальная форма отчётности. Информация о размере платежа может быть отражена в декларации того налога, который плательщик решит уменьшить на сумму торгового сбора.

Исходя из законодательства, непосредственно регулирующего торговый сбор, лицу, имеющему свидетельство плательщика торгового сбора, достаточно своевременно уплатить полагающуюся сумму.

Уменьшаем налоги

Разъяснения ФНС в письме, касающемся особенностей применения законодательства о торговом сборе, обращают особое внимание на то, что для того, чтобы иметь право учесть торговый сбор при расчёте других налогов, необходимо:

  • Иметь свидетельство плательщика сбора (т.е. состоять на учёте в налоговом органе);
  • Фактически уплатить в бюджет, а не только начислить, сумму торгового сбора.
  1. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – для индивидуальных предпринимателей.
  2. Налог на прибыль – для организаций, находящихся на общей системе налогообложения. Причём вычитать сбор можно только из суммы, подлежащей перечислению в бюджет субъекта РФ (т.е. в бюджет г. Москвы), так как сам торговый сбор был отправлен тоже в региональный бюджет.
  3. Налог, уплачиваемый организациями и ИП на :
  • по системе «Доходы» - вычитая уплаченный сбор из подлежащей к уплате суммы налога по УСН;
  • по системе «Доходы – расходы» - учитывая сумму торгового сбора в перечне расходов при расчёте суммы налога по УСН к уплате.

Торговый сбор – это обязательный платёж пока только на территории г. Москвы, обязательный к уплате со второго полугодия 2015 года. Особое внимание стоит обратить на то, что торговый сбор уплачивается целиком за квартал в фиксированных суммах, предусмотренных законодательством.

Это означает, что если факт облагаемой деятельности был осуществлён за квартал хотя бы один раз, сумма сбора должна быть уплачена в полном объёме и она не будет зависеть ни от чего, кроме наличия объекта осуществления торговли или его метража.

Торговый сбор — новый налоговый платеж, появившийся в 2015 году. Его правила определяются не только Налоговым кодексом, но и законами субъектов Российской Федерации. Рассмотрим, каковы особенности оплаты этого сбора.

Плательщики торгового сбора по НК РФ: кто ими является?

К плательщикам торгового сбора гл. 33 НК РФ, посвященная этому платежу, относит юрлиц и ИП, занятых торговлей на торговых объектах, исключая ИП, работающих на патенте, и лиц, применяющих ЕСХН (п. 2 ст. 411 НК РФ). Если в регионе введен торговый сбор, то применение ЕНВД к торговой деятельности, попадающей под торговый сбор, невозможно.

Торговой считается деятельность, ведущаяся на объектах (ст. 413 НК РФ):

  • стационарной сети независимо от наличия у нее торговых залов;
  • нестационарной сети;
  • складского типа;
  • розничных рынков в связи с их созданием и управлением их работой.

Базой для расчета налога служит вид или площадь объекта торговли. В зависимости от характера и размера объекта в НК РФ определены особенности ставок этого сбора (ст. 415 НК РФ).

Однако правила, содержащиеся в НК РФ, лишь определяют общие черты этого платежа, а конкретный порядок применения (в т. ч. величину ставок и круг льгот по налогу) устанавливают субъекты РФ, в которых этот сбор вводится соответствующим законодательным актом (ст. 410 НК РФ). Поэтому выясняя, кто платит торговый сбор в конкретном регионе, надо узнать:

  • Принят ли этим субъектом РФ закон о торговом сборе .
  • Какому кругу лиц закон региона предписывает уплату сбора.

В какой бюджет относится оплата торгового сбора?

Торговый сбор — налог местного уровня (п. 3 ст. 15 НК РФ), в установлении особенностей расчета которого важнейшая роль отводится местным органам власти. Они вправе определять:

  • Разбивку налогоплательщиков и объектов торговли на категории.
  • Особенности налогообложения, зависящие от вида торговой деятельности и места ее осуществления.
  • Свою систему ставок, не выходя за верхние пределы, установленные НК РФ, имея при этом возможность не устанавливать ставку вообще (по сути, освобождать объект от налогообложения).

