Энциклопедия пожаробезопасности

Картина рождение иисуса христа в пещере. Где родился иисус христос. Место обретения Животворящего Креста Господня

Родиной Иисуса Христа авторы и приверженцы Библии считают город Вифлеем, расположенный в нескольких километрах к югу от Иерусалима. Будучи одним из древнейших городов мира, Вифлеем был основан примерно в XVII веке до новой эры. Поначалу там проживали хананеи, впоследствии – иудеи.

Современный Вифлеем населяют преимущественно палестинцы, но христианская община города – одна из самых старейших в мире.

Точную дату Иисуса ученые затрудняются. Протестанты и считают, что родился Христос , а православные христиане отмечают его рождение в ночь с 6 на 7 января. Почти сразу после рождения Иосиф и Мария на некоторое увезли Иисуса в Египет. Основную же часть своей жизни Иисус провел в Назарете, расположенном севернее Иерусалима.

Мария, мать Христа, и ее муж Иосиф были жителями Назарета, небольшого селения в Галилее. Эти земли в свое время были завоеваны римлянами. И вот правитель Рима Август повелел однажды провести перепись населения в подчиненных ему землях. Каждому иудею было велено явиться в родной город и записаться там.

Иосиф и Мария отправились в Вифлеем, куда были приписаны все представители их рода. Город был заполнен людьми, поэтому отыскать в нем пристанище странники не смогли. День клонился к вечеру, когда Иосиф и Мария, ожидавшая ребенка, нашли пещеру, где в ненастное время местные пастухи прятали свой скот. Той ночью в этой пещере и родился ребенок, которому суждено было стать властителем человеческих дум на два ближайших тысячелетия.

Современный Вифлеем

Сегодня Вифлеем – небольшой по размеру городок, который, впрочем, занимает особое место на карте мира. Город раскинулся на склонах невысоких каменистых холмов неподалеку от Иерусалима. Здесь всегда много паломников, желающих своими глазами увидеть место рождения Спасителя и поклониться святым местам.

День рождения Христа отмечается в Вифлееме очень пышно и считается одним из главных праздников.

На пригородных полях произрастают оливковые деревья, кипарисы, финиковые пальмы. Некоторые деревья столь стары, что вполне могли быть безмолвными свидетелями рождения Иисуса Христа. Под палящими лучами солнца, как и в те давние времена, пасутся стада коз и овец. Это придает местному пейзажу неповторимый облик, хорошо описанный в Библии.

В этих исторических местах в разное время активно проводились исторические изыскания и археологические раскопки. В окрестностях Вифлеема исследователи обнаружили остатки культовых сооружений, предметы религиозного культа и хозяйственную утварь тех народов, что обитали на святой для каждого христианина земле много веков назад. Местные жители очень любят свой город и по праву гордятся его историей. Ведь именно здесь рождалась легенда о том, кому было суждено спасти человечество.

Видео по теме

Связанная статья

Совет 2: Что важнее для человечества: рождение Иисуса Христа или его смерть

Вопрос о том, что важнее для человечества рождение или смерть Иисуса Христа, не является корректным. Прежде всего, необходимо говорить не только о важности новозаветных событий для человечества, но, прежде всего, о цели исторических новозаветных событий из жизни Христа.

Сам момент Боговоплощения являлся необходимым для спасения всех людей, примирения человека и Бога, избавления от власти ада (в который попадали все люди до момента смерти Спасителя). Христос воплощается, чтобы даровать возможность вновь обрести возможность быть с Богом после смерти.


Не стоит говорить раздельно о рождении Христа и о его смерти. Все это направлено на одно действие - спасение человека. Хотя, в православных догматических учебниках можно найти информацию о том, что спасение человека произошло посредством крестной смерти второго Лица Святой Троицы. Это действительно так - через смерть Бога человек обретает возможность вечной жизни с Господом после своей смерти. Однако если не было бы самого факта рождения (воплощения Христа), мы бы не говорили и о крестной жертве.


Теперь можно сказать и о важности самого воплощения (рождения) Иисуса Христа с другой стороны. Сам Бог принимает на себя человеческое тело, в единой ипостаси второго Лица Троицы воипостазируется человеческая природа. Человеческое существо освящается, делается . Это также необходимо учитывать, когда мы говорим о рождении Христа. Один из святителей древней христианской Церкви сказал, что Бог стал человеком, для того чтобы человек стал Богом. Конечно, человек не сможет обладать божественной природой (существом), однако он может соделаться "Богом" по благодати.

Видео по теме

Базилика Рождества Христова — христианская церковь в Вифлееме, построенная над местом рождения Иисуса Христа. Это одна из старейших непрерывно действующих церквей в мире. Под амвоном базилики находится величайшая христианская святыня - пещера Рождества. Место рождения Христа находится в восточной части пещеры и отмечено серебряной звездой.

Краткая история базилики Рождества Христова

Базилика Рождества была заложена по указанию императора Константина Великого святой императрицей Еленой во время её паломничества в Святую землю в середине 330-х годов. В целом Вифлеемская базилика Константина повторяла общие черты храма Гроба Господня.

