Энциклопедия пожаробезопасности

Освещение в многоквартирном доме за чей счет. Обслуживание уличного освещения на столбах. Наружное освещение сада

Когда на улице начинает темнеть, появляется чувство дискомфорта. Неосвещенные места грозят опасностью. Можно оступиться, наткнуться на препятствие или получить травму. В темноте увеличивается риск быть подверженным нападению или краже. Поэтому существует необходимость в уличном освещении в темное время суток. Но нередко мы сталкиваемся с тем, что во дворе или на улице не горят фонари или вовсе отсутствуют. Особенно это часто случается в районах новостроек или жилых комплексов, многоквартирных построек спальных районов.

Уличное освещение на столбах — кто обслуживает? Что делать, если вблизи жилых домов нет освещения? Куда обращаться или куда звонить в этом случае? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Сфера деятельности службы, занимающейся наружным освещением

Служба уличного освещения выполняет техническое обслуживание, содержание и ремонт конструкций, а именно:

  • профилактика и уход за конструкциями;
  • смена ламп, контроль исправности оборудования и электросетей;
  • осмотр распределительных устройств и регулярная чистка;
  • осмотр устройств телемеханического управления, установок уличного освещения с проверкой всех элементов конструкций;
  • очистка рефлекторов, отражателей. Мелкий ремонт контактных соединений и крепежей;
  • покраска металлических поверхностей приборов с учетом того, что заниматься реставрацией покрытий необходимо 1 раз в 3 года;
  • текущий ремонт с комплексом мероприятий;
  • капитальные ремонтные работы.

В случае ручного управления системы освещения составляются графики по включению и отключению приборов.

Порядок действий для решения проблем уличного освещения

Контролировать освещение улиц положено государственным и муниципальным органам исполнительной власти. Они уполномочены заключать договоры с организациями, обслуживающими уличные осветительные приборы. Для начала нужно обратиться в местное управление для выяснения основных пунктов:

  • информация о заказчике, заключившем договор обслуживания освещения;
  • в федеральном или муниципальном ведении находится конкретная территория обслуживания освещения;
  • в ведении какой организации находится обеспечение освещения той улицы, о которой идет речь.

Обращение лучше предоставить в письменном виде с указанием территории с отсутствующим освещением и просьбой устранить проблему.

Получив необходимые сведения, нужно составить две жалобы: в адрес заказчика и обслуживающей организации. И только в том случае, если меры не будут приняты по истечении 30-дневного срока, обратиться в вышестоящий орган власти. Подробнее об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и системе освещения городов можно прочитать в ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ.

Допустимое количество неработающих уличных светильников, согласно правилам санитарного содержания, составляет не более 10% в подземном переходе и 5% — в освещении придомовой территории.

Если нет света во дворе дома, отвечает за уличное освещение, его исправность и наличие управляющая компания. Для начала необходимо составить акт, в котором изложить все известные сведения о факте отсутствия освещения: адрес, номер дома, дата и подписи соседей или старшего по дому с указанием его телефона и других данных. Акт требуется составить в двух экземплярах, чтобы получить на своем экземпляре отметку о дате и ответственном лице, получившем документ.

По возможности дополнить свое требование об устранении проблемы фотографиями территории, на которой отсутствует необходимое освещение или оно не соответствует нормам освещенности. Согласно ст. 314 ГК РФ, уполномоченный представитель компании в течение 7 рабочих дней должен будет проверить изложенные в акте-заявке данные, ответить на вопрос об устранении поломки прибора или возможности замены или установки, если такового нет вообще.

При игнорировании управляющей компанией ваших требований появятся основания для перерасчета размеров оплаты за содержание дома и обращения с жалобой в администрацию муниципального образования либо в прокуратуру. Лучше, если обращение будет коллективным, включающим подписи всех совершеннолетних жителей дома или домов, стоящих на неосвещенной территории. Если через 30 дней ответ не будет получен, а освещением никто не займется, то можно подавать документы в суд.

Освещение в деревнях и сельских поселениях

В условиях сельской жизни почти всегда остро стоит вопрос освещенности территории. Даже если и есть достаточное количество приборов, то, как правило, они не зажигаются в темное время суток или включаются лишь на несколько часов. СНиП 23-05-95 регламентирует нормы освещения деревенских площадей, согласно которым освещаемой должно быть как минимум 8/10 территории. Исключение составляют только совсем маленькие поселения, где нормативом устанавливается наличие двух уличных фонарей: на въезде и выезде.

Финансирование сельской местности обеспечивает Федеральная казна. Деньги распределяются администрацией, которая и принимает решение об установке и порядке функционирования освещения. Местный муниципалитет согласно Закону №131-ФЗ отвечает за обслуживание и обеспечение освещения.

Однако денег всегда не хватает, платить отделениям энергосбыта за ремонтные или другие технические работы нечем. Поэтому на сегодняшний день проблема освещения в сельской местности по-прежнему не решена, впрочем, как и многие другие вопросы развития деревень и сельского хозяйства в целом.

Нормы освещения уличных территорий

Для обеспечения должного уровня освещенности существуют нормы СНиП, определяющие нормативы для улиц, дорог и других внешних территорий, и инструкция проектирования наружного освещения населённых пунктов.

Условно территории поселений разделяются на 3 типа:

  • дороги и улицы местного значения;
  • улицы и дороги районного значения;
  • дороги скоростные.

Показатели усредненного уровня освещенности зависят от интенсивности движения:

  • придомовые территории должны иметь освещенность от 4 люксов;
  • площади, дороги, улицы с проходимостью до 500 человек в час — норма освещенности составляет 6 люксов;
  • от 500 – 8 люксов;
  • от 550 до 1000 — не менее 10 люксов;
  • улицы районного значения и магистрали с интенсивностью движения от 1000 человек требуют 15 люксов;
  • при прохождении 3000 человек и более должен быть обеспечен световой поток в 20 люксов;
  • мосты, развязки, дорожные эстакады и городские площади по нормативам требуют освещенность уровня 20 или 25 люксов.

