Энциклопедия пожаробезопасности

Педагогическим работникам положен удлиненный отпуск. Дополнительный отпуск педагогических работников

Работа действительно не из легких. Перечислим только лишь основные обязанности воспитателя детского сада:

Прием малышей в группу;
непосредственное участие в организации приема пищи, прогулок, дневного сна;
воспитание детей и всестороннее их развитие.

Чтобы педагоги попросту не сгорели на работе, им предоставляют достаточно продолжительный отпуск. Такой отдых воспитателям ДОУ действительно необходим. Без периодического восстановления сил качественно выполнять свои обязанности просто невозможно.

Сколько дней длится отпуск у воспитателя детского сада

За оставление графика отпусков отвечает администрация учебного заведения. В данном случае обязательно проводится определенная предварительная работа, поскольку нужно согласовать с представителями трудового коллектива время отдыха. Вместе с тем в особых случаях руководство имеет право отозвать из отпуска воспитателя. Однако здесь есть одно важное условие. Работник должен дать свое письменное согласие на отзыв. В свою очередь представители трудового коллектива могут обратиться к руководству с просьбой о предоставлении им неоплачиваемого отпуска.

Теперь давайте разберемся с тем, сколько положено отдыхать воспитателям детских садов. Законодательством отпускной период для представителей данной профессии отнесен ко 2-й категории педагогических специалистов. Соответственно, воспитатель детского сада имеет право на 42-дневный оплачиваемый отпуск. Здесь также следует сделать одно уточнение. В данном случае речь идет о календарных, а не о рабочих днях.

Выше мы уже отмечали, что воспитатели не так привязаны к учебному процессу, как учителя в школах, колледжах, институтах и так далее. Соответственно, отпуск они получают по принципу избирательной очередности. Привязки к какому-то конкретному времени года в данном случае нет. На продолжительность отпуска никак не влияют выслуга лет и трудовой стаж.

Вместе с тем продолжительность отпуска за свой счет не может быть более 14 дней. Причем руководитель учебного заведения может и не подписать соответствующее заявление работника в случае, если отсутствие данного воспитателя негативным образом скажется на работе детского сада или воспитательном процессе. Иными словами, каждое такое заявление рассматривается в индивидуальном порядке.

Также следует отметить и дополнительные отпуска, предусмотренные нормами действующего законодательства. Все связанные с этим вопросы решаются руководством детского сада. Например, дополнительный отдых может быть предоставлен сотруднику как награда за продолжительный труд, или в качестве поощрения за какие-то достижения. Нередко воспитателям ДОУ приходится работать в нестандартных рабочих условиях. В таком случае им может быть предоставлен дополнительный отпуск в качестве компенсации. В зависимости от места и условий работы, педагоги имеют право на продление отдыха до 56 дней.

Проблема

Здравствуйте! У нас возникла такая проблема, в нашем учреждении, т.е. Детский дом-интернат для умственно отсталых детей, есть педагогическая служба, осуществляющая обучение умственно отсталых детей. Согласно Постановлению Правительства РФ от 14.05.2015 N 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках", у воспитателей был отпуск 56 к.дней. И согласно Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601"О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2015 N 36204) пункт 2.5.Норма часов педагогической работы 25 часов в неделю за ставку заработной платы. И так как нет в интернате лицензии на обучение детей, то с 01.01.2016г. администрация детского - дома переводит воспитателей на 40 часов в неделю за ставку заработной платы. И отпуск с 56 календарных дней, переводит на 2-8 календарных дней. Правомерно ли это?

Решение

Здравствуйте. Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность , и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Закон предусматривает, что это деятелсность лицензируется, а раз лицензии нет, то образовательную деятельность она вести не может, и работники не могут быть признаны педработниками, а, следовательно, не могут иметь сокращенный рабочий день и удлиненный отпуск.

Раз у Вас эти условия были предусмотрены трудовым договором, то организация при изменении этих условий должна уведомить работников письменно не менее, чем за два месяца об изменении основных условий трудового договора. По -видимому, Вас и уведомили об этом. Если работники не согласны работать в новых условиях, допускается расторжение трудового довгоора по п. 7 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса с выплатой компенсации в размере двухнедельного среднего заработка.