Они же ответственны за назначение органа, который должен собирать информацию об объектах налогообложения и предоставлять эту информацию в ИФНС (ст. 418 НК РФ).

То есть все полномочия по контролю правильности исчисления и уплаты этого налога ложатся на местные инстанции. И ответ на вопрос о том, куда платить торговый сбор , очевиден: в местный бюджет.

ИП вправе уменьшить начисленный НДФЛ на суммы торгового сбора. Но что делать, если сумма сбора оказалась больше величины НДФЛ? Об этом — в статье .

Где должен начисляться торговый сбор с 1 июля 2015 года?

Введение торгового сбора стало возможным с 01.07.2015 (п. 4 ст. 4 закона «Об изменениях в НК РФ» от 29.11.2014 № 382-ФЗ). Обязательным условием появления этого налога в регионе является принятие соответствующего закона.

К указанной дате такой документ был принят единственным субъектом РФ — Москвой (закон города Москвы «О торговом сборе» от 17.12.2014 № 62). Остальные субъекты РФ планировали ввод торгового сбора не ранее 2016 года. Однако и в 2016 году к г. Москве ни один из регионов страны не присоединился.

Закон г. Москвы определил круг налогоплательщиков и перечень объектов налогообложения в детализации, приведенной в НК РФ, не установив при этом ставку для торговли, осуществляемой непосредственно со складов (ст. 2 закона г. Москвы), что освободило эту деятельность от налогообложения.

Законом г. Москвы предусмотрен ряд льгот в виде освобождения от уплаты налога:

  • Юрлиц и ИП, занятых розничной торговлей с применением торговых автоматов, продажей на ярмарках и на территориях розничных рынков, торговлей вразнос в помещениях, управляемых автономными, бюджетными или казенными учреждениями.
  • Юрлиц, относящихся к автономным, бюджетным или казенным учреждениям, а также организациям федеральной почты.

Законом г. Москвы «Об изменениях в законах Москвы» от 24.06.2015 № 29 исходный текст закона от 17.12.2014 № 62 дополнен льготами, введенными на период до 2021 года:

  • К видам освобожденной от налога деятельности добавлены торговля на территории агрокластера, продажи в помещениях кинотеатров, театров, музеев, планетариев, цирков (при условии, что доход от главной деятельности этих заведений превышает половину всех поступлений), нестационарная торговля печатной продукцией.
  • В список освобожденных от сбора юрлиц добавлены религиозные организации, занимающиеся торговлей на территории соответствующих религиозных заведений.

Дополнительно законом от 24.06.2015 № 29 без ограничения срока действия льготы освобождены от уплаты сбора юрлица и ИП, оказывающие бытовые услуги (в т. ч. услуги парикмахерских, салонов красоты, прачечных, химчисток, ателье по ремонту одежды, металлогалантереи) при условии, что объект торговли занимает площадь не более 100 кв. м. и из этой площади не более 10% отведено для демонстрации товаров.

На учет налогоплательщики ставятся при самостоятельном обращении в ИФНС или на основании информации, предоставленной Департаментом экономической политики и развития г. Москвы, который служит уполномоченным для этой цели органом (письма МФ РФ от 08.04.2015 № 03-11-06/19790 и от 27.03.2015 № 03-11-06/16906).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При непостановке на учет налогоплательщика ожидает штраф, составляющий 10% суммы дохода от торгового объекта, но не меньше 40 000 руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ). На должностных лиц организаций возможно наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 3 000 руб. (ст. 15.3 КоАП РФ).

О дополнительных льготах, введенных в Москве с 2017 года, читайте в материале .

Как оплатить торговый сбор в 2016-2017 годах?

