Энциклопедия пожаробезопасности

Классный час правила поведения в школе при пожаре. Правильные действия при пожаре в школе

Необходимо помнить, что в учебных классах образовательных учреждений пожар распространяется со скоростью 1-1,5 метра в минуту, в коридорах – 4-5 м/мин. При горении мебели и бумаги в учебных помещениях в воздухе скапливается оксид углерода, который при вдыхании его в течение 5-10 минут становится смертельным. Вот почему при чрезвычайной ситуации пожара в школе нужно действовать быстро, решительно и грамотно, в соответствии с разработанными ранее планами эвакуации и практическими отработками на случай пожара.

Основные задачи персонала при возгорании:

При первых признаках возгорания, запахе дыма или срабатывании системы оповещения о пожаре немедленно вызвать пожарных по телефону 01 (по мобильному – 911 или 112).

Оповестить о пожаре руководителя или ответственного за пожарную безопасность учреждения.

Без промедления, до приезда пожарных организовать эвакуацию обучающихся из здания школы.

Открыть все эвакуационные выходы из здания.

Обеспечить соблюдение требований безопасности работниками, которые по возможности принимают участие в тушении пожара имеющимися средствами.
Организовать встречу прибывающих пожарных подразделений.
После эвакуации детей по возможности проверить все помещения, чтобы исключить пребывание учащихся в опасной зоне: от испуга они нередко прячутся в укромные места.

Порядок действий учителя при пожаре:

Не поддаваться панике самому и успокоить детей.

В первую очередь эвакуировать детей из тех помещений, где находиться опасно для жизни, а также с верхних этажей, причем первыми выводят учеников младших классов.

Уточнить обстановку: нет ли задымления в коридоре, возможны ли вывод и эвакуация обучающихся.

Если выход из класса безопасен, построить учащихся. Портфели, одежду оставить на местах. Если есть, надеть на детей марлевые повязки для защиты органов дыхания. Взять классный журнал.

Выводить учащихся из здания школы по наиболее безопасному и кратчайшему пути. Учитель при этом должен идти впереди, а конце цепочки детей поставить самых рослых и физически развитых мальчиков, чтобы в случае необходимости они смогли оказать помощь более слабым.

По окончании эвакуации, в заранее определенном безопасном месте сбора, провести перекличку всех детей по спискам. Учитель должен неотлучно находиться рядом с выведенными из зданиям обучающимися.

Если коридор задымлен и выход из класса небезопасен, нужно закрыть входную дверь, уплотнить ее подручной тканью, посадить детей на пол и слегка приоткрыть окно для проветривания. Если на окнах металлические решетки, их необходимо тут же открыть. Как только услышите шум подъехавших пожарных машин, подайте сигнал, чтобы бойцы немедленно приступили к эвакуации детей через окна. Учитель в таком случае покидает класс последним.

Школа - это одно из мест массового пребывания людей. При возгорании часто происходит паника и давка, в которых могут погибнуть дети. Чтобы такого не произошло, проводят учебные тренировки, которые помогут стать внимательными, концентрироваться только на необходимом. И при этом позволят распределить роли и обязанности при эвакуации.

Как всё начинается

Пожарная тревога в школе, как и во всех общественных учреждениях, осуществляется при помощи пожарной сигнализации. В дополнение к этому о пожаре может идти речевое сообщение.

Если кто-нибудь из технического персонала или учителей обнаружит очаг возгорания, то его можно попытаться самостоятельно ликвидировать первичными средствами пожаротушения, которые располагаются в пожарных шкафах, на пожарных щитах или пожарных стендах. Для ликвидации возгорания также подойдёт и любое средство, которое есть под рукой.

Во всех кабинетах школы обязательно установлены огнетушители. Помимо этого в кабинетах с легковоспламеняющимися жидкостями и проводами, находящиеся под напряжением, для тушения установлены ящики с песком.

При возникновении очагов возгорания директору или его заместителю необходимо позвонить в пожарную часть и сообщить об этой ситуации. После идет быстрая подготовка школьников к эвакуации из здания.

