Энциклопедия пожаробезопасности

Собор православной интеллигенции требует отставки директора Эрмитажа …. Митрополит Иларион: Интеллигенция нужна православной церкви

Санкт-Петербургская общественная организация

СОБОР ПРАВОСЛАВНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ


РФ, 190068, С-Петербург, Вознесенский пр.46, 4 эт., пом.466, т/ф: 570-25-93

Глубокоуважаемый Сергей Александрович!

В нашей стране созданы благоприятные условия для удовлетворения религиозных потребностей всех граждан и военнослужащих в том числе. Статья 28 Конституции РФ гарантирует «свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию». Приказ Министра Обороны №79 от 28.02.2005 г. «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» рекомендует командирам и начальникам «в соответствии с законодательством Российской Федерации оказывать содействие отправлению военнослужащими религиозных потребностей, религиозному образованию и воспитанию в рамках традиционных конфессий».

В связи с этим вызывают удивление и глубокое сожаление действия некоторых должностных лиц в вопросах соблюдения конституционных прав своих подчиненных и выполнения приказа Министра Обороны РФ.

Так, по решению заместителя главнокомандующего Военно-Морским Флотом РФ по воспитательной работе вице-адмирала Смуглина Ф.С. исключены из списков на поход учебного корабля «Перекоп» председатель Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Ганьжин и сотрудник того же отдела иерей Георгий Волобуев. Возникает вопрос: Каким образом будет в течение трех месяцев обеспечиваться отправление курсантами, матросами и офицерами религиозных потребностей, и как будет осуществляться религиозное образование и воспитание без священников на борту?

В Санкт-Петербургском ракетно-артиллерийском кадетском корпусе начальник 5-го управления Главного управления кадров МО посчитал нецелесообразным введение курса «Духовно-нравственные традиции Российской армии», направленного на изучение лучших отечественных традиций, на воспитание у будущих офицеров чувства патриотизма и любви к воинской службе.

В Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского впервые за много лет начальник академии генерал-лейтенант Фролов О.П. запретил приглашать священника на торжественные мероприятия, посвященные выпуску молодых офицеров.

Все эти факты, на наш взгляд, говорят о попрании отдельными командирами и начальниками, как конституционных прав военнослужащих, так и приказов вышестоящего командования.

Утверждение этих руководителей, что предпочтение православным священникам в духовно-нравственном образовании и воспитании может вызвать религиозные конфликты, не состоятельны по следующим положениям:

во-первых, история Российских Вооруженных Сил не знает религиозных конфликтов. Во все времена христиане, мусульмане, буддисты и иудеи плечом к плечу защищали свою Родину, уважая веру своих товарищей. Это уважение воспитывалось православными священниками. Как раз отсутствие духовного пастыря может вызвать негативные явления во взаимоотношениях между представителями различных религий;

во-вторых, среди всех традиционных конфессий нет противоречий в вопросах духовно-нравственного воспитания военнослужащих. Еще 25 декабря 2006 года Федерация еврейских общин (ФЕОР) и Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) России озвучили свое положительное отношение к введению в армии института военного духовенства;

в-третьих, отдание приоритета в Вооруженных Силах православному духовенству полностью соответствуют демократическим нормам, поборником которых объявило себя наше государство. По заявлению заместителя начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ контр-адмирала Нуждина Ю.Ф. из числа верующих военнослужащих 83% являются православными христианами, 6% - мусульманами, 2% - буддистами, 1% - протестантами, католиками иудеями. Отсюда следует, что православные священники значительно больше других конфессий должны посещать корабли и части.

Заявления некоторых командиров и начальников о том, что у нас Церковь отделена от государства, и поэтому священникам нечего делать в Вооруженных Силах, также не состоятельны:

во-первых, Церковь отделена от государства в большинстве демократических стран, что не мешает там иметь институты военных капелланов;

во-вторых, Православная Церковь, духовно окормляя военнослужащих, ни в коей мере не вмешивается в деятельность Вооруженных Сил, в распоряжения, приказы и приказания командиров и начальников. Православная Церковь осуждает и даже запрещает в служении тех священников и архиереев, которые включаются в политическую борьбу или настраивают свою паству против действий светских властей. Решение последнего Архиерейского собора является ярким подтверждением такой позиции;

в-третьих, опыт 90-х годов прошлого века показывает, что если в воинские части и на корабли не допускаются православные священники, их место занимают сектанты, чья деятельность направлена на агитацию против службы в Вооруженных Силах,
на разрушение нашей государственности и наших национальных традиций.

Собор Православной интеллигенции, как православная общественная организация, в состав которой входят и представители Вооруженных Сил РФ, выражает озабоченность вышеизложенными фактами и надеется, что они являются всего лишь досадным недоразумением.

Юлия Соколовская

22.02.11. Идет Человек: куда, с кем, во Имя или против? Почему путник так упорно сопутешествователем выбирает не того? Понятно, общение с «грешным богом» (Казин А.Л.) не просит «Истины-Правды» (Семенов В.Е.), но неужели путник-плутающий так и не подумает о Свете? Верим, подумает: есть люди, шагающие дорогами справедливости, которые выведут его. Именно во Славу Света Божьего уже десятилетие Собор православной интеллигенции Санкт-Петербурга направляет нас к истинным ценностям.

