Энциклопедия пожаробезопасности

Продолжительность проведения тсу в организации. Организация специальной и тактико-специальной подготовки на объекте здравоохранения

Тактико-специальные учения (ТСУ) являются основной формой практического обучения органов внутренних дел. ТСУ предназначены для совершенствования слаженности и выучки органов внутренних дел при выполнении возложенных на них задач по направлениям деятельности; повышения практических навыков органов управления в организации действий подчиненных и руководстве ими при решении задач в особых условиях; выработки у личного состава высоких морально-психологических качеств и физической выносливости.

Сущность ТСУ заключается в том, что в их ходе обучаемые практически выполняют задачи в непрерывно развивающейся обстановке, по единому замыслу, в дневных или ночных условиях, в любое время года.

Основной метод обучения - практическая работа по выполнению всеми обучаемыми своих должностных (функциональных) обязанностей в условиях, максимально приближенных к оперативно-служебной действительности.

Тактико-специальные учения по целевому назначению подразделяются на плановые, инспекторские, показные и исследовательские. Плановые учения организуются и проводятся старшими начальниками. Инспекторские ТСУ проводятся, как правило, при проведении инспектирования и контрольных проверок в целях определения степени готовности, уровня выучки строевых подразделений, а также для проверки умения руководителей организовывать и проводить учения.

Эти учения, так же как и плановые, проводятся вышестоящими начальниками проверяемых подразделений, но тематика и план проведения учения согласовывается с руководителем, осуществляющим инспектирование. Показные учения проводятся с целью демонстрации обучающим возможных способов решения тех или иных задач в конкретных условиях. Исследовательские учения имеют цель изучить и проанализировать наиболее приемлемые методы организации действий строевых подразделений, целесообразность способов их применения при выполнении повседневных и внезапно возникающих задач.

Продолжительность и последовательность тактико-специальных учений должна обеспечивать качественную отработку всех учебных вопросов темы. Подготовкой и проведением ТСУ руководит лично начальник органа внутренних дел. В помощь к себе он привлекает своих заместителей. Кроме этого могут назначаться помощники по имитации и обозначенному противнику (преступникам).

Начальник органа внутренних дел, его заместители при подготовке и проведении ТСУ проверяют готовность обучаемых к учению, знание и выполнение личным составом мер безопасности; обеспечивают строгую служебную дисциплину, соблюдение законности; принимают меры к недопущению порчи государственной и иной собственности, соблюдению требований экологической безопасности.

Руководитель ТСУ несет полную ответственность за его подготовку и проведение. В период подготовки ТСУ он обязан определить или уточнить исходные данные для его организации и возглавить разработку плана проведения учения; организовать подготовку своих заместителей и помощников и, при необходимости, района ТСУ.

При проведении ТСУ его руководитель обязан обучать подчиненных умелым действиям в ходе решения возложенных на них задач; знать решения обучаемых, отдаваемые ими распоряжения; руководить наращиванием обстановки; провести общий разбор учений, оценить действия обучаемых; при необходимости провести смотр его участников.

Заместители руководителя ТСУ обязаны: принимать участие в разработке документов по подготовке и проведению ТСУ. разрабатывать частные планы работы по выполнению возложенных на них задач; знать общую обстановку, положение и задачи обучаемых подразделений, а также решения и распоряжения их руководителей; осуществлять наращивание обстановки; контролировать соблюдение обучаемыми мер безопасности; готовить материалы для общего разбора ТСУ и проводить частные разборы с обучаемыми по категориям.

Штаб учения является основным органом, обеспечивающим подготовку и проведение учения. На штаб учения возлагаются: разработка документов по подготовке и проведению учения; сбор, анализ и обобщение данных обстановки в ходе учения, подготовка предложений руководителю учения по наращиванию обстановки; осуществление контроля за выполнением обучаемыми задач; подготовка материала для разбора учения и организация его проведения.

Подготовка ТСУ включает: определение (уточнение) исходных данных для учения; разработку документов, необходимых для проведения учения; подготовку района ТСУ (при необходимости); подготовку к учению заместителей руководителя, а также обучаемых. Все эти мероприятия готовятся по календарному плану, в котором указываются: сроки и ответственные лица за разработку документов по учению, проведение необходимых мероприятий по подготовке заместителей, а также обучаемых.

Исходными данными для организации ТСУ являются: тема, учебные цели, этапы учения, учебные вопросы; состав привлекаемых сил и средств: продолжительность, время и район проведения; нормы расхода моторесурсов, имитационных средств (боеприпасов - при проведении этапа боевой стрельбы).

Для проведения ТСУ разрабатываются следующие документы: план проведения; организационные указания; тактическое задание; приказы (распоряжения); планы связи, имитации, радиопомех (при необходимости) и другие необходимые документы.

План проведения ТСУ является основным документом, который разрабатывается на карте (схеме) и включает:

Исходные данные: тема, учебные цели и время проведения учения; состав обучаемых; нормы расхода моторесурсов, имитационных средств (боеприпасов -при проведении этапа боевой стрельбы); этапы учения, их продолжительность и учебные вопросы;

Тактический замысел: положение, группировка сил органов внутренних дел и взаимодействующих структур, их задачи и решения по ним к началу ТСУ;

Задачи обучаемых подразделений органов внутренних дел без указания предполагаемых решений их руководителей;

Возможные районы розыгрыша действий:

Основные показатели учения: время, отводимое обучаемым на организацию действий, плотность сил и средств;

Мероприятия, проводимые руководителем учения.

На ТСУ все действия обучаемых осуществляются в астрономическом времени, в реальной обстановке.

Рекогносцировка района учения проводится в целях уточнения плана его проведения и решения других вопросов, связанных с подготовкой и проведением учения. Для более целеустремленной работы разрабатывается план проведения рекогносцировки, в котором указываются: цель, состав рекогносцировочной группы; пункты, с которых проводится рекогносцировка, время работы на них и вопросы, подлежащие уточнению на каждом пункте. После рекогносцировки окончательно уточняется план проведения учения, который в установленный срок представляется на утверждение старшему начальнику.

На основании плана проведения учения и указаний его руководителя разрабатываются частные планы заместителей (помощников) руководителя учения. В них указываются: тема учения, учебные цели; этапы учения, их продолжительность и учебные вопросы; состав обучаемых, привлекаемых на учение; общая обстановка, группировка сил и средств; задачи обучаемых, организация связи с ними; необходимые расчетные данные и сигналы управления.

Тактическое задание является исходным документом для ввода обучаемых в обстановку и организации предстоящих действий. Оно разрабатывается на основе плана проведения учения и включает: общую обстановку, частную обстановку и справочные данные. В конце задания указывается, что необходимо исполнить или к чему быть готовым участникам учения. Эти указания могут выделяться в самостоятельный раздел. При необходимости к заданию могут прилагаться приложения.

Для организационного осуществления имитации, соответствующим помощником руководителя учения разрабатывается план имитации, в котором, в зависимости от содержания учения, отражается:

Участки имитации, районы чрезвычайных ситуаций;

Силы и средства для имитации и последовательность ее осуществления, меры безопасности;

Схема организации связи по управлению имитацией с приложением расчета сил и средств связи.

В зависимости от темы и учебных целей ТСУ могут начинаться из мест постоянной дислокации или после предварительного вывода подразделений органов внутренних дел в исходные районы. Место и время вручения обучаемым тактических заданий или приказов (распоряжений) определяются руководителем учения в зависимости от его темы и целей. Они могут вручаться в местах постоянной дислокации, при выдвижении подразделений органов внутренних дел в исходный район, а также после прибытия в него. Если задачи в тактических заданиях не указываются, то они доводятся обучаемым отдельно. После вручения тактических заданий, приказов (распоряжений) обучаемым предоставляется время для организации действий.