Базилика была уничтожена пожаром в 529 году в ходе восстания Самарии. В период правления императора Юстиниана она была восстановлена. В 1009 г. при завоевания города халифом Аль-Хакимом базилика не пострадала, так как мусульмане почитали место рождения Христа (южная часть храма была ими отделёна и использовался как мечеть).

В византийский период базилика представляла собой церковь-усыпальницу и не имела епископской кафедры. В период Иерусалимского королевства базилика стала кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона. В XII веке базилика была окружена зданиями монастырей, а также оборонительной стеной с прямоугольными выступающими башнями.

После завоевания Вифлеема армией Салах-ад-Дина (1187 год) латинский епископ и клир были изгнаны из базилики. В 1263 году был уничтожен один из монастырей примыкавших к храму. В 1266 году султан Бейбарс I вывез в Каир мрамор и колонны.

С 1347 года католическая церковь в базилике была представлена орденом францисканцев, которые по настоящее время владеют престолом в приделе Яслей пещеры Рождества. Греческая церковь с 1244 года владеет главным алтарём базилики и мужским монастырём у её южной стены.

Землетрясение 1834 года и пожар 1869 года привели к повреждениям интерьера пещеры Рождества и вызвали необходимость ремонтных работ. От российских императоров Александра III и Николая II в храм неоднократно направлялись пожертвования (колокола, паникадила).

Территория б азилики Рождества Христова

1. Площадь Рождества Христова;
2. Врата смиренности;
3. Неф;
4. Высший алтарь и греческая православная базилика (иконостасы);
5. Лестницы в пещеру;
6. Пещеры рождества Христова;
7. Францисканский монастырь;
8. Францисканский двор;
9. Пещера святого Иеронима;
10. Церковь святой Катерины;
11. Греческий православный монастырь;
12. Греческий православный двор;
13. Армянский двор;
14. Армянский монастырь.

План базилики

План подземной части базилики (гравюра по рис. George Sandys 1610-х гг.)

A. Алтарь Рождества
B. Ясли
C. Алтарь Волхвов
D. Северные и южные ступени, идущие из храма
E. Вход (дверь)
F. Часовня Невинных младенцев
G. Гробница Евсевии
H. Гробница св. Иеронима
I. Гробница Павла и Евфросиньи
K. Келья св. Иеронима
L. Подъём в церковь св. Екатерины
M. Церковь св. Екатерины
N. Молельни

Строительство ее началось в 326 году н.э. Нынешняя церковь была построена при правлении византийского императора Юстиниана. В 529 году базилика сильно пострадала во время восстания самаритян. Патриарх Иерусалима послал святого Савву на помощь Юстиниану, и архитектор, присланный императором, снес церковь и построил ту, что стоит и поныне.

Сегодня церковь находится под управлением трех христианских деноминаций – армянской церкви, римской католической церкви и греческой православной церкви.

Мощные внешние стены церкви, похожие на стены крепости, говорят о ее долгой и непростой истории. Веками храм был одним из тех мест, за которые постоянно воевали. Его завоевывали и защищали самые разные армии, включая мусульман и крестоносцев. Фасад Базилики Рождества Христова окружен высокими стенами трех монастырей: францисканского с северо-восточной стороны, греческого православного и армянского православного с юго-восточной.

Главное здание базилики

Главное здание базилики было воздвигнуто греческим православным патриархатом Иерусалима. Оно выполнено в виде типичной римской базилики, с пятью рядами (образованными коринфскими колоннами) и апсидой в восточной части, где находится святилище. Базилика имеет прямоугольную форму, ее длина составляет 53,9 метров, неф 26,2 метра шириной, а трансепт – 35,82 м. Войдя в церковь, можно увидеть четыре ряда колонн – всего 44 – высотой 6 метров, сделанных из красного камня.

Ясельная площадь – большой асфальтированный двор перед базиликой – место сбора жителей в канун Рождества, где они распевают гимны в преддверии полуночной службы.

В базилику можно попасть через очень низкую дверь, которую называют «дверью смиренности». Это очень маленький прямоугольный вход, созданный во времена правления Оттоманской империи, чтобы мародеры не ввозили в церковь телеги, а также для того, чтобы даже самые почтенные и важные посетители спешивались, чтобы попасть внутрь. Проем двери был заметно уменьшен по сравнению с размерами прежней двери, арку которой до сих пор можно видеть наверху.

Вид через Дверь Смиренности

Комната охраны – первая комната в базилике

Колонны базилики

На тридцати из 44 колонн можно увидеть рисунки крестоносцев с изображением святых, Девы-Марии и Младенца-Иисуса, хотя из-за времени и условий освещения их довольно трудно увидеть.

Колонны сделаны из розового отполированного известняка, большинство из них стоит еще с 4 века, со времен Константиновской базилики.

А это древняя купель для Крещения.

В одной из колонн есть пять крестообразно расположенных отверстий. Придание гласит, что из этой колонны вылетели пчёлы и покусали нечестивцев, собиравшихся надругаться над храмом.

А на этой колонне (греческая часть храма), в верху, можно видеть Образ Спасителя, обладающий удивительной особенностью — Он то открывает, то закрывает глаза.