На базе Александровского лицея города 11-12 февраля 2011 года прошла научно-практическая конференция «Православная церковь и русская культура», в подготовке и проведении которой принимал участие журнал “Родная Ладога”. В состав редакционного Совета журнала с первых номеров входят многие члены Совета Собора. Члены редакции этого известного санкт-петербургского издания, главный редактор которого Андрей Ребров также является членом Совета Собора, принимали участие во всех предыдущих конференциях. Нынешняя конференция явилась особо значимой для “Родной Ладоги” не только потому, что была юбилейной, но по заявленной теме, касающейся вопросов православной культуры. Во многом эти вопросы в связи с другими направлениями рассматриваются на страницах журнала. В ходе двухдневных заседаний было зачитано значительное количество докладов и сообщений, посвященных самым разным аспектам постижения духовной составляющей русской культурной традиции.

Пленарное заседание было открыто воодушевляющими словами Алексея Николаевича Швечикова: «Видна консолидация правых сил города, и на это мы оказали влияние, но путь далеко не краток к восстановлению исторической роли Православия в жизни русского общества».

Фото 1: , доктор философских наук, профессор, директор Межвузовского центра религиоведения, сопредседатель Совета Собора православной интеллигенции «О десятилетней деятельности организации».

Доклад «Собор православной интеллигенции как выражение российско-православной ментальности и потребности в Истине-Правде» Семенова Валентина Евгеньевича убедил аудиторию, что «русский человек не только стремится к Истине-Правде (а где Правда, там и Справедливость)», но и самоотверженно пытается ее удержать в нашем обществе: акции против уродования человеческих душ через рекламу, против уродования Петербурга, против попыток замахнуться на веру Православную. «Аморализация общества по возрастающей имеется, но хорошо, что к богоугодным деяниям привлечена молодежь, хорошо, что она заявляет о себе».

В.Е. Семенов , доктор психологических наук, профессор, действительный член Международной академии психологических наук, заслуженный деятель науки РФ, директор НИИКСИ факультета социологии СПбГУ, зам.председателя Совета Собора православной интеллигенции.

А.Л. Казин , доктор философских наук, профессор, зав.кафедрой искусствознания СПбГУКиТ, член Союза писателей и Союза кинематографистов России,член Совета Собора православной интеллигенции.

Тема доклада Александра Леонидовича Казина «Россия и прогресс» - наиважнейшая, ведь Россия, как всегда, «задает загадку», т.е. «Россия в каком-то смысле не хочет участвовать в этом. Проблема связана с источником прогресса. Нам трудно. С одной стороны мы должны участвовать, и вместе с тем нам что-то мешает. Ответ, думается, в варианте секуляризации. Идея прогресса - это модернистское, переход запада от классицизма». Болезнь со стороны запада одолевала наше отечество не раз. Из настоящего состояния духовности общества видно, что путь к сознательному неразличению основных ценностей не может не завести в глухой кут. Для России спасение только в Православии, «не должно быть ни антихристианства, ни нехристианства. Модернизация без вестернизации, модернизация с сохранением непродажного типа человека».

Фото 2: доктор философских наук, профессор, зав.кафедрой философии Высшей школы народных искусств, член Совета Собора православной интеллигенции «Самодержавие, Православие, Народность - задача России XXI века».

«Государствообразующий народ, государствообразующая церковь, независимая национальная власть = здоровое государство»

Зачем происходит замена народа, почему вопрос укоренения гастарбайтеров в России больше заботит власть, чем сохранение родного фонда?

«Есть русскоязычное население, но не народа!» «Должно быть воссоединение Великой России, включая Малую и Белую». Редакция «Родной Ладоги» задалась вопросом: «Ведь западная часть Украины не расположена быть «залэжною вид москалив», русификация для них мучительна». Сергей Викторович: «Совершенно верно, и неорусификация не может их привести в восторг…» Но неужели единение с Великим государством не может быть полезным в духовном, культурном и бытийном понимании?

Фото 3: секретарь союза писателей России, председатель Православного общества писателей Санкт-Петербурга, член Совета Всемирного Русского Народного Собора, член Совета Собора православной интеллигенции «Преодоление национальной глухоты. Проблемы восприятия Н.С.Лескова и соединения его с национально-православной идеологией. К 180-летию со дня рождения писателя».

«Удар по национальному русскому сознанию при Петре I привел к тому, что быть русским - некультурно. Только крестьяне не стали национально глухи», стойко хранили веру, традиции.

Во второй части хроники «Захудалый род» Н.С.Лескова утверждалась социальная невоплощенность в русской жизни христианства, что вызвало недовольство редактора "Русского вестника" Каткова: «Он совсем не наш». Почему-то национальная глухота бывает удобна?

Дверницкий Борис Георгиевич о взаимодействии в истории христианства и гуманизма - как духовной и душевной составляющих бытия человека, которые особым образом воплощаются в русском типе цивилизации. «Без Отечества, без церкви нет полноценного человека».

Б.Г. Дверницкий , кандидат геолого-минералогических наук, главный редактор журнала «Русское самосознание», член Совета Собора православной интеллигенции.

Прозвучали и тревожные ноты в представленных на конференции докладах. В частности, говорилось об опасности массовой культуры, которая подменила культуру народную, вытеснила просвещение из СМИ и тотально заполонила концертные подмостки и экраны телевидения, формируя новые «образцы» для подражания, основанные на культе «золотого тельца», идолопоклонстве и пошлости.


Фото 4: сотрудник миссионерского отдела Гатчинского благочиния. «Православие и массовая культура».

«Не верьте, когда говорят, что ученые неверующие!»