Торговый сбор — квартальный налог, уплачиваемый налогоплательщиком не позднее 25 числа месяца, который последует за отчетным периодом (п. 2 ст. 417 НК РФ). Если налогоплательщик не встал на учет, а объект налогообложения по информации, полученной ИФНС от уполномоченного органа, у него есть, то налоговый орган в срок не позднее 30 дней с даты получения информации о наличии объекта направит налогоплательщику требование об уплате, в котором сумма налога будет рассчитана по данным, имеющимся у ИФНС. Аналогичный порядок будет соблюден при выявлении недостоверности сведений об объекте налогообложения, представленных налогоплательщиком в ИФНС при постановке на учет как плательщика этого сбора (п. 3 ст. 417 НК РФ).

Как поступить, если не надо было вставать на учет, а вы подали уведомление в ИФНС, читайте в статье .

Выбор места, по которому производят оплату сбора, зависит от места постановки на учет (письмо ФНС РФ от 26.06.2015 № ГД-4-3/11229@):

  • Объекта недвижимости, на котором осуществляют торговлю. Для этой ситуации в платежном документе приводят код ОКТМО, соответствующий месту учета в качестве плательщика сбора.
  • Юрлица или ИП, уплачивающих сбор. Код ОКТМО для такого случая должен соответствовать месту ведения торговли.

Платежное поручение по торговому сбору оформляется в обычном для налоговых платежей порядке с использованием стандартного набора реквизитов. В качестве КБК указывают:

  • по налогу — 182 1 05 05010 02 1000 110;
  • по пеням — 182 1 05 05010 02 2100 110;
  • по штрафу — 182 1 05 05010 02 3000 110.

Образец заполнения платежного документа по этому налогу можно увидеть в материале .

Итоги

Оформление платежных документов на оплату торгового сбора не представляет сложности. Следует соблюдать сроки оплаты и делать расчет сбора на основании достоверных данных.

С 1 июля 2015 года в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ вводится торговый сбор для малого бизнеса.

Торговый сбор является обязательным платежом, который необходимо ежеквартально перечислять за право ведения торговой деятельности на объектах осуществления торговли.

Плательщиками торгового сбора являются занимающиеся торговлей организации и индивидуальные предприниматели, применяющие как общий, так и упрощенный режим налогообложения.

ИП на патентной системе, а также налогоплательщики, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог, от уплаты торгового сбора освобождаются (п. 2 ст. 411 НК РФ).

Статья 413 НК РФ определяет виды предпринимательской деятельности, в отношении которых устанавливается торговый сбор:

  • торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением автозаправочных станций);
  • торговля через объекты нестационарной торговой сети;
  • торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
  • торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

Также к торговой деятельности приравнивается деятельность по организации розничных рынков (п. 3 ст. 413 НК РФ).

В подпункте 2 пункта 4 статьи 413 НК РФ дается следующее определение торговли:

Торговля - это вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.

Под объектом обложения торговым сбором понимается:

  • здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых осуществляется торговая деятельность;
  • объект недвижимого имущества, с использованием которого управляющая рынком компания организовала розничный рынок.

Если объект осуществления торговли использовался хотя бы один раз в квартал, согласно п. 1 ст. 412 НК РФ этого будет достаточно для признания торговца плательщиком торгового сбора.

Периодом обложения сбором признается квартал.

Ставки торгового сбора устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в рублях за квартал в расчете на объект осуществления торговли или на его площадь. Власти этих городов будут вправе, в частности (п. 6 ст. 415 НК РФ):

  • установить различные ставки для разных районов города и для разных объектов торговли;
  • снижать ставку сбора вплоть до нуля.

При этом ставка сбора не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в соответствующем муниципальном образовании в связи с применением патентной системы налогообложения на основании патента по соответствующему виду деятельности, выданного на 3 месяца.