Широкий неф остался еще со времен Юстиниана, а крыша датируется 15-ым веком, и в 19-ом веке проводили ее реставрацию. Сейчас эта крыша прогнила, что угрожает неприкосновенности всего здания. Некоторые балки сохранились с 15-го века, а из-за дыр в дереве грязная вода стекает прямо на бесценные фрески и мозаику. Эта проблема только ухудшалась с годами, однако духовенство греческой и армянской православных церквей, а также францисканский ордер римской католической церкви конфликтовали друг с другом многие десятилетия и так и не смогли прийти к общему плану действий.

При проведении раскопок был вскрыт пол базилики, и под ним был обнаружен пол первого храма времён царицы Елены. Византийская мозаика пола прекрасно сохранилась…

В верхней части некоторых стен сохранились фрагменты мозаики XII века.

Армянская церковь владеет северным трансептом и находящимся там алтарем. Они также пользуются иногда алтарем греческой православной церкви и пещерами. С северной стороны алтаря находится армянский алтарь и Три Волхва, а в северной апсиде находится также армянский алтарь Девы-Марии.

Армянский престол в северной части базилики.

Иконостас отделяет неф от святилища церкви.

Главное здание базилики, включая нефы, ряды, кафоликон (хор и святилище), южный трансепт и Алтарь Рождества Христова находятся под владением греческой православной церкви.

Греческая (южная) часть храма.

В греческой части стоит трон для Патриарха.

Вифлеемская икона Божьей Матери также доступна для поклонения в греческойчасти храма. Большинство извесных нам икон изображают Пресвятую Деву сосредоточенной, погруженной в молитву, тревожащейся, печалящейся… А это единственный образ, где Пресвятая Богородица изображена улыбающейся, ведь именно здесь, в Вифлееме, Она была счастлива.

Вход в пещеры под церковью, которые являются ее главной достопримечательностью. В пещеру ведут две лестницы, расположенные справа и слева от алтаря. Именно здесь родился Иисус Христос.

Северная лестница.

Северная лестница к пещерам.

Придел Яслей

Согласно Евангелию от Луки 2:7: Мария «положила Его в ясли, потому что не было им места в обители». В южной части пещеры, слева от входа, расположен придел Яслей. Это единственная часть пещеры, которая находится в ведении католиков. Он напоминает маленькую часовню размером примерно 2×2 м, уровень пола в нём на две ступени ниже, чем в основной части пещеры. В этом приделе расположено место Яслей, где был положен Христос после рождения. Собственно Ясли - это кормушка для домашних животных, бывшая в пещере, их Пресвятая Богородица по необходимости использовала как колыбель. В середине VII века внутренняя часть Яслей была вывезена как великая святыня в Рим.

Южная лестница в пещеру.

Ясли Христовы


Та же часть Яслей, что осталась в Вифлееме, была обложена мрамором и сейчас представляет собой углубление в полу (около 1 х 1,3 м), устроенное в виде колыбели, над которым горит пять неугасимых лампад. За этими лампадами, у стены, поставлен небольшой образ, изображающий поклонение вифлеемских пастухов Младенцу.

В древности, по свидетельству Иеронима Стридонского, ясли были сделаны из глины, а затем их выполнили из золота и серебра. Средневековые паломники прикладывались к яслям через три круглых отверстия, имевшихся в их мраморном обрамлении. В XIX веке Михаил Скабалланович описывает ясли Христовы как сделанные из мрамора, причём «дно из белого мрамора, а боковые стенки из коричневого мрамора; в яслях лежит сделанное из воска изображение младенца Христа».

В римской базилике Санта-Мария-Маджоре с 642 года хранятся привезённые из Палестины дощечки, почитаемые как ясли Христовы. Их называют Sacra culla . Они сделаны из оливкового дерева и представляют собой пять дощечек, скреплённых металлическими полосами. На одной из металлических полос сохранилась сильно затёртая греческая надпись VII-IX веков с именами христианских святых. Точное время изготовления самих дощечек не установлено, есть мнение, что их возраст гораздо меньше, чем должен был быть у подобных деревянных пластин, если бы они действительно находились в Вифлеемской пещере при рождении Христа. Возможно эта реликвия была положена в пещеру христианами Иерусалимской церкви взамен оригинальных яслей, которые паломники в первые века разобрали как святыню.

В католическое Рождество фигурка Иисуса, из церкви Св. Екатерины, переносится в эти ясли. И выглядят они так:

Алтарь Волхвов — был построен в том месте, где, по преданию, волхвы поклонялись Сыну Божьему.

Волхвы приносят Младенцу дары: золото как царю земному и небесному (заметим, что корень «хрис» в греческом слове «Христос» означает не только «Помазанник», но и «Золото»), ладан как Богу и смирну как смертному человеку, которого ожидает погребение. Удивительно то, что дары волхвов каким-то чудом сохранились до наших дней в одном из афонских монастырей.

Вот они – золотые ажурные пластины восточной работы, а к ним приделаны шарики из ладана и высушенной смирны. Таких пластин двадцать восемь. Но, скорее всего, их было тридцать три – по числу земных лет Спасителя.

Канонические тексты не говорят о пещере прямо. О том, что Христос родился в Вифлееме, сообщают евангелисты Лука (Лк.2:4-7) и Матфей (Мф.2:1-11), однако ни один из них не упоминает пещеру, только Лука косвенно указывает на нее, сообщая, что Богородица «положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице».