Георгий Николаевич Фурсей, доктор физико-математических наук, академик РАЕН, вице-президент РАЕН, заслуженный деятель науки РФ, лауреат Государственной премии СССР, член Совета Собора православной интеллигенции. «Роль и место науки и образования в русской православной культуре».

«Увлечение языковыми болячками может разрушить русский язык. Нам важно соборно и с молитвой отстаивать его!»

Б.Б. Сергуненков , член Правления Александро-Невского Братства, председатель Совета предпринимателей Делового сообщества «ДелоРус», член Совета Собора православной интеллигенции. «Русский язык в современном мире».

«Прославление Бога в языке - пример для всего человечества».

В.В. Семенцов , кандидат педагогических наук, председатель Общества православных педагогов Санкт-Петербургской епархии, член Совета Собора православной интеллигенции. «Миссия русского языка в современном обществе».

«СМИ перестали отражать русскую жизнь, интересы, стиль, т.е. может быть информационная война против русской государственности».

Фото 5:, диакон, кандидат философских наук, доцент исторического факультета СПбГУ. «Аспекты безопасности современного русского языка».

«Слово - степень общения с Богом: благодатность или неблагодатность. Слова, чуждые Богу, разрушают человека».

Священник Алексий Мороз , Гранд доктор психологии, кандидат педагогических наук, профессор, писатель, член Совета Собора православной интеллигенции, руководитель Международного духовно-образовательного центра «Возрождение», руководитель Епархиального амбулаторно-консультационного центра «Воскресение». «Слово и его воздействие на человека».

Г.Д. Колдасов , доктор философских наук, профессор, Богословское отделение ПАНИ. «Творчество и русский язык».

«Надо двигаться к духовному уровню, не надо останавливаться только на эмоционально- чувственном уровне».

В.Е. Семенов . «Русский язык в современной России (по материалам социологических исследований)». «Как молодежь оценивает недостатки современной русской речи? Получается такая ситуация: можно, но нельзя, нельзя, но можно».

А.Л. Казин. «Достоевский - наш современник». «Романы Достоевского - оправдание существования России». «У Федора Михайловича истина без отречения живого человека во всех его ипостасях».

В.Е. Семенов . «Достоевский и русская ментальность». «Братья Карамазовы» - модель русской души». «80% опрошенных современников считают, что счастье - любовь, и любовь дарить другим людям обязательно!»

Фото 6: , доктор культурологии, профессор СПбГУКИ. «Достоевский и византийско-аскетический идеал русской духовности». «Есть свет, по которому русские чуют друг друга». «Сами византийцы понимали, что Руси принадлежит духовная эстафета». «У Достоевского красота - горняя».

Участники конференции констатируют, что православные ценности являются неотъемлемой духовной основой русской цивилизации и русской культуры; что русский народ в современных условиях глобализации и «всеобщего усреднения» может и должен опереться на свои многовековые духовные традиции, без которых невозможно сохранение народа как политической силы и страны как суверенного участника мировых процессов; что русский язык - как одна из основ бытования нации в истории и как культурная скрепа в многонациональном государстве - нуждается в законодательной защите и всеобщем внимании; что русская православная цивилизация может предложить миру свой проект модернизации и развития, который основан не на культе денег и ростовщическом капитале, а на идее солидарности в обществе, стремлении к познанию Божьего мира и роли человека в его устроении, к духовному совершенствованию на благо ныне живущих и будущих поколений.

Постановление: ходатайствовать перед Комитетом по образованию СПб об организации апробации модели духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на основе православной традиции в тех школах, где уже имеются к этому необходимые условия (педагогические кадры, родительский запрос).

Журнал “Родная Ладога” предоставил свои страницы для публикации в текущих номерах лучших докладов, сделанных на этой важнейшей конференции, резолюционные документы которой должны быть озвучены широкой публике, интересующейся будущим России и не теряющей надежды лично повлиять на это будущее.

Потом обсуждали проблемы сохранения исторического наследия в храме Христа Спасителя, построенном в наши дни взамен взорванного. В Новодевичьем монастыре, к счастью, можно было посмотреть, как идет реставрация этого памятника истории и культуры, охраняемого ЮНЕСКО. И вот - новая встреча. На сей раз - в Московском епархиальном доме, где депутат Госдумы Владимир Ресин встретил нас с отцом Владимиром (Воробьевым), ректором расположенного здесь Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, которому, как хозяину, и был адресован наш первый вопрос.

Чистый звук из глубины веков

Отец Владимир! Чем ценно не только для столицы, но и для страны это здание в Лиховом переулке?

Отец Владимир: Епархиальный дом построен в 1902 году митрополитом Владимиром Богоявленским как центр народного просвещения. Почти сразу он превратился в один из самых любимых центров церковной и культурной жизни Москвы. Чего здесь только не происходило! Каждое воскресенье в храме Святого Владимира, расположенного тут же, шла служба, во время которой пел огромный рабочий хор - в составе до 100 человек. Вели работу общество борьбы с пьянством, общество народной грамотности, миссионерское общество... Словом, дом жил полнокровной жизнью.

Но в историю дом вошел больше другим. Здесь, в Соборной палате, примыкающей к Князь-Владимирскому храму в 1917 году заседал Собор Русской православной церкви, восстановившей Патриаршество. Решение это 18 ноября 1917 года приняли 600 делегатов, выбранных по всей России. К этому моменту везде уже разгорались революционные события, шли уличные бои, началась осада Кремля, была низложена царская власть... Понимание, что становится все хуже и хуже, поставило точку в дискуссиях, нужен ли России снова Патриарх, которого к этому моменту не было уже 200 лет. Так в итоге и был избран Патриарх Московский и всея Руси Тихон.