При наличии в кабинете средств индивидуальной защиты органов дыхания, учащимся раздают эти средства. При отсутствии этих средств можно использовать носовые платки, часть школьной одежды, и вообще любую ткань, которую можно найти в этот момент. Материал смачивается водой, после чего учащиеся закрывают им рот и нос.

Учитель кратко объясняет, что после сигнала пожарной сирены нельзя паниковать и бежать одному по зданию школы, ведь, он в условиях задымления может заблудиться. В этот момент ответственные за противопожарную безопасность открывают запасные и центральные выходы и начинается поэтапная эвакуация школьников.

Действия учителя

В случае возникновения возгорания в школе учителю необходимо как можно эффективнее предотвратить панику учащихся. Спокойно и уверенное поведение поможет детям сконцентрироваться на ситуации и внимательно подойти к этапу эвакуации.

Учителю необходимо узнать, через какое помещение необходимо будет эвакуироваться, насколько безопасен тот или иной путь выхода из здания. Раздать средства индивидуальной защиты, смоченные водой. Также разъяснить, что бежать в зону возгорания и пытаться ликвидировать огонь нельзя. Этим будут заниматься более подготовленные люди.

После этого предупредить учащихся, что их личные вещи для быстроты передвижения должны быть оставлены в здании. Из вещей учитель возьмёт только школьный журнал. После выхода из здания школьники не должны разбегаться, так как учителю необходимо убедиться, что все вверенные ему дети вне зоны опасности, и доложить директору результаты ответственного мероприятия. Для составления списков детей поможет школьный журнал.

Если школа с большим количеством учащихся и очаг возгорания находится не на вашем этаже, то во избежание столпотворения придется ждать очереди по эвакуации.

Выход учащихся и персонала

Для уменьшения нагрузки на коридоры обязательно соблюдается очерёдность эвакуации школьников. Первыми выводятся школьники, оказавшиеся в помещениях, близких к очагам возгорания. Затем начинается эвакуация детей с верхних этажей, начиная с младших классов.

По более безопасному пути школьники выводятся парами. Движение всей группы направляет учитель, а замыкают группу самые физически развитые мальчики, способные оказать помощь более слабым товарищам. Они же закрывают за собой двери, чтобы ослабить интенсивность распространения огня.

Маленьких детей, не способных к самостоятельному перемещению, выносят на руках . При сильном задымлении группа перемещается к выходу поодиночке и ползком, так как вероятность поражения органов дыхания становится ниже. Директор школы и ответственные лица должны эвакуироваться из горящего здания последними.

Остаться в горящем здании

Бывают чрезвычайные ситуации, когда невозможно провести полную эвакуацию учеников и учителей. Если безопасного выхода не было обнаружено, то дверь в класс плотно прикрывают и уплотняют смоченной в воде тканью.

Окна слегка приоткрывают, а детей рассаживают на пол, ближе к окнам. Металлические решётки с окон снимают.

Необходимо сразу же сообщить о местонахождении детей всем ответственным лицам. Без крайней необходимости не спускать детей по водосточной трубе, верёвке или связанным простыням, особенно с верхних этажей.

Подъехавшие пожарные должны организовать спасение таких детей в первую очередь.


Сбор и случаи травматизма

Эвакуация учащихся проводится за территорию школы в безопасное место. Обычно это спортплощадка или стадион. В этом месте учащиеся не расходятся, а выстраиваются в колонны, и учитель проводит перекличку. О количестве учащихся присутствовавших на уроке и количестве покинувших здание каждый учитель сообщает директору. В случае отсутствия кого-либо из детей директор сообщает этот факт прибывшему пожарному расчёту, и организуются поиски пропавшего.

Эвакуация детей не всегда может быть произведена без случаев травматизма. До прибытия медицинской службы на место происшествия можно самостоятельно организовать первую помощь пострадавшим детям. Школьников, получивших ожоги, следует немедленно направить в больницу. Ни в коем случае нельзя обрабатывать ожоги любым видом растительного масла. Детей с переломами, вывихами и растяжениями направляют в отделения травмпунктов. Повреждённые конечности необходимо обездвижить, для чего накладываются повязки и шины.