Древнейшее дошедшее до нас письменное свидетельство о пещере как месте Рождества принадлежит святому Иустину Философу. В сочинении «Диалог с Трифоном иудеем» он утверждает, что Святое Семейство нашло укрытие в пещере около Вифлеема. Пещера как место Рождества многократно упоминается в апокрифическом Протоевангелии Иакова.

Ориген посетил Вифлеем почти за столетие до постройки базилики Рождества, примерно в 238 году, и в сочинении «Против Цельса» он упоминает пещеру в Вифлееме, которую местные жители считали местом Рождества Христова.

Что это была за пещера и кому принадлежала, неизвестно. Скорее всего, она была естественного происхождения, а позднее ее приспособили для хозяйственных нужд. В Вифлееме многие старые здания возведены над пещерами в известняковых скалах. Нередко дома имеют своим первым этажом пещеру, вход в которую на уровне улицы. Семья же проживает на втором этаже. Многие такие помещения имеют каменные кормушки или ясли, вырезанные в скале, а также железные кольца, чтобы можно было привязать животных на ночь. Эти пещеры использовались для содержания животных вплоть до середины XX века.

Старый дом в Вифлееме, фото 1898 года.

Ясли – кормушки для скота, в Палестине в библейские времена выглядели примерно как показано на ниже.
На фото ясли, найденные археологами на территории римской виллы в Ципори (древний Сепфорий – столица Галилеи) – это «каменный ящик». В библейские времена никогда не было деревянных яслей, основные предметы домашнего пользования делались каменными или из глины.

В конце пещеры можно видеть дверь, которая ведет в северную часть системы гротов, расположенных под базиликой, в том числе в пещеру, в котором жил святой Иероним Стридонский. Увы, обычно эта дверь всегда заперта.

За этой дверкой вход в западную часть пещеры Рождества, отделенную от восточной перегородкой. Здесь был естественный вход в пещеру; позднее в ней поселился блаженный Иероним Стридонский, автор перевода Библии на народную латынь под названием «Вульгата». Тут находится келия святого подвижника, здесь же он был погребен.

Пещера — келия блаженного Иеронима Стридонского.

Место погребения блаж.Иеронима Стридонского

Стена пещеры. Все остальные предметы обстановки датируются периодом после пожара 1869 года, за исключением бронзовых ворот на севере и южного входа в пещеры, датируемые 6-ым веком.

Потолок сильно закопчен, на нем подвешены 32 лампады, а всего их в пещере 53. Пещера не имеет естественного освещения, в настоящее время освещается электричеством и, отчасти, лампадами и свечами.

Пещера имеет размеры 12,3×3,5 м и 3 м в высоту, то есть она довольно узкая и длинная, ориентирована по линии запад-восток. Место Рождества находится у ее восточной оконечности. В пещеру ведут две лестницы, северная и южная, каждая состоит из 15 порфировых ступеней. Северная лестница принадлежит католикам, южная православным и армянам.Эти входы приобрели свой нынешний вид в XII веке, когда бронзовые двери V-VI веков были заключены в мраморные порталы, а люнеты над дверями украшены резьбой по камню.

Пол пещеры и нижняя часть стен отделаны светлым мрамором, остальное задрапировано тканью или закрыто шпалерами XIX века, по стенам развешаны иконы.

Общий вид на Святой Вертеп.

Алтарь над Вифлеемской звездой.

Нижняя часть алтаря

Серебряная звезда на полу символизирует место, где родился Иисус. Пол выложен мрамором, а над звездой висят 15 лампад (6 из них принадлежат греческой церкви, 5 – армянской и 4 – римской). За этими лампадами, полукругом на стене ниши, размещены небольшие православные иконы. Еще две небольшие стеклянные лампады просто стоят на полу, сразу за звездой, у стены.

Непосредственно над местом Рождества находится православный мраморный престол. На этом престоле имеют право совершать литургию только православные и армяне. В то время, когда нет службы, престол закрыт специальной съемной решеткой.

Литургия здесь совершается ранним утром. Службу совершает православный арабский священник, поют греки, а молятся, в основном, русские.

Серебряная звезда имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду. В родословии Иисуса Христа, которым начинается Евангелие от Матфея, говорится: «Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов». (Матф.1:17). Также было именно 14 остановок Иисуса Христа по дороге к месту казни на горе Голгофа в Иерусалиме).

Надпись на звезде на латыни: «Hic de virgine Maria Iesus Christus Natus est », что в переводе гласит: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии».

Древняя серебряная с позолотой звезда была похищена в 1847 году (неизвестно кем, но скорее всего турками). Звезда, которую можно видеть теперь, была изготовлена по точному образцу древней и укреплена в 1847 году по приказанию султана Абдул-Меджида I и на его средства.

Пещера Вифлеемских младенцев

Выходим во внутренний двор храма, это уже территория греческого православного монастыря. Слева, под каменным навесом – вход в другие пещеры.

В древней Иудее многие века ждали пришествия Мессии. Он должен был возглавить страну, став одновременно её царём и главным священником. В те временна Израиль и Иудея находились под властью Римской империи.