А вскоре большинство участников собора были репрессированы. Многие были расстреляны или замучены, многие умерли в застенках. 50 из них впоследствии были причислены к лику святых. Епархиальный дом отняли, музейные коллекции и церковные ценности разграбили, золотой купол и колокольню снесли... Чтобы вернуть дом церкви, мы прошли через три десятка судов.

А вы, Владимир Иосифович, когда впервые побывали в Епархиальном доме? Каким его увидели?

Владимир Ресин: Это был уже 2013 год. Разруха в здании царила полная. Во время землетрясения в Армении я возглавлял рабочую группу в Ленинакане. Скажу: даже там некоторые дома были в лучшем состоянии, чем этот. Но здесь был отец Владимир с его огромным желанием восстановить уникальный памятник истории и культуры. Время, прошедшее с 2004 года, когда Московский епархиальный дом передали Церкви, он не сидел сложа руки, у него уже были серьезные проработки по восстановлению здания.

Я пришел в Лихов переулок по поручению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и мэра Москвы Сергея Собянина посмотреть и оценить, как можно сделать это в кратчайшие сроки. Вместе с отцом Владимиром мы пришли к единому мнению: Соборную палату - памятник истории и культуры, необходимо реставрировать, а при восстановлении всего здания создать условия, в которых университет сможет работать в соответствии с требованиями времени. Что и было сделано всего за два года. Князь-Владимирский храм при Епархиальном доме снова стал таким же, как им и был. Иконы для него написали сами преподаватели и студенты университета, имеющего свой факультет церковных художеств. Соборная палата, отделенная от храма плотным занавесом, как и раньше, на время разных лекций и конференций, снова радует людей своей уникальной акустикой. Не случайно в советские времена, когда в Епархиальном доме еще находилась Центральная студия документальных фильмов, именно в этом зале происходила запись лучших музыкальных пластинок. Ценители классической музыки и сейчас с удовольствием приходят сюда на концерты.

Фасадам вернули исторический облик. Площадь дома за счет приспособления подвала и сооружения мансардного этажа увеличилась почти вдвое - до 9,5 тысячи квадратных метров. Благодаря этому студенты университета получили современные, прекрасно оборудованные аудитории. Сумели строители вписать в историческое здание даже лифт.

Отдаем долг отцов

Владимир Иосифович! Буквально на днях Церкви вернули еще один храм - Николая Чудотворца на Долгоруковской улице. Его занимала студия “Союзмультфильм ” , которая переехала. Эту церковь тоже будут восстанавливать?

Владимир Ресин: В деталях пока не знаю, но, скорее всего, да. В Москве ведется большая работа по приведению храмов в порядок. Только в 2017 году отреставрированы 11 уникальных религиозных объектов. Идут работы еще на 56. Восстанавливаются Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь, Святые ворота и галерея Северного дворца в центре Москвы, церковь Успения Пресвятой Богородицы в ТиНАО, храм Живоначальной троицы в Рижском переулке на севере столицы - еще одно чудесное творение начала ХХ века... Разрушало все их государство, но руками наших отцов и дедов. Мы сейчас можем за них только покаяться. А восстанавливают эти святыни Церковь и народ. Реставрационные работы исторических памятников финансирует государство.

В 2015 году мы с вами были в Новодевичьем монастыре, там как раз начинались реставрационные работы? Они продолжаются?

Владимир Ресин: Продолжаются. Закончиться должны в 2024 году, когда монастырю исполнится 500 лет. Большая дата не только для российской, но и для мировой истории. С учетом подготовки к ней выпущено постановление правительства России. В нем утвержден весь комплекс работ, которые необходимо выполнить "для сохранения исторического облика особо ценного объекта культурного наследия народов РФ "Ансамбль Новодевичьего монастыря".

В Преображенском храме, взорванном в хрущевские времена последним в Москве - в 1964 году, который вы тоже восстанавливали, наверное, уже службы идут?

Владимир Ресин: Да, его реконструкция была приурочена к 70-летию Великой Отечественной войны. Восстановили храм в прежнем обличье, к счастью, сохранились обмерные чертежи 1883 года и фотографии ХХ века. Накануне праздника, 8 мая 2015 года храм был освящен. С тех пор он открыт для прихожан, идут богослужения, работает воскресная школа для детей. Я там даже свою правнучку Софью крестил. Интересен и действующий при храме мультимедийный музей Преображенского полка и русского воинства.

А за чей счет восстанавливаются и строятся храмы, спрашивают читатели. На бюджетные деньги Москвы?

Владимир Ресин: Там, где исторические памятники являются выявленными объектами историко-культурного наследия, на восстановление памятника архитектуры выделяется бюджетное финансирование со стороны государства. Но если говорить о новом строительстве, то храмы строят на народные деньги. Желающих помочь много, и бедные дают на храм, и состоятельные граждане. Трудность в том, как собрать эти деньги. Но и она преодолима, когда вокруг существующего или еще только закладываемого храма собирается община, приход. С этого и начинается настоящая жизнь любого храма - и самого маленького, на окраине города, и такого, как храм Христа Спасителя.

В его возрождении вы участвовали самым непосредственным образом. Много денег было пожертвовано на то, чтобы на месте взорванного храма, а затем бассейна “Москва ” снова встал храм Христа Спасителя?

