Энциклопедия пожаробезопасности

Как научить ребёнка читать: важные правила и эффективные методики. Новые методики Spritz и Blinkist. Методика Марии Монтессори

«Я просто сижу в своем офисе и читаю книги», — именно так и никак иначе описывает свой будничный день один из самых успешных и влиятельных бизнесменов Уоррен Баффетт (Warren Buffett). Он просто сидит и читает. И советует всем придерживаться этого простого и незамысловатого распорядка.

Согласитесь, это довольно полезная привычка. Но как привить себе эту привычку и не просто читать книги, а извлекать из них все полезное и ценное, знает далеко не каждый. Если вы успеваете прочитать по несколько книг в месяц и довольствуетесь кратковременными инсайтами, но ничего из прочитанного не применяете — считайте, что вы просто попусту тратите свое время.

Как читать больше и успевать осмысливать все прочитанное, запоминать и применять в жизни — вот предмет спора многих исследователей. Каждый из них считает своим долгом предложить свою уникальную методику, которая поможет вам стать более совершенным в этом деле. Однако, все они сходятся в одном — чтение книг открывает перед людьми множество возможностей для роста и достижения успеха.

О самых интересных методиках чтения книг мы и поведаем вам в этой статье. Но прежде хотим уделить внимание некоторым основам.

Как быстро вы читаете?

Один из наиболее очевидных ответов на вопрос «Как успевать прочитывать больше?» — научиться читать быстрее. Тема скорочтения настолько популярна, что некоторые компании (такие как Staples, например) применяют ее в своей маркетинговой кампании. К слову, вышеупомянутая Staples для продвижения электронных книг разработала и внедрила технологию, позволяющий определить вашу скорость чтения. К сожалению, для русскоговорящей аудитории текстов не предусмотрено.

Но Staples не просто предоставляет посетителям сайта такой виджет: компания собирает и анализирует получаемые данные. Согласно этим данным, 300 слов в минуту — средний показатель взрослого человека. Другие результаты вы можете увидеть ниже:

Средняя скорость чтения по группам: учащиеся начальной школы, 8-9 лет (Third-grade students) — 150 слов в минуту; учащиеся средней школы, 13-14 лет (Eight grade students) — 250 сл.; студенты колледжей и вузов — 450 сл; топ-менеджеры — 575 сл.; профессор университета — 675 сл.; мастер скорочтения — 1500 сл.

Однако, поможет ли вам скорочтение прочитывать больше? Правильный ли это путь и оправдан ли он? Не всегда. В процессе чтения книг самым важным остается понимание прочитанного. Ни для кого не секрет, что люди, которые ловко управляются с полутора тысячами слов минуту, на самом деле, мало что запоминают из текста, практически ничего не осмысляя. Поэтому, если ваша скорость чтения находится на среднем уровне, не печальтесь. Постепенно наращивайте скорость, но без ущерба для понимания. Только в этом случае вы сможете нащупать верный путь к тому, чтобы успевать прочитывать больше.

Как много вы читаете?

Кто-то читает быстро, а кто-то читает много. Вы удивитесь, но не все люди пытаются сэкономить время на своем любимом занятии. В этом случае скорочтение - совсем не вариант. На самом деле, в данной ситуации вопрос «Как читать много?» отпадает сам собой: если человек любит читать, он посвятит этому достаточно много времени.

Согласно результатам исследования аналитической компании «The Pew Research Center», взрослые люди в США за год в среднем прочитывают 17 книг. А сколько книг за год обычно прочитываете вы?

Ключевое слово здесь «средний». Есть люди, которые прочитывают гораздо больше 17 книг в год. Есть и те, кто не читает их вовсе (таковых — 19%, а согласно последним данным за 2013 год — 28% американцев). Что это значит? Это значит, что если вы начнете читать больше, вы будете на голову выше одной трети населения США.

5 методик, которые позволят вам прочитывать больше книг, блогов, статей

1. Скорочтение: удивительная техника Тима Феррисса (Tim Ferriss).

Его метод состоит из 2 приемов:

  1. Водить ручкой или карандашом вдоль каждой читаемой вами строки, как делают дети, когда учатся читать.
  2. Каждую новую строку начинать читать как минимум с третьего слова, а два первых слова пытаться уловить периферийным зрением. Переходить к следующей строке как минимум за три слова до конца самой строки.

Феррисс называет эту методику перцептивным расширением:

«Неподготовленные читатели тратят до половины возможностей своего периферийного зрения на чтение... полей. Если вы будете читать строки от начала и до конца, то будете терять около 25-50% времени впустую».

Как видят наши глаза?

Быть может, вы уже слышали о том, что для улучшения скорости чтения нужно использовать свое периферийное зрение. Быстрые движения глаз, так называемые саккады (быстрые, строго согласованные движения глаз, происходящие одновременно и в одном направлении), происходят постоянно, пока мы читаем (с поля на начало новой строки, к примеру). Минимизировать эти прыжки — верный путь к тому, чтобы увеличить скорость своего чтения.

Вывод: использование периферийного зрения поможет вам улучшить скорость вашего чтения. Вы не добьетесь рекордных изменений в скорости, но совершенно точно начнете читать быстрее.

2. Новые методики Spritz и Blinkist

Spritz и Blinkist — это две совершенно новые, уникальные методики, которые помогут вам читать не только быстро, но и меньше.

Как было уже сказано выше, во время чтения много времени уходит на передвижение глаз. Технология Spritz полностью исключает это.

Как это работает? Вы просто смотрите на небольшой прямоугольник на экране вашего ноутбука или смартфона, в котором поочередно, друг за другом, отображаются слова из текста. В каждом слове красным цветом выделена одна буква: так глазам проще концентрироваться на центре слова.

Существует специальный букмарклет, который носит название OpenSpritz, и позволяет вам прочитать таким способом любой текст, который вы найдете в интернете. Ниже — пример одного из таких текстов, который читается на скорости 600 слов в минуту.

На главной странице приложения Spzirtz вы можете попробовать эту технологию на разных скоростях и на разных языках (в том числе и на русском).