Мессия должен был изгнать римлян из страны и покорить соседние народы. Но в мир пришёл не великий Завоеватель, а Спаситель. Родился он в Вифлееме, который с той поры считается вторым, после Иерусалима, по важности городом в христианстве. Это Иисус Христос, Сын Божий.

Рождение Христа было предсказано

Жители Древней Иудеи длительное время находились под гнётом Римской империи и стремились различными способами от него избавиться. При этом сам Рим все восстания жестоко подавлял.

В этих условиях большая часть иудейского общества стала приверженней идеи прихода на землю Иудеи Мессии. Мессия должен был возглавить иудеев и свергнуть римское владычество.

Иудейские пророки предсказывали его появление. При этом если язычники считали, что Мессия будет великий Царь и Воин, то христианские пророки говорили о том, что это будет.

Иисус Христос Сын Божий - Спаситель человечества.

В тексте Книги пророка Исайи говорится о том, что Спаситель родится без мужского семени (Ис. 7.14). Такое пророчество в христианстве считается первой благой вестью или же первоевангелием.

«Видение Даниила», Пьетро дела Веккиа, 1626-1678 год. Пророк Даниил один из первых предсказал по Воле Божьей приход на землю Спасителя

Кроме того, пророки описывали будущую земную жизнь Христа. Говорилось о том, что он будет оценён в тридцать сребреников.

Эти деньги будут брошены на пол храма (Зах. 11:12-13). О Его мытарствах говорит 53 глава Книги пророка Исайи.

Она рассказывает о земной жизни Христа от рождения, через страдания к воскресению Мессии.

В тексте книги Пророка Исаии говорится о том, что Спаситель родится без мужского семени

О воскресенье Спасителя говорится в 15 Псалме. Кроме того, об этом говорит и уже названная глава из Книги пророка Исайи.

В ней же говорится о том, что очищение человечества от грехов будет связано с познанием Мессии.

В Новом Завете названные пророчества неоднократно цитируются. Делает это как сам Иисус, так и апостолы. При этом указывается на то, что большинство таких пророчеств сбылось.

Родился Иисус в Вифлееме, откуда родом был Иосиф

Иисус Христос родился в семье плотника Иосифа и девы Марии. Подробный рассказ о его рождении встречается только у евангелистов Мафея и Луки - (Мф. 1:18-25) и (Лк. 2:4-7). В то время Римом правил император Август.

Он решил провести на всех подвластных римлянам землях перепись населения. Для облегчения этого процесса было приказано все подданным империи прибыть в те города и селения, где они родились.


Вифлеем. Вид на Базилику Рождества. Акварель Василия Поленова, 1882 г. В этом городе родился Иисус Христос, Сын Божий

Иосиф и Мария тогда жили в Назарете. Это город в Иудеи, откуда Иосиф родом. Он - потомок царя Давида и в том время обручился с Марией. Явиться же им надлежало в Вифлеем, так как там проводилась перепись. Город находился от Назарета на расстоянии примерно 130 километров.

В Назарет прибыло много людей на перепись. Поэтому Иосифу с беременной женой не нашлось места гостинице. Именно поэтому им пришлось остановиться в сарае, вместе с домашними животными.

Когда младенец родился, Мария спеленала его и положила в ясли, так как колыбели или иной кроватки найти было нельзя.

Мессия родился в городе Вифлеем.

Это говорит о том, что одно из библейских пророчеств сбылось. Несмотря на то что приход Мессии в Иудее ожидали давно, рождения Христа могло бы пройти незамеченным, если бы не воля Божия.

Дело в том, что Ангел Господен сообщил благую весть пастухам, которые пасли неподалёку от города свои стада.


Поклонение волхвов, Альбрехт Дюрер, 1504 г. Увидев Вифлеемскую звезду, воздать царские почести младенцу Иисусу пришли волхвы

Кроме того, евангелист Матфей свидетельствует о том, что в это время на небе появилась Вифлеемская звезда. Она привела в город волхвов. Так раньше называли астрономов и гадателей. Они поднесли младенцу царские дары - золото, ладан и смирну.

В это время святое семейство уже перебралось в нормальный дом. Об этой встрече в Евангелии от Матфея говорится так:

«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему».

Иосифу пришлось бежать в Египет вместе с Иисусом и Марией

Иосиф был правоверный иудей и поэтому на восьмой день после рождения Иисус был обрезан. На сороковой день состоялось жертвоприношение в Иерусалимском храме. Таким образом, получается, что волхвы прибыли в Вифлеем только после того, как эти события произошли.


Бегство в Египет, Джинтиеле да Фабриано, 1423 год. Святому семейству пришлось бежать в Египет от избиения младенцев, которое царь Ирод устроил в Иудее

В те времена в Иудее непосредственно правил царь Ирод, который был в подчинении у римского императора. Услышав о том, что родился Мессия, он испугался.

Так как он не знал, где именно это произошло, он приказал в Вифлееме убить всех младенцев, чей возраст не превысил два года. Спас Иисуса от гибели Ангел Господен, который повелел Иосифу бежать с семейством в Египет. Здесь они жили до самой смерти Ирода.

Существуют апокрифические версии места рождения Христа

Существуют апокрифические источник, утверждающие об иной версии рождения Спасителя. При этом все версии не отрицают того, что город, в котором родился Иисус Христос - Вифлеем.