Владимир Ресин: Главным прорабом на той гигантской стройке был Патриарх Алексий. Сейчас во главе работы по возрождению храмов в Москве стоят Патриарх Кирилл и мэр города Сергей Собянин. Деньги - от народа. На храм Христа Спасителя жертвователи собрали больше миллиарда долларов. Народ жертвует и на все остальные храмы. Есть деньги у народа - идет стройка, нет денег - стройка приостанавливается. К счастью, ненадолго - на сооружение новых храмов люди жертвуют ежегодно порядка 3 миллиардов рублей в год.

Люди часто не просто отдают какую-то сумму, но высказывают пожелания, на что именно они хотели бы их потратить. Например, в один из строящихся храмов недавно пришел прихожанин и говорит: давайте покроем его медной крышей. "Это очень дорого", - объясняет настоятель. "Ничего, я оплачу". И таких случаев в Москве - сотни.

А сколько стоит построить храм?

Владимир Ресин: Мы сейчас строим даже не храмы, а целые храмовые комплексы. С воскресными школами, различными административными помещениями для работы прихода, церковными лавками, пекарнями и даже кафе. В зависимости от технических условий -140-150 миллионов рублей.

Разрушало храмы государство, но руками наших отцов и дедов. Мы сейчас можем за них только покаяться. А восстанавливают эти святыни Церковь и народ, а государство финансирует реставрацию разрушенных памятников истории и культуры
К Богу ходят пешком

Конечно, Москва большой и богатый город. Здесь и храмов уже немало, и доехать, если куда надо - без проблем, метро довезет. В Тропарево, например, пять храмов, расположенных неподалеку друг от друга и одна часовня. А выедешь от Москвы километров за 100-200 и видишь, в каком запустении находятся храмы в той же Липецкой области, например, или Орловской. Но ведь они там даже нужнее, чем в столице! В провинции храмы нужны не только, чтобы покойника отпеть или сходить куличи освятить. Там это нередко единственный очаг культуры. Почему бы Москве не устроить миссионерскую акцию по возрождению сельских храмов?

Владимир Ресин: Волна строительства новых храмов идет не только в Москве, но и в других регионах. Я сужу об этом по Санкт-Петербургу, Смоленску, Томску, Московской области, другим российским областям и краям. А вот то, что в Москве с храмами уже хорошо, большое заблуждение. Я понял это тогда, когда в столице начала разрабатываться программа по созданию 200 храмов. Открытием стало то, что у нас, оказывается, есть районы, в которых на 300 тысяч населения не то что ни одной церкви, но и часовни нет! Да и цифры об этом говорили. Если по стране приходилась одна церковь на 11 тысяч прихожан, то в Москве одна только на 40 тысяч, в то время как до революции храм был на каждые 1,5 тысячи горожан.

Отец Владимир: Подтверждаю: на всю Москву имеется примерно 500 приходов-общин, 33 монастыря, 26 архиереев, около 1700 священнослужителей. Это при населении 12,5 миллиона человек. А, например, в Греции с ее 10,5-миллионным населением - около 8 тысяч приходов, около 600 монастырей, 109 архиереев и более 9 тысяч священнослужителей. Как видите, пропорция далеко не в пользу Москвы.

Но сейчас-то - ситуация меняется.

Владимир Ресин: Дореволюционных показателей мы, конечно, не достигли, но надежда на то, что дойдем по обеспеченности один храм на 25-30 тысяч человек, есть. За восемь лет, минувших после 2010 года, когда была принята Программа-200, в городе построены 62 храмовых комплекса - 45 по программе и 17 - сверх нее, строятся еще 35. Почему я говорю "комплекса"? Да потому, что сейчас в Москве строятся не маленькие церквушки, как кто-то может подумать, а храмы не менее чем на 500 прихожан. Меньший размер возможен только там, где условия не позволяют построить, но и то лишь с разрешения Патриарха Кирилла. При каждом храме - приходской дом, воскресная школа, вся необходимая инженерия. Работы впереди еще много - под программу зарезервирован 231 участок.

Москва приступила к реализации программы реновации ветхого жилого фонда. В ходе ее будут перестраиваться районы бывших пятиэтажек. Храмы там тоже будут строиться?

Владимир Ресин: Безусловно. Я всегда говорю: чем умный отличается от дурака? Он учится на чужих ошибках, а дурак - на своих. Теперь Москва застраивается не в виде спальных районов и промзон, а комплексно, в соответствии с генпланом. Будут в обновленных районах, конечно, и храмы. Они там должны быть, как правило, в шаговой доступности. Чтобы от дома люди могли дойти минут за пять-десять.

В Новой Москве тоже строятся?

Владимир Ресин: На присоединенных территориях 6 храмов уже построены, 18 отведенных для этого участков ждут, когда наступит и их час.

Все новые храмы в столице типовые?

Владимир Ресин: Была идея применить типовое строительство, чтобы ускорить строительство. Но потом отказались от нее. Каждый возводится в основном по индивидуальному проекту, из которых ни один храм еще не повторился.

Храмы стирают межрелигиозную вражду

А что можно сказать в наше время об отношении к церкви интеллигенции? Не только писателей, кинодеятелей, но и архитекторов, строителей, художников, которые участвуют в возрождении храмов? Появляется ли у нас прослойка православной интеллигенции?