Кроме революционной, на наш взгляд, технологии Spritz, есть и еще одна, которая называется Blankist. Вместо того, чтобы помогать читать быстрее, Blankist предлагает читать только самое важное . Программа дробит тексты на удобоваримые части. В каждой из которых заключена ключевая мысль, которую вы сможете прочитать всего за пару минут.

3. Не смотрите телевизор и не увлекайтесь шопингом

Шейн говорит, что секретов в этом успехе нет. То время, которое он посвящает чтению, средний американец тратит на просмотр телевизора (35 часов в неделю), какие-либо интерактивные развлечения и шопинг (как минимум, час в неделю). Шейн исключил из своей жизни все эти необязательные действия и сэкономленное время направил на чтение. В общей сложности он читает на 43 часа больше в неделю, чем средний американец.

4. Купите читалку

Согласно результатам исследования «The Pew Research Center», те люди, которые пользуются электронными книгами, в среднем прочитывают за год порядка 24 книг, тогда как люди без этого устройства успевают только 15. Вопрос: хотите ли вы прочитывать в год на 9 книг больше, чем обычно? Если да, то покупайте читалку. Она легкая и удобная, и любую свободную минутку вы можете посвятить чтению. Стоит ли говорить, что при таком раскладе вы станете прочитывать гораздо больше?

5. Читайте больше, но не читайте все подряд

Для кого-то этот совет может показаться совсем уж нелогичным, но он взят из столь же нелогичной книги.

Книга «Как говорить о книгах, которых вы не читали?»

Эта книга написана профессором Парижского университета Пьером Баярдом (Pierre Bayard). В ней он повествует, что люди обычно делят все книги на те, что они прочитали, и те, что не прочитали:

  • книги, которые мы прочитали;
  • книги, которые мы просмотрели;
  • книги, о которых мы слышали;
  • книги, о которых мы забыли;
  • книги, которые никогда не открывали.

Как знать: быть может, чтобы уметь читать больше, нужно просто взглянуть на процесс чтения несколько по-иному. Очевидно, что те книги, которые попадают в первые 3 категории, профессор относит к прочитанным. Поможет ли это вам? Попробуйте. Но мы, если честно, немного сомневаемся.

3 эффективных способа запомнить то, что вы прочитали

Чтобы научиться лучше усваивать прочитанное и сохранять информацию на долгие годы, нужно понять специфику работы нашей памяти. Для этого запомните 3 ключевых слова:

  • впечатления;
  • ассоциации;
  • повторение.

Допустим, вы прочитали книгу Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (Dale Carnegie «How to Win Friends and Influence People»). Книга вам невероятно понравилась, и вы хотите запомнить так много, сколько это вообще возможно.

Что нужно сделать? Работать на трех уровнях.

Впечатления. Вы запомните гораздо больше, если эмоционально проработаете книгу. К примеру, некоторые главы вы можете проиграть в своем воображении, постараться почувствовать те эмоции, которые старается передать автор или о которых ведет речь. Представьте себя главным героем прочитанных глав. Вы должны создавать и управлять своими впечатлениями. Благодаря им вы и сможете сохранить большую часть информации в своей памяти. Если визуальные образы не помогают, то попробуйте зачитывать особо понравившиеся главы вслух. Сделайте так, чтобы книга вызывала у вас прилив чувств.

Ассоциации. Метод ассоциаций известен многим, но его нельзя не упомянуть в нашем списке, поскольку он отличается рекордной эффективностью. Суть его проста: смысл прочитанного вы связываете с чем-то, что уже знакомо вам, соотносите друг с другом. Кроме того, что этот метод позволит вам лучше и четче запомнить тексты, так вы еще и лучше будете понимать их. Работает правило: объяснить что-то новое проще, если сравнить его с чем-то знакомым.

Повторение. Повторение — мать учения. И этим все сказано. Чем чаще вы возвращаетесь к наиболее понравившимся вам книгам, тем лучше сохраните их в своей памяти.

4 уровня чтения

Мортимер Адлер (Mortimer Adler), философ и автор книги «Как читать книги» («How to Read a Book»), выделяет 4 уровня чтения:

  1. Элементарный.
  2. Инспекционный.
  3. Аналитический.
  4. Тематический.

Каждый уровень основывается на предыдущем. Элементарному уровню вас обучают в школе. Инспекционный уровень — это, по факту, поверхностное знакомство с книгой или статьей, то же самое, что и «пробежаться глазами».

Самая кропотливая работа происходит на двух последних уровнях. Аналитический уровень предполагает более тщательное знакомство с материалом. Вы буквально прочитываете книгу «от корки до корки». В ходе аналитического чтения вам придется пройти 4 этапа:

  1. Классифицируйте книгу по тематике.
  2. Кратко сформулируйте, о чем книга.
  3. Перечислите основные главы и установите связи между ними. Опишите каждую из этих частей. Раскройте ее роль для всей книги.
  4. Определите проблему или проблемы, которые автор решает в книге. Опишите их.

Наконец, тематическое чтение обязывает вас прочитать несколько книг на одну тему и анализировать каждую из них в связи другой: сравнивать, противопоставлять, оценивать.

По мере вашего освоения этих 4 уровней чтения, вы также будете развивать рассмотренные выше 3 способа запоминания. Разбирая книгу на части (на аналитическом и тематическом уровнях), вы закрепите в памяти те впечатления, которые от нее получили. Вдумчивый анализ схожих по тематике работ поможет вам лучше разобраться в материале и запомнить его на долгие годы.

Делайте заметки!

Вот вам небольшой совет: делайте заметки.

Пишите на полях. Оставляйте закладки. После прочтения книги напишите небольшую рецензию. Потом вы сможете возвращаться к вашим записям и заметкам и освежать в памяти самые важные моменты из прочитанного.

Важность заметок и закладок подчеркивает уже упомянутый нами Шейн Перриш:

«После того, как я заканчиваю книгу, я откладываю ее на несколько недель. Потом я возвращаюсь к ней, изучаю все закладки и заметки, которые сделал, перечитываю главы, которые я отметил как важные. Я делаю так со всеми книгами без исключения».

