Энциклопедия пожаробезопасности

Правила поведения при пожаре в школе обществознание. Правильные действия при пожаре в школе

« Утверждаю»

Директор МКОУ ООШ д. Павлово

Пижанского района Кировской области

Е.Е.Клепцова

01.09.2015

Инструкция о порядке действий персонала

по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации учащихся и персонала МКОУ ООШ д. Павлово Пижанского района Кировской

при угрозе возникновения и в условиях:

пожара, чрезвычайной ситуации, аварии, стихийного бедствия, катастрофы, теракта № 37

ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПОЖАРА.

1. Обнаружив признаки пожара (огонь, дым, запах гари) или услышав: сирену, сигнал звукового оповещения-тревоги, текстовые команды системы оповещения и управления людей при эвакуации, оцените обстановку – откуда исходит опасность? немедленно сообщите о пожаре по городскому телефону 01, МТС 010, Би Лайн 112, затем 1 или 001 , МЕГАФОН 112, далее1 или 010 свою фамилию и контактный телефон, адрес и номер школы, место (кабинет, коридор и т.д)– в котором произошел пожар, наличие людей в школе и есть ли угроза их жизни, кратчайший путь для подъезда к очагу пожара. Поставьте в известность руководство школы. Если сигнал тревоги – сирена еще не звучит - включите ближайший ручной пожарный извещатель (звонок) - для оповещения и эвакуации людей.

ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРА.

2. Немедленно, с момента обнаружения пожара, если его очаг не превышает 1 кв.м., тушение пожара организуют и проводят с помощью имеющихся первичных средств пожаротушения подготовленные работники, прошедшие соответствующее обучение, не занятые эвакуацией детей. Тушить водой включенные в сеть электроприборы опасно для жизни. Для защиты от поражения током отключите электричество от сети (автоматы в этажном щите). Если очаг пожара превышает 1 кв.м., при угрозе жизни и невозможности потушить огонь, немедленно покиньте опасную зону, плотно прикрыв за собой двери горящего помещения.

ПРИ ЭВАКУАЦИИ.

3. Вахтёр по сигналу тревоги объявляет пожарную тревогу и эвакуацию из здания школы, для чего задействует электрический звонок, открывает двери запасных и аварийных выходов, распашных решеток, регулирует эвакуацию, не допускает встречных и пересекающихся потоков людей.

4. Учителя прекращают уроки и занятия, объявляют порядок эвакуации, берут с собой аптечку первой помощи, классный журнал и мобильный телефон, оставив остальные вещи в кабинете.

5. Учащиеся не собирают портфели, берут с собой только мобильные телефоны. Запрещается забегать в раздевалку, переодеваться, переобуваться, брать свои вещи.

6. Учитель, выбрав по плану эвакуации кратчайший путь эвакуации, быстро, без паники, организованным порядком выводит детей из кабинета. Старшеклассники пропускают младших и помогают им. Эвакуируют пострадавших своими силами.

7. Порядок выхода учащихся из кабинета: первым выходит ряд ближний к двери, вторым – средний ряд, третьим – ряд у окна. Учащиеся кладут руку на плечо впереди идущему, спускаются цепочкой, не обгоняя друг друга. При движении по лестницам держитесь за перила, соблюдайте осторожность.

8. Учитель проверяет, что в классе никто из учеников не остался.

9. Покидая помещение, отключите все электроприборы, погасите свет, закройте окна, форточки и двери, это будет дополнительным препятствием на пути распространения огня и дыма.

ПРИ НАЛИЧИИ ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ ПОЖАРА НА ПУТЯХ ЭВАКУАЦИИ.

10. Действуйте в зависимости от сложившейся обстановки. Если кратчайший путь эвакуации в дыму, то эвакуируйтесь по запасным или аварийным путям эвакуации и выходам из здания.