Отец Владимир: Безусловно. В наших храмах сейчас очень много представителей интеллигенции. Много молодежи в приходе, в нашем университете учатся выпускники МГУ и других столичных вузов. Способствует этому то, что наконец построена вертикаль по теологии, как образовательной дисциплины, так и научной. Теперь можно получить государственный диплом теолога, защитить кандидатскую и докторскую диссертацию по теологии. Мы боролись за это 25 лет. И теперь уже открылось около 50 кафедр с преподаванием теологии в государственных университетах. Везде, где они открываются, налаживаются нормальные отношения с Церковью. Такой университет быстро "поворачивается лицом" к Церкви. Многие его преподаватели и администраторы обретают веру, некоторые крестятся, строят храмы и часовни у себя в вузе. По-другому начинают относиться к религии и студенты. Словом, идет живая миссионерская работа. А ведь именно университет поставляет кадры для любой губернии. Готовит чиновников, управленцев, школьных учителей... Это правильный процесс, который позволяет нашему народу вернуться к его историческим духовным и нравственным корням. Поддерживают его и на всех уровнях власти.

Интеллигенция же, которая выступает по отношению к церкви в оппозиции, очень небольшая прослойка. И я не постесняюсь прямо сказать, что инициирована она Западом. Точно так же, как это было в конце XIX и начале XX века, когда революция была к нам импортирована из-за границы.

Владимир Ресин: Я добавлю: не случайно, что первые храмы из Программы-200 были построены для МГИМО, Академии ФСБ, восстановлен храм в Плехановском университете. А в МГУ, хотя и был уже храм, сейчас строится еще один. И невозможно не заметить, что многие представители нашего поколения - бывшие пионеры, комсомольцы, члены партии коммунистов, сейчас из безбожников превратились в людей верующих.

Владимир Иосифович! Но Москва все-таки многоконфессиональный город. Будут в ней строиться не только православные церкви, но и новые мечети, синагоги?

Владимир Ресин: Еще раз повторяю: любые культовые сооружения в нашей стране строит не государство. Их создают сами конфессии. Точно так же они собирают деньги, город проводит общественные слушания, и если жители не против, строится храм, мечеть, синагога... В Митино, например, жители выступили против строительства мечети. Мы со своим народом не воюем. Значит, она будет построена в другом месте. Ничего страшного или обидного в этом нет. Знаете, кто у нас первый православный храм из двухсот построил? Мусульманин, строитель Гаджи Гаджимусаев. Прекрасный храм Дмитрия Донского, на севере столицы, на улице Полярной. Построил на свои деньги от начала и до конца.

В Петербурге возникла новая общественная организация под? скромным? названием - ?Собор православной интеллигенции?. Учредительное собрание - соответственно названию - состоялось в актовом зале Санкт-Петербургской Духовной Академии. Цель, определенная уставом, - ?восстановление исторической роли Православия в формировании духовно-нравственных основ жизни российского общества?, ?объединение интеллигенции на основе православных ценностей жизни и культуры и утверждение этих ценностей в реальных общественных отношениях?.
Интересно, что все-таки имеется в виду - одним махом сделать всю интеллигенцию православной? Или для начала отделить овец от козлищ, коих придется то ли отлучить, то ли перевоспитать? За разъяснениями обратилась к директору Научно-исследовательского института комплексных социальных исследований профессору Валентину Евгеньевичу Семенову, стоящему у истоков? Собора?.
- Кроме меня, - сказал Валентин Евгеньевич, - у истоков находятся кандидат философских наук, директор межвузовского центра? Наука и религия? Алексей Николаевич Швечиков, академик Российской академии образования Александр Аркадьевич Корольков, философ Александр Леонидович Казин и художник Тимур Новиков. Мы вовсе не клерикалы, но состояние духа в нашей стране нас всех сильно не устраивает.
Западное общество, по Максу Веберу, это общество протестантской морали, а мы, - считает профессор, - ногою твердой станем на православную платформу.
- Но не будет ли обидно, - спросила я, - некоторым, как бы это поаккуратнее выразиться, не вполне православным интеллигентам, которых не примут в? Собор?
Мне сразу же было разъяснено, что русских у нас в стране 82 процента, а есть еще украинцы и белорусы, что православная конфессия является самой массовой, а потому для удержания человека? от аномии? (а - отрицание, номос - закон, то есть отрицание законов и норм) никаких других механизмов, кроме православия, не существует.
Есть у профессора Семенова и своя теория об особенностях? российской полиментальности?, согласно которой в России существует не один, а целых пять менталитетов. Первый и главный, конечно, православно-российский - это? ценности Бога, Духа (именно так, отдельно, что, по-моему, явно попахивает ересью. - Т.В.), заповедей Христовых, святости, совести, соборности?. Второй - коллективно-социалистический, имеющий корни в крестьянской общине и сформировавшийся за последние 70 лет. Третий - индивидуально-капиталистический, чьи корни таятся в западной культуре, а ценности суть? индивидуализм, рационализм, личный успех, прагматизм, деньги как абсолютная универсалия?. Четвертый менталитет - криминально-мафиозный, пятый - мозаично-эклектичный, который есть, по выражению Валентина Евгеньевича, полная энтропия. Существуют еще всякие исламские, иудейские и прочие вкрапления, но на них, как я поняла, останавливаться не стоит, раз православных все равно большинство.
Зато трудно не остановиться на том, как профессор социологии (и глава одного из подразделений Петербургского университета) объясняет имеющиеся менталитеты. Капиталистический менталитет, сетует профессор, ?широко пропагандируется по телевидению и радио, в книгах и журналах, в кинорепертуаре, в концертной и выставочной деятельности. Даже в Русском музее выставки западных живописцев и скульпторов уже конкурируют с выставками отечественных художников?. От исконно? наших? профессор отделяет не вполне? наших?: ?Среди самобытных русскоязычных представителей данной ментальности можно назвать Набокова, Бродского, Неизвестного, Шемякина, Барышникова?.
В этом ряду, помимо мастеров пластики Неизвестного и Шемякина, особо замечателен Барышников: оказывается, и танец может быть русскоязычным.
Логика, избранная профессором, позволяет и статистикой оперировать с ловкостью необыкновенной. Спрашивают, например, у людей, какой они хотят видеть Россию, - на трех первых местах оказывается соответственно Россия демократическая, духовная и православная. Комментарий объясняет, что эта триада напоминает уваровскую формулу? Православие, самодержавие, народность?, вот только самодержавие заменено духовностью, а демократия - и есть власть народа, то есть народность.
Почетным председателем? Собора православной интеллигенции? единогласно избран ректор Санкт-Петербургской Духовной академии, епископ Тихвинский Константин, успевший в прошлом году прославиться скандальными гонениями на студентов, не пожелавших примириться с рукоположением человека, известного им как безбожник, циник и шантажист. Епископ и будущий пастырь всей православной интеллигенции в речи, посвященной рождению? Собора?, в частности говорил, что с точки зрения Церкви недопустимо у солдат, идущих на Чеченскую войну, брать семя на анализ ДНК - для последующего опознания трупов. Пастыря несказанно возмутило не то, что людей убивают, а именно этот? деликатный? момент.
На осень? Собор? намечает собрать конференцию? Духовные и социальные проблемы России?. Которые, осмелюсь предположить, легко решатся путем внедрения лозунга? Православные всея Руси, объединяйтесь!?. Ну, а кто не пожелает быть православным, надо полагать, автоматически станет русскоязычным. А там уж, как известно, - ?кто не спрятался - я не виноват?. Мир, показавшийся было некоторым недальновидным личностям единым, снова разделится на внутренний рай, на сей раз исключительно православный, и тьму внешнюю, западную, где, как известно, только и есть что плач и скрежет зубовный.