Существуют только расхождения о месте его рождения в городе. Одни свидетели говорят, что это сарай для скота, другие же настаивают на пещере.


Саломея помогает Богородице пеленать Христа, деталь фрески Рождество Христово в капелле Скровеньи, Джотто, 1266 год

В апокрифах излагаются не только разные версии места Рождения Христа, но и говориться о Саломее-повитухе, помогавшей Марии при родах.

Такие апокрифические источники как «Протевангелие Иакова» и «Евангелие Псевдо-Матфея» говорят о том, что Иосиф и Мария поселились не в сарае, а в пещере, которая использовалась в качестве хлева.

Эта версия признана, так как в христианстве чтится Пещера Рождества, где по преданию и родился Спаситель. Кроме того, апокрифы вводят в оборот такую фигуру, как Саломея - повитуха.

Она была старицей и родственницей Марии. Её образ используется в иконографии как образ свидетеля о непорочности святой Девы.

В переводе с иврита Вифлеем - это «город хлеба»

Город рождения Христа - Вифлеем. Он расположен примерно в восьми километрах к югу от Иерусалима и в настоящее время граничит с ним. Выдвинуто несколько предположений, объясняющих происхождение его названия.

Египетские папирусы говорят о том, что во времена XVIII династии фараонов существовало поселение, находящееся рядом с Иерусалимом. Оно называлось Бит-Лахам.

На иврите его название звучит как «Бейт-Лехем». Переводится это как «дом хлеба», что говорит о том, что город был крупным центром торговли хлебом.

В Священном Писании его называют «дом Давида», так как это родина царя и пророка Давида. По плоти он был предком Христа. Кроме того, ещё город называют Эфрата или плодоносный.


Гробница Рахили. Фотография 1930 годов. Вифлеем часто упоминается в Библии. Например, в неё говорится о том, что здесь при родах умерла одна из двух жён Патриарха Иакова Рахиль

При родах Вениамина здесь умерла Рахиль, бывшая женой патриарха Иакова. Непосредственно в самом Вифлееме происходили события, описанные в Книге Руфь (Руфь. 1-4).

Кроме того, город упоминается в Книге Иеремии. Новый Завет упоминает его как место рождения Иисуса.

Вифлеем разрушался дважды и был восстановлен

Город Иисуса входит в число самых древних городов Земли. Он был основан в XVII-XVI веках нашей эры. Раньше эта местность относилась к Ханаанской земле. Первоначально в Вифлееме проживали хананеи, позже их место заняли иудеи.

Святые Константин и Елена. Фрагмент мозаики. Святая Елена приказала снести языческий храм Адонису в Вифлееме и поставить на его место христианскую церковь

Во времена римского владычества в городе находилось святилище Адонису. Стояло оно на месте Рождества Иисуса Христа. Капище было возведено после окончания второй между Римом и Иудей во II веке.

Снесён языческий храм был только в 326 году по приказанию святой Елены, матери первого христианского императора Константина. Она же поставила на его месте христианскую церковь.

Храм Рождества Христова разрушили самаритяне во время своего восстания. В 529 году император Юстиниан Великий восстановил его. Захватившие в 614 году город персы Храм пощадили.

В 637 году его захватили уже мусульмане. Умар-ибн-Хаттаб, второй халиф ислама, принял решение оставить Храм христианам.

Вифлеемом владели крестоносцы и османы

На Святой Земле долгое время царили мусульмане. Государи христианской Европы были этим возмущены. Папа Римский Урбан II организовал в 1095 году Первый крестовый поход.

Своей целью крестоносцы ставили освобождение трёх главных в христианстве городов: Иерусалима, Вифлеема и Назарета.


Папа Урбан II проповедует первый крестовый поход на площади Клермона. Франческо Айец, 1835 г

Папа Урбан II стал инициатором Первого крестового похода целью которого, в том числе, было отвоевание у мусульман Вифлеема.

Цель похода достигнута через четыре года. Все названные города включены в состав Иерусалимского королевства. Оно перестало существовать только в 1291 году. Иерусалим, при этом, был отбит у крестоносцев Саладином в конце 1187 года.

Крестоносцы неоднократно пытались вернуть Иерусалим обратно. При этом стоит отметить, что Саладин и его потомки терпимо относились к христианам и дали им свободный доступ на Святую землю.

С 1517 года Святой землёй, Иерусалимом и Вифлеемом владели османы. Это владычество продолжалось вплоть до распада Османской империи в конце XIX века. В это время паломники могли иметь доступ к святыням.

К сожалению, многие из них гибли на пути к ним. Связанно это было с тяжёлыми климатическими условиями и нападениями разбойников.

В настоящее время обстановка в Вифлееме неспокойная

Во время Первой мировой войны Вифлеем занимают англичане. В 1922 году город входит в состав Британской Палестины. В 1947 году был было образованно государство Израиль. Был сформирован так называемый «Большой Иерусалим» под юрисдикцией ООН.


