Энциклопедия пожаробезопасности

Исследовательская работа "особенности культуры речи современной молодежи". Социальный проект «культурной столице – культуру речи

Научный форум молодых исследователей «Шаг в будущее»

Речевая культура современных школьников

Яркаева Виктория Эдуардовна,

МАОУ Вагайская СОШ

5 класс

Научный руководитель:

Акбашева Татьяна Павловна,

учитель русского языка и литературы,

МАОУ Вагайская СОШ

Российская Федерация, село Вагай

2017

Содержание

    Введение

    Сленг и его возникновение

    Электронная речь

    Заключение

    Использованная литература

    Приложение

Введение

Для данной научно-практической работы мы выбрали тему «Речевая культура современных школьников».

Речевая культура - это зеркало отражающее уровень языковой и общей культуры человека. Современные школьники забывают о нормах литературного языка, коверкая родной русский язык. Вот почему эта тема становится актуальной.

Гипотеза. Использование в речи нелитературных слов влияет на:

    общую речевую культуру учащихся и в связи с этим на культуру поведения;

    неграмотность речи.

Цель исследования - определить уровень владения учащимися нормами речевой культуры.

Задачи:

    расширить представление о речевой культуре;

    провести наблюдение за речью школьников среднего звена;

    составить список слов, засоряющих речь;

    провести опрос среди учащихся 5-6 классов;

    сделать выводы по теме исследования.

Объект исследования - речь учащихся школы Вагайской школы.

Методы исследования. Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы:

    теоретический (изучение научной литературы);

    эмпирический (наблюдение за речью учащихся).

Практическая значимость. Материал данной работы можно использовать на уроках русского языка при изучении темы «Лексика».

1.Начинает раздражать собеседников и становится неинтересным для окружающих.

2.Создает образ человека неуверенного в собственных силах. Его речь напоминает бессмысленный поток воды.

3.Часто путается в своей же речи. Если вы приведете свою речь в порядок, то ваши мысли также будут ясными, доступными для окружающих.

жизни - этакий борец за истину.

рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира.

должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей!

жизни - этакий борец за истину.

«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.

У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность. Молодежь так и живет – как бы пойдем, а как бы и не пойдем; как бы будем, а как бы и не будем. Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи.

Слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно.

«Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.

«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Интеллектуальный труд подыскивания нужного слова они перекладывают на собеседника. Впрочем, они склонны и остальные свои дела и обязанности перекладывать на других.

«На самом деле» используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных. Это люди, постоянно открывающие другим глаза на действительность. Безусловно, они свято уверены, что их мировоззрение единственно верное.

«Практически» – менеджерское слово. Очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями, особенно не задумывающимся о философском смысле жизни. Им, простите, не до таких пустяков. «Вообще-то» – словечко людей не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.

Сленг и его возникновение.

Наряду с литературным языком существует огромный лексический пласт, называемый сленгом. Отвечая на вопрос: «Сленг – что это такое?», следует заметить, что это слова, которые не являются общеупотребительными, ими пользуется обычно конкретный, определённый круг лиц в просторечье. Хотя в некоторых случаях он встречается и в художественной литературе, если автору необходимо передать живую речь персонажа.

Сам термин «сленг» в переводе с английского языка означает «речь социально или профессионально обособленной группы в противоположность литературному языку».

Сленговые слова и выражения начали появляться, когда распространились многочисленные неформальные молодёжные движения: стиляги, хиппи, панки, рокеры, эмо, готы и другие.

Рассмотрим в таблице некоторые слова и выражения, относящиеся к определённому молодёжному движению:

Все эти слова и выражения данные субкультуры используют с целью выделиться из толпы, показать свою исключительность и неповторимость (наряду с одеждой).

Подростковый или, по-другому, школьный сленг можно услышать в любом дворе, где встречаются ребята, примерно, одного возраста. Сленги подростков (примеры):

Молодые люди создали свой сленг, как языковый жест противостояния официальной идеологии. Таким образом, и появился в России сленг.

Электронная речь

21 век – компьютерный век. Школьники всё чаще предпочитают живому общению «электронное» общение. Переписываясь в социальных сетях, они не следят за своей письменной речью. В сообщениях школьников можно встретить следующие слова:

Как видно из данной таблицы, «электронные слова» - это сокращения. Такое общение – это огромная беда, так как школьники точно так же начинают писать и на уроках (например, в сочинениях). И с этой бедой необходимо бороться.

Мы составили следующую схему со способами избавления от «врага»:

    Необходимо осознать, что в речи есть нелитературные выражения (для этого можно записать свою речь на диктофон и прослушать).

    Надо расширять словарный запас. Для этого читаем как можно больше художественной литературы.

    Когда разговариваем, не надо торопиться. Необходимо думать над каждым словом, которое собираемся произнести.

    Помощь семьи (родителей) также важна. Родители должны следить за речью своих детей.

    Если писать изложения и сочинения, с «врагом» будет легче справиться.