Виктория, в нашем детском доме для умственно отсталых детей возникла такая же проблема. Вы пишите, что администрация должна получить лицензию на образовательную деятельность. Но это практически невозможно. Дети у нас очень сложные, есть отделения "Милосердие". Мы осуществляем не образовательную деятельность, а наверное относимся к организациям осуществляющих обучение. Обучаем наших воспитаников элементарным вещам. Возникает вопрос, ели мы не получим лицензию, то наш отпуск будет составлять 28 дней и продолжительность рабочей недели 30 часов?

Решение

Здравствуйте!

Если ваши ДИ соответствуют профессиональным стандартам - "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", справочникам квалификационным педагогических работников, должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, , эти названия указаны в штатном расписании работодателя, в ваших ТД, трудовых книжках, то отсутствие лицензии у работодателя на ведение образовательной деятельности не должно быть проблемой работников.

Заявление в инстанции можете подавать через Инет на сайт этих организаций (кроме суда), ответ в этом случае в течение 30 дней;

2. Изменение определенных условий ТД должно быть надлежащим образом оформлено:

Допсоглашение к ТД;

Приказ об изменение определенных условий ТД;

3. И конечно , изменить определенные условия ТД работодатель обязан правильно:

По соглашению сторон ст.72 ТК РФ, что вряд ли для вас приемлемо;

По процедуре ст.74 ТК РФ, которую вам уже объяснили.

Если документы не подписаны, процедура не проведена, то требуйте ее провести, а в период процедура обращайтесь с жалобой в инстанции, которые указала.

4. Тем более гарантии педагогическим работникам указаны в ст.333, 334, 335 ТК РФ.

Работодатель не может изменить эти условия в сторону ухудшения положения работников, это запрещено, применяться не может ст.57 ТК РФ.

У нас в области три Детских дома-интерната для умственно отсталых детей. И относимся мы не к Министерству образования, а к Министерству социальной политики Свердловской области. И лицензирование педагогической деятельности Министерству не нужно, и нет денег. Распоряжение Министерства соц.политики: всех педагогов работающих ДДИ для умственно отсталых детей перевести на 40 часов в неделю за ставку заработной платы, и при этом добавили, что для интерната это и лучше, т.к. воспитатели будут больше находиться с детьми. Должностные обязанности и зароботная плата остаются без изменения. Педагоги как вели занятия с детьми, так и должны вести. И получается, что лицензироваться не дают, педагогическая деятельность должна вестись. Но при этом отпуск уменьшается, часовая нагрузка увеличивается. Как нам получить лицензию?

И вот вам Информация из Инете марта 2015:

Умственно отсталых детей в Приозерске развивали без лицензии

В городе Приозерске Ленинградской области по постановлению прокурора руководитель детского дома-интерната заплатит штраф за осуществление деятельности без лицензии.

Как сообщили корреспонденту 47news в пресс-службе прокуратуры Ленобласти, Приозерской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения ЛОГСКУСО "Приозерский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" законодательства об образовании.

Установлено, что домом-интернатом осуществляются коррекционно-развивающие занятия с детьми по дополнительным общеразвивающим программам без наличия лицензии на образовательную деятельность .

В соответствии с частью 1 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Прокурором в отношении и.о. директора детского дома-интерната возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ (осуществление образовательной деятельности без лицензии) и направлено в мировой суд.

В настоящее время руководитель детского дома-интерната привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 руб.

И я ведь вам написала пути решения, куда обращаться по вопросу лицензирования, и того, что педработников из-за отсутствия лицензия лишают тех гарантий, которые им по ТК РФ установлены:

1. Профсоюз;

2. Департамент образования;

3. Администрация города, области;

4. И вот, основываясь на информации из Инета - прокуратура.

Читайте мой самый первый комментарий к вам, там все было указано:

"Если ваши ДИ соответствуют профессиональным стандартам - "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", справочникам квалификационным педагогических работников, номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, наименование ваших должностей соответствуют этим документам , эти названия указаны в штатном расписании работодателя, в ваших ТД, трудовых книжках, то отсутствие лицензии у работодателя на ведение образовательной деятельности не должно быть проблемой работников..........."

Я только про прокуратуру забыла совсем, вылетела она у меня из головы.

Удачи!

Уведомление подписать, взять на руки.

Вам нужны документы на основании, которых вы будете действовать дальше.