Тушение

Основное тушение пожара производится прибывшими расчётами. После ликвидации очагов возгорания директор организует проветривание всех помещений школы.

Если соблюдать эти несложные правила, то процесс эвакуации может занять от трех до пяти минут. И будет замечательно, если сигнал в вашей школе оказался всего лишь учебной тревогой, и вы смогли ещё раз повторить действия при пожаре.

Правила поведения в школе при пожаре.

Что нужно знать про эвакуацию заранее?

Правила поведения школьников при пожаре в школе предписывают знание путей эвакуации. Все преподаватели и ученики должны быть готовы к экстремальным ситуациям. Администрацией школы план эвакуации должен быть разработан заранее. До пожара все действия при пожаре отрабатываются с детьми в учебном варианте.

Первые действия при пожаре.

В правила поведения во время пожара в школе вписаны первые шаги, которые нужно принять при возгорании. Как только возник пожар, нужно отключить рубильником электроэнергию и газ. Если загорелись электроприборы, следует отключить их от сети и накрыть мокрым покрывалом. Затем нужно плотно закрыть двери и окна для перекрытия доступа кислорода. При малом огне - попробовать загасить пламя огнетушителем. Важно вывести из помещения маленьких детей и пожилых людей. При эвакуации с места пожара с собой берутся только самые важные вещи (документы, деньги, ценности). Нельзя пользоваться лифтом. Для спуска нужно использовать лестницы. Важно защищать дыхание от дыма. При его большом содержании в помещении – добраться до выхода ползком. Входную дверь не следует закрывать на ключ.

Правила поведения детей при пожаре в школе - как и куда сообщить?

Как только школьником обнаружилось возгорание, необходимо сразу сообщить об этом взрослым (педагогам или охранникам) или вызвать пожарных. Для этого на городских телефонах набирается 101, с мобильников – это 112. Перед звонком нужно успокоиться. Диспетчеру сообщаются сведения: адрес, где возник пожар, и номер школы; насколько сильное возгорание, то есть степень опасности для здоровья и жизни людей; в каком помещении бушует огонь; что именно горит и как сильно; любые сведения о пожаре (испорченная проводка, мигание лампочек и т.д.); ФИО и номер своего телефона. После звонка телефон отключать нельзя, так как диспетчер может перезвонить, чтобы задать уточняющие вопросы. Если разговор закончен, то сообщается, что спецслужбы уже выехали. Если есть возможность, то лучше дождаться пожарных и показать место возгорания и показать им короткий путь.

Правила безопасного поведения при пожаре в школе: первые действия.

Паниковать нельзя. Ученики выстраиваются по команде преподавателя в колонну по два человека и выходят из здания по заранее отработанным путям или через запасные выходы. Но обязательно под руководством учителей. Классные руководители должны захватить с собой учебный журнал. В замыкающие колонны ставятся наиболее подготовленные мальчики, сильные физически. Двигаться колонна школьников должна быстро, но не бегом.

Сообщение об эвакуации Правила поведения в школе при пожаре предписывают четкие действия при эвакуации. Это выведение людей из здания. Нельзя кричать «пожар!», так как это может привести к панике. А в результате – человеческие жертвы, хотя прямой угрозы их жизни еще не было. Есть несколько способов оповещения о пожаре: оповещение голосом; подача тревоги ручным звонком; нажатие тревожной кнопки; с помощью громкоговорителя, транслирующего по всему зданию (при этом текст нужно подготовить заранее).

Эвакуация при пожаре.

Основные пути эвакуации – пожарные выходы. При задымлении дети переводятся в противоположную часть здания с последующим выводом школьников. Старшеклассникам разрешается оказывать помощь педагогам в эвакуации начальных классов (помочь одеться, успокоить и т.д.). Правила поведения в школе при пожаре гласят, что сбор детей проводится в определенном месте, которое должно быть оговорено заранее. Чаще всего это двор школы. Дети выстраиваются по классам, и начинается перекличка по учебному журналу. Если кого-то нет, то пожарные срочно ставятся об этом в известность. Выведенные из огня и дыма школьники должны быть размещены в заранее подготовленных для такого случая помещениях.

Если люди не могут выбраться из горящего здании.