11. Если у Вас нет индивидуального средства фильтрующего действия для защиты органов дыхания от: угарного газа, окиси и двуокиси азота, а все коридоры заполнены дымом, но видимость более 10 метров, используйте влажные повязки для защиты дыхательных путей от: ожогов, сажи и копоти, расположитесь как можно ближе к поверхности пола, так как воздух для дыхания сохраняется только до нижней границы дыма, передвигайтесь к выходу ползком, вдоль стен, чтобы не потерять направление.

ПРИ НЕВОЗМОЖНОСТИ ЭВАКУАЦИИ.

12. Если видимость менее 10 метров вернитесь в помещение. Плотно закройте двери и окна. Проход по сильно задымленным этажам без средств защиты органов дыхания запрещен.

13. Изолируйте помещение от проникновения дыма, уплотнив вентиляционные отверстия, щели и зазоры дверного проема влажной тканью (полотенца, шторы). Для эвакуации воспользуйтесь окнами 1-го этажа или наружными стационарными пожарными лестницами. Спускаться по водосточным трубам и прыгать из окон выше 2-го этажа запрещено, т.к. смертельно опасно. Если нет признаков удушья и помутнения сознания - не открывайте окно. Подойдите к окну, напишите на окне, подайте знаки об оказании вам помощи, постарайтесь привлечь к себе внимание прохожих и пожарных. При отсутствии возможности самостоятельно эвакуироваться необходимо лечь на пол, используйте влажные повязки для защиты дыхательных путей от ожогов и сажи. Звоните по телефону 01, сообщите о ситуации и своем местонахождении. Ждите прибытия спасателей.

ПОСЛЕ ЭВАКУАЦИИ.

14. Если вы уже покинули горящее здание, то постарайтесь организовать встречу пожарных подразделений, укажите им проезд к месту пожара. Укажите руководителю пожарного подразделения: место расположения люков пожарных гидрантов, где вывешен план эвакуации всего здания школы и покажите на нем: где находятся отрезанные пожаром люди, которых необходимо эвакуировать в первую очередь, какие помещения охвачены огнем и куда распространяется пожар, где размещено наиболее ценное имущество, подлежащее эвакуации.

15. Пострадавшим окажите первую помощь. К ожогам приложите чистую влажную ткань без ворса. Для доставки пострадавших в лечебное учреждение вызовите скорую помощь по телефону 03.

16. Если вы покинули здание через окно или по пожарной лестнице, обязательно сообщите о себе руководству школы.

17. Все эвакуированные учащиеся собираются и строятся по классам в заранее обозначенном месте сбора – около котельной. Замеряется время полной эвакуации. Учащиеся проверяют, здесь ли сосед по парте, при его отсутствии немедленно сообщают учителю. Наличие персонала школы проверяется по табельным спискам. Учителя по классным журналам сверяют наличие учащихся, «По списку в 9 классе-15 учащихся, на уроке присутствовало-15, в строю-15, эвакуированы все», о чем докладывают директору школы. Директор школы объявляет дальнейший порядок действий и назначает время совещания для разбора допущенных ошибок и подведения итогов эвакуации.

ПРИМЕЧАНИЕ:

    Во время всех вышеперечисленных действий ответственность за жизнь и здоровье учащихся несет учитель, урок которого в данном классе совпал по времени с пожаром или тренировкой по эвакуации.

С инструкцией ознакомлен_________________

Школа - это одно из мест массового пребывания людей. При возгорании часто происходит паника и давка, в которых могут погибнуть дети. Чтобы такого не произошло, проводят учебные тренировки, которые помогут стать внимательными, концентрироваться только на необходимом. И при этом позволят распределить роли и обязанности при эвакуации.

Как всё начинается

Пожарная тревога в школе, как и во всех общественных учреждениях, осуществляется при помощи пожарной сигнализации. В дополнение к этому о пожаре может идти речевое сообщение.