    И надо развивать уверенность в себе. Ведь зачастую неуверенные в себе люди «прикрываются» нелитературными словами.

Заключение

Мы пришли к следующим выводам:

    речевая культура учащегося влияет на его успеваемость и поведение;

    необходимо избавляться от слов и выражений, засоряющих нашу речь;

    мы нашли оптимальные способы борьбы с ненужными в нашей речи словами и выражениями;

Данная исследовательская работа может иметь большую практическую значимость при организации школьного учебного курса и поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку.

Использованная литература

    2. Ильяш М. И. Основы культуры речи. Киев/М.И. Ильяш. - Одесса, 1984.-254 с.

    Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка»/С.И. Ожегов. – М, 2004.

    Фоменко Ю.В. Типы речевых ошибок: Учеб. пособие./Ю.В. Фоменко. - Новосибирск, 1994. - 189 с.

    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов:

Приложение

Анкетирование

а) мне не хватает слов

б) я сильно волнуюсь

в) они вошли в подростковую моду

г) нужно за короткиц срок без подготовки сказать что-важное

д) меня переполняют эмоции.

Результаты анкетирования мы отобразили в следующей диаграмме:

Автор проекта

Ефимова Ольга Владиславовна

Название проекта

Лексика Культура речи

Предмет, класс

Русский язык 6 класс

Краткая аннотация проекта

Программа по русскому языку в 6 классе на изучение темы "Лексика. Культура речи" отводит 6 учебных часов.

Успешной формой работы для изучения данной темы является учебный проект, который дает возможность учащимся лучше усвоить материал. Лексика учит нас правильности построения слов в предложении.

Она говорит о том, как важно грамотно, а самое главное, по смыслу подбирать выражения и понимать уместность их применения.

В результате реализации проекта учащиеся получат прочные навыки в использовании профессионализмов, диалектизмов, эмоционально окрашенных слов в речи при написании творческих работ.

План проекта

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос: Кто откроет секрет слова?

  1. Проблемный вопрос: Всегда ли можно употреблять профессионализмы в речи?
    1. Учебный вопрос: Какие слова называются профессионализмами?
    2. Учебный вопрос: Вы слышали какие-нибудь слова, относящиеся к профессионализмам?
    3. Учебный вопрос: Как определить в словаре профессионализм это или нет?
    4. Учебный вопрос: Что нужно сделать, чтобы составить предложение с профессионализмом?
    5. Учебный вопрос: Всегда ли можно употреблять профессионализмы в речи? Существуют ли ситуации, когда можно обойтись без них?
  2. Проблемный вопрос: Можно ли употреблять в речи диалектизмы?
    1. Учебный вопрос: Какие слова называются диалектизмами?
    2. Учебный вопрос: Как найти в словаре диалектное слово?
    3. Учебный вопрос:
  3. Проблемный вопрос: Может ли культурный человек использовать в речи жаргонизмы?
    1. Учебный вопрос: Какие слова называются жаргонизмами?
    2. Учебный вопрос: Согласитесь, что в речи культурного человека не должно быть места жаргонизмам. А вы как думаете?
    3. Учебный вопрос: Диалектные слова часто употребляются в литературных произведениях. Как вы думаете, для чего?
    4. Учебный вопрос: Могут ли подобные словечки заменить настоящие, точные и полновесные русские слова?
  4. Проблемный вопрос: Какие слова вы чаще всего употребляете в речи эмоционально окрашенные или нейтральные?
    1. Учебный вопрос: На какие две группы можно разделить все слова в русском языке? Приведите примеры слов из каждой группы.
    2. Учебный вопрос: Чем они отличаются друг от друга?
    3. Учебный вопрос: Как называются слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям?
    4. Учебный вопрос: Какой может быть эмоциональная окраска?
    5. Учебный вопрос: Какие пометы ставятся в словарях при эмоционально окрашенных словах?
    6. Учебный вопрос: Какую роль выполняют эмоционально окрашенные слова в речи?
  5. Проблемный вопрос: Почему некоторые слова выходят из активного повседневного употребления, становятся устаревшими?
    1. Учебный вопрос: Какие слова называются устаревшими?
    2. Учебный вопрос: Можно ли устаревшее слово найти в толковом словаре?
    3. Учебный вопрос: Какие слова называют историзмами?
    4. Учебный вопрос: Какие слова называют архаизмами?
    5. Учебный вопрос: Устаревшие слова часто употребляются в литературных произведениях. Как вы думаете, для чего?

Публикация учителя

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Пример продукта проектной деятельности учащихся

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Формирующее оценивание

Социальный проект:

«КУЛЬТУРА РЕЧИ УЧЕНИКА – ГАРАНТИЯ СЧАСТЛИВОГО БУДУЩЕГО»

Возраст участников проекта 14-17 лет

Потянихина Ольга,

ученица 9 класса.