Руководитель учения лично и с помощью своих заместителей контролирует и направляет работу обучаемых. Особое внимание обращает на организацию действий на местности, конкретность, своевременность и соответствие отдаваемых обучаемыми распоряжений условиям обстановки и поставленной задаче, на полноту, качество, сроки исполнения различных расчетов и разработанных документов. В случае принятия обучаемыми решений, которые явно не соответствуют обстановке или не позволяют достигнуть целей учения, а также могут привести к порче государственной и других видов собственности, нарушению мер безопасности, то в эти решения вносятся необходимые коррективы. Когда действия обучаемых подразделений не отвечают намеченным целям и возникает необходимость повторить их действия для более качественной отработки отдельных учебных вопросов, при грубом нарушении установленных мер безопасности и угрозе нанесения ущерба государственной и другим видам собственности объявляется частный отбой. При объявлении частного отбоя подразделения немедленно прекращают действия и остаются на своих местах до получения указаний. В этот период запрещается проводить наращивание обстановки. Руководитель учения уточняет обстановку, дает своим заместителям и обучаемым необходимые указания о том, что необходимо сделать для устранения недостатков, указывает, как дальше будет наращиваться обстановка. Учение может быть продолжено только после докладов о выполнении указаний его руководителя.

С целью проверки взаимозаменяемости руководителю учения разрешается в ходе ТСУ осуществлять вывод из строя не только отдельных руководителей подразделений, но и определенных звеньев управления как полностью, так и частично.

В случаях резкого изменения в ходе учения метеорологических условий (появление ураганов, значительное понижение или повышение температуры воздуха и т.п.), руководителем учения принимаются соответствующие обстоятельствам меры, обеспечивающие безопасность обучаемых.

После отработки всех учебных вопросов согласно плану проведения учения его руководитель отдает указания об изъятии у личного состава боеприпасов, взрывчатых веществ и различных средств имитации, о времени и месте сосредоточения подразделений, проведения разбора, а при необходимости и смотра подразделений. Руководитель учения указывает также порядок возвращения подразделений в места постоянной дислокации.

При проведении разбора руководитель учения напоминает тему и учебные цели ТСУ, излагает замысел, а затем производит анализ действий обучаемых по этапам учения. При этом отмечаются оригинальные, смелые и нешаблонные решения обучаемых, проявление ими высоких морально-психологических качеств, наработанный опыт управления, способы действий, наглядно показывать их значимость для успешного выполнения оперативно-служебных задач.

5.3. Подготовка тактико-специальных учений

Подготовка ТСУ начинается не позднее, чем за два месяца до его про-ведения, при этом разрабатываются следующие документы: приказ о подготовке и проведении учения; календарный план подготовки учения; план проведения учения. При необходимости разрабатывается замысел проведения учения с пояснительной запиской. При проведении тактико-специальных учений с АСС (АСФ) в составе комплексных учений и объектовых тренировок отде-льный приказ и календарный план для ТСУ не разрабатываются. Приказ о подготовке и проведении ТСУ разрабатывается и доводится до исполнителей не позднее, чем за полтора месяца до его проведения. В нем указываются: цели и время проведения учения, состав обучаемых и порядок их подготовки, сроки и объем работ по подготовке мест проведения практи-ческих мероприятий, ответственные исполнители, требования безопасности на учении. Целями ТСУ могут быть: для мирного времени - подготовка форми-рования к действиям по предупреждению и ликвидации последствий сти-хийных бедствий (аварий, катастроф); для военного времени - обучение способам ГО при возникновении угрозы нападения и при применении сов-ременных средств поражения. Приказ разрабатывается начальником отдела ГОЧС объекта и под-писывается руководителем объекта, а для муниципальных формирований(служб) - соответствующим начальником органа управления ГОЧС и под-писывается руководителем органа местного самоуправления, создавшего формирование (службу). Подготовка к ТСУ осуществляется в соответствии с календарным пла-ном подготовки тактико-специального учения, который разрабатывается штабом руководства (группой управления) или руководителем учения. В нем определяются мероприятия по подготовке к учению заместителей (по-мощников) руководителя учения, начальников служб и штаба руководства (группы управления), а также командно-начальствующего и личного состава формирования, указываются ответственные лица за разработку документов на учение, перечисляются необходимый объем работ по подготовке района (места) учения и имитации, мероприятия по обеспечению учения, назнача-ются сроки готовности и ответственные лица. Календарный план утвержда-ется руководителем учения. План проведения ТСУ разрабатывается штабом руководства (группой управления) учения с участием заместителей руководителя учения, началь-ников служб, подписывается руководителем учения и утверждается началь-ником, которому подчинен руководитель учения. В плане проведения ТСУ указываются: тема учения, учебные цели для каждой категории обучаемых; время проведения учения; состав привлекае-мого формирования (формирований); количество техники, нормы расхода моторесурсов и имитационных средств; этапы учения, их продолжитель-ность и учебные вопросы; создаваемая исходная обстановка, которая может сложиться на объекте в результате ЧС или в военное время К плану прове-дения ТСУ (с учетом характера создаваемой обстановки) могут прилагать-ся: схема марша и обстановки на маршруте выдвижения формирования из района расположения (места сбора) к участку работ; учебный план объекта с обстановкой на определенное время; характеристика зданий и защитных сооружений объекта; план имитации на учение, другие расчетные данные. Структура замысла учения и пояснительной записки аналогичны из-ложенным ранее в разделах подготовки и проведения командно-штабного и комплексного учений. Подготовка заместителей (помощников) руководителя учения, штаба руководства (группы управления), посредников организуется руководите-лем учения. Основная работа проводится на местности (объекте), в районе пред-стоящего учения; изучается обстановка по каждому этапу ТСУ. Разбираются возможные варианты решений обучаемых командиров, условно проигрываются. действия группы имитации. Подготовка личного состава формирований к ТСУ осуществляется в течение плановых занятий. Непосредственно перед учением со всем личным составом изучаются требования мер безопасности. Подготовка должна обеспечить: изучение и правильное понимание форм учения, целей, задач и плана проведения учения по этапам, обязан ностей, методики отработки учебных вопросов, требований руководящих документов, регламентирующих обучение формирований, изучение района (места) учения. Руководитель учения определяет места выполнения практических работ на различных этапах учения, определяется объем и места проведения имитации, а также место сбора после проведения учения. Подготовка района (места) проведения ТСУ проводится в соответствии с замыслом учения в целях изучения характера местности и особенностей проведения АСДНР. Одновременно определяются необходимые ресурсы сил и средств для его оборудования. Цель подготовки района заключается в создании обстановки макси-мально приближенной к реальной, позволяющей отработать все возможные виды и способы ведения АСДНР.