Если кто-нибудь из технического персонала или учителей обнаружит очаг возгорания, то его можно попытаться самостоятельно ликвидировать первичными средствами пожаротушения, которые располагаются в пожарных шкафах, на пожарных щитах или пожарных стендах. Для ликвидации возгорания также подойдёт и любое средство, которое есть под рукой.

Во всех кабинетах школы обязательно установлены огнетушители. Помимо этого в кабинетах с легковоспламеняющимися жидкостями и проводами, находящиеся под напряжением, для тушения установлены ящики с песком.

При возникновении очагов возгорания директору или его заместителю необходимо позвонить в пожарную часть и сообщить об этой ситуации. После идет быстрая подготовка школьников к эвакуации из здания.

При наличии в кабинете средств индивидуальной защиты органов дыхания, учащимся раздают эти средства. При отсутствии этих средств можно использовать носовые платки, часть школьной одежды, и вообще любую ткань, которую можно найти в этот момент. Материал смачивается водой, после чего учащиеся закрывают им рот и нос.

Учитель кратко объясняет, что после сигнала пожарной сирены нельзя паниковать и бежать одному по зданию школы, ведь, он в условиях задымления может заблудиться. В этот момент ответственные за противопожарную безопасность открывают запасные и центральные выходы и начинается поэтапная эвакуация школьников.

Действия учителя

В случае возникновения возгорания в школе учителю необходимо как можно эффективнее предотвратить панику учащихся. Спокойно и уверенное поведение поможет детям сконцентрироваться на ситуации и внимательно подойти к этапу эвакуации.

Учителю необходимо узнать, через какое помещение необходимо будет эвакуироваться, насколько безопасен тот или иной путь выхода из здания. Раздать средства индивидуальной защиты, смоченные водой. Также разъяснить, что бежать в зону возгорания и пытаться ликвидировать огонь нельзя. Этим будут заниматься более подготовленные люди.

После этого предупредить учащихся, что их личные вещи для быстроты передвижения должны быть оставлены в здании. Из вещей учитель возьмёт только школьный журнал. После выхода из здания школьники не должны разбегаться, так как учителю необходимо убедиться, что все вверенные ему дети вне зоны опасности, и доложить директору результаты ответственного мероприятия. Для составления списков детей поможет школьный журнал.

Если школа с большим количеством учащихся и очаг возгорания находится не на вашем этаже, то во избежание столпотворения придется ждать очереди по эвакуации.

Выход учащихся и персонала

Для уменьшения нагрузки на коридоры обязательно соблюдается очерёдность эвакуации школьников. Первыми выводятся школьники, оказавшиеся в помещениях, близких к очагам возгорания. Затем начинается эвакуация детей с верхних этажей, начиная с младших классов.

По более безопасному пути школьники выводятся парами. Движение всей группы направляет учитель, а замыкают группу самые физически развитые мальчики, способные оказать помощь более слабым товарищам. Они же закрывают за собой двери, чтобы ослабить интенсивность распространения огня.

Маленьких детей, не способных к самостоятельному перемещению, выносят на руках . При сильном задымлении группа перемещается к выходу поодиночке и ползком, так как вероятность поражения органов дыхания становится ниже. Директор школы и ответственные лица должны эвакуироваться из горящего здания последними.

Остаться в горящем здании

Бывают чрезвычайные ситуации, когда невозможно провести полную эвакуацию учеников и учителей. Если безопасного выхода не было обнаружено, то дверь в класс плотно прикрывают и уплотняют смоченной в воде тканью.

Окна слегка приоткрывают, а детей рассаживают на пол, ближе к окнам. Металлические решётки с окон снимают.

Необходимо сразу же сообщить о местонахождении детей всем ответственным лицам. Без крайней необходимости не спускать детей по водосточной трубе, верёвке или связанным простыням, особенно с верхних этажей.

Подъехавшие пожарные должны организовать спасение таких детей в первую очередь.


