Энциклопедия пожаробезопасности

Основные пожарные автомобили общего применения. Пожарные автомобили. Определение и классификация


Компоновка пожарных автомобилей

Общие требования. Пожарные автомобили созданы на базе грузовых автомобилей общего назначения, состоящих из трех основных частей: двигателя, шасси и кузова.

На большинстве автомобилей установлены поршневые карбюраторные двигатели или дизели. Часто двигатели расположены впереди кабины. На шасси для некоторых аэродромных пожарных автомобилей кабины размещаются впереди двигателя.

Шасси объединяет несущую систему, трансмиссию, мосты, подвеску, колеса, рулевое управление и тормозные системы. Они могут быть полноприводными (4х4; 6х6) и неполноприводными (4х2; 6х2; 6х4).

Кузов грузового автомобиля, размещаемый на раме шасси, состоит из платформы под груз и кабины водителя.

Для создания пожарных машин на шасси грузовых автомобилей сооружают пожарную надстройку. В зависимости от назначения пожарного автомобиля надстройка может включать кабину (салон) для боевого расчета, различные механизмы, цистерны и баки для ОТВ, пожарно-техническое вооружение.

Пожарная надстройка является, таким образом, перевозимым грузом. Масса этого груза постоянна, т.е. пожарный автомобиль не имеет холостых пробегов. По определению, он эксплуатируется в транспортном режиме и в режиме боевой эксплуатации на пожарах.

Компоновка пожарных автомобилей должна быть такой, чтобы реализовались его технические возможности в транспортном режиме, в условиях, ограничивающих маневрирование, и в стационарных режимах при воздействии опасных факторов пожара.

Технический уровень и совершенство конструкции пожарной надстройки, а также рациональность ее компоновки с базовым шасси должны обеспечивать реализацию всех требований, предъявляемых к пожарным автомобилям. При этом компоновка должна:

не снижать показателей безопасности базового шасси;

обеспечивать в минимальное время осуществление боевых действий с безопасностью для личного состава;

удовлетворять требованиям охраны труда пожарных и окружающей среды.

Все эти требования будут рассматриваться применительно к автоцистернам. Это обусловлено тем, что они составляют основную массу ПМ, АЦ укомплектованы наиболее многочисленными боевыми расчетами. АЦ перевозят смещаемые и несмещаемые грузы. Более 99 % всех пожаров тушат боевые расчеты АЦ.

Некоторые особенности компоновок других типов ПА будут рассмотрены при описании их конструкций.

Особенности компоновок АЦ. Компоновка АЦ обеспечивает рациональное взаимное расположение элементов надстройки и агрегатов базового шасси. От ее совершенства зависит возможность наиболее эффективной реализации технических возможностей АЦ. В основном она зависит от численности боевых расчетов, а также взаимного расположения емкостей для огнетушащих веществ и пожарного насоса. Последнее будет определять и компоновку отсеков для пожарно-технического вооружения.

Требования к компоновке АЦ формулирует заказчик. Ее анализ важен также и для потребителя.

Две особенности важны для компоновок АЦ.

Первая особенность , важная для всех ПА, – это размещение салона боевого расчета за кабиной базового шасси. Вторая особенность состоит в том, что размещение цистерны для воды, по существу, определяет всю компоновку.

Размещение цистерны может быть осуществлено вдоль или поперек продольной оси базового шасси (рис. 7.20). Оно и определяет собой возможности и ограничения компоновок ПН и ПТВ. Так, при поперечном размещении цистерны пожарный насос можно установить только сзади в кормовом насосном отсеке.

Рис. 7.20. Классификация компоновок АЦ

Компоновка салонов. В зависимости от численности боевого расчета АЦ, как и другие ПА, могут иметь посадочные формулы 1+2; 1+5; 1+8. Каждой из них соответствует своя компоновка салона. Во многих ПА и некоторых АЦ используется кабина базового шасси (рис. 7.21, а ). В АЦ могут быть салоны с одним (рис. 7.21, б ) или двумя рядами сидений. В салонах возможно размещение СИЗОД или установка пожарного насоса (рис. 7.21, б ).

Несколько иная компоновка АЦ на шасси КамАЗ (рис. 7.21, г ). Кабина боевого расчета отделена от кабины водителя промежутком с . Кроме того, отсеки 4 могут быть посередине и в кормовой части.

Подножки для доступа в салон устраивают на высоте, обеспечивающей пожарным малого роста свободное пользование ими. Размеры кабин салонов, дверей у них, а также сидений определены, исходя из роста высоких пожарных.

Все соединяемые детали салона должны иметь уплотнения, препятствующие проникновению в кабину пыли, атмосферных осадков и потере тепла. В салоне размещают один или несколько огнетушителей, а также аптечку. Оборудование должно размещаться так, чтобы исключалась возможность его самопроизвольного перемещения при движении автомобиля, а острые углы не наносили травму пожарным.

Сосуды для ОТВ. На АЦ имеются цистерны для воды и баки для пенообразователя. Вместимость цистерн и их форма во многом влияют на компоновку и безопасность движения.

Традиционно в нашей стране цистерны компоновались вдоль продольной оси базового шасси. На АЦ с большой вместимостью цистерн стали применять поперечное их размещение (рис. 7.21, в , г ). Такая компоновка позволяет более рационально распределять массу ПА по осям, что обеспечивает в случае полноприводных шасси более равномерную реализацию тяговых сил на колесах и улучшает управляемость АЦ.

Цистерны большой вместимости в поперечном сечении имеют прямоугольную форму. По сравнению с другими формами (круглое или эллиптическое) в этом случае значительно уменьшается высота центра массы Н . Этот фактор улучшает безопасность движения АЦ по косогору или при повороте, так как в этом случае должно выполняться соответственно одно из двух условий:

Tg β ≤ В/ 2H или v

, (7.7)

где β – угол косогора; В – колея базы АЦ; Н – высота центра массы АЦ;
R – минимальный радиус поворота АЦ; g – ускорение свободного падения.

Отношение К = 2В/H называют коэффициентом устойчивости автомобиля против опрокидывания . При заданной колее В его величина зависит только от Н . Чем она больше, тем меньший угол β можно преодолеть и c меньшей скоростью осуществить поворот.

В зависимости от степени заполнения цистерны К уменьшается на
8 – 10 %. Поэтому необходимо после тушения пожара заполнять цистерну водой. Это требуется и БУПО для обеспечения боевой готовности АЦ.

В отличие от грузовых автомобилей пожарные автоцистерны перевозят смещающиеся грузы. В АЦ таким грузом является вода. Ее колебания оказывают большое влияние на безопасность движения. Гашение колебаний жидкости осуществляется волноломами.

Волноломы – это перегородки, устанавливаемые поперек цистерны перпендикулярно его продольной оси. Площадь перегородки должна составлять до 95 % от площади поперечного сечения цистерны. Гашение колебаний жидкости волноломами происходит более интенсивно, если их устанавливать под углом 30 – 35 о с наклоном в сторону кормы. В АЦ с поперечным расположением цистерны и пенобаков волноломы устанавливают вдоль оси автомобиля. Гашение колебаний жидкости может осуществляться и губчатым заполнителем, например, на основе полиуретана.

Пожарные насосы. В мировой практике применяют переднее, среднее и заднее размещение насосов. Переднее расположение, главным образом, шестеренных насосов применяется на маломощных, упрощенных автоцистернах. В нашей стране преимущественное распространение получили компоновочные схемы с задним размещением насосов (рис. 7.21).

Схемы компоновок со средним расположением насосов имеют ряд достоинств: улучшаются условия управления насосом, упрощается конструкция трансмиссии, что позволяет уменьшать не только ее массу, но и высоту центра массы, нет необходимости специально обогревать насос. Однако такая схема компоновки имеет и существенные изъяны. Во-первых, возрастает травмоопасность личного состава в кабине в случае ДТП. Во-вторых, вывод всасывающих патрубков на стороны делает забор воды менее удобным, чем в случае компоновки с задним расположением насоса.

Компоновка насоса должна обеспечивать управление насосом пожарными любого роста. Этому же требованию должны удовлетворять расположение сливных кранов, кранов включения дополнительной системы охлаждения двигателя при ее наличии.

Кузов АЦ. В кузовах размещают емкости для ОТВ, насосы с водопенными коммуникациями, приводы их управления и пожарно-техническое вооружение ПТВ. Кузова компонуют из различных деталей в зависимости от принятого способа расположения цистерны для воды. В случае размещения цистерны вдоль шасси кузов изготавливают из двух цельнометаллических бескаркасных тумб. Они крепятся к кронштейнам цистерны болтами. Тумбы внутри разделены на отсеки, в которых размещается ПТВ.

В различных конструкциях АЦ по их борту в тумбах может быть по
2 – 4 отсека. Отсеки снаружи закрываются дверями с замками. Двери навешивают на петлях. Двери могут быть выполнены по схеме, открывающимися вверх с подпружиненными телескопическими стойками или шторного типа.

Пространство между тумбами и задним днищем цистерны используется под насосное отделение. В случае среднего размещения насоса в кормовой части образуется отсек для ПТВ.