5.4. Методика проведения тактико-специальных учений

Тактико-специальные учения следует начинать с приведения формиро-вания в готовность. Командир формирования по сигналу оповещения (ко-манде руководителя объекта) проводит оповещение и сбор личного состава, при этом отрабатываются нормативные показатели, указанные в планах ГО. После этого личный состав действует в соответствии с планом приведения его в готовность. При отработке задач, предусмотренных планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС, формирование из района сбора вы-двигается к местам выполнения АСДНР, по обстановке военного времени - формирование из района сбора могут выдвигаться в район размещения в загородной зоне. После приведения формирования в готовность руководитель учения вручает командиру формирования тактическое задание, в котором указы-ваются обстановка и задачи формирования, после чего командиру форми-рования предоставляется время для уяснения полученной задачи, оценки обстановки, принятия решения и постановки задач подчиненным, а также для организации действий. В ходе учения руководитель ТСУ учит командира формирования управлению подчиненными подразделениями, ведению разведки, сбо-ру и обобщению данных обстановки, принятию решений, организации взаимодействия с другими формированиями, организации и проведению АСДНР. Заместители (помощники) руководителя учения находятся при ко-мандирах тех формирования, к которым они назначены или на учебных местах по отработке практических действий. В ходе учения, в соответствии с частными планами, они способствуют обучению командиров и личного со-става формирований организации и умелому проведению работ по предна-значению. Используя средства имитации, путем подачи вводных, создают и наращивают обстановку на местах (участках) действий формирований. При отработке каждого учебного вопроса ведут анализ действий формирований, их выучки, недостатков и поучительных приемов и способов выполнения задач и своевременно докладывают руководителю учения свои данные для разбора. При уяснении задачи командир формирования намечает мероприятия, которые необходимо провести для подготовки к выполнению поставленной задачи, отдает предварительные распоряжения или указания. Оценивая обстановку, командир формирования ориентирует подчи-ненных о полученной задаче, определяет характер и объем разрушений, по-жаров, заражения радиоактивными веществами или АХОВ, виды предсто-ящих работ, их объемы и возможности формирования по их выполнению, состояние маршрутов выдвижения к участкам проведения работ, влияние местности, погоды, времени года и суток на выполнение задачи. При воз-можности о сложившейся обстановке ориентирует подчиненных. В решении командир формирования определяет: замысел действий, предусматривающий последовательность выполнения работ, распределение сил и средств по участкам (местам) работ, направление сосредоточения ос-новных усилий, сроки выполнения работ, порядок выдвижения к участкам (местам) работ, порядок управления формированием и взаимодействия с другими силами. По прибытии в район (к месту) проведения работ командир формиро-вания ориентирует подчиненных о полученной задаче, доводит до личного состава обстановку, принимает решение, ставит задачу, в которой указывает: какие виды спасательных работ провести; порядок использования техники; места сбора и погрузки пораженных, травмированных на транспорт и по-рядок их эвакуации; время начала и окончания работ; свое место и место заместителя, меры безопасности. В зависимости от характера выполняемых работ при постановке задач могут быть указаны и другие вопросы. Так, например, при работе на мест-ности, зараженной радиоактивными веществами, указывается допустимая доза радиоактивного облучения, при локализации и ликвидации последс-твий аварии на химически опасном объекте - предельно-допустимое время нахождения на зараженной территории и т.д. При планировании проведения спасательных работ должна создавать-ся обстановка максимально приближенная к возможным ЧС на объекте. В соответствии с замыслом учения и предназначением формирования на учении могут отрабатываться следующие вопросы: для АСФ - разборка завалов, поиск и деблокирование пораженных, оказание им первой медицинской помощи, вынос к местам погрузки, спа-сение людей из разрушенных, затопленных и горящих зданий, эвакуация из зон заражения, затопления в безопасные места и другие вопросы; для АСС - ведение разведки в зонах ЧС, разведка и наблюдение за пожарной, радиационной, химической и бактериологической обстановкой, обеспечение связи, оказание медицинской помощи пострадавшим в очагах поражения, ведение инженерной разведки, ведение АСДНР, ведение ава-рийно-технических работ на КЭС, обеззараживание территории и другие задачи, определяемые спецификой объектов повышенной опасности для жизни людей и предназначением формирования службы. В ходе учения особое внимание уделяется организации взаимодействия формирований. Взаимодействие формирований организуется: по задачам, объектам работ и времени, очередность и технологию выполнения АСДНР с каждым видом формирований. Для наращивания обстановки руководитель лично или через своих помощников, вручением вводных и с помощью средств имитации, доводит до обучаемых изменения в обстановке, новые данные о последствиях ЧС, возрастании масштабов аварии, о выходе из строя техники, пострадавших, об изменении радиационной, пожарной обстановки, возникновении очагов поражения вследствие террористического акта и другие данные. При этом руководитель учения добивается от командиров формирова-ний осуществления маневра силами и средствами с учетом складывающейся обстановки, принятия соответствующих решений по организации и прове-дению АСДНР, проявления инициативы и смекалки. По завершении отработки учебных вопросов, предусмотренных за-мыслом и планом проведения учения, руководитель учения отдает указания о времени и месте сосредоточения формирования, проверке наличия лично-го состава и техники, приведении в порядок места проведения учения, месте и времени проведения разбора. При необходимости проводится санитарная обработка личного состава и специальная обработка техники. Разбор является заключительной частью учения. Цель разбора состоит в том, чтобы на основе всестороннего анализа подвести итоги учения и определить, в какой степени достигнуты учебные цели и выполнены учебные задачи. Разбор проводится руководитель учения раздельно - вначале с коман-дно-начальствующим составом, а затем с личным составом формирований. Во время разбора указываются тема и учебные цели, обстановка в ко-торой действовали обучаемые, а затем разбираются конкретные действия командиров и личного состава формирований по этапам учения и учебным вопросам. В разборе указываются тема и учебные цели, обстановка в которой действовали обучаемые, разбираются конкретные действия командиров и личного состава формирований по этапам учения и учебным вопросам, под-водятся итоги учения, в которых руководитель учения определяет, в какой степени достигнуты учебные цели; оценивает действия обучаемых с обяза-тельной краткой характеристикой примеров правильных решений, а также отмечает недостатки, которые имели место; указывает, на что нужно обра-тить внимание в ходе дальнейшей подготовки командно-начальствующего и рядового состава формирований. При оценке действий обучаемых формирований учитываются: умелое ведение разведки; правильность и целесообразность принятых командирами формирова-ния решений; четкость организации и производительность ведения АСДНР; поддержание взаимодействия между формированиями; своевременность выдвижения к месту проведения АСДНР; результаты практических действий формирований; своевременность принятия мер по защите формирований от современ-ных средств поражения противника и вредных факторов ЧС; соблюдение мер безопасности. Общая оценка действий формирований, а также индивидуальные оценки командно-начальствующего и рядового состава заносятся в соот-ветствующие журналы учета подготовки формирований.

6. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ШТАБНЫХ

ТРЕНИРОВОК

Штабные тренировки являются одной из действенных форм совершенс-твования подготовки руководящего состава, КЧС, органов управления ГОЧС к выполнению функциональных обязанностей при угрозе, возникновении и ликвидации ЧС, а также слаживания органов управления в целом. Основной целью штабных тренировок является выработка у руково-дителей, органов управления и специалистов практических навыков управ-ления силами и средствами при проведении мероприятий в связи с угрозой и в ходе ликвидации последствий ЧС, а также в военное время, достижение слаженности в работе отдельных подразделений и органов управления в целом. В зависимости от темы и поставленных целей штабные тренировки могут быть совместные и раздельными. Совместные штабные тренировки проводятся с привлечением органов управления объекта и всех (основных) структурных подразделений органи-зации (объекта) с целью отработки взаимодействия между ними и достиже-ния слаженности действий. Раздельные штабные тренировки проводятся с каждым из указанных органов управления ГОЧС или отдельными их подразделениями. При совместных штабных тренировках обычно создается штаб руко-водства, при раздельных - в его создании нет необходимости. Тематика тренировок определяется руководителем объекта при пла-нировании основных мероприятий на текущий год с учетом особенностей объекта, его роли и места в системе ГОЧС, степени подготовленности органов управления ГОЧС и уточняется по мере необходимости. Руководителем совместной штабной тренировки обычно назначается руководитель объекта или один из его заместителей. Руководителем раздельной штабной тренировки может назначаться руководитель того подразделения, с органом управления ГОЧС которого проводится тренировка. Состав участников определяется руководителем тренировки в зави-симости от ее темы, целей и отрабатываемых вопросов. В целях отработки слаженности действий структурных подразделений к участию в тренировке необходимо привлекать руководящий состав этих подразделений и ведущих специалистов в полном составе. Порядок подготовки совместных штабных тренировок аналогичен по-рядку подготовки командно-штабных учений. Для подготовки и проведения тренировки разрабатываются: приказ (распоряжение) о подготовке и проведении штабной трениров-ки; календарный план подготовки тренировки; задание на тренировку; план проведения тренировки; перечень вводных. Организационно-методические документы на совместную штабную тренировку утверждаются руководителем объекта на раздельную штабную тренировку - руководителем подразделения, с которым проводится трени-ровка. Календарный план подготовки тренировки предусматривает перечень мероприятий по подготовке тренировки, сроки их проведения, ответс-твенных лиц за разработку организационно-методических документов, их утверждение; за изучение руководящих и нормативных документов, разра-ботка частных планов проведения тренировки с отдельными категориями обучаемых; проведение инструктивных занятий и групповых упражнений; изучение мер безопасности; подготовку мест проведения тренировки и ма-териальной базы. В задании на тренировку указываются: тема, цели и сроки проведения тренировки, состав участников, что необходимо изучить, подготовить и выпол-нить на тренировке. Для тренировки может создаваться исходная обстановка. В зависимости от степени подготовленности участников в ходе тре-нировки может предусматриваться отработка всего комплекса вопросов уп-равления мероприятиями предупреждения и ликвидации ЧС или несколько наиболее сложных, недостаточно усвоенных вопросов. Методика проведения тренировки определяется руководителем трени-ровки в зависимости от состава и уровня подготовки участников и срочности отрабатываемых вопросов. Наиболее целесообразна последовательная форма практической отра-ботки поставленных вопросов, с детальным разбором действий обучаемых, отданных распоряжений и оформленных документов по завершении обра-ботки каждого учебного вопроса. При выявлении значительных пробелов в подготовке участников по отдельным вопросам, может осуществляться повторная отработка вопроса. В порядке подготовки к тренировке предусматривается проведение занятий с участниками тренировки по изучению руководящих документов, плана гражданской обороны и плана действий по предупреждению и ликви-дации ЧС, новых способов и технологий ведения АСДНР, средств защиты и других вопросов с учетом уровня подготовки обучаемых и их функциональ-ных обязанностей. По завершении тренировки проводится итоговый разбор действий обучаемых и ставятся задачи на устранение выявленных недостатков.

7. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ

ОБЪЕКТОВЫХ ТРЕНИРОВОК ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ,

ЗАЩИТЕ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

7.1. Общие положения

Объектовые тренировки (далее - тренировки) являются наиболее эффективной формой обучения руководящего состава, сил РСЧС и ГО, рабочих и служащих, студентов и учащихся, а также населения, не занятого в сферах производства и обслуживания, к решению задач ГО, предупреж-дения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера. Они прово-дятся, как правило, на тех объектах, где не проводятся комплексные уче-ния. На тренировках обычно отрабатывается весь комплекс мероприятий, предусмотренных планам ГО и планами предупреждения и ликвидации ЧС. Основное внимание в ходе тренировок сосредоточивается на отработ-ке приемов и способов защиты персонала объекта в ЧС мирного и военного времени и отрабатываются мероприятия ГО, повышающие устойчивость работы этих объектов в мирное и военное время. Тренировки проводятся как самостоятельно под руководством руко-водителя объекта, так и в составе групп объектов. В этом случае тренировки организуются по территориально-производственному принципу по единому плану. Продолжительность проведения тренировки зависит от времени, не-обходимого на выполнение практических мероприятий, специфики объ-екта, количества обучаемых, учебных целей и задач, поставленных перед коллективом на тренировку и обычно может составлять до 8 часов. Определяя тему и продолжительность тренировки, необходимо учи-тывать возможность выполнения глубокой и всесторонней проработки учебных вопросов и возможности материально-технического обеспечения тренировки. Перечень и объем выполняемых мероприятия должен позволить про-верить на практике реальность осуществления плана ГО и плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС на объекте. К участию в тренировке привлекается весь руководящий состав, силы РСЧС и ГО, рабочие и служащие объектов, студенты и учащиеся учебных за-ведений, население жилого сектора, попадающего в зону воздействия одина-ковых с объектом поражающих факторов и не занятое в сферах производства и обслуживания. Руководитель тренировки несет полную ответственность за подготов-ку, организацию и качество ее проведения.

7.2. Подготовка объектовых тренировок

При подготовке тренировки основное внимание следует уделять эф-фективному решению вопросов защиты населения и материальных средств в ЧС мирного и военного времени, проведению АСДНР в очагах поражения, умелым действиям участников учения по сигналам оповещения. Каждой тренировке предшествует изучение соответствующих тем программы подготовки формирований и программы подготовки персонала объекта. Подготовка тренировки осуществляется лично руководителем объекта с учетом характера производственной (учебной) деятельности, особенностей территориального размещения, метеорологических и сейсмологических ус-ловий, степени обученности участников тренировки, состоянии ГО и звена РСЧС на объекте. Подготовка к тренировке осуществляется на основании приказа руко-водителя объекта, который доводится до исполнителей не позднее, чем за полтора месяца до начала тренировки. В период подготовки, на основании указаний руководителя трени-ровки, начальником отдела ГО объекта разрабатывается «План проведения тренировки», который утверждается руководителем тренировки и доводится до исполнителей не позднее чем за месяц до ее начала. На основании «Плана проведения тренировки» заместители, помощ-ники руководителя тренировки, начальники основных производственных (учебных) подразделений, посредники разрабатывают частные планы. Планы разрабатываются в произвольной форме и должны отражать поря-док отработки учебных вопросов участниками тренировки, мероприятия по всестороннему обеспечению, соблюдению мер безопасности. Частные планы могут исполняться текстуально или графически и утверждаются ру-ководителем тренировки. В подготовительный период с руководящим составом, командирами формирований проводятся инструктивные занятия, в ходе которых уточ-няются: порядок проведения тренировки, объем и последовательность выполнения учебных мероприятий, меры безопасности, объем и участки имитации, вопросы материально-технического обеспечения и организация взаимодействия между структурными подразделениями, формированиями, а также с соседними объектами. В целях выработки и уточнения отдельных вопросов и деталей плана проведения учений с руководящим и командно-начальствующим составом проводится рекогносцировка учебных мест. Качество подготовки всех участников тренировки, наличие и полноту отработанных документов, проверяет руководитель тренировки.

Планирование и подготовку членов штаба, персонала объекта и форми­рований объекта организует начальник штаба ГО ЧС в соответствии с прика­зом начальника ГО объекта и организационными указаниями по гражданс­кой обороне на текущий год, в которых ежегодно определяется тематика, ко­личество часов по каждой теме и форма проведения занятий.

С учетом особенностей объекта здравоохранения допускается до 10% учебного времени, предусмотренного программой, использовать для изуче­ния тех вопросов, которые необходимы для персонала объекта, на что указы­вается в приказе начальника ГО объекта. При этом не допускается исключе­ние из программы подготовки тем общего порядка, которые, независимо от профиля объекта здравоохранения, изучаются со всем персоналом и на всех объектах. На объектах здравоохранения по гражданской обороне проводит­ся специальная и тактико-специальная подготовка.

Приказом начальника ГО объекта для проведения специальной подго­товки определяется состав учебных групп, руководители и их заместители по проведению занятий, места проведения занятий, дни недели (месяца) и часы. Учебных групп для проведения занятий по специальной подготовке на объекте здравоохранения может быть несколько: группа руководящего со­става, включая полный состав штаба ГО ЧС; группы врачей по профилю их специальностей (допускается объединение врачей родственных специаль­ностей, например, хирургических, травматологических, ожоговых и т.д.); группы средних медицинских работников по родственным специальностям; груп­пы младшего медицинского персонала; группы обслуживающего персонала (без медицинского образования). На каждую учебную группу оформляется журнал учета занятий и посещаемости обучаемых.