Если преподаватели и школьники оказались отрезанными от выхода, то нельзя пытаться проскочить через пожар. Необходимо найти свободное помещение (с окнами) от дыма (или с наименьшим его содержанием). Затем изолировать комнату. Для этого нужно законопатить тряпками все щели и вентиляционные решетки. Если есть возможность – заранее намочить материю. Для тряпок можно использовать занавески или одежду.

Правила поведения учащихся при пожаре в школе: ни в коем случае нельзя открывать окна. Это может только усилить тягу, а огонь, получив дополнительную порцию кислорода, разгорится с новой силой. Если в изолированную комнату все же попал дым, то нужно лечь на пол и дышать через мокрую ткань. Если ее нет, то закрыть органы дыхания одеждой. Окна можно открыть, только увидев пожарных. И криками следует привлечь их внимание.

Тушение пожара доступными средствами.

До прибытия пожарных можно попробовать тушить огонь подручными средствами. Например, организовать подачу воды из крана или воспользоваться огнетушителями. Но правила поведения в школе при пожаре гласят, что самостоятельно тушить пожар можно только в том случае, если это не создает угрозы здоровью и жизни людей и хорошо виден очаг возгорания. В противном случае может возникнуть отравление угарным газом. Даже 0,1-0,5 процентов его содержания в воздухе способно привести к потере сознания и даже мгновенной смерти. Причем подход к пожару должен быть безопасным. Если он уже разгорелся довольно сильно, то тушить его самостоятельно бесполезно. В этом случае нужно попытаться перекрыть огню доступ к кислороду, закрыть все двери и окна, отключить электричество и постараться как можно быстрее покинуть помещение. Если уровень кислорода в здании снизится до 17 процентов, то горение прекращается.

Инструкция по правилам пожарной безопасности в школе для учащихся

Общие положения правил пожарной безопасности в школе

1. Данная инструкция по правилам пожарной безопасности в школе разработана для учащихся при их пребывании в школе с целью предотвращения возникновения пожароопасных ситуаций, сохранения жизни и здоровья детей.
2. Инструкция содержит новые правила пожарной безопасности в школе для детей, а также действия школьников при пожаре в школе.
3. Учащиеся всех классов школы должны знать и соблюдать правила пожарной безопасности в школе для учащихся .
4. Учащиеся обязаны знать план и способы эвакуации (выхода из здания) на случай возникновения пожара, утвержденный руководителем учреждения.
5. При возникновении возгорания или при запахе дыма немедленно сообщить об этом преподавателю или работнику учреждения.
6. Учащиеся обязаны сообщить преподавателю или работнику учреждения о любых пожароопасных ситуациях.

Правила пожарной безопасности в школе для учащихся

1. Запрещено приносить в школу и пользоваться любыми зажигательными и курительными принадлежностями (спички, зажигалки, сигареты и т.п.). В школе и на ее территории курить запрещено!
2. Запрещено приносить в школу взрывоопасные предметы (хлопушки, петарды, фейерверки) и играть с ними.
3. Запрещено приносить и пользоваться в школе легковоспламеняющимися, горючими материалами и жидкостями, газовыми баллончиками.
4. Запрещено разводить костры на территории школы.
5. Нельзя без разрешения учителя включать в кабинете электрические приборы.
6. Не нагревайте незнакомые приборы, упаковки для порошков и красок. Особенно аэрозольные упаковки (металлические баллончики).
7. Опыты проводятся только в кабинетах физики и химии.
8. Не поджигайте сами и не позволяйте младшим поджигать тополиный пух и сухую траву на территории школы. Это очень ОПАСНО!
9. В каждом классе есть огнетушитель. Необходимо научится им пользоваться.
10. Все дети должны помнить, где расположен план эвакуации, и понимать, как им пользоваться.
11. При обнаружении пожара или задымления срочно сообщите учителям, техническому персоналу школы и вызовите пожарных.