Размещение отсеков для ПТВ и его крепление влияет на продолжительность боевого развертывания. Различие в размещении и креплении ПТВ прослеживается на рис. 7.22, характеризующем время его снятия и прокладку рукавной линии с первым стволом. Из этого рисунка следует, что необходимо размещать отсеки и крепить ПТВ в них так, чтобы оно было одинаково доступно пожарным различного роста. Его крепление должно позволять снятие в минимальное время

В современных АЦ, отсеки относительно зоны доступности для пожарных различного роста, размещены по-разному (рис. 7.23). На этом рисунке показаны зоны доступности аб (размеры 740 и 1970 мм), указана оценка в баллах различных ее частей. У ряда АЦ размещение отсеков не очень удачно.

В зависимости от размещения цистерны отсеки могут располагаться по бортам кузова (7.24, а ) или по бортам, но только у кормы АЦ (7.24, б ). В первом случае больший простор доступа к машине и отсекам. Во втором случае все ПТВ сосредоточено более компактно. ПТВ в отсеках этого типа расположено в выдвижных ящиках и на полках.

Очевидно, что в этом случае необходимо более четкое выполнение обязанностей пожарными, чтобы они не мешали друг другу. Кроме того, ящики для ПТВ выдвижные.

Следовательно, появляется дополнительная операция по выдвижению ящиков и их фиксации в наклонном положении. При такой компоновке часть ПТВ размещается в выдвижном ящике в верхней части насосного отсека. Такое размещение ПТВ менее удобно, чем в случае, когда отсеки находятся вдоль бортов АЦ.

Обоснование выбора АЦ для гарнизона ГПС. Требования к АЦ и особенностям их компоновки изложены в нормах пожарной безопасности. Они являются основой для разработки технических заданий на производство новых АЦ или их модернизации. Их обосновывают специалисты ГПС. Реализуются требования в производстве. Знание этих требований, реализованных в конструкции АЦ, важно и при обосновании выбора пожарных машин для гарнизонов ГПС.

Рациональным порядком является следующее:

1. Оценивается территория по природно-климатическим условиям.

3. Проверяется состояние пожарной водопроводной сети и определяется наличие в регионе естественных и искусственных водоисточников.

На основании изложенного обосновывается требование к шасси АЦ, вместимости цистерны для воды. Эти факторы будут определять и численность боевого расчета. Необходимо также учитывать структуру имеющегося парка АЦ как по шасси, так и по типу двигателей. Унификация АЦ, предотвращение их многомарочности будет способствовать лучшей организации их содержания в состоянии технической готовности и обеспечения их технического обслуживания и ремонта.

7.6. Дополнительное электрооборудование

Пожарные автомобили следуют на пожары с большими скоростями, эксплуатируются в разное время суток, часто при недостаточном освещении объектов. Все это требует высокой информативности ПА, приспособленности его к использованию в различное время суток. Этим обусловлена необходимость специального, дополнительного оборудования.

Дополнительное электрооборудование включает:

Приборы сигнализации, обеспечивающие информацию о движении ПА;

Внешнее освещение, освещение рабочих мест и отсеков пожарного автомобиля, обеспечивающих работу пожарных в темное время суток;

Дублирующие контрольно-измерительные приборы и систему пуска стартера из насосного отделения;

Отопление кабины боевого расчета.

Электрооборудование АЦ, производимых предприятиями России, идентично. Поэтому рассмотрим его на примере наиболее массовых АЦ.

Дополнительное оборудование АЦ-40-(131)137. Размещение дополнительного оборудования показано на рис. 7.25.


Рис. 7.25. Дополнительное оборудование пожарной автоцистерны АЦ-40(131)137:

1 – щиток приборов у водителя; 2 – фара-прожектор; 3 – сигнальные фары; 4 , 5 и
8 – плафоны освещения; 6 – щиток приборов насосного отделения; 7 – задние фонари;
9 – задняя фара; 10 – лампа подсвета вакуумного клапана; 11 – датчик для определения количества воды в цистерне; 12 – выключатели отсеков кузова; 13 – диоды;
14 – биметаллический прерыватель; 15 – блок предохранителей;
16 – противотуманные фары

07.05.2015 13:06


Тема5: Основные пожарные автомобили целевого применения.

Литература, используемая для проведения занятия:

Пожарная техника: пожарные машины, устройство и применение. (В.В. Теребнев, Н.И. Ульянов, В.А. Грачев) Москва 2007 год, учебные плакаты(способы подачи огнетушащих материалов);

№ Учебные вопросы. Время. Содержание учебных вопросов.

1. Вступительная часть. 5 Опросить л.с. по предыдущей теме. Довести тему, цель и метод проведения занятия. Вопросы:

Дать определение ПА общего применения

ТТХ АЦ-5.0-40(43253)22ВР

Специальные пожарные автомобили предназначены для выполнения специальных работ на пожаре. В зависимости от назначения и характера выполняемых работ на пожарах специальные пожарные автомобили можно условно разделить на две группы: обеспечения управления тушением пожара (штабные) и обеспечения боевых действий (автолестницы, аварийно-спасательные автомобили, автомобили газодымозащитной службы рукавные автомобили и др.).

2.1 Основная часть

АВТОМОБИЛИ ПОЖАРНЫЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ. 70

Машины пожарные первой помощи предназначены для доставки к месту пожара боевого расчёта, пожарно-технического вооружения, аварийно-спасательного инструмента и другого специального оборудования, проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожара до подхода основных сил и средств.

Подача огнетушащих веществ:

При подаче ствола высокого давления пожарный №1 открывает насосный отсек, снимает рукавную катушку с фиксатора прокладывает рукав высокого давления в указанном направлении и работает со стволом. Пожарный № 2 располагается в 2-3 метрах от рукавной катушки и оказывает помощь в прокладке рукавной линии. Водитель производит включение насоса(мотопомпы, в зависимости от комплектации автомобиля) и подает воду в рабочую линию.

В случае подачи воздушно механической пены пожарный №1 открывает насосный отсек, устанавливает пенный насадок на ствол, снимает рукавную катушку с фиксатора, прокладывает рукав высокого давления в указанном направлении и работает со стволом. Пожарный № 2 располагается в 2-3 метрах от рукавной катушки и оказывает помощь в прокладке рукавной линии. Водитель производит включение насоса(мотопомпы, в зависимости от комплектации автомобиля) и открывает кран подачи пенообразователя, подает раствор в рабочую линию.

Охрана труда:

К эксплуатации могут быть допущены те лица, которые прошли курс обучения по соответствующе программе и получившие свидетельство установленного образца.

В процессе эксплуатации запрещается

Допускать к работе посторонних лиц

Работать на автомобиле находящимся в неисправном состоянии

Работать в темное время суток и в условиях недостаточной видимости на не освещенных площадках

Осуществлять продувку рукава высокого давления для удаления из него оставшейся воды

Работав на авто, не включив стояночную тормозную систему

Тактико-техническая характеристика АПП-0,5-5(2705)мод.008ПВ

Базовое шасси ГАЗ-2705

Колесная формула 4 х 2

Полная масса 3500 кгГабаритные размеры:

Высота 6000 мм2100 мм2800 ммДвигатель:

Мощность бензиновый, инжекторный

Число мест боевого расчета 5 человек

Максимальная скорость 85 км/чЕмкость цистерны для воды 500 литровЕмкость бака для пенообразователя 30 литровНасос пожарный:

Расположение агрегат мотонасосный пожарный высокого давления

МНПВ-40/100-4/400

Среднее (в кабине боевого расчета)

Номинальная подача насоса 1,5 л/с

Номинальный напор на выходе насоса: 300 м.вод.ст. (30 ат.)

Длина рукава на катушке

Производительность ствола-распылителя высокого давления 60 м1,5 л/с

Наибольшая геометрическая высота всасывания 3,5 мРанцевая установка пожаротушения 1 шт.

Электрический генератор «Хонда»:

Номинальное напряжение

Номинальная частота

Максимальная мощность 230 В

Катушка с магистральным кабелем 50 м на 3 розетки 1 шт.

Специальное аварийно-спасательное оборудование и инструмент:

Комплект гидравлического аварийно-спасательного инструмента, в т.ч.:

Мотонасосная станция

Разжим-ножницы гидравлические

Кусачки гидравлические

Соединительные шланги

Устройство для сброса давления

Электрический дисковый резак

Резак дисковый бензиновый 1 комплект

Тактико-техническая характеристика АПП-1,0-40/4(5301)

Наименование параметра Показатель

Базовое шасси ЗИЛ-5301 «Бычок»

Колесная формула 4 х 2

Полная масса 6950 кгГабаритные размеры:

Высота 6950 мм2350 мм2680 ммДвигатель:

Мощность дизельный, с турбонаддувом

Число мест боевого расчета 3 человек

Максимальная скорость 95 км/чЕмкость цистерны для воды не менее 1000 литровЕмкость бака для пенообразователя 90 литровНасос пожарный:

Расположение центробежный двухступенчатый комбинированный

НЦПК-40/100-4/400

Номинальная подача насоса:

При напоре 100 м.вод.ст.

При напоре 440 м.вод.ст.

При совместной работе двух ступеней: - низкой

Высокой 40 л/с

Номинальный напор на выходе насоса:

Нормального давления

Высокого давления не менее 100 м.вод.ст. (10 ат.)

Не менее 440 м.вод.ст. (44 ат.)