Сбор и случаи травматизма

Эвакуация учащихся проводится за территорию школы в безопасное место. Обычно это спортплощадка или стадион. В этом месте учащиеся не расходятся, а выстраиваются в колонны, и учитель проводит перекличку. О количестве учащихся присутствовавших на уроке и количестве покинувших здание каждый учитель сообщает директору. В случае отсутствия кого-либо из детей директор сообщает этот факт прибывшему пожарному расчёту, и организуются поиски пропавшего.

Эвакуация детей не всегда может быть произведена без случаев травматизма. До прибытия медицинской службы на место происшествия можно самостоятельно организовать первую помощь пострадавшим детям. Школьников, получивших ожоги, следует немедленно направить в больницу. Ни в коем случае нельзя обрабатывать ожоги любым видом растительного масла. Детей с переломами, вывихами и растяжениями направляют в отделения травмпунктов. Повреждённые конечности необходимо обездвижить, для чего накладываются повязки и шины.

Тушение

Основное тушение пожара производится прибывшими расчётами. После ликвидации очагов возгорания директор организует проветривание всех помещений школы.

Если соблюдать эти несложные правила, то процесс эвакуации может занять от трех до пяти минут. И будет замечательно, если сигнал в вашей школе оказался всего лишь учебной тревогой, и вы смогли ещё раз повторить действия при пожаре.

Данные правила поведения при пожаре разработаны для обучающихся, с целью сбережения их жизни и здоровья во время возможного пожара в школе, в доме или квартире, лифте, в подъезде или на улице.

Правила поведения при пожаре в школе

1. Для предупреждения пожара в школе соблюдать правила пожарной безопасности для детей в школе

2. При пожаре в школе, если нет возможности справиться с огнем самостоятельно, необходимо организованно покинуть помещение.

3. Следует заранее изучить план эвакуации школы. Вы можете найти его в кабинете, на любом этаже в школьных коридорах и холлах.

4. Главный враг эвакуации из горячего помещения - паника. Паническое движение часто заканчивается человеческими жертвами. Причем паника может возникать даже в тех случаях, когда реальной угрозы развития пожара нет. Поэтому от Вашей выдержки, собранности и хладнокровия может зависеть жизнь Ваших товарищей.

5. При возможности позвоните по номеру 101, 112 и вызовите пожарную службу. Но сделать это можно при одном условии, если нет угрозы для жизни. Если она есть, спасайте себя и всех, кто в этом нуждается.

6. После эвакуации из школы - не расходитесь. Пусть учитель убедится, что все на месте.

7. Не можете покинуть школьное помещение через выходы, выбирайтесь через окна. Но не забудьте, крыльев у Вас нет. Зато у пожарных есть лестницы, и они обязательно приедут и выручат Вас, если вы будете терпеливыми, спокойными и подготовленными к чрезвычайной ситуации - пожару.

Правила поведения при пожаре в доме, квартире

1. Общие правила поведения при пожаре в доме, квартире

В вашем доме, квартире или на даче начался пожар? Что делать и чего нельзя делать?

Звоните в пожарную охрану по номеру 101 или в ЕДДС 112 и сообщите о происшествии. По возможности, оповестите взрослых.

Постарайтесь затушить огонь своими силами. Но помните, если с огнем не удалось справиться в течение нескольких минут, то дальнейшие попытки бесполезны и смертельно опасны.

Для предупреждения пожара дома нужно соблюдать правила пожарной безопасности в доме.

2. Чем можно тушить огонь на ранней стадии:

  • твердые предметы лучше тушить водой, песком, землей, плотной тканью или огнетушителем.
  • горючие жидкости можно засыпать песком, землей, накрыть плотной тканью или использовать огнетушитель.
  • электрические приборы и провода сначала обесточим, а потом тушим водой, плотной тканью или огнетушителем. ОСТОРОЖНО! Телевизор может взорваться, поэтому находиться слишком близко от него не стоит.
  • если от плиты на кухне загорелась кухонная утварь, шторы или полотенца, тушите огонь тряпками, обернув руки мокрым полотенцем; небольшое возгорание на кухне можно ликвидировать с помощью крупы, соли или стирального порошка.