Эти значения могут зависеть от нескольких различных показателей, а именно:

  • от стоимости патента для розничной торговли (ставка сбора не может превышать расчетной стоимости патента, выданного на три месяца);
  • от вида торговли (например, ставка сбора по деятельности по организации розничных рынков не может превышать 550 рублей на 1 кв.м. площади розничного рынка);
  • от площади торгового объекта (ставка сбора для стационарного магазина с площадью зала более 50 кв. м должна устанавливаться на 1 кв. м и не может превышать расчетную сумму налога «по патенту» для розничной торговли, выданного на три месяца и деленную на 50).

Статьей 2 установлены следующие ставки торгового сбора:

N
п/п
Вид торговой деятельности Физический показатель Ставка торгового сбора (рублей за квартал)
1. Торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями), и нестационарной торговой сети (за исключением развозной и разносной розничной торговли) в:
районах, входящих в Центральный административный округ города Москвы; 81000
2) районах и поселениях, входящих в Зеленоградский, Троицкий и Новомосковский административные округа города Москвы, а также в районах Молжаниновский Северного административного округа города Москвы, Северный Северо-Восточного административного округа города Москвы, Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский Восточного административного округа города Москвы, Некрасовка Юго-Восточного административного округа города Москвы, Северное Бутово и Южное Бутово Юго-Западного административного округа города Москвы, Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково Западного административного округа города Москвы, Митино и Куркино Северо-Западного административного округа города Москвы; 28350
3) районах, входящих в Северный (за исключением района Молжаниновский), Северо-Восточный (за исключением района Северный), Восточный (за исключением районов Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский), Юго-Восточный (за исключением района Некрасовка), Южный, Юго-Западный (за исключением районов Северное Бутово и Южное Бутово), Западный (за исключением районов Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково), Северо-Западный (за исключением районов Митино и Куркино) административные округа города Москвы 40500
2. Развозная и разносная розничная торговля Объект осуществления торговли 40500
3. Торговля через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами:
1) до 50 кв. метров (включительно), расположенные в: Объект осуществления торговли
60000
21000
в) районах, входящих в Северный (за исключением района Молжаниновский), Северо-Восточный (за исключением района Северный), Восточный (за исключением районов Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский), Юго-Восточный (за исключением района Некрасовка), Южный, Юго-Западный (за исключением районов Северное Бутово и Южное Бутово), Западный (за исключением районов Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково), Северо-Западный (за исключением районов Митино и Куркино) административные округа города Москвы; 30000
2) свыше 50 кв. метров, расположенные в: 1 кв. метр площади торгового зала
а) районах, входящих в Центральный административный округ города Москвы; 1200 рублей за каждый кв. метр площади торгового зала, не превышающей 50 кв. метров, и 50 рублей за каждый полный (неполный) кв. метр площади торгового зала свыше 50 кв. метров
б) районах и поселениях, входящих в Зеленоградский, Троицкий и Новомосковский административные округа города Москвы, а также в районах Молжаниновский Северного административного округа города Москвы, Северный Северо-Восточного административного округа города Москвы, Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский Восточного административного округа города Москвы, Некрасовка Юго-Восточного административного округа города Москвы, Северное Бутово и Южное Бутово Юго-Западного административного округа города Москвы, Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково Западного административного округа города Москвы, Митино и Куркино Северо-Западного административного округа города Москвы; 420 рублей за каждый кв. метр площади торгового зала, не превышающей 50 кв. метров, и 50 рублей за каждый полный (неполный) кв. метр площади торгового зала свыше 50 кв. метров
в) районах, входящих в Северный (за исключением района Молжаниновский), Северо-Восточный (за исключением района Северный), Восточный (за исключением районов Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский), Юго-Восточный (за исключением района Некрасовка), Южный, Юго-Западный (за исключением районов Северное Бутово и Южное Бутово), Западный (за исключением районов Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково), Северо-Западный (за исключением районов Митино и Куркино) административные округа города Москвы 600 рублей за каждый кв. метр площади торгового зала, не превышающей 50 кв. метров, и 50 рублей за каждый полный (неполный) кв. метр площади торгового зала свыше 50 кв. метров
4. Организация розничных рынков 1 кв. метр площади розничного рынка 50