Важно правильно спланировать дни и часы проведения занятий с учетом занятости обучаемых. Занятия проводятся в рабочее время. Проводить занятия по специальной подготовке должны руководители (помощники руководителей) учебных групп. Контроль и оказание помощи в подготовке и проведении заня­тий возлагается на начальника штаба ГО ЧС, заместителей начальника ГО объек­та, входящих в состав штаба ГО ЧС, для чего разрабатывается план-график по­сещения ими занятий. О результатах контроля делается запись в журнале (наи­менование темы занятия, посещаемость, качество занятия, наглядность, активность обучаемых и др.). Результаты контрольных проверок занятий обоб­щает начальник штаба ГО ЧС и докладывает начальнику ГО объекта.

По наиболее общим 1 -2 темам программы возможно чтение лекции для всего персонала наиболее подготовленным лектором из числа руководяще­го состава здравоохранения, преподавательского состава кафедр высших учебных заведений, научно-исследовательских учреждений и др.



В начале учебного года проводится учебно-методический сбор руково­дителей занятий в масштабе всего объекта. Предварительно до проведения сбора его участники должны иметь программы подготовки, состав учебных групп, время проведения занятий, подготовить имеющуюся литературу, ма­териалы для проведения занятий.

На методическом сборе уточняется учебный план по организации занятий, начальником штаба ГО ЧС доводятся последние положения об организации и ведении гражданской обороны, он отвечает на вопросы участников сбора.

Занятия по специальной подготовке завершаются зачетом. Руководи­тели учебных групп, если они относятся к числу руководящего состава объекта здравоохранения, освобождаются от посещения занятий в группе руководя­щего состава. Основная задача специальной подготовки персонала - это по­вышение своих профессиональных знаний и умений выполнять мероприятия в военное время в соответствии со своим предназначением в объеме своих функциональных обязанностей в различных условиях обстановки.

Одновременно, а лучше по завершении специальной подготовки, про­водится тактико-специальная подготовка, которая включает подготовку орга­на управления (штаба ГО ЧС), формирований объекта и объекта здравоохра­нения в целом.

Формами тактико-специальной подготовки являются: с штабом ГО ЧС - штабная тренировка, штабное учение, командно-штабное учение; сфор­мированиями - тактико-специальное занятие, тактико-специальное уче­ние; с объектом здравоохранения - комплексное учение объекта. При орга­низации тактико-специальной подготовки на объекте должна соблюдаться оп­ределенная последовательность в ее проведении. Прежде всего, необходимо организовать начальную подготовку штаба ГО ЧС, провести с ним штабные тре­нировки, штабное учение и только потом уже можно организовать тактико-специапьное учение с формированиями. Штаб должен быть подготовлен, чтобы руководить этими учениями. Тем более тщательной должна быть подготовка штаба и формирований к проведению комплексного учения с объектом.

Штабная тренировка проводится в составе штаба ГО ЧС объекта в те­чение 2-4 часов ежеквартально. Для ее проведения разрабатывается план с формулировкой рассматриваемых вопросов.

Это могут быть:

изучение и согласование разработанных функциональных обязанностей между членами штаба, их корректировка и уточнение;

уточнение отдельных положений плана гражданской обороны (действий) объекта в военное время;

заслушивание и обсуждение докладов членов штаба по определенным вопросам ведения гражданской обороны на объекте и др.

Штабную тренировку проводит начальник ГО объекта или, по его пору­чению, начальник штаба ГО ЧС с последующим докладом об итогах трени­ровки начальнику ГО объекта. Штабная тренировка завершается принятием решения и отработкой плана мероприятий по реализации решения.

Штабное учение проводится с штабом ГО ЧС при участии в нем руко­водителей подразделений (отделений) объекта, имеющих задания по граж­данской обороне, а также командиров (начальников) формирований (объек­товых и для МС ГО). Продолжительность штабного учения - 6-8 часов, в те­чение года целесообразно проводить 1-2 учения. Если в квартале проводится штабное учение, то не должна проводиться штабная тренировка, а подготов­ка к этому учению рассматривается на предыдущей штабной тренировке.

Для проведения штабного учения разрабатывается:

замысел учения текстоово и графически;

организационные указания на подготовку и проведение учения с указа­нием темы учения, состава участников, ответственных за подготовку, другие вопросы;

план проведения штабного учения с указанием темы, учебных целей, этапов и учебных вопросов, отрабатываемых по астрономическому и опера­тивному времени, действий посредников и обучаемых;

план наращивания обстановки (содержание вводных, время их выдачи, кто выдает и кому);

план материально-технического обеспечения штабного учения (место проведения, средства связи, документация и т.д.).

Руководителем учения является начальник ГО объекта. По завершении учения делается его разбор, в результате которого разрабатывается план устранения выявленных недостатков.

Штабные учения на объекте здравоохранения могут проводиться выше­стоящим руководством МС ГО по своим планам, а объект за 20-30 дней дол­жен получить задание на подготовку к учению.

Командно-штабное учение проводится ежегодно в течение 2-3 суток (в зависимости от объекта здравоохранения) на тех объектах, где не предусмот­рено проведение комплексных учений. На объектах, где предусмотрено проведение комплексного учения (больница на 600 и более коек), командно-штабное учение проводится ежегодно 2 года, а на 3-й год - комплексное учение объек­та. На этих объектах командно-штабное учение проводится в течение 3-5 суток.

В учении участвуют: штаб ГО ЧС; эвакуационная комиссия; не менее 1/3 основных отделений (лабораторий, отделов) объекта, формирования (ОПМ, БСМП и др.), подразделения обслуживания.

Для проведения учения отрабатываются документы:

замысел учения;

приказ (распоряжение) о подготовке и проведении учения;

календарный план подготовки;

схема организации руководства учением;

организационные указания по подготовке и проведению учения;

план проведения учения;

план наращивания обстановки (вводные);

план проведения практических мероприятий (развертывание приемно-сортировочного отделения и др. отделений, развертывание ОПМ и т.д.);

план проведения исследовательской работы в ходе учения;

план работы руководителя учением и частные планы его помощников.

Основными требованиями к организации и проведению учений являются:

Замысел учения должен соответствовать прогнозируемой обстановке, которая может сложиться на объекте здравоохранения в военное время;

Этапы учения должны раскрывать содержание мероприятий, проводимых объектом по режимам его деятельности, принятым в гражданской обороне;

Учебные вопросы этапов учения должны последовательно раскрывать содержание проводимых мероприятий в соответствии с планом (действия­ми) гражданской обороны объекта здравоохранения;

■действия должностных лиц штаба ГО ЧС, персонала формирований, подразделений (отделений, служб) объекта в ходе учения должны осуществляться в реальном времени, не допуская упрощения и условности;

■учения должны проводиться на реально имеющейся материальной базе собственно объекта, придаваемой ему по плану на военное время;

■при проведении учения необходимо провести исследование реальности планируемых мероприятий гражданской обороны на объекте здравоохранения, отработать вопросы взаимодействия, предусмотренные планом гражданской обороны (действий)-объекта;

Особое внимание должно быть обращено на подготовку и организацию проведения практических мероприятий в ходе учения: развертывание и организацию работы формирований (ОПМ, БСМП и др.), отделений по приему пораженных (больных), стационара для нетранспортабельных больных и другие практические мероприятия, предусмотренные планом на военное время. Содержание и продолжительность проведения практических мероприятий должны соответствовать замыслу учения и той обстановке, которая требует про­ведения этих мероприятий.

Надо считать неоправданным заблаговременное развертывание фор­мирований или приведение их в готовность в неустановленное нормативами время. Эти действия оправданы только на показных учениях, когда идет про­цесс обучения по гражданской обороне в масштабе города (района, субъек­та Российской Федерации).

