Энциклопедия пожаробезопасности

Правовое регулирование организации работы отдела вневедомственной охраны. Организация деятельности службы вневедомственной охраны по охране объектов и личной собственности граждан

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Подразделения полиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел. Задача отдела вневедомственной охраны (ОВО). Организационная структура управления ОВО г. Трехгорный. Анализ обеспеченности организации персоналом. Анализ персонала по категориям.

    отчет по практике , добавлен 02.05.2015

    Правовое положение, задачи, функции и организационное построение службы вневедомственной охраны. Виды подразделений вневедомственной охраны. Структура и организация деятельности пунктов централизованной охраны и центров оперативного управления.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2015

    Характеристика направлений деятельности отдела вневедомственной охраны в г. Зеленогорске. Задачи, функции, структура ОВО. Обзор требований, предъявляемых к работникам ОВО. Особенности работы отдела кадров и юрисконсульта. Организации охраны объектов.

    отчет по практике , добавлен 22.07.2010

    Вневедомственная охрана в системе органов внутренних дел. Основные задачи, функции, методы подразделений полиции вневедомственной охраны. Виды нарядов строевых подразделений полиции вневедомственной охраны. Работа нарядов строевых подразделений полиции.

    контрольная работа , добавлен 14.07.2012

    Деятельность вневедомственной охраны при ОВД. Порядок приёма объектов и имущества собственников и организация их охраны. Взаимодействие ВОХР с другими службами ОВД, хозяйственными органами и общественностью. Правовое положение и деятельность ОМОН.

    курсовая работа , добавлен 25.05.2008

    Характеристика организационной структуры и понятие о пунктах централизованной охраны в подразделениях вневедомственной охраны. Назначение и задачи пунктов. Обязанности сотрудников и техническая укрепленность помещений пунктов централизованной охраны.

    контрольная работа , добавлен 14.07.2012

    Нормативно-правовое регулирование функции контроля в деятельности органов внутренних дел. Организационно-правовой анализ учетно-регистрационной системы. Краткая характеристика системы отчетности Управления вневедомственной охраны по Республике Карелия.

    дипломная работа , добавлен 13.08.2013

Введение

.

.

.

.

Обязанности и права сотрудников вневедомственной охраны по предупреждению и пресечению правонарушений на охраняемых объектах

Заключение

Введение

Актуальность темы исследования. Действующее Российское законодательство закрепило многообразие существующих в России форм собственности. Конституция Российской Федерации установила, что в Российской Федерации государство охраняет собственность в ее различных формах на равных основаниях.

Вневедомственная охрана МВД России является одним из институтов выполнения задачи создания в стране благоприятного делового климата, как основы экономической стабильности государства, в том числе, за счет обеспечения надежной защиты всех видов собственности. Деятельность этой службы по объему и надежности осуществляемых охранных мероприятий занимает ведущее место в системе общегосударственных мер по предупреждению и пресечению преступных посягательств на имущественные права и интересы граждан, а также их личную безопасность.

К 2013 году обслуживанием вневедомственной охраны в целом по России охвачено свыше 514,7 тыс. объектов различных форм собственности и более 1,7 млн. квартир и других мест хранения имущества граждан. Широкий спектр технических средств охраны в совокупности с оперативным реагированием полицейских групп на сигналы, обеспечивают эффективное задержание преступников, проникших на охраняемые объекты или совершивших попытку проникновения. Непосредственно сотрудниками службы выявлено более 24,1 тыс. преступных посягательств на охраняемое имущество.

Вневедомственная охрана, решая поставленные перед ней задачи, способствует реализации прав граждан, укреплению законности, правопорядка, обеспечению имущественной безопасности и безопасности личности в нашем государстве.

В соответствии с Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел устанавливается договорная форма отношений собственника имущества и подразделений вневедомственной охраны. Поэтому существование того или иного подразделения службы вневедомственной охраны находится в прямой зависимости от фактического наличия или отсутствия осуществляемой на договорной основе деятельности по охране объектов и получаемых от этой деятельности финансовых ресурсов. Таким образом, вневедомственная охрана фактически превратилась в один из субъектов рынка охранных услуг. Ее монопольное положение в этой сфере ушло в прошлое. В этих условиях неизбежно возрастает роль организации управления службами и подразделениями вневедомственной охраны в обеспечении ее эффективности, и значит - конкурентоспособности вневедомственной охраны.

Объектом исследования является организация деятельности вневедомственной охраны при ОВД.

Предметом исследования являются правовые, организационно-методические, технические, функциональные и финансовые аспекты совершенствования организации деятельности вневедомственной охраны при ОВД.

Целью работы является рассмотрение деятельности вневедомственной охраны при ОВД.

Задачи исследования вытекают из его цели и заданы структурой работы. Основными из них являются:

Охарактеризовать правове регулирование, задачи, функции вневедомственной охраны в ОВД ;

определить структуру и особенности служебной деятельности вневедомственной охраны по охране имущества собственников;

Проанализировать обязанности и права сотрудников вневедомственной охраны по предупреждению и пресечению правонарушений на охраняемых объектах.

1.Правовое положение, задачи, функции и организационное построение службы вневедомственной охраны. Виды подразделений вневедомственной охраны

В своей деятельности строевые подразделения полиции вневедомственной охраны руководствуется Конституцией Российской Федерации, законом РФ «О полиции», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Задачи вневедомственной охраны следующие:

а) охрана имущества собственников на основе договоров;

б) участие в разработке и реализации государственных мер по упорядочению и совершенствованию охраны материальных ценностей;

в) проведение на территории России единой технической политики в области создания средств охранной сигнализации, их промышленного освоения, контроля за качеством, тактики их применения, внедрения и эксплуатационного обслуживания.

В соответствии с этими задачами вневедомственная охрана осуществляет ряд функций.

Непосредственная охрана имущества предприятий, учреждений, организаций. Она представляет собой систему мероприятий по непрерывному наблюдению за объектом, на котором расположены материальные ценности (независимо от форм собственности), в целях предотвращения и пресечения их хищений и проникновения на объект посторонних лиц.

В результате утверждения новых форм хозяйствования, предоставления собственникам самостоятельности в обеспечении сохранности имущества, законодательного допуска на рынок охранных услуг негосударственных охранных предприятий и объединений, вневедомственная охрана утратила монополию на осуществление охранных функций. В настоящее время лишь ряд объектов, исчерпывающий перечень которых предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности», подлежат исключительно государственной охране. К ним относятся здания органов представительной и исполнительной власти, судов; дипломатические и консульские представительства; денежные кассы государственных предприятий, учреждений и организаций; музеи, библиотеки, архивы, заповедники, телерадиокомпании государственного и регионального значения;

гидротехнические сооружения; метрополитены; объекты ряда министерств, ведомств и некоторые другие. Но даже включение объекта в названный перечень не означает его обязательную охрану подразделениями вневедомственной охраны при ОВД. Государственную охрану обеспечивают также внутренние войска МВД России, ФСО России, подразделения «силовых» министерств и др. Руководители же всех иных предприятий, учреждений и организаций вправе самостоятельно выбирать субъекта охраны: им может быть вневедомственная охрана при ОВД, частное охранное предприятие или собственная служба безопасности.

Имевшая в последние годы тенденция к отказу от услуг вневедомственной охраны, сопровождавшаяся заметным ростом числа краж из неохраняемых и находившихся под ведомственной охраной объектов, в настоящее время приостановлена. Количество охраняемых вневедомственной охраной объектов возросло до 320 тыс. Причина - подтверждаемая практикой надежность работы вневедомственной охраны в сравнении с иными субъектами охраны. В среднем по стране из ста разбойных нападений только 9 приходится на охраняемые вневедомственной охраной объекты. При этом в расчете на 1000 таких объектов за год допускается не более одной кражи.

Сейчас наблюдается расширение не только объема, но и перечня услуг по непосредственной охране имущества предприятий, оказываемых вневедомственной охраной при ОВД. Речь идет, в частности, об охране перевозимых грузов и денежных средств.

Непосредственная охрана личного имущества граждан. Такая охрана осуществляется с помощью приборов, подключенных к пультам централизованного наблюдения, после заключения гражданином договора на охрану находящегося в квартире имущества. Под охрану принимаются преимущественно телефонизированные квартиры. В настоящее время на вооружении вневедомственной охраны имеются системы, позволяющие охранять нетелефонизированные квартиры, однако, в связи с некоторыми техническими сложностями и относительно высокой стоимостью они широкого распространения пока не получили. Работы по оборудованию квартиры средствами сигнализации выполняются вневедомственной охраной за счет ее владельца. Стоимость охраны зависит от того, на какую сумму владелец квартиры оценил охраняемое имущество.