Рукавная катушка высокого давления:

Длина рукава на катушке

Производительность СРВД 60 м4 л/с

Вакуумная система автоматическая

Наибольшая геометрическая высота всасывания не менее 8,0 мВремя всасывания с высоты 7,5 мне более 30 с

Электрический генератор «ВЕПРЬ» АДП-230ВЯ:

Номинальное напряжение

Номинальная частота

Максимальная мощность 230 В

Осветительная мачта:

Высота подъема

Привод подъемника

Количество/мощность прожекторов 4,25 мпневматический (сжатым воздухом)

2 шт./1,0 кВт

Комплект электрического аварийно-спасательного инструмента:

Цепная пила «Парма»

Углошлифовальная машина (типа «болгарка») 1 шт.

Катушки кабельные: тип

Рабочее напряжение / количество / длина переносные

230 В – 1 шт./ 50 м2.2 -38100567690АВТОМОБИЛИ ПОЖАРНЫЕ ПЕННОГО ТУШЕНИЯ.

10 Автомобили пожарные пенного тушения предназначены для доставки к месту пожара боевого расчёта, пенообразователя, пожарно-технического вооружения и подачи воздушно-механической пены в очаг пожара.

Тактико-техническая характеристика АЦП-40(130)63Б

Наименование параметра Показатель

Базовое шасси ЗИЛ-130

Колесная формула 4 х 2

Полная масса 9600 кгГабаритные размеры:

Высота 7200 мм2500 мм3200 ммДвигатель: тип

Мощность карбюраторный

Число мест боевого расчета 7 человек

Максимальная скорость 80 км/чЕмкость цистерны для пенообразователя 2100 литровНасос пожарный:

Расположение центробежный одноступенчатый

Номинальная подача насоса:

При напоре 100 м.вод.ст. 40 л/с

Номинальный напор на выходе насоса: 100 + 5 м. вод. ст. (10 + 0,5 ат.)

Уровень дозирования пенообразователя корректируемый

Производительность пеносмесителя,м3/мин 4,7; 9,4; 14,1; 18,8; 23,5

Наибольший допустимый подпор во всасывающей линии насоса при подаче пены, м 80

Наибольшая геометрическая высота всасывания 7,5 мВремя всасывания с высоты 7,5 м не более 40 с

Рукава напорные Ø 77 мм, длиной 20 м, шт. 10

Рукава напорные Ø 51 мм, длиной 20 м, шт. 10

Основные тактические возможности отделения

На автоцистерне с пенообразователем АЦП-40(130)63Б

Время работы воздушно-пенных стволов и пеногенераторов, мин.:

1 ствол СВП-4 72 мин.

2 ствола СВП-4 36 мин.

3 ствола СВП-4 24 мин.

4 ствола СВП-4 18 мин.

1 ствол ГПС-600 97 мин.

2 ствола ГПС-600 48,5 мин.

3 ствола ГПС-600 32 мин.

4 ствола ГПС-600 24 мин.

5 стволов ГПС-600 19 мин.

1 ствол ГПС-2000 29 мин.

Возможная площадь тушения воздушно-механической пеной, м2:

1 ствол СВП-4 80-53 м22 ствола СВП-4 160-106 м25 стволов СВП-4 400-266 м21 ствол ГПС-600 120-75 м22 ствола ГПС-600 240-150 м25 стволов ГПС-600 600-375 м21 ствол ГПС-2000 400-250 м2Возможный объем тушения пеной средней кратности, Кз=3, м3:

5 стволов ГПС-600 600 м31 ствол ГПС-2000 400 м32.3. АВТОМОБИЛИ ПОЖАРНЫЕ ПОРОШКОВОГО ТУШЕНИЯ.

10 ПОКАЗАТЕЛИ.АВТОМОБИЛИ ПОЖАРНЫЕ ПОРОШКОВОГО ТУШЕНИЯ

АП4000-50 (43118),

МОД.2-ТЛ АП 5000 (53215)

Мод. ПМ-567А

Марка шасси КамАЗ-43118 КамАЗ-53213 (КамАЗ-43118)

Колёсная формула бхб.1 6x4.2 (бхб.1)

Количество сосудов для огнетушащего порошка, шт 2 3

Масса огнетушащего порошка, кг 4000 5000

Рабочее давление в сосудах для огнетушащего порошка, МП а 1,200 1,176

Расход порошка, кг. через лафетный ствол 50,0 (не менее) 55,0 (не менее)

Через ручной ствол 6,5 (не менее) 3,5

Автомобили пожарные порошкового тушения предназначены для доставки к месту пожара боевого расчёта, запаса огнетушащего порошка и подачи порошка в очаг пожара.

Тушение пожара лафетным стволом: автомобиль останавливают при малых оборотах двигателя на безопасном расстоянии от очага пожара с наветренной стороны. Пожарный выходит из кабины, поднимается на площадку, освобождает лафетный ствол от фиксаторов и направляет его в очаг пожара. Водитель ставит ПА на тормоз а рычаг переключения передач- в нейтральное положение, выходит из кабины, открывает дверь баллонного отсека и переднюю дверь левого кузова. Открывает вентили по очереди всех баллонов со сжатым воздухом, плавно открывает магистральный вентиль и удостоверяясь что давление на манувакууметре «за редуктором» соответствует рабочему, плавно открывает кран «Воздух в цистерну»

Пожарный управляющий лафетным стволом, при достижении в цистерне рабочего давления дает команду водителю на трогание с места и маневрирование ПА.

При тушении ручными стволами: командир и пожарный открывает двери кузовов, достают стволы-пистолеты, разматывают рукава в направлении очага пожара.

Требования техники безопасности при работе с пенообразователем и порошком

При заправке ПА ПО личный состав подразделений ГПС должен быть обеспечен защитными очками. Для защиты кожных покровов и слизистой оболочки глаз ПО смывается чистой водой или физиологическим раствором. Заправка ПА ПО или порошком должна быть механизирована. При невозможности мех. Заправки, в исключительных случаях, может осуществляться заправка ПА в ручную. В случае заправки ПА в ручную необходимо применять мерные емкость, навесные лестницы или специальные передвижные площадки. Порядок заправки ПА порошком и загрузка цистерны с помощью вакуумной установки и в ручную определен соответствующими инструкциями.

Вакуумная установка, предназначенная для заправки ПА порошком, должна быть смонтирована в проветриваемом помещении. При ее использовании для заправки ПА порошком необходимо:

Проверить крепление электродвигателя, электропроводов и вакуумного насоса, состояние полумуфты;

Включать вакуумную установку только после подсоединения шланга загрузки порошка к крышке люка цистерны;

При загрузке порошка в цистерну в ручную личный состав подразделений ГПС должен работать в респираторах и защитных очках.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

Заправка ПА в помещениях гаража, при работающем двигателе, соединение вакуумной установки с коммуникациями ПА, металлическими трубами или шлангами с металлической спиралью, при нарушении изоляции проводов, работающие могут быть поражены электрическим током.

Открывать пробки металлической тары при помощи молотков, и зубил и других инструментов, не предназначенных для этого.

Использование промежуточных емкостей для заправки ПА ПО.

Применение вблизи места заправки открытого огня и курение во время заправки.

2.4 МАШИНЫ ПОЖАРНЫЕ КОМБИНИРОВАННОГО ТУШЕНИЯ.

Машины пожарные комбинированного тушения предназначены для тушения пожаров несколькими видами огнетушащих веществ и служат для доставки к месту пожара боевого расчёта, запаса огнетушащих веществ, подачи огнетушащих веществ в очаг пожара.

ПОКАЗАТЕЛИ.АВТОМОБИЛЬ КОЛЮИНИРОВАННОГО ТУШЕНИЯ ПОЖАРНЫЙ

АКТ-1/1-40 (4320)

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕХАРАКТЕРИСТИКИ

Марка шасси УРАЛ-4320

Колёсная формула бхб.1

Число мест для боевого расчёта (включая место водителя), шт. 3

Вместимость пенобака, м 1,15

Масса вьшозимого порошка, кг 900

Марка насоса нет данных

Максимальный расход через лафетный ствол, л/с воды нет данных

Водного раствора пенообразователя нет данных

Максимальный расход порошка через лафетный ствол, кг/с нет данных

Полная масса, кг 13500

2.5 АВТОМОБИЛИ ПОЖАРНЫЕ АЭРОДРОМНЫЕ.

10 Автомобили пожарные аэродромные предназначены для несения пожарно-спасательной службы непосредственно на взлётно-посадочной полосе (ВПП) аэродромов, тушения пожаров самолёта и проведения работ по эвакуации пассажиров из самолёта, потерпевшего аварию. Они служат для доставки к месту аварии самолёта боевого расчёта, пожарно-технического вооружения и подачи в очаг пожара огнетушащих веществ.

Ликвидация горения может осуществляться как при движении ПА, так и при стоянке. Для подготовки ПА к ликвидации горения включить привод пожарного насоса и масляного насоса гидропривода, после чего плавно включить сцепление. Эти манипуляции категорически запрещается делать при движении ПА.

ПОКАЗАТЕЛИ.АВТОМОБИЛИ ПОЖАРНЫЕ АЭРОДРОМНЫЕ

АА-60 (73101. мод. 160.01 АА-15/80-100/3 (790912), мод.ПМ-539

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕХАРАКТЕРИСТИКИ

Марка шасси МАЗ-7313 МЗКТ-790912

Колёсная формула 8x8.1

Число мест для боевого расчёта (включая место водителя), шт. 4 3

Вместимость цистерны для воды, м 12,0 14,0

Вместимость бака для пенообразователя,м 0,9 1,0

Марка насоса 160.01-35-00-00 FR48/8-2H "Циглер"

П о дача нас оса, л/с 60 80

Марка лафетного ствола нет данных 2RW40/20MDR "Циглер"

Расход огнетушащего вещества через лафетный ствол, л/с нет данных 80

2.5 АВТОМОБИЛИ ПОЖАРНЫЕ ГАЗОВОГО ТУШЕНИЯ

10 Автомобили пожарные газового тушения предназначены для доставки к месту пожара боевого расчёта, запаса газового огнетушащего состава и подачи газового огнетушащего состава в очаг пожара.