Статьей 3 устанавливаются льготы по торговому сбору:

1. Освобождается от обложения торговым сбором использование объектов движимого или недвижимого имущества для осуществления следующих видов торговой деятельности:

1) розничная торговля, осуществляемая с использованием торговых (вендинговых) автоматов;

2) торговля на ярмарках выходного дня, специализированных ярмарках и региональных ярмарках;

3) торговля через объекты стационарной и нестационарной торговой сети, расположенные на территории розничных рынков;

4) разносная розничная торговля, осуществляемая в зданиях, сооружениях, помещениях, находящихся в оперативном управлении автономных, бюджетных и казенных учреждений.

2. Освобождаются от уплаты торгового сбора:

1) организации федеральной почтовой связи;

2) автономные, бюджетные и казенные учреждения.

Кроме того, не облагается торговым сбором торговля со склада, а также торговля организациями, оказывающими бытовые услуги населению (сопутствующая торговля.)

Согласно пункту 1 статьи 416 НК РФ, если организация или индивидуальный предприниматель подпадают под уплату сбора, то им необходимо самостоятельно встать на учет в налоговой инспекции в качестве плательщика торгового сбора. Для этого нужно представить специальное уведомление о постановке на учет.

В уведомлении указывается объект обложения сбором (вид предпринимательской деятельности и объект осуществления торговли, с использованием которого осуществляется (прекращается) указанная предпринимательская деятельность), а также характеристики (количество и (или) площадь) объекта осуществления торговли, необходимые для определения суммы сбора.
Плательщик сбора для малого бизнеса представляет соответствующее уведомление не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором.

Ведение торговли без направления указанного уведомления приравнивается к ведению деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе. А за это пунктом 2 статьи 116 НК РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 10 процентов доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 рублей. Также для должностных лиц возможен и административный штраф от 2000 до 3000 рублей (ст. 15.3 КоАП РФ).

Плательщик сбора обязан уведомить налоговый орган о каждом изменении показателей объекта осуществления торговли, которое влечет за собой изменение суммы сбора, не позднее пяти дней со дня соответствующего изменения.

Постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляется:

  • по месту нахождения объекта недвижимого имущества – в случае, если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен сбор, осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества;
  • по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) — в иных случаях.

Уплата сбора производится не позднее 25 числа месяца, следующего за периодом обложения.

Организации или индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе уменьшить налог на сумму торгового сбора, который уплачен в течение налогового (отчетного) периода. Но только при условии, что единый налог зачислен в бюджет города, в котором введен торговый сбор (п. 8 ст. 346.21 НК РФ).

Организации на общей системе налогообложения вправе уменьшить налог на прибыль (авансовые платежи) на торговый сбор, который фактически уплачен с начала налогового периода до даты уплаты налога. Но при условии, что налог на прибыль уплачивается в бюджет города, в котором введен торговый сбор (п. 10 ст. 286 НК РФ).

ЕНВД по тем видам деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор, применять нельзя.

Стоимость патента по различным видам деятельности можно посмотреть .

Заместитель начальника отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Ю. Подпорин 9.06.15 ответил на некоторые спорные вопросы о торговом сборе.

1. Если товар отпускается со склада, находящегося в Московской области, продавец не должен платить торговый сбор

Вопрос:
Нужно ли платить торговый сбор в следующей ситуации. Компания занимается оптовой торговлей в г. Москве. Образцы товара представлены в выставочном зале. Деньги принимаются в офисе компании или поступают на ее расчетный счет. Там же (в офисе) выписываются документы (ТОРГ-12 и счета-фактуры). Отпуск (отгрузка) товара производится со склада, расположенного в Московской области.