При заключении договора вневедомственная охрана берет на себя обязательства принимать квартиру под охрану в любое время суток, на любой срок; в период охраны обеспечить полную сохранность имущества; осуществлять ремонт и эксплуатационное обслуживание сигнализации; возместить ущерб в результате кражи в пределах суммы договора, если проникновение в квартиру произойдет через заблокированные места и не будет пресечено. Указанным способом в настоящее время охраняется около 620 тыс. квартир. При этом свыше 70% граждан заключают договор на длительное время, и только 30% - на время отпусков и командировок.

В тех случаях, когда гражданин не желает или не имеет возможности сдать имущество под централизованную охрану, он может заключить договор с подразделением вневедомственной охраны на монтаж сигнализации. Охрана без участия вневедомственной охраны может быть солидарной или автономной. При солидарной охране в случае проникновения посторонних лиц в одну из заблокированных квартир сигнал тревоги поступает в квартиру соседа. При автономной охране световая и звуковая сигнализация извещает о проникновении в квартиру, садовый домик, дачную постройку, гараж и т.п. места окружающих. И в том, и в другом случаях вневедомственная охрана не берет на себя обязательства по обеспечению сохранности имущества, а только по желанию граждан и за их счет блокирует помещения средствами сигнализации.

Реализуя рассматриваемую функцию, вневедомственная охрана по договору с гражданами оборудует их квартиры (так же, как, например, уличные киоски, диспетчерские места автозаправочных станций и другие объекты) средствами экстренного вызова полиции (тревожными кнопками). Они устанавливаются вблизи от входных дверей или в местах возможной изоляции хозяев квартиры (в ванной комнате, туалете, кладовой и т.п.).

Строевые подразделения полиции вневедомственной охраны (далее СПП) при органах внутренних дел создаются в целях обеспечения охраны имущества собственников и объектов на договорной основе, более эффективного использования личного состава в борьбе с преступностью, охране общественного порядка, улучшения руководства нарядами полиции, повышения уровня воспитательной работы и профессиональной подготовки сотрудников.

Основными задачами личного состава СПП являются:

охрана объектов и имущества собственников, оказание других охранных услуг на основе договоров;

организация несения патрульно-постовой службы по охране различных форм собственности на основе договоров от преступных и иных противоправных посягательств, управление нарядами и порядок взаимодействия СПП с другими службами органов внутренних дел.

Наряду с выполнением своих основных задач, личный состав СПП обязан обеспечивать охрану общественного порядка и борьбу с правонарушениями в зоне своих постов и маршрутов патрулирования. При выполнении этих задач их права, обязанности и тактика действий определяются приказом МВД РФ № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» от 29 января 2008 г.

СПП (полки, батальоны, роты, взвода и отделения) создаются в структуре Управлений (отделов, отделений) вневедомственной охраны при МВД, ГУВД, УВД, горрайорганах внутренних дел и входят в состав полиции.

Структура и штаты СПП вневедомственной охраны определяются в соответствии с требованиями и нормами, действующими в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, исходя из средств, поступающих в качестве платы за услуги охраны на основе договоров.

Строевые подразделения полиции вневедомственной охраны включают в себя:

руководящий и командный состав;

полицейских групп задержания пунктов централизованного наблюдения (ГЗ ПЦО);

сотрудников полиции, несущих службу на постах и маршрутах патрулирования ППН;

сотрудников полиции, обеспечивающих охрану отдельных особо важных объектов и содержащихся за счет средств, поступающих за их охрану;

сотрудников полиции, осуществляющих сопровождение грузов;

других сотрудников полиции, задействованных в организации охраны объектов (старший инспектор (инспектор, полицейский) - дежурный, старший инспектор (инспектор, полицейский) - кинолог, младший инспектор охраны).

СПП находятся в непосредственном подчинении начальника управления (отдела, отделения) вневедомственной охраны при органах внутренних дел, на которого возложены обязанности по определению их численности, созданию, реорганизации и ликвидации, материально - финансовому обеспечению. Начальник УВО несет ответственность за организацию службы, обучение и воспитание личного состава полиции, ведение договорно-правовой работы и осуществление служебно-хозяйственной деятельности СПП.

Компетенция руководителей органов внутренних дел по оперативному руководству СПП определяется нормативными актами Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Финансирование и материально-техническое обеспечение СПП осуществляется за счет средств, поступающих на основе договоров от собственников за охрану объектов и имущества, а также оказания на договорной основе дополнительных услуг.

Нормы положенности вооружения, боеприпасов, средств защиты и инженерного вооружения, специальных средств для СПП определяются руководством УВО при МВД, ГУВД, УВД в зависимости от задач, выполняемых ими, особенностей охраняемого объекта, оперативной обстановки и утверждаются министром внутренних дел республики, начальником управления (главного управления) внутренних дел края, области, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, автономной области, автономного округа.

Выполнение договорных обязательств СПП обеспечивают путем:

оперативного реагирования нарядов полиции на срабатывания средств охранно-пожарной сигнализации, подключенных к пультам централизованного наблюдения;

патрулирования охраняемых объектов или выставления на них постов;

осуществления пропускных (внутриобъектовых) режимов на охраняемых объектах и их территориях;

сопровождения грузов и материальных ценностей.

Таким образом, вневедомственная охрана при ОВД государственная организация, специализирующаяся на охране имущества всех форм собственности. Силы и средства вневедомственной охраны включены в оперативные планы органов внутренних дел, в том числе по реагированию на чрезвычайные ситуации. Сотрудники постоянно участвуют в различных оперативно-профилактических мероприятиях и операциях. Строевые подразделения полиции вневедомственной охраны создаются в целях обеспечения охраны имущества собственников и объектов на договорной основе, более эффективного использования личного состава в борьбе с преступностью, охране общественного порядка, улучшения руководства нарядами полиции, повышения уровня воспитательной работы и профессиональной подготовки сотрудников. О том, какие виды существуют строевых подразделений и пойдет речь далее.

Для выполнения задач по охране объектов могут использоваться следующие виды нарядов строевых подразделений полиции вневедомственной охраны при ОВД:

группы задержания пункта централизованной охраны (ГЗ ПЦО) - наряд полиции, осуществляющий оперативное реагирование на сигналы тревоги из охраняемых объектов;

автопатруль (АП) - специальный наряд полиции, несущий службу на автомобиле (мотоцикле) в местах наибольшей концентрации охраняемых объектов, не подключенных к пультам централизованного наблюдения, в целях их периодического осмотра, принятия мер к усилению охраны и пресечению попыток проникновения на них;

патрульная группа (ПГ) или патруль (П) - подвижной пеший наряд полиции, выполняющий задачи автопатруля, но на меньшей территории;

пост охраны объектов (ПОО) - одиночный или парный наряд полиции, обеспечивающий охрану объекта или его части путем выполнения постовых обязанностей и ведения постоянного наблюдения в пределах установленных границ;

контрольно-пропускной пункт (КПП) - одиночный или парный наряд полиции, выставляемый для обеспечения пропускного режима на территории охраняемого объекта;

караул (Кр) - вооруженное подразделение полиции, назначенное для охраны и обороны особо важного или сложного в криминогенном отношении объекта, а также для обеспечения порядка и безопасности на его территории;

наряд полиции (НС) по сопровождению материальных ценностей;

Таким образом, для нормального функционирования службы вневедомственной охраны необходимы следующие виды строевых подразделений (в зависимости от численности населения, охраняемых объектов и обстановки в населенном пункте): группы задержания пункта централизованной охраны, автопатруль, пост охраны объектов, контрольно-пропускной пункт, наряд полиции по сопровождению грузов, караул и резерв.

.Организация деятельности подразделений вневедомственной охраны

Управление нарядами СПП во время несения службы осуществляется соответствующими дежурными пунктов централизованной охраны или дежурных частей СПП. В отделах (отделениях) вневедомственной охраны, где отсутствует штатная численность дежурных ПЦО и дежурная часть СПП, управление нарядами СПП осуществляется дежурным по горрайоргану внутренних дел.

Дислокации маршрутов патрулирования, секторов (участков) ГЗ ПЦО, постов полиции разрабатываются управлениями (отделами, отделениями) вневедомственной охраны с учетом расположения охраняемых объектов, оборудования их средствами охранной сигнализации, подключения к пультам централизованного наблюдения, времени прибытия к ним по сигналам «тревога» и включаются в план комплексного использования сил и средств полиции в охране общественного порядка горрайоргана внутренних дел.

СПП выполняет возложенные на них задачи в тесном взаимодействии с другими заинтересованными подразделениями и службами органов внутренних дел.