На командно-штабном учении все практические мероприятия дол­жны выполняться в рамках нормативного времени, отведенного для них. Стационар для нетранспортабельных больных должен быть готов к приему через 12 часов после получения распоряжения, сбор лично­го состава штаба ГО ЧС в рабочее время - 20 мин., в нерабочее время - не более 2 часов, ОПМ в рабочее время - 30 мин., в нерабочее время - до 4 часов, готовность ОПМ повышенной готовно­сти - 12 часов, остальных - 24 часа, выписка больных из ЛПУ - 4 часа и т.д.

Проводя практические мероприятия в реально нормативном времени, представляется возможным проверить готовность к их выполнению и реаль­ность установленного норматива времени. Органы управления, учреждения и формирования МС ГО должны быть готовы к работе в любое время суток, а поэтому и некоторые практические мероприятия (оповещение и сбор, раз­вертывание ОПМ и др.) необходимо предусматривать и в ночное время.

Учитывая, что спасение жизни и здоровья пораженного населения в ус­ловиях военного времени во многом будет зависеть от своевременности ока­зания ему медицинской помощи непосредственно в очагах поражения, то большая роль в решении этой гуманной задачи принадлежит ОПМ, уровню их подготовки и своевременности прибытия в очаг поражения. В связи с этим на каждом командно-штабном учении необходимо с ним проводить тактико-специальное учение. Командно-штабному учению с ОПМ должна предшество­вать его подготовка путем проведения практических тренировок и тактико-специальных занятий с отделениями.

Содержание практической тренировки, тактико-специального занятия для каждого отделения ОПМ определяется его назначением и выполняемыми за­дачами при работе ОПМ в очагах поражения. Основной целью тренировок и занятий, проводимыхс отделениями, является привитиеличному составу твер­дых практических навыков в выполнении своих функциональных обязаннос­тей при различных вариантах работы ОПМ. Практические тренировки должны проходить динамично, без затраты большого количества времени. Каждым должностным лицом отделения обязанности выполняются в установленные сроки. Практическую тренировку проводит начальник отделения.

При составлении плана проведения практических тренировок и такти­ко-специальных занятий на учебный год необходимо учитывать последова­тельность изучения всех тем программы тактико-специальной подготовки ОПМ. Каждая последующая практическая тренировка или занятие должны быть продолжением отработанных тем и углублять знания обучаемых.

Практические тренировки обеспечивают подготовку личного состава к быстрому сбору и получению задач, умелому применению всех средств и способов защиты от оружия массового поражения, способствуют приобре­тению навыков работы в составе отделения.

Для всех отделений ОПМ обязательной темой практической трениров­ки является следующая - "Организация оповещения и сбора личного соста­ва, приведение в готовность отделения ОПМ".

Учебными целями тренировки являются: проверка схемы оповеще­ния личного состава отделения и сокращение сроков его сбора; отработка элементов приведения отряда в готовность (получение имущества, погрузка его на машины, порядок построения колонны машин, подготовка личного состава к маршу).

Эта практическая тренировка должна проводиться как в рабочее, так и в не­рабочее, ночное и дневное время. Все действия обучаемых в соответствии с их функциональными обязанностями хронометрируются начальником отделения.

Уточняются и согласовываются все вопросы, от решения которых зави­сит выполнение мероприятия по приведению в готовность отделения. Чтобы тренировка носила практический характер, начальник ОПМ заблаговремен­но каждому начальнику отделения в соответствии с общим планом приведе­ния отряда в готовность должен определить объем выполняемых отделени­ем мероприятий, указать очередность и сроки их выполнения. Тренировка заканчивается разбором и подведением итогов готовности отделения.

При проведении практических тренировок с приемно-сортировочным и госпитальным отделениями привлекаются и приписанные к ним санитарные дружины, если не в полном составе, то хотя бы командиры дружин и коман­диры санитарных звеньев. Они должны знать задачи, которые на них возла­гаются при приведении ОПМ в готовность.

Затем проводится занятие по теме: "Средства и способы защиты лич­ного состава ОПМ от поражающих факторов ядерного, химического и бакте­риологического оружия". Проводят его начальники отделений. На этом заня­тии каждое отделение должно провести трассировку площадки, где планом предусмотрено отрывать простейшее укрытие (щель). Такое простейшее ук­рытие должно вмещать личный состав 1 -2 отделений (20-40 человек). На за­нятии распределяются обязанности личного состава при строительстве это­го укрытия, производится распределение шанцевого инструмента. Началь­ник ОПМ заблаговременно по согласованию с главным врачом медицинского учреждения, на базе которого создан ОПМ, указывает всем начальникам от­делений места расположения площадок для простейших укрытий.

Занятие будет более наглядным, если одно такое укрытие на террито­рии медицинского учреждения будет сделано реально, и его можно будет посмотреть всему личному составу.

Успешное проведение практической тренировки невозможно без хороше­го ее материального обеспечения: наличия достаточного количества противо­газов, простейших средств защиты органов дыхания и материалов для их изго­товления, противочумных костюмов, индивидуальных аптечек и противохими­ческих пакетов. На занятии приобретаются практические навыки по применению средств индивидуальной защиты. Занятия, проводимые с отделениями ОПМ, могут быть эффективными только при условии прак­тического развертывания отделений, когда весь личный состав конкретно выполняет свои функциональные обязанности в условиях определенно созданной обстановки. Для развертывания отделений ОПМ необходимо использовать иму­щество, привлекать транспорт, приспосабливать помещение.

Каждое отделение ОПМ имеет свои задачи, особенности развертыва­ния и работы при использовании различных поражающих факторов.

При проведении практических тренировок по развертыванию отделе­ний ОПМ, таких, каксортировочно-эвакуационное, операционно-перевязоч-ное, госпитальное, надо подбирать соответствующие помещения с учетом решаемых ими задач.

Тренировки с личным составом отделения частичной санитарной обра­ботки и частичной дезактивации, аптеки, лаборатории и хозяйственного от­деления должны проводиться непосредственно на базе того медицинского учреждения, где создан ОПМ, или совместно с другими отделениями ОПМ.

Для проведения практической тренировки с отделениями ОПМ разра­батывается план, в котором указываются учебные цели, время и место заня­тия, его материальное обеспечение, учебные вопросы. К плану прилагается схема развертывания отделений с детальным указанием размещения всего оборудования и расстановки личного состава.

Перед началом практического развертывания отделения его личный состав знакомится с планом занятия и схемой развертывания отделения, изу­чает функциональные обязанности. В ходе тренировки уточняются схема раз­вертывания отделения и расстановка личного состава. Целесообразно сна­чала провести с отделениями ОПМ практические тренировки по организации их работы в случае ядерного поражения, а в последующем, когда личный со­став приобретает некоторые практические навыки, с ними можно проводить и тактико-специальные занятия по организации приема пораженных из оча­га химического поражения.

При проведении тактико-специальных занятий учебные вопросы отра­батываются на фоне определенной тактической обстановки с обязательным привлечением статистов для имитации пораженных. В ходе тактико-специ­ального занятия некоторые наиболее сложные вопросы могут отрабатывать­ся повторно. Тактико-специальные занятия проводятся с операционно-пере-вязочным, госпитальным отделениями.

На тактико-специальном занятии по развертыванию сортировочно-эва-куационного отделения для приема пораженных ядерным оружием предус­матривается организация работы распределительного поста, площадки час­тичной санитарной обработки и частичной дезактивации, сортировочных для носилочных и ходячих пораженных, эвакуационных палат. Распределитель­ный пост развертывается на расстоянии до 50 м от сортировочно-эвакуаци-онного отделения на пути потока поступления пораженных. Работой распре­делительного поста руководит фельдшер или медицинская сестра.