ПОКАЗАТЕЛИ АВТОМОБИЛЬ ПОЖАРНЫЙ ГАЗОВОГО ТУШЕНИЯ АГТ-4000 (133Г42)

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕХАРАКТЕРИСТИКИ

Марка шасси ЗИЛ-133Г42 (КамАЗ-53212)

Колёсная формула 6x4.2

Число мест для боевого расчёта, (включая место водителя), шт. 3

Газовый огнетушащий состав азот жидкий

Масса вьшозимого азота, кг 4000

Рабочее давление в резервуаре, МП а 1,3...1,6

Температура азота в резервуаре, * К 80... 100

Время непрерывной подачи азота, с ручной ствол 1800 (не менее)

Лафетный ствол 120 (не менее)

Расход азота, кг/с ручной ствол 2,0 (не менее)

Лафетный ствол 30,0 (не менне)

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СПАСАТЕЛЕЙ

Аварийно-спасательные машины подразделений спасателей предназначены для доставки к месту чрезвычайных ситуаций групп спасателей, комплекта аварийно-спасательного оборудования и инструмента, а также для обеспечения проведения спасательных и неотложн-восстановительных работ при ликвидации указанных ситуаций.

3. Охрана труда при проведении боевого развертывания 10 При проведении боевого развертывания запрещается:

Начинать его проведение до полной остановки пожарного автомобиля;

Использовать открытый огонь для освещения колодцев пожарных гидрантов, газо- и теплокоммуникаций;

Спускаться без СИЗОД и спасательной веревки в колодцы водо-, газо-, техкоммуникаций;

Одевать на себя лямку присоединенного к рукавной линии пожарного ствола при подъеме на высоту и при работе на высоте;

Находиться под грузом при подъеме или спуске на спасательных веревках инструмента, ПТВ и др.;

Переносить механизированный и электрифицированный инструмент в работающем состоянии, обращенный рабочими поверхностями (режущими, колющими и т.п.) по ходу движения, а поперечные пилы и ножовки – без чехлов;

Поднимать на высоту рукавную линию, заполненную водой;

Подавать воду в незакрепленные рукавные линии до выхода ствольщиков на исходные позиции или подъема на высоту.

Вертикальные рукавные линии должны крепиться из расчета не менее одной рукавной задержки на каждый рукав.

Подача огнетушащих веществ разрешается только по приказанию оперативных должностных лиц на пожаре или непосредственных начальников.

Подавать воду в рукавные линии следует постепенно, повышая давление, чтобы избежать падения ствольщиков и разрыва рукавов.

При использовании пожарного гидранта его крышку открывать специальным крючком или ломом. При этом следить за тем, чтобы крышка не упала на ноги.

В случаях угрозы взрыва, при боевом развертывании прокладка рукавных линий личным составом подразделений ГПС осуществляется перебежками, переползанием, используя имеющиеся укрытия (канавы, стены, обваловки и т.д.), а также с использованием средств защиты (стальные каски, сферы, щиты, бронежилеты), под прикрытием бронещитов, бронетехники и автомобилей.

Ручные пожарные лестницы должны устанавливаться так, чтобы они не могли быть отрезаны огнем или не оказались в зоне горения при развитии пожара.

При перестановке ручных пожарных лестниц необходимо предупреждать об этом поднявшихся по ним для работы на высотах, указать новое место их установки или другие пути спуска.

Запрещается устанавливать пожарные автомобили поперек проезжей части дороги. Остановка на проезжей части улицы, дороги, при создании помех для движения транспортных средств допускается только по приказу оперативных должностных лиц или начальника караула. При этом на пожарном автомобиле должна быть включена аварийная световая сигнализация.

Для безопасности в ночное время стоящий пожарный автомобиль освещается бортовыми, габаритными или стояночными огнями.

4. Заключительная часть 5 Ответить на возникшие вопросы.

Провести опрос личного состава по вопросам пройденной темы

Выставить оценки в журнал боевой подготовки.

ОСНОВНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ

Глава 8 основные пожарные автомобили общего применения

Основные пожарные автомобили – автомобили тушения – предназначены для доставки к месту вызова личного состава, огнетушащих веществ и тушения пожаров. К ним относятся: пожарные автоцистерны, автонасосы, автомобили первой помощи, мотопомпы, приспособленная техника предприятий.

Подразделения ГПС оснащаются только автоцистернами, автонасосами, пожарными автомобилями первой помощи и мотопомпами. Остальная пожарная техника используется в соответствующих министерствах и будет рассмотрена специально.

8.1. Пожарные автоцистерны и автонасосы

Пожарные автоцистерны (АЦ) предназначены для тушения пожаров, доставки к месту вызова боевых расчетов, огнетушащих веществ (ОТВ) и пожарно-технического вооружения (ПТВ). На них в качестве ОТВ используется вода и пенообразователь для тушения пеной.

Пожарные АЦ используются как самостоятельные боевые единицы с подачей воды из собственной цистерны, открытого водоема или водопроводной сети. Может использоваться также пенообразователь как из бака АЦ, так и из постороннего источника.

Для выполнения основных функций пожарные надстройки АЦ включают цистерны для воды и баки для пенообразователя, пожарные насосы с трансмиссиями к ним, водопенные коммуникации и приводы управления механизмами.

Все элементы пожарных надстроек размещаются в кузовах, смонтированных на шасси грузовых автомобилей (рис.8.1).

В ГПС используется большое число различных модификаций АЦ, сооруженных на полноприводных или неполноприводных шасси грузовых автомобилей производства различных заводов. Их пожарные надстройки укомплектованы элементами одинакового назначения. Однако на них используются пожарные насосы с различными характеристиками, цистерны и пенобаки с различной вместимостью, водопенные коммуникации могут быть по-разному скомпонованными. Поэтому становится целесообразным изучение типичных элементов пожарных надстроек различных АЦ.

Рис. 8.1. Автоцистерна пожарная АЦП-6/6-40(Урал-5557-10):

1 – Шасси автомобиля Урал; 2 – ствол лафетный; 3 – цистерна; 4 – отсек размещения птв; 5 – насосный отсек; 6 – насосная установка

Цистерны и баки для огнетушащих веществ. Цистерны для водыизготовляют вместимостью от 0,8 до 9 м 3 . Их вместимость является основой для классификации АЦ. При вместимости цистерн до 2 м 3 АЦ называютлегкими . При вместимости от 2 м 3 и до 4 м 3 – средними, а при вместимости 4 м 3 и более –тяжелыми .

Для конструирования цистерн используются углеродистые стали. Внутренние их поверхности защищают от коррозии специальными антикоррозионными покрытиями. На некоторых АЦ для этой цели используется анодная защита.

Для предотвращения замерзания воды в зимнее время цистерны оборудуются обогревом. Он может осуществляться автономными теплогенераторами, теплом отработавших газов двигателя или электрическими обогревателями. На некоторых АЦ устанавливаются цистерны с теплоизоляционным слоем, например полиуретаном.

Заводы также изготовляют цистерны из стеклопластика. Такие цистерны не требуют защиты от коррозии, они легче цистерн из углеродистой стали. Кроме того, они характеризуются хорошими теплозащитными свойствами.

К конструкциям цистерн предъявляется ряд общих требований. Для осмотра и технического обслуживания цистерны должны иметь люки диаметром более 450 мм. Внутри цистерн для гашения колебаний жидкости должны устанавливаться волноломы. Цистерны должны быть приспособлены для заполнения водой насосом АЦ или другим насосом. В них необходимы устройства, предотвращающие создание избыточного давления при их заполнении, обеспечивающие непрерывный или дискретный контроль за их заполнением водой, а также полным сливом её.

В поперечном сечении цистерны могут иметь эллиптическую форму или форму, близкую к квадратной, но с закругленными углами. Цистерны с эллиптической формой сечения устанавливают на пожарных автомобилях на шасси ГАЗ и др. Установка таких цистерн позволяет более полно использовать ширину шасси и способствует снижению центра массы автомобиля.

Цистерны различаются размерами, размещением люков, отстойников, деталей крепления и т.д., но все же они имеют много общих элементов. На рис. 8.2 показано устройство цистерны на пожарных автомобилях АЦ-40(131)137, АЦ-40(130)63Б и др. Обечайка 15 с обеих сторон закрыта приваренными днищами. Над верхней частью обечайки из отверстия выходит установленная в цистерне контрольная труба2 . Сверху она закрыта крышкой1 . При переполнении цистерны лишняя вода по этой трубе будет выливаться.