Действия учащихся при возникновения пожара в школе

1. При возникновении пожара (вид открытого пламени, запах гари, задымление) немедленно сообщить работнику школы, соблюдать правила поведения при пожаре в школе
2. При опасности пожара находится возле учителя. Строго выполнять его распоряжения.
3. Не поддаваться панике. Внимательно слушать оповещение по школе и действовать согласно указаниям сотрудников школы.
4. По команде учителя (преподавателя) школы эвакуироваться из здания в соответствии с определенным порядком и планом эвакуации. При этом не бежать, не мешать своим товарищам, помогать малышам и одноклассникам.
5. Нельзя ходить в задымленном помещении в полный рост: дым всегда скапливается в верхней части комнаты или здания, поэтому лучше пригнуться, закрыв нос и рот платком, и выбираться из помещения.
6. Нельзя прятаться во время пожара под парту, в шкаф: от огня и дыма спрятаться невозможно.
7. При выходе из здания школы находиться в месте, указанном учителем.
8. Учащимся не разрешается участвовать в пожаротушении здания и эвакуации его имущества.
9. Обо всех причиненных травмах (раны, порезы, ушибы, ожоги и т.д.) учащиеся и их одноклассники обязаны немедленно сообщить учителю.

Инструкция составлена:
заместителем директора по УВР__________________/Кочерга О.А.

Согласовано:

Инженер по охране труда _____________________/ Сергиенко И.И.

« Утверждаю»

Директор МКОУ ООШ д. Павлово

Пижанского района Кировской области

Е.Е.Клепцова

01.09.2015

Инструкция о порядке действий персонала

по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации учащихся и персонала МКОУ ООШ д. Павлово Пижанского района Кировской

при угрозе возникновения и в условиях:

пожара, чрезвычайной ситуации, аварии, стихийного бедствия, катастрофы, теракта № 37

ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПОЖАРА.

1. Обнаружив признаки пожара (огонь, дым, запах гари) или услышав: сирену, сигнал звукового оповещения-тревоги, текстовые команды системы оповещения и управления людей при эвакуации, оцените обстановку – откуда исходит опасность? немедленно сообщите о пожаре по городскому телефону 01, МТС 010, Би Лайн 112, затем 1 или 001 , МЕГАФОН 112, далее1 или 010 свою фамилию и контактный телефон, адрес и номер школы, место (кабинет, коридор и т.д)– в котором произошел пожар, наличие людей в школе и есть ли угроза их жизни, кратчайший путь для подъезда к очагу пожара. Поставьте в известность руководство школы. Если сигнал тревоги – сирена еще не звучит - включите ближайший ручной пожарный извещатель (звонок) - для оповещения и эвакуации людей.

ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРА.

2. Немедленно, с момента обнаружения пожара, если его очаг не превышает 1 кв.м., тушение пожара организуют и проводят с помощью имеющихся первичных средств пожаротушения подготовленные работники, прошедшие соответствующее обучение, не занятые эвакуацией детей. Тушить водой включенные в сеть электроприборы опасно для жизни. Для защиты от поражения током отключите электричество от сети (автоматы в этажном щите). Если очаг пожара превышает 1 кв.м., при угрозе жизни и невозможности потушить огонь, немедленно покиньте опасную зону, плотно прикрыв за собой двери горящего помещения.

ПРИ ЭВАКУАЦИИ.

3. Вахтёр по сигналу тревоги объявляет пожарную тревогу и эвакуацию из здания школы, для чего задействует электрический звонок, открывает двери запасных и аварийных выходов, распашных решеток, регулирует эвакуацию, не допускает встречных и пересекающихся потоков людей.

4. Учителя прекращают уроки и занятия, объявляют порядок эвакуации, берут с собой аптечку первой помощи, классный журнал и мобильный телефон, оставив остальные вещи в кабинете.

5. Учащиеся не собирают портфели, берут с собой только мобильные телефоны. Запрещается забегать в раздевалку, переодеваться, переобуваться, брать свои вещи.

6. Учитель, выбрав по плану эвакуации кратчайший путь эвакуации, быстро, без паники, организованным порядком выводит детей из кабинета. Старшеклассники пропускают младших и помогают им. Эвакуируют пострадавших своими силами.