Умейте пользоваться специальными средствами пожаротушения. Самым распространённым средством является огнетушитель. А также новое средство самосрабатывающий огнетушитель «шар», самый простой в применении и с возможностью самосрабатывания при горении. Огнетушитель или «противопожарный шар» должны быть в каждом доме. Ими можно потушить практически любой начинающийся пожар.

3. Как использовать специальные средства пожаротушения:

Обычный огнетушитель:

  • Сорвать пломбу;
  • Выдернуть чеку;
  • Направить раструб на пламя;
  • Нажать на рычаг.

Самосрабатывающий огнетушитель «Шар» просто бросить в очаг возгарания.

Основное правило тушения огня заключается в следующем: накройте горящий предмет плотной тканью или одеялом и немедленно выходите из помещения, плотно закрыв за собой дверь.

Если пожар набирает силу, надо спасать самое дорогое - себя, своих братьев и сестер, людей находящихся в доме.

4. Как выбраться из пожара дома:

Если вы проснулись от запаха дыма или шума пожара, не садитесь в кровати!! Вы вдохнете дым, а вместе с ним и ядовитые газы. Скатывайтесь прямо на пол. Там меньше отравляющих веществ и больше чистого воздуха.

Нельзя оставаться в горящем помещении и прятаться в шкафы или иные предметы мебели.

Защитите глаза и органы дыхания и пробирайтесь ползком по полу под облаком дыма к двери.

Осторожно прикоснитесь к ней тыльной стороной ладони. Если дверь горячая, за ней пожар. Не открывайте дверь.

Закупорьте щель под дверью любой тряпкой, при возможности мокрой, и ползите к окну.

Если удастся, накройтесь плотной влажной тканью, возьмите фонарик.

Не входите туда, где большая концентрация дыма или огня.

Если на вас надвигается огненный вал, не мешкая падайте, закрывая голову влажной тканью. В этот момент не дышите, чтобы не получить ожог внутренних органов.

Постарайтесь как можно скорее покинуть горячее помещение. Можно воспользоваться окном, если это 1 этаж. Помните, что каждый второй прыжок с 4 этажа и выше смертелен. Лучше ждите пожарных на балконе, а при его отсутствии в дальней комнате от пожара с окном. Помощь придёт.

Старайтесь привлечь к себе внимание.

Готовьтесь подавать сигналы спасателям куском яркой ткани с балкона или фонариком из комнаты (если дым снаружи).

5. Что нельзя делать при пожаре в квартире:

  • не начинайте тушить огонь до вызова пожарных, так как за это время может разгореться большой пожар;
  • не пытайтесь выйти через задымленную лестничную клетку (горячий воздух обжигает легкие, а дым очень токсичен);
  • не пользуйтесь лифтом;
  • не спускайтесь по водосточным трубам и стоякам либо при помощи простыней и веревок, если в этом нет острой необходимости (падение при отсутствии особых навыков почти всегда неизбежно);
  • не открывайте окна и двери (это увеличит приток кислорода);
  • не выпрыгивайте из окон (статистика показывает, что каждый второй прыжок с 4 этажа и выше смертелен);
  • не гасите водой включенные в сеть электроприборы (может произойти замыкание).

Звоните пожарным по телефону 101 или единую диспетчерскую службу 112. Сообщите адрес, причину вызова и наиболее короткую дорогу к вашему дому и свою фамилию и имя.

Правила поведения при пожаре в лифте

Пожар в лифте возникает чаще всего при неисправности электропроводки, а также при несоблюдении правил пожарной безопасности.

Не погашенные спички, окурки, брошенные на пол кабины или в шахту, способны привезти к возникновению пожара.

1. В кабине лифта запрещено:

  • курить;
  • зажигать огонь;
  • перевозить легковоспламеняющиеся жидкости.