Виды столбов и правила их установки

Для обеспечения достаточным уровнем света максимальной площади необходимо устанавливать светильники на определенную высоту. Для этого используются специальные опоры – столбы, которые изготавливаются из различных материалов:

  • Дерево. Для осветительных приборов используется древесина хвойных пород. Такие столбы недороги, имеют небольшой вес и просто устанавливаются. Кроме того, они достаточно безопасны в чрезвычайных обстоятельствах. К минусам относится их недолговечность, они требуют специальной обработки против гниения и не отличаются хорошим внешним видом.

  • Бетон. Опоры имеют невысокую стоимость. Они просты в эксплуатации и достаточно долговечны. Минусы конструкций – грубый внешний вид и боязнь близости прохождения грунтовых вод.
  • Железобетон. Столбы этого вида долговечны, не чувствительны к коррозии, недороги. Недостатки: высокая стоимость установки и обслуживания в процессе эксплуатации. Внешний вид такой же, как и у бетонных опор.
  • Металл (сталь или алюминий). Такие опоры долговечны, прочны, устойчивы и достаточно декоративны. К недостаткам можно отнести высокую стоимость и необходимость периодической окраски.

При установке столбов для осветительных приборов необходимо уделить должное внимание фундаменту. При газонной установке глубина должна составлять не менее 80 см. При прочих видах монтажа столбов погружение в землю необходимо производить на глубину 160 см.

К прочим требованиям относятся следующие нормы:

  • расстояние между опорами — не менее 60 см;
  • выстраивание столбов в один ряд;
  • выстраивание в два ряда с прямоугольным или шахматным порядком.

Удаленность приборов от бордюра дороги зависит от интенсивности движения:

  • дороги, по которым не ездит грузовой транспорт – 0,3 м;
  • второстепенные дороги – 0,6 м;
  • магистрали – 1 м.

Виды ламп наружного освещения и преимущества светодиодных светильников

В уличном освещении используются различные лампы:

  • ртутные;
  • натриевые;
  • металлогалогенные лампы;
  • светодиодные.

В последние годы все больше улиц городов заполняются фонарями на светодиодах. Ряд неоспоримых преимуществ светильников данного типа позволяет закрывать глаза рачительных и мудрых чиновников на достаточно высокую стоимость. Отличительными чертами светодиодных уличных приборов являются:

  • долговечность;
  • прочность;
  • высокая устойчивость к вибрации, влажности, перепадам температуры, пыли;
  • экономичность;
  • излучение ровного и яркого света, не ослепляющего водителей и пешеходов.

Неоспорима важность и необходимость уличного освещения на столбах: для безопасности дорожного движения, для удобства пешеходов, для ощущения защищенности и комфорта в темное время суток.

Каждый хозяин стремится организовать освещение своего двора оптимальным образом, чтобы было красиво и удобно. При этом потребление электроэнергии должно быть наименьшим. Эта задача не из простых, но вполне реальная. Эту работу можно выполнить самостоятельно, при наличии элементарных знаний и навыков работы по электротехнике. Для того, чтобы правильно выполнить освещение во дворе, необходимо учесть некоторые особенности.

Освещение во дворе делятся на виды

Освещение во дворе включает в себя несколько отдельных участков освещения. Электрические цепи этих участков не зависят друг от друга и включаются отдельно. Для правильной разработки схемы освещения двора, необходимо заранее решить, где будут находиться светильники, и в каких местах их лучше разместить, а также определить схему подведения электричества и способы управления системой освещения.

Общее освещение

В первую очередь необходимо продумать освещение общего назначения. Название говорит само за себя. Такой свет нужен для общего обзора участка в темное время. Для этого используются высокие фонари, настенные светильники, прожекторы заливающего света. Они устанавливаются около дома, на окраинах участка, в подъездных и хозяйственных зонах.

Маркировочная подсветка

Такой вид подсветки имеет целью не столько освещение, сколько обозначение зон. Им выделяют различные зоны участка и дорожки. Для этого используют небольшие светильники, которые могут располагаться на земле или монтироваться прямо в тротуарную плитку.

Другим вариантом являются светильники-столбики . Их делают не слишком высокими, иначе они будут слепить вас, когда вы будете проходить мимо. А все, что скрывается за ними, вы будете разглядывать с трудом. Также, не стоит располагать их слишком близко друг к другу.

Расставляя светильники на участке, необходимо помнить, что расстояние между ними должно быть от 7 до 10 метров при высоте 1-1,2 метра. Если светильники более низкие, то можно ставить и чаще. В любом случае нужно смотреть, чтобы плавные изгибы и линии участка подчеркивались светильниками.

При наличии светильников очень маленького размера, их можно встроить куда угодно, это зависит от вашей фантазии: в скамейки, в подпорные стенки и т.д.

Несколько примеров маркировочной подсветки:
  • Возле входа в ворота чаще всего ставят несколько светильников, работающих постоянно всю ночь. Для такого вида освещения устанавливают несколько . При этом свет можно выключить, находясь возле ворот, либо в доме.
  • Освещение подъездной дороги . От гаража до ворот устанавливают фонари высотой более 1 метра. Это зависит от интенсивности света. Площади освещенных участков между соседними фонарями должны перекрываться между собой. Это обеспечит более равномерное освещение и безопасный подъезд.
  • Освещение лестниц и дорожек обеспечивает безопасность ночного передвижения. Для этого устанавливают фонари на небольшой высоте около 50 см, или ниже. Расстояние между такими фонарями должно быть не более размера диаметра освещенного круга с небольшим перекрытием.
Освещение для безопасности

Для этого чаще всего применяют мощные прожекторы, способные осветить важные территории, вход в дом, подсобные помещения и гараж. Такое освещение во дворе обычно не включают для постоянной работы. На важных участках устанавливают , которые срабатывают на возникновение какого-либо движения в зоне чувствительности датчиков.