Основными формами взаимодействия являются:

участие ГЗ ПЦО и ППН в поисковой работе, преследовании и задержании лиц, совершивших преступления, охране места происшествия;

взаимный обмен информацией об оперативной обстановке, ориентирование нарядов о совершенных правонарушениях;

участие сотрудников других служб органов внутренних дел в проведении инструктажей и занятий с личным составом СПП по обучению их приемам и методам предупреждения, выявления и пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших;

предупреждения и пресечения нарушений Правил дорожного движения;

тактике и методике охраны места происшествия;

непосредственное участие сотрудников полиции вневедомственной охраны в работе по раскрытию краж с охраняемых объектов во взаимодействии с подразделениями уголовного розыска, следственно-оперативными группами;

использование в необходимых случаях на месте происшествия полицейского - кинолога вневедомственной охраны со служебно-розыскной собакой для обнаружения и сохранения следов и предметов, которые могут быть использованы для розыска преступника;

участие в пределах компетенции СПП в осуществлении иных мероприятий по борьбе с преступностью;

проведение совместных с горрайорганами учебно-тренировочных занятий, командно-штабных и оперативно-тактических учений по пресечению возможных посягательств на охраняемые объекты и имущество собственников, поиску и задержанию лиц, пытающихся их совершить или совершивших данные посягательства;

совместное со службами уголовного розыска, участковых уполномоченных полиции, разрешительной системы, государственной противопожарной службой (ГПС) проведение профилактических обследований мест хранения денежных средств, драгоценных металлов и камней, оружия и боеприпасов, наркотических веществ и других особо важных объектов, охраняемых подразделениями вневедомственной охраны.

В целях повышения эффективности работы нарядов полиции по охране объектов, обеспечению общественного порядка могут применяться служебные собаки.

Таким образом, управление нарядами СПП во время несения службы осуществляется соответствующими дежурными пунктов централизованной охраны или дежурных частей СПП. Для эффективной работы СПП необходимо слаженное взаимодействие с другими службами ОВД, соблюдение дислокации - разработанной УВО, а так же применение собак. О том, каким образом происходит организация службы (подготовка, заступление, несение службы) нарядами полиции вневедомственной охраны будет раскрыто в следующем структурном элементе работы.

Подготовка, инструктаж нарядов СПП и подведение итогов их служебной деятельности осуществляются в соответствии с требованиями законодательства РФ. Инструктаж нарядов полиции перед заступлением на службу проводят начальники управлений (отделов, отделений) вневедомственной охраны, их заместители, начальники пунктов централизованной охраны, командный состав СПП, а также лица руководящего состава горрайорганов. Инспекторский состав подразделений вневедомственной охраны принимает участие в инструктаже нарядов по своим линиям работы.

Начальники горрайорганов в целях обеспечения надлежащей защиты особо важных объектов, находящихся под охраной СПП, повышения профессионального мастерства личного состава, улучшения взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел и сотрудников охраняемых объектов, обязаны организовать разработку планов их обороны и защиты от преступных посягательств и не менее одного раза в квартал проводить на них оперативно-тактические учения по отражению нападения и задержанию правонарушителей.

СПП подлежат комплексному инспектированию в установленном порядке комиссиями УВО с участием представителей заинтересованных подразделений и служб.

Контроль за несением службы нарядами полиции осуществляется в соответствии с требованиями Устава ППСП.

Кроме лиц, указанных в Уставе ППСП, контроль за несением службы осуществляет руководящий и инспекторский состав управлений (отделов, отделений) вневедомственной охраны, командный состав СПП, начальники и дежурные пунктов централизованной охраны (дежурных частей СПП).

Основным способом контроля является проверка несения нарядами полиции на маршрутах и постах. Кроме того, в зоне несения службы для каждого наряда полиции устанавливаются для повышений эффективности контроля не менее двух-трех специальных приборов контрольных точек, подключенных к пультам централизованного наблюдения.

Командир СПП не менее одного раза в месяц обобщает и анализирует показания этих приборов и принимает меры по совершенствованию организации службы.

Негласные проверки несения службы нарядами полиции проводятся в соответствии с требованиями Устава ППСП.

Проверками несения службы устанавливается:

наличие сотрудников полиции на маршруте (посту) патрулирования, их внешний вид, соблюдение правил ношения форменного обмундирования, обеспечение специальными средствами, включая средства индивидуальной бронезащиты;

состояние профессиональной подготовки личного состава и знание им своих обязанностей по охране объектов, оперативной обстановки в городе, районе, зоне поста, маршрута патрулирования;

своевременность прибытия наряда полиции на охраняемый объект по сигналу «тревога»;

правильность действий при осмотре объекта и прилегающей территории, знание уязвимых мест объекта;

участие и активность нарядов в предупреждении и пресечении краж из охраняемых объектов, нарушений общественного порядка, задержании правонарушителей в зоне своих постов, маршрутов патрулирования;

порядок взаимодействия с другими нарядами горрайоргана, военизированной и сторожевой охраны;

соблюдение работниками полиции законности, требований о вежливом и внимательном обращении с гражданами;

соответствие расстановки личного состава полиции, занятого на охране объектов, дислокации постов и маршрутов, правильность использования автотранспорта, средств связи и технического контроля;

регулярность участия руководящего, инспекторского состава УВО, командного состава СПП, пунктов централизованной охраны, а также руководящего и оперативно-начальствующего состава органов внутренних дел в контроле за несением службы нарядами полиции.

При осуществлении проверок несения службы нарядами полиции по охране особо важных объектов в обязательном порядке применяется пароль.

.Структура и организация деятельности пунктов централизованной охраны и центров оперативного управления

Пункты централизованной охраны - это подразделения вневедомственной охраны, обеспечивающие вневедомственную охрану объектов от краж и пожаров при помощи пультов централизованного наблюдения, концентрируемых в одном помещении.

В структуру ПЦО входят начальник, дежурный ПЦО, группы задержания, а также дежурные ПЦН и сотрудники технической группы - инженеры, электромонтеры. Дежурный ПЦО находится в оперативном подчинении дежурной части органа внутренних дел.

В задачи ПЦО входят непосредственная охрана объектов, оперативное руководство и контроль за несением службы всеми нарядами вневедомственной охраны, а также контроль за своевременным устранением неисправностей сигнализации, установленной на охраняемых объектах.

Принцип деятельности ПЦО заключается в следующем: установленная на объектах сигнализация по линиям телефонной связи этих объектов или радиоканалами подключается через АТС к ПЦН. В случае проникновения на охраняемые объекты посторонних лиц нарушается система блокировки и на ПЦН поступает звуковой и световой сигналы («тревога»). При получении такого сигнала дежурный ПЦО немедленно направляет на объект наряд полиции.

Центры оперативного управления создаются в структуре вневедомственной охраны при горрайорганах на базе имеющихся пунктов централизованной охраны и строевых подразделений милиции численностью не менее 50 человек.

Основными задачами ЦОУ являются: охрана имущества собственников на основе договоров, участие в охране общественного порядка и обеспечении безопасности, предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений в зоне постов и маршрутов патрулирования. Начальник центра подчиняется начальнику отдела вневедомственной охраны и одновременно является его заместителем. Ему подчинены командир строевого подразделения и начальник дежурной части.

В состав дежурной смены ЦОУ включаются начальник смены, инженер-дежурный, помощник инженера-дежурного, дежурный пульта управления, группы задержания, полицейский-кинолог, электромонтер.

При невозможности создания в отделе вневедомственной охраны ЦОУ и наличии в нем строевого подразделения общей численностью не менее 50 человек организуется дежурная часть.

.Порядок приема под охрану и организация охраны объектов службой вневедомственной охраны при органах внутренних дел

Основой организации охраны имущества юридических и физических лиц является договор, заключенный между вневедомственной охраной при органах внутренних дел и предприятием, учреждением, организацией, в ведении которых находится это имущество, а также гражданами. Заключение таких договоров проводится на условиях Примерного договора об охране объектов подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел.

По договору об охране объектов вневедомственная охрана обязуется организовать и обеспечить охрану имущества собственника, осуществлять установленный на объектах пропускной режим и проводить другие мероприятия в целях сохранности материальных ценностей, а собственник обязуется создавать надлежащие условия для обеспечения сохранности этих ценностей, осуществлять определенные договором мероприятия по оборудованию объектов техническими средствами охраны, содействовать охране при выполнении ею своих задач и производить оплату за охрану по установленным тарифам.

При обращении собственника в соответствующее подразделение вневедомственной охраны с просьбой о приеме объекта под охрану создается межведомственная комиссия в составе представителей охраны, собственника, государственной противопожарной службы, а при необходимости также участкового уполномоченного полиции, других должностных лиц. Эта комиссия проводит обследование объекта с целью определения состояния его охраны и выяснения, исходя из возможных способов проникновения преступников на объект (его «уязвимых» мест), объема и вида дополнительных работ по оборудованию объекта техническими средствами охраны и пожаротушения. Такое обследование объекта, а также приведение его в надлежащее техническое состояние являются обязательными условиями заключения договора.