Рис. 8.2. Цистерна:

1 , 4 – крышки; 2 – контрольная труба; 3 – горловина; 5 – кронштейн; 6 – труба; 7 – штуцер; 8 – заборная труба; 9 – отстойник; 10 – рычаг; 11 – кран; 12 – стремянка; 13 – волнолом; 14 – крышка горизонтального люка; 15 – обечайка; 16 – передняя опора; 17 , 20 – амортизаторы; 18 – болт; 19 задняя опора; 21 – брусок; 22 – гидроконтакт

На верхней части цистерны имеется горловина 3 . Она обеспечивает доступ внутрь цистерны для ее осмотра и ремонта. Горловина закрывается крышкой4 с резиновым уплотнением.

В днище имеется отстойник 9 . Слив отстоя производится через кран11 , который открывается с помощью рычага10 .

Забор воды осуществляется по трубе 8 . На заднем днище цистерны на кронштейне5 установлен тахометр. Штуцер7 и труба 6 служат для подсоединения водопенных коммуникаций.

В переднем днище имеется горловина горизонтального люка 14 . Для уменьшения силы удара жидкости о стенки цистерны при изменении скорости движения автомобиля установлены волноломы. Для измерения уровня заполнения цистерны водой установлены гидроконтакты22 .

Цистерна закрепляется в трех точках. В передней части опора16 шарнирная, к ней болтами18 закреплены амортизаторы17 . В задней части двумя опорами19 через амортизаторы20 на брусках21 цистерна устанавливается на раму и крепится стремянками12 .

Цистернами такого типа оборудованы многие АЦ на шасси ЗИЛ, Урал и др.

Другой тип цистерн используется на АЦ-3-40(4326), АЦ-5-40(4925) и др. Основой их является (рис. 8.3) корпус4 с ребрами жесткости5 со скругленными углами. В верхней части цистерны имеется люк6 , предназначенный для осмотра и очистки внутренней полости. Люк закрывается крышкой6 , к которой приварен патрубок7 для наполнения цистерны водой.

В нижней части цистерны имеется патрубок 9 для соединения ее с насосом, сливной патрубок10 и нижний конец сливной трубы11 .

Цистерна имеет пять датчиков 8 уровня воды, представляющих собой пластмассовую пробку с впаянными в нее электродами. При достижении воды уровня датчиков происходит замыкание электрической цепи и на щите приборов загорается соответствующий светодиод. Световоды сигнализации уровня воды в цистерне расположены на панелях приборов, установленных в насосном отсеке и кабине водителя.

Цистерна 4 установлена на кронштейнах2 , прикрепленных к балкам рамы шасси1 . Крепление цистерны осуществляется хомутами3 , закрепленными болтами с гайками на кронштейнах2 .

Баки для пенообразователяизготовляют вместимостью от 0,08 до 1 м 3 , они должны составлять не менее 6 % от вместимости цистерны. Их конструируют из нержавеющей стали. Трубопроводы и арматура к ним должны изготовляться из коррозионностойких по отношению к пенообразователям материалам. Конструкция пенобаков должна исключать пролив пенообразователя из баков при движении АЦ и при его подаче в насос. Конструктивными мерами или компоновочными приемами должна обеспечиваться положительная температура пенообразователя в баках.

Общие сведения о пожарных автомобилях.

Пожарный автомобиль - это моторизованное техническое средство с оборудованием на шасси автомобиля предназначенное для предотвращения, ограничения развития, тушения пожара, спасания и защиты людей и материальных ценностей на пожаре.

Пожарные автомобили предназначены для:

Доставки в требуемый район действий боевых расчетов, огнетушащих средств и пожарного оборудования;

Подачи в необходимом количестве огнетушащих средств в очаг горения;

Выполнения ряда специальных работ перед началом и во время тушения пожара.

В зависимости от назначения оборудования , которыми укомплектованы пожарные автомобили, их, разделяют на:

Основные;

Специальные;

Вспомогательные.

Основные пожарные автомобили

Основные пожарные автомобили – это пожарные автомобили, предназначенные для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ с помощью вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а также для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников.

Основные пожарные автомобили подразделяются на:

- автомобили общего применения (для тушения пожаров в городах и населенных пунктах) к которым относятся автоцистерны, автонасосы, насосно-рукавные автомобили, автомобили первой помощи ит.д ;

- автомобили целевого применения (для тушения пожаров на специфических объектах аэропортах, нефтебазах, газовых фонтанов и т.д.) к ним относятся пожарно-насосные насосные станции, автомобили пенного тушения, порошкового тушения, газового и газоводяного тушения, комбинированного тушения, аэродромные автомобили .

Основные пожарные автомобили общего применения

Пожарная автоцистерна (АЦ) это пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, ёмкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарного инструмента и оборудования, проведения действий по тушению пожара и АСР.

Пожарные автоцистерны представляют собой самостоятельную тактическую единицу, которые составляют основу парка пожарных автомобилей пожарной охраны и используются 90% случаев при выезде подразделений по тревоге.

Независимо от базового шасси все автоцистерны имеют насосные установки, цистерны и баки для огнетушащих веществ, трубопроводную арматуру, систему забора воды и систему подачи пенообразователя. Все перечисленные элементы соединены трубопроводами, образующими водопенные коммуникации.

При помощи автоцистерн можно подавать воду на тушение пожаров:

Непосредственно из цистерны;

Забирать и подавать воду от водопроводных сетей, из искусственных и естественных водоисточников в том числе и с помощью гидроэлеваторов;

Перекачивать воду на большие расстояния.

В зависимости от грузоподъемности и вместимости огнетушащих веществ автоцистерны подразделяются на три группы:

- легкие с вместимостью цистерны для воды до 2 куб.м. используются в небольших населенных пунктах;

- средние с вместимостью цистерны для воды до 4 куб.м являются основным типом пожарных автомобилей для большинства городов и крупных объектов;

- тяжелые с вместимостью цистерны для воды более 4 куб.м. и насосами производительностью 40-60 л/с. Предназначены главным образом для отдельных объектов и населенных пунктов с недостаточно развитым водоснабжением.

07.05.2015 09:24

ЗАНЯТИЕ 1: Классификация основных пожарных автомобилей общего применения. Назначение, модификация, ТТХ пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, имеющихся на вооружении. Общие сведения о назначении и устройстве частей, агрегатов и групп механизмов основных пожарных и аварийно-спасательных автомобилей. Табель положенности пожарного инструмента и оборудования на пожарном автомобиле. Табель положенности а

ТЕМА 4: Основные пожарные и аварийно спасательные автомобили общего применения.

ЗАНЯТИЕ 1: Классификация основных пожарных автомобилей общего применения. Назначение, модификация, ТТХ пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, имеющихся на вооружении. Общие сведения о назначении и устройстве частей, агрегатов и групп механизмов основных пожарных и аварийно-спасательных автомобилей. Табель положенности пожарного инструмента и оборудования на пожарном автомобиле. Табель положенности аварийно-спасательного вооружения на аварийно-спасательном автомобиле. Испытание и ТО пожарного инструмента и оборудования.

ЗАНЯТИЕ 2: Последовательность работы на пожарных автомобилях: установка на водоисточник; подача воды из автоцистерны (отрытого водоема, водопроводной сети); перекачка воды; подача ВМП; подача компрессионной пены «NATISK»; подача воды насосом от водоема с помощью гидроэлеватора; подача воды с использованием лафетного ствола. Правила эксплуатации пожарных автомобилей. Требования безопасности при эксплуатации пожарного автомобиля общего применения.

ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАЗРАБОТКЕ КОНСПЕКТА:

Пожарные автомобили: Учебник водителя пожарного автомобиля. – Санкт - Питербург, 2005;

Учебник «Пожарная техника»;

- «Об утверждении норм табеля положенности ПТВ и АСО для основных и специальных пожарных автомобилей изготавливаемых с 2006 года». (Приказ МЧС России от 24.07.2006г №425);

1. Вводная часть (10 мин.)

Построение личного состава, объявление темы и целей занятия, краткий опрос по предыдущей теме.

2. Основная часть (70 мин.)

Основные пожарные автомобили общего применения

Общее устройство пожарных автоцистерн

В зависимости от грузоподъемности базовых шасси и объема применяемых цистерн пожарные автоцистерны делятся на три группы:

1. Легкие - с объемом цистерн до 2 м3.

2. Средние - с объемом цистерн от 2 до 4 м3.

3. Тяжелые - с объемом цистерн более 4 м3.

Пожарные автоцистерны имеют конструктивное сходство и состоят из общих основных элементов агрегатов, систем и узлов (рис. 1, 2).

Рис. 1. Пожарная автоцистерана: 1 - двигатель; 2 - шасси; 3 - кабина водителя; 4 - кабина боевого расчета; 5 - цистерна; 6 - отсеки кузова; 7 - кузов пожарного автомобиля; 8 - насосный отсек

Рис. 2. Общее устройство пожарной автоцистерны: 1 - кузов; 2 - цистерна-3 - бак для пенообразователя; 4 - шасси с двигателем; 5 - система дистанционного управления двигателем и сцеплением; 6 - система дополнительного охлаждения; 7 - дополнительное электрооборудование; 8 - система выпуска отработавших газов; 9 - дополнительная трансмиссия привода пожарного насоса; 10 - насосная установка

ТТХ пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, имеющихся на вооружении

Тактико-техническая характеристика АЦ-3,0-40/2(433362)

Базовое шасси ЗИЛ-433362

Колесная формула 4 × 2

Полная масса 10000 кгГабаритные размеры:

Высота 7200 мм2500 мм3200 ммДвигатель:

Мощность карбюраторный

Максимальная скорость 90 км/чЁмкость цистерны для воды не менее 3000 литровЁмкость бака для пенообразователя 180 литровНасос пожарный:

НЦПК-40/100-4/400

Номинальная подача насоса:

При напоре 100 м.вод.ст.