При попадании в эту зону злоумышленников, датчики сработают и подключат охранное освещение. Также должно быть предусмотрено включение этой системы из помещения дома, на случай возникновения неисправности датчиков. Важным моментом является регулировка чувствительности датчиков освещения. Они могут срабатывать на птиц, собак или кошек. Поэтому необходимо настроить их чувствительность таким образом, чтобы свет включался только при появлении человека.

Декоративное (архитектурное) освещение во дворе

Конечно, в первую очередь необходимо обеспечить безопасность и охрану территории в ночное время, а также освещение для перемещения по темным дорожкам. Но освещение во дворе также способно обеспечить привлекательный внешний вид придомовой территории, и выигрышно подчеркнуть красивые объекты во дворе. При выборе ночных фонарей и их расположении необходимо обеспечить создание наилучшей декоративности.

Желательно осветить такие места, как кустарники, бассейны, беседки, некоторые части здания дома. Это направленный свет, который помогает расставить акценты. Именно его часто называют самым эффектным приемом ландшафтного дизайна. Особого внимания заслуживает декоративное освещение водных объектов: прудов, бассейнов, фонтанов. Здесь действует такое правило: освещаться должна либо водная гладь, либо отдельный элемент ее оформления. Освещать весь объект нет необходимости. Когда выделен один элемент, все остальное загадочно скрывается в полумраке.

Цвет освещения также влияет на декоративность освещения. Теплый свет придает комфорт и уют, а также визуально уменьшает объем пространства. Холодный свет зрительно увеличивает пространство участка.

Особенности освещения двора

Кабель освещения к светильнику прокладывают на глубине 70 см в защитной трубе, которая защищает его от возможных повреждений. Обычно применяют пластиковую трубу. Она эластичная и хорошо гнется. Однако такую трубу легко повредить, например, лопатой. Если использовать трубу из металлопластика, то она будет служить длительное время, и защитит кабель от механических повреждений.

Все освещение необходимо продумывать заранее, во время планировки участка и постройки дома. В это время составляются светотехнические и электротехнические схемы с учетом разводки кабелей и изоляции. Электросети необходимо прокладывать до посадок деревьев. Во дворе с посаженными деревьями для проводки освещения можно применять . Оно пожаро- и электробезопасно, так как по кабелю передается не электричество, а свет. Сам оптоволоконный кабель не нужно прокладывать в земле, а просто задекорировать растениями или другими элементами.

В последнее время освещение во дворе чаще выполняется с использованием . Они идеально подходят для контурного освещения дома, дорожек, малых архитектурных форм, водоемов, и могут более 10 лет работать от автономных источников питания.

Сделать освещение во дворе независимым от электричества можно с использованием . Такие автономные светильники с наступлением темноты можно легко перемещать на разные места. Однако эффективность освещения от таких светильников очень низкая, поэтому их чаще всего используют в качестве дополнительного освещения к основному электрическому освещению двора.

Каждый светильник имеет свой уровень защиты от внешних факторов, то есть . Этот параметр характеризует устойчивость светильника к проникновению пыли, влаги и грязи. Для освещения двора необходимо применять светильники с хорошей защищенностью от внешней среды.

Система освещения двора довольно сложная, поэтому самостоятельно организовать уличное освещение является трудной задачей. Зная как правильно сочетать эти типы, можно создать в своем саду гармоничный и завершенный световой ансамбль.

Способы управления освещением двора

Нельзя забывать об удобстве управления освещением двора. Рассмотрим основные популярные способы управления освещением двора дома.

Ручное управление

Наиболее популярным вариантом является ручное управление. Выключатели лучше разместить как можно ближе к дому, для удобного управления. Такая система более надежная, и не требует больших финансовых затрат, кроме покупки выключателей или рубильников. Свет выключается и включается по вашему желанию. Однако такой вид управления освещением удобен только при постоянном нахождении хозяев в доме.

Автоматическая система

Если дом приходится иногда оставлять без присмотра, либо поздно возвращаться домой, то ручной способ управления освещением не подходит. Такую проблему решают путем использования автоматической системы.

Освещение во дворе может работать автоматически, с применением:
  • (элемент, чувствительный к свету).

Такие чувствительные элементы подключаются по последовательной схеме. В обычном состоянии контакты этих элементов разомкнуты, и напряжение на освещение не подается. При срабатывании контакты замыкаются, питание подается на приборы освещения.

Чувствительные элементы устанавливаются в местах, зависящих от их принципа действия. Например, реле времени лучше установить внутри дома, а датчики движения и освещенности необходимо поставить на улице, желательно ближе к светильнику.

На подъездной аллее целесообразно установить датчики света и движения. Подсветка лестниц и дорожек может работать с такими же датчиками, однако такой вариант неудобен из-за периодической настройки при смене сезона.

Технические требования к организации освещения двора
  • Для освещения двора выделяется отдельная линия питания с защитными устройствами, и разделением по участкам.
  • Кабели прокладываются в грунте или по воздуху. Воздушная прокладка выполняется проще, однако не имеет защиты от кражи проводов. Земляная прокладка стоит дороже, но более надежная. Глубина грунтовой прокладки должна быть не менее 70 см.
  • Кабели для освещения двора с воздушной прокладкой рекомендуется использовать с двойной резиновой изоляцией, а в грунте – бронированный.
  • Изоляция мест соединения кабелей должна быть очень надежной, а лучше двойной, с применением .

Где права сила, там бессильно право

Японская пословица

Почему-то в нашей стране мысль о том, чтобы все навесить на более слабую сторону отношений, в том числе и в финансовом,приходит в голову власть имущим, да и не только (еще и финансово более сильным) постоянно. Да и суды с надзорными органами государства от них не отстают в этом плане.