Заключение

Запомните главное правило: книги нельзя читать, книги нужно изучать. В книгах нужно видеть инвестиции в собственное образование, а следовательно — и в собственный успех. Повальное увлечение техниками, позволяющими увеличивать скорость чтения, которые мы можем наблюдать сегодня, на первый взгляд, кажется спасительным, но и от них не будет никакого толка, если прочитанное не будет осмыслено и использовано. Учитесь правильно читать, и вы обязательно достигнете отличных результатов.

Успехов вам и высоких конверсий!

Как научить ребенка читать быстро? Техника быстрого чтения.

Навыки чтения являются основой всего обучения, одним из главных условий успешной учебы ребенка в школе. Процесс чтения для детей довольно сложен, ведь в нем одновременно участвуют память, воображение, звуковые и слуховые катализаторы. А между тем, скорость чтения должна быть максимально приближена к скорости речи. Но как научиться быстро читать? Вам предлагается методика быстрого чтения, которая поможет Вашему маленькому вундеркинду, значительно поднять собственный уровень, и увеличить скорость чтения.

В школе ребенку, у которого низкая скорость чтения будет тяжелее усваивать новый материал. За то время, которое он будет тратить на чтение условий задачи или упражнения, быстро читающий ребенок успеет все переписать в тетрадь и приступить к выполнению задания. Скорость чтения - важнейший фактор успеваемости, поэтому научиться читать быстро, очень важно. Существует такое понятие, как «оптимальное чтение», оно предполагает чтение со скоростью в минуту 120-150 слов. Эта цифра появилась не просто так - считается, что именно при чтении в данном темпе достигается наилучшее усвоение материала школьником.

Почему обучение быстрому чтению дается не всем?

Одними из основных причин замедленного чтения у деток, выступают следующие:

Причина № 1. Низкий уровень памяти и внимания (читая четвертое слово, ребенок, первого уже не помнит, а, следовательно, смысла прочитанного понять не может). Внимание - главный двигатель процесса чтения. Мозговые процессы сами по себе весьма быстры, и поэтому медленно читающий ребенок переключает свое внимание на какие-то посторонние мысли, как результат - пропадает интерес к читаемому, чтение становится механическим, и до сознания не доходит смысл. Поэтому главный совет в данном случае - обязательно систематически проводить дома работу с ребенком по развитию памяти.

Причина № 2. Снижение объема оперативного поля зрения. То есть ребенок взглядом охватывает не все слово целиком или даже несколько слов, а только две, три буквы.

Причина № 3. Низкий словарный запас.

Причина № 4. Регрессия - так называемые, возвратные движения глаз. Множество деток, сами того не замечая, перечитывают слово дважды, автоматически, как бы для полной уверенности в правильности чтения.

Причина№ 5. Не развитой артикуляционный аппарат.

Причина № 6. Произведения подобранные не по возрасту.

Методика быстрого чтения: как научиться быстро читать?

Существует специальное обучение быстрому чтению, разработанная специалистами специальная методика быстрого чтения. Следующие упражнения помогут сделать так, чтобы у Вашего ребенка была техника быстрого чтения, причем сознательного и выразительного: .

Обучение быстрому чтению: шаг первый.

Вовлекайте своего ребенка с малых лет в активный процесс чтения.

Чаще читайте ему сами, и, читая, на самых интересных моментах останавливайтесь и, ссылаясь на усталость, просите ребенка прочитать кусочек произведения. Сделайте вид, что Вы отвлеклись и прослушали, обязательно переспросите, что он только что прочитал, спросите, какие слова повторялись несколько раз? Объясните непонятные ребенку слова. Обсудите прочитанное.

Обучение быстрому чтению: шаг второй.

Сделайте чтение необходимым условием для повседневной жизни.

Каждый день пишите ребенку записки, какие-то открытки, планы, списки дел, которые поручаете сделать ему.

Обучение быстрому чтению: шаг третий.

Сделайте на какой-то период просмотр диафильмов традиционным, как в младенчестве, чтение сказки перед сном. Медленная смена ярких кадров, короткие подписи под каждым, удобные для чтения - отличные условия для того, чтобы техника быстрого чтения совершенствовалась.

Обучение быстрому чтению: шаг четвертый.

Осваивайте параллельное чтение.

Для этого Вам нужно приготовить два одинаковых текста. Вы будете читать текст вслух, а ребенок будет вслед за вами, водить пальцем по строчкам. Постепенно наращивайте скорость чтения, но следите обязательно, чтобы ребенок успевал за Вами. Читайте некоторые фрагменты медленно, а некоторые быстро, к примеру, выделяя, таким образом, диалоги. Поинтересуйтесь, заметил ли ребенок смену скорости?

Обучение быстрому чтению: шаг пятый.

Контролируйте технику быстрого чтения, давайте ребенку задания чтения на время.

Для этого выберите несложный текст, состоящий из знакомых ему слов, засеките время, к примеру, одну минуту, а затем посчитайте, сколько слов он успел прочитать. Обязательно скажите ему это число и «подхлестните» его интерес, вопросом типа: «А быстрее сможешь? Давай проверим!». Пускай снова читает этот же текст, прочитанных слов будет однозначно уже больше. Похвалите его и снова засеките время. Сделайте так раза три, но не больше. Данное задание продемонстрирует ребенку, что читать он может гораздо быстрее и, что научиться читать быстро совсем не трудно.

Обучение быстрому чтению: шаг шестой.

Тренируйте чтение про себя, а не вслух.

При чтении вслух происходят следующие процессы: 1. глаза читают текст, 2. в мозг идет сигнал, 3. подготавливаются органы речи, 4. текст проговаривается вслух, 5. уши воспринимают, 6. сигнал снова отправляется в мозг для анализа услышанного и сопоставления с прочитанным. При таком чтении потеря скорости очевидна, прошептывание - это совершенно та же история. Когда чтение происходит «про себя» - совсем другая картина. Глаза ребенка забегают вперед, и он начинает понимать смысл прочитанного текста, скорость соответственно возрастает, порой в разы.