Ответ:
Напомню, что плательщиками торгового сбора признаются организации и ИП, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (п. 1 ст. 411 НК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 413 НК РФ к торговой деятельности, облагаемой торговым сбором, относится, в частности, торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

Пунктом 7 статьи 416 НК РФ установлено, что постановка на учет организации в качестве налогоплательщика торгового сбора происходит, в том числе, по месту нахождения объекта недвижимого имущества.

В связи с тем, что оптовая торговля осуществляется путем отпуска товаров покупателям со склада, находящегося в Московской области, а на этой территории законодательство о торговом сборе не принято, организация не обязана уплачивать торговый сбор.

2. Торговый сбор нужно платить до момента снятия организации с учета в качестве плательщика этого сбора

Вопрос:
Организация зарегистрировалась как плательщик торгового сбора в первом квартале (подала уведомление). В первом и втором кварталах были продажи. В третьем квартале продаж не будет. Нужно ли платить торговый сбор за третий квартал? Когда и как уведомить налоговый орган о том, что в третьем квартале продаж не будет?

Ответ:
В случае прекращения деятельности с использованием объекта осуществления торговли плательщик торгового сбора должен представить соответствующее уведомление в налоговый орган. Об этом сказано в пункте 4 статьи 416 НК РФ.

Датой снятия организации или ИП с учета в качестве плательщика торгового сбора является дата прекращения вида деятельности, указанная в уведомлении.

Таким образом, если организация не снялась с налогового учета как плательщик торгового сбора, она не освобождается от уплаты этого сбора.

3. Торговый сбор перечисляется за тот квартал, в котором использовался объект осуществления торговли, а не когда поступила оплата за товар

Вопрос:
Организация является плательщиком торгового сбора. Во втором квартале была единственная торговая операция - отгрузка большой партии товара. Покупатель оплатит эту партию товара в третьем квартале, и больше торговых операций в третьем квартале не будет. За какой квартал надо заплатить торговый сбор?

Ответ:
Объектом обложения торговым сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в квартал (п. 1 ст. 412 НК РФ).

В данном случае объект осуществления торговли использовался во втором квартале. Значит, торговый сбор нужно заплатить за второй квартал.

При этом следует иметь в виду, что в случае неподачи уведомления о снятия с учета (п. 4 ст. 416 НК РФ), налогоплательщик должен будет заплатить торговый сбор и за третий квартал.

4. При уменьшении единого «упрощенного» налога на сумму торгового сбора 50-ти процентное ограничение не применяется

Вопрос:
Правильно ли мы понимаем, что единый налог при применении УСН можно уменьшить на сумму торгового сбора только в том квартале, в котором уплачен торговый сбор? Действует ли 50-ти процентное ограничение при уменьшении налога по УСН (объект «доходы») на сумму уплаченного торгового сбора?

Ответ:
Первый вопрос Вы понимаете правильно. При применении УСН с объектом «доходы» сумма налога (авансового платежа), исчисленная за налоговый (отчетный) период по объекту налогообложения от деятельности, по которой платится торговый сбор, уменьшается на сумму торгового сбора, уплаченного в этом периоде. Об этом сказано в пункте 8 статьи 346.21 НК РФ. При том 50-ти процентное ограничение, предусмотренное пунктом 3.1 статьи 346.21 НК РФ, не действует.

Но обратите внимание, что уменьшить на сумму уплаченного торгового сбора можно не всю сумму налога, исчисленного в целом по налогоплательщику, а только ту сумму налога, которая начислена по виду предпринимательской деятельности, облагаемой торговым сбором.

5. Единый налог по УСН нельзя уменьшить на сумму торгового сбора, если компания не состоит на учете в качестве плательщика этого сбора

Вопрос:
Ввиду неясности в определении объекта обложения торговым сбором, организация приняла решение добровольно уплачивать торговый сбор с арендуемого офиса. Можно ли уменьшить единый налог при применении УСН на добровольно уплачиваемый торговый сбор?