Если он не делает лицензию, то он должен исключить из ШР должности, которые соответствуют номенклатуре подработников, т.к. без лицензии не может вестись педдеятельность, а поэтому, все должности, которые ведут обучающую и педдеятельность должны быть исключены из ШР, а значит, работники, которые эти должности занимают, должны быть уволены по п.2 ст.81 ТК РФ сокращение численности или штата.

И я вам написала куда обращаться с жалобой по вопросу лицензии, вы уже подали жалобы в инстанции?! Если не подали, то подавайте, и пишите, что не делают лицензию, при этом, в ШР указаны должности, которые соответствуют номенклатуре педработников, а значит, эти работники должны пользоваться правами и гарантиями для педработников, которые предоставляет ТК РФ и другие нормативные документы, но из-за отсутствия лицензии, работодатель просто лишает этих гарантий работников, хотя, отсутствие лиценизии это и есть нарушение работодателя закона. Либо он ведет образовательную и педдеятельность, а значит, должна быть лицензия, либо не ведет, тогда значит, в ШР и таких работников не должно быть.

Я ведь написала, пишите жалобы в инстанции, все инстанции перечислила.

А что написать работодателю на это Уведомление, которое обязательно подписать и взять на руки, я вам сейчас или завтра сочиню.

Примерный текст заявления может быть следующим:

В случае нарушения трудового законодательства и моего незаконного увольнения, работодатель несет материальную ответственность в соответствии со ст. 234 ТК РФ. В суде я заявлю о компенсации мне морального вреда ст. 237 ТК РФ.

За нарушение трудового законодательства работодатель также несет административную ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ.

Считаю, что работодатель нарушает закон, не получив лицензию ведения образовательной деятельности, по факту эту деятельность ведет, т.к. в штатном расписании работодателя указаны должности, которые занимают работники, которые ведут образовательную и педагогическую деятельность. При этом, работодатель решил работников лишить тех прав и гарантий, которые предоставляет педагогическим работникам ТК РФ и другие нормативные документы.

Соответствующий ответ должен быть мне дан не позднее следующего дня после получения данного письма, либо не позднее следующего дня после возвращения на мой адрес уведомления о вручении данного заявления, иначе, я буду с полученным мной Уведомлением обращаться в инстанции, что может привести к нежелательным результат для работодателя.»

Вот пример еще одной лицензии по такому же дому-интернату http://ddi-ber.ru/licenzii.htm .

Вывод:

1. Лицензии две:

Медицинская;

Образовательная;

2. Обращайтесь с жалобами в инстанции;

3. Ухудшить гарантии, которые вам установлены в ТК РФ только из-за отсутствия лицензии, вина в этом только работодателя, не имеют права.

И вот вам пример, лицензии на образовательную деятельность такого же дома-интерната http://uso.admsakhalin.ru/kddi/wp-content/uploads/2015/05/doc00558320151015053147.pdf .

И я вам выше указывала, что если деятельность образовательная ведется, то она должна быть лицензирована, это не проблема работников, проблему должен решать работодатель.

А поэтому, я уже указывала куда с жалобой обращаться, добавляю еще прокуратуру, вот и действуйте, только жалобы подавайте коллективные.

Еще вариант , это обратиться к работодателю с требованием (заявлением), чтобы была проведена специальная оценка условий труда (Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").

Этот вариант будет выглядеть странно , т.к. особенности регулирования труда педагогических работников предусмотрены в главе 52 ТК РФ, что касается рабочего времени, отпуска в ст.333, 334, 335 ТК РФ, которые я вам уже указала.

Опять же специальная оценка условий труда это комплекс мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Примерный текст заявления работодателю с учетом Уведомления, которое вам выдали, может быть следующим:

«Я, ФИО, работаю в «…» (указываете название организации работодателя и его организационно-правовую форму собственности (ООО, ИП, ОАО и т. д.) в должности _____________________ с «___" _______________ 20__ г. по настоящее время.

Работодатель выдал мне такого-то числа уведомление №____ о том, что в связи с отсутствием у работодателя лицензии на образовательную деятельность, что предусмотрено ст.91 Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

В результате работодатель уведомил об изменении определенных условий трудового договора в части продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, рабочего времени, изменение предполагает ухудшение ситуации для работников увеличение времени работы до 40 часов в неделю, уменьшение оплачиваемого отпуска до 28 календарных дней.

Не могу согласиться с данным Уведомлением, т.к. отсутствие у работодателя лицензии на ведение образовательной деятельности не может отразиться на работниках, которые ведут эту деятельность у работодателя, а значит, и на их правах и гарантиях, которые предоставлены ТК РФ и другими нормативными документами для педагогических работников.