Регулярные новшества в законодательстве всегда предполагают какие- то затраты: временные, финансовые и т.п. Однако зачастую в изменениях законов не указаны источники финансирования их «улучшений». Как бы предполагается, что оплачиваются они исполнителями в лице предпринимателей и простыми гражданами – ведь для них же власть придумала эти улучшения: о благе народа думают как-никак…

Очень грустно, что облегчение налогового и надзорного бремени для малого и среднего бизнеса, улучшение жизни и повышение ее уровня гражданам– только провозглашенные лозунги в нашей стране. На деле – видим обратное. По крайней мере, новшества в законодательстве и правоприменительная практика не способствуют выполнению этих лозунгов и не соответствуют им.

Вот и в жилищно-коммунальном хозяйстве всегда все улучшения для собственников предполагают финансирование управляющими организациями (УО). Никому не интересно, что собственники не хотят ни принимать участие в общих собраниях, где как раз должна быть утверждена плата за все обязательные работы по содержанию дома. Да и вообще, поднимать эту плату собственники не хотят в 99% случаев. Ответственности за неисполнение своих обязательств собственниками в этом вопросе в законодательстве нет никакой.

Хотя в нормах жилищного законодательства прямо прописано императивное правило о том, что все необходимые требования закона к содержанию дома обеспечиваются за счет экономически обоснованного финансирования со стороны собственников помещений в многоквартирном доме (далее - МКД).

Вся ответственность и вина досталась управляющим организациям, которые виноваты, впрочем, как всегда: плохо работают и не смогли провести собрание так, чтобы собственники утвердили новый тариф на ее услуги, естественно, с повышением (ведь снижение цен на что-либо происходило в нашей стране только во времена СССР).

Это только для ресурсоснабжающих организаций (РСО) принимаются тарифы на уровне государства с внесением в них всех их необходимых затрат. И то они пытаются себе выгадать какие-то дополнительные преференции, успешно лоббируя свои интересы и в законодательных и судебных органах.

Вот и освещение придомовой территории, внутриквартальных проездов (далее – уличное освещение)некоторые органы местного самоуправления (ОМСУ) пытаются сделать обязанностью управляющей организации. Неоднократно видела ответы из ОМСУ в адрес управляющих организаций, где прямо указывалось на эту обязанность УО «умными головами» представителей муниципальной власти. Не говоря о том, что нормативы на содержание общедомового имущества на электричество и другие ресурсы постоянно урезаются и не обеспечивают полного возложения этих расходов, в которые входит и освещение мест общего пользования МКД, на собственников помещений многоквартирного дома. А управляющие организации – сами виноваты, «предпринимательские риски», так сказать…

Обнадеживает, что по большей части суды и органы Прокуратуры в этом вопросе не во всех регионах согласны с таким мнением ОМСУ. И управляющим организациям этот факт позволяет избежать возложения дополнительного финансового бремени, которое и так немалое, благодаря умным законодательным инициативам Минстроя и депутатов разных профессий.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.

Согласно части 3 статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (МКД) устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила № 491), которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в МКД.

Состав общего имущества в многоквартирном доме определен частью 1 статьей 36 ЖК РФ, а также пунктом 2 Правил № 491 и является исчерпывающим.

В состав общего имущества в многоквартирном доме сети наружного освещения придомовой территории не входят. То есть, обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы по уличному освещению ЖК РФ, Правила № 491 прямо не содержат .

В соответствии с пунктом 19 части 1 и частью 3 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее –Закон о МСУ) к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц ).

В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона о МСУ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ).

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 45.1 Закона о МСУ вопросы организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений могут быть урегулированы Правилами благоустройства территории муниципального образования.

Минстрой России в Письме от 18.09.2017 № 33418-АЧ/04 «Об организации ремонта уличного (дворового) освещения» отмечает, что в соответствии с п. 19 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 и п. 25 ч. 1 ст. 16 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц). В связи с этим организация и ремонт уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления .

Единственно возможным случаем возложения таких обязанностей и расходов по уличному освещению будут случаи, когда в совокупности совпадут все следующие условия:

    земельный участок придомовой территории сформирован и находится в собственности у собственников помещений МКД;

    уличное освещение включено в проектную документацию и инженерные сети строились за счет участников долевого строительства данного МКД и переданы собственникам в составе общего имущества МКД;

    указанное уличное освещение выполняет функции по освещению придомовой территории только одного многоквартирного дома.

Таким образом, исходя из буквального толкования норм закона, если элементы уличного освещения не входят в состав общего имущества МКД, то есть, при отсутствии вышеперечисленных условий, возложение на собственников, читай -на управляющую организацию, расходов по уличному освещению МКД противоречит закону. Хотя имеется и обратная правоприменительная практика судов, которая не гарантирует в частном случае решения в пользу УО.

Судебная практика по спорам по возложению обязанностей уличного освещения МКД следующая.

Решение Оренбургского областного суда (оставлено в силе АО ВС РФ от 3 октября 2018 г. № 47-АПГ18-4 ): «Из системного толкования изложенных норм следует, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, фасады, подъезды, строения и адресные таблица (указатель наименования улицы, номера дома, подъезда квартир) на домах в вечернее время суток должны быть освещены и соблюдение установленных требований должны нести собственники имущества.

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18 сентября 2017 года № 33418-АЧ/04 не может стать основанием для удовлетворения требований административного истца, поскольку из смысла этого письма следует, что на органы местного самоуправления возложена обязанность организации уличного освещения, то есть освещения мест, которые не находится в долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома.

Вместе с тем, пункт 5.5.8 оспариваемых Правил благоустройства предусматривает обязанность собственников и управляющих компании обеспечивать наружное освещение «дворовых территорий».