В составе поста работает дозиметрист, определяющий величину загряз­нения радиоактивными веществами одежды и незащищенных кожных покро­вов у поступающих пораженных. Пораженных имитируют статисты, которым раздаются билеты с характеристикой поражения. Все поступающие пораженные на распределительном посту подразделяются на носилочных и ходячих; из их числа выделяют инфекционных больных и пораженных с пси­хическими расстройствами, подлежащих изоляции, а также загрязненных ра­диоактивными веществами.

В зимнее время для частичной санитарной обработки носилочных боль­ных отводится специальное теплое помещение. На распределительном по­сту и площадке частичной санитарной обработки весь личный состав при не­обходимости работает в табельных средствах индивидуальной защиты или в обычной одежде, используя ватно-марлевые повязки или респираторы.

Сортировочные для носилочных и ходячих пораженных должны разме­щаться таким образом, чтобы не получилось встречных и перекрещивающих­ся потоков их поступления внутри ОПМ.

Площадь помещения сортировочной для носилочных пораженных дол­жна быть не менее 250-300 м 2 , чтобы можно было одновременно разместить 80-100 носилочных пораженных, столы для их регистрации, столы для ме­дикаментов, оборудовать место для мытья рук, стерилизации инструментов и шприцев и развернуть хозяйственный уголок.

Сортировочная для носилочных пораженных (рис. 8) должна разверты­ваться так, чтобы пораженные из нее могли поступать в операционную, пере­вязочную, противошоковые и госпитальные палаты, в инфекционный и пси­хоневрологический изоляторы, а также в эвакуационное отделение.

Площадь помещения сортировочной для легкопораженных должна быть 80-100 м 2 . На ней можно одновременно разместить сидя до 100 ходячих по­раженных, оборудовать перевязочную на один стол, разместить стол регист­ратора и развернуть хозяйственный уголок. В перевязочной необходимо иметь столик для медикаментов, инструментальный столик и место для сте­рилизации инструментов.

В процессе тактико-специального занятия при развертывании сортировочно-эвакуационного отделения и площадки частичной санитарной об­работки необходимо добиваться сокращения сроков готовности к приему пораженных, что во многом зависит от правильности расстановки личного состава и его слаженности в работе. Сортировочно-эвакуационное отделе­ние должно быть готово к приему пораженных не позже чем через 30-45 мин после прибытия к месту развертывания.

Занятие с личным составом сортировочно-эвакуационного отделения завершается разбором.

Проведение тактико-специального занятия с сортировочно-эвакуационным отделением, развернутым для приема пораженных отравляющими веществами, требует изменения его схемы развертывания.

Предусматривается выделение помещения для размещения поражен­ных, ожидающих санитарной обработки. В этом помещении должна прово­диться антидотная терапия, стимуляция дыхания и сердечной деятельности, здесь надо иметь и средства для дачи кислорода, необходимые предметы ухода за тяжелопораженными.

Для раздевания пораженного выделяются два помещения: в первом снимается верхняя одежда и обувь, производятся дегазация открытых учас­тков тела и перекладывание пораженного на чистые носилки, во втором по­мещении снимаются нательное белье и противогаз. После этого пораженно­го переносят в следующее помещение, где осуществляется полная санитар­ная обработка. В этом помещении должно быть предусмотрено проведение кислородной терапии, введение сердечных и возбуждающих дыхание средств. После санитарной обработки пораженного переносят в одевальню, где на него надевают чистое белье. Затем он поступает в отделение, которое требуется ему по показаниям и сложившейся ситуации.

Ходячие пораженные с распределительного поста поступают на площад­ку (в летнее время) или в помещение (зимой) частичной санитарной обра­ботки. Здесь пораженные ФОВ получают таблетированный или в виде инъек­ции антидот (если он не был принят ранее). При ухудшении состояния пора­женного его переводят в поток для тяжелопораженных. После проведения частичной санитарной обработки ходячие пораженные направляются в сор­тировочные палаты.

Отделение частичной санитарной обработки для ходячих, развертыва­емое в зимнее время, имеет две комнаты:

для снятия сначала верхней одежды и обуви (в первой комнате), а затем для проведения частичной санитарной обработки открытых участков тела (во второй комнате) с помощью дегазирующих растворов; тут же пораженным надевают чистую одежду. В отделении санитарной обработки, куда поступа­ют тяжелопораженные, работают врач, 2 медицинские сестры, 1 -2 санитар­ных звена дружины, а в отделении частичной санитарной обработки для хо­дячих - фельдшер, 1 медицинская сестра, 1 -2 санитарные дружинницы.

Весь личный состав на распределительном посту и в отделении сани­тарной обработки работает в средствах индивидуальной защиты кожи и ор­ганов дыхания (противогазах).

Сортировочные должны вмещать одновременно 150-200 пораженных. Основная задача сортировочно-эвакуационного отделения заключается в сортировке поступивших пораженных и направлении или на эвакуацию, или в госпитальное отделение. В этом отделении на всех пораженных заполняют медицинские карточки ГО.

При проведении занятия уделяется внимание расстановке личного со­става отделения и входящей в штат отделения санитарной дружины, изуче­нию функциональных обязанностей, отработке схемы развертывания отде­ления, его оборудованию, достижению слаженности в работе личного соста­ва. Подчеркивается необходимость обеспечения безопасности работы личного состава при приеме пораженных.

Тактико-специальное занятие с операционно-перевязочным отделением по организации его работы при развертывании ОПМ в очаге ядерного пораже­ния проводится для уточнения схемы развертывания отделения с распределе­нием медицинского и санитарно-хозяйственного имущества и расстановкой личного состава отделения в соответствии с его функциональными обязанностями в условиях приспосабливаемого помещения; привития навыков бригад­ного метода работы по оказанию неотложной хирургической и терапевтичес­кой помощи пораженным и проведению противошоковых мероприятий.

В составе операционно-перевязочного отделения развертываются опе­рационная (с предоперационной) не менее чем на 2 операционных стола, перевязочная (с предперевязочной) на 4-6 столов, противошоковые палаты и стерилизационная (рис. 3).

В отделении по рабочим местам распределяется медицинский персо­нал с учетом его квалификации, создаются хирургические и противошоко­вые бригады из врачей и среднего медицинского персонала, младшего ме­дицинского персонала. Бригады распределяются следующим образом: в опе­рационную - 1 хирургическая и 1 сестринская, в перевязочную - 2-3 хирургические и 2-4 сестринские, в противошоковые палаты - 1 врачебная и 2 сестринские бригады.

В ходе занятия оттачивается слаженность в работе отделения при его раз­вертывании и выполнении функциональных обязанностей каждым должностным лицом во время поступления пораженных. Операционно-перевязочное отделе­ние должно быть готово через 60-80 мин с начала его развертывания. За это время оборудуются операционная, перевязочная и противошоковые палаты, стерилизуются инструментарий и операционное белье, полностью должен быть готов медицинский персонал к работе в операционной и перевязочной.

В операционно-перевязочном отделении осуществляется окончательная остановка наружного кровотечения, проводятся противошоковые мероприятия, профилактика и лечение раневой инфекции, ведется борьба с асфиксией и при­нимаются меры по ее предупреждению, накладываются и исправляются повяз­ки, осуществляется транспортная иммобилизация по показаниям, делаются но-вокаиновые блокады, и оказывается неотложная терапевтическая помощь.