Тем более, если лицензии на ведение образовательной деятельности у работодателя нет, значит, не может быть и должностей, а значит, и работников, которые ведут образовательную должность у работодателя, т.е. работодатель обязан исключить из штатного расписания все должности, которые ведут образовательную деятельность, которую не могут вести, т.к. у работодателя нет на это лицензии.

Что означает, что исключенные из штатного расписания должности, которые ведут образовательную работу, которые занимают работники, должны быть уволены по п.2 ст.81 ТК РФ по сокращению численности или штата работников организации, с предоставлением всех гарантий, установленные законом ст.81, 82, 127, 136, 178, 179, 180, 140, 84.1 ТК РФ, Правилами об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР 30.04.1930 № 169 и протокола Роструда от 19 июня 2014 г. № 2 .

Прошу не подменять процедуру сокращения численности или штата другими процедурами, которые может попытаться применить работодатель, чтобы лишить меня гарантий, которые дает мне увольнение по пункту 2 части первой статьи 81 ТК РФ. В суде работодатель обязан будет доказать обоснованность проведения «другой» процедуры.

А при невыполнении мной норм выработки, неисполнении моих должностных обязанностей по вине работодателя, работодатель обязан оплату труда производить в размере не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной пропорционально фактически отработанному времени (ст. 155 ТК РФ).

Удлиненный отпуск воспитателя дошкольной образовательной организации при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Работаю воспитателем в дошкольной образовательной организации. Группа у меня общеразвивающей направленности, но с 01 сентября в нее был зачислен новый ребенок. Ребенок имеет проблемы со зрением и относится к категории детей с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время ежегодный оплачиваемый отпуск у меня составляет 42 календарных дня. На мой вопрос будет или нет увеличен отпуск до 56 дней администрация ответила, что необходимо для этого работать в группе, где все дети с ограниченными возможностями здоровья.

Прошу разъяснить зависит или нет удлиненный отпуск воспитателя (56 календарных дней) от:

— работы в группе, где все дети с ограниченными возможностями здоровья;

— количеством в группе детей с ограниченными возможностями здоровья.

Удлиненный отпуск воспитателя с точки зрения нормативной базы

Продолжительность ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков , утверждена постановлением Правительства РФ от 14 мая 2015 года № 466 (постановление № 466).

По общему правилу продолжительность удлиненного отпуска для педагогических работников дошкольных образовательных организаций составляет 42 календарных дня (пункт 1 раздела I приложения к постановлению № 466). Удлиненный отпуск продолжительностью 56 календарных дней установлен для педагогических работников, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (пункт 4 раздела I приложения к постановлению № 466).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования утвержден приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1014 (далее — порядок).

Пункт 13 порядка устанавливает, что образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах.

Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.

В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования.

В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, если в образовательной организации имеются группы компенсирующей или комбинированной направленности, то удлиненный отпуск воспитателя должен составлять 56 календарных дней.

Удлиненный отпуск воспитателя в зависимости от количества детей с ограниченными возможностями здоровья

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (далее — СанПиН) определено рекомендуемое количество воспитанников для групп компенсирующей или комбинированной направленности.

В частности пункт 1.12 СанПиН устанавливает максимальное рекомендуемое количество детей с ограниченными возможностями здоровья при комплектовании групп комбинированной направленности. Минимальное количество детей с ограниченными возможностями здоровья при комплектовании групп комбинированной направленности не установлено.

Постановление № 466 не устанавливает зависимость продолжительности отпуска воспитателя и количеством детей с ограниченными возможностями здоровья в комбинированной группе.

Таким образом, наличие в группе хотя бы одного ребенка с ограниченными возможностями здоровья является основанием для создания группы комбинированной направленности. И, как следствие, предоставление воспитателю удлиненного отпуска продолжительностью 56 календарных дней.

Подводя итог
Удлиненный отпуск воспитателя, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья, не зависит от количества таких детей или работы именно на группе компенсирующей направленности.

Все педагогические сотрудники в силу сложности своей профессии получают право на удлинённый отпускной период каждый год. Воспитатели детского сада считаются отдельным видом педагогических сотрудников, потому что у них не бывает общепринятого «учебного» года, и рабочее время подчинено более устойчивому распорядку, чем, к примеру, у учителей. Сколько дней отпуска у воспитателя детского сада, и есть ли какие-то дополнительные привилегии в плане отдыха для подобных сотрудников?