Разделительная стена и пропускной пункт между Иерусалимом (Гило) и Вифлеемом. Вид с Израильской стороны. В наше время Вифлеем предмет спора между государством Израиль и Палестинской автономией

В настоящее время принадлежность Вифлеема, а также западного берега реки Иордан - это предмет спора между Израилем и Палестинской автономии. В результате в городе поддерживается неспокойная обстановка. Это стало причиной оттока населения.

Так в 1940 году жителями города в основном были арабы-христиане, составлявшие 90% его населения.

После того, как во второй половине двадцатого века христиане начали массово эмигрировать из Палестины и с Ближнего Востока в Западную Европу и Америку, в городе их осталось не более 20%.

Пещера Рождества - великая христианская реликвия

О том, что Христос родился именно в Вифлееме, говорят евангелисты Лука и Матфей, при этом в их текстах нет упоминания о том месте, где именно родился Спаситель. Существует лишь косвенное указание о том, что места в нормальном жилье не было и Святое семейство разместилось в хлеву.

Младенца же поместили в ясли. В этой местности хлев часто устраивали в пещерах, которые обычно отводилась роль первых этажей жилых домов.


Святая Пещера Рождества, православный престол над местом рождения Спасителя. Базилика Рождества Христова в Вифлееме. Святая пещера - величайшая реликвия христианского мира

Самое древне свидетельство о том, что Иисус был рождён в пещере, принадлежит святому Иустину Философу. Он написал в 150-155 годах сочинение под названием «Диалог с Трифоном иудеем».

В нём святой говорит о том, что во время пребывания в Вифлееме Святое семейство некоторое время находилось в пещере рядом с городом.

Известно апокрифическое протоевангелие Иакова, в котором также говориться о рождении Христа в пещере. Кроме того, свидетельства Оригена также говорят об этом. Как бы то ни было, Рождественская пещера, наряду с яслями, прочно вошли в христианскую культуру.

На месте Рождества укреплена серебряная звезда

Пещера, в которой родился Иисус, расположена под Базиликой Рождества Христова в Вифлееме. Место рождения Христа в ней отмечено серебряной звездой, вделанной в пол. В настоящее время это копия, так как подлинную звезду украли в 1847 году неизвестные.

Эти события стали поводом к Крымской войне. Копию Рождественкой звезды изготовили и установили по приказу султана Абдул-Междида I. Звезда состоит из 14 лучей и это символ Вифлеемской звезды. Внутри звезды по кругу идёт надпись Hic de virgine Maria Iesus Christus Natus est».


Серебряная звезда в Рождественской пещере. Звезда символизирует Вифлеемскую звезду и она расположена на месте рождения Христа

В пещере сделана ниша. В ней висит 16 лампад. По шесть из них принадлежат армянам и православным, а четыре католикам. Над местом Рождества установлен православный мраморный престол. Привилегию совершать литургию здесь имеют только армяне и православные.

Когда служб нет, престол закрыт специальной металлической решеткой, которую можно снять. Кроме того, в пещере имеются православные иконы и фрагменты византийской мозаики.


Ясли Рождества. Они находятся в северной части Рождественской Пещеры. Напротив них установлен алтарь, посвящённый волхвам, прибывшим за Вифлеемской звездой воздать царские почести родившемуся младенцу

Слева от входа в южной части Рождественской Пещеры или Святого вертепа размещён предел Яслей. Он находится в ведении католиков. Другие части пещеры принадлежат православным и армянам.

Предел выполнен в виде небольшой часовни размером 2х2 метра. Место Яслей в нём расположено справа от входа. Пол в пределе ниже, чем в других комнатах пещеры. Внутренняя часть Яслей хранится как великая святыня в Риме, в церкви Санта-Мария-Маджоре.

Вконтакте

В сохранившихся письменных источниках впервые упомянута около 150 г. Подземный храм здесь располагается со времен святой Елены. Принадлежит .

Место Рождества

Место рождения Христа отмечено серебряной звездой, которая вделана в пол и когда-то была позолочена и украшена драгоценными камнями.

Звезда имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду, внутри по кругу надпись на латыни:

«Hic de virgine Maria Iesus Christus Natus est»

«Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии»

Над этой звездой, в полукруглой нише, висят 16 лампад из которых 6 принадлежат православным, 6 армянам и 4 католикам.


За этими лампадами, полукругом на стене ниши, размещены небольшие иконы. Еще две небольшие стеклянные лампады просто стоят на полу, сразу за звездой, у стены.


Непосредственно над местом Рождества находится православный мраморный престол.

На этом престоле имеют право совершать литургию только православные и .

Спереди престол опирается на две маленькие мраморные колонны, а в нише над ним сохранились небольшие фрагменты мозаики.

В то время, когда нет службы престол закрыт специальной съемной решеткой. За престолом на стене укреплены шесть небольших православных икон.

Придел Яслей

В южной части пещеры, слева от входа, расположен придел Яслей.

Это единственная часть пещеры которая находится в ведении католиков.


Он напоминает маленькую часовню размером примерно 2 x 2 м, или чуть больше, уровень пола в нем на две ступени ниже, чем в основной части пещеры.

В этом приделе, справа от входа, расположено место Яслей, где был положен Христос после рождения.

Собственно Ясли это кормушка для домашних животных, бывшая в пещере, их Пресвятая Богородица по необходимости использовала как колыбель.