Обучение быстрому чтению: шаг седьмой.

Игры с ударением.

Как уже пояснялось, понимание смысла читаемого текста - главный козырь в том, как научиться быстро читать. И расстановка правильного ударения здесь не последняя вещь. Читая слово неверно, ребенок не улавливает смысла, теряет нить истории, которую читает, и соответственно снижает скорость, и не может пересказать прочитанное. Как быстро читать, если мозг лихорадочно пытается найти смысл, а, в конце концов, так его и не находит. Поэтому обучение быстрому чтению предполагает также и занятия с ударением. Выберете любое слово и по очереди ставьте ударение на все слоги подряд, так ребенку будет понятнее, о чем именно идет речь. После поинтересуйтесь у него, как все-таки правильно произносится это слово.

Обучение быстрому чтению: шаг восьмой.

Спотыкание о согласные.

Детки зачастую спотыкаются при чтении, когда видят подряд несколько согласных букв: «сестра», «кружка», «стройка». Ваша задача выписывать подобные слова на лист бумаги и давать ребенку периодически их читать, пока не исчезнут трудности с такими моментами. Не ленитесь вписывать новые слова.

Обучение быстрому чтению: шаг девятый.

Жужжащее чтение.

Следующая методика быстрого чтения может показаться Вам странной, но не стоит ей пренебрегать - она очень полезна для того, как научиться быстро читать. Ребенку нужно читать про себя и одновременно жужжать вслух, как пчела.

Обучение быстрому чтению: шаг десятый.

Развивайте зоркость.

Напишите в ряд пять, шесть гласных букв, вставив где-нибудь в середине одну согласную букву, и спросите у ребенка какая буква лишняя?

Обучение быстрому чтению: шаг одиннадцатый.

Развивайте сообразительность.

Напишите слова, которые отличаются всего одной буквой. К примеру: 1. кот - рот, 2. кот - кит, 3. лес - вес, 4. лес - лещ. Спросите, в чем отличие, и в чем схожесть этих слов.

Обучение быстрому чтению: шаг двенадцатый.

Артикуляционная гимнастика, как методика быстрого чтения.

Такие упражнения совершенствуют произношение, ставят дыхание, делают речь четкой. Для этого читайте побольше скороговорок, причем делая это по-разному: громко и уверенно, медленно и шепотом, строго отслеживайте прочитывание, четкое проговаривание окончаний в словах. Методика быстрого чтения включается также и чтение поговорок и пословиц.

Обучение быстрому чтению: шаг тринадцатый.

Развитие поля зрения.

Возьмите лист бумаги и начертите таблицу, вписав в каждой клетке по одной букве или слогу. От ребенка требуется, прочитать про себя их все, указывая на букву карандашом, и стараясь читать быстро. Важно, чтобы он постарался запомнить расположение следующих букв или слогов друг за другом. Читать их можно сверху вниз, внизу вверх, составлять слова, и так далее. .

Обучение быстрому чтению: шаг четырнадцатый.

Развивайте антиципацию - так называется смысловая догадка.

Во время чтения текста, боковым зрением ребенок ловит следующее слова, может на основании прочитанного догадаться, каким будет следующее слово. Техника быстрого чтения может включать следующее упражнение, цель которого развитие антиципации. Вам нужно написать предложения, в которых есть слова с пропущенными слогами или буквами, пускай ребенок допишет недостающие буквы. Потом, усложняйте задачу и просто пишите для него отдельные словосочетания или слова, с пропусками в середине, в конце, в начале слов.

Обучение быстрому чтению: шаг пятнадцатый.

Чтение с закладкой.

При чтении текста, ребенок должен двигать закладкой не как обычно, под строкой, а закрывая ею уже прочитанное им слово. Такое упражнение поможет научиться читать без повторов и наращивать темп.

Обучение быстрому чтению: шаг шестнадцатый.

Сосредоточение.

Эта техника быстрого чтения подразумевает, чтение слов, которые написаны разными шрифтами. Причем такие слова могут идти подряд, составляя одно предложение. Нужно добиться того, чтобы разный шрифт не сбивал ребенка с толку, не воспринимался им как какая-то преграда.

Обучение быстрому чтению: шаг семнадцатый.

Наращивайте слова.

Пишите на листе бумаги столбиком слова, которые увеличиваются в длине при их модификации:

Обучение быстрому чтению: шаг восемнадцатый.

Обучение быстрому чтению: шаг девятнадцатый.

Чтение сквозь зубы.

Ребенок читает незнакомый текст на максимальной скорости для него, плотно сжимая зубы и губы при этом. После чтения ему нужно будет ответить на какие-то вопросы по тексту. Проводить подобное упражнение рекомендуется каждый раз перед чтением текста вслух.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцатый.

Чтение в сопровождении.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать первый.

Простукивание ритма.

Упражнение подразумевает прочтение ребенком незнакомого текста, при одновременном простукивании карандашом заранее выученного ритма.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать второй.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать третий.

Обязательные ежедневные пятиминутки чтения.

Ребенок должен в режиме жужжащего чтения читать в течение пяти минут. Данные упражнения нужно проводить по 4 урока ежедневно.Семейные игры. Не ленитесь регулярно устраивать в своей семье всевозможные игры в буквы и слова. Подобная тренировка поможет ребенку с легкостью ориентироваться в пространстве множества букв и без труда читать незнакомые слова.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать четвертый.

Чтение согласных.

Нужно, чтобы ребенок cделал глубокий вдох и на выдохе прочитал 15 согласных - подойдет абсолютно любой набор, к примеру: с, т, п, к, н, ш, г, в, ж, л, г, щ, н, ф.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать пятый.

Складывание слов из половинок.

Возьмите какое-либо несложное слово, разбейте его на две части и напишете на двух разных карточках, заготовив, таким образом, на один урок около 10 слов. Предложите ребенку сложить карточки, собрав целое слово. Еще лучше если таких слов можно будет составить несколько вариантов, используя одни и те же карточки. Постоянно меняйте и дополняйте карточки. Со временем перейдите на более сложные слова, состоящие из трех и более слогов.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать шесть.