Правила расчёта

Продолжительность отпуска воспитателя детского сада не меняется в зависимости от выслуги лет, и чаще всего подобный отдых предоставляется в летние месяцы, так как большинство детей уезжает с родителями на лето отдыхать.

Однако, как таковых, летних «каникул» у воспитателей нет, и они могут брать отпускные дни в любое время.

Перед тем, как получить дни отдыха, воспитателям назначают в бухгалтерии своего учреждения специальную выплату – «отпускные», размер которых равен среднему заработку сотрудника за один день работы и умноженному на число суток, составляющих отпускное время.

В Трудовом кодексе по поводу правильности расчёта «отпускных» существует один нюанс: учитывая то, что размер рабочих суток каждый месяц меняется, установили среднюю величину дней в месяце – 29,3.

Этот коэффициент нужен для того, чтобы произвести несложный расчёт:

  1. Среднедневной размер заработка – это суммарный заработок и премиальные за год, умноженные на 29,3.
  2. Отпускные выплаты – это среднедневной размер заработка, который умножили на 42 дня.

Воспитатель детского сада причисляется ко второй категории педагогических сотрудников и получает право оплачиваемый отпуск в 42 календарных дня ежегодно.

Право на отдых ежегодно возникает у любого сотрудника дошкольного педагогического учреждения автоматически при поступлении им на любую должность. Однако, воспользоваться своими законными днями «без работы» работник сможет только при следующем условии: нужно проработать на момент получения отпуска не менее 6 месяцев.

После полугода работы сотрудник может, либо сразу же уйти в законный отдых, либо потребовать у работодателя часть дней отдыха, не больше 14 суток. Позднее воспитатель может в любое время трудового года взять законные отпускные дни.

Трудовой год – это особый показатель, который начинается со дня приёма воспитателя на место работы. Трудовые года считаются только в одной организации, и при переходе в другую дата отсчёта меняется и трудовые года начинают исчислять заново.

В основном педагогическом составе детсада находятся три категории воспитателей:

  • младшие воспитатели;
  • старшие воспитатели или методисты;
  • заведующий детского сада.

Естественно, взять дни отдыха, когда им захочется, все воспитатели все же не могут, так как это негативно скажется на обучающем процессе, поэтому воспитатели уходят по очереди в заранее определённые месяцы, которые как раз можно выбирать.

Заведующий же может уйти в отпуск исключительно по своим соображениям и желаниям, однако, чтобы тщательно контролировать процесс обучения детей, заведующие не отдыхают в сентябре - октябре, когда наплыв родителей, устраивающих своих детей в садик, особенно огромен.

Время отдыха разделяется на несколько видов:

  1. Технические дневные перерывы и выходные дни. 24 или 48 часов, если это двое суток, нужны человеку для отдыха от его основной рабочей деятельности. В это время он полностью освобождён от работы и может посвятить данные часы своим личным потребностям и делам.
  2. Ежегодный оплачиваемый отдых. Самый длинный по продолжительности отдых, оплачивать который должен работодатель. Для воспитателя детского садика его длительность, как уже упоминалось, составляет 42 дня. Для примера, ежегодный отдых учителя средней школы, равняется 56 дням.
  3. За свой счёт. Этот вид нужен для решения своих жизненных проблем. Его требуют у руководства в любом месяце трудового года. Ограничивается такой отдых двумя неделями, если не возникает других причин для того, чтобы его продолжительность была увеличена. Это отпускное время не оплачивается начальством и всегда согласовывается с руководством отдельно. Начальник вправе и не дать согласие на данное прошение.
  4. Декретный отпуск и отпуск по уходу за ребёнком. Специализированные дни «отдыха» от основной работы. В декрет работница, собирающаяся стать мамой, уходит на 7 месяце беременности.

После рождения ребенка ей также положен месяц декрета. А после этого уже можно оформлять отпуск по уходу за ребёнком до достижения им полуторагодовалого или трёхлетнего возраста. В такой вид отпуска может уйти как сама новоиспечённая мама, так, как и отец ребенка. Однако, находиться в таком длительном «отгуле» вправе только один из родителей.