При напоре 440 м.вод.ст.

При совместной работе двух ступеней:

Высокой 40 л/с

Нормального давления

Длина рукава на катушке

Производительность ствола-распылителя высокого давления 60 метров0,2 ÷ 2 л/с

Вакуумная система автоматическая (возможно

Ручное управление)

Наибольшая геометрическая высота всасывания не менее 7,5 метровВремя всасывания с высоты 7,5 мне более 30 с.

Рис. 3, 4, 5. Автоцистерна АЦ-3,0-40/2(433362).

Тактико-техническая характеристика АЦ-5,0-60(43114)20ВР

Наименование параметра Показатель

Базовое шасси КамАЗ-43114

Полная масса 15535 кгГабаритные размеры:

Высота 8200 мм2500 мм3350 ммДвигатель:

Число мест боевого расчёта 7 человек

Максимальная скорость 90 км/чЁмкость цистерны для воды, не менее 5000 литровЁмкость бака для пенообразователя 420 литровНасос пожарный:

Расположение центробежный

Номинальная подача насоса: не менее 60 л/с

Уровень дозирования пенообразователя корректируемый

Наибольшее число одновременно работающих воздушно-пенных стволов типа ГПС-600 до 7 стволов типа ГПС-600

Вакуумная система (дублированная):

2) устройство всасывающее газоструйное;

Автоматическая вакуумная система.

Автономная система отопления насосного отсека имеется (автономный отопитель «Планар»)

Автономная система отопления кабины боевого расчёта имеется (автономный отопитель «Планар»)

Модель переносного лафетного ствола «АКРОН Mercury Master 1000ТМ» (Style 1346) (QПЛС = 19,0 л/с; 31,6 л/с; 50,5 л/с; 63,3 л/с)

Рис. 6, 7, 8. Автоцистерна АЦ-5,0-60(43114)20ВР.

Тактико-техническая характеристика АЦ-5,0-40(43114)003ТВ

Наименование параметра Показатель

Базовое шасси КамАЗ-43114

Колесная формула 6 × 6 (имеется функция блокировки межосевого и межколёсных дифференциалов)

Полная масса 15450 кгГабаритные размеры:

Высота 8500 мм2500 мм3400 ммДвигатель:

Мощность дизельный, с турбонаддувом и интеркулером

Число мест боевого расчёта 7 человек

Максимальная скорость 90 км/чЁмкость цистерны для воды, не менее 5000 литровЁмкость бака для пенообразователя 310 литровНасос пожарный:

Расположение центробежный

Номинальный напор на выходе насоса 100 + 5 м.вод.ст. (10 + 0,5 кгс/см2)

Уровень дозирования пенообразователя корректируемый

Вакуумная система устройство всасывающее газоструйное

Наибольшая геометрическая высота всасывания не менее 7,5 метровВремя всасывания с высоты 7,5 мне более 40 с.

Автономная система отопления насосного отсека имеется (автономный отопитель типа ОВ-65)

Автономная система отопления кабины боевого расчёта имеется (автономный отопитель «Webasto»)

Модель стационарного лафетного ствола СЛС-20

Рис. 9, 10, 11 Автоцистерна АЦ-5,0-40(43114)003ТВ.

Тактико-техническая характеристика АЦ-3,2-40(433124)

Наименование показателя Значение

Базовое шасси ЗИЛ-433124

Колесная формула 4 х 2

Полная масса 11610 кгГабаритные размеры:

Высота 7610 мм2500 мм3140 ммДвигатель:

Мощность карбюраторный, V-образный

8-цилиндровый

Число мест для боевого расчета 7 человек

Максимальная скорость 90 км/чЕмкость цистерны для воды не менее 3200 литровЕмкость бака для пенообразователя 200 литровНасос пожарный:

Расположение центробежный

Номинальная подача насоса: не менее 40 л/с

Номинальный напор на выходе насоса 100 + 5 м.вод.ст. (10 + 0,5 ат.)

Уровень дозирования пенообразователя корректируемый

Вакуумная система газоструйный вакуум-аппарат

Наибольшая геометрическая высота всасывания 7 метровВремя всасывания с высоты 7 мне более 40 с

Рис. 12 Автоцистерна АЦ-3,2-40(433124)

Тактико-техническая характеристика АПП-1,0-40/2(5301 ЮО)001ТМ

Наименование параметра Показатель

Базовое шасси ЗИЛ-5301ЮО

Колесная формула 4 × 2

Полная масса 6950 кгГабаритные размеры:

Высота 6950 мм2350 мм2680 ммДвигатель:

Мощность дизельный, с турбонаддувом

Число мест боевого расчёта 3 человек

Максимальная скорость 95 км/чЁмкость цистерны для воды не менее 1000 литровЁмкость бака для пенообразователя 90 литровНасос пожарный:

Расположение центробежный двухступенчатый комбинированный

НЦПК-40/100-4/400

Номинальная подача насоса:

При напоре 100 м.вод.ст.

При напоре 440 м.вод.ст.

При совместной работе двух ступеней: - низкой

Высокой 40 л/с

Номинальный напор на выходе насоса:

Нормального давления

Высокого давления не менее 100 м.вод.ст. (10 кгс/см2)

Не менее 440 м.вод.ст. (44 кгс/см2)

Уровень дозирования пенообразователя корректируемый

Рукавная катушка высокого давления:

Длина рукава на катушке

Производительность СРВД-2/300 60 метров0,2 ÷ 2,0 л/с

Вакуумная система автоматическая

Наибольшая геометрическая высота всасывания не менее 7,5 метровВремя всасывания с высоты 7,5 м. не более 30 с.

Электрический генератор «ВЕПРЬ» АДП-230ВЯ:

Номинальное напряжение

Номинальная частота

Максимальная мощность 230 В

Осветительная мачта:

Высота подъёма

Привод подъёмника

Количество / мощность прожекторов 4,25 м.

Пневматический (сжатым воздухом)

2 шт. / 1,0 кВт

Комплект электрического аварийно-спасательного инструмента:

Цепная пила «Парма»

Углошлифовальная машина (типа «болгарка») 1 шт.

Катушки кабельные: тип

Рабочее напряжение / количество / длина переносные

230 В – 1 шт./ 50 м

Рис. 13, 14, 15, 16. Автомобиль первой помощи АПП-1,0-40/2(5301ЮО)001ТМ.

Тактико-техническая характеристика АНР-40-1500(433112)35ВР

Наименование параметра Показатель

Базовое шасси ЗиЛ-433112

Колёсная формула 4 × 2

Полная масса 9600 кгГабаритные размеры:

Высота 7850 мм2500 мм3200 ммДвигатель:

Мощность карбюраторный (Евро-3)

Число мест боевого расчёта 6 человек

Максимальная скорость 90 км/чЁмкость бака для пенообразователя, не менее 1500 литровКоличество напорных пожарных рукавов диаметром 77 мм / предельная длина магистральной линии 56 шт. / 1120 метровКоличество напорных пожарных рукавов диаметром 51 мм / предельная длина рабочей линии 12 шт. / 240 метровНасос пожарный:

Расположение центробежный

Среднее (в кабине боевого расчёта)

Номинальная подача насоса: не менее 40 л/с

Номинальный напор на выходе насоса 100 + 5 м. вод. ст. (10 + 0,5 кгс/см2)

Уровень дозирования пенообразователя корректируемый

Вакуумная система газоструйный вакуумный аппарат

Наибольшая геометрическая высота всасывания не менее 7,5 метровВремя всасывания с высоты 7,5 мне более 40 с.

Максимально возможная площадь тушения:

Низкой кратности (0,1…0,15 л/с×м2)

Средней кратности (0,05…0,08 л/с×м2) 4 стволами СВП-4: Sт = 320-213 м25 стволами ГПС-600: Sт=600-375 м21 стволом ГПС-2000М и 2 стволами ГПС-600: Sт = 640-400 м2Максимально возможный объём тушения пеной средней кратности (КЗ = 3) 1 стволом ГПС-2000М Vт = 400 м3;

5 стволами ГПС-600 Vт = 600 м3

Рис. 17, 18, 19, 20. Автомобиль насосно-рукавный АНР-40-1500(433112)35ВР.

Система дополнительного охлаждения двигателя, агрегатов и узлов пожарной автоцистерны

Пожарные автоцистерны при тушении пожаров часто продолжительное время работают в стационарном режиме, и эффективность системы охлаждения значительно снижается, двигатель перегревается из-за отсутствия встречного потока воздуха. Чтобы не допустить перегрева двигателя в стационарных условиях работы пожарного автомобиля, он оборудуется дополнительной системой охлаждения.

Конструктивное исполнение этой системы у всех пожарных автоцистерн не имеет принципиальных отличий (рис. 21).

Рис. 21 Принципиальная схема работы теплообменника

Горячая вода из системы охлаждения двигателя поступает в теплообменник, где через змеевик проходит холодная вода от пожарного насоса. Горячая вода охлаждается и через верхний патрубок поступает в радиатор для дополнительного охлаждения.

На рис. 22 показано устройство теплообменника. Он состоит из нижнего патрубка с термостатом, корпуса, в котором размещен змеевик, изготовленный из латунной трубы и для лучшей теплопередачи выполненный в две спирали. Его концы выведены наружу через крышку и вместе со штуцерами припаяны к ней. Крышка через резиновую уплотнительную прокладку крепится к корпусу винтами.