2. Если кабина лифта загорелась:

  • сообщите о пожаре диспетчеру;
  • постарайтесь самостоятельно ликвидировать источник пожара;
  • попытайтесь выбраться из кабины лифта;
  • если не удается покинуть лифт, привлекайте к себе внимание, защитите органы дыхания одеждой и, сохраняя спокойствие, ждите помощи.

Правила поведения при пожаре в подъезде

Мусор, оставленный в подъезде - источник пожара.

Не погашенная сигарета, брошенная на пол - источник пожара.

Загромождать лестничные проходы - запрещено!

При обнаружение в подъезде сильного задымления или источника огня:

вызовите пожарную службу по телефону 101 и по возможности оповестите соседей.

не пользуйтесь лифтом, если выход на улицу не возможен, оставайтесь в квартире.

дверь надолго защитит вас от пожара, необходимо поливать ее изнутри водой и законопатить мокрой тканью все щели.

сохраняйте спокойствие, пожарные уже спешат Вам на помощь.

Правила поведения при пожаре на улице

На улице категорически запрещается поджигать сухую траву, опавшие листья или тополиный пух. Часто в результате таких действий огонь перекидывается на растения, обвивающие балконы, и по ним поднимается с первых до последних этажей, находя на каждом балконе дополнительный горючий материал, уходя в жилые квартиры и уничтожая все на своем пути.

При небольшом очаге возгорании попытайтесь сбить пламя сырыми ветками или засыпать землей.

Не старайтесь побороть огонь ценой здоровья и жизни, покиньте место пожара, вызовите пожарную службу по тел. 101.

Что нельзя делать при пожаре:

Открывать окна и двери: приток свежего воздуха поддерживает горение. Разбивать окно нужно только в том случае, если собираетесь из него выскочить (если этаж невысокий).

Тушить водой электроприборы, включенные в сеть.

Ходить в задымленном помещении в полный рост: дым всегда скапливается в верхней части комнаты или здания, поэтому лучше пригнуться или лечь на пол, закрыв нос и рот платком.

В задымленном подъезде двигаться, держась за перила: они могут привести в тупик.

Пытаться покинуть горящий подъезд на лифте (он может выключиться в любой момент, и вы окажетесь в ловушке).

Прятаться во время пожара (под диван, в шкаф): от огня и дыма спрятаться невозможно.

Смазывать ожоги маслом.

Бороться с огнем самостоятельно, не вызывая пожарных.

Не паникуйте! Это главный принцип поведения при пожаре.

Необходимо помнить, что в учебных классах образовательных учреждений пожар распространяется со скоростью 1-1,5 метра в минуту, в коридорах – 4-5 м/мин. При горении мебели и бумаги в учебных помещениях в воздухе скапливается оксид углерода, который при вдыхании его в течение 5-10 минут становится смертельным. Вот почему при чрезвычайной ситуации пожара в школе нужно действовать быстро, решительно и грамотно, в соответствии с разработанными ранее планами эвакуации и практическими отработками на случай пожара.

Основные задачи персонала при возгорании:

При первых признаках возгорания, запахе дыма или срабатывании системы оповещения о пожаре немедленно вызвать пожарных по телефону 01 (по мобильному – 911 или 112).

Оповестить о пожаре руководителя или ответственного за пожарную безопасность учреждения.

Без промедления, до приезда пожарных организовать эвакуацию обучающихся из здания школы.

Открыть все эвакуационные выходы из здания.

Обеспечить соблюдение требований безопасности работниками, которые по возможности принимают участие в тушении пожара имеющимися средствами.
Организовать встречу прибывающих пожарных подразделений.
После эвакуации детей по возможности проверить все помещения, чтобы исключить пребывание учащихся в опасной зоне: от испуга они нередко прячутся в укромные места.

Порядок действий учителя при пожаре:

Не поддаваться панике самому и успокоить детей.