Руководитель:

Бондаренко А.В.,

учитель письма,

чтения и развития речи

Гуманитарная секция

с. Павловск, 2014








  • Изучить уровень речевой культуры учащихся и их отношение к проблеме культуры языка;
  • Разработать план основных мероприятий по решению проблемы, обозначенной в проекте;
  • Привлечь к сотрудничеству в реализации проекта всех 14- 17- летних учащихся школы, учителей и специалистов;
  • Повысить активность учащихся школы в участии в мероприятиях, посвящённых проведению Месячника культуры речи;
  • Уметь работать в единой команде.

1.Конференция.

2. Нетрадиционное занятие. КВН

3. Игра по станциям.

4. Викторина «Насколько хорошо мы знаем русский язык»

5. Анкетирование .

6. Классный час «Путешествие в страну вежливости и этикета»


  • Разработка проекта
  • Подбор кадров (педагоги, воспитатели, учащиеся, специалисты школы)
  • Подбор материала (литература, программы по теме, диагностический материал)
  • Разработка текста анкеты и экспресс-интервью, вопросов.
  • Обучение учащихся тактике проведения интервью:
  • - Анкетирование
  • - Наблюдения
  • - Беседы


  • 1Какой уровень культуры речи в современном обществе?(высокий, низкий, средний) Большинство учащихся определили как низкий(74 %)
  • 2.Считаете ли вы, что русский язык загрязнён жаргонными словами и матами?(да, нет, не знаю) Большинство 79% отметили загрязнённость языка
  • 3.Используете ли вы в своей речи жаргон или мат?(Да, нет) Только 21 % опрошенных не используют жаргон и мат.
  • 4. Каково ваше отношение к ненормативной лексике и используете ли вы её в своей речи? 79% опрошенных используют её в своей речи и большинство показало терпимое отношение к данному факту.
  • 5Можем ли мы как-то повлиять в лучшую сторону на речевую ситуацию в нашей школе?(Да, нет, не знаю) 67% дали отрицательный ответ


  • Издание приказа о внедрении и реализации проекта.Запуск проекта
  • Авторы проекта проводят конференцию для того, чтобы убедить всех участников образовательного процесса в необходимости реализации данного проекта, заинтересовать их


-Работа по исследованию проблемы проекта старшими учащимися школы под контролем классных руководителей и воспитателей;

-Разработка и графическое составление плакатов для демонстрации на конференции;

-Проведение анкетирования;

-Обработка анкет, интервью, собранной информации;

-Анализ социологического исследования среди учащихся.








  • Сбор отзывов участников, партнеров о реализации проекта
  • Проведение коллективного анализа результатов проекта и участия учащихся в его реализации
  • Исследование изменений в речевой культуре учащихся (итоги анкетирования)
  • Публичное подведение итогов. Награждение наиболее активных участников.


  • Повышение интереса к культуре речи;
  • Повышение уровня культуры речи школьников;
  • Сокращение случаев употребления мата и жаргонизмов в речи;
  • Формирование навыков проектной деятельности учащихся.


« Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!» И. С. Тургенев.


Проект «Культура речи современной молодежи»

Введение.

Объектом изучения нашего проекта являются инновации в разговорном языке молодежи. Выбранная нами тема является актуальной, потому что нельзя игнорировать процессы, происходящие в родном языке, а главное - нужно помнить, что не только мы влияем на наш язык, но и он, в свою очередь, - на нас.

Цель данного проекта состоит в изучении причин возникновения и употребления сленга в языке современной молодежи.

Для достижения поставленной цели в работе предусматривается решение целого ряда задач:

Проследить пути развития сленга в России;

Выявить потребность современной молодежи в самовыражении и встречном понимании;

Изучить характерные особенности разговорного языка, которым пользуется молодежь с.Октябрьское Поворинского района.

^ Основная часть

Причины возникновения и употребления молодежного сленга

В юном возрасте хочется быть не таким, как все, отойти от «скучного» мира взрослых, родителей, учителей. Поэтому среди молодых создается специфическая лексика – сленг. Для того чтобы быть включенными в молодежное сообщество, стать в нем «своим», молодому человеку надо не только быть молодым по возрасту, но также и говорить на языке, свойственном его возрастной группе, а именно, владеть и пользоваться молодежным жаргоном.

Молодых привлекает то, что запретно или даже опасно, что находится за пределами представлений общества. Так, вместо велосипеда появляется велик, вместо джинсы - джины. Происходит замена «чужих» стандартных номинаций на «свои» эмоциональные и образные: таранить – «нести что-либо»; зырить – «смотреть», «наблюдать».

^ Этапы развития молодежного сленга (с 20-х годов ХХ века – по настоящее время)

Молодежные жаргоны - явление не новое в историческом развитии языка. В России первые исследования молодёжного жаргона относятся к 20-м годам ХХ века. Ряд исследований речи учащихся показал, что в язык школьников 20-х годов проникали жаргонные слова через общение с беспризорниками. Примерами могут служить сленговые слова из повести Л. Пантелеева «Республика ШКИД»: тискать- воровать, накатить – пожаловаться.