Чтение с выражением. Ребенку нужно прочесть небольшой отрывок текста, так как он читает обычно. Затем вернуться в начало и снова прочитать его, но с выражением, с интонацией, а значит и в другом темпе. Прочитав уже знакомый отрывок, он должен без остановки продолжать читать текс далее. Смысл заключается в том, что темп, на тексте знакомом, выработанный и ускоренный впоследствии не спадает, даже когда он переходит на незнакомую часть.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать седьмой.

Тренируем внимание. Во время чтения текста, ребенок по команде «остановись», прекращает чтение, отрывает от книги голову, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает. Затем по команде «начинай» он должен найти то самое место в книжке, где он ранее закончил читать.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать восьмой.

Ребенок, молча, читает с максимальной скоростью небольшой абзац, следующий абзац он должен начать читать вслух, потом снова - абзац про себя. Методика быстрого чтения в данном случае работает так: чтение про себя, как Вы помните, гораздо быстрее, чтения вслух, при резких переходах темп чтения частично сохраняется, и ребенок читает быстрее.

Обучение быстрому чтению: шаг двадцать девятый.

Ролевое чтение.

Обучение быстрому чтению: шаг тридцатый.

Чтение перевернутого текста.

Научиться читать более уверенно и быстро можно упражняясь в чтении перевернутого «вверх ногами» листа с текстом. Это способствует развитию навыка запоминания целостных эталонов букв, сочетания буквенного анализа со смысловыми окончаниями слов

Обучение быстрому чтению: шаг тридцать первый.

Набор деформированных предложений.

Потренируйтесь с ребенком менять слова в предложении. К примеру, напишите предложение: «ко мне пришли друзья на праздник», невпопад: «друзья ко праздник мне пришли на». Напишите на листе бумаге с десяток подобных предложений, пускай ребенок распутывает их.

Обучение быстрому чтению: шаг тридцать второй.

Поиск заданного слова.

Устройте соревнование с детьми или привлеките взрослого: говорите любое слово из текста на странице, кто быстрее найдет это слово - тот победитель. Поощрительные призы - приветствуются. Такая игра сформирует способность видеть не отдельные фрагменты, а целостный образ слова. Кроме этого упражнение развивает словесную память.

Обучение быстрому чтению: шаг тридцать третий.

Таблицы Шульте.

По сути - эти таблицы представляют собой случайно расположенные числа, задача - в быстром нахождении их по порядку. Главная польза данной методики быстрого чтения - в расширении поля зрения, в развитии скорости поисковых зрительных движений. Начертите квадрат примерно на 20-25 сантиметров, разбив его на 30 ячеек. В эти ячейки беспорядочно впишите числа, начиная от 1 заканчивая - 30. Процесс поиска цифры необходимо делать беззвучным счетом, молча и указывать найденные цифры карандашом. Прежде чем начать упражнение ребенку нужно зафиксировать свой взгляд в центре, так, чтобы видеть целиком всю таблицу. Кроме этого, запрещены горизонтальные или вертикальные движения глаз, взгляд, как и цифры должен быть в некотором смысле беспорядочным. Обязательное условие для того, чтобы техника быстрого чтения улучшилась - это систематичность занятий и позитивный настрой. Вопрос, как быстро читать и разработкой методик и техник быстрого чтения занимаются некоторые авторитетные специалисты, литературу которых мы бы рекомендовали Вам почитать: академик Андреев, И.Федоренко, Е.Заика, Н. Зайцев, И.Пельченко и другие. Помните, что умение читать бегло - это не самоцель, это жизненная необходимость, без которой Вашему ребенку будет очень трудно учиться дальше и достигать каких-то успехов, как учебе, так и в общении. Детки быстрее усваивают материал, проявляют готовность к творчеству и самовыражению. Успех рождает радость, уверенность в своих силах, стимулирует лидерское начало.

И главное: не скупитесь на похвалу своего ученика.

Время чтения: 8 минут

Дети должны получать определенные навыки и знания от родителей. Все мамы и папы должны знать о том, как научить ребенка читать правильно в домашних условиях по букварю или используя другие методики. Это умение поможет малышу легче воспринимать окружающий мир, адаптироваться в школе, получать знания по другим предметам. Есть разные методы обучения детей чтению. Узнайте об их особенностях.

Как правильно и быстро научить ребенка читать

Некоторые родители полагают, что заниматься с малышом должны только специалисты, но это мнение ошибочно. Зная несколько секретов, проявив настойчивость и терпение, вы научите кроху азам быстрого чтения самостоятельно в домашних условиях. С такими навыками малышу будет гораздо проще адаптироваться в обществе, он значительно быстрее освоит программу школьного обучения.

Когда учить ребенка читать

Раньше этот навык прививали малышам только в школе, в крайнем случае, в детском саду, т.е. не раньше пятилетнего возраста. Сейчас времена изменились и детей начинать обучение рекомендуется чуть ли не с первого года жизни. Как родителям убедиться в психологической и физической готовности малыша заниматься:

  1. Хорошим признаком будет то, что чадо в раннем возрасте интересуется детскими книжками.
  2. Малыш должен владеть речью, понимать значения простых слов, уметь формулировать предложения, выражать мысли фразами, воспринимать информацию и звуки фонематическим способом.
  3. Дитя знает базовые направления (вверх-вниз, влево-вправо), может ориентироваться в пространстве.
  4. У крохи хороший слух, нет серьезных проблем с произношением и других отклонений в развитии. Если есть дефекты речи, запишитесь к логопеду на прием.

По какой азбуке учить

Как правило, для занятий используется классический букварь и некоторые другие материалы: плакаты, кубики, карточки. Многие родители, испробовав современные методики, возвращаются к тому, чтобы научить чтению обычным способом. Можете приобрести букварь, разработанный Натальей Жуковой. Эта педагог предлагает способ обучения, сочетающий в себе классические и оригинальные подходы.