Результаты обследования оформляются актом, в котором указываются предложения собственнику по устранению выявленных недостатков в технической укрепленности объекта и рекомендации по оборудованию его средствами сигнализации с указанием сроков выполнения этих работ. Основные требования, которым должны отвечать принимаемые под охрану и уже охраняемые объекты, определены Примерным договором и касаются состояния и наличия освещения, ограждений, связи, сигнализации, замков, запоров, турникетов, механизированных ворот, смотровых площадок, комнат досмотра, камер хранения личных вещей рабочих и служащих и др.

Прием объекта под охрану оформляется заключением договора между управлением, отделом или отделением вневедомственной охраны и собственником. Заключение договора об охране объекта производится только после устранения выявленных при обследовании недостатков, полного оснащения объекта техническими средствами охраны и приведения его в состояние, отвечающее установленным требованиям. Объект считается принятым под охрану после подписания обеими сторонами договора об охране.

Инспекторский состав вневедомственной охраны не менее двух раз в год производит обследование технического состояния охраняемого объекта, результаты которого также фиксируются в акте. Невыполнение собственником требований по технической укрепленности объекта в период действия договора является основанием освобождения охраны от ответственности за кражу товарно-материальных ценностей, если это послужило условием ее совершения.

Охрана объектов осуществляется в дни и часы, указанные в прилагаемом к договору перечне объектов. Система охраны объектов и дислокация постов определяются охраной. Пропускной и внутриобьектовый режим на охраняемом объекте устанавливается руководством объекта, а осуществляется охраной.

Вневедомственная охрана несет материальную ответственность за ущерб, причиненный собственнику ненадлежащим выполнением принятых ею по договору обязательств. Вневедомственная охрана освобождается от ответственности лишь в случаях, когда она докажет отсутствие своей вины.

По каждому случаю краж с охраняемых объектов производится служебная проверка, по результатам которой принимается решение о привлечении соответствующих сотрудников вневедомственной охраны к дисциплинарной и материальной ответственности.

Организация охраны подразделениями сторожевой и военизированной охраны в зависимости от расположения объектов, оснащенности их средствами сигнализации обеспечивается путем:

а) установления стационарных, обходных постов (протяженность - от 150 до 1500 м);

б) патрулирования на велосипедах, мопедах, автомобилях в сочетании с применением технических средств и служебных собак.

Посты охраны выставляются на КПП, непосредственно у охраняемого объекта, на особо важных участках предприятия, по периметру ограждения территории объекта.

5. Обязанности и права сотрудников вневедомственной охраны по предупреждению и пресечению правонарушений на охраняемых объектах

Командир отделения (старший наряда) организует службу подчиненных полиции в соответствии с требованиями Устава ППСП, Наставления, установленных правил пропускного и внутриобъектового режимов, Инструкции и обязан:

знать особенности охраны Объекта, границы, сектора наблюдения, зоны ответственности каждого поста, общие и особые обязанности всех постовых, правила пропускного и внутриобъектового режимов, порядок действий по плану охраны (обороны) и при возникновении чрезвычайных обстоятельств;

производить смену (подмену) постовых, осуществлять контроль несения службы и соблюдения правил обращения с оружием, пожарной и личной безопасности;

следить исправностью средств связи, ИТСО, наличием имущества и служебной документации у постовых (согласно описи), необходимых им для несения службы;

докладывать дежурному ПЦО (ЦОУ), СПП или ОВД и руководителю Объекта о своем прибытии, состоянии охраны, произведенной смене наряда полиции и выявленных недостатках. Информировать их о нарушениях пропускного и внутриобъектового режимов. Неисправности ИТСО, средств связи, а также других недостатках в технической укрепленности Объекта и принимать меры к их устранению;

оказывать помощь наряду полиции в обеспечении общественного порядка, пропускного и внутриобъектового режимов на Объекте.

Обязанности постового.

Постовой при несении службы строго руководствуется общими и особыми обязанностями согласно табелю поста, положениями Устава ППСП, Наставления, установленными правилами пропускного и внутриобъектового режимов и Инструкцией.

Особые обязанности постового каждого конкретного поста разрабатываются командиром СПП, ОВО, согласовываются с руководителем Объекта и утверждаются начальником ОВО. При этом учитываются все особенности несения службы в данном учреждении.

В табеле поста указываются общие и особые обязанности постовых.

Общие обязанности включают описание:

поста и его характеристику;

непосредственно объектов охраны (здания, строения, помещения, количество опечатываемых дверей, номера печатей, территория учреждения, постройки служебного и хозяйственного предназначения на огражденной территории и другие сооружения, передаваемые под охрану);

границ поста, зоны ответственности;

места несения службы, сектора наблюдения или маршрута движения и его границ;

задач при несении службы;

порядка приема и сдачи поста.

Особые обязанности включают описание:

особенностей несения службы на данном посту, объектов, требующих особого внимания;

порядка допуска работников учреждения в охраняемые помещения, в том числе в нерабочее время;

порядка и периодичности проверки целостности печатей на дверях кладовых ценностей после приема их под охрану;

участников поддержания зрительного контакта и условий оперативной связи;

порядка связи со старшим наряда полици и постовыми соседних постов, дежурным ПЦО (ЦОУ, СПП) или ОВД;

порядка (периодичности) доклада старшему наряда полиции по охране учреждения, дежурному ПЦО (ЦОУ, СПП) или ОВД по обстановке и результатах несения службы;

порядка действий при использовании видеотелевизионных устройств и систем контроля доступа в охране учреждения;

порядка приема под охрану и сдачи из-под охраны режимных помещений учреждения, подключенных к приемно-контрольным приборам, установленным в комнате полиции или на посту;

порядка действий при возникновении чрезвычайных обстоятельств.

Основные обязанности наряда:

Сотрудник строевого подразделения полиции (CПП) при несении службы обязан знать:

Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные правовые акты МВД России, регламентирующие вопросы охраны имущества физических и юридических лиц, охраны общественного порядка и борьбы с преступностью;

Оперативную обстановку в зоне поста, особенности охраняемых объектов, возможные места проникновения на них, скрытые подходы и подъезды, характеристики сигналов световых (звуковых) извещателей, основные и дополнительные рубежи охранной сигнализации;

Особые обязанности при несении службы на посту;

Дислокацию ближайших подразделений органов внутренних дел, нарядов полиции, представителей общественных формирований по охране правопорядка и систему связи с ними, места расположения территориальных органов МЧС России и медицинских учреждений;

Порядок и тактику действий при возникновении чрезвычайных обстоятельств и иных нештатных ситуаций.

Предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения на охраняемых объектах.

Обеспечивать охрану объекта путем оперативного реагирования на срабатывание технических средств охраны, осуществлением пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых постах.

Выявлять и задерживать лиц, пытающихся проникнуть на охраняемый объект или находящихся на его территории с нарушением установленных правил прохода и пребывания на охраняемом объекте, а также пытающихся в нарушение установленных требований внести (вынести) на охраняемый объект материальные ценности или предметы.

Принимать меры по обеспечению обороны объекта и охраны имущества, а также безопасности граждан при возникновении чрезвычайных происшествий и иных нештатных ситуаций.

Осуществлять контроль за работой и исправностью ТСО, установленных на охраняемом посту.

При получении информации о готовящихся, совершаемых или совершенных преступлениях принимать меры к установлению места преступления, данных о заявителях, кем и против кого оно совершено или готовится, и другую информацию, имеющую значение для раскрытия преступления; принять меры по немедленному докладу дежурному по отделу внутренних дел, отделу вневедомственной охраны, СПП или непосредственному начальнику.

В пределах своей компетенции оказывать помощь гражданам, находящимся на охраняемом объекте и пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в состоянии, опасном для их здоровья и жизни.

Принимать меры по эвакуации людей из опасной зоны, оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим при совершении противоправного деяния на охраняемом посту.

Оказывать содействие нарядам полиции, несущим службу по плану комплексного использования сил и средств на обслуживаемой территории, сотрудникам других служб и подразделений органов внутренних дел, а также представителям иных правоохранительных органов при выполнении ими служебных обязанностей.

Принимать участие в осуществлении защиты охраняемых объектов в местах аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Быть культурными и вежливыми в обращении с гражданами, строго соблюдать меры личной безопасности, законность и служебную дисциплину.

По прибытии на пост сотруднику СПП необходимо получить от сменяемого им сотрудника информацию (в части касающейся) об оперативной обстановке, имевших место происшествиях, а также другие сведения, имеющие прямое отношение к несению службы. При заступлении на пост, сотрудник проверяет исправность ТСО, специальных средств, средств связи, обеспечивает визуальную оценку инженерно-технического состояния поста. О принятии поста и выявленных недостатках докладывает в дежурную часть подразделения, а также производит соответствующую запись в документации поста.

По окончании несения службы докладывать дежурному по подразделению о результатах работы.

Запрещается: самовольно изменять порядок несения службы, если это не вызывается служебной необходимостью.