Вызвавшая всемирный интерес встреча папы римского и патриарха Кирилла имеет множество последствий. Как оказалось, она послужила катализатором для конфликта внутри РПЦ. Впервые разногласия среди православных оказались на публичном уровне. Светская «Фонтанка» разбиралась в претензиях и причинах.

Андрей Мосиенко/Коммерсантъ

Порядка 400 человек (большинство – члены религиозной организации "Собор православной интеллигенции"), собравшихся 6 марта в Петербурге, раскритиковали действующее руководство Русской православной церкви. «Раскольники», как их назвали в епархии Петербургской и Ладожской, освистали посланца от митрополита Варсонофия, пытавшегося остановить «церковную революцию». Как говорят наблюдатели, речь идет вовсе не о заурядном споре.

«Мы верны тому, что всегда исповедовали российские мученики. Мы – члены той церкви, которая верна ортодоксальным догматам, новых еретических учений мы не принимаем, равно как и разложение нашей церкви изнутри. Мы не хотим разложения церкви изнутри, хотим, чтобы наша церковь спасала людей, вела их в Царствие небесное, а не превратилась в некую внешнюю церковную бюрократическую организацию наподобие католической церкви без духа и веры... Сразу говорю, это наша церковь, и мы из нее уходить не собираемся», – начал свое выступление на "круглом столе" «Русская Православная Церковь и Гаванская декларация – победа или поражение?» его организатор отец Алексий Мороз , сорвав аплодисменты присутствующих.

Затем продолжил обстоятельней: патриарх Кирилл, мол, не блюдет принцип соборности, а решает все единолично. «Как могло быть, чтоб Кирилл скрыл свой визит к папе римскому, скрыл от Архиерейского собора встречу с еретиком, объявил его своим братом? – вопросил отец Алексий. – Все делалось тайно и преподносилось лично от него, патриарха. Это невозможно, это нарушение соборности церкви».

Другая претензия Мороза был более приземленной - приходы несамостоятельны финансово, а во всех структурах РПЦ царят коррупция и бюрократия: «Все делается за деньги: передвижение на кафедры, приходы. При этом все имущество принадлежит патриарху, приходу - ничего».

Вслед за ним выступила доцент МГИМО Ольга Четверикова , выдвинувшая теорию, суть которой в кратком пересказе звучит так: встречаться с католиками нельзя, так как они шпионы, желающие захватить власть над миром, и Россией в частности. «Ватикан и католическая церковь - теократическое государство с разветвленной финансовой системой и развитыми спецслужбами, работающими в связке с западными разведывательными сообществами. Они работают под видом религиозных организаций и орденов. Один из таких - орден иезуитов... Иезуитов всегда запускали вперед - они устанавливали контроль за элитой, исключая ее из общекультурной среды. Любое единение с ними ведет к расколу», – заявила ученая дама. В получасовой речи она также отметила, что Ватикан всегда делал ставки на страну, занимающуюся глобализацией: например, на фашистскую Германию, а теперь - на Америку, и всяческий раз католики играли против России. «Это диверсия против православной церкви», – подытожила она, говоря о встрече глав двух церквей.