Следующий этап развития молодёжного жаргона – 50-е годы ХХ века. Это так называемый жаргон «стиляг», замкнутых групп молодежи. Для членов подобных групп были характерны поиски «легкой» жизни, увлечение модными вещами, западной джазовой музыкой. В результате некоторые наиболее экспрессивные словечки получили распространение в среде молодёжи, например чувак, чувиха – парень, девушка, стильно одетые; хилять-ходить, гулять

Третий этап – начало 70-80 годов, период застоя («брежневские времена»). В эти годы пришло к нам молодежное движение хиппи. В русский язык проникло много иностранных слов, например, хиппи, хипповать - вести себя независимо, пренебрегая общими правилами; видак- видеомагнитофон.

Четвертый этап приходится на 90-е годы и практически продолжается до сегодняшних дней. Эту волну в современном русском языке часто называют «жаргонным бумом» и связывают с криминализацией российской действительности. В сегодняшней речи и из уст юнца и из уст вполне интеллигентного человека мелькают такие слова и словечки, как «Не грузи!» « Не гони!» «Не тормози!» Понятно всем, хотя ни одно из слов не употреблено в своем литературном значении.

Причиной появления новых слов является стремительное развитие компьютерных технологий. Например, появление интернета позволило современной молодежи «зависать» в чатах и расширить свой круг общения. Происходит усвоение соответствующей нормы речи, например, чат,глюк, «аська».

Проблемой молодежного сленга занимаются такие известные языковеды, как И.Р.Гальперин, А.Н.Мазурова, Э.М.Береговская.

^ Результаты анкетирования учащихся по выявлению причин использования сленговых слов

Для выявления причин использования сленговых слов учащимися МКОУ «Октябрьская сош» мы провели анкетирование среди учащихся 8-11 классов в возрасте 14-17 лет. Количество анкетируемых – 30.

Доминирующими позициями стали ответы: «Потому что окружающие меня люди так говорят», «Хочу выглядеть крутым», «Это модно».

Учащиеся пользуются сленговыми словами при разговоре со сверстниками Такой результат позволяет еще раз убедиться в том, что сленг употребляется людьми определенной возрастной группы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

Использование сленговых слов в речи учащихся вызвано тем, что на языке сленга говорят окружающие их сверстники, слова кратки и эмоциональны, при помощи их легче выразить свои мысли.

Сленговые слова, употребляемые учащимися, связаны с социумом и учебой, то есть составляют общебытовой словарь.

Таким образом, все поставленные в исследовании задачи реализованы, цель нашего исследования достигнута.

Мы не думаем, что сленг это что-то вредное. Сленг был, есть и будет в нашей лексике, это заметно из текста нашего проекта. Современного школьника без сленга представить невозможно. Главные достоинства сленга – выразительность и краткость.

Но любой культурный человек может и обязан выразить любую свою мысль на литературном языке. Если человек постоянно выражает свои мысли языком сленга, ему очень сложно правильно и грамотно выразить свое мнение, поэтому необходимо всячески бороться с любыми проявлениями жаргонизации речи учащихся.

^ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Алексеев Д.И. Аббревиатуры как новый тип слов// Развитие словообразования современного русского языка. - М., 2006, с.13-38.

  2. Береговская Э.М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопросы языкознания. - 2006. - 3. - С.32-41.

  3. Борисова - Лукашанец Е.Г. Лексические заимствования и их нормативная оценка (на материалах молодежного жаргона 80-90 годов). - М, 2005. - 102 с.

  4. Грачев М.А., Гуров А.И. Словарь молодежных сленгов. - Горький, 2004. - 366 с..

  5. Мазурова А.И. Словарь сленга, распространённого среди неформальных молодежных объединений // Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений. - М., 2004.

  6. Матюшенко, Е.Е. Современный молодёжный сленг как атрибут молодежной субкультуры / Е.Е. Матюшенко // Вестник СНО. 19 / сост. О.В. Иванковская. - Волгоград: Перемена, 2003. - 19. - С. 97-102 (0,4 п.л.).

  7. Никитина Т.Г. Толковый словарь молодежного сленга. - М.: АСТ, 2003. - 736 с.

  8. http//www.filosofia.ru/i молодежный сленг как показатель общества

Республиканская специализированная физико-математическая средняя школа-интернат имени О.Жаутыкова для одаренных детей

г. Алматы

Кафедра русской филологии

Проект

«Мы – за культуру речи»

в рамках «Недели языков»

Учитель русского языка

и литературы

Есмагамбетова М.А.

г. Алматы, 2014 г.

Реализация проекта «Мы – за культуру речи»

в рамках «Недели языков»

В современном обществе одной из актуальных проблем является отсутствие культуры речи, пренебрежение нормами языка, повсеместное использование в речи бранной лексики. Ученики нашей школы, да и взрослые (учителя, обслуживающий персонал, родители) не составляют в этом случае исключение. В связи с этим появилась идея проведения в школе в рамках Недели языков проекта «Мы – за культуру речи» с широким привлечением учащихся и учителей к проблеме.