Внутренняя часть Яслей была вывезена как великая святыня в Рим, в церковь Санта-Мария-Маджоре, там она известна под названиями Sacra culla, Cunambulum или Praesepe.

Это было сделано в середине VII в., при папе Теодоре I, через несколько лет после захвата , возможно для того чтобы не допустить поругания святыни.

Та же часть Яслей, что осталась в Вифлееме, была обложена мрамором и сейчас представляет собой углубление в полу, устроенное в виде колыбели, над которым горит пять неугасимых лампад.

За этими лампадами, у стены, поставлен небольшой образ изображающий поклонение вифлеемских пастухов Младенцу.

В приделе Яслей, слева от входа в него, устроен католический престол Поклонения волхвов. Расположенный здесь запрестольный образ изображает поклонение волхвов Христу.

Описание пещеры

Пещера имеет размеры 12,3 х 3,5 м и 3 м в высоту, то есть она довольно узкая и длинная, ориентирована по линии запад-восток. Место Рождества находится у ее восточной оконечности.

В пещеру ведут две лестницы времен Юстиниана Великого, северная и южная, каждая состоит из 15 порфировых ступеней.

Северная лестница принадлежит , южная православным и армянам, расположены они в восточной части пещеры, симметрично по обеим сторонам от нее.

Обычно паломники спускаются по южной лестнице а поднимаются по северной. Эти входы приобрели свой нынешний вид в XII в., когда бронзовые двери V-VI вв. были заключены в мраморные порталы, а люнеты над дверями украшены резьбой по камню.

Пол пещеры и нижняя часть стен отделаны светлым мрамором, остальное задрапировано тканью или закрыто шпалерами XIX в., по стенам развешаны иконы.


Потолок сильно закопчен, на нем подвешены 32 лампады, а всего их в пещере 53, и это число неизменно с давних пор.

Пещера не имеет естественного освещения, в настоящее время освещается электричеством и, отчасти, лампадами и свечами.

В западной стене пещеры есть дверь, которая ведет в северную часть системы гротов, расположенных под базиликой, в том числе в грот, где жил святой . Как правило эта дверь заперта.

Древняя серебряная с позолотой звезда была похищена в 1847 г. (неизвестно кем, но скорее всего турками).

Эта кража стала новым поводом для взаимных обид православных греков и католиков и даже отчасти пробудила в 1848 г. «вопрос о Святых местах».

Звезда, которую можно видеть теперь, была изготовлена по точному образцу древней и укреплена в 1847 г. по приказанию султана Абдул-Меджида I и на его средства.

Впервые пещеру Рождества на русском языке описал в начале XII в. , в сочинении «Житие и хождение игумена Даниила из русской земли»:

«И там, к востоку, есть место, напротив которого справа - Ясли Христовы. С западной стороны под каменной скалой находятся Ясли Христовы святые, в которые положен был Христос Бог, в рубища повит. Нашего ради спасения все претерпел. Близко друг от друга находятся места те - Рождество и Ясли: примерно три сажени расстояние между ними; в одной пещере оба места эти. Украшена же пещера та мозаикой и вымощена красиво. Под церковью же все выдолблено, и мощи святых тут лежат».

Фотогалерея













Полезная информация

Пещера Рождества́
Грот Рождества́
Святой Верте́п
Святой Вертеп

Адрес и контакты

Вифлеем, Ясельная площадь, Храм Рождества Христова

Первые упоминания о пещере

Канонические тексты не говорят о пещере прямо. О том что Христос родился в Вифлееме сообщают евангелисты Лука (Лк.2:4-7) и Матфей (Мф.2:1-11), однако ни один из них не упоминает пещеру, только Лука косвенно указывает на нее, сообщая что Богородица «положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк.2:7).

Древнейшее, вероятно, дошедшее до нас прямое письменное свидетельство о пещере как месте Рождества принадлежит святому Иустину Философу.

В сочинении «Диалог с Трифоном иудеем», написанном в 150-155 гг., он утверждает что Святое Семейство нашло укрытие в пещере около Вифлеема.

Пещера как место Рождества многократно упоминается в апокрифическом Протоевангелии Иакова (главы 18-21), написанном, предположительно, около 150 г.

Ориген посетил Вифлеем почти за столетие до постройки базилики Рождества, примерно в 238 г. Позднее, в сочинении «Против Цельса», написанном около 247 г., он упоминает пещеру в Вифлееме, которую местные жители считали местом Рождества Христова.

Происхождение пещеры

Что это была за пещера и кому принадлежала неизвестно. Скорее всего она была естественного происхождения, а позднее ее приспособили для хозяйственных нужд, в том числе для содержания домашних животных.

В Вифлееме многие старые здания возведены над пещерами в известняковых скалах. Нередко дома, стоящие на склоне, имеют своим первым этажом пещеру, вход в которую на уровне улицы.

Этот этаж использовался как хлев, а семья жила на втором этаже.

Многие такие помещения имеют каменные кормушки или ясли, вырезанные в скале, а также железные кольца чтобы можно было привязать животных на ночь.

Эти пещеры совершенно такие же как грот Рождества, они использовались для содержания животных вплоть до середины XX в.

Возможно в одной из таких пещер и родился Христос.

Похожие публикации