Ответ:
В случае осуществления вида предпринимательской деятельности, облагаемого торговым сбором на территории городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога при УСН на сумму фактически уплаченного торгового сбора. Это положение закреплено в пункте 8 статьи 346.21 НК РФ.

Однако в этой же норме сказано, что сумма налога не уменьшается, если налогоплательщик не представил в отношении объекта осуществления деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомления о постановке на учет в качестве плательщика этого сбора.

6. Интернет-торговля не подпадает под действие главы 33 «Торговый сбор» НК РФ

Вопрос:
Организация арендует офисное помещение, в котором сотрудники принимают заказы, поступившие по сети интернет и по телефону. Заказанные товары со склада организации доставляются покупателям сторонней транспортной компанией. Обязана ли организация уплачивать торговый сбор? Что является объектом обложения торговым сбором - офис или склад? Непосредственно со склада торговля не ведется.

Ответ:
Торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах торговли (п. 1 ст. 413 НК РФ). При этом к торговой деятельности относятся следующие виды торговли:

Торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов;

Торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;

Торговля через объекты нестационарной торговой сети;

Торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада (п. 2 ст. 413 НК РФ).

Под объектом осуществления торговли понимается здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, используемые для ведения деятельности, с которой уплачивается торговый сбор.

Поскольку при интернет-торговле указанные объекты не используются, торговый сбор по данному виду торговли платить не нужно.

7. Куда перечислять торговый сбор, если компания зарегистрирована в одной ИФНС, а склад, с которого отпускаются товары, расположен на территории другой ИФНС

Вопрос:
Организация на УСН (объект «доходы минус расходы») зарегистрирована на территории ИФНС № 24 по г. Москве. Торговля осуществляется путем отпуска товаров со склада через обособленное подразделение на территории Новомосковского округа г. Москвы (51 налоговая). Куда подать уведомление об уплате торгового сбора, куда перечислять торговый сбор и каким образом уменьшить налог по УСН на торговый сбор? Общая площадь склада 800 кв. метров. Как определить сумму торгового сбора?

Ответ:
Постановка на учет организации или ИП в качестве плательщика торгового сбора осуществляется по месту нахождения объекта недвижимого имущества, используемого в деятельности, по которой уплачивается указанный сбор (п. 7 ст. 416 НК РФ). Следовательно, в приведенном примере компания должна встать на учет в качестве плательщика торгового сбора в налоговой инспекции № 51. Сумма торгового сбора зачисляется в бюджет г. Москвы.

Уменьшение суммы налога при УСН осуществляется по месту регистрации налогоплательщика в налоговом органе, т.е. по месту подачи налоговой декларации по налогу при УСН. При этом уменьшить налог можно только по тому виду деятельности, по которому уплачивается торговый сбор.

Что касается ставок торгового сбора, то они устанавливаются законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (п. 1 ст. 415 НК РФ). Ставка торгового сбора по торговле путем отпуска товаров со склада определяется в расчете на 1 кв. метр площади торгового зала. При этом она не может превышать расчетную сумму налога при патентной системе налогообложения на основании патента по розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. метров по каждому объекту торговли, выданного на три месяца, деленную на 50. Об этом сказано в пункте 3 статьи 415 НК РФ.

8. Законами о введении торгового сбора на той или иной территории могут устанавливаться льготные ставки сбора

Вопрос:
Компания на УСН (объект «доходы минус расходы») оказывает услуги по заправке картриджей, а также продает картриджи. Работают два человека. Компания арендует в жилом доме помещение площадью 20 кв. метров (в 7 кв. метрах осуществляется заправка картриджей), остальное помещение - офис (там же стоят стеллажи с картриджами). Обороты небольшие. Компания платит минимальный налог за год 1% от суммы (примерно 20 000 руб.) Денег на уплату торгового сбора (23 500 руб. в квартал) нет. Предусмотрены ли льготы по уплате торгового сбора в такой ситуации?