В конце августа 2014 года при планировании Недели языков заведующая кафедрой русской филологии Утешева Б.Ж. была предупреждена мною о проведении проекта «Мы – за культуру речи», организаторами которого планировались учащиеся 11-х классов.

Цель проекта: привлечь учащихся и учителей РСФМСШИ к проблемам сохранения культуры речи, бережного отношения к речи; сформировать свою позицию по отношению к проблеме, приняв участие в инсталляции «Мы – за культуру речи».

В первых числах сентября начался подготовительный этап: составлен план реализации проекта, определены ведущие проекта (ученицы 11 Д класса Баракбаева Фатима и 11 З класса Кошкарова Ботакоз), намечен сбор материала. На втором этапе определены ученики 11-х классов, которые выступили с интервью о культуре речи. Каждый участник приложил к своим ответам фотопортрет (в каждом из четырех 11-х классов был свой руководитель проекта). На завершающем этапе подготовки проекта собран материал (высказывания великих о языке, ответы учащихся об актуальности проблемы «Культура речи»), подготовлены стенды и основа инсталляции «Мы за культуру речи».

Проект был запущен 24 сентября 2014 года на большой перемене (11:30) в фойе школы. Ведущие проекта – Баракбаева Фатима и Кошкарова Ботакоз (фоторепортер проекта), ученицы 11 классов.

Ученикам были озвучены цель проекта и его задачи, предложены вниманию школьников ответы участников проекта, после чего задействована инсталляция. Первым участником инсталляции стал ученик 11 Е класса Гилажиденов Султан, сразу же ставший волонтером проекта.

Этим проектом заинтересовались и учителя, присоединившиеся к обсуждению проблемы и внесшие свою лепту в работу школьников.

Администрация школы: завучи Саякова Б. М. и Ахметбекова А.К. – приняла активное участие в проекте, оценив заинтересованность школьников и пользу проекта в привлечении к проблеме.

Проект длился до 29 сентября 2014 года, обретая все новых волонтеров.

и литературы Есмагамбетова М.А.

Ответы на вопросы учащихся 11-х классов

«Мы – за культуру речи»

Нужно ли мне самому развивать свою речь?

Актыбек Жанболат, 11 Д класс

Я считаю, что мне не так сильно это пригодится, но при этом это не будет лишним, если я смогу правильно выражаться в обществе. Это большой плюс для меня, чтобы люди понимали, что ты умен и знаком с грамотой. В случае, если я не буду развивать свою речь, мне будет сложно передавать свои мысли в устной или письменной форме, а в будущей работе, я думаю, мне этого особо не пригодится. Но нужно быть готовым ко всему, ведь из-за проблем речи и неумения четко выразить свою мысль, например, меня не возьмут на работу, так как не смогут понять меня. Наверное, все-таки нужно работать над своей речью.

-Что, по-вашему, такое – культура речи и нужно ли ее развивать?

Нысанбек Мирас, 11 Д класс

Культура речи – это, прежде всего, составляющая духовной культуры человека и уровня его общего развития как личности. Она свидетельствует о ценности духовного наследия и культурного достояния человечества.

Я считаю, что мы должны развивать свою культуру речи. Конечно, это выбор каждого человека, но всё Великое начинается с малого, с речи в том числе.

Почему мы так часто используем обороты и выражения , которые засоряют нашу речь ? Как можно решить такого рода проблему?

Левинишников Даниэль, 11 Д класс

Я уверен, что сейчас достаточно много способов развить свою речь: это и курсы по развитию речи, это и возможности интернета, но ничто не сравнится с чтением художественной литературы, любовь к которой нам прививают ещё в раннем детстве.

Почему с каждым годом всё больше людей пишут и говорят неграмотно ?

Буйтеков Бексултан, 11 Д класс

П о-моему, самой главной причиной является общий упадок образованности людей в целом, что связано с научно-техническим прогрессом. Сегодня люди все меньше уделяют время чтению книг, посещению театров и развитию своей речи. Все больше времени отнимают интернет, ТВ, смартфоны и т.п. Мы перестаем полноценно общаться, обсуждать проблемы, соответственно, в полной мере использовать речь. Это ведет к ее оскудению.

К сожалению, подростки забывают о том, насколько культура речи важна в жизни, но в последнее время я начал замечать, что всё больше моих друзей начинают уделять внимание данной проблеме.

Как вы относитесь к использованию мата в речи? Почему в речи часто используют жаргон?

Олжабеков Жаксылык, 11 Д класс

К использованию в речи брани и тяжелой ненормативной лексики отношусь крайне негативно. Считаю, что это показатель отсутствия воспитания, культуры человека и его невежества.

Жаргон – это ограниченная определенными условиями лексика, подчеркивающая изолированность определенного круга людей, не желающих быть похожими на других или стремящихся к засекречиванию речи от других. Этим и вызваны искажение норм речи, использование ненормативной лексики. Однако это ведет к обеднению речи, отсутствию ее культуры.

Нужно ли культуру речи развивать подросткам? Что вы делаете для того, чтобы развить свою речь?