Подобных выступлений было еще с десяток, впрочем, среди них была одна речь другой тональности. К кафедре вышел диакон Владимир Василик , представляющий петербургскую епархию, и попытался донести иную точку зрения: «Я публиковался не раз на различных ресурсах, в том числе анализировал Гаванскую декларацию (принятую в Гаване во время совместной встречи папы и патриарха. – Прим.ред.) и те провокационные утверждения, которые в ней зарыты, связанные с мутным пунктом по эвтаназии и неосуждению гомосексуализма. Но сейчас я о другом. Мы должны понимать происходящее, а именно страшный натиск прозападных сил. На святейшего патриарха Кирилла оказывается давление. Результат этих сил - гаванская поездка. …Объявлять святейшего патриарха Кирилла еретиком неправильно, мы ведь – его дети». Из зала раздались возмущенные голоса. В ответ на призыв Василика признать, что «наш отец ошибается, доверился мошенникам, но судить его поданные не могут», из зала кричали: «Наш отец – Христос!» Диакон обвинил критиков РПЦ в желании устроить провокацию и раскол.

«Я пришел в зал, арендованный в Росатоме, чтобы свидетельствовать о необходимости сохранять единство церкви и верность священноначалию. Мое присутствие было согласовано с митрополитом Варсонофием. Я стремился донести до аудитории личное мнение, что Гаванская декларация – неоднозначный документ, но в целом он направлен на сохранение жизни восточных христиан, сохранение нравственных христианских ценностей на Западе. К сожалению, нашлись провокаторы, которые вместо дискуссии устроили балаган и воплями пытались заглушить мое выступление», – рассказал Владимир Василик «Фонтанке».

По его словам, на саму конференцию собрались люди, не имеющие к епархии никакого отношения. «Ни один из авторитетных священников Санкт-Петербургской митрополии не поддержал мероприятие. Иерей Алексий Мороз – заштатный клирик Новгородской епархиии, служит в Александровском лицее, но без разрешения митрополита Санкт-Петербургского Варсонофия, человек с сомнительными взглядами».

«Людей с сомнительными взглядами» 6 марта на конференции оказалось несколько сотен в арендованном у Росатома помещении на Аэродромной улице. Как говорят собеседники «Фонтанки» в епархии, часть из них выведены за пределы церкви: тот же Алексий Мороз якобы запрещен в служении в Новгородской области, книги клирика из Екатеринбурга Сергея Масленникова не рекомендуются патриархией, а от старца Рафаила Берестова якобы открещиваются и прихожане. Одни служители РПЦ называют "Собор православной интеллигенции" "кружком церковной оппозиции", которая формировалась, в частности, в Петербурге еще с конца 1990-х. Другие - революционерами.

«В 1990-х наш город был центром церковного консерватизма. Паствой управлял митрополит Иоанн Снычов, имеющий взгляды полунационалистического толка. Несколько правых православных изданий учредили редакции в Петербурге. С тех пор город стал столицей подобных течений», – отметил собеседник «Фонтанки».

"Фонтанка" попросила экспертов оценить происходившее на конференции.

Диакон Андрей Кураев уверен, что верное название прошедшему собранию - секта. «Это группа людей, которые уже не первое десятилетие кормят друг друга плохими новостями. Христос им менее интересен, чем бесы или антихрист, к которым они и обращают все свои мысли. Официальная церковь с ними не соглашается, когда-то протоиерей Всеволод Чаплин вел с ними переговоры, но даже тогда их мнение не слушали, и они все так же собирались на конференции и принимали меморандумы. Самое большее из того, что они могут сделать, - это увести из РПЦ за собой несколько десятков прихожан, как это было с «пензинскими закопанцами» (группа верующих, в 2007 году ушедшая в добровольное затворничество в самодельную пещеру в ожидании конца света. - Прим. ред. )».

На вопрос о том, как Церковь допускает существование в своих рядах оппозиции, оспаривающей лидерство мнения патриарха, собеседники «Фонтанки» почти хором отвечают, что отлучение - высшая мера, которая уже не позволит вывести на истинный путь раскольников. «Отлучить от церкви их можно, но с ними ведут работу. При этом они нечасто посещают храмы. В приходах же никого не интересует мнение этого "круглого стола"», – утвердил «Фонтанке» известный активист от православия Виталий Милонов . С другой стороны, добавляют собеседники, не на всю критику и пропаганду стоит реагировать, в первую очередь для того, чтобы не придавать ей должного эффекта и значения.

Тем не менее эффект уже произведен - о церковном сборище наслышаны не только в религиозных кругах, но и в светских. «Я слышал об этом собрании и полагаю, что этим людям нужно помочь и поддержать их. Это не бездушные церковные чиновники, которые готовы поклоняться пингвину. Это интеллектуально сильные или бедные - неважно - люди, которые хотят соблюдать традиции своей веры. Их нарушили. В недалеком прошлом значительно меньшие корректировки церковного курса затапливали страну кровью. Православная Русь на ничтожные изменения своих духовных традиций отвечала самосожжениями и смутами», – уверен публицист Александр Невзоров .

Несмотря на позицию игнорирования со стороны РПЦ, поддержку лишь света и, по сути, невозможность повлиять на смену руководящих должностей в РПЦ (тот же патриарх - сан пожизненный), «отщепенцы» направили резолюцию "круглого стола" членам Священного Синода (является органом управления РПЦ в период между Архиерейскими соборами, во главе – патриарх. - Прим.ред.) и ждут ответа: «Настоятельно просим Вас возвысить свой голос в защиту православия и преодоления ереси экуменизма. В этих целях просим Вас принять меры для созыва Поместного собора Русской Православной Церкви с участием представителей духовенства и православных мирян для осуждения экуменической ереси, для отказа от дальнейших встреч иерархов Русской Православной Церкви с еретиком папой римским».

Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»

Похожие публикации