В условиях массового поступления пораженных в операционно-пере­вязочном отделении ОПМ нет возможности широко проводить первичную хирургическую обработку ран и ожогов. Хирургические вмешательства дол­жны проводиться только по неотложным показаниям: опасное для жизни кро­вотечение; необходимость трахеотомии; закрытие клапанного пневмоторак­са; отсечение нежизнеспособной, висящей на лоскуте кожи конечности. Ими­тация поступающих пораженных обозначается заранее заготовленными билетами с характеристикой поражения. В соответствии с этим врачебные и сестринские бригады организуют свою работу, добиваясь слаженности дей­ствий; каждое должностное лицо отделения определяет свою роль и место, практически изучает свои обязанности. К примеру, операционная сестра в соответствии с характером поражения после установления врачом диагноза и принятия решения об объеме медицинской помощи должна подобрать со­ответствующий инструментарий, а при необходимости подготовить все нуж­ное для наркоза или переливания крови и кровезамещающих жидкостей.

Тренировки с личным составом госпитального отделения имеют цель научить личный состав быстро развертывать отделение, умело приспосаб­ливать различные нетабельные средства для оборудования мест размещения пораженных, изучить и выполнять свои функциональные обязанности, чтобы обеспечить решение основных задач, возложенных на эти отделения (рис. 4). Такие тренировки позволяют рационально распределить личный со­став по рабочим местам, правильно планировать и осуществлять контроль за использованием имеющегося оборудования и медикаментов.

После практических тренировок и тактико-специальных занятий с отде­лениями проводится тактико-специальное учение. Оно может проводиться в ходе комплексных объектовых учений медицинских учреждений и учений ГО или самостоятельно только с одним ОПМ.

Темами тактико-специального учения с ОПМ могут быть:

Организация развертывания и работы ОПМ на границе или в зоне сла­бых разрушений очага ядерного поражения в зависимости от обстановки;

Организация развертывания и работы ОПМ по приему пораженных ОВ;

Организация развертывания - ОПМ временного инфекционного ста­ционара и его работа по приему инфекционных больных.

Тактико-специальное учение с ОПМ готовит и проводит руководитель медицинского учреждения, на базе которого создан отряд. Если же такое уче­ние является показным и на него приглашаются руководители других меди­цинских учреждений, а также начальники ОПМ в масштабе города или райо­на, то оно готовится и проводится начальником медицинской службы ГО го­рода, района.

В период подготовки тактико-специального учения уточняется списоч­ный состав ОПМ и приписанных к нему санитарных дружин, проверяется обес­печенность медицинским и другим имуществом, проводится рекогносциров­ка района учений, изучается планировка района учений и того помещения, в котором предполагается развернуть ОПМ. Только после этого с учетом мест­ных условий и данных, полученных при рекогносцировке района учений, раз­рабатываются документы учения.

Для проведения тактико-специального учения с ОПМ по любой из ука­занных тем надо иметь следующие документы:

Приказ руководителя медицинского учреждения о подготовке и про­ведении учения, в котором указываются тема и учебные цели, дата и место проведения учения, состав участников, привлекаемые материально-техни­ческие средства и транспорт, лица, ответственные за подготовку учения;

Календарный план подготовки учения, в котором определяются основ­ные мероприятия по подготовке к учению, очередность и сроки их выполне­ния, лица, ответственные за исполнение;

Замысел учения, который отрабатывается текстово или графически. В нем отражается основная цель учения, показывается обстановка, на фоне которой будет действовать ОПМ;

План проведения учения, который определяет содержание работы ру­ководителя и всех функциональных отделений ОПМ. В нем указывается про­должительность отработки учебных вопросов, даются варианты решений в соответствии с созданной обстановкой.

При проведении тактико-специального учения с ОПМ нецелесообразно разрабатывать отдельно план имитации и план материально-технического обеспечения. Эти вопросы должны найти отражение в календарном плане подготовки и проведения учения.

Начальники отделений ОПМ разрабатывают частные планы, составля­ют заявки и проводят занятия с личным составом ОПМ при подготовке к про­ведению учения.

Тактико-специальное учение с ОПМ заканчивается разбором, на кото­ром отмечается положительный опыт работы личного состава функциональ­ных отделений, разбираются ошибки и указываются пути их устранения.

Таким образом, основу тактико-специальной подготовки ОПМ состав­ляют практические тренировки и тактико-специальные занятия с его отделе­ниями, тактико-специальное учение по основным темам программы с учас­тием всего личного состава ОПМ.

Сроки проведения занятий и учений с ОПМ определяются планом под­готовки лечебно-профилактического учреждения, на базе которого он создан.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕНИЯ С ОПМ*

Тема: "Организация развертывания и работы ОПМ на границе очага ядерного поражения",

Учебные цели:

совершенствовать организацию управления отделениями ОПМ при выд­вижении, развертывании и работе по приему пораженных;

научить личный состав ОПМ развертывать его отделения в приспособ­ленном типовом здании школы и выполнять функциональные обязанности в условиях массового приема пораженных.

Время проведения учения: 9.00 - 17.00.

Место проведения: район новостройки, здание школы.

Состав участников: группа руководства - главный врач больницы - начальник штаба ГО ЧС, заместитель главного врача по лечебно-профилак­тической работе, заведующий хирургическим отделением больницы; личный состав ОПМ; санитарные дружины от предприятия - 2; группа имитации - 3 человека от хирургического отделения городской больницы; статисты - 50 человек (учащиеся школы).

Материальное обеспечение: учебный комплект имущества ОПМ;

автотранспорт от автохозяйства (бортовых автомобилей - 11, легко­вых ГАЗ-69А - 2, мотоцикл - 1)г средства радиосвязи и дозиметрическая аппаратура по табелю оснащения от управления ГО ЧС городского района; перевязочные средства и подручный материал для иммобилизации на 50 пораженных (статистов) от городской больницы; билеты с симптоматикой поражения - 50 шт.

Учебные вопросы и примерный расчет времени для их отработки.

1. Оценка обстановки и постановка задачи на выдвижение ОПМ к очагу ядерного поражения - 30 мин.

* Приложения к плану: замысел тактико-специального учения с ОПМ (рис. 7) и схема разверты­вания ОПМ в типовом здании школы (рис. 8).

2. Выдвижение ОПМ к очагу ядерного поражения, ведение медицинс­кой разведки, рекогносцировка района развертывания и постановка задачи на организацию работы ОПМ - 60 мин.

3. Развертывание функциональных отделений ОПМ и их подготовка к приему пораженных - 150 мин.

Рис. 7. Замысел тактико-специального учения с ОПМ.

4. Работа ОПМ по приему пораженных, оказанию медицинской помощи
и эвакуации на больничную базу - 180 мин.

5. Подведение итогов учения - 60 мин.
Медико-тактическая обстановка в очаге ядерного поражения:

при угрозе нападения противника в соответствии с приказом начальни­ка ГО городского района ОПМ, одновременно с эвакуацией городской боль­ницы, выведен в загородную зону, полностью укомплектован личным соста­вом, обеспечен транспортом и имуществом. Из состава ОПМ выделена и под­готовлена одна медицинская разведывательная группа (МРГ). Имущество ОПМ (по отделениям) погружено на транспорт, уточнены схема построения колонны ОПМ и порядок ее выдвижения к очагу ядерного поражения. В 8.30 по городу нанесен ядерный удар противника, в результате которого объекты 3,6,8 оказались в зоне средних разрушений, а район новостройки и шко­ла - в зоне слабых разрушений. Уровень радиоактивного загрязнения через 1 ч после взрыва на объектах 3, 6 составил 10 Р/ч. К 10.30 в районе ново-

стройки отмечены одиночные пожары, здание школы имеет слабое разру­шение, этажи здания могут быть использованы для развертывания ОПМ. По­лучено задание вести медицинскую разведку на маршруте выдвижения, в предполагаемом районе развертывания и на объектах 3, 6, 8; развернуться для приема пораженных с объектов 3, 6, 8.


Рис. 8. Схема развертывания ОПМ в типовом здании школы (пер­вый и второй этажи).

Похожие публикации