В первую очередь эвакуировать детей из тех помещений, где находиться опасно для жизни, а также с верхних этажей, причем первыми выводят учеников младших классов.

Уточнить обстановку: нет ли задымления в коридоре, возможны ли вывод и эвакуация обучающихся.

Если выход из класса безопасен, построить учащихся. Портфели, одежду оставить на местах. Если есть, надеть на детей марлевые повязки для защиты органов дыхания. Взять классный журнал.

Выводить учащихся из здания школы по наиболее безопасному и кратчайшему пути. Учитель при этом должен идти впереди, а конце цепочки детей поставить самых рослых и физически развитых мальчиков, чтобы в случае необходимости они смогли оказать помощь более слабым.

По окончании эвакуации, в заранее определенном безопасном месте сбора, провести перекличку всех детей по спискам. Учитель должен неотлучно находиться рядом с выведенными из зданиям обучающимися.

Если коридор задымлен и выход из класса небезопасен, нужно закрыть входную дверь, уплотнить ее подручной тканью, посадить детей на пол и слегка приоткрыть окно для проветривания. Если на окнах металлические решетки, их необходимо тут же открыть. Как только услышите шум подъехавших пожарных машин, подайте сигнал, чтобы бойцы немедленно приступили к эвакуации детей через окна. Учитель в таком случае покидает класс последним.

Анализ обстановки с пожарами и их последствиями в городе Москве показывает, что в 2014 году в зданиях учебно-воспитательного назначения произошло 30 пожаров, 10 из них в школах. В первом квартале 2015 года в общеобразовательных учреждениях Москвы произошло уже 6 пожаровсо значительным материальным ущербом. Наиболее частыми причинами пожаров в школах является нарушение правил устройства и эксплуатации электроприборов и неосторожное обращение с огнем, также имеют место случаи поджогов.

Поэтому важно знать, как действовать в случае обнаружения пожара, правила эвакуации из здания школы и правила поведения в случае задымления основных путей эвакуации.

Сообщение о пожаре

В первую очередь при обнаружении пожара необходимо сообщить об этом педагогическим работникам, службе охраны, любому взрослому в школе. Вызвать пожарную охрану по городскому телефону 101 или мобильному телефону по номеру 112. Перед звонком необходимо успокоится. Вам обязательно ответят и внимательно выслушают.

Услышав ответ диспетчера: «Пожарная охрана», необходимо сообщить следующие сведения:

  • адрес пожара, номер школы;
  • наличие и характер опасности жизни и здоровью людей, особенно школьникам;
  • место возникновения (на каком этаже возник пожар, в каком помещении и т.д.);
  • что горит или характер ЧС, другого происшествия;
  • сведения о пожаре, которые могут повлиять на успешное выполнение задачи по его тушению;
  • назвать фамилию, имя, отчество (в том числе свой номер телефона).

Не торопитесь выключить телефон. Будьте готовы ответить на поставленные дежурным диспетчером дополнительные вопросы. Опрос заявителя диспетчер заканчивает фразой: «Пожарные машины выехали – встречайте!», после чего вы можете закончить разговор. По возможности организуйте встречу подразделений пожарной охраны и окажите помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара.

Объявление об эвакуации


Не надо кричать «Пожар». Известны случаи, когда крик «Пожар» вызывал панику с человеческими жертвами, хотя никакой угрозы для жизни людей не было. Способов объявления об эвакуации может быть несколько: оповещение голосом, подачей тревоги с помощью ручных или электрических звонков, при оборудовании здания громкоговорящей системой оповещения включением трансляции по всему зданию заранее подготовленного текста.

Проведение эвакуации

Каждый преподаватель и ученик должны быть готовы к действиям в экстремальной ситуации. В первую очередь необходимо провести эвакуацию людей из школы.