Заключение

вневедомственный охрана оперативный управление

Для организации охраны широко используются технические средства (объемные и акустические извещатели, оптико-электронные датчики и пр.), съём информации с которых осуществляется посредством существующих каналов связи, например, через городскую телефонную сеть. Информация с технических средств охраны поступает на ПЦО (Пункт Централизованной Охраны) и обрабатывается дежурным.

Постановка объекта на охрану и его последующее снятие с охраны осуществляется либо звонком оператору ПЦО, либо с применением кодового устройства или электронного ключа.

Подразделения вневедомственной охраны функционируют в полутора тысячах городов и населенных пунктов 82 субъектов Российской Федерации.

В настоящее время под охраной подразделений вневедомственной охраны находятся:

5 млн квартир граждан;

7 тыс. других мест хранения личного имущества граждан;

5 тыс. объектов различных форм собственности, в том числе 45,4 тыс. подлежащих государственной охране (здания органов государственной власти и управления, учреждения кредитно-финансовой системы; международные аэропорты; гидротехнические сооружения; объекты телерадиовещания и печати, культурного наследия России; места хранения оружия и боеприпасов, наркотических веществ, добычи и переработки драгоценных металлов и камней; склады мобилизационного резерва, взрывчатых веществ и материалов и другие объекты особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения)

С 1 января 2012 года подразделения вневедомственной охраны получили статус казённых учреждений. Согласно Закону «Об исполнении бюджета за 2012 года» в 2012 году на обеспечение деятельности вневедомственной охраны было израсходовано 89 млрд рублей, поступления в бюджет за услуги, предоставляемые вневедомственной охраной, составили 48,4 млрд рублей.

В структуру вневедомственной охраны входят:

строевые подразделения полиции (СПП) - укомплектованы аттестованными сотрудниками полиции;

специализированные строевые подразделения полиции (ССПП) - осуществляют мероприятия по охране имущества всех форм собственности при его транспортировке (сопровождение грузов), как на транспорте собственника имущества, так и на собственном;

пункты централизованной охраны (ПЦО) - создаются для охраны рассредоточенных на местности объектов различного назначения;

центры оперативного управления (ЦОУ) - создаются путем слияния СПП и ПЦО.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации. - М.: Изд-во «Омега-Л», 2014. - 45 с.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ [ред. от 08.06.2012, с изм. от 14.06.2013] (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.07.2013) [Электронный ресурс] - режим доступа - #"justify">. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ [принят ГД ФС РФ 24.05.1996] (действующая редакция) // СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс] - режим доступа - #"justify">. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.03.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 13. 03. 2013) // СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс] - режим доступа - #"justify">. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 06.12.2013) // СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс] - режим доступа - #"justify">. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 11 марта 2012 г. N 160 г. Москва «О внесении изменений в приказ МВД России от 29 января 2008 г. N 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности» // Российская газета. - 2012. - №5767.

Приказ МВД РФ от 29 января 2008 г. № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности»// Информационно-правовой портал Гарант [Электронный ресурс] режим доступа - #"justify">. Административная деятельность органов внутренних дел: пособие / М.: МосУ МВД России, 2010. - 384 с.

Воробьев А. И. Организация и правовые основы деятельности подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации по обеспечению охраны имущества физических лиц. Автореф. дис. канд. юридич. наук. Специальность 12.00.11 - судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности /А. И. Воробьев.- Псков, 2011. - 27 с.

Зубач А. В., Кокорев А. Н. Административная деятельность органов внутренних дел в вопросах и ответах: пособие / М.: МосУ МВД России, 2009. - 352 с.

Кириченко Н.Ф. Справочник сотрудника полиции подразделений вневедомственной охраны [Электронный ресурс] режим доступа - #"justify">. Онищенко О.Н. Правовой режим доходов подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел / Монография. ВСИ МВД Рос. Иркутск: Восточно-сибирский институт МВД России, 2010.

вневедомственной охраны МВД России

Вневедомственная охрана при органах внутренних дел РФ создана для защиты имущества собственников на договорной основе и организуется в городах, районных центрах и поселках городского типа.

Подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел (далее именуются - подразделения ВО) относятся к подразделениям полиции, т.е. к государственным органам исполнительной власти.

Положения о Главном управлении вневедомственной охраны Министерства Внутренних Дел Российской Федерации, подписанное приказом МВД № 677 от 16 июня 2011 г. закрепило статус ГУВО, его функции, задачи, полномочия, права, структуру, порядок и основные направления деятельности.

Основными задачами ГУВО являются:

1. Организация и участие в формировании основных направлений государственной политики в области охраны имущества и объектов.

2. Обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования в области охраны имущества и объектов.

3. Определение приоритетных направлений в области охраны имущества и объектов.

4. Участие в проведении мониторинга правоприменения в области охраны имущества и объектов.

5. Организация и проведение в пределах своей компетенции единой технической политики в области охраны имущества и объектов с использованием инновационных технологий.

6. Организационно-методическое обеспечение деятельности Центров и подразделений вневедомственной охраны.

Главное управление выполняет функции головного подразделения Министерства в области организации охраны имущества и объектов на договорной основе. С 1 января 2012 года подразделения вневедомственной охраны получили статус казённых учреждений.

ГУВО возглавляет начальник, который имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемый от должности в установленном порядке.

Структура и штаты подразделений ВО утверждаются в следующем порядке:

ГУВО МВД России - Министром внутренних дел Российской Федерации;

УВО (ОВО) МВД (ГУ МВД, У МВД) по субъектам федерации - руководителями соответствующих министерств, управлений внутренних дел;

ОВО - начальниками УВО (ОВО) МВД (ГУ МВД, У МВД), в прямом подчинении которых они находятся. Численность этих подразделений устанавливается исходя из средств, поступающих в качестве платы за услуги охраны.

Совещательным органом, решения которого носят рекомендательный характер, является Совет охраны ГУВО МВД России. Работой Совета руководит начальник ГУВО МВД России (председатель Совета), который определяет кандидатуру своего заместителя. Состав Совета обсуждается на Всероссийском совещании начальников управлений (отделов) при ОВД субъектов Российской Федерации и утверждается начальником ГУВО МВД России. Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы (как правило, два раза в год).

Подразделения ВО обладают особенностями , обусловленными спецификой выполняемых ими задач и функций :

1. Самостоятельно (в пределах своей компетенции) решают вопросы договорной и внешнеэкономической деятельности.

2. Не только организуют, но и практически осуществляют охрану имущества, а также оказание других услуг, предусмотренных договорами с собственниками своими силами и средствами. При этом охрана гарантирует возмещение ущерба от допущенных по её вине краж, беря на себя функции «страховой компании».

3. Являются единственной в государстве «сервисной» службой, которая несёт ответственность за своевременное реагирование на сигналы тревоги при попытках совершения краж, т.е. осуществляет в полном объёме замкнутый цикл работ по пресечению имущественных преступлений.

4. Имеют большой объем административно-надзорных функций, связанных с соблюдением общественного порядка в зонах постов и маршрутов патрулирования, не подкрепленный какими-либо ассигнованиями из государственного бюджета.

5. Работники ВО (особенно личный состав полиции) являются представителями власти, носителями властных полномочий. При несении службы они могут (в установленном законодательством порядке) требовать соблюдения установленного пропускного режима на охраняемых объектах, задерживать граждан, производить досмотр их вещей, применять спецсредства и огнестрельное оружие и т.д.

6. Их деятельность протекает в специфических формах, не свойственным сотрудникам полиции других подразделений.

7. Наличие таких черт отправления государственной службы, как специальная подготовка, особая трудовая дисциплина и др.

Подразделения ВО решают задачи по повышению защищенности имущественных интересов граждан и юридических лиц, усилению антитеррористической устойчивости охраняемых объектов и жилого сектора, профилактике имущественных преступлений и борьбе с уличной преступностью.

В этих целях вневедомственная охрана обеспечивает защиту имущества граждан и организаций постами полиции и техническими средствами охраны, осуществляет реагирование на тревожные сигналы путем направления групп задержания к месту установки сигнального оборудования, а также обеспечивает охрану имущества при его транспортировке.

Деятельность подразделений вневедомственной охраны полиции имеет статус государственной услуги. Плата за услуги по-прежнему зачисляется в полном объеме в федеральный бюджет согласно ст. 47 Федерального Закона «О полиции».


Заключение

Подразделениями службы сейчас охраняется более 424 тысяч объектов различных форм собственности и более 1 млн. 256 тысяч квартир. На пульты централизованного наблюдения вневедомственной охраны только с начала этого года поступил 1171 сигнал тревоги, а за совершение (по подозрению в совершении) преступлений сотрудниками подразделений вневедомственной охраны задержано 14 226 лиц. В доход федерального бюджета перечислено более 6 млрд рублей.