Ахмедия Адильхан, 11 Е класс

Если будем игнорировать культуру речи сегодня, наша жизнь становиться ярче и богаче не будет. Уродливая речь – отражение уродливых сторон нашей жизни. Грубая и убогая речь ведет к грубости и неуважению в отношениях. Я уверен, что отсутствие культуры речи может привести к деградации личности.

Нам, подросткам, нужно развивать свою речь. Она поможет точно оформлять мысли, лучше понимать друг друга, проявлять уважительное отношение к окружающим.

Что я делаю для того, чтобы развивать свою речь?

Камбар Нурила, 11 Е класс

Я считаю, что развитие культуры речи – одна из актуальных проблем нашего общества. Возьмем нашу школу. Многие подростки, изучая основы естественно-математических наук, забывают о важности развития речи. Речевая культура – одна из составляющих сторон общей культуры человека. Она отражает культуру мышления, культуру поведения, культуру восприятия жизни. Начинать работу над культурой речи и ее совершенствованием нужно именно в подростковом возрасте, чтобы впоследствии иметь уже образцовую речь.

Для того чтобы развивать культуру своей речи, я расширяю словарный запас. Чем больше слов я знаю, тем богаче моя речь, тем свободнее и полнее выражаю свои мысли и чувства. Поэтому я стараюсь в свободное время больше читать качественную художественную литературу. Также я считаю, что нужно слушать дискуссии интеллектуальных людей, отличающихся культурой речи. Не менее важно очищение речи от грубой ненормативной лексики, от неправильного произношения и использования слов. Следование культуре речи влияет и на взаимоотношения с окружающими.

Так ли важно развивать культуру речи нам , подросткам?

Аманжолов Санжар, 11 Е класс

В современном мире этот вопрос является актуальным, так как культура речи – это путь к успеху в жизни. Без нее невозможно реализовать себя в по-настоящему развитом обществе.

Нам, подросткам, необходимо развивать свою речь. И дело вовсе не «пробивании в общество». Главное в том, что, развивая культуру речи, человек познает и улучшает себя, познает и улучшает мир.

Познавать себя и мир надо начинать именно с подросткового возраста, потому что в этот период жизни мы начинаем задумываться о смысле жизни, о выборе своего будущего и о себе как о человеке. Развивая свою речь, мы влияем на культуру взаимоотношений с окружающими и, что самое ценное, открываем для себя множество дверей в успешное будущее в обществе с высокой культурой жизни.

Нурпеис Даурен, 11 Е класс

Каждый день мы сталкиваемся с проблемой нарушения культуры речи. Отсутствие культуры речи демонстрируют сегодня многим: и дети, и взрослые. Эта проблема общества. Мне кажется, что культура речи тесно связана с культурой отношений. Отсутствие культуры речи свидетельствует о невежестве общества. Многие не задумываются над этой проблемой, не видя в этом никакой проблемы. Имея косноязычную речь, люди и не считают, что это так страшно. Некоторые даже утверждают, что примитивно и грубо сказать – это достоинство, зато нет лицемерия. Но ведь мы, огрубляя свою речь, огрубляем и свои отношения, огрубляем саму жизнь, опуская ее на низкий уровень. Разве это достоинство? Разве это достижение и смелость, когда общество само разрушает себя, через уродливую речь в том числе?

Отсутствие культуры речи – это не только употребление ненормативной лексики, но и пренебрежение нормами языка, что приводит к неуважительному отношению к самому языку, к самим носителям языка, что отрицательно влияет на жизнь общества в целом.

Что такое культура речи? Актуальна ли проблема культуры речи сегодня?

Раисов Тимур, 11 Е класс

"Культура речи – это понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка" (википедия). Согласен с этим определением.
С появлением интернета, а с ним и электронной почты, мы стали меньше внимания уделять культуре речи. Темп жизни увеличился, конкуренция возросла, и у нас уже не остается времени подумать и обсудить проблемы. Проблема культуры речи актуальна как никогда.

Когда у человека плохо развита речь, то ему трудно выразить свои мысли. Понятийный аппарат, который очень сильно зависит от речевого уровня, просто необходим нам на работе, в школе, в жизни. Мы живем ровно настолько, насколько хорошо мы умеем мыслить. А как возможно мыслить со скудным словарным запасом и с неумением с ним обращаться? "Встречают по одежке, провожают по уму". Не только по одежке, но еще и по речи. Согласитесь, ведь вам вряд ли понравится человек, который при первой же встрече покажет, что он и двух слов не может связать.
Важен в правильной речи и эстетический аспект, наслаждение говорить богатым и правильным языком.

Поэтому необходимо развивать свою речь, если мы хотим ясно и четко выражать свои мысли, иметь контакты доверия и порядочности с окружающими, получать удовольствие от общения и просто-напросто быть человеком, в полном смысле этого слова.