В пункте 2.23 Правил дано определение «отведенной территории» как части территории города, предоставленной в установленном порядке юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам на праве собственности, аренды, ином праве пользования

Пункт 2.32 Правил содержит определение понятия «придомовой территории» - территория, отведенная в установленном порядке под жилой дом (здание, сооружение), в том числе внесенная в технический паспорт жилого дома (здания, сооружения), и связанные с ним хозяйственные и технические сооружения, и включающая в себя: территорию под жилым домом (зданием, сооружением); проезды и тротуары; озелененные территории; игровые площадки для детей; площадки для отдыха; спортивные площадки; площадки для временной стоянки транспортных средств; площадки для хозяйственных целей; площадки, оборудованные для сбора твердых коммунальных отходов; другие территории, связанные с содержанием и эксплуатацией жилого дома (здания, сооружения) (пункт 2.31).

В пункте 2.32 определено, что относится к «прилегающей территории» - территория, непосредственно примыкающая к границам земельного участка, здания, сооружения, жилого дома, ограждения, строительной площадке, торговым объектам (стационарным, нестационарным), объектам организации общественного питания, инженерным сетям и иным объектам, находящимся в собственности, владении, пользовании у юридических или физических лиц, индивидуальных предпринимателей, с газонами, малыми архитектурными формами, иными объектами благоустройства и озеленения (пункт 2.32).

ЖК РФ в п. 4 ч. 1 статьи 36 относит к общему имуществу собственников многоквартирного дома земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Таким образом, понятия «дворовая территория» ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит, не дано этому понятию определения также в утвержденных обжалуемым решением Правилах благоустройства.

Отсутствие четкого определения, какой земельный участок относится к «дворовой территории» не отвечает критерию формальной определенности правовой нормы, допускает неоднозначное толкование правовых понятий, а потому дает возможность свободного (расширительного) толкования этого термина, и, как следствие, возложение на собственников обязанности по организации освещения территории, которая им не принадлежит».

Впечатление от вышеприведенного судебного решения двоякое. Вроде бы не соответствующие вышестоящему закону и содержащие неясности в толковании нормы муниципального нормативного акта отменили. Однако суд не осмелился сказать, что данные обязанности должны быть возложена на ОМСУ в силу закона, а предпочел витиевато обосновать, что причина принятия решения о незаконности НПА совсем не в этом. И Письмо Минстроя РФ, как раз основанное на нормах жилищного законодательства, в решении отмел на раз. То есть, и нашим - вроде бы, и вашим… Ладно, хоть отменили незаконные нормы Правил благоустройства – и на том спасибо.

Апелляционное определение ВС РФ по делу : «Руководствуясь позицией, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года № 3-П, от 15 июля 1999 года № 11-П, от 11 ноября 2003 года № 16-П и от 21 января 2010 года № 1-П, разъяснениями, содержащимися в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при отсутствии четкого определения, какой именно земельный участок относится к дворовой территории, нельзя сделать однозначный вывод о том, что сети наружного освещения дворовой территории входят в состав общего имущества многоквартирного дома, поэтому возложение бремени по организации освещения дворовой территории и содержанию необходимого для этого имущества будет возложено на лиц, которым эти территория и имущество не принадлежат».

Апелляционное определение Свердловского областного суда от 26 октября 2017 г. по делу № 33-18622/2017: « Вместе с тем, установив наличие у ТСЖ «Зональное» указанного в выписке из ЕГРЮЛ основного вида его деятельности «управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе», суд первой инстанции пришел к неверному выводу о том, что в обязанности ТСЖ входит проведение работ по организации освещения внутриквартальной территории . При этом суд не учел положения подп. «б» и «з» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, которым содержание общего имущества включает в себя обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; а также их текущий и капитальный ремонт.

На ошибочность выводов суда прямо указывает подпункт «е» пункта 2 названного Постановления, согласно которому в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства».

По указанному делу принято новое решение, которым удовлетворены исковые требования прокурора Дзержинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Нижний Тагил Свердловской области о возложении обязанности по организации освещения улиц около МКД.

Однако судебные акты по искам РСО к ОМСУ о взыскании расходов на уличное освещение МО в основном отрицательные для РСО. В принципе, это не проблема управляющих организаций, должны же и на РСО иногда падать шишки, не все же им собирать сливки без каких-либо потерь. Ведь наши законы (принятые не без усиленного влияния со стороны около РСОшных сил) как раз им это позволяют…

Как сказал известный актер Брюс Уиллис: «Когда тебе приходится туго, есть два варианта: покориться или пройти сквозь огонь». Если применить данное выражение к отношениям в ЖКХ, то у управляющих организаций, при попытке повесить данные расходы (да и не только) на них, есть два выхода: покориться или судиться со всеми не соответствующими закону идеями ОМСУ и иже с ними, вплоть до Верховного суда РФ.

Компания «Бурмистр.ру» запустила сервис «Тесты», с помощью которого вы можете проверить свои знания в сфере ЖКХ. На сайте представлен не только квалификационный тест. На данном ресурсе можно проверить знания по более 35 темам, к тому же темы постоянно добавляются. Пройти тесты можно .

С уважением, Ильмира Носик.

Обсудить статью и задать вопросы можно на или воспользоваться формой ниже.

В инфраструктуре любого города важную роль занимает уличная подсветка не только дорог и парков, но и придомовой территории. Именно эта подсветка играет важную роль в жизни города для создания безопасных условий передвижения.

Освещение придомовой территории

При этом именно у местных жителей часто возникают вопросы касательно того, насколько правильно была организована в их дворовое освещение и кто за ним должен следить. Об этом и о других вопросах будет рассказываться в этой статье.

Зачем необходимо освещение домов

Создание качественного освещения на придомовой территории является важной частью инфраструктуры каждого района города. Подсветка возле дома выполняет следующие задачи, в которых возникает необходимость с приходом вечера и ночи:

  • создает достаточное освещение проезжей части, которая имеется в дворе дома. Благодаря ей все неровности и особенности дорожного перекрытия, а также прилежащая к ней территория хорошо видны даже ночью;
  • обеспечение хорошей видимости как для транспортных средств, въезжающих на парковочные места, так и для пешеходов, которые в это время прогуливают по двору;
  • дает возможность людям и транспортным средствам хорошо ориентироваться в пространстве, что минимизирует риск травмирования или ДТП;
  • повышает безопасность в дворах, так как по статистике грабители не нападают на своих жертв на хорошо освещенных участках.