Продолжается работа по развитию и внедрению в подразделениях вневедомственной охраны навигационно-мониторинговых систем: в 444 населенных пунктах 80 регионов развернуто 625 диспетчерских центров. Терминальные навигационные устройства установлены более чем на 9 тысячах единиц служебного автотранспорта службы вневедомственной охраны.

В течение последних трех лет идет коренное техническое перевооружение службы, предполагающее, в том числе, оптимизацию используемых ресурсов. Основные усилия направлены на выполнение программ по техническому перевооружению и объединению пунктов централизованной охраны.

Одной из основных задач, как и прежде, является обеспечение противокриминальной защищенности важных для обеспечения жизнедеятельности государства категории объектов. Так, личным составом обеспечивается безопасность и антикриминальная защищенность 35 тысяч объектов, подлежащих обязательной охране полиции, почти 30 тысяч из них – особой важности и повышенной опасности.

К концу 2014 г. количество автоматизированных систем передачи извещений доведено до 97% от общего числа функционирующих на ПЦО подразделений вневедомственной охраны и увеличить долю объектов, квартир и МХИГ с автоматизированной тактикой взятия/снятия до 85-90% от общего числа охраняемых с помощью ПЦО.

Примерная организационно-штатная структура подразделений ВО, а также условия введения отдельных должностей сотрудников милиции и работников определены инструкциями, утвержденными приказом МВД России от 29 июня 2012 г. № 650 «Вопросы организационно-штатной работы в подразделениях вневедомственной охраны полиции».

Наряду со своими основными обязанностями, подразделения вневедомственной охраны обеспечивают охрану общественного порядка и безопасности. Улицы страны патрулируют более 4 тыс. экипажей групп задержания и патрулей. Надёжность охраны вверенного собственниками имущества находится на высоком уровне и составляет 99,96%.

Организационные основы службы вневедомственной охраны были заложены более 60 лет назад, но и сегодня они остаются уникальными по своему составу и сочетанию. Идентичной охранной структуры нет не только у нас в стране, но и за рубежом.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Каковы основные признаки правоохранительной деятельности?

2. Назовите и кратко охарактеризуйте основные направления (функции) правоохранительной деятельности.

3. Какие структуры следует относить к правоохранительным органам?

4. Перечислите правоохранительные органы, выполняющие эти функции правоохранительной деятельности.

5. Назовите основное подразделение в структуре созданного МВД России.

6. Назовите официальную дату образования МВД СССР, какие основные функции на него были возложены?

7. Когда была образована служба вневедомственной охраны и какие функции на нее возлагались?

В соответствии с Законом «О милиции» осуществление охраны имущества на основе договоров является обязанностью милиции. Основная роль в выполнении этой функции отведена службе вневедомственной охраны при органах внутренних дел.

Вневедомственная охрана входит в систему органов внутренних дел, создается на принципах самоокупаемости и самофинансирования для организации охраны имущества собственников, оказания иных охранных услуг на договорной основе, функционирует в составе милиции общественной безопасности в качестве самостоятельного структурного звена, подчиняется руководителям органа внутренних дел и вышестоящего подразделения вневедомственной охраны.

Задачи и функции вневедомственной охраны при органах внутренних дел. Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 589 установило в числе основных задач вневедомственной охраны следующие:

а) охрана имущества собственников на основе договоров;

б) участие в разработке и реализации государственных мер по упорядочению и совершенствованию охраны материальных ценностей;

в) проведение на территории России единой технической политики в области создания средств охранной сигнализации, их промышленного освоения, контроля за качеством, тактики их применения, внедрения и эксплуатационного обслуживания.

В соответствии с этими задачами вневедомственная охрана осуществляет ряд функций.

Непосредственная охрана имущества предприятий, учреждений, организаций. Она представляет собой систему мероприятий по непрерывному наблюдению за объектом, на котором расположены материальные ценности (независимо от форм собственности),

в целях предотвращения и пресечения их хищений и проникновения на объект посторонних лиц.

В результате утверждения новых форм хозяйствования, предоставления собственникам самостоятельности в обеспечении сохранности имущества, законодательного допуска на рынок охранных услуг негосударственных охранных предприятий и объединений, вневедомственная охрана утратила монополию на осуществление охранных функций. В настоящее время лишь ряд объектов, исчерпывающий перечень которых предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности», подлежат исключительно государственной охране. К ним относятся здания органов представительной и исполнительной власти, судов; дипломатические и консульские представительства; денежные кассы государственных предприятий, учреждений и организаций; музеи, библиотеки, архивы, заповедники, телерадиокомпании государственного и регионального значения;

гидротехнические сооружения; метрополитены; объекты ряда министерств, ведомств и некоторые другие. Но даже включение объекта в названный перечень не означает его обязательную охрану подразделениями вневедомственной охраны при ОВД. Государственную охрану обеспечивают также внутренние войска МВД России, ФСО России, подразделения «силовых» министерств и др. Руководители же всех иных предприятий, учреждений и организаций вправе самостоятельно выбирать субъекта охраны: им может быть вневедомственная охрана при ОВД, частное охранное предприятие или собственная служба безопасности.

Имевшая в последние годы тенденция к отказу от услуг вневедомственной охраны, сопровождавшаяся заметным ростом числа краж из неохраняемых и находившихся под ведомственной охраной объектов, в настоящее время приостановлена. Количество охраняемых вневедомственной охраной объектов возросло до 320 тыс. Причина - подтверждаемая практикой надежность работы вневедомственной охраны в сравнении с иными субъектами охраны. В среднем по стране из ста разбойных нападений только 9 приходится на охраняемые вневедомственной охраной объекты. При этом в расчете на 1000 таких объектов за год допускается не более одной кражи.

Сейчас наблюдается расширение не только объема, но и перечня услуг по непосредственной охране имущества предприятий, оказываемых вневедомственной охраной при ОВД. Речь идет, в

частности, об охране перевозимых грузов и денежных средств, организации платных автостоянок.

Непосредственная охрана личного имущества граждан. Такая охрана осуществляется с помощью приборов, подключенных к пультам централизованного наблюдения, после заключения гражданином договора на охрану находящегося в квартире имущества. Под охрану принимаются преимущественно телефонизированные квартиры. В настоящее время на вооружении вневедомственной охраны имеются системы, позволяющие охранять нетелефонизированные квартиры, однако, в связи с некоторыми техническими сложностями и относительно высокой стоимостью они широкого распространения пока не получили. Работы по оборудованию квартиры средствами сигнализации выполняются вневедомственной охраной за счет ее владельца. Стоимость охраны зависит от того, на какую сумму владелец квартиры оценил охраняемое имущество.

При заключении договора вневедомственная охрана берет на себя обязательства принимать квартиру под охрану в любое время суток, на любой срок; в период охраны обеспечить полную сохранность имущества; осуществлять ремонт и эксплуатационное обслуживание сигнализации; возместить ущерб в результате кражи в пределах суммы договора, если проникновение в квартиру произойдет через заблокированные места и не будет пресечено. Указанным способом в настоящее время охраняется около 620 тыс. квартир. При этом свыше 70% граждан заключают договор на длительное время, и только 30% - на время отпусков и командировок.

В тех случаях, когда гражданин не желает или не имеет возможности сдать имущество под централизованную охрану, он может заключить договор с подразделением вневедомственной охраны на монтаж сигнализации. Охрана без участия вневедомственной охраны может быть солидарной или автономной. При солидарной охране в случае проникновения посторонних лиц в одну из заблокированных квартир сигнал тревоги поступает в квартиру соседа. При автономной охране световая и звуковая сигнализация извещает о проникновении в квартиру, садовый домик, дачную постройку, гараж и т.п. места окружающих. И в том, и в другом случаях вневедомственная охрана не берет на себя обязательства по обеспечению сохранности имущества, а только по желанию граждан и за их счет блокирует помещения средствами сигнализации.

Реализуя рассматриваемую функцию, вневедомственная охрана по договору с гражданами оборудует их квартиры (так же, как, например, уличные киоски, диспетчерские места автозаправочных станций и другие объекты) средствами экстренного вызова милиции (тревожными кнопками). Они устанавливаются вблизи от входных дверей или в местах возможной изоляции хозяев квартиры (в ванной комнате, туалете, кладовой и т.п.).

В последнее время вневедомственная охрана начала оказывать и такую услугу, как организация специальных технически укрепленных и оборудованных средствами сигнализации хранилищ, куда все желающие могут сдать на хранение документы, ценности, личные коллекции, другие дорогостоящие вещи. Ряд подразделений вневедомственной охраны развернул активную работу по установке и организации эксплуатационного обслуживания на договорной основе переговорно-замочных устройств (домофонов) и видеофонов, а также установке дополнительных деревянных, металлических, раздвижных, решетчатых входных дверей, оконных решеток, замков повышенной прочности и секретности.