Ответ:
Законодательным органам городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя предоставлено право устанавливать дифференцированные ставки торгового сбора в зависимости от территории осуществления конкретного вида торговой деятельности, категории плательщиков сбора, особенностей осуществления отдельных видов торговли, а также особенностей объектов осуществления торговли. При этом ставка сбора может быть снижена до нуля (п. 6 ст. 415 НК РФ).

В связи с этим по вопросу оптимизации налоговой нагрузки по торговому сбору следует обращаться в законодательные органы указанных субъектов РФ.

9. Встать на учет как плательщик торгового сбора по месту нахождения офиса можно в том случае, если это помещение используется для отпуска товаров покупателям

Вопрос:
Организация оптовой и розничной торговли зарегистрирована в ЕГРЮЛ по месту аренды офиса. Склада (в собственности или по договору аренды) у компании нет. Должна ли организация подать уведомление об уплате торгового сбора, указав в качестве объекта обложения торговым сбором арендованный офис?

Ответ:
Обратимся к определениям, которые даны в пункте 4 статьи 413 НК РФ. Под торговлей понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.

При этом к объектам стационарной и нестационарной торговой сети относятся задания, сооружения, помещения, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых налогоплательщик осуществляет вид деятельности, в отношении которого установлен сбор.

Поэтому организация может подать уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора с объекта стационарной торговой сети (офиса), только если помещение офиса используется непосредственно для отпуска товаров покупателям.

10. Если нет объекта осуществления торговли, платить торговый сбор не надо

Вопрос:
Должна ли торговая организация, у которой нет никакого помещения, кроме места нахождения единоличного исполнительного органа (указано в ЕГРЮЛ), платить торговый сбор?

Ответ:
В данном случае отсутствует объект обложения торговым сбором (объект движимого или недвижимого имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, в отношении которой установлен торговый сбор). В связи с этим организация не должна платить торговый сбор.

Торговый сбор – это не налог, а обязательный взнос местного значения, который обязаны уплачивать все ИП и организации за право на осуществление торговой деятельности.

Содержимое страницы

Введение торгового сбора регламентируется законом от 29.11.2014 №382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ». Новому сбору в Налоговом кодексе Российской Федерации посвящена новая 33 глава.

В настоящий момент торговый сбор введен только для предпринимателей Москвы. Закон действует с 1 июля 2015 года. Если данное введение хорошо себя зарекомендует и позволит увеличить налоговые сборы в местный бюджет, торговый сбор смогут ввести еще в двух городах федерального значения – в Санкт-Петербурге и Севастополе. Властям именно этих городов законом разрешено ввести торговый сбор с 1 июля 2015 года. В остальных регионах возможность введения нового сбора появится только после принятия соответствующего закона на федеральном уровне. Это регламентируется п. 4 ст. 4 ФЗ-382.

Кому и как платить торговый сбор

Закон о торговом сборе регулируется на региональном уровне. Это означает, что объекты обложения, процентные ставки, порядок и сроки уплаты, льготы устанавливаются органами местной власти.

Торговый сбор – это дополнительный муниципальный сбор, который уплачивается организациями, занимающимися мелокооптовой, крупнооптовой и розничной куплей-продажей товаров, которая осуществляется с использованием стационарных или нестационарных объектов недвижимости, а также товарных складских помещений. Этот сбор предприниматели платят за право на ведение торговой деятельности. Объектом налогообложения является не доход, а торговая площадь.

Кто должен платить торговый сбор?

1. При применении объекта налогообложения «доходы», торговый сбор отражается в строках 140-143 Раздела 2.1. Он указывается вместе с суммами страховых взносов, выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности и платежей по договорам добровольного личного страхования.

2. При применении объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» сумма уплаченного торгового сбора учитывается в составе расходов, отражаемых по строкам 220 – 223 Раздела 2.2.

Похожие публикации