Обратите внимание! Качественное освещение дома и прилегающей к нему территории позволяет улучшить криминогенную обстановку в районе.

Ночная подсветка двора

Но чтобы ночная подсветка многоквартирного дома и двора могла выполнять возложенные на нее функции, она должна быть организована определенным образом, обязательно опираясь на установленные нормы.

Подсветка дворов – как правильно освещать

Любые действия, которые касаются организации подсветки в доме, на улице или в любом сооружении общественного или промышленного плана, должны опираться на конкретные нормы, правила и требования. Многие сегодня думают, что требование актуально только для помещений, где люди выполняют свою работу или отдыхают. Но это заблуждение, так как неправильно организованное уличное освещение может нанести не меньший вред жизни и здоровью людей, чем внутренняя подсветка помещений.
Все нормы, которые касаются того, какое освещение должно быть сделано для многоквартирного дома и прилегающей к нему территории, прописаны в регламентирующей документации – СНИПе. При этом большая роль здесь отводится уровню освещенности, который должен быть организован в каждой конкретной ситуации. Ниже приведена таблица, в которой указаны нормы освещенности для определенных моментов наружного освещения придомовой территории.

Нормы освещенность придомовой территории

Именно на эти нормы освещенности следует опираться организациями, занимающихся создание уличной подсветки домов и прилежащей к ним территории.

Обратите внимание! Нормы освещенности, приведенные в СНИП, носят рекомендательный характер и могут немного видоизменяться (но не ниже установленных значений) при изменении определенных параметров. При этом нужно стремиться к тому, чтобы эти нормы были выполнены максимально точно. Ведь при значительном отклонении от них качественно уличной подсветки будет снижаться.

При этом для города и села имеются свои нормы освещенности, продиктованные различными параметрами и особенностями населенного пункта.
К примеру, оказать влияние на расчет, который будет проводиться для вычисления нормы освещенности для конкретного случая, должен опираться не только на указания СНИПа, но и на:

  • площадь дома, а также территории, прилегающей к нему;
  • количество осветительных приборов, которые будут входить в систему наружного освещения, а также их тип;

Обратите внимание! Придомовое освещение может реализовываться различными видами осветительных приборов: фонарями, прожекторами, настенными светильниками и т.д. При этом каждый тип подсветки будет характеризоваться своими техническими параметрами работы.

Светильники придомового освещения

  • тип источника света, вкрученного в светильники уличного типа. Сегодня лампы накаливания, на базе которых и рассчитывались нормы освещенности для различных помещений и участков улицы, отходят в прошлое. Вместо них все чаще используются светодиодные, галогеновые и люминесцентные источники света. Каждый тип лампочки имеет свои параметры работы (мощность и т.д.), что нужно учитывать при проведении необходимых расчетов.

Все эти манипуляции и расчеты, которые нужны для качественного освещения дома и прилегающей к нему территории, должны проводиться квалифицированными специалистами и регулироваться ответвлёнными за уличное освещение государственными структурами.

Ответственные за свет

Если за нормы и правила организации освещения на улице отвечает соответствующая документация, то за их реализацию в полной мере ответственны уже люди, которые работают в государственных учреждениях.
Кроме СНИПа содержать в себе нормы уровня освещенности и различные дополнительные рекомендации могут документы федерального и регионального или местного значения. К примеру, в РФ принят Федеральный Закон №131-ФЗ от 6.10.2003 г. (в ред. 21.07.2007), в котором приписана ответственность власти за создание уличного типа освещения на территории муниципалитета. По этому закону, а также ряду других законодательных документов, местная власть должна следить не только за правильной организацией уличного освещения, но и за поддержанием системы в работоспособном состоянии.

Подсветка дома

На деле за наружным освещением территории дома должны следить государственная служба ЖКХ (отдельные его подразделения), а также подразделения энергетических компаний для реализации технических стороны освещенности улиц. За их работу должна вносить плату территориальная администрация. Также отвечать за уличное освещение домов и прилежащих к ним территорий могут и другие организации, с которыми было заключено соответствующее договоренность, или компании, на балансе которых числится инженерная система конкретного населенного пункта.
Именно эти организации определяют следующие параметры уличного освещения придомовой территории:

  • продолжительность работы осветительных приборов в ночное время суток;
  • количество фонарей, которые будут установлены возле дома и прилегающей к нему территории;
  • в какое время будет происходить включение света.

Поэтому, если на улице по каким-либо причинам нет освещения, нужно обращаться в вышеперечисленные организации и компании, которые для каждого отдельного района населенного пункта буду отличаться. Конечно, на вопрос «куда обращаться или жаловаться, если нет света во дворе дома» можно ответить по-разному. Ведь каждое подразделение будет отвечать только за определенный участок организации системы уличного освещения. К примеру, за расписание освещения в вечерние и ночные часы, согласно статьи 16, отвечает администрация городского округа. Но обязательности по содержанию системы подсветки обычно возлагается н собственников строений.

Кто принимает жалобы

Если были замечена неисправность системы освещения дома и прилегающей к нему территории (например, нет ночью и вечером света, один фонарь неисправен и т.д.), необходимо обращаться в соответствующее учреждение с жалобой или заявлением.

Правильная подсветка двора

Но, поскольку не всегда понятно, куда идти, то нужно обратиться в свое отделение ЖКХ с целью выяснения более детальной информации об ответственных.

Обратите внимание! Каждый житель любого населенного пункта имеет право на знание того, как происходит расходование бюджета, какие средства выделяются на поддержку уличного освещения домов и прилежащих в ним территорий и другие моменты, связанные с такой подсветкой.