Внедрение в охрану современных технических средств. Последовательное осуществление этой функции позволяет в значительной степени сделать технологию охраны «безлюдной», что в свою очередь экономит огромные средства, расходуемые на охрану в настоящее время, и обеспечивает минимальное вмешательство в сферу прав и законных интересов граждан. При защите объектов различных форм собственности вневедомственная охрана использует в настоящее время более 4,5 млн. ультразвуковых, оптико-электронных, радиоволновых, емкостных и других извещателей и приборов сигнализации.

Особо важные объекты, к которым относятся крупные базы и склады, ломбарды, ювелирные магазины и мастерские, цеха, участки и лаборатории предприятий и организаций, использующие драгоценные металлы, кассы учреждений, предприятий, организаций, учреждения банков и связи, стрелковые тиры, оружейные комнаты, аптеки и другие помещения, где хранятся наркотические средства, музеи, картинные галереи, выставки, фондохрани-лища библиотек и некоторые другие, оборудуются тремя рубежами защиты. На пульте централизованного наблюдения каждому рубежу отводится отдельный номер. Первый рубеж контролирует периметр объекта (окна, двери и т.п.), второй - внутренний объем охраняемого помещения (сигнал тревоги поступает при пере-

мещении какого-либо предмета внутри помещения), третий рубеж - непосредственное место хранения (сейф, стеллаж и т.п.).

В настоящее время в стране налажено производство нескольких десятков типов современных датчиков и приборов охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации, а также пультов централизованного наблюдения. Для удобства хозяев и исключения ошибок, ложных срабатываний сигнализации сконструирован специальный замок, который устанавливается на входной двери и позволяет вместо набора кода сдавать и снимать квартиру с охраны простым поворотом ключа. Разрабатывается охранная техника на основе микропроцессорных технологий, которая позволит выйти на принципиально новый высоконадежный уровень охраны. Компьютерная техника дает возможность автоматизировать рабочие места персонала пунктов централизованной охраны, исключить его из процессов приема (снятия) под охрану объектов, сократить численность личного состава и занимаемые площади, а значит, снизить себестоимость охраны при одновременном повышении ее надежности.

Приоритетными направлениями внедрения в охрану современных технических средств являются установка извещателей с комбинированным способом обнаружения, позволяющая устранить влияние случайных помех и исключить ложные срабатывания сигнализации; оборудование объектов промышленными телевизионными установками с выводом на пульты централизованного наблюдения; применение систем охраны по радиоканалу, дающих возможность отказаться от использования некачественных телефонных линий.

Следует подчеркнуть, что проведение монтажных работ по оборудованию средствами сигнализации является обязанностью вневедомственной охраны в лице ее монтажных групп только в отношении помещений с личным имуществом граждан. Монтажные работы проводятся на основании договора. Средства сигнализации на принимаемых под охрану объектах устанавливаются также специализированными монтажно-наладочными либо сторонними организациями, в том числе негосударственными. Вневедомственная охрана осуществляет на охраняемых объектах технический надзор за выполнением проектных и монтажных работ по оборудованию средствами охранной сигнализации, использованием приборов и систем охраны в соответствии с технической документацией, прием их в эксплуатацию, обслуживание и ремонт. В обслуживании потребителей охранных услуг вневедомст-

венная охрана все шире обеспечивает «фирменный подход», включающий полный цикл работ - проектирование и монтаж сигнализации по индивидуальным требованиям заказчика, комплексную поставку технических средств, проведение пусконала-дочных работ, гарантийное и послегарантийное обслуживание и ремонт аппаратуры.

Инспектирование ведомственной охраны и организация проверок состояния сохранности материальных ценностей на неохраняемых объектах (их техническая экспертиза). Данная функция реализуется службой вневедомственной охраны в соответствии с Инструкцией о порядке инспектирования ведомственной охраны предприятий, учреждений и организаций подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел, утвержденной приказом МВД от 5 августа 1993 г. № 371, на договорной основе. Периодическое инспектирование ведомственной охраны, которую имеют предприятия, учреждения и организации ряда министерств и ведомств», а также проверки неохраняемых объектов преследуют цель повышения надежности охраны, устранения причин и условий, способствующих совершению краж, выявления и приема под охрану органов внутренних дел новых объектов. В инспектировании и проверках принимает участие инспекторский состав вневедомственной охраны. При этом проверяются организация охраны объектов, технические и другие средства усиления охраны, вопросы несения службы, служебная подготовка личного состава ведомственной охраны, состояние хранения оружия и боеприпасов и другие вопросы. О результатах инспектирования составляется акт, в котором делается вывод о соответствии или несоответствии охраны задачам обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей1.

Результатом инспектирования может быть также заключение вневедомственной охраной договоров на обучение личного состава ведомственной охраны, осуществление контроля за несением ею службы. С руководителями неохраняемых объектов по результатам проверок заключаются договоры на проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание охранной сигнализации.

В соответствии с нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации в ряде регионов собственники торговых предприятий обязаны обеспечивать их обследование силами вневедомственной охраны с выдачей им документа о надлежащей

технической укрепленности предприятия и оборудовании его охранной сигнализацией.

Близкой к рассматриваемой функции является и такой новый вид услуг, оказываемых вневедомственной охраной, как оказание на договорной основе помощи негосударственным охранным предприятиям и объединениям в налаживании их работы, подборе и обучении персонала.

Обеспечение общественного порядка в зонах расположения охраняемых объектов. Эту функцию осуществляют в первую очередь милицейские подразделения вневедомственной охраны. Нарядам милиции данной службы вменяется в обязанность обеспечение охраны общественного порядка и борьбы с преступностью в зоне своих постов и маршрутов патрулирования.

При выполнении указанных задач их права, обязанности и тактика действий определяются Уставом патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности. Несмотря на то, что рассматриваемая функция для вневедомственной охраны является как бы Организация патрульно-постовой службы подразделений милиции охраны по единой дислокации с другими силами милиции значительно увеличивает плотность милицейских нарядов и расширяет возможности органов внутренних дел в охране общественного порядка и борьбе с преступностью.

Определенную роль в охране общественного порядка играют и работники сторожевых и военизированных подразделений вневедомственной охраны.

Система и виды подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел. Систему вневедомственной охраны возглавляет Главное управление вневедомственной охраны МВД России. При МВД, ГУВД, УВД действуют управления (отделы) вневедомственной охраны. В их состав входят подразделения кадров и оргштатной работы; милицейской службы; военизированной и сторожевой охраны; по внедрению и эксплуатации технических средств охраны; материально-технического и хозяйственного обеспечения; информационно-аналитической и договорно-пра-вовой работы; финансово-экономическое и иные подразделения. В непосредственном подчинении управлений (отделов) вневедомственной охраны при МВД, ГУВД, УВД находятся строевые подразделения милиции, ремонтные мастерские, монтажные органи-

зации, самостоятельные автохозяйства, питомники служебного собаководства.

При городских и районных органах внутренних дел функционируют отделы (отделения) вневедомственной охраны, имеющие в непосредственном подчинении милицейские, военизированные и сторожевые подразделения. Они организуются при наличии общей численности работников охраны более 50 единиц с учетом возможности развития централизованной охраны с задействованной емкостью свыше 120 номеров на пульт с численностью не менее 20 единиц личного состава.

В состав вневедомственной охраны входят подразделения сторожевой охраны, подразделения военизированной охраны, строевые подразделения милиции, пункты централизованной охраны (ПЦО) и центры оперативного управления (ЦОУ).

1. Сторожевые подразделения вневедомственной охраны. Личный состав сторожевой охраны сводится:

В сторожевые участки. Для руководства ими назначаются начальники охраны участков (служащие). В зависимости от характера объектов, их дислокации, технической укрепленности и других особенностей сторожевые участки могут создаваться с численностью от 15 до 40 человек. За каждым сторожевым участком закрепляется определенная часть города (райцентра, поселка), на территории которой его личным составом осуществляется охрана объектов;

В подразделения охраны отдельных объектов. Они организуются для охраны предприятий, складов, баз и других крупных объектов, когда численность охраны на них составляет, как правило, 10 и более сторожей. Для непосредственного руководства этими группами назначаются начальники охраны объектов (служащие). В некоторых регионах страны руководство сторожевыми подразделениями осуществляют младшие инспектора охраны (младший начальствующий состав милиции).

Работники сторожевой охраны вооружаются, как правило, гладкоствольными ружьями или несут службу без оружия.

2 Военизированные подразделения вневедомственной охраны. Перечень объектов, охраняемых военизированными подразделениями, в нормативном порядке не определен. В соответствии с Наставлением по организации службы военизированных и сторожевых подразделений вневедомственной охраны, утвержденным приказом МВД России от 22 марта 1993 г. № 121, вид и численность охраны, дислокация и количество постов, взаимоотношения

с собственниками определяются соглашениями сторон и закрепляются в договорах на охрану. При оформлении договорных отношений военизированной охране как виду подразделений вневедомственной охраны отдают предпочтение коммерческие банки, Ломбарды, объекты жизнеобеспечения населения, крупные промышленные предприятия, склады, учреждения культуры, иностранные фирмы и т.д.