Основные правила техники чтения

Стоит отметить, что некоторые действия родителей способны на всю жизнь убить в человеке интерес к книгам. Как правильно научить ребенка читать:

  1. Никогда не заставляйте. Старайтесь заинтересовать ребенка, рассказывая интересные истории. Читайте ему вслух, подавайте собственный положительный пример, так вы быстрее научите его. Не заставляйте ребенка и не ругайтесь, если он делает ошибки. Хвалите малыша за успехи.
  2. Сначала учите воспринимать звуки, а лишь потом переходите к буквам алфавита.
  3. Занимайтесь освоением слогов. Так выучить буквы будет проще.
  4. Регулярно повторяйте пройденный материал. Лучше делать это в игровой форме, не устраивайте тестов, потому что это может быть обидно.
  5. Сначала учите простейшие слова с повторяющимися складами (ма-ма). Затем можно переходить к более сложным заданиям. Подойдет схема слог-буква (ко-т, до-м). Когда малыш освоит технику чтения слов, научите элементарным, а потом сложным предложениям. Самыми последними вводите упражнения с й, ь, ъ. Это очень простой механизм для того, чтобы овладеть навыком чтения вслух.
  6. На прогулке просите малыша произнести, что написано на вывесках, рекламных щитах, так вы быстрее научите его читать.
  7. Выбирайте игры на знания отдельных букв. Купите кубики с алфавитом.
  8. Не учите названиям букв («эр», «эс»). Он может коверкать слова потом.
  9. Занимайтесь каждый день, чтобы научить читать. Не бросайте уроки, даже если вы считаете, что малыш уже все умеет.

Методика обучения чтению дошкольника в домашних условиях

Есть разные схемы занятий с детьми, предложенные специалистами. Родителям рекомендуется детально изучить особенности каждой из методик, выбрать предпочтительную и заниматься только по ней. Если вы будете использовать несколько схем занятий, то можете попросту запутать малыша, отбить у него желание учиться. Ознакомьтесь с несколькими популярными способами раннего обучения.

Методика Марии Монтессори

Итальянский педагог предлагает начинать изучение с письма. Мария Монтессори советует детям рисовать прописные буквы. Должны использоваться такие методики, как обводка, штриховка. Потом нужно переходить к изготовлению букв из объемных материалов, к примеру, пластилина. Рисунки и макеты нужно составлять, складывать буквы, а уже на последнем этапе произносить слоги.

Методика Николая Зайцева

Один из популярнейших способов обучения, обеспечивающий быстрый результат. Прекрасно подойдет активным детишкам. Обучение ведется по кубикам со складами. Есть такие, на которых одна буква, и те, на которых две. Они разноцветные. Кубики с гласными звуками золотистые. Те, на которых звонкие склады, серого цвета и называются железными. Деревянные кубики коричневого цвета содержат глухие слоги, а белые и зеленые – знаки препинания. У всех них для простоты восприятия разное наполнение, вес и размер.

Все занятия с кубиками по методике Зайцева проводятся только в игровой форме. В комплекте идут таблицы со складами, которые должны быть всегда на виду, и примеры специальных упражнений. Склады нужно собирать по определенным принципам, петь, имитировать звуки животных. Игры вы можете придумывать и самостоятельно, вместе с малышом, опираясь на то, что будет ему интереснее.

Методика Глена Домана

Направлена на осваивание не звуков и слогов, а сразу целых слов. Они написаны на специальных карточках с картинками. Родители должны показывать каждую из них ребенку по 15 секунд, громко объясняя значение. Первые занятия должны быть очень короткими, не дольше 5-10 минут. Преимущества эффективной методики Домана:

  • подходит детям с рождения;
  • можно использовать индивидуальный подход, формировать определенный словарный запас;
  • всесторонне развивает;
  • материал можно сделать и самостоятельно.

Не лишена система Домана и ряда недостатков. Педагоги выделяют такие ее минусы и недочеты:

  • процесс обучения пассивный;
  • не воспринимается детьми старше трех лет.

С чего начинать учить ребенка читать

Обязательно подберите подходящие пособия для занятий. Используйте книги, плакаты, карточки и кубики. Этапы обучения:

  1. Познакомьте малыша с открытыми гласными. Произносите их и пропевайте.
  2. После начального этапа перейдите к звонким согласным.
  3. Запомните глухие и шипящие звуки. Только после этого вы можете переходить к обучению чтению по слогам. Запоминание букв, а не звуков, может вызвать сложности в будущем.
  4. Научите малыша составлять слоги из двух гласных. Он должен понимать, как соединяются звуки.
  5. Перейдите к слогам, в которых первая буква согласная, а вторая гласная. Это будет просто.
  6. Складывайте слоги с шипящими.
  7. Перейдите к закрытым складам (гласная-согласная).

Обучение ребенка чтению в игровой форме

Развлекаясь, малышу проще всего привить интерес к книгам. Есть много игровых методик, направленных на проработку техники чтения:

  1. Учите вместе короткие стишки, рассказывающие о буквах.
  2. Смастерите буквы самостоятельно. Чтоб выучить алфавит, собирайте их из подручных материалов: пластилина, счетных палочек, спичек. Можете вырезать их из картона и обклеить цветной бумагой.
  3. Создайте альбом, в котором каждая страница станет «домом» для буквы. Вклеивайте туда картинки со словами, которые с нее начинаются.
  4. Выберите изучаемую букву. Бросайте крохе мяч и называйте слова. Если в них он услышит нужный звук, пусть поймает мяч, а если нет – отобьет.
  5. Сделайте круглые карточки со слогами и поиграйте в «Магазин». Каждый склад – монетка. Покупатель дает одну из них и заказывает у продавца тот товар, который с этого слога начинается (ба – банан, ку — кукла).
  6. Напишите склады на карточках крупными жирным шрифтом. Разрежьте каждую по горизонтали и перемешайте. Пусть дитя соберет все половинки и прочтет слоги.
  7. Дайте малышу длинное слово. Пусть найдет в нем несколько маленьких.
  8. Сделайте карточки со слогами. Показывайте ребенку рисунок с изображением того или иного слова. Пусть составляет его из слогов.