Администрация школы заранее разрабатывает план эвакуации людей на случай пожара, изучает его с персоналом школы и периодически отрабатывает действия с детьми. При возникновении пожара в школе необходимо по команде учителя построится в колонну по двое. Эвакуацию осуществлять по заранее определенным путям под руководством классных руководителей или педагогов, проводящих занятия в классе. При этом учителю необходимо взять с собой учебный журнал для проверки наличия учащихся. Замыкающими ставят наиболее физически подготовленных мальчиков. Двигаться быстрым шагом, но не бежать. При нахождении дыма на путях эвакуации необходимо прикрыть органы дыхания платком и передвигаться согнувшись.

Основными путями эвакуации являются лестничные клетки и стационарные пожарные лестницы. Иногда для вывода детей из задымленных помещений в безопасное место используют незадымленные помещения, расположенные в противоположной части здания, с последующим их выводом из здания. Старшеклассники могут оказать помощь педагогам в эвакуации детей начальной школы (помочь одеться, отвести в теплое помещение и т.д.).

Сбор эвакуируемых детей осуществляется в заранее определенном месте. Обычно это школьный двор. После выхода на свежий воздух из школы не разбегайтесь. Постройтесь по классам. Вас проверят по журналам и в случае отсутствия кого-либо из учащихся сообщат об этом сотрудникам пожарной охраны и организуют поиск. Школьников размещают, особенно в зимний период, в ближайших тёплых помещениях, которые должны быть предусмотрены заранее.

Возможности выхода нет




Если основные пути эвакуации отрезаны огнем или дымом, а вы находитесь в верхних этажах здания школы, не паникуйте. Не пытайтесь проскочить. Зайдите в класс или в другое любое помещение с окнами, где нет дыма. Необходимо позаботиться об изоляции помещения, в котором вы находитесь, от проникновения в него дыма и огня. Закройте дверь и законопатьте все щели в двери и вентиляционной решетке тряпками. Тряпки лучше сначала смочить. В качестве ткани можно использовать занавески с окон, детали одежды.

Окна не открывайте. Это может усилить тягу и приток дыма. Если в помещение попал дым, приоткройте окно и лягте на пол. Примерно в 15-ти сантиметрах от пола есть пространство с чистым воздухом. Дышать лучше через мокрую ткань или закрыв органы дыхания одеждой.

Самое главное - не паниковать. Вас обязательно спасут. Норматив времени прибытия пожарных подразделений в Москве составляет не более 10 минут. Пожарные по прибытии на пожар в первую очередь выявляют отрезанных огнем и дымом людей и направляют все силы и средства на их спасение.

При приезде пожарных необходимо открыть окно и позвать на помощь голосом и взмахами рук. Из горящих и отрезанных дымом помещений пожарные спасают учащихся через окна по ручным пожарным лестницам, спасательным рукавам, с помощью спасательных верёвок. Могут применяться пневматические спасательные устройства и натяжные полотна.

Тушение пожара подручными средствами


Ликвидировать горение можно попытаться самостоятельно с помощью подачи воды от пожарного крана или первичных средств пожаротушения. Самостоятельное тушение пожара оправдано только в том случае, если не представляет угрозы для жизни и здоровья человека - очаг возгорания (пламя) виден и к нему можно безопасно подойти на длину огнетушащей струи, то есть на начальном этапе горения. В противном случае необходимо предпринять меры к изоляции горящего помещения от поступления в него свежего воздуха (необходимо закрыть все окна и двери), отключить электроэнергию и немедленно покинуть помещение. Снижение кислорода в воздухе до 17% приводит к прекращению горения.


Не пытайтесь тушить пожар в задымленном помещении даже малой плотности. Это может привести к отравлению оксидом углерода (угарным газом! Содержание всего 0,1-0,5% оксида углерода в воздухе приводит к потери сознания и мгновенной смерти.

Текст подготовлен по материалам из открытых источников методистами по ОБЖ: Антоновым Н.В., Баклановым О.Ю., Бычковым В.А., Герасимовой С.И., Труховым П.В.

Похожие публикации