Чтобы изменить ситуацию, когда нет во дворе света, нужно проделать следующие манипуляции:

  • написать заявление в письменной форме;
  • обратиться с ним в местный орган исполнительной власти.

После этих действий организация, которая приняла заявление, должна проделать ряд соответствующих действий в зависимости от причины подачи документа жителем района:

  • отправить ремонтную бригаду для выяснения причины появления той или иной ситуации (нет света, различные поломки системы);
  • в указанные местным органом исполнительной власти сроки должны произвестись ремонтные работы по устранению выявленных нарушений.

Если же данная организация не проводит вышеописанные манипуляции, тогда она должна отвечать на следующие вопросы:

  • кто заведует обслуживание освещения на указанной территории;
  • кто выступает в роли заказчика по заключенному договору обслуживания системы освещения;
  • за какой организацией закреплено обслуживание подсветки в конкретном месте.

Эта информация позволит грамотно и правильно составить жалобу и подать ее в нужную организацию. Если же реакция на подданную жалобу не последовала, тогда необходимо ее подавать уже в вышестоящий орган исполнительной власти.

Варианты организации подсветки двора

На сегодняшний день освещение придомовой территории может вестись несколькими способами.
Первый вариант организации подсветки двора предполагает размещение настенного светильника над козырьком подъезда.

Освещение входа в подъезд

Здесь может использовать любой тип светильника, а также источника света (светодиодные, люминесцентные и др.). В последнее время для этих целей стали использовать экономные источники света, которые позволяют экономить электроэнергию, что очень важно для данного типа подсветки.
Такой вариант подсветки позволяет осветить только площадку перед входом. Поэтому он редко используется. Обычно он идет в комбинации с другими вариантами подсветки.
Второй вариант освещения двора предполагает размещение настенного уличного светильника над козырьком примерно на высоте 8.5 метров от уровня земли.

Второй вариант подсветки

При этом светильники должны быть расположенными к горизонту под углом 25 градусов. Такой вариант подсветки дает в разы большую площади подсветки двора, которая захватит не только площадку перед подъездом, но часть проезжей части.
Третий вариант освещения двора. Он предполагает применение использование обоих видом осветительных приборов, описанных в предыдущих вариантах.

Третий вариант подсветки двора

Кроме этого, для подсветки придомовой территории используют фонари торшерного типа. Расстояние между ними также регламентируется нормативными документами, как и нормы освещенности. С помощью таких осветительных приборов, размещенных вдоль дороги, можно качественно осветить проезжую часть, а также детские площадки и стоянки, размещенные во дворе многоквартирного дома.

Освещение двора фонарями

Самым эффективным способом подсветки придомовой территории является использование как фонарей, так и светильников, размещенных над входной дверью в подъезд.

Устройство уличного освещения на дачном участке или во дворе частного дома – очень важная задача, которая требует комплексного решения. В отличие от квартиры в многоэтажном доме, ситуация за пределами которой не совсем интересует собственника, владельцам собственных домов необходимо контролировать участок вокруг него. Да и намного лучше вечером прогуляться по свежему воздуху вдоль освещенных дорожек своего двора.

Установка системы уличного освещения двора дома на первый взгляд кажется простым делом. Однако, для нормально работы всего комплекса оборудования, его необходимо правильно подобрать и смонтировать. О том, как сделать освещение на приусадебном участке — далее.

Виды освещения двора в частном доме

Освещение на дачном или приусадебном участке выполняет три функции:

  1. Техническая. Заключается в подсветке участка для обеспечения безопасности перемещения по участку в темное время суток. Для этой цели покупают обычные галогенные или светодиодные фонари. Размещают их вдоль дорожек.
  2. Декоративную. Такое освещение является частью ландшафтного дизайна и служит для того, чтобы при помощи света подчеркнуть всю красоту растительного мира приусадебного участка. Особенно часто многие хозяева подсвечивают альпийские горки, мини-бассейны, клумбы. Для обустройства декоративной подсветки используются цветные фонари широкой палитры. Чтобы картина радовала глаз, некоторые системы декоративной подсветки управляются специальными компьютерами, которые устраивают настоящие цветовые шоу. Правда, стоит отметить, что стоят они довольно дорого и монтировать их должны только специалисты.
  3. Функция безопасности. Освещенный приусадебный участок не привлекает мелких воров, которые постоянно пытаются стащить со двора все то, что «плохо лежит». Даже если хозяев нет дома, то освещенный участок заставит воришек задуматься, стоит ли туда лезть. Порой освещение с датчиками движения работает лучше охранной сигнализации.

Планирование освещения частного двора

Ни один монтаж системы освещения невозможен без детального планирования. В идеале должен быть составлен план размещения источников света с указанием их типа, особенности подключения, типов и размеров проводов, размещения столбов и т.д. Благодаря такому планированию, монтаж освещения на приусадебном участке будет сделать намного легче.

Главным местом, где необходима обязательная установка осветительных приборов, является крыльцо дома и его ворота (калитка). В темное время суток хозяин усадьбы должен контролировать все происходящее у его ворот. Как правило, светильники, которые освещают площадь перед калиткой, снабжают датчиками движения. В таком случае свет будет включаться при приближении человека к воротам. Это очень удобно и к тому же позволяет существенно сэкономить электроэнергию. Обычно в качестве осветительного прибора для таких случаев используют светодиодные прожекторы, которые отличаются прекрасной светоотдачей при небольшом расходе электроэнергии. Другим неоспоримым преимуществом светодиодных фонарей является их большой срок службы в сравнении с другими видами осветительных приборов.

При наличии на участке зон отдыха (зона барбекю, детская площадка, баня с прилегающей территорией) подсвечивается как она, так и дорожки который к ней ведут. Для удобства парковки в темное время суток, должно освещаться место стоянки автомобиля.