Как учиться читать по слогам

Специалисты рекомендуют начинать делать это сразу, ребенку еще не обязательно даже знать все звуки. Тогда процесс обучения пойдет значительно быстрее. Используйте игровые методики, разные вспомогательные материалы. Если малыш уверенно составляет склады, переходите на этап собирания слов. Запомните, как правильно научить ребенка читать по слогам. Занятия должны проходить в последовательности, которая описана ниже.

Уроки чтения по слогам

Процесс должен быть последовательным. Из каких этапов состоит обучение чтению по слогам:

  1. Сначала составляйте простые слова из повторяющихся слогов (па-па). Следите за произношением.
  2. Переходите к легким и понятным словам из трех-четырех букв (ле-с, по-ле).
  3. Процесс усложняется. Научите ребенка читать слова из трех и более слогов (ко-ро-ва). Желательно заниматься с картинками.
  4. Переходите к чтению простых предложений (ма-ма мы-ла ра-му).

Как научить ребенка читать не по слогам

Объединение складов в слова занимает у детей много времени и внимания. Родители должны научить ребенка бегло читать, произносить слоги слитно, хорошо усваивать текст и воспринимать его целиком. Для этого есть такие методики:

  1. Чтение на скорость. Выбирайте тексты, подходящие по возрасту ребенку, и засекайте, сколько он сможет прочесть за минуту. Потом пусть перескажет краткое содержание текста.
  2. Перемешайте слова в предложении и пусть ребенок составит его правильно. Начинайте с простых примеров.
  3. Ролевое чтение. Выберите детскую сказку. Пусть ребенок озвучивает одного героя, а вы другого. Читайте по ролям. Это поможет малышу выбирать правильную интонацию, держать ритм, делать паузы в нужных местах, понимать смысл.
  4. Сложные слова. Ежедневно давайте малышу прочесть 2-3 раза порядка 30 слов, в которых много трудных сочетаний согласных звуков.
  5. Развивайте боковое зрение и логическое мышление, тренируйте память, правильное произношение, скорость чтения.
  6. Устраните логопедические и другие проблемы.

Как научить ребенка читать по букварю Жуковой

Эта книга предлагает сочетание традиционных и современных методик. Уже на третьем задании ребенку предстоит чтение слогов. Порядок знакомства с буквами автор предлагает свой, а не традиционный алфавитный. В книге есть подробные инструкции по проведению уроков, поэтому даже родители без педагогического образования легко смогут организовать занятие. Чтобы научить ребенка читать в домашних условиях, применяется такая схема:

  1. Знакомство с гласными и согласными.
  2. Учимся читать по слогам.
  3. Осваивание закрытых складов.
  4. Переход от простых слов к сложным.

Видео

Умеете ли вы читать? Возможно, многих удивит такой вопрос. Тогда спросим — умеете ли вы читать быстро и правильно?
В наше время, захлебываясь в потоке информации, нужно уметь не просто прочитать, а желательно еще и усвоить информацию. Идеально, если большая часть прочитанного отложится на полках памяти.

Речь идет в первую очередь об информации полезной, профессиональной. Каждый день на нас сваливается куча разъяснений, приказов, рекомендаций, инструкций, новых статей закона и комментариев к ним… и т.д.

Как со всем этим справиться?

Как сделать, чтобы не тратить уйму времени на чтение, а потом еще не возвращаться вновь и вновь к прочитанному, чтобы напомнить самому себе, о чем же я здесь читал?

А зачем рядовому гражданину, любителю книжек уметь читать быстро?

1. Экономия времени. А значит, за одно и то же время вы прочитаете больше любимых романов!
2. Обогатится словарный запас.
3. Улучшатся общие знания в той или иной области жизни. Соответственно — вы станете интересным собеседником!
4. Из всего этого следует, что скорость чтения придаст уверенности в себе!

И кроме всего того, владея техникой быстрого чтения, человек усваивает с первого раза намного больше информации, и помнит про нее на порядок больше тех, кто очень медленно читает. Почему так происходит?

О том, как научиться читать быстро, все понять и все помнить, можно прочитать в книге Тони Бьюзен «Учебник быстрого чтения». (Т.Бьюзен — психолог, автор нескольких методик по организации мышления, творчества и запоминания информации.) Ссылка на книгу ниже))

Книга написана в знакомой всем форме конспекта, имеет много интересных тестов, заданий по самопроверке, подсказывает каждому ученику план действий по изучению данного пособия.

Тони Бьюзен в своем учебнике излагает не только новейшие подходы для увеличения скорости чтения, но и рассказывает об истории школ по чтению. Оказывается, такие школы существуют уже более ста лет. В начале прошлого столетия люди начали жаловаться на обрушившийся бум информации. Знали бы они, что приходится «терпеть» нашим современникам!

Учебник быстрого чтения базируется на методе использования мозга и глаз. Т.Бьюзен достаточно интересно и веско обосновывает свои разнообразные подходы к чтению, концентрации внимания и памяти.
Начиная изучать это пособие, вам представится возможность проверить скорость чтения и степень усвоения информации. Возможно, кто-то будет очень удивлен своими результатами.

Читать быстро — что это значит?

Тони Бьюзен в своей обучающей книге предлагает несколько тестов по определению скорости чтения и усвоению прочитанного.
Пока вы не приобрели себе учебник быстрого чтения, можете самостоятельно проверить – насколько быстро вы читаете. Тест достаточно прост.
Для этого возьмите текст средней сложности. К примеру-главу из учебника истории на 2000 слов (именно слов, а не символов!). Включите секундомер и начните читать. По окончании, проверьте свой уровень. А потом уже и решите, нужны ли вам обучающие курсы по быстрому чтению или нет.

Итак, что предлагает Тони Бьюзен в своем Учебнике быстрого чтения. Поделите количество слов на потраченное время, это и будет скорость чтения.