Педагогические сотрудники имеют право на удлинённый отпуск, зависящий от их педагогической классификации, каждый год. Например, педагоги, преподающие на курсах повышения квалификации, педработники, обучающие инвалидов первой, второй и третьей групп или детей на коррекции, а также психологи, педагоги начального, среднего и высшего уровня получают удлинённый отпуск в 56 календарных дней каждый год.

Работники ДОУ получают 42 дня, что также считается удлинённым временем отдыха, так как по ТК РФ стандартный размер отпускного периода для работника составляет 28 календарных дней.

Существует также специальный вид отпускного периода без сохранения денежного содержания. Такой отдых все педагогические работники могут брать раз в 10 лет. Его длительность складывается исходя из пожеланий сотрудника и может составлять по своей продолжительности не более двенадцати месяцев.

Выданные на подобный отпуск часы естественно не оплачиваются, однако за сотрудником полностью сохраняется рабочее место и должность, как и в случае с декретом или отдыхом по уходу за ребёнком.

Помимо специального отпускного периода, педагогические сотрудники могут взять и отпускные дни, которые не будут оплачены - отгулы. Эти дни будут предоставлены сотруднику работодателем для решения проблем личного характера. Всего «отгулов» может быть до двух недель в трудовой год по законодательству для одного сотрудника. Он может взять их в любые дни.

Сюда, естественно, не входят больничные и командировочные листы, на которых зафиксировано официально число дней, в которые сотрудник отсутствовал на работе ввиду болезни или был в командировке.

Дни, добавленные помимо годовых резервов, создадут ситуацию перерасчёта трудового стажа и к тому, что бухгалтерия вместе с руководством перенесёт отпускное время работника на более поздний период, так как им было взято отгулов сверх положенной нормы.

Отдых без сохранения денежного содержания также всегда согласовывается с начальством. Причём, как и в случае, с отпуском за свой счёт, работодатель может просто отказать в таком прошении работнику.

Такой отпуск попросил завуч средней школы, занимающийся педагогической деятельностью более 15 лет. Причина вполне уважительная – некому сидеть с новорождённой внучкой, так как у родителей (детей этого завуча) срочная работа за границей. В такой ситуации, директор отказывает в подобном длительном отпускном времени, так как завуч занимает очень ответственный пост и отвечает, к примеру, за всю методическую часть работы учреждения.

Скоро будут министерские проверки, а искать и обучать нового человека не предоставляется возможным. В этом случае работнице будет отказано. Однако, если домашняя ситуация действительно безвыходная, то завучу придётся принять ответственное решение и уволиться с хорошей должности по собственному желанию, либо родители будут искать временную няню для своего малыша. Но это по каким-то причинам может быть неприемлемо для них.

Решения в пользу подобного длительного отпуска без сохранения заработной платы зависят от руководства общеобразовательного или учреждения дошкольного образования.

  1. Участники ВОВ, узники концлагерей или репрессированные. Эти работники могут брать помимо предусмотренного ежегодного отдыха и отгулов длительный отпускной период, равный 35 суткам за один раз или по частям.
  2. Сотрудники, достигшие пенсионного возраста. Эти работники могут в любое время трудового года брать две недели помимо основных отпускных дней.
  3. Жены/мужья военнослужащих. Данная категория педработников также может рассчитывать на дополнительный отдых в две недели ежегодно.
  4. Педагогические работники, находящиеся в тяжёлых трудовых условиях, например, воспитатели детских садов, работающие на Севере, в условиях удлинённой зимней погоды и короткого светового дня. Им полагается также 24 дополнительных календарных дня, либо в приравненным к северным местностям – 16 календарных дней с процентной надбавкой к заработной плате.
  5. Сотрудники, имеющие инвалидность, как правило, третью рабочую группу или вторую с ограничением трудовой деятельности, например, для инвалидов детства. Для подобной плеяды работников дополнительно предоставляются отпускные дни – до 2 месяцев в году.

И наконец, неоплаченные дни могут быть предоставлены сотрудникам в связи с непредвиденными жизненными ситуациями, например, при несчастном случае или смерти близкого человека, чрезвычайном бытовом происшествии или при переезде на новое местожительство. Для подобных случаев работодателем выделяются от 3 до 5 дней для любого педагогического работника.

Оформление отпускных дней начинается прежде всего после согласования сроков отдыха между работодателем и сотрудником. Обычно, работник сам выбирает желаемые дни, а руководство соглашается, либо корректирует и предлагает на выбор сотруднику другое подходящее время.