При планировании всей системы освещения необходимо четко понимать, каким образом они будут связаны электрическим кабелем. Кабель может быть проложен по воздушной линии между столбами освещения либо по подземному тоннелю. Каждый из способов имеет свои достоинства и недостатки.

Монтаж воздушной линии намного проще и дешевле. Однако, для этой операции необходимо покупать специальный кабель, который не будет подвержен растяжениям под воздействием ветра. Также для его подвеса необходимо использовать специальную проволоку, которая будет удерживать его навесу. К тому же, при сильных ураганах существует большая вероятность разрыва кабеля от сильного ветра.

При подземном расположении кабеля он может прослужить несколько десятилетий, ведь на него не действуют внешние силы. Правда, уложенный в траншею кабель необходимо прятать в металлорукав, что добавляет расходы в общую смету.

Установка столбов освещения в частном дворе

При наличии естественных опор для установки фонарей освещения, задача монтажа всей системы значительно упрощается. В качестве естественной опоры может служить стена любого здания или его крыша и т.д. По объективным причинам нежелательно использовать стволы деревьев.

При отсутствии опор их необходимо соорудить самостоятельно. Столбы освещения изготавливают из полых стальных труб, а устанавливают на бетонный фундамент. Для его обустройства выкапывают ямы размером 0,4х0,4 м и глубиной 0,5 м. На ее дно укладывают слой песка или щебня, и устанавливают опалубку. В опалубке проделывается отверстие, в которое проводится гофр. Его выводят наверх, чтобы по нему проложить кабель подключения фонаря. Далее внутрь опалубки устанавливается несколько кусков арматуры, или толстой проволоки в качестве армирующего пояса. Затем внутрь опалубки устанавливаются анкерные болты, к которым будет прикручен столб. После этого опалубка заливается бетоном. Бетон готовят на основании цементно-песчаной смеси в соотношении 1 часть цемента на 3 части песка. Когда места для установки столбов готовы, столбы устанавливаются в вертикальном положении с обязательным выравниванием по уровню. Корректировку проводят при помощи металлических прокладок.

Провода укладываются в траншею глубиной не менее 0,7 м. Расстояние от силового кабеля до ближайшей постройки должно быть не менее 0,5 м. Дно траншеи отсыпается песком или отсевом. Кабель укладывается в защитный металлорукав. После того, как кабель уложен, проводят подключение всей системы. Проводка фонаря подключается к магистральному кабелю при помощи специальных клемм. Скрутки проводов в данном случае недопустимы.

Особое внимание при монтаже системы освещения дворов необходимо уделить выбору силового кабеля. Он должен иметь запас прочности минимум 25% от потребляемого тока всеми осветительными приборами. Например, если все светильники в системе работают при токе 10А, то есть примерно потребляют 2 КВт, то проводка должна быть рассчитана на ток 13-14А. Если на участке планируется дополнительно устанавливать источники света, то трассу лучше проложить с запасом. Выбирать кабель лучше в двойной изоляции, так он будет лучше защищен. Для таких работ вполне подойдет алюминиевый кабель, он стоит гораздо дешевле медных аналогов.

Вся система освещения собирается на одном щитке, на котором устанавливаются автоматы для отключения каждой ветки. Лучше сделать освещение из нескольких веток, так как это даст возможность отключать только одну из них для ремонта.

Выбор светильников освещения двора

В настоящее время выбор наружных осветительных приборов очень высок, что дает возможность собрать систему под свои требования. Все светильники разделяются на несколько групп. В основном деление происходит в зависимости от лампы, которая используется в нем.

  • Галогенные светильники . Свечение галогеновых ламп происходит благодаря пропусканию электрического тока через колбу с парами веществ – галогенов, таких как йод, бром, фтор и т.д. Такие светильники не слишком чувствительны к перепадам напряжения и жестким условиям эксплуатации. Поэтому срок их использования в сравнении с лампами накаливания гораздо больший. Также они гораздо эффективнее «лампочек Ильича», так как при той же светоотдаче, потребляют гораздо меньше электроэнергии. Стоят такие светильники не слишком дорого.
  • Натриевые . Принцип действия таких ламп практически идентичен галогенным. В колбе такой лампы светятся пары натрия. Их свечение имеет теплый, нежный оттенок, что позволяет использовать их для создания различных световых эффектов. Еще одним положительным моментом в работе натриевых ламп является срок их службы, который достигает 30 тыс. часов.
  • Светодиодные лампы. Наиболее современные виды осветительных приборов. Отличаются низким энергопотреблением, большим сроком службы, низкой чувствительностью к перепадам напряжения. Светодиодные светильники могут быть построены на основе одного сверх яркого светодиода или большого количества деталей меньшей мощности. Так как светодиодная лампа является высокотехнологичным изделием, которая имеет специальный контроллер напряжения, цены на эти изделия еще остаются довольно высокими ценами. Однако, стоит отметить, что с каждым годом они снижаются.

Автономные светильники для освещения двора частного дома

Многие собственники участков, на которых происходят частые отключения, предпочитают собирать систему внешнего освещения на основе автономных светильников. Принцип их работы состоит в питании от установленной внутри аккумуляторной батареи. Последняя заряжается в светлое время суток от солнечного элемента.

Преимущества автономных светильников:

  1. Мобильность. Так как при монтаже автономных светильников нет необходимости в монтаже проводки, их можно устанавливать и демонтировать за короткое время. Это позволяет убирать систему с дачного участка на зимний период, если дачей не пользуются.
  2. Небольшие затраты на проведения монтажных работ. Некоторые светильники достаточно просто воткнуть в землю, и они заработают в нужное время. Нет необходимости электромонтажных и земляных работ.
  3. Низкое потребление электроэнергии. В основном автономные светильники построены на основе светодиодных ламп, что позволяет снизить потребление электроэнергии в несколько раз.

Освещение во дворе: фото

Освещение дворов: видео

Похожие публикации