Я думаю, чтобы развить свою речь, нужно, в первую очередь, много читать. Читая и узнавая новое, мы делимся с окружающими, а для этого нам приходится использовать речь. Нам захочется рассказать о чем-то интересном также хорошо, как это сделал автор. И мы будем стараться говорить лучше, чтобы точнее выразить свою мысль. Еще надо больше говорить. Говоря, мы тренируем нашу устную речь, которая тоже очень важна.
В заключении хотелось бы привести простую, но убедительную статистику. Словарный запас Шекспира составлял 12 000 слов, в словаре Даля насчитывается около 200000, Менделеев располагал 11 000 слов, а словарь Эллочки-людоедки (прообраз ограниченного современника) из романа И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев» составлял чуть более 17 слов, универсальных на все случаи жизни. А сколько слов насчитывает ваш словарь? И в какой мере вы владеете культурой речи? Задайте себе эти вопросы и честно ответьте на них.

Нужно ли Вам развивать свою речь?
Макишева Заида, 11 Ж класс

Речь – это мощный инструмент. Посредством речи общаются, делятся мыслями. Я считаю, что развитая речь открывает множество возможностей. Во-первых, умение применения метафор и синонимов не только показывает богатство лексикона говорящего, но и богатство самой речи. Во-вторых, грамотная речь позволяет мыслить глубже и точнее. К тому же, человеку, умеющему правильно выражать свою мысль, легче отстаивать позицию, что немаловажно в условиях конкуренции.
Навыки общения необходимы как в повседневной жизни, так и в учебе.

Это и есть доводы, которыми я объясняю необходимость развивать свою речь.

Актуальна ли проблема культуры речи среди вас, подростков?

Шаймаханов Рамазан, 11 Ж класс
– По-моему, проблема культуры речи актуальна для всех возрастных групп. Но нам, подросткам, уже сейчас нужно работать над правильностью и грамотностью своей речи. На самом деле, мало кто может без изначальной подготовки обладать правильной речью.

Между собой мы спокойно говорим на жаргоне, порой даже матом, не думая о том, что приучаем наш слух к бранным словам. Впоследствии это ведет к деградации не только речи, но и самой личности.

Если мы сами начнем грамотно выражать свои мысли, развивать культуру речи, то, я уверен, наше общество постепенно станет более культурным.

Надо ли Вам развивать свою речь?

Жуманов Мухтар, 11 Ж класс

Развивать свою речь надо для того, чтобы быть понятым. Развивая свою речь, я смогу развиваться как личность, имеющая свое мнение и умеющая отстаивать свою позицию. Бывает, что собеседник не понимает меня потому, что я не могу донести до него свою мысль, и это хороший стимул для развития речи.

Нужно с интересом развивать свою речь, понимая необходимость ее развития. Мне хочется на равных общаться с ровесниками и старшими. Если я не могу выразить свои мысли, я становлюсь неинтересным окружающим. Все согласятся, что с неграмотным человеком трудно общаться. Это ведет к неуверенности и закрытости. Мне многому предстоит учиться. Главное, начать.

Что Вы делаете для того, чтобы развивать свою речь?

Шакенов Санжар, 11 Ж класс

В большинстве случаев, действия, которые способствуют развитию моей речи, являются вербальными тренировками. Будучи не только естественным, но и приятным способом развития речи, такие тренировки, частые и повторяющиеся, дают свой результат.

В быту, в школе, в любых ситуациях мы используем речь, но вопрос ведь в том: какую? Я предпочитаю использовать как можно больше синонимов к стереотипным выражениям, к примеру, ответу на банальный вопрос: «Как дела?».
Так что, опыт появляется в каждодневной практике, и хорошая речь не является исключением из общего правила.

Актуальна ли сегодня проблема культуры речи подростков?

Сисенбердиева Айдана, 11 ж класс

На мой взгляд, очень важно развивать культуру речи, но это умение приходит только с практикой. Поэтому надо пополнять свой лексикон, читать художественные произведения и общаться с людьми, обладающими грамотной речью.

Что ты делаешь для развития культуры своей речи?

Ильясов Ибрагим, 11 «З»

Я читаю книги, потому что это самый интересный и эффективный способ развития культуры речи. Читая тексты и вникая в них, я узнаю новые словарные обороты, цитаты, которые позже использую в речи. Также визуальное запоминание написания слов помогает мне поддерживать свой уровень орфографии. Чтение позволяет человеку свободно общаться с интеллектуальными людьми. Одна из моих самых любимых книг, полезных для развития речи, – роман Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина». Всем советую почитать!

Считаешь ли ты, что культура речи – актуальная проблема в нашем обществе?

Кадыров Данияр, 11 «З»

Несомненно, это одна из актуальных проблем, потому что в повседневной жизни мы очень часто сталкиваемся с проявлением отсутствия культуры речи, особенно среди молодежи. Нам, молодым, следует изменить отношение к речи. Культура речи – это неотъемлемая сторона жизни общества, отличающегося высокой культурой отношений, культурой быта, культурой труда, культурой созидания. Пренебрежение нормами речи сравнимо с пренебрежением обществом его культурой.