Рис. 22 Устройство теплообменника: 1 - патрубок нижний; 2-термостат; 3 - корпус; 4 - змеевик; 5 - крышка; 6 - штуцера; 7 - резиновая прокладка; 8 - винт

При необходимости винты можно вывернуть и змеевик вместе с крышкой отсоединить от корпуса. К штуцерам подсоединяются трубопроводы, по которым вода из напорного патрубка пожарного насоса поступает в змеевик теплообменника и возвращается во всасывающий патрубок насоса.

На рис. 23 показана принципиальная схема работы системы дополнительного охлаждения двигателя пожарной автоцистерны.

Рис. 23 Принципиальная схема работы системы дополнительного охлаждения двигателя

Пожарный насос 6 установлен на водоисточник и подает воду для тушения пожара. При нагревании системы охлаждения двигателя до 95 °С и выше необходимо включить в работу систему дополнительного охлаждения. Для этого первоначально открывается вентиль 5 трубопровода 4, соединяющего всасывающую полость насоса со змеевиком 11 теплообменника 10. Затем открывается вентиль 8 трубопровода 9, соединяющего напорную полость насоса с теплообменником. Холодная вода из напорной полости насоса по трубопроводу поступает в змеевик теплообменника и после нагревания возвращается во всасывающую полость насоса.

Горячая вода системы охлаждения двигателя поступает через открытый термостат в теплообменник, охлаждается с помощью змеевика и поступает через верхний патрубок в радиатор 1 для дополнительного охлаждения, затем через нижний патрубок радиатора она подается в водяной насос 2 системы охлаждения двигателя.

Перед окончанием работы пожарного насоса воду из системы дополнительного охлаждения необходимо удалить. Для этого вентиль 8 закрывается полностью и открывается кран продувки 7. Всасывающая полость работающего пожарного насоса создает разрежение, которое через открытый вентиль 5 распространяется по трубам. Воздух через открытый кран 7 подсасывается, проходит по трубам и освобождает их от остатков воды. Затем вентиль и кран закрываются.

Дополнительная система охлаждения обеспечивает продолжительную работу двигателя на пожарный насос при температуре окружающего воздуха до +35 °С. При этом температурный режим в системе охлаждения обеспечивается в диапазоне от +80 до +90 °С.

Система отвода отработавших газов

На пожарных автоцистернах кинетическая энергия отработавших газов двигателя применяется для забора воды в пожарный насос с помощью газоструйного вакуум-аппарата, а тепловая энергия - для обогрева цистерны с водой и насосного отсека в зимнее время.

На рис. 24 показана принципиальная схема системы отвода отработавших газов.

К патрубкам выпускных трубопроводов крепится газоструйный вакуум-аппарат. Отработавшие газы постоянно проходят через внутреннюю полость аппарата и поступают в летнее время через глушитель, а в зимнее - через обогреватели цистерны и насосного отделения.

Рис. 24 Принципиальная схема системы отвода отработавших газов:

1 - патрубки выпускных трубопроводов; 2 - газоструйный вакуум-аппарат;3 - раструб с диффузором; 4 - глушитель; 5, 6 - фланцевые соединения; 7 - телескопические соединения; 8 - обогреватель цистерны; 9 - обогреватель насосного отсека

Перед работой в зимнее время во фланцевом соединении 5 устанавливается заслонка, и отработавшие газы поступают в обогреватели. В летнее время заслонка фланцевого соединения 5 снимается и устанавливается во фланцевом соединении 6.

При включении газоструйного вакуум-аппарата отработавшие газы поступают через струйный вакуумный насос и выходят через раструб. Создаваемое разрежение обеспечивает заполнение пожарного насоса водой.

Обеспечение эксплуатации пожарных аварийно-спасательных автомобилей

Эксплуатация ПАСА, находящегося в боевом расчете, состоит из двух основных периодов (режимов): ожидания и боевой работы при тушении пожара или ликвидации аварии, катастрофы. Основную часть времени ПАСА находятся в режиме ожидания в полной боевой готовности и технически исправном состоянии. В режиме ожидания агрегаты автомобиля имеют температуру, равную температуре воздуха в гараже. В этом режиме выполняются работы водительским и личным составом боевых расчетов по техническому обслуживанию автомобилей и ПТВ при смене караулов, а также в течение дежурных суток.

При ежедневном техническом обслуживании (ЕТО) производится проверка двигателя, тормозной системы, рулевого управления, насосной установки и других систем, агрегатов и узлов. В зависимости от марки ПАСА разрешается выполнять проверку с пуском двигателя.

Перед выездом к месту вызова по тревоге двигатель ПАСА после пуска работает на максимальных оборотах с целью его прогрева, а также заполнения воздухом пневмопривода тормозной системы. Особенно продолжительное время он работает при наличии базового шасси, оборудованного тормозной системой с пружинными энергоаккумуляторами (КамАЗ), так как ее конструктивное исполнение требует перед выездом автомобиля заполнения воздухом ресиверов до давления не ниже 4 кгс/см2.

При выезде из гаража все основные агрегаты и системы базового шасси автомобиля начинают работать при максимальной нагрузке без предварительного прогрева до оптимальной температуры. Большую часть времени агрегаты ПАСА при следовании к месту вызова эксплуатируются в режиме прогрева. Двигатель при этом может развивать только 30-80 % максимальной мощности, а трансмиссия, ее агрегаты имеют крайне низкий коэффициент полезного действия вследствие большой величины вязкостного трения применяемых масел. Установлено, что при форсированном движении ПАСА к месту вызова его средняя скорость в 1,2-1,5 раза превышает скорость движения обычного грузового транспорта. Водители ПАСА для обеспечения безопасности движения вынуждены применять торможение в 3-5 раз чаще по сравнению с обычным транспортом. Вследствие этого двигатель, тормозная система, рулевое управление, ходовая часть и другие агрегаты ПАСА работают в напряженном режиме, подвергаясь интенсивному износу. В процессе эксплуатации ПАСА в сельской местности (при движении по неблагоустроенным, проселочным дорогам и по бездорожью) агрегаты и в первую очередь двигатель эксплуатируются в неблагоприятных условиях. Работа двигателя в пыльных условиях способствует абразивному износу цилиндропоршневой группы, подшипников коленчатого вала и других сопряжений. Рулевое управление, тормозная система, ходовая часть также постоянно работают в напряженном режиме, что ведет к интенсивному изнашиванию деталей. Поэтому требуются более частые регулировки, проведение моечных, очистных и смазочных работ.

При боевом развертывании ПАСА устанавливают в зависимости от его назначения на водоисточник или в боевую позицию для выполнения необходимой работы. В отдельных случаях возможно преодоление участков бездорожья, подъемов с повышенным сопротивлением дороги при работе агрегатов автомобиля с максимальной нагрузкой.

Надежная работа ПАСА в стационарном режиме по подаче огнетушащих веществ, функционированию механизмов автолестницы, коленчатого подъемника, генератора для питания механизированного инструмента и других механизмов в основном зависит от технического состояния двигателя внутреннего сгорания. В процессе его продолжительной работы необходимо контролировать температурный режим системы охлаждения и давление масла в системе смазки. Нарушение указанных режимов работы двигателя может привести к его преждевременному выходу из строя.

На пожарных автомобилях для обеспечения температурного режима системы охлаждения двигателя предусмотрена конструкция дополнительного охлаждения. При продолжительной по времени стационарной работе для обеспечения оптимального температурного режима двигателя требуется квалифицированное применение дополнительного охлаждения, постоянный контроль за его функционированием.

При стационарной работе ПАСА водитель обязан выполнять операции по техническому обслуживанию (двигатель, пожарный насос, узлы и агрегаты), обеспечивать надежную работу всех систем для выполнения поставленной боевой задачи.

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ПРОВЕРОК ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АЦ

Что проверяется и при помощи какого инструмента, приборов и оборудования.

Методика проверки

1. Герметичность насоса и водокоммуникаций

1.1. Проверка на «сухой вакуум» Закрыть все задвижки и краны насосной установки. Подсоединить всасывающую линию длиной 8 м из двух рукавов диаметром 125 мм с заглушкой на конце. Включить вакуумную систему. По достижении максимального вакуума (стрелка мановакуумметра больше не опускается - стоит на месте) величиной не менее 0.075 МПа (0,75 кгс/см") закрыть вакуумный затвор и выключить вакуумную систему.

Вакуум в 0,075 Мпа (0,75 кгс/см2) должен быть достигнут за время не более 40 с.

Падение вакуума не должно превышать 0,013 МПа (0,13 кгс/см") за 150 с.

1.2. Проверка герметичности давлением Места не герметичности в соединениях насоса и водопенных коммуникаций выявить путем опрессовки давлением (1-1,1) МПа (10-11) кгс/см2, развиваемым насосом при работе «на себя» при закрытых задвижках и кранах насосной установки. Воду при этом можно забирать из цистерны, водоема или гидранта.

Наличие течи не допускается.

2. Время забора воды из водоема с момента включения вакуумной системы (открытия вакуумного затвора) до появления воды в глазке вакуумного затвора при высоте всасывания 7-7,5 м и всасывающей линии длиной 8 м.

Время не должно превышать 40 с.