Для учителей заведён особый порядок отпусков, который не вредит общеобразовательному процессу, а подчиняется ему. Именно потому такой порядок является незыблемым, так как очень сложно представить, чтобы учителя уходили в длительные отпуска по очереди. Это не только сорвёт весь процесс обучения, но и поставит под угрозу прохождение образовательной программы, поэтому для них время отпуска – это летние месяцы.

Воспитателям детских садов можно выбирать отпуск по своим личным предпочтениям и установленной работодателем очерёдности, без привязанности к определённому времени года.

При оформлении отпусков воспитателям заведующие дошкольного общеобразовательного учреждения могут оформить следующие виды приказов:

  1. Приказ о предоставлении отпуска по форме N T-6 и N T-6a. Данный приказ составляется в случае обычного ежегодного отпускного периода. В этой бумаге отражается стаж сотрудника и число отпускных дней, предоставленных ему по ТК РФ. Подобный отпускной период может быть компенсирован материально по прошению сотрудника, тогда издаётся приказ о выплате работнику компенсации за часть отпуска, дни которого будут оплачены работодателем.
  2. Приказ об отзыве работника из отпуска. Отзыв работника также осуществляется только, если служащий не против удовлетворить просьбу начальства выйти досрочно из отпускного периода, и данное согласие зафиксировано в письменном виде. Если подчинённый откажется по просьбе руководителя выходить, то это не будет рассматриваться, как нарушение трудового договора.
  3. Приказ о переносе отпуска. Подобный документ может быть оформлен только тогда, когда отсутствие работника может неблагоприятно сказаться на всем рабочем процессе, например, при государственной проверке. Только тогда отпускные дни могут с согласия работника быть перенесены на следующий год. По ТК РФ запрещается отказывать работнику в отпуске в течение двух лет, либо переносить отпуска тем сотрудникам, которые заняты на вредном производстве.
  4. Приказ о продлении. Продлить отпускные дни можно из-за временной нетрудоспособности сотрудника, либо, если он во время отдыха исполнял государственные обязанности.

К отпускному приказу прикладывается заявление на отпуск, написанное рукой сотрудника.

Уведомить сотрудника о том, какое решение принято по его ежегодному отдыху, начальник обязан не позднее 14 дней до предполагаемой даты отпускного периода.

Таким образом, воспитателям ДОУ, как сотрудникам второй категории педагогических работников, предоставляется 42 дня удлинённого отпуска каждый год. Это время в полном размере оплачивается работодателем вследствие чего выдаются «отпускные» – денежные выплаты равные среднедневному заработку работника, умноженному на число отдыха.

Кроме того, сотрудники дошкольных общеобразовательных учреждений могут уйти в неоплаченный отпускной период, либо после десятилетней выслуги потребовать длительный отпуск без сохранения заработной платы сроком до двенадцати месяцев.

Кому и в каких случаях положены дополнительные отпуска

Работникам образовательных учреждений, как и иным категориям специалистов, помимо основного отпуска может быть предоставлен дополнительный отпуск (ст. 116 Трудового кодекса РФ). Причем общая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска увеличивается на дни дополнительного отпуска.

Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам:

Занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

Имеющими особый характер работы;

С ненормированным рабочим днем;

Работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

В других случаях.

Образовательные организации с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников. Порядок и условия их предоставления прописывают в коллективных договорах или локальных нормативных актах, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Отпуск за работу в особых климатических условиях

Кроме ежегодных основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков, предоставляемых на общих основаниях, специалистам, которые трудятся в районах Крайнего Севера, положены дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня. А лицам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 16 календарных дней. При этом общая продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков работающим по совместительству устанавливается на общих основаниях (ст. 321 Трудового кодекса РФ).

Работа с вредными и (или) опасными условиями труда

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. В частности, на работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов (ст. 117 Трудового кодекса РФ). При этом продолжительность такого отпуска должна быть не менее семи календарных дней (постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870).