Именно поэтому я стараюсь развивать свою речь в соответствии с нормами культуры речи. И призываю молодежь следовать такому примеру!

Почему подросткам нужно развивать и сохранять культуру речи в повседневной жизни?

Литвинов Александр, 11 «З»

Культуру речи необходимо развивать каждому, прежде всего для самого себя. Как можно ясно выразить свои мысли, не используя правильную речь? Общение с людьми на высоком уровне культуры – еще одна из сторон необходимости сохранения культуры речи. Отсутствие чувства такта и культуры может привести к потере уважения к вам со стороны собеседника. Человек, не думающий или забывающий о культуре речи, неуважительно относится, в первую очередь, к себе и обедняет свою жизнь. Владение нормами правильной речи, следование культуре речи – верный путь саморазвития и успешности. Научиться такой речи невозможно за короткий срок. В этом деле нужна привычка. Поэтому и начинать нужно уже сегодня, пока мы еще подростки!

Что ты делаешь для того, чтобы развивать свою речь?

Умарова Шахзода, 11 «З»

Я читаю больше книг, так как это помогает мне запоминать слова и обогащать свой словарный запас. Незнакомые слова я ищу в словаре, запоминаю их и стараюсь правильно использовать в речи. Также для того, чтобы развить свою речь, я смотрю документальные и художественные фильмы, где можно услышать образцовую речь. Общение с людьми, чья речь является примером правильной речи, заметно улучшает и мою речь. Например, общаясь с дедушкой и бабушкой, я свободно учусь использовать свой речевой потенциал. В среде друзей-ровесников, на мое счастье, принято следить за своей речью, стремиться к использованию правильной речи. Я не обижаюсь, когда меня поправляют, ведь указание на ошибки в речи только во благо мне.

Несмотря на то, что пока у меня нет высокого уровня культуры речи, я делаю многое для его повышения! И с каждым годом я чувствую, что моя речь становится лучше!

Так ли важно развивать культуру речи подросткам?

Иман Зере, 11 «З» класс

Речь подростков пестрит сленгом, а то и нецензурными словами. Мы свели к минимуму употребление вежливых слов: «пожалуйста», «спасибо», «добро пожаловать», «извините». Зато наша речь богата на агрессивные «словечки». Грубость стала неотъемлемой частью нашей жизни. Так нужно ли нам что-то менять?

Не задумывались ли вы, что, активно употребляя слова, наполненные любовью к окружающим, вы измените свое отношение к миру, и он изменится к вам. Постоянно в ленте новостей Вконтакте мелькают высказывания: «Сделай добро, и оно к вам вернётся», «Если хочешь изменить мир, начни с себя». Однако мы видим лишь поверхностный смысл изречений, не задумываемся, что, употребляя слова, лишенные агрессии, мы передаем положительные эмоции, тем самым заряжая других своей позитивной энергией. Разве это не добро? Я думаю, начав с самого малого, допустим, сказав «спасибо», мы сможем осуществить нечто большее – приумножим добро.

Я думаю, что в наших силах изменить себя к лучшему. Так почему бы не начать с культуры речи? Ведь доброе слово – половина счастья.

Как Вы реагируете на пренебрежительное отношение к речи, отсутствие ее культуры?

Гаухар Мункеева, 11 «З» класс

Каждый раз, когда я становлюсь свидетелем отсутствия культуры речи среди ровесников и взрослых в нашем обществе, меня внутренне передергивает от такого убогого и бездумного отношения к языку. В голову проходит мысль: «Что почувствовали бы люди, если услышали бы себя со стороны?»

Я никого не осуждаю, понимая, что начинать нужно с себя. Как только мы сами задумаемся над этой проблемой, прислушаемся к своей речи, то, возможно, захотим говорить грамотно, правильно, красиво. Ведь тогда культура речи повлияет и на культуру в отношениях, что приведет к настоящему уважению себя и окружающих. Очень надеюсь быть услышанной!

Считаете ли Вы, что культура речи – актуальная проблема в нашем обществе?

Айнабекова Аида, 11 "З" класс

Каждый из нас часто слышит поток нецензурных выражений, изрыгаемых подростками, считающими, что употребление ненормативной лексики не является чем-то из ряда вон выходящим. Однако, несмотря на это, среди моих ровесников есть и такие, кто обеспокоен отсутствием культуры речи в юной среде, считая проблему актуальной. Я – из того числа.

Возможно, подростки самоутверждаются таким образом, поддерживая хорошие отношения со сверстниками. Негативное влияние оказывают также телевидение, журналы, музыка, интернет: многие из современных изданий для повышения рейтинга пренебрегают языковыми и даже нравственными нормами, подстраиваясь под вкусы непритязательной толпы.

Хорошей мотивацией к развитию культуры речи могут стать образцовая речь взрослых и чтение книг, имеющих глубокий смысл.

Хочется верить, что, благодаря усилиям родителей, учителей и, в первую очередь, самих подростков, мои ровесники начнут серьезно относиться к культуре речи.

Похожие публикации