7. Порядок выхода учащихся из кабинета: первым выходит ряд ближний к двери, вторым – средний ряд, третьим – ряд у окна. Учащиеся кладут руку на плечо впереди идущему, спускаются цепочкой, не обгоняя друг друга. При движении по лестницам держитесь за перила, соблюдайте осторожность.

8. Учитель проверяет, что в классе никто из учеников не остался.

9. Покидая помещение, отключите все электроприборы, погасите свет, закройте окна, форточки и двери, это будет дополнительным препятствием на пути распространения огня и дыма.

ПРИ НАЛИЧИИ ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ ПОЖАРА НА ПУТЯХ ЭВАКУАЦИИ.

10. Действуйте в зависимости от сложившейся обстановки. Если кратчайший путь эвакуации в дыму, то эвакуируйтесь по запасным или аварийным путям эвакуации и выходам из здания.

11. Если у Вас нет индивидуального средства фильтрующего действия для защиты органов дыхания от: угарного газа, окиси и двуокиси азота, а все коридоры заполнены дымом, но видимость более 10 метров, используйте влажные повязки для защиты дыхательных путей от: ожогов, сажи и копоти, расположитесь как можно ближе к поверхности пола, так как воздух для дыхания сохраняется только до нижней границы дыма, передвигайтесь к выходу ползком, вдоль стен, чтобы не потерять направление.

ПРИ НЕВОЗМОЖНОСТИ ЭВАКУАЦИИ.

12. Если видимость менее 10 метров вернитесь в помещение. Плотно закройте двери и окна. Проход по сильно задымленным этажам без средств защиты органов дыхания запрещен.

13. Изолируйте помещение от проникновения дыма, уплотнив вентиляционные отверстия, щели и зазоры дверного проема влажной тканью (полотенца, шторы). Для эвакуации воспользуйтесь окнами 1-го этажа или наружными стационарными пожарными лестницами. Спускаться по водосточным трубам и прыгать из окон выше 2-го этажа запрещено, т.к. смертельно опасно. Если нет признаков удушья и помутнения сознания - не открывайте окно. Подойдите к окну, напишите на окне, подайте знаки об оказании вам помощи, постарайтесь привлечь к себе внимание прохожих и пожарных. При отсутствии возможности самостоятельно эвакуироваться необходимо лечь на пол, используйте влажные повязки для защиты дыхательных путей от ожогов и сажи. Звоните по телефону 01, сообщите о ситуации и своем местонахождении. Ждите прибытия спасателей.

ПОСЛЕ ЭВАКУАЦИИ.

14. Если вы уже покинули горящее здание, то постарайтесь организовать встречу пожарных подразделений, укажите им проезд к месту пожара. Укажите руководителю пожарного подразделения: место расположения люков пожарных гидрантов, где вывешен план эвакуации всего здания школы и покажите на нем: где находятся отрезанные пожаром люди, которых необходимо эвакуировать в первую очередь, какие помещения охвачены огнем и куда распространяется пожар, где размещено наиболее ценное имущество, подлежащее эвакуации.

15. Пострадавшим окажите первую помощь. К ожогам приложите чистую влажную ткань без ворса. Для доставки пострадавших в лечебное учреждение вызовите скорую помощь по телефону 03.

16. Если вы покинули здание через окно или по пожарной лестнице, обязательно сообщите о себе руководству школы.

17. Все эвакуированные учащиеся собираются и строятся по классам в заранее обозначенном месте сбора – около котельной. Замеряется время полной эвакуации. Учащиеся проверяют, здесь ли сосед по парте, при его отсутствии немедленно сообщают учителю. Наличие персонала школы проверяется по табельным спискам. Учителя по классным журналам сверяют наличие учащихся, «По списку в 9 классе-15 учащихся, на уроке присутствовало-15, в строю-15, эвакуированы все», о чем докладывают директору школы. Директор школы объявляет дальнейший порядок действий и назначает время совещания для разбора допущенных ошибок и подведения итогов эвакуации.

ПРИМЕЧАНИЕ:

    Во время всех вышеперечисленных действий ответственность за жизнь и здоровье учащихся несет учитель, урок которого в данном классе совпал по времени с пожаром или тренировкой по эвакуации.

С инструкцией ознакомлен_________________

Похожие публикации