1. Меньше 200 в минуту – слабый читатель;
2. 200-240 — средний уровень;
3. 400 – функционально грамотный;
4. 800- 1000 – один человек на 100 или более;
5. Свыше 1000 слов в минуту – один на 1000 человек.

На сегодняшний день есть рекордсмены, которые умеют читать более 3000 слов в минуту. Вы только представьте, сколько времени можно сэкономить, изучая тот или иной материал! Скажите, какой уровень устроил бы вас? И где вы находитесь реально? Не стоит стараться прочитать тестируемый текст быстрее обычного — вы ничего не поймете из прочитанного. Какой смысл тогда читать?

Что влияет на качество чтения?

1. Время суток;
2. Освещенность помещения;
3. Самочувствие человека;
4. Мотивация к прочтению материала;
5. Обстановка (в общественном месте или в тихой комнате; имеет значение — насколько удобный стул);
6. Текст. К примеру, техническая характеристика к трактору будет труднее даваться в чтении и понимании мастеру по маникюру.

Кстати, как вы читаете?

1. Водите пальцем (линейкой) по тексту;
2. Шевелите губами при чтении;
3. Проговариваете каждое слово шепотом (или про себя);
4. Останавливаетесь взглядом на каждом слове, хотя бы на долю секунды?

Хотите знать- насколько это правильно или неправильно?

Мы читаем так, как нас учили в школе. У взрослого человека скорость чтения такая же, как у школьника начальных классов. Лишь те, кто много учится (студенты, аспиранты) имеют уровень от 400 до 800 слов в минуту.

  • Как вернуть навыки хорошего чтения?
  • Как увеличить процент усвоения материала?
  • Как сохранить прочитанное в памяти как можно дольше, или навсегда?
  • Почему про некоторых говорят: «У него глаза на затылке»?

На все эти и многие другие вопросы, вы найдете ответы в книге

Наверняка, немало и других эффективных пособий. Будем рады, если вы, уважаемый читатель, поделитесь с нами – какой учебник взять в руки, чтобы научиться читать еще быстрее!

Возможно, вас это заинтересует:

Как привить любовь к чтению детям.

Однажды я решил задаться вопросом – что у меня получается лучше всего? За свою жизнь я успел перепробовать уйму увлечений, но нашлось среди них то, единственное, которым я занимаюсь с особой страстью с самого детства. В этом увлечении нет ничего необычного – это чтение книг. Поэтому в данной статье я решил перечислить простые правила чтения, которые я узнал за всю свою жизнь.

1. Правило 10%
Давным-давно, когда я только начал заниматься фрилансом, мои доходы не были особо велики, но я принял твердое решение – тратить 10% дохода на книги. В то время на эти деньги можно было с трудом купить нормальную книгу. Но шли годы, и я продолжал строго придерживаться этого правила. На данный момент на 10% своего месячного дохода я могу приобрести такое количество книг, которое я не смогу прочесть даже за год. Это значит, что я вовсе не зря покупал и читал книги.

Возьмите за правило откладывать 10% своего дохода на книжки – ведь это самое лучшее денежное вложение. Откладывать больше не стоит, впрочем, как и меньше.

2. Читайте вместе с блокнотом
Данное правило я порой называю – «читайте умно».

Я никогда не перечитываю книги. Происходит это по той причине, что во время чтения я по максимуму изучаю все идеи, имеющиеся в ней. В этом мне помогает блокнот. Читая книгу, в блокнот я стараюсь выписывать все полезные и интересные идеи, ссылки на другие издания, цитаты, которые меня вдохновили. Если под рукой у меня не оказалось блокнота, то я пишу карандашом на полях.

В конечном счете, в блокноте у меня получается своеобразное краткое содержание книги. Блокнот приятно перечитывать спустя время, так как это очень вдохновляет.

Такое чтение помогает проникнуться идеей книги максимально глубоко.

3. Составляйте топ-книг, желанных для приобретения
Соединив воедино два первых правила, мы получаем правило тратить 10% дохода на книжки и список книг в блокноте, которые следует прочесть. Этот список и должен стать списком ваших будущих приобретений. Он постоянно будет корректироваться, перерабатываться, ведь у интересов есть свойство меняться.

4. Читайте не меньше часа в день
А еще лучше, если на чтение будет отведено два часа. На самом деле, не так важно, как много времени вы посвящаете чтению, хотя я настоятельно рекомендую читать около одного часа в день. Самое главное – читать регулярно. Приучите себя к простому правилу – ни дня без чтения.

Занятому человеку очень сложно найти в сутках целый час времени для чтения. В подобной ситуации можно разбить час на двадцатиминутные отрезки, которые будут распределены для чтения в течение всего дня. Но перед сном читать все же не следует, так как уставший мозг может не воспринять полученную информацию.

5. Смешивайте стили
Я являюсь верным фанатом книг о мотивации и саморазвитии. Наверное, я отношусь к тем людям, которые саморазвитие заменили книгами о саморазвитии. Но я согласен, что ежедневно читать книги одной и той же тематики – это очень скучно. Поэтому чередуйте книги, сначала деловую, затем фантастику, после полезную, ну а там и до художественной литературы, которая не менее полезна и интересна, можно добраться.

6. Не держитесь за книги
Какой смысл прочитать книгу и поставить ее на полку? Если научиться читать правильно, то придет осознание того, что книга – это одноразовая вещь. Ее можно сравнить со шприцом с идеями, необходимыми для интеллектуального наркомана.

Предлагаю обмениваться книгами со знакомыми и друзьями. В первую очередь, это отличный способ экономии. Также при помощи данного способа можно помочь учиться и развиваться вашим близким людям.

7. Обратите внимание на электронные книги
Это явление вызывает массу споров, но я не перестану утверждать, что бумажная книга постепенно доживает последние дни. Она превращается в подобие виниловой пластинки, которую по достоинству ценят лишь фанаты. Читать при помощи электронной книги очень легко, просто и дешево. Для истинного фаната чтения электронный ридер окупится уже за два месяца.

Вот такие нехитрые правила я вам перечислил. Если уже начал читать, то остановиться невозможно, уж поверьте мне.

Похожие публикации