Военизированные подразделения в зависимости от численности личного состава состоят из отрядов, команд, групп. Личный состав ВОХР в зависимости от должностей подразделяется на старший, средний, младший начальствующий и рядовой состав и при исполнении служебных обязанностей должен носить установленную форму одежды и знаки различия.

Военизированные подразделения имеют на вооружении нарезное оружие. В настоящее время практикуется вооружение стрелков ВОХР и сторожей газовым оружием. Комплектование военизированных и сторожевых подразделений охраны производится из числа граждан Российской Федерации, достигших 18-летнего возраста, отвечающих требованиям службы в охране. ВОХР комплектуется преимущественно гражданами, состоящими в запасе Вооруженных Сил. На работников сторожевой и военизированной охраны распространяется законодательство о труде и государственное социальное страхование.

При наличии на охраняемом объекте одновременно сторожевой и военизированной охраны первая в вопросах организации несения службы подчиняется соответствующему начальнику военизированного подразделения.

В соответствии с договорами с собственниками на сторожевые и военизированные подразделения могут быть возложены охрана спецпродукции при ее перевозках и сопровождение кассиров с денежными средствами, а также иные обязанности.

Численность вневедомственной охраны устанавливается из расчета на один круглосуточный пост (при семичасовом рабочем дне) 6 единиц в военизированных подразделениях и 4,53 единицы в сторожевых подразделениях охраны без учета работников административно-управленческого аппарата, бюро пропусков и служебного собаководства, инженерно-технических работников, занятых в эксплуатации технических средств охраны, а по военизированным подразделениям, кроме того, без учета начальствующего состава и обслуживающего персонала.

3. Строевые подразделения милиции вневедомственной охраны при ОВД создаются в целях обеспечения охраны имущества собственников и объектов на договорной основе, более эффективного использования личного состава милиции в борьбе с преступностью, охране общественного порядка, улучшения руководства нарядами милиции, повышения уровня воспитательной работы и профессиональной подготовки сотрудников. Они входят в состав милиции общественной безопасности и находятся в подчинении начальников управлений, отделов, отделений вневедомственной охраны при МВД, ГУВД, УВД, горрайорганах внутренних дел. Строевые подразделения милиции вневедомственной охраны (полки, батальоны, роты, взводы) иногда называют «ночной» милицией, поскольку они в отличие от подразделений патрульно-постовой службы работают в основном в ночное время. Строевые подразделения милиции вневедомственной охраны включают в себя руководящий и командный состав; милиционеров групп задержания пунктов централизованной охраны; сотрудников милиции, несущих службу на постах и маршрутах патрулирования; сотрудников милиции, обеспечивающих охрану отдельных особо важных объектов и содержащихся за счет средств, поступающих за их охрану (так называемая объектовая или ведомственная милиция); сотрудников милиции, осуществляющих сопровождение грузов, и других сотрудников милиции.

Выполнение договорных обязательств строевые подразделения милиции вневедомственной охраны обеспечивают путем:

Оперативного реагирования нарядов милиции на срабатывания средств охранно-пожарной сигнализации, подключенных к пультам централизованного наблюдения;

Патрулирования охраняемых объектов или выставления на них постов;

Осуществления пропускных (внутриобъектовых) режимов на охраняемых объектах и их территориях;

Сопровождения грузов и материальных ценностей.

4. Пункты централизованной охраны (ПЦО) - это подразделения вневедомственной охраны, обеспечивающие непосредственную охрану объектов от краж и пожаров при помощи пультов централизованного наблюдения (ПЦН), концентрируемых в одном помещении. Централизованная охрана - не только наиболее надежный, но и экономически выгодный вид охраны. В настоящее время задействованная емкость ПЦО составляет более 1 млн. номеров.

Впервые этот вид охраны был введен в Ленинграде. Принцип его заключается в следующем: установленная на объектах сигнализация по линиям телефонной связи этих объектов или радиоканалам подключается через АТС к ПЦН. В случае проникновения на охраняемые объекты посторонних лиц нарушается система блокировки и на ПЦН поступают звуковой и световой сигналы («тревога»). По получении такого сигнала дежурный ПЦО немедленно направляет на объект наряд милиции.

В задачи ПЦО кроме непосредственной охраны объектов входят оперативное руководство и контроль за несением службы всеми нарядами вневедомственной охраны, а также контроль за своевременным устранением неисправностей сигнализации, установленной на охраняемых объектах.

В структуру ПЦО входят: начальник, дежурный ПЦО, группы задержания (все - сотрудники милиции), а также дежурные ПЦН и сотрудники технической группы - инженеры, электромонтеры (все - вольнонаемный состав). Личный состав групп задержания включается в строевые подразделения милиции вневедомственной охраны. Дежурный ПЦО находится в оперативном подчинении дежурной части органа внутренних дел.

Перспективной формой централизованной охраны являются объектовые ПЦО (сейчас их около 500), создаваемые на крупных предприятиях (заводские ПЦО) и в жилых массивах (микрорайонные ПЦО).

5. Центры оперативного управления (ЦОУ) создаются в структуре вневедомственной охраны при горрайорганах в соответствии с приказом МВД России от 28 апреля 1995 г. № 164 «О внесении изменений и дополнений в нормативные акты МВД России» на базе имеющихся пунктов централизованной охраны и строевых подразделений милиции численностью не менее 50 человек.

Основными задачами ЦОУ являются: охрана имущества собственников на основе договоров, участие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений в зоне постов и маршрутов патрулирования. Начальник центра подчиняется начальнику отдела вневедомственной охраны и одновременно является его заместителем. Ему подчинены командир строевого подразделения и начальник дежурной части. В обязанности начальника центра включены разноплановые задачи, которые в отделах без ЦОУ возлагаются на разных заместителей начальника отдела, например, разработка мер по повышению

устойчивости работы средств ОПС, разработка дислокации милицейских постов и автомотопатрульных маршрутов отдела и др.

В состав дежурной смены ЦОУ включаются начальник смены, инспектор-дежурный, помощник инспектора-дежурного, дежурный пульта управления, группы задержания, милиционер-кинолог, электромонтер. Начальник дежурной части занимает положение, близкое к заместителю командира строевого подразделения милиции, он подчиняется командиру указанного подразделения и является прямым начальником всего его личного состава.

При невозможности создания в отделе вневедомственной охраны ЦОУ и наличии в нем строевого подразделения общей численностью не менее 50 человек, в нем организуется дежурная часть. Перед ней ставятся задачи организации оперативного управления нарядами и обеспечения надежной охраны имущества собственников на договорной основе, эффективного использования личного состава в борьбе с преступностью, охране общественного порядка, взаимодействия с другими нарядами органов внутренних дел в раскрытии преступлений «по горячим следам».

Права сотрудников вневедомственной охраны при органах внутренних дел. Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел предоставило ее работникам для выполнения возложенных на них обязанностей следующие права:

Требовать от рабочих и служащих охраняемых объектов и других лиц соблюдения установленного администрацией предприятия, учреждения или организации пропускного режима;

Задерживать лиц, пытающихся незаконно вывезти (вынести) материальные ценности с охраняемого объекта;

Доставлять в служебные помещения охраны или в милицию лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, связанных с посягательством на охраняемое имущество;

Производить в установленном законодательством порядке на основании условий договоров досмотр вещей, а в исключительных случаях - личный досмотр на контрольно-пропускных пунктах, а также досмотр транспортных средств и проверку соответствия провозимых грузов сопроводительным документам при въезде (выезде) с территории охраняемого объекта;

Использовать для обнаружения и изъятия незаконно вывозимого (выносимого) имущества, а также для фиксации противоправных действий технические средства, не причиняющие вреда жизни, здоровью граждан и окружающей среде;

Применять в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, огнестрельное оружие;

Требовать от должностных лиц выполнения обязательств по договору, направленных на обеспечение сохранности материальных ценностей и создание безопасных условий труда для работников охраны.

Указанными правомочиями располагают сотрудники всех подразделений вневедомственной охраны - сторожевых, военизированных и милицейских. Сотрудники милиции вневедомственной охраны, кроме того, пользуются для выполнения возложенных на них обязанностей правами, предоставленными милиции.

Таким образом, к настоящему времени вневедомственная охрана сформировалась как действующая на принципах самоокупаемости и самофинансирования специализированная инженерно-техническая служба при органах внутренних дел, обеспечивающая на договорных началах охрану имущества юридических и физических лиц и вносящая вклад в решение общих задач милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью.

Похожие публикации