3. Работа пеносмесителя

Проверить работу пеносмесителя забором воды вместо пенообразователя из внешней емкости через шланг диаметром 32 мм длиной 4 м при каждом положении дозатора (1, 2. 3, 4, 5).

Время опорожнения контрольного объема в 100л должно соответствовать:

ПОРЯДОК РАБОТЫ

Установка АЦ на пожаре

АЦ должна содержаться в гараже пожарной части, как правило, в полной готовности: заправленной топливом, маслом, с заполненными водой цистерной и пенообразователем - пенобаком, укомплектованной ПТВ.

По прибытию на место пожара, в зависимости от наличия открытого водоема или гидранта, а также, от способа предстоящей работы (подачи воды или воздушно-механической пены) АЦ устанавливается на место, безопасное в отношении воздействия на нее огня и позволяющее, при необходимости, быстро эвакуироваться. При этом надо стремиться, чтобы длина напорной линии и количества изгибов рукавов при прокладке были минимальными.

Убедившись в правильности выбора места, необходимо:

Установить АЦ с работающим на холостом ходу двигателем на ручной тормоз, рыча переключения передач должен быть в нейтральном положении, а рычаг системы управления подачей топлива в насосном отсеке - в положении холостого хода, т.е. поставлен в крайнее положение «от себя», (работа насоса без воды на больших оборотах или длительное время недопустима);

Выжать педаль сцепления, включить КОМ и плавно отпустить педаль сцепления (насос

Включен);

При недостаточном внешнем освещении выключателями на электрощитке включить освещение в отсеках кузова и поворотные фары-прожектора;

Произвести прокладку и подсоединение всасывающих и напорных линий в зависимости

От условий работы (от цистерны, водоема или гидранта);

Открыть дверь насосного отсека.

Дальнейшие операции по пуску насоса зависят от условий работы.

Работа от цистерны

При работе от цистерны необходимо:

Проверить надежность установки заглушки на всасывающем патрубке насоса;

Приоткрыть одну из напорных задвижек (вентилей) пожарного насоса для выпуска воздуха и открыть кран на трубопроводе от цистерны для заполнения насоса водой; Примечание. Не рекомендуется для выпуска воздуха открывать крин вакуумного затвора во избежание попадания воды в вакуумный насос;

Открывать плавно напорные задвижки (вентили);

Рычаг управления подачей топлива в насосном отсеке выжать «на себя», увеличив обороты двигателя автомобиля и установив необходимый режим работы насоса.

Работа от водоема

При работе от водоема необходимо:

Вынуть из пеналов и состыковать всасывающие рукава с всасывающей сеткой, присоединить всасывающую линию к трубопроводу забора воды из водоема, конец всасывающей линии с сеткой опустить в водоем (сетка должна быть опущена не менее, чем на 300 мм ниже уровня воды, но не на дно);

Выключить привод насоса, выжав рычаг выключения сцепления «на себя» и зафиксировав его (допускается привод насоса не выключать, при этом двигатель автомобиля должен работать на холостом ходу);

Проверить закрытое положение всех задвижек и кранов насосной установки, включить вакуумную систему (открыть вакуумный затвор и включить вакуумный агрегат в автоматическом или ручном режиме согласно РЭ на вакуумный насос или РЭ на НЦПК);

После заполнения пожарного насоса водой и выключения вакуумного агрегата (автоматического или ручного) закрыть вакуумный затвор, включить привод насоса, установив рычаг выключения сцепления в исходное положение;

Увеличить обороты двигателя и. после того, как насос разовьет необходимое давление, плавно открыть напорные задвижки (краны) насоса и установить необходимый режим работы насоса.

При работе со стволом-распылителем высокого давления открыть напорный кран высокого давления и включить ступень высокого давления согласно РЭ на НЦПК.

Работа от гидранта

При работе от гидранта необходимо:

Открыть крюком из состава ПТВ крышку колодца гидранта;

Установить пожарную колонку на гидрант и присоединить к всасывающему патрубку насоса водосборник;

Соединить колонку с водосборником при помощи напорно-всасывающих рукавов диаметром 75 мм длиной 4 м;

Открыть клапаны гидранта и колонки, открыть одну из напорных задвижек (вентилей] для выпуска воздуха, заполнить насос водой;

Открыть плавно напорные задвижки (вентили), увеличить обороты двигателя и установить необходимый режим работы насоса.

Подача воздушно-механической пены

К напорным рукавам присоединяют пеногенераторы.

При подаче воздушно-механической пены необходимо поддерживать давление в насосе нормального давления в пределах (0,7-0,8) МПа [(7-8) кгс/см2], при достижении этого давления необходимо установить указательную стрелку пеносмесителя на деление шкалы, соответствующее производительности присоединенных пеногенераторов.

Для образования воздушно-механической пены воду в насос можно забирать из цистерны, водоема или гидранта, а пенообразователь - из пенобака или сторонней емкости.

Забор пенообразователя из пенобака, а воды из цистерны

При заборе пенообразователя из пенобака, а воды из цистерны необходимо сначала выполнить работы в соответствии с разделом 10.2 настоящего РЭ, при этом до открытия напорных задвижек (вентилей) насоса необходимо открыть кран пеносмесителя. После открывания напорных задвижек (вентилей) насоса установить необходимый режим его работы и открыть кран от пенобака к пеносмесителю.

Забор пенообразователя из пенобака, а воды из водоема или гидранта При заборе пенообразователя из пенобака, а воды из водоема или гидранта необходимо сначала выполнить работы в соответствии с разделом 10.3 или 10.4. При заборе воды из гидранта давление во всасывающем патрубке насоса должно быть не более 0,25 МПа (2,5 кгс/см2), давление регулируют заслонкой, встроенный в водосборник, а также клапанами пожарной колонки.

До открытия напорных задвижек (вентилей) насоса необходимо открыть кран пеносмесителя. После открытия напорных задвижек насоса установить необходимый режим его работы и открыть кран от пенобака к пеносмесителю.

Требования безопасности при эксплуатации пожарного автомобиля общего применения.

250. Техническое состояние пожарных автомобилей должно отвечать требованиям инструкций заводов-изготовителей. Безаварийная и безопасная работа обеспечивается своевременным и квалифицированным их обслуживанием водителями и мотористами, которые несут ответственность за исправное состояние закрепленных за ними автомобилей, спецузлов и агрегатов.

251. Двери кабины водителя и боевого расчета, а также дверцы отсеков кузова пожарных автомобилей должны быть снабжены автоматически запирающимися замками, надежно удерживаться в закрытом и фиксироваться в открытом положениях. Дверцы должны быть оборудованы устройством, подающим сигнал на щит приборов кабины водителя об их открывании. Дверцы, открывающиеся вверх, должны фиксироваться на высоте, обеспечивающей удобство и безопасность обслуживания.

252. Доступ к оборудованию, инструменту и пультам управления, размещенным в отсеках и на платформах пожарных автомобилей, должен быть безопасным. Крыши и платформы таких автомобилей должны иметь настил с поверхностью, препятствующей скольжению, и высоту бортового ограждения у крыш кузовов не менее 100 мм.

253. С целью постоянного содержания автолестниц (автоподъемников) в исправном состоянии приказом начальника подразделения ГПС назначается ответственный для осуществления контроля за безопасной эксплуатацией автомобиля.

Осмотр пожарных автомобилей производится закрепленными за ними водителями при заступлении на боевое дежурство.

254. На автолестницах с лифтами не реже 1 раза в месяц проверяется работоспособность ловителей кабины лифтов. Осмотр грузозахватных приспособлений должен производиться лицом, ответственным за их исправное состояние в соответствии с временным регламентом по обслуживанию данных узлов. Результаты проверки ловителей кабины лифта и осмотра вспомогательных грузозахватных приспособлений оформляются в установленном порядке.

255. Результаты технического освидетельствования автолестниц (автоподъемников) записываются в формуляр пожарного автомобиля лицом, произведшим освидетельствование.

При первичном освидетельствовании этой записью подтверждается, что автолестница (автоподъемник) находится в исправном состоянии и произведено техническое обслуживание.

256. К управлению пожарными автомобилями и работе со спецагрегатами допускаются водители, прошедшие специальную подготовку, обучение безопасным методам работы на электроустановках, имеющие группу допуска по электробезопасности не ниже третьего и получившие свидетельство установленного образца, выданное квалификационной комиссией территориального органа управления ГПС. К работе на пожарных автомобилях с электроэнергетическими агрегатами допускаются лица, прошедшие обучение безопасным методам работы на электроустановках, имеющие группу допуска по электробезопасности не ниже третьего.

257. К работе на мотопомпах допускаются лица, прошедшие подготовку мотористов пожарных мотопомп и получившие свидетельство установленного образца.

258. Электронная защита электросиловой установки пожарного автомобиля газодымозащитной службы должна обеспечивать мгновенное отключение (не более 0,05 с) силового питания в случаях пробоя изоляции электроинструмента или понижения ее сопротивления.

В случае неисправности генератора электросиловой установки или появления признаков, указывающих на выход его из строя, подключается распределительный щит автомобиля к внешней электросети. Расстояние от места подключения до автомобиля не должно превышать 50 м. Параметры токоприемников должны соответствовать параметрам электросети: напряжение - 220 - 230 В, частота тока - 50 Гц.

Задание на самоподготовку: Самостоятельно повторить пройденный материал.

Похожие публикации