Применительно к учреждениям образования это основание для предоставления дополнительного отпуска касается помощников воспитателей в детских садах, яслях-садах, дошкольных группах детских домов и школ-интернатов, которые непосредственно обслуживают умственно отсталых детей, детей с поражением центральной нервной системы с нарушением психики и детей, больных туберкулезом (в учреждениях просвещения - для детей с малыми и затихающими формами туберкулеза). Поскольку эти должности введены вместо нянь, то указанным работникам должны предоставляться дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, предусмотренные для нянь этих учреждений пунктами 55 и 14 раздела «Здравоохранение» Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утвержден постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22). Такое разъяснение приведено в письме Минпроса СССР от 5 февраля 1987 г. № 9-М.

Отпуск при ненормированном рабочем дне

В данном случае речь идет о дополнительном ежегодном оплачиваемом отпуске специалистам с ненормированным рабочим днем, который предусмотрен статьей 119 Трудового кодекса РФ.

>|Ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению организации при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени (ст. 101 Трудового кодекса РФ).|<

Он прописывается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка.

Помните, такой отпуск не может быть менее трех календарных дней. Если учреждение бюджетное, то в зависимости от источника его финансирования (федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ или местный бюджет) порядок и условия предоставления такого отпуска устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами власти субъекта РФ или органами местного самоуправления. Например, постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2002 г. № 884 утверждены Правила предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета (далее - Правила). По нашему мнению, они применимы и для иных организаций.

Правила предоставления отпуска

Длительность дополнительного отпуска по соответствующим должностям устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка и зависит от объема работы, степени напряженности труда, возможности работника выполнять свои трудовые функции за пределами нормальной продолжительности рабочего времени и других условий. При этом необходимо вести учет времени, фактически отработанного каждым специалистом в условиях ненормированного рабочего дня (п. 3 Правил). Причем право на дополнительный отпуск возникает у специалиста независимо от продолжительности работы в условиях ненормированного рабочего дня (п. 4 Правил). Если же такой отпуск не предоставляется, переработка компенсируется с письменного согласия работника как сверхурочная работа.

Дополнительный отпуск суммируется с иными оплачиваемыми отпусками. В случае его переноса либо неиспользования, а также увольнения право на указанный отпуск реализуется в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ для ежегодных оплачиваемых отпусков.

Причем отмечено, что дополнительные отпуска, предоставляемые работникам с ненормированным рабочим днем, оплачиваются в пределах фонда оплаты труда (п. 7 Правил).

У каких специалистов рабочий день может быть ненормированным

Согласно пункту 2 Правил, в перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем включены:

Руководящий, технический и хозяйственный персонал;

Работники, труд которых в течение рабочего дня не поддается точному учету;

Специалисты, которые распределяют рабочее время по своему усмотрению;

Специалисты, рабочее время которых по характеру работы делится на части неопределенной продолжительности.

А в письме Минвуза СССР от 10 июля 1980 г. № 26 приведен более конкретный перечень работников, которым может быть установлен ненормированный рабочий день. К таким работникам в том числе относятся:

Начальники главных управлений (управлений) и их заместители;

Главные специалисты (главные инспекторы, методисты, экономисты и др.);

Главные бухгалтеры и их заместители, бухгалтеры, ревизоры, кассиры;

Проректоры и их заместители (кроме проректоров по учебной и научной работе);

Директора (заведующие) филиалами, учебно-консультационными пунктами и их заместители;

Помощники ректоров и проректоров по административно-хозяйственной работе;

Заместители деканов;

Руководители кружков учебных заведений;

Заместители заведующего кафедрой по научно-исследовательской работе;

Заведующие ординатурой и интернатурой;

Заведующие курсами по подготовке к поступлению в учебное заведение.

Согласно письму № 26, работникам в качестве компенсации за нагрузку и работу во внеурочное время может предоставляться дополнительный отпуск продолжительностью до 12 рабочих дней. Отметим, что в переводе на календарные дни это составит 14 дней.

>|Поскольку в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования шестидневная рабочая неделя, то 12 рабочих дней в переводе на календарные дни составят 14 дней.|<

Конкретную продолжительность дополнительного отпуска учебные заведения определяют сами. При этом, как мы уже сказали, отпуск за работу с ненормированным рабочим днем не должен быть менее трех календарных дней.

Важно запомнить

Дополнительный отпуск педагогических работников с ненормированным рабочим днем должен быть не менее трех календарных дней. Перечень категорий таких работников и конкретная продолжительность отпуска фиксируются в локальном нормативном акте организации. Дни дополнительного отпуска можно заменить денежной компенсацией как за сверхурочную